Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Устойчивое развитие промышленности Таджикистана на основе совершенствования финансово-кредитных отношений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Одна из основных задач сегодняшней науки Республики Таджикистан заключается в поиске путей вывода промышленности из создавшегося кризисного состояния. В этом направлении работают не только ученые экономического профиля республики, но и геологическая наука, наука технологического направления, сельскохозяйственная и техническая науки В этих условиях Правительство… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Современное состояние промышленности и причины кризисных явлений
    • 1. 1. Основные направления развития экономики переходного периода в Республике Таджикистан
    • 1. 2. Социально-экономические последствия снижения динамики национальной промышленности
    • 1. 3. Экономический кризис в промышленности республики Таджикистан и пути их преодоления
  • Глава II. Методологические основы устойчивого развития промышленности
    • 2. 1. Экономическая безопасность и устойчивое развитие
    • 2. 2. Реформа налоговой системы и усиление финансовых рычагов
    • 2. 3. Совершенствование инвестиционной политики
  • Глава III. Совершенствование финансово-кредитных отношений и развитие промышленности Республики Таджикистан
    • 3. 1. Финансовые факторы повышения эффективности производства
    • 3. 2. Роль кредита в оздоровлении экономики и повышении эффективности производства
    • 3. 3. Влияние финансово-кредитных реформ на решение проблем устойчивого развития промышленности Таджикистана

Устойчивое развитие промышленности Таджикистана на основе совершенствования финансово-кредитных отношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современной мирохозяйственной системе промышленность играет ре.

• шающую, главенствующую роль. Новые современные технологии позволили развиваться мировой экономической системе невиданными темпами. В экономике Республики Таджикистан промышленность также играет главенствующую роль, что связано с несколькими факторами. Во-первых, земельные площади в Республике Таджикистан сильно ограничены. По официальным данным свыше 93% территории республики занимают горы. Во-вторых, территория Республики Таджикистан богата полезными ископаемыми. Эти богатства необходимо добывать и перерабатывать. В-третьих, Республика Таджикистан относится к регионам с высоким приростом населения. Это значит, что необходимо развивать промышленность и сферу услуг (прежде всего туризм), как специфические трудопоглошающие сферы экономики.

Разрушение налаженных связей в сфере промышленности, в первую очередь, повлияли на работу энергетической, металлообрабатывающей, машино-^ строительной, лесной и лесоперерабатывающей, приборостроительной отраслей. Значительно повлияло разрушение связей на традиционные отрасли рес ¦ публиканской специализации — легкую и пищевую промышленности. Суверенитет соседних стран и свертывание работ в сфере военно-промышленного комплекса Россией, привели к кризису значительной части промышленного комплекса ориентированного на переработку и использование урансодержа-щих руд. Многие отрасли потеряли поставщиков запасных частей к оборудованиям, красителей, фурнитуры.

Несмотря на возникающие трудности, промышленность как-то находила пути удержания резкого спада производства и старалась поддержать производство на соответствующем уровне. Однако дальнейшее гражданское противостояние окончательно подорвало основы промышленной базы и отбросило её глубоко назад. Существенное влияние на кризисное состояние промышленности оказала потеря традиционных рынков сбыта. Многие, или можно сказать большинство, промышленных предприятий надолго и серьезно откатились назад и вряд ли восстановятся без посторонней помощи.

Актуальность исследования. Одна из основных задач сегодняшней науки Республики Таджикистан заключается в поиске путей вывода промышленности из создавшегося кризисного состояния. В этом направлении работают не только ученые экономического профиля республики, но и геологическая наука, наука технологического направления, сельскохозяйственная и техническая науки В этих условиях Правительство Республики Таджикистан делает всё возможное для восстановления промышленности республики. Для этих целей принят ряд основополагающих законодательных актов, разработана соответствующая нормативная база, проводится определенная пропаганда. Однако практика показывает, что в переходный период трудно решать крупномасштабные задачи собственными силами. И, в первую очередь, это связано с научно-техническим прогрессом, проблемами рынка, информационными проблемами. В связи с этим в республике проводится широкомасштабная работа по привлечению в хозяйственный оборот иностранных инвестиций. Большую работу проводят экономисты, политики и хозяйственники по вопросам интеграции на новой рыночной основе.

