Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Экономический механизм обеспечения производственно-финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эффективность этого механизма для каждого предприятия будет зависеть от структуры кредиторской задолженности. Там, где основную часть долга предприятия составляет долг государству — задолженность будет реструктуризирована, и предприятие получит возможность с «чистого листа» начать свой бизнес. Но в отношении тех сельскохозяйственных предприятий, где удельный вес в кредиторской задолженности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
    • 1. 1. Сущность и содержание экономического механизма в сельском хозяйстве
    • 1. 2. Понятие категории «производственно-финансовая устойчивость»
    • 1. 3. Формирование механизма, обеспечивающего производственно-финансовую устойчивость предприятий
  • ГЛАВА II. ПРОИЗВОДСТВЕННО — ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
    • 2. 1. Современное состояние сельскохозяйственного производства
    • 2. 2. Влияние бюджетной поддержки на финансовый результат деятельности сельскохозяйственных предприятий
    • 2. 3. Финансово-экономическое состояние сельскохозяйственных предприятий
  • ГЛАВА III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
    • 3. 1. Реструктуризация задолженностей в механизме финансового оздоровления
    • 3. 2. Реформирование неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий
    • 3. 3. Сравнительная оценка льготных инвестиций в сельскохозяйственное производство Чувашской Республики

Экономический механизм обеспечения производственно-финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Выработка экономического механизма сельского хозяйства к социально ориентированным рыночным отношениям происходит в условиях кризисного состояния отрасли.

Важной задачей аграрной науки является формирование направлений эффективного функционирования сельскохозяйственного производства, создание благоприятных внешних и внутренних условий для развития сельскохозяйственных предприятий.

Несмотря на некоторые положительные сдвиги в аграрной экономике за последние годы, значительное большинство предприятий остаются неплатежеспособными не в состоянии обеспечить даже минимальный уровень развития. Эта ситуация явилась следствием: поспешной либерализации цен, вызвавшая их диспаритет на материальные ресурсымонополизма перерабатывающих отраслей и сферы обслуживанияудорожания кредитных ресурсов и сокращения объемов финансовой поддержки государства. Воздействия органов государственной власти в ходе реформы направлены в основном на проведение рыночной макроэкономической политики и не создало реальных предпосылок для преодоления кризиса. Нестабильное производственно-финансовое положение обусловлено резким сокращением объемов производства и реализации продукции, ростом ее себестоимости, высокой кредиторской задолженностью предприятий. В этих условиях возникают проблемы, связанные с проведением процедур финансового оздоровления сельскохозяйственных предприятий: реформирование предприятия, продажа части имущества для погашения задолженности, реструктуризация долгов, перепрофилирование производства и нерентабельных отраслей, поиск новых видов деятельности, получение финансовой поддержки, привлечение инвестиций. Разработка вопросов формирования экономического механизма обеспечения производственно-финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий обусловила актуальность.

Состояние изученности проблемы. Научные исследования вопросов устойчивого развития сельскохозяйственного производства нашли отражение в трудах многих ученых-экономистов. Исследованиям данной проблемы посвящены работы A.M. Гатаулина, С. И. Грядова, А. Г. Зельднера, Н. Е. Зимина, А. П. Зинченко, М. П. Казакова, К. П. Личко, В. З. Мазлоева, Г. А. Петраневой, Э. А. Сайдака, М. П. Тушканова, В. Ф. Урусова, Э. А. Утина и других ученых.

В то же время необходимо отметить, что многие вопросы совершенствования экономического механизма обеспечения производственно-финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий в современных условиях недостаточно изучены.

Цель и задачи исследования

Целью исследования явилось теоретическое и научно-методическое обоснование эффективного экономического механизма обеспечения производственно-финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий и разработка рекомендаций по его практическому использованию в рыночных условиях применительно к региональным особенностям Чувашской Республики.

Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач: изучение и обобщение сущности и содержания экономического механизма в сельском хозяйствеисследование категории «производственно-финансовая устойчивость" — выявление особенностей формирования механизма, обеспечивающего производственно-финансовую устойчивость сельскохозяйственных предприятийпроведение анализа современного производственного и финансового состояния предприятий региона, оценка влияния бюджетной поддержки на результаты их деятельностиобоснование перспективных направлений повышения устойчивости сельскохозяйственных предприятийразработка и обоснование предложений по преодолению кризисного положения сельскохозяйственных предприятий.

