Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Специфика устойчивого развития северных регионов: На материалах Ямало-Ненецкого автономного округа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Итак, с социологической точки зрения региональные сообщества выступают относительно самостоятельной подсистемой и обладают качеством многообразия. Движение региона к новому качеству — состоянию рефлексивной модернизации — сложный и многомерный процесс, который с необходимостью предполагает количественные и качественные перемены, представляющие собой полосу свободы, пространство выборов, способных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Методологические основы исследования устойчивости региональных систем
    • 1. 1. Условия и факторы устойчивости региональных систем
    • 1. 2. Общие закономерности и региональные особенности устойчивого развития северных территорий
    • 1. 3. Субъективный фактор устойчивости региональных систем
    • 1. 4. Проблема рефлексивного управления устойчивым развитием Арктической зоны
  • Глава 2. Факторы структурной устойчивости в региональном развитии ЯНАО
    • 2. 1. Социально-экономические факторы устойчивого развития ЯНАО
    • 2. 2. Социокультурная подсистема и ее роль в развитии регионального социума
    • 2. 3. Управленческая подсистема как синтезирующий субъект и гарант устойчивого развития региона
    • 2. 4. Основы концепции рефлексивного устойчивого развития ЯНАО

Специфика устойчивого развития северных регионов: На материалах Ямало-Ненецкого автономного округа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы устойчивости регионального развития обусловлена сложной ситуацией в стране. Россия только начинает преодолевать кризис, в ней сохраняются элементы нового и старого, собственно развитие охватывает лишь некоторые сферы производства. Это актуализирует необходимость теоретического анализа транформационных процессов, тем более что практика реформ убеждает в слабой эффективности заимствования чужого опыта без соответствующего теоретического осмысления. В обобщении нуждается и собственно российский опыт обеспечения устойчивости развития1.

Следует отметить, что концепция перехода на путь устойчивого развития (принята на Всемирной конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 г.) реализовалась в правительственном проекте «Концепция перехода России на модель устойчивого развития», однако основные положения достаточно неопределенные, слабо обозначена цель развития и пути ее достижения.

Особое значение проблема устойчивости имеет для процессов регионализации общественной жизни страны, которые проявляются в возрастающей субъектности, обретении территориями реального социально-экономического статуса и соответствующих возможностей оптимального развития. Государственная региональная политика еще не основывается на органическом соединении интересов государства и территориальной общности, что является фактором неустойчивости трансформационных процессов.

Свои специфические проблемы стоят перед регионами Севера и Приполярья. Наличие громадных природных богатств обуславливаете одной стороны^ экономический интерес государства, а с другой предопределили на.

1 Существует мнение, что если в ближайшие 40 лет не будет достигнут успех в реализации устойчивого развития, то деградация окружающей среды и сокращение производства приведут к распаду общества (Браун Л. Р. На пороге нехватки продовольствия //Открытая политика. — 1997. -№ 4). протяжении десятилетий сугубо прагматисткий путь хозяйствования, когда города и поселки сооружались по временной схеме, а в психологии первопроходцев господствовали настроения иждивенчества по отношению к территории. Однако с тех пор на Севере сформировались устойчивые поселенческие общности. Социологические исследования свидетельствуют, что растущая группа людей рассматривают Север, как свою малую Родину, а в государственной политике назрела необходимость перехода от идеологии освоения к идеологии обживания. Смена этих парадигм также актуализирует необходимость специальных социологических исследований, в особенности форм, направлений, — средств обеспечения устойчивости' - региональных систем. В этом отношении анализ достижений и проблем в обеспечении устойчивости Ямало-Ненецкого автономного округа может оказаться полезным для других северных территорий. Состояние исследования проблемы.

Проблема устойчивости является давним предметомдискуссий, междисциплинарные исследования проводились в. различное время I представителями естественных и социогуманитарныхнаук, которые использовали присущие этим науках специфические и комплексные методы.

V " .

Наше внимание привлек системный и синергетический подход при. исследовании проблем устойчивости. Одним из применений их подходов является анализ социальных процессов — социосинергетика (E.H. Князева, Е.Я. Режабек), синергетика истории (С. Гамаюнов), синергетика культуры (М.С. Каган), синергетически — эволюционная теория (В. Аршинов, В. Буданов, А. Суханов).

Проблема устойчивости рассматривалась применительно к физическим и биологическим основам бытия (В.Г. Горшков), экономизации народного хозяйства (В.И. Данилов-Данильян), сохранению биосферы (В.В. Котялков), устойчивому развитию (К.С. Лосев, H. J1. Мальцева, 10. Ф. Абрамов), стратегии переходного периода (H.H. Моисеев) фундаментализации образования (JI.C. Елгина JL С. Жгун), в аспекте синергетического подхода (П. Глексдорф, И. Пригожин.), в космическом изменении (JI.B. Лесков).

Однако синергетический и гомеостатический подходы скорее потенциальны, чем реальны. По крайней мере, они нуждаются в дальнейшем развитии применительно к социальным системам, в технологизации своих достижений. Как представляется автору диссертации, значительные научные результаты были получены при использовании системного подхода, который реализовался в ряде методик исследования, которые имеют существенное значение для регионального развития. Возможно и объединение этих методик. В. П. Шалаев использует в качестве переходного термин «системно-синергетический подход», подчеркивая тем самым единство целостного видения и неклассической изменчивости. Применительно к общественному развитию это переосмысливается в работах В. Л. Алтухова, А. Д. Богатурова, A.B. Виноградова, В. В. Лапкина, В. И. Пантина, H.A. Симонии и ДР.

Конкретизация исследовательского интереса и потребности в изучении социальных фактов как «реальной действительности» (В. А. Ядов) предопределил внимание к исследованиям региональной жизни. На стыке ряда наук формируется новое направление — регионология (регионоведение).

Проблема регионального развития и устойчивостимеждисциплинарная тема, в которой проявилось творчество представителей ряда научных дисциплин. Философский анализ устойчивого и безопасного развития региона представлен в работах Ю. Ф. Абрамова, В. В. Мантатова, Б. Родомана и других. Духовные истоки, ценности и перспективы устойчивого развития общества рассмотрены в трудах Л. В. Мантатовой. Решение этой проблемы возможно при междисциплинарном подходе, основанном на системном анализе с привлечением концептуального аппарата экономической географии, этнографии, социологии и других дисциплин. Это проанализировано в работах Д. Б. Гелашвили, В. Г. Горшкова, К.Я.

Кондратьева, А. Н. Косарикова, В. М. Котлякова, В. В. Найденко, A. J1. Новоселова, A.B. Позднякова, Г. С. Розенберга, А. Д. Урсула, Н. В. Чепурных.

Следует выделить работы J1.C. Богословской, Ю. В. Бромлея, В. И. Бойко, Ф. С. Донского, Е. Г. Егорова, И. И. Крупника, В. М. Курикова, В. П. Мельникова, В. В. Сыроечковского, в которых исследованы социальные проблемы Севера. Экономические аспекты жизни северных территорий освещались в работах Бурханова В. Ф., Гладышева А. Н., Космачева К. П., Куликова A.B., Кукинова В. М., Лузина Г. П., Мякиненкова В. И., Николаева М. Е., Позднякова A.M., Полякова С. Н. Учеными Уральского научного центра проведено ряд важных исследований, среди которых можно выделить работу А. Суховей и В. Волкова «Стратегические приоритеты социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2010 года». В трудах В. Житенева, А. Новокрещенова, В. Романова содержатся важные установки об особенностях региональных процессов.

В настоящее время концепция устойчивого развития начинает по-новому переосмысливаться на основе «критической теории» Ю. Хабермаса (дискурс и диалогичность), концепции «рефлексивной модернизации» Э. Гидденса (переосмысления новых форм медиации, восстановление единства и социальной сплоченности). Устойчивое развитие анализируется сквозь призму субъективно-ориентированных концепций «рефлексивного управления» (В. А. Лефевр, В. Е. Лепский) и институционально ориентированных концепций Дж.-П. Восс, Р. Кемп. Понятие «рефлексивность», отработанное в трудах У. Бека, становится методологическим инструментом для анализа условий и факторов устойчивого развития.

На пути социологического анализа проблемы устойчивого регионального развития северных территорий встречаются значительные методологические и теоретические сложности. Сохраняется разрыв между структурно-функционалистким и социокультурным подходами при анализе региональных проблем. Нуждаются в отдельном анализе новые подходы к устойчивому развитию, с позиций теории рефлексивной модернизации. Имеются сложности и более конкретного характера. Так, не' хватает теоретических трудов по проблемам системного подхода к развитию региона как структурной целостности. Социологические исследования охватывают преимущественно отдельные аспекты устойчивого функционирования —. территориального комплекса, и недостает обобщающих трудов.

Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что объектом нашего исследования является устойчивость в развитии северных территорий в целом и ЯНАО в особенности.

Предметом исследования выступают основные компоненты, условия и факторы обеспечения устойчивого развития ЯНАО.

Цель исследования — провести социологический анализ условий и факторов достижения устойчивости в сбалансированном развитии северных территорий на примере ЯНАО. Задачи:

Исследовать теоретическое значение понятия «устойчивость» для анализа регионального развития и обосновать специфику устойчивости природных и социальных систем, единство внутренних и внешних факторов.

Выявить общие закономерности и региональные особенности устойчивого развития северных территорий.

Обосновать ведущие структурные элементы, которые обеспечивают устойчивость региональных систем.

Определить роль управленческого фактора в устойчивом региональном развитии ЯНАО и выявить возможности для перехода региона на модель рефлексивной модернизации.

Обобщить данные эмпирических исследований о состоянии и перспективах развития отдельных подсистем регионального социума.

Разработать, на основе синтеза теоретических представлений и.