Одним из наиболее важных проблем экономической науки современного Таджикистана является выработка концепции устойчивого развития экономики. В прямом смысле в это понятие входят решения проблем реструктуризации экономики, развития базовых отраслей экономики, рационализация использования национальных ресурсов и иностранных инвестиций и многие другие. Одной из немаловажных проблем устойчивого развития экономики в целом и её промышленного сектора является совершенствование финансово-кредитных отношений, которые составляют основу экономического развития любой страны.

Анализ показывает, что при прочих равных условиях, для успешного развития промышленности республики необходимы два основных условия: значительный стартовый капитал и политическая стабильность. Последнее уеловие успешно решается и в этом плане имеется существенный сдвиг. Для привлечения стартового капитала необходимо создать благоприятный инвестиционный климат.

Научным проблемам становления и развития промышленности уделялось пристальное внимание на всех этапах развития экономики. Мы знакомы с работами выдающихся советских ученых-экономистов: Кржижановского Г. М., Немчинова В. В., Некрасова H.H., Шаталина С. С., Хачатурова Т. С. и других, внесших весомый вклад в теорию развития экономических систем и размещения производства.

В настоящее время много работ посвященных проблемам становления экономики в целом и промышленного производства в частности проводятся в таких известных коллективах как ИНХП РАН, ИПР РАН, ИЭ РАН, ЦЭМИ РАН, Академия управления при Правительстве РФ и других ведущих отраслевых институтах. Это работы Абалкина Л. И., Брагинского Е. А., Ливщица А. И. Львова Д.С., Медведева В. И. и многих других.

Многие российские ученые вплотную занимались проблемами развития промышленности Республики Таджикистан в течении ряда лет. К ним относятся профессора: Пробст А. Е., Итин А. И., Жмуйда Л. И., Шелест В. А., Некрасов A.C., Лемешев М. Я. и другие.

Дальнейшее формирование основных научных направлений в области развития экономики и её промышленного сектора осуществлено в трудах таких таджикских ученых как: академиков АН РТ: Рахимова Р. К., Нарзикулова И. К., Саидмурадова Х. М., Каюмова Н. К., член-корреспондентов АН РТ: Мир-зоева Р.К., Каримова Д. Х., а также в работах профессоров: Ахроровой АД. (энергетика), Катаева А. Х. (транспорт и его роль в развитии промышленности), Комилова С. Д. (промышленность, рыночные отношения), Нурмахмадова М.(рыночный механизм функционирования промышленности), Разыкова В А. (энергетика, инвестиционные проекты), Хабибова С. Х. (малое и среднее предпринимательство), Клецельмана У. Х. (комплексное развитие промышленности), Камолитдинова С. К. (машиностроение) и других.

Однако следует заметить, что большинство научных публикаций таджик-* ских ученых последних лет посвящены проблемам макроэкономической стабилизации экономики. Имеющиеся публикации стран СНГ, в своем большин стве, посвящены региональным проблемам промышленного производства.

Цель и задачи исследования

Основная цель исследования состоит в разработке теоретикометодологических основ устойчивого развития промышленности Республики Таджикистан на основе совершенствования финансово-кредитных отношений. Поставленная цель соответствует глобальной государственной цели формированию промышленного производства, адекватной сложившемуся состоянию и современному уровню вхождения Республики Таджикистан в рыночную мирохозяйственную систему.

Для реализации поставленной цели выдвинуты следующие задачи: -теоретическое обоснование разделения формирования и развития промышленного производства по периодам, связанным с перестройкой политической системы государства;

— анализ научных школ с переходной экономикой и разработка новой парадигмы подходов к исследованию экономики Республики Таджикистан, основанных на реальных положениях вещей и на оценке прочности межгосударственных экономических союзов;

— применение теории свободного рынка к общей системе возрождения промышленности;

— анализ и реальная оценка причин экономического кризиса в промышленности Республики Таджикистан и выявление научно-обоснованных путей её возрождения и возможного развития в новых условиях формирования рыночной экономики.

— теоретическое обоснование необходимости государственного вмешательства в экономику Республики Таджикистан на этапе переходного периода и далее, вплоть до полной стабилизации политической обстановки в Центрально-азиатском регионе;

— выработка концепции экономической и организационной политики в об* ласти формирования реально возможных финансово-кредитных отношений для повышения эффективности функционирования реальных секторов промышленного производства в новых условиях хозяйствования;

— анализ рыночных рычагов развития промышленности Таджикистана и разработка мер активной политики её становления и развития.

Объектом исследования является промышленность Республики Таджикистан и её финансово-кредитный сектор.

