Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организационно-экономические основы становления и развития охотничьего туризма в России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

120 * 1. Процесс становления и развития охотничьего туризма в России в [гастоящее время активно продолжается. Как показано в работе, за последнее столетие он прошел четыре этапа. Первый этап, длившийся с начала века до Октябрьской революции — начальный этап развития охотничьего туризма, в основном выездного в страны Африки. Второй этап (с 20-х годов прошлого века до 1965 г.) — этап… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические основы развития охотничьего туризма
    • 1. 1. Сущность охотничьего туризма
    • 1. 2. Опыт организации охотничьего туризма в России
    • 1. 3. Особенности развития охотничьего туризма
  • 2. Оценка состояния охотничьего туризма
    • 2. 1. Объекты и способы охот
    • 2. 2. Организация охотничьего туризма
      • 2. 2. 1. Внутрихозяйственная организация
      • 2. 2. 2. Маркетинговые мероприятия
    • 2. 3. Экономическая эффективность
  • 3. Направления совершенствования развития охотничьего туризма
    • 3. 1. Совершенствование системы ценообразования
    • 3. 2. Стоимостная оценка трофейного потенциала
    • 3. 3. Социально экономические последствия развития охотничьего туризма

Организационно-экономические основы становления и развития охотничьего туризма в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

I.

Актуальность темы

исследования. Важнейшей задачей развития экономики России является эффективное, научно-обоснованное и неистощимое использование природных ресурсов. Теория покорения природы сменяется теорией коэволюции биосферы и общества, выработкой механизмов их гармоничного совместного развития.

Одной из специфических отраслей природопользования России является охотничье хозяйство, цель которого — рациональное использование, воспроизводство и охрана недревесной продукции леса, в первую очередь охотничьих животных.

Период распада старой системы ведения охотничьего хозяйства прошел и в настоящее время наблюдается формирование новых социально-экономических отношений в этой сфере. Активно развиваются перспективные направления ведения хозяйствования в отрасли, основанные на понимании собственниками необходимости сохранения и преумножения ресурсного потенциала. Основой для этого является самовоспроизведение охотничьих ресурсов. При создании ряда условий, таких как оптимальная структура популяции диких животных, необходимые кормовые и защитные условия, эффективная охрана и мониторинг — численность охотничьих животных не только не уменьшается в условиях нарастающей урбанизации, а напротив растет и стабилизируется на высоком уровне. Таким образом, получение I дополнительной товарной продукции или расширение сферы услуг возможно без нанесения ущерба окружающей среде.

Одним из наиболее перспективных направлений развития отрасли является охотничий туризм. Рынок услуг только для иностранных охотников-туристов в России оценивается экспертами на уровне 5−6 млн. долларов США в год, а емкость этого рынка в десятки раз выше. И это при том, что используется лишь малая часть охотничьего трофейного потенциала страны. Быстрыми темпами нарастает внутренний охотничий туризм. По сути дела происходит 4 закономерная частичная трансформация так называемой любительской или |портивной охоты в охоту трофейную. Каковы возможные размеры этого рынка можно представить, сравнив его с аналогичным рынком в США, который оценивался в 1996 году в 22 104 314 000 $ (Дежкин, Кузнецов, 1998).

По нашим предварительным оценкам охотничье-туристический потенциал только Иркутской области составляет в денежном выражении (по основным объектам охоты) около 74 млн руб.

Вопросы экономики и организации охотничьего туризма в России на сегодняшний день очень мало освещены, а поэтому требуют своей разработки и внедрения.

Стоимостная оценка трофейного потенциала до настоящего времени фактически не проводилась, а соответственно занижалась и общая комплексная оценка охотничьего потенциала.

Актуальность наших исследований обусловлена необходимостью развития охотничьего туризма, как эффективного механизма оздоровления охотничьего хозяйства регионов и России в целом.

Степень научной разработанности проблемы. Охотничий туризм — явление относительно молодое, зародившееся в 19-ом веке за рубежом. Описанию охотничьих экспедиций, вопросам их организации и экономики посвящены работы ряда зарубежных авторов, таких как Белл В., Бойз Ж., Меллон Д., Перцевал П., Роутер П., Тышкевич В., и многие другие. Из отечественных авторов, исследовавших аналогичные вопросы, следует (выделить Алексеенко В. Н., Андреева М. Н., Городетского В. В., Гумилева Н., Дебрина И. И., Дежкина В. В., Иванова Г. И., Козловского Н. С., Макарющенко.

B.В., Мельникова В. В., Мельникова В. К., Сыроечковского Е. Е., Тарасова.

C.М., Хохлова А., Штюрмера Ю.А.

Проблемам экономической (стоимостной) оценки охотничьих ресурсов посвящены работы Андреева М. Н., Домского И. А., Карелова A.M., Кузякина В. А., Мельникова В. К., Наумова П. П., Паненко А. Ф., Пермякова Б. Г., Сыроечковского Е. Е., Рогачевой Э. В., Шиляевой М. Н. и других.

