Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Политические права и свободы граждан Российской Федерации: Конституционно-правовое исследование

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Цель и задачи диссертационного исследования. Цель настоящего диссертационного исследования состоит в комплексном исследовании конституционно-правового регулирования политических прав и свобод граждан в Российской Федерации, субъектах федерации, а также в разработке основных направлений совершенствования данного института. Приоритетная цель работы — выведение теоретических положений… Читать ещё >

Содержание

  • gt Введение
  • Глава 1. Политические права и свободы в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
    • 1. Политические права и свободы граждан в Российской Федерации: понятие и состав
    • 2. Становление политических прав и свобод в Российской Федерации
    • 3. Российское законодательство о политических правах и свободах граждан
    • 4. Закрепление политических прав и свобод в законодательстве субъектов Российской Федерации
  • Глава 2. Реализация политических прав и свобод граждан в Российской Федерации
    • 1. Механизм реализации политических прав и свобод граждан в
  • Российской Федерации
    • 2. Защита политических прав в Российской Федерации
    • 3. Ограничение политических прав и свобод граждан Российской Федерации

Политические права и свободы граждан Российской Федерации: Конституционно-правовое исследование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Основной вопрос любой властидоверие людей к ее институтам. В государственно организованном обществедоверие людей к государству, которое напрямую определяется тем, как государство гарантирует и защищает права и свободы людей, насколько оно допускает граждан к формированию собственной воли, к участию в осуществлении государственных функций.

В таком взаимоотношении государства и граждан особая роль принадлежит политическим правам и свободам граждан, поскольку именно они в первую очередь опосредуют участие людей в государственной деятельности. Конституция Российской Федерации 1993 года в статье 3 закрепила идеологию народного суверенитета, определила многонациональный народ Российской Федерации как носитель суверенитета и единственный источник власти. Среди других правовых средств детализации народного суверенитета важную роль как раз и играют политические права и свободы.

Отсюда актуальность проблематики правового опосредования названных прав и свобод. Фундаментальный аспект этой проблематики — регулирование политических прав и свобод на конституционном уровне. Надо иметь в виду, что политические притязания людей составляют предмет регулирования конституционного права. Не случайно эту отрасль зачастую в нестрогой интерпретации называют еще политическим правом. Заметим, что конституционно-правовые исследования политических прав и свобод далеки от завершения.

Актуальным является не только анализ конституционной модели политических прав и свобод, но и вопросы воплощения данной модели в действительности. Не секрет, что политические права, свободы в нашем обществе не стали еще полноценной политико-правовой реальностью. С одной стороны, государство не всегда надежно обеспечивает и гарантирует эти права, свободы, вводит необоснованные барьеры на пути людей к их же правам. С другой стороны, граждане не верят в эффективность своего воздействия на власть с помощью политических прав, свобод (отсюда абсентеизм и тому подобные явления).

Актуальным является сопряжение международного и отечественного законодательства о политических правах, свободах.

Вступление России в Совет Европы и ратификация Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней накладывает на наше государство серьезные обязанности. Россия должна привести свое национальное законодательство в соответствие с общепризнанными нормами международного права и осуществить комплекс мероприятий адаптации ее правовых институтов к нормам европейского сообщества. В определенной мере это касается и политического механизма общества, обеспечивающего политическую деятельность людей, их публичную самоорганизацию.

Состояние научной разработанности темы. Проблематику политических прав и свобод к числу мало исследованных не отнесешь. Она разрабатывалась, например, и в советское время, как в политологическом, так и в правоведческом аспектах. Другое дело, что в советский период научные изыскания в этой сфере имели жесткие идеологические ограничения, нацеливались на апологетику советского общественно-политического строя, обоснование реальности, действенности политических прав и свобод, надежности правовых механизмов их закрепления.

Однако и в таких условиях отечественные ученые много сделали для становления теории политических прав, свобод, конституционно-правового (государственно-правового) регулирования политической системы политической организации) общества. Свою роль сыграли и исследования проблематики политических прав, свобод политического механизма в зарубежных странах.

Таким образом, в советское время, постсоветский период создан существенный задел по избранной автором теме.

Отдельные аспекты этой проблематики рассмотрены в научной литературе такими российскими учеными, как: С. А. Авакьян, С. С. Алексеев, М. В. Баглай, Г. В. Барабашев, Н. С. Бондарь, Н. В. Витрук, В. Д. Воеводин, И. В. Выдрин, В. И. Гойман, И. П. Ильинский, В. Т. Кабышев, Г. Н. Комкова, А. Н. Костюков, В. А. Кочев, И. А. Кравец, В. А. Кряжков, С. Д. Князев,.

A.Н. Кокотов, О. Е. Кутафин, В. А. Лебедев, Е. А. Лукашева, Е. А. Лукьянова,.

B.О. Лучин, М. Н. Марченко, А. С. Мордовец, В. В. Невинский, B.C. Нерсесянц, Ж. И. Овсепян, В. А. Патюлин, И. В. Ростовщиков, В. И. Русинов, В. К. Самигуллин, А. В. Сивопляс, Ю. И. Скуратов, Ю. А. Тихомиров, Б. Н. Топорнин, И. А. Умнова, В. И. Фадеев, Г. Н. Чеботарев, Б. С. Эбзеев и др.

Однако необходимость в комплексных монографических исследованиях, посвященных политическим правам граждан в Российской Федерации, сохраняется.

Объект диссертационного исследования. Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения в сфере реализации политических прав и свобод граждан в Российской Федерации.

Предметом диссертационного исследования является конституционно-правовая модель политических прав и свобод граждан, закрепляющих или отражающих ее нормативные правовые акты федерального уровня, уровня субъектов федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации, литературные, т. п. источники.

Цель и задачи диссертационного исследования. Цель настоящего диссертационного исследования состоит в комплексном исследовании конституционно-правового регулирования политических прав и свобод граждан в Российской Федерации, субъектах федерации, а также в разработке основных направлений совершенствования данного института. Приоритетная цель работы — выведение теоретических положений, характеризующих основные признаки политических прав и свобод, обозначающих их систему и внутренний состав и составляющих основу для предложений по их совершенствованию и защите.

