Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Профилактика нарушений здоровья у детей в коррекционных группах дошкольных образовательных учреждений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

У детей раннего возраста с нарушениями здоровья превалирующее значение для формирования патологии имеют социально-биологические и социально-бытовые факторы риска: поздний возраст матери (старше 35 лет) при рождении ребёнка — 63,6% случаев, недоношенность ребёнка — 9,1%), нарушения течения беременности и родов — 89,2%, неполная семья — 27,3%), вредные привычки родителей — 45,4%, конфликты… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ (аналитический обзор литературы)
  • Резюме
  • Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДЫ, ОБЪЕМ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Глава 3. ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ СРЕДЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ г. ДМИТРОВ
    • 3. 1. Гигиеническая характеристика факторов окружающей среды
    • 3. 2. Гигиеническая оценка учебно-воспитательной среды дошкольных образовательных учреждений
    • 3. 3. Гигиеническая оценка внутрижилищной среды
    • 3. 4. Гигиеническая оценка социально-бытовой среды
  • Резюме
  • Глава 4. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ С НЕКОТОРЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Резюме
  • Глава 5. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
  • Резюме
  • Глава 6. КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ, ЗРЕНИЯ И
  • ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Резюме
  • ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ВЫВОДЫ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Профилактика нарушений здоровья у детей в коррекционных группах дошкольных образовательных учреждений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы.

Одним из основных направлений государственной политики в области обеспечения национальной безопасности является охрана здоровья населения [А.И. Потапов, 2003; Г. Г. Онищенко, 2005].

На фоне социально-экономических преобразований, эколого-гигиенического неблагополучия среды обитания в большинстве регионов страны сложилось, и имеет устойчивую тенденцию ухудшение состояния здоровья детей и подростков [В.Р. Кучма, J1.M. Сухарева, 2007]. Доля здоровых дошкольников снизилась за 10 последних лет в 2,7 раза, а имеющих хроническую патологию увеличилась в 1,9 раза [И.Ш. Якубова, 2001; Н. О. Березина, 2002; Н. Н. Куинджи с соавт., 2003].

Неблагоприятная демографическая ситуация в России обостряет проблемы нарастающего ухудшения здоровья детей и ставит их в ряд национальных приоритетов.

В этих условиях особое значение придаётся качеству здоровья детей раннего возраста, организм которых особенно чувствителен к воздействию неблагоприятных факторов среды.

Неразрывность окружающей среды, внутрижилищной среды, среды дошкольных образовательных учреждений требует комплексного подхода к анализу и оценке воздействия средовых факторов на здоровье детей дошкольного возраста. Работы, посвященные этим аспектам научных исследований, не содержат полной информации.

В настоящее время в связи с реализацией национального проекта «Здоровье» резко возросла потребность населения в детских образовательных учреждениях.

Это ставит перед гигиенической наукой задачи качественного совершенствования мер профилактики и укрепления здоровья детей дошкольного возраста с учетом региональных особенностей сложившихся факторов окружающей, бытовой среды и среды дошкольных образовательных учреждений.

Данное исследование выполнено в рамках отраслевых программ «Системная разработка мероприятий по гигиенической безопасности России» (2001;2005 гг.) и «Гигиеническая безопасность России: проблемы и пути обеспечения» (2006;2010 гг.).

Цель исследования: Гигиеническое изучение и оценка организации учебно-воспитательного процесса и оздоровительных мероприятий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений здоровья у детей в дошкольных образовательных учреждениях.

Задачи исследования:

1. Изучить гигиенические особенности факторов окружающей среды города Дмитров Московской области.

2. Провести оценку санитарно-гигиенического состояния дошкольных образовательных учреждений.

3. Оценить социально-бытовые и социально-биологические условия в семьях дошкольников, выявить возможные факторы риска.

4. Определить закономерности формирования состояния здоровья у дошкольников, выявить болезни риска.

5. Дать физиолого-гигиеническую оценку технологиям оздоровления детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, речи в детских дошкольных учреждениях.

6. Определить эффективность оздоровительных мероприятий по коррекции нарушений здоровья у детей в условиях детских садов.

Научная новизна работы.

Дана комплексная оценка взаимодействия факторов окружающей среды, учебно-воспитательной среды в детских садах, внутрижилищной, социально-бытовой, оказывающих существенное негативное влияние на состояние здоровья дошкольников, с определением их взаимосвязи и степени долевого вклада в формирование нарушений здоровья.

Обоснованы новые критерии количественной и качественной оценки показателей учебно-воспитательной среды в процентах соответствия гигиеническим требованиям, позволившие выявить факторы риска, степень их опасности и определить направления профилактики.

Выявлены социально-бытовые и социально-биологические факторы риска в семьях детей, обуславливающие морфофункциональные нарушения здоровья, переходящие в патологию.

Доказана высокая медико-социальная эффективность оздоровительных мероприятий в укреплении здоровья детей в условиях детских садов.

Практическая значимость исследования.

Выполненное исследование на основе комплексного изучения факторов среды жизнедеятельности детей дошкольных учреждений позволило определить динамику формирования состояния здоровья, выявить болезни риска, дать физиолого-гигиеническую оценку мероприятиям по оздоровлению и коррекции нарушений речи, зрения и опорно-двигательного аппарата у детей.

Результаты исследования использованы при разработке: пособия для врачей «Совершенствование методологии оценки и управления риском для здоровья детей дошкольных и общеобразовательных учреждений» (утв. Ученым советом ФНЦГ им. Ф. Ф. Эрисмана от 12.12.2007, протокол № 10) — Информационно-аналитического обзора «Гигиенические подходы к формированию мотивации на здоровый образ жизни у различных групп населения» (утв. Ученым советом ФНЦГ им. Ф. Ф. Эрисмана от 26.11.2008, протокол № 4).

Материалы исследования использованы при подготовке ежегодных государственных докладов «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Российской Федерации» (М., 2003;2006 гг.) и информационных докладов «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Дмитровского района Московской области» (2003;2007 гг.).

