Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Эволюция экономических и военно-технических отношений России и Грузии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В свою очередь, Россия является для Грузии также естественным союзником, так как без нее Грузии сложно будет решить свои многие проблемы, и в частности, социально-экономические. Кроме этого без Российской Федерации Грузия не сможет претендовать на роль сколько-нибудь влиятельного центра силы в Закавказском регионе. Маловероятно, что без российских энергоносителей она сможет построить… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ. РАЗДЕЛ I
  • ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОФОРМЛЕНИЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУВЕРЕННОЙ ГРУЗИИ
  • РАЗДЕЛ II.
  • РАЗДЕЛ III.
  • ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОССИИ И ГРУЗИИ НА РУБЕЖЕ ПЕРЕХОДА ОТ ОБЩЕГО СОЮЗНОГО ПРОСТРАНСТВА К ГОСУДАРСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ СУВЕРЕНИТЕТУ
  • ЭВОЛЮЦИЯ МЕЖДУНАРОДНО-ДОГОВОРНЫХ И ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ ОСНОВ РОССИЙСКО-ГРУЗИНСКИХ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
  • РАЗДЕЛ IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИИ И ГРУЗИИ В ПЕРВОЕ ПЯТНАДЦАТИЛЕТИЕ ИХ НЕЗАВИСИМОГО РАЗВИТИЯ
  • РАЗДЕЛ V. СПЕЦИФИКА ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И ГРУЗИИ В ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СФЕРЕ ДО СЕРЕДИНЫ 2000-Х ГОДОВ

Эволюция экономических и военно-технических отношений России и Грузии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С распадом СССР и образованием суверенных Российской Федерации и Грузии произошли существенные изменения их взаимоотношений. Им невозможно дать однозначное определение: одни из них для республик позитивны, благоприятны, другие имеют негативное значение. Это обусловлено комплексом причин, условий и факторов, имеющих долговременный характер. Их анализ представляет актуальную научную и общественно-политическую задачу.

В диссертации на примере двух бывших сопредельных республик Советского Союза — России и Грузии впервые подвергнут комплексному анализу процесс становления и эволюции новых межгосударственных связей в первое пятнадцатилетие их суверенного развития. Важность исследуемой темы определяется также и той ролью, которую в условиях глобализации играют Россия и Грузия в экономических и военно-технических отношениях в регионе Большого Кавказа и на евразийском пространстве.

Актуальность темы

исследования обусловлена большим интересом к международно-договорным и политико-правовым основам и содержательной логике российско-грузинских межгосударственных отношений. И если в 1990;е годы двухсторонние связи этих государств и их сотрудничество в рамках институтов СНГ и других международных организаций в определенной степени позитивно развивались, то к середине 2000;х годов российско-грузинские отношения вылились в непоследовательный, проблемный процесс. И это несмотря на то, что эти отношения имеют богатые вековые исторические традиции, которые с большим основанием рассматривались в качестве модели становления равноправных и взаимовыгодных отношений между народами Российской империи, СССР в Закавказском регионе. Все это вызывает у широкой интеллектуальной общественности России и Грузии закономерный интерес и требует глубокого научного изучения.

Актуальность данного исследования также связана и с тем, что современная политика грузинского руководства во главе М. Саакашвили направлена на сближение и активное сотрудничество со странами НАТО и на ухудшение отношений с Российской Федерацией, что естественно требует всестороннего ретроспективного анализа причин такого положения дел. В этой связи взятую для исследования тему актуализируют и обстоятельства выхода Грузии из Содружества Независимых Государств в 2008 году.

В нынешних условиях второй волны мирового финансового кризиса, нарастания тревожных тенденций в регионе Большого Кавказа, ускорения глобализационных процессов, появления новых международных очагов напряженности, выработка взаимоприемлемой линии поведения России и Грузии между собой с учетом совместных достижений и ошибок первого пятнадцати лет их суверенного развития становится насущной необходимостью. И проблематика, и фактическая сторона исследуемой проблемы, несмотря на имеющиеся работы, еще далеко не исчерпаны и требуют серьезного научного осмысления.

Объектом диссертационного исследования является процесс становления и эволюции российско-грузинских межгосударственных связей в постсоветский период.

Предметом исследования выступают договорно-правовые основы, внешние и внутренние условия и факторы, формы и содержание экономических и военно-технических отношений Российской Федерации и Грузии в конкретно-исторической ситуации первого пятнадцатилетия их суверенного развития. Этим обусловливается выбор темы, цели и задач данного исследования.

Целью исследования является исторический анализ эволюции экономических и военно-технических отношений России и Грузии в 19 912 005 гг.

В плане реализации общей цели ставится ряд научных задач: во-первых, выявить исторические предпосылки оформления межгосударственных отношений Российской Федерации и суверенной Грузииво-вторых, изучить состояние и вскрыть особенности взаимоотношений России и Грузии на рубеже перехода от общего союзного пространства к их государственно-территориальному суверенитетув-третьих, провести всесторонний анализ эволюции международно-договорных и политико-правовых основ российско-грузинских межгосударственных отношенийв-четвертых, обнаружить и обобщить основные направления и тенденции экономических связей России и Грузии в первое пятнадцатилетие их независимого развитияв-пятых, подвергнуть анализу формы и вскрыть специфику отношений России и Грузии в военно-технической сфере до середины 2000;х годов.

Хронологические рамки определены целью и задачами исследования. Они охватывают 1991;2005 годы, т. е. период от образования двух суверенных государств — Российской Федерации и Грузии, впервые создавших модель своих взаимоотношений на принципиально новой основе международного права, и до середины 2000;х годов, когда кризисные — переходные — явления в национальных экономиках двух стран закончились и мог бы начаться качественно иной этап двухсторонней интеграции, но вместо этого произошло охлаждение российско-грузинских отношений, прежде всего, из-за конфронтационной позиции по отношению к России и СНГ официального Тбилиси во главе М. Саакашвили, который начал искусственно форсировать сближения со странами евро-атлантического альянса.

За первые пятнадцать лет суверенного развития Российская Федерация и Грузия прошли сложный, и в некоторых отношениях противоречивый, путь от поиска модели межгосударственных отношений до существенного расширения и углубления взаимоотношений. Выбор таких хронологических рамок позволил целостно проследить процесс становления и эволюции экономических и военно-технических отношений между двумя сопредельными государствами в конкретно-исторических условиях их независимости.

Теоретико-методологическую основу исследования составили, прежде всего, принципы историзма и научной объективности. На всех этапах исследования диссертант стремился руководствоваться этими основополагающими принципами, поскольку это крайне важно при изучении такой деликатной проблемы, как взаимоотношения национальных государств и народов, которые, как известно, во многих случаях имеют политизированный характер.

В целом же методологическая база диссертационного исследования включает в себя два синтезированных уровня — общий и частный. Общий уровень представлен принципами материалистической диалектики. Их применение к изучению экономических отношений двух суверенных государств — Российской Федерации и Грузии — предполагает раскрытие объективной обусловленности возникновения и эволюции этих отношений, выявление присущих этим отношениям закономерностей и специфических черт. С точки зрения теории научных ценностей диссертация привержена лишь основанному на опыте — и в этом смысле позитивному — эмпирическому знанию. Гносеологически это подразумевает опору на систему международно и социально значимых, подтверждаемых источниками фактов.

Системный подход выступает в роли частнометодологической концепции. Применительно к изучению экономических и военно-технических отношений двух независимых государств системный подход характеризуется рядом черт. Он предполагает выявление характера и качественного своеобразия взаимосвязей между различными сферами и направлениями сотрудничества России и Грузии. Системный подход предусматривает типологизацию различных аспектов двухсторонних межгосударственных связей на основе реальной близости интересов двух суверенных государств. Он подразумевает и вскрытие динамики всех элементов системы российско-грузинского сотрудничества, её факторов, направленности мер стратегического внешнеполитического действия, поливариантности выбора пути развития экономических и военно-технических отношений в пространстве СНГ и в мире.