Предметом исследования является комплекс теоретических, методологических и организационных финансово-кредитных рычагов становления и развития промышленного производства в экономике Республики Таджикистан.

Теоретической и методологической основой диссертации послужили достижения мировой и отечественной науки в области перехода экономик на рыночные отношения и проблем восстановления промышленного производст-&diamsва путем активизации экономической политики. В исследовании диссертант ^ опирался на общеизвестные научные методы системного и многофакторного анализа, методы прогнозирования временных рядов, экспертных оценок, сбора и обработки статистических данных, а также статьи и другие публикации периодической печати как в Республике Таджикистан, так и стран ближнего и дальнего зарубежья, посвященных исследуемым проблемам.

В диссертации обобщены и развиты уже появившиеся методологические принципы и подходы, касающиеся специфики восстановления промышленности после глубокого экономического кризиса в условиях становления рыночных форм регулирования.

Основные теоретические выводы и методологические предложения основаны на результатах исследования проблем возрождения промышленности через реальную оценку её состояния, наличия сырьевой базы, рынка сбыта и оптимистических прогнозах.

Информационной базой исследования послужили статистические данные Госкомстата Исполкома СНГ и Госстатагентства при Правительстве Республики Таджикистан, материалы Министерства экономики и торговли республики Таджикистан, отчеты соответствующих министерств и ведомств и крупных промышленных предприятий. По некоторым отраслям промышленности проведен выборочный анализ состояния с выявлением причин спада производства, существующей степени монополизма, реальной оценки остаточных оценок оборудования и степени их работоспособности.

Главные теоретические выводы и методологические предложения основаны на результатах исследования автором проблем возрождения промышленности через реальную оценку её состояния, наличия сырьевой базы и рынка сбыта, а также совершенствования механизма финансово-кредитных отношений.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в определении основных закономерностей и особенностей возрождения и развития промышленности Республики Таджикистан на базе исследования причин глубокого экономического кризиса, охватившего один из наиболее прогрессировавших ранее секторов национальной экономики. Выявлению и обоснованию причин глубокого экономического кризиса, исследованию возможностей их устранения или смягчения, реальной оценке существующей сырьевой базы и конкурентоспособности производимой продукции способствовало использование методов системного и сравнительного анализов, методов декомпозиции и аппарата экспертных оценок.

В ходе диссертационного исследования получены и выносятся на защиту следующие результаты, имеющие элементы научной новизны:

— закономерности и устойчивые тенденции возрождения и развития промышленности в сложившихся условиях смешанной экономики;

— механизм государственного регулирования промышленности в рыночных условиях на основе формирования целенаправленной, последовательной и эффективной финансово-кредитной, инвестиционной и инновационной политики;

— научно-обоснованная стратегия возрождения и развития промышленности, основанная на эффективном использовании созданного промышленного потенциала и применении рыночных рычагов государственного регулирования;

— комплекс мер по совершенствованию налоговой политики, включающих предоставление дополнительных льгот отечественным и иностранным инвесторам в части развития промышленных предприятий, выпускающих товары первой необходимости для внутреннего рынка и тех предприятий, продукция которых пользуется особым спросом на внешнем рынке;

— научно-обоснованная целесообразность создания благоприятного инвестиционного климата за счет предоставления более достоверной информации о реальных ресурсных потенциалах и соответствующих льготах с учетом разработанной методики определения риска в различных регионах страны-инвестопотребителя;

— методологические основы совершенствования правовых гарантий защиты отечественных и иностранных инвесторов путем создания институциаль-ных основ механизма обеспечения интересов собственников, создания четкого рыночного законодательства, регулирующего вопросы контрактного права, судебной защиты, взимания налогов, а также ликвидации разрыва в уровнях доходности между финансовым и реальным секторами экономики и т. д.

Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что содержащиеся в ней теоретические и методологические положения, рекомендации и выводы позволяют более дифференцированно подходить к исследованию проблем экономического кризиса, охватившего промышленность Республики Таджикистан и научно обосновать основные пути возрождения этого наиболее прогрессивного сектора экономики. Использование системного подхода к анализу состояния наиболее характерных отраслей промышленности, обеспеченных сырьевой базой и с полным ее отсутствием, позволило выработать Концепцию возрождения и развития промышленности на реальных ресурсных и инвестиционных оценках.

