Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Влияние продуктов термокаталитического окисления в дизеле на эксплуатационные свойства масел

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для определения влиянияе накопления сажи на высокотемпературные поверхностно-объёмные свойства исследовано товарное дизельное масло SAE 15W-40 API CI-4, в которое для получения суспензий сажи вводилась JIC в разных концентрациях. При температуре 240 °C, полученные суспензии и чистое товарное дизельное масло API CI-4 перемешивалась алюминиевым стержнем-электродом в течение 10 минут в стальной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ РАБОТЫ ДИЗЕЛЯ НА КАЧЕСТВО МОТОРНОГО МАСЛА
    • 1. 1. Условия работы моторного масла в дизеле
    • 1. 2. Отложения, образующиеся при работе дизельного двигателя
      • 1. 2. 1. Влияние состава базового масла на отложения в дизелях
      • 1. 2. 2. Участие сажи в образовании отложений в дизельных маслах
    • 1. 3. Механизм действия присадок в дизельных маслах
    • 1. 4. Методы оценки качества дизельного масла
  • ГЛАВА 2. ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 2. 1. Дизельные масла
      • 2. 1. 1. Минеральная основа дизельных масел
      • 2. 1. 2. Синтетическая основа дизельных масел
      • 2. 1. 3. Товарные универсальное и дизельное моторные масла
    • 2. 2. Присадки и загрязнители дизельных масел
      • 2. 2. 1. Присадки, применяемые в дизельных маслах
      • 2. 2. 2. Загрязнители, образующиеся при работе дизеля
        • 2. 2. 2. 1. Органические загрязнители дизельных масел
        • 2. 2. 2. 2. Неорганические загрязнители дизельных масел
    • 2. 3. Оборудование для исследования моторных масел
      • 2. 3. 1. Исследование моторных масел на электрометрической установке
      • 2. 3. 2. Высокотемпературные испытания дизельных масел
    • 2. 4. Оценка показателей качества дизельных масел
      • 2. 4. 1. Оптические исследования
      • 2. 4. 2. Стандартные методы
  • ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ ЗАГРЯЗНИТЕЛЕЙ ДИЗЕЛЬНЫХ МАСЕЛ НА
  • ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ИХ
  • БАЗОВЫХ ОСНОВ
    • 3. 1. Оценка влияния состава базового масла на его термоокислительную стабильность
      • 3. 1. 1. Исследование состава базовых основ дизельных масел минерального происхождения
      • 3. 1. 2. Изучение состава базовых основ дизельных масел синтетического происхождения
      • 3. 1. 3. Определение механизмов превращений базовых масел в условиях каталитического термолиза
    • 3. 2. Оценка влияния сажи на изменение состава базового масла в зоне верхнего поршневого кольца работающего дизеля
    • 3. 3. Исследование термокаталитических превращений базовых масел в присутствии сажи
    • 3. 4. Изучение участия загрязнителей дизельного масла в образовании низкотемпературных отложений суспензиями базовых масел
  • ГЛАВА 4. ИЗМЕНЕНИЯ НА ПОВЕРХНОСТИ МЕТАЛЛОВ И В ОБЪЁМЕ БАЗОВЫХ ОСНОВ ДИЗЕЛЬНЫХ МАСЕЛ С ПРИСАДКАМИ В ДИЗЕЛЕ
    • 4. 1. Физико-химические превращения загущенных дизельных масел в условиях каталитического термолиза
      • 4. 1. 1. Влияние состава базовых компонентов на термическую стабильность загущенных основ дизельных масел
        • 4. 1. 1. 1. Влияние состава базовых компонентов на термическую стабильность загущенных основ дизельных масел
      • 4. 1. 2. Каталитический термолиз загущенных базовых компонентов дизельных масел с присадками
      • 4. 1. 3. Влияние термокаталитической активности металлов на превращения загущенных базовых масел в присутствии сажи
    • 4. 2. Взаимодействие присадок моторных масел с сажей в низкотемпературной зоне дизеля
    • 4. 3. Антинагарные свойства базового компонента дизельного масла с присадками и композициями присадок
      • 4. 3. 1. Превращения базового компонента дизельных масел с присадками в условиях каталитического термолиза
      • 4. 3. 2. Влияние загрязнителей на процессы нагарообразования базовыми компонентами дизельных масел с присадками
  • ГЛАВА 5. ПРЕВРАЩЕНИЙ МОТОРНЫХ МАСЕЛ В РАБОТАЮЩЕМ ДИЗЕЛЕ И В УСЛОВИЯХ ЛАБОРАТОРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ТАКИХ ПРОЦЕССОВ
    • 5. 1. Антинагарные свойства свежих и работавших в дизеле ^^ моторных масел
    • 5. 2. Разработка лабораторного метода для моделирования процессов превращений моторных масел при их работе в дизеле
      • 5. 2. 1. Влияние сажи на каллоидно-химические превращения дизельного масла в условиях каталитического окислительного термолизамасла
      • 5. 2. 2. Коллоидно-химические превращения моторных масел при работе их в дизеле и в условиях лабораторного моделирования такой работы
    • 5. 3. Влияние накопления сажи в дизельном масле на его антинагарные свойства
  • ВЫВОДЫ