В соответствии с указанной целью в диссертационном исследовании поставлены и решаются следующие основные задачи:

— сформулировать понятие политических прав и свобод граждан Российской Федерации;

— показать место политических прав, свобод в системе конституционных прав, свобод человека и гражданина;

— дать характеристику видового состава политических прав, свобод;

— исследовать процесс становления политических прав и свобод в Российской Федерации;

— проанализировать российское законодательство о политических правах и свободах граждан;

— исследовать механизм реализации политических прав и свобод граждан в Российской Федерации;

— раскрыть основные механизмы защиты политических прав и свобод граждан;

— ввести в контекст работы вопросы судебной защиты политических прав и свобод граждан (анализ соответствующих решений Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ);

— проанализировать деятельность Уполномоченного по правам человека;

— исследовать механизм ограничения политических прав и свобод граждан.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составили работы ученых по конституционному праву, теории государства и права, материалы научных и практических конференций по различным аспектам исследуемой проблемы.

При решении поставленных задач использованы методы познания, разработанные наукой и апробированные практикой. В исследовании применены диалектический метод познания, общенаучные и частнонаучные методы: исторический, сравнительно-правовой, системно-структурный, логико-юридический и др.

Нормативную основу исследования составили Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, законодательство субъектов Российской Федерации, постановления Конституционного Суда Российской Федерации.

Изложенные в работе выводы основываются на анализе Всеобщей декларации прав человека, международных пактов о правах человека, Европейской конвенции по правам человека и других международно-правовых актов.

Научная новизна исследования. Настоящая работа является одной из первых комплексных, монографических работ, посвященных теоретическому исследованию современной конституционной модели политических прав граждан в Российской Федерации и проблематики ее реализации. Новизна полученных результатов обусловливается примененными автором методами исследования, в частности, авторской концепцией конституционного закрепления системы политических прав, свобод.

Положения, выносимые на защиту. На защиту выносятся следующие положения и выводы, которые содержат элементы новизны и направлены на обеспечение политических прав граждан в Российской Федерации.

1. Политические права, свободы не относятся к числу абсолютных прав, принадлежат, как правило, только гражданам конкретного государства и непосредственно предназначены для обеспечения режима народовластия (на уровне участия граждан в реализации как государственной власти, так и местного самоуправления).

Закрепление политических прав, свобод в позитивном праве не отменяет их естественную природу, заключающуюся в изначально заложенном в людях t стремлении к включению в общественно-политическую жизнь.

2. В основе иерархии политических прав, свобод лежит право многонационального российского народа на самоопределение (преамбула, статья 5 Конституции РФ). Данное право применительно к политической сфере общества. конкретизируется в трех направлениях: 1) через право народа на власть (статья 3 Конституции РФ) — 2) через право граждан на участие в управлении делами государства (часть 1 статьи 32 Конституции РФ) — 3) через право граждан на участие в деятельности политической системы — вне рамок государства (часть 1 статьи 17, статья 30, часть 1 статьи 55, др. Конституции РФ).

3. Все три права получают в тексте Конституции Российской Федерации дальнейшую конкретизацию. Так, право народа на власть реализуется через такие коллективные права, как право на референдумы, свободные выборы, право на народное представительство, право на местное самоуправление и др. Право граждан на участие в управлении делами государства реализуется через такие индивидуальные и групповые права, как право избирать и быть избранными, право на участие в референдумах, право на гражданство, право на доступ к государственной и муниципальной службе, право на участие в отправлении правосудия, право на обращения, свободу мысли и слова, право манифестаций и др.

Право граждан на участие в деятельности политической системы осуществляется через право на объединение, в том числе в политические партии, свободу мысли и слова, право манифестаций и др.

4. Право граждан на участие в управлении делами государства, на участие в деятельности политической системы в целом, детализирующие их индивидуальные, групповые права, свободы необходимо рассматривать не как самодостаточные, а как способы осуществления общенародного права на власть, то есть они, с одной стороны, наряду с правом на власть детализируют право народа на самоопределение, а с другой стороны, являются способом конкретизации самого права народа на власть.

5. Анализ политических прав, свобод невозможен вне исследования политического режима, социально-экономических условий их осуществления, направлений развития государства, исторического пути становления названных прав. Соответственно повышение эффективности политических прав, свобод зависит от учета всех этих факторов.

6. В системе российского законодательства объективно выделяется в качестве относительно самостоятельного раздела законодательство о политических правах, свободах граждан, что отчасти отражает действующий в настоящее время Классификатор правовых актов.

Предметно-содержательная структура законодательства о политических правах, свободах включает в себя избирательное законодательство, законодательство о референдумах, законодательство о статусе субъектов.

Федерации, местном самоуправлении, государственной, муниципальной службе, о судебной системе, об обращениях граждан, о политических партиях и общественно-политических объединениях, об информации, о массовых публичных мероприятиях, о гражданстве, о представительных органах государственной власти.

7. В рамках перечисленных законодательных разделов тематику политических прав, свобод выражают нормы, во-первых, закрепляющие эти права, свободыво-вторых, принципы их осуществленияв-третьих, гарантии указанных прав, свободв-четвертых, процессуальные механизмы их осуществления.

8. В работе содержатся предложения по уточнению Классификатора правовых актов в части законодательства о политических правах, свободах.

9. В работе выделяются и анализируются положительные и негативные тенденции развития законодательства о политических правах, свободах.

В числе положительных тенденций — упрочение процессуальных механизмов осуществления политических прав, свобод, расширение их гарантий.

В числе негативных тенденций — определенное усложнение процедур осуществления политических прав, свобод, в частности, процедуры образования политических партийограничение сферы действия данных прав, свобод (например, запрет на образование региональных и местных политических партий) — сохранение законодательных пробелов и недоговоренностейстремительное возрастание роли подзаконного регулирования прав и свобод.

10. Современное ужесточение законодательства о политических правах, свободах, как показал авторский анализ, пока не подрывает наработанный здесь демократический потенциал, не ведет к преобладанию разрешительнобюрократических механизмов осуществления гражданских прав, свобод. Очень важно, чтобы усиливающийся государственный контроль в этой области (что само по себе благотворно) не перерос в механизм государственного допущения граждан к их же собственным правам.

11. Процесс приведения российского законодательства о политических правах, свободах в соответствие с международными стандартами далеко не завершен и требует своего продолжения как в рамках правотворчества, так и правоприменительной, прежде всего, конституционно-судебной, практики.

Практическая значимость диссертационного исследования. Теоретические положения диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе при чтении лекций и проведении семинарских занятий по конституционному праву, теории государства и права, соответствующим спецкурсам, а также в правотворческой деятельности.

Объективность и достоверность полученных результатов подкреплена использованием в исследовании обширной информационной базы, в том числе теоретических положений, содержащихся в трудах отечественных и зарубежных ученых, анализом источников, исторических материалов, законодательных актов, а также судебной практики.

Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена на кафедре теории государства и права и конституционного права юридического факультета Челябинского государственного университета, где она прошла рецензирование, обсуждение и была одобрена.