Общие вопросы экономики и организации охотничьего хозяйства освещены в работах Андреева М. Н., Банникова А. Г., Гаврина В. Ф., Головнина Д. Н., Гусева O.K., Данилова Д. Н., Дементьева В. И., Дерягина В. Н., Дежкина В. В., Жарова О. В., Карелова A.M., Клокова К. Б., Клюшева А. Г., Копылова И. П., Корытина С. А., Кудрявцева Ю. А., Кузякина В. А, Мельникова В. К., Никольского А. А., Перелешина С. Д., Рахманина Г. Е., Реймерса Н. Ф., Рогачевой Э. В., Сафонова В. Г., Силантьева А. А., Скалона В. Н., Соколова Г. А., Стахровского Е. В., Сухомирова Г. И., Сыроечковского Е. Е., Туркина Н. В., Умнова А. А., Соловьева Д. А., Фандеева А. А. и др.

Вопросы классификации, организации, экономики, маркетинга и менеджмента услуг рассматривались в научных трудах таких зарубежных авторов, как К. Хаксевер, Б. Рендер, Р. Рассел, Р. Мердик, Т. Хилл, Котлер Ф. и др. Из отечественных ученых следует отметить Бурменко Т. Д., Кулибанову В. В., Маркову В. Д., Песоцкую Е. В., Челнокова А. и др.

Понятия, природа и классификация туризма нашли свое отражение в Федеральном Законе Российской Федерации «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», а также ряде международных документов, таких как Гаагская декларация по туризму, Хартия туризма, Кодекс туриста. Этому вопросу посвящены работы Уокера Д., Азара В. И., Александровой А. Ю., Анастасова Л., Дуровича А. П., Зорина И. В., Кабушкина Н. И., Квартальнова В. А., Козырева В. М., Кулагина Г. Д., Сенина B.C., Чудновского А. Д. и др.

Но в целом следует отметить достаточно слабую степень разработанности организационно-экономических вопросов именно охотничьего туризма в России.

Целью диссертационной работы является исследование вопросов становления и состояния охотничьего туризма в России и определение путей его развития.

Для достижения поставленной цели нами были поставлены и решены следующие основные задачи: 6 j проанализировать становление охотничьего туризма в России (ранее СССР) |i определить особенности и этапы его развития;

— дать современное понятие охотничьему туризму и определить его место в охотничьем хозяйстве;

— провести анализ организационных и технологических вопросов ведения трофейных охот;

— исследовать систему ценообразования на рынке «сафари»;

— определить экономическую эффективность охотничьего туризма и наметить пути ее повышения;

— разработать методику определения стоимостной оценки трофейного потенциала;

— проследить возможные социально-экономические последствия развития охотничьего туризма.

Объект диссертационного исследования — охотничий туризм в России (внутренний и международный).

Предмет исследования — организационно-экономические основы становления и развития охотничьего туризма в России.

Наиболее существенные результаты, полученные автором.

1. Дано определение охотничьему туризму как организованному, платному путешествию с целью трофейной охоты, обеспеченному комплексом специфических услуг. Установлено, что трофейная охота — основная услуга процесса охотничьего туризма, удовлетворяющая цели самовыражения и |самоутверждения туриста, оказываемая в местах туристского назначения и оплачиваемая либо до, либо во время путешествия.

2. Выявлен ряд особенностей процесса организации трофейных охот в рамках охотничьего туризма, основные из которых обусловлены необходимостью учета турагентом и туроператором (аутфиттером) культурной, психо-эмоциональной и физиологической специфики клиентуры.

3. Обоснована необходимость более активного внедрения в практику так называемой трофейной системы установления цен на объекты охоты.

Доказано, что взимание платы за отстрел, с учетом трофейных характеристик животного (особенно для копытных и крупных хищников), существенно увеличивает итоговую выручку от реализации тура.

4. Предложена методика расчета трофейного потенциала, которая включает порядок определения числа трофейных животных в структуре популяции и формулу определения трофейного потенциала. Исследования автора показали необходимость стоимостной оценки охотничьих животных с точки зрения их трофейных характеристик. Предложенная методика позволяет более полно оценить ресурсный потенциал регионов.

Методологическая основа работы заключается в использовании системного подхода, сравнительного анализа и синтеза, а также статистических методов обработки информации.

Информационную базу исследования составили законодательные и нормативные документы по вопросам темы исследования, монографические работы, статьи и тезисы отечественных и зарубежных авторов, материалы периодической печати по проблемам охотничьего туризма. Эмпирической базой работы явились ведомственные материалы ряда охотничьих предприятий и организаций, специализирующихся на организации трофейных охот, а также личный опыт автора от участия в охотничьих экспедициях.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в совершенствовании теории охотничьего туризма и разработке направлений его развития. Основные элементы научной новизны следующие:

1. Выявлены 4 этапа развития охотничьего туризма России в двадцатом веке: 1900;1917 — начальный этап, 1917;1965 — этап развития внутреннего некоммерческого охотничьего туризма, 1965;1989 — этап развития въездного иностранного туризма, 1989;2003 — современный этап. В качестве основного критерия выделения указанных этапов являлась смена государственной политики России (СССР) в сфере международных отношений.

2. Определены наиболее перспективные объекты и способы трофейных охот. Показана необходимость корректировки технологии добывания охотничьих 8 животных с учетом физиологических, психологических и культурных Особенностей клиентуры в процессе охотничьего тура.

3. Доказана высокая экономическая эффективность охотничьего туризма и необходимость его внедрения в охотничье хозяйство России, в том числе за счет комплексного подхода к маркетингу услуг и внутрихозяйственной организации трофейных охот.

4. Обоснована необходимость расчета трофейного потенциала территорий. Показано, что недооценка трофейных качеств охотничьих животных приводит к занижению их общей стоимости.

