Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Влияние межличностных отношений на адаптацию подростков к педагогической среде приюта

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что адаптация подростков к педагогической среде приюта будет более успешной, если развивать их межличностные отношения на основе субъект-субъектного общения, учебного взаимодействия и продуктивного сотрудничества между воспитанниками и педагогами с учетом влияния таких социально-психологических факторов, как открытость социальной среды… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ ВЛИЯНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА АДАПТАЦИЮ ВОСПИТАННИКОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СРЕДЕ ПРИЮТА
    • 1. 1. Теоретические подходы к исследованию 12 межличностных отношений в педагогической среде приюта
    • 1. 2. Социально-психологическая структура 30 межличностных отношений в педагогической среде приюта
    • 1. 3. Социально-психологические особенности 50 адаптации подростков к педагогической среде приюта
  • ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
  • ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ 74 МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА АДАПТАЦИЮ ПОДРОСТКОВ К
  • ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СРЕДЕ ПРИЮТА
    • 2. 1. Межличностные отношения в педагогической 74 среде приюта как основа успешной адаптации подростков
    • 2. 2. Программа влияния межличностных 93 отношений на адаптацию подростков к педагогической среде приюта в ходе педагогического практикума
    • 2. 3. Анализ результатов программы влияния 110 межличностных отношений на адаптацию подростков к педагогической среде приюта в ходе социально-психологического практикума и их интерпретация
  • ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ

Влияние межличностных отношений на адаптацию подростков к педагогической среде приюта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Демографическая ситуация в современной России требует повышенного внимания к социальным сиротам, которые воспитываются в условиях приюта. Многие из них недостаточно адаптированы к пребыванию в приюте, не полностью готовы к самостоятельной жизни в обществе и даже проявляют склонность к девиантному/делинквентному поведению (Г.М. Иващенко, Н. С. Кантонистова, Г. В. Семья, JI.M. Шипицына и.

ДР-).

Особое значение для достижения результативности процесса адаптации воспитанников в приюте приобретают межличностные отношения (A.B. Быков, О. В. Карина, Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга и др.). Посредством позитивных межличностных отношений с педагогом у подростков, пребывающих в приюте, в условиях отсутствия семьи есть возможность приобретения нового социального опыта, жизненно важных навыков, способствующих дальнейшей интеграции в обществе, а также способствующих самореализации себя как личности. Успешные межличностные отношения являются критерием и условием успешной адаптации воспитанников в приюте (О.В. Карина, М. Ю. Кондратьев, Н. Е. Шустова и др.).

Однако в воспитательной работе с социальными сиротами, содержащимися в приютах, пока еще недостаточно учитываются особенности данной педагогической среды, обусловливающие в свою очередь своеобразие межличностных отношений. В отдельных исследованиях прослеживается дифференциация педагогической среды детского дома, интернатных учреждений и педагогической среды приюта, имеющей принципиальные отличия от вышеуказанных. Мало исследованными являются присущие ей функции, структура, направления и технологии деятельности, показатели и критерии оценки результативности работы с воспитанниками.

Недостаточная освещенность данной проблемы снижает эффективность адаптации воспитанников приюта. Тем самым затрудняется оценка профессионализма сотрудников приютов, где воспитываются социальные сироты.

Состояние и степень разработанности проблемы. В отечественной науке идея взаимоотношений личности со средой исследуется в социологии (П.С. Кузнецов, И. А. Милослава, Г. И. Царегородцев и др.), социальной психологии (B.C. Агеев, Г. М. Андреева, A.A. Бодалев и др.), акмеологии (A.A. Деркач, Л. Э. Обран, Е. А. Яблокова и др.), психология развития (И.В. Дубровина, О. В. Лишин, В. Э. Сайко, Д. И. Фельдштейн и др.), этнографии (A.A. Дрегало, Л. М. Дробижевой, Н. Р. Маликовой и др.).

В педагогической и психологической литературе феномен среды и отношений в ней рассматривался в рамках изучения гуманитарной среды (В.Г. Воронцова, H.A. Коваль и др.), образовательной среды (В.В. Семикин, А. П. Тряпицына, И. Д. Фрумин и др.), развивающей среды (Г.И. Железовская, Т. М. Осухова, Л. Н. Седова и др.) — социокультурной среды (А.Н. Артеменко, Ю. П. Окунев, С. Н. Унарова и др.). Изучалась данная проблема также в рамках теории воспитательных систем (В.А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова и др.).

Межличностные отношения в педагогической среде раскрывались с позиции социоцентризма в трудах выдающихся ученых-практиков (A.C. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, С. Т. Шацкий и др.).

В отечественной психологии советского периода межличностные отношения в педагогической среде исследовались в свете теории деятельности (A.A. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина и др.).

В современных исследованиях (A.A. Бодалев, H.H. Обозов, В.А. Кан-Калик, Я. Л. Коломинский и др.) выделяются уровни, специфика межличностных отношений в педагогической среде, а также факторы, влияющие на их развитие.

Рядом авторов исследуются особенности межличностных отношений в приютах, учреждениях интернатного типа (М.Ю. Кондратьев, Н. Б. Шкопоров и др.). Отдельные авторы рассматривают социально-психологические аспекты влияния среды приютов на сирот (И.В. Дубровина, В. М. Слуцкий, JI.M. Шипицына и др.), адаптацию подростков к условиям приюта (A.M. Прихожан, H.H. Толстых и др.).

Межличностные отношения как критерий и условие адаптации воспитанников, приобретения ими необходимых для взаимодействия с социумом навыков и умений активно представлены в рамках теории компетенции (В.Слот, X. Спаниярд, Т. И. Шульга и др.).

Рядом авторов, изучающих проблему межличностных отношений подростков в приюте, выделяются особенности этих отношений (Е.В. Виноградова, JI.H. Жмыриков и др.), роль педагогического коллектива в развитии отношений как основы адаптации подростков в этих учреждениях (И.В. Дубровина, О. В. Карина и др.), личностные особенности педагогов приюта, способствующие развитию успешных межличностных отношений с воспитанниками (А.Х. Пашина, О. Н. Посысоев, М. И. Рожков и др.), а также психологическое сопровождение развития межличностных отношений подростков в приюте (Л.Я. Олиференко, Т. И. Шульга и др.).

Однако анализ научной литературы показывает, что, несмотря на интерес исследователей к проблеме адаптации подростков в приюте, до сих пор пока еще недостаточно изученной остается данная проблема. В связи с этим не полностью решены следующие противоречия:

— между исследованиями в области педагогической среды и изучением межличностных отношений как характеристики этой среды;

— между исследованием особенностей межличностных отношений в педагогической среде приюта и недостаточным вниманием к их влиянию на адаптацию воспитанников;

— между имеющимся опытом совершенствования межличностных отношений и изучением влияния этого процесса на адаптацию подростков к педагогической среде приюта.

В связи с нерешенными противоречиями существует проблема адаптации подростков к педагогической среде приюта, которая заключается в том, что трудности адаптации подростка к педагогической среде приюта нередко вызывают переживания, приводят к личностной изоляции, порождают конфликты, снижают уровень социального функционирования подростка и затрудняют его дальнейшую интеграцию в окружающей социальной среде. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.