Объект и методы исследования. Объектом исследования явились сельскохозяйственные предприятия Чувашской Республики.

В качестве информационной базы использованы статистические и аналитические материалы Госкомстата, Министерств сельского хозяйства РФ и Чувашской Республики, документы первичного учета и отчетности сельскохозяйственных предприятий, нормативно-правовые акты законодательных и исполнительных органов РФ и Чувашской Республики, результаты собственных исследований.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных экономистов, разработки научно-исследовательских учреждений по проблемам аграрной экономики, организации и управления.

При выполнении диссертационной работы применены различные приемы и методы научного исследования: монографический, абстрактно-логический, аналитический, расчетно-конструктивный, экономико-статистический, экспертных оценок.

Научная новизна исследования состоит в постановке и решении комплекса вопросов формирования и функционирования экономического механизма, обеспечивающего стабильную производственно-финансовую деятельность сельскохозяйственных предприятий. Наиболее существенные результаты, характеризующие новизну исследования, заключается в следующем: уточнено понятие «производственно-финансовая устойчивость» применительно к сельскохозяйственным предприятиямобоснованы методические подходы к формированию механизма, обеспечивающего производственно-финансовую устойчивость сельскохозяйственных предприятийвыявлены варианты и обоснованы направления реструктуризации задолженностей по группам финансовой устойчивости предприятийусовершенствована методика финансового анализа и структура бухгалтерского баланса предприятий, прошедших реструктуризацию задолженностейпредложены и обоснованы варианты реформирования неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятийпроведена оценка эффективности источников инвестиций. Практическая значимость исследования. Теоретические аспекты совершенствования экономического механизма обеспечения производственно-финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий могут быть использованы для разработки концепции развития сельского хозяйства Чувашской Республики. Выявленные направления и варианты реструктуризации задолженности нашли отражение в республиканской программе финансового оздоровления.

Усовершенствованная методика проведения финансового анализа одобрена и рекомендована для анализа финансового состояния предприятий Чувашской Республики, прошедших реструктуризацию задолженности. Варианты реформирования неплатежеспособных предприятий нашли практическое применение при создании ООО «АФ «Букет Чувашии».

Апробация результатов. Основные положения исследования доложены и обсуждены на конференциях молодых ученых МСХА (г.

Москва, 2001 и 2002 гг.), конференции Чувашской государственной сельскохозяйственной академии (г. Чебоксары, 2002 г.), международной научно-практической конференции независимого научного аграрно-экономического общества России (г. Москва, 2002 г.). По результатам исследования опубликованы 4 статьи.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Результаты проведенного исследования позволили сделать следующие выводы внести предложения:

1. Основой материального и социального благополучия общества является аграрный сектор. Однако последствия проводимой аграрной реформы оказались разрушительными для всего процесса сельскохозяйственного производства. Кризисные явления в сельском хозяйстве способствовали появлению нового понятия, введенного в научный и производственный оборот, — обеспечение производственно-финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий. Что предполагает собойспособность предприятия своевременно реагировать на изменение факторов внешней среды и при этом сохранять стабильное финансовое состояние, достигать поставленные цели.

2. Проводимая аграрная реформа была направлена на смену собственников, а не на создание условий деятельности в рыночных отношениях. Произошел спад производства основных видов продукции в 2002 г. по сравнению с 1995 г. почти на 50%. Удельный вес убыточных предприятий колеблется с 1995 г. по 2002 гг. от 33% до 48%. В 80% предприятиях прослеживаются признаки банкротства.

3. Государственная бюджетная поддержка является одним из элементов воздействия на производственно-финансовую устойчивость сельскохозяйственных предприятий. Однако доля покрытия затрат на сельскохозяйственную продукцию за счет субсидий из бюджета всех уровней в 1995;2002 гг. колеблется только в пределах 2,35 — 5,75%. и не сглаживает диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. Анализ степени влияния субсидий на эффективность сельскохозяйственного производства показал, что существует зависимость между финансовым результатом, суммой кредиторской задолженности и величиной субсидий.

4. В ходе проведенного анализа производственно-финансового состояния сельскохозяйственных предприятий нами сделан вывод о том, что: эффективность производства сельскохозяйственной продукции непосредственно влияет на финансовое состояние предприятияпредприятия в настоящее время не способны самостоятельно погасить накопленную кредиторскую задолженность ни за счет имеющегося имущества, ни за счет результатов хозяйственной деятельности.

