Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Исследование перцептивной составляющей профессиональной деятельности операторов автоматизированных информационных систем РС-банкинг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследованиям психологических механизмов зрительного восприятия и проблемы автоматики посвящен широкий ряд работ отечественных и зарубежных авторов, к их числу можно отнести: Б. Ф. Ломов, В. А. Барабанщиков, Панов Д. Ю., Д. А. Ошанин, А. И. Миракян, В. К. Гайда, В. В. Лоскутов, Е. Т. Соколова, В. П. Зинченко, Т. П. Зинченко, А. В. Запорожец, А. Г. Русская, Л. М. Веккер, А. Д. Логвиненко, А. А… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБННОСТИ ПЕРЦЕПТИВНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРОВ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ РС-БАНКИНГ
    • 1. 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРОВ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
    • 1. 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРОВ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ РС-БАНКИНГ
    • 1. 3. ОПИСАНИЕ ПЕРЦЕПТИВНОЙ СФЕРЫ ОПЕРАТОРОВ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ РС-БАНКИНГ
    • 1. 4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЦЕПТИВНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В РАБОТАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАПАДНЫХ ПСИХОЛОГОВ
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЦЕПТИВНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРОВ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ РС-БАНКИНГ
    • 2. 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИСЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧАЕМЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОПЕРАТОРОВ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ РС-БАНКИНГ
    • 2. 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРОВ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ РС-БАНКИН
      • 2. 4. 1. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СКОРОСТИ ОБНАРУЖЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО СТИМУЛА ОПЕРАТОРОВ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ РС-БАНКИНГ
      • 2. 4. 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТОЧНОСТИ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЗРИТЕЛЬНОГО СТИМУЛА ОПЕРАТОРОВ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ РС-БАНКИНГ
      • 2. 4. 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЪЕМА ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ОПЕРАТОРОВ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ РС-БАНКИНГ
      • 2. 4. 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ПО ХАРАКТЕРИСТИКЕ ПОЛЕЗАВИСИМОСТЬ-ПОЛЕНЕЗАВИСИМОСТЬ ОПЕРАТОРОВ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ РС-БАНКИГ
    • 2. 5. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОПЕРАТОРОВ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ РС-БАНКИГ
      • 2. 5. 1. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТЕПЕНИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ОПЕРАТОРОВ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ РС-БАНКИНГ ЭКСПЛУАТИРУЕМОЙ СИСТЕМОЙ

Исследование перцептивной составляющей профессиональной деятельности операторов автоматизированных информационных систем РС-банкинг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Активное развитие информационных технологий в настоящее время привело к расширению сферы их эксплуатации в различных областях жизнедеятельности, в том числе в банковской сфере. Использование подобных технологий в качестве автоматизированных информационных систем упрощает профессиональные функции субъекта труда и тем самым способствует ускорению исполнительной составляющей и увеличению производительности труда. Безусловно, предполагаемые изменения в профессиональной деятельности оказывают влияние на субъекта труда, его психические и физиологические процессы, это установленный неоспоримый факт. Характеризовать их как положительные или отрицательные не имеет смысла в представленном исследовании, так как нами преследуется иная цель. Представленная работа направлена на исследование ряда характеристик перцептивной составляющей профессиональной деятельности операторов автоматизированных информационных систем (АИС) на материале операторов PC-банкинг АБС. Автоматизированная банковская система (banking system) в дальнейшем АБС является современной автоматизированной информационной системой, которая представляет собой совокупность средств, выполняющих в банке операции с вкладами, кредитами, платежами и др. Данная система представляет собой средство управления активами и является программным продуктом специализированной направленности. Под АБС будем понимать комплекс аппаратно-программных средств, реализующих мультивалютную информационную систему, обеспечивающую современные финансовые и управленческие технологии в режиме реального времени при транзакционной обработке данных. Изучение психологических механизмов и закономерностей функционирования системы в аспекте преобразования перцептивных свойств в профессиональной деятельности (под системой в данном случае понимается распределение функций между оператором и автоматикой) позволяет выявить характеристики, влияющие на успешность профессиональной подготовки и деятельности. К тому же усиливается значение взаимодействия человека и автоматики в контексте традиционно исследуемых проблем в инженерной психологии, выявления особенностей познавательной сферы при взаимодействии с такого рода объектами.

Актуальность проблемы. Внедрение, использование и усовершенствование автоматизированных информационных систем в различных областях деятельности, в том числе в банковской сфере, способствует упрощению трудовой деятельности, а именно: уменьшение допускаемых ошибок, увеличение скорости преобразования, повышение эффективности процессов осуществления трудовых функций и пр. Соответственно, осуществление профессиональных функций в подобного рода системах приводит к усовершенствованию некоторых навыков, определяющих принципиально важные психологические качества, необходимые для данной профессии. В деятельности операторов автоматизированных банковских систем важными составляющими являются высокая скорость и точность операционально-исполнительной стороны труда, субъективный контроль идентификации получателей услуг, который обеспечивает оператор с помощью специализированных технико-технологических средств. Операторы АИС эффективно исполняют профессиональные функции посредством индивидуальных свойств и качеств, а также знаний, умений и навыков. Перцептивная сфера операторов АИС (операторов PC-банкинга АБС) обуславливается средствами труда (автоматика) и исполнительными задачами. Изучение перцептивной сферы операторов АИС позволит выделить психологические характеристики, свойственные субъекту труда и их закономерные изменения, которые необходимо учитывать при подборе, отборе, обучении, консультировании, а также проектировании условий трудовой деятельности. В инженерной психологии и психологии труда авторы подчеркивают важность изучения проблемы восприятия для построения психологического аппарата анализа труда [96, 106, 110, 123, 131, 168]. Таким образом, изучение особенностей восприятия операторов автоматизированных информационных систем (операторов PC-банкинг АБС) позволит сформулировать подход к оценке перцептивной сферы специалистов и раскрыть особенности влияния профессиональной деятельности на характеристики восприятия. Выделенное направление исследования составляющих зрительной перцепции профессиональной деятельности операторов АИС (операторов PC-банкинг АБС), а именно, исследование точности идентификации и скорости обнаружения зрительного стимула (профессионально значимого), объема зрительного восприятия, индивидуальных особенностей восприятия по характеристике полезависимость-поленезависимость, и их влияние на успешность профессиональной деятельности операторов АИС, обусловлено актуальностью заявленной темы. Рассматриваемые в работе характеристики субъектов восприятия (операторов АИС) представлены из анализа сферы и уровня организации профессиональной деятельности.