Использование и целевая обработка обширного статистического и аналитического материалов позволили сформулировать соответствующие рекомендации по широкому спектру вопросов возрождения промышленного производства: от оценки ресурсных возможностей до правовых гарантий и оценке влияния финансово-кредитных реформ.

Содержащийся в работе фактологический материал и основные положения диссертации могут быть широко использованы в учебном процессе, подготовке специальных курсов повышения квалификации, а также при разработке Концепции среднесрочного и долгосрочного развития промышленности Республики Таджикистан.

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы докладывались на: республиканских и международных научно-теоретических и научно-практических конференциях. Отдельные разделы диссертации, опубликованы автором в виде монографии.

Публикации результатов исследований. Основное содержание диссертации опубликовано в отдельной монографии, параграф главы коллективной монографии, статье и трех тезисах.

Структура и объём работы: Цель и задачи диссертации определили её структуру. Она состоит из введения, трех глав, заключения списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

С некоторым, но достаточно серьезным опозданием экономика Республики Таджикистан начала переход к рыночным преобразованиям. Однако, надо особо отметить, что эти небольшие по времени 5−6 лет (1991;1997 гг.) отбросили национальную экономику далеко назад и создали впечатление неблагоприятного для инвестирования региона. В это время нашлись только единицы из числа зарубежных инвесторов, кто рискнул вложить свои средства в развитие промышленности республики. Это, в основном, в предприятия по глубокой переработке хлопка (Южная Корея и Италия) и золотодобывающие предприятия (Англия и Канада). Затем, после подписания Соглашения о перемирии 27 июля 1997 г., в республику пошли иностранные инвестиции и началась приватизация средних и более крупных предприятий.

Среднегодовые темпы роста ВВП за последние четыре года достигли порядка 9−10 процентов. Однако, несмотря на оптимизм по поводу положительной динамики темпов роста по макроэкономическим показателям, за последние 3−4 года это пока лишь можно считать положительной тенденцией и не более.

В стране, из-за известных событий, сложилась не совсем благоприятная ситуация с привлечением иностранных инвестиций. Однако наличие серьезных объемов полезных ископаемых вселяет оптимизм и веру в развитии промышленности на ближайшие 10−15 лет.

Авторами, на основе изучения сложившегося состояния национальной экономики, делается обобщающий вывод о степени и масштабах кризиса, охватившего как саму экономику, так и ее промышленный сектор. Особенности формирования и развития промышленности Республики Таджикистан выдвигают задачу возрождения на новой рыночной основе. Это не просто возрождение существующих промышленных предприятий, а качественный рост и использование созданного ранее промышленного потенциала и его доведение до необходимого уровня на новой рыночной основе с применением рыночных рычагов государственного регулирования, обеспечивающих последовательное, планомерное и поступательное развитие.

Переход национальной экономической системы к рыночным отношениям, открыл большие возможности для объективного подхода к исследованию экономических процессов, позволил выявить истинные причины кризисных явлений. Глубокий кризис в экономической жизни общества, спад производства, низкий уровень промышленного производства и не конкурентоспособность отечественной продукции в условиях рынка — все это предопределило особую актуальность в проведении научных исследований по возрождению и становлению промышленности.

Необходимым условием перелома сложившейся кризисной ситуации явилось достижение национального согласия и синхронности в работе всех институтов государственной власти и управления, освоение ими методов цивилизованного правового воздействия на ресурсы, условия и результаты промышленной деятельности. При этом государству недостаточно использовать фактор капитала и инвестирования приоритетных отраслей экономики. Необходимо научиться косвенным экономическим воздействиям на инвестиционный климат по всей цепочке участников, особенно местных исполнителей и получателей инвестиций.

Формирование и целенаправленная реализации промышленной политики Таджикистана, учитывающей, с одной стороны, стратегические долгосрочные цели экономики, а с другой — современное состояние и тенденции развития промышленного производства, диктуется крайне тяжелым положением промышленностинеобходимостью не допустить развития деиндустриализации республики, сохранить промышленный и научно-технический потенциал как базу обновления и оздоровления экономики. В сложившейся ситуации, государство обязано взять на себя ответственность за поддержку промышленного комплекса, используя для этого, прежде всего цивилизованные методы регулирования, стимулирующие развитие рыночных отношений в экономике в целом и в промышленности в частности.

Наиболее важным, в решении проблем развития промышленности, является стабилизация финансово-кредитных отношений. Предприятиям, составляющим основу промышленного развития республики и позволяющим улучшить социально-экономическую ситуацию, должен быть отдан приоритет. Этот приоритет должен выражаться через создание благоприятного воспроизводственного климата путем предоставления временных льгот.