V, обобщения эмпирических данных, методологические и методические подходы к разработке концепции рефлексивного, устойчивого развития ЯНАО.

Гипотеза исследования базируется на предположении о возможности выявить. системные факторы, определяющие устойчивость развития северных территорий. Продолжающийся переход от идеологии освоения территории к идеологии обживания региона актуализирует главным образом управленческий фактор, способность властей найти системные. балансы (гомеостаз) между интересами добывающей экономики и постоянно живущего населения, состоянием индустриальных социальных ресурсов и полноценным социокультурным развитием коренных малочисленных народов. Конечным на данный момент результатом может быть обоснование основных методологическихподходов для разработки концепции рефлексивного, устойчивого регионального развития ЯНАО.

Методологической и теоретической основами исследования являются положения отечественной и зарубежной науки о развитии региональных систем.

Важное значение для обоснования ' теоретических положений диссертационного исследования имели труды классиков социологии Э. Дюркгейма, М. Вебера, Р. Мертона, Т. Парсонса, П. Сорокина, а также таких отечественных ученых как С. Е. Алексеев, Т. И. Заславская, B.C. Степин, И.В. Бетужев-Лада.

Основным методом исследования является системно-диалектический. Используются элементы. синергетического подхода, который в социологическом аспекте создает предпосылки для обобщения разнородных результатов конкретных исследовании, и формирования системы мониторинга показателей устойчивости.

Используется также междисциплинарный подход, который включает в себя не только социологическое, но и социокультурное, психологическое и социально-политическое осмысление, проблем устойчивого регионального развития.

Эмпирическую и информационную базу диссертации составили:

• официальные документы и статистические материалы, опубликованные в центральной и местной печати;

• социологическая научная литература, посвященная проблемам устойчивого регионального развития;

• теоретические разработки отечественных и зарубежных ученых в области социальных процессов;

• данные вторичного анализа мониторинга социальной напряженности в ЯНАО:

• результаты экспертного опроса, проведенного диссертантом;

• текущий архив Администрации ЯНАО, в том числе аналитические записки и другие материалы, подготовленные диссертантом в период с 2000 г. по 2005 г.

Характеристика Программы исследования дана в Приложении № 1.

Методика исследования предполагает изучение и обобщение достигнутых результатов в отечественной и зарубежной науке. Подвергается анализу социологическая литература на русском и английском языках. Экономическая, политологическая и культурологическая литература была использована лишь в той мере, в какой она способствовала задачам социологического синтеза и обобщения процессов устойчивого развития.

Методы исследования являются с одной стороны классическимидедукция и индукция, диалектические подходы, с другой стороны использованы феноменологические методы. Особенное внимание уделяется использованию социологических методов — включенного наблюдения, вторичному анализу социологических данных, экспертному опросу, статистическому анализу.

В диссертации используются также общие для социальных наук методы исследования: системный анализ, сравнительный анализ, методы типологизации и классификации, метод теоретической интерпретации, методы аналогии и обобщения.

Логика изложения основана на первоначальном выявлении содержания ключевых понятий устойчивости и развития, создающих методологические предпосылки для дальнейшего исследования. Конкретизация их позволяет уточнить сущность регионального развития и определить ключевое значение субъектного измерения. Обосновывается необходимость учитывать экономические, социальные, духовные компоненты регионального развития в единстве их функциональных характеристик. Полученные теоретические представления затем проверяются и уточняются через анализ эмпирических данных о состоянии устойчивости экономической, социокультурной и управленческой подсистем ЯНАО. В заключительном параграфе обобщается полученное новое знание и ставится проблема разработки цельной концепции устойчивого развития.

Научная новизна исследования заключается в обосновании предпосылок обеспечения устойчивости региона как сбалансированности структурных компонентов и как результата рефлексивного управления северными территориями. Это может быть конкретизировано в следующих положениях:

Выделены основные компоненты устойчивого развития региона на основе системного подхода.

Проведен комплексный социологический анализ основных факторов устойчивого развития региона ЯНАО. Конкретизировано применительно к условиям развития региона понятие «институциональная ловушка».

Исследована специфика применения концепции рефлексивной модернизации к обеспечению развития хозяйственных и социальных ресурсов северных территорий. Обоснована ведущая роль рефлексивного управления региональными системами в обеспечении их устойчивости.

Определены основные подходы к формированию концепции рефлексивного, устойчивого развития ЯНАО.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Устойчивость социальных систем определяется, во-первых, целостностью взаимосвязанных частей при взаимодействии с внешней средой, во-вторых, структурной устойчивостью, которая обеспечивается способом связи элементов, их разнообразием, способностью к динамике. Условием устойчивости является совокупное функционирование трех одноуровневых элементов — субстанциональных, аналитических и качественных, что выражается в единстве трех подсистем региональной жизни: экономической, социокультурной, управленческой.

2. В существующей государственной концепции устойчивого развития реализован по преимуществу принцип устойчивости как сохранения целого. Социально-экономическая подсистема северных территорий для своего устойчивого развития с необходимостью требует увеличения хозяйственного разнообразия, закрепления населения для постоянного проживания, противопоставления экстремальности природных условий повышенного уровня комфортности проживания, сильной социальной защиты. Социокультурная подсистема предполагает развитие субъектных качеств населения. Этому способствует рост региональной идентичности и становление соответствующей идеологии.

3. Основные элементы региональной системы находятся в структурно-функциональной связи, причем качественные (в нашей интерпретации социокультурные) характеристики выступают как цель преобразований, субстанциональные (социально-экономические) представляют собой сферу удовлетворения потребностей региональных субъектов. Устойчивое развитие ЯНАО предполагает необходимость рефлексивного управления, которое способствует принятию тактических и стратегических решений на основе анализа меняющейся социальной и экономической ситуации. Составной частью стратегии является вторичная рефлексия — проведение мониторинга устойчивого развития.

4. Концепция рефлексивного, устойчивого развития Ямало-Ненецкого автономного округа должна представлять собой комплексное единство экономическом, социокультурном и управленческой стратегиииметь в качестве артикулированной цели благосостояние человека и воспроизводство человеческого капиталабыть ориентированной на выход из институциональных ловушек, в которых находится региональный социумособое внимание уделять повышению качества жизни населения округа и увеличению возможностей развития человекаосновываться на детально проработанной идеологии, интегрировавшей лучшие черты традиции и современности, ориентированной на обживание территории и культивирующей чувство региональной ямальской идентичности.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Социологический анализ проблемы устойчивости регионального развития является неотъемлемой частью переосмысления социальной теории в условиях трансформации России, изучения закономерностей устойчивого развития социальных общностей. Положения и выводы создают возможность уточнения региональной политики. Это относится к обоснованному автором компонентному составу региональных систем, к условиям и факторам рефлексивного управления, к методике разработки специальных программ рефлексивного, устойчивого развития северных территорий.

Их практическое применение возможно, по убеждению автора, во-первых, при разработке региональных управленческих решений на основе учета системности и устойчивости развития ЯНАО, во вторых, при формировании общественного мнения о целесообразности закрепления населения на постоянное место жительства, в третьих, для прогнозирования социальных процессов в регионе на основе анализа факторов, влияющих на системность регионального развития, в четвертых, в научно-консультативной деятельности и в процессе переподготовки управленческих кадров. Отдельные научные результаты могут быть использованы при разработке социологических программ исследования регионального развития.

Апробация работы. Основные аспекты диссертационной работы докладывались на различных конференциях. Ряд практических рекомендаций используются в управленческой деятельности Администрации ЯНАО. По теме диссертации опубликовано пять печатных работ. Диссертационная работа обсуждалась и получила одобрение на кафедре социальной философии и социологии Иркутского государственного университета.

Решение проблемы устойчивости регионального развитиякомплексное направление научных исследований. По мере углубления анализа актуализируется необходимость оценочных интерпретаций, что может найти выражение в существовании неоднозначных решений.

Выводы: согласно статистическому анализу, массовому опросу и экспертному интервью, у жителей Ямало-Ненецкого автономного округа, -включая как коренное^- так и. пришлое население, — есть достаточно широкие возможности удовлетворения, потребностейв образовании. Более того, эти потребности могут быть удовлетворены на достаточно высоком уровне, чему способствует как диверсификация типов образовательных учреждений (от дошкольных до высшего образования), так и профессиональный уровень сотрудников данных учреждений.

К основным проблемам в данной сфере относятся, прежде всего, все еще недостаточная материально-техническая база, и неудовлетворительный уровень оплаты труда работников учреждений образования, сказывающийся на их профессиональной мотивации и заинтересованности.

Вместе с тем, с точки зрения значимости для устойчивого развития округа, данная сфера демонстрирует достаточно хороший потенциал. При.

Существуют, впрочем, и более амбициозные прогнозы, согласно одному из которых, например, «Арктическая цивилизация должна стать глобальным субъектом мирового процесса, обладающим собственной ценностной системой, своими целевыми установками, политической, экономической и интеллектуальной мощью, способностью принимать стратегические решения, в пределенаправлять или корректировать мировую динамику по собственным сценариям мирового развития» (Дубнов А. П. Циркумполярные страны Арктического региона в сценариях развития глобализациопного процесса. Цивилизационный контекст. — Ямал в панораме российской истории. Материалы по проблемам семинара исследования Ямала. — Салехард-Екатеринбург: Банк культурной информации, 2004. — С. 213). условии дальнейшего совершенствования и повышенного внимания со стороны администрации округа, ориентированного на превращение ЯНАО в регион «обучающего типа», сфера образования может сыграть значительную роль в качестве фактора устойчивого развития территории.

Системе здравоохранения в Ямало-Ненецком автономном округе уделяется достаточно большое внимание. Обеспеченность врачами растет систематически и по результатам деятельности за 2004 г. опережает среднероссийский показатель. Жители округа оценивают деятельность учреждений здравоохранения достаточно положительно.

