Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социальные механизмы формирования телекоммуникационных потребностей студенческой молодежи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В обществе существуют альтернативные социальные механизмы формирования телекоммуникационных потребностей студенческой молодежи: стихийный и целевой. Стихийный механизм складывается в обществе как результат хаотического и непредсказуемого сложения множества противоречивых и разнонаправленных сил, факторов и процессов. Целевой механизм создается и внедряется в практику социального управления для… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Концептуальные и методологические основы изучения телекоммуникационных потребностей студенческой молодежи
    • 1. 1. Телекоммуникационные потребности как источник инновационного развития общества
    • 1. 2. Студенческая молодежь в макросреде социокультурных инициаторов, получателей и проводников телекоммуникационных изменений
  • Глава 2. Содержание и специфика социальных механизмов формирования телекоммуникационных потребностей студенческой молодежи
    • 2. 1. Субъектные и поколенческие аспекты исследования телекоммуникационных потребностей студенческой молодежи
    • 2. 2. Эмпирический анализ телекоммуникационных потребностей студенческой молодежи
    • 2. 3. Альтернативные социальные механизмы формирования телекоммуникационных потребностей студенческой молодежи

Социальные механизмы формирования телекоммуникационных потребностей студенческой молодежи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. Формирование телекоммуникационных потребностей студенческой молодежи — приоритетная проблема экономического, социального, политического и культурного развития отечественного социума. От успешности ее решения непосредственно зависит достижение главной цели страны, связанной с построением настоящей России, — современной, устремленной в будущее молодой нации, которая займет достойные позиции в мировом разделении труда1.

В условиях начавшейся всесторонней модернизации нашего общества, базирующейся на ценностях и институтах демократии, важно перейти от примитивного сырьевого хозяйства к созданию умной экономики, производящей уникальные знания, новые вещи и технологии, полезные людям.

Среди пяти приоритетных направлений модернизации (медицинские технологии, повышение энергоэффективности, ядерные технологии, телекоммуникации и космическая отрасль, современные информационные технологии и программное обеспечение) особое место занимает телекоммуникационный сектор.

Указанная сфера является стратегической платформой, обеспечивающей пути, каналы и средства дальнего и сверхдальнего сообщения, обмен информацией между коммуникаторами (отправителями, источниками) и получателями (реципиентами, абонентами) данных.

В масштабах самой большой страны мира обеспечение высокой скорости, качества и доступности телекоммуникационных средств общения / взаимодействия становится мощным конкурентным преимуществом в глобальном состязании с постиндустриальными обществами.

Создание, эффективное и результативное применение современной телекоммуникационной платформы — это не только технологическая, экономическая и хозяйственная задача, но и важнейшая социальная цель, поскольку.

1 См.: Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 года // http://kremlin.rii/transcripts/5979 инициаторами, получателями и проводниками телекоммуникационных изменений выступают люди, представители разных классов, общественных групп, слоев и поколений, среди которых отчетливо выделяется студенческая молодежь как наиболее активный, энергичный и продвинутый пользователь телекоммуникационных инструментов и сервисов.

Характер, содержание и особенности студенческой деятельности, связанные с профессиональным обучением, получением знаний, овладением навыками и умениями высокоспециализированной трудовой деятельности обусловливают постоянное обращение к разным телекоммуникационным устройствам / технологиям и, как следствие, способствуют формированию и удовлетворению актуального спектра телекоммуникационных потребностей.

От уровня их развития зависит развертывание и осуществление субьектного и инновационного потенциала студенческой молодежи, а также умножение, обогащение и совершенствование ее жизненного мира на индивидуальном, коллективном, организационном, институциональном и поколенческом уровнях.

Иными словами, формирование и удовлетворение телекоммуникационных потребностей студенческой молодежи выступает способом ее подключения к макросреде социокультурных инициаторов, получателей и проводников телекоммуникационных изменений, является средством повышения самосознания и трансформации контента, модусов поведения и действия молодых учащихся вузов.

В связи с этим следует подчеркнуть: несмотря на то, что в России всплеск научного и практического интереса к теме формирования и удовлетворения потребностей в телекоммуникациях приходится на начало 90-х годов XX века, указанное современное и перспективное направление исследований разрабатывалось преимущественно отечественными специалистами по экономике, коммуникациям, маркетингу и менеджменту, уделяющим первостепенное внимание материальным, хозяйственным, технологическим, институциональным, финансовым, рыночным, организационным и корпоративным аспектам функционирования и развития телекоммуникационной сферы .

Не умаляя значимости рассматриваемых сторон, важно подчеркнуть, что вне поля зрения экспертов остались такие актуальные и важные вопросы, как выявление содержания и специфики социальных механизмов формирования телекоммуникационных потребностей студенческой молодежи, а также изучение ее положения в макросреде социокультурных инициаторов, получателей и проводников телекоммуникационных изменений в обществе.