Основной причиной образования долгов выступают внешние факторы производственной деятельности, воздействие которых привело к дефициту оборотных средств на предприятии, либерализации цен, инфляции издержек, и как следствие к неплатежам. Возникает необходимость применения действенного механизма, обеспечивающего производственно-финансовую устойчивость сельскохозяйственных предприятий региона.

5. Для выбора стратегии решения проблемы неплатежеспособности сельскохозяйственных предприятий нами были оценены масштабы, как с точки зрения сельскохозяйственных предприятий, так и с позиции кредиторов. В соответствии с законом РФ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» первым этапом Программы финансового оздоровления является реструктуризация долгов. Она может проводится только с согласия кредиторов. Многочисленных кредиторов можно разбить на следующие группы: бюджеты разных уровней (12,9%), внебюджетные фонды (25,1%), естественные монополисты (47,7%) (электро-, теплои газоснабженцы) и другие кредиторы (поставщики ресурсов в сельскохозяйственное производство, перерабатывающие предприятия, банки, работники сельскохозяйственных предприятий). Таким образом, вопрос о реструктуризации долгов и восстановлении платежеспособности во многом зависит от позиции, выбранной не только государством, но и другими кредиторами. В состав комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных предприятий Чувашской Республики вошли представители кредиторов: налоговых органов, фонда социального страхования РФ по ЧР, отделения пенсионного фонда РФ — Единой пенсионной службы по ЧР, территориального фонда обязательного медицинского страхования ЧР, территориального органа Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству в ЧР, ОАО «Чувашэнерго» и ООО «Чувашрегионгаз».

6. Нами выявлено 386 сельскохозяйственных предприятий Чувашской Республики, нуждающихся в реструктуризации задолженности. Заявления на участие в Программе финансового оздоровления подали 140 сельскохозяйственных предприятий с общей суммой задолженности 452,4 млн руб. (41,1% от общей суммы подлежащей реструктуризации задолженности). На начало декабря 2003 г. соглашение по реструктуризации долга подписано с 78 сельскохозяйственными предприятиями на сумму 267,3 млн руб. (24,3% от общей суммы долга, подлежащей реструктуризации).

Эффективность этого механизма для каждого предприятия будет зависеть от структуры кредиторской задолженности. Там, где основную часть долга предприятия составляет долг государству — задолженность будет реструктуризирована, и предприятие получит возможность с «чистого листа» начать свой бизнес. Но в отношении тех сельскохозяйственных предприятий, где удельный вес в кредиторской задолженности юридических и физических лиц значительно больше 25%, рассчитывать на то, что эти кредиторы добровольно согласятся ждать 4−5 лет погашения задолженности, сложно. По нашему мнению, в этих предприятиях необходимо, кроме реструктуризации долгов, изыскивать возможности по реформированию бизнеса или предприятия за счет привлечения инвесторов. В их качестве, на наш взгляд, могут выступать перерабатывающие предприятия.

7. После проведения реструктуризации долгов краткосрочная кредиторская задолженность становиться долгосрочным пассивом. По этому нами в диссертационной работе предлагается изменить структуру статей бухгалтерского баланса в предприятиях, в которых прошла реструктуризация. В этом случае бухгалтерский баланс становиться «прозрачным"для внешних заинтересованных пользователей и финансовый анализ даст четкую картину о краткосрочной платежеспособности сельскохозяйственного предприятия.

8.Следующим этапом программы финансового оздоровления может быть реформирование сельскохозяйственного предприятия с участием инвестора. Первый вариант — остается старое предприятие, но инвестор получает контрольный пакет акций. При втором варианте образуется новое сельскохозяйственное предприятие, управление им будет осуществляться в зависимости от доли в уставном капитале. Третий вариант предусматривает, что предприятие рассматривается как безнадежно неплатежеспособное и в соответствии с Законом «О несостоятельности (банкротстве)» осуществляется конкурсное производство и продажа имущества хозяйства. В этом случае ликвидные ресурсы этого предприятия достаточно быстро окажутся в руках новых собственников, возвратятся ли они в хозяйственный оборот — вопрос останется открытым. По нашему мнению, интеграция экономических интересов по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции позволит стабилизировать сельскохозяйственное производство, а также сохранить имущественный комплекс, упрочить экономический базис всех участников.