Наряду с этим, основными недостатками данной социальной сферы большинство жителей считает не вполне удовлетворительную оснащенность соответствующим оборудованием. Уровень оплаты труда специалистов здравоохранения также оставляет желать лучшего. Экспертыпредставители бюджетной сферы (те же педагоги и врачи) оценили возможность получения медицинской помощи приличного уровня как достаточно низкую.

Ситуация в сфере социальной защиты в Ямало-Ненецком автономном округе характеризуется достаточно активными действиями местной администрации по недопущению снижения уровня жизни отдельных категорий граждан округа, через реализацию мер социальной поддержки, предусмотренных, главным образом местными, региональными законодательными актами.

Такая рефлексивная социальная политика позволяет поддерживать слабо защищенные категории населения, и предупреждать проявления социального недовольства, или протеста, что, с точки зрения обеспечения устойчивого развития территории, может выступить, безусловно, значимым фактором.

Возможности удовлетворения своих культурных потребностей и запросов, реализации своих художественных наклонностей и талантов у жителей округа есть. Более того, данная сфера жизни Ямала демонстрирует признаки прогрессии, подтверждая тем самым тезис о ее функциональном значении как одного из факторов устойчивого развития территории.

Имеющиеся в сфере культуры и досуга ЯНАО проблемы не являются, в целом, неразрешимыми, общая же тенденция все большего охвата культурно-досуговыми услугами населения округа, со все большей диверсификацией своих возможностей и направлений деятельности, внушает достаточно оптимистичные надежды относительно будущего этой отрасли в округе и ее роли в обеспечении устойчивого социального прогресса территории.

Традиционная культура коренного населения ЯНАО обладает чертами, которые могут усилить гуманистическую составляющую концепции развития, и выступить значимым фактором в придании ему действительно «устойчивого» характера. Это тот реальный вклад, который может внести циркумполярная культура в обеспечение социального, экономического и социокультурного прогресса северных территорий и народов их населяющих.

Содержательные характеристики, как объективного (статистического), так и субъективного (оценочного) характера позволяют, на наш взгляд, сделать вывод о том, что социокультурная инфраструктура, наличие и возможности удовлетворения культурных потребностей, особенности традиционной культуры коренных народов Ямала в состоянии выступить совокупно одним из структурообразующих факторов в обеспечении устойчивого развития округа.

2.3. Управленческая подсистема как синтезирующий субъект и гарант устойчивого развития региона.

Очевидно, что эффективность управления регионом верифицируется, прежде всего, через такие морфологические показатели, как уровень жизни населения, состояние социальной сферы, положение дел в экономической подсистеме. Немалое, — если не решающее, — значение имеют наличие и успешность инновационных подходов и решений к управлению территорией, количество, проработанность и направленность реализуемых здесь целевых программ.

Однако, самый главный, хоть и изменчивый, критерий успешности руководства — это общественное мнение, оценка людей, непосредственно испытывающих на себе степень эффективности власти региона, в котором они живут, степень их доверия местным руководителям.

Посмотрим, как с точки зрения группы этих критериев может быть охарактеризована власть Ямало-Ненецкого автономного округа.

Среди многих составляющих, обеспечивающих нынешнюю социальную стабильность региона, особое место занимает содружество власти и ученых, в результате которого в Ямало-Ненецком автономном округе сложилось свое, территориальное научное сообщество. Более десятилетия социологи, психологи, политологи и математики исследуют динамику развития социально-экономической и политической ситуации в автономном округе, дают органам окружной и муниципальной власти рекомендации по снижению уровней социальной напряженности, обеспечивают важнейшей информацией о настроениях людей, проблемах которые волнуют северян. Это особо важнЬ в условиях, когда население трудно, порой болезненно переживает реформирование российского общества и власть должна видеть, как отражаются реформы в зеркале общественного мнения.

С 1996 года существует научное сотрудничество, администрации >

Ямало-Ненецкого автономного округа с Уральской, академией государственной Ъпужбы в разработке автоматизированной ^информационно-' аналитической системы «Мониторинг социальной напряженности». К концу.

2005 года было осуществлено 20 замеров уровней социальной напряженности с одновременной диагностикой социально-экономической и политической ситуации на территории автономного округа. Помимо базовых мониторинговых вопросов в научный инструментарий вводились сменные блоки, позволяющие в нужный момент выяснять отношение населения к разным аспектам жизни северного сообщества: к реформе ЖКХ, к деятельности милиции, судейской системе, электоральные предпочтения избирателей в период выборных кампаний и т. п.

Мониторинговая диагностика социальной ситуации сопровождалась регулярными общеокружными семинарами, проводимые Департаментом информации и общественных связей Администрации ЯНАО. С участием ученых из Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга специалисты департамента и информационно-аналитических служб 13 муниципальных образований, регулярно обсуждали итоги очередного замера уровней социальной напряженности, уточняли и совершенствовали методику исследований. В результате такой работы сложилась упорядоченная система информационно-аналитической деятельности органов государственной власти и местного самоуправления региона. Научное сообщество, осуществляет:

— социологические замеры уровней социальной напряженности среди различных социальных групп в территориальной и временной динамике, определение «болевых точек» массового сознания, характера эмоционального состояния населения, его отношения к общественным проблемам и деятельности органов власти;

— при помощи экспертных опросов оценку и анализ сведений об информационных и политических структурах, определение степени их влияния на массы, что позволяет прогнозировать развитие социальной ситуации;

— сбор и автоматизированный анализ статистической экономической информации о факторах, провоцирующих рост социальной напряженности;

— автоматизированную обработку получаемой информации во временной и территориальной динамике, компьютерное моделирование возможных вариантов развития ситуации, оценку эффективности конкретных действий власти по снижению социальной напряженности;

— диагностику электоральной ситуации, политических настроений и ориентаций избирателей округа, выявление оценки населением деятельности органов власти и конкретных политиков федерального и регионального уровня;

— разработку рекомендаций по снижению уровня социальной напряженности.

Анализ корреляционных связей уровней социальной напряженности, обусловленной действием экономического, политического, национального и экологического факторов позволял выявить интегрированный показатель социальной напряженности в территориальном разрезе. Регулярные социологические замеры позволили строить прогнозную модель развития социально-экономической и политической ситуации во временной и территориальной динамике. Подобных примеров долгосрочного сотрудничества власти и науки в других регионах. России автором диссертацшиге обнаружено" - '. .-/ '.

Присопоставлений истории с тем, что" мы выяснили в предыдущей главе, сегодняшнее отношение федерального центра к Северов очень многих чертах напоминает политику ' советских времен та же ставка на, утилитарный подход к территории, то же невнимание к социальным, культурным, бытовым условиям, к факторам повседневной жизни населения, та же ориентация на «освоение Севера». Вновь оказалась утраченной перспектива и главная цель государственного управления — сам человек. По справедливому замечанию профессора МГУ В. Ф. Шаповалова, — «Следует прямо и однозначно признать, что главная и высшая цель государственного управления — защита жизни, чести и достоинства личности, обеспечение условий для благополучия и процветания граждан. Именно эта цель определяет сущность государственного управления. Ее следует считать целью стратегического (фундаментального) характера. Она определяет те основные задачи государственного управления, которые выступают конкретизацией данной цели. Такое понимание высшей (стратегической) цели государственного управления означает, что призвание государства отнюдь не в удержании своих граждан в трепетной покорности во имя неких высших государственных интересов, а в первую очередь в служении гражданам82.

Предпринимаемые Администрацией ЯНАО действия, все же, обладают, на наш взгляд, определенными элементами такой «человекоразмерности». В поисках инновационных алгоритмов, в решении проблемы управления Севером, руководство округа выделяет несколько сегментов:

— регулирование жизнедеятельности коренного населения;

— управление условиями жизнедеятельности приезжего населения, его природно-климатической, социальной и культурной адаптацией к специфике Севера, что во многом тождественно созданию здесь искусственной среды обитания;

— руководство технологическими процессами, то есть приспособлением к северному своеобразию имеющихся в распоряжении общества технологий производства;

— упорядочивание взаимодействия двух во многом взаимоисключающих стратегий территориального природопользования — традиционной для Севера и привнесенной извне [106, с. 124].

Государственные программы, реализуемые в ЯНАО.

Приоритетными направлениями реализации федеральных программ на территории автономного округа являются:

— государственная поддержка развития экономики и культуры коренных малочисленных народов Севера;

82 Шаповалов В. Ф. Чем и как собираются управлять наши управленцы? (Наука управления и подготовка кадров государственных служащих) //Общественные науки и современность. 2005. -№ 10. -С. 90.

— строительство жилья для коренных малочисленных народов Севера и возрождение факторий;

— строительство жилья за пределами округа, оказание государственной поддержки гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

— развитие транспортной системы автономного округа.

Реализация мероприятий федеральных целевых программ на территории автономного округа осуществляется за счет средств федерального и окружного бюджетов.

На 2004 год за счет средств федерального бюджета утверждены к финансированию 10 федеральных программ и подпрограмм в объеме 67,25 млн. рублей. Мероприятия программ профинансированы за счет средств федерального бюджета в объеме 48,74 млн. рублей или 72% к утвержденному годовому объему финансирования, выполнены в объеме 40,89 млн. рублей (61% к утвержденному объему финансирования).

За счет окружного бюджета мероприятия профинансированы и выполнены полностью. Основной проблемой реализации федеральных программ за счет средств федерального бюджета на территории автономного округа является недостаточность ежегодно утверждаемых лимитов государственных инвестиций по федеральным программам для решения проблем, определенных этими программами. Так, расчетная потребность автономного округа в финансировании за счет средств федерального бюджета мероприятий федеральных целевых программ в 2004 году — 1,7 млрд. рублей, утвержденный лимит на этот год составляет 4% от потребности.