Влияние продуктов термокаталитического окисления в дизеле на эксплуатационные свойства масел (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Идея проведения данного исследования принадлежит моему учителю, д.т.н., профессору Шору Г. И. (1926;2008гг.).

Дизельные двигатели получают всё большее распространение как силовые и энергетические установки: стационарные дизели, судовые, тепловозные, автотракторные.

Повышенная шумность, слабая разгонная динамика и черные клубы дыма из выхлопной трубы и другие факторы были неотъемлемыми недостатками дизеля в прошлом. Многие новые дизели — практически такие же тихие и динамичные, как бензиновые версии. Сегодня ими оснащают автомобили представительского класса такие как: Audi А8, Volkswagen Phaeton, Mercedes S-Klasse, BMW-Хсерии, VOLVO, PEUGEOT и другие.

Наряду с двигателестроением всё более жесткие требования предъявляются к экологической чистоте эксплуатации техники. Так, загрязнение атмосферы Москвы выхлопными газами автомобилей ежегодно составляет 750 тысяч тонн. Из них около 600 тысяч тонн угарного газа (СО), около 40 тысяч тонн оксидов азота и более 110 тысяч тонн углеводородов. Состав выбросов дизельных двигателей отличается от бензиновых. В дизельном двигателе происходит более полное сгорание топлива. При этом образуется меньше оксида углерода и несгоревших углеводородов. Но, вместе с этим, за счёт избытка воздуха и высокого давления в дизельном двигателе образуется большое количество оксидов азота [1].

При эксплуатации дизельных двигателей существенным загрязняющим фактором являются сажистые продукты неполного сгорания топлива. Для снижения их вредного воздействия на атмосферу предложено использовать рециркуляцию отработанных газов в камере сгорания, что приводит к значительному накоплению сажистых продуктов в моторном масле. Кроме этого, к накоплению сажи в масле приводит снижение температуры воспламенения дизельного топлива для уменьшения количества оксидов азота в выхлопных газах.

Если учесть недостаточную культуру утилизации отработанных масел в России, то экологическая проблема становится ещё более острой.

Не менее важной является не только экологическая, но и экономическая проблема: сажевые суспензии участвуют в образовании отложений на деталях двигателя, забивают масляные фильтры, что приводит к снижению моторесурса двигателя, и более частому проведению сервисных работ при эксплуатации.

Таким образом, необходимость изучения возможностей и способов снижения вредного воздействия сажи при эксплуатации дизелей является актуальной. Несмотря на значительный опыт, накопленный в этом направлении различными исследователями, недостаточно изучена связь между объёмными и поверхностными свойствами масляных суспензий сажи, что может быть осуществлено при помощи короткосрочных, относительно дешёвых лабораторных методов исследования роли сажи в процессе применения дизельных масел.

В настоящее время использование длительных моторных и лабораторных методов становится всё более дорогостоящим. При этом весьма заманчивым и целесообразным можно считать использование лабораторных экспресс методов, моделирующих физико-химические условия работы масел в реальных условиях применения.

Результаты исследования товарного дизельного масла SAE 15W-40 API CI-4, работавшего 130 ч в двигателе CUMMINS и модельных образцов после окисления приведены на рисунке 17.

Анализ диаграмм рисунка 17, построенных по результатам исследования масел окисленных в лабораторных условиях моделирования работы товарного дизельного масла в верней поршневой канавке и работавшего товарного дизельного масла, показал достоверность моделирования с загрязнителем. Показатели потенциалов электризации дизельного масла с 5% (масс.) JIC после 1 часа окисления в пятишпиндельной установке и работавшего масла отличаются всего на 0,5 В. Величина потенциала электризации масла без сажи почти в девять раз выше, чем у образца окисленного с сажей и работавшего масла.

Известно [70], что если даже абсолютное значение электрокинетического потенциала определяется не совсем точно, то*всегда есть возможность получить правильную картину его изменения под влиянием различных факторов. Учитывая высокую сходимость результатов, полученных этим методом (+10мВ), измерение потенциала электризации масла можно считать довольно точным.

