Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Инструменты развития конкурентной среды пищевой промышленности: На примере мясной отрасли Красноярского края

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для подтверждения вышеуказанных подходов нами проведена оценка конкурентной среды в мясной отрасли Красноярского края. При этом автором учитывалось, что проблемы развития конкурентной среды в отраслях промышленности имеют многоаспектный характер, а уровень развития конкуренции в них зависит от ряда факторов, что предопределило необходимость их классификации. Применительно к мясной отрасли нами… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 1Л. Экономические категории конкурентной среды отрасли
    • 1. 2. Условия развития конкуренции в пищевой промышленности
    • 1. 3. Методологические подходы к использованию оценочных 39 инструментов в мониторинге конкурентной среды отраслевых рынков
  • Глава 2. СОСТОЯНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В МЯСНОЙ ОТРАСЛИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
    • 2. 1. Факторы, определяющие состояние конкурентной среды 54 мясной отрасли Красноярского края
    • 2. 2. Анализ интенсивности конкуренции в мясной отрасли 69 Красноярского края
    • 2. 3. Исследование качественных показателей структуры мясной 82 отрасли Красноярского края
  • Глава 3. ИНСТР У МЕНТЫ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ 93 ПРОМЫШЛЕННОЙ ОТРАСЛИ
    • 3. 1. Формирование механизма управления конкурентной средой 93 отраслевого рынка
    • 3. 2. Методика определения входных инструментов управления 105 конкурентной средой промышленной отрасли для ее развития
    • 3. 3. Приоритетные направления развития конкурентной среды в 125 пищевой промышленности Красноярского края

Инструменты развития конкурентной среды пищевой промышленности: На примере мясной отрасли Красноярского края (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Перед российскими регионами остро стоит проблема развития конкурентной среды в отраслях народного хозяйства. Конкурентная среда, как *f объективная научная категория, относится к числу почти неразработанных российской экономической наукой в теории и на практике. В дореформенный период развития российской экономики обращение к этой научной категории не было востребовано, что связано с особенностями развития планового хозяйства. В рыночной системе важное значение имеет конкуренция, и категория «конкурентная среда» является ее отражением, характеристикой во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов, ключевой фигу рой, поскольку в ней концентрированно выражаются экономические, научно-технические, производственные, маркетинговые возможности не только одного предприятия, но и экономики в целом.

Первоначальный этап становления конкурентно-! среды, характеризующийся беспорядочностью конкурентных процессов в экономике, созданием различных объединении хозяйствующих субъектов с целью повышения их конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках, неоднозначностью правового базиса антимонопольного регулирования, можно считать завершенным. Акцент управления конкурентной средой смещается с простого отслеживания концентрации отраслей и соответствующих им рынков к изучению и использованию рычагов воздействия на развитие конкурентной среды, отвечающей приоритетным направлениям стратегии регулирования отечественной экономики. Такого рода специальные механизмы и инструменты позволят создать условия для равноправной и эффективной конкуренции между ^ хозяйствующими субъектами.

Одними из первых исследовали особенности становления конкурентной среды в России и предложили пути ее оценки Г. Л. Азоев. А. В. Барышева. В. Н. Богачез. М. А. Бокарева, А. Я. Лившиц, А. Н. Никифорова, Ю. В. Сухорукое, Н. И. Цуканова. А. И. Яковлев и другие.

Состояние оценки конкурентной среды, применение антимонопольного регулирования в отраслях отражено в работах зарубежных теоретиков Э. Гелхорна, Э. Дж. Доллана, Дж. Каттана, Дж. Кейнса. К. Макконела, М. Портера. Д. Рикуардо. Дж. Робинсона. А. Смита. П. Самуэльсона и многих других авторов.

Несмотря на достаточно большое количество научной и методической литературы, посвященной проблемам оценки конкурентной среды, ряд вопросов в части специфики возможностей применения инструментов развития конкурентной среды, специфики ее развития в отдельных отраслях промышленности остается нерешенным.

Особое значение приобретает необходимость выработки научных подходов к способам влияния на уровень развития конкурентной среды в пищевой промышленности, которая, подвергаясь монопольном}' давлению со стороны отраслей, обслуживающих АПК и естественных монополий, аккумулирует их антиконкурентные действия и в свою очередь переносит весь комплекс проблем на потребителя, сказываясь на уровне его благосостояния, платежеспособности населения.

Конфликт между объективными предпосылками развития конкурентной среды в отраслях народного хозяйства отечественной экономики и реальным состоянием конкуренции в ней обусловил актуальность исследования вопросов использования инструментов развития конкурентной среды.

Цель и зад тчи исследования. Целью исследования является разработка теоретических основ и методических положений динамики конкурентной среды пищевой промышленности и инструментов ее развития.

В соответствии с этой целью были поставлены следующие задачи:

1. Уточнить понятие «конкурентная среда», выработать через рассмотрение родственных категории определение «/конкурентная среда отрасли», «конкурентная среда отраслевого рынка», «инструмент развития к о н к у р е н’т н о й с р е д ы «.

2. Изучить особенности эволюции конкурентных отношений хозяйствующих суоъектов отраслей национальном экономики.

3. Провести анализ состояния конкурентной среды в мясной отрасли Красноярского края, определив факторы, воздействующие на состояние и уровень развития конкурентной среды отрасли промышленности на мезоуровне. уровень концентрации отрасли и наличие барьеров входа-выхода на отраслевой рынок.

4. Рассмотреть механизм управления конкурентной средой отраслевого рынка для выделения инструментов ее развития.

5. Усовершенствовать методику оценки конкурентной среды промышленной отрасли.

6. Сформулировать и рассмотреть приоритетные направления развития конкурентной среды мясной отрасли Красноярского края.

Объектом исследования выступают хозяйствующие субъекты мясной отрасли пищевой промышленности и их отношения в условиях конкурентной среды.

Предметом исследования являются инструменты развития конкурентной среды промышленной отрасли регионального рынка.