Окружные программы. Объем окружных средств, направляемых на реализацию окружных целевых программ, ежегодно возрастает. Реализация мероприятий окружных целевых программ осуществляется на территориях всех муниципальных образований автономного округа.

В течение 2003;2004 гг. основная часть окружных средств, предусмотренных на реализацию окружных целевых программ, направлялась на финансирование капитальных расходов, что характеризует программно-целевой подход к решению проблем автономного округа. Большая часть окружных программ решает задачи социальной сферы, мероприятия их направлены на укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, социальной защиты, образования, культуры, проведение молодежной политики и поддержки жилищного строительства в округе. В окружном бюджете на 2004 год утверждено 35 окружных целевых программ и подпрограмм в объеме 3,68 млрд. рублей.

Общеобластные программы. В 2004 году администрация Ямало-Ненецкого автономного округа принимала участие в финансировании нескольких общеобластных программ и ряда общеобластных мероприятий, на их реализацию в окружном бюджете утверждено 68,73 млн. рублей, из них на финансирование учреждений юга области — 54,13 млн. рублей.

Фактически за 2004 год на реализацию общеобластных программ и мероприятий направлено 64,82 млн. рублей, из них на финансирование общеобластных программ — 22,23 млн. рублей (91% от утвержденного годового лимита). На финансирование учреждений юга области направлено 52,40 млн. рублей, в том числе по общеобластным программам — 9,81 млн. рублей или 100% от утвержденного лимита.

Реализуются следующие программы:

Анти-СПИД" - Программа имеет статус окружной и реализуется в рамках соответствующей общеобластной программы.

Развитие высшего и среднего профессионального образования и поддержка науки в 2001;2005гг" - Мероприятия программы направлены на проведение областных студенческих олимпиад, выставок, научных и научно-практических конференций, творческих конкурсов, оказание адресной помощи и поддержки студентов из социально-незащищенных групп населения области, поддержки талантливой молодежи, укрепление и развитие материально-технической базы ВУЗов и ССУЗов.

Совместное финансирование мероприятий по обеспечению пассажирских перевозок и устойчивой работы транспорта, связи и автодорог" - Автономным округом финансируются дотации на пассажирские перевозки с целью сохранения доступности этого вида транспорта, на основании заключения ежегодного договора между ЯНАО и перевозчиком на линии пассажирских речных перевозок Тобольск — Ханты-Мансийск — Салехард.

Развитие рыбного хозяйства Тюменской области" — Программа предусматривает финансирование Государственного предприятия «Абалакский экспериментальный рыборазводный завод» для воспроизводства запасов ценных видов.

По данным мониторинга социальной напряженности, осуществляемого департаментом информации и общественных связей Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа, после кризиса 1998 года, когда две трети северян испытывали возмущение, гнев и ненависть в адрес властей всех уровней за неспособность обеспечить людям достойную жизнь, с 2000 года ситуация стала постепенно улучшаться. За последние три года заметно чаще жители автономного округа стали испытывать удовлетворение своей нынешней жизнью, перестала расти группа людей, которые растерялись в новой ситуации и ощущали безысходность, неверие в то, что в обозримом будущем их жизнь изменится к лучшему. Постепенно уменьшалось число людей, которые испытывают негативно-агрессивные эмоции: возмущение, гнев, ненависть. Но следует отметить, что позитивные изменения в настроениях северян замедлили свой темп — около 40% опрошенных в течение 2003;2004 годов испытывали возмущение, гнев и ненависть в адрес властей, которые мало заботятся, с точки зрения респондентов, о благосостоянии рядовых людей. В мае 2005 года таких респондентов насчитывалось 31% от числа опрошенных.

Негативно-агрессивные чувства — это возмущение, гнев и ненависть в адрес властей всех уровней, которые не могут обеспечить людям достойную жизнь. До 1998 года северяне мало испытывали негативно-агрессивные чувства — более распространены были настроения неудовлетворенности, растерянности, безысходности, т. е. негативно-пассивные эмоции по оценке своей собственной жизни. В период кризиса 1998 года и целый год после него возобладали негативно-агрессивные чувства, которые были направлены вовне личности — на внешнего виновника неблагополучия — на власть. Их испытывали две трети населения ЯНАО.

Перелом наступил с избранием нового Президента РФ В. В. Путина и формированием нового Правительства страны. Правда, через несколько месяцев вновь вспыхнули негативно-агрессивные эмоции — люди надеялись на немедленное изменение ситуации к лучшему, но чуда за столь короткий срок не могло произойти. Постепенно экономическая ситуация стала улучшаться, политическая — стабилизировалась. Настроение северян также постепенно стало улучшаться, но к докризисному состоянию эмоциональная атмосфера в автономном округе пока не вернулась.

За последний год стал более сфокусированным образ «внешнего врага», виновного, с точки зрения опрошенных в нынешнем неблагополучии северян. Болезненное восприятие населением резкого роста тарифов, расходов на содержание жилья, неэквивалентная замена натуральных льгот денежными выплатами усилили недовольство деятельностью Правительства РФ, вызывающим поведением олигархов, тесно связанных с этим правительством, Государственной Думы РФ. В 1,5 раза уменьшилось число тех, кто затруднился определить виновников своего неблагополучия.

Как показывает анализ проблем, волнующих население, решение немалого числа их зависит от местных властей — особенно в сфере ЖКХ. Не случайно в 2,3 раза выросло число тех северян, кто считает виновником своего неблагополучия местные власти. В целом, ухудшение экономического самочувствия населения в 2005 году, рост критических настроений в адрес федеральной и местной власти привели на территории ЯНАО к некоторому росту социальной напряженности.

Таким образом, на смену тенденции стабилизации социально-экономической ситуации, роста удовлетворенности населения автономного округа материальным положением в 2001—2004 годах, в первой половине 2005 года основные показатели экономического самочувствия северян, степень социальной напряженности вновь вернулись на уровень 2000 года. Основными причинами повышения общественного недовольства, социальной напряженности стали резкий рост расходов населения на содержание жилья, коммунальные услуги, проезд на железнодорожном и авиационном транспорте, неэквивалентная замена натуральных льгот денежными выплатами. Заметно ухудшилось отношение населения к деятельности федеральной власти, прежде всего, Правительства и Государственной думы РФ.

Вместе с тем, согласно данным этого же опроса, 64% жителей ЯНАО доверяют губернатору округа Ю. В. Неелову, 15% — затруднились од ответить, 15% — скорее не доверяют, и 7% — не доверяют .

По результатам проведенного нами в конце 2005 года экспертного опроса, восприятие действий окружной власти и ее оценка следующая. На вопрос о том, как бы Вы охарактеризовали основную направленность социально-экономического развития округа сегодня, 41% опрошенных нами экспертов выбрали вариант «грамотное освоение природных ресурсов, с продуманной социальной политикой», такое же количество (41%) охарактеризовали эту направленность как «добычу природных ресурсов с некоторым вниманием к человеческому фактору». Только 8%.

83 См.: Социально-экономическая и политическая ситуация в Ямало-Ненецком автономном округе. — Аналитическая записка по результатам 20-го мониторингового замера социальной напряженности в 13 муниципальных образованиях автономного округа, проведенного в мае 2005 года. Департамент информации и общественных связей Администрации ЯНАО: Салехард, 2005.

131 респондентов считают, что имеет место «простая и откровенная эксплуатация природных и человеческих ресурсов, без особой стратегии и планирования». Наиболее критично оказались настроенными представители бюджетных и некоммерческих организаций. На вопрос о том — все ли возможное делает администрация округа для его устойчивого развития, 70% опрошенных экспертов ответили, что администрация, конечно, делает немало, но могла бы делать и больше. 20% респондентов считают, что администрация автономного округа делает все возможное, 8% — затруднились ответить, и 3% сказали, что администрация делает мало. Ни один из экспертов не выбрал вариант «администрация не делает для устойчивого развития округа практически ничего».

Экспертам также было предложено дать оценку сложившимся в округе отношениям в некоторых интеракционных системах, в том числе, с участием власти. Были получены следующие результаты.

Отношения между общественными организациями и структурами государственной власти в округе были оценены как «ровные» — 64% респондентов, «гармоничные» (25%), и «напряженные» (11%). Надо отметить, что среди представителей некоммерческих организаций вариант «напряженные» выбрали 22% опрошенных.

Отношения между средним и малым бизнесом и структурами государственной власти — 68% - ровные, 27% — напряженные, 3% — гармоничные, и 3% — конфликтные. Представители производственной сферы и малого бизнеса были наиболее критичны, сочли эти отношения напряженными 44% и 40% респондентов из этих групп соответственно.

Отношения между исполнительной и законодательной властями в округе — 51% - ровные, 41 — гармоничные, 5% — напряженные, и 3% -конфликтные, причем таковыми их считают только представители производственной сферы (22% от числа экспертов из этой группы).

Таким образом, окружные власти достаточно хорошо представляют как свои сильные, так и проблематичные стороны в области управления.

Руководство округа формулируют четко две задачи в этой сфере: 1) обеспечить эффективное согласование целей работы окружных и местных властей, территориальных структур федеральных органов власти с социально-экономическими задачами общенационального значенияи 2) кардинально поднять эффективность государственного управления, степень доверия со стороны населения к властям всех уровней. «Отсюда новые требования к методологии бюджетного планирования. В конечном счете, службы экономического проектирования и финансового регулирования в новых условиях должны стать центром всей системы государственного управления84.

Население ЯНАО относится к своим властям достаточно лояльно, как по данным массовых зондажей, так и по данным экспертного опроса, проведенного нами. Собственно, положение дел в экономической и социокультурной сферах, проанализированное нами в предыдущих параграфах, косвенным образом позволяли предположить именно такого рода результаты.