Профессиональная деятельность представляется субъекту труда в форме образов: предметов и средств деятельности, потребностей, действий, результатов (А.Н. Леонтьев, 1972; Д. А. Ошанин, 1974). Позиция субъекта труда, субъекта восприятия, его ориентация в среде, восприятие частоты, интенсивности и количества сигналов и других свойств, включая социальную роль и статус, являются началом многомерной системы координат объекта восприятия [16, С. 49]. Границы объекта восприятия определяются ресурсами субъекта восприятия — субъекта труда и характером выполняемой им задачи (В.А. Барабанщиков, 1990). Исследователи так же выделяют и условия формирования образов деятельности, например, такие как активное восприятие, обратную связь, достаточное количество информации и структурированность информации. Показатели восприятия при выполненных заданных условиях формирования образов представляются наиболее эффективно. Психологические подходы к изучению восприятия сформировались из теорий и положений представителей различных отечественных и зарубежных психологических школ. По мнению Л. С. Выготского, восприятие опосредовано знаковыми системами (Л.С. Выготский, 1996), деятельностью (А=Н, Леонтьев, 1977), культурой в целом (М. Коул, 1997; В. М. Розин, 1996) и включает в себя символическое содержание (Крючкова, 1994). Основное значение имеют не поиск и прием полезной информации, а ее интерпретация — включение в смысловые контексты или семантические поля воспринимающего (Т.И. Артемьева, 1999; Петренко, 1983). Перцептивные потребности и способы их удовлетворения наполняются смысловым содержанием, усиливается волевой компонент, чувственный образ становится осознаваемым, появляется ценностная составляющая восприятия [19, 39, 43, 84, 91, 112, 123, 133, 134, 145]. В настоящее время развиваются подходы, направленные на изучение индивидуальных особенностей субъекта восприятия: дифференциальный (Н.А. Гусев, 2004), субъектный (К.В. Бардин, 1993; И. Г. Скотникова, 2004), экологический (В.А. Барабанщиков, В. Н. Носуленко, 2002). Авторы пытаются преодолеть проблему особого методологического анализа соотношения продукта и процесса восприятия в исходных предпосылках (А.И. Миракян, А. Д. Логвиненко, В.А. Барабанщиков). Современные зарубежные исследования восприятия характеризуются инновационными и технологичными подходами к оценке характеристик и параметров перцептивной сферы специалистов (J.Bullier, J. Findlay, I.P.Gilchrist, Scott Jordan & Gunther Knoblich).

Резюмируем вышесказанное следующим образом: особенности профессионально обусловленного восприятия операторов автоматизированных информационных систем представляют собой совокупность качественных и количественных новообразований, сформированных на основе исполнительского компонента труда, взаимообусловленного АИС. Субъект труда выступает субъектом восприятия профессионально значимой, закодированной информации, поступающей от СОИ, которую оператору необходимо своевременно обнаружить, распознать, идентифицировать, преобразовать, осуществляя с ней условные действия, операции для получения предполагаемого результата деятельности, продукта труда.

Теоретико-методологическое обоснование. Теоретическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных авторов в области общей, психологии труда, инженерной психологии. Исследованиям психологических механизмов зрительного восприятия посвящен широкий ряд работ отечественных и зарубежных психологов, таких как: Б. Ф. Ломов, В. А. Барабанщиков, Панов Д. Ю., Д. А. Ошанин, А. И. Миракян, В. К. Гайда, В. В. Лоскутов, Е. Т. Соколова, В. П. Зинченко, Т. П. Зинченко, А. В. Запорожец, А. Г. Русская, Л. М. Веккер, А. Д. Логвиненко, А. А. Митькин, Б.М. Ве-личковский, В. М. Кроль, И. Рок, И. В. Стрельцова, N. Djordan, U. Singlton, G. Bruner, H. Buffart, E. Leewenberg, F. Restle, G. Witkin, J. Findlay, LP. Gilchrist, J. Scott Jordan, Gunther Knoblich и др. Изучением проблем автоматики в деятельности операторов, в том числе распределения функций и пр., занимались Б. Ф. Ломов, Н. Д. Завалова, В. А. Пономаренко, Ю. К. Стрелков, А. И. Галактионов, В. Н. Ярушкин, Е. Т. Соколова, А. Н. Костин, Ю. Я. Голиков и др. [2, 4, 7, 8, 16, 20, 51, 52, 60, 68, 74, 90, 92, 93, 105, 108, 109, 112, 115, 116, 117, 121, 118, 125, 137, 147, 149, 165, 166, 189, 193, 207, 214, 215, 230, 231, 236].

Методологическая основа исследования представлена основными положениями отечественной психологии деятельности и ведущими концепциями когнитивной психологии, а именно:

— системно-деятельностным подходом Б. Ф. Ломова;

— концепцией перцептивной системы В. А. Барабанщикова;

— деятельностным подходом к изучению восприятия В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьева, А. А. Митькина и др.;

— интегральной моделью структуры зрительного восприятия В. М. Кроль;

— теорией психологической дифференциации Г. Виткина;

— межсистемным подходом Ю. Я. Голикова, А. Н. Костина.