Методология и методика исследования. Теоретической и методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов в области теории анализа конкурентной среды, работы ведущих ученых по вопросам антимонопольного регулирования, федеральные и региональные программы социально-экономического развития промышленных отраслей.

Информационная база исследования сформирована из законодательных и нормативных актов Российской Федерации. регулирующих предпринимательскую деятельность и конкурентные отношения хозяйствующих субъектов, данных официальных изданий федеральных и региональных статистических органов, результатов собственных исследований.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: уточнено понятие «конкурентная среда», определено на основе анализа близких терминов понятие «конкурентная среда отрасли» как относительно самостоятельная часть рыночной среды, представляющая собой совокупность сложившихся условий, в которых действуют хозяйствующие субъекты экономики в определенный период времени по поводу соперничества за наилучшее приложение капиталавведено в научный оборот понятие «инструменты развития конкурентной суеды» как средства воздействия на взаимоотношения и поведение хозяйствующего субъекта с целью создания условий эффективной конкуренции, обозначено их место и роль в управлении конкурентной средой: обобщены и дополнены методические положения использования инструментов развития конкурентной среды отрасливыявлены специфические факторы, влияющие на условия конкурентных взаимоотношений и степень развития конкурентной среды в отрасли регионапредложен показатель расчета доли рынка хозяйствующего субъекта на основе эмпирических данных, позволяющий оценить действия в отрасли поставщиков других регионов, скорректировать существующий порядок оценки конкурентной средыразработана методика оценки конкурентной среды пищевой промышленности, основанная на использовании системы показателей концентрации отрасли, рассмотрении комплекса конкурентных факторовсформулированы предложения по развитию конкурентной среды в мясной отрасли Красноярского края по приоритетным направлениям.

Практическая значимость исследования связана с его прикладным характером, комплексностью решения поставленных задач. Методические положения и результаты практических исследований могут быть применены в оценке конкурентной ситуации, складывающейся на отраслевых рынках Красноярского края. Разработанные в диссертации методические положения возможно использовать для мониторинга конкурентной среды в социально значимых, жизнеобеспечивающих отраслях промышленности, в том числе для выявления тенденций монополизированное&tradeотрасли на более ранних стадиях. Разработанные пути развития конкурентной среды могут быть рекомендованы для внесения изменений в соответствующие законы.

Апробация и использование результатов исследований. Основные положения диссертации докладывались на Всероссийской научно-практической конференции «Достижения науки и техники — развитию г. Красноярска» (г. Красноярск. 1998 г.). Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Достижения науки и техники-развитию сибирских регионов» (г. Красноярск, 1999 г.). Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Достижения науки и техникиразвитию сибирских регионов (инновационный и инвестиционный потенциалы-)» (г. Красноярск. 2000 г.). Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Достижения науки и техники-развитию сибирских регионов» (г. Красноярск. 2001 г.). Международной научно-практической конференции «Региональный маркетинг: теория, проблемы, опыт, обучение» (г. Кемерово, 1999 г.), I. И, III и IV Международных научно-практических конференциях «Экономические реформы в России» (г. Санкт-Петербург. 1999.2000,2001 гг.). П, П! Международных научно-практических конференциях «Экология, экономика и общество на пороге XX века» (г. Санкт-Петербург. 2000,2001 гг.).

Отдельные положения диссертации вошли в отчет по научно-исследовательской работе по теме «Маркетинговые исследования рынка продуктов г. Красноярска», отчет по научно-исследовательской работе «Совершенствование организации школьного питания в г. Красноярске на основе индустриализации в 1999 — 2000 гг.». выполненных по заказу Администрации г. Красноярска — Департамента продовольственных ресурсов, торговли и услуг в 1995 и 1999 гг.

Основные результаты исследований вошли в программу мероприятий «Маркетинговые исследования в формировании регионального продовольственного рынка», выполняемой! по заказу администрации Красноярского края.

Результаты научных исследований используются з учебном процессе Красноярского Государственного торгово-экономического института в курсе «Конкуренция, конкурентоспособность». Внедрение результатов исследований подтверждено соответствующими справками.

Публикации. Основные положения диссертации опубликованы в 17 научных работах, в том числе в учебном пособии с грифом УМО (общим объемом 28.6 п.л., из них принадлежит автору 4,8 п. л.).

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего в себя 166 источников, общим объемом 160 страниц. В диссертации содержится 34 таблицы и 23 рисунка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате изучения теоретических аспектов развития конкурентной среды, проведения мониторинга конкурентной среды мясной отрасли Красноярского края, исследования формирования механизмов управления конкурентной среды нами сделан ряд выводов. Основными из них можно считать следующие.

1. Конкурентная среда, под которой понимается относительно самостоятельная часть рыночной среды, представляющая собой совокупность сложившихся условий, в которых действуют хозяйствующие субъекты в определенный период времени по поводу соперничества за наилучшее приложение капитала, одновременно является характеристикой реального состояния отраслевого рынка, отражающей его текущее положение, а не динамику развития.

2. Конкурентной среде присущ элемент непостоянства. Те преимущества и факторы, которые обеспечивают развитие конкурентной среде в определенный мрменг времени, не будут таковыми в другой. Конкурентная среда — понятие относительное и не является имманентным качеством отрасли, комплекса отраслей. Это означает, что опенку конкурентной среды следует производить в соответствии с ее конкретным уровнем. Конкурентная среда имеет стратегический характер, поскольку отражает предпосылки будущего развития отраслевого рынка. Конкурентная среда отраслевого рынка должна оцениваться не только государственными органами, регулирующими ее развитие, но и самими производителями, продавцами, а также покупателями для определения целесообразной стратегии поведения.

3. Под инструментами развития конкурентной среды следует понимать средства воздействия на взаимоотношения и поведение хозяйствующих субъектов с целью создания в отрасли условий, приближенных к рыночной модели совершенной конкуренции. Среди инструментов развития конкурентной среды первостепенное значение имеют инструменты ее управления, причем построение механизма управления возможно только на базе ограниченного количества инструментов, среди которых рыночные субъекты могут использовать только входные инструменты, так как выходные инструменты механизма управления относятся к инструментам государственного регулирования.