В диссертации получили применение такие общеисторические методы научного исследования, как историко-генетический, историко-типологический, историко-сравнительный, помогающие познать историческую закономерность и дать научные оценки политической модернизации межгосударственных отношений России и Грузии в глобальных трансформационных процессах конкретного временного периода — 1990;хпервой половины 2000;х годов.

Понятийный аппарат исследования предопределен выбранными методологическими ориентирами и в тексте работы тесно увязан с конкретным анализируемым материалом.

Степень изученности темы. В том плане, в котором проведено исследование, тема российско — грузинских отношений в 1991 — 2005 годы явилась предметом специального исследования практически впервые. В историографии она, по известным причинам, затрагивалась довольно редко. В настоящее время имеются в основном единичные труды российских и грузинских историков, политологов, в которых затрагиваются отдельные аспекты взятой нами для исследования проблемы. В целом, историография по рассматриваемой нами проблеме может быть разделена на несколько групп. К первой группе можно отнести труды российских исследователей Абрамова Э. М., Суханова И., Федуловой Н. Г., Александрова Б. С., Слемнева М.А.- Цыганкова А. П. Гребениченко С.Ф., Айбазовой Ф. У. и др.1, в которых содержится не только большой фактический материал, но и новые концептуальные подходы к изучению двусторонних и многосторонних отношений в странах Содружества Независимых Государств. Кропотливое исследование работ этой группы трудов дало возможность автору осуществить сравнительный анализ экономических, военных, культурных, социальных, гуманитарных и других направлений интеграции СНГ, увязать их со многими геополитическими процессами, которые произошли на постсоветском пространстве в исследуемые нами годы. И хотя с некоторыми заключениями и выводами, сделанными в этих трудах можно согласиться, имеющийся фактический материал дал возможность соискателю более глубже и разносторонне осветить поставленные задачи в рамках российско — грузинского сотрудничества.

Вторую группу трудов составили исследования Дороченкова А. И., Реснянского П. С., Протопопова A.C., Козьменко В. М., Елманова Н. С., л.

Ушаковой Н., Жилина Ю. А., Шмелева Н., Гулашвили М., Гачичеладзе М.

1 Абрамов Э. М. Состояние и перспективы развития СНГ. — М., 1993;, Суханов И. Некоторые закономерности экономических отношений стран СНГ // Экономист. 1998, № 10- Там же. — 1999, № 8- Федулова Н. Г. Проблемы безопасности и военного сотрудничества в рамках СНГ // Отечественная история, 2000, № 4−5- Александров Б. С. Российская Федерация после распада СССР. — М., 1993; Слемнев М. А. Политический анализ становления и развития Содружества Независимых Государств. // Вестник Межпарламентской Ассамблеи СНГ. — СПб., 1993, № 2- Цыганков А. П. Современные политические режимы. Структура, логика. — М., 1995; Гребениченко С. Ф. Россия на пути в цивилизацию: проблемы и перспективы. — Челябинск, 1992; Айбазова Ф. У. Новое зарубежье: пути модернизации. — М., 2009.

2 Дороченков А. И. Межнациональные отношения и национальная политика России. — СПб., 1995; Реснянский П. С. Россия в системе СНГ., М., 1997; Протопопов A.C., Козьменко В. М., Елманова 8 и др. Среди этих работ выделяется монография профессора Р. Гачичеладзе «Новая Грузия: пространство, общество, политика». Третью группу исследований представляют работы Гребениченко С. Ф., Давыдова В. П., Гаджиева К. С., Согрина В. В., Менташвили Э. М., Моисеева Е. Г. и др., в которых анализируются существующие взаимоотношения стран внутри Содружества Независимых Государств, дан критический анализ имеющимся проблемам, предлагаются с научной точки зрения пути их решения. Написанные на многообразных источниках эти труды имеют немалую историографическую ценность. Однако, собственно российскогрузинские отношения рассматриваются в них частично, в контексте анализа общих межгосударственных отношений на постсоветском пространстве.3.

К четвертой группе относятся труды, которые представляют определенный интерес для оценки происходящих событий на постсоветском пространстве, в том числе и в Грузии. И, несмотря на то, что в них есть лишь косвенное упоминание фрагментов изучаемой нами проблемы, считаем, что в сложившейся ситуации с российско-грузинскими отношениями эти работы заслуживают внимания.4.

Н.С. История международных отношений и внешней политики России. 1648 — 2005. — ML, 2006; Ушакова Н. Россия и Закавказья: реалии независимости и новое партнерство. — М., 2000; Жилин Ю. А. СНГ: альтернативы развития // Альтернативы. — М., 1994; Шмелев Н. Страны Каспия и Закавказья государства СНГ: перспективы устойчивого экономического роста. // Европа и Россия: проблемы южного направления. — М., 1999; Гогоберидзе Р. Грузия: наша позиция в СНГ. — Тбилиси, 1994; Мучяидзе Г. Место Грузии в системе взаимоотношений России и США // Газета «Резонанс». — Тбилиси 21.01.2003; Гулашвили М. постсоветская Грузия. — Тбилиси, 1997; Гачичеладзе. Новая Грузия: пространство, общество, политика. — Тилиси, 2005 и др.

3 Гребениченко С. Ф. и др. Российская Федерация, ее ближайшие и дальние соседи на рубеже XX.

— XXI веков. — М., 2005; Гребениченко С. Ф., Давыдов В. П. Глобализация, интересы России и кризис СНГ // Социально — гуманитарные знания. — М., 2005, № 5, Гребениченко С. Ф. и др. Путинская Россия. — М.: РУДН, 2007, Гаджиев К. С. Гелполитика Кавказа. — М., 2001; Согрин В. В. Современная российская модернизация: этапы, логика, цена //Вопросы философии. — М., 1994; Менташвили Э. М. Политическая система Грузии: трансформация, адаптация. — Тбилиси, 2000; Правовой статус Содружества Независимых Государств. — М., 1995 и др.

4 Громов A.C. Политические связи и СНГ. — Киев, 2001; Шнирельман В. А. Постмодернизм, этнонационализм и распад Советского Союза //Профессионалы за сотрудничество. — М., 1998.Вып. 2- Он же. Ценность прошла. // Реальность этнических миров. — М., 2000; Нефедов А. П. Путь Молдавии в СНГ.

— Кишинев, 1999; Зиядуллаев Е. Сценарий будущего СНГ // Свободная мысль, 1997; Сабденов О. С. Законодательные основы общего образовательного пространства стран Содружества. // Вестник межпарламентской Ассамблеи. — СПб., 1997 и др.

Особую роль в изучении трудов, хотя бы в какой — либо мере затрагивающих российско — грузинские отношения в исследуемые годы, имели международные, всероссийские и др. уровня научные конференции, проводившиеся в Москве, Минске, Санкт — Петербурге и др. городах Содружества Независимых Государств, на которых хотя и частично освещались исследуемые нами проблемы.

К пятой группе относятся исследования по истории абхазского и грузино-осетинского конфликтов. Это работы Пряхина В. Ф., Цуциева A.A., Курбанова Э., Лысенко В. Н., Ямскова А., Табуева С. И др., которые оказали диссертанту существенную помощь при анализе темы.5.

В шестой группе выделяются работы по внешней политике России и интеграционным процессам в Содружестве Независимых Государств, к числу которых относятся труды Буянова B.C., Михайленко А. Н. и др., которые бесспорно были весьма полезны при раскрытии исследуемой проблемы.6.