Цель работы: исследование перцептивной составляющей профессиональной деятельности операторов автоматизированных информационных систем на материале современной автоматизированной банковской системы, в которой осуществляют рабочие функции операторы PC банкинг, а также выявление показателей, обуславливающих успешность профессиональной деятельности.

Объект исследования — профессиональная деятельность операторов автоматизированных информационных систем, а именно операторов РС-банкинг автоматизированных банковских систем.

Предмет — определение особенностей перцептивной составляющей профессиональной деятельности операторов автоматизированных информационных систем (операторов PC-банкинг АБС), показателей, обусловливающих успешность деятельности и влияющих на перцептивную составляющею.

Для достижения поставленной цели исследования необходимо решение следующих задач:

1. Провести теоретический анализ структуры и модели профессиональной деятельности операторов автоматизированных информационных систем, определить психологические аспекты деятельности;

2. Проанализировать перцептивные характеристики составляющих профессиональной деятельности операторов автоматизированных информационных систем (точность идентификации и скорости обнаружения зрительного стимула, объем зрительного восприятия, индивидуальных особенностей восприятия по характеристики полезависимость-поленезависимость) и показателей, влияющих на неё;

3. Выявить показатели, обусловливающие специфику характеристик перцептивной составляющей операторов автоматизированных информационных систем;

4. Реализовать экспериментальное исследование перцептивной составляющей профессиональной деятельности операторов автоматизированных информационных систем PC-банкинг и проанализировать полученные показатели, влияющих на успешность труда.

Гипотеза исследования.

1. Перцептивная составляющая профессиональной деятельности операторов автоматизированных информационных систем PC-банкинг характеризуется высоким объемом зрительного восприятия, высокой скоростью обнаружения и точностью идентификации зрительного стимула, индивидуальной особенностью восприятия по характеристике полеза-висимость.

2. Удовлетворенность профессиональной деятельностью и степень удовлетворенности эксплуатируемой системой являются показателями успешности профессиональной деятельности операторов автоматизированных информационных систем РС-банкинг.

Научная новизна исследования.

1. Представлена модель профессиональной деятельности операторов PC-банкинга автоматизированной банковской системы, отражающая закономерные особенности присущие специфике деятельности.

2. Выделены особенности перцептивной сферы операторов автоматизированных информационных систем, а именно: скорость обнаружения и точность идентификации зрительного стимула, объем зрительного восприятия, индивидуальная особенность полезависимость, а также характеристики, обуславливающие успешность деятельности.

Теоретическая значимость заключается в следующем:

1. Проанализированы и структурированы основные подходы к изучению перцептивной сферы субъекта труда.

2. Выявлены психологические особенности перцептивной составляющей профессиональной деятельности операторов автоматизированных информационных систем и показатели, влияющие на успешность труда.

3. Получены экспериментальные данные, которые расширяют представления о профессиональной деятельности операторов автоматизированных информационных систем РС-банкинг.

Практическое значение исследования. Выявленные особенности перцептивной составляющей профессиональной деятельности операторов автоматизированных информационных систем PC-банкинг применимы для программ профподготовки. Разработанный психодиагностический аппарат оценки перцептивной составляющей профессиональной деятельности предназначен для профотбора и аттестации операторов автоматизированных информационных систем PC-банкинга. Результаты изучения перцептивной составляющей профессиональной деятельности позволяют дополнить и конкретизировать некоторые аспекты психологического содержания профессиональной деятельности операторов PC-банкинга АБС с перспективой реализации полученных сведений в работе по решению задач профессионального отбора, консультирования персонала и проектирования деятельности, рабочего места и элементов системы при разработке и доработке.

Решение задач исследования осуществлялось посредством следующих методов: во-первых, образно-аналитических, то есть теоретическое исследование психологической литературы по изучаемой проблеме с использованием категориального аппарата и общепсихологических принциповэмпирических — исследование особенностей профессионально обусловленной перцепции путем использования комплекса диагностических методик, направленных на изучение перцептивной составляющей профессиональной деятельности операторов АИСинтерпретационных и методов математической статистики, обеспечивающие качественный и количественный анализ результатов исследования.

Достоверность и надежность данных диссертационного исследования обеспечиваются общими теоретическими положениями и их соответствием результатам, репрезентативностью изучаемой выборки, использованием валидного психологического инструментария, применением методов математической статистики (t-критерий Стьюдента, х Пирсона, коэффициент линейной корреляции Пирсона, критерий Макнамара) и содержательным анализом выявленных закономерностей.

Положения, выносимые на защиту:

1. Операторы автоматизированных информационных систем РС-банкинг успешные в профессиональной деятельности характеризируются высоким объемом зрительного восприятия, высокой скоростью обнаружения зрительного стимула, индивидуальной особенностью восприятия по характеристике полезависимость.

2. Показатели перцептивной составляющей профессиональной деятельности операторов автоматизированных информационных систем РС-банкинг имеют тенденцию к увеличению: скорости обнаружения зрительного стимула и объема зрительного восприятия с опытом работы, с квалификациейточности идентификации зрительного стимула с объемом зрительного восприятия и опытом работы.

3. Удовлетворенность профессиональной деятельностью и степень удовлетворенности эксплуатируемой системой являются показателями успешности профессиональной деятельности операторов автоматизированных информационных систем РС-банкинг.

Апробация результатов работы. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры инженерной психологии и педагогики Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева. Материалы диссертации, основные положения и выводы представлены на международных, всероссийских научно-практических конференциях и опубликованы в научных изданиях, входящих в перечень для опубликования научных результатов диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук (Набережные Челны, 2004, 2005; Казань, 2004, 2005, 2006; Москва, 2006, 2007; Санкт-Петербург, 2007; Сочи, 2007; Челябинск, 2007).

