Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психологические особенности субъективных представлений подростков о конфликте: На материале кадетов и школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Применение контентаналитической процедуры выделения «естественных категорий» Б. А. Еремеева позволило выделить субъективные критерии отражения конфликта в сознании подростков в выделенной нами социальной общности (кадетов и школьников). Таким образом, своеобразие представлений подростков о конфликте определялось с помощью выявления «естественной», присущей самим подросткам категориальной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретический анализ проблемы представлений подростков о конфликте 1.1 .Конфликт как предмет научного изучения и категория обыденного сознания
    • 1. 2. Особенности представлений как формы психического отражения действительности
    • 1. 3. Психологические особенности развития подростков-кадетов и школьников
  • ГЛАВА II. Организация и методы эмпирического исследования
    • 2. 1. Задачи и организация исследования
    • 2. 2. Методы исследования субъективных представлений подростков о конфликте
    • 2. 3. Методы исследования фрустрационного реагирования и агрессивности подростков
  • ГЛАВА III. Результаты исследования субъективных представлений подростков о конфликте
    • 3. 1. Сравнительный анализ субъективных представлений о конфликте подростков-кадетов и школьников
    • 3. 2. Результаты изучения фрустрационного реагирования и агрессивности подростков-кадетов и школьников
    • 3. 3. Анализ взаимосвязи субъективных представлений подростков о конфликте с проявлением фрустрации и агрессивности

Психологические особенности субъективных представлений подростков о конфликте: На материале кадетов и школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

В психологии общепризнанно мнение о том, что возникновению конфликта неизбежно предшествует субъективное отражение ситуации, именно восприятие ситуации как конфликтной «создает» конфликт -«запускает» для субъекта необходимость реагирования в виде выбора соответствующей стратегии конфликтного взаимодействия. Таким образом, само существование конфликта как социально-психологического явления ставится в зависимость от субъективного отражения события его участниками.

Проблема осознания объективной конфликтной ситуации разрабатывалась отечественными и зарубежными учёными (Г.М. Андреевой, Н. В. Гришиной, JI.A. Петровской, Н. М. Коряк, М. Дойч и др.). Однако, психологические особенности отражения конфликта в сознании подростков, при многочисленных ссылках на их «повышенную конфликтность» (Т.В. Драгунова, A.A. Реан, JI.M. Семенюк, Д. И. Фельдштейн, Л. Б. Филонов и др.) изучены недостаточно.

Экспериментальное исследование субъективных представлений подростка о конфликте позволяет рассмотреть присущие ему особенности осмысления действительности, увидеть мир «его глазами». Психологическое видение необходимо человеку не только для управления самим собой, но и для более полного понимания поведения окружающих. Как отмечает B.C. Мухина «индивидуальное бытие личности формируется через внутреннюю позицию человека, через становление системы личностных смыслов, на основе которых человек строит своё мировоззрение, свою идеологию». Кроме того, рассматриваемые нами особенности восприятия конфликта подростками могут выступать и в качестве «ориентировочной основы поведения» (А.Н. Леонтьев).

В соответствии с методологическим принципом единства сознания и деятельности, который указывает на необходимость рассматривать поведение и деятельность личности в неразрывном единстве с её индивидуальным сознанием, закономерна постановка проблемы о взаимосвязи субъективных представлений о конфликте с проявлением фрустрации и агрессивности подростков.

Индивидуальное сознание является отражением «внутреннего опыта» и предвосхищением поведения (Л.С.Выготский, Д. А. Леонтьев, Б.А.Сосновский). Представление о мире всегда дано в рамках некоторой культурно-исторической системы значений и смыслов — определённой социальной среды, общности, культуры. С позиций Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, системный анализ человеческого сознания, в которое включаются и житейские представления об окружающем мире, других людях и себе («обыденное сознание»), требует изучения значения как единицы сознания. Метод исследования данной проблемы «не может быть иным, чем метод семантического анализа, метод анализа смысловой стороны речи, метод изучения словесного значения» (Л.С.Выготский). Поэтому для изучения представлений подростков о конфликте, которые могут возникать под влиянием воспитания, обучения, личного опыта или даже стихийно, использовали процедуру выделения «естественных категорий» Б. А. Еремеева и методику психосемантического дифференциала. Описание этих представлений на языке психосемантики является актульным и продуктивным направлением разработки проблемы подростковой конфликтности.