Все это свидетельствует о том, что избранная для исследования историческая тема кандидатской диссертации является практически не изученной. Не претендуя на исчерпывающее освещение всех аспектов развития российско — грузинских отношений в исследуемые годы, диссертация направлена на восполнение имеющегося историографического пробела и, конечно, на решение самостоятельной научной проблемы.

5 Пряхин В. Ф. Региональные конфликты на постсоветском пространстве (Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, Приднестровье, Таджикистан). — М., 2002; Цуциев А. Перспективы урегулирования осетино-грузинского конфликта в Южной Осетии и вокруг него. — Владикавказ, 2003; Курбанов Э. Этнополитические конфликты в Закавказье: их истоки и пути решения. — Мэрилендский университет, 1997; Лысенко В. Н. Региональные конфликты в странах СНГ: опыт урегулирования. // «Полис». — 1998. — № 2- Ямсков А. Межнациональные конфликты в Закавказье. Предпосылки возникновения и тенденции развития // «Политические исследования». — М., 1991. — № 2- Табуев С. Грузино-осетинский конфликт. -М., 1999.

6 Буянов B.C. Россия и Кавказский регион // Геополитика: Учебник / Под общей редакцией В. А. Михайлова. — М., 2007; Михайленко А. Н. Содружество Независимых Государств: этапы революции // Геополитика: Учебник / Под общей редакцией В. А. Михайлова. — М., 2007.

Источникоеая база диссертации. Российско — грузинские отношения в 1991 — 2005 годы получили освещение в немногих источниках. Учитывая это диссертант старался использовать все имеющиеся в его распоряжении источники. В частности, в работе над диссертационным исследованием были использованы: во-первых, нормативные документы и законодательные акты Российской Федерации и Республики Грузияво-вторых, международные декларации, договоры, соглашения, относящиеся к этим государствамв-третьих, доклады и выступления руководителей России и Грузии, а также документы Государственной Думы Российской Федерациив-четвертых, статистические данные, содержащиеся как в специальных изданиях, так и в сборниках действующих договоров, соглашений, конвенций, заключенных между Российской Федерацией и Республикой Грузия. Статистические источники позволили проследить динамику российскогрузинских отношений в исследуемые годыв-пятых, имеющиеся, хотя и не многочисленные, справочные издания и информационные бюллетени, в которых представлены сопоставительные данные, позволяющие проследить основные направления российско — грузинских отношений в 1991 0 2005 годыв-шестых, периодическая печать России и Грузии (на русском языке) и т. д.

Особый блок источников составляют документы, регулирующие деятельность Грузии в рамках интеграционных объединений, в которых она принимала или принимает участие: СНГ, ГУАМ: Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (8 декабря 1991 г.) — Устав Содружества Независимых Государств (22 января 1993 г.) — Решение о членстве Грузии в Содружестве Независимых Государств (9 октября 2008 г.)7.

7 Соглашение о создании Содружества Независимых Государств // http://www.cis.minsk.by/ тат. а5рх?шс≠176- Устав Содружества Независимых Государств // http://www.cis.minsk.by/main.aspx?

Репрезентативным представляется блок документов и материалов, составляющих основу грузинско-российских отношений, среди которых Договор между Российской Федерацией и Республикой Грузия о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве (3 февраля 1994 г.) — Договор между Российской Федерацией и Республикой Грузия о российских военных базах на территории Республики Грузия (15 сентября 1995 г.) — Договор между Российской Федерацией и Республикой Грузия о правовом статусе воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Грузия (9 октября 1993 г.) — Концепция внешней политики Российской Федерации8.

Исследуемая диссертантом тема российско — грузинских отношений не отличалась, как это было отмечено выше, постоянной динамикой, что было обусловлено многими причинами. В этой связи автор использовал информацию, представляемую различными Интернет-ресурсами. Этот источник информации позволил ввести в научный оборот отдельное выступление, комментарии и интервью по вопросам двусторонних отношений России и Грузии.

Таким образом, использование имеющихся в распоряжении автора источников, их критический анализ и сопоставление результатов, позволили выявить и научно обосновать картину российско — грузинских отношений после распада СССР в условиях деятельности Содружества Независимых Государств в 1991 — 2005 годы. uid=180- Решение о членстве Грузии в Содружестве Независимых Государств от 9 октября 2008 года, город Бишкек http://www.licasoft.com.ua/component/lica/?href=0&view=text&base=l &id=477 930&menu=610 243.

8 Договор между Российской Федерацией и Республикой Грузия о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве // http://lawrussia.ru/texts/legal673/doc673a825×382.htmДоговор между Российской Федерацией и Республикой Грузия о российских военных базах на территории Республики Грузия // http://www.base.spinform.ru/showdoc.fwx?Rgn=25 425- Договор между Российской Федерацией и Республикой Грузия о правовом статусе воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Грузия // http://www.lawrussia.ru/ texts/legal 383/ doc383a803xl 13. htmКонцепция внешней политики Российской Федерации // http://kxemlin.ru/acts/785.

Научная новизна диссертации определяется недостаточной — для современного уровня развития историографии — концептуальной, методологической, методической, источниковедческой и конкретно-предметной разработки поднятой диссертантом исследовательской проблемы. По существу диссертант впервые в историографии комплексно исследовал наиболее важные — экономические и военно-техническиенаправления российско-грузинских отношений в 1990;е — первую половину 2000;х годов. Был проведен скрупулезный анализ достижений и проблем в этих направлениях двухстороннего сотрудничества, обобщены международно-договорные и политико-правовые основы российско-грузинских межгосударственных отношений, выявлены основные тенденции и формы экономических и военно-технических отношений в динамике пятнадцати лет суверенного развития двух сопредельных стран.

Анализ научной проблемы проводился в контексте серьезных изменений геополитической ситуации в Закавказье и регионе Большого Кавказа на рубеже ХХ-ХХ1 веков. В этой связи для объективного и полного раскрытия темы был привлечен репрезентативный круг источников, многие из которых вводятся в широкий научный оборот впервые.

На основе изученного материала автором разработаны практические рекомендации по улучшению и совершенствованию российско-грузинских отношений с учетом требований XXI века.

Особенностью диссертационной работы является то, что она имеет междисциплинарный характер.

Практическая значимость диссертации вытекает из характера поставленных и реализованных в ней задач, имеющих научно-прикладное и учебно-методическое значение. Результаты диссертации, в том числе мобилизованные в ней источники, апробированные исследовательские гипотезы и технологии анализа, имеют особое значение для понимания эволюции российско-грузинских экономических и военно-технических отношений в 1990;е — первую половину 2000;х годов и для научного определения перспектив их развития с учетом требований XXI века, а также могут оказать плодотворное воздействие на дальнейшие исследования этой проблематики и практику деятельности внешнеполитических структур двух государств.

Материалы диссертационной работы могут быть использованы органами государственного управления Российской Федерации и Грузии при подготовке проектов развития российско-грузинского сотрудничества и партнерства, а также найти применение при разработке учебно-методических пособий и лекционных курсов по специальностям «отечественной история», «история международных отношений и внешней политики» и «экономической история».

Апробация работы. Основные положения диссертации, методы исследования и круг выявленных источников обсуждались на ряде всероссийских и межвузовских научно-практических конференций, на заседаниях круглых столов, в научных чтениях кафедры истории России РУДН, на семинарских занятиях в рамках курса профессора С. Ф. Гребениченко «Дискуссионные проблемы отечественной истории ХХ-ХХ1 веков».

По теме диссертации автором опубликованы 5 научных работ общим объемом 2,4 п. л., в том числе в журнале «Вестник РУДН. Серия: история России», который входит в перечень ведущих рецензируемых научных изданий Президиума ВАК Министерства образования и науки РФ.