3. На формирование конкурентных отношений в российской экономике и в частности в пищевой промышленности оказали влияние следующие условия: либерализацию цен, финансовая дестабилизация и инфляция, промышленный спал. либерализация внешнеэкономического регулирования, институциональные преобразования в связи с Формированием негосу дарственного сектора экономики, создание рыночных институтов.

Перечисленные объективные предпосылки развития конкурентной среды носят фундаментальный характер и являются результатом серьезных изменений, происходящих в экономике. Общероссийский кризис объективно оказал разнонаправленное влияние на начавшиеся в первой половине 90-х годов процессы формирования конкурентной среды на товарных рынках. Сдерживали развитие конкуренции такие негативные макроэкономические процессы как высокие темпы инфляции, финансовая нестабильность, промышленный спад, а также частичная отмена государственного регулирования цен. импортозависимость отечественных товарных рынков, в результате чего предприятия не могли использовать уже имеющиеся конкурентные преимущества, действовали дополнительные барьеры входа на рынок для потенциальных конкурентов. Однако эти же причины явились стимулом для развития конкурентной среды в пищевой промышленности. Насыщение рынков относительно доступной по цене продукцией сократило спрос на отечественные товары, а расширение масштабов импорта вынудило отечественные предприятия заниматься вопросами упаковки, ассортиментной политики, эффективным сбытом, маркетинговыми коммуникациями и тем самым обусловило специфику действий хозяйствующих субъектов в условиях глобализации мировой экономики.

4.Подходы к предлагаемому инструментарию мониторинга конкурентной среды имеют методологическую основу, заключающуюся в оценке степени концентрации производства, которая может быть произведена с помощью ряда коэффициентов: четырехдольного показателя концентрации производства, индекса Херфиндала. Розенблюта. показателя энтропии, коэффициента Джини, показателя локализации, коэффициента вариации рыночных долей, показателя неравнозначности конкурентов, индекса Линда.

5. Для подтверждения вышеуказанных подходов нами проведена оценка конкурентной среды в мясной отрасли Красноярского края. При этом автором учитывалось, что проблемы развития конкурентной среды в отраслях промышленности имеют многоаспектный характер, а уровень развития конкуренции в них зависит от ряда факторов, что предопределило необходимость их классификации. Применительно к мясной отрасли нами предлагается классифицировать факторы по 9 признакам, причем их влияние должно измеряться в комплексе, поскольку каждый из них тесно связан и зависим от прочих. К числу типичных для отраслей промышленности, по нашему мнению, можно отнести экономические, административные, структурные факторы, а к определяющим специфику конкурентной среды в мясной отрасли Красноярского края — организационные, географические, приролно-климатические, ресурсные, социально-демографические, правовые факторы.

6. Сочетание факторов конкурентной среды в мясной отрасли Красноярского края предопределили действия хозяйствующих субъектов на нем. Отраслевой рынок располагает факторами, способствующими для развития конкуренции, хотя выживают на нем только наиболее крупные предприятия. В целом, мясной отрасли Красноярского края присуща высокая степень концентрации и узкая специализация производства, географическая ориентация предприятий, локальное сегментирование рынков, наличие административных барьеров. Несмотря на изменение структуры состава производителей за счет появления либо ухода новых предприятий. являющихся, как правило, малыми, в том числе и по объемам выпуска и реализации продукции, концентрация отрасли не меняется, остается такой же высокой. Выводы подтверждаются расчетами коэффициентов концентрации отрасли. Практически по всем показателям отмечена высокая степень концентрации производства. Так. расчеты показателя концентрации указывают на сосредоточение на четырех ведущих предприятиях отрасли от 70 до 90% выработки мяса и мясопродуктов, а значение индекса Херфиндала в 2000 г. превышают пороговое значение (0.18) на 10 пунктов.

7. Для расчета уровня производственной концентрации наиболее целесообразным считаем применение коэффициентов: четырехдольного показателя концентрации, Герфинделя. энтропии. Розенблюта (Холла-Тайдмана) как наиболее взаимоувязанных показателей, значения которых не противоречат др*тдругу. Существенным недостатком мониторинга можно считать недостаточную дееспособность оценочных инструментов, используемых в анализе, выраженную в отсутствии информации об объемах реализации продукции предприятиями из других регионов Российской Федерации и малых предприятий Красноярского края, не отслеживаемой статистическими учреждениями, а также в ограниченности методики анализа.

8. Проведенные исследования качественных параметров развития конкурентных отношений на отраслевых рынках мяса и мясопродуктов Красноярского края свидетельствуют, что:

• мясная отрасль не является регионально замкнутой, что объясняется присутствием на соответствующем отраслевом рынке большого количества внешних производителей;

• развитие товарообмена между регионами представляет собой естественный метод увеличения числа поставщиков на отраслевом рынке, и. следовательно, расширения ассортимента предлагаемой продукции;

• условия формирования конкурентной среды остаются скорее неблагоприятными. и без соответствующих мер государственного регулирования — прежде всего в части стимулирования развития рыночной инфраструктуры и институциональных преобразований — развитии конкуренции на отраслевом мясном рынке будет продвигаться крайне медленно.

9. Рекомендуемый механизм управления конкурентной средой отраслевого рынка позволяет определить мероприятия по обеспечению развития конкурентной среды. Эти меры, по мнению авторов, должны касаться:

• качества входа механизма у правления (качественная информация о внешней среде, качественная методика анализа конкурентной среды отраслевого рынка — инструменты входа):

• качества процесса в механизме управления конкурентной средой по преобразованию входа в выход;

• качества выхода механизма управления (программа развития конкурентной средыинструменты выхода).

