Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Трудовая миграция населения и ее влияние на формирование современного рынка труда

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степень научной разработанности проблемы. Вопросы регулирования трудовой миграции населения находятся в последнее время в центре внимания ученых и практических работников, что обусловлено комплексом мер, направленных на развитие рыночных и социально-экономических отношений, демографической политики. В последние годы исследованиями по международной миграции населения занимаются отечественные… Читать ещё >

Содержание

  • ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
  • Глава I. МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА
  • ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
    • 1. 1. Теоретические подходы к оценке тенденций трудовой миграции в современной экономике и их влияние на деформацию рынка труда
    • 1. 2. Классификация основных научных подходов в исследовании трудовой миграции населения
    • 1. 3. Причинно-факторный механизм трудовой миграции и основные ее показатели
    • 1. 4. Методологическая концепция исследования рынка труда и миграционных процессов в переходной экономике
    • 1. 5. Интеллектуальная миграция как важнейший компонент трудовой миграции и ее воздействие на рынок труда
  • Глава II. ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ И РЫНКА ТРУДА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ: АДАПТАЦИЯ К УСЛОВИЯМ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
    • 2. 1. Эмиграционная и иммиграционная политика государства: критерии оценки, методы регулирования и регламентации
    • 2. 2. Анализ регулирования импорта и экспорта рабочей силы в странах с рыночной экономикой
    • 2. 3. Региональные проблемы государственного регулирования трудовой миграции и рынка труда в странах СНГ
    • 2. 4. Незаконная трудовая миграция: выработка мер по ее преодолению
  • Глава III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ СКВОЗЬ ПРИЗМУ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • 3. 1. Инструменты государственного регулирования трудовой миграции и их совершенствование
    • 3. 2. Формирование институционального механизма регулирования трудовой миграции и рынка труда

Трудовая миграция населения и ее влияние на формирование современного рынка труда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность диссертационной работы. Иностранная рабочая сила стала заметной особенностью современных международных экономических отношений. Для мировой миграции населения характерен резкий рост ее численности. Так, на начало нового века ООН определила мировую трудовую миграцию в количестве более 35 млн. человек против 3 млн. человек — в 60-х годах XX века.

Важно выявить факторы, обусловливающие все возрастающий международный трудовой обмен миллионов жителей Земли, выяснить, какие экономические закономерности ему присущи, какие последствия будет иметь международная трудовая миграция населения для социально-экономического, внешнеэкономического и демографического развития государств — иммиграции и эмиграции, какова должна быть миграционная политика, с одной стороны, с учетом современных реалий по ужесточению мер по регулированию миграции, с другой стороны, в связи с ликвидацией государственных преград в рамках интеграционных экономических союзов и повсеместным появлением «прозрачных» границ, в том числе в странах СНГ.

Эти вопросы имеют важное научное и практическое значение, так как своевременные и адекватные ответы на них могут стать существенным вкладом не только в обмен трудовыми ресурсами, становление цивилизованного рынка труда, но и в эффективное развитие отдельных государств. Этим, в частности, обусловливается актуальность выбранной темы исследования.

Трудовая миграция с 90-х годов прошлого столетия охватила практически все страны мира, став поистине глобальной проблемой. В ней, как в зеркале, наиболее наглядно выявляются острые современные противоречия между национальными и иностранными гражданами в странах их пребывания (рост социальной напряженности в местах концентрации иммигрантов, обусловленный обострением конкуренции на национальных рынках труда, усиление расовой и национальной вражды, ксенофобии) — между трудящимися-мигрантами и предпринимателями (усиление эксплуатации со стороны последних, что проявляется в уменьшении заработной платы, нежелании увеличивать или выплачивать различные пособия, что является одним из основных факторов, препятствующих воссоединению семей трудящихся-мигрантов) — между развитыми и развивающимися государствами (увеличение разрыва в экономическом развитии этих групп стран, обусловленного неравноправными отношениями в области миграции, в первую очередь относительно миграции высококвалифицированных кадров, то есть так называемой «утечки умов»).