Практическая значимость работы. Рекомендации, разработанные автором и изложенные в работе, по вопросам внутрихозяйственной организации, маркетинга, ценообразования нашли практическое внедрение в производственную деятельность охотхозяйственных и туристских организаций в ряде регионов России и Иркутской области.

По материалам исследований автора ведется преподавание в тех вузах России, где проводится подготовка специалистов сферы услуг высшей квалификации (гг. Иркутск, Уссурийск, Благовещенск, Киров, Красноярск и.

ДР-).

По приглашению Дальневосточного отделения Российского представительства WWF автором был проведен в мае 2003 года семинар для турагентов и туроператоров Дальнего Востока по теме «Организация и экономика охотничьего туризма» в г. Владивостоке. I j Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения работы докладывались автором на конференциях международного, всероссийского и регионального уровней: 4-ой научно-производственной конференции охотоведов Сибири и Дальнего Востока в г. Иркутске (1989 г.) — Научно-практической конференции, посвященной 50-летию факультета охотоведения в г. Иркутске (2000 г.) — региональных научно-практических конференциях «Актуальные проблемы АПК» в г. Иркутске (2001, 2002 гг.) — международной научно-практической конференции «Охрана и рациональное использование животных и растительных ресурсов России» в г. Иркутске (2003 г.) — ежегодных конференциях профессорско-преподавательского состава ИрГСХА (ранее ИСХИ). Отдельные положения диссертации опубликованы в монографиях, научных статьях и учебных пособиях.

Публикации. По теме исследования опубликованы: монография «Охотничий туризм в России» (два издания), 1 учебное пособие (в соавторстве), практикум для студентов факультета охотоведения ИрГСХА (в соавторстве), информационный сборник «Организация иностранного охотничьего туризма на охотхозяйственном предприятии», 3 статьи (1 в соавторстве) и шесть тезисов (2-е в соавторстве). Общий объем публикаций по теме работы составляет более 26 печатных листов.

Объем и структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложений. Она изложена на 175 страницах машинописного текста, содержит 22 таблицы, библиографический список из 104 наименований, 8 приложений.

Заключение

.

Коэволюция человека и природы в настоящее время является единственно верным направлением развития отношений в сфере природопользования России. Только научно-обоснованное, рациональное пользование природными ресурсами, основанное на их мониторинге и охране, позволит сохранить и преумножить природный ресурсный потенциал. Охотничье хозяйство, специфическая отрасль экономики России, где функцию средств производства выполняют охотничьи животные. Именно их охрана, учет, воспроизводство и нормативное использование — основная задача современного охотничьего хозяйства. В настоящее время основные доходы^получаемые от использования охотничьих животных — это доходы от реализации товарной продукции охотничьего промысла (пушнина, мясо, побочная продукция). В 80-е года прошлого века объем получаемой товарной продукции оценивался от 200 до 400 млн. рублей (приблизительно одна четвертая часть — доходы от пушнины). Такая ситуация характерна для России и сейчас, но она объективно будет меняться (как показывает опыт зарубежных стран) в направлении расширения сферы услуг для охотников-любителей. В экономически развитых странах товарная продукция охоты — это примерно 1/300 часть доходов от охотничьего хозяйства (Сафонов, 2002). Суммарный экономический эффект складывается из средств, получаемых от лицензий, налогов, продажи охотничьего оружия и др. Значительную часть этих финансовых поступлений составляют доходы полученные от оказания услуг в сфере охотничьего туризма. С учетом того, что в России наблюдается активный рост «среднего слоя» населения, следует ожидать также и быстрого роста числа охотников-путешественников, на фоне увеличения размеров рынка въездного трофейного туризма. Все эти тенденции заставляют специалистов-охотоведов обратить пристальное внимание на вопросы организации, технологии и экономики охотничьего туризма (трофейных охот, как его части). По материалам проведенных исследований можно сделать следующие основные выводы:

1 120 * 1. Процесс становления и развития охотничьего туризма в России в [гастоящее время активно продолжается. Как показано в работе, за последнее столетие он прошел четыре этапа. Первый этап, длившийся с начала века до Октябрьской революции — начальный этап развития охотничьего туризма, в основном выездного в страны Африки. Второй этап (с 20-х годов прошлого века до 1965 г.) — этап некоммерческого охотничьего туризма. Он характеризуется активным развитие Jj (особенно в 50−60-е годы) внутрироссийского охотничьего туризма, инициаторами и организаторами которого являются сами охотники-путешественники. Фактически отсутствует специализированная сфера услуг и международный охотничий туризм. В теорию российского охотоведения внедряется термин «охотничий туризм». Третий этап (1965 — 1989 гг.) — этап планового развития охотничьего туризма в СССР. Формируется государственная система организации охотничьего туризма, ориентированная на въездной иностранный туризм. Система включает в себя единственного турагента (Госкоминтурист СССР) и ряд специализированных охотничьих хозяйств (до 20-и). Государство искусственно сдерживает рынок въездного туризма. Рынка выездного туризма фактически нет. Положительным опытом того времени следует считать высокий уровень организации трофейных охот, основанный в первую очередь на интенсивном ведении охотничьего хозяйства, и уровень трофейных цен на объекты охоты. Четвертый этап (с 1989 по настоящее время) — современный (рыночный) этап развития охотничьего туризма. Происходит резкое |расширение рынков международного и внутреннего туризма, при этом ¦последний развивается более активно. На общем фоне роста мировых цен в России наблюдается их демпинг, обусловленный рядом факторов. Трофейные цены в практике охотничьих предприятий используются редко, приоритет отдается паушальной системе ценообразования. Нормативно-правовая база несовершенна. Требуется упрощение ряда организационных вопросов, связанных с ввозом оружия и его оборотом на территории России, оформлением документов на вывоз продукции охоты (в частности передача полномочий СИТЕС в субъекты федерации), лицензированием туристской деятельности.

