Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Мазары Хорасана и Мавераннахра эпохи Тимуридов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мазары (мавзолеи) появились в первом и втором веках хиджры (VII — VIII вв.). Однако лишь с X в. возведение мавзолеев, устойчиво входит в общественно-религиозную практику. Эта традиция, хотя и связана с мусульманской религией, но корнями уходит в глубокую древность. Издревле в знак почитания усопшего на его могиле ставили различные знаки — палку, камень, рога архара или другой сакральный предмет… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Из истории возникновения и развития мазаров — мавзолеев в Иране и Средней Азии
  • ГЛАВА II. Обряды и обычаи, связанные с мазарами Хорасана и Мавераннах
  • ГЛАВА III. Мазары Хорасана
    • 1. Мазар Шах Касима Анвора
    • 2. Мазар Мавлана Ваиза Кашифи
    • 3. Мазар Харуния в Тусе
    • 4. Мазари Шариф в Афганистане
    • 5. Мазар Ходжа Абдуллаха Ансари в Герате
  • ГЛАВА IV. Мазары Таджикистана
    • 1. Мавзолей Мир Сайда Али Хамадани
    • 2. Мазар Ходжа Исхока Хатлони
    • 3. Мазар Мухаммада Башоро
    • 4. Мазар Мавлана Якуба Чархи
  • ГЛАВА V. Мазары Узбекистана
    • 1. Мавзолей Гури Мир
    • 2. Мавзолей Биби Ханым
    • 3. Мазар Ходжа Баха-ад-Дина Накшбанда
    • 4. Мазар Ходжа Ахрара Вали
  • ГЛАВА VI.
    • 1. Религиозная политика Тимуридов
    • 2. Архитектура мавзолеев эпохи Тимуридов
    • 3. Роль вакфа в содержании и благоустройстве мазаров

Мазары Хорасана и Мавераннахра эпохи Тимуридов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Ислам — вторая мировая религия после христианства — сыграл большую роль в истории человеческой цивилизации и продолжает оказывать существенное влияние на различные сферы жизни общества во многих странах мира. Мусульмане живут в 125 странах мира, в 35 из них мусульмане составляют большинство населения — свыше 80%, отсюда естественное стремление к осмыслению культурного наследия и идейных традиций народов мусульманского Востока.1.

Культ святых существует во всех малых и больших религиях и своими корнями уходит вглубь веков. Он возникает в период перехода от политеизма к монотеизму, когда выделяются главные боги, остальные же превращаются в святых. Истоки культа святых лежат в первобытном культе предков.2.

Для правильного понимания сущности и мировоззренческих основ культа мазаров большое значение имеют обряды и обычаи, которые совершают верующие при их посещении. В обрядах существуют элементы, указывающие на их связь с древнейшими представлениями людей о происхождении жизни, о природе смерти, о потусторонних силах.

Культ мазаров, тесно связанный с культом предков, занимает важное место в религиозной жизни мусульман, в том числе мусульман Средней Азии и Хорасана. Его корни уходят в домусульманский период, о чем свидетельствуют письменные источники. Например, Мухаммад Наршахи сообщает, что в Бухаре каждый год в дни Навруза (Нового года) у могилы основателя города Сиявуша приносили в жертву петуха и устраивали поминальные танцы, плакали и пели траурные песни.4 Эта традиция.

1 Ислам. Энциклопедический словарь. -М., 1991. — С. 3, 109. Атеистический словарь. — М., 1983. — С. 246.

3 Слово «мазар» арабское и означает место, которое посещают — объект паломничества, обычно — могила мусульманского святого.

4 Наршахи. Таърихи Бухоро (История Бухары). — Тегеран, 1938. — С. 32−33- Бартольд В. В. Место домусульманского культа в Бухаре. — Соч., т. II, ч. 2. М., 1964.-С. 473. сохранилась и при исламе. Однако, в исламе существует двоякое отношение к культу предков. Пророк Мухаммад был противником поклонения могилам и культа усопших. И в Коране никаких предписаний относительно посещения могил нет. Но в хадисах такие указания имеются, и посещение могил считается богоугодным делом. И сегодня многие мусульманские священникипоборники чистого ислама — посещение и поклонение могилам святых и могилам предков считают противоречащим исламу. Тем не менее, культ святых, усопших и предков широко распространен среди мусульман и продолжает оказывать большое влияние на их религиозное сознание и повседневную жизнь.

Культ мазаров существовал уже в раннем исламе, о чем свидетельствуют хадисы. Устойчивость и популярность культа святых усопших, скорее всего, связаны с глубокими историческими корнями и мировоззренческими свойствами, с верой в загробную жизнь и существованием духов усопших, оказывающих влияние как на мирскую, так и на загробную жизнь людей.

Культ мазаров был широко распространен и в эпоху Тимуридов. Грозный завоеватель многих стран эмир Тимур был религиозным и суеверным человеком. Он благосклонно относился к святым шейхам и завещал, чтобы его похоронили у ног его духовного наставника шейха Пири Кулола. До и после походов Тимур посещал мазары и делал подношения, в том числе в виде земельных участков. При Тимуре и его потомках в XIV—XV вв. был построен ряд мавзолеев над могилами святых шейхов, что свидетельствует о большой роли мазаров в жизни общества.

В Средней Азии были выработаны определенные правила посещения мазаров. Эти правила подробно изложены в трактате таджикского ученого Муллазаде Бухори «Таърихи Муллозода дар зикри мазороти Бухоро» (История Муллазаде о мазарах Бухары). Муллазаде в своем трактате отмечает, что: «Правила посещения состоят в следующем: поклоняться стоя, не садиться на могилу, не класть руки на могилу, не совершать намаз на кладбище, не целовать могилу, так как это обычай христиан».1 Были определены дни посещения мазаров и правила раздачи милостыни, а перед входом в помещение мазара необходимо произнести: «Боже, я прошу тебя ниспослать добро и прибегаю к тебе. Мой господь, веди меня»", и т. д.

Наши наблюдения показывают, что в настоящее время не все паломники знают эти правила и поэтому не соблюдают их. При посещении мазаров они садятся около могил и читают суры Корана, целуют могилы и даже совершают намаз. Поэтому, было бы целесообразно опубликовать эти правила для паломников, чтобы они знали, как вести себя при посещении мазаров.

Культ мазаров многогранен и оказывает существенное влияние на многие аспекты жизни и деятельности людей, в том числе на политическую, социально-экономическую и духовную. Поэтому изучение истории мазаров святых шейхов и знаменитых политических деятелей имеет большое научное, историко-культурное и практическое значение. Святые шейхи уже при жизни приобретали большой авторитет и становились объектом поклонения для многочисленных своих учеников и последователей. А после их смерти ученики, соратники, сподвижники, поклонники и последователи воздвигали над их могилами мавзолеи, которые становились местом поклонения и паломничества.