Цель исследования: определить особенности субъективных представлений о конфликте у подростков-кадетов и школьников.

Объект исследования: подростки обучающиеся в кадетских корпусах и общеобразовательных школах г. Москвы.

Выборка гомогенна по половозрастному составу, включает только мальчиков 13−14 лет, в исследовании участвовало 125 человек.

Предмет исследования: субъективные представления подростков о конфликте.

Гииотеза исследования.

1. Категориальные структуры, отражающие конфликт в сознании подростков разных типов социализации значимо различаются.

2. Существует взаимосвязь содержания и структуры субъективных представлений о конфликте с типом и направлением фрустрационных реакций и формами агрессивности подростков.

Задачи исследования.

1. Выявить психологические особенности содержания концепта «конфликт» у подростков-кадетов и школьников. Сравнить категориальные структуры представлений о конфликте подростков разных типов социализации.

2. Изучить агрессивность подростков-кадетов и школьников в фрустрирующих и нефрустрирующих ситуациях.

3. Рассмотреть взаимосвязь субъективных представлений о конфликте с проявлением фрустрации и агрессивности подростков.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: принцип детерминизма (С.Л.Рубинштейн, А. В. Брушлинский, К.А.Абульханова-Славская), принцип единства сознания и деятельности (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев), принцип целостности и системности личности (Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов).

Методы исследования. В исследовании применялись метод тестирования, опроса, субъективного шкалирования. Набор конкретных методик в исследовании составили: контент-аналитическая процедура выделения естественных категорий Б. А. Еремеева, семантический дифференциал, методика рисуночной фрустрации Розенцвейга, опросник Басса-Дарки, тест диагностики межличностных отношений Т.Лири. Полученные в ходе диагностического исследования данные обрабатывались с помощью методов математической статистики, выявлялись корреляционные связи, проводился факторный анализ данных.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась использованием взаимодополняемых методов и методик, адекватных цели и предмету исследования, репрезентативной выборкой и применением методов статистической обработки эмпирического материала.

Научная новизна и теоретическая значимость работы состоит в том, что проведённое исследование позволяет определить психологические особенности субъективных представлений подростков о конфликтеразработанная психосемантическая модель, позволяет выявить категориальные структуры презентации конфликта в сознании подростков военизированной (кадеты) и невоенизированной (школьники) системы воспитаниявыявлена взаимосвязь содержания и структуры представлений о конфликте с проявлением фрустрации и агрессивности подростков.

Практическая значимость заключается в том, что полученные эмпирическим путём «естественные категории», отражающие конфликт в сознании подростков, и построенные на их основе психосемантические модели субъективных представлений о конфликте позволяют рассмотреть и проанализировать присущие подросткам особенности осмысления действительности. Результаты исследования будут полезны в работе школьных психологов, педагогов, при разработке психокоррекционных программ.

Положения, выносимые на защиту.

1. Индивидуальные особенности содержания системы представлений о конфликте выражены в смысловых группах, проявляются в зависимости от типа социализации подростков (военизированного — невоенизированного).

2. Факторы семантического пространства «конфликт» у подростков образуют иерархию, в которой доминирующее положение занимают категориальные структуры, связанные по своей содержательной специфике с уровнем и формами агрессивности и враждебности подростков. Психосемантическая модель представлений «агрессивных — враждебных» подростков выражена факторами: вербальная агрессия, проблема, физическая агрессия, психосемантическая модель «не агрессивных — не враждебных» факторами — конструктивная активность, личностная позиция и агрессия.