Основные положения, выводы и научно-практические рекомендации диссертации нашли отражение в опубликованных статьях и представляют практический интерес для государственных служащих, политиков, научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов. Материалы исследования используются при проведении учебных занятий по конституционному праву в Челябинском государственном университете.

Содержащиеся в диссертации положения, выводы и предложения могут быть положены в основу дальнейших научных исследований не только в сфере реализации политических прав и свобод граждан, но и прав и свобод человека вообще, использованы в учебно-методических разработках по конституционному праву, а также для исследования сходных проблем в области теории права, международного, уголовного и других отраслей права, при разработке нормативных актов всех уровней и принятии юридических решений по конкретным делам.

Кроме того, теоретические положения, изложенные в диссертации могут быть использованы при разработке и реализации правозащитных программ, совершенствовании российского законодательства.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, первая из которых состоит из четырех, вторая — из трех параграфов, заключения, списка использованной литературы и нормативного материала.

Заключение

.

Задача построения правового государства, которая стоит перед современной Россией, обуславливает необходимость переосмысления многих важнейших, порой ставших уже традиционными правовых категорий, среди которых на одно из главных мест выходит проблема прав человека.

Политические права и свободы отделяет от иных прав и свобод не то, что они являются исключительно позитивными, а ограничение числа носителей (субъектов) этих прав. По преимуществу они принадлежат только гражданам (подданным) государства.

Сущность политических прав и свобод во многом зависит от специфики указанных взаимоотношений. Политические права и свободы включают две основные системы связей между государством и его гражданами: во-первых, права на участие, предоставляющие гражданину возможность формировать не только государственные органы, но и волю государстваво-вторых, права на свободу, сущность которых определяется существованием «сферы государственного невмешательства», а следовательно, и возможность для индивида воздействовать на общественные отношения (конечно, в законных пределах), находясь в этой сфере под защитой государства.

В советское время упор делался на социально-экономические права. Им придавалось первостепенное значение. В тексте советских конституций именно они становились на первое место.

В ходе реформ в России было отдано предпочтение политическим правам и свободам. Однако в результате неудачных экономических реформ необеспеченными оказались социально-экономические права (на труд, на охрану здоровья, на справедливую оплату труда и т. д.). Очевидно, для безработного и бездомного политические права и личные свободы уходят на второй план. Политические права становятся инструментом борьбы за социально-экономические права, призванные удовлетворить первичные жизненные потребности, и в пер-Ф вую очередь, поддержание самой жизни. Распространившиеся в последние годы митинги, забастовки, голодовки, акты гражданского неповиновения были средI ством борьбы именно за социально-экономические права. Большинство судебных процессов также было связано с обеспечением именно этих первичных, по сути дела экономических прав. Без их гарантированности и политические права I становятся для личности второстепенными. Отсюда вытекает обязанность деI мократического государства создавать экономические предпосылки как необходимое условие для реализации любых прав. j В главе 2 Конституции Российской Федерации 1993 года «Права и свободы человека и гражданина» перечень прав и свобод установлен в такой последовательности: сначала указаны личные, затем — политические, а за ними — социально-экономические права и права на доступ к правосудию. Кстати, именно | такая последовательность использована во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году.

I Некоторые российские авторы полагают, что утверждение о том, что.

Конституция Российской Федерации закрепляет политические права и свободы, г спорно. Они в сущности только обозначены, и нет никаких попыток выявить сложность конструкции и указать пределы возможных ограничений.

Неоправданно мало (опять же вопреки зарубежному опыту) сказано в Конституции РФ о профсоюзах, собраниях, демонстрациях и митингах. Ничего не говорится о демократических требованиях к внутренней организации общественных объединений, о запрещении партийного монополизма, о недопустимости злоупотреблений со стороны общественных объединений.

Очевидно, что развитие положительных тенденций и преодоление негативных в области государственного регулирования прав и свобод должно стать главным направлением движения страны к правовому государству. Движение в указанном направлении предполагает внимательное изучение нашего исторического опыта. Пределом осуществления прав и свобод человека и гражданина выступают права и свободы других лиц (часть 3 статьи 17 Конституции РФ). Очевидно, что сказанное в полной мере относится и к политическим правам, свободам.

В механизме реализации прав человека ключевую роль играют гарантии этих прав. Однако гарантии не обеспечивают автоматического осуществления прав. Человек должен быть поставлен в такие юридические и фактические условия (материальные, политические, социальные и другие), при которых возможна реализация его прав. Обязанность создания надлежащих условий возложена на государственную власть. При этом государство должно проявлять активность в обеспечении прав человека и условий для наиболее полного использования им своих прав и свобод.

Реализация прав и свобод личности зависит от материальных возможностей государства. Должно ли государство закреплять на конституционном уровне те права и свободы, для обеспечения которых не располагает соответствующими материальными средствами? Очевидно, как перспективная цель, законодательное закрепление механизма финансирования таких прав и свобод вполне оправдано.

Особыми полномочиями по защите прав и свобод человека и гражданина наделяются конституционные (уставные) суды. Компетенция конституционного (уставного) суда в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина осуществляется в условиях действия принципа разделения властей, особенностей распределения компетенции между судебными органами, сложившимися традициями, уровнем правовой культуры и многими другими факторами.

Наиболее эффективный механизм защиты прав человека создан в Европе. Это касается таких институтов, как Европейский экономический союз (ЕЭС),.

0 Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), которые объединяют все государства Европы, а также США и Канаду. Принятые СБСЕ документы (Хельсенский Заключительный акт, Итоговые документы Копенгагенского и Женевского совещаний, конференции по человеческому измерению СБСЕ, Парижская хартия для новой Европы и др.) предусматривают проведение целой системы мер для обеспечения прав человека на европейском континенте.

Учреждение должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (1997 г.) дополняет существующие средства защиты прав человека и не влечет каких-либо ограничений компетенции иных государственных, органов (суда, прокуратуры), обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав.

Одним из недостатков ныне действующего Федерального конституционного закона «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» является отсутствие в нем норм, отражающих вопросы образования спе.

1 циализированных уполномоченных. В настоящее время субъекты Федерации, основываясь на анализе состояния дел с правами человека на своей территории, принимают собственные нормативные документы, регламентирующие порядок формирования институтов специализированных уполномоченных.

Для общества, поставившего своей целью формирование правовой государственности, актуален вопрос о возможности и пределах ограничений прав человека государством.