Вокруг мазаров ежедневно происходят сотни событий, незафиксированных в истории. Посещение мазаров имеет глубокую психологическую и мировоззренческую подоплеку. Раскрыть причины популярности и устойчивости культа мазаров на протяжении многих веков является важной научной задачей.

1 Муллозодаи Бухори. Таърихи Муллозода дар зикри мазороти Бухоро (История Муллозода о мазарах Бухары). — Тегеран, 1370 / 1991. — С. 12−13. ~ Мухаммад ан-Насги. Китоб ул-кайд фи таърих ус — Самарканд (История Самарканда) (рукопись). Рукописный фонд Института востоковедения и письменного наследия АН Республики Таджикистан. — № 73, 1223. — С.39- Камол X. История мазаров Северного Таджикистана. — Душанбе, 2005. — С. 121−122.

Следует учесть, что мавзолеи знаменитых ученых, политических и религиозных деятелей являются не только святыми местами и объектами поклонения. Они также являются памятниками культуры, их надо сохранять для современников и для грядущих поколений.

Вокруг некоторых мазаров со временем возникали крупные города. К ним относятся: город Мазари Шариф, возникший вокруг мнимой могилы халифа Алигород Карбала, сложившийся вокруг могилы имама Хусейнагород Мешхед, образовавшийся вокруг могилы Имама Риза. Эти факты свидетельствуют о большой роли мазаров в жизни мусульманского общества, и в этом аспекте исследование истории мазаров представляет большой интерес.

Цель и задачи исследования

Основной целью данной работы является определение истории возникновения и функционирования мазаров при Тимуридах, описание и характеристика обычаев и обрядов, связанных с посещением паломниками этих мазаров, определение их роли в жизни современных мусульман Хорасана и Средней Азии. В работе исследуется две категории мазаров: 1) мазары святых- 2) мнимые мазары святых. Мазары первой категории, в свою очередь, делятся на два типа: 1) мазары религиозных деятелей- 2) мазары политических деятелей.

К первой категории относятся мазары основателя суфийского братства накшбандия Ходжа Баха ад-Дина Накшбанда в Бухаре и его последователей Ходжа Ахрара в Самарканде, Якуби Чархи около г. Душанбе, Мухаммада Башоро в Пенджикенте, Кашифи в Сабзаваре. Большинство мазаров Средней Азии связаны с культом святых шейхов этого братства.

Ко второму типу первой категории относятся мавзолеи Гури Мир (могила эмира Тимура) и его жены Биби-Ханым. Несмотря на неимоверную жестокость, эмир Тимур еще при жизни пользовался большим авторитетом, а после смерти его могила стала объектом почитания. Ибн Арабшах пишет, что «Могила (Тимура) пользовалась таким уважением, что перед ней совершались молитвы и приносились обетыиз уважения к нему 6 проезжавшие мимо эмиры и вельможи поклонялись могиле, иногда даже сходили с коней». Однако некоторые исследователи сомневаются в том, что эмир Тимур был ревностным мусульманином. Например, В. В. Бартольд считает, что эмир Тимур был очень привязан к монгольским обычаям и верованиям и в его погребении присутствовали некоторые немусульманские элементы (его одежда и оружие).1.

Ко второй категории относится Мазари Шариф с мнимой могилой четвертого правоверного халифа Али. По достоверным источникам известно, что его могила находится в городе Наджафе. Тем не менее, мавзолей Мазари Шариф пользуется большой популярностью среди мусульман Афганистана и сопредельных стран. Следует отметить, что это является не единственным мазаром с мнимой могилой. В Таджикистане имеются мазары с мнимыми могилами имама Аскара, имама Зайн ал — Абидина, Султан Увайса Карани и других святых. В Средней Азии имеется много святых мест, связанных с именем халифа Али. Значительный интерес представляет вопрос о распространенности в суннитской Средней Азии мазаров шиитских имамов.

Спорным является принадлежность мавзолея Харуна в Сабзаваре. Одни приписывают его халифу Харуну ар-Рашиду, другие — дервишу-отшельнику, жителю города Туса Усману ибн Харуну. Наряду с историческими сведениями о мазарах существует много легенд. Одной из задач исследования является установление происхождения этих легенд. Почитание мазаров имеет широкую социальную базу. Мазары посещают все социальные категории общества — от простых людей до правителей. Сюда идут люди перед отъездом в далекий путь, молодожёны после венчания, чиновники разных рангов. Все просят у мазара помощи и благополучия.

Степень изученности темы. Вопросы, связанные с мазарами эпохи Тимуридов, рассмотрены в работах среднеазиатских, русских, иранских,.

1 Бартольд В. В. О погребении Тимура // Записки восточного отделения Императорского русского археологического общества. — Т. 23, вып. 1 — II. -Петроград, 1915. — С. 23- Камол X. История мазаров Северного Таджикистана. — Душанбе, 2005. — С. 150. афганских, западных и других ученых. Среднеазиатским мазарам посвящены: работа А. Мухтарова «Сирри мазорхо» (Тайна мазаров), Душанбе, 1964; Ю. Шарифова «ГуриМир», Самарканд, 1982; «Чахордах мазор» (Четырнадцать мазаров), Душанбе, 2001; сборники статей «Джойхои мукаддаси Точикистон» (Святые места Таджикистана), Душанбе, 2005; монография X. Камола «История мазаров Северного Таджикистана», Душанбе, 2005; X. Барака «Ходжа Ахрари Вали», Самарканд, 2005; монография М. Музаффари, X. Камола и 3. Наботзода «Джойхои мукаддаси Точикистон», Душанбе, 2007 и отдельные статьи. Мазарам Средней Азии также посвящены работы В. В. Бартольда «О погребении Тимура" — И. Ф. Бородина «Архитектура Средней Азии XIV—XV вв.» (Всеобщая история архитектуры. Т. 8. М., 1969) — В. А. Воронина «Архитектура Средней Азии XVI — XVII вв.» (Всеобщая история архитектуры. Т. 8) — Б. Н. Засыпкина «Архитектура Средней Азии» (М., 1948) — П. П. Иванова «Хозяйство Джуйбарских шейхов» (М. — Л., 1954) — Г. А. Пугаченковой «Самарканд и Бухара» (М., 1968) и других русских ученых.

Мазарам Хорасана посвящены работы Н. Мешкоти «Бинохои таърихи ва амокини бостонии Эрон» (Исторические сооружения и археологические памятники Ирана), Тегеран, 1349 / 1960; М. Гарави «Оромгох дар густураи фарханги эрони» (Роль мавзолеев в развитии иранской культуры), Тегеран, 1376 / 1997; М. Укоби «Бинохои оромгохи» (Мавзолеи), Тегеран, 1376 / 1998 и произведения других иранских ученых. Из западных ученых можно назвать работы ИГ. Блера и Дж. М. Блюма «Искусство и архитектура Ирана и Центральной Азии. Эпоха Илханидов и Тимуридов» (Т. I, Тегеран, 1382 / 2004) — X. Бренда «Мавзолеи" — История Ирана эпохи Тимуридов (Издание Кембриджского Университета). В упомянутых работах основное внимание уделено архитектуре этих памятников и жизнеописанию погребенных в них святых шейхов. Как мазары, т. е. объекты поклонения, эти памятники специально и всесторонне не рассматривались. К тому же, они исследовались раздельно без взаимосвязи друг с другом. Мы же основное внимание уделили функции этих памятников как объектов поклонения верующих и связанным с этим процессом обычаям и обрядам.