Таким образом, указанная тема до сих пор не стала предметом специального исследования в дискурсивном поле социологии управления. В результате возникло противоречие между общественной значимостью креативной деятельности по поиску действенных социальных механизмов формирования телекоммуникационных потребностей студенческой молодежи и ее недостаточным социологическим обеспечением. Разрешение выявленного противоречия видится в обосновании социологического подхода к диагностике указанных социальных механизмов в субъектном и поколенческом аспектах. у.

Наличие значимого противоречия, недостаточная научная разработанность проблемы, ее практическая весомость обусловливают актуальность и важность настоящего диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. С нашей точки зрения, в современном изучении социальных механизмов формирования телекоммуникационных потребностей студенческой молодежи условно можно выделить несколько научных направлений.

Первое направление связано с исследованием природы, роли и значения потребностей, интересов и ценностей в обществе, опытом их классификации.

2 Исключением выступает телевидение, которое успешно и разносторонне исследовалось и исследуется отечественными социологами, начиная с конца 60-х годов XX века (телевидение и общество, телевидение как социальный институт, телевидение и массовая культура, телевидение и пропаганда, телеинформация, телеаудитория, телеэфир, телеопросы, телеинтервью, телереитинг, телереклама, телевизионное кино, телесериалы и пр.).

Н.М. Бережной, В. Д. Диденко, П. М. Ершов, Е. П. Ильин, Л. Г. Ионин, Р. К. Медведева, К. Х. Момджян, В. А. Ядов, Дж. Везерфорд, Ж. Годфруа, Б. Малиновский, Г. Маркузе, П. Мартин, А. Маслоу, А. Митчелл, Дж. Несбит, Г. Оллпорт, Ш. Ричи, К. Ясперс и др.).

Второе направление сфокусировано на анализе феномена коммуникации, построения, объяснения и применения вариативных моделей и механизмов коммуникативного обмена (М.М. Бахтин, В.ГО. Борев, X. JL Борхес,.

Г.-Г. Гадамер, П. М. Ершов, Ю. М. Лотман, Г. Г. Почепцов, A.M. Пятигорский, В. Б. Шкловский, Г. Г. Шпет, Р. Барт, Ж. Бодрийяр, М. Мосс, В. Ури, М. Фуко, У. Эко, К.-Г. Юнг, Р. Якобсон и др.).

Третье направление вызвано дискуссией о генезисе, развитии и организации телекоммуникаций в обществе, динамике технологичесьсих и социальных инноваций в разных культурах и цивилизациях (С.В. Аксенова, Г. П. Бакулев, Н. А. Голядкин, Д. Б. Дондурей, В. В. Егоров, П. А. Ковалев, А. В. Луков, Д. С. Одинцов, Е. Н. Пакалина, И. А. Полуэхтова, Ф. И. Раззаков, Б. М. Фирсов, Ю.У. Фохт-Бабушкин, А. Я. Юровский, А. Бард, Д. Белл, П. Бурдьё-, Д. Бур-стин, Э. Гидденс, Т. Гэд, Я. Зодерквист, М. Кастельс, Р. Клер, М. Маклюэн, М. Постер, Э. М. Роджерс, В. Л. Саймон, Д. Тапскотт, А. Тоффлер, Э. Д. Уильяме, Ф. Уэбстер, Ю. Хабермас, Д. Харви, Г. Шиллер, Янг Дж.С. и др.).

Четвертое направление ориентировано на изучение проблематики молодежи и студенческой молодежи. Ей посвящены научные работы ряда российских и зарубежных авторов (Л.Я. Аверьянов, Ю. Р. Вишневский, В. В. Воробьев, Б. А. Грушин, Ю. А. Зубок, С. Н. Иконникова, И. М. Ильинский, Л. Н. Коган, И. С. Кон, Д. Л. Константиновский, А .С. Кулагин, Е. Е. Леванов, В. Ф. Левичева, В. Т. Лисовский, В. А. Луков, Б. С. Павлов, Л. Я. Рубина, В. Ф. Сбытов, А. С. Свиридова, И. М. Слепенков, В. И. Староверов, Ф. Р. Филиппов, Г. А. Чередниченко, В. И. Чупров, Ф. Э. Шереги, В. Н. Шубкин, Д. Коупленд, Т. Стоуньер, Р. Флорида, Н. Хоув, П. Штомпка, В. Штраусс и др.).

Таким образом, не умаляя важности указанных научных направлений, следует подчеркнуть, что обладающий не меньшей значимостью вопрос выявления социальных механизмов формирования телекоммуникационных потребностей студенческой молодежи, исследуемый в предметном поле социологии управления, не получил достаточного освещения в современной российской и зарубежной науке.