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Гигиенические особенности окружающей, внутрижилищной среды и среды дошкольных образовательных учреждений как факторы формирования здоровья детского населения.

2. Роль социально-биологических и социально-бытовых факторов в формировании нарушений здоровья детей раннего возраста.

3. Эффективность комплексного подхода к профилактике и коррекции наиболее распространённых у детей дошкольного возраста нарушений — речи, зрения и опорно-двигательного аппарата.

Апробация диссертации проведена на межотдельческой научной конференции ФГУН «Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана» 8 октября 2008 г.

Материалы исследования доложены и обсуждены на IV Всероссийском форуме «Здоровье нации — основа процветания России» (Москва, 2008) — межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 90-летию Воронежской ГМА им. Н. Н. Бурденко (Воронеж, 2008) — 12-й республиканской научно-практической конференции «Социально-гигиенический мониторинг здоровья населения» (Рязань, 2008).

Публикации: по результатам исследования опубликовано 5 печатных работ в рецензируемых научных журналах и сборниках научных трудов.

Структура и объем диссертации

.

Работа изложена настраницах машинописного текста и состоит из введения, обзора литературы, описания объектов, объёма и методов исследования- 4-х глав собственных исследований, обсуждения результатов исследования, выводов, списка литературы, приложений.

Список литературы

включаетисточников, в том числезарубежных.

Диссертация иллюстрирована таблицами ирисунками.

выводы.

1. Среда жизнедеятельности детей дошкольных образовательных учреждений г. Дмитров, сформировавшаяся за 5-летний период (20 032 007 гг.), является «неудовлетворительной» (гигиенический ранг — 1,53 балла). Среди её факторов наибольшее долевое влияние оказывают социально-бытовые и социально-биологические — 21,5%, воды питьевой -18%, атмосферного воздуха — 15,5%, шумового режима — 14,7%, внутрижилищных условий — 14%, учебно-воспитательной среды ДОУ -11,7%, почвы-4,6%.

2. В структуре загрязнителей атмосферного воздуха приоритетная роль принадлежит взвешенным веществам — 30,8% (1,2−1,8 ПДК), азота диоксиду — 20,5% (0,34 ПДК), формальдегиду — 15,8% (0,26 ПДК), серы диоксиду — 14,6% (0,24 ПДК) — источниками которых в зонах проживания являются бытовые котельные и автотранспорт. Суммарное загрязнение атмосферного воздуха Кэтм= 1,66. Загрязнителями питьевой воды являются мутность (0,68 ПДК), железо (0,59 ПДК), окисляемость (0,54 ПДК) — суммарное Кводы=1,93. Загрязнители почвы ниже допустимых нормКпочцы = 0,49. Шум на территории проживания дошкольников превышал допустимую норму днем на 3,2 дБ А, в жилых квартирах ночью — на 5,3 дБ А, в помещениях детских садов — на 4,0 дБ Ашумовая нагрузка Кшум = 1,58.

3. Учебно-воспитательный процесс ДОУ предусматривал 12-часовое пребывание детей при 5-дневной неделе, организацию 14 занятий в неделю (по 3 в день длительностью 30 мин каждое), что соответствовало нормам. Факторами риска в условиях содержания коррекционных групп являются: снижение площадей спальных и раздевальных комнат на 32% от гигиенической нормы, залов для занятий музыкой и физкультурой — на 15%, медицинского блока — на 52%, пищеблока — на 34%- в воздухе помещений содержится формальдегид и фенол (0,2 ПДК), выделяющиеся из древесно-стружечных плит мебели и линолеума. Суммарное Кдоу= 1,25.

4. У детей раннего возраста с нарушениями здоровья превалирующее значение для формирования патологии имеют социально-биологические и социально-бытовые факторы риска: поздний возраст матери (старше 35 лет) при рождении ребёнка — 63,6% случаев, недоношенность ребёнка — 9,1%), нарушения течения беременности и родов — 89,2%, неполная семья — 27,3%), вредные привычки родителей — 45,4%, конфликты в семье — 12,9%- частота которых (в среднем 49%) в 2−3 раза превосходит показатели практически здоровых сверстников контрольной группы (20,9%). Об этом свидетельствует достоверно большая (р<0,01) распространённость психических расстройств у детей с нарушениями речи относительно других групп наблюдения — в 2 раза (соответственно 2,68 и 1,28 случаев на 100 человек) и заболеваний костно-мышечной системы у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — в 3 раза (17,42 и 5,46 на 100 человек).

5. Состояние здоровья детей ДОУ г. Дмитров за 5 последних лет, по результатам медицинских осмотров врачами детской поликлиники, характеризуется нарастанием распространённости морфофункциональных нарушений слуха в 5,8 раза, нарушений опорно-двигательного аппарата — в 3,9 раза, зрения — в 2,9 раза, отставания в физическом развитии — в 1,6 разадефекты речи сохраняются у каждого третьего дошкольника (34,1%).

6. Донозологическая диагностика адаптационного состояния организма детей с нарушениями речи, зрения и опорно-двигательного аппарата выявила недостаточную зрелость их ведущих систем. Об этом свидетельствует достоверное (р<0,05) снижение подвижности (в среднем на 28%) и уравновешенности нервных процессов (в 1,8 раза) относительно сверстников контрольной группы, превышение групп риска по состоянию сердечно-сосудистой системы — в 1,8 раза (68,8 и 38,5% в контроле), по состоянию функций внешнего дыхания — в 1,4 раза (43,8 и 30,7%) соответственно) и по психическому статусу — в 1,5 раза (65,4%) против 33,3% в контрольной группе).

7. Болезнями риска у детей коррекционных групп ДОУ являются: заболевания костно-мышечной системы (НИП=3,16), глаза и его придаточного аппарата (НИП=3,16), уха и его сосцевидного отростка (НИП=1,85), нервной системы (НИП= 1,46), травмы бытового характера (НИП=1,39), мочеполовой системы (НИГТ=], 15), органов дыхания (НИП=1,10), психические расстройства (НИП=1,09).