Источниковедческая база исследования. Основными источниками для написания данной работы послужили 13 мазаров эпохи Тимуридов. К ним относятся мазары Шах Касима Анвора в селе Лангар, Мавлана Хусайна Ваиза Кашифи в г. Сабзаваре, Харуния в городе Тусе, Мазари Шариф в одноименном городе в Северном Афганистане, Ходжа Ансори в г. Герате, Мухаммада Башоро в селе Мазари Шариф Пенджикентского района, Ходжа Якуби Чархи на окраине г. Душанбе, Мир Сайд Али Хамадани и Ходжа Исхока в г. Кулябе, Ходжа Ахрари Вали, Гури Мир, Биби Ханым в г. Самарканде и Ходжа Баха-ад-Дина в г. Бухаре. Мы исследовали эти мазары в ходе поездки по Хорасану и Средней Азии в 2004 — 2006 гг. В ходе этих поездок мы составили описание упомянутых мазаров, наблюдали обряды, которые совершали паломники во время посещения этих святых мест, беседовали с паломниками и с шейхами — настоятелями мазаров. Были собраны легенды и предания об исследуемых мазарах. Эти данные позволили нам осветить многие, ранее не достаточно разработанные вопросы, связанные с этими мазарами.

Другим важным источником являлись средневековые трактаты, посвященные мазарам. К ним относятся сочинения Давлатшахи Самарканди «Тазкират-уш-шуаро" — Абулфазла Самарканди «Кандия" — Абутахирходжа Самарканди «Самария" — Джувайни «Таърихи джахонкушо» (Всемирная история) — Муллозода Бухори «Таърихи Муллозода дар зикри мазороти Бухоро (История Муллозода о мазарах Бухары) — Наршахи «Таърихи Бухоро" — Хондамира «Хабиб ас-сийар" — Рузбехана «Мехмонномаи Бухоро» (Книга о гостеприимстве Бухары) — Хафиза Карбалои «Равзат-ул-джинон» (Райский цветник) — Ховандшоха Балхи «Равзат ас-сафо" — Хакима Нурати «Исмхои бузургони Бухорои Шариф» (Имена знаменитых людей почтенной Бухары) — Насриддина Бухорои «Тухфату-з-зойирин» (Подарок паломникам) — Фахриддина Аттора «Тазкиратулавлиё» — Хаджвири «Кашфулмахджуб» — шейха Абдурахмана Судами «Табакат-ас-суфия» — Абулкасима Кушайри «Рисолат-ул-кушайрия» — Мухаммада Дорошукуха «Сафинат-ул-авлие» — Абдурахмана Джами «Нафакат-ул-унси мин хазарат-ил-кудси, «Дахмаи шохон» (Гробница царей).1 В этих сочинениях имеются ценные сведения об истории возникновения мазаров, в том числе в эпоху Тимуридов, о жизни и религиозной деятельности лиц, которым посвящены эти мазары. Приведем краткую характеристику некоторых сочинений.

Сочинение Абулфазла Самарканди «Кандия» («Кандияи хурд» — Малая Кандия) составлено в 1223 г. и является сокращенным переводом с арабского на таджикский (персидский) язык сочинения известного законоведа ан-Насги. Посвящено истории Самарканда, также содержит сведения о мазарах этой области и Бухары. Рукопись этого сочинения хранится в рукописном фонде Института востоковедения и письменного наследия АН Республики Таджикистан под № 73.2.

Трактат Муллозода Бухори, написанный в первой половине XV в., предназначен для желающих совершить паломничество к могилам известных в Бухаре людей. В нем приводятся сведения о 160 мазарах ученых-богословов, законоведов, шейхов, судей и правителей.

Сочинение Давлатшаха Самарканди «Тазкират-уш-шуаро» (Анталогия поэзии) составлено в 1487 г. Содержит сведения о 153 таджикско-персидских, тюркских и арабских поэтах VIII — XV вв., в том числе о Шах Касиме Анворе, мавзолей которого исследован в настоящей работе.

Сочинение Фазлуллаха Рузбехона «Мехмонномаи Бухоро» (Книга о гостеприимстве Бухары) составлено в 1509 г. Это историческое сочинение, посвященное периоду правления Мухаммада Шейбанихана. В нем имеются важные и разнообразные сведения о мазарах и ханака, мечетях, медресе.

1 Носириддини Борон. Тухфату-з-зойирин. — Бухара, 1328 г.х. (1906г.). Камол X. История мазаров Северного Таджикистана. Душанбе, 2005. С. 24.

3 Таърихи Муллозода дар зикри мазороти Бухоро (История Муллозода о мазарах Бухары). — Тегеран, 1370/ 1991. — С. 12−13 (тадж. яз.).

10 и других архитектурных памятниках XV — нач. XVI вв.

Антология «Тухфаи Соми» прнадлежит перу Саммирза Сафави. Она составлена в 1560 г. Содержит сведения о жизни и творческой деятельности.

713 поэтов Хорасана, Мавераннахра, Ирана, Ирака и некоторых других сопредельных территорий конца XV — первой половины XVI вв. В начале сочинения приведены сведения о царях и царевичах, сочинявших стихи. Имеются сведения и о мазарах и мавзолеях.

Сочинение «Ахсан ат-таварих» составлено Хасанбеком Румлу во второй половине XVI в. Оно посвящено всеобщей истории и состояло из 12 томов. До нас дошли только два тома — 11 и 12. Том 11 посвящен событиям XV в, в том числе правлению тимуридского эмира Шахруха. Том 12 посвящен правлению сефевидских шахов XVI в. Исмаила I, Тахмаспа I и Исмаила II. Содержит также сведения о Руме, чагатаидских и узбекских ханах.

Сочинение «Дахмаи шохон» (Гробница царей) состоит из двух частей. Первая часть, автором которой является Мунши Джандори, написана в 1210 г. х. (1795−1796 гг.). В ней содержатся данные о мазарах и мавзолеях Центральной Азии. Вторая часть написана в 1319 г. х. (1901;1902 гг.) и его автором является Соми Дабирон.1.

Сочинение Абутахирходжи Самарканди «Самария» составлено в 1251 г. х. / 1835 г. и посвящено мазарам Самарканда и Самаркандской области, включая Пенджикент и верховья Зеравшана. Приводятся сведения о 76 мазарах. Для нашей темы большое значение имеют сведения о мазаре Ходжа Мухаммада Башоро, имеющиеся в этом сочинении.