2. Основные объекты охоты трофейщиков-резидентов и иностранцев несколько отличаются. Иностранные клиенты в целом имеют более высокий уровень культуры трофейной охоты и лучшие навыки в ее проведении. Их требовательность к качеству трофея выше, чем у сограждан. Предпочтения нерезидентов сильно зависят от их национальной культуры, в связи с чем формируется маркетинговая политика турагентов. Основные охотники — это граждане немецкоговорящих стран. Они предпочитают охоту в основном в Европейской части России, что связано в первую очередь с транспортной схемой. Главные объекты охоты это сибирская косуля, медведь, глухарь (часто вместе с тетеревом), крупные копытные животные. Охотники из других европейских стран с желанием охотятся на пернатую дичь. Американские клиенты предпочитают охоту на горных копытных и медведя или лося, в том числе на Дальнем Востоке России. Перспективы развития въездного туризма из стран Азиатского региона не велики. Связанно это в первую очередь с отсутствием глубоких охотничьих традиций в Китае, Корее и Японии.

Российские граждане охотятся практически на все виды охотничьих животных, некоторое предпочтение отдается наиболее крупным из них. Для россиян не так важен выдающийся трофей, как возможность побольше пострелять (этим отличаются так же охотники из Италии и Испании). Активно растет рынок выездного туризма в экзотические страны.

3. Организация трофейной охоты в рамках охотничьего тура имеет целый ряд специфических особенностей и значительно более сложна, чем организация обычной охоты. Это связано в первую очередь со спецификой клиентуры, требующей международного уровня сервиса и гарантии отстрела желаемого трофея и соблюдения определенных культурных традиций. Вся организация охотничьего тура делится на внутрихозяйственную организацию, маркетинговые мероприятия турагента и туроператора и специфические туристские формальности, связанные с ввозом оружия и вывозом продукции j 122 4.

Ьхоты. Внутрихозяйственная организация включает в себя организацию Территории и оборудование угодийподготовительных мероприятий (подготовка требуемых документов, проведение мероприятий по повышению гарантированности отстрела, подготовку лагеря, транспорта, персонала и др.) — проживания и питания клиентапроцесса охотытранспортировки до места и в охотничьих угодьяхвзаимодействия персонала и связипервичной обработки и оценки трофеязаключительных мероприятий. В работе описана специфика всех указанных организационных вопросов и даны рекомендации по их совершенствованию. Маркетинговая деятельность туроператора сводится в основном к поиску квалифицированного и опытного турагента. Налаживание сотрудничества между ними происходит обычно в три этапа — это пробная (образцовая) охота, затем временный контракт на один год и далее подписание документов о долговременном сотрудничестве. Комплекс маркетинга турагента включает в себя четыре составляющих. Это определение метода ценообразования и окончательной цены тура, формирование пакета обязательных и дополнительных услуг, включаемых в тур, разработку наиболее эффективных методов продвижения туристического продукта на рынок охотничьего туризма в России и за рубежом, коммуникация своих услуг. На посреднике также лежат все туристские формальности, нормативно-правовая база которых, в отношении охотничьего туризма, требует усовершенствования.

4. Технология трофейных охот имеет ряд особенностей. Это такие из них, |как необходимость учета физического состояния клиента, его культурных взглядовдоставка клиента на дистанцию гарантированного выстрела по желаемому объектувыбор требуемого трофеякоммуникация в охотничьих угодьях (часто бессловесная или с ограниченным словарным ассортиментом) — возможность оказания помощи клиенту в поиске и доборе зверяправильная первичная обработка трофея.

5. На рынке охотничьего туризма сформировалось два основных метода установления цены на трофей. Это метод «АН inclusive» (паушальный) и метод формирования трофейной цены. В настоящее время преобладает первый из них в силу таких преимуществ, как возможность добыть выдающийся или, хотя бы, хороший трофей, без доплатыснятие с клиента каких либо финансовых обязательств перед аутфиттером на время тура.

Недостатки для клиента — это «вынужденная удовлетворенность» при отстреле животного с низкими тррфейными качествами и возможность задержки или невозврата цены отстрела, в случае безуспешной охоты и разночтении положений контракта, по чьей вине это произошло. Этот метод сегодня больше устраивает российских организаторов охот, ведь он требует значительно меньше хлопот. Основным его недостатком является «недобор» выручки за счет дешевой продажи больших трофеев. По этой причине мы рекомендуем в работе постепенный переход к трофейным ценам, что значительно повысит общий уровень доходов.

6. Основными статьями затрат на организацию трофейных охот являются: зарплата с начислениями (15−40%), транспортные затраты (до 60%), затраты на питание (6−15%), прочие прямые (4−10%). Доля общехозяйственных затрат в структуре себестоимости 10−22%. Путями снижения себестоимости могут стать: снижение транспортных затрат, за счет разработки альтернативных и более дешевых методов передвижения и (или) объединения охотников в группыснижение издержек по организации охоты (сокращение времени поиска животных) путем повышения квалификации обслуживающего персоналапроведение комплексных туров сразу на нескольких животных.