8. Комплексы профилактических, оздоровительных и специальных коррекционных мероприятий, применяемые в условиях специализированных групп детского сада для детей с нарушениями речи, зрения и опорно-двигательного, являются эффективной формой их реабилитации. Оздоровительный эффект позволил обеспечить нормализацию речи у 60,2% детей, улучшение осанки и деформации стоп у 87,6%) детей, излечить от близорукости на худший глаз 27,5% детей, на лучший глаз — 25,5%, от косоглазия — 28,6%) детей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.Л. с соавт. Экологическая проблема сохранения здоровья детей в современных условиях. // Мат. междунар. конгресса «Курортолог., физиотерап., восстанов. мед. в XXI веке». Пермь. — 2000. т. 2. — С. 142−143
  2. В.Н. Анализ детской заболеваемости с учетом факторов внешней среды промышленного города. //Здоровье, обуч., воспит. детей и молод, в XXI веке. Мат. Междунар. конгресса. М. — 2004, ч. 1. — С. 25−27
  3. Н.А. Состояние опорно-двигательного аппарата детей 5−7 лет, посещающих ДОУ компенсирующего вида. // Здоровье, обуч., воспит. детей и молод, в XXI веке. Мат. Междунар. конгр. М. 2004, ч. 1. — С. 33−34
  4. Н.А., Храмцов П. И. Физическое развитие и состояние здоровья старших дошкольников компенсирующих ортопедических групп. // Гиг. и сан. 2007, № 2. — С. 45−47
  5. Г. А. Научное обоснование региональной системы управления здоровьем детского населения. // Автореф. дисс. д.м.н. М. — 2005.-48 с.
  6. Ю.П. Генетические процессы в популяциях. М.: Академкнига. — 2003. — 431 с.
  7. А.И. с соавт. Комплексная оценка состояния здоровья детей в дошкольной группе детского сада. // Профессион. гиг. обуч. Формирование ЗОЖ детей, подростков и молодежи. 2006. — С. 126
  8. М.В. // Мат. конгресса педиатров России. 1999 -С. 13−14
  9. Л.П. Психоэмоциональные проблемы у детей дошкольного возраста. // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке. Мат. Междунар. конгресса. М. — 2004, ч. 1. — С. 106−108
  10. А.А., Щеплягина Л. А. с соавт. // Педиатрия. 1994, № 5. — С. 18−20
  11. А.А. Профилактические основы развития приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в интересах детей. // Мат. X съезда гигиенистов и санитарных врачей. М. — 2007. — С. 470−473
  12. И.А., Ефимова Р. И. Эколого-геохимический анализ техногенного загрязнения. // М. ИМГРЭ. — 1992. — С. 137−151
  13. С.Н., Сухарев А. А. Влияние инновационных форм визуализации дидактического материала на здоровье дошкольников. // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке. Мат. Междунар. конгресса. М. — 2004, ч. 1. — С. 121−123
  14. Э.Б. Роль специализированных детских дошкольных учреждений в охране здоровья детей с алдергическими заболеваниями. // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке. Мат. Междунар. конгресса. М. — 2004, ч. 1. — С. 128−129
  15. Е.М. Гигиена зрения школьников. М. — 1960 — С. 15
  16. Е.Н. Научные основы стратегии развития санитарно-эпидемиологической службы в обеспечении здоровья населения в современных условиях. // Автореф. дисс. д.м.н. М. — 1996. — 55 с.
  17. В.А., Васильев А. В. Влияние загрязнений атмосферного воздуха на физическое развитие детей. // Гиг. и сан. 2003, № 4. — С. 33−34
  18. В.В., Сухарев А. Г. с соавт. Роль социально-гигиенических и биологических факторов в формировании неспецифической резистентности организма и заболеваемости детей дошкольного возраста. // Гиг. и сан. — 1999, № 5.-С. 44−47
  19. Н.О. Оздоровление детей в логопедических группах дошкольных учреждений. // Гиг. и сан. 2000, № 5. — С. 46−49
  20. Н.О., Лашнева И. П. Гигиенические аспекты тестирования физической подготовленности детей 4−7 лет.//Гиг. и сан. 2005, № 2. — С. 46−49
  21. А.С. Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. //Мат.Росс.научн.-практ.конф. -М.-1996. -С 3−10
  22. A.M., Кутепов Е. Н. с соавт. Влияние биологических и социально-гигиенических факторов на здоровье дошкольников г. Москвы. // Вестник СП. ГМА им. И. М. Мечникова. 2002, № №. — С. 46−47
  23. В.М. с соавт. Влияние окружающей среды на распространенность гиперплазии у детей в сельских населенных пунктах Оренбургской области. // Гиг. и сан. 1998, № 6. — С. 37−41
  24. А.Н., Комарова Р. Ф., Рябко Т. П. // Гигиена и санитария. — 1988. -№ 10.-С. 22−24.
  25. Н.П. Клиническая генетика. М. — 2004.
  26. П.К. Современные методы лечения бронхиальной астмы. — М, — 1954.-92 с.
  27. Н.К., Мыркин Н. Ф. Геохимия и окружающая среда. // Кишинев: Штиинца. 1985. — С. 104
  28. Н.Н. //Россия: человек, семья, общество, государство- Мат. науч.-пркт. конф. -М. 1998. — С. 16−19
  29. .Т. О патогенетическом направлении изучения влияния факторов окружающей среды на здоровье населения. // Вестник РАМН. -2003, N3.- С. 3−8
  30. И.А., Дерябина В. П. Социально-гигиенические аспекты в эпидемиологии хронических неинфекционных заболеваний // Гигиена и санитария. — 1972. № 5. — С. 50−55.
  31. И.Л. Здоровье населения и проблемы гигиенической безопасности. // Автореф. дисс. д.м.н. М. -1998. — 44 с.