Структура и объем диссертации

Работа содержит введение, две главы, заключение, приложение и библиографию, состоящую из 238 источников, из них 26 на иностранном языке. Объем работы составляет 175 страниц в тексте 25 рисунков и 5 таблиц.

2.5.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТЕПЕНИ.

УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ОПЕРАТОРОВ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ РС-БАНКИНГ.

ЭКСПЛУАТИРУЕМОЙ СИСТЕМОЙ.

Исследование степени удовлетворенности пользователей эксплуатируемой автоматизированной информационной системой (автоматизированной банковой системой) обусловлено рядом факторов. Выделим основные, к которым относятся: во-первых, раскрытие проблемных зон функционирующей системыво-вторых, выделение объективных и субъективных критериев соответствия профессиональным требованиям. Представленные в диссертационном исследовании показатели успешности деятельности раскрыты мо-тивационным компонентом перцептивного комплекса (В.А. Барабанщиков), т. е. удовлетворенностью (профессиональной деятельностью и системой). Исследуемый параметр профессиональной деятельности относится к профессиональной удовлетворенности, но нами при оценке был отделен, для того чтобы избежать переноса технико-технологических недоработок системы на общую удовлетворенность субъекта труда. Удовлетворенность пользователей эксплуатируемой системой — это характеристика, отражающая степень удовлетворения пользователей системой, её техническими, скоростными и другими параметрами. Общее соответствие системного комплекса условиям профессиональной деятельности и потребностям субъекта труда.

Авторы, исследующие деятельность операторов в различных областях [29, 65, 67, 77, 89, 90, 95, 109, 120, 124, 125], выделяют количественные и качественные показатели, по которым оценивается эффективность деятельности. К основным параметрам эффективности деятельности операторов АИС следует отнести: производительность, качество, надежность [174, С. 180]. В нашем исследовании оценка скорости обнаружения и точности идентификации зрительного стимула является параметром производительности деятельности операторов АИС РС-банкинг. Успешность профессиональной деятельности субъекта труда является качественной характеристикой оценки деятельности, и отражает соответствие сотрудника выдвигаемым оценочным критериям. Кроме того, выделим надежность оператора автоматизированной информационной системы, непосредственно надежность автоматики и взаимодействие субъекта труда с системой в целом. Эффективность операторской деятельности, обусловленной безошибочностью оператора, системы и их взаимодействия.

В нашем исследовании предполагается изучение функционального приспособления (технико-технологических параметров исполнительного компонента системы) АИС к оператору, которое также связывается с особенностями деятельности информационной системы человека. Исходными данными для решения вопросов функционального приспособления являются: объем и время восприятияобъем оперативной памяти и длительность хранения информацииструктурно-временные характеристики мышленияособенности представленийособенности вниманияособенности взаимодействия анализаторов и др. [78, 81,96, 125, 132, 155, 163,210,211,212].

Одним из критериев эффективного функционирования системы (под системой понимаем распределения функций между оператором и автоматикой) является удовлетворенность пользователями эксплуатируемой системой в исследовании это автоматизированная банковская система. Приведенная характеристика позволяет анализировать компоненты, из которых состоит вся рабочая конфигурация и её соответствие предъявляемым критериям (точностным, скоростным и др.), что является очень важным как для субъекта труда в частности, так для функционирования системы в целом.

Удовлетворенность пользователями АИС зависит от разного рода факторов, но в рамках нашего исследования интерес вызывает операционально-исполнительская сторона профессиональной деятельности, т. е. насколько соответствует автоматизированная банковская система профессиональным запросам операторов, реализующих профессиональные функции в рамках выделенной системы. Бланк анкеты, оценивающей степень удовлетворенности пользователей АБС, помещен в приложение 7. Представленная оценочная анкета разработана специально для операторов, реализующих деятельность в АБС.

Высокая Средняя Низкая.

Рис. 24. Результаты оценки степени удовлетворенности эксплуатируемой системой операторов АИС РС-банкинг.

Показатели степени удовлетворенности пользователей АБС представлены рис. 24 в процентном соотношении.

Выявлены следующие особенности:

• 47.06% испытуемых демонстрируют высокую степень удовлетворенности АБС;

• 37.05% - среднею степень удовлетворенности АБС;

• 15.89% - низкую степенью удовлетворенности АБС.

Сводный протокол результатов степени удовлетворенности пользователями АБС представлен в приложении 2.

2010 0.

УС и СУВ.

ОУС и СУВ.

УС и СУН.

ОУС и СУН.

УС — успешные;

ОУС — относительно успешные;

СУН — низкая степень удовлетворенности эксплуатируемой системойСУВ — высокая степень удовлетворенности эксплуатируемой системой.

Рис. 25. Результаты оценки успешности удовлетворенных эксплуатируемой системой операторов АИС РС-банкинг.

В результате статистического анализа показателей обнаружены значимые различия успешных и относительно успешных операторов АИС РС-банкинг по выделенным параметрам, т. е. степени удовлетворенности эксплуатируемой системой (М=13.3, р<0.001). Таким образом, установлено, что успешные в профессиональной деятельности операторы АИС РС-банкинг представленной выборки удовлетворенны эксплуатируемой системой.