Близкие значения показателей электропроводности работавшего в двигателе товарного дизельного масла и образца товарного дизельного масла с сажей, окисленного в течение 1 часа, показывают наличие дисперсной фазы, обладающей достаточным зарядом для разрушения мицелл моюще-диспергирующих присадок и распределение их по объёму. Значения электропроводности у этих масел отличаются незначительно, а с товарным дизельным маслом SAE 15W-40 API CI-4, окисленным в течение 1 часа без модельного загрязнителя отличие составляет почти 2 раза.

Таким образом, в образце масла, окисленного без загрязнителя, качественное изменение незначительно, и образец масла обладает более высоким запасом работоспособности. 8.

CQ 6 4 2 0 uИЗ от а).

0. Потенциал электризации масла, окисленного в течение 1ч Потенциал электризации масла с 5% масс JIC, окисленного в течение 1ч.

Потенциал электризации масла, работавшего 130ч. в дизеле 7 б).

Ш Электропроводность масла, окисленного в течение 1ч Электропроводность масла с 5%масс ЛС, окисленного в течение 1ч масла.

Я Электропроводность масла, работавшего 130 ч. в дизеле в).

Дисперсность чачстиц в масле CI-4 после 1ч окисления.

0. Дисперсностьчастиц в масле CI-4 с 5% (масс) ЛС после 1ч окисления Дисперсность частиц в масле CI-4 после 130 ч. работы в дизеле.

Рисунок 17. Показатели дизельного масла CI-4 работавшего в дизеле и после лабораторного моделирования работы в дизеле: а) потенциал электризации масла относительно стального электродаб) электропроводность маселв) дисперсность частиц в масле.

Дисперсность частиц в работавшем масле выше на 20% этого показателя у масла, окисленного с сажей, но значительно ниже (на 57%) масла, окисленного без сажи. Это различие может быть объяснено, тем что, несмотря на близость JIC к саже накапливающейся в моторном масле при работе дизеля, полностью смоделировать загрязнение товарного дизельного масла не возможно. В реальном двигателе состав и количество дисперсной фазы в масле, зависит от применяемого топлива, режимов работы и технического состояния двигателя.

В ходе сравнения результатов исследования образцов масел, экспериментально показана возможность использования ЛС в качестве загрязнителя при лабораторном моделировании и изучении процессов высокотемпературных превращений дизельных масел в наиболее теплонапряжённых частях двигателей.

5.3. Влияние накопления сажи в дизельном масле на его антинагарные свойства.

Одним из главных требований, предъявляемых к современному дизельному маслу, является увеличение срока его работы в дизельном двигателе. Кроме того, нужно учитывать, что автопроизводители в целях увеличения мощности и выполнения экологических требований, модернизируют дизеля, повышают степень их форсированности преимущественно за счёт регулируемого наддува с охлаждением наддувочного воздуха. Это приводит к увеличению механической и термической нагруженности, что отражается на состоянии дизельных масел, особенно в дизелях легковых автомобилей. Двигатель легкового автомобиля должен быть компактным, что приводит к снижению количества масла, уменьшению объёма масляной системы и рабочего объема. Следовательно, ухудшаеются условийя смесеобразования и сгорания по сравнению с большим дизелем.

Чтобы получить необходимую мощность при малом рабочем объеме, помимо наддува увеличивают номинальную частоту вращения коленчатого вала, которая может быть в 1,5 — 2,5 раза больше, чем на тяжелых грузовиках. Отсюда рост тепловых и механических нагрузок от инерционных сил на детали двигателя и разделяющие их масляные пленки при сокращении времени смесеобразования. В связи с этим, дизели легковых автомобилей нередко изготавливали с разделенными камерами сгорания. Такая организация рабочего процесса, позволяя увеличивать скоростной режим, имеет существенный недостаток — приводит к образованию большого количества сажи. В связи с этим, сокращено производство таких дизелей.

К увеличению содержания сажи в дизельном масле приводит: увеличение сроков службы масел до замены, использование рециркуляции отработанных газов, снижение температуры конца сгорания, многофазный впрыск топлива и другое. Вследствие этого, изменяются вязкостно-температурные свойства масла, что отражается на работоспособности не только масла, но и на состоянии двигателя.

Для определения влиянияе накопления сажи на высокотемпературные поверхностно-объёмные свойства исследовано товарное дизельное масло SAE 15W-40 API CI-4, в которое для получения суспензий сажи вводилась JIC в разных концентрациях. При температуре 240 °C, полученные суспензии и чистое товарное дизельное масло API CI-4 перемешивалась алюминиевым стержнем-электродом в течение 10 минут в стальной ячейке с доступом кислорода на одношпиндельной установке. На электрометрической установке измерялся потенциал электризации алюминиевого стержня-электрода и электропроводность исследуемых образцов. Результаты изучения влияния концентрации JIC на высокотемпературные поверхностно-объёмные свойства товарного дизельного масла SAE 15W-40 API CI-4 представлены на рисунках 18. О.