Наиболее реально возможным условием возрождения промышленности является необходимость накопления собственных средств, привлечение иностранного капитала и рациональное использование инвестиций. В ближайшие годы перед республикой стоит задача создания качественно нового инвестиционного механизма, присущего рыночной экономике. В этих условиях действие существующих рыночных регуляторов, включающих и инвестиционные механизмы, приобретает искаженный характер, приводя к целому ряду неблагоприятных для переходной экономики процессов, создающих макроэкономическую неустойчивость и блокирующих возможность экономического роста. К последним относятся: бегство капитала из производственной в финансово-спекулятивную сферурост неплатежейзависимость финансовых рынков от поведения нерезидентовбюджетный кризис и срыв государственных инвестиционных программ.

При переходе к рыночным отношениям важную роль играет государственная налоговая и инвестиционная политика. Их роль: создание благоприятного инвестиционного климата для отечественных и иностранных инвестиций, предоставление гарантий инвесторам, обеспечение их прав защиты, финансирование программ, стратегически важных для страны, которые не покрываются частными источниками. Основные направления инвестиционной политики включают: ограничение безвозвратного бюджетного финансирования и переход к кредитованию на возвратной и платной основераспределение государственных инвестиций на конкурсной основепереход к экономическим методам активного государственного регулирования инвестиционного рынка за счет стимулирования налогообложения, льготных инвестиционных.

127 кредитов, выпуска ценных бумаг под целевую реализацию выбранного проектаосуществление целевых инвестиционных программ в сочетании с селективной государственной поддержкой, в основном в форме долевого участиядецентрализация инвестиций, стимулирование долгосрочных инвестиций со стороны негосударственного сектора и др.

В ближайшие 10−15 лет перед республикой стоит задача создания качественно нового инвестиционного механизма, присущего рыночной экономике. Роль государства качественно меняется: не располагая, как прежде, доминирующими инвестиционными ресурсами, оно осуществляет существенное влияние на инвестиционный процесс с помощью методов прямого и косвенного регулирования. При этом достигается возможность резко повысить эффективность использования инвестиций за счет развертывания предпринимательского потенциала массовой инвестиционной активности непосредственных экономических агентов рыночной экономики — предприятий и населения. В то же время нынешняя экономическая политика государства не способна, в должной мере, стимулировать экономический рост. В этих условиях необходимо разработать научно-обоснованную государственную программу активизации инвестиционной политики, учитывающей серьезные структурные изменения как в промышленном секторе, так и в структуре государственного управления, которая, по разным естественным причинам, в настоящее время сильно перегружена.

В условиях проведения политики стимулирования экономического роста, традиционные рыночные механизмы, свойственные развитой рыночной экономике должны быть дополнены более жесткими целевыми механизмами привлечения и удержания денежных ресурсов в производственной сфере. В условиях децентрализации инвестиционных потоков центр инвестиционной активности должен перемещаться на уровень предприятия. В этих условиях возрастает значение обоснованной региональной экономической политики, призванной создавать региональные механизмы, наиболее адекватные как текущим нуждам, так и долговременным интересам. Стратегия развития эконо.

128 мики, разработанная законодательной и исполнительной ветвями власти, должна содержать комплексную программу социально-экономического развития республики.