Сочинение Хакима Нурато «Исмхои бузургони Бухорои Шариф» (Имена знаменитых людей Благородной Бухары) было составлено в 131 В г. / 1900 г. и содержит сведения о 149 мазарах Бухары и ее окрестностей.

1 Рукопись под № 927/1, хранится в фонде Института востоковедения и письменного наследия АН Республики Таджикистан.

Рукопись этого сочинения хранится в рукописном фонде Института востоковедения и письменного наследия АН Республики Таджикистан.1.

Сочинение Насир ад — Дина Бухари «Тухфат — уз — зойирин» (Подарок паломникам) было написано в 1324 г. х. / 1906 г. Эта сводная работа, содержащая краткую характеристику жизни и деятельности известных шейхов и их мазаров. Она основана на сведениях, которые собрал автор из различных средневековых сочинений. Это сочинение было издано в Бухаре в 1328 г. х. / 1910 г.

Мазары Средней Азии упоминаются и русскими путешественниками XIX в. Такие сведения, в частности, имеются в работах Н. В. Ханыкова «Описание Бухарского ханства» и «Записки по этнографии Персии».

Научная новизна работы. Мазары эпохи Тимуридов до сих пор изучались, в основном, как памятники мусульманской архитектуры и искусства. В качестве мазаров, т. е. святых мест, являющихся объектами поклонения, эти памятники специально не исследовались. Между тем, упомянутые памятники, в качестве объектов поклонения, играют большую роль в жизни и в религиозном сознании мусульман. На протяжении веков в процессе посещения этих мазаров верующими выработался и установился целый ряд обрядов и обычаев, которые отражают различные стороны религиозной жизни, религиозного сознания и восприятия мусульман. Наша работа призвана восполнить этот пробел. В ней упомянутые памятники исследованы, главным образом, как мазары, т. е. как священные места, являющиеся объектами поклонения. Особое внимание уделено обычаям и обрядам, которые совершаются паломниками во время посещения мазаров. В этих обрядах наблюдается переплетение канонических исламских и древних доисламских религиозных представлений. Последние, однако, приобрели мусульманскую окраску и содержание и воспринимаются верующими как истинно мусульманские обряды. Анализ этих обрядов позволяет выявить исторические, религиозно — мировоззренческие и психологические причины.

1 Камол X. История мазаров Северного Таджикистана.-Душанбе, 2005. С. 26.

12 устойчивости и распространенности среди мусульман культа мазаров.

В работе впервые приведена классификация мазаров эпохи Тимуридов по типу захоронения. Выделены мазары двух категорий — реальные мазары святых лиц и мнимые или символические мазары святых. К первой категории также относятся мазары политических деятелей.

Настоящая диссертация является первым монографическим исследованием, посвященным главным мазарам тимуридского периода Хорасана и Мавераннахра, установлению их исторической, культурной, архитектурной и искусствоведческой общности, а также их локальным особенностям.

Теоретические и методологические принципы исследования.

Данная диссертация написана на основе научных принципов и методов, выработанных видными отечественными и зарубежными историками. Соблюдены принципы историзма, строго научного и объективного анализа исторических фактов, адекватности выводов исследуемому материалу.

Практическая значимость исследования. Теоретические положения, факты и выводы настоящего исследования могут быть использованы при написании обобщающих трудов по истории мусульманской религии, по истории мазаров Ирана и Средней Азии. Их можно использовать при написании учебников и учебных пособий по истории религии и учебников по этнографии для высших учебных заведений, энциклопедии ислама, при чтении специальных курсов на исторических факультетах высших учебных заведений, при проведении экскурсий по мазарам Ирана и Средней Азии.

Выводы. 1) Эмир Тимур и ее потомки были последователями канонического ислама, т. е. суннизма. Это способствовало укреплению их власти, так как большинство жителей Средней Азии, основной территории их государства, включая восточный Хорасан были суннитами. Но эмир Тимур благосклонно относился и к шиитам, не проявлял никакой вражды к ним. Следовательно, он проводил умеренную религиозную политику. Он благосклонно относился к святым шейхам, видимо учитывая их популярность в народе. Если учесть высокую религиозность населения, то Тимур и его потомки не были исключением из этого. Привязанность к монгольским обычаям, если даже имела место, то не была принципиальной и не противоречила основным канонам ислама. Религиозная политика является важной составной частью общей государственной политики, и эмир Тимур, как опытный правитель, хорошо это понимал и проводил такую религиозную политику, которая способствовала укреплению его власти и государства.

2) Архитектура эпохи Тимуридов в целом является продолжением архитектуры предшествующих столетий. В то же время, в архитектуре происходят определенные изменения как по части планировки, так и по части конструкции, особенно куполов и декорации. Широко применяются изразцы с яркой палитрой красок, особенно синей. Мавзолеи были двух видов: с простой планировкой и небогатой декорациеймонументальные с куполами и с богатой декорацией. Основным строительным материалом были жженый и сырцовый кирпичи, применяли и камень для возведения отдельных конструкций, колонны и перекрытия были деревянными, часто с орнаментальной резьбой.

3) Вакф был основным источником доходов религиозных учреждений — мечетей, медресе, ханака, мазаров и сыграл большую роль в их развитии. Первым вакфодателем был пророк ислама Мухаммад. Основным преимуществом вакфного имущества было то, что оно не подлежало отчуждению, и доходы от него шли на содержание религиозных учреждений, в том числе мазаров. Институт вакфа был очень развит в Мавераннахре вплоть до начала XX в. Создание института вакфа было большим достижением мусульманской культуры. Вакф создавал устойчивую материальную базу для развития просвещения, науки и религии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В заключение необходимо выделить ряд основных моментов, связанных с историей мазаров.

1. Мазары играли важную роль в жизни мусульманского общества на протяжении всего средневековья. Возведение мазаров в Хорасане и Мавераннахре при Тимуридах было логическим продолжением этого процесса, начало которого восходит к первым векам возникновения ислама. Эпоха Тимуридов была периодом расцвета культуры в вышеуказанных двух регионах. Это нашло свое отражение и в сооружении мазаров (мавзолеев). В это время были сооружены мавзолеи таким известным политическим и религиозным деятелям как эмир Тимур и его супруга Биби Ханым, Ходжа Баха ад-Дин Накшбанд, Ходжа Ахрари Вали, и многим другим. Примечательно, что сотрудничество между двумя ветвями власти — политической и духовной — продолжалось и на сакральном уровне. Эмир Тимур в своей политической деятельности опирался на духовенство и оказывал видным его представителям всякие почести. С одной стороны он, как и большинство людей того времени, был суеверным и верил в чудотворное влияние потусторонних сил на земные события. С другой стороны, у него был политический расчет. Шейхи пользовались большим авторитетом в обществе и Тимур, оказывая им знаки уважения, тем самим поднимал среди народа свой авторитет и укреплял свою власть. Просьба Тимура о том, чтобы его похоронили у подножия могилы его духовного наставника шейха Мир Сайда Барака, была продолжением этой дальновидной политики. Он знал, что политикам, т. е. ему, вряд ли будут поклоняться, а святых шейхов будут почитать веками, следовательно, его духовный наставник будет оберегать и опекать его и после смерти. Эта тенденция наблюдается и у сефевидских правителей, которые, хотя и сами происходили из духовенства, но завещали, чтобы их похоронили рядом с потомками шиитских имамов.