Апробация результатов исследования.

Результаты исследования прошли апробацию на всероссийской научно-практической конференции «Психологическая служба в обществе: проблемы и перспективы развития» (Комсомольск-на-Амуре, 2002) — на научно-практической конференции «Практическая психология в педагогических ВУЗах: состояние, проблемы, перспективы» (Москва, 2004) — на аспирантском объединении и заседании кафедры психологии МПГУ.

Структура диссертации включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы в количестве 129 источников, в том числе 15 на иностранном языке, приложения. Объем работы — 120 страниц печатного текста, 11 таблиц и 8 рисунков.

Заключение

.

Представления, как динамические образования, отражающие социальную жизнь личности, выражают не только индивидуальное мнение человека о ранее воспринятом образе, но и его мнение как члена группы, представителя определённой культуры (К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн). Обладая меньшей или большей обобщенностью, представления в широком плане — это свойства обыденного практического мышления, направленные на осмысление социального окружения. Социальные представленияобыденные знания, которые составляют нашу способность воспринимать, делать выводы, понимать, чтобы придавать смысл вещам или объяснять личную ситуацию (С.Московичи). Всё это нужно человеку, чтобы понять смысл окружающего его мира, построить относительно непротиворечивую картину мира. При этом у социального представления «пристрастная» (А.Н.Леонтьев) природа, так как факты окружающего мира подвергаются трансформации и оценке, опираясь на реальный социальный опыт человека. Отражая социальное взаимодействие, социальное представление выполняет функции познания, опосредования и адаптации (П.Н.Шихарев). Важной характеристикой представлений является их устойчивость, что проявляется в передаче их следующим поколениям. По мнению Г. М. Андреевой этим они напоминают механизм передачи стереотипов, механизм формирования менталитета общества.

В нашем исследовании в качестве предмета изучения выступали субъективные представления о конфликте, сложившиеся в обыденном сознании подростков разных типов социализации (кадетов и школьников).

Исследование проводилось в рамках психосемантического подхода, позволяющего выделить категориальные структуры сознания, опосредующие представления о конфликте. В данном исследовании рассматриваем конфликт не как конкретное объективное событие, с присущей ему феноменологией, а как психологический концепт. Проблема исследования содержания концепта — проблема выявления индивидуальных систем значений и личностных смыслов, которыми человек оперирует, посредством которых он воспринимает социальные отношения, других людей и самого себя.

Таким образом, конкретное значение характеристик, определяющих конфликт, не сводится к их словарному значению, смысл термина «конфликт» в данном контексте будет зависеть от всего комплекса субъективных ассоциативных связей данного слова, определяющих особенности отношения, проявляемого конкретным подростком к конфликту.

Применение контентаналитической процедуры выделения «естественных категорий» Б. А. Еремеева позволило выделить субъективные критерии отражения конфликта в сознании подростков в выделенной нами социальной общности (кадетов и школьников). Таким образом, своеобразие представлений подростков о конфликте определялось с помощью выявления «естественной», присущей самим подросткам категориальной структуры этих представлений. По результатам выявления ЕК были построены групповые матрицы данных, которые подвергались факторному анализу. Так же для изучения смыслового компонента субъективных представлений использовали метод семантического дифференциала.

В соответствии с методологическим принципом единства сознания и деятельности, закономерна постановка проблемы о взаимосвязи субъективных представлений о конфликте с фрустрационным реагированием и формами агрессивности подростков.

Результаты проведённого исследования позволяют сделать следующие выводы:

1.Эмпирические результаты показали, что в содержании системы субъективных представлений о конфликте у подростков с определённым типом социализации существует своя содержательная специфика смысловых групп. При этом у различных испытуемых, одного типа социализации, выявлены сходные по содержанию смысловые группы, отражающие конфликт.