Объект исследования — адаптация подростков к педагогической среде приюта для социальных сирот.

Предмет исследования — влияние межличностных отношений на адаптацию подростков к педагогической среде приюта для социальных сирот.

Цель исследования — изучить влияние межличностных отношений на адаптацию подростков к педагогической среде приюта и апробировать полученные данные в условиях опытно-экспериментальной работы.

Задачи исследования:

1) рассмотреть теоретические подходы к исследованию межличностных отношений в педагогической среде приюта для социальных сирот;

2) исследовать социально-психологическую структуру межличностных отношений в педагогической среде приюта для социальных сирот;

3) выделить социально-психологические факторы адаптации подростка к педагогической среде приюта для социальных сирот;

4) изучить межличностные отношения как основу адаптации подростков к педагогической среде приюта для социальных сирот;

5) экспериментально проверить влияние межличностных отношений на адаптацию подростков к педагогической среде приюта для социальных сирот.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что адаптация подростков к педагогической среде приюта будет более успешной, если развивать их межличностные отношения на основе субъект-субъектного общения, учебного взаимодействия и продуктивного сотрудничества между воспитанниками и педагогами с учетом влияния таких социально-психологических факторов, как открытость социальной среды приюта, возможность активного взаимодействия с социумом, сохранение и развитие межличностных связей, сохранение надежды у воспитанников на успешное разрешение трудной жизненной ситуации.

Методологическую основу исследования составили фундаментальные идеи психологического детерминизма (А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн и др.), системности психических явлений.

В.А. Барабанщиков, Б. Ф. Ломов, Э. Г. Юдин и др.,), деятельности (Б.Г. Ананьев, A.B. Брушлинский и др.), концепции межличностных отношений (A.A. Бодалев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев и др.).

Теоретической основой исследования служили труды по межличностным отношениям (A.A. Бодалев, В. А. Лабунская, В. Н. Мясищев и др.), педагогической среде (Л.Н. Седова, В. В. Семикин, А. П. Тряпицына и др.), «Я"-концепции личности (И.С. Кон, В. В. Столин и др.), адаптации личности (Дж. Брунер, Л. Н. Жмыриков, В. А. Петровский и др.), а также специальные исследования по развитию личности в условиях интернатных учреждений и приютов (М.Ю. Кондратьев, Л .Я. Олиференко, A.M. Прихожан Т. И. Шульга, и др.).

Методы исследования: теоретический анализ литературных источниковэмпирические методы исследования: беседа, опросметодики: социометрия (Я. Морено), «Диагностика уровня эмпатических способностей» (В.В. Бойко), «Предрасположенность личности к конфликтному поведению» (К. Томас), «Методика диагностики социально-психологической адаптации» (К. Роджерс, Р. Даймонд), «Исследование самооценки» (Дембо-Рубинштейн), авторские опросники «Исследование 7 уровня адаптации воспитанников» (Е.В. Морозова), «Исследование межличностных отношений» (Е.В. Морозова), метод экспертных оценок. Для статистической обработки и анализа экспериментальных данных использовалась программа SPSS 14.0 для Windows. При этом применялись следующие методы: корреляционный анализ, критерий Манна-Уитни, t-критерий Стьюдента.

Научная новизна исследования. Выявлены компоненты структуры межличностных отношений в педагогического среде приюта для социальных сирот, включающие взаимопонимание, эмпатию, взаимоподдержку, совместное целедостижение, самореализацию личности, обмен социальным опытом, нормы делового поведения, объединение усилий и взаимопринятие участников педагогического общения.

Обнаружены свойства личности педагогов приюта для социальных сирот, способствующие успешной адаптации воспитанников к педагогической среде, а именно: рефлексивность, эмоциональная устойчивость, эмпатийность, личная ответственность, контактность, бесконфликтность.

Найдены такие личностные особенности педагога, которые повышают их аттракцию у воспитанников: поддерживающее общение, ориентация на индивидуальность воспитанника, трансляция положительных эмоций, последовательность, объективность, толерантность и выдержка в трудных педагогических ситуациях.

Теоретическая значимость исследования. Доказана взаимосвязь межличностных отношений и успешной адаптации подростков к педагогической среде приюта для социальных сирот на основе субъект-субъектного общения, учебного взаимодействия и продуктивного сотрудничества между воспитанниками и педагогами, что обеспечивает подросткам социальную защиту, открывает перспективы личностного развития и формирует их устойчивые связи.

Уточнено определение «межличностных отношений в педагогической среде приюта для социальных сирот», представляющей собой устойчивую систему данных отношений, включающих субъект-субъектное общение, продуктивное взаимодействие и поддерживающее сотрудничество между воспитанниками и педагогами, что является основой успешного решения педагогических задач.

Систематизированы социально-психологические факторы адаптации подростков к педагогической среде приюта для социальных сирот, включающие: открытость социальной сети приюта, возможность активного взаимодействия с социумом, сохранение надежды на успешное разрешение трудной жизненной ситуации, возможность сохранения и развития межличностных связей.

Практическая значимость исследования заключается в том, что предложена программа практикума для педагогов, состоящая из целеполагающего, детерминирующего и результативного этапа с блоками формирования субъект-субъектного общения педагога и воспитанников, их учебного взаимодействия и продуктивного сотрудничества.

Разработаны рекомендации педагогам приютов для социальных сирот по организации межличностных отношений с воспитанниками с целью их успешной адаптации к педагогической среде приюта.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в курсах лекций по социальной и педагогической психологии, акмеологии, психологии межличностных отношений, а также в системе повышения квалификации педагогов в учреждениях социальной защиты.

Достоверность и надежность полученных результатов исследования обусловлены опорой на достижения современной психологииприменением надежных и валидных методов, адекватных предмету, задачам и гипотезе исследованияэмпирической проверкой основных положенийрепрезентативностью выборки испытуемых, а также тщательным и корректным проведением качественного анализа и статистической обработки данных, системностью исследовательских процедур.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Система межличностных отношений в приюте является психологической составляющей педагогической среды, определяющей ее качество, выступающей целью и средством воспитательных воздействий и, в свою очередь, обусловленной ее спецификой (условиями и субъектами педагогической среды, способом организации).

2. Социально-психологическая структура межличностных отношений в педагогической среде приюта для социальных сирот состоит из эмпатийных переживаний, самореализации личности, взаимопонимания (субъект-субъектное общение), совместного целедостижения, обмена социальным опытом, норм делового поведения (учебное взаимодействие), взаимоподдержка, объединение усилий, взаимопринятие (продуктивное сотрудничество).

3. Социально-психологическими факторами адаптации подростков к педагогической среде приюта для социальных сирот являются: открытость социальной сети приюта, возможность активного взаимодействия с социумом, сохранение надежды на успешное разрешение трудной жизненной ситуации, возможность сохранения и развития межличностных связей.

4. Межличностные отношения, способствующие адаптации подростка к педагогической среде приюта, зависят от личностных особенностей педагога, повышающих его аттракцию у воспитанников, включая: поддерживающее общение, ориентацию на индивидуальность воспитанника, трансляцию положительных эмоций, последовательность, объективность, толерантность, выдержку в трудных педагогических ситуациях.

