Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие психологической готовности к формированию ценностного содержания жизненных сценариев: На примере студентов технического вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Модернизация российского образования обусловливает активный поиск новых и содержательных методов обучения в вузе, направленных на совершенствование профессиональной подготовки студенческого поколения и формирование психологической готовности к активной жизни и труду в условиях рыночной экономики, отвечающим запросам времени (Г.В. Акопов, Л. И. Анцыферова, В. В. Гаврилюк, А. А. Деркач, Д. И… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Жизненный сценарий как психолого-педагогическая проблема
    • 1. 1. Жизненные сценарии в истории научной мысли
    • 1. 2. Ценностное содержание готовности личности к построению жизненных сценариев
    • 1. 3. Содержание и типы жизненных сценариев современных студентов
  • Выводы
  • Глава II. Эмпирическое изучение формирования психологической готовности к построению ценностного содержания жизненных сценариев студентов технического вуза
    • 2. 1. Формирование жизненных сценариев у студентов технического вуза
    • 2. 2. Психологическая оптимизация формирования готовности к построению ценностного содержания жизненных сценариев у студентов технического вуза
    • 2. 3. Анализ эмпирических результатов формирования готовности к построению ценностного содержания жизненных сценариев студентов технического вуза
  • Выводы

Развитие психологической готовности к формированию ценностного содержания жизненных сценариев: На примере студентов технического вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Модернизация российского образования обусловливает активный поиск новых и содержательных методов обучения в вузе, направленных на совершенствование профессиональной подготовки студенческого поколения и формирование психологической готовности к активной жизни и труду в условиях рыночной экономики, отвечающим запросам времени (Г.В. Акопов, Л. И. Анцыферова, В. В. Гаврилюк, А. А. Деркач, Д. И. Дубровский, С. П. Иванова, Г. П. Ников, А. В. Соколов, Н. А. Трикоз, Д. И. Фельдштейн и др.). На современном этапе развития вуза учебно-воспитательный процесс должен быть в большей степени ориентирован на выполнение актуального социального заказа — формирование самостоятельной, инициативной, творческой и конкурентоспособной личности. Одним из путей решения этой задачи является создание и реализация специальных программ психологической подготовки студентов технических вузов. Особое место в реализации подобных программ занимает психологическая готовность студентов к построению собственных жизненных сценариев, без которых интеграция в условиях современного общества затрудняется (К.А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, В. А. Бодров, Ш. Бюлер, М. Р. Гинзбург, Е. И. Головаха, Н. В. Кузьмина, Г. П. Ников, Е. Б. Старовойтенко и др.).

Проблеме психологической готовности к формированию ценностного содержания жизненных сценариев у студентов уделялось значительное внимание в психологической науке.

Вместе с тем, несмотря на проведенные исследования, остаются нерешенными следующие противоречия:

• между декларируемой необходимостью готовить студентов к построению жизненных сценариев и стихийностью этого процесса в новых социально-экономических условиях;

• между исследованными аспектами формирования ценностного содержания жизненных сценариев у студентов и неразработанностью данной проблемы в условиях технического вуза;

• между имеющимися психологическими данными об организации процесса формирования ценностного содержания жизненных сценариев у студентов технического вуза и системными психолого-педагогическими исследованиями данного процесса.

В связи с этим возникает проблема развития психологической готовности студентов к построению ценностного содержания своих жизненных сценариев. Недостаточная разработанность этой проблемы приводит к тому, что изучаемый процесс отличается непредсказуемостью, когда в значительном количестве случаев жизненные сценарии содержат ценности, мало соответствующие их личностным и профессиональным перспективам. Данное несоответствие приводит к кризису жизненных ожиданий, к невостребованности специалиста на рынке труда и затрудняет самореализацию личности.

Этим обусловлена актуальность исследуемой проблемы.

Объект исследования: процесс формирования ценностного содержания жизненных сценариев.

Предмет исследования: психологическая готовность студентов технического вуза к формированию ценностного содержания жизненных сценариев.

Цель исследования: разработать психолого-педагогическую модель развития готовности студентов к построению ценностного содержания жизненных сценариев и проверить ее эффективность в ходе учебно-воспитательного процесса в техническом вузе.