Мировой опыт свидетельствует о том, что такого рода ограничения продиктованы интересами безопасности общества, защиты основ конституционного строя, охраны прав и законных интересов других лиц. Отсюда главными принципами (условиями) ограничения прав и свобод человека являются:

— установление ограничений на уровне закона и только для соблюдения и уважения прав и свобод других лиц, а также общественных интересов и требований морали;

— соразмерность ограничений существующему содержанию прав и свобод человека.

Следовательно, правовые ограничения допускаются на основании серьезных причин. Для государственной власти должен быть предусмотрен контроль с тем, чтобы она не могла злоупотреблять правоограничивающими средствами в собственных интересах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые акты
  2. Конституция и законы Союза ССР. М., 1983.
  3. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М., 1993.
  4. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации России (в редакции 10 декабря 1992 года). — М., 1993.
  5. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 года // СЗ РФ. 1997. -№ 9.-Ст. 1011.
  6. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года // СЗ РФ. 1994. — № 13. — Ст. 1447 (с послед, изм. и доп.).
  7. О гражданстве Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2002 года // Рос. газета. 2002. 5 июня.
  8. О государственной регистрации юридических лиц: Федеральный закон от 8 августа 2001 года // СЗ РФ. 2001. — № 33. — Ст. 3431.
  9. О политических партиях: Федеральный закон от 11 июня 2001 года // Рос. газета. 2001. — 14 июля.
  10. О присоединении России к Уставу Совета Европы: Федеральный закон от 23 февраля 1996 года // Рос. газета. 1996. — 24 февраля. .
  11. О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон от 25 июля 2002 года // СЗ РФ. 2002. — № 30. — Ст. 3031.
  12. О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней: Федеральный закон от 30 марта 1998 года // СЗ РФ. 1998.-№ 14.-Ст. 1514.
  13. О средствах массовой информации: Закон РФ от 27 декабря 1991 года // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. -1992.-№ 7.-Ст. 300.
  14. О чрезвычайном положении: Закон РСФСР от 17 мая 1991 года // ВВС. 1991. -№ 22. -Ст. 773.
  15. Об общественных объединениях: Закон Союза ССР от 9 октября 1990 года // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. — № 42. — Ст. 839.
  16. Закон о выборах народных депутатов РСФСР // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1989. № 44. Ст. 1304.
  17. Закон об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1989. № 44. Ст. 1303.
  18. Конституция (Основной Закон) Республики Саха (Якутия). Принята Постановлением Верхов. Совета Респ. Саха (Якутия) от 4 апр. 1992 г. № 908-Х 11: С изм. и доп. на 29 апр. 2002 г. // Якутия. 2002. — 15 мая.
  19. Конституция Республики Адыгея. Принята Законодат. Собр. (Ха-сэ) Респ. Адыгея 10 марта 1995 г.: С изм. и доп. на 10 апр. 2002 г. // Ведомости Гос. Совета Хасэ Респ. Адыгея. — 2002. — № 4. С. 8−9.
  20. Конституция Республики Башкортостан. Принята Верхов. Советом Респ. Башкортостан 24 дек. 1993 г.: С изм. и доп. на 3 нояб. 2000 г. // Совет. Башкирия Известия Башкортостана. — 2000. — 14 нояб.
  21. Конституция Республики Ингушетия. Принята Всенародным голосованием 27 февр. 1994 г.: С изм. и доп. на 28 июня 2001 г. // Ингушетия. -2001.-27 июля.
  22. Конституция Республики Карелия. Принята 30 мая 1978 года: С изм. и доп. на 12 фев. 2001 г. // Собр. законодательства Респ. Карелия. 2001. -№ 2. — С. 11 — 27.
  23. Конституция Республики Марий Эл. Принята Конституц. Собр. Респ. Марий Эл 24 июня 1995 г.: С изм. и доп. на 22 мая 2001 г. // Собр. законодательства Респ. Марий Эл. 2001. — № 6. — С. 11−12.
  24. Конституция Республики Мордовия. Принята Конституц. Собр. Респ. Мордовия 21 сент. 1995 г.: С изм. и доп. на 2 нояб. 2001 г. // Известия Мордовии. 2001. — 13 нояб.
  25. Конституция Республики Татарстан. Принята 6 ноября 1992 года: С изм. и доп. на 19 апр. 2002 г. // Респ. Татарстан. 2002. — 30 апр.
  26. Конституция Республики Хакасия. Принята Верхов. Советом Респ. Хакасия 25 мая 1995 г.: С изм. и доп. на 10 дек. 2001 г. // Хакасия. 2001. — 221. Дек.
  27. Устав (Основной Закон) Белгородской области. Принят Белгор. обл. Думой 20 апр. 1995 г.: С изм. и доп. на 28 дек. 2001 г. // Белгор. известия. -2002.- № 35.-С. 51−56.
  28. Устав (Основной Закон) Воронежской области от 2 июля 2002 г.: С изм. и доп. на 27 апр. 2002 г. // Коммуна. 2002. — 23 мая.
  29. Устав (Основной Закон) Ивановской области от 8 мая 1996 г.: С изм. и доп. на 28 февр. 2002 г. // Собр. законодательства Иван. обл. 2002. — № 6.-С. 7−8.
  30. Устав (Основной Закон) Калининградской области. Принят Калинингр. обл. Думой 28 дек. 1995 г.: С изм. и доп. на 27 дек. 2001 г. // Рос. газета. 2002. — 1 марта.
  31. Устав (Основной Закон) Кемеровской области от 5 июня 1997 г.: Сизм. и доп. на 24 окт. 2001 г. // Кузбасс. 2001.-9 авг. | 34. Устав (Основной Закон) Коми-Пермяцкого автономного округа. I
  32. Принят Постановлением Законодат. Собр. Коми-Пермяцкого авт. округа от 19 дек. 1994 г. № 77: С изм. и доп. на 20 авг. 2001 г. // Парма. -2001.-28 авг.
  33. Устав (Основной Закон) Костромской области от 7 июля 1995 г.: С изм. и доп. на 19 окт. 2000 г. // Северная правда. 2000. — 9 ноября.
  34. Устав (Основной Закон) Оренбургской области от 20 нояб. 2000 г. // Бюллетень Законодат. Собр. Оренбург, обл. 25 окт., ч. 2. — С. 136−177.
  35. Устав (Основной Закон) Орловской области от 26 февраля 1996 г.: С изм. и доп. на 3 янв. 2002 г. // Собр. норматив, правовых актов Орл. обл. -2002.-№ 12.-С. 306−338.
  36. Устав (Основной Закон) Самарской области. Принят решением Самар. Губерн. Думы от 21 дек. 1995 г. № 142: С изм и доп на 25 июня 2002 г. // Волжская коммуна. — 2002. 29 июня.
  37. Устав (Основной Закон) Саратовской области. Принят Сарат. обл. Думой 11 апр. 1995 г.: С изм. и доп. на 27 марта 2002 г. // Информ. бюллетень Сарат. обл. Думы. 2002. — № 45.-С.24−27.
  38. Устав (Основной Закон) Ставропольского края от 12 окт. 1994 г.: С изм. и доп. на 31 мая 2001 г. // Сб. законов и др. правовых актов Ставроп. края. -2001. № 7. — С. 11.