Особая роль должна отводиться развитию малых и средних предприятий в сфере промышленности, которые должны выступать как связующие звенья между производителями и потребителями, с одной стороны, и между самими промышленными предприятиями, с другой. При этом необходимо всесторонне поддерживать формирование и развитие предпринимательства в сфере промышленного производства. На эту стратегию должна быт направлена и финансово-кредитная политика национальной экономики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Перспективы экономики России на исходе XX века. «Экономист», 1996, № 12.
  2. Л. Экономическая теория на пути к новой парадигме\ Вопросыэкономики.-1993. № 1, с.7−8.
  3. А. Предпринимательские сети форма сотрудничества малых фирм, Москва, 1990г.
  4. А.Д. Проблемы эффективности энергетического комплекса Таджикской ССР. Душанбе, Дониш, 1988.
  5. А.Г. Промышленные возможности ТА ССР. В кн.: «Народное хозяйство Таджикистана», Изд. Госплана ТА ССР, 1926.
  6. Большой экономический словарь. Под ред. А. Н. Азрилияна. М.: 1998
  7. А.В. Предпринимательство: учебник для ВУЗов М.: Дело, 1999 г.
  8. Бизнес-справочник Ленинабадской области 1998−2005. Худжанд, 1998.
  9. С. Экономические теории и школы.- М.: БЕК, 1996.
  10. Внешнеэкономические связи Республики Таджикистан. Статистической сборник, Госстатагентство при Правительстве Республики Таджикистан, Душанбе, 1999.
  11. В.Д. Грибов. Менеджмент в малом бизнесе, Москва. Финансы и статистика, 1999 г.
  12. И. Государственная программа поддержки развития малого предпринимательства в Республике Таджикистан, 1998 г.
  13. И.Н. Менеджмент, Банки и биржи, ЮНИТИ 1995г.
  14. К.Б. Кризис в промышленности. Ж. «Реформа», 1999,№ 1, с.19−27.
  15. М. Летиш. Китайский путь и его перспективыА Мировая экономика и международные отношения.-1992, № 12.
  16. И.П. Жизнеёмкость и экология. Хабаровск, 1990.
  17. Р.Я. Перестройка управления промышленным производством в новых условиях хозяйствования Ташкент, Фан, 1990.
  18. Н.Е., Смулов А. М. Предприятия и банки.-М.: Изд. «Дело», 2002 г.
  19. Ежегодник Республики Таджикистан (официальное издание). Госкомстат Республики Таджикистан. Душанбе, 2003.
  20. Закон о предприятии СССР. М: 1990.
  21. Закон Республики Таджикистан «О собственности в Республике Таджикистан» от 05.12.1990.
  22. Закон республики Таджикистан «О предпринимательской деятельности в Республике Таджикистан» от 21.02.1991.
  23. Закон Республики Таджикистан «Об иностранных инвестициях в Республике Таджикистан» от 10.03.1992.
  24. Закон Республики Таджикистан «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности», 1991 г.
  25. Закон республики Таджикистан «О предпринимательской деятельности в Республике Таджикистан», Народная газета, 1992 г.
  26. Закон Республики Таджикистан «Об ограничении монополистической деятельности и развитии конкуренции», 1994 г.
  27. Е. Казахстан: тенденция к стабилизации. // МЭМО.-1998, № 9.
  28. Ш. М. Правовое регулирование предпринимательской и налоговой деятельности в РТ, Душанбе: Конуният, 1998 г.
  29. История Ленинабада.- Душанбе, Ирфон, 1986.
  30. Т.К. Экономика переходного периода. Бишкек., Илим, 1995, 144 с.
  31. М.Т. Формирование рыночной ¡-экономики СНГ в переходный период." Бишкек: Илим, 1999.
  32. X. Экономическое развитие стран Восточной Азии: люди и технологии^ Вопросы экономики.-1994, № 5.
  33. Д.Х. Создание системы плановых расчетов в новых хозяйственных условиях. Изв. АН Тадж. ССР, сер. Экономическая, 1987,№ 3.
  34. Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1978.
  35. Т. Кыргызстан на пороге XXI века.-Бишкек, Илим, 1998. 56 с.
  36. М. Методологические подходы к изучению регулируемой постсоветской экономики. «Реформа», Бишкек, 2000, № 2(6).
  37. КОР стратегия развития Кыргызстана. Бишкек, 2000.
  38. Т. Стратегия и структура японских предприятий. М.: Прогресс, 1987
  39. А.Н. Интерполирование и экстраполирование стационарных случайных последовательностей. «Изв. АН СССР. Сер. Математическая», 1941, т.5, вып. 1.
