Машиностроительный комплекс в воспроизводственном процессе: Методология и инструментарий анализа и прогнозирования
По нашему мнению, такая характеристика укладов в достаточной мере не учитывает собственно машиностроительный фактор, благодаря которому и происходит материализованное в новой технике и технологии воплощение достижений технологического прогресса, рост эффективности экономик постиндустриальных стран. В настоящее время, по различным оценкам, в т. ч., достигнуто эффективное и технологически… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-методологические проблемы анализа и прогнозирования машиностроительного комплекса в воспроизводственном процессе
- 1. 1. Функции и свойства машиностроения
- 1. 2. Экономические и технологические проблемы МСК России
- 1. 3. Учет свойств и особенностей машиностроения в дореформенный период
- 1. 4. Формирование методологического подхода к изучению структуры производства и потребления оборудования
- Глава 2. Методические процедуры анализа и прогнозирования МСК в воспроизводственном процессе
- 2. 1. Отражение функций и свойств комплекса в системе показателей и моделировании
- 2. 2. Оценка воздействие технологии на ресурсоемкость отраслей
- 2. 3. Моделирование влияния инновационных технологий на повышение конкурентоспособности продукции
- 2. 4. Проблема оценивания конкурентоспособности продукции и производственных мощностей
- 2. 5. Проблема повышения конкурентоспособности на микроуровне
- Глава 3. Реструктуризация МСК и воспроизводственный процесс
- 3. 1. Реструктуризация комплекса в 1-й половине 1990-х гг
- 3. 2. Неформальная экономическая деятельность комплекса
- 3. 3. Современное машиностроение и воспроизводственный процесс
- Глава 4. Взаимодействие производственного, финансового, инвестиционного и инновационного факторов в МСК
- 4. 1. Характеристика инновационной деятельности и способы использования инновационных технологий
- 4. 2. Оценка влияния технологического и финансового факторов в машиностроении
- 4. 3. Инвестиционный и финансовый факторы в машиностроении
- Глава 5. Прогнозные построения: кратко-, средне- и долгосрочный аспекты
- 5. 1. Резервы текущего и краткосрочного периода
- 5. 2. Среднесрочная перспектива МСК
- 5. 3. Сценарные подходы к оценке перспектив развития МСК
Машиностроительный комплекс в воспроизводственном процессе: Методология и инструментарий анализа и прогнозирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Машиностроительный комплекс России (МСК) как совокупность отраслей, суботраслей и производств, специализированных на производстве инвестиционного оборудования, вооружения и военной техники (ВВТ) и технически сложных потребительских товаров длительного пользования (ТДП), характеризуется разветвленными межотраслевыми связями со всеми отраслями, суботраслями и производствами экономики. МСК — это сложный агрегат. Например, в статистике США отсутствует такое же понятие как целостный агрегат. Среди обрабатывающих отраслей там выделяются 6 отраслей [145], которые у нас образуют интегрированный агрегатмашиностроение и металлообработку.
МСК на протяжении многих десятилетий являлся одним из важнейших структурных подразделений реального сектора отечественной экономики. Помимо функций общеэкономического характера, присущих всем отраслям материального производства и связанных с удовлетворением текущего и перспективного спроса на товары и услуги, а также функций, связанных с обеспечением оборонных потребностей государства, МСК выполнял важнейшую специфическую функцию — инновационную. Именно через нее комплекс в решающей мере отражал в экономике достижения технологического прогресса.
Доминирование экстенсивных факторов экономического роста и сосредоточение интенсивных факторов преимущественно в оборонно-промышленной сфере — характерная черта развития отечественной экономики в период 1970;80-х гг. Закономерным следствием такого режима функционирования народного хозяйства стало замедление темпов экономического развития во второй половине 1980;х гг. Возобладавшее в этот период представление государственного руководства страны, что эффективность функционирования экономики может быть быстро повышена чисто институционально-правовыми методами, и которое стало практически претворяться в жизнь в 1990;е гг., оказало разрушительное воздействие на МСК.
Не понимая функций, свойств и особенностей МСК, его приравняли к оборонно-промышленной сфере в целом, сделали одновременно символом милитаризации и неконкурентоспособности экономики. В пореформенный период при осуществлении экономической политики правительства практически полностью игнорировался накопленный ранее производственно-технологический и инновационный потенциал МСК. При этом в то же самое время, когда производственно-технологические системы в отечественной экономике изнашивались и устаревали, в наиболее экономически развитых странах Запада вопросам повышения технологического уровня производственного аппарата уделялось первостепенное внимание.
Отечественная экономическая наука в последнее десятилетие также не уделяла должного внимания анализу проблем функционирования МСК. Можно констатировать отсутствие комплексных исследований в данной области.
Следовательно, системное изучение функционирования МСК с учетом его функций, свойств и особенностей в воспроизводственном процессе является актуальной проблемой. Неотъемлемый элемент такого исследования, по нашему мнению, — использование больших массивов разнообразной технической и экономической информации, характеризующих развитие отечественного МСК в динамике — как в предреформенный, так и в пореформенный периоды.
Перспективность данного исследования определяется также необходимостью совершенствования методологии и методов исследования процессов, которые представляют собой доминанту проявления достижений технологического прогресса в экономике и определяют рост ее эффективности и конкурентоспособности, обеспечивают построение обоснованных прогнозных вариантов развития МСК.
Объект исследования в диссертации — это основные функции МСК в экономической среде, а предмет — процесс взаимодействия МСК и его отраслей с потребителями машиностроительной продукции с учетом накопленного потенциала комплекса и инновационной сферы и системы ограничений на его динамичное развитие.