В общем, очевидно, что количественные данные о направленности и результативности управления, осуществляемого администрацией округа, находят свою логичную корреляцию с данными качественных исследований. «Объект управления» — население округа — в целом доверяет окружным руководителям, и оценивает их деятельность достаточно позитивно, что позволяет нам делать вывод о достаточно высокой эффективности управленческой практики местной власти, и определенном уровне взаимопонимания, достигнутом здесь между нею и жителями округа. Многообразие субъектности создает предпосылки для преодоления институциональных ловушек (экспортно-ориентированная сырьевая специализация региона и идеология освоения), для повышения качества жизни и развития человеческого потенциала.

84 Выступление губернатора ЯНАО Ю. В. Неелова на заседании Государственной Думы ЯНАО 25 ноября 2005 г.// Красный Север. 2005. — № 95. — С. 2.

Таким образом, рефлексивное управление может выступить необходимым условием рефлексивной модернизации региона — развития территории, в котором и человек и среда его обитания, и его хозяйственная деятельность будут представлять собой оптимальное комплексное единство, ориентированное на устойчивость и гармонию.

2.4. Основы концепции рефлексивного устойчивого развития ЯНАО.

Последний параграф главы по необходимости носит синтезирующий характер. Его, задачей является обобщение социодогичес^си проверенных. представлений о, -возможностях ^ устойчивого-, развития ' ЯНАО как модельной территорииСевера и определение теоретических предпосылок для разработки в дальнейшем концепции рефлексивного устойчивого развития. Концепция рефлексивного устойчивого развития ЯНАО позволит придать целевое единство региональным программам и будет способствовать осознанию региональным сообществомосновных перспектив своей жизнедеятельности.

Исходные положения включают четыре основные аспекта: {. Разработка концепции рефлексивного устойчивого развития ЯНАО должна, по необходимости ^ принимать во внимание достаточно специфичный комплекс внешних и внутренних факторов, оказывающий воздействие на любого рода социальную активность в округе. Данный комплекс может быть выражен, в системе бинарных оппозиций, тандемов одновременно противоречивых и взаимодополняющих элементов, сочетание и взаимодействие которых создает неповторимую специфику местной жизни и, соответственно, требует особых, нетривиальных управленческих решений.

Мы выделяем девять исторически сложившихся основных оппозиций, определяющих современную ситуацию в округе, и, соответственно, объектные направления стратегической концептуализации устойчивого развития ЯНАО. К ним относятся:

1. Естественная среда обитания (для коренных народов) — Искусственная среда обитания (для пришлого населения);

2. Традиционная культура — Техническая цивилизация;

3. Традиционное природопользование — Новое (промышленное) природопользование;

4. Идеология освоения Севера — Идеология обживания Севера;

5. Социально-ориентированное развитие — Глобально-ориентированное развитие;

6. Эффективность хозяйства коренных жителей Севера — Дотационность традиционного хозяйства;

7. Интересы федерального Центра — Интересы региона;

8. Интересы региона — Интересы добывающих компаний;

9. Интересы добывающих компаний — Интересы федерального Центра.

•.

Именно эти ряды оппозиций, отражающие взаимопереплетение внутренних и внешних факторов, формируют, по нашему мнению, специфику всех социально-экономических процессов в ЯНАО, и определяют содержательные характеристики повседневной жизни округа. Эти же оппозиции, по необходимости, должна учитывать любая концепция развития, ориентированная на региональный социум.

Таким образом, направления разработки концепции рефлексивного устойчивого развития ЯНАО должны быть ориентированы, фактически, на решение проблем, возникающих в контексте повседневного функционирования данных оппозиций. То или иное их решение определит и ответ на вопрос самый важный, базовый — о ценности северных территорий для России.

2. Анализ особенностей развития ЯНАО, который проведен нами в первых трех параграфах главы показал, что показатели состояния факторной триады демонстрируют устойчивую тенденцию к росту. Дополнительно см.

Заключение

.

Проведенные нами исследование показало, что региональный аспект анализа позволяет рассматривать функционирование систем «среднего уровня» — в отличие от макропроцессов на уровне государства — и микропррцессов в локальных группах, т. е. соединять в познании конкретное и абстрактное, Nобщее и единичное. 'Новые подходы, к региональному развитию формируются, но нашему мнению^' на основе концепции Ю. Хабермаса и Э. Гидденса, которые в частности артикулировали понятие рефлексивности в связи с проблемой модернизации и управления. /.

В диссертации преимущественно на основе системного подхода рассмотрены основные условия ихарактеристики устойчивости, которая является определенным. качеством. развития со всеми присущими ему атрибутами. Устойчивость целого означаёт способность социальной системы сохранять ' свое единство в условиях меняющихся, информационных, материальных, социокультурныхвоздействий внешней среды. В «критической теории» Ю. Хабермаса и выработанной им коммуникативной теории условиями устойчивости целого является диалоговость социального взаимодействия — и рациональность, а методами — демократические политические механизмы й правовое обеспечение дискурса.

Структурная устойчивость’Конституирует систему через способ организации, строение, выражает полноту и соответствие социокультурных и материально — производственных факторов функционирования системы. Детерминация устойчивости различается в открытых, (неравновесных) и закрытых (равцовесных) системах. и. имеет комплексный характер. В зависимости от типа и состояния ¡-системы' ff" действие могут вступать экономические, политические или «социокультурные факторы.

Исходя из возможностей системного й структурного подходов, в.

• л I диссертации выделяются исходные элементы, обеспечивающие единство и устойчивость социума: материально-производственный, соционормативный управленческий) и социокультурный. Степень их влияния, соотношения может служить характеристикой состояния общества, хотя само их выделение достаточно дискуссионно. Обосновывается, что переход к неклассической картине мира умеряет инструментально-оценочную привлекательность бинарных оппозиций. Менее значимым становится парадигмальная самоочевидность борьбы противоположностей, которая ведет к новому качеству.

Действительно, динамику устойчивости региона можно понять через анализ ее с помощью категорий «система — структура — элемент». Изменения начинаются с модификации элементов и структурных связей, которые их интегрируют. Кризис самой слабой подсистемы приводит к рассогласованию целостной системы. Эволюционные перемены сменяются революционными, приводящими к резким переменам внутри системы. Но в этом заключается только одна сторона — внутренняя — процесса перемен.

Не менее значимы и внешние факторы. Жизнеспособность региональной, системы зависит от ее способности обмениваться энергией, товарами, финансами с окружающей средой. Внешние воздействия способны расшатать элементы структуры, потребовать формирования новых функций, новых форм интеграции элементов системы. До тех пор, пока региональная система справляется с этимона сохраняет свои качества.

Субстанциональная составляющая региональной системы ЯНАО -.экономическая — по своим объективным и субъективным (оценочным) характеристикам нацелена на инновационное, устойчивое развитие, которое включает в’себя/реализацию стратегий «очагов ¡-экономического роста», демонополизацию ТЭК,-создание перерабатывающих предприятий, развитие малого предпринимательства. Диверсификация экономическое активности с необходимостью йключает, в себя и ' преодоление институциональных ловушек.- Г — • ¦ * ^' .

При использовании системно-структурногоподхода в тени часто остается деятельность люде^ наделенйых долей и сознанием, источники и формы мобилизации креативного потенциала сообщества. Поэтому важен анализ региональной субъектности, ее структуры, соотношения с элитой и активными элементами социальной структуры. В диссертации особо выделена и обоснована проблема укрепления региональной идентичности, выработки и укоренения идеологии обживания территории. Ключевое значение для выхода региона в режим устойчивого развития, как показывает опыт ЯНАО, играет поддержка предпринимательства, понимаемого в широком смысле.

Главным условием, как обосновывается в диссертации, развития и реализации субъектного начала устойчивого развития региона является и способность элиты региона к рефлексии. В ЯНАО при принятии управленческих решений широко используется сотрудничество с вузовским и академическим сообществом. Проведенный нами социологический анализ ч особенностей. развития территории ЯНАО показал возможность использования теоретических подходов В. А. Лефевра и В. Е. Лепского. Их субъектно-ориентированная концепция устойчивого развития акцентирует внимание на необходимости разрабатывать принципиально новые технологии и системы поддержки индивидуальных и групповых субъектов деятельности. Региональные исследования направляются на определение аттракторов, возможных точек бифуркации, обозначающих переходы к новым состояниям системы.

Концепция рефлексивного устойчивого развития Ямало-Ненецкого автономного округа, должна, на наш взгляд, представлять собой комплексное единство экономической, социокультурной и управленческой стратегий развитияиметь в качестве артикулированной цели благосостояние человека и воспроизводство человеческого капиталабыть ориентированной на выход из институциональных ловушек, в которых находится региональный социумособое внимание уделять повышению качества жизни населения округа и увеличению возможностей развития человекаосновываться на детально проработанной идеологии, интегрировавшей лучшие черты традиции и современности, ориентированной на обживание территории и культивирующей чувство причастности и региональной, ямальской идентичности.

Учитывая сложность объекта и предмета исследования, представляется оправданным отметить ряд проблем, требующих дальнейшей социологической проработки.

Заслуживает внимания анализ устойчивого развития относительно самостоятельных региональных (в том числе градообразующих) подсистем в их взаимосвязи с целостной системой и с точки зрения ее устойчивости. Ключевыми понятиями здесь могут выступать диалог и консенсус.

Перспективно изучение конкурентноспособности региона как индикатора внешней устойчивости и уровня структурного развития. Концепция рисков и их минимизации У. Бека способна помочь в обосновании подходов к повышению устойчивости развития внешних связей системы.