5. Успешной адаптации подростков к педагогической среде приюта для социальных сирот способствует практикум для педагогов, состоящий из целеполагающего, детерминирующего, а также результативного этапов с такими блоками, как субъект-субъектное общение педагога и воспитанника, учебное взаимодействие и продуктивное сотрудничество.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования освещались на Международном симпозиуме (г. Москва — г. Кострома, 2006) — на Всероссийских научно-практических конференциях с международным участием (г. Балашов, 2006; г. Саратов, 2008) — научно-практических конференциях (г. Тамбов, 2007) — на Всероссийской научно-практической конференции (г. Тамбов, 2007) — докладывались на заседаниях кафедры социальной психологии Института психологии Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина, на семинарах в ГУ СО Социальном приюте для детей и подростков «Возрождение» (г. Балашов, 2006;2008).

Организация и этапы исследования. В исследовании приняли участие 60 подростков, пребывающих в ГО СУ социального приюта для детей и подростков «Возрождение» (г. Балашов) в возрасте 12−16 лет- 30 педагогов в возрасте 30−65 лет.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. Работа иллюстрирована таблицами, диаграммами, рисунками.

Выводы по второй главе.

Межличностные отношения педагога и подростка в социальной среде приюта, основанные на эмпатии, принятии и надежности, привязанности воспитуемого к педагогу, в ходе которых реализуется гуманистический личностно-ориентированный подход в воспитании, способствуют успешной адаптации подростка к среде приюта, обеспечивая взаимопонимание, взаимную поддержку и продуктивное сотрудничество педагога и подростка.

Исследование референтности педагогов позволило установить, что 7 педагогов из 30 оказались референтными для подростков.

На межличностные отношения, способствующие адаптации подростка к педагогической среде приюта, влияют такие межличностные качества педагогов, как поддерживающее общение, ориентация на индивидуальность воспитанника, трансляция положительных эмоций, последовательность, объективность, выдержка в трудных педагогических ситуациях,.

130 рефлексивность, эмоциональная устойчивость, контактность, бесконфликтность, эмпатийность, ответственность.

Практикум для педагогов, состоящий из целеполагающего, детерминирующего, а также результативного этапов с такими его блоками, как субъект-субъектное общение педагога и воспитанника, учебное взаимодействие и продуктивное сотрудничество способствует улучшению межличностных отношений и, как следствие, успешной адаптации подростков к педагогической среде приюта.

Уровень адаптированности подростков к условиям педагогической среды приюта заметно повысился на результирующем этапе по сравнению с констатирующим.

Улучшение межличностных взаимоотношений педагога и подростка позитивно влияет на успешную адаптацию подростков к педагогической среде социального приюта.

Заключение

.

Успешность процесса адаптации в приюте напрямую зависит от межличностных отношений его субъектов — педагога и воспитанника. Необходимость разработки проблемы адаптации подростков к педагогической среде приюта была обусловлена значимостью данного вопроса для повышения результативности воспитательного процесса, а также эффективности используемых технологий адаптации подростков в приюте.

Настоящее исследование не претендует на исчерпывающее рассмотрение проблемы адаптации в педагогической среде приюта, предлагая лишь один из возможных путей повышения адаптации через достижение оптимальных межличностных отношений.

На современном этапе усилия педагогических кадров, направленные на обеспечение результативности процесса адаптации часто непоследовательны и необоснованны с точки зрения их оптимальности. Поэтому педагоги, работающие в приютах, решают воспитательные задачи в условиях.

131 недостаточного теоретического и практического обеспечения основополагающих аспектов адаптации в педагогическом процессе. Решение этих проблем, на наш взгляд, возможно при рассмотрении факторов адаптации подростков, а также специфических характеристик данной среды.

Однако в воспитательной работе с социальными сиротами, содержащимися в приютах, пока еще недостаточно учитываются особенности данной педагогической среды, обусловливающие в свою очередь своеобразие межличностных отношений. В отдельных исследованиях прослеживается дифференциация педагогической среды детского дома, интернатных учреждений и педагогической среды приюта, имеющей принципиальные отличия от вышеуказанных.

Анализ научной литературы и практики обнаружил противоречия между существующими формами и способами организации процесса адаптации воспитанников приюта и возрастающими требованиями к педагогическому общению и взаимодействию в новых условиях.

Рассмотрение межличностных отношений как фактора адаптации подростков в приюте, показало: педагоги приюта, повышая эффективность межличностных отношений, через организацию субъект-субъектного общения, учебного взаимодействия и продуктивного сотрудничества получают возможность влиять на результат воспитательного процесса-адаптацию своих воспитанников.

Практическая значимость нашей работы заключается в том, что нами разработаны рекомендации педагогам приютов для социальных сирот по организации межличностных отношений с воспитанниками с целью их успешной адаптации к педагогической среде приюта, результаты диссертационного исследования могут быть использованы в курсах лекций по социальной и педагогической психологии, акмеологии, психологии межличностных отношений, а также в системе повышения квалификации педагогов в учреждениях социальной защиты.

Проведенное исследование выявило проблемы, решения которых представляются возможными в дальнейших исследованиях. Заслуживает внимания продолжение изучения межличностных отношений как фактора адаптации подростков в педагогической среде приюта с применением научного аппарата социальной психологии.

Требуют практического использования исследованные межличностные отношения как детерминирующий фактор, влияющий на процесс адаптации подростка к педагогической среде, что позволит совершенствовать субъект-субъектное общение, учебное взаимодействие и продуктивное сотрудничество создавая возможность развития подростка.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Система межличностных отношений в приюте является психологической составляющей педагогической среды, определяющей ее качество, выступающей целью и средством воспитательных воздействий и, в свою очередь, обусловленной ее спецификой (условиями и субъектами педагогической среды, способом организации).

Социально-психологическая структура межличностных отношений в педагогической среде приюта для социальных сирот состоит из эмпатийных переживаний, самореализации личности, взаимопонимания (субъект-субъектное общение), совместного целедостижения, обмена социальным опытом, норм делового поведения (учебное взаимодействие), взаимоподдержка, объединение усилий, взаимопринятие (продуктивное сотрудничество).

Социально-психологическими факторами адаптации подростков к педагогической среде приюта для социальных сирот являются: открытость социальной сети приюта, возможность активного взаимодействия с социумом, сохранение надежды на успешное разрешение трудной жизненной ситуации, возможность сохранения и развития межличностных связей.

Межличностные отношения, способствующие адаптации подростка к педагогической среде приюта, зависят от личностных особенностей педагога, повышающих его аттракцию у воспитанников, включая: поддерживающее общение, ориентацию на индивидуальность воспитанника, трансляцию положительных эмоций, последовательность, объективность, толерантность, выдержку в трудных педагогических ситуациях.