С сажи ЛС, % (масс.) 2 4.

3 Без сажи.

В 1,5% (масс.) ЛС 2% (масс.) ЛС 5% (масс.) ЛС модифицирование стержня.

Рисунок 18. Зависимость поверхностных и объёмных изменений масла.

SAE 15W-40 API CI-4 от содержания в нём ламповой сажи (ЛС) при перемешивании в ячейке алюминиевым стержнем-электродом в течение 10 минут при температуре 240 °C.

Экспериментальные данные, приведённые на рисунке 18, подтверждают предположение о влиянии концентрации ламповой сажи на высокотемпературные свойства товарного дизельного масла SAE 15W-40 API CI-4.

Изменение потенциала электризации алюминиевого стержня-электрода показывает, что содержание в масле CI-4 сажи 1,5% (масс.) незначительно снижает образование отложений на поверхности алюминиевого, по сравнению с содержанием в масле 2% (масс.) сажи JIC. При достижении концентрации ЛС в товарном дизельном масле CI-4 5% (масс.) приводит к снижению его термической стабильности и росту количества отложений, что следует из роста потенциала электризации алюминиевого стержня-электрода. Это объясняется данными, полученными в главе 4, где показано, что сажа не только накапливает продукты термолиза масла, но и активно взаимодействует с присадками повышающими антиокислительные и моюще-диспергирующие свойства масел.

Таким образом, проведённое исследование показывает, что накопление сажи в количестве 5% (масс.) в дизельном масле нежелательно[116].

О снижении моюще-диспергирующих свойств, товарного дизельного масла при накоплении в нём сажи можно судить, если проанализировать изменение электропроводности масла CI-4 (рис. 18).

Повышение электропроводности у масла API CI-4, содержащем 1,5% (масс.) на 30*10″ 10 См, по отношению к этому показателю у масла термообработанного без сажи, объясняется наличием дисперсной фазы, обладающей достаточным зарядом для разрушения надмицеллярных структур моюще-диспергирующих присадок и распределению их в объёме масла. Повышение концентрации ЛС до 2% (масс.) не снижает активности моюще-диспергирующих присадок, как в случае с дизельным маслом, содержащим 5% (масс.) ламповой сажи.

Согласно уравнению Эйнштейна-Смолуховского [70], подвижность частицы в дисперсионной среде (среднее квадратичное значение проекции смещения частицы) обратно пропорциональна величине динамической вязкости, величине коллоидной частицы и концентрации дисперсной фазы. Исходя из этой зависимости, перемещение сажи в масле может быть затруднено увеличением её концентрации, ростом динамической вязкости и коагуляцией. Учитывая, что основная часть моюще-диспергирующих присадок занята взаимодействием с сажей, а её движение затруднено, снижается электропроводность. При этом, снижаются электростатические барьеры, что приводит к снижению стабильности коллоидной системы масла, и следовательно к коагуляционным процессам в дизельном масле, содержащем 5% (масс.) сажи при десятиминутной термической обработке.

При содержании в дизельном масле 5% (масс.) сажи, силы Ван-Дер-Вальса преобладают над электростатическими, обеспечивающими электрофоретическое перемещение твёрдой фазы в дисперсионной среде. Коллоидная система сажевой суспензии масла, как всех коллоидных систем, стремится к минимизации энтропии. Резкое снижение электропроводности дизельного масла, содержащего 5% (масс.) JIC, указывает на снижение кинетической (седиментационной) и агрегативной устойчивости (наличие межфазной поверхности и противодействие её уменьшению). Снижение кинетической и агрегативной устойчивости в сажевой суспензии дизельного масла связано с тем, что моюще-диспергирующие присадки уже не могут создавать электростатические барьеры у поверхностей твёрдой фазы и металлов, и поддерживать высокую дисперсность суспензии.