  32. Н.Л. Роль экологических факторов в формировании заболеваемости и неспецифического иммунитета у детей. // Мат. VIII съезда гиг. и сан. врачей. Сб. научн. тр. -М. 1996. — Т. 1. — С. 110−112
  33. С.Я. Особенносмти психического здоровья подростков, родившихся недоношенными. // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке. Мат. Межд. конгр. Ч. 1. М. — 2004. — С. 210−211
  34. Л.П. Совершенствование методов мониторинга техногенных загрязнений в целях выявления территорий повышенного онкологического риска // Автореферат дисс. д.м.н. М. — 1995. — С. 53.
  35. Е.Г. Состояние здоровья беременных женщин и детей первого года жизни как гигиенический критерий оценки уровня аэрогенной химической нагрузки.//Автореф.дисс.к.м.н. -Н.Новгород. 1992
  36. Г. Н. Влияние двигательной активности ребенка в различные периоды жизни на адаптацию к среде. // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке. Мат. Междунар. конгресса. М. -2004,ч. 1.-С. 253−255
  37. Н.П., Агаркова Л. Д. Санитарно-эпидемиологическая характеристика среды детских дошкольных учреждений. // Гиг. и сан. -2000, № 6. С. 46−48
  38. Ю.Д., Исмаилова Д. И. и др. Гигиеническая оценка ингаляционной химической нагрузки, воздействующей на население в условиях крупного города. В кн.: Состояние и перспективы развития гигиены окружающей среды. М., 1985. — с. 625.
  39. Ю.Д., Лицкевич В. К. Жилище для человека. М., Стройиздат, 1991.
  40. И.А., Зильберт Н. М. Изучение региональных различий в заболеваемости и смертности населения с позиций синдрома географической широты // Вестн. АМН СССР. 1991. — № 11. — С. 52−56.
  41. Ф.Ф. Прогноз уровня заболеваемости детей 3−7 лет в зависимости от изменения степени загрязнения атмосферного воздуха // Гигиена и санитария 1990 — № 3 — с. 12−15.
  42. Ф.Ф. с соавт. Влияние факторов окружающей среды на физическое развитее детей дошкольного возраста. // Гиг. и сан. 2001, № 6. — С. 49−52
  43. Н.В. Гигиеническая оценка состояния здоровья детей дошкольного возраста г. Омска на рубеже веков. // Автореф. дисс. к.м.н. — Омск.-2005.-20 с.
  44. А.Д. Влияние особенностей учебной нагрузки на организм учащихся. // Гиг. и сан. 1994, № 8. — С. 32−34
  45. А.Д., Щербин Ю. Д. Опыт изучения влияния совокупности средовых факторов // Гигиена и санитария 1985 — № 6 — с. 33−34.
  46. С.В., Истомин А. В., Королев А. А., Никитенко Е. И. Изучение питания детей первого года жизни города Мурманска. // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке. Мат. Междунар. конгресса. М. — 2004, ч. 1. — С. 348−350
  47. JI.A., Русова Т. В. Характеристика приспособительной деятельности детского организма в разработке новых профилактических технологий. // Научно-методич. основы изучения адаптации детей и подростков в условиях жизнедеятельности. — 2005. С. 71−78
  48. В.В. Система гигиенической безопасности внутрижилищной и окружающей среды в формировании здоровья населения. // Автореф. дисс. д.м.н. М. — 2002. — 45 с.
  49. Т.А., Казанцева М. Е. Выявление факторов риска болезней органов дыхания у подростков крупного промышленного города. // Гиг. и сан. 2006, № 3.-С. 67−69
  50. Н.В., Тырыкина Т. И., Землянова М. А., Уланова М. А. и др. Влияние на здоровье населения свинца автотранспортом. // Гигиена и санитария. 1999. № 3, с. 3−4.
  51. Г. М., Заридзе Д. Н. Влияние факторов окружающей среды на заболеваемость раком легкого населения крупных городов СССР // Экспер. Онкология. 1989. — № 2. — С. 26−29.
  52. А.В., Королев А. А., Шакулова О. Р. Критерии донозологической диагностики пограничных нервно-психических расстройств у детей. // Гиг. и сан. — 2001, № 1. С. 68−70
  53. Л.Ф. Опыт оценки адаптационных возможностей организма детей в системе социально-гигиенического мониторинга. // Научно-методич. основы изучения адаптации детей и подростков в условиях жизнедеятельности. 2006. — С. 79−88
  54. Информационные материалы МЗ РФ к парламентским слушаниям «Состояние законодательной базы охраны здоровья детей». М. — 2004.
  55. А.В. и др. Гигиенические аспекты качества и безопасности питания населения // Современные гигиенические проблемы охраны окружающей среды и здоровья населения. Сборник науч. трудов, посвященный 75-летию санэпидслужбы. 1997. — С. 199.
  56. А.В., Румянцева Л. А. с соавт. Гигиенические проблемы безопасности и оптимизации питания населения. // Мат. X съезда гигиенистов и санитарных врачей. М. — 2007. — С. 856−859
  57. А.С. с соавт. Состояние здоровья и особенности физического развития детей дошкольного возраста Ставрополья. // Гиг. и сан. 2004, № 3,-С. 55−57
  58. Р.Т. Влияние социально-гигиенических факторов условий жизни детей школьного возраста на уровень их физического развития. // Гиг. и сан. 2001, № 6. — С. 52−55
  59. Н., Болотская М. Ю. с соавт. Некоторые эколого-гигиенические аспекты здоровья дошкольников промышленного города. // Гиг. и сан. 2004, № 4. — С. 55−57