Успешной адаптации подростков к педагогической среде приюта для социальных сирот способствует практикум для педагогов, состоящий из целеполагающего, детерминирующего, а также результативного этапов с такими блоками, как субъект-субъектное общение педагога и воспитанника, учебное взаимодействие и продуктивное сотрудничество.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.А. Анатомия взаимопонимания. М.: Знание, 1990.- 64с.
  2. Г. С. Практическая психология.- Екатеринбург: Деловая книга, 1998.-368с.
  3. Абрамова Г. С. Некоторые особенности педагогического общения с подростками //Вопросы психологии.-1988.-№ 2.-С.96−99.
  4. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-335с.
  5. Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни.— М.: Наука, 1987.— 145с.
  6. B.C. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М., 1999.
  7. B.C. Механизмы социального восприятия // Психологический журнал. 1989.- Т. 10,№ 2.- С.63−70.
  8. A.A. Особенности личностной адаптации в малых изолированных группах: Автореф. дисс.канд.наук. Д., 1984.
  9. Ю.А. Системный анализ состояний психической дезадаптации и пограничные нервно-психические расстройства // Проблемы системного подхода в психиатрии. Рига, 1977. с.89−93.
  10. .Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, 1986. 150с.
  11. А.Г., Тихоненко В. А., Бергельсон JI.JI. Социально-психологическая дезадаптация личности и профилактика суицида // Вопросы психологии, 1981, № 4, с.91−102.
  12. Амонашвили III. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. — М., 1990,-560 с.
  13. .Г. Психология педагогической оценки // Педагогика. М., 1980.-Т.1.
  14. .Г. Человек как предмет познания /. М., 1998. — 341с.
  15. .Г. Проблемы возрастной и дифференциальной психологии.-М.: Педагогика, 1980.232с.- (Избранные психологические труды: в 2 т. Т.1
  16. Г. М. К проблематике психологии социального познания // Мир психологии. 1999. — № 3. — С. 15−23.
  17. , Г. М. Социальная психология. -М., 2004. 365с.
  18. Д.А. О понятии адаптация. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе. // Человек и общество: Ученые записки XIII.-Л.: ЛГУ, 1973.-С.6−69.
  19. И.В. Особенности психического развития детей в интернатных учреждениях // Социальные проблемы сиротства. М., 1992. с. 34−42.
  20. Л.И. Психология личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности.-М., 1991. 226 с.
  21. , М.П. Психологические особенности общения со взрослыми и сверстниками выпускников школ-интернатов / М. П. Аралова: Дис.. канд. псих. наук-М., 1991.-214 с.
  22. М.Ю. Обратная связь в системе восприятия человека человеком // Психология межличностного познания / под ред. A.A. Бодалёва. М., 1981.- С.42−53.
  23. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. — М.: Смысл, 2001.- 416с.
  24. , Е.И. Пять лет школ-интернатов / Е. И. Афанасенко, А. И. Каиров. М., 1961.- 167 с.
  25. И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография.-СПб., 2002.
  26. М.К. Компенсаторные формы поведения у детей 3−6 лет, воспитывающихся в условиях детского дома. Диссерт. на соиск. уч. степ. Канд.псих.наук, 19.00.04. -М., 1995. 291с.
  27. , Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности //Вопросы психологии.-1989.-№ 1.-С.92.
  28. Г. С. Найти и обрести себя. Особенности культуры глубинного общения//Вопр. философии. 1995. № 3. С. 107.
  29. JI.H. Предупреждение депривации в образовательном процессе: Монография. -СПб., 2000
  30. , H.A. Учитель и детский коллектив: психолого-педагогическое исследование. — Минск, 1975. 160с.
  31. , Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека.-Л.: Наука, 1988.-270с.
  32. , Р. Развитие Я-концепции и воспитание / пер. с англ./ Р. Берне. — М.: Прогресс, 1986.-421с.
  33. , М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. -М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 576с.
  34. М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка.— М.: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997.—112 с.
  35. H.H. Социально-психологический тренинг предпосылка развития общения учителя с учеником // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / под ред. A.A. Бодалёва, В. Я. Ляудис. — М., 1980. — С.65−76.
  36. A.A. Личность и общение.- М.: Педагогика, 1983. 271с.
  37. A.A. Психология о личности. М.: МГУ, 1988. — 240с.
  38. , A.A. Психология общения. М., Воронеж, 1996. — 254с.
  39. A.A. Феномен понимания другого и определяющие его факторы // Мир психологии. 2001.- № 3.- С.12−16.
  40. A.A. Формирование понятия о другом человеке как личности. -Л.: ЛГУ, 1970, — 135с.
  41. A.A. Проблемы гуманизации межличностного общения и основные направления их психологического изучения //Вопросы психологии.-1989.-№ 6.-С.4−12.
  42. , Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Л. И. Божович // Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.-352 е.
  43. A.B. Проблема субъекта в психологической науке (статья третья) // Психологический журнал. 1993. — № 6.
  44. O.A. Социально-психологический тренинг как средство улучшения взаимопонимания учителя и учащихся: дис.. канд. психол. наук. -М., 1995.-228с.
  45. М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988.
  46. В.И., Еникопов С. Н., Северный A.A., Панкратова М.Г.Профилактика раннего социального сиротства // Особый ребенок и его окружение: медицинский, социальный, психологический аспекты / Под ред. А .Я. Варга, A.A. Северного. М., 1994. — с.47−48.
  47. А.Е. Теоретические основы психологической службы в системе социально-психологических учреждений. Дисс.канд. психол наук, М., 2001, 183с.
  48. Всероссийское совещание директоров детских домов и школ-интернатов для детей-сирот. Доклады. М.: ТОО «СИМС», 1999. 240с.
  49. , Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М.: «Педагогика-Пресс», 1996. 536с.
  50. Выготский Л. С. Педагогическая психология.- М.: Педагогика, 1991. С. 82.
  51. Е. В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям. Дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. СПб, 1994. 16с.
  52. Т.П., Т.А.Ковалев. Психология общения и познания друг друга // Вопросы психологии, 1982. № 3, — С.168−170.
  53. Л.Н., Мещерякова С. Ю., Царегородцева Л. М. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах //Вопросы психологии, 1990.- № 6, С.17−25.
  54. Л .Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во МГУ. 1987.
  55. Г. В. Понимание как составляющая коммуникативного акта // Мир психологии. 2001. — № 3. — С.50−60.
  56. Г. В. Межличностные отношения между взрослыми и детьми в условиях детского дома // Дефектология, 1993 № 6 с. 13−18
  57. Груздева Н. В. Методологические подходы к созданию образовательного пространства школы //Образовательная среда школы: проблемы и перспективы развития.-СПб., 2001.
  58. К.Е. Восприятие межличностных предпочтений в малой группе // Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой, Я.Яноушик. М.: Изд-во МГУ, 1987.-С.177−188.49