В тщательной теоретической проработке нуждается рефлексивность управленческого воздействия на развитие региональных систем, включая оценку возможностей рефлексивной модернизации, ее способов и форм. Накопленный в ЯНАО опыт создания предпосылок (региональный банк данных), субъектов (научные коллективы), традиции (консенсус и диалог с корпорациями) рефлексивности позволяют превратить ее в ведущую характеристику устойчивого развития.

Более внимательного исследования требует категориальная связь устойчивости и жизнеспособности региональных систем. Жизнеспособные системы устойчивы, но не всякая устойчивость жизнеспособна. Своеобразным синтезом является рефлексивное, устойчивое развитие как неравновесное состояние социумаперспективным направлением является разработка системы мониторинга устойчивости северных территорий.

Итак, с социологической точки зрения региональные сообщества выступают относительно самостоятельной подсистемой и обладают качеством многообразия. Движение региона к новому качеству — состоянию рефлексивной модернизации — сложный и многомерный процесс, который с необходимостью предполагает количественные и качественные перемены, представляющие собой полосу свободы, пространство выборов, способных модифицировать социальные закономерности. Складывающаяся социально-экономическая, социокультурная и управленческая подсистемы Ямало-Ненецкого, Ханты-Мансийского автономных округов и некоторых других северных территорий уже представляют собой определенную целостность и в таком качестве могут быть модельными территориями для разработки региональной политики государства по развитию северных и арктических территорий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.Ф., Арсентьева И. И. На пути к глобальному регионализму /Абрамов Ю.Ф., Арсентьева И. И. //Методологические очерки. -Иркутск: ИГУ, 2005. 182 с.
  2. Г. А., Котляков В. М. Север зеркало мировых и российских проблем /Агранат Г. А., Котляков В.М.// США: ЭПИ. — 1996. — № 12. -С. 6−49.
  3. И.С. Экономический механизм регулирования социальной сферы региона в условиях рыночных отношений:
  4. Автореф.дис.канд.экон. наук / Антонов И. С. // Рос. Акад. гос. службы при Президенте Росс. Федерации. Каф. теории и практики гос. регулирования рыноч. экономики. М., 1996. — 23 с.
  5. Арктическая политика: человеческое измерение. Материалы ' экспертного опроса к Международной конференции. Под редакцией .'•• •.'¦•. В. И. Бакштановского / АН СССР. Сибирское отделение. Ин-т проблемосвоения Севера. Тюмень, 1990. — 114 с.
  6. В.И., Лепский В. Е. (ред.) На пути к постнеклассическим концепциям управления. М.: Институт философии РАН, 2005.
  7. В.И., Свирский Я. И. Философия самоорганизации. Новые горизонты / Аршинов В. И., Свирский Я. И. // Общественные науки и современность. 1993. № 3. — С. 59−70.
  8. В.Г. Проблема целостности в философии и биологии / Афанасьев В. Г. М.: Мысль, 1964. — 236 с.
  9. А., Ильин В. В., Панарин A.C. Реформы и контрреформы в России. Циклы модернизационного процесса/ Ахиезер А., Ильин В. В., Панарин A.C. М.: МГУ, 1996. — 398 с.
  10. B.C. Формирование и использование ресурсов социального — развития регионов: Автореф. дис. канд. экон. наук / Бабий B.C. / Рос.' экой. акад. им. Г. В. Плеханова. М., 1994. — 23 с.
  11. Е.С. Социально-экономическая зависимость и социальный — паразитизм: стратегии «негативной» адаптации // Социологическиеисследования / Балабанова Е. С. 1999. № 4. — с. 46−57.
  12. Г. Национальные особенности перехода к рынку. // Финансы в Сибири. 1998. — № 6. — С.48−50.
  13. В. С. Организационные и финансовые основы социальнойзащиты населения на региональном уровне: автореф. дис.канд.экон. наук / Балаченков В. С. /Рос. акад. Госслужбы при Президенте Рос. Федерации. М., 1996. — 19 с.
  14. Р.Г. Системная триада-структрурная ячейка синтеза / Баранцев Р. Г. //Системные исследования. Ежегодник, 1988. М., 1982.
  15. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну /Бек У. М.: Прогресс-Традиция, 2000.
  16. В. П. Рынок труда: становление и адаптация / Беклемешев В. П. Иркутск: изд-во ИГУ. — 2005. — 398 с.
  17. В.Х. Активные элементы социальной структуры обществасоциально-философский анализ): автореф. дис.докт. филос. наук. /
  18. В.Х. Иркутск, 1997. — 38 с.
  19. В.А., Князева E.H., Курдюмов С. П. Модели синергетики и развитие человечества /Беловин В.А., Князева E.H., Курдюмов С. П. //Синергетика и образование (сборн. науч. статей). М.: Изд-во «Гнозис». — 1997. — С. 13−32.
  20. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности / Бергер П., Лукман Т. М.: Медиум, 1995. — 320 с.
  21. С.И. Проблемы организации образования в регионе // Социол. исслед. / Берил С. И. 2000. — № 4. — с. 131 -134.
  22. .Э. Традиции и социокультурные структуры // Советская этнография / Бернштейн Б. Э. М., 1981. — № 2. — с. 107−108.
  23. Л. фон. История и статус общей теории систем / Берталанфи Л. фон //Системные исследования: Методологические проблемы. Ежегодник. М.: Наука, 1973. — С.20−37.
  24. Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений /Бестужев-Лада И.В. М.: Наука, 1993. — 240 с.
  25. B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в XXI век /Библер B.C. — М.: Политиздат, 1990. — 413 с.
  26. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода / Блауберг И. В., Юдин Э. Г. М.: Наука, 1973. — 270 с.
  27. A.B. Образовательная безопасность региона как социальный феномен (теоретико-методологический аспект): автореф. дисс.канд. филос. наук. Иркутск, 2004. — 18 с.
  28. JI. С. Традиционное природопользование в жизни народов Арктики // Проблемы экологии приполярных областей / Богословская JI. С. Вып. 2. М., 1991. — с. 12−21.
  29. В.И. Социально экономическое развитие народностей Севера /Бойко В.И. — Новосибирск.: Наука, Сибирское отделение, 1988.-320 с. '
  30. А. Города и реформы /А. Борисов и др.- институт муниципального управления. Обнинск: Институт муниципального управления, 2002. — 254 с.
  31. Ф.М. Региональные социальные проблемы: (Сибирь 93). — Новосибирск, 1994. — (Препринт / РАН. Сиб. отд. Ин-т экономики и орг. пром. пр-ва). — 116 с.
  32. Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность / Бромлей Ю. В. М.: Наука, 1987. — 332 с.
  33. Р. Место беспорядка. Критика теории социального изменения /Будон Р. //Пер. с фр. М.М. Кирпиченко- науч. ред. М. Ф. Черныш. -М.: Аспект Пресс, 1998. 284 с.
  34. Т. А. Межсистемный подход к оценке уровня развития региона / Ванеева Т. А. // Регион: экономика и социология. 2005. — № 1.-С. 3−15.
  35. М. Модели. Репрезентация и научное понимание / Вартовский М. //пер. с англ. М.: Прогресс, 1988. — 307 с.
  36. В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (Синергетика и теория социальной самоорганизации) /Василькова В.В. СПб.: Издательство «Лань», 1999. — 480 с.
  37. М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Вебер М. / Сост., общ. ред и послесл. Ю.Н. Давыдова- Предисл. П. П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990.-804 с.
  38. А.Б. Синергетика и политика / Венгеров А. Б. // Общественные науки и современность. 1993. — № 4. — С. 55−69.
  39. Н.К. Государственное управление сферой культуры регионафункциональный анализ): автореф. дисс. канд. филос. наук /
  40. Н.К. Екатеринбург, 2004. — 22 с.
  41. Волновые процессы в общественном развитии: Под ред. В. В. Васильковой, И. П. Яковлева, И. Н. Барыгина и др. Новосибирск: изд-во Новосиб. ун-та, 1992. — 228 с. .
  42. Э. Социология / Гидденс Э. // Науч. ред. В. А. Ядов: Общ. ред.
  43. Л.С. Гурьевой, Л. Н. Иосилевича. М.- Эдиториал УРСС, 1999. — 704 с.
  44. Гйдденс Э, Устроение общества: очерк теории структурации /э.- Гидденс. М.: Академический проект, 2003. — 538 с.
  45. Ю.Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики: Учебник. / Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И. СПб.: изд-во Михайлова В. А., 1998.-659 с.
  46. Ю. Мост между Уралом и Сибирью. Интервью с губернатором Ямало-Ненецкого округа Ю. Нееловым // Эксперт-Ямал. Приложение к журналу «Эксперт» № 38 (484). М., 2005. — с. 6−8.
  47. A.A. Попков Ю. В., Еремин С. Н. Коренные малочисленные народы и структурная перестройка на Севере (К концепции развития) / Гордиенко A.A. Попков Ю. В., Еремин С. Н. Новосибирск, 1994. — 44 с.
  48. Государственная концепция развития Сибири на долгосрочную перспективу: Исход, материалы к проекту. Новосибирск: Изд во СО РАН, 2000. — 97 с.
  49. А.П. Основы устойчивого развития малочисленных народов Севера (социально-философский аспект: общее и особенное) /Гудыма
  50. A.П. Тюмень: ТОГИРРО, 2000. — 180 с.