2. Наблюдаются нововведения в архитектуре мавзолеев, возведенных при Тимуридах. Появляются многокупольные сооружения, минареты, декорация становится более богатой, широко применяются изразцы и глазурованные кирпичики.

3. Монументальность мавзолеев (мазаров) зависела от богатства и социального положения и степени святости усопшего и места возведения. Мавзолеи эмиров и царевичей, как правило, монументальны и богато украшены (мавзолеи Гури Мир, Биби Ханым и др.). Мавзолеи суфийских шейхов имеют более простую планировку и менее богато украшены. Самую простую планировку имеют мавзолеи, построенные суфийским шейхам в сельской местности (мавзолеи Хамадани, Якуби Чархи, Шах Касима Анвора и др). Особняком стоят мавзолеи, посвященные очень авторитетным религиозным деятелям, основателям религиозных течений (мавзолей в честь халифа Али под названием Мазари Шариф в одноименном городе).

4. По степени исторической достоверности мавзолеи делятся на две категории: 1. Достоверные мавзолеи. К ним относятся мавзолеи, в которых находятся могилы святых, в честь которых они названы. Большинство мазаров эпохи Тимуридов относятся к этой категории. 2. Номинальные мавзолеи. К ним относятся мавзолеи, в которых нет могилы святого, в честь которого она названа и построена. К этой категории относится лишь один мавзолей эпохи Тимуридов — Мазари Шариф в одноименном городе на севере Афганистана. Степень исторической достоверности никак не влияет на святость мазара в глазах верующих. Они одинаково почитают обе категории мазаров. Они верят в святость усопшего шейха, в честь которого назван мазар, они верят, что мазар, дух святого усопшего помогут им в исполнении их сокровенных желаний. Это является духовно — психологической подоплекой неиссякаемой веры людей в чудотворную силу мазаров.

5. Объектами поклонения, в основном, являются мавзолеи, принадлежащие представителям духовенства и изредка принадлежащие политическим деятелям (эмиры, царевичи и т. д.).

6. Суфизм оказал большое влияние на распространение и усиление культа мазаров. Большинство мазаров Хорасана и Мавераннахра эпохи Тимуридов посвящены суфийским шейхам. Своим аскетизмом и преданностью богу они снискали уважение верующих. Считалось, что они ближе всего стоят к богу и их дух способен оказать помощь страждущим. Детально содержательную связь суфизма и культа мазаров еще предстоит изучать.

7. Наиболее известные мазары Средней Азии эпохи Тимуридов принадлежат руководителям суфийского братства накшбандия (Баха адДин Накшбанд, Ходжа Ахрар, Якуби Чархи). Это закономерно, так как это братство было наиболее распространенным и влиятельным в Средней Азии и отчасти в Хорасане. Имеются мазары, принадлежавшие руководителям братства кубравия-захабия (Хамадани, Ходжа Исхок).

8. Мазары и дух усопшего святого шейха выступают посредниками между верующими и Богом.

9. Основными элементами обряда посещения мазаров являются: 1. Чтение заупокойной молитвы- 2. Подношение мазару, в том числе жертвенного животного. Остальные элементы обряда являются дополнительными и имеют некоторую свою специфику в каждой из групп мазаров. Истоки обряда жертвоприношения восходят к глубокой древности и существовали уже в первобытных религиях. Их суть заключается в умилостивление сверхъестественных сил, т. е. богов и духов усопших, и прощения у них помощи для преодоления возникших затруднений.

10. В обрядах, связанных с посещением мазаров, наблюдается сочетание двух традиций — исламских и народных. Последние восходят к глубокой древности, но влились в исламскую культуру, получили новое содержание и стали неотъемлемой ее частью.

11. В некоторых мазарах проводятся массовые праздничные торжества и гуляния, что дополнительно подчеркивает общественную значимость этих святых объектов.

12. Мазары посещают индивидуально или коллективно (группа родственников, односельчан и т. д.). Совершение этого действия считается богоугодным делом. Чаще у мазара просят помощи по конкретным затруднениям.

13. Среда для мусульман Средней Азии является наиболее подходящим днем для посещения мазаров. Для некоторых мазаров таким днем является пятница. Суббота и воскресенье, установленные для посещения некоторых мазаров, противоречат исламским традициям, и скорее всего, являются нововведениями, преследующими меркантильные цели.

14. Культ мазаров тесно связан с культом предков, с верой в духов усопших родственников, которые якобы оказывают положительное или отрицательное влияние на судьбу живущих родственников. Умилостивление духов предков путем жертвоприношения способствует успеху и, наоборот, недовольство этих духов становится причиной неудач и затруднений.

15. Надмогильные сооружения появились в Иране и Средней Азии в глубокой древности. Известны мавзолеи эламских царей (II тысячелетие до н.э. ?), ахеменидского царя царей Кира Великого, наскальные гробницы ахеменидских и сасанидских царей, зороастрийские наусы. Но насколько можно судить по планировке мусульманских мавзолеев они не восходят к этим доисламским надмогильным сооружениям. Тем не менее, эта традиция оказала если и не прямое, то косвенное влияние на появление мусульманских мазаров (мавзолеев).

16. Мазары (мавзолеи) появились в первом и втором веках хиджры (VII — VIII вв.). Однако лишь с X в. возведение мавзолеев, устойчиво входит в общественно-религиозную практику. Эта традиция, хотя и связана с мусульманской религией, но корнями уходит в глубокую древность. Издревле в знак почитания усопшего на его могиле ставили различные знаки — палку, камень, рога архара или другой сакральный предмет. Это были самые ранние формы выделения святого места с целью дальнейшего его посещения и почитания. Сооружения над могилами появились гораздо позже, в ходе эволюции этого явления. Однако простые и сложные формы мазаров сосуществовали на протяжении многих веков и дошли до настоящего времени. И сейчас имеется много мазаров, особенно в сельской местности, состоящих из простой могилы без всякого сооружения над ним. Более того, есть случаи совмещения этих двух форм в мазаре одного и того же лица. Например, могилы Ходжа Баха ад-дина Накшбанда, Якуба Чархи и Ходжа Ахрара Вали находятся не внутри их мавзолеев, а за их пределами, во дворе под открытым навесом.