Задачи исследования:

— исследовать формирование жизненных сценариев как психолого-педагогическую проблему;

— выявить психологическую сущность готовности студентов технического вуза к построению ценностного компонента своих жизненных сценариев;

— проанализировать ценностное содержание жизненных сценариев студентов технического вуза и выделить факторы их формирования;

— разработать психолого-педагогическую модель формирования готовности студентов технического вуза к построению ценностного содержания жизненных сценариев и апробировать ее в условиях образовательной среды вуза.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что психологическая готовность к построению ценностного содержания жизненных сценариев студентов включает в себя личностный, знаниевый и операционально-технический компоненты, и ее развитие состоит в интеграции этих компонентов в результате обеспечения психологического сопровождения преподаваемых специальных, общепрофессиональных и гуманитарных дисциплин с учетом личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе вуза и действия психологических факторов успешности деятельности, достижения целей, преодоления препятствий, стратегического риска и чувства долга.

Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные принципы психологии — детерминизма, развития, единства сознания и деятельности, активности, системности (К.А. Абульханова-Славская, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, Б. Ф. Ломов и др.), психологическая концепция жизненного пути (К.А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, М. Р. Гинзбург, Е. Б. Старовойтенко и др.), целеполагания (Б.С. Братусь, JI.H. Собчик и др.), ценностного выбора (С.Ф. Анисимов, В. И. Бакштановский, В. А. Токарева, Н. Э. Фаустова и др.), принятия решения (А.И. Донцов, A.JI. Журавлев, А. А. Крылов и др.), рефлексивной и прогностической деятельности человека (JI.A. Регуш, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов и др.), социокультурного развития личности (JI.C. Выготский, С. Б. Каверин, Д. А. Леонтьев, Э. В. Соколов и др.), а также синергетическая теория (В.П. Бранский, Е. И. Курдюмов, Н. В. Поддубный и др.).

Методы исследования. Теоретико-методологический анализ литературных источниковнаблюдение, анкетирование, тестирование с использованием методик: «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева, «Ценностные ориентации» М. Рокичопросник «Психологическая готовность к построению жизненных сценариев» (В.А. Сонин, И.В. Волкова) — метод написания самопортретов и мини-сочинение «Письмо из будущего». Для статистической обработки и анализа использовалась программа SPSS 14.05 for Windows.

Научная новизна исследования. Выявлены психологические особенности ценностного содержания жизненных сценариев студентов технического вуза, характеризующие их «траекторию» и план жизни.

Раскрыта психологическая сущность готовности студентов технического вуза к формированию ценностного содержания жизненных сценариев, представляющая собой личностный, знаниевый и операционально-технический компоненты, обеспечивающие принятие личностью жизненных ценностей и построение жизненных сценариев как плана их достижения.

Обнаружены факторы психологической готовности студентов к построению ценностного содержания жизненных сценариев, включая успешность деятельности, достижение целей, преодоление препятствий, стратегический риска и чувство долга.

Теоретическая значимость исследования. Доказана эффективность формирования психологической готовности студентов технического вуза к построению ценностного содержания жизненных сценариев через специально ориентированную деятельность педагогов и психологов, направленную на создание у студентов побуждений к формированию личностного, знаниевого и операционально-технического компонентов с учетом содержания учебно-воспитательного процесса, индивидуальных возможностей и психологических факторов.

Уточнено определение «ценностное содержание жизненных сценариев» студентов технического вуза как перспективное выстраивание значимых личностных смыслов, обусловливающих весь процесс будущего целедостижения.

Расширено представление о психологической готовности студентов к построению ценностного содержания жизненных сценариев не только как видение жизненной перспективы, но и как принятие личностью жизненных целей и построение жизненных сценариев как плана их достижения.

Практическая значимость исследования. Разработана психолого-педагогическая модель развития готовности студентов технического вуза к построению ценностного содержания жизненных сценариев, включающая личностный, знаниевый и операционально-технический компоненты, а также факторы, влияющие на данный процесс и особенности его психолого-педагогического сопровождения.

Преподавателям вуза рекомендованы комплекс, психодиагностических методик по изучению психологической готовности студентов к построению жизненных сценариев, программа тренинговых занятий по формированию психологической готовности студентов к построению ценностного содержания своих жизненных сценариев.

Достоверность результатов исследования обеспечена современными методологическими и теоретическими позициямикомплексом методов исследования, соответствующих задачам исследованиясистемным подходом к оценке изучаемого явленийсочетанием качественного и количественного анализа с применением методов современной математической обработки данных.

Положения, выносимые на защиту:

1. Ценностное содержание жизненных сценариев студентов технического вуза включает в себя комплекс принятых субъектом личностно-значимых жизненных смыслов, выраженных в его жизненных целях, определяющих «траекторию» жизненного пути и последовательное прохождение им основных жизненных этапов.