Анализ экспериментальных данных, полученных в 5-й Главе позволяет сделать следующие выводы:

— изучена зависимость антинагарных свойств дизельных масел от состояния его коллоидной системы при работе в двигателе;

— разработан экспресс-метод (каталитический термолиз масла в течение 10 минут при температуре 240° в присутствии 5% массовых JIC, с определением изменений на поверхности металла катализатора — АЕэ и в объёме масла — D и %) оценки антинагарных свойств дизельных масел различного уровня эксплуатационных свойств;

— разработан лабораторный метод моделирования старения моторного масла в дизеле (моторные масла SAE 15W-40 API CI-4: окисленное в присутствии 5% (масс.) JIC в течение 1 часа при температуре 230 °C и после 130 часов работы в дизеле — имеют схожие физико-химические показатели);

— экспериментально установлено допустимое содержание сажи в товарном дизельном масле категории CI-4 по API (до 2% массовых). Накопление в дизельном масле CI-4 сажи в количестве 5% массовых приводит к значительному снижению его кинетической и агрегативной устойчивости.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М., М. «Чем дышит водитель?» // Полезные страницы, 1999, № 4.-с. 212
  2. О. М. Уход за тяжелой подъемно-транспортной техникой // Основные Средства, 2002, № 9. с. 24−26
  3. Ю.А., Шкаренко В. А., Резников, В.Д.Смазочные системы дизелей. Л.: Машиностроение, 1986. — с. 10−94.
  4. В.Д. Современные тенденции развития дизелей и требования к дизельным маслам. Применение дизельных масел с присадками в форсированных двигателях. М.: ЦНИИТЭнефтехим, 1966. — с. 5−16
  5. К.К., Виппер А. Б. Нагары, лаковые отложения и осадки в автомобильных двигателях. М.: Машгиз, 1956. — 153с.
  6. К.К., Химмотология топлив и смазочных масел. — М.: Военное издательство министерства обороны СССР, 1980. — с. 125−128.
  7. A.M. Присадки к смазочным маслам. Баку: Азернефтешр, 1960. -235с.
  8. .Г., Бутков Н. А. Об окисляемости трансформаторных масел // Нефтяное и сланцевое хозяйство, 1925, № 1.-е. 42−45
  9. .Г., Иванов К. И. Об окисляемости нефтяных масел // Нефтяное и сланцевое хозяйство, 1930, № 6. — с. 23−26
  10. Н.А. Об определении окисляемости изоляционных масел // Нефтяное и сланцевое хозяйство, 1927, № 9. — с. 31−33
  11. Н.И., Крейн С. Э. Окисляемость минеральных масел. 3-е изд., пер. и доп. — М.: Гостоптехиздат, 1955. — 372с.
  12. Н.А. Об антиокислителях // Нефтяное и сланцевое хозяйство, 1927, № 8.-с. 52−54
  13. Н.И., Крейн С. Э. Окисление углеводородов масляных фракций нефти // Нефтяное хозяйство, 1932, № 10. с. 27−32
  14. Н.И., Крейн С.Э Окисление углеводородов масляных фракций нефти (продолжение) // Нефтяное хозяйство, 1933, № 6.-с. 18−23
  15. Н.И. О причинах торможения реакции окисления углеводородов минеральных масел // Нефтяное хозяйство, 1945, № 4. -с. 35−38
  16. Н.И., Крейн С. А., Лосиков Б. В. Химия минеральных масел. 2-е изд., пер. и доп. — М.: Гостоптехиздат, 1959. — 416 с.
  17. Л.П., Крейн С. Э. Физико-химические основы производства нефтяных масел. М.: Химия, 1978. — 319с.
  18. Н.И. Технология переработки нефти и газа. Ч. 3-я Очистка и разделение нефтяного сырья, производство товарных нефтепродуктов. 6-е изд., пер. и доп. — М.: Химия, 1978. — 424 с.
  19. М.А. Химия синтетических масел. Л.: Химия, 1989. -233с.
  20. .Р., Плаксунов Т. К., Аншелес В. Р. и др. Высшие олефины. Производство и применение. Л.: Химия, 1984. — 252 с.
  21. Georgi C.W. Motor oils and engine lubrication // Chemistry and Technology of Fuels and Oils, -New York.: Reinhold, 1950. p. 147−149
  22. A.B. Механизм окисления масла в поршневых двигателях // Химия и технология топлив и масел, 1977, № 4. с. 34−37