10. Оценка интенсивности конкуренции на соответствующем отраслевом рынке должна производиться в первую очередь на базе информации о доле рынка производителей с учетом данных о поставщиках, а также с учетом корректировки на эмпирические данные. Резу льтаты анализа, проведенного во 2 главе (см. п. 2.3.) позволяют установить, что данные об объемах производства в разрезе предприятий для расчета коэффициентов относительной концентрации, четырехдольного показателя концентрации, индексов Герфинделя. Розенблюта, Барышевой. показателей энтропии не могут быть в полной мере применимы для оценки концентрации отрасли. При их расчете следует брать за базу информацию не только об объемах выпуска продукции, но и данные о величине поставок и реализации товара на соответствующих отраслевых рынках. однако существующая система статистической отчетности ею не располагает. Нами предлагается отслеживать долю хозяйству ющего су бъекта эмпирическим путем, по итогам наблюдений (анкетирования), т. е. на основе первичной информации. Нами предлагается вычислять долю рынка хозяйствующего субъекта как отношение числа встреч продукции определенного производителя к общему числу встреч товара в розничной торговой сети.

11. Значения коэффициентов с поправкой на деятельность поставщиков, характеризующих интенсивность конкуренции в мясной отрасли Красноярского края, уменьшились в 2 раза, исключение составляет только индекс Холла-Тайдмана (Розенблюта). показания которого совпали с прежними значениями. Ситуацию в мясной отрасли следует считать достаточно благополучной и не требующей вмешательства государства по разукрупнению действующих в ней субъектов.

12. Построенная конкурентная карта позволила определить положение основных хозяйствующих субъектов отрасли и соответствующего рынка, отличающихся степенью использования конкурентов преимуществ и потенциальной возможностью противостоять давлению конкурентов. Лидерами рынка считаются Новосибирский. Омский мясокомбинаты. ОАО «Зубр», ОАО «Мясо» (г. Канск), предприятиями с сильной конкурентной позицией -«Вентокальдо». Уярский мясокомбинат, московские производители. К наиболее слабым мы отнесли пищекомбинат г. Железногорска и подсобное хозяйство уголы-рго разреза «Бородинский», причем ситуация с последним не влияет на развитие отраслевого рынка, так как компания не является представителем мясной отрасли. Большинство местных предприятий мясной отрасли нами отнесены к классу производств со слабой, ухудшающейся позицией.

13. Приоритетными направлениями формирования и развития конкурентной среды в мясной отрасли Красноярского края на ближайшую перспективу являются:

• увеличение товарного предложения на отраслевом рынке как за счет продукции месть ых предприятий, так и с помощью поставок товаров из других регионов Российской Федерации и зарубежья:

• создание специализированных информационных центров при региональных комитетах по антимонопольной политике, аккумулирующих в базы данных информацию о состоянии конкурентной среды в отраслях промышленности для снижения издержек вступления на рынок новых компаний и повышения эффективности уже действующих предприятий;