Цель исследования — комплексное изучение возможностей и ограничений развития МСК, выявление устойчивых факторов и тенденций, определяющих его экономическую и технологическую значимость для обеспечения перспектив реструктуризации экономики.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи исследования.
1. Выявить и объединить в систему основные функции, свойства и особенности МСК в воспроизводственном процессе для того, чтобы наиболее полно учитывать его экономическое назначение.
2. Разработать на этой основе целостную систему анализа и прогнозирования МСК в воспроизводственном процессе.
3. Разработать методологию процедур анализа и прогнозирования комплекса во взаимосвязи с развитием отраслей реального сектора экономики и отечественной инновационной сферы.
В теоретическом и методологическом плане для этого было необходимо осуществить:
• построение инвестиционных матриц оборудования (базисный инструментарий для оценки пропорций межотраслевых связей МСК в ходе воспроизводственного процесса в экономике), равно как и матриц технически сложных потребительских товаров длительного пользования (ТДП) и вооружения и военной техники (ВВТ) для согласования макроэкономических функций комплекса;
• построение модели взаимодействия МСК и отраслей реального сектора экономики (инструмент для оценки пропорций межотраслевых связей, включая упомянутые выше матрицы и учитывая резко возросшую роль финансового фактора);
• создание методики оценки влияния технологии на ресурсоемкость производства продукции отраслей реального сектора (инструмент для оценки эффективности сдвигов в основном капитале у потребителя машиностроительной продукции, при этом используются результаты первых двух пунктов задач);
• создание методики оценки вклада иннновационно-технологического фактора в повышение конкурентоспособности производства (инструмент для оценки эффективности изменений в продуктовом потоке у потребителя машиностроительной продукции).
4. Оценить основные траектории изменения межотраслевых дезагрегированных потоков машиностроительной продукции и ресурсно-технологического потенциала комплекса.
5. Разработать концепцию и сценарий развития комплекса с учетом отраслевых стратегий развития, различного рода макроэкономических построений и системы ограничений.
6. Сформулировать рекомендации по росту эффективности МСК и его значимости в экономике. Следовательно, совокупность задач, поставленных в диссертационном исследовании предполагает реализовать его цель посредством разработки методологии системного изучения полиноменклатурного комплекса в макроэкономической среде с элементами построений на мезои микроуровнях.
Методологические основы исследования. Методологическую основу данного диссертационного исследования составили работы отечественной экономической школы, посвященные изучению многоуровневой экономики и взаимосвязи науки, техники и экономики, позволившие сформировать комплексный народнохозяйственный подход к исследованию и прогнозированию МСК.
Подход, позволяющий оценить взаимодействие основных потоков продукции и ресурсов производства между отраслями реального сектора многоуровневой экономики, предложен и разработан Ю. В. Яременко [78, 133−136]. Макроэкономический подход к прогнозированию воспроизводственного процесса в экономике развивается в работах B.C. Сутягина [115, 116], к ресурсному обеспечению воспроизводственного процесса со стороны инвестиционных отраслей экономики.
B.К. Фальцманом [123, 124], топливно-сырьевых отраслей — А. С. Некрасовым [92], а в части инвестиционно-фондовой составляющей воспроизводственного процесса — А. И. Гладышевским [27−31]. Современные проблемы финансового обеспечения воспроизводственного процесса с различных точек зрения исследованы в работах В. В. Ивантера, О.Дж. Говтваня, B.C. Панфилова, А. Р. Белоусова и др. Вопросы, связанные с инновационно-технологическим фактором экономического роста и инновационной насыщенностью капиталообразующих инвестиций, решаются в работах А. Е. Варшавского, Данилина В. И., Н. И. Комкова, Е. А. Роговского, Б. Г. Салтыкова, О. М. Юня, Г. А. Денисова, М. И. Каменецкого и др. Комплексный анализ машиностроения, его ведущих отраслей и важнейших проблем его функционирования содержится в основополагающих работах Ю. К. Козлова [48, 49] и Д. С. Львова [70−71], а также в работах Б. З. Мильнера, С. Г. Митина, В. Ф. Леонтьева, Д. М. Палтеровича, В. И. Синько,.
C.А. Хейнмана, В. К. Фальцмана, М. Л. Шухгальтер, А. Е. Городецкого и др. Проблемы эффективности конверсии оборонных отраслей промышленности рассматриваются в работах А. П. Котова, И. В. Липсица, Ю. В. Перевалова, В. Н. Рассадина и др., а с макроэкономической точки зрения — Ю. В. Яременко, В. В. Сало, И. С. Силаевым и др. Машиностроительный фактор обеспечения экономической безопасности анализируется в работах Л. И. Абалкина и С. Ю. Глазьева.
Методический подход к построению инвестиционных матриц впервые предложен и апробирован А. Янгом, Л. Малли, С. Ридом, Р. Ситоном, а комплексный структурный анализ экономики А. Картер. При разработке инструментария использовались работы по балансовым и эконометрическим методам отечественных и зарубежных авторов, методические и аналитические работы по прогнозированию А. Р. Белоусова, B.C. Бойченко, М. Ю. Ксенофонтова, Б. А. Райсберга, Н. В. Суворова, М. Н. Узякова, О. М. Юня, а также работы Института народнохозяйственного прогнозирования, Центрального экономико-математического института РАН и Института макроэкономических исследований при Минэкономразвития России.
Научная новизна диссертации определяется следующими основными исследовательскими результатами:
В теоретико-методологическом плане.
1. Предложена принципиально новая методология анализа и прогнозирования МСК в макро-, мезои микроэкономических средах, основанная на авторском подходе к определению и классификации его основных экономических функций, свойств и особенностей и с учетом как существующих ограничений на его развитие, так и потенциала отечественной инновационной сферы.