  23. В.Л., Немсадзе Г. Г., Шор Г.И. Физико-химия работающих дизельных масел как дисперсных систем. М.: ГОСНИТИ, 2003. — 36с.
  24. О.А. Повышение эффективности масляных систем быстроходных судовых дизелей. Л.: Судостроение, 1970. -233с.
  25. М.А. Очистка масел в двигателях внутреннего сгорания. -М.: Машиностроение, 1983. с. 19−65
  26. М.А., Бунаков Б. М., Долецкий В. А. Качество моторного масла и надёжность двигателей. М.: Стандарты, 1981. — 231 с.
  27. М.А., Павлиский В. М., Карпенко В. В. Повышение надёжности автомобильных двигателей в пусковой период. М.: НИИНавтопром, 1979. — 77 с.
  28. Е.Г. Труды по вязкости жидкостей и коллоидных растворов. -М.: АН СССР, 1944.-217с.
  29. М.А., Пономарёв Н. Н. Распределение размеров частиц загрязнений в рабочих жидкостях. М.: Автомобильная промышленность, 1981, № 10. — с. 23−24
  30. В.Д., Шипулина Э. Н. Химмотологические аспекты анализа работавших дизельных масел. М.: ЦНИИТЭнефтехим, 1982.-58с.
  31. Шор Г. И., Морозова И. А., Лапин В. П. Исследование моющего действия присадок к моторным маслам в условиях электрического поля // Химия и технология топлив и масел, 1971, № 6. с. 26−30
  32. Ю.С., Шор Г.И. Радиоизотопы в исследовании свойств смазочных материалов. — М.: Атомиздат, 1967. — с. 33−70
  33. Ю.Н., Крейн С. Э., Калашников В. П. Маслорастворимые сульфонаты. -М.: Гостоптехиздат, 1963. 125с.
  34. К.К., Виппер А. Б., Зарубин А. П. К вопросу о механизме действия «моющих» присадок // Нефтяное хозяйство, 1951, № 1.-е. 52−55
  35. .В., Александрова А. А. Ускорить метод оценки моющих свойств присадок//Нефтяное хозяйство, 1952, № 6. — 49
  36. .В. и др. Основы применения нефтепродуктов. М.: Гостоптехиздат, 1959.- 155 с.
  37. А. Коллоидная химия. Перевод с болгарского. М.: Иностр. лит.1960.-332 с.
  38. Briant J., Bernelin В. Rev. Inst, franc. Petrole, 1959, № 14. p.1767
  39. Bernelin B. Rev. Inst, franc. Petrole, 1959, № 14. p. 1295
  40. Peri J.B. The Journal of the American Oil Chemists Society, 1958, № 1, 37. -p. 35
  41. Bascom W.D. et al. V World Petroleum Congress, section VI, 1959. p. 18
  42. B.A., Мерфи C.M. В сб. Новейшие достижения нефтехимии и нефтепереработки. Т. 2. -М.: Гостоптехиздат, 1961. с. 33
  43. Courtel R., Larbre J. Rev. Inst, franc, petrole, 1959, № 14. p. 1763
  44. Van der Minne J.L. Rev. trav. chim. Pays-Bas, 1946, № 65. p. 549
  45. Van der Minne J.L. Colloid Sci., 1952, № 7. p. 600
  46. Agius P.J., Mulvey D.J. Inst. Petrol., 44, 1958, № 416. p. 229
  47. ЮН., Крейн С. Э., Калашников В. П. Маслорастворимые сульфонаты. -М.: Гостоптехиздат, 1963. 125 с.
  48. А.В. Лиофильность дисперсных коллоидных систем. Киев. АН УССР, 1960.-212с.
  49. Bondi A., Physikal Chemistri of Lubricating Oils. N.Y.: Reinhold 1951. -p. 342
  50. Г. И., Цыганова E.B. В сб. Исследование и применение нефтепродуктов. М., Гостоптехиздат, 1948. — с.266
  51. Wood L.G., Buchwald Н. Indust. and Engng. Chem., 1956. p. 48
  52. Ю.С., Шор Г.И. В кн. Труды всесоюзного совещания по внедрению радиоактивных изотопов и ядерных излучений в народное хозяйство СССР. Т. I. М.: Гостоптехиздат, 1960. — с.329I
  53. Ю.С., Шор Г.И. В кн. Radioisotopes in the Physical Scienies and Industri. Innternactional Atomic Energi Agenci. Vienna, Globus, 1962. -p. 369
  54. Bodey A., Untersuchungen uber Korrosionsversichleibin Verbennungsmotoren. Deutsche Kraftfahrforschung, 1954. s. 84
  55. Van der Horst I.M., Schultze W.A., Electrochemical Cylinder Corrosion. Transactions of the ASME, 1962, № 4. s. 153
  56. Шор Г. И. Механизм действия и экспресс-оценка качества масел с присадками. М.: ЦНИИТЭнефтехим, 1996. 109с.
  57. Ю.С., Шор Г.И. В кн. Труды всесоюзного совещания по внедрению радиоактивных изотопов и ядерных излучений в народное хозяйство СССР. Т. I. М.: Гостоптехиздат, 1960. — с.329