  40. Комплексная программа научно-технического прогресса Таджикской ССР на 1986−9005 г. г. т.2. Природные ресурсы. Душанбе, Дониш, 1983.
  41. Конституция (основной закон) Республики Таджикистан. Душанбе, 1997.
  42. Т. Теория постсоветского реформирования. Бишкек, Илим, 1997.
  43. Н.К. Начало большого пути. Экономика Таджикистана: стратегия развития. Душанбе, 1999 № 3.
  44. А.Х., Раджабов Р. К., Рауфи А. Проблемы формирования и развития транспортной инфраструктуры Республики Таджикистан, — Экономика Таджикистана: стратегия развития.-2000, № 3.
  45. С.Д., Каюмов Н. К. Нурмахмадов М.Н. Стратегия движения к рыночной экономике. Вып. 2, Душанбе, 1998.
  46. У.Х. Комплексное развитие промышленности Таджикской ССР.-Душанбе, Дониш, 1969.
  47. Г. Б., Тамбовцев В. Л., Качалов P.M. Предприятия в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. М.: ОАО Изд. «Экономика», 1997 г.
  48. В. Денежно-финансовый фактор в рыночной экономике.-Бишкек, 1998.
  49. Н.Х., Савина М, М, Основы рыночной экономики. Бишкек, 1993.
  50. А. Китайский путь реформ.\ ЭКО. -1993, № 3.
  51. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: УРССД997.
  52. В. Экономическое эссе. М.: Политиздат, 1990.
  53. А.М. Организация и планирование производства на предприятиях текстильной промышленности. М.: 1981.
  54. Д.С. Развитие экономики России и задачи экономической науки.-М.: Наука, 1998, -78 с.
  55. Д. С., Рубинштейн A.A. Измерение эффективности производства.-М.: Экономика, 1974.
  56. И.А. Машиностроительный комплекс республики: анализ состояния и перспективы. В кн: Региональные проблемы экономического и социального развития. Душанбе, Дониш, 1991.
  57. И.А. Об основных направлениях совершенствования организации машиностроительного производства Таджикской ССР. В кн: Ускорение социально-экономического развития и интенсификации производства в региональной экономике. Душанбе, 1987.
  58. М.Я., Панченко А. М. Комплексные программы в управлении народного хозяйства. М.: Экономика, 1973.
  59. А. Рыночная экономика: путь России.// Вопросы экономики, 1995, № 10.
  60. М.Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство, Москва, 1996г.
  61. Р., Карренбауэр М. Производственный учет. Снижение и контроль издержек: Пер. с нем. М. И. Корсакова. М.: Изд. — во ФБК, 1997 г.
  62. Миддлтон. Бухгалтерский учет и принятие финансовых решений. Пер. с англ. Под ред. И. И. Елисеевой. М.: Юнит, 1997 г.
  63. В. некоторые размышления о новой парадигме экономической теории.\ Вопросы экономики.-1993. № 1, с. 29.
  64. К. Капитал, т. 1−3, М., 1955−1989.
  65. К., Брю С. Экономикс. 1992. Т1,2. 1992.
  66. Т.Н. Таджикистан: экономика, политика, международное сотрудничество. Душанбе, 2001 г.
  67. Т.Н. Финансово-кредитные методы повышения эффективности капиталовложения, Душанбе, Ирфон, 1982.
  68. Народное хозяйство Таджикской ССР в 1985 году.- Душанбе, Ирфон, 1986.
  69. Народное хозяйство Таджикской ССР в 1960 году.- Душанбе, Ирфон, 1961.
  70. Народное хозяйство СССР в 1990 году. Статистический ежегодник. М.: Финансы и статистика, 1991.
  71. Народно-хозяйственное значение Нурекской ГЭС.- Душанбе, Ирфон, 1964.
  72. И.К. Энергетика и проблемы экономики Средней Азии. В кн: Народно-хозяйственное значение Нурекской ГЭС, Душанбе, Ирфон, 1964.
  73. С.Д. Центральная Азия: реалии и перспективы экономической интеграции.- М.:2000.
  74. Постановление Правительства Республики Таджикистан «О программе приватизации государственной собственности в Республике Таджикистан на 1996−1997 гг.», 1996 г.
  75. Петербургский экономический форум. Заседания «круглых столов». Вып. 2, С.-Петербург, СНГ, 1998.
  76. Питер Нолан. Политическая экономия Китая эпохи реформ: предмет ис-следования.\ Гуманитарные науки.1993. № 1.
  77. Переход к рынку: концепция и программа. М.: Архангельское, 1990, Август.
  78. Переход к рынку: концепция и программа. М.: Архангельское, 1990, август.
  79. А.Е. Народнохозяйственное значение Нурекской ГЭС и ее влияние на производственную специализацию района. В кн.: Народнохозяйственное значение Нурекской ГЭС.- Душанбе, Ирфон, 1964.-186 с.