2. Разработан комплексный методический подход к использованию аппарата инвестиционных матриц как инструментария для отражения основных функций МСК в прогностических построениях с использованием динамических моделей МОБ (совмещение макрои мезоуровней изучения взаимодействий комплекса в воспроизводственном процессе).
В методическом плане.
3. Построена система методических процедур количественного оценивания эффективности функционирования комплекса в экономике, в т. ч. методик оценивания вкладов технологического фактора в динамику показателей экономической эффективности и инновационного фактора в повышение конкурентоспособности производств межотраслевых комплексов с учетом ограниченности инвестиционных ресурсов и значимости мультипликативных, межотраслевых эффектов от внедрения инновационных технологий.
4. Разработана методика количественного оценивания конкурентоспособной части свободных производственных мощностей (ПМ) МСК как относительно некапиталоемкого фактора экономического роста и модернизации основного ЩШШ ш ъоссшовтелъном этапе функционирования экономики России. отечественных машнн н оборудования на основе комплексной конкурентоспособности укрупненных видов продукции, каждый компонент которого представляет собой ограничение текущего, кратко-, среднеили долгосрочного периодов на сбыт машиностроительной продукции.
В содержательном (прикладном) плане.
6. Обоснованы необходимость разработки основных разделов типовых бизнес-планов машиностроительных предприятий и конкретные предложения по содержанию таких разделов с целью модернизации и последующей постиндустриализации этих предприятий (микроуровень изучения МСК в воспроизводственном процессе).
7. Проанализировано функционирование МСК в макрои мезосредах экономики и построена на этой основе периодизации развития комплекса (в т. ч. его оборонной части) с конца 1980;х гг. и по 2000 г.;
8. Получены количественные оценки доли неформальной экономической деятельности в комплексе и его отраслях, построенные исходя из совокупности косвенных признаков;
9. Разработаны сценарии развития и прогнозные варианты МСК с учетом системы ограничений на это развитие, а также существующих резервов и потенциала как комплекса, так и инновационной сферы.
Определенное значение подобной методологической конструкции заключается также и в уточнении положения машиностроительного фактора в современных технологических укладах и национальной экономики России вообще.
Общее и особенное в технологических укладах возможно и необходимо рассматривать также и с точки зрения технико-технологического обеспечения их со стороны машиностроительного фактора. Современное состояние экономик развитых и многих развивающихся стран определяется 4-м и 5-м технологическими укладами, частично и формирующимся 6-м. Согласно С. Ю. Глазьеву [33, 34], — основные характерные черты современных технологических укладов следующие:
4-й уклад — ядро (автомобилеи тракторостроение, цветная металлургия, производство ТДП, синтетические материалы, органическая химия, производство и переработка нефти), ключевой фактор (двигатель внутреннего сгорания, нефтехимия), складывающееся ядро нового уклада (радары, строительство трубопроводов, авиационная промышленность, производство и переработка газа), преимущества массовое и серийное производство).
5-й уклад — ядро (электронная промышленность, вычислительная, оптиковолоконная техника, программное обеспечение, телекоммуникации, роботостроение, производство и переработка газа, информационные услуги), ключевой фактор (микроэлектронные компоненты), складывающееся ядро нового уклада (биотехнология, космическая техника, тонкая химия), преимущества (индивидуализация производства и потребления, повышение гибкости производства, преодоление экологических ограничений по энергои материалопотреблению на основе АСУ, деурбанизация на основе телекоммуникационных технологий).
По нашему мнению, такая характеристика укладов в достаточной мере не учитывает собственно машиностроительный фактор, благодаря которому и происходит материализованное в новой технике и технологии воплощение достижений технологического прогресса, рост эффективности экономик постиндустриальных стран. В настоящее время, по различным оценкам, в т. ч. [105, с. 360−361], достигнуто эффективное и технологически однородное производство высокотехнологичной продукции в массовом масштабе по 50 и более макротехнологиям. Также именно макротехнологии по производству конечного продукта (а не отрасли в традиционном их понимании) определяют характеристику уклада, его отдельных этапов. Общим в последней трети 20-го века явилось взаимодействие следующих основных свойств машиностроительного производства: точное воспроизводство эталонного образца, серийность выпуска и его эффективность.
Следовательно, общее для последних (4-го и 5-го укладов) при выделении конкретных этапов состоит в разрешении противоречия между гибкостью, мобильностью производства и его эффективностью (прежде всего, производительностью и ресурсосбережением). Каждый раз это противоречие разрешается на новом технологическом уровне (сначала жесткие автоматические и роторно-конвейерные линии, затем гибкие автоматизированные системы при унификации основных частей, интеллектуализированные технологии, CALS-технологии [138] и др.).
Практическое значение результатов проведенных исследований определяется их целью. Использование предложенной в диссертации совокупности методов и приемов анализа и прогнозирования позволяет выделять как перспективные доминанты развития МСК, так и возможные ограничения развития отечественной экономики, связанные с машиностроительным фактором. Практическое использование предлагаемой методологии дает возможность реализовать действительно системный, комплексный подход к изучению МСК и его вклада в экономику, существенно повысить научную обоснованность аналитических и прогнозных расчетов.
Примененные в исследовании подходы к формированию множества показателей, описывающих МСК в его проявлениях на макро-, мезои микроуровне, а также способы сочетания статистических и экспертных оценок являются действенным инструментом при разработке целевых программ реструктуризации и перспективного развития МСК в целом и отдельных его отраслей и производств.