  39. Устав (Основной Закон) Ханты-Мансийского автономного округа: Принят Думой Ханты.- Мане. авт. округа 26 апр. 1995 г.: С изм. и доп. на 30 янв. 2002 г. // Собр. законодательства Ханты.- Мане. авт. округа. 2002. № 2. -С. 24.
  40. Устав (Основной Закон) Челябинской области: Принят Постановлением Челяб. обл. Думы от 13 апр. 1995 г.: С изм. и доп. на 29 ноябр. 2001 г. // Ведомости Законодат. Собр. Челяб. обл. 2001. — № 11. — С. 78 — 81.
  41. Устав Архангельской области. Принят Арханг. обл. Собр. депутатов 23 мая 1995 г.: С изм. и доп. на 28 мая 2002 г. // Ведомости Арханг. обл. Собр. депутатов. 2002. — № 14. — С. 94.
  42. Устав Брянской области. Принят Брянской обл. Думой 26 янв. 1996 г.: С изм. и доп. от 4 окт. 2001 г. // Брян. рабочий. 2001. — 6 окт.
  43. Устав Волгоградской области от 17 июля 1996 г.: С изм. и доп. на 12 июля 2002 г. // Волгогр. правда. 2002. — 19 июля.
  44. Устав Вологодской области от 18 окт. 2001 г.: С изм. и доп. на 29 ноября 2001 г. // Законодательство Вологодской области. — 2001. № 6. — С. 8788.
  45. Устав города Москвы: С изм. и доп. на 13 июля 2001 г. // Вестн. мэрии Москвы. 2002. — Авг. (прил.). — С. 3 — 23.
  46. Устав Иркутской области от 10 фев. 1995 г.: С изм. и доп. на 29 марта 2001 г. // Ведомости Законодат. Собр. Иркут. обл. 2001. — № 6. — С. 169 — 189.
  47. Устав Калужской области от 27 марта 1996 г.: С изм. и доп. на 25 апр. 2002 г. // Весть. 2002. — 8 мая.
  48. Устав Красноярского края. Принят Постановлением Законодат Собр. Краснояр. края от 29 февр. 1996 г. № 8−252: С изм. и доп. на 1 февр. 2002 г. // Законы, постановления Законодат. Собр. Краснояр. края. 2002. — 9 янв. — 12 марта. — С. 8−9.
  49. Устав Курской области от 2 окт. 2001 г.: С изм. и доп. на 28 февр. 2002 г. // Курская правда. 2002. — 23 марта.
  50. Устав Ленинградской области: Закон Ленингр. обл. от 27 окт. 1994 г. № 6 03: С изм. и доп. на 12 июля 2001 г. // Вестник Правительства Ленингр. обл. — 2001. — № 8. — С. 1 — 20.
  51. Устав Липецкой области от 5 декабря 1994 г.: С изм. и доп. на 30 мая 2002 г. // Липец, газета. 2002. — 15 июня.
  52. Устав Новгородской области от 3 сент. 1994 г.: С изм. и доп. на 16 марта 2001 г. // Новгор. ведомости. 2001. — 27 марта.
  53. Устав Пензенской области. Принят Законодат. Собр. Пенз. обл. 10 сент. 1996 г.: С изм. и доп. на 6 марта 2002 г. // Ведомости Законодат. Собр. Пенз. обл. 2002. — № 29. — С. 50.
  54. Устав Приморского края от 6 окт. 1995 г.: С изм. и доп. на 19 дек. 2001 г. // Ведомости Законодат. Собр. Прим. края. 2002. — № 105. — С. 16.
  55. Устав Ростовской области от 29 мая 1996 г.: С изм. и доп. на 27 февр. 2002 г. // Наше время. 2002. — 28 февр.
  56. Устав Сахалинской области от 9 июля 2001 г.: С изм. и доп. на 7 мая 2002 г. // Губерн. ведомости. — 2002. 15 мая.
  57. Устав Свердловской области от 13 марта 1995 г.: С изм. и доп. на 2 июля 2002 г. // Обл. газета. 2002. — 24 июля.
  58. Устав Смоленской области от 15 мая 2001 г. // Вестн. Смол. обл. Думы и Администрации Смол. обл. — 2001. № 4. — С. 58 — 116.
  59. Устав Тюменской обл. от 30 июня 1995 года: С изм. и доп. на 1 марта 2002 г. // Вестник Тюменской областной Думы. 2002. — № 2. С. 6
  60. Устав Усть-Ордынского Бурятского автономного округа от 13 июня 1995 г.: С изм. и доп. на 7 июня 1999 г. // Ведомости Думы Усть-Ордын. Бурят. авт. окр. 1999. — № 12. С. 65.
  61. Устав Ярославской области. Принят Гос. Думой Яросл. обл. 23 мая 1995 г.: С изм. и доп. на 23 апр. 2002 г. // Законы и постановления Гос. Думы Яросл. обл. 2002. — 23 апр. — 2−4.
  62. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая 1996 года по делу о конституционности пункта «г» статьи 18 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» в связи с жалобой А. Б. Смирнова // СЗ РФ. 1996. — № 21. — Ст. 2579.
  63. Декларация прав и свобод человека и гражданина: Принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.
  64. О порядке организации и проведении, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР: Указ ПВС РСФСР от 28 июля 1988 года // Ведомости ВС СССР. 1988. — № 31. — Ст. 504.
  65. О петициях жителей Алтайского края: Закон Алтайского края от27 марта 1996 года // Сборник законодательства Алтайского края. -1996. № 20.
  66. Об обращениях: Закон Свердловской области от 9 января 1998 года// СЗ Свердловской области. 1998. № 1. Ст. 4.
  67. О преодолении культа личности и его последствий: Постановление ЦК КПСС от 30 июня 1956 года. М., 1956.
  68. Положение о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации: Утверждено Указом Президента РФ от 21 июля 1997 года // Рос. газета. 1997. 29 июля.
  69. С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2000.
  70. С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: Конституционно-правовые основы. М., 1996.
  71. С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. СПб, 2003.
  72. С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966.
  73. Jl.Б., Жуйков В. М., Лукашук И. И. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации: Практическое пособие / Под общ. ред. В. М. Жуйкова. М., 1996.
  74. С.С. Политические системы и политическая организация общества // Социально-политические науки. 1992. — № 1.
  75. А.А. Гарантии и пределы осуществления конституционных прав и свобод граждан: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1986.
  76. М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. Изд. 3-е, изм. и доп. М., 2001.
  77. М.В., Туманов В. А. Малая энциклопедия конституционного права. М., 1998.
  78. Т.М. Первый российский парламент (К истории Государственной думы) // Рос. юрид. журнал. 1995. — № 2 (6).
  79. Г. В. Развитие форм участия депутатов в оперативно-исполнительной и организационной деятельности местных Советов // Вопросы развития Советов на современном этапе. М., 1966.
  80. Ю.В. Декларация прав и свобод человека и гражданина России и уголовное право: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Казань, 1994.
  81. А.А., Солдатов С. А. Конституционное право России: Учебник для юрид. вузов (полный курс). В 3 т. Т. 1. М., 2001.
  82. К.С. О концепции реформы государственной службы в России // Государство и право. 1994. — № 4.