2.Выявлена взаимосвязь субъективных представлений о конфликте с типом и направлением фрустрационных реакций, уровнем и формами агрессивности, враждебности подростков. Факторы семантического пространства «конфликт» у подростков образуют иерархию, в которой, доминирующее положение занимают смысловые категории, связанные по своей содержательной специфике с уровнем и формами их агрессивности и враждебности.

3.Психосемантическая модель представлений «агрессивных-враждебных» подростков выражена факторами: вербальная агрессия, проблема, физическая агрессияпсихосемантическая модель «не агрессивных-не враждебных» подростков факторами: конструктивная активность, личностная позиция и агрессия. В представлениях «не агрессивных-не враждебных» подростков о конфликте сложилась иерархия факторов, при которой конструктивная активность и личностная позиция значительно выше фактора агрессии.

4.Система представлений «агрессивных-враждебных» подростков о конфликте, построена на основе личного опыта, не соответствует регуляции поведения, направленного на конструктивное разрешение конфликта. Содержание системы представлений характеризуется внутренним противоречием, состоящим в несоответствии цели конфликта как субъективного образа желаемого будущего («выяснение отношений») способам её достижения (поведенческим проявлениям вербальной и физической агрессии).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. М. Актуальные проблемы социальной психологии. — М., 1988.
  2. Г. М. Психология социального познания.- М., 1997.
  3. А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология. М., 1999.
  4. А.Я., Шипилов А. И. Проблема конфликта: аналитический обзор, междисциплинарный библиографический указатель. М.: ГАВС 1992.
  5. Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики.- М.: Смысл, 1999.-352с.
  6. Е.Ю., Стрелков В. Н. Профессиональная составляющая образа мира //Мышление и общение: активное взаимодействие с миром. Ярославль, 1988.
  7. O.E., Кучер E.H. Репрезентация реальности: когнитивный подход. М., 2001.
  8. А. Теория социального научения. СПб.: Евразия. — 2000. — 320 с.
  9. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.-424с.
  10. Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Прайм-Еврознак. — 2001. — 512 с.
  11. Ш. Тендерная психология.- СПб.: прайм-Еврознак, 2002. 320с.
  12. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения // Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Отв. Ред. Е. В. Шорохова, М. И. Бобнева.-М., 1976. С. 144−171.
  13. П.Богомолова Н. К., Данилин К. Е. Спецпрактикум по социальной психологии.-М., 1979.
  14. A.A. Личность и общение. М., 1983.-272с.
  15. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968.
  16. Ф.М., Коряк Н. М. Внимание конфликт!- Новосибирск: наука, 1989.-190с.
  17. Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977.-412с.
  18. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 2002.- 528с.
  19. Ф.Е. Жизненный мир и кризис: топологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал, 1995.-№ 3.- с.90−101.
  20. Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М., 1984.
  21. В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.- 142с.
  22. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. А. В. Петровского,-М., 1980.
  23. Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997.
  24. Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т.2.- 504с.
  25. Гибсон Джанис. Обучение людей жестокости в условиях государственного террора // Иностранная психология. 1993.-Т.1, № 1.-С.27−35.
  26. Н.В. Восприятие и анализ конфликтной ситуации как фактор её эффективного преобразования // Конфликт в конструктивной психологии.- Красноярск, 1990.- С. 46−48.
  27. Н.В. К вопросу о предрасположенности к конфликтному поведению // Экспериментальная и прикладная психология. Сборник статей, вып. 10, ЛГУ, 1981.- С.90−96.
  28. Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2004.-464с.