Доходы хозяйств складываются из стоимости отстрела (трофея), платы за обязательные и дополнительные услуги, доплаты за больший трофей, торговли и прочих поступлений. Фактический уровень рентабельности трофейных охот 10−150% (и выше). Увеличить доходы можно за счет расширения ассортимента услуг, улучшения качества сервиса, повышения трофейных характеристик охотничьих животных, введения шкалы доплат за хороший трофей, организации сувенирной торговли. Анализ капитальных.

Вложений показал, что в основной массе хозяйств срок их окупаемости 1.5−3 ^ода.

7. В работе доказана необходимость расчета трофейного потенциала как отдельных хозяйств так и регионов. Предложенная методика позволяет более точно оценить стоимость охотничьих животных, обитающих на определенной территории, с учетом их трофейных характеристик. Нормы возможного изъятия животных в целях охотничьего туризма могут быть рассчитаны специалистами-охотоведами на основе изучения трофейных характеристик животных, обитающих на исследуемых территориях. Полученные в результате стоимостной оценки трофейного потенциала показатели можно использовать как для расчетов проектной экономической эффективности хозяйственной деятельности охотпредприятий, так и для оценки ущерба, наносимого охотничьим ресурсам территорий.

8. Социально-экономические последствия развития охотничьего туризма мы рассматриваем с точки зрения организационно-экономического, социального и экологического аспектов. Как показано в работе, в ближайшие годы будет активными темпами развиваться рынок внутреннего и международного охотничьего туризма (до 50% в год), что приведет к увеличению числа специализированных охотничьих хозяйств и туристических фирм. Привлечение инвестиций в эту область повысит качество сервиса и гарантированность охот, основанную на научно-обоснованном управлении популяциями животных, их мониторинге и охране. Столкновение интересов Охотников-любителей и охотников-туристов в ближайшее время I маловероятно, но возможно в перспективе. Решение этого вопроса возможно путем установления квот в наиболее перспективных для трофейщиков регионах. Охотничий туризм может стать для целого ряда охотничьих хозяйств России важным источником средств, которые могут быть направлены на ведение охотничьего хозяйства. Этот вид природопользования уникален тем, что продается в основном не продукция, а процесс охоты, который позволяет многократно увеличить цену того же продукта. При этом, второстепенная, сточки зрения охотника-трофейщика, продукция (мясо, субпродукты, лекарственно-техническое сырье животного происхождения) остается в охотпредприятиях.

Реализация трофейного потенциала только одной Иркутской области может принести до 4 млн $, значительная часть которых должна быть использована на сохранение и приумножение природного потенциала. Доходы же российской экономики от продажи услуг в сфере охотничьего туризма (международного и внутреннего) реально могут вырасти в ближайшее десятилетие до 22.5 млрд. рублей в год.

Словарь терминов.

J.

Агент — индивидуальный предприниматель (фирма), специализирующийся на продаже охотничьих туров.

Аутфиттер (охотустроитель) — индивидуальный предприниматель или фирма, специализирующиеся на организации и проведении коммерческих охот. В обязанность А. входит доставка и отправка клиента, сопровождение его во время охоты, оформление всей необходимой документации. А. может иметь собственные угодья.

Валютная охота — трофейная охота иностранного клиента. Охотник-турист — охотник, путешествующий в целях трофейной охоты. Охотничий тур — готовый туристический продукт, включающий в себя путешествие с целью охоты и комплекс специальных услуг. Охотничий туризм — это организованное платное путешествие, обеспеченное комплексом специфических услуг, главной из которых является трофейная охота.

Охотничья экскурсия — кратковременное путешествие с целью охоты. Охотничья экспедиция — длительное путешествие с целью охоты. Паушальная цена (цена пакета) — цена тура, включающая все услуги плюс трофей, в независимости от его качеств.

Проводник — профессиональный охотник (егерь, охотовед), сопровождающий клиента на охоте и обеспечивающий отстрел желаемого трофея. J Руководитель охот — представитель охотничьего хозяйства, отвечающий за организацию и проведение коммерческих охот.

Сафари (в переводе с суахили — путешествие) — 1. Охотничье путешествие в Африку. 2. Всякое охотничье путешествие.

Трофейная охота (коммерческая охота) — организованная и оплаченная охота с целью добычи трофея. Это основная услуга процесса охотничьего туризма, удовлетворяющая цели самовыражения и самоутверждения туриста, оказываемая в местах туристского назначения и оплачиваемая либо до, либо во время путешествия.

Трофейная цена — цена, устанавливаемая в зависимости от качества трофея. Трофейщик (трофейник) — охотник-путешественник, основная цель которого — добыча выдающегося трофея.

Тур — комплекс услуг по размещению, питанию, транспортировке, страхованию, обслуживанию и др., входящих в одно охотничье путешествие. Турагент — поверенный, торгующий от имени туроператора его туристским продуктом.

Туродень — один день тура.

Туроператор — собственник туристского продукта, торгующий им самостоятельно или через турагента.