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры истории России факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов, была одобрена и рекомендована к защите.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти разделов, заключения, списка источников и литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Как показано в работе, в Закавказье в настоящее время ключевым государством считается Грузия, которая имеет специфическое географическое положение, богатое историческое наследие, достаточно высокий уровень культуры и образования населения. Отношения с Грузией важны для России, поскольку они в значительной мере воздействуют на всю нашу политику в этом регионе. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что предпосылки российско-грузинских отношений начались еще в XII веке и получили дальнейшее развитие в последующие века. В частности, начиная с XVIII века, история российско-грузинских отношений была связана с царским самодержавием, советской властью. Но традиции этих отношений как показано в первом разделе были не фатальными. Они изменялись в зависимости от положения общества, от которого зависела Грузия. В результате настала пора в российско-грузинских отношениях, когда необходимо было придать забвению феодальные стереотипы и действовать не на основе оружия, а на основе взаимной выгоды.

В этой связи в диссертации подчеркивается, что в настоящее время необходимо сделать все возможное, чтобы ликвидировать факторы недоверия в российско-грузинских отношениях. На фоне недоверия невозможно рассчитывать на полноценное сотрудничество в какой-либо сфере. Исходя из сделанного в диссертации анализа, следует сделать вывод о том, что ни военные, ни правовые и не экономические связи формируют стабильное партнерство. Основным условием этих связей является, прежде всего, доверие между двумя государствами, ранее находившимися в единой стране — СССР.

В работе показано, что Российская Федерации и Грузия неоднозначно оценивали военно-политическое присутствие самого сильного государства СНГ в кавказском регионе. Если для России это в первую очередь проблема обеспечения безопасности Северного Кавказа и всего российского Юга, то для грузинского руководства — это имперские происки и угроза «аннексии». В этой связи в диссертации отмечается, что взаимные противоречия и претензии можно предъявлять друг другу до бесконечности. Главное здесь найти общие точки соприкосновения российских и грузинских интересов. Такие точки, по мнению диссертанта, есть. По его мнению, они объединены в определенную систему. Экспертные сообщества и России, и Грузии практически не брали на себя труд в исследуемые годы выработать новые после распада СССР и создания СНГ росийско-грузинские отношения, исходя их условий нового геополитического положения государств.

В диссертации показано, что в исследуемые годы у России и Грузии были разные взгляды на причины и характер межэтнических конфликтов на их территориях — абхазская и осетинская проблемы в Грузии, «чеченский вопрос» в Российской Федерации. Грузия и Россия по-разному оценивали «вестернизации» Южного Кавказа. Если для Грузии европейская и североатлантическая интеграция — это критерий цивилизованности и мерило демократичности, то для России, и не без основания, это покушение на ее интересы в регионе. По утверждению автора, эти интересы не являются имперскими по своей природе. Например, в 1990;е годы Российская Федерация и государства Южного Кавказа были объединены проблемой «разделенных народов» и межэтническими противоборствами — открытыми и латентными, ею порожденными.

В этой связи российская позиция несла открытый и конструктивный характер. Она поддерживала территориальную целостность Грузии, признавала права абхазского народа на национальное самоопределение в рамках Грузии, осуждала попытки той или другой стороны решать проблемные вопросы военным путем, выявила стремление действовать в урегулировании конфликта совместно с ООН, ее СБ, ОБСЕ. Российская Федерация добивалась от Совета Безопасности ООН одобрения миротворческой операции в зоне грузино-абхазского конфликта и, несмотря на сопротивление определенных сил, соответствующее решение СБ было принято 27 июля 1994 года, что свидетельствует о том, что миротворческие усилия России являются прикрытием курса на восстановление своего влияния на постсоветском пространстве бывшего СССР.

Однако, несмотря на это позитивные сдвиги в российско-грузинских отношениях в исследуемые годы, они не приобрели стабильного характера. В работе обосновывается тот факт, что в отношения между нашими странами никуда не уйти от экономики. Приватизация объектов грузинской экономики российскими предпринимателями могла бы стать залогом успешной и неконфронтационной «россиизации» Грузии. США, Европа считают Южный Кавказ зоной повышенного риска, в то время как российский бизнес при поддержке нашего и грузинского государства мог бы помочь и экономическом выздоровлении Грузии, и ее экономической диверсификации. Практически в экономике постепенно создается противовес «гранатовой игле» западных фондов. В этой связи в Тбилиси все более процесс приватизации с участием российского капитала рассматривается как позитивный фактор. Обострение экономической ситуации и неблагоприятное финансовое положение обострили, особенно в конце исследуемых годов социальные проблемы внутри страны. Вместе с тем, факт очевидной антироссийской направленности нельзя не учитывать в настоящее время.

Как показано в исследовании это связано с тем, что в целом политическая ситуация в Грузии весьма далека от стабильности, а экономическая — от процветания: результаты реформ здесь ничтожны, а преступность и коррупция больше, даже по кавказским меркам. Как и в других закавказских государствах, население здесь активно мигрирует за пределы республики в поисках лучшей доли и работы. Сложной оставалась ситуация в Сванетии, Западной Грузии, Месхетии, Ахалкалаки, Панкисском ущелье и др. Все это требувало усиления российско-грузинского экономического сотрудничества в интересах прежде всего самой Грузии.

Серьезным фактором, подрывающим внутриполитическую жизнь страны в исследуемые годы явилось стремление регионов к обособлению и суверенитету. Острейшей проблемой являлось сохранение государственной и территориальной целостности Грузии. Главными дестабилизирующими факторами в этой проблеме, как показано в работе, явились абхазский и южноосетинский конфликты. Война привела к фактическому выходу Абхазии и Южной Осетии их состава Грузии.

Принятая в 1997 году «Концепция укрепления стабильности общественной жизни, государственного суверенитета и безопасности, восстановления территориальной целостности Грузии» определяла европейскую ориентацию политики Грузии. Вместе с тем, российская Федерация ставит целью поддержание с Грузией отношений стратегического партнерства и добрососедства. При этом в расчет принимается объективная взаимосвязь ситуации в Грузии и в Закавказье в целом с положением на российском Северном Кавказе. Так называемый «фактор Путина» в конце 1990;х годов внес некоторые коррективы в позицию грузинских руководителей, в том числе и в чеченском вопросе. Однако предстоит еще приложить немало усилий в том, чтобы возродить между Россией и Грузией подлинно дружеские и взаимовыгодные отношения Сформулированные предложения по развитию таких отношений показывают основные направления политики нашего государства во всех сферах деятельности.

В диссертации показано, что Россия и Грузия осуществляли интеграцию на многих направлениях экономики и политики: Грузия входила в СНГ, в некоторые другие международные организации, созданные на постсоветском пространстве с участием Российской Федерации. Однако декларированное партнерство, по утверждению диссертанта, требуется реализовывать в практических делах на основе новых механизмов политической воли, что, к сожалению, реализуется с большими усилиями в связи с антироссийской политикой М. Саакашвили, грузинского правительства.

В этой связи автор доказывает, что Россия не настаивала на участии Грузии в совместных организациях, созданных на пространстве бывшего СССР. В отношении членства Грузии в СНГ Российская Федерация напоминает ей, что это — не российская, а международная организация, куда Россия «никого за уши не тянет». Если есть заинтересованность в поддержании особого характера отношений и в получении определенных преимуществ, в том числе и экономического характера, Российская Федерация готова и дальше развивать сотрудничество в рамках СНГ, если такой заинтересованности у Грузии нет или если руководство этой страны считает, что весь комплекс проблем, в том числе и в сфере экономики, безопасности, культуры и т. д. можно эффективно решать в других международных организации и другими средствами, то Россия не будет воспринимать это как сигнал к ухудшению двусторонних российско-грузинских отношений. Более того, для России такое решение Грузии лишь сократит дополнительное бремя, которое несут на себе особые отношения в политической области.