  59. И.Б. Типы социально-психологической адаптации и комплекс неполноценности//Вестник СПбГУ Сер. 6,96, вып.1 с. 59−68.
  60. Дети России: насилие и защита. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 1−3 октября 1997).
  61. Дети группы риска: Материалы международного семинара. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. 178с.
  62. Детский дом теплый дом (О некоторых путях оптимизации учебно-воспитательной работы учреждений для детей-сирот). -М.: Дом, 1995.—35 с.
  63. Диагностика школьной дезадаптации. Ред. С. А. Беличева. М: РИЦ"Социальное здоровье России". 1995. 126с.
  64. Диагностика школьной дезадаптации (Научно-методическое пособие) / Под ред. Н. Г. Лусканова, И. А. Коробейникова и др. М., 1992. — 126 с.
  65. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С. А. Беличева. М.: РИЦ, «Социальное здоровье России», 1995. — 126 с.
  66. А.И., Стефаненко Т. Г. Социальные стереотипы: вчера, сегодня, завтра // Социальная психология в современном мире: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект-Пресс, 2002.
  67. В.Н. Психолого-педагогические условия преодоления иждивенческой позиции воспитанников детского дома /В.Н.Долматова//: Автореф. дис.канд.психол.наук-Т., 2008.-22с.
  68. Драгунова Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Психология подростка/ Под ред. Ю. И. Фролова.-М.: Рос. пед. агенство, 1997. — С. 385−405.56
  69. И.Г. Влияние личности учителя на личностные проявления учащихся: автореф. дисс. .канд. психол. наук.
  70. И.В. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. — М., 1982. С.3−18.
  71. И.В. Психокоррекционая и развивающая работа с детьми. М.: Академия, 1998, — 158 с.
  72. Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: автореф дис.. д-ра психол. наук Л., 1991.
  73. .А. К феноменологии социальной перцепции // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга (в семье, школе, производственных коллективах). М.: МГУ, 1979. — С. 14−15.
  74. Ермолаева-Томина Л.Б., Бенедиктова Г. Ф. Принципы индивидуализации обучения // Научно-методические основы и опыт организации психологической службы. Ташкент, 1988.4.1
  75. Л.Н. Диагностика социально-психологической адаптации личности в условиях деятельности и общения: автореф. дис.канд.психол.наук-Л., 1989.-24с.
  76. , Ю.М. Точность и дифференцированность межличностного восприятия: автореф. дис.. канд. психол. наук .-М., 1982. -20с.82.3аззо Р. Психологическое развитие ребенка и влияние среды // Вопросы психологии. 1967. № 2- С. 111−134.
  77. И.А., Смирнова Е. О. Некоторые особенности психологического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи // Вопросы психологии, 1985. № 4. — С. 31−38.
  78. B.B. Понимание в познании и общении. М.: Ин-т психологии РАН, 1994.-237с.
  79. И.П. Методика коммунарского воспитания.— М.: Просвещение, 1990.
  80. Г. М. Социальный приют для детей и подростков: содержание и организация деятельности. —М. НИИ Семьи, 1997. — 264с.
  81. Инновации в работе специалистов социально-педагогических учреждений. / Коллектив авторов: Олиференко Л. Я, Чепурных Е. Е, Шульга Т. И, Быков А.В.-М.: Полиграф сервис, 2001. 320с.
  82. . М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений / М. С. Каган.-М., 1988.-319с.
  83. H.A., Московина А. Г. Опыт изучения медико-социальныххарактеристик детей в домах ребенка различного типа // Дефектология, 1991. с.10−15
  84. В.Г. Семейная депривация и отклонения в психофизическом развитии ребенка // Социальные и биологические факторы в психофизиологическом развитии ребенка. СПб.: Образование, 1995. — С. 1319.
  85. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987.- 190с.
  86. Кан-Калик В.А., Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. М.: Педагогика, 1990. — 144с.
  87. Кан-Калик В. А. Проблемы профессионально-педагогического общения. Советская педагогика. 1979. № 6. С. 113−117.
  88. Кан-Калик, В.А., Ковалев, Г. А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования //Вопросы психологии.-1985.-№ 4.-С.9−16.66
  89. В.А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования.—М.: Новая школа, 1992.—128 с.
  90. О.В. Исследование особенностей отношения воспитателей к детям, находящихся в приюте // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Владимир, 2005. — 297 с.
  91. О.В. Проблема социальной адаптации у детей-сирот // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Иваново, 2627 ноября 2004 г.: Вып. 2. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2004. — 372 с.
  92. О.В. Внутрисемейные отношения как фактор проявления агрессии у детей/ О. В. Карина // Материалы ежегодной научно-практической конференции молодых учёных (16−21 апреля 2001 г.) / Под ред. A.B. Шатиловой. Балашов: Изд-во БГПИ, 2001. — 140 с.
  93. О.В. Социально-психологические особенности проявления механизмов психологической защиты детей, прибывающих в приюте. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. псих, наук, 19.00.05. Иваново: 2005. — 170 с.
  94. A.A. Психологические особенности производственной адаптации выпускников профессионально-технических училищ и средней школы // Вопросы психологии. 1980. № 4. С. И8.
  95. В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. М.: Просвещение, 1992. — 220 с.
  96. Кле М. Психология подростка. -М., 1991.-171 с.
  97. И.С. Психология тендерных отношений: Теория и практика. СПб.- Алетейа, 2004. — 408 с.
  98. , В.Н. Об изучении точности восприятия свойств личности другого человека // Психология межличностных отношений. — М., 1979. -С.5−14.
  99. Г. А. Психологическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993 .№ 1. С. 112−129.
  100. Кон И. С. Психология ранней юности. Кон. М.: Просвещение, 1969. -254 с.
  101. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1969. — 254 с.
  102. Я. Л Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). Учебное пособие. Минск. 2000.
  103. Я.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя.- Москва: Просвещение, 1988.
  104. Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие / Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1987. — 416с.
  105. М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения.-М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 197.-335С.
  106. Кондратьев М. Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков //Вопросы психологии.-1997.-№ 3.-С.69−78.77
  107. C.B. Межличностное понимание и его роль в общении: автореф. дис.. д-ра психол. наук. Л., 1976. — 36с.
  108. , C.B. Понимание учителем личности учащегося / C.B. Кондратьева // Вопросы психологии. 1980. — № 5. — С.143−148.79
  109. , Т.Е. Отношения между детьми в школьном коллективе //Социальная психология личности.-Л.: «Знание», 1974.-С.13−19.80
  110. Ю.А. Чувство взрослости и самоотношение личности. — Липецк: ЛГПУ, 2005. 118 с.