Прототипом для ранних мусульманских мавзолеев послужили не надмогильные доисламские сооружения, а некоторые религиозные и гражданские сооружения. Но мусульманские мазары — мавзолеи не являлись копией этих доисламских сооружений, они лишь в общих чертах восходят к указанным сооружениям. По сути, они являются новыми оригинальными архитектурными сооружениями нового, мусульманского стиля. Мусульманские мавзолеи, в том числе эпохи Тимуридов, построены с большим мастерством и на основе развитых и хорошо выработанных строительных канонов, они искусно и богато украшены изразцами и другими декоративными элементами. Высокие архитектурные достижения средневековых мусульманских стран, в том числе Хорасана и Мавераннахра нашли воплощение и в мазарах-мавзолеях. Мавзолеи Гури Мир, Шахи Зинда, Мазари Шариф и другие являются лучшими образцами средневековой мусульманской архитектуры. Созданием великолепных мавзолеев мусульмане внесли большой вклад в развитие мировой архитектуры.

17. Нововведением является организация при некоторых мазарах (Баха ад-Дина Накшбанда, Хамадани) краеведческих музеев. Эта положительное явление, позволяющее паломникам приобретать не только духовное успокоение, но и исторические знания об эпохе, в которой жил почитаемый ими святой шейх.

18. Источником существования мазаров был вакф. Все расходы, связанные с содержанием мазаров, покрывались за счет доходов от вакфных земель и другого вакфного имущества. Основным преимуществом вакфного имущества была его неотчуждаемость. Создание института вакфа для содержания учебных и религиозных учреждений, в том числе мазаров, было большим достижением средневековой мусульманской культуры. После ликвидации вакфов в Средней Азии при советской власти основным источником содержания мазаров стали приношения и пожертвования посетителей. В современном Иране институт вакфа сохранился, он централизован, и доходы распределяются из главного государственного управления.

19. В настоящее время большинство мазаров Ирана и Средней Азии находятся под охранной государства. На их ремонт и реставрацию выделяются определенные денежные средства.