9. Опираясь на результаты проведенного исследования различных видов инвестиций, предлагаемых сельскохозяйственным предприятиям, нами сделан вывод о том, что от размера кредита или суммы финансового лизина зависит выбор выгодного варианта пополнения оборотных и внеоборотных средств предприятия. При пополнении оборотных средств сельскохозяйственным предприятиям выгодно получать льготный кредит, процентная ставка при этом будет находиться в пределах 8−10%. Пополнение внеоборотных активов выгодно с использованием льготного кредита (если сумма ниже 700 тыс. руб.) и финансового лизинга через ОАО «Чувашагролизинг» (если сумма договора превышает 700 тыс. руб.). При получении в лизинг имущества гарантией является предмет лизинга. Если сельскохозяйственное предприятие расторгнет договор лизинга, то в этом случае лизингодатель несет убытки от износа имущества. Решением этой проблемы должно стать развитие вторичного рынка лизингового имущества.

Практическое применение предлагаемых механизмов обеспечения производственно-финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий позволит выявить и использовать резервы дальнейшего эффективного их функционирования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г.).
  2. Федеральный закон от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».
  3. Федеральный закон от 14 июля 1997 г. № 100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства».
  4. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
  5. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
  6. Закон Чувашской Республики от 23 июля 2001 г. № 35 «О государственном регулировании ' и поддержке агропромышленного комплекса Чувашской Республики».
  7. Указ Президента РФ от 16 апреля 1996 г. № 565 «О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе» (с изменениями от 28 декабря 1996 г., 2 апреля, 7 ноября 1997 г., 22 июля 1998 г., 6 января 1999 г.).
  8. Постановление Кабинета Министров ЧР от 30.12.2000 № 272 «О республиканской целевой программе «Развитие агропромышленного комплекса Чувашской Республики на 2001−2003 годы».
  9. Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 1 марта 2000 г. № 34 «О мерах по развитию и государственной поддержке агропромышленного комплекса в 2000 году» (с изменениями от 11 августа 2000 г.).
  10. Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 2 декабря 2002 г. № 306 «О Межведомственной комиссии Чувашской Республики по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей».
  11. Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 ноября 2001 г. № 249 «О закупках сельскохозяйственной техники».
  12. Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 декабря 2001 г. № 281 «О временном порядке финансирования агропромышленного комплекса Чувашской Республики».
  13. Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 июня 2001 г. № 144 «О закупке зерноуборочной техники».
  14. Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 сентября 2002 г. № 248 «О реструктуризации задолженности организаций агропромышленного комплекса Чувашской Республики перед республиканским бюджетом Чувашской Республики».
  15. Постановления Правительства РФ от 30.01.03 № 52 «О реализации Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».
  16. Письмо Министерства сельского хозяйства РФ от 26.07.2003 № I -23/5785 «О ходе реализации Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».
  17. Распоряжение ФСФО РФ от 20 декабря 2000 г. № 226-р «О мониторинге финансового состояния организаций и учете их платежеспособности».
  18. М.С., Грачев А. В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно-практическое пособия. М.: Дело и Сервис, 1998. — 256 с.
  19. В., Маренич Т. Реструктуризация предприятий и механизм взаимоотношений собственников // Международный сельскохозяйственный журнал. 1998. — № 4. -С. 15−21.
  20. В.П., Андреев П. В. Развитие системы финансово-кредитных отношений сельскохозяйственных предприятий // Рыночная трансформация сельского хозяйства: десятилетний опыт и перспективы. -М.: Энциклопедия российских деревень, 2000. С. 117−118.
  21. Антикризисное регулирование и управление предприятиями АПК // Рыночная трансформация сельского хозяйства: десятилетний опыт и перспективы. М.: Энциклопедия российских деревень, 2000. — с. 119−121.