Социологический взгляд на рассматриваемую проблему высвечивает новое концептуальное основание для систематического изучения и диагностики процессов формирования и удовлетворения телекоммуникационных потребностей студенческой молодежи.

Актуальность и недостаточная научная разработанность проблемы обусловливают объект, предмет и цель настоящего исследования.

Объект исследования: телекоммуникационные потребности студенческой молодежи.

Предмет исследования: социальные механизмы формирования телекоммуникационных потребностей студенческой молодежи.

Цель диссертационного исследования: раскрыть содержание и специфику социальных механизмов формирования телекоммуникационных потребностей студенческой молодежи.

Реализация указанной цели предусматривает решение следующих исследовательских задач:

1. Рассмотреть концептуальные и методологические основы изучения телекоммуникационных потребностей студенческой молодежи.

2. Изучить положение студенческой молодежи в макросреде социокультурных инициаторов, получателей и проводников телекоммуникацион ных изменений:

3. Раскрыть субъектные и поколенческие аспекты исследования телекоммуникационных потребностей студенческой молодежи.

4. Осуществить эмпирический анализ телекоммуникационных потребностей студенческой молодежи.

5. Выявить и специфицировать альтернативные социальные механизмы формирования телекоммуникационных потребностей студенческой молодежи.

Гипотезы исследования:

1 .Телекоммуникационные потребности являются источником инновационного развития студенческой молодежи.

2. Социальные механизмы формирования телекоммуникационных потребностей имеют альтернативный характер — стихийный и целевой, что определяет их различное воздействие на инновационное развитие студенческой молодежи.

Теоретико-методологической основой настоящего диссертационного исследования являются работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные теоретическим и методологическим проблемам изучения социального управления, телекоммуникаций, потребностей, интересов и ценностей, студенческой молодежи, формирования, функционирования и развития общественных механизмов, социальной политики и духовной культуры.

Для достижения поставленных исследовательских задач в диссертационной работе используются сравнительно-исторический, структурно-функциональный и системный подходы, институциональный анализ и метод моделирования социальных объектов.

Исследуемая проблема носит комплексный и междисциплинарный характер, изучалась и рассматривается представителями разных наук и академических школ.

Несомненный концептуальный интерес для исследования темы социальных механизмов формирования телекоммуникационных потребностей студенческой молодежи представляют отечественные и зарубежные исследования, в которых раскрываются процессы функциональной организации в социальных системах, анализируются вопросы молодежной и социальной политики, рассматриваются социальные механизмы и динамика телекоммуникационных изменений в обществе.

В связи с этим нами были изучены работы Г. В. Атаманчука, В. Г. Афанасьева, В. И. Башмакова, Ю. Е. Волкова, О. С. Виханского, Д. М. Гвишиани,.

Г. Е. Зборовского, А. Г. Здравомыслова, А .Я. Кибанова, В. И. Кнорринга, Э. М. Короткова, Ю. Д. Красовского, Г. Р. Латфулина, Д. С. Львова, Б.З. Миль-нера, Н. Н. Моисеева, А. И. Наумова, A.M. Омарова, А. Г. Поршнева, В.И. Ры-кунова, А. И. Татаркина, А. Н. Тарасова, Е. В. Тихоновой, Ж. Т. Тощенко, Ю. А. Тихомирова, А. В. Филиппова, В. И. Франчука, П. Штомпки, В. А. Ядова Л.Е. Бирдцелла, Н. Винера, Б. Гейтса, И. М. Делиева, П. Ф. Друкера, Э. Дюрк-гейма, Р. Конниффа, Д. Мак-Грегора, Р. К. Мертона, А. Мориты, Т. Питерса, Н. Розенберга, Ж.-П. Сартра, Р. Уотермена, А. Файоля, Э. Фромма и др.

Методы исследования.

Методами диссертационного исследования выступали теоретический анализ, изучение документальных источников, контент-анализ прессы и электронных средств массовой информации и коммуникации, наблюдение, детерминированный квотный отбор элементов выборочной совокупности, социологический анкетный опрос студентов очной формы обучения трех федеральных вузов, корреляционный анализ.

Эмпирическая базу диссертационного исследования составили результаты сравнительного социологического исследования, проведенного автором в ноябре 2009 г. на тему «Телекоммуникации, молодежь, общество». Оно было осуществлено в форме очного анкетного опроса 300 респондентов (N= 300) по месту учебы опрошенных в городах Москве и Обнинске.