  111. Ф.Г., Супрун H.A. О некоторых проблемах детских учреждений для сирот/ Ф. Г. Кочерга // Дефектология, 1992. № 1. — С. 34−38.
  112. И. А. Слуцкий В.М. О некоторых особенностях формирования интеллекта детей в условиях психической депривации // Дефектология 1990, № 3 с. 19−23.
  113. Я. Воспитание личности: Кн. Для учителяСост., авт. Ст. и коммент. В. Ф. Кочнов.-М.: Просвещение, 1992.-287с.
  114. Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании: Пер. с польск.-М.: Политиздат, 1990.-493с.
  115. Корчак Я. Человек как предмет воспитания.
  116. A.A. Установки и эталоны межличностного оценивания // Социальная психология личности. — М., 1979. С. 184−220.
  117. С.Н. Особенности психологической защиты подростков, воспитывающихся в условиях детского дома, в ситуации общения со сверстниками из семьи. Дисс. на соиск. Уч. степ. Канд. Псих. Наук, М., 1993. 177с.
  118. Е.С. Социально-психологические особенности личности //Социальная психология личности.-Л.: «Знание», 1974.-С. 8−12.87
  119. , В.Н. Межличностное общение / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. СПб.: Питер, 2001.- 544с.
  120. О.В. Динамика образа взрослости младших подростков и особенности детско-родительских отношений/О.В. Курышева// Журнал практического психолога.-2000.-№ 7.-С.25−3 8
  121. И., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага: Авиценум, 1984. — 334 с.
  122. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Педагогика, 1983.-320с.-(Избранные психологические произведения: в 2 т.А.Н.Леонтьев- Т.2).92
  123. A.A. Дети без родителей . — М.: Просвещение, 1987. 270 с.
  124. Д.С. Земля родная .-М., 1983.
  125. Д. Педагогические сочинения . М.: Педагогика, 1939.- с.
  126. , Б.Ф. Личность в системе общественных отношений // Психологический журнал.-1981 .-№ 1 .-С.З-18.
  127. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.-М.:"Наука", 1984. .97
  128. Ломов, Б. Ф. Направленность личности / Б. Ф. Ломов // Психология личности в трудах отечественных психологов. -СПб.: Изд-во «Питер», 2000.-С.105−110.
  129. М.И. Профессионально значимые личностные качества учителя как фактор развития личности учащихся: развитие учащихся в процессе усвоения знаний. Ульяновск: Изд-во ИППК, 1995. — 44с.
  130. A.C. О воспитании .- М.: Политиздат, 1988.- 256 с.
  131. A.C. Марш тридцатого года: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. 287 с.
  132. A.C. Коллектив и воспитание личности. — М., Педагогика, 1972. 334 с.
  133. A.C. Воспитание гражданина . -М., 1988.
  134. A.C. Собрание сочинений в пяти томах. Изд-во «Правда"Д971.
  135. И.С. Особенности выраженности надежды в связи с удовлетворенностью жизнью и оценкой значимых событий: Автореф. дисс. .канд. психол. наук: 19.00.05. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2008. 26 с.
  136. А.К. Психология профессионализма М.: Международный гуманитарный фонд „Знание“, 1996.- 308 с.
  137. А. Самоактуализация. Психология личности. Тексты М.: Изд-во МГУ, 1982.- 287 с.
  138. Межличностное восприятие в группе / под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: Изд-во Московского ун-та, 1981. — 295 с.
  139. Ф.З., Пшенникова, М.Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и нагрузкам.-М.: Медицина, 1993.-256 с.
  140. E.H. Социально-психологическая интерпретация личности ученика по внешности и невербальному поведению в ситуации урока: автореф. дис.. канд. психол. наук / E.H. Михеева. СПб., 1993. — 18с.
  141. A.B. Общение как фактор воспитания школьников . М.: Педагогика, 1984. — 112с.
  142. A.B. Воспитательный потенциал общения //Советская педагогика. 1985. № 7. с. 40−42.
  143. B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Вопросы психологии, 1989. № 1. — С. 32−39.
  144. В. С. К проблеме социального развития ребенка // Психологический журнал. 1980. № 5. — С. 43—53
  145. B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Вопр. психологии,-1989. № 1. — С. 32−39.
  146. В.Н. Психология отношений: Под ред. А. А. Бодалева / Вступ. статья А. А. Бодалева. М.: Изд-во „Институт практической психологии“, Воронеж: Изд-во НПО „МОДЭК“, 1998. — 368 с.
  147. Мясищев. Личность и неврозы. Л. бИзд-во ЛГУ, 1960.
  148. В.Н. Дружба и вражда в их социально-психологической значимости/В .Н.Мясищев //Социальная психология личности.-Л., „Знание“, 1974.-С.13−19.
  149. Ш. А. О формировании и смене социальных установок личности // Вопросы психологии.-1978.-№ 3.-С.32−39.
  150. A.A. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). — Ереван, 1988. 263 с.
  151. Н.Ф. Изучение психологической адаптации // Социологические исследования. Вып. 3., М., 1970.
  152. И.Б. Возможности и условия адаптации сирот: В последующей жизни // СОЦИС, 2001, № 4, с. 75.
  153. А.Л., Щелина Т. Т. Психологическое обеспечение социальной адаптации воспитанников детского дома // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2003.-№ 2.-С.31−34.
  154. Н.М. Особенности общения младших школьников со взрослыми и сверстниками \ Психология формирования личности и проблемы воспитания. М., 1980.с.296.
  155. , Л.Г. Гуманизация воспитательного пространства детского дома: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Казань, 2001.
  156. H.H. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия // Психология межличностного познания / под ред. A.A. Бодалёва. — М., 1978. С.80−91.
  157. H.H. Психология межличностных отношений / H.H. Обозов. -Киев, 1990.-192с.
  158. H.H. Межличностные отношения / Н. Н. Обозов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.-292С.
  159. А.Б. Феномены эмпатии и конгруэнтности // Вопросы психологии. 1993. — № 4. — С.68−72
  160. Особенности развития личности ребёнка, лишённого родительского попечительства. Дети с отклоняющимся поведением / Под ред. B.C. Мухиной -М., 1989.-229 с.
  161. В.Н. Восприятие и интерпретация внешности людей // Вопросы психологии.- 1974. № 2.- С.59−64.
  162. В.Н. Общение как предмет социально-психологических исследований: автореф. дис.. д-ра психол. наук. Л., 1983. — 42с.
  163. , В.Н. Социально-психологическая интерпретация личности как феномен познания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга: тез. докл. — Краснодар, 1975. С.46−48.
  164. А.Х. Опыт исследования эмоциональной сферы у сотрудников детского дома // Психологический журнал. 1995. — Т. 16. — № 2. — С. 42−50.
  165. М.Е. Особенности формирования жизненного опыта у воспитанников детского дома // Дефектология. 2007. № 5. — С.85−73.
  166. JI.A. Воспитатель -подросток: пути развития диалога // Учителям и родителям о психологии подростка /Под ред. Аракелова.-М.: Высшая школа, 1990. С.130−153.117
  167. , В.А. Психология неадаптивной активности.— МгТООТорбунок», 1992.—224 с.
  168. A.B. Развитие личности в системе межличностных отношений//Социальная психология. М., 1987. С. 84.)
  169. С.Т. Личностный аспект адаптивного поведения // Вестник Балтийской Академии. Вып.8.-СПб., 1996.-С.14−18.