  29. Н.В. Психология социальных ситуаций // Вопросы психологии, 1997.-№ 1-С.121−132.
  30. А.И., Емельянова Т. П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М.: Изд-во МГУ, 1987. -128с.
  31. А.И., Полозова Т. А. Проблема объективных детерминант межличностного конфликта в группе // Вест. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1977. № 4.- С.23−32.
  32. E.JI. Семантика межличностного общения: Автореф. Дис.. док. психол. наук. М., 2000.
  33. Т.В. Психологические особенности подростка // Возрастная и педагогическая психология // Под ред. А. В. Петровского.- М., 1979.-С.98−141.
  34. С.М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер, 2003. -400с.
  35. С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС. -2001.-№ 1,-с. 60−71.
  36. .А. Выявление предметно-ассоциативной структуры текстов. Деп. 30 456, Л., 1987.
  37. .А. О естественных категориях анализа содержания и некоторых процедурах их выявления // Методологические и методические проблемы контент-анализа. Вып. 1.-М.-Л.: Изд-во АН СССР, Ин-т социологических иссл-й.-1973.-С.109−112.
  38. Ю.М. Психическая функция оценивания и регуляции человеческой деятельности // Субъективная оценка в структуре деятельности. Сборник статей. Изд-во Саратовского университета, 1987. С.3−13.
  39. А.Г. Социология конфликта.- М.: Аспект Пресс, 1996.
  40. В.П. Проблема «образующих» сознания в деятельностной теории психики // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1988. — № 3. -С. 25.
  41. М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. М., 1988.
  42. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995.
  43. Г. В. Объективная картина мира в познании и языке. М.: Наука, 1990.
  44. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.
  45. Конфликтология / Под ред. Кармина A.C. СПб.: Лань, 1999.
  46. М.А. Психология и безопасность. -Таллин: Валгус, 1981,.-408с.
  47. Краткий словарь когнитивных терминов словарь / Под ред. Кубряковой Е. С. М.: Изд-во МГУ, 1996.
  48. И.А. Межличностные конфликты во взаимоотношениях суворовцев и способы их конструктивного разрешения: Автореф. Дис.. канд. психол. наук. М., 1997. 21с.
  49. К. Теория поля в социальных науках / Пер. с англ.-СПб.: Сенсор, 2002. -368с.
  50. К. Типы конфликтов / Психология личности. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1982.- 93с.
  51. Н.Д. О психических состояниях человека. М.: 1964.
  52. Н.И. Индивидуальный стиль поведения в конфликтной ситуации: Автореф. Дис.. канд. психол. наук. Пермь, 1996. — 21с.
  53. A.A. Основы психолоингвистики. СПб.: Лань, 2004.
  54. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.-304с.
  55. А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х т. М.: Педагогика, 1983.-320с.
  56. А.Н. О творческом пути Л.С. Выготского // Выготский Л. С. Собр. соч. М.: Педагогика, 1982. Т.1.
  57. Д.А. Личностный смысл и трансформация психического образа// Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1988. — № 2. — С. 3−13.
  58. Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 2003.- 486с.
  59. В.А. От психофизики к моделированию души // Вопросы философии. 1990. — № 7.
  60. Э.Э. Конфликты в общении и общение в конфликте.-СПб.: БГТУ, 2000.-71с.
  61. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.- М.:Наука, 1999.-448с.
  62. .Ф., Сурков E.H. Антиципация в структуре деятельности. М.: Наука, 1980.-277с.
  63. Д. Социальная психология.- СПб.: Питер, 1997.- С.225−267.
  64. Е. Я-Ты-Мы: Психологические возможности улучшения общения. -М.: Прогресс, 1986.
  65. Д.Д. Системный анализ информационных и мотивационных (семантических и прагматических) компонентов принятия решения // Психологический журнал, 1988.- № 1 .-С.91 -101.
  66. М.Е. О соотношении идеологии, общественной психологии и обыденного сознания // Психологический журнал, 1987.- № 4.-С.31−41.
  67. С. Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журнал, 1995. Т. 16,-№ 21.- С.2−13.