  58. Ю.С., Шор Г.И. В кн. Radioisotopes in the Physical Scienies and Industri. Innternactional Atomic Energi Agenci. Vienna: Globus, 1962. -p. 369
  59. Zaslavsky Ju. S. et al. Amer. Soc. Lubricat. Eng. Trans., 8, 1965, № 1. -p. 78
  60. И.Ф., Лапин В. П., Шор Г.И. О механизме стабилизирующего действия присадок к моторным маслам // Химия и технология топлив и масел, 1965, № 4. с. 55
  61. Zaslavsky J.S. et al. Im Schmirstoffe und Schmirungstechnik, 1956, № 4. -s. 70
  62. Garner F. H. et al. J. Inst. Petrol, 1953, № 39. p. 676
  63. Courtel R. et al. Rev. Inst, franc, petrole, 1955, № 10. v. 477
  64. Шор Г. И., Лапин В. П., Лихтеров С. Д. Электровязкостные эффекты в смазочных маслах // Химия и технология топлив и масел, 1975, № 6. с. 36−39
  65. О.Л., Лукашевич К. Н., Островерхов В. Г. и др. Зависимость диспергирующей способности сукцинимидных присадок от разветвлённости алкенильного радикала // Нефтепеработка и Нефтехимия. -М.: ЦНИИТЭНефтехим, 1979, № 8. -с.18−22
  66. А.И., Главати О. Л., Черменин А. П. и др. Сравнительная оценка детергентно-диспергирующих свойств сульфонатов с различной щелочностью // Нефтепеработка и Нефтехимия. М.: ЦНИИТЭНефтехим, 1980, № 10.-с.15−17
  67. О.Л., Виппер А. Б., Марченко А. И. и др. Мицеллярная структура и механизм действия нейтральных и высокощелочных сульфонатов // Химия и технология топлив и масел, 1981, № 12. с.34−36
  68. О.Л., Главати Е. В., Виппер А. Б. Исследование удельной поверхности модельных загрязнений в моторных маслах //
  69. Нефтепеработка и Нефтехимия. Киев: Наукова Думка, ч. VI, 1983. -с. 172−173
  70. С.С. Курс коллоидной химии. М.: ХИМИЯ, 1976. — с. 512
  71. С.В. Применение смазочных масел в двигателях внутреннего сгорания. М.:Химия, 1979. -240с.
  72. В.Л., Немсадзе Г.Г.ДПор Г. И. Теоретические основы квалиметрии смазочных масел // Химия и технология топлив и масел, 2003, № 4.- с.33−34
  73. К.К., Гладких В. А., Зусева Б. С. Экспресс-методы опеделения сортов масел и присадок на диапазонном лакообразователе // Химия и технология топлив и масел, 1977, № 5. с. 46−48
  74. К.К., Никитин В. В., Радченко Е. Д. Основные задачи в области химмотологии на современном этапе // Химия и технология топлив и масел, 1977, № 4. с. 3−6
  75. Salomon Т., Harmful of electrostatic charges on machinery and lubricating oils. Journal of the Institute of Petroleum, 1959, № 423. p. 45
  76. Rouget J, Les avantages des aerosols thermiques de la protection anodique active pour les moteurs diesel de la flotte fluviale. Revue navigation interiure et rhenane, 1962, № 20. p.34
  77. Шор Г. И. и др., Бюллетень изобретений № 28, 1969, СССР: А.с. 251 799
  78. Ю.Ф., Виноградов Г. В., О скачке потенциала электризации при остановке потока пластичных дисперсных систем // Коллоидный журнал, том XXV, 1963, № 3. с. 147
  79. Ю.Ф., Думанский А. В., Электризация и реологические свойства пластичных неводных дисперсных систем II Коллоидный журнал, том XXIII, 1961, № 1. с.234−237
  80. ., Хемосорбция. М.: ИЛ, 1958. — 327с.
  81. Л. Н., Гомоюнова М. В. Эмиссионная электроника. М.: Наука, 1996.-546 с.
  82. Н. Теренин. Сб. Поверхностные химические соединения и их роль вявлениях адсорбции". Изд. МГУ, 1957. с. 206.
  83. Шор Г. И., Морозова И. А., Лапин В. П. Исследование моющего действия присадок к моторным маслам в условиях электрического поля // Химия и технология топлив и масел, 1966, № 2. с.38−43
  84. Шор Г. И., Лапин В. П., М., Наука, Электрические явления при трении и резании металлов, 1969.-е. 108−115
  85. И.Ф., Шор Г.И., Лапин В. П. Исследование некоторых функциональных свойств масел с присадками путём измерения электрических потенциалов на границе раздела металл-масло // Химия и технология топлив и масел, 1969, № 5. с.45−49