  80. Программа долгосрочного развития Республики Таджикистан до 2015 года. Душанбе, Правительство РТ, Ротапринт, 2004 г.
  81. В.А., Сангов O.A. Внешнеэкономические связи Республики Таджикистан: анализ состояния и перспективы развития, М.: Экслибриспресс, 1996 г.
  82. В.А., Ахророва А. Д. Экономико-математическое моделирование энергетического хозяйства союзной республики.- М.: Наука, 1977.
  83. Э.Ш. Таджикистан на пороге будущего.М.: ИТАР-ТАСС, 1997.
  84. Р.К. (ред.) и др. Таджикистан: экономический рост и эффективность,-Душанбе, Ирфон, 1972.
  85. Р.К. Основные направления развития экономики и проблемы повышения эффективности производства в Таджикистане.- Душанбе, Дониш, 1983.
  86. Р.К., Разыков В. А. Основные направления развития экономики Республики Таджикистан на среднесрочную перспективу. Изв. АН РТ, сер. Экономики и политологии. 1998, № 1.
  87. Ш. М. Структурные преобразования и устойчивое развитие. В матер. Респ. Научно-практ. Конференции «Устойчивое человеческое развитие в
  88. Таджикистане на пороге XXI века». Душанбе, ТГНУ, 2001.
  89. Ш. М. Экономика Республики Таджикистан переходного периода.
  90. В матер. Научно- практич. Конф., посвященной 10-летию независимости Республики Таджикистан. Душанбе, ТУТ, 2001.
  91. П. Экономика. Т. 1,2. М.: НПО «Алгон», «Машиностроение», 1997.
  92. Дж., Ларрен Б. Ф. Макроэкономика. Глобальный подход. М.: «Дело», 1996.
  93. Сатубалдин С. С. Азиатский кризис: причины и уроки.-Алматы, 2000,680 с.
  94. Е.С., Бляхман Я. С., Кротов М. И. Экономика СНГ накануне третьего тысячелетия.-Санкт-Петербург, Наука, 1998.
  95. Сотрудничество бизнеса и власти по стабилизации социально-экономического положения в стране (позиция и предложения российского предпринимательства). М.: Экономическая наука современной России. Экспресс-выпуск, № 1(3), 1999.
  96. Статистический ежегодник республики Таджикистан (официальное издание). Душанбе, 2003.
  97. Социально-экономическое положение Республики Таджикистан в 1998 году. Душанбе, 1999.
  98. Социально-экономическое положение Республики Таджикистан за 2001 год. Душанбе, 2002.
  99. ЮО.Статистический бюллетень НБТ за 2001 г, Душанбе, НЕТ, 2002. 101. Султанов Б. С. Коментарий к налоговому кодексу Республики Таджикистан. Д., 2001.
  100. Ю4.Сборник. Таджикистан на пути к правовому государству, Душанбе, ИФ и ПАН, 1996 г.
  101. Таджикистан: экономический рост и эффективность. Душанбе, Ирфон, 1972.
  102. Указ Президента Республики Таджикистан «О первоочередных мерах по углублению экономических преобразований и ускорению перехода к рыночным отношениям», 1997 г.
  103. Юб.Указ Президента Республики Таджикистан «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Таджикистан» от 8 апреля 1996 г.
  104. К.Д. Экономические рычаги и стимулы оздоровления экономики. Материалы научно-теоретич. конф. проф.-преп. состава ТГНУ. Часть 1.Д., 2004.
  105. Ю8.Ураков Д. У., Шарипов Х. Ш. Финансово-кредитные рычаги оздоровления экономики Таджикистана в переходном периоде. Д., Ирфон, 2003 г.
  106. Ю9.Хабибов С. Роль предпринимательства в развитии экономики., Душанбе, 1998,-123 с.
  107. Ю.Хайек Ф. А. Общество свободных, М., 1990 г.
  108. Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
  109. Экономические реформы: проблемы и перспективы. Под ред. А. Е. Когута. Спб., Наука. 1993.
  110. Экономическая безопасность: Производство-Финансы-Банки. М.: ЗАО
  111. Финстатинформ", 1998. 114. Экономическая безопасность. Производство-Финансы-Банки. М.: ЗАО1. Финстатинформ", 1998.
  112. Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства. Финансовая академия при Правительстве РФ. М.:1997. 116. Энциклопедический словарь предпринимателя, «АЯКС», 1992 г. 117. Экономика и менеджмент сборник трудов ТТУ, Душанбе, 1999 г.
  113. Baty, Enterpreneurship for the Eighties, Virginia: Reston Pablishing, 1981.
  114. David H Hold, Enterpreneurship, Now venture criation? 1992r.
  115. Michael E Porter. Competative Advantage N. V. London, 1985r.
Заполнить форму текущей работой