• совершенствование нормативно-правовой основы государственного контроля за развитием конкурентной среды на основе упорядочения процедуры отнесения хозяйствующих субъектов в Реестр, разумного подхода к ограничению интеграционных процессов в отраслях пищевой промышленности и АПК.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Российская Федерация. Конституция. Конституция Российской Федерации /У Российская газета. 1993. — 25 декабря.
  2. Российская Федерация. Законы. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 196-ФЗ /У Российская газета. 2001.-31 декабря.
  3. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 г. № 51 ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994. — № 32.
  4. Российская Федерация. Законы. Об акционерных обществах: Федеральный закон от 7 августа 2001 г. ч Российская газета. 2001. -9 августа.
  5. Российская Федерация. Законы. О конку ренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: Закон РФ от 2 января 2000 г. У/ Российская газета. 2000.- 5 января.
  6. Российская Федерация. Законы. О защите прав потребителей: Закон Российской Федерации в ред. Федерального закона от 9 января 1996 г. // Собрание законодательства РФ, — 1996.- № 3, — Ст. 140.
  7. Российская Федерация. Законы. О финансово промышленных группах: Федеральный закон ог 30 ноября 1995 г. /У Собрание законодательства РФ,-1995. -№ 49. Ст. 4697.
  8. Российская Федерация. Законы. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: Федеральный закон от 13 октября 1995 г. // Собрание законодательства РФ, — 1995. -X" 42.-Ст. 3923.
  9. Российская Федерация. Законы. О естественных монополиях: Федеральный закон от 17 августа 1995 г. И Собрание законодательства РФ 1995.- № 34.
  10. Российская Федерация. Законы. О рекламе: Федеральный закон от 18 июля 1995 г. /''Собрание законодательства РФ, — 1995. -№ 30.
  11. Российская Федерация. Законы. О предприятиях и предпринимательской деятельности: Закон РСФСР от 25 декабря 1990 года. 1 (редакция от 24 декабря 1993 года) // Ведомости Верховного Совета РСФСР. -1990. № 30.
  12. Российская Федерация. Президент. Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий: Указ Президента РФ от 28 апреля 1997 г. № 426 И Российская газета. 1997. -7 мая.
  13. Российская Федерация. Президент. О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов): Указ Президента РФ от 28.02.95 ХЬ 221 /'/' Российская газета. 1995. — 3 марта
  14. Российская Федерация. Президент. О Государственном Комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структу р: Указ Президента РФ от 24 августа 1992 г. ' Собрание актов Президента и Правительства РФ, — 1992, — 9.
  15. Российская Федерация. Правительство. О Реестре хозяйствующих су бъектов. имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов: Постановление Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. // Собрание законодательства РФ. 1996, — Л* 9.
  16. Российская Федерация. Правительство. О мерах по ограничению роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий: Постановление Правительства от 12 февраля 1996 г. .Ум40 7 Российская газета. 1996. — 20 фев.
  17. Российская Федерация. Правительство. О мерах по у порядочению государственного регулирования цен (тарифов): Постановление Правительства РФ от 07.03.95 № 239 ' Российская газета. 1995. — 1 1 марта.
  18. Российская Федерация. Правительство. О мерах по либерализации цен: Постановление Правительства РФ от 19.12.91 № 55 !' Российская газета. -1991.-22 декабря.
  19. О проведении согласования антимонопольной политики (вместе с Положением о Межгосударственном совете по антимонопольной политике): Договор стран СНГ от 23 декабря 1993 г. 7 Вестник ВАС Российской Федерации. 1994. № 3.
  20. Российская Федерация. ГКАП. О порядке проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках: Приказ ГКАП РФ от 20 декабря 1996 г. ЛЪ169. /./ Экономика и жизнь. 1996, — 23 декабря. — С. 12.
  21. Российская Федерация. ГКАП. О методических рекомендациях по определению границ и объемов товарных рынков: Приказ ГКАП России от 26 октября 1993 г. № 112 // Экономика и жизнь. 1993. — № 48, — С. 15.
  22. Российская Федерация. ГКАП. Временные методические рекомендации по выявлению монопольных цен: Утв. Приказом ГКАП России от 21.04.94. JSfo ВБ 2053 /7 Экономика и жизнь.-1994.-^23.-С. 18,20−21.
  23. Российская Федерация. Госкомстат. Россия в цифрах: Краткий статистический сборник / Гос. Комитет РФ по статистике. ML. 2000.-3°6 с.
  24. Красноярский край. Краевой комитет гос. статистики. Экономика Красноярского края в 1999 году: Статистический ежегодник / Гос. Комитет РФ по статистике- Красноярский краевой комитет гос. статистики. Красноярск.2000.- 51 с.
  25. Красноярский край. Краевой комитет гос. статистики. Экономика Красноярского края в 2000 году: Статистический ежегодник / Гос. Комитет РФ по статистике: Красноярский краевой комитет гос. статистики. Красноярск.2001, — 53 с.
  26. Красноярский край. Краевой комитет гос. статистики. Вывоз потребительских товаров из Красноярского края: Статистический бюллетень / Гос. Комитет РФ по статистике- Красноярский краевой комитет гос. статистики. -Красноярск. 1999. -16 с.
  27. Красноярский край. Краевой комитет гос. статистики. Вывоз потребительских товаров из Красноярского края: Статистический бюллетень /' Гос. Комитет РФ по статистике: Красноярский краевой комитет гос. статистики. -Красноярск, 2000. 14 с.
  28. Красноярский край. Краевой комитет гос. статистики. Красноярск в цифрах: Статистический справочник / Гос. Комитет РФ по статистике- Красноярский краевой комитет гос. статистики. Красноярск. 2001.-26 с.