  22. Антикризисное управление в аграрном производстве. Тверь: «Губернская медицина», 2001.-400 с.
  23. В.П. Восстановление платежеспособности и производства предприятия // Рыночная трансформация сельского хозяйства: десятилетний опыт и перспективы. М.: Энциклопедия российских деревень, 2000.-С. 112−114.
  24. Е.И. Универсальная экономическая система саморазвития агропромышленного комплекса .// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2000.- № 9. -С. 10−14.
  25. В.М., Лазовский В. В. Сельскохозяйственное консультирование в России от общественной агрономии до информационно-консультационной службы АПК. М: Колос, 1999. — 140 с.
  26. Г. В., Штанов В. И. Новый хозяйственный механизм в АПК. М.: Знание, 1988, — 64 с.
  27. В.Р. Экономический механизм аграрной реформы //Международный сельскохозяйственный журнал. 1999.- № 5−6. — С. 22−24.
  28. Большая советская энциклопедия: в 30 томах / гл. ред. A.M. Прохоров. М.: Сов. энциклопедия, т. 20 и т. 27. — 1977. — 624 с.
  29. Большой энциклопедический словарь / В 2-х т./ Гл. ред. A.M. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, т. 2 .- 1991. 768 с.
  30. Н. Аграрная реформа и ценообразование// Экономика сельского хозяйства России. 2000.- № 10.- С. 31.
  31. Н., Назаренко А. Гарантированные закупочные цены в 2000 году// Экономика сельского хозяйства России. 2001.- № 4.- С. 22
  32. Н., Назаренко А. Повышение эффективности дотаций -опыт 1999 года // Экономика сельского хозяйства России. 2000.- № 5.- С. 13.
  33. О.Г. Государственная поддержка предприятий агропромышленного комплекса Красноярского края// Труды 4-й Международной научно-практической конференции. Т. 2. СПб: Нестор, 2002. -С. 172−174.
  34. В.Л., Алексеева П. Д. Финансово-экономическое состояние предприятия: Практическое пособие. М.: «Издательство ПРИОР», 2001.-96 с.
  35. Варианты реорганизации сельскохозяйственных предприятий М.: Изд-во РосАгроФонд, 1999. — 267 с.
  36. Воронежский вариант финансового оздоровления хронически убыточных хозяйств // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2002.- № 9. -С. 11−16.
  37. И. Что изменилось в пилотных хозяйствах? // Твоя земля. 2002.-№ 6(85). — С. 19.
  38. А. Откуда поступают инвестиции в Чувашию? // Советская Чувашия от 17 октября 2001 г.
  39. A.M., Ахметов Р. Г., Стратонович Ю. Р. Рыночный анализ аграрного сектора экономики: (Учеб. пособие к семинарам по рыночному анализу) / МСХА- Под ред. A.M. Гатаулина.- М., 1999.- 197 с.
  40. В.В. Методологические аспекты формирования организационно-экономического механизма в сельхозпредприятиях // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -2000.-№ 10.- С. 17.
  41. В.В. Государственное регулирование агропромышленного производства. Уч. пособие. М.: Изд-во МСХА, 2000.- С. 130.
  42. О.В. Финансовый анализ. -4-е изд., прераб., и доп. М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2002. — 528 с.
  43. Е.Ф. Антикризисное управление сельскохозяйственными предприятиями и организационно-правовые условия его реализации /Автореферат. Ярославль.- 2001. -2'5 с.
  44. В.Г. Совершенствование финансового механизма регулирования регионального АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2000.- № 10. -С. 15−16.
  45. А.Г. Государственное регулирование агропромышленного сектора экономики // Вопросы экономики. 1997.- № 6.- С. 83−90.
  46. Н.Е. Технико-экономический анализ деятельности предприятий АПК. М.: Колос, 2001. — 256 с.
  47. А.П. Сельскохозяйственные предприятия: экономико-статистический анализ.- М.: Финансы и статистика, 2002. 160 с.
  48. Е. За агрофирмами будущее. // АПК: организация управления и маркетинга. -2000.- № 11.- С.30−37.
  49. Е.А. Экономико-статистический анализ финансового состояния сельскохозяйственных организаций /Автореферат. -М.: 2002. -18с.
  50. Инструментарий экономической науки и практики. Научно-популярный справочник / A.M. Румянцев, Е. Г. Яковенко, С. И. Янаев. М.: Знание, 1985−304 с.
  51. Интенсивное земледелие в условиях рыночной экономики (материалы Чувашской республиканской агрономической научно-производственной конференции). Чебоксары, 1997. 152 с.