В работе показано, что нет серьезных объективных препятствий на пути завершения работы над рамочным Договором об основах дружественных отношений между Российской Федерацией и Грузией, которую необходимо форсировать. Но так, чтобы он имел шансы быть.

127 ратифицирован парламентами обеих стран. Для этого следует найти взаимоприемлемые Формулировки по сохраняющимся разногласиям, в том числе по отражению в документе проблемы конфликтов в Грузии.

В диссертации особо отмечается, что договоренности президентов двух государств в Сочи стимулируют и продолжение переговоров о делимитации российско-грузинской границы. Политические препятствия здесь по существу сняты, остались вполне решаемые технические вопросы. В целях построения между Россией и Грузией конструктивных отношений имеет смысл вести диалог по центральным вопросам, не смешивая весь комплекс противоречий, взаимных претензий и обид. Так, например, вопрос о военных базах России на территории Грузии представляется целесообразным исключить из повестки дня как неполитический (т.е. технический) Разногласия между сторонами касались лишь сроков их ликвидации. Автор обосновывает тот факт, что России, по большому счету, эти базы не нужны. Нельзя ставить развитие двусторонних политических отношений в зависимость от решения этого технического вопроса, на чем постоянно настаивало грузинское руководство в исследуемые годы.

По мнению автора, вопрос о визовом режиме также не должен становится препятствием для развития российско-грузинских отношений. Он исчезнет, как только отпадут условия, повлекшие за собой необходимость его введения. Вместе с тем, в интересах российско-грузинских отношений Россия могла бы пойти на отмену визового режима при условии прекращения антироссийской политики со стороны грузинского руководства и заключении ряда международно-договорных и политико-правовых документов, направленных на укрепление российско-грузинского сотрудничества.

В настоящее время стоит задача поднять двусторонние связи России и Грузии на уровень отношений Грузии с Западом. Это отвечало бы и.

128 российской многовекторной внешнеполитической концепции и принятой Грузией так называемой «крестообразной» внешнеполитической концепции, уравнивающей отношения Грузии как с Западом и Востоком, так и с Севером и Югом.

Что касается Российской стратегии на грузинском направлении, то она, по мнению диссертанта, только начинает приобретать некоторые внятные очертания, однако отсутствие необходимых ресурсов по-прежнему сдерживает возможности ее построения, а недостаточно артикулированная схема принятия решений — смешение интересов ведомств, представителей крупного капитала и т. д., еще больше усложняет эту задачу. Отсюда и имеющиеся опасения ослабления позиций Российской Федерации в регионе при укреплении здесь роли новых внешних игроков. В тоже время следует ясно понимать, что ни США, ни Европа не стремятся сделать Грузию своим протекторатом.

В этой связи, по мнению диссертанта, должно быть ясно, что сближение, которое происходит между Россией и США, Россией и ведущими государствами Европы не будет остановлено из-за малых стран Тем более, что такое сближение уже идет на уровне серьезного взаимодействия спецслужб и экономической интеграции. Кроме этого крепнущие отношения партнерства между Россией и США, с одной стороны, и Россией и Европой — с другой, в свою очередь, будут создавать благоприятный фон для урегулирования отношений между Россией и Грузией. В этом смысле, как доказано в исследовании, Россия и Грузия «обречены» на партнерство, так как объективные национальные интересы двух стран совпадают. Грузия — естественный геополитический союзник России на Северном Кавказе, особенно в условиях распространения здесь религиозного экстремизма, активизации международного терроризма. По мнению диссертанта. Грузия в исследуемые годы недооценивает эти угрозы. И метания Грузии в выборе главного партнера между Россией и.

США во многом порождены ее собственной непоследовательной и противоречивой политикой.

В свою очередь, Россия является для Грузии также естественным союзником, так как без нее Грузии сложно будет решить свои многие проблемы, и в частности, социально-экономические. Кроме этого без Российской Федерации Грузия не сможет претендовать на роль сколько-нибудь влиятельного центра силы в Закавказском регионе. Маловероятно, что без российских энергоносителей она сможет построить и жизнеспособную экономику. Так что, восстановление партнерских отношений между нашими странами диктуется и объективными обстоятельствами. Главное — это руководствоваться в своих взаимоотношениях в первую очередь соображениями экономической рациональности, а не взаимными обидами и политическими претензиями. В этой связи в диссертации обосновывается тот факт, что неразумно со стороны Грузии использовать свою роль транзита в экспортных маршрутах каспийской нефти для выталкивания России из региона, это ни в коей мере не соответствует национальным интересам Грузии. При этом естественным партнером для обеих стран является Евросоюз.

В этих условиях в диссертации сделан вывод о том, что необходимо найти реальное наполнение декларированному Грузией и Россией курсу на «стратегическое партнерство». Таким содержанием, которое сблизило бы оба государства на основе конкретных совместных проектов. В этих целях необходимо, по мнению диссертанта, активизировать работу двусторонних комиссий по экономическому, гуманитарному сотрудничеству, усилить трехстороннее российско-грузино-американское сотрудничество по противодействию международному терроризму. Тем более это необходимо в настоящее время, когда отношения Российской Федерации и Республики Грузия до сих пор остаются напряженными. Это связано, прежде всего, по мнению диссертанта, с тем, что политика М. Саакашвили не способствует.