Актуальность темы

определяется также тем, что масштабы международного трудового обмена между странами за последние десятилетия резко возросли и стали одним из самых заметных явлений международной жизни. Обострились проблемы, связанные с международной трудовой миграцией населения, усложнились варианты их решений в связи с разделением стран мира на экспортеров и импортеров рабочей силы в зависимости от их участия в международном трудовом обмене. Система международного регулирования все больше отстает от нынешних потребностей мирового рынка рабочей силы.

Новым странам, возникшим на постсоветском пространстве, все труднее проникнуть на мировой рынок труда и все сложнее занять там свое место и получать внешнеэкономические выгоды от своего участия.

Научных исследований отечественных ученых в области трудовой миграции немного. Это притом, что в мире резко повысился интерес к проблемам международных миграций. Анализ крупнейших научных журналов показал, что публикации по международным миграциям населения вышли с большим отрывом по времени и количеству в сравнении со всеми остальными темами, связанными с проблемами, например, народонаселени я, и занимают около третьей части всех статей как по числу названий, так и по объему.

Актуальность работы определяется тем, что Россия и другие страны СНГ вошли в международный миграционный водоворот практически неподготовленными. Это ставит задачу перед учеными изучить реалии мировой миграции населения и найти научные объяснения ее закономерностям.

С учетом вышеизложенного тема диссертационной работы, связанная с исследованием влияния трудовой миграции населения на формирование современного рынка труда, представляется важной и своевременной.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросы регулирования трудовой миграции населения находятся в последнее время в центре внимания ученых и практических работников, что обусловлено комплексом мер, направленных на развитие рыночных и социально-экономических отношений, демографической политики. В последние годы исследованиями по международной миграции населения занимаются отечественные ученые и специалисты. Это в большей мере касается вопросов эмиграции и вынужденной миграции. Среди них можно выделить исследования Г. С. Витковской, С. В. Журавлева, Ж. Зайончковской, А. Г. Злотникова, В. А. Ионцева, О. А. Иконникова, А. Н. Каменского, Е. С. Красинца, Е.С. Куби-шина, В. Ф. Медведева, В. В. Почекиной, P.M. Супрунович, В. И. Тихонова, Б. С. Хорева, Е. В. Тюрикановой, Ю. А. Янковского и др.

Методологической и теоретической основой диссертационного исследования стали работы не только ученых России и других стран СНГ, но и ведущих западных исследователей в области международной миграции населения, рынка труда, экономических, демографических и социальных аспектов рассматриваемой темы: Дж. Саймона, В Бенинга, Д. Беркса, М. Миллера, В. Кларка, Р. Брауна, С. Хейтмана, Г. Хьюго, О. Старка, М. Пу-лена, Г. Симона, А. Харрисона и др.

Несмотря на наличие публикаций отечественных авторов, а также материалов исследований по проблемам трудовой миграции сквозь призму функционирования рынка труда, ряд аспектов требуют дальнейшего изучения. Это касается вопросов оценки влияния экономического развития той или иной страны на ее участие в международном трудовом обмене, на ее государственную политику в области внешней миграции, вопросов классификации и типологизации этого явления, определения доходов, получаемых от экспорта рабочей силы в виде денежных переводов трудящихся-мигрантов на родину в качестве источника валютных поступлений, и их влияния как на платежные балансы стран происхождения, так и на их экономику. Необходимо также выяснить, смогут ли Россия и другие страны СНГ выйти на международный рынок труда в современных условиях в качестве экспортеров рабочей силы, тем более что для России сам этот выход «противоречит» создавшейся в Российской Федерации демографической ситуации?

В имеющихся работах недостаточно были исследованы и проблемы использования иностранной рабочей силы, в частности, насколько эффективно ее использование как для работодателя, так и для экономики страны в целомнасколько привлечение иностранной рабочей силы может влиять на безработицу и другие вопросы, связанные с этой проблемой. Эти проблемы не были решены представителями отечественной научной мысли ранее отчасти в силу того, что некоторые явления возникли в недавнее время.