  68. A.B. Психологические основы развития личности суворовца.- М.: Выстрел, 1996.
  69. B.C. Детская психология. М.: Просвещение, 1985.
  70. В.Н. Психология отношений. Избр. психолог. Труды. М. Воронеж, 1995.-368с.
  71. В.Н. Сознание как единство отражения действительности и отношения к ней // Проблемы сознания: материалы симпозиума.- М., 1966.- С.126−132.
  72. У. Познание и реальность. М.: Прогресс, 1987.-230с.
  73. Е.В. Конструктивная агрессивность как фактор социализации подростков:: Автореф. Дис.. канд. психол. наук. М., 2000.-21с.
  74. A.B. Исследование представлений курсантов о служебном взаимодействии с младшими командирами учебных групп: Автореф. Дис.. канд. психол. наук. Ярославль, 2004. — 24с.
  75. А.К. Анализ агрессивных проявлений учащихся // Вопросы психологии.- 1994.- № 3.- С.61−69.
  76. Основы психодиагностики // Под общ. Ред. А. Г. Шмелёва. Ростов-на-Дону, 1996.-450с.
  77. В.А. Психологические особенности субъективных представлений о конфликте у лидеров и ведомых: Автореф. Дис.. канд. психол. наук. М., 2003- 16с.
  78. Е.В. Межличностный конфликт как фактор социализации старших подростков: Автореф. Дис.. канд. психол. наук. М., 1989.-18с.
  79. В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983,-176с.
  80. В.Ф. Психосемантика сознания. М., 1988.
  81. JI.A. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. -М., 1977.- С. 126−143.
  82. Петровская J1.A. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи // Введение в практическую социальную психологию. М., 1994.
  83. В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1984. — № 4.-С. 3−13.
  84. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. -М.: Высшая школа, 1984.
  85. К.К. Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1982.
  86. A.M., Толстых H.H. Подросток в учебнике и в жизни. М., 1990.
  87. Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. Питер, 2003.
  88. Психологический словарь /Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону, 1998.- 512с.
  89. Психология современного подростка / Под ред. Регуш J1.A. СПб.: Речь, 2005. 400с.
  90. Психология современного подростка / Под ред. Фельдштейн Д. И. М.: Педагогика, 1987.
  91. Психосемантика и процессы семантической обработки / Современная психология: справочное руководство. М.: Инфра-М., 1999.
  92. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. Дубровиной И.В.- М.: Просвещение, 1991.
  93. A.A. Агрессия и агрессивность личности. СПб., 1996.
  94. A.A., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология,-СПб., 1999.
  95. П. Конфликт интерпретаций.- М.: Медиум, 1995.
  96. Роль человеческого фактора в языке: язык и картина мира / Под ред. Серебренникова Б. А. М., 1988.
  97. JI., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. М., 1999.
  98. Л., Уорд Э. Наивный реализм в повседневной жизни и его роль в изучении социальных конфликтов и непонимания // Вопросы психологии.-1999.-№ 5. С.61−71.
  99. С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. М.: Педагогика, 1989.
  100. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.-416с.
  101. A.B. Половозрастные различия и динамика представлений подростков о конфликте: Автореф. Дис.. канд. психол. наук. М., 2003.- 18с.
  102. Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М.: Флинта, 2003.-96с.
  103. В.П. Методы психосемантики. М.: Аспект Пресс, 2004.207 с.
  104. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 1996, — 349 с.
  105. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2000.
  106. С.Д. Мир образов и образ мира // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1981.-№ 2.-С. 15−30.
  107. С.Д. Понятие «образ мира» и его значение для психологии познавательных процессов // А. Н. Леонтьев и его современная психология. М.: Изд-во МГУ, 1985.
  108. С. Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М., 1985. — 231 с.
  109. С.Л. Агрессивность как свойство личности в норме и патологии: Автореф. Дис. .док. психол. наук. СПб., 1997. — 42с.