  83. Н.А. Гарантии реализации государственно-правовых норм. Воронеж, 1984.
  84. Н.А. Организационно-правовые гарантии государственно-правовых норм: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1980.
  85. З.С. К истории создания Конституции СССР 1936 года // Вестник МГУ. Серия экономики, философии и права. 1957. № 1.
  86. Н.С. Права человека и местное самоуправление в Российской Федерации. Ростов-на-Дону, 1998.
  87. В.В. Советская социалистическая законность и ее гарантии: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1961.
  88. В.К. Теория политической системы. М., 1991.
  89. В.Н. Институт государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод граждан // Журнал рос. права 2001. — № 12.
  90. Л.А. Реализация конституционного права на судебную защиту в гражданском судоустройстве. Владивосток. 1988.
  91. Р.Ф. Правовые акты органов управления. М., 1970.
  92. Н.В. Конституционное правосудие в России (1991−2001 гг.): Очерки теории. М., 2001.
  93. Н.В., Копейчиков В. В. Реализация прав и свобод граждан в условиях развитого социализма. М., 1983.
  94. А.А. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (вопросы конституционной теории и практики): Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2002.
  95. Л.Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. М., 1972.
  96. Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997.
  97. С.М. Конституционные основы ограничений личных неимущественных прав в деятельности органов внутренних дел: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2001. j 209I
  98. Восстановление нарушенных прав граждан: Примеры правозащитной деятельности Уполномоченного по правам человека в 2001 году / Под ред.1. О. О. Миронова. М., 2002.
  99. Д.Л. Развитие Конституции СССР // Вопросы советскогоIгосударственного права. М., 1959.
  100. Г. Ф. Сочинения. Т. 11. М-Л, 1935. I
  101. Г. Ф. Философия права. М-Л, 1934. I
  102. С.А. Конституционно-правовые проблемы сотрудничества России и Совета Европы: Политико-правовые проблемы взаимодействия. -Краснодар, 1998.
  103. П.П. Социально-правовая защита конституционных прав и свобод граждан (теория и практика) / Под ред. В. П. Сальникова. СПб, 1998.
  104. В.И. Механизм обеспечения реализации законов в современных условиях // Государство и право. 1991. — № 12.
  105. С.А. Проблемы уголовной политики. М., 1936.
  106. Л.А. Социально-экономические права человека: содержа> ние, особенности, значение для России // Общественные науки и современность. 1997. — № 3.
  107. С.А. Стандарты Совета Европы по правам человека ироссийское законодательство. М., 2001.
  108. Государственная Дума второго созыва (1996−1999): Информационно-политический бюллетень. Вып. 2. М., 1999.
  109. J 41. Государственное право Российской Федерации: Учебник / Подред. О. Е. Кутафина. М., 1996.
  110. В.В. Теоретико-правовые проблемы конституционного и уставного законодательства субъектов Российской Федерации. М., 2000.
  111. В.П. Пределы осуществления и защиты субъективных гражданских прав. М., 1992.
  112. Григорян J1.A. Конституции СССР — правовая основа организации и деятельности органов внутренних дел // Конституционно-правовые основы организации и деятельности органов внутренних дел: Труды Академии МВД СССР.-М., 1982.
  113. А.И. Конституционные основы общественного устройства. М., 1966.
  114. А.И., Кириченко М. Г. Советское государственное право. -М., 1957.
  115. Ю.А., Златопольский А. А. Гражданин и власть. — М., 1994.
  116. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2000 году. М., 2001.
  117. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2001 году. М., 2002.
  118. П. Европейская Конвенция о правах человека и эффективность судебной защиты. Судебный контроль и права человека. М., 1996.
  119. И .Я. Право и управление. М., 1981.
  120. Европейская конвенция о правах человека. Екатеринбург, 2001.
  121. Р.В., Тадевосян Э. В. Конституционное право: Учебник. М. 2000.
  122. Ю.П. Советская Конституция и законность. Саратов, 1982.
  123. Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций. -М., 1994.
  124. С.Е. Власть и политические партии в режиме выборов: становление института партийного представительства (политико-юридический аспект) // Власть. -1994. № 4.
  125. Д.Л., Чистяков О. И. Образование Союза ССР. М., 1972.
  126. З.М. Партии России: испытание выборами. М., 1994.
  127. Г. В. Международное признанные права и свободы как компоненты правового статуса личности // Правоведение. 2001. — № 1.
  128. Т.Ш. Механизм реализации конституционного права граждан на информацию в Российской Федерации: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2002.
  129. И.А. Собрание сочинений: Т. 4. М., 1994.
  130. И.П., Черноголовкин Н. В. Политические системы советского общества: понятие и структура // Сов. государство и право. 1978. -№ 1.
  131. В.Т. Прямое народовластие в советском государстве. -Саратов, 1974.
  132. К.В. Право народа на самоопределение важнейший принцип национальной политики // Вопросы национальных и федеративных отношений / Общ. ред. Р. Г. Абдулатипова. — М., 2000.
  133. В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995.
  134. С.Д. Законодательство о выборах и практика его применения в субъектах Российской Федерации // Федерализм, региональное управление и местное самоуправление. М., 1999.
  135. Е.М. Конституционное право Российской Федерации: Курс лекций для студентов юрид. вузов и факультетов. М., 1998.
  136. Д.А. Механизм правотворчества. М., 1977.
  137. Е.И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М., 1995.
  138. А.Н. Законодательство о конституционном (уставном) правосудие в субъектах Федерации: вопросы совершенствования // Рос. юрид. журнал.-2001. № 4. — С.З.
  139. А.Н. О статусе общественных организаций // Правоведение. 1993. -№ 3.
  140. Г. Н. Равная защита прав граждан конституционная обязанность Российской Федерации // Защита прав человека в Поволжском регионе: опыт и перспективы / Под ред. Г. Н. Комковой. — СПб., 2001.
  141. Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации: В 2 т. Т. 2. / Отв. ред. Б. С. Эбзеев. М., 2000.
  142. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации. М., 1997.