Апробация и реализация результатов диссертационного исследования. Элементы методологии нашли свое отражение еще в результатах, вошедших в проблемный раздел 2.0 КП НТП СССР на 1991;2010 гг. и раздел 3.1 КП НТП СССР на 1986;2005 гг. Методы и подходы, полученные на их основе качественные результаты и количественные оценки использовались при подготовке в 1990;х гг. ряда докладов и работ, выполненных для Госкомпрома, Минэкономики России (с 2000 г. -Минпромнауки и Минэкономразвития), Отделения экономики РАН, Международного союза машиностроителей, RAND, Минфина, ЦБР, Фонда поддержки парламентаризма в России и др. Основные положения диссертации докладывались на Ученом совете ИНП РАН (июнь 1998 г.) и ряде научных конференций.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 5 глав и заключения.
Выводы, здесь содержащиеся, в целом представляют собой методологию и методику анализа и прогнозирования МСК как ведущего элемента воспроизводственного процесса (при переходе к постиндустриальному обществу) и которые могут быть использованы в широком спектре других исследовательских работ:
1. Разработанная методология анализа и прогнозирования МСК позволяет последовательно реализовать системный народнохозяйственный подход к изучению многофункционального, полиноменклатурного комплекса, его значимости и эффективности функционирования в экономике. Показана необходимость, вопреки реальному содержанию экономической политики, осуществляемой в 1990;е гг., использования потенциала МСК, инновационной сферы как ведущего фактора экономического роста России и учета его специфики в государственной промышленной политике. Также показано, что независимо от изменений в институционально-правовой сфере, эффективность работы МСК определяется спросом, конкурентоспособностью производств и продукции, качеством основного и оборотного капитала, ресурсами производства. Подчеркивается также, что недооценка функций и свойств комплекса в их совокупности оказалась присущей не только России, но и такой высокоразвитой стране, как Япония.
2. Предложенная методика анализа и прогнозирования структуры выпуска и закупок машиностроительной продукции (по основным укрупненным ее видам) позволяет изучить текущий и перспективный спрос со стороны потребителей с учетом макроэкономических ограничений. Она может быть использована для согласования перспективного спроса на основные элементы машиностроительной продукции с ресурсно-технологическим и инновационным потенциалом МСК. С ее использованием показано, что реструктуризация МСК в 1990;е гг. проходила без использования инновационно-инвестиционного фактора и привела к замещению продукции 5-го технологического уклада продукцией более низких укладов.
3. Разработанные методики количественного оценивания вклада технологического и инновационного факторов соответственно в динамику показателей эффективности и в повышение конкурентоспособности производств показали, что существующий технологический потенциал в основном оказался невостребованным отечественной экономикой. В то же время наличный инновационный потенциал (сотни технологий с незначительным ограничением по машиностроительному фактору) способен качественно улучшить конкурентоспособность продукции МСК и других отраслей реального сектора и при относительно незначительных капиталообразующих инвестициях способен вызвать значительные мультипликативные, межотраслевые эффекты, последовательно оживляющие отрасли реального сектора. На этой основе предлагается выделять особую инновационно-машиностроительной сферу в экономике в качестве доминирующего ресурса перспективной постиндустриализации, информатизации страны, создания технологически однородных производственно-технологических систем, а не их анклавизации в интересах ТНК.
4. Обоснованная методика оценивания конкурентоспособного резерва свободных ПМ в МСК позволяет наметить путь относительно некапиталоемкого роста на восстановительном этапе развития отечественной экономики, что подтверждается стадией «подъема» в 1998;2000 гг. Поскольку этот прерывистый, неустойчивый рост не был подкреплен инвестиционным ресурсом, постольку он осуществлялся инерционно — в рамках нерациональной структуры производства МСК, сложившейся к середине 1990;х гг.
5. Построенная система показателей комплексной конкурентоспособности продукции МСК позволила выявить основной ряд факторов-ограничителей ее конкурентоспособности. В частности, показывается, что к настоящему времени на первое место выходят фундаментальные факторы, связанные с состоянием основного капитала комплекса, которые по своей значимости начинают опережать более конъюнктурные факторы, связанные с состоянием оборотного капитала. В то же время отрасли и суботрасли МСК пока еще дифференцируются по степени влияния факторов-ограничителей, что в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов позволяет определить приоритеты инвестирования на кратко-, среднеи долгосрочную перспективу с точки зрения их воздействия на воспроизводственный и инновационный процесс.
6. Предложенная методология и совокупность методических процедур позволили сделать вывод о том, что МСК еще длительный период будет в той или иной мере выполнять все свои основные экономические функции. Следовательно, учитывая специфику формирования активной части ПОФ, а также учитывая особенности протекания мирового технологического прогресса работа блока управления МСК должна включать как разработки, связанные с модернизацией отечественных предприятий, так и разработки, направленные на постиндустриализацию селективно отобранных предприятий с максимальным использованием достижений отечественной и мировой инновационных сфер. Последствия недоучета 1-й и 4-й основных функций очевидны. В работе предлагается система мер, позволяющих их учесть.
7. Использование предложенного методологического подхода позволило системно проанализировать и периодизировать по этапам развитие отечественного МСК (в т. ч. машиностроения ОПК). Показано, что МСК, инновационная сфера пока еще в состоянии выполнять свои функции в экономике, хотя взяв за основу периодизации влияние производственно-технологического и инвестиционно-инновационного факторов, нельзя не отметить сильной деградации большинства структур, образующих комплекс, как и то, что бывшие в дореформенный период актуальными для производителя ресурсные ограничения не исчезли (за небольшим исключением), а трансформировались в ограничение по финансовому фактору.
8. В работе, исходя из системы комплексных косвенных оценок свободных ресурсов, была определена минимальная граница для неформальной экономической деятельности в МСК. Она определялась по отраслям и комплексу в целом и характеризуется оценкой примерно в 10%. При этом она является формой выживания предприятий комплекса, сохранения его потенциала в квазирыночной среде.