В состав выборочных групп респондентов вошли 100 студентов ГОУ ВПО «Государственный университет управления» (очной формы обучения специальности 80 507 — Менеджмент организации), 100 студентов ГОУ ВПО «Российский университет дружбы народов» (очной формы обучения специальности 80 105 — Финансы и кредит), 100 студентов ГОУ ВПО «Обнинский государственный технический университет атомной энергетики» (очной формы обучения специальности 230 100 — Информатика и вычислительная техника).

В работе также использованы законодательные акты, федеральные программы и документы, касающиеся молодежной, социальной и информационной политики, управления телекоммуникациями, статистические данные Госкомстата РФ, федерального министерства связи и массовых коммуникаций, основные показатели социально-экономического положения России, статистические и фактические материалы, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных социологов, культурологов, экономистов, историков, маркетологов и менеджеров, специалистов по социальному управлению, потребностям, интересам и ценностям, телекоммуникациям и студенческой молодежи.

Надежность и достоверность полученных результатов обеспечена теоретико-методологической проработкой проблемы, использованием апробированных и надежных методов исследования, репрезентативностью выборочной совокупности социологического опроса респондентов.

Научная новизна и теоретическая значимость результатов исследования.

1. Установлено, что в социологии управления недостаточное внимание уделялось вопросу изучения социальных механизмов формирования телекоммуникационных потребностей студенческой молодежи, несмотря на актуальность проблемы исследования, ее высокую научно-практическую значимость.

2. Разработана и раскрыта периодизация основных этапов зарождения и развития коммуникаций / телекоммуникаций в социуме и сопряженного с ними увеличения и усиления телекоммуникационных потребностей, трансформировавшихся в мощный источник инновационного развития общества.

3. Обоснован вывод о том, что второе цифровое десятилетие является началом шестой коммуникационной революции (в ее четвертой (после: 1) почтовой связи / телеграфа / телефона / радио- 2) телевидения, 3) компьютеров, интернета и мобильной связи) телекоммуникационной форме). Указанная революция сформирует новые виды телекоммуникационных потребностей и заставит разные страны продолжить конкурентную борьбу за первенство в рассматриваемой области. От многих территорий3 потребуется достижение поставленной цели в режиме «сжатого времени», ибо инновационное изменение и применение высоких технологий неразрывно связано с ускоренной модернизацией социальной сферы.

4. Диагностировано, что в настоящее время в постиндустриальных обществах разделенные в прошлом устройства дальнего / сверхдальнего телекоммуникационного сообщения и передачи информации начинают интегрироваться в единое целое и работать по принципу: «всё- в одном», что делает необходимым комплексное изучение телекоммуникаций и телекоммуникационных потребностей.

5. Выявлено, что студенческая молодежь, являясь органичной частью макросреды социокультурных инициаторов, получателей и проводников телекоммуникационных изменений, отличается от других субъектов инноваций возрастными рамками, психологическим портретом, транзитивностью социально-экономического положения, родом деятельности, культурными предпочтениями и ценностными ориентациями. Вот почему телекоммуникационные потребности являются одним из источников инновационного развития студенческой молодежи как на субъектном, так и на поколенческом уровнях.

6. Проведен эмпирический анализ телекоммуникационных потребностей студенческой молодежи, который позволяет констатировать, что в обществе существуют альтернативные социальные механизмы формирования телекоммуникационных потребностей студенческой молодежи: стихийный и целевой.

7. Результаты проведенного эмпирического исследования позволяют прийти к выводу о том, что в Российской Федерации еще не сложился реально действующий и эффективный целевой социальный механизм формирова.

3 В социологической науке термин «территория» понимается не только географически, но и социально. Иными словами, социологический анализ территории может быть эквивалентен социологическому анализу определенного общества (социума), отдельно взятой страны, ее регионов, городов, сельских районов и т. д. ния телекоммуникационных потребностей студенческой молодежи, хотя предпосылки для создания указанного механизма уже сформировались.

8. Разработаны и раскрыты инвариантные компоненты целевого социального механизма формирования телекоммуникационных потребностей студенческой молодежи, рассмотрены его подсистемы и базовые функции, очерчены контуры его воздействия на субъектные и поколенческие аспекты действия и поведения молодых учащихся вузов.

Таким образом, в ходе проведенного исследования получен ряд новых теоретических и научно значимых эмпирических результатов. Рассматриваемый подход к решению указанных проблем осуществляется впервые и выступает научным вкладом в социологию управления, теорию и практику социальных механизмов формирования телекоммуникационных потребностей студенческой молодежи.