130 стабилизации обстановки. А для того чтобы наладить российско-грузинские отношения, необходимы усилия обоих государств, поиск взаимопонимания и решение проблемы путем нахождения компромиссов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Акт 2006 года о консолидации свободы в НАТО (NATO Freedom Consolidation Act of 2006) // http://www.mfa.gov.ge/index.php71angic =ENG&secid=51 l&infoicN2732
  2. Внешняя политика России: Сборник документов. 1990 1992. М., 2010
  3. Договор между Российской Федерацией и Республикой Грузия о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве от 3 февраля 1994 г. // http://www.pravoteka.ni/pst/l/24 l. html
  4. Договор между Российской Федерацией и Республикой Грузия с российских военных базах на территории Республики Грузия от 15 сентября 1995 г. //http://www.pravoteka.ni/pst/l/245.html
  5. Договор между Российской Федерацией и Республикой Грузия о правовом статусе воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Грузия от 9 октября 1993 г. //http://www.pravoteka.ni/pst/l/244.html
  6. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Грузия я Украиной от 10 июня 1993 г. // http://www.parliament.ge/files/54 473 534 419 921 992-agr.doc
  7. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Армения от 29 августа8. 1997 г. //http://www.pravoteka.rn/psfl/345.html
  8. Договор «Партнерство для мобильности» между ЕС и Грузией от 30 ноября 2009 г. (Joint Declaration on a Mobility Partnership between the European Union and Georgia) // http://www.consiUum.europa.eu/ uedocs/cmsidata /docs/pressdata/en/iha/ill580.pdf
  9. Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, подписанный между СССР и США 31 июля 1991 (СНВ-1) // http://www.pircenter.0rg/WebHelp/Dss0mu/.htm
  10. Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 996 г. // гШр-.//8ргауУа-.ип8^от/Ьа8е/ра11
  11. Документ Стамбульского саммита ОБСЕ 1999 год // http://www.osce.0rg/documents/mcs/1999/ll/4050ru.pdf
  12. Документы Саммитов ОБСЕ и правительств, участвовавших в заседании Североатлантическогс совета в Бухаресте 3 апреля 2008 г. // http://www.nato.int/cps/ru/natolive/officialtexts8443.htm
  13. Конституция Республики Грузия // http://www.parliament.ge/files /68 1944 951 190 СО№Т1Т 27J2.06.pdf
  14. Концепция национальной безопасности Республики Грузия // http://www.mfa.gov.ge/print.php7gg1&-5ес И=12&т^з ?сЫ9911&1апк ?с^УБ
  15. Концепция укрепления стабильности общественной жизни, государственного суверенитета и безопасности, восстановления территориальной целостности Грузии (1997) // Официальный сайт Парламента Грузии// www.parliament.ge
  16. Меморандум о поддержании мира и стабильности в Содружестве Независимых Государств от 20 февраля 1995 г. // http://lawru.info/base29/ раПбШЭгибОЭЭ.^т
  17. О новом Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» от 1 июля 2002 г. // http://www.senegal.mid.ru/kons/gra/spar/sp3.htm
  18. О ходе выполнения Решения Совета глав государств СНГ о совершенствовании и реформировании органов Содружества Независимых Государств от 26 августа 2005 г. // http://www.cismission.mid.ru/v6.html
  19. Перечень документов, принятых на заседании Совета глаз государств СНГ (30 декабря 1991 года, Минск) // http://www.cis.minsk.bv/ раее. рЬ|р?1с1=10 912
  20. Перечень документов, принятых на заседании Совета глав государств СНГ (14 февраля 1992 года, Минск) // http://www.cis.minsk.bv/ раее. рЬ|р7!с1~7572
  21. Перечень документов, принятых на встрече глав государств -участников СНГ (9 октября 1992 года, Бишкек) // http://www.cis.minsk.by /ра?е.р!1р?1сМ1544
  22. Перечень документов, принятых на заседании Совета глав государств СНГ (24 декабря 1993 года, Ашхабат) // http://www.cis.minsk.by /ра?е.р!1р?!с1=7930
  23. Программа НАТО «Партнерство ради мира» 1994 г. // http://www.nato.int/cps/en/SID-BD940449−6С0АЕ028/па^ПуеЛорк5 50 349.htm
  24. Решение о вступлении Республики Грузия в Содружество Независимых государств (Москва, 22 октября 1993 г. Минск, 3 декабря г.) // http://www.base.spinform.no/show с! ос^х?ге?погп3938&1оет
  25. Решение о членстве Грузии в Содружестве Независимых Государств от 9 октября 2008 года, город Бишкек // http://www.cis.minsk.by Ал/еЬпраЛ^.а$рх7Р?1М-Ы90 800 548
  26. Совместная декларация Республики Абхазия, Приднестровской Молдавской Республики, Республики Южная Осетия от 14 июня 2006 г. // http://www.peacekeeper.ш/index.pllp?id=70
  27. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств 8 декабря 1991 г.//http://www.cis.minsk.by/main.aspx?uid==176
  28. Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между ЕС и Грузией 1996 г. // http://eulaw.edu.ru/documents/legislation/eea/pcageorgia.htm
  29. Соглашение о прекращении огня в Абхазии и механизме контроля за его соблюдением, Сочи, 27 июля 1993 года // http://www.un.org /russian/peace/pko/unomig/s26250.pdf
  30. Соглашение между Российской Федерацией и Украиной о дальнейшем развитии межгосударственных отношений от 23 июня 1992 г. //http://lawru.info/base28/part3/d28ru3317.htm
  31. Соглашение о создании Межгосударственного валютного комитета от 26 мая 1995 г. //http://www.lawbelarus.com/world/sub02/texa3921.htm
  32. Соглашение о правовом статусе Организации Договора о коллективной безопасности // http://www.dkb.gov.ru/start/index.htm
  33. Соглашение о формировании Единого экономического пространства от 19 сентября 2003 г. // http://archive.kremlin.ru/textydocs/2003/09/52 478.shtml
  34. Стратегия шелкового пути США (Silk Road Strategy Act of 1999) // http:// www.govtrack.us/congress/billtext.xpd?bill=hl06-l 152
  35. Устав Содружества Независимых Государств // http://www.cis.minsk.bv /main.aspx?uid=180
  36. Устав Организации Договора о коллективной безопасности // http://www.dkb.gov.ru/start/index.htm
  37. Устав ГУАМ // http://guam-organization.org/node/449
  38. Хартия о стратегическом партнерстве между Грузией и Соединенными Штатами Америки от 9 января 2009 г. // http://www.america.gov/st/peacesec40. rassian/2009/january/2 009 011 212 2917eaifas0.3 934 748.html?cp.rss-true
  39. Human Rights Watch. Georgia/Abkhazia: violationes of the laws of war and Russia’s role in the conflict (March 1995) // http://www.hrw.Org/reports /pdfs/g/georgia/georgia953.pdf
  40. Внешняя политика России: Сборник документов. 1990 1992. М, 2010
  41. Внешняя политика России: Сборник документов. 1993: В 2 кн. Кн. 2: июнь декабрь / Министерство иностранных дел Российской Федерации. М., 2011
  42. Внешняя политика России: Сборник документов. 1995 / Министерство иностранных дел Российской Федерации. М., 2010
  43. Внешняя политика России: Сборник документов. 1997 / Министерство иностранных дел Российской Федерации. М., 2011
  44. Внешняя политика России: Сборник документов. 1999 / Министерство иностранных дел Российской Федерации. М., 2011
  45. Дипломатический вестник. 2009. N 4.
  46. Договор об обычных вооруженных силах в Европе от 19 ноября 1990 г. (Treaty on Conventional Armed Forces in Europe) // http://www.state. gov/www/global/arms/treaties/cfe .html#2
  47. Алма-Атинская декларация от 21 декабря 1991 г. // http://www.cismission.mid.ru/iil 2. html
  48. Резолюция 858 Совета Безопасности ООН от 24 августа 1993 года //http://www.un.org/russian/documen/scresol/resl993/res858.htm
  49. Договор о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 г. //http://www.lawbelarus.com/world/sub03/texa4342.htm
  50. Договор о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 г. //53. http://www.iawbearus, com/world/sub02/texa348Lhtm
  51. Резолюция 1187 Совета Безопасности от 30 июля 1998 года //http://daccessdds.un.org/doc/UNDOC/PRO/N98/856/38/PDF/N9885638.pdr? OpenElement и др.