1 128 4.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Н. Особенности организации охотничьего туризма в Иркутской области и перспективы его развития.//Материалы конференции, посвященной 50-летию факультета охотоведения. Часть 2. Иркутск: ИРГСХА, 2000. 306 с.
  2. В.П., Вашукевич Ю. Е. Проблемы и перспективы развития охотничьего туризма в Иркутской области/ Охрана и рациональное использование животных и растительных ресурсов России. — Иркутск: Облмашинформ, 2003. с 243−249.
  3. А., Михайлов А. Нужно ли мериться рогами//Сафари № 3(8), 2001. С 60−61.
  4. А. Покорители Кавказских вершин// Сафари № 3(4), 2000. С 66−73.
  5. Т.Д. Многоликость услуг: проблемы, определения и классификации/Современные услуги: природа, подходы к классификации, качество//Приложение к Вестнику ИГЭА № 1.-Иркутск: Из-во ИГЭА, 2000. С 19−24.
  6. Т.Д. Основополагающие моменты рынка услуг и его состояние в России// Проблемы социально-экономического развития в контексте мирового и российского опыта. Иркутск: Из-во ИГЭА, 1999.
  7. Т.Д. Формирование сервисной модели экономики как атрибут перехода к постиндустриальному обществу//Историко-экономический •научный журнал. 1998. № 5.
  8. Ь. Вашукевич Ю. Е., Ермолин А. Б., Медведев Д. Г. Ранчирование, как один из путей интенсификации охотничьего хозяйства России//Сборник тезисов 4-ой научно-производственной конференции охотоведов Сибири и Дальнего Востока. Иркутск: ИСХИ, 1989, с 77−79.
  9. Ю.Е., Ермолин А. Б., Медведев Д.Г. К вопросу интенсификации ведения спортивного охотничьего хозяйства в Условиях
  10. Прибайкалья//Интенсификация производства охотничьего хозяйства. -Иркутск: ИСХИ, 1989. с 22−30.
  11. Ю.Е. Организация иностранного охотничьего туризма на охотхозяйственном предприятии/ Информационный сборник.- Иркутск: ИСХИ, 1991. 68 с.
  12. Ю.Е. Некоторые аспекты организации иностранного охотничьего туризма на территории Прибайкалья//Сохранение экосистем и организация мониторинга особо охраняемых территорий. Иркутск: Игу, 1996. с 34−35.
  13. Ю.Е. Опыт организации охотничьего туризма на Камчатке//Вестник ИрГСХА/Вып.14.- Иркутск: ИГСХА, 1999. с. 45−47.
  14. Ю.Е. Методика экономической оценки охотничье-туристического потенциала Иркутской области//Тезисы докладов профессорско-преподавательского состава и аспирантов. Часть 2. — Иркутск: ИрГСХА, 2000, с. 21.
  15. Ю.Е., Лозицкий М. В. Результаты исследования рогов благородного оленя на территории Иркутской области/ Актуальные проблемы АПК. Иркутск: ИрГСХА, 2001. с.57−58.
  16. Ю.Е. Методика стоимостной оценки охотничье-туристического потенциала Иркутской области// Материалы конференции, посвященной 50-летию факультета охотоведения. Часть 2.-Иркутск: ИРГСХА, 2000. С 23−28.
  17. Ю.Е. Цены на рынке охотничьего туризма в России//Актуальные проблемы АПК. Часть 4.-Иркутск: ИрГСХА, 2002. с 6−9.
  18. Ю.Е. Охотничий туризм в России. Иркутск: Оттиск, 2002, 152 с.
  19. П.И. Дагестанский тур. М.: Наука, 1984. 87 с.
  20. В.В. В джунглях Африки (дневник охотника). Киев: 1914. 181 с.
  21. Д.Н. Охотничье хозяйство СССР.- М.:Гослесбумиздат, 1963.371 с.
  22. В.В. Охота и охотничье хозяйство мира. М.: Лесная промышленность, 1983. 358 с.
  23. В.И. Основы охотоведения/Учебное пособие.Л.: ЛЛА, 1965. 267 с.
  24. А. С «Кулу» не соскучишься даже в Магадане.//Сафари № 1(6), 2001. С 24−26.
  25. В.В. Охота и охотничье хозяйство мира. М.: Лесная промышленность, 1983.358 с.
  26. В., Кузнецов Е. Охотничье хозяйство США//Охота и охотничье хозяйство № 10,1998. С 42−43.
  27. А. Анастасова Л. Маркетинговые исследования в туризме.- М.: Новые знания, 2002.347 с.
  28. Г. И. Групповая спортивная охота. М.: Военное издательство Союза ССР, 1955. 143 с.
  29. A.M., Никольский А. А. Системы интенсивного освоения пушных промысловых ресурсов. -М.: Росагропромиздат, 1989. 157 с.pi. Квартальнов В. А. Теория и практика туризма. М.: Финансы и статистика, :2003. 672 с.
  30. В.А. Туризм. М.: Финансы и статистика, 2003,315 с.
  31. А.Г. Специализация производства и система ведения охотхозяйственной отрасли//Интенсификация производства в охотничьем хозяйстве. Иркутск: ИСХИ, 1989, с. 37−46.
  32. А.Г., Вашукевич Ю. Е. Экономика охотничьего хозяйства/Учебное пособие. Иркутск: ИСХИ, 1989.91 с.