2. Психологическая готовность студентов к построению ценностного содержания жизненных сценариев — это сложное психологическое образование, включающее личностный, знаниевый и операционально-технический компоненты, которые в своей совокупности обеспечивают принятие личностью жизненных ценностей и построение жизненных сценариев как плана их достижения.

3. Психолого-педагогическая модель развития готовности к построению ценностного содержания жизненных сценариев представляет собой способ управляемого формирования у студентов побуждений к развитию личностного, знаниевого и операционально-технического компонентов с учетом содержания учебно-воспитательного процесса, индивидуальных возможностей студентов, психологических факторов успешности деятельности, достижения целей, преодоления препятствий, стратегического риска и чувства долга.

Апробация работы и внедрение результатов.

Материалы исследования и результаты эксперимента докладывались и обсуждались на городских и областных методических объединениях вузов города Смоленска, представлен и одобрен проект «Жизненные сценарии как психолого-педагогическая проблема» в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена по программе «Дидактика высшей школы: информационные и коммуникативные технологии (ИКП)» 4 октября 2004;1ноября 2004, а также на семинарах психологов, педагогов, занимающихся проблемами довузовской подготовки и мотивационными аспектами профессионального выбора (2003 — 2004), на заседаниях ученого совета Смоленского филиала Московского энергетического университета, на международных психологических конференциях (2003, 2005) г. Смоленска.

Структура и объем работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Результаты исследования по тесту смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева говорят о том, что у подавляющего большинства старшекурсников сформированы жизненные цели, они имеют активную позицию по отношению к своему будущему, показывают характер основных отношений к миру, к людям и себе, что отражает особенности формирования их ценностей и смысла жизни.

При сравнительном анализе данных, полученных с помощью методики ценностных ориентации М. Рокич, мы обнаружили, что на 1 курсе на первое место выносятся ценности материального плана, что не удивительно, если исходить из реалий сегодняшнего времени, тогда как на 4 курсе большое место занимает группа личностных ценностей, таких как: уверенность в себе, самостоятельность в принятии решений, отстаивание своего мнения и другие. Духовные ценности выносятся на первый план, т. е. студенты в своем поведении руководствуются морально-нравственными критериями, а не материальными (хотя материальные ценности продолжают играть значительную роль в построении жизненных сценариев).

Анкетирование выявило, что студенты технического вуза при построении жизненных сценариев стали в большей степени ориентироваться на те ценности, которые являются активными регуляторами поведения личности и способствуют более полной самореализации, что можно проинтерпретировать как формирование у них готовности к построению жизненных сценариев.

На развитие психологической готовности к построению ценностного содержания жизненных сценариев студентов технического вуза влияют такие факторы, как: успешность деятельности, достижение целей, преодоление препятствий, стратегический риск, чувство долга.

Психолого-педагогическая модель развития готовности студентов технического вуза к построению ценностного содержания жизненных сценариев включает в себя процесс формирования и интеграции динамической «Я"-концепции, знаемых жизненных ценностей в их иерархическом проявлении, операционально-технического компонента, который происходит в ходе профессионального обучения и воспитания студентов, осуществляемого на основе личностно-ориентированного подхода и психологического сопровождения с учетом психологических факторов, влияющих на успешность деятельности.

Данная модель может быть эффективной для формирования психологической готовности к построению жизненных сценариев студентов технического вуза, что подтверждается результатами эмпирического исследования, поэтому предложенная модель может применяться в разработке спецкурсов для студентов технических вузов, использоваться в воспитательной работе, психологической коррекции, тренингах личностного роста.

Заключение

.

В данной работе нами была предпринята попытка изучения проблемы формирования психологической готовности к построению ценностного содержания жизненных сценариев у студентов технического вуза. Изучение готовности к построению своей жизненной стратегией студентами является актуальной для академической и практической психологии. Это обусловлено тем, что в настоящее время возрос интерес к субъективному модусу человеческой реальности. Если раньше основным качеством считалось и рассматривалась способность человека к усвоению социальных норм, то теперь — авторство собственной жизни, выступающее социально-психологическом феноменом не только в личной концепции «Я», но и жизненном целеполагании.

Обзор психологической литературы по проблеме готовности к построению жизненных сценариев показывает, что ряд аспектов данного вопроса являются недостаточно изученными. Так, не существует универсального определения жизненных сценариев, нет единства в понимании его классификации, различные авторы выделяют различные подходы к его классификации. Все это свидетельствует о сложности и многоплановости данного явления. Кроме того, не достаточно изучено содержание психологической готовности к построению жизненных сценариев. Многие авторы подходят к данному вопросу косвенно, в процессе решения других задач.