  51. В.А. Проблема справедливости в свете концепции устойчивого развития: автореф. дис. .канд. филос. наук. /Дамшаева
  52. B.А. Улан-Удэ, 2000. — 24 с.
  53. Н.С., Дятченко Л. Я. Технологии сотрудничества и противоборства /Данакин Н.С., Дятченко Л. Я. //Материалы междунар. науч. практ. конф. «Конфликты: многообразие, пути и способы преодоления». Белгород, 1993. — 64 с.
  54. К.Х. Рационализм и социосинергетика /Делокаров К.Х. // Общественные науки и современность. 1997. -№ 1. — С. 117−124.
  55. Диалектика познания сложных систем: Под ред. B.C. Тюхтина и др. -М.: Мысль, 1988.-316 с.
  56. Ф.С. Обеспечение рациональной занятости народностей Севера // Проблемы современного социального развития народностей Севера / Донской Ф. С. Новосибирск, 1987. — 88 с.
  57. Д.Л., Ваньярхо В. Г. Синергетика и методология системных исследований /Дружинин Д.Л., Ваньярхо В. Г. // Системные исследования: Методологические проблемы. Ежегодник. М.: Наука, 1989.-С. 283−303.
  58. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Дюркгейм Э. / Пер с фр.- Изд. подгот. А. Б. Гофман. М.: Наука, 1990. -572 с.
  59. Э. Социология образования / Дюркгейм Э. М., 1996. — 106с. .
  60. Л.С. Фундаментализация образования в контексте устойчивого развития общества: сущность, концептуальные основания: автореф. дисс.канд. филос. наук. / Елгина Л. С. Улан-Удэ, 2000. — 22 с.
  61. Л.С. Социально-педагогическое образование как институт воспроизводства социального капитала в регионе (теоретикометодологический аспект): автореф. дисс.канд. филос. наук. /Жгун
  62. Л.С. Иркутск, 2005. — 22 с.
  63. B.B. Устойчивое развитие региона: Новые тенденции в политике, экономике, социальной сфере. /Жиделева В.В. -Сыктывкар: Сыктывк. ун-т, 1995. 99 с.
  64. В.А., Иванов В. Н., Мельников С. Б. // Муниципальный мир. -1998.-№ 1.-С. 13−19.
  65. В.Г., Бутов В. И. Регионоведение (методология, политика, экономика, право) /Игнатов В.Г., Бутов В. И. Ростов НД: издательский центр «марТ», 1998. — 320 с.
  66. Н.Д. Синергетика и безопасность. Поиск нетрадиционного диалога /Казаков Н.Д. // Саморрганизация и наука: опыт философского осмысления. М.: Арго, 1997.
  67. Н. Я. Конкурентноспособность российских регионов в условиях глобализации / Калюжнова Н. Я. М.: ТЕИС, 2003. — 526 с.
  68. Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление /Клиланд Д., Кинг В. М.: «Совет. Радио», 1974. — 279 с.
  69. E.H., Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем /Князева E.H., Курдюмов С. П. М.: Наука, 1994. -229 с.
  70. E.H., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировидение: диалог с Пригожиным /Князева E.H., Курдюмов С. П. // Вопросы философии. 1992. — № 12. — С. 3−20.77., Крган Л. Н. Социология культуры / Коган Л. Н. М.: Наука, 1995 — 230с.
  71. Концепция развития профессионального образования в Ханты-Мансийском автономном округе. Тюмень: Вектор-Бук, 1997. — 24 с.
  72. Концепция социального и экономического развития народностей Севера на период до 2010 г. Материалы Всесоюз. конф. — Новосибирск, 1989. 127 с.
  73. Коренные малочисленные народы России на пороге XXI века: проблемы, перспективы, приоритеты: Материалы Всерос. конгр. -Москва, 3−5 дек. 1999 г. СПб., 2000. — С. 273 — 284.
  74. Ю.В. В поисках стратегии выживания: Анализ концепций глобального развития/Косов Ю.В. СПб.: изд-во СПб. ун-та, 1991. — 120 с.
  75. И. Ф., Дубынин А. В. Малое предпринимательство: региональные перспективы развития / Костяев И. Ф., Дубынин А. В. — Иркутск: изд-во Иркут. ун-та, 2003. 142 с.
  76. .Х. Инфраструктура в системе регионального комплекса Севера /Краснопольский Б.Х. М.: Наука, 1980. — 145 с.
  77. И.И. Арктическая этноэкология /Крупник И.И. М.: Наука, 1989.-372 с.
  78. Р. К. Управление социальной сферой региона / Кулаковский Р. К. // Регионология. Научно-публицистический журнал. 2005. № 1 (№ 50). с. 77−86.
  79. С.П., Малинецкий Г. Г. Синергетика теория самоорганизации. Идеи, методы, перспективы /Курдюмов С.П., Малинецкий Г. Г. — М.: Знание, 1983. — 64 с.
  80. В.М. Социально-экономические проблемы сохранения и развития коренных малочисленных народов Севера /Куриков В.М. -СПб.: Алфавит, 1999. 126 с.
  81. А.Н. Формирование регионологического знанияметодологический аспект): автореф. дис.канд. филос. наук /
  82. А.Н. Иркутск, 2000. — 18 с.
  83. В.А., Никифорова Е. В. Принципы безопасного развития социально- экологических систем /Лось В.А., Никифорова Е. В. //Анализ систем на пороге XXI века: теория и практика: Материалы междунар. конф. В 4 т. — М.: Интеллект, 1996. — Т. 2. — С. 329−335.
  84. H.H. Экономико-организационный механизм управления окружающей средой и природными ресурсами /Лукьянчиков H.H. — М.: НИА Природа, 1999. — 232 с.
  85. Л.В. Устойчивое развитие: экология и человеческий дух /Мантатова Л.В. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1999. — 174 с.
  86. К. Экономическо-философские рукописи 1844 года (третья рукопись) // Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд. Т. 42. С. 108−174.
  87. В.В., Удалова И. В. Межэтническое сообщество. Состояние, динамика, взаимодействие культур /Мархинин В.В., Удалова И. В. -Новосибирск: Наука, 1996 189 с.
  88. А. Психология бытия / Маслоу А. М.: Рефл-бук, 1997. — 304 с.
  89. Материалы семинара «Состояние семейной политики и стратегия ее развития в Ямало-Ненецком автономном округе. Салехард: ГУП ЯНАО «Изд-во «Красный север», 2004. — 206 с.
  90. V социологическая мысль. М., 1994. — 512 с. 1. V .
  91. И. В. Программно-целевое управление социально-экономическим развитием региона / Митрофанова И. В. // Регионология. Научно-публицистический журнал. 2005. — № 1 (№ 50). — с. 67−77.
  92. Модель в культурологии Сибири и Севера. Екатеринбург: УрО РАН.-1992.- 170 с.
  93. М.Н. Время определять национальные цели / Моисеев М. Н. -М.: изд-во МНЭПУ, 1997. 256 с.
  94. Ю. И. Системное управление социально- экономическими объектами и процессами /Молотков Ю. И. Новосибирск, 2004. — 509 с.
  95. Е.И. Методология и методы анализа социальных систем: Изд-во МГУ, 1995. 176 с. Народы Сибири: права и возможности /Морозов Е.И. — Новосибирск, 1977. — 168 с.
  96. Ю. Север не край, а начало России /Неелов Ю. //Российская федерация сегодня. Специальный выпуск. М., 2005. — с. 44−49.
  97. Ю. Ямал: возраст расцвета /Неелов Ю. // Уральский Федеральный округ (УрФО). Общественно-политический журнал. № 11−12 ноябрь-декабрь 2005 г. Екатеринбург, 2005. — с. 8−9.
  98. Ю.В. Инновации в управлении северными территориями: опыт Ямало-Ненецкого автономного округа /Неелов Ю.В. // Наука. Общество. Человек. Информационный вестник Уральского отделения РАН. № з (13). Екатеринбург: УрО РАН. 2005. — с. 124−130.
  99. Г., Пригожин И. Познание сложного: Введение /Николис Г., Пригожин И. -М.: Мир, 1990.-342 с.
  100. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации: федер. закон от 20.07.1995. № 115 ФЗ //Рос. газ. — 1995. — 26 июля.
  101. Обдория: история, культура, современность / Научный вестник № 4 (35). Преде, ред. совета Ф. Г. Сайфитдинов. Салехард: ГУП ЯНАО «Изд-во «Красный север», 2005. — 112 с.
  102. Т.И. Сибирский Федеральный округ: социально-экономическое развитие /И.И. Овсянникова, О. В. Чудинова //Вопросы статистики. 2001. — № 8. — С. 56−65.
  103. JI. Г. Реформы и регионализм в России / Олех JI. Г. -Новосибирск, 2000. 205 с.
  104. Ю. О. О национальном экономическом мышлении /Ольсевич Ю.О. //"Вопросы экономики». 1996. — № 9. — С. 117−130.
  105. Основные положения региональной политики в Российской Федерации: утверждены указом Президента от 3 июня 1996 г. № 803 //СЗ РФ. 1996. — № 23. — Ст. 2756.
  106. Основы местной социально-экономической политики: Рекомендации по разраб.' и практ. реализации/ Когут А. Е., Гринчель Б. М., Жихаревич Б. С. и др.- Под. рук и ред. Когута А. Е. СПб.: РАН. Ин-тут соц-экон.1. Пробл. 1995, — 142 с.
  107. ИЗ.Парсонс-Т. Система современных обществ / Парсонс Т. М.: Аспект, Пресс, 1998.-270 с.
  108. Т. Система современных обществ / Парсонс Т. / Пер. с англ. JI.A. Седова, А. Д. Ковалева. М.: Аспект-пресс, 1997. — 270 с.
  109. Ю.В., Бойко В. А. Политико-правовой статус коренных народов Севера: на пути в мировую цивилизацию / Попков Ю. В., Бойко В. А. -Новосибирск, 1997. 52 с.
  110. A.A. Система жизнеобеспечения населения северо-востока страны: концепции, проблемы, решения / Попов A.A. //Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. М., 1995. — 211с.
  111. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса /Пригожин И., Стенгерс И. М.: Прогресс, 1986. — 432 с.