  60. Е.В., Лапина Н. А. Уровень биологической зрелости и особенности развития психофизиологических функций детей перед поступлением в школу. // Гиг. и сан. 2003, № 4. — С. 43−45
  61. Е.В., Гребенникова И. Н. Нарушения опорно-двигательного аппарата дошкольников как осложнения родовой травмы позвоночника. // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке. Мат. Междунар. конгресса. М. — 2004, ч. II. — С. 49−51
  62. Г. В. Исследование структуры клинико-анамнестических данных детей с минимальной мозговой дисфункцией. // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке. Мат. Междунар. конгресса. М. -2004, ч. II.-С. 51−52
  63. .А., Демикова Н. С. // Рос. вестник педиатрии и перинатологии. 2001. Т. 46, № 4. — С. 55−60
  64. В.Е. Санитарно-химический мониторинг объектов окружающей среды в обеспечении гигиенической безопасности населения (на примере Ивановской области). // Автореф. дисс. к.м.н. М. — 2003. — 22с
  65. Комплексное определение антропотехногенной нагрузки на водные объекты, почву, атмосферный воздух в районах селитебного освоения. // Методич. реком., утв. ГК СЭН РФ от 26.02.96 г., N01−19/17−17
  66. Т.А. Научное обоснование и методические подходы к оценке и прогнозированию влияния среды обитания на здоровье населения. Автореф.. дисс. д-ра мед. наук. М., 1996, с. 74.
  67. В.Р., Миннибаев Т. Ш. Проблемы мониторинга состояния здоровья детского населения в связи с факторами окружающей среды // Гигиена и санитария. 1993. — № 11.-е. 4−7.
  68. К., Цолова Н. Воздействие сигаретного дыма на психическое здоровье дошкольников. // Здоров., обуч., воспит. детей и молод, в XXI веке. Мат. Междунар. конгресса. М. 2004, ч. II. -С. 100−101
  69. Е.В. Гигиеническое обоснование комплексной системы профилактики заболеваемости беременных женщин, новорожденных и детей раннего возраста в условиях техногенного загрязнения окружающей среды. // Автореф. дисс. д.м.н. Омск. — 1996
  70. С.В. Новые подходы к научному обеспечению социально-гигиенического мониторинга на уровне региона. // Автореф. дисс.д.м.н. — 2002. 48 с.
  71. Н.Н., Степанова М. И. с соавт. Гигиенические проблемы современного дошкольного воспитания. // Вестник РАМН. — 2003, № 8. -С. 27−30
  72. А.Р., Легостаева Е. Г. Региональные экологические проблемы и здоровье детей. // Здоров., обуч., воспит. детей и молодежи в XXI веке. Мат. Междунар. конгресса. М. — 2004, ч. И. — С. 163−165
  73. В.Р. Дети в мегаполисе: некоторые гигиенические проблемы. -М.-2002.-С. 11−30
  74. В.Р., Сухарева Л.М Научное обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия детей России. // Мат. X съезда гигиенистов и санитарных врачей. М. — 2007. — С. 615−618
  75. Т.М. Научно-методические и материальное обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения урбанизированного региона. // Автореф. дисс. д.м.н. Л. — 1998. — 48 с.
  76. С.Е. с соавт. Роль факторов окружающей среды промышленного города в формировании сердечно-сосудистой патологии у детей. // Гиг. и сан. 1996, № 6. — С. 33−35
  77. Л.А., Бирюкович А. А. с соавт. Динамика функционального состояния организма дошкольников на разных занятиях в детском саду. // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке. Мат. Междунар. конгресса. М. — 2004, ч. II. — С. 196−197
  78. А.И. Роль социальных и биологических факторов в формировании состояния здоровья детей дошкольного возраста. // Гиг. и сан. 2002, № 3,-С. 46−47
  79. В.А., Дедюлина Н. В. Оценка репродуктивного здоровья населения крупного города. // Здоровье, обуч., воспит. детей и молодежи в XXI веке. Мат. Междунар. конгресса. М. — 2004, ч. II. — С. 224−225
  80. В.Г., Якубобова И. Ш. с соавт. Методология разработки подсистемы социально-гигиенического мониторинга в дошкольных образовательных учреждениях. // Гиг. и сан. 2004, № 5. — С. 29−31
  81. А.А., Суровцева О. В. Проблемы геоэкологии Саратова и области. 1996. — в. 1. — С. 34
  82. Н.П. Гигиеническое обоснование оптимизации использования внутригородских водохранилищ и охрана здоровья населения. Дисс. канд. мед. наук. — М.: МНИИГ им. Ф. Ф. Эрисмана, 1997.- 58 с.
  83. Ю.Л. Значение экологических факторов при бронхиальной астме у детей. // Ж. Пульмонология. 2002, N 1. — С. 56−62
  84. Н.С. Динамика социальных и биологических факторов, воздействующих на детей. // Факторы риска и здоровье населения в регионах России. Научн. тр. ФНЦГ им. Ф. Ф. Эрисмана. Вып. 13. Липецк. -2004.-С. 593−597
  85. Н.С., Большаков A.M., Кутепов Е. Н. Здоровье детей в процессе онтогенетического развития в условиях промышленного города. // Научно-методич. основы изучения адаптации детей и подростков в условиях жизнедеятельности. 2005. — С. 142−147
  86. Н.А. Разработка критериальных показателей мониторинга состояния среды и здоровья детей как основа для создания системы управления здоровьем. // Автореф. дисс. к.м.н. М. — 2001.- 24 с.
  87. JI.H., Воскун С. Е., Базеров М. Ф., Свечина Н. Н. Состояние здоровья населения, проживающего в экологически неблагоприятных городских районах. // Гиг. и сан. 1998, № 1. — С. 34−37