Объект исследования — трудовая миграция населения и ее оптимизация на рынке труда в странах с переходной экономикой.

Предмет исследования — формирование экономических отношений, складывающихся на рынке труда под воздействием трудовой миграции населения.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является разработка теоретико-методологических подходов совершенствования функционирования рынка труда сквозь призму трудовой миграции населения и на этой основе формирование институционального механизма и модели развития рынка труда посредством оптимизации процессов трудовой миграции.

Научная проблематика и цель диссертационной работы обусловили формулирование следующей гипотезы: существующая модель развития рынка труда в России не является ни оптимальной с позиции теоретических, методологических и организационных основ, ни эффективной с позиции современных процессов международной трудовой миграции и практической ее реализации в экономической политике государства. Поэтому необходимо ее дальнейшее совершенствование через формирование институционального механизма регулирования трудовой миграции и рынка труда.

Выбранная гипотеза проверялась на всех этапах исследования и обусловила проблемное и логическое структурирование диссертационной работы.

Для реализации цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

— определить теоретические и методологические основы концепции исследования миграционных процессов, теоретические подходы к оценке тенденций трудовой миграции населения в современной экономике;

— проанализировать современную динамику трудовой миграции и ее воздействие на процессы экономического развития России;

— провести теоретический анализ причинно-факторного механизма трудовой миграции и основных ее показателей;

— исследовать опыт государственного регулирования трудовой миграции и развитие рынка труда в зарубежных странах и обосновать возможность его трансплантации к условиям переходной экономики России;

— выявить особенности институционального регулирования рынка труда на региональном уровне в странах СНГ и выработать рекомендации по преодолению незаконной трудовой миграции населения;

— разработать институциональный механизм регулирования трудовой миграции и рынка труда;

— рекомендовать схему осуществления мониторинга международной трудовой миграции и методику кластеризации рынка труда через регрессионно-классический метод кластеризации данных.

Методология и методы проведенного исследования. Диссертационное исследование в методологическом и теоретическом плане базируется на классических и современных трудах отечественных и зарубежных ученых-экономистов и правоведов по проблемам рыночной экономики и экономической трансформации в целом, рынка труда и международной трудовой миграции. Методологической основой исследования явился подход к рынку труда как совокупности экономических отношений между субъектами рынка по регулированию занятости населения и процессов трудовой миграции.

При анализе различных подходов, связанных с реализацией институционального механизма регулирования трудовой миграции и рынка труда, была определена исходная база для формирования основной гипотезы исследования, теоретических построений и путей реализации полученных научных, методических и практических результатов, были учтены составляющие методологической концепции, включая мировоззренческие и гносеологические подходы, логику построения гипотез и формирование теоретических подходов, моделей, путей их практической реализации. Определение общих методологических подходов и выбор системы методов исследования явились основой для проведения анализа путей развития рынка труда и оптимизации процессов трудовой миграции.

Обоснованность и достоверность решения поставленных в диссертации задач обеспечены применением как общенаучных методов познания — диалектического, системного, структурно-функционального, позволивших рассмотреть изучаемые явления в развитии, выявить противоречия, соотнести сущностные характеристики и формы их проявления, так и методов сравнительного анализа, статистических группировок, моделирования и др.

Эмпирическую и информационную базу исследования составили статистические и аналитические данные служб государственной статистики России и стран СНГ, Федеральной службы занятости и Федеральной миграционной службы, законодательные и другие нормативные документы, обзоры экономической политики, информационные и аналитические материалы научно-исследовательских учреждений, информационных агентств и служб. Кроме того, использовалась монографическая литература, статьи в научных журналах, материалы периодических изданий, научных и научно-практических конференций, проводившихся в России и за рубежом по исследуемой проблематике.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертационного исследования заключаются в разработке теоретико-методологических подходов функционирования рынка труда сквозь призму международной трудовой миграции в переходной экономике. Основные положения, определяющие научную новизну, следующие:

1. Скорректированы теоретико-методологические основы концепции исследования миграционных процессов и теоретические подходы к оценке тенденций трудовой миграции в целях понижения уровня абстракции и практического использования этой концепции, а также применения методов системного моделирования, обеспечивающих в отличие от существующих методологических подходов тесную взаимосвязь экономических и правовых исследований институтов рынка труда и трудовой миграции.