Практическая значимость диссертационного исследования обусловлена востребованностью его результатов на федеральном и региональном уровнях в ходе социального управления процессами формирования и удовлетворения телекоммуникационных потребностей студенческой молодежи. Разработанный в диссертации социологический подход к созданию инвариантных компонентов целевого социального механизма формирования телекоммуникационных потребностей студенческой молодежи служит методологической основой для осуществления долговременной и результативной молодежной и информационной политики в РФ, ее регионах, городах и сельских районах. Результаты, полученные в диссертации, могут быть применены при разработке и чтении образовательных спецкурсов: «Социальное управление», «Социология молодежи», «Социальная иннова-тика», «Социология телекоммуникаций», «История и теория телекоммуникаций».

Положения, выносимые на защиту.

1. Телекоммуникационные потребности закономерно становятся объектом социологического изучения, причем социологическая спецификация’телекоммуникационных потребностей перекликается с ракурсами рассмотрения телекоммуникационных потребностей в других науках, но не растворяется в них и образует самостоятельное исследовательское поле.

2. Телекоммуникационные потребности обладают сложной многоуровневой природой и относятся к разряду интегративных потребностей, стыкующих биологические и культурные нужды / запросы людей в обществе.

3. Возникновение и генезис телекоммуникационных потребностей в социуме выступают источниками, стимулами и средствами индивидуального и коллективного развития, исторически способствуют росту общественной солидарности, появлению науки и приумножению нового знания, приводят к формированию устойчивых интересов и ценностей, а также этических принципов, которые обретают статус регуляторов жизненных поступков людей.

4. Студенческая молодежь, являясь органичной частью макросреды социокультурных инициаторов, получателей и проводников телекоммуникационных изменений, отличается от других субъектов инноваций возрастными рамками, психологическим портретом, транзитивностью социально-экономического положения, родом деятельности, культурными предпочтениями и ценностными ориентациями. Вот почему телекоммуникационные потребности являются одним из источников инновационного развития студенческой молодежи как на субъектном, так и на поколенческом уровнях.

5. В обществе существуют альтернативные социальные механизмы формирования телекоммуникационных потребностей студенческой молодежи: стихийный и целевой. Стихийный механизм складывается в обществе как результат хаотического и непредсказуемого сложения множества противоречивых и разнонаправленных сил, факторов и процессов. Целевой механизм создается и внедряется в практику социального управления для системного и последовательного достижения общественно значимых задач, реализация которых обеспечивает формирование и удовлетворение телекоммуникационных потребностей студенческой молодежи на обозримую и длительную перспективу.

6. Действие целевого социального механизма формирования телекоммуникационных потребностей студенческой молодежи не отменяет и не заменяет действие стихийного механизма. Его создание направлено на смягчение и преодоление негативных процессов и тенденций, вызываемых действием стихийного механизма, детерминированного кризисными периодами развития рыночной экономики и социально-культурной сферы жизни общества.

7. Инвариантная компонентная схема целевого социального механизма формирования телекоммуникационных потребностей студенческой молодежи включает в себя ряд взаимосвязанных подсистем: 1) информационно-аналитическую- 2) социально-культурную- 3) координационную- 4) административно-правовую- 5) инвестиционную- 6) контрольно-регулятивную- 7) прогностическую.

8. Состав указанных подсистем может быть также вариативен и альтернативен, как и разнообразие разрабатываемых и представляемых моделей целевого социального механизма формирования телекоммуникационных потребностей студенческой молодежи. С достижением требуемых целей, решением конкретных задач содержание указанного механизма может меняться, может возникать потребность в построении другой его модели в соответствии с новым качественным уровнем социального управления и состояния телекоммуникационной сферы в обществе.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты диссертационного исследования докладывались на заседаниях кафедры социологии и психологии управления ГОУ ВПО «Государственный университет управления» и на заседаниях кафедры управления в экономических и социальных системах филиала ГОУ ВПО «Государственный университет управления» в г. Обнинске (2008 и 2009 гг.).

Различные аспекты диссертации, ее основные теоретические выводы и практические рекомендации апробированы на I Межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления и инновационного развития территорий» (г. Обнинск, 14 февраля 2007 г.), VI Международной молодежной научно-практической конференции «Политика и бизнес в меняющемся мире» (г. Обнинск, 17−19 апреля 2008 г.), VIII Международном симпозиуме по эволюционной экономике «Эволюционная экономика и финансы: инновации, конкуренция, экономический рост» (г. Пущино, 17−19 сентября 2009 г.), XIV Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления — 2009» (г. Москва, 28−29 октября 2009 г.).

Результаты диссертационного исследования используются при чтении образовательных курсов: «Социология», «Социология и психология управления» на кафедре социологии и психологии управления ГОУ ВПО «Государственный университет управления» и на кафедре управления в экономических и социальных системах филиала ГОУ ВПО «Государственный университет управления» в г. Обнинске.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Заключение

.