  88. И.В. Качество сельскохозяйственных культур в условиях орошения земледельческих угодий очищенными сточными водами. // Гиг. и сан.- 1998, № 1.-С. 41
  89. И.В. Тяжелые металлы в системе почва-растение-человек (обзор). //Гиг. и сан. 1995, № 1.-С. 14−17
  90. .И. Научное обоснование приоритетных направлений обеспечения санэпидблагополучия населения техногенно загрязненных территорий. // Автореф. дисс. д.м.н. -М. 1999−47 с.
  91. Ю.В., Подольский В. М. Среда обитания и человек. М.: Рарогъ, — 1994.-с. 385.
  92. С.М., Румянцев Г. И., Шолдакова В. И. Проблемы оценка канцерогенного риска воздействия химических загрязнений окружающей среды. // Гиг. и сан. 1998, № 1. — С. 31
  93. Ю.В., Савченков М. Ф. с соавт. Гигиеническая оценка содержания йода в окружающей среде и влияние на здоровье детей. // Гиг. и сан.-2001, № 1.-С. 60−63
  94. Ю.В., Тулакин А. В. с соавт. Региональные проблемы водопользования населения. // Мат. Всеросс. науч.-практ. конф., посвящ. 80-летию создания санэпидслужбы России. М. — 2003. — 4.1. — С. 210−214
  95. Г. А., Ляпин В. А., Новикова И. И. Социально-гигиенические и экологические проблемы сохранения здоровья детской популяции.//Здоровье, обучение и воспитание детей. 2006. — С. 134−137
  96. Г. Г. Итоги и перспективы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации. // Мат. X съезда гигиенистов и санитарных врачей. М. — 2007. — С. 32−45
  97. Г. Г. Проблема улучшения здоровья учащихся и состояние общеобразоват. учреждений. // Гиг. и сан. 2005, № 3. — С. 40−43
  98. Г. Г. 80 лет государственной санитарно-эпидемиологической службе России. // Госсанэпидслужбе России 80 лет: реальность и перспективы. 4.4. Мат. Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 80-летию создан, санэпидслужбы России. —М. 2002. — С. 21−34
  99. Г. Г., Баранов А. А., Кучма В. Р. Безопасное будущее детей России. 2004. — С. 38−39
  100. М.А. Оценка комбинированного действия атмосферных загрязнений при планировании и осуществлении воздухоохранных мероприятий // Гигиена и санитария. 1985. — № 7. — С. 48−50.
  101. М.А., Авалиани С. Л., Рябова Е. А. Комплексные гигиенические критерии оценки загрязнения атмосферного воздуха / Состояние и перспективы развития гигиены окружающей среды. М. — 1985.-С. 89−96.
  102. Н.М., Чубирко М. И. Гигиенические аспекты изучения влияния свинцового загрязнения среды обитания на здоровье населения. //Гиг. дет. и подр. на пороге третьего тысячелетия. — М. 1999. — С. 73−75
  103. Пособие для врачей «Определение уровня санитарно-гигиенического благополучия и риска возникновения повышенной заболеваемости в дошкольном образовательном учреждении» (утв. секцией «Гигиена» УС МЗ РФ 13.07.2000 г., протокол № 6).
  104. Пособие для врачей «Критерии оценки санитарно-гигиенического благополучия общеобразовательных учреждений (утв. секцией «Гигиена» УС МЗ РФ от 03.08.2005 г., протокол № 4).
  105. Пособие для врачей «Применение метода донозологической диагностики характера воздействия на организм детей и подростков факторов учебной и окружающей среды» (утв. секцией «Гигиена» УС МЗ РФ, протокол № 10 от 14.12.2000 г.).
  106. А.И. Актуальные вопросы гигиены и пути их решения. // Мат. X съезда гигиенистов и санитарных врачей. М. — 2007. — С. 46−54
  107. А.И., Винокур И. Л., Гильденскиольд Р. С. Здоровье населения и проблемы гигиенической безлпасности. — М. 2006. — 304 с.
  108. В.Ф. // Актуальные проблемы педиатрии. Казань. — 1996. -С. 40−41
  109. Ю.А. Направление и методические основы изучения влияния химического состава питьевой воды на здоровье населения // Сборник научных трудов «Факторы окружающей среды и здоровье населения» М. — 1985. — С. 87−96.
  110. .А. Состояние здоровья детского населения Москвы в связи с загрязнением атмосферного воздуха. «Экологические исследования в Москве и Московской области». М.: ИНИОН, 1990, с. 95−108.
  111. Г. И., Пинигин М. А. Принципы установления максимально допустимой и определения реальной нагрузок воздействия факторов окружающей среды / Медицинские проблемы охраны окружающей среды. -М.- 1981.-С. 35−41.
  112. Г. И., Румянцев Г. И., Новиков С. М. Актуальные проблемы изучения воздействия факторов окружающей среды на здоровье населения. // Гигиена и санитария. 1998. — № 4. — С. 122.
  113. А.В., Есенин А. В. Мониторинг и оценка риска воздействия свинца на человека и на окружающую среду с использованием биосубстратов человека // Токсикологический вестник. — 1996. № 6. — с. 16−22.
  114. И.Н. Гигиенические и социальные аспекты в системе сохранения здоровья населения г. Москвы. Автореф.. дисс. д-ра мед. наук. -М., 1997.-66 с.
  115. В.М. Гигиенические основы оптимизации производства и применения полимерных материалов в строительстве: Автореф. дис. д-ра мед. наук. М., 1992.
  116. Ю.А., Новиков С. М., Румянцев Г. И. Пути совершенствования методологии оценки риска здоровью от воздействия факторов окружающей среды. // Гиг. и сан. 2006, № 2. — С. 3−5