  33. В.В. К оценке современных форм охотпользования// Современные проблемы природопользования, охотоведения и звероводства — Киров: ВНИИОЗ, 2002. с. 46−48.
  34. Н.С., Макарющенко В. В. Перспективы развития международного охотничьего туризма в СССР//Итоги и перспективы деятельности охотничьих хозяйств в новых экономических условиях. Киров: ВНИИОЗ, 1989. С. 177−179.
  35. В.М. Туристская рента. — М.: Финансы и статистика, 2001. 109 с.
  36. А.В., Понамарев Г. В., Яковлев Ю. В. Охотничье-промысловый потенциал//Природно-ресурсный потенциал Иркутской области.-Иркутск: Сибирсое отделение РАН, 1998. С.158−167.
  37. Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1990. 726 с.
  38. В.А. Охотничья таксация.- М.: Лесная промышленность, 1979.199 с.
  39. С.Н., Рассолов А. Г. Оптимизация охотхозяйственного природопользования таежной зоны Сибири. Шушенское: ООО КоопЖурналист, 2001. 88 с.
  40. М.В., Вашукевич Ю. Е. результаты исследования рогов благородного оленя на территории Иркутской области//материалы региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы АПК». Часть 2.- Иркутск: ИРГСХА, 2001. С 57−58.
  41. Л.П. Подходы к классификации услуг в сфере туризма/Современные услуги: природа, подходы к классификации, качество//Приложение к Вестнику ИГЭА № 1.-Иркутск: Из-во ИГЭА, 2000. С 116−122.
  42. Макрицкий В. Работа с иностранным клиентом//Сафари № 3(8), 2001. С 2225.
  43. С.П. Российское охотоведение и проблемы организации охотничьей деятельности/ Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата сельскохозяйственных наук. Киров: ВНИИОЗ, 2000.24 с.132
  44. B.B. Влияние охотничьего туризма на состояние популяций |рхотничьих животных. Автореферат диссертации.-М.: Из-во МСХА, 21 с.
  45. В.К. Организация охотничьего хозяйства/Учебное пособие. Часть 1. Иркутск: ИСХИ, 1976. 75 с.
  46. В.К. Эколого-экономические основы организации промыслового охотничьего хозяйства Сибири/ Диссертация на соискание ученой степени доктора сельскохозяйственных наук.- М.: 1982. 66 с.
  47. В.К., Мельников В. В. Волки и «овцы»//Сафари № 5, 2002, с 36−38.
  48. Методика измерений охотничьих трофеев «Сафари Клаб Интернэшнл» (SCI). Сост. Хохлов А.Н.-М.: Центральный российский филиал «Сафари Клаб Интернэшнл», 2001. 255 с.
  49. Ю. Трофейное дело в России и за рубежом//Сафари № 1, 1999. С 44−46.
  50. П.П. Ресурсы охотничье-промысловых животных// Вестник Иркутской сельскохозяйственной академии. Иркутск: ИРГСХА, 1994. 60 с.
  51. Обзор цен на объекты охоты в зарубежных странах. Сост. Макарющенко В. В., Мельников В. К. Киров: ВНИИОЗ, 1989. 57 с.
  52. Обзор мировых цен 1990−1991гг. на объекты охоты, мясо и шкуры дичи, а также на услуги оказываемые на охоте. Сост. Мельников В. К., Макарющенко В. В. Киров: ВНИИОЗ, 1990.
  53. Организационно-правовые основы туристского и гостиничного |бизнеса. Нормативно-правовые документы. Под ред В. Н. Акишина. -М.: !финстатинформ, 1998. 534 с.
  54. Организация иностранного охотничьего туризма на охотхозяйственном предприятии. Информационный сборник. Сост. Вашукевич Ю. Е. Иркутск: Интеллект-Синтез, 1990. 70 с.
  55. Организация охотничьего хозяйства/ Учебное пособие, часть 3. Под ред. Мельникова В. К. Иркутск: ИСХИ, 1978. 80 с.
  56. Организация туризма. Под ред. Кабушкина Н. И., Дуровича А. П. М.: Минск: ООО «Новое знание», 2003. 630 с.
  57. Охотничье хозяйство РСФСР. Под ред. Дежкина В. В. — М.: Лесная промышленность, 1978. 253 с.
  58. Охотничий туризм. Сост. Дебрин И.И.- М.: Воениздат, 1964.292 с.
  59. Охотничьи животные России. Биология, охрана, ресурсоведение, рациональное использование. Выпуск 2.- М.: ГУЦ, 2000.
  60. Охотничьи законы. Сборник нормативных правовых актов и других документов/Сост. Н. В. Краев, ВНИИОЗ.- Киров, 1999. 560 с.
  61. Охотничьи законы. Сборник нормативно правовых актов. Дополнения и изменения 1999−2000 гг./ Сост. Н. В. Краев, В. Н. Краева, ВНИИОЗ.-Киров, 2001. 447 с.
  62. Охотничьи трофеи мира. Международные формулы измерений и оценки трофеев. М.: 2002.170 с.
  63. Охотоведение. Под ред. Гаврина В. Ф. М.: Лесная промышленность, 1972. 336 с.
  64. Охотоведение. Под ред. Гаврина В. Ф. М.: Лесная промышленность, 1975.359 с.
  65. Оценка охотничьих трофеев. Рабочая тетрадь к лабораторно-практическим занятиям по курсу «Трофейное дело с основами таксидермии» для студентов факультета охотоведения очного отделения.-Иркутск: ИСХИ, 1990. 65 с.