  52. М.П., Масленикова В. Ф., Слюсарева Н. И. О совершенствовании государственной поддержки страхования сельскохозяйственных культур // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2003.- № 5. -С. 37−40.
  53. М.П., Панкова К. И., Масленикова В. Ф. О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных предприятий // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2002, — № 2. -С. 37−41.
  54. Т.Р. Анализ финансовых отчетов (на основе GAAP): Учебник-М.: ИНФРА-М, 1998. -448 с.
  55. В.В., Волкова О. Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: ПБОЮЛ М. А. Захаров, 2001. — 424 с.
  56. Н.Я. Экономика сельского хозяйства. С основами аграрных рынков. Курс лекций. М.: Ассоциация авторов и издателей. ТАНДЕМ: Издательство ЭКМОС, 1999. — 448 с.
  57. Л.М. Экономический механизм обеспечения устойчивости сельскохозяйственного производства (на материалах Удмуртской Республики) /Автореферат. М.: 2000. — 23 с.
  58. М.М. Самоокупаемость предприятий АПК основа их устойчивого финансового состояния // АПК Экономика управление.- 2000.-№ 8.-С. 41−47.
  59. М.М. Совершенствовать хозяйственный механизм в АПК России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2000.- № 2. -С. 13−15.
  60. Ю.Б., Коротнев В. Д., Кочетова Г. Н., Никифорова Е. Н. Менеджмент в АПК/ Под ред. Ю. Б. Королева. М.: Колос, 2000, — 304 с.
  61. Л.А., Беспахотный Г. В. Развитие системы государственной поддержки в АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2003.- № 4. -С. 11−14.
  62. А.И. Внутрихозяйственные экономические отношения и механизмы их реализации на сельскохозяйственных предприятиях. М.: Изд-во МСХА.-2001.-373 с.
  63. А. Экономические механизмы: Пер. с фр. / Общ. ред. Н. И. Хрусталёвой. М.: А/О Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1993. -192 с.
  64. К.П. Прогнозирование и планирование аграрно-промышленного комплекса: Учебник. М.: Гардарики, 1999.- 264 с.
  65. С.В. К вопросу о реструктуризации сельскохозяйственных предприятий в условиях их неплатежеспособности // Рыночная трансформация сельского хозяйства: десятилетний опыт и перспективы. — М.: Энциклопедия российских деревень, 2000. С. 109−114.
  66. В. Программа финансового оздоровления предприятий АПК России // Экономика сельского хозяйства.- 2001. № 12. — С. 3−4.
  67. Е. Что такое лизинг? // Твоя земля. 2002.- № 6(85). — С. 22−23.
  68. В.З., Аджиева А. Ю., Неврев А. В., Тлатова А. Ю. Государственное регулирование формирования рыночных отношений в региональном аграрно-промышленном комплексе: Монография. М. Изз-во РУДН, 2000. — 219 е., ил.
  69. В.З., Кцоев А. Б. Планирование эффективной государственной поддержки сельхозпредприятий // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -2003. -№ 4. -С.6−8.
  70. Г. И. организационный механизм управления в АПК на федеральном и региональном уровнях // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2000, — № 10. -С. 13−14.
  71. К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: пер. с англ. т. 2 — М.: Республика, 1992. -400 с.
  72. Механизм внутрихозяйственных экономических отношений в сельскохозяйственных предприятия. Методическое пособие. Москва-Белгород. — 2003. — с. 155.
  73. Механизмы устойчивого сельского развития. 4.2. Финансовое оздоровление и реформирование неплатежеспособных организаций: Методическое пособие. М.: РосАгроФонд, 2003. — 286 с.
  74. В.В. О развитии сельскохозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции II Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 1998.- № 6.- С.58−59.
  75. Министерство сельского хозяйства России. Пособие по созданию и организационно-экономическому механизму функционирования агропромышленных формирований (организационные модели, механизм хозяйствования), М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2000.
  76. А.В., Борисоглебская JI.H. Комплексная оценка финансово-экономического состояния АПК Курской области // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -2003. -№ 5.- С. 1923.
  77. Н.И., Шашкова И. Г., Мусаев Ф. А. Стратегическое партнерство путь к стабилизации АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2003.- № 4. -С. 41−45.
  78. P.M. Экономика информационного производства: Становление, развитие, перспективы // Вестник Московского Университета Серия 6 Экономика—1997. № 1. — С. 72−85.