Разработанная психолого-педагогическая программа по формированию психологической готовности к построению ценностного содержания жизненных сценариев апробирована и дала позитивные результаты. Она позволяет на более ранних курсах обучения содержательно формировать жизненные сценарии.

В психологических курсах, подобных тем, что мы провели, с целью активизировать процесс построения студентами жизненных сценариев, должно изучаться содержание приоритетных общечеловеческих ценностей, определяющих смысл жизни и смысл профессиональной деятельности. К этим приоритетным ценностям, составляющим основу воспитания студента в вузе, его самоактуализации, относятся любовь и свобода, добро и красота, социальная справедливость, совестливость и уважение к другим людям.

Существующая инновация с расширением гуманитарной составляющей оказалась сегодня недостаточной. Современное общество и современное производство достигли такого уровня развития, при котором возникает необходимость создания системы подготовки технических специалистов, позволяющей поднять не только уровень общего и профессионального развития, но и выйти на более высокую ступень формирования специалистамастера своего дела, организатора производства, исследователя, человека высокой профессиональной культуры и, главное, духовно-творческого потенциала.

Такого рода целевая установка выдвинула проблему создания нового типа образовательных и воспитательных программ — программ, которые были бы направлены на индивидуальное развитие студентов, на возможную максимальную их самореализацию в будущем. В этой связи возникают принципиально новые задачи,. диктуемые необходимостью преодолевать образовавшийся мировоззренческий вакуум, последствия духовного и социально-экономического кризиса, поразившего многие сферы жизнедеятельности молодежи в целом и студентов технических вузов. в частности, т.к. они представляют себе предстоящие сложности своей социализации. Для их решения нужны не просто высококвалифицированные специалисты, но люди творческие, своего рода подвижники, реформаторы, способные к продуктивной деятельности.

Поэтому решение задачи оптимального построения системы учебного процесса возможно только с помощью многократного апробирования разных предлагаемых психологических программ и выведения оптимальной для конкретных условий технического вуза.

Эмпирическое исследование показало, что у студентов технических вузов формирование психологической готовности к построению ценностного содержания жизненных сценариев носит на первоначальном этапе спонтанный, диффузный характер, с последующей динамичной, содержательной и качественной трансформацией в осознание своих личностных и профессиональных перспектив в деятельности специалиста.

Разработанная психолого-педагогическая модель формирования готовности к построению ценностного содержания жизненных сценариев студентов технического вуза может быть эффективной для формирования психологической готовности к построению жизненных сценариев студентов технического вуза и может применяться в разработке спецкурсов для студентов технических вузов, использоваться в воспитательной работе, психологической коррекции, тренингах личностного роста.

Таким образом, выполнены все намеченные задачи диссертационного исследования, подтверждена гипотеза о том, что психолого-педагогическая модель развития готовности студентов технического вуза к построению ценностного содержания жизненных сценариев будет более эффективной, если во всех блоках преподаваемых дисциплин (специальном, общепрофессиональном и гуманитарном) обеспечить формирование жизненных целей как терминальных ценностей и индивидуально-психологических средств достижения данных целей, с учетом влияния факторов успешности деятельности, достижения целей, преодоления препятствий, стратегического риска и чувства долга.