20. В исламе существует двоякое отношение к мазарам. На практике мазары интенсивно посещаются мусульманами и играют важную роль в их жизни. Шариат (свод исламских законов и предписаний) не запрещает посещение мазаров. Но с другой стороны, в Коране нет прямых указаний о необходимости посещения могил, а пророк Мухаммад был против этого явления и всячески осуждал его. В настоящее время сторонники чистого ислама осуждают это явление, как чуждое, не предусмотренное Кораном. Но, несмотря на все это, посещение мазаров продолжается, и этот обряд занимает важное место в жизни мусульман Ирана и Средней Азии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абу-л-Фазл Мухаммад ас-Самарканди. Кандия. Самарканд, 1958.
  2. Абу-л-Фазли Самарканди. Кандия. Самарканд, 1995.
  3. Абу Тахир Самарканди. Самария. Тегеран, 1343 / 1964.
  4. Ан-Насги. Китоб ал-кайд фи таърих ал Самарканд (рукопись). Рукописный фонд Института востоковедения и письменного наследия АН Республики Таджикистан. — № 73, 1223.
  5. Давлатшахи Самарканди. Тазкират уш — шуаро. Лайден, 1338 / 1959.
  6. Джувайни. Таърихи джахонкушо (Всемирная история).-Тегеран, 1382/2004.
  7. Куръон (Коран). (Илахи К. М.) Тегеран, 1362 / 1984.
  8. Муллозода Бухорои. Таърихи Муллозода дар зикри мазороти Бухоро (История Муллозода о мазарах Бухары). — Тегеран, 1339 / 1960.
  9. Муллозода Бухорои. Таърихи Муллозода дар зикри мазароти Бухоро (История Муллозода о мазарах Бухары). Тегеран, 1970. — 2 изд.
  10. Наршахи. Таърихи Бухоро. -Тегеран, 1351 /1973.
  11. Наршахи. Таърихи Бухоро. Душанбе, 1979.
  12. Носириддини Борон. Тухфату-з-зойирин. — Бухара, 1328 / 1906.
  13. Ризакули хан Хидаят. Рияз ал — орифин. Тегеран, 1356/ 1978.
  14. Рузбехан. Мехмонномаи Бухоро (Книга о гостеприимстве Бухары). -Тегеран, 1341 / 1962.
  15. Рукопись под № 927/1 хранится в фонде Института востоковедения и письменного наследия АН Республики Таджикистан.
  16. Рукопись национального архива Исламской Республики Афганистан, № 56/17, Л. 13а.
  17. Румлу Х. Ахсанат-таварих (Наилучшая история).-Т. 1.-Тегеран, 1384/2006.
  18. Сам Мирзо. Тухфаи Соми (Подарок Сами). Тегеран, 1314/1935.
  19. X. Равзат-ул-чинон (Райский цветник). Тегеран, 1349/ 1970.
  20. Ховандшохи Балхи. Равзат-ас-сафо. Тегеран, 1362 / 1984.
  21. Хондамир. Хабиб-ас-сийар. Т. III. Тегеран, 1380 / 2002.1. Исследования
  22. Ал-Амини М. Р. Мабони инсоншиноси (Человековедение). -Тегеран, 1382 / 2004.
  23. Али Акбар хан Мухаммади. Тархи тасъеи харами мутахараи хазрати Абдулазим Хасани. Тегеран, 1369 / 1989.
  24. Ал-Кабиси А. М. Ахкоми вакф дар шариати ислом (Положение вакфа в исламе). -Мазандаран, 1374 / 1986.
  25. Ал-Хидоят Р. Рияз ал-орифин. Тегеран, 1377 / 1998.
  26. X. Фарханги Амид (Словарь Амида). Тегеран, 1362 / 1984.6. Аркаим. Челябинск, 2004.
  27. Атеистический словарь. М., 1983.
  28. С.А. Точикистон, навсози ва дигаргунихои сиёси (Таджикистан, перестройка и политические изменения) // Мутоилоти Осиёи Маркази ва Кафкоз (Исследования по Центральной Азии и Кавказу). Вып. 4. — Тегеран, 1373/ 1995.
  29. И. Мавлоно Яъкуби Чархи // Сборник статей. Душанбе, 1992.
  30. М. Сабзевар шахри донишварони бедор (Сабзевар город просвещенных). Мешхед, 1377 / 1999.10а. Балхи А. Мазороти шахри Балх (Мазары города Балха). Мазари Шариф, 1346 / 1966.
  31. X. Ходжа Ахрари Вали. Самарканд, 2005.
  32. В.В. Места домусульманского культа в Бухаре. Соч., т. II, ч. 2.-М., 1964.
  33. В.В. О погребении Тимура // Записки восточного отделения императорского русского археологического общества. — Т. 23, вып. I — II. — Петроград, 1915.
  34. В. В. О погребении Тимура. / Туркистаннаме. -Тегеран, 1352 / 1974.
  35. В. В. Туркистоннома (Туркестан в эпоху монгольского нашествия). Т. I — II. -Тегеран, 1352 / 1974.
  36. В. В. Улусные эмиры царствования Тимура. — Соч.Т.Н, ч.2.1964.
  37. Баха ад-Дин. Бухоро, 2004.
  38. Башнев. Сафарномаи Туркистон (Путешествие по Туркестану). — Тегеран, 1372/ 1996.
  39. A.M. Хуросон ва Мовароуннахр (Хорасан и Мавераннахр). -Тегеран, 1364/ 1986.
  40. Е. Э. Избранные труды // Навои и Джами. — М., 1965.
  41. Блер Ш, Блом Дж. М. Хунар ва меъмории исломи дар Эрон ва Осиёи Маркази. Давраи Илхониён ва Темуриён (Искусство и архитектура Ирана и Центральной Азии. Эпоха Илханидов и Тимуридов). — Т. I. — Тегеран, 1382 / 2004.
  42. А.Н. Еще раз к вопросу о Ходже Ахраре. / Духовенство и политическая жизнь на Ближнем и Среднем Востоке в период феодализма / -М., 1984.
  43. И.Ф. Архитектура Средней Азии XIV—XV вв.. / Всеобщая история архитектуры. Т. 8. — М., 1969.
  44. X. Макобир (Мавзолеи). Тегеран, т. I, 1366 / 1988.
  45. JI. Таърихи мугул (Темуриён). (История монголов. Тимуриды). -Тегеран, 1383 /2005.
  46. С. Дильда ёр (Близкий к сердцу). -Ташкент, 1993.
  47. М. X. Таърихи Темуриён ва туркманон (История Тимуридов и туркмен). Тегеран, 1379 / 2001.
  48. В. А. Архитектура средневекового Афганистана // Всеобщая история архитектуры. — М., 1969.
  49. В. А. Архитектура Средней Азии XVI XVII вв. / Всеобщая история архитектуры. — Т. 8, 1969.
  50. А. Таърихи Бухоро (История Бухары). -Тегеран, 1380/2002.
  51. Всеобщая история архитектуры. Т. 8. М., 1969. 31а. Гафуров Б. Точикон. — Душанбе, 1997.
  52. Г. Точикистон дар чанголи тафолахои илход (Таджикистан в плену атеизма) // Посдори ислом, № 136. Кум, 1378 / 2000.
  53. Г. Сарзамии ва мардуми Узбакистон (Территория и население Узбекистана) // Посдори ислом. № 147, — Кум, 1379 / 2001.
  54. А. Таърихи тазкирахои форси (История развития персидской антологии). —Тегеран, 1348/ 1969.
  55. М. Оромгох дар густураи фарханги эрони (Роль мавзолеев в развитии иранской культуры). — Тегеран, 1376 / 1997.
  56. А. Мухофири ислом (Гордость ислама). -Т. IV. Тегеран, 1378 / 2000.
  57. А. Лугатномаи Дехуда (Словарь Дехуда). Тегеран, 1377 / 1999.
  58. Джоан Гросс. Изучение силы восприятия религиозного могущества и славы Ходжа Ахрора в эпоху тимуридов. Докторская диссертация. — Нью-Йорк, 1982.
  59. Джойхои мукаддаси Точикистон (Святые места Таджикистана). -Душанбе, 2005.40а. Додхудаева Лола. Эпиграфические памятники Самарканда. XI—XIV вв. — Душанбе, 1992.
  60. Диданихои Турбати Чом (Достопримечательности Турбата Джама), составитель Акрам Хусейни // Зани руз. № 2056- 11 шахревар (2 сентября), 1385/2007.
  61. В. Таърихи тамаддун (История цивилизации). -Т. I. Тегеран, 1381 /2003.43. Ёхаки М. Дж., Саиди М. Аз Чайхун то Вахш (От Джайхуна до Вахша). -Мешхед, 1378/2000.
  62. . Н. Архитектура Средней Азии. М., 1948.
  63. П. П. Хозяйство Джуйбарских шейхов. -М., Л, 1954.
  64. Ислам. Энциклопедический словарь. -М., 1991.
  65. М. Дар кишвари Шурохо (В стране Советов).-Тегеран, 1363/ 1985.
  66. М. А., Яблонский Л. Т. Саки нижней Сырдарьи. М. 1997.
  67. X. Мазорхои шимоли Точикистон. Душанбе, 2004.
  68. X. История мазаров Северного Таджикистана. — Душанбе, 2005.
  69. В.Н. Зодчество Афганистана. М. 1986.
  70. М. Меъмории Эрон. Давраи исломи (Архитектура Ирана. Исламский период). — Тегеран, 1366 / 1988.