  170. , К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития //Вопросы психологии.-1994.-№ 1.-С.61−69.
  171. Поливанова Н. К. Психологическое содержание подросткового возраста //Вопросы психологии,-1996.-№ 1.-С.20−33.
  172. H.K. Психология возрастных кризисов. -М.: Academia, 2000.-180С.
  173. Преодоление трудностей социализации детей-сирот / Под ред. Л. В. Байбородова, Л. Г. Жедунова, О. Н. Посысоева, М. И. Рожкова. -Ярославль, 1997.-196 с.
  174. E.H. Социализация и десоциализация подростков.
  175. , A.M. Анализ содержания «образа Я» в старшем подростковом возрасте у учащихся массовой школы и школы- интерната / A.M. Прихожан // Возрастные особенности психического развития детей. -М., 1982.-С.137- 158.
  176. A.M. Дети без семьи. М.: Педагогика, 1990. — 160 с.
  177. A.M. Тревожность и страх у младших школьников // Психическое здоровье детей и подростков. М., 1994.
  178. Психологическое изучение детей в школе — интернате // Под ред. Л.И. Божович-М., 1960.-216с.
  179. Психическое развитие воспитанников детского дома// Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. М.: Педагогика, 1990. 264с.
  180. Психическое развитие детей-сирот (по результатам психологического мониторинга). Методическое пособие. Под ред. Л. М. Шипицыной. СПб: Международный университет семьи и ребенка им. Р. Валленберга. 1996 48с.
  181. Психологическое изучение детей в школе-интернате // Под ред. Л. И. Божович. М., 1960 208с.
  182. Психологические исследования общения / под ред. Б. Ф. Ломова и др. -М.: Наука, 1985.-344с.
  183. Психология межличностного познания / ред. A.A. Бодалёв. М.: Педагогика, 1981.-3 84с.
  184. Психология: словарь / под ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990. 494с.
  185. Психологическое изучение детей в школе-интернате / Под ред. Л. И. Божович. М., 1960. — 208 с.
  186. Психология .Учебник/Под ред. А. А. Крылова.-М.ПБОЮЛ, 2001 .-524с.
  187. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. М.: Педагогика, 1990. — 264 с.
  188. Психологические рекомендации по воспитанию детейв детских домах и школах интернатах. М., 1986. С. 12.
  189. Психическое развитие детей-сирот // По результатам психологического мониторинга / Метод, пособие под ред. Шипициной Л. М. — СПб, МуСиР им. Р. Валленберга, 1996. 49 с.
  190. И.В. Психологические средства развития общих способностей детей, воспитывающихся в условиях детского дома: Автореф. дис.. канд. псих, наук .- Красноярск. 2006. — 21 с.
  191. Н.К. Развитие самоприятия у детей в условиях детских учреждений закрытого типа: Дис.. канд. псих, наук М., 1991.
  192. Н.Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников / Н. Ф. Радионова. Л., 1989.
  193. Радионова Н. Ф. Педагогические основы взаимодействия педагогов и старших школьников в учебно-воспитательном процессе: Автореф.. .д-ра пед. наук / Н. Ф. Радионова. Спб., 1991.
  194. Т.И. Соотношение понятий «социализация» и «адаптация» // Наука и образование глазами молодых учёных.: Сб. науч. Работ. Вып. 2. Шуя, 2003 с.36−39.
  195. Т.Н. Восприятие личности учителя младшим школьником: дисс. .канд. психол. наукТ.Н.Разуваева.-М., 1986.133
  196. М. Субъект и поддерживающая среда. // Средовые условия развития / Под ред. Т. Нийта. -Таллин, 1989.
  197. , A.A. Психология педагогической деятельности . Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 1994. — 81с.
  198. A.A. Психология познания педагогом личности учащихся . — М.: Высшая школа, 1990. 89с.
  199. A.A. Психолого-педагогические основы познания педагогом учащихся: автореф. дис.. д-ра психол. наук. — СПб., 1991. — 32с.
  200. A.A. Рефлексивно-перцептивный анализ деятельности педагога // Вопросы психологии. 1990. — № 2. — С.35−43.
  201. A.A., Социальная педагогическая психология / A.A. Реан, Я. Л. Коломинский.- М.: «Питер», 2000. 410с. 134
  202. A.A. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПбГУ. Сер 6. Вып. 3. 1995. — № 20. — С. 74.
  203. H.A. Роль стереотипов в познании человека человеком // Вопросы психологии. 1986. — № 4. — С.69−76.
  204. H.A. Способы межличностного познания, их развитие и формирование у учителей, родителей и школьников. М., 2004. — 65с.
  205. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. / Под редакцией И.В.Равич-Щербо.—М: Педагогика, 1988.-335 с.
  206. K.M. Межличностное познание и деятельность // Вопросы психологии. 1986. — № 4. — С.76−81.
  207. , С.Л. Бытие и сознание . М., 1958. — С. 14.
  208. В.В. О проблеме соотношения развивающихся образовательных сред и формирования знаний: Выступление на пленарном заседании Первой рос.конф. по эколог. Психол./ В. В. Рубцов. М., 1996.
  209. С.Л. Бытие и сознание.-Человек и мир .-СПб.:Питер, 2003.-512с.
  210. Л.И. Психологические особенности познания других людей детьми, воспитывающимися в семье и в детском доме: Дис. .канд. псих, наук /Л.И.Рюмшина.-М., 1991.
  211. Г. И. Опыт социально-реабилитационного центра «Наставник» г.Рыбинска//Вестник психосоц. И кор.-реаб.работы, 2004.№ 1. С.83−84.
  212. , Е.В. Социально-трудовая адаптация детей группы риска / Е. В. Селенина // Вопросы психологии. — 2006. № 6. С.48−58.
  213. Г. В. Методические материалы к курсу «Социально-психологические и организационные основы работы с приемными и патронатными семьями» .- Москва- Тула: ТОО «Симе», 1999. 96 с.
  214. Г. В. Психолого-педагогические программы подготовки к самостоятельной семейной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Г. В. Семья, Н. Ф. Плясов, Г. И. Плясова. М., 2001. -176 с.
  215. Г. В., Социально-психологические технологии постиинтёрн’атной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Г. В. Семья, С. А. Левин, А. И. Панов, H.H. Юдищева. -М., 1999.
  216. Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: Социально-психологический центр, 1996. -250с.
  217. С.Я. Подготовка педагогов к взаимодействию с детьми, оставшимися без попечения родителей. Автореф. дис. на соиск. учен, степ, канд. педагог, наук. СПб, 1997. — С. 18−20.
  218. , Т.П. Взаимодоверие как основание межличностных взаимодействий//Вопросы психологии.-1999.-№ 5.-С.21−30.139
  219. , В.И. Основы психологической антропологии: Психология человека: введение в психологию субъективности/ В. И. Слободчиков, E.H. Исаев. М.: Школо-Пресс, 1995. — 384с.
  220. В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школы.-М., 1997. Вып.7.Инноватор.-Веппе1 colledge.
  221. В.И. Феномен общественной собственности и его влияние на формирование личности воспитанников детских домов //Вопросы психологии.2000.-№ 5.
  222. В.М. Социальная изоляция и психическое развитие старших дошкольников: анализ когнитивного, эмоционального и личностного развития // Психологический журнал. Т. 17.1996-№ 1.
  223. Смирнова Е. О, Калягина Е. В. Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам //Вопросы психологии.-1998.-№ 3.-С.50−60.
  224. Современный Энциклопедический словарь. Изд. «Большая Российская Энциклопедия», 1997 г. ОСЯПалек, 1998 г.