Подводя итоги работы, следует подчеркнуть, что в результате проведенного нами сравнительного социологического исследования эмпирически подтверждены выдвинутые гипотезы: телекоммуникационные потребности являются источником инновационного развития студенческой молодежисоциальные механизмы формирования телекоммуникационных потребностей имеют альтернативный характер — стихийный и целевой, что определяет их различное воздействие на инновационное развитие студенческой молодежи.

Кроме того, автором диссертации было выявлено, что выбранные специализированные категории студентов для включения в выборочную совокупность исследования — управленцы, экономисты и ИТ-инясенерыотражают инновационный профиль специалитета современной и будущей экономики знаний. Респонденты представляют собой образовательную и социально-профессиональную проекцию лидерского авангарда поколения «игрек» из настоящего в обозримое будущее.

Согласно результатам эмпирического исследования, становится очевидным, что «раздельное» социологическое изучение потребностей пользователей компьютеров с выходом в интернет, мобильной связи и телевидения в настоящее время и на перспективу утрачивает былую актуальность и значимость, поскольку современная телекоммуникационная революция объединяет и соединяет указанные средства телекоммуникации в единое целое. Они начинают работать по принципу: «всё- в одном».

В' связи с этим важно обратить внимание на то, что впервые за обозримую историю человечества молодое поколение студентов получает столь высокотехнологичные, компактные и интегрированные телекоммуникационные средства информационного обмена и взаимодействия.

Лавинообразный рост и стремительное появление на рынке множества телекоммуникационных услуг, предложение инновационных гаджетов формируют у студенческой молодежи всё- новые виды телекоммуникационных потребностей, частично известных ей прежде лишь по научно-фантастическим романам, кинофильмам и телесериалам.

Но это — стихийный процесс, который наряду с положительными тенденциями, имеет и негативную «изнаночную» сторону, которая особенно наглядно и рельефно высвечивается в телекоммуникационном и информационном неравенстве — на уровне отдельных личностей, коллективов, организаций, групп, поколений, социальных институтов, регионов и стран.

Вот почему в современных условиях государство не может оставить без внимания процессы телекоммуникационной стратификации, проявления информационного неравенства во всем обществе и в среде студенческой молодежи, которая, как правило, (в силу возрастных, поколенческих и образовательных спецификаций) наиболее остро реагирует на проявления социальной несправедливости в телекоммуникационной и информационной среде.

Сегодня становится очевидным то обстоятельство, что высокоскоростной, интенсивный и многосторонний коммуникационный и информационный обмен актуальными данными и знаниями — это вопрос качества высшего профессионального образования, качества готовности к будущему теоретическому и практическому поприщу дипломированных специалистов как гуманитарного, так и технического профиля.

Для усиления влияния положительных результатов телекоммуникационных изменений и для ослабления, а также преодоления негативных следствий технологических и социальных перемен необходимо включение и применение высокоточного целевого социального механизма формирования телекоммуникационных потребностей студенческой молодежи.