Завершая обобщение результатов проведенного исследования, необходимо отметить, что дальнейшие продолжение работы возможно как в теоретическом, так и в практическом направлении. Важным для дальнейшего исследования является вопрос создания условий для формирования готовности к построению жизненной стратегии с помощью специально разработанных обучающих методик и программ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова -Славская К. А. Жизненные перспективы личности// Психология личности и образ жизни. — М.:НаукаД 998
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.
  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.
  4. В.А., Козыревская Л. П., Борщев В. Ф. и др. Личность студента и успешность его обучения в вузе. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1991.
  5. Г. В. Социальная психология образования. М.: Московский психолого-социальный институт. Изд-во «Флинта», 2000.
  6. Активность и жизненная позиция личности. М., 1988.
  7. .Г. Психология и проблемы человекопознания. М., 1996
  8. .Г. Избранные психологически труды. В 2-х томах / Под ред. А. А. Бодалева и др., М: Педагогика, 1980. T. I, Т.2.
  9. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.
  10. Ю.Ананьев Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста// Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы.- Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1974
  11. .Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.
  12. В.И. Педагогика творческого саморазвития//Инновационный курс, кн. 1, Казань, 1996
  13. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы. М., 1981.
  14. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита// Психол. журнал, 1994. -Т.15.- № 1.
  15. Т.И. Психология жизнедеятельности. М., 1998.
  16. С.И. Учебный процесс в высшей школе. М., 1980
  17. И.А. Основы возрастной периодизации//Возрастная психология. Л., 1975.
  18. В.Г. Личность и значимость побуждений. М., 1993.
  19. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976
  20. А.Г. Психология личности. М., 1990.
  21. П.Р., Климов Е. А. Проблемы психологического обеспечения подготовки молодежи к труду и выбору профессии // Вопросы психологии, 1984, № 1
  22. А., Елкалова Г. Общегуманитарный базис современной системы образования.//Высшее образование в России, 1995, № 5.
  23. Э. Игры, в которые играют люди. М., 1964.
  24. Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии. М., 1998.
  25. Бодалев А. А, Столин В. В. Общая психодиагностика. СПб.: Речь, 2002.
  26. А.А. Психология о личности. М.- Изд-во МГУ, 1988.
  27. А.А., Деркач А. А. Анатомия личности. М. 1997.
  28. В.А. Проблема психологического выбора // Психологический журнал. 1985.-№ 2
  29. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе/ Вопросы психологии. 1978.-№ 4.
  30. В.П. Философия искусство. Калининград, 2000
  31. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.
  32. Г. А., Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъектов. // Вопросы психологии. 1993.
  33. Г. В., Обухова Л. Ф., Подольский А. И. Современная американская психология развития. М., 1986.
  34. О.Н. Онтология постсовременного мышления. Ижевск, 1998
  35. Ш. Жизненный путь человека. М., 1968.
  36. В.А. Ценность и ценностные отношения // Проблемы ценности в философии. М.- Д., 1966.
  37. И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М.: МГУ, 1991.
  38. И. В. Основы технологии группового тренинга М.: Ось-89, 2000.
  39. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: МГУ, 1990.
  40. В.К. Специфика процесса мотивационного обусловливания в психике человека// Вестник МГУ. Сер.14 «Психологии», 1988.-№ 2
  41. JI.C. Развитие высших психических функций. М., 1960.
  42. JI.C. Собрание сочинений в 6- ти томах. М.: Педагогика, т.1. 1982.
  43. Высшее образование в России, 1997,-№ 2.
  44. Р.В. Составляющие образа мира. // Психология системного функционирования личности. Саратов, 2004
  45. В.В., Трикоз Н. А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации//Социологические науки, 2002.-№ 3.
  46. .С. Философия образования для XXI века//Мир образования. М., 1996.-№ 4.
  47. М.Р. Жизненные планы и личностное самоопределение. М., 1999.
  48. А.А. Исследование взаимосвязи психологических характеристик у специалистов технической сферы. Саратов, 2003.
  49. Е.И. Жизненные перспективы и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1998.
  50. Э.А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий // Вопросы психологии.• 1983.-№ 3.
  51. Э.А. Способности и индивидуальность. М: Прометей, 1993.
  52. P.M., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб., 1994
  53. М.Д. Познавательная деятельность студентов и способности //Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в вузе.-Л, 1985