9. Аналитические и прогностические построения, полученные в исследовании позволили сформировать качественные, сценарные положения перспективного развития МСК России. Сделан вывод о том, что пока еще существующие производственно-технологические возможности МСК, сохранившиеся высококвалифицированные кадры, заделы инновационной сферы, в т. ч. сферы НИОКР в условиях скачкообразного характера протекания мирового технологического прогресса и расширения доступа к современным достижениям информационного общества делают вполне реальным шанс России достаточно быстро восстановить себя в качестве ведущей индустриальной державы и вписаться в дальнейшем в число постиндустриальных стран при условии проведения активной промышленной политики, учитывающей инновационный и ресурсно-технологический потенциал страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Список литературы
- Анчишкин А.И. Методология прогнозирования развития народного хозяйства. -Вопросы экономики, 1980, № 1, с. 13−26.
- Анчишкин А.И. Прогнозирование роста социалистической экономики. М.: Экономика, 1973. 216 с.
- Анчишкин А.И. Наука техника — экономика. 2 изд. М.: Экономика, 1989. — 384 с.
- Багриновский К.А., Бендиков М. А., Хрусталев Е. Ю. Прогнозные стратегии развития потенциала предприятия (модельный подход). Проблемы прогнозирования, 2000, № 2, с. 34−47.
- Баранчеев В.П. и др. Организация процесса коммерциализации интеллектуальных продуктов. Промышленность России, 1999, № 5, с. 115−127.
- Бекларян Л.А. Модели согласования инвестиционного контракта. В кн.: Аудит и финансовый анализ, 1998, № 3. — М.: Компьютерный аудит, с. 35−66.
- Белоусов А.Р. Системный кризис как вызов российскому обществу. Проблемы прогнозирования, 1998, № 2. — с. 17−51.
- Белоусов Д.Р. Инфляция в системе воспроизводственных процессов. Проблемы прогнозирования, 1999, № 3, с. 18−31.
- Бессонов В. А. О смещениях в оценках роста российских потребительских цен. М.: Высшая школа экономики. Дискуссионные материалы, вып. 2, 1998, — 46 с.
- Бессонов В. А. Исследование трансформации ценовых пропорций в процессе российских экономических реформ. Дискуссионные материалы, вып. 3, 1998. 56 с.
- Блохин А.А. Время в экономике: анализ и измерение. М.: Наука, 1993. — 128 с.
- Блохин А.А. Институциональные условия формирования крупного бизнеса в России. Проблемы прогнозирования, 1998, № 2. — с. 3−16.
- Борисов В.Н. Структурная перестройка машиностроительного комплекса. В кн.: Новая техника — база обновления отраслей народного хозяйства. — М.: Знание, 1986, с. 24−39.
- Борисов В.Н., Сычев Г. Б. Мобильность инвестиционного комплекса. М.: ЦЭМИ, 1985. — 56 с.
- Борисов В.Н. Машиностроительный комплекс основа НТП народного хозяйства -В кн.: Моделирование ресурсной обеспеченности капитальных вложений. — М.: Наука, 1988, с. 71−107, 159- 165.
- Борисов В Н., Тараканов Г. О., Шухгальтер M. JL Машиностроительный комплекс России: итоги и перспективы. Проблемы прогнозирования, 1993, № 5.
- Борисов В.Н. Реструктуризация машиностроения как фактор развития российской экономики. Проблемы прогнозирования, 1997, № 6. — с. 81−90.
- Борисов В.Н. Технологическое обеспечение воспроизводственного процесса и реструктуризация производства оборудования. Проблемы прогнозирования, 1998, № 6. — с. 31−43.
- Борисов В.Н. Укрепить рынок промышленного оборудования может только платежеспособный спрос. Техномир, 1999, № 1, — с. 6−9.
- Борисов В.Н. Машиностроение: реструктуризация и конкурентоспособность. -Экономист, 1999, № 7. с. 67−70.
- Борисов В.Н. Машиностроение в воспроизводственном процессе. М.: МАКС Пресс, 2000, 312 с.
- Бялковская B.C. Планирование развития машиностроительного комплекса. М.: АНХ, 1985. — 59 с.
- Бялковская B.C. Совершенствование управлением НТП. М.: ГКНТ, 1988. — 12 с.
- Влияние НТП на межотраслевые связи инвестиционного комплекса. / Под ред. В. К. Фальцмана. М.: ЦЭМИ, 1982. — 156 с.
- Водянов А., Протасов JI. Использование производственных мощностей в промышленности. Экономист, 1994, № 8.
- Газалиев М.В. и др. Экономическая эффективность создания отраслевых и межотраслевых машиностроительных комплексов. М.: Наука, 1983. — 207 с.
- Гельвановский М.И., Городецкий А. Е. О национально-государственной стратегии конкурентоспособности. Проблемы развития, 1998, № 1−2, с. 41−47.
- Гладышевский А.И. Прогнозирование воспроизводства и использования основных фондов. В кн.: Анализ и прогноз формирования и использования производственных фондов и мощностей. — М.: ЦЭМИ, 1983, с. 6−33.
- Гладышевский А.И. О взаимосвязи научно-технических и социально-экономических прогнозов. Экономика и математические методы, 1987, т. 23, вып. 3, с. 403−412.
- Гладышевский А.И., Мишина В. Ю. Проблемы обновления основных фондов в 1991—1995 гг.. и пути их решения. Экономика и математические методы, 1990, т. 26, вып. 3, с. 439−447.