Не отменяя действия стихийного механизма, дополняя его, целевой механизм становится важным подспорьем в осуществлении социального управления, в проведении долговременной, результативной и эффективной телекоммуникационной и информационной стратегии в Российской Федерации, приоритетные цели которой были сформулированы высшим политическим руководством нашей страны.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993). — М.: ACT, 2005.
  2. Федеральный закон «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года N 2124−1-ФЗ.
  3. Федеральный закон «О связи» от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ.
  4. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 года N Пр-212.
  5. Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 года// http://kremlin.ru/transcripts/5979
  6. С.В., Одинцов Д. С., Пакалина Е. Н. 100 великих русских изобретений. М.: Вече, 2008.
  7. А., Зодерквист Я. NetOKpaTM. Новая правящая элита и жизнь после капитализма. Изд. 2-е, исправленное / Пер. с англ. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2004.
  8. Г. С. «Эффект Матфея»: накопленное преимущество и распределение статусов в науке: аналитический обзор // http: //soc.lib.ru/su
  9. В.И. Социология труда. Учебное пособие. М.: ГУУ, 1999.
  10. Бек Д., Уэйд М. Доигрались! Как поколение геймеров навсегда меняет бизнес-среду / Пер. с англ. М.: Претекст, 2006.
  11. Н.М. Человек и его потребности / Под ред. В. Д. Диденко. -М.: Московский Государственный Университет Сервиса, 2000.
  12. И.Богданов В. В., Попова С. Н. Истории обыкновенных вещей. М.: Педагогика-Пресс, 1992.
  13. Большая Энциклопедия Кольера. Полная русская версия // Prism Digital company LTD., Tico Records, 2002, (CD).
  14. А.Борхес X.JI. О культе книг // Борхес X.JI. Расследования: эссе и статьи. / пер. с исп. СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2009.
  15. Ф. Грамматика цивилизаций // Предисл. М. Эмара / Пер. с фр.-М.: Издательство «Весь Мир», 2008.
  16. Хв.Бурдъё П. О телевидении и журналистике // Пер. с фр. / Отв. ред. и предисл. Н. А. Шматко. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», Институт экспериментальной социологии, 2002.
  17. БурстинД. Американцы: Колониальный опыт: Пер. с англ. / Под общ. ред. и с коммент. В. Т. Олейника. М.: Изд. группа «Прогресс» — «Ли тера», 1993.
  18. Дж. История денег: Борьба за деньги от песчаника до ки-бер-пространства / Пер с англ. Т. Сулицкой, И. Сиснёва. М.: ТЕРРА -Книжный клуб, 2001.
  19. .А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования М.: Политиздат, 1987.
  20. . А. Эффективность массовой информации и пропаганды: понятие и проблемы измерения. М.: Знание, 1979.
  21. Е.А., Соханъ Л. В., Тихонович В. Я. Формирование различных потребностей личности: Социальный и психологический аспекты. -Киев.: Политиздат, 1984.
  22. П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке // http://enbv.narod.ru/text/Econom/drucker/str/001 .html26Друкер П.Ф. II Классики менеджмента / Под ред. М. Уорнера / Пер. сангл. СПб.: Питер, 2001.
  23. В. Буржуа: этюды по истории духовного развития современного экономического человека. Гл. 2 // http: //soc.lib.ru/su
  24. С.Н., Лисовский В. Т. Некоторые проблемы воспитания студенческой молодежи. -М.: Молодежь и образование. 2005.
  25. Л.Г. Социология культуры. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996.
  26. И. Критика способности суждения. М.: Искусство, 1994.31 .Кибанов А. Я. Управление персоналом организации. Стратегия, маркетинг, интернационализация. -М.: Инфра-М, 2007.
  27. Ъ2.Киссинджер Г. Дипломатия // Пер. с англ. / Послесл. Г. А. Арбатова. -М.: Ладомир, 1997.
  28. В.Н. «Социально-психологические основы ситуационно-комплексного подхода к управлению персоналом» дис. д-ра психолог. наук. М.: 1997.
  29. ЪА.Колосова О. А. Социальный портрет студенчества. Разработка ключевых социально-психологических проблем деятельности вуза в современных условиях. М.: ГАУ 1997. г35 .Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.
  30. Ъв.Коннифф Р. Естественная история богатых: Полевые исследования / Пер. с англ. Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
  31. Д. Поколение Икс // Пер. с англ. М.: Издательство «ACT МОСКВА», 2009.
  32. Ю.Д. Архитектоника организационного поведения. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  33. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. Психология мотивов и эмоций / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и М. Ф Фаликман. М.: ЧеРО, 2002.
  34. А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2003.
  35. Р.К. Референтная группа и социальная структура. М.: Ин-т молодежи, 1991.
  36. Оруэлл До/с. Фунты лиха в Париже и Лондоне. СПб.: Азбука-классика, 2003.4%.Осипов Г. В. Социология. М.: ЛКИ, 2008.
  37. Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем. Функциональная теория изменения //Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренъкова. М.: Изд-во МГУ, 1994.
  38. Т. Э. Социология студенчества в России : этапы и закономерности становления: учеб. пособие. СПб.: Бельведер, 2000.51 .Платон. Сочинения в трех томах. Т.1 // Под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса / Пер. с древнегреч. М.: «Мысль», 1968.