  54. А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения ® профессионализма. М.: Луч, 1993.
  55. А.А., Маркова А. К., Артемов Ю. С. Формирование мотивации акмеологической компетентности кадров управления // Личностно-профессиональное развитие персонала. М., 2002.
  56. Н.Ф. Активность личности и принцип значимости: Проблемы личности. -М., 1969. >
  57. О. В., Шатуновский В. Л. Современные методы и технология обучения в техническом вузе М., 1990.
  58. О.Г. Мир оживших предметов. М.: Политиздат, 1967.
  59. Д.И. Субъективная реальность как исходная форма ® всякого знания//Эпистемология и философия науки, 2004. Т.2, № 2.
  60. Елисеев О. П Практикум по психологии личности СПб.: Питер, 2001.
  61. B.C. Выбор профессии: Социальные, экономические и педагогические факторы. Киев: Вшца школа, 1982.
  62. Жизненный путь личности. Киев, 1982.
  63. А.В. Избранные психологические труды: В 2 тт. М., 1986
  64. Г. Е. Образование: научные подходы к исследованию.// ^ Социологические исследования, 2000, № 6. ,
  65. Е. Ф. Психологические основы профессионального становления личности инженера-педагога: Дисс. д-ра психол. наук.- Свердловск, 1988.
  66. И.А. Педагогическая психология. М., 2002.
  67. И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие для вузов. -Ростов: феникс, 1997.
  68. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: очерки российской психологии. М., 1994
  69. В.А. Формирование побуждения к действию //Вопросы психологии. -1985. -№ 3.
  70. Иванова С. П Педагогическая деятельность как процесс гуманистически-ориентированного полисубъектного взаимодействия в современной социально-образовательной среде. Автореф. дис. канд. наук. СПб, 2000.
  71. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1995.
  72. С.Н. Проблема всестороннего и гармоничного развития личности//Духовная культура развитого социализма-и личность (под ред. С. Н. Иконниковой.) JL, 1980.
  73. Е.П. Мотивация и мотивы,— СПб.: Питер, 2000.
  74. М. С. Человеческая деятельность.- М., 1974.
  75. Как построить своё «я». Под ред. В. П. Зинченко. М., 1991.
  76. В.Г. Динамика взаимосвязи самосознания, профессиональной направленности и ценностных ориентации студентов педагогического вуза. Дис. канд. психол. наук. М. 1998.
  77. А.В. Психология принятия решений в профессиональной деятельности. Ярославль: Ярославльский ун-т, 1991.
  78. И.Т. Уровни и аспекты индивидуального сознания//Эпистемология и философия науки, 2004.
  79. ДА. Потребности, поведение, воспитание. М., 1982.
  80. А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург: Юж. Урал, 1996
  81. А.В. Специфика инженерного труда. Курск, 2000.
  82. Е.А. Психология профессионала. М., 1996.
  83. Е.А. Как выбирать профессию. М, Просвещение, 1990.
  84. В.И. Мотивы поведения и деятельность. М.: Наука, 1988
  85. В.И., Дружинин В.Н Мотивационная сфера личности и её динамика в процессе профессиональной подготовки/Психологический журнал, 1982, т.З. № 6.
  86. Н. А. Психология духовности личности. Тамбов: ТГУ, 1996.
  87. Н.А. Духовность в системе профессионального становления специалиста. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. М., 1997
  88. Ю.Ю. Динамика ценностных ориентаций в юношеском возрасте. Диссерт. на соиск. ученой степени канд. психол. наук. Тамбов, 2004.
  89. Н.В. Развитие мотивации к овладению профессией в период обучения в вузе. Дис. канд. психол.наук. -JL, 1983.
  90. Кон И.С. В поисках себя. Личность и самосознание. М., 1984.
  91. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1984.- Психология ранней юности. М., 1989.
  92. Кон И. С. Проблема «Я» в психологии//Психология самосознания. Самара, 2000
  93. Кондаков ИМ Индивидуально-психологические особенности подростков в выборе профессии. Дис. канд. психол. наук. М., 1989.
  94. В.М. Воспитательные аспекты педагогического проектирования/ЯТедагогика, 1997, № 5.
  95. В. В. К вопросу о ценностной детерминации сознания. -Тбилиси: Мециниреба, 1987.
  96. С.П. Психология формирования профессиональных интересов. Вильнюс. 1981.
  97. Т. В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности// Вопросы психологии, — 1983.-№ 2
  98. Н.В. Методы системного педагогического исследования. JL: Изд-во ЛГУ, 1980.
  99. А.П. Методы и средства анализа данных в среде Windows. -М.: «Информатика и компьютеры», 1998
  100. Ю.И. Новая модель вселенной. М., 1995.
  101. JI.B. Психогигиена личности. Основные понятия и проблемы. Учебное пособие, — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.
  102. Ю.Н., Сухобская Г. С. Исследование познавательной деятельности учащихся: самоорганизация познавательной активности личности как основа готовности к самообразованию. М.: Педагогика, 1977.
  103. Лайф-лайн и др. Новые методы психологии жизненного пути//Под ред. А. А. Кронина. М., 1993.