- Гладышевский А.И., Горохолинская О. М., Мишина В. Ю. Макроэкономические подходы к измерению основных фондов. Проблемы прогнозирования, 1997, № 3, с. 60−70.
- Гладышевский А.И., Максимцова С. И., Мишина В. Ю. Инвестиционный кризис и тенденции развития производственного аппарата России. Проблемы прогнозирования, 1998, № 3, с. 43−55.
- Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: ВлаДар, 1993.
- Глазьев С.Ю. Технологические сдвиги в экономике России. Экономика и математические методы, т. 33, 1997, № 2.
- Городецкий А.Е. и др. Проблемы развития рыночных отношений и конкурентно-рыночных механизмов. М.: Ин-т экономики, 1991, 219 с.
- Даниелов А.Р. Научно-промышленная стратегия развития экономики США. США — Канада, 1999. № 2, с. 104−114.
- Данилин В., Клейнер Г., Роузфилд С. Действующая модель реформы и угроза гипердепрессии. Российский экономический журнал, № 12, 1994, с. 48−55.
- Денисов Г. А., Каменецкий М. И., Остапенко В. В. Прикладная наука и инновационная деятельность. (Экономика и управление). М.: Диалог-МГУ, 1998. -330 с.
- Директива Департамента обороны США № 2040.2.
- Ершов Э.Б., Пирогов Г. Г. Предисловие к русскому изданию. В кн.: Пуарье Д. Эконометрия структурных изменений. М.: Статистика, 1981. — с. 5−12.
- Иванов Е.А. Воспроизводство и использование основных фондов. М.: Экономика, 1968. — 288 с.
- Иванов Е., Эскина А. Интенсификация инвестиционного процесса. Плановое хозяйство, 1979, № 5, с. 18−27.
- Ивантер В.В., Говтвань О. Дж., Панфилов B.C., Моисеев А. К. О неотложных мерах по нормализации финансовой ситуации в России. Проблемы прогнозирования, 1998, № 6, с. 13−18.
- Инвестиционная политика и развитие машиностроительного комплекса капиталистических стран. М.: ИНИОН, 1991. — 144 с.
- Карлик Е.М. и др. Оптимизация производственных объединений в машиностроении. Л.: Машиностроение, 1981. — 272 с.
- Карлик Е.М. и др. Экономика машиностроения. Л.: Машиностроение, 1985. — 392 с.
- Карпов П. Как восстановить платежеспособность российских предприятий? -Российский экономический журнал, 1998, № 4.
- Картер А. Структурные изменения в экономике США. М.: Наука, 1971. — 272 с.
- Козлов Ю.К. Организационные проблемы НТП. М.: Мысль, 1972. — 436 с.
- Козлов Ю.К. Развитие и размещение машиностроения СССР. М.: Машиностроение, 1974. — 318 с.
- Кокошин А. А. Новый международный контекст. (Интересы национальной безопасности России в условиях глобализации). Независимая газета, 26.05.2000, с. 8.
- Комков Н.И., Алферов А. В., Фролов Н. Э., Чусов А. В. Формирование рынка космической продукции как сегмента высокотехнологичных рынков. Проблемы прогнозирования, 1999, № 2, с. 14−36.
- Комплексная программа научно-технического прогресса СССР на 1986−2005 годы (по пятилетиям). Проблемный раздел 3.1. Основные проблемы развития народного хозяйства. М.: АН СССР и ГКНТ, 1983. — 592 с.
- Комплексная программа научно-технического прогресса СССР на 1991−2010 годы (по пятилетиям). Проблемный раздел 3.1. Основные проблемы развития народного хозяйства. М.: АН СССР и ГКНТ, 1988. — 530 с.
- Комплексное прогнозирование НТП в области орудий труда. / Под ред. Варшавского А. Е. М.: ЦЭМИ, 1978. 192 с.
- Конверсия ВПК: состояние и тенденции. Клуб «Реалисты». — М.: 1996, бюлл. № 27.
- Корнев А.К. Как растут цены на машины и оборудование. Вопросы экономики, 1988, № 6, с. 43−50.
- Корнев А.К. Об условиях стабилизации динамики инвестиций в машиностроительное оборудование в среднесрочный период. Проблемы прогнозирования, 1998, № 2, с. 52−62.
- Корнев А.К. Об отраслевых приоритетах выделения средств на инвестиционную деятельность. Проблемы прогнозирования, 1999, № 1, с. 53−61.
- Косалс Л., Рывкина Р. Оборонные предприятия России в 1995—1996 гг.. (оценки директоров). М.: ИСЭПРАН, 1996.
- Коссов В.В. Показатели роста и развития экономики. Вопросы экономики, 1975, № 12, с. 34−45.
- Котов А.П. Опыт структурных преобразований в оборонных отраслях промышленности. Проблемы прогнозирования, 1997, № 5
- Кувалин Д.Б. Адаптация предприятий к трансформационным процессам в России. -М.: Гуманитарий, 1996. 72 с.
- Кузнецов Ю.В. Отрасль в условиях системного кризиса. М.: ИСПИ РАН, 1997. -108 с.
- Куклин А. А. Новая техника в условиях перехода к рынку. Екатеринбург: УрО РАН, 1996. — 258 с.
- Кушлин В. Развитие производственного аппарата. Вопросы экономики, 1980, № 9, с. 76−86.
- Леонтьев В.Ф. Программа модернизации машиностроительных предприятий, актуальные проблемы. Проблемы прогнозирования, 1999, № 2, с. 37−48.
- Лучков Н.Ф. Техническое перевооружение машиностроительного производства. -Киев: Техника, 1977. 218 с.
- Львов Д.С. Основы экономического проектирования машин. М.: Экономика, 1966. — 296 с.