  39. Г. Г. Теория коммуникации. -М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 2006.
  40. Ф.И. Гибель советского ТВ. М.: Эксмо, 2009.
  41. Ш., Мартин П. Управление мотивацией. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  42. П., Бирдцелл Л. Е., мл. Как Запад стал богатым. Экономическое преобразование индустриального мира. Новосибирск: «Экор», 1995.
  43. Салтыков-Щедрин М. Е. Помпадуры и помпадурши // Собрание сочинений в десяти томах. Т. 2. — М.: Издательство «Правда», 198 851. Сартр Ж.-П. Слова/Пер. с фр. — М.: Издательство «Прогресс», 1966.
  44. С. Книга шифров: тайная история шифров и их расшифровки / Пер. с англ. М.: ACT: Астрель, 2007.
  45. Словарь американской истории // Под ред. Т. Пёрвиса / Пер. с англ. -М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2007.
  46. А. Исследование о природе и причинах богатства народов / Пер. с англ. М.: Эксмо, 2007 (Серия «Антология экономической мысли»).61 .Сорокин П. А. Социологические теории современности. М.: Изд-во МГУ, 1992.
  47. Социология молодежи. Энциклопедический словарь // Отв. ред. Ю. А. Зубок и В. И. Чупров. М.: Academia, 2008.
  48. СтроусД. Морган / Пер. с англ. М.: ООО «Издательство ACT», 2002. — (Серия «Историческая библиотека»).
  49. Д., Уильяме Э. Д. Викиномика. Как массовое сотрудничество изменяет всё- / Пер. с англ. СПб: Бест Бизнес Букс, 2009. (Серия книг: Advanced Management Institute).
  50. А. Н. Психология лжи в бизнесе: дурная бесконечность. Мотивы, цели, способы и результаты бизнес-мошенничества. Российский и зарубежный опыт / А. И. Тарасов. М.: Книжный мир, 2007.
  51. Дж. Словарь символов / Пер. с англ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.61 .Филиппов А. В. Производственная социология, психология и педагогика. М.: Высшая школа, 1989.
  52. Ф.Р. Молодежь // Российская социологическая энциклопедия // Под общ. ред. Г. В. Осипова. М.: Издательская группа НОРМА -ИНФРА-М, 1998.
  53. Философский энциклопедический словарь / Ред. кол.: С. С. Аверинцев и др. 2-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989.
  54. Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее / Пер. с англ. М.: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2005.
  55. Чжан Ю, Холлидей Дж. Неизвестный Мао / Пер. с англ. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2007.73 .Шерковин Ю. А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М.: Мысль, 1973.
  56. Штомпка 77. Социология. Анализ современного общества / Пер. с польск. М.: Логос, 2005.1Ъ.Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: «Добросвет», «Книжный дом «Университет», 1998.
  57. Янг Дж.С., Саймон B.JI. 1Кона. Стив Джобе / Пер. с англ. М.: Эксмо, 2007.
  58. К. Духовная ситуация времени // Ясперс К., Бодрийяр Ж. Призрак толпы. М.: Алгоритм, 2008.
  59. Л.Я. О проблемах молодежи и не только о них // Социол. исслед. 2008. № 10.
  60. А. Времена года и времена жизни // «Russian Valley». № 8 (192). 05.05.2006.80. 88 идей, изменивших мир // Forbes, № 9. 2004.81. / эЭ Т. «Новое Средневековье"// Forbes, № 1. 2010.
  61. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. -М.: Наука, 1990.
  62. Р.К. Социальная структура и аномия // Социол. исслед. 1992. № 3.
  63. Кино с орбиты // «Итоги» № 6 / 608 (04.02.08)
  64. Кузнецов 77. История американского телевидения // http://www.historicus.ru/138/
  65. На видео нет запроса // «Итоги» № 1 / 655 (01.01.09)
  66. На экране // «Коммерсант-Деньги» № 21 (728) 01.06−07.06.2009
  67. Общественное включение // «Эксперт» № 8 (597) 25 февраля 03 марта 2008.
  68. С. Российское поколение Z // Власть. 28 (831). 2009.
  69. Смотри в оба // «ОГОНЕК» № 21 / 4997 (21−27 мая 2007).
  70. Телевидение будущего // «Русский репортер» № 33 / 63 2008.
  71. Увидеть невидимое // «Итоги» № 42 / 644 (13.10.08).
  72. Что считать Интернет-СМИ // «Медиа-альманах» № 3 2003.
  73. Е., Антипов, А Теория поколений // e-xecutive.ru-
  74. Compton’s Interactive Encyclopedia // Compton’s New Media, Inc. 1994, 1995 (CD).
  75. Goleman D. Emotional Intelligence: Why it Can Matter More than I.Q. London: Bloomsbury Publishing, 1996.
  76. Habermas J. Theorie des kommunikativen Handelns. Frankfurt am Main: Suhrkamp 1981.
  77. Le Doux J. Emotion and the Limbic System Concept // Concepts in Neuro science. 1992. № 2.
  78. Lipset S.M. The First New Nation: The United States in Historical and Comparative Perspective. New York: Norton, 1969.
  79. McGregor A. and Sproull A. «Employers and the Flexible Workforce» // Employment Gazette, 1992, May: 225 34.
  80. Merton R.K. The Matthew Effect in Science, II: Cumulative Advantage and the Symbolism of Intellectual Property // ISIS. 1988. Vol. 79.
  81. Merton R.K. The Matthew Effect in Science // Science, 5 January, 1968.
  82. Ritchie S., Martin P. Motivation Management. Hampshire: Gover Publishing Limited, 1999.
  83. Rogers E.M. A History of Communication Study: A Biographical Approach. New York: Free Press, 1994.
  84. Stalk G., Hout T. Competing Against Time. New York: Free Press, 2007.150
  85. Stonier Т. The Wealth of Information: Profile of a Postindustrial Economy. London: MethuenLtd., 1983.
Заполнить форму текущей работой