  29. Красноярский край. Краевой комитет гос. статистики. О потреблении основных продуктов питания в Красноярском крае: Аналитическая записка / Гос. Комитет по, статистике- Красноярский краевой комитет гос. статистики.-2001, — 15 с.
  30. Красноярский край. Краевой комитет гос. статистики. Красноярский край в цифрах в 2001 год}-: Статистический сборник, Гос. Комитет РФ по статистике: Красноярский краевой комитет гос. статистики. Красноярск. 2002.-119 с.
  31. Л. Парадокс макроанализа или антиэффект монополизма / Л. Абалкин // Экономика и жизнь. 1992, — № 5, — С. 7−12.
  32. М.С. Экономический анализ торговой деятельности: Учебное пособие для вузов / М. С. Абрютина. Мл Дело и Сервис, 2000.-512 с.
  33. И.В. Правовые основы перехода к рыночным отношениям: Учебник для вузов / И. В. Авилина. В. Ф. Прозоров. Е. А. Су ханов. Мл МП «Экономика и право». 1991, — 559с.
  34. Р. Сравнительно-правовой анализ антимонопольного законодательства зарубежных стран и практики его применения / Р. Агаев /7 Законодательство и экономика. 1995.- № 3.- С.113−119.
  35. В. Государственное регулирование и механизмы саморегуляции в рыночной экономике (мировой опыт и Россия) / В. Адриянов // Вопросы экономики.-1996.-№ 9. С. 28 — 40.
  36. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика: Учебник для вузов/ Г. Л. Азоев.- М.: Центр экономики и маркетинга. 1996. 208 с.
  37. Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы: Учебник для вузов / Г. Л. Азоев, А. П. Челенков. М.: ОАО «Типография «Новости», 2000.-253 с.
  38. Ю.Л. Исследование рынка потребительских товаров: методологические основы, практика использования: монография Ю. Л. Александров, Н. Н. Терещенко. Красноярск: Крас. гос. ун-т. 2000.-320с.
  39. Ю.Л. Экономика товарного обращения: Учебник / Ю. Л. александров, Н. Н. Терещенко.- Красноярск: Крас. гос. ун-т, 2000, — 240с.
  40. В. ГКАП в борьбе с монополизмом государственных ведомств/ В. Алисов // Бизнес сегодня. 1994.-24 мая. — С. 2.
  41. В. Г. Финансовый анализ: Учебное пособие В. Г. Артемен-ко. М. М. Беллендир. М.: ДИС: НГАЭиУ, 1997.- 128 с.
  42. Р. Антимонопольное регулирование и приватизация, Р. Архипов -7 Вопросы экономики. 1993, — .У- 10, — С. 75−82.
  43. Банковская система и денежно кредитная политика в условиях российских реформ / А. Некипедов, Л. Зевин, М. Любский, А. Шрубович РЭЖ. -1994. -Л'и 4 — 6.
  44. А. Монополизм переходного периода ' А. Барышева, А. Авилов — Российские вести. 1993. — 14 апр. — С.З.
  45. Р. Законы управления в рыночных условиях ' Р. Белоусов /:' Экономист. 1995. — № 5. — С. 35 — 47.
  46. И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учебное пособие для вузов,' И. К. Беляевский. М.: Финансы и статистика. 2001.-320 с.
  47. В. Монополия в советской экономике / В. Богачев // Экономические науки. 1990. — № 9. — С. 11−22.
  48. В. Кризис и рынок ' В. Богачев // Экономические науки. 1991. -№ 12, — С. 49−55.
  49. В.М. Монополизм и антимонопольное регулирование. Опыт, проблемы, решения: Учебник для вузов / В. М. Бокарева. М.: НИИПИН, 1991. -147 с.
  50. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. 4-е изд. доп. и перераб. — М.: Институт новой экономики, 1999.-1248 с.
  51. Л.А. Антимонопольная политика в переходной экономике / Л. А. Бочин / Конкурс от.-1995.- № 1.- С. 42−49.
  52. Л.А. Некоторые аспекты антимонопольной политики Л. А. Бочин /7 Предпринимательство. 199А -ХЛ. — С. 16−26.
  53. Л.А. Созидательные качества антимонопольной политики. / Л. А. Бочин / ' Журнал для акционеров. 1993. — X: 1. — С. 3−6.
  54. Ф. ЮНКТАД Формы и методы помощи странам с переходным периодом в разработке законодательства о конкуренции / Ф. Брюсик /У Проведение конкурентной политики в регионе: Материалы Первой Международной конференции.-М. 1995.-С. 193 -197.
  55. Варламов.- А. Законодательству о конкуренции Российской Федерации -десять лет / А. Варламова /7 Хозяйство и право. 1997. — ХЛ 1.- С. 11−16.
  56. Дж. Естественные монополии в России: история и перспектива развития системы регулирования / Дж. Вильсон. В. Цапелик / Вопросы экономики. 1995. — X. 11. — С. 80 — 88.
  57. Ю. Е. К созданию в России конкурентной среды / Ю. Е. Власьевич // Российский экономический журнал. 1994. — № 10. — С.99−103.
  58. Ю.Е. Экономика России: эффекты и парадоксы: Учебник / Ю. Е. Власьевич. С. А. Бартенев. М.: БЕК. 1995. — 144с.
  59. В.Н. Антимонопольное регулирование: федеральный и региональный аспекты: Учебное пособие для вузов ' В. Н. Ворожейкин. Ф. Ф. Рыбаков. СПб.: ЛенТУ. 1996. — 120 с.
  60. В. Н. Демонополизация экономики как элемент рыночных отношений: Учебное пособие для вузов / В. Н. Ворожейкин. Ф. Ф. Рыбаков. -СПб.: Гидрометеоиздат. 1994,-168 с.
  61. B.EI. Проблемы развития конкуренции (региональный аспект): Учебное пособие для вузов / В. Н. Ворожейкин, Ф. Ф. Рыбаков. СПб.: ЛенТУ. 1996. — 175 с.
  62. Е. Иллюзии относительно приватизации / Е. Воска Г Приватизация и антимонопольное регулирование: зарубежный опыт: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / РГАУ, — М&bdquo- 1992.-С. 18−30.
  63. Э. Антитрестовское законодательство и экономика: Учебник для вузов: Г1ер. с англ. / Э. Гелхорн. В. Ковачич. Вашингтон: Между народный институт права США. 1995. — 375 с.
  64. В. Продовольственный комплекс России: проблемы развития / В. Гончаров, В. Клюкач /7 Экономист. 1993. — № 10. — С.73−81.
  65. Государственный доклад о развитии конкуренции на рынках Российской Федерации на федеральном и региональном (местном) уровне, — М. 1995.
  66. Демонополизация и развитие конкуренции, в российской экономике: Учебное пособие для вузов / А. Е. Городецкий. Ю. Г. Павленко. А. А. Френкель и др. М.: ФБК-ПРЕСС. 1995. — 180 с.