  117. .А. Состояние здоровья детского населения Москвы в связи с загрязнением атмосферного воздуха. // Эколог, исслед. в Москве и области. М. — ИНИОН — 1996, — С. 95−108
  118. Е.Г., Дмитриев Д. А. Загрязнение окружающей среды и состояние иммунной системы у детей. // Гиг. и сан. 1999, № 2. — С. 24−26
  119. Рынонь-Щербина Н.Б. с соавт. Экологически чистые продукты питания и сохранение здоровья населения (обзор). // Гиг. и сан. 1995, № 1. -С. 18−22
  120. Н.М. Роль факторов среды обитания в формировании здоровья учащихся. // Дисс. к.м.н. 2006. — 146 с.
  121. З.Ф. Роль загрязнений атмосферного воздуха в формировании аллергической патологии у детей. // Гиг. и сан. 1998, № 6. -С. 50−51
  122. Сан ПиН 2.4.1.1249−03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».
  123. М.Ф., Стунеева Г. И., Кирюшин В. А. Возрастная динамика жизненной ёмкости лёгких у школьников Рязани. // Гиг. и сан. — 2006, № 2. — С. 61−63
  124. И.Н., Антрощенко Г. Н. Физическое развитие часто болеющих детей. // Гиг. и сан. 2006, № 2. — С. 54−56
  125. Г. И., Кутепов Е. Н. Роль социально-гигиенических факторов в развитии заболеваний среди населения. // Гиг. и сан. 1997, N 1. -С. 3−6
  126. М.В., Шульга И. А., Скачкова М. А., Васильев Е. А., Шульга А. И. Эпидемиологические особенности заболеваемости инфекциями верхних дыхательных путей населения в регионах с разной антропогенной нагрузкой. // Ж. Пульмонология. 2004, N 3. — С. 43−48
  127. Л.П., Квартовкина Л. К. Здоровье детей раннего возраста в условиях антропогенной нагрузки. // Гигиена детей и подростков на пороге третьего тысячелетия. — М. -1999. С 62−63
  128. О.В. Системный подход к изучению региональных особенностей состояния здоровья детского населения. // Автореф. дисс. д.м.н.-М.-2002.-48 с.
  129. A.M. Научное обоснование системы мероприятий по снижению рисков неблагоприятного воздействия комплекса факторов среды обитания. // Автореф. дисс. д.м.н. М. — 2000. — 45 с.
  130. B.JI. Клинико-гигиеническая диагностика и профилактика ранних нарушений состояния здоровья детей при воздействии антропотехногенных химических факторов. // Автореф. дисс. д.м.н. М. — 2000. — 40 с.
  131. М.И. Здоровьесберегающие основы организации школьного и дошкольного обучения. // Здоровье, обучение и воспитание детей: история и современность (1904−1959−2004). -М. -2006. С. 184−193
  132. М.И., Сазанюк З. И. с соавт. Дошкольное и предшкольное образование: проблемы охраны здоровья детей. // Мат. III Всеросс. форума «Здоровье нации основа процветания России». — М. — 2007. — С. 225−227
  133. А.Г., Каневская Л. Я. с соавт. Методология комплексной оценки условий воспитания и обучения детей и подростков. // Гиг. и сан. — 2000, № 4.-С. 33−36
  134. Л.М., Шубочкина Е. И. Гигиенические проблемы профессионального обучения подростков и пути решения. // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке. Мат. Межд. конгр. Ч. 3. -М. 2004. — С. 186−188
  135. Л.П., Рахманин Ю. А., Ревазова Ю. А., Журков B.C. Роль генетических исследований при оценке влияния факторов окружающей среды на здоровье человека. // Гиг. и сан. 2005, № 6. — С. 59−62
  136. О.И., Бондарец И. А. с соавт. Генетические аспекты адаптации популяций к воздействию внешних факторов. // Научно-методич. основы изучения адаптации детей и подростков в условиях жизнедеятельности. 2006. — С. 215−222
  137. Ф.Г. Патофизиологические и патоморфологические аспекты пульмонологии. // Вестник РАМН. 1998, N 10. — С. 36−38
  138. Федеральный закон № 52-ФЗ от 30.03.99 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
  139. Н.Н., Аксенова О. И. с соавт. Заболеваемость как критерий оценки влияния автотранспорта на здоровье населения Москвы. // Гиг. и сан.- 1998, № 5.-С. 3−5
  140. Н.Ю. Социально-гигиенические факторы и здоровье детей. // Гиг. и сан. 2001, № 2. — С. 58−60
  141. О.Р. Влияние факторов окружающей среды на функциональное и психическое состояние младших школьников: Автореф. дис. к.м.н. Казань. — 1998
  142. М.Г. Опыт гигиенической разработки проблемы физических факторов окружающей среды / Гигиена и санитария. 1999. -№ 4. — С. 3.
  143. М.Г., Звиняцковский Я. И., Вайнруб Е. М., Петриченко А. Е. и др. Заболеваемость, физическое развитие и функциональное состояние организма при разном характере и степени загрязнения окружающей среды // Гигиена и санитария. 1988. — № 4. — С. 26−29.
  144. М.Г., Звиняцковский Я. И., Вайнруб Е. М., Петриченко А. Е. Состояние здоровья как критерий оценки качества окружающей среды // Состояние и перспективы развития гигиены окружающей среды. М., 1985. -С. 25−28.
  145. В.О., Дышиневич Н. С., Сова Р. Е. Токсикология полимерных материалов. Киев, 1988.
  146. Т.Г., Воробьева Е. А. с соавт. Здоровый ребенок. // Мат. 5-го конгресса педиатров России. М. — 1999. — С. 538
  147. Т.С. Комплексная оценка влияния факторов окружающей и учебной среды на здоровье детей на примере г. Волгодонска. // Автореф. дисс. к.м.н. М. — 1996. — 24 с.