  66. А.Ф. Стоимостная оценка ресурсов охотничьих животных//Фауна Сибири и ее хозяйственное использование.-Иркутск: ИСХИ, 1978. С 54−62.
  67. С.Д. Основные вопросы охотничьего хозяйства СССР.- М.:Из-во МГУ, 1956. 195 с.
  68. .Г. Основные принципы платы за ресурсы животного мира// Проблемы кадастров природных ресурсов и внедрение механизма платного природопользования. Иркутск, 1 992 134
  69. Положение об охотничьих трофеях в СССР. М: 1987.55с. J2. Рекомендации по системе ведения комплексного промыслово-охотничьего хозяйства в различных охотхозяйственных зонах. Сост. Мельников В. К. Киров: ВНИИОЗ, 1987, 89с.
  70. Рекомендации по организации международного охотничьего туризма. Сост. Мельников В. К., Андреев М. Н., Макарющенко В. В. — Киров: ВНИИОЗ, 1992.62 с.
  71. В.Г. Перспективы охоты и охотхозяйственной деятельности в современном обществе//Современные проблемы природопользования, охотоведения и звероводства Киров: ВНИИОЗ, 2002. с. 79−82.
  72. B.C. Организация международного туризма. М.: Финансы и статистика, 2000.399 с.
  73. В.Н. Организация охотничьего хозяйства в Сибири.- Иркутск: Иркутское книжное издательство, 1957. 84 с.
  74. Г. Г. Копытные Горного Алтая.- Новосибирск: Наука, 1992. 256 с.
  75. JI.B. Размножение аргали//Редкие виды млекопитающих и их охрана.-М.: Наука, 1977. С 233−234.
  76. М.: Административный орган СИТЕС в России. Официальное издание, 1998.182 с.
  77. Е.В., Дерягин В. Н., Дежкин В. В. Организация охотничьего j хозяйства. — М.: Агропромиздат, 1985. 159 с.
  78. Е.Е. Охотничье-рыболовный туризм на Севере Западной Сибири и некоторые вопросы развития форм отдыха в условиях Севера и таежной зоны// Вопросы развития отдельных туристских районов Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск: 1970. С. 144−145
  79. Е.Е., Рогачева Э. В., Клоков К. Б. Таежное природопользование.- М.:1982- 288 с.
  80. С.М. Эффективность внешнеэкономической деятельности в охотничьем хозяйстве//Сб.н.тр.ВНИИОЗ, Киров, 1991.
  81. Туризм и отраслевые системы. Под редакцией В. А. Квартального.- М.: Финансы и статистика, 2001.271 с.
  82. С.С. Снежный баран. М.: КОИЗ, 1937.65 с.
  83. В.Е. Наиболее перспективные направления развития охотничьего хозяйства Белоруси в XXI веке// Сборник работ ВНИИОЗ.-Киров, 2002, с. 94−97.
  84. А.А. Организация охотничьего хозяйства в охоткооперации. — М.: ВКОИ, 1933. 34 с.
  85. А.А. Основные вопросы охотничьего хозяйства. — М.: ВКОИ, 1934. 123 с.
  86. Д. Введение в гостеприимство. М.: Юнити, 1999.463 с.
  87. Экономика охотничьего хозяйства. Сост. Шуньков В. М., Дерягин В. Н. -М.: Колос, 1971. 262 с.
  88. А.А., Никольский В. П. Охотничье-промысловые звери и трофеи.-М.: Россельхозиздат, 1978. 173 с.
  89. А.К. Материалы по экологии алтайского горного барана в Юго-Восточном Саяне//Экологические исследования в заповедниках южной Сибири.-М.: ЦНИЛ Главохоты, 1989. С. 17−31.
  90. К. и др. Управление и организация в сфере услуг. Теория и практика. 2-е международное издание.- Санкт-Петербург: Питер, 2002. 751 с.
  91. Д.И. Покупательские риски в индустрии сервиса и их преодоление/Современные услуги: природа, подходы к классификации, качество//Приложение к Вестнику ИГЭА № 1.-Иркутск: Из-во ИГЭА, 2000. С 82−89.
  92. А. Дорогие охотники и путешественники!//Сафари.№ 1.1999.С.5
  93. А. Африка с нами. М.: Сафари Клаб Интернешнл, 2000. 480 с.
  94. А. Вершины охоты. М.-Из-во журнала Сафари, 2002, 415 с.136•
  95. Цены и ценообразование на продукцию охоты на мировом охотничьем |рынке (научно-аналитический обзор). И. А. Домский, М. Н. Андреев, В. В. Макарющенко. Киров: ВНИИОЗ, 1999.
  96. Ю.А. Охрана природы и туризм. М.: Физкультура и спорт, 1974. 101 с.
  97. Bell W.D.M. THE WANDERINGS OF AN ELEPHANT HUNTER. Long Beach, 1956, 259pp.
  98. Boyes, J. KING OF THE WA-KIKUYU. USA. Commonwealth Publishing Co, 240 pp.75.
  99. Mellon James. African hunter. SP Long Beach, 1995. 522 pp.
  100. Percival P. Hunting, Settling & Remembering Limited Edition. 1954. 230pp.
  101. Rowter P. THE HUNTING INSTINCT Safari Chronicles from the Republic of South Africa and Namibia 1990−1998 243 pages
Заполнить форму текущей работой