  112. Прогнозное социальное проектирование: методологические и методические проблемы. / Отв. ред. Т. М. Дридзе. М.: Наука, 1989. -256 с.
  113. Л.А. Адаптация сложных систем /Растригин Л. А. Рига: Зинатне, 1981. — 375 с.
  114. Регион: проблемы планирования и управления /под ред. A.C. Новоселова. Новосибирск: изд-во ИЭОПП СО РАН, 2002. — 392 с.
  115. Регион: теория и практика устойчивого развития. М.: Изд-во «БСТ», 1998. — 146 с.
  116. Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации. Ч. 1. Идея гражданского общества в социальной мысли / Резник Ю. М. -М.: изд-во «Союз», 1993. 67 с.
  117. Реформирование государственного управления на уровне регионов: отечественный и зарубежный опыт. Материалы Международнойнаучно-практической конференции, г. Екатеринбург, 25−26 мая 2005 г. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2005. — 252 с.
  118. Сборник тезисов докладов международной конференции «Коренные народы. Нефть. Закон». Ханты-Мансийск, 1998. — 153 с.
  119. Северное измерение в политике Евросоюза и Российский Север. Материалы Международного научного семинара (Республика Коми, г. Сыктывкар, 29 30 октября 1988 г.). — Сыктывкар: изд-во Коми научного центра УрО РАН, 1998. — 163 с.• 1 >
  120. Н. Социология / Смелзер Н. / Пер. с англ. М.: Феникс, 1994. ' - 687 с., л
  121. Смешанная экономика: социокультурные аспекты. Научно-информационный сборник. М.: ИНИОН, 1994. — 138 с.
  122. П.А. Программа и методы исследования профессиональных . групп, профессионального отбора и профессиональных деформаций
  123. Социология в России XIX начала XX века: История социологии. Социол. образование / Сорокин П. А. / Под ред. В. И. Добренькова. — М., 1997: — Вып. 1: Социология в России. — с. 63−74.
  124. П.А. Социальная стратификация и мобильность / Сорокин П. А. //Человек. Цивилизация. Общество: Пер. с англ. М., 1992. — с. 295−424.
  125. Социальная защита населения в условиях рынка: Темат. сб./ отв. ред. Кукуев Х.О.- Даг. Науч. центр РАН, ин-т соц.-экон. исслед. -Махачкала, 1991. 172 с.
  126. Социальная защита человека: Региональные модели /ассоц. социал. педагогов и социал. работников РФ и др.- Под. ред. Бочаровой В. Г., Гурьяновой М.П.-М., 1995.- 185 с.
  127. Социальная реабилитация Севера России /Заидфудин П. Х. Фролов О.П., Бабков О. И. и др. — м-во Рос. Федерации по делам национальностей и регион, политики. М., 1994. — 95 с.
  128. Социальная стабильность в регионе. Сб. науч. трудов /Владим. гос. техн. ун-т.- Под. ред. Ливицкой А. Г. Владимир, 1995. — 115 с.
  129. A.C. Федерализм как форма территориальной организации государственной власти: автореф. дис.. канд. филос. наук /Бурятский государственный ун-т /Степаненко A.C. Иркутск, 1999. — 26 с.
  130. Е.И. Конфликтология переходного периода: методологические, теоретические, технологические проблемы /Степанов Е.И. М.: ин-т социологии РАН, 1996. — 288 с.
  131. B.C. Философия и образы будущего /Степин B.C. //Вопросы философии. 1994. № 6. с. 10−21.
  132. Стратегия разума: экологическая этика и устойчивое развитие. В 2 томах. Т. 1. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1998. — 208 с.
  133. Теоретические и методологические проблемы формирования федеральных программ социально-экономического развития регионов: Сб. науч. тр. /НИИ регионологии при Морд, ун-те- Под общ. ред. Сухарева А. И. Саранск, 1995. — 86 с.
  134. П. Глобализация, трансформация и регионы /Томашек П. // Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 5. — с. 45−49.
  135. В.А. Социально-философские основы теории человеческихпотребностей: автореф. дисс. докт. филос. наук /Туев В.А. 1. Иркутск, 1999.-39 с.
  136. А.И. Циклические системы и общесистемные методы их исследования /Уемов А.И. //Циклические процессы в природе и обществе (периодическое издание). Вып. 2. Ставрополь, 1994. — с. 95−96.
  137. Управление изменениями в социально-экономических системах региона /под ред. И. Е. Рисина, Ю. И. Трещевского. Воронеж: изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2003. — 171 с.
  138. А.Д. Перспективы эволюции государства в модели устойчивого развития /Урсул А.Д. //Общественные науки и современность. 1996. — № 2 — с. 134−144.
  139. Устойчивое развитие: Сб. науч. тр. Вып. 3 / ВСГТУ. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1999. — 194 с.
  140. М.Ю. Региональные системы социальной поддержки населения /Федорова М.Ю. //Актуальные вопросы правоведения в современный период. Томск, 1995. — с. 188−189.
  141. Д. Динамика развития города /Д. Форрестер- пер. с англ. М.Г. Орловой- под ред. Ю. П. Ивановича и др.- предисл. Ю. К. Козлова. М.: Прогресс, 1974. — 286 с.
  142. Г. Синергетика: Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах /Хакен Г. М.: Мир, 1985.-419 с.
  143. С. Приоритеты неизменны благополучие ямальцев, развитие Ямала /Харючи С. //Российская Федерация сегодня. Специальный выпуск. — М., 2005. — с. 38−39.
  144. А.И. Промышленное освоение и коренные народы американского Севера / Черкасов А. И. // США: ЭПИ. М. — 1997. — № 10. — с. 90−93.
  145. Т.А. Ментальность провинции: местные сообщества,. судьба традиций /Чичканова Т.А. //Регионология. 1997. — № 4 — с. 227−237.
  146. О.Ф. Политические системы: открытость, устойчивость, развитие /Шабров О.Ф. //Анализ систем на пороге XXI века: теория и практика: Материалы междунар. конфер. В 4 т. М.: Интеллект, Т. 1. -с. 23−30.
  147. С.С. Открытая модель образования (синергетический подход) /Шевелева С.С. М.: Магистр, 1997. — 48 с.
  148. Ф. Социология политики: прикладные исследования /Шереги Ф. М.: Центр социального прогнозирования, 2003. — 688 с.
  149. Экологические исследования на Ямале: итоги и перспективы. Сборник «научных статей //Научный вестник № 1 (32). / Отв. ред. к. биолог, наук
  150. С.П. Пасхальный. Салехард: ГУП ЯНАО «Изд-во «Красный север», 2005.- 104 с.
  151. Этническое возрождение малочисленных народностей Севера и государственная региональная политика. М.: Наука, 1994. — 225 с.
  152. У.Р. Принципы самоорганизации /Эшби У.Р. //Принципы самоорганизации. М.: Мир, 1996. — с. 314−343.
  153. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности /Юдин Э.Г. -М.: Наука, 1978.-391 с.
  154. В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности: Учебник для вузов, /Ядов В.А. -~М.: Добросвет: Кн. дом «Университет», 1998. 596 с.
  155. Ю.В. Социогенетика: становление интегративной отрасли знаний /Яковец Ю.В. //Общественные науки и современность. 1993. -№ 4.-с. 82−88.
  156. Ямал в панораме Российской истории. Материалы семинара «Теоретико-методологическое обеспечение исследование по истории Ямала». Салехард, 19−22 декабря 2004 г. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2004. — 224 с.
  157. Ямальский конфликт: гуманитарная экспертиза. Материалы экспертного опроса. Под. ред. В. И. Бакштановского /АН СССР. Сибирское отделение. Тюменский научный центр- Благотворительный фонд «Тюменьэтнос». Тюмень, 1991. — 174 с.
  158. Almond G.A. Progress and A4 s discontents/ Ed. By Almond G. A/ ect. Univ. Of California press? 1982. XIV — 565 p.
  159. Beck, Ulrich. Risk Society: Towards a New Modernity. New Delhi: Sage, 1992.
  160. Beck, U., Giddens, A., Lash, S. Reflexive Modernization: Politics, Tradition, and Aesthetics in the Modern Social Order. Stanford: Stanford University Press, 1994.
  161. The Cambridge encyclopedia of Russia and the soviet union/general ad.: Brown A. et.al. Cambridge ect.: Cambridge univ. press, 1982. — 492 p.
  162. Casey, Edward S. Toward an Archetypal imagination// Spring 1974: P. l-32.Dooley P. The ambiguity of environmental ethics: Duty or heroism // Philosophy today. 1986. Vol. 30. P. 48−57.
  163. Giddens, A. Beyond Left and Right: The Future of Radical Politics. Cambridge: Cambridge University Press, 1994.
  164. Manes Ch. Philosophy and the Environmental task // Environmental ethics.-Athens, 1988. vol. 10. — № 1. — P. 72−84.
  165. Mc Coneghey, Howard. An education and Archetypal Psychology. //Spring, 1981.-P. 127−135.
  166. Transition from Authoritarian Rule: Comparative Perspectives/Ed .by Guillermo O’Donnell, Philippe C. Schmitter and laurenc whitehead. -Bactimore and London: the Johns Hopkins Univ. press. 185 p.
  167. Voss, J-P., Bauknecht, D., Kemp, R. (eds.) Reflexive Governance for Sustainable Development. Cheltenham, UK- Northampton, MA, USA: Edward Elgar, 2006.
  168. Voss, J-P., Kemp, R. Reflexive Governance for Sustainable Development -Incorporating feedback in social problem solving. Paper for ESEE Conference June 14−17, 2005 in Lisbon. Special session on Transition management., .
Заполнить форму текущей работой