  71. С. Осиёи Маркази ояндаи мубхам (Центральная Азия — неясное будущее). — Тегеран, 1372 / 1998.
  72. М. Р. Шавки дидор (Жажда лицезрения). // Омори фархангии Остони кудси Ризави (Сборник Мавзолея святого Ризави по культуре). Мешхед, 1362 / 1984 г.
  73. Н. Земельные и аграрные отношения в Средней Азии в XIV — XV вв. Душанбе, 1966.
  74. Н. Бинохои таърихи ва амокини бостонии Эрон (Исторические сооружения и археологические памятники Ирана). -Тегеран, 1349 / 1960.
  75. И. Устураи бозгашти джовидона. (Миф о возвращении в вечность). Тегеран, 1384 / 2006.
  76. И. Мутуни мукаддаси бунёдин аз саросари джахон. (Священные тексты мира). Т. I. — Тегеран, 1384 / 2006.
  77. Г. Сафарномаи Туркистон ва Эрон (Путешествие по Туркестану и Ирану). Тегеран, 1356 / 1966.
  78. М. Фарханги Муин (Словарь Муина). Тегеран, 1383 / 2004.
  79. Р. Точикистон (Таджикистан). Тегеран, 1374 / 1996.
  80. А. Осори бостонии Хуросон (Археологические памятники Хорасана). Т. I. — Тегеран, 1354 / 1975.
  81. А. Баррасии масоили эроншиноси // Дафтари мутолеоти вазорати омори хориджи (Записки Министерства иностранных дел)-Тегеран, 1369/1991
  82. М. Вакф дар Эрон (Вакф в Иране). Мешхед, 1351 / 1972.
  83. М. Ошнои бо улуми исломи (Введение в исламские науки). Кум, 1360/ 1982.
  84. М. Хадамоти мутакобили ислом ва Эрон (Взаимовлияние ислама и Ирана). — Кум, 1360 / 2004.
  85. X. Торихи Мазори Шариф (История Мазари Шарифа). -Кабул, 1370/ 1992.
  86. А. Идеология накшабандизма. Душанбе, 1991.
  87. А. Сирри мазорхо (Тайна мазаров). Душанбе, 1964.
  88. А. История Ура-Тюбе. Душанбе, 1999.
  89. Ш. Аквоми мусулмони Иттиходи Шурави (Мусульманские народы Советского Союза). Тегеран, 1367 / 1989.
  90. А. Таърихи Самарканд (История Самарканда). Тегеран, 1374/1996.
  91. Осиёи М, Кавоми М. Чугрофиёи гардишгари остони Хуросон (Туристические маршруты Хорасанской области). — Мешхед, 1383 / 2004.
  92. Петрушевский И. П. Ислом дар Эрон (Ислам в Иране).-Тегеран, 1362 /1985.
  93. И.П. Ислам в Иране в VII—XV вв.. JL, 1966.
  94. Г. А. Самарканд и Бухара. М., 1968.
  95. Г. А. Самарканд. 1966.
  96. Г. А, Хакимов А. Искусство Центральной Азии. Тегеран, 1372/ 1994.
  97. А. Яксад пурсиш ва посух пиромуни Имоми Замон (Сто вопросов и ответов о Действующем Имаме). Кум, 1377 / 1999.
  98. X. Таърихи мутолиоти динхои эрони (История изучения иранских религий). Тегеран, 1366 / 1987.
  99. А. Таърихи комили Эрон (Полная история Ирана). Тегеран, 1362/1984.
  100. М. Ахвол ва осор ва ашъори Мир Сайд Алии Хамадони (Жизнь и творчество Мир Сайда Али Хамадани). Душанбе, 1955.
  101. М. Шавки дидор. Мешхед, 1362 / 1984.
  102. М. Мабони инсоншиноси (Основы человековедения). Тегеран, 1362 / 1984.
  103. М. Джахони Эрон ва Турон (Иран и Туран). Тегеран, 1381 / 2003.
  104. М. Хакикат дар бораи мазори Хазрати Амирджон (Правда о мазаре достопочтенного Амирджана). Душанбе, 1979.
  105. М. Осори таърихии Вароруд ва Хоразм (Исторические памятники Мавераннахра и Хорезма). —Т. I. — Тегеран, 1384 / 2006.
  106. Тафазули О, Фазоили М. Фарханги бузургони ислом ва Эрон аз карни аввал то чахоруми хиджри (Культурные достижения великих представителей ислама и Ирана с первого до четвертого века хиджри). Мешхед, 1372 / 1994.
  107. Таърихи Эрон (История Ирана). Тегеран, 1378 / 2000.
  108. Таърихи Эрони давраи Темуриён (История Ирана эпохи Тимуридов). Издание Кембриджского Университета. Тегеран, 1378 / 2000.
  109. С.П. Древний Хорезм. М. 1948.
  110. С.П. Кой крилган — кала — памятник культуры древнего Хорезма IV в до н.э.- IV вв. н.э. М. 1967.
  111. Н. Таърих ва фарханги мардуми Худжанд (История и культура населения Худжанда). Мешхед, 1383 / 2005.
  112. М.М. Бинохои оромгохи (Мавзолеи). Тегеран, 1376 / 1998.
  113. М. Фармонравои Бухоро (Правитель Бухары). -Тегеран, 1378 /2000.
  114. Учение накшбандия. -Ташкент, 1993.
  115. М. Точикистон аз дури то дусти (Таджикистан от отдаленности к дружбе) // Кайхон. -№ 18 572, 4 (мурдодмох-август), Тегеран, 1385 / 2006.
  116. ХалилиХ. Осори Хирот (Памятники Герата). Тегеран, 1383 / 2005.
  117. Н. Таърихи Мазари Шариф. Кобул, 1370 / 1990.
  118. Р. Макобир (Мавзолеи). Т. I. — Тегеран, 1366 / 1988.
  119. Р. Сафарномаи Хоразм (Путешествие по Хорезму). Тегеран, 1352/ 1974.
  120. А., Туробзода М. Вазири Ф. Шахидифар Ф. Мохияти тахаввулот дар Осиёи Маркази ва Кафкоз (Сущность преобразований в Центральной Азии и на Кавказе). — Тегеран, 1373 / 1995.
  121. А. Тарихи тавсеъи маджмуаи харами мутахар хазрати Абдулазим Хасани (Завершение проекта расширения мемориального комплекса благочестивого Абдулазима Хасани). — Тегеран, 1369 / 1989.
  122. Чахордах мазор (Четырнадцать мазаров). Душанбе, 2001.
  123. А. Решахои рафтори сиёси дар Осиёи Маркази ва Кафкоз (Корни политических событий в Центральной Азии и Кавказе). Тегеран, 1371 / 1993.
  124. Ю. Гури Мир. Самарканд, 1982.
  125. А. Хатлон дар ахди Темуриён (Хатлон в эпоху тимуридов) // Тоджикистон. № 4−6, 2004.
  126. А. Асрори санги кабри темури аз Кулоб (Тайна тимуридского надгробного камня из Куляба) // Мероси ниёгон. № 2, 2003.
  127. Ю. Точикистон, бахои озоди (Таджикистан, цена свободы). -Тегеран, 1374/ 1995.
  128. . Таърихи Эрон дар куруни нахустини исломи (История Ирана в первых веках ислама).-Т. I. Тегеран, 1379 / 2001.
  129. М. Точикистон, ориёихо ва фалоти Эрон (Таджикистан, арийцы и иранское плоскогорье). Тегеран, 1383 / 2004.
  130. М. Дж. Зиёратгоххо ва джойгохи онхо дар зиндагии мардуми толиш (Святые места и их роль в жизни талышов). Тадкикоти толиш, № 14,15. -Тегеран-Толыш, 2005, с. 88 97.
  131. М. Дж. Авомили пайдоиши маконхои мукаддас дар Эрон (Происхождение святых мест в Иране) // Фарханг, № 1, 2006, с. 20−23.
  132. М. Дж. Обряды и обычаи, связанные с посещением мазаров
  133. Хорасана и Мавераннахра // «Известия» АН Республики Таджикистан. Отделение общественных наук, № 4, 2007, с. 14 22.
  134. М.Дж. Коркарди мазарат ва зиёратгоххо (Исследование мазаров и святых мест) // В сборнике: «Андешаи зиёрат» (О паломничестве). Кум, 1387/2008, с. 957−972.
  135. М.Дж. Марасим ва манасек дар мазарати Хуросон ва Мовароуннахр (Обычаи и обряды, связанные с мазарами Хорасана и Мавераннахра) // В сборнике: «Андешаи зиёрат» (О паломничестве). Кум, 1387/2008, с. 1123−1144.
  136. М.Дж. Коркарди мазарат ва зиёратгоххо (Исследование мазаров и святых мест) // «Исследовательский еженедельник Геланской провинции». Рашт, № i? 1386/2008, с. 44.
  137. Ю. Религия древнего Согда. Душанбе, 1996.
  138. Abdullaev A, Kayumov R, Sharipov U. Samarkand. The Gur-mir museum. -Samarkand, 2005.
  139. Almeev R. Bukhara in Legendsand facts of history. Bukhara, 2005.
  140. Memorial complex of Hazrat Bakhouddin Nakshband. Bukhara, 2004.
  141. Рис. 2. Мазар Мавлана Ваиза Кашифи. г. Сабзевар. Иран.
  142. Рис. 3. Мазар Мавлана Ваиза Кашифи. Надгробная надпись, г. Сабзевар. Иран. cV
  143. Рис. 4. Памятная надпись на месте захоронения имама ал-Газали. г. Туе. Иран.
  144. Рис. 5. Мазары Шариф. Афганистан
Заполнить форму текущей работой