  67. Денчик И' Правовой статус хозяйственных образований в рамках антимонопольной политики / Н. Денчик /7 Хозяйство и право. -1993. № П.- С.110−113.
  68. Доклад о развитии конкуренции на товарных рынках Российской Федерации / ГКАП России. М&bdquo- 1997. — 171 с.
  69. Э. Дж. Рынок: микроэкономическая модель: Учебник для вузов. Э. Дж. Долан. Д. Линдсей. СПб.: Кульинформпресс. 1992. — 467 с.
  70. Э. Дж. Рынок: макроэкономическая модель /Э. Дж. Долан. Д. Линдсей: Пер. с англ. В. Лукашевича. СПб.: Питер. 1992. — 217 с.
  71. Еременко «В. Об антимонопольном законодательстве Российской Федерации / В. Еременко /7 РЭЖ. 1992. — 9. — С. 81 -90.
  72. В. О пользе неконкретности антимонопольного законодательства . В. Ершов / Независимая газета. 1994. — 1 фев. — С. 4.
  73. В. Современный монополизм в России: специфика проявления и методы противодействия / В. Зальцман, 7 Деловой мир. 1992. — 9 окт. — С. 14.
  74. О.О. Математические методы в экономике: Учебник для в зов О. О. Замков. А. В. Толстопятенко. 10. Н. Черемных. 2-е изд. перераб. и доп. -М.: Изд-во МГУ: Дело и Сервис. 1999.-368 с.
  75. И. Современные монополии и конкуренция (формы и методы монополистической практики): Учебное пособие / И. Иванов. М.: Мысль. 1980. — 254 с.
  76. А. Инвестиционные возможности ФПГ / А. Калин /7 Экономика и жизнь. 1995. 15. — С. 10.
  77. Н.И. Сотрудничество государств СНГ по вопросах! антимонопольной политики и развития конкуренции . Н. И. Клейн. Г. Е. Авилов // Законодательство и экономика. 1995. — 3. — С. 70 — 71.
  78. Г. Риски промышленных предприятий / Г. Клейнер // РЭЖ. -1994,-№ 5.-С. 85 92.
  79. В. Институциональная реформа в сфере инфраструктуры в условиях естественной монополии В. Кокорев // Вопросы экономики. 1998. -№ 4.- С. 1 15−133.
  80. О. В. Регулирование естественных монополий: анализ мирового опыта и построение системы регулирования в Российской Федерации: Учебное пособие для вузов О. В. Коломийченко. Е. И. Котелкина. И. П. Соколова. СПб.: Питер, 1995. — «О с.
  81. Комментарий к Федеральному закону «О естественных монополиях» Законодательство и экономика. 1996. — № 19- 20. — С.3−38.
  82. Конкурентное право Российской Федерации: Учебное пособие для вузов / Под ред. Н. И. Клейн. Н. Е. Фонаревой. Мл Логос. 1999.- 432 с.
  83. Конкуренция и монопольное регулирование: Учебное пособие для ву зов / Под ред. А. Г. Цыганова. Мл Логос. 1999. -368 с.
  84. Копанев П В. Региональная экономика: Учебник для вузов / Г. В. Koria-нев. Ижевск: Персей, 1991.-205 с.
  85. В.О. Антимонопольное законодательство: экономика и применение: Учебное пособие для вузов / В. О. Коробов. Йошкар-Ола: Периодика Марий-Эл. 1996.-180 с.
  86. Е. Особенности ценового регулирования естественных монополий в России / Е. Котелкина /7 Кодекс инфо. — 1996. — № 47. — С. 44−49.
  87. Ф. Основы маркетинга: Учебник для вузов: Пер. с англ. / Ф. Кот-дер. Мл Росгинтэр. 1996. -704 с.
  88. Лившиц / .Я. Монополизм и пути его преодоления / А. Я. Лившиц /7 Человек и труд. 1991. — .№> 9. — С. 68 — 72.
  89. А.Я. Рыночная экономика: путь России / А. Я. Лившиц /7 Вопросы экономики. 1993.- № 2.- С. 43−48.
  90. М. В. Антимонопольное законодательство и рынок / М. В. Логинова // Законодательство и экономика. 1995. — Ж?. — С.20−21.
  91. Г. Создание финансово-промышленных групп в России / Г. Марголит // Проблемы теории и практики управления. -1994. № 4, — С. 12−17.
  92. Маркетинг: Учебш IK ДЛЯ ВУ 3 ов ' Под ред. А. Н. Романова. М.: Банки и биржи- ЮНИТИ. 1996. — 560 с.
  93. А. Принципы экономической науки: Учебник для вузов / А. Маршалл. Мл Прогресс. 1993.-411 с.
  94. Ю.В. Проблемы становления конкурентной среды хозяйствования/Ю.В.Меркулова Общество и экономика. 1993. — № 10. -С. 25 — 52.
  95. Микроэкономика / Под ред. Л. С. Тарасевича. СПб.: Пзд — во СПбУЭФ. 1996. — 352 с.
  96. В. Российский монополизм и приватизация В. Миронов. А. Яковлев, А. Зимогляд /7 Экономист. 1995. — № 6. — С.78−83.
  97. Монополизм и антимонопольная политика: Учебник / А. В. Барышева. Ю. В. Сухотин, В. Н. Богачев и др. М.: Наука, 1994. — 240 с.
  98. Недобросовестная конкуренция: Обзорная информация / Институт Законодательства и сравнительного правоведения при верховном Совете Рос. Фед. -М. 1992. 295с. — (Серия «Законодательство зарубежных государств" — Вып. 11)
  99. С. Антимонопольная политика в странах с развитой рыночной экономикой / С. Никитин, Л. Демидова, М. Степанова /7 Вопросы экономики. -1992. 11. -С. 102−112.
  100. С. Монополия, олигополия и конкуренция / С. Никитин //' Мировая экономика и международные отношения. 1989. — № 3.- С. 12−19.
  101. А. Изменения в законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и борьба с установлением монопольных цен / А. Никифоров / Вопросы экономики. 1995.-№ 1 1.-С.58−67.
  102. Общая теория статистики: Учебник для вузов / Т. В. Рябушкин. М. Р. Ефремова. И. М. Ипатова. Н. И. Яковлева. М.: Финансы и статистика. 1981.279 с.
  103. В. Основные принципы экономической политики (Фрагменты работы) В. Ойкен /7 РЭЖ. 1993. — № 4. 6.
  104. П8.Питтман Р. Антимонопольное законодательство и развитие рыночной экономики в Российской Федерации. Р. Питтман США экономика, политика идеология. — 1991. — № 9, — С. 56−63- № 10. — С. 46−52.
  105. В. Снижение издержек фактор конкурентной способности / В. Плонский /7 Экономист. — 1996. — № 4. -С. 52 — 57.
  106. Попков В.-В. Особенности процесса демонополизации на отдельных товарных рынках /' В. В. Попков // Конкурентная политика в у словиях переходной экономики: Материалы 2 Международной научно-практической конференции / ГКАП России. М&bdquo- 1997. — С.20.
  107. М. Международная конкуренция / М. Портер- Пер. с англ. В. Д. Щетинина. VI.: Международные отношения, 1993.- 896 с.