  79. А.В. Комплексная оценка финансово-экономического положения сельскохозяйственных предприятий // Рыночная трансформация сельского хозяйства: десятилетний опыт и перспективы. М.: Энциклопедия российских деревень, 2000. — С. 103−106.
  80. О ценовой политике в сфере агропромышленного производства: Постановление Правительства РФ от 16 марта 1999 года № 295// Экономика с. х. и перераб. предприятий. — 1999. — № 5. — С. 28.
  81. С.Б. Базовые схемы взаимодействия с инвестором при финансовом оздоровлении сельскохозяйственных предприятий // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001.- № 11. -С. 39−42.
  82. Организация и функционирование информационно-консультационной службы для сельских товаропроизводителей (под ред.
  83. B.М. Кошелева). Учеб. пособие. М.: Изд-во МСХА, 2000. — 270 с.
  84. Организация производства на предприятиях АПК / Ф. К. Шакиров,
  85. C.И. Грядов, А. К. Пастухов и др.- Под. ред. Ф. К. Шакирова. М.: КолосС, 2003. — 224 е.: ил. — (Учебник и учеб. пособие для студентов выс. учеб. заведений).
  86. Организация сельскохозяйственного производства / Ф. К. Шакиров, В. А. Удалов, С .И. Грядов и др.- Под ред. Ф. К. Шакирова. М.: Колос, 2000. -504 е.: ил. (Учебник и учеб. пособие для студентов высш. учебн. заведений).
  87. В.А. Теория систем. Учебное пособие для ВУЗов -М.: Высшая школа, 1997, 240 с.
  88. С.Н. Организационно-экономические основы оздоровления сельскохозяйственных предприятий при арбитражном управлении / Автореферат. М.: 2000. — 21 с.
  89. С.Н. Финансовая стабилизация сельскохозяйственных предприятий с использованием процедур банкротства // Рыночная трансформация сельского хозяйства: десятилетний опыт и перспективы. -М.: Энциклопедия российских деревень, 2000. С. 128−129.
  90. Г. А. Концепция устойчивого экономического развития отрасли. Учебное пособие (для студентов экономического факультета). М.: «ВЗО-Сервис» Цента «Земля России» МСХА. 2000.- 60 с.
  91. И.Е. Оценка платежеспособности сельскохозяйственных предприятий региона // Материалы международной юбилейной конференции молодых ученых (июнь 2002 год). Сборник научных трудов (выпуск 9). М.: Изд-во МСХА, 2002. С. 106−108.
  92. И.Е. Сущность и структура экономического механизма АПК региона // Материалы конференции молодых ученых (июнь 2001 год). Сборник научных трудов, выпуск 7. М.: Изд-во МСХА, 2001. С. 108−111.
  93. И.Е., Кудрявцева Ю. Ф. Финансовое оздоровление предприятий АПК Чувашской Республики // Труды Чувашской государственной сельскохозяйственной академии. Том XVII. Чебоксары: ЧГСХА, 2002. — С. 271−273.
  94. Е.Г. Управление качеством в условиях конкурентоспособности. Тольятти ПТИС, 1999 — 128 с.
  95. Практикум по статистике / А. П. Зинченко, А. Е. Шибалкин, О. Б. Тарасова, Е.В. Шайкина- Под. ред.А. П. Зинченко. М.: Колос, 2001.- 392.: ил. — (Учебник и учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений).
  96. Предпринимательство в АПК / С. И. Грядов, И. Т. Крячков, В. А. Удалов и др.- Под ред. С. И. Грядова М.: Колос, 1997. -351 с.
  97. Рейтинги наиболее крупных и эффективных производителей сельскохозяйственной продукции в России за 1998−2000 годы // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001.-№ 12.-С. 4.
  98. Реформирование и реструктуризация предприятий. Методика и опыт / Под ред. Тренева В. И., М.: ПРИОР, 1998, 320 с.
  99. Т.М. Организация финансово-расчетных центров в интегрированных формированиях Орловской области // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2000.- № 9. -С.48−49.
  100. В.М., Федотова М. А. Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции. М.: Перспектива, 1995. — 98 с.
  101. Россия 2002: Стат. справочник / Госкомстат России. М.: 2002.50 с.
  102. Россия в цифрах, 2002: Кратк. стат. сб./Госкомстат России. М.: 2002.-398 с.
  103. Г. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: Учеб.- 2-е изд., испр.- Мн: ИП «Экоперспектива», 1999.- 494 с.
  104. Э. А. Урусов В. Ценовое и финансово-кредитное регулирование в АПК // АПК: экономика, управление. -1999. № 4.- С. 46−54.
  105. Ф. Роль государств в формировании рыночных отношений // Экономика сельского хозяйства России.- 2002.- № 1. С. 14.