  104. С. В. Философские основания концепций происхождения жизни. Ижевск, 2002
  105. В.А. Субъект, объект, познание. М. 1980.
  106. А.Н. Деятельность, Сознание. Личность. М., 1975
  107. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: МГУ, 1987.
  108. А.Н. Избранные психологические произведения:В2 тт. М.1983,Т.2.
  109. Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. — № 4.
  110. В.Т. Саморегуляция и прогнозирование поведения личности. М., 1989.
  111. В.Т., Дмитриев А. В. Личность студента. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1974.
  112. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.-М., 1984.
  113. Дж. Сознание и личность. М., 1986.
  114. В.Л. Психологически основы формирования профессионально значимых качеств. Дис. д-ра психол. наук.- Л., 1982
  115. А.К. Психология профессионализма. М., 1997
  116. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения.-М., 1990.
  117. А. Самоактуализация //Психология личности: тексты. М., 1982
  118. Материалы третьего всероссийского съезда общества психологов. М., 1999. Т. 3
  119. .Г. Нетрадиционная педагогика. М., 1994
  120. Н. Н. Жизненные ценности в понимании студентов: Дисс. канд. Психол. Наук. СПб., 2000.
  121. А. Психология жизни. СПб., 1992. .
  122. B.C. Лекции по психологии мотивов человека Пермь, 1971.
  123. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М, — Педагогика, 1986.
  124. B.C. Психология индивидуальности. Воронеж, 1996.
  125. И.И. Некоторые вопросы методологии и методики социологического исследования студенческого коллектива. Автореферат канд. дисс. М., 1999.
  126. Мировоззренческая культура личности/Отв. Ред. В. П. Иванова. Киев, 1988.
  127. Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях// Вопросы психологии. -1997-№ 4 ¦ ЧЧ,¦
  128. МясшцевВ.Н. Психология отношений. Воронеж, 1995.
  129. В. Н. Проблема способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи// Проблемы способностей, материалы конференций, 22−24 июня 1960 г. Ленинград. Отв. ред. чл.-кор. АПН РСФСР проф. В. Н. Мясищев. М., 1962.
  130. Ш. А. Понятия установки в общей социальной психологии. Тбилиси, 1974.
  131. В.В. Бессознательное (сборник статей), т. 3. Тбилиси, 1978
  132. И.С. Диалектическое противоречие и логика познания. М., 1969.
  133. Е.М. Направленность личности и методы ее исследования. М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004.
  134. Г. П. Жизненное самоопределение инженера как педагогическая проблема". Дисс. на соискание уч. степ. канд. пед. наук. Оренбург, 2001
  135. Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах. М., 1979.
  136. Г., Пригожин И. Познание сложного. М., 1990.
  137. К.И. Психологичекая теория строения и развития личности. М., 1981.
  138. К.И. Психология влечений человека. М., 1972.
  139. А.П., Юдин Э. Г. Формирование и развитие профессионального сознания. М., 1980.
  140. Е.М. Формирование мотивов выбора профессии. -Киев, 1980.
  141. . Д. Научно-технический прогресс и проблема самореализации личности // Психология личности и образ жизни. М.,
  142. М.Ю. Динамика личностных изменений в процессе социально ориентированного обучения в вузе. Дис. канд. психол.наук. -Таганрог, 1997.
  143. В.А. О психологии личности. М.: Знание, 1971
  144. В.А. Юность и кризис. М., 1998.
  145. В.А., Фортунатов Г. А. Проблема потребностей в психологии личности. / Вопросы психологии, 1956, № 4
  146. К. К. Структура и развитие личности.- М.: Наука, 1986.
  147. Н. В. Психология и синергетика: методологический аспект.- Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2003.
  148. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии // Под ред. АА Крылова, С. А. Маничева. СПб.: Питер, 2000.
  149. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.
  150. А.О. Психология равновесных состояний. Самара. 2000.
  151. Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение.- М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
  152. Психогимнастика в тренинге/ под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб.: «Ювента», Институт Тренинга, 1999.
  153. А.А. Социальная педагогика и психология. СПб: Питер, 1999.
  154. М.Г. Ценности и мотивы личности в системе непрерывного профессионального образования. Дис. д-ра психол. наук. Казань, 1999.
  155. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
  156. В.М. Психологическое и культурное развитие человека. М., 1994.
  157. Розов Н. Ориентация образования.//Высшее образование в России, 1996, № 1.
  158. А.Г. Мышление и моделирование психики. Саратов, 2004
  159. С. Л: Проблемы общей психологии. М., 1976.
  160. С. JI. Основы общей психологии. М., 1946
  161. С. JI. Бытие и сознание. М.: АН СССР, 1957.
  162. Самоопределение личности как ключевое понятие при построении прогностической модели выпускника общеобразовательной школы//Новое в педагогике, м., 1998.