  225. Соколова, Юлия Анатольевна Специфика индивидуального опыта подростков из приюта: Дис. канд. психол. наук: 19.00.01 М., 2005.
  226. Социально-психологическая реинтеграция детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях инновационной образовательной среды. Автореф.дисс.на соиск. степ. канд. психол. наук.-Брянск.2009.23с.
  227. Социализация детей и подростков. Проблемы и перспективы предупреждения правонарушений: Сборник статей и материалов в помощь работникам образования. Выпуск 1.-Псков: Изд-во ПОИПКРО, 1997.127с.
  228. Социально-экономические проблемы труда на промышленном предприятий Под ред. Е. Г. Антосанкова, Л. А. Шишкиной. Новосибирск, 1979.С.251.
  229. Е.О., Лагутина А. Е. Осознание своего опыта детьми в семье и в детском доме / Е. О. Смирнова, А. Е. Лагутина // Вопросы психологии, 1991.-№ 6.-С. 30−37.
  230. М.В. Опыт Новочеркасского детского дома по успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ролителейМ.В.Стрельцова\ Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2004.-№ 2.-С.76−84.
  231. С.Ю. О рефлексивной организации тренинга развития коммуникативной компетенции педагогов // Модели рефлексии. — Новосибирск, 1995.-С. 117−135.
  232. В.А. Павлышская средняя школа / В. А. Сухомлинский.—М.: Просвещение, 1979.—393 с.
  233. В.А. Избр. пед. соч. в 3-х т.—Т. 3 / В. А. Сухомлинский. — М.: Педагогика, 1978.—212 с.
  234. Ю. В. Микросреда и личность / Ю. В. Сычев. М.: Мысль, 1974. — 190 с.
  235. С., Клиффорд Дж., Коучинг: руководство для тренера и менеджера, СПб, «Питер», 2004 г., с. 26−27
  236. Н.Г. Психологическая адаптация выпускников детского дома: Дис. канд. псих, наук: 19.00.01. — СПб., 1999.
  237. Е.Г. Влияние ранней социальной депривации на развитие личности и психическую адаптацию детей с интеллектуальной недостаточностью: Дис.канд. псих, наук: 19.00.04. СПб., 1997.
  238. Н.М. Причины отклоняющегося поведения младших школьников // Психологические проблемы предупреждения педагогической запущенности и правонарушений несовершеннослетних. Воронеж, 1982. С.72−73.
  239. Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. — 672 с.
  240. К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения . -М.: Генезис, 1999. Т. 4. -160 с.
  241. М. В. Педагогическое сопровождение становления и развития социокультурной идентичности школьников: Автореф. .д-ра пед. наук /. М., 2007.
  242. , JI.M. Дети социального риска и их воспитание. СПб.: Речь, 2003.-143 с.
  243. , JI.M. Развитие личности ребёнка в условиях материнской депривации / Л. М. Шипицина, Е. С. Иванов, АД Виноградова.-СПб., 160с.
  244. Л.М. Психология детей-сирот: Учебное пособие .-СП.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005.-628с. С. 152.
  245. Л.Л. Социокультурная адаптация: сущность, напрвления, механизмы реализации .-Кемерово, 1999. 198с.
  246. Т.И., Слот В., Спаниярд X. Методика работы с детьми «группы риска». -М.: Изд-во УРАО, 1999. 104с.
  247. Т.И., Олиференко Л .Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки.-М.: Изд-во УРАО, 1997.-100с.
  248. Н. Б. Феноменология, динамика и психологические механизмы субъективной значимости другого человека для старших подростков в условиях школы-интерната: Автореф. дис.канд. психол. Наук. -М., 1980−15 с.
  249. Ивин А. А. Ценности и понимание/ТВопросы философии. 1987.№ 8. с.44−54.
  250. Современный Энциклопедический словарь. Изд. «Большая Российская Энциклопедия», 1997 г. ОСЯПалек, 1998 г.
  251. И.Р. Психология взаимоотношений / И. Р. Сушков. М.: Академический проект, 1999. -384с.
  252. В.М. Специфика психологической природы тревожностивоспитанников тотальных учреждений (социально-психологический аспект). http://www.geolities.com
  253. Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей утверждено Приказом Министерства образования Р.Ф.№ 410 от 19.07.1995
  254. А.П. Теория проектирования образовательных программ // Петербургская школа: Теория и практика формирования многовариантной образовательной школы. СПб, 1994.
  255. Т.В. Группа сверстников как предпосылка развития интимно-личностного общения /Т.В. Точилина //Ананьевские чтения 2004: Материалы науч.-практ. конф. /Под ред. Л. А. Цветковой, Г. М. Яковлева.-СПб. Ун-та, 2005. С. 443.154
  256. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения/ Под ред. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой,-М., 1999.
  257. , К.Д. Избр. пед. соч.— Т. 2 / К. Д. Ушинский — М.: Педагогика, 1984.
  258. Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития // Вопросы психологии.-1998.-М.-С.З-18.
  259. Философский энциклопедический словарь / ред.кол.: С. С. Аверинцев, Э.А.Ароб-Огло, Л. Ф. Ильичев и др.-М.: Сов. Энциклопедия, 1989−815с.с. 13.
  260. С. Избранные педагогические сочинения / Пер. с франц./ С. Френе. — М.: Прогресс, 1990.— 304 с.
  261. Г. А. Социально-психологическое экспериментирование как форма ведущей деятельности подросткового возраста // http: maro.newmail.ru /vestnik /7/zuckerman.htm. 165
  262. , С.Т. Избранные педагогические сочинения / С. Т. Шацкий.— М.: Педагогика, 1989.
  263. , Н.И. Социальная психология / Н. И. Шевандрин. М., 1990.-716с.
  264. JI.M., Иванов Е. С., Виноградова А. Д., Коновалова H.JL, Крючкова JI.JI. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации. С- Пб, 1997 160с.
  265. Школа-коммуна Наркомпроса // Под ред. М. М. Пистрака.—М: Педагогика, 1990.—288 с.
  266. Н.Е., Питюков В. Ю. Новые технологии воспитательного процесса.-М., 1997.
  267. С. Как можно помочь детям, лишившимся семьи // Материалы Российско-американской научно-практической конференции. 12−14 мая 1994 г. Москва. М: Институт развития личности РАО, 1995 с. 59.
  268. Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. / Э. Эриксон. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. — 344 с.
  269. Эмоциональные и познавательные характеристики общения / отв. ред. В. А. Лабунская. Ростов н /Д: Изд-во Рост, ун-та, 1990.- 176с.
  270. Т.С. Активная социально-психологическая подготовка учителя к общению с учащимися: кн. для учителя / Т. С. Яценко. — Киев, ОсвГга, 1993.
  271. В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию.-М., 2001.
  272. В.А. Особенности отношения к природе в подростковом и юношеском возрасте / В.А.Ясвин//Вопросы психологии.-1995.-№ 4.-С. 19−28.
  273. Ainsworth M.D.S. An ethological approach to personality development / M.D.S. Ainsworth, J. Bowlby // American Psychologist. 1991, Vol. 46. — 331−341p.
  274. Bowlby J. Attachment and Loss. Volume 1, Attachment, Basic Books, 1970, New York, USA.
  275. Bowlby J. Attachment and Loss. Volume 3, Loss: Sadness and Depression, Basic Books, 1980, New York, USA.
  276. Hartman H. Ego Psychology and Problem of Adaptation/-N. Y.1958. 293. Sulliven H S The Interpersonal Theory-In Psychology of Personality readings in theory- Chicago, 1965.
Заполнить форму текущей работой