  110. Ф. Де. Труды по языкознанию. М., 1972.
  111. А.И. Исследование семантического поля понятия «конфликт» как один из способов диагностики уровня развития малой группы // Проблемы развития личности и коллектива /отв. Ред. Боярчук
  112. B.К.- Ростов н/Д.: Изд-во Рост. Ун-та, 1986.-86−91.
  113. А.И. Методика исследования межличностного восприятия в конфликтной ситуации // Методы исследования межличностного восприятия. Спецпрактикум по социальной психологии / Под ред. Андреевой Г. М.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.1. C.37−43.
  114. O.K. Психология мышления. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.-270с.
  115. Е.В. Психологические особенности представлений студентов пед. институтов о научной работе: Автореф. Дис.. канд. психол. наук. М., 1988.- 16с.
  116. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. -М.: Педагогика, 1989.
  117. A.B., Ковалёв C.B. Ситуация как элемент психологического тезауруса // Психологический журнал.-1986.-№ 1.-С. 14−21.
  118. Л.Б. Поиск пределов допустимого как одна из особенностей поведения «трудных» подростков // Социальная психология личности. М.: Наука, 1979.
  119. Г. Современный факторный анализ: Пер. с англ. М.: Статистика, 1972.-486с.
  120. .И. Продуктивный конфликт как механизм развития личности: Автореф. Дис.. док. психол. наук. Красноярск, 1996. -84с.
  121. .И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. Красноярск, 1996.- 157с.
  122. Н.И. Социальная психология в образовании. М.: Владос, 1995.-544с.
  123. П.Н. Современная социальная психология. ИПРАН, -М., 1999.
  124. А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: Теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. М., 1983. -158с.
  125. Щюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. 1988.-№ 2.-С.129−137.
  126. Д.Б. Избр. Психологические труды. М., 1989.
  127. Э. Детство и общество. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996.-592с.
  128. А.И. Описание субъективной реальности как задача исследования индивидуальности// Психологические проблемы индивидуальности. Вып.Н. М., 1984.-С.44−50.
  129. Bandura A. Social foundations of thought and action a sozial cognitive theory. Englewood Cliffs (N.I): Prentice-Hall, Cop. 1986.
  130. Boulding K. The Role of Conflict in the Dynamics of Society. // Current Reseach on Peace and Violence. Vol. IX, No. 3, 1986. P. 98−102.
  131. Buss A. The psychology of aggression. New York, John Willey. -1961.
  132. Buss D.M., Shakelford Т.К. Human aggression in evolutionary psychological perspektive. Clinical Psychology Review. 1997. — V. 17. -p. 605−619.
  133. Cantor N., Mishel W., Schwartz J. Social Knowledge: Stucture, Content, Use and Abuse // Cognitive Social Psychology. / Ed. by A. Hastrorf, A.Isen. Holland, 1982. P. 33−72.
  134. Coser L. Introduction to Sociology. N.Y., 1985.
  135. Deutsch M. Constructive Conflict Resolution: Principles, Training and Research // Journal of Social Issues. Vol. 50, No. 1. 1994. P. 13−32.
  136. Introduction a la psychologie sociale /Ed.by S. Moscovici. P. 1972. vol. 1−2.
  137. Jodelet D. Representation sociale: phenomenes, concept et theorie // Moscovici S. (ed.) Psychologie soziale. P. 1984.
  138. Milgram St. Behavorial Study of Obedience // Journal of Abnormal Social Psychology, Washington, 1963, p.371−378.
  139. Milgram St. Gities as social //Sozial representions/ Ed. By P.M. Farr & S. Moscovici, Gambridge, 1984.
  140. Moscovici S. La psychanalyse, son image et son public, p., 1976.
  141. Rosenzweig S. The current status of the Rosenzweig Picture-Frustration Study as a measure of aggression in personality. In P.F. Brain, D. Benton (Eds.) Multidisciplinary approaches to aggression research. -Amsterdam: Elsevier. 1981.-p. 113−126.
  142. Zimbardo P. Psychologi. Berlin etc.: Spinger, cop. 1995.
  143. Zimbardo Ph. Preface // Ch. Maslasch, Burnout The Cost of Caring. New Jersey, 1982.
Заполнить форму текущей работой