  106. Сельскохозяйственная политика России / Пер. с англ. М.: Изд-во «Весь мир», 2002. — 160 с.
  107. Система ведения сельского хозяйства Чувашской Республики (экономика и организация производства), Чебоксары, 1997. 274 с.
  108. Т.н. Пути финансовой стабилизации предприятий аграрного сектора // Рыночная трансформация сельского хозяйства: десятилетний опыт и перспективы. М.: Энциклопедия российских деревень, 2000.-С. 99−100.
  109. Состояние и меры по развитию агропромышленного производства Российской Федерации. Ежегодный доклад 2002 год. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2003. 251 с.
  110. С.Н. Формирование задолженности сельскохозяйственных предприятий в 90-х гг. // Рыночная трансформация сельского хозяйства: десятилетний опыт и перспективы. М.: Энциклопедия российских деревень, 2000. — С. 92−99.
  111. Субвенции аграрному сектору в экономически развитых странах // Экономика сельского хозяйства России. 2001. — № 6. — С. 33−34.
  112. Ю.В. Потенциал экономической теории. -М.: Наука, 1989.-192 с.
  113. З.В. Влияние государства на финансово-кредитный механизм и налогообложение в аграрном секторе // Рыночная трансформация сельского хозяйства: десятилетний опыт и перспективы. — М.: Энциклопедия российских деревень, 2000. С. 100−102.
  114. В.Я. О политике финансового оздоровления и реформирования неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий // Агарная реформа. Экономика и право. 2001. -№ 4. — С. 1−3.
  115. В., Зорина Н. Рейтинг наиболее крупных и эффективных сельскохозяйственных организаций России (1997−1999 гг.) // Агарная реформа. Экономика и право. 2000. -№ 6. — С. 1−2.
  116. Управление в АПК /Ю.Б. Королев, В. З. Мазлоев, А. В. Мефед и др.- под ред. Ю. Б. Королева. М.: Колос, 2002.- 376 е.: ил. (Учебники и учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений).
  117. В.Ф., Сафиуллин Р. В. Государственное регулирование и саморегулирование организационно-экономического механизма АПК регионального уровня // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001.- № 5. -С. 20−23.
  118. Э.А. Финансовый менеджмент. М.: Издательство «Зерцало», 1998.-272 с.
  119. И.Г. Развитие интеграционных процессов в АПК Белгородской области // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2002. -№ 2. — С.6−10.
  120. И.Ф., Загайтов И. Б., Печеневский В. Ф., Новиков В. М., Перспективы развития АПК региона в рыночных условиях // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -2003.-№ 4. -С. 1−5.
  121. Через освоение инноваций к оздоровлению экономики АПК (Круглый стол) // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2000.- № 9. -С. 52−60.
  122. Р.Н. Проблемы формирования эффективной финансово-кредитной системы по обслуживанию АПК// Экономика с. х. и перераб. предприятий. — 2000.- № 9.- С. 24−26.
  123. В.В. Оздоровление или банкротство? // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2003.- № 4. -С. 36−38.
  124. А.Д., Баканов М. И. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник 5-ое изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 1997. -416 с.
  125. А.В. Совершенствование государственной поддержки агропродовольственной сферы региона // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2003.- № 4. -С. 9−12.
  126. Е. Альтернативы интеграции нет // Твоя земля. 2002.-№ 6(85).-С. 2.
  127. Г. Е. Преодолевая трудности к финансовому оздоровлению // Экономика сельского хозяйства России. — 2001. -№ 12. — С. 5.
  128. Н. Экономическое воздействие государства на агропромышленное производство// АПК: экономика и управление. 2000.-№ 2.- С. 43−49.
  129. Н.М. Экономическое регулирование аграрного сектора и развитие села // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2000.- № 4. -С. 17−19.
  130. Brandes, Wilhelm. Investition, Finanzierung und Wachstum in der Landwirtschaft / Brandes- Odening Stuttgard- Ulmer.- 1992.
  131. Heufassuhg des Landwirtschaftftfhpassungsdesetzes. Bonn.-2001.
  132. Kruschwitz L. Investitionsrechnung. 4 Autlage. Berlin. — 1998.
  133. Porot M. The information economy. Palo Alto (Cal), 1976.
  134. Zur Situation der Landwirtschaft. fakten und trends 2001 .-Bonn.-2001.
Заполнить форму текущей работой