Полученные результаты подвергнем статистической обработке для выявления степени связи с удовлетворенностью и успешностью профессиональной деятельности по средствам коэффициента линейной корреляции Пирсона. В результате получено: степень удовлетворенности пользователями АБС положительно коррелирует с успешностью (г = 0.399, р<0.001) и удовлетворенностью (г = 0.392, р<0.001) профессиональной деятельности (см. приложение 11, 12). Полученные результаты степени удовлетворенности пользователей АБС интерпретируются следующим образом: степень удовлетворенности пользователя АБС влияет на успешность и удовлетворенность профессиональной деятельности, то есть чем выше степень удовлетворенности оператора PC-банкинга АБС (системой), тем выше успешность и удовлетворенность профессиональной деятельностью. Следовательно, операторы неудовлетворенные профессиональной деятельностью не удовлетворены автоматизированной банковской системой, функционирующей в учреждении. Таки образом, операторы PC-банкинга воспринимают систему как средство труда, и если оно не отвечает запросам, то рассматривается как не соответствующее общим требованиям, что в свою очередь отражается на удовлетворенности и успешности профессиональной деятельности специалистов.

Сравнив показатели объема зрительного восприятия, точности идентификации, скорости обнаружения зрительного стимула и особенности восприятия по характеристики полезависисмость-поленезависимость испытуемых с высокой и низкой степенью удовлетворенности АБС, установлим уровень 2 статистической значимости различий по критерию % Пирсона, представленный в таблице 5.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Развитие информационных технологий, расширение сфер эксплуатации подобных технологий в банковской области предполагает формирование устойчивых психических новообразований, обусловленных воздействием и содержанием профессиональной деятельности. Применение автоматизированных информационных технологий (автоматизированных банковских системАБС) упрощает некоторые профессиональные функции субъекта труда и тем самым способствует ускорению исполнительной части и увеличению производительности труда, и приводит к изменениям психических и физиологических процессов, характеристик перцептивной составляющей профессиональной деятельности.

Исследованиям психологических механизмов зрительного восприятия и проблемы автоматики посвящен широкий ряд работ отечественных и зарубежных авторов, к их числу можно отнести: Б. Ф. Ломов, В. А. Барабанщиков, Панов Д. Ю., Д. А. Ошанин, А. И. Миракян, В. К. Гайда, В. В. Лоскутов, Е. Т. Соколова, В. П. Зинченко, Т. П. Зинченко, А. В. Запорожец, А. Г. Русская, Л. М. Веккер, А. Д. Логвиненко, А. А. Митькин, Б. М. Величковский, В. М. Кроль, И. Рок, И. В. Стрельцова, N. Djordan, U. Singlton, G. Bruner, H. Buffart, E. Lee-wenberg, F. Restle, G. Witkin, J. Findlay, I.P. Gilchrist, J. Scott Jordan, Gunther Knoblich и др. На основе подходов системного Б. Ф. Ломова и межсистемного Ю. Я. Голикова, А. Н. Костина подходов к анализу профессиональной деятельности операторов СЧМ в диссертационном исследовании выделены особенности автоматизированной информационной системы АБС, которая представляет собой системную организацию включенных, взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, которые в то же время являются комплексом самостоятельных элементов, наделенных характерными свойствами и качествами, влияющими на перцептивную составляющую профессиональной деятельности операторов, реализующих профессиональные функции в представленной системе.

Опираясь на деятельностный подход к изучению восприятия, авторами которого являются В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, А. А. Митькин, определены особенности перцептивной составляющей операторов АИС РС-банкинг: высокая скорость обнаружения и высокая точность идентификации зрительного стимула, высокий объем зрительного восприятия, которые обусловлены профессиональной деятельностью. Для анализа перцептивной составляющей профессиональной деятельности операторов АИС РС-банкинг использована интегральная модель структуры зрительного восприятия В. М. Кроль (контекстно-зависимым узнавание процесса поиска профессионально значимой информации).

На основе концепции перцептивной системы В. А. Барабанщикова в анализе профессиональной деятельности операторов АИС РС-банкинг выделены исполнительский и мотивационный компоненты перцептивного комплекса, т. е. нами оценивались и интерпретировались результаты удовлетворенности профессиональной деятельности и степень удовлетворенности эксплуатируемой системы.

Теория психологической дифференциации Г. Виткина стала основой для выделения особенностей профессионального восприятия и параметров оценки перцептивной сферы операторов АИС РС-банкинг по индивидуальной характеристике полезависимость-поленезависимость.

Теоретический анализ профессиональной деятельности операторов автоматизированных информационных систем позволил выделить особенности деятельности и сформулировать подход и методы оценки перцептивной стравляющей профессиональной деятельности операторов АИС РС-банкинг. В процессе анализа описана модель профессиональной деятельности операторов АИС РС-банкинг в результате чего конкретизированы психологические особенности проблемы перцептивной составляющей профессиональной деятельности операторов PC-банкинга, к которым относятся: объем зрительного восприятия, точность идентификации, скорость обнаружения зрительного стимула и индивидуальные особенности восприятия по характеристики полезависимость-поленезависимость. Перечисленные характеристики также являются показателями успешности деятельности операторов АИС РС-банкинг.

Анализ психологического содержания модели профессиональной деятельности операторов автоматизированных информационных систем (операторов PC-банкинга АБС) и экспериментальное исследование перцептивной составляющей профессиональной деятельности позволяют сделать следующее выводы:

1. Особенности перцептивной составляющей обусловлены операционально-исполнительным составом профессиональной деятельности операторов РС-банкинга АБС.

2. Элементы автоматизированной информационной системы, используемые в деятельности оператором, такие как получение, преобразование информации и др., оказывают влияние на исследуемые параметры перцептивной составляющей профессиональной деятельности. Полученные результаты экспериментального исследования подтверждают этот вывод.

3. Параметры измеряемой перцептивной составляющей операторов АИС РС-банкинга имеют тенденцию в сторону увеличения скорости обнаружения зрительного стимула, объема зрительного восприятия и точности идентификации зрительных стимулов с профессиональным опытом.