  143. Конституционное право России: Учебник / Отв. ред. А. Н. Кокотов, М. И. Кукушкин. Екатеринбург, 2002.
  144. Конституционное право: Учебник для студентов юрид. вузов и факультетов / Отв. ред. А. Е. Козлов. М., 1996.
  145. Конституционное право: Учебник / Отв. ред. В. В. Лазарев. М., 1999.
  146. Конституционное право: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. М., 1998.
  147. Конституционные и уставные суды субъектов Российской Федерации. Сравнительно-правовое исследование законодательства и судебной практики. Нормативные акты / Отв. ред. М. А. Митюков. М., 1999.
  148. Конституционный статус личности в СССР. М., 1980.213I
  149. Конституционный Суд Российской Федерации. Постановления, Iопределения: 1992 1996 гг. — М., 1997.
  150. Конституция Российской Федерации: Научно-практический ком-j ментарий. М., 1997. I
  151. Конституция Российской Федерации в вопросах и ответах / Под ред. В.И. Гоймана-Червонюка. М., 1997.
  152. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В. А. Четвернин. М., 1997.
  153. Конституция СССР и дальнейшее укрепление социалистической законности // Сов. государство и право. 1956. — № 10.
  154. И.Н. Конституционные права и свободы советских граждан и их развитие в текущем законодательстве: Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. М., 1981. П
  155. Н.М. Русское государственное право: Общая часть. Т. 1 -М., 1901.
  156. В.А. Система государственной власти в Российской Федерации: Основные публично-правовые параметры: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2002.
  157. И.А. Конституционализм и российская государственность в начале XX века. М., 2000.
  158. .Л., Калинычев Ф. И. Советская конституция и ее исто- рическое развитие. М., 1967.
  159. А.А. Церковь — государство общество // Полития. -А 1997- 1998.-№ 4(6).I
  160. В.А. Конституционные юридические гарантии социали→ стической законности: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1983.
  161. В.А. Проблемы организации и деятельности законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации: Авто-реф. дисс. докт. юрид. наук. М., 2000.
  162. В.М. Воспитательные функции советского трудового пра- ' ва.-М., 1981.
  163. В.И. УП Всероссийский съезд Советов. Заключительное слово по докладу ВЦИК и Совнаркома. 6 декабря // Полн. собр. соч. М., 1963.- Т. 39.
  164. В.И. Лучше меньше, да лучше // Полн. собр. соч. М., 1963.- Т. 45.
  165. В.И. Советская Конституция // Полн. собр. соч. М., 1963.1. Т. 37.
  166. В.И. УШ съезд РКП(б). Доклад о партийной программе. 19 марта // Полн. собр. соч. М., 1963. — Т. 38.
  167. И.И. Международное право в судах государств. СПб., 1993.
  168. И.И. Нормы международного права в международной нормативной системе. М., 1997.
  169. В.О., Доронина О. Н. Жалобы граждан в Конституционный Суд Российской Федерации. М., 1998.
  170. О.О. Конституционное (уставное) закрепление прав и свобод человека и гражданина в субъектах Российской Федерации: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2002.
  171. А.В. Стимулы и ограничения в праве. Теоретико-информационный аспект / Под ред. Н. И. Матузова. Саратов, 1994.
  172. Г. В. Социалистическое право и свобода личности: Теоретические вопросы. М., 1968.
  173. М.Н. Методологические проблемы теории политической системы социалистического общества // Методологические и теоретические проблемы государства и права развитого социализма. М., 1983.
  174. С.В. Народное представительство и права граждан в Российской Федерации. М., 2001.
  175. М.С. Защита избирательных прав граждан в Российской Федерации: Монография. М., 2003.
  176. Н.М. Личность, политика, права / Теория политики (общие вопросы). Саратов. 1994.
  177. В.Л. Параметры христианской политики // Полития. 1997 — 1998. — № 4 (6).
  178. Международные акты о правах человека (Сборник документов). — М., 1998.
  179. Международные пакты о правах человека. СПб, 1993.
  180. А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 1996.
  181. А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов. 1996.
  182. А.С., Магомедов А. А., Симентьева Л. В., Чинчиков А. А. Права человека и деятельность органов внутренних дел. Саратов, 1994.
  183. Л.А. Проблемы современной российской государственности. М., 1998.
  184. Л.А. Проблемы современной российской государственности. М., 1998.
  185. Р.Т. Теория государства и права: Учебник для вузов. М., 2001.
  186. В.В. Правовое положение личности в субъектах Российской Федерации // Конституционное право субъектов Российской Федерации / Отв. ред. В. А. Кряжков. М., 2002.
  187. В.Г. Конституционный институт политической системы советского общества: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Свердловск, 1984.
  188. Л.А. Непосредственная демократия и местное самоуправление в России. Барнаул, 2000.
  189. Л.А. Теоретические основы права граждан Российской Федерации на проведение собраний, митингов, шествий и пикетирования // Журнал росс, права. 2000. — № 12.
  190. Т.Н. Социально-правовой механизм обеспечения прав личности: Лекция. Уфа, 1995.
  191. Е.К. Механизм формирования правомерного поведения личности: Автореф. дисс. канд. юрид наук. М., 1980.
  192. Общая теория государства и права: Академический курс в 2 т. Т. 1. Теория государства / Отв. ред. М. Н. Марченко. М., 1998.
  193. Общеевропейская встреча в верхах (Париж, 19−21 ноября 1990 года): Документы и материалы. М., 1991.
  194. О.А. Закон и печать в дооктябрьской России. Историческая традиция правового регулирования // Сов. государство и право. 1991. -№ 3.
  195. Основные государственные законы, Высочайше утвержденные 23 апреля 1906 года // Свод законов Российской империи. СПб, 1906. Т. 1.4. 1.
  196. В.А. Государство и личность в СССР. М., 1974.
  197. А.С. Понятие правоприменения и его место в механизме социального регулирования. Правоприменение в советском государстве. М., 1985.
  198. Политология: Учебник / Отв. ред. В. Д. Перевалов. М., 1999.
  199. Положение о выборах в Государственную Думу от 6 августа 1905 года // ПСЗ. Собр. 3-е. СПб. — Т. 25. — № 26 662.
  200. B.JI. Конституционное право советских граждан на свободу слова. Саратов, 1977.