- Львов Д.С. Новая концепция развития машиностроения, — Вопросы экономики, 1988, № 11, с. 19−27.
- Львов Д.С. Экономические и организационно-структурные преобразования в промышленности (на опыте машиностроения). Плановое хозяйство, 1990, № 2, с. 20−30.
- Львов Д.С. К научному обоснованию экономических реформ в России. М.: ЦЭМИ, 1995. — 64 с.
- Макаров В.Л., Клейнер Г. Б. Развитие бартерных отношений в России. Институциональный этап. М.: ЦЭМИ, 1999. — 60 с.
- Методологические положения по статистике. Вып. 1 / Госкомстат России. М.: 1996. — 674 с. 76 f
- Летодологические положения по статистике. Вып. 2 / Госкомстат России. М.: 1998. — 244 с.7'
- Мишина В.Ю. Сравнительный анализ динамических межотраслевых моделей. В кн.: Анализ и прогноз формирования и использования производственных фондов и мощностей. — М.: ЦЭМИ, 1983, с. 117−146.
- Моделирование межотраслевых взаимодействий. / Под ред. Яременко Ю. В. М.: Наука, 1984. — 222 с.
- Мунтян Ю.С. Специализация и кооперирование в машиностроении как фактор НТП. Вестник машиностроения, 1986, № 8. — с. 3−9.
- Неугодов В.В. Внедрение новой техники в условиях стареющей рабочей силы: противоречия и пути их разрешения. Машиностроитель, 1989, № 8, с. 31−32.
- Немец О.Г. Реализация и анализ ресурсного варианта динамической модели межотраслевых взаимодействий. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. — М.: ЦЭМИ, 1983. — 18 с.
- Народное хозяйство СССР в 1970 году. М.: Статистика, 1971.
- Народное хозяйство СССР в 1975 году. -М.: Статистика, 1976.
- Народное хозяйство СССР в 1980 году. М.: Статистика, 1981.
- Народное хозяйство СССР, 1922−1982 гг. М.: Финансы и статистика, 1982.
- Народное хозяйство СССР за 70 лет. М.: Финансы и статистика, 1987.
- Народное хозяйство СССР в 1985 году. М.: Финансы и статистика, 1986.
- Народное хозяйство СССР в 1989 году. М.: Финансы и статистика, 1990.
- О стратегии перестройки экономики страны. М.: Проблемы прогнозирования, 1990, вып. 2. — 80 с.
- Оборонная промышленность России: конверсия или реконструкция? / Под ред. Зелещанского Б. Д. М.: Инфомарт, 1996. — 160 с.
- Ожегов А.Ю. Формирование инвестиционных пропорций в условиях интенсификации воспроизводства производственного аппарата. В кн.: Моделирование ресурсной обеспеченности капитальных вложений. — М.: Наука, 1988, с. 19−70.
- Оптимизация развития топливно-энергетического комплекса. / Некрасов А. С. и др. М.: Энергоиздат, 1981. 240 с.
- Палтерович Д.М. Основные фонды: интенсификация использования и обновления. М.: Знание. Серия экономика, 1974, вып. 10. 64 с.
- Палтерович Д.М. Программы технического перевооружения производства. -Плановое хозяйство, 1981, № 12, с. 32−44.
- Палтерович Д.М. Совершенствование структуры и повышение эффективности машин и оборудованич. М.: ГО АН СССР, 1983. — 22 с.
- Палтерович Д.М. Проблемы использования стратегических и тактических резервов машиностроения. М.: Экономика и математические методы, 1987, т. 23, вып. 4, с. 589−601.
- Палтерович Д.М. Техническое перевооружение и реконструкция предприятий в условиях перестройки хозяйственного механизма. В кн.: НТП и структурная политика в условиях интенсификации. — М.: ИЭ АН СССР, 1988, с. 4−20.
- Перевалов Ю.В. и др. Конверсия и реструктуризация оборонного комплекса: региональные проблемы и перспективы. Екатеринбург, УрО РАН, 1998. — 180 с.
- Перспективы развития народного хозяйства. Проблемы прогнозирования, 1990, вып. 1. — 192 с.
- Перспективы научно-технического развития СССР. Проблемы прогнозирования, 1990, вып. 3. — 128 с.
- Плышевский Б.П. Переход к рынку и финансовое положение экономики. -Проблемы прогнозирования, 1999, № 3, с. 3−17.
- Привлечение банковского капитала в интересах развития отечественного производства. / Материалы Всероссийской конференции. / Под ред. А. В. Мурычева.- М., Интерпресс, 2000. 280 с.
- Проблемы экономического прогнозирования развития науки и технологии. / Под ред. А. Е. Варшавского. М.: ИЭПНТП, 1989.
- Промышленность России: Стат. сб. / Госкомстат России. М.: 1998.
- Путь в 21 век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики / Рук. авт. колл. Д. С. Львов М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999 — 793 с.
- Рассадин В.Н. Оборонная ориентация промышленного производства. Проблемы прогнозирования, 1995, № 5, с. 18−24.
- Роговский Е.А. и др. Проблемы и методы анализа и прогнозирования формирования и распределения инвестиционных ресурсов. Экономика и математические методы, 1989, т. 25, вып. 4, с. 633−641.
- Роговский Е.А. и др. Проблемы неоднородности качества инвестиционного рубля.- Проблемы прогнозирования, 1991, вып.2, с. 56−70.
- Российский статистический ежегодник: Стат. сб. / Госкомстат России. М.: 1998. -813 с.
- Российский статистический ежегодник: Стат. Сб. / Госкомстат России. М.: 1999. — 621 с.