  108. Л.А. Монопольная прибыль: видимость и сущность: Учебное пособие для вузов / Л. А. Провоторова. М.: Мысль, 1983, — 190 с.
  109. Предварительные рекомендации по практическому применению политики развития конкуренции в России. Доклад группы экспертов КЕС. / Рук. Р. Ааронсон. СПб. 1993. — 70 с.
  110. Прогноз социально экономического развития Российской Федерации на период до 2005 года./ Министерство экономики РФ. — М. 1997. — 37с.
  111. Развитие конкуренции на рынках Российской Федерации (доклад ГКАП России) 7 Вопросы экономики. 1995. — ХЛ 1. — С.5−47.
  112. Н. Антимонопольное регулирование банковской сферы -Н. Ребельский // Вопросы экономики. 1995. — X? 1 1. — С. 5S — 6S.
  113. Н. Некоторые методологические проблемы антимонопольного контроля / Г. Ребельский Экономист. 1994. — Х^ 7. — С. 83 — 90.
  114. Региональная экономика: Учеб. пособие для вузов Под ред. Т. Г. Морозовой. Мл Банки и биржи. ЮНПТИ. 1995.-304 с.
  115. А.II. Антимонопольная политика не эффективна •' А. П. Резе-нова. Е. Е. Карпель /7 Независимая газета. 1993. — 13 янв. — С.-.
  116. Д.Р. Экономическая теория несовершенной конкуренции: Учебник для вузов: Пер. с англ. Л. Р. Робинсон. М.: Прогресс. 1986. — 471 с.
  117. Рынок и антимонопольное законодательство России Под ред. Ю. И. Бурлннова. Д. Б. Горохова. Н. И. Клей. Мл Институт научно-прикладных исследований в области права «ЮстицИнформ». 1992.- 210 с.
  118. Рыночная экономика: В 3 т. Т. 1. Теория рыночной экономики 4.1. Микроэкономика. Мл Науч-конс. и изд. Центр «СОМИНТЭК». 1992. — 166 с.
  119. JT.H. Антимонопольное законодательство и приватизация Л.Н. Рябченко// ЭКО. 1994. 5. -С. 116Л22.
  120. Е. Антимонопольное сито для суперобъединений / Е. Сальникова /7 Экономическая газета. 1994, — № 5. — С. 11.
  121. А. Усиление монополизма или развитие конкуренции? / А. Скворцов // Экономика и жизнь. 1997. — № 22. — С.8−12.
  122. А. Исследование о природе и причине богатства народов / А. Смит. М.: Соцэкгиз. 1962, — 457 с.
  123. Современная микроэкономика: анализ и применение: В 2 т. Том 1−2. / Д. М. Хайман. М.: Финансы и статистика. 1992. — 364 с.
  124. Спрос: анализ и управление: Учебное пособие .< Под ред. И. К. Беляез-ского. 2-е изд., перераб. и доп. -Мл Финансы и статистика. 2000.-256 с.
  125. И. Основы антимонопольной политики / П. Стародубровская /7 Вопросы экономики. 1990. — № 6. — С. 31 — 37.
  126. Статистика рынка товаров и услуг: Учебник для ву зов ' Под ред. И. К. Беляевского. Мл Финансы и статистика. 1995, — 432 с.
  127. В. Итоги либерализации цен. .<' В. Торбин Экономист, — 1993.-№ 2.- С.3−9.
  128. .Э. Словарь маркетинговых терминов Б. Э. Тоффлер, Дж. Имбер. Мл ИНФРА-М, 2000.-432 с.
  129. Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление: Учебник для вузов / Р. А. Фатхутдинов. Мл ИНФРА-М. 2000.-312с.
  130. Философский энциклопедический словарь. Мл ИНФРА-М. 1999.-576с.
  131. Фишер С л Экономика: Учебник для вузов: Пер. с англ. / С. Фишер. С. Дорнбуш, Р. Шмалензи. Мл Дело ЛТД. 1997, — 864 с.
  132. В. Количественные характеристики монополии / В. Цапелин, А. Яковлев // Вопросы экономики. 1990. — № 6. — С. 38 — 46.
  133. А.Н. Цены и ценообразование в системе маркетинга: Учебное пособие для вузов / А. Н. Цацулин. 2-е изд. перера©-. и доп. — Мл Информационно-издательский дом «Фидинъ». 1998.- 48 с.
  134. Ценообразование: Учебное пособие для вузов / Под. ред. И. К. Салим-жанова. -2-е. изд. доп. М.: АО «Финстатинформ». 1996. — 159 с.
  135. Н.И. Структура товарных рынков и конкурентная политика в переходной экономике / Н. И. Цуканова /7 Законодательство и экономика. -1995, — № 3. С.5−21.
  136. Э. Теория монополистической конкуренции учебник для вузов / Э. Чемберлин- Пер. с англ. Ю. Я. Ольсевича. М.: Экономика. 1996. -351с.
  137. У. Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия: Методическое пособие для вузов / Г. Н. Чубаков. М.: ИНФРА-М. 1995. — 224 е.
  138. Ю.М. Государственное регулирование экономики / Ю. М. Швырков /7 Экономист. 1996. — .У? 6. — С. 35 — 48.
  139. Ф. Структура отраслевых рынков: Учебник для вузов: Пер. с англ. Ф. Шерер. Д. Росс. М.: ПНФРА-М. 1997, — 698 с.
  140. В.В. Конкуренция: реалии и перспективы / В. В. Шустов // Экономика. № 6. — 1991, — С. 45−50.
  141. Экономика: В 2 т. Т. 1−2. Сост. П. Самуэльеон. М.: ВНППСН. 1992.
  142. Экономика переходного периода: Учебное пособие для вузов .• Под ред. В. В. Радаева. А. В. Бузгалина. М.: Изд-во МГУ. 1995. — 410 с.
  143. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебник для вузов / Под ред. А. П. Соломатина. Мл Р1НФРА-М, 2001 .-295с.
  144. А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебно-практическое пособие / А. Ю. Юданов.-3-е изд. испр. и доп.-Мл ГНОМ и Д. 2001.-304 с.
  145. А. Теория конкуренции: прикладные аспекты / А. Юданов // МЭ и МО. 1997.-.У 6. -С. 41 -53.
  146. А. Макроэкономические сдвиги и развитие конкуренции в российской экономике / А. Яковлев. ЭКО. 1995. — № 3. — С. 99 — 114.
  147. Scherer P.M. Industrial Market Structure and Economic Perfomance. 2d ed. Chicago: Rand McWally College Publishing Company, 1980. Chapter 3.
  148. Kovacic W.E. Antitrust law and economics in a nutshell / by Ernest Gell-hom.-4th ed. St. Paul. MINN West Publishins Co. 1994.-520.
  149. Kovacic W.E. The indentification and proof of horizontal agreements under the Antitinst laws. The Antitrust Bulletin. The Journal of American and Foreign Antitrust and Trade Regulation. Number 1 Spring. 1993 by Federal Regulation. Ins.
  150. Schmalensee R. Tsukanava п., Joskow P.L. Competition Policy in Russia dunning and offer Privatization. Brooking Popers: Microeconomics. 1994. p. о | n
Заполнить форму текущей работой