  148. Шер С. А. Распространенность иммунологической недостаточности детей промышленного города и пути их оздоровления. // Автореф. дисс. к.м.н. -Н. Новгород. 1991. -23 с.
  149. О.П. с соавт. К концепции развития здравоохранения РФ. // Проблемы социал. гигиены и истории медицины. 1994, № 4. — С. 3−11
  150. А.П. Окружающая среда и здоровье: подходы к оценке риска. С.Петерб.: СПб. МАПО. — 2002, № 2. — С 26
  151. Ф.Ф. Влияние школ на происхождение близорукости. -Спб. 1870. — Отд. оттиск.
  152. В.В., Симаходский А. С. // Экология детства: социальные и медицинские проблемы- Мат. науч.-практ. конф. М. — 1994. — С. 9
  153. И.Ш. Научное обоснование критериев санитарно-гигиенического благополучия дошкольного учреждения. // Автореф. дисс. к.м.н. Н.Новгород. — 1995. — 19 с.
  154. И.Ш. Интегральная оценка образа жизни детей дошкольного возраста. // Профессион. гиг. обучение. Формирование ЗОЖ детей, подростков и молодежи. Мат. Всеросс. науч.-практ. конф. с междунар. участием. 2006. — С. 89
  155. Z. // Gesundheitswesen. 1995. — Bd. 57, № 11.- S. 738 740
  156. Bignon I. Effets sur la sante respiratoire de I homme du dioxide d axote, de I ozone et autres pollutans oxidants de I atmosphere // Pollut. Atmos. 1990. -v. 32.-N128.-p. 244−249.
  157. W. // Environm. Res. 1992. — Yol. 3, № 5. — P. 15−24
  158. Burnett R.T., Dales R.E. et al., // Environm. Res. 1994. — Vol. 65, №
  159. P. 172−194 Burnett R.T., Dales R.E.//Environm. Res. -1994. V. 65,№ 2. -P. 172−194
  160. Jokl M.V. A Note on Standart Methods of Investigating the Hydro-Thermal Microclimate / Subjective and Objectiva Envaluation of the Indoor-Climate / Int. J. Biometrol., 1986, v. 30, N 2.
  161. Flynn J.C., Riddick M.F., Price C.T., Keller T.L. Present status of scoliosis screening in Florida schools. // J. Florida med. Ass. 1985, № 10. — P. 847−852
  162. Forlus E.A., Posner A.M., Quirk J.P. Soil. Sci. 1988. — Vol. 27, № 2. -P. 154−166
  163. Frank R., Jshida K., Suda P. Can. Soil. Sci. 1988. — Vol. 57, № 3. — P. 181−196
  164. L.R. // Environm. Hlth Perspect. 1995. — Vol. 103. — Suppl. 6.-P. 13−18
  165. Goldmith J.R., Brglund R. Epidemiological approach to multiply factors interactions in pulmonary disease: the potential usefilness of pathanalysis. — Ann. N.Y.Acad. Sci., 1974, v. 221, p. 361−375.
  166. B.J., Senecal J. // Am. J. Orthopsychiat. 1995. — Vol. 65, № 3.-P. 434−439-
  167. F., Brunner R., 1995. // Цит. По Э. Ю. Гринене с соавт.- 2004
  168. Karn, Penrose, 1951// Цит. по Алтухов Ю. П. Генетические процессы в популяциях. М.: Академкнига. — 2003. — 431 с.
  169. Krtilova A., Musil М., Stros О. Hygienicke Hodnoceni microklimatu bytu se zretelem k respiracnim onemocnenim. Cs. Hyg., 29, 1984.
  170. Livshitz G., Kobyliansky E. Lemer’s concept developmental homeostasis and the problem of heterozygoty level in natural populations // Heredity. 1985. -V. 55.-P. 341−353
  171. Lyons T.I., Kenworthy I.R., Newman P.W.G. Urban structure and air pollution // Atmoshperic environment. 1990 -N 1 — p. 43−48.
  172. Marttila O., Jaakkola J.J. et al. // Environm. Res. 1994. — Vol. 66. — P. 152−159
  173. Millar K., Steels J. Sustained Peripheral vasoconstriction while working in continuous Intense Noise // Aviat. Space and environ. Med. 1990. — 61, N 8. — 695−698.
  174. Monatsber. Vjnatsbericht uber die Messergebnisse des Zentralen Immissionsmessnetzes — ZIMEN — fur Rheinland — Pfalz // Langssamt Unweltschutz und Gewerbeaufsicht 1991 — N 5 — s. 1−105.
  175. Revasova Y., Zhuchenko N. et al. Organogalogen Compounds. 1999. -Vol. 44.-P. 41−44.
  176. Rylander R., Andersson K., Torsmark U. Research on effects and control of noise in Sweden. // J. Sound and vibration. 1988. v. 127, N 3. — P. 405−406.
  177. Wegner R.D. et alt. 1989. // Цит. По Э. Ю. Гринене с соавт.- 2004
  178. Sterling T.D., Kobayashi D.M. Exposure to pollutants in enclosed «living spaces». Environm. Res., 1977, 13, 1.
  179. Susanzky E. Correlation between brirth prevalences of congenital anjmalies air pollution // Teratology. 1989 — v. 40 — N 3 — p. 216−222.
  180. Weldon, 1901.// Цит. по Алтухов Ю. П. Генетические процессы в популяциях. М.: Академкнига. — 2003. — 431 с.
  181. Vue-Desingue Gisele. // Combat Nature. 1994/ - Vol. 107. — P. 43−45
  182. A., Godden D.J., Brown K. //Thorax. 1994. — V. 49, № 2. — P. 171−174
  183. Woynarowska В., Cernska-Jaszczynska H. Czestosc wystepowania zaburzen narzadu wzroru u dzieci I mlodziezy w Polce w suitle wynikow bilansow zdrowia. // Zdrowie Publ. 1989, № 2. — S. 91−95
  184. L. // Acta Psychiatr. Scand. 1994. — Suppl. — P. 1−84
  185. Szatmari P., Jones M.B. et al. //Am. J. Med. Genet. 1995. — V. 60, № 4. — P. 282−289
  186. F.H. Kobe, D. Hammer // Res. Develop. Disabil. 1994. — Vol. 15, № 3. -P. 209−221
  187. P.J. //Otolaryngol. Head Neck Sirg. 1994.-, № 1. — P. 9−11
  188. J.G., Bursztejn C. // Encephale-1995 V.21, № 4. — P. 307−316
Заполнить форму текущей работой