  201. В.В. Институт Уполномоченного по правам человека и административное право // Институты административного права России. -М., 1999.
  202. Н.Н. Очерк развития советской науки уголовного процесса. М., 1960.
  203. В.П., Славин М. М. Становление и развитие конституционного законодательства Советской России. 1917 — 1970 гг. М., 1987.
  204. В.П., Славин М. М. Этапы развития Советской Конституции. М., 1982.
  205. Права человека накануне XXI века. М., 1994.
  206. Права человека и стратегия устойчивого развития: «Круглый стол"журнала «Государство и право» // Государство и право. 1998. — № 11.
  207. Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих: «Круглый стол» журнала «Государство и право» // Государство и право. 2000. — № 3.
  208. Права человека высшая ценность: «Круглый стол» руководителей государственных правозащитных ведомств стран СНГ и Балтии (Санкт-Петербург, 10−13 октября 2000 года). — М., 2001.
  209. Права человека в истории человечества и в современном мире / Под ред. Е. А. Лукашевой. М., 1989.143. Права человека. М., 1999.
  210. Права человека: история, теория, практика. М., 1996-
  211. Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е. В. Лукашева. М., 1995.
  212. Правовые гарантии законности в СССР / Под ред. М.С. Строгови-ча. М., 1962.
  213. Проблемы науки конституционного права / Отв. ред А. Н. Кокотов, М. И. Кукушкин. Екатеринбург, 1998.
  214. Проект Конституции Российской Федерации. М., 1992.
  215. Ю.Г. Правовые гарантии деятельности народных депутатов: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1980.
  216. М.В. Обеспечение прав граждан органами управления союзных республик. М., 1988.
  217. П.М. Проблемы теории законности развитого социализма. Львов, 1979.
  218. С.Л. Конституция СССР 1936 года. М., 1957-
  219. И.В. Права личности в России: их обеспечение и защита органами внутренних дел. Волгоград, 1997.
  220. И.В. Обеспечение и защита свобод личности. Вопросы теории и практики органов внутренних дел: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1997.
  221. И.В. Обеспечение прав и свобод личности в СССР. -Саратов, 1988.
  222. И.В. Реализация прав личности и деятельность органов внутренних дел. Воронеж, 1996. I
  223. В.И. Конституционное право граждан на объединение в политические партии в Российской Федерации (проблемы теории и практики): Автореф. дисс. канд. юрид. наук. -Екатеринбург, 1997.
  224. В.К. Конституционное право России: Курс лекций.1. Уфа, 2001.
  225. Н.А. Конституция РСФСР 1925 года. Дисс. канд. j юрид наук. М., 1977. j 160. Семидеркин Н. А., Чистяков О. И. Конституция РСФСР 1925 года //
  226. Ю.И. Система социалистического самоуправления со1 ветского народа: Проблемы конституционной теории и практики. Свердловск, 1987.
  227. О.А. Конституционные основы государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: Автореф. дисс. канд. юрид наук. Саратов. 1999.
  228. В.Н. Правовое обеспечение реализации свободы права. СПб., 1998.
  229. Советская конституция и мифы советологов / Под ред. А. И. Лукьянова, Г. И. Денисова, Э. Л. Кузьмина, Н. Н. Разумовича. М., 1981.
  230. А.И. Как нам обустроить Россию // Коме, правда.1990. Сентябрь (спецвыпуск).
  231. Социально-правовая защита конституционных прав и свобод граждан (Теория и практика) / Под ред. В. П. Сальникова. СПб, 1998.
  232. И.А., Зайцева Е. Р. Петиция как коллективная форма реализации и защиты прав и свобод граждан // Вестник Моск. ун-та. Серия Право. 1993. -№ 5.
  233. И.М. Развитие советской Конституции. М., 1957.
  234. В.Г., Казанчев Ю. Д. Государственное (конституционное) право Российской Федерации: Учебник. М., 1995.
  235. В.Г., Казанчев Ю. Д. Конституционное право. М., 2001.
  236. М.С. Сущность субъективных прав // Проблемы сов. государства и права в современный период. М., 1969.
  237. B.C. К вопросу об установлении материальной истины // Сов. государство и право. 1948. — № 6.
  238. О.И. Международно-правовые стандартов прав человека: развитие и характерные черты // Рос. юридический журнал. 2001. — № 4.
  239. .Ю. Субъективные права советских граждан, их охрана и защита: Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. М., 1972.
  240. К.Б., Хабибулин А. Г. Органы внутренних дел в механизме обеспечения личных и конституционных прав и свобод граждан. Уфа, 1991.
  241. И.А. Конституционно-правовая реформа и актуальные аспекты гармонизации двухуровневого законодательства в Российской Федерации (1993 1998 гг.) // Федерализм, региональное управление и местное самоуправление. — М., 1999.
  242. Федеральная концепция обеспечения и защиты прав и свобод человека (Проект). М., 2000.
  243. Т. Что такое права человека. М., 1997.
  244. Т.Я. Толкование Конституции Российской Федерации: теория и практика. М., 1998.
  245. B.C. Конституционное право человека и гражданина на информацию в Российской Федерации: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. -Саратов, 1998.
  246. Н.Ю. Судебный контроль за реализацией прав граждан в сфере исполнительной власти. М., 1999.
  247. Ф.А. Политические свободы граждан в СССР: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Д., 1965.
  248. Г. Н. Принцип разделения властей в государственном устройстве Российской Федерации. Тюмень, 1997.
  249. А.Ф. Теория государства и права. М., 2001.
  250. В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 1997.
  251. О.И. Проблемы демократии и федерализма в первой Советской Конституции. М., 1977.
  252. М. А. Правовая охрана Конституции // Теоретические основы советской Конституции. М., 1981.
  253. B.C. Права человека и государство в Российской Федерации. М., 2002.
  254. .С. Конституция, Демократия. Права человека. М., 1992.
  255. .С. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства // Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации. — М., 2000.
  256. Энтин M. J1. Международные гарантии прав человека: опыт Совета Европы. М., 1997.
  257. А.А. Правовые основы публичной власти в Российской Федерации. Екатеринбург, 1999.
  258. Ю.А. Политические партии и право в современном государстве. М., 1998.
  259. В.А. Правоприменительная деятельность органов управления. М., 1979.
Заполнить форму текущей работой