  163. Н. И. Личностная позиция и репрезентация жизненного пути у молодежи //Психология личности и образ жизни. М., 1987.
  164. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2002.
  165. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1986.
  166. В.И., Исаев Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. М., 1995
  167. С.Д. Обучение в высшей школе. М., 2001.
  168. С.Д. Педагогика и психология высшего образования. М., 2002.
  169. А. В. Ценностные отношения студенчества.- Харьков, 2001.
  170. Л. Судьбоанализ. М., 1944.
  171. Л. Экспериментальная диагностика. М., 1998. (копия цюрихского издания 1944 г.)
  172. В.А. Психологический практикум: задачи, этюды, решения. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М., Московский психолого- социальный институт, Флинта, 1998
  173. В.А. Психолого-педагогические проблемы профессионального менталитета учителя. Смоленск: Изд-во СГПУ, 1997.
  174. .А. Мотив и смысл.- М.: Прометей, 1993
  175. .А. Саморазвитие личности.
  176. Социология и теория познания//Хрестоматия по истории психологии- Период открытого кризиса. Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М., 1980.
  177. В. В. Самосознание личности. М., МГУ, 1983.
  178. Г. С. Мотивационно-ценностные аспекты познавательной деятельности взрослого человека. Дис. д-ра психол. наук. -JL, 1975.
  179. Ю.Г. Высшее образование в России. М., 1994.
  180. .М. Избранные труды в 2-х томах. -М., 1975.
  181. М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. М: Наука, 1975.-198
  182. Н.Е. Факторы социальной стратификации в условиях перехода к рыночной экономике. М. РОССЕН, 1999.
  183. В. П. Инженер и жизнь.- М., 1987
  184. В.П. Теория ценностей в марксизме. Л.:ЛГУ, 1968.
  185. Г. Л. Психология и философия поступка. СПб., 2000.
  186. Г. Л. Философия поступка. СПб., 1997
  187. Д.И., Психология исследования. М., 1986.
  188. Философия жизни: антология.-М., «Слово», 2002.
  189. Г. А., Петровский А. В. Проблема потребностей в психологии личности / Вопросы психологии 1956, № 4
  190. В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  191. В. Поиск смысла жизни и логотерапия// Психология человеческих проблем./ Сост. К. В. Сельченок. Минск: Харвест, 1998.
  192. Д., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. Т. 1,2. М., 1996.
  193. Дж., Фрейгер Р. Личность и личностной рост. М., 1992.
  194. Л. Н., Волков К. Н. Психологическая наука учителю. М.,
  195. И.Т. Наука ценности — гуманизм // Вопросы философии. -1981.-№ 3.
  196. Хазанов Б. Г, Русская интеллигенция. М., «Прогресс», 1985
  197. Г. Основные понятия синергетики//Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М- 2000.
  198. X. Мотивация и деятельность. Т.1−2. М., 1986.
  199. Хьелл JL, Зиглер Т. Теории личности. СПб.: Питер, 1997.
  200. ЧесноковаИ. И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1997
  201. П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности.- М.: Педагогика, 1981.
  202. В.Д. Деятельность и способности. М., 1994.
  203. Шадриков В. Д Проблема системогенеза профессиональной деятельности. М: Наука, 1982
  204. В.Д. Философия образования и образовательная политика. М., 1993
  205. А.Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002.
  206. П. Г. Очерк по философии образования. М. 1993
  207. Т. И. Особенности ценностного формирования студента.- Харьков, 2000.
  208. Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности. М., 1984.
  209. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологичекие проблемы современной науки. М., 1978
  210. В.А. Саморегуляция и прогнозирование поведения человека. Л., 1979.
  211. В.А. Формирование социальной идентичности личности. //Мир России, 1995.
  212. И.С. Развивающее обучение-М, 1979.
  213. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.
  214. В.А. Педагогическая психология. СПб.: Полиус, 1998.
  215. AdlerA. What life should mean to you. 1931.
  216. Assagioli R. Psychosynthesizes. A manual of principles and techiques. N. Y., Penguin books, 1982.-323p.
  217. Atkinson J. W. An Introduction to Motivation. N.Y., 1964.
  218. Holland J.L. Exploration of a theory of vacational choice // J. Appl. Psychol. 1968
  219. Kluckhon C. Values and value orientations in the theory of action// Toward a general theory of action./ Ed. by T. Parsons, E. Shils. -Cambridge, 1951.
  220. Parsons T. Action theory and the human condition. New York. -1978.
  221. Paul R. Critical Thinking: Basic Questions and Answers. Santa Rosa, 1993.
  222. Perry R. General Theory of Value. Harvard University Press, 1926.
  223. Rokeach M. Understanding human values. N. — Y.: Free Press, 1979
  224. Stenhouse D. The evolution .of intelligence. London
Заполнить форму текущей работой