4. В результате экспериментального исследования успешности и удовлетворенности профессиональной деятельности операторов АИС РС-банкинг и удовлетворенности пользователями эксплуатируемой АБС установлено, что успешные операторы удовлетворены профессиональной деятельностью и функционирующей системой, также у них выявлены высокие результаты измеряемых параметров. Степень удовлетворенности пользователями АБС выражена менее, чем у половины операторов. В большинстве случаях это связано с разного рода недоработками эксплуатируемой системы.

Таким образом, цель работы, исследование перцептивной составляющей профессиональной деятельности операторов автоматизированных информационных систем на материале современной автоматизированной банковской системы, в которой осуществляют рабочие функции операторы РС-банкинга, а также выявление показателей, обуславливающих успешность профессиональной деятельности достигнута посредством последовательного решения поставленных задач.

В результате экспериментального исследования подтвердились обе выдвинутые гипотезы. Первая гипотеза: перцептивная составляющая профессиональной деятельности операторов автоматизированных информационных систем РС-банкинг характеризуется высоким объемом зрительного восприятия, высокой скоростью обнаружения и точностью идентификации зрительного стимула, индивидуальной особенностью восприятия по характеристике полезависимость подтвердилась частично. Так как выявленные результаты точности идентификации зрительного стимула операторов представленной выборки недостаточно высокие для того, чтобы утверждать о том, что перцептивная составляющая профессиональной деятельности операторов автоматизированных информационных РС-банкинг систем характеризуется высокой точностью идентификации зрительного стимула. Вторая гипотеза исследования: удовлетворенность профессиональной деятельностью и степень удовлетворенности эксплуатируемой системой являются показателями успешности профессиональной деятельности операторов автоматизированных информационных систем РС-банкинг, — подтвердилась.