  52. Договор об образонании Сообщества Беларуси и России от 2 апреля 1996 г. // http://www.lawbelarus.com/world/sub02/texa3689.htm
  53. Концепция внешней политики Российской Федерации от 12 июля 2008 г. //http://archive.kremlin.ru/text/docs/2008/07/204 108.shtml
  54. Asmus R. A Little War that Shook the World: Georgia, Russia, and the Future of the West. USA, 2010.
  55. Coppieters В., Legvold R. Statehood and Security: Georgia after the Rose Revolution (American Academy Studies in Global Security). -Washington, 2005.
  56. Coppieters В., Zverev A., Trenin D., Commonwealth and Independence in Post-Soviet Eurasia, London, Frank Cass, 1998.
  57. Gachechiladze R. The New Georgia: Space, Society, Politics (Eugenia & Hugh M. Stewart '26 Series on Eastern Europe). TAMU Press, 1996.
  58. Gurr R. Minorities at Risk. A Global View of Ethnopolitical Conflicts. Washington: U.S. Institute of Peace Press, 1993.
  59. Kapidze A.I. Caucasus Region: Geopolitical Nexus? Nova Science Publishers, 2008.
  60. Kaufmann W. A European Path for Abkhazia: Yesterday’s Pipe Dreams? // Caucasus Analytical Digest. No 7, 25 June 2009.
  61. Svante E. Cornell, S. Frederick Starr. The Guns of August 2008: Russia’s War in Georgia (Studies of Central Asia and the Caucasus). Washington, 2009.
  62. The Historical, Political and Legal Aspects of Georgian-Ossetian Conflict. Tbilisi, 1992.
  63. Thomas de Waal. The Caucasus: An Introduction. Oxford University Press, 2010.
  64. C.T. Россия и ее позиции в СНГ. М., 2002.
  65. Э.М. Грузинские боевики: кто они? СПб., 2001.
  66. Э.М. Кто хочет независимости? СПб., 1991.
  67. В.Г. Экономика стран СНГ. Минск, 2006.144
  68. Акты Кавказской археографической комиссии, т I. М, 1815.
  69. JI. Миру на Кавказе нужны большие деньги // Политический журнал 2009. № 11 (188).
  70. Е.П. Современный мир. М.: Известия, 2004.
  71. В. Генштаб без тайн. М.: Изд.: Политбюро, 1999.
  72. Г. Нам нужен мир с Россией. Тбилиси, 2005.
  73. Богатуров А. Д, Косолапов H.A., Хрусталев М. А, Очерки теории и политического анализа международных отношений. М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям (НОФМО), 2002.
  74. С.Б. Россия и Грузия: диалог мнений. М, 2005.
  75. Бухарин С. Н, Цыганов В. В. Методы и технологии информационных войн. М.: Академический проект, 2007.
  76. B.C. Россия и Кавказский регион // Геополитика: Учебник / Под общ. ред. В. А. Михайлова. М.: Изд-во РАГС, 2007.
  77. Васильева О, Музаев Т. Северный Кавказ в поисках региональной идеологии. М, 1994.
  78. О.В. Российский фактор во внешней политике Грузии (1990−1995 гг.) // Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 1997.
  79. Ю.М. Хроника Беловежского предательства. Центр политического прогнозирования, 19.12.2010 // http://www.ua-pravda.com/geroi-novostey/hronika-belovezhskogo-predatelstva.htnil
  80. К.С. Геополитики Кавказа. М.: Международные отношения, 2003.
  81. JI. Информационная война и Грузия. // Газета «Резонанс».
  82. Р. Место Грузии в системе СНГ. Тбилиси, 1996.
  83. Н.С. Судьба первого президента Грузии. Кутаиси, 1995.145
  84. Г. Главные аспекты межэтнических отношений в Грузии.-М.: Прогресс, 1998.
  85. В.А. Южный Кавказ: тенденции и проблемы развития (19 922 008 гг). М.: Красная звезда, 2008.
  86. A.B. Утраченное доверие // «Азия и Африка сегодня» 2000. № 6.
  87. Дегоев В. В, Кавказ между бывшим Востоком и нынешним Западом. // Пространство и время в мировой политике и международных отношениях: материалы 4 Конвента РАМИ. Т.8. / под общей ред. А. Ю. Мельвиля. М.: МГИМО (У), 2007.
  88. Европейский Союз: новый этап интеграции. Проблемно-тематический сборник. М., 1996.
  89. Жильцов С. С, Зонн И. С., Ушков A.M. Геополитика Каспийского региона. М., «Международные отношения», 2003.
  90. М. Геополитика на Кавказе. М. 2000.
  91. А. Этнические конфликты на Кавказе 1988−1994гг. // Спорные границы на Кавказе. М.: Просвещение, 2010
  92. Э.М. Экономические отношения Грузии с Россией // Грузия: проблемы и перспективы. Том 1. М., 2009
  93. Э.М. Экономические отношения Грузии с Россией // Грузия: проблемы и перспективы. Том 1. М., 2009
  94. Иванов Э. М. Экономические отношения Грузии с Россией, 2010
  95. Иванов Э. М. Экономические отношения Грузии с Россией, 2010
  96. История Северо-Осетинской АССР. Орджоникидзе, 1987.
  97. Ф.А. Взаимоотношения России с Южной Осетией и Абхазией в сравнительной перспективе // ПОЛИС 2009. № 1
  98. P.C. Внешняя политика Грузии в условиях СНГ. Тбилиси, 2001.
  99. А. Кавказский регион: геополитическое ядро? Тбилиси, 1 462 007.
  100. H. История государства Российского, т. 15. М, 2007.
  101. Э. Конфликты в Закавказье: их истоки и пути решения. -мырилендский университете, 1997.
  102. Э. Этнополитические конфликты в Закавказье: их истоки и пути решения. Мэрилендский университет, 1997.
  103. A.A. Южный Кавказ: концепция геополитического маятника // Пространство и время в мировой политике и международных отношениях: материалы 4 Конвента РАМИ. Т.8. / под общей ред. А. Ю. Мельвиля. М.: МГИМО (У), 2007.
  104. М. Мировая политика. — М, 2003.
  105. М. Процесс международных переговоров. — М, 1993. Ш. Лысенко В. Н. Региональные конфликты в странах СНГ: опыт урегулирования. // «Полис». 1998. — № 2.
  106. Н. Два полюса человеческого измерения межнационального конфликта: этнократы и беженцы // Национальная политика Российской Федерации. М, 1995.
  107. В.Н. Новые Независимын государства: миф и реальность. -СПб, 2000.
  108. С. Россия Грузия — США: неравнобедренный треугольник // Россия в глобальной политике 2011.№ 4.
  109. С. Роль ЕС в урегулировании конфликтов на Южном Кавказе: европейские ценности и геополитика на пороге «Восточного партнерства». Фонд «Нораванк», 22.09.2009.
  110. С. «Теплая точка» в наследство от СССР, 13.05.2008 // http://www.salon.donetsk.Ua/rubrics/5121 .php
  111. А.Н. Содружество Независимых Государств: этапы эволюции // Геополитика: Учебник / Под общ. ред. В. А. Михайлова. М.: Изд-во РАГС, 2007.
  112. В.А. Геополитика России после распада СССР: объективные и субъективные факторы // Геополитика: Учебник / Под общ. ред. В. А. Михайлова. М.: Изд-во РАГС, 2007.
  113. Е.Р. Интеграционные процессы в странах СНГ: пути и направления. Теоретический журнал Credo New // http ://credone w.ru/content/view/3 39/2 8/#nnrefl
  114. В., Шин Э., Попов А. Союз распался межнациональные конфликты остались. // Независимая газета. — 1992 г. 10 января.
  115. А. Грузино Абхазский конфликт: миф и реальность. -СПб., 2007.
  116. Т. Ещё раз о путях выхода из конфликта вокруг Южной Осетии // Межнациональные конфликты на Кавказе: методика их преодоления. М., 1995.
  117. Г. Место Грузии в системе взаимоотношений России и США. Международное Евразийское Движение. 21.01.2003 // http://www.evrazia.info/modules.php?name=News&fileAarticle&sid=934
  118. P.A. Экономические приоритеты Грузии. Тбилиси, 1993.
  119. А.Б. Американо-грузинские экономические отношения сегодня и завтра. Экономические обзоры // http://dlib.eastview.com/browse/doc/5 772 967 126.
  120. . М., 2004. 41. Фельдман Д. М. Политология конфликта. -М., 1998. Папава В. В. О ходе реформ и перспективах развития экономики Грузии: Общество и экономика. 1998. № 2.
  121. A.A. Этнос и политика: Хрестоматия. М., 2000.
  122. С. Плюсы и минусы СНГ. М., 2005.
  123. В.Ф. Региональные конфликты на постсоветском пространстве (Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, Приднестровье, Таджикистан). — М.2002.
  124. С.Ш. Грузинско-российские связи: где выход. Тбилиси, 2006.