- Сальников В.А. Трансформация отраслевой структуры промышленности России: концептуальные основы исследования. Проблемы прогнозирования, 1999, № 5, с. 31−40.
- Самборский Г. И. Специализация производства в условиях НТП. М.: Мысль, 1973.-280 с.
- Семенихин А.И. Экономика убыточного предприятия. Проблемы прогнозирования, 1999, № 3, с. 103−114.
- Суворов Н.В., Балашова Е. Е. Изменение структуры межотраслевых связей российской экономики в первой половине 90-х годов. Проблемы прогнозирования, 1998, № 1, с. 27−45.
- Сутягин B.C. О соотношении научных прогнозов и государственных программ социально-экономического развития. Проблемы прогнозирования, 1998, № 1, с. 311.
- Сутягин B.C. Современные проблемы прогнозирования материально-вещественной структуры производства. Проблемы прогнозирования, 1999, № 2, с. 3−13.
- Сычев Г. Б. Мобильность строительства как фактор народнохозяйственной динамики. В кн.: Моделирование ресурсной обеспеченности капитальных вложений. -М.: Наука, 1988. — с. 108−143, 165−167.
- Узяков М.Н. Характер экономического роста в среднесрочной перспективе. -Проблемы прогнозирования, 1999, № 1, с. 17−26.
- Фальцман В.К., Борисов В. Н. Мобильность машиностроения. Плановое хозяйство, 1982, № 11, с. 78−87.
- Фальцман В.К. Прогнозирование потребности в оборудовании. М.: Экономика, 1970. — 246 с.
- Фальцман В.К. Производственный потенциал СССР: вопросы прогнозирования. -М.: Экономика, 1987. 156 с.
- Финансовый менеджмент. / Под ред. Е С. Стояновой. М.: Перспектива, 1993.308 с.
- Фальцман В.К. Реформа в России: генетические корни, цель и противоречия. -Вопросы экономики, 1998, № 7, с. 146−155.
- Ханин Г. Насколько действительно упало производство в России? Вопросы статистики, 1997, № 4.
- Хейнман С.А. Задачи развития машиностроения. Вопросы экономики, 1981, № 8, с. 24−35.
- Хейнман С.А. Структурные факторы интенсификации общественного производства. М.: ИЭ АН СССР, 1984. — 152 с.
- Хейнман С.А. Актуальные проблемы перестройки машиностроительного комплекса. Экономика и математические методы, 1989, т. 25, вып. З, с. 445−453.
- Черников Д. А. Модели взаимосвязи темпов и факторов экономического роста. -Плановое хозяйство, 1979, № 6, с. 43−51.
- Черников Д. А. Темпы и пропорции экономического роста. М.: Экономика, 1982. -180 с.
- Ченери X., Кларк П. Экономика межотраслевых связей. М.: ИИЛ, 1962. — 342 с.
- Юнь О.М. и др. Инновационная деятельность в отраслях материального производства. Промышленность России, 1999, № 5, с. 16−25.
- Юнь О.М., Борисов В. Н. Инновационная деятельность в промышленности. -Экономист, 1999, № 9, с. 29−38.
- Яременко Ю.В. Структурные изменения в социалистической экономике. М.: Мысль, 1981. — 192 с.
- Яременко Ю.В. Проблемы методологии народнохозяйственного прогнозирования. М.: ЦЭМИ, 1984. 26 с.
- Яременко Ю.В. Теория и методология исследования многоуровневой экономики. -М.: Наука, 1997.-400 с.
- Яременко Ю.В. Прогнозы развития народного хозяйства и варианты экономической политики. М.: Наука, 1997. — 480 с.
- Яременко Ю.В. Экономические беседы. М.: Центр исследований и статистики науки, 1998. — 344 с.
- CALS (Поддержка жизненного цикла продукции). М.: Минэкономики России, НИЦ CALS-технологий, ГУП «ВИМИ», 1999.
- Capital Flow Matrix, 1958. Bureau of Labor Statistics, Bull. #1601, U.S. Government Printing Office, Wash., 1968.
- С. Doblin. Patterns of Industrial Changes in the USA since 1960: Summary. IIASA, Laxenburg, Austria, 1983.
- В. Harrisson. Global Winners and Losers. Technology Review, July 1990.
- De Masi P, Koen V. Relative Price Convergence in Russia. / IMF Staff Papers, #1, 1996, p. 97−122.
- Is New Technology Enough? Making and Remaking U.S. Basic Industries. / Edited by Donald A. Hicks. Wash., AEI, 1988.
- V. Kontorovich. Inflation in the Soviet Investment and Capital Stock. Soviet Studies, vol. XLI, #2, April 1989.
- Manufacturers' Shipments to the Federal Government. Census of Manufactures. US Department of Commerce, April 1991.
- D. Nyhus. Observing Structural in the Japanese Economy: An Input Output Approach. -IIASA, Laxenburg, Austria, 1983.
- J. Rees, R. Briggs, D. Hicks. New Technology in the American Machinery Industry: Trends and Implications. Wash., U.S. Government Printing Office, 1984.
- B. Rumer. Soviet Estimates of Rate of Inflation. Soviet Studies, vol. XLI, #2, April 1989.
- A. Young, L. Malley, S. Reed, R. Seaton. Interindustry Transactions in New Structures and Equipment. Survey of Current Business, August, 1971.
- G.H. Jefferson, T.G. Rawsky, Y. .Zheng. Institutional Change and Industrial Innovation in Transitional Economies.- Journal of Asian Economies, Vol. 5, No 4, 1994.
- Y. Yarymenko, V. Rassadin. The Experience and Prospects of Defense Industries in Russia. / Proceedings of the RAND-Hoover Symposium, November 1992, p. 88−91.