Следует отметить решение практических задач исследования, заключающееся в разработке и внедрении психодиагностического аппарата (оценки перцептивной составляющей профессиональной деятельности) предназначенного для профотбора, профподготовки и проектирования деятельности операторов АИС РС-банкинг. Представленная программа оценки имеет одностороннюю направленность и требует расширения методического арсена.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-333 с.
  2. , А. Восприятие, сознание, память. М.: Наука, 1983. — 152 с.
  3. , В. Е. Деятельность человека в системах управления. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. С. 35−38
  4. , Б. Г. Психология чувственного познания. М.: Изд. АПН РСФСР, 1960. С. 122−137.
  5. , Б. Г. Теория ощущений. Л.: ЛГУ, 1961.- С. 122−137
  6. , Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1969. — 339 с.
  7. , Б. Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-487 с.
  8. , Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика. 1980. Т. 1.230 с.- Т. 2, 287 с.
  9. , А. У. Психологическое тестирование. /Под ред. А. А. Алексеева., пер. с англ. 7-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 687 с. — ISBN 5−2 720 010−60.
  10. , Е. А. О достоинствах нетрадиционного метода изучения последовательного образа. // Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. Т.1, СПб., 2003. — С. 134 -139 — ISBN 5−425−2710−53.
  11. , П. К. Опережающее отражение действительности. // Вопр. философии. 1962. № 7. С. 97.
  12. , П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. 447 С.
  13. , П. К. Философские аспекты теории функциональной системы // Избр. тр. М.: Наука, 1978. 400 С.
  14. Антология современной психологии конца XX века. / Под ред. Габд-реева Р. В. Казань, 2001. — 378 с. — ISBN 5−222−0311−20.
  15. , А. В. Восприятие внетекстовых форм информации в издании. -М.: Книга, 1972.- 103 с.
  16. , Е. А. Психологические особенности профессионального восприятия (специалистов машиностроительного профиля). Автореф. канд. дис. Казань, 1998. — 20 с.
  17. , Н. Д. Фактор времени в восприятии человека. JI.: Наука, 1980.-96 с.
  18. Е. Ф., Корнеева Т. В., Эткинд А. М. Исследование образного уровня восприятия. // Психологический журнал. 1981. Т-2. № 4, С. 24 -29.
  19. , В. А. Восприятие и событие. СПб.: Алетейя, 2002. -512с.-ISBN 5−89 329−466−1.
  20. , В. А. Динамика зрительного восприятия. М.: Наука, 1990. — 240с. — ISBN 5−02−13 318−3.
  21. , В. А. Зарубежные экспериментальные исследования движений глаз: общее состояние и основные тенденции. // Психологический журнал, 1987, № 1, С. 127−135.
  22. , В. А. Зрительное восприятие в условиях рассогласования направлений движения глаз и ретинального образа объектов. // Психологический журнал, 1988, № 3, С. 15−18.
  23. , В. А. Условия, содействующие сенсомоторной адаптации глазодвигательной системы человека. // Психологический журнал, № 2, 1983. С. 21.
  24. , В. А. Элементарный акт зрительного восприятия. // Образ в регуляции деятельности. М.: РПО, 1997. С. 113 — 121.
  25. В. А., Милад М. М. Методы окулографии в исследовании познавательных процессов и деятельности. М.: Институт психологии, 1994.-88 с. — ISBN 5−02−13 318−3.
  26. , В. А. Окуломоторные структуры восприятия. М.: Институт психологии РАН. 1987. 384 с. — ISBN 5−02−13 318−3,
  27. , В. А. Системность. Восприятие. Общение. М.: Институт психологии РАН. 2004. 480 с. — ISBN 5−9270−0047−9
  28. , В. А. Системогенез чувственного развития. М.: институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. 464 с.-ISBN 5−89 502−128−8.
  29. К. В., Садов В. А., Цзен Н. В. Новые данные о припороговых феноменах // Психофизика сенсорных и сенсомоторных процессов. М., 1984.-С. 40−70.
  30. К. В., Барабанщиков В. А., Митькин А. А. Исследования сенсорно-перцептивных процессов // Тенденции развития психологической науки / Под ред. Б. Ф. Ломова и Л. И. Анцыферовой. М.: Наука, 1989. С. 60−77.
  31. А. В., Носуленко В. Н. Вербализация образа сложного сигнала в структуре психофизического эксперимента // Психофизика сенсорных и сенсомоторных процессов. М., 1984. С. 139−149.
  32. А. В., Самойленко Е. С. Монолог и диалог в задачах вербализации образа // Психологические исследования познавательных процессов и личности М., 1983. С. 106−121.
  33. Г. Т., Завалова Н. Д., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А. Экспериментально-психологические исследования в авиации и космонавтике / Под ред. Б. Ф. Ломова, К. К. Платонова. М.: Наука, 1978. 303 с.
  34. , Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. С. 36.
  35. , Б. И. Действие. Психологические механизмы визуального мышления. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — С. 73.
  36. , И. В. Роль зрительного опыта в репрезентации зрительного пространства. // Ментальная репрезентация: динамика и структура. -М.: Институт психологии РАН, 1998. С. 101−132. — ISBN 5−272−234 558.
  37. , В. А. Психология профессиональной деятельности. Теоретические и прикладные проблемы. М.: ИП РАН, 2006. 624 с. — ISBN 59 270−0088−6.
  38. , В. А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2001. — 511 с. — ISBN 5−9292−0048−3.
  39. В. М., Шелепин Ю. JI. К вопросу о восприятии целостности зрительных объектов // Сенсорные системы. Т. 10. № 1, 1996. С. 25 -30.
  40. , М. Н. Методика определения соотношения первой и второй сигнальных систем в условиях зрительного запоминания // Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. М., 1956. -С. 307 332.
  41. , Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. — 412 с.
  42. JI. Ф., Морозов С. М. Словарь справочник по психодиагностике. — СПб.: Питер, 2001. — 528 с. — ISBN 5−88 782−336−4.
  43. . М., Зинченко В. П., Лурия А. Р. Психология восприятия. М.: Изд-во МГУ, 1973. — С. 59−90.
  44. , В. Ф. Фундаментальные проблемы, законы и методы оптимизации систем «человек-машина-среда» // Системный подход в инженерной психологии и психологии труда./ Под ред. В. А. Бодрова, В. Ф. Венды. М., 1982. С. 16−33.
  45. , В. Ф. Методологические проблемы адаптивного информационного взаимодействия. // Инженерная психология: теория, методология, практическое применение. М.: Наука, 1977. С. 55−66.
  46. , В. Ф. Инженерная психология и синтез системы отображения информации. 2-е изд. М.: Машиностроение, 1982. 334 С.
  47. В. Ф., Зазыкин В. Г. Проблема стабильности систем «человек-машина» // Психол. журн., 1982. Т. 3. № 5. С. 82−96.
  48. У., Коновер Д. Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов, М,: Мир, 1968. С. 517.
  49. , Р. В. Психологические аспекты профессиональной диагностики // Психологические резервы инженерной подготовки. Тез. докл. науч.- практич. конф. Казань, 1987. — С. 28−29.
  50. Р. В., Тугушев P. X. Системные исследования когнитивных процессов субъекта деятельности. Саратов- Казань, 1999. — 100 с.
  51. , Р. В. Методология, теория, психологические резервы инженерной подготовки. -М.: Наука, 2001. — 167 с.
  52. , Р. В., Фукин, А.И. Психологические механизмы овладения профессиональной деятельностью. Набережные Челны, 2000. — 143 с.