  86. В.П. Исследование некоторых эксплуатационных свойств масел с присадками электрометрическим методом // диссертация на соискание учёной степени кандидата технических наук. М.: ВНИИ НП, 1970.- 152с.
  87. В.А., Бартко Р. В., Кузнецов А. В. Определение эксплуатационных групп моторных масел// Труды 25 М.: ГосНИИ МО РФ, 2006, вып. № 53. — с. 234−238
  88. В.Д. Основы разработки дизельных масел // Химия и технология топлив и масел, 1990, № 7. с.45−49
  89. В.М. Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение. М.: И. Ц. Техинформ, 1999. -596 с.
  90. М.С., Морозова И. А. Влияние остаточных компонентов на стабильность масел к окислению // Химия и технология топлив и масел, 1983. № 1. с.29−30
  91. Didot F.E., Green Е., Jonson R.H., SAE Techn. Ser., 1984, № 872 126. 14 p.
  92. Hubmann A., Pass F., Tribologie und Schmeirungstechn, 1984, № 6.- s.330−337
  93. Hubmann A. Tribologie und Schmeirungstechn, 1986, № 4. s.210−217
  94. O.H. Поли-а-олефиновые масла. Химия, технология иприменение. М.: Техника, 2006 г. — 192 с.
  95. В.Д., Шипулина Э. Н. Количественный анализ эффективности детергентов в моторных маслах // М., Двигателестроение, 1981, № 1.- с. 4−6
  96. Bacovski М., Hrabovecky I. Ropa a uhlie, 1979, № 9. — s. 518−522
  97. Gegner E., Born A., Mineraloltechnik, 1987, № 8. — s. 30
  98. B.A., Хавин З. Я. Краткий химический справочник Л.: Химия, 1977- с. 51
  99. Справочник химика, т.З. Л.-М.: Химия, 1965. — с. 118, 522, 523
  100. .В. Основы общей химии, т.1. М.:Химия, 1973. — с. 60
  101. Шор Г. И., Евстигнеев Е. В., Лапин В. П. О связи противоизносных и противозадирных свойств смазочных масел с электрическим потенциалом на границе раздела металл-масло. // Химия и технология топлив и масел, 1972, № 10. с. 34−37
  102. Методы анализа, исследований и испытаний нефтей и нефтепродуктов, часть 3. М.: ХОЗУ Миннефтепрома, 1986. — с. 223
  103. Шор Г. И., Трофимова Г. Л., Иванова О. В. Экспресс-методы оценки термической стабильности присадок в маслах // Химия и технология топлив и масел, 1986, № 10. с.35−37
  104. Г. И., Коллоидная химия нефти и нефтепродуктов. М.: Знание, 1984.-64 с.
  105. М.А., Школьников В. М., Полиальфаолефиновые масла.- М.: ЦНИИТЭНефтехим, 1985. 67 с.
  106. Л.Х. и др. Синтетические масла, рабочие жидкости и их Компоненты. М.: Химия, 1980. — с. 29−32
  107. В.Д., Термические и каталитические превращения углеводородов и других соединений нефти. М.: МИНГ и ГП им. Губкина И. М., 1982. -98с.
  108. А.В., Немсадзе Г. Г., Меджибовский А. А., Тонконогов Б. П. Поведение вязкостных присадок в маслах при повышенныхтемпературах // Химия и технология топлив и масел, 2008, № 6. с. 26−27
  109. И.Р., Мусалов Ю. А. Применение герметизирующих жидкостей для защиты от коррозии баков-аккумуляторов // Химическое и нефтяное оборудование, 2007, № 4. с. 18
  110. Т.М., Граблин О. В., Лашхи В. Л., Раджабов Э. А., Коллоидная химия поверхностных процессов в маслах. М.: ЦНИИТЭнефтехим, 1996.-57 с.
  111. Т., Окисление металлов // Сб. Химия твердого состояния. М.: ИЛ, 1961. -446 с.
  112. И.Ф., Лапин В. П., Шор Г.И. Некоторые особенности механизма действия различных моющих присадок // Химия и технология топлив и масел, 1971, № 1. — с. 37−40
  113. Glavati G.L., Marchenko A.I., Kravchook G.G. New Ideas about the Mechanism of Action Detergent-Dispersant Oil Additives, Akta Chimica Hungarika, 1984, № 4. p. 367−375
  114. .П., Научные и прикладные аспекты теории нефтяных дисперсных систем. М.: Техника, 2000. — 335с.
  115. Л.А., Резников В. Д. Современные масла для судовых дизелей. -М.: ЦНИИТЭнефтехим, 1980. 64с.
Заполнить форму текущей работой