  125. С.С. Информационная война: рождение мифов. М, 2010.
  126. СП. Информационная война Изд. М: Радио и связь, 1999.
  127. Э.С. Некоторые страницы российско-грузинских отношений. -Тбилиси, 1930.
  128. П.И. Американо-грузинские отношения: кому выгодно? -М, 2009.
  129. Э.М. Нам делить нечего. Тбилиси, 2007.
  130. Э.Д. Перспектива урегулирования грузино-абхазских отношений в контексте региональной безопасности. // Ломоносовские чтения. 2009
  131. Л. Перспективы геостратегии России на Кавказе// http://geopolitica.ru/Articles/521/
  132. И.Ф. СНГ как «конкурентное поле» и проблемы консолидации Содружества.// Внешнеполитическая стратегия России в контексте формирования новой системы международных отношений. М, РУДН, 2009.
  133. .С. Реформы на постсоветском пространстве. Тбилиси, 2003.
  134. С. Грузино-Осетинский конфликт. М, 1999.
  135. Тбилиси, 21.03.2009 12. Гулашвили М. Концепция «Мирный Кавказ». Центр моделирования стратегического развития // http://www.cmsr.info/consulters/?ID=T81
  136. В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М, 1997.
  137. А.Г. Распад СССР: что дальше. Тбилиси, 1995.
  138. С.Б. Содружество Независимых Государств: состояние и проблемы. Минск, 1998.
  139. Торкунов A.B. Современные международные отношения и мировая
  140. П.А. Теория международных отношений / Учебное пособие. М.: Гардарики, 2002.
  141. А. Перспективы урегулирования Осетино-Грузинского конфликта в Южной Осетии и вокруг него. Владикавказ. 2003.
  142. А.Д. Выводы из войны на Кавказе, 01.09.2008 // http://www.tsiganok.ru/publications/esmi/doc/422/
  143. Южноосетинский узел // Национальная доктрина России: (проблемы и приоритеты). -М., 1994.
  144. А. Межнациональные конфликты в Закавказье. Предпосылки возникновения и тенденции развития // «Политические исследования"-М. 1991. № 2.1.I. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
  145. Centre for European Policy Studies // http://www.ceps.eu/
  146. Centre for Strategic and International Studies // http://csis.org/
  147. Georgia Security & Stability Operations (Georgia SSOP) // http ://www.globalsecurity, org/military/ops/gssop .htm
  148. Operation Black Sea Harmony // http://www.tsk.tr/eng/uluslararasi/karadenizdenizisbirligigorevgrubu.htm
  149. The Central Asia-Caucasus Institute Analyst // http://www.cacianalyst.org/
  150. TPvACECA Programme // http://www.traceca-programme.eu/en/traceca/150
  151. Безопасная Европа в мире // http://www.gztr /f7upload/files/10/02/26/ 1 267 197 171 309. pdf
  152. Вильнюсская десятка (Vilnius group) // http://www.am.gov.lv /en/security/ 4494/4509/
  153. Восточное партнерство (Eastern Partnership) // http://eeas.europa.eu /eastern/index en. htm
  154. Европейская политика соседства // http://ec.europa.eu /world/enp/ welcomeen. htm
  155. Журнал «Центральная Азия и Кавказ» // http://www.ca-c.org/
  156. Институт стран СНГ // http://www.zatulin.ru/
  157. Институт центральноазиатских и кавказских исследований //http ://www. са-с. org/
  158. Интернет-портал, посвященный Абхазии // http://www.abkhaziya.org/
  159. Информационно-аналитический портал Геополитика // http://geopolitica.ru
  160. Информационно-аналитический Центр по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве // http://www.ia-centr.ru/
  161. Информационно-аналитическое сетевое издание Сегодня.Ру // http ://www. segodnia.ru/
  162. Информационное агентство Regnum // http://www.regnum.ru
  163. Информационное агентство Reuters // http://ru.reuters.com
  164. Информационное агентство РИА Новости // http://www.rian.ru
  165. Информационное агентство Росбалт // http://www.rosbalt.ru
  166. Информационное телеграфное агентство России // http://www.itar-tass.com
  167. Информационный портал «Агентство национальных новостей» // http://www.annews.ru/
  168. Информационный портал «Лига.новости» // http://news.liga.net/
  169. Информационный портал «Новости в мире» // http://www.newsru.com/
  170. Информационный портал Lenta.ru // http://www.lenta.ru/
  171. Информационный портал ИноСМИ // http://www.inosmi.ru
  172. Информационный портал Обозреватель // http://obozrevatel.com
  173. Информационный портал ПРИМА-News // http://prima-news.ru
  174. Информационный портал Радио Свобода // http://www.svobodanews.ru
  175. Московский центр Карнеги // http://www.carnegie.ru/
  176. Научно-образовательный веб-ресурс. Прогнозы и прогнозирование: Прогнозирование и урегулирование конфликтов // http://prognoz.org /lib/prognozirovanie-i-uregulirovanie-konfliktov
  177. Национальная политическая энциклопедия: Конфликт // http://politike.ru /?word=70 061&wn
  178. Портал «Правовая Россия» // http://www.lawru.info/
  179. Программа «Обучи и оснасти» (Georgia «Train and Equip» program) // http://www. defense.gov/releases/release. aspx? releaseid=3 32 6
  180. Программа индивидуального партнерства (IP АР— Individuai Partnership Action Plan) // http://www.nato.int/issues/ipap/index-ru.html
  181. Программа НАТО «Партнерство ради мира» // http://www.nato.mt /cps/en/Sro-96C6F0E5−5EC3771 l/natolive/topics50349.htm
  182. Программа по вступлению в НАТО (MAP— Membership Action Plan) // http ://www.nato. int/cps/en/natolive/topics3 73 56. htm
  183. Программа ТАСИС (TACIS programme 2000−2006) // http://europa.eu/legisIationsiunmaries/externalrelations/re.ationswith thirdcountries/easterneuropeandcentralasia/rl7003en.htm
  184. Сайт Государственного департамента США // www.usinfo.state.gov-
  185. Сайт Европейского Совета // http://www.european-coimcil.europa.eu/
  186. Сайт Исполнительного комитета CHr//http://www.cis.minsk.by/
  187. Сайт МГИМО (У) МИД РФ // http://www.mgimo.ru1. JLDZ
  188. Сайт Министерства иностранных дел Республики Грузия // л/ллл/.гг^а. Еоу^е
  189. Сайт Министерства иностранных дел РФ // www.mid.ru
  190. Сайт НАТО//Ь"р-/Л?™.па1о.т?/
  191. Сайт новостей Первого канала // ltv.ru/news/
  192. Сайт ООН // http://www.un.org/
  193. Сайт Организации черноморского экономического сотрудничества (В8ЕС) // http://www.bsec-organization.org/Pages/homepage.aspx
  194. Сайт Парламента Грузии // http://www.parliament.ge/
  195. Сайт Президента Республики Грузия // http://www.president.gov.ge/
  196. Сайт Президента РФ // http://www.kremlin.ru/
  197. Сайт Президента США. Л vAvw.wriil.erjouse.gov
  198. Сайт Черноморской группы военно-морского сотрудничества // http://www.blackseafor.org/english/homepage.php
  199. CaйтBCV/http://eawpa.eu/iadeKAea.htm
  200. Совет евроатлантического партнерства // http://www.nato.int/cps/ru/SID-2C78A016−0057ЕВ48^о1гуеДорю849 276.11Ш1
  201. Центр геополитических исследований // http://www.geopolitika.lt
  202. Центр геополитических экспертиз // http://cge.evrazia.org
  203. Центр политических исследований России // http://www.pircenter.org/
  204. Южно-Кавказский Институт Региональной Безопасности //scirs.org/
  205. Юридический портал «Белорусское законодательство» // ЬНр:/Аллллл/. Iawbelarus.com/index.htm1. ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
  206. Грузинская газета «Грузинские времена"215. Грузинская газета «Дге»
  207. Грузинская газета «Трибуна»
  208. Общество и экономика. 2008. N 2.
  209. Плацдарм. 2001. — № 2. — апрель-июнь.
  210. Политический журнал 2008. № 8 (185)
  211. Политический журнал 2009. № 8 (185)
  212. Политический журнал 2009. № 9 (186)
  213. Политический журнал 2010. № 8 (185)
  214. Политический журнал 2011. № 8 (185)
  215. Россия в глобальной политике 2011.№ 4
  216. Свободная Грузия. 08.04.2010.
  217. Свободная Грузия. 12.05.2010.
  218. Свободная Грузия. 25.01.2010.
Заполнить форму текущей работой