  53. А. И., Ярушкин В. Н. Исследование и практическое использование кривых обучения операторов. //Психологические факторы операторской деятельности / Под ред. А. И. Галактионова, В. Ф. Венды, В. А. Вавилова. М., 1988. С. 25−36.
  54. , А. И. Основы инженерно-психологического проектирования АСУТП. М.: Энергия, 1978. — С. 18.
  55. , В.А. Восприятие целостных объектов Д.: Изд-во ЛГУ, 1974. -150 с.
  56. , С. Г. Психологический анализ трудовой деятельности в свете задач инженерной психологии // Проблемы инженерной психологии. В.1., М., 1968. С. 156−161.
  57. , Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988. — 462 с.
  58. Ю. Я., Костин А. Н. Психология автоматизации управления техникой. М.: Институт психологии РАН, 1996. — 160 с. — ISBN 5−4 841 046−61.
  59. , Ю. Я. Психологические основы методологических подходов к человеку и технике. Диссертация на соискание доктора психологических наук. Москва, 2000. 470 с.
  60. , Д. С. Практикум по психологическому исследованию. Самара.: Бахрах, 2003. — 271 с. — ISBN 5−946−4801−89=
  61. Ф. Д., Лебедев В. И. Психоневрологические аспекты труда операторов. М.: Медгиз, 1975. 207 с.
  62. Н. Д., Зинченко В. П. О роли когнитивных компонентов в функциональной структуре предметного действия // Психология восприятия. Материалы советско-норвежского симпозиума. М.: Наука, 1989. С. 84- 100.
  63. , Н. Д. Экспериментальная психология исполнительного действия. М.: Тривола, 1995.- 283 с.
  64. Н. Д., Девишвили В. М., Зинченко В. П. Микроструктурный анализ исполнительной деятельности. М.: ВНИИТЭ, 1975. 174 с.
  65. , Р. М. Восприятие и модели памяти. Л.: Наука, 1974. 361 с.
  66. , Н. Н. Психология инженерного труда: Уч. Пособие. М.: Высшая школа, 1998. — 333 с. — ISBN 5−272−0010−60.
  67. , В. В., Радзинский Л. А. Теория Л. С. Выгодского и деятельностный подход в психологии. // Вопросы психологии, 1980, №> 7, С. 48 -59.
  68. , В. В., Радзинский Л. А. Теория Л. С. Выгодского и деятельностный подход в психологии. // Вопросы психологии, 1987, № 1, С. 67 80.
  69. М. А., Крылов А. А., Нафтульев А. И. Психология труда и инженерная психология. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. — 220 с.
  70. , М. А. Цели профессиографии и структура профессиогам-мы. // Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда / Под ред. А. А. Крылова. В 24. Ч. 1., Л., 1974. С. 12 — 18.
  71. , С. А. Становление профессионализма как процесс формирования концептуальной модели профессиональной деятельности // Журнал прикладной психологии М.: ИД «ЭКО», 2004. — № 6. — С. 40 -45.
  72. . А., Королев А. В., Смирнов Б. А. Основы инженерной психологии. Екатеринбург: Деловая книга, 2002. — 576 с. — ISBN 5−88 687 106−3.
  73. , О. Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник для вузов. М.: МПСИ, 2003. — 335 с. ISBN 5−8950−231−0Х.
  74. А. С., Загрядский В. П. Психофизиология умственного труда. Л.: Наука, 1973, — 131 с.
  75. Ю. М. Методологические проблемы исследования и моделирования функциональных состояний человека-оператора // Психические состояния и эффективность деятельности. М.: Изд-во АН СССР, 1983.-С. 3−27.
  76. , Д. Н. Конкретное мышление профессионала. // Образ в регуляции деятельности. Под ред. Н. Л. Мориной, В. И. Козлова. М.: Российское психологическое общество, 1997. — 218 с. — ISBN 5−2 720 010−60.
  77. Д. Н., Ломов Б. Ф., Рубахин В. Ф. Уровни и этапы принятия решения // Проблемы принятия решения. М.: Наука, 1976. С. 1632.
  78. Н. Д., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А. Принцип активного оператора в инженерной психологии. // Инженерная психология: теория, методология, практическое применение. М.: Наука, 1977. С. 119 133.
  79. Н. Д., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А. Принцип активного оператора и распределение функций между человеком и автоматом // Вопр. психологии. 1971. № 3. С. 3−12.
  80. Н. Д., Пономаренко В. А. Структура и содержание психического образа как механизма внутренней регуляции предметных действий //Психол. журн. 1980. Т. 1. № 2. С. 5−18.
  81. Н. Д., Пономаренко В. А. Специфика психического образа, регулирующего действия человека в условиях искажений аффереита-ции // Вопр. психологии. 1984. № 2. С. 26−35.
  82. , В. Г. О возможности создания инвариантных систем «человек- машина» // Психол. журн. 1984. Т. 5. № 2. С. 76−84.
  83. , А. В. Происхождение и развитие сознательного управления движениями у человека // Вопр. психологии. 1958. № 1. С. 3−11.
  84. А. В., Венгер А. А., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Восприятие и действие. М.: Просвещение, 1967. 323 с.
  85. , А. В. Развитие восприятия и деятельность // Вопросы психологии, 1967. № 1, С. 11−17.
  86. , К. М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности. М.: Наука, 1966. — 114 с.
  87. В. П., Величковский В. М., Вучетич Г. Г. Функциональная структура зрительной памяти. М.: МГУ. 1980. — С. 22−25.
  88. В. П., Вергилес Н. Ю. Формирование зрительных образов. -М., 1969.- 106 с.
  89. , В. П. Образ и деятельность. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 608 с. — ISBN 5−89 395 032−1.
  90. В. П., Леонтьев А. Н., Панов Ю. Д. Проблемы инженерной психологии // Инженерная психология. М.: Изд-во МГУ, 1964. С. 5−23.
  91. , В. П. Теоретические проблемы психологии восприятия. В кн.: Инженерная психология. Под ред. А. Н. Леонтьева и др., М.: Изд-во МГУ, 1964.-С. 231−263.
  92. , Т. П. Когнитивная и прикладная психология. М.: МОДЭК, 2000. 608 с. — ISBN 5−89 502−164−6.
  93. , Т. П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. СПб.: Питер, 2002. — 320 с. — ISBN 5−76 358−416−15.
  94. , Е. М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М., 1992. С. 35.
  95. , Е. М. Основы психологического изучения профессиональнойIдеятельности. М., 1987. — С. 33−36. J
  96. Инженерная и профессиональная психология. М.: Академия, 2001. -360 с.-ISBN 5−7695−0651−2.
  97. , М. С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974. 328 с.
  98. , С. И. Компьютерная обработка данных для психологов. -СПб.: Речь, 2002. 133 с. — ISBN 5−9268−009−19.
  99. ., Соркин Р. Распределение функций // Человеческий фактор. М.: Мир, 1991. Т. 4. С. 85−113.
  100. , В. И. Фрагментация стабилизированного образа как средство изучения микрогенеза восприятия // Исследование функциональной структуры исполнительной деятельности. Труды ВНИИТЭ. Эргономика. № 19. 1980. С. 122 — 133.
  101. , А.В. Психологический анализ трудовой деятельности. Ярославль, 1988. — 103 с. — ISBN 5−1378−100−33.
  102. , И. А. Коммерческие банки: модели и информационные технологии в процедурах принятия решений. М.: УРСС, 2002. — 211 с. -ISBN 5−354−80−7.
  103. Е. А., Носкова О. Г. История психологии труда в России. -Учеб. пособие. М., 1992. 318 с.
  104. , Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995.-С. 44−47.
  105. , Е. А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1998. — 350 с. — ISBN 5−85 178−060−6. |
  106. О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. | М.: Наука, 1980.-256 с. Е
Заполнить форму текущей работой