2. Разработана методологическая база мониторинга трудовой миграции с доминированием нормативного метода, позволяющего не только использование и повторение известных, но и поиск новых форм регулирования рынка труда и трудовой миграции. Суть этого метода заключается в систематическом учете изменений экономической ситуации, влияния политического фактора, правового поля, в рамках которого функционируют субъекты хозяйствования.

3. Проведена оценка эффективности мер государственного регулирования рынка труда через институт трудовой миграции, что позволило определить уязвимые звенья системы функционирования и управления рынком труда, включая практику льготирования импорта и экспорта трудовых ресурсов со стороны государства.

4. Дан анализ причинно-факторного механизма трудовой миграции и предложена классификация факторов миграции по институционально-правовому критерию, предложены и обоснованы меры по корректировке дисбаланса спроса и предложения на рынке труда России.

5. В результате компаративного анализа зарубежного опыта функционирования институтов рынка труда и трудовой миграции обоснованы направления трансплантации моделей оптимизации процессов трудовой миграции в странах с переходной экономикой, в том числе в России.

6. Обобщена практика регионального государственного регулирования трудовой миграции в странах СНГ и на этой основе выработаны меры по преодолению незаконной трудовой миграции, адаптации мигрантов к социально-экономическим условиям страны-реципиента.

7. Разработан институциональный механизм регулирования трудовой миграции и рынка труда через кластерную организацию системы кооперации на рынке труда, представляющий собой взаимодействие институциональных структур, объединенных в кластеры, при осуществлении государственной миграционной политики.

8. Разработана схема осуществления мониторинга международной трудовой миграции населения и методика кластеризации рынка труда через регрессионно-классический метод кластеризации данных, представляющий собой объединение нескольких кластеров в один по результатам сравнения не только тесноты связи между данными, характеризующими процесс трудовой миграции, но и моделей кластеров. Предложен алгоритм использования данной методики.

Практическая значимость диссертационного исследования обусловлена тем, что теоретические, методологические, методические и практические рекомендации могут быть широко использованы органами государственной власти и заинтересованными организациями, региональными структурами в реализации миграционной политики, функционировании и развитии рынка труда в переходной экономике России.

Кроме того, выводы и основные положения диссертации могут найти применение при научных разработках по проблеме развития институтов труда и трудовой миграции, а также в учебном процессе, в преподавании учебных курсов «Экономическая теория», «Макроэкономика», «Международное частное право», «Международное экономическое право», спецкурса «Международный рынок труда».

Апробация результатов диссертации. Основные положения, выводы и рекомендации диссертационной работы нашли отражение в трех монографиях, монографическом препринте, научных статьях и отчетах, выполненных автором в рамках НИР, в частности, в рамках Государственной программы фундаментальных исследований Республики Белоруссия «Разработка основ институционально-правового обеспечения социально-экономической реформы Белоруссии (Правовое государство 09)» (номер государственной регистрации 20 012 406), раздел «Проблема экономической безопасности через призму трудовой миграции», НИР Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований «Проблемы экономической безопасности через призму демографической и миграционной политики Беларуси» (грант № ГОЗМ-069 от 15.04.2003 г.- номер государственной регистрации 20 032 254).

Результаты исследования докладывались и обсуждались на конференциях, проводимых в России и за рубежом.

Структура диссертации соответствует логике исследования. Она состоит из введения, трех глав, включающих одиннадцать разделов, заключения, списка источников и литературы, приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенный анализ позволяет сделать ряд выводов и предложений по совершенствованию правового регулирования трудовой миграции в Российской Федерации.

1. Миграция населения является одним из немногих общественных явлений, которое выступает объектом исследования очень большого числа наук, и уже изначально предполагается комплексность изучения данного явления. В настоящее время основы изучения закономерностей, форм, направлений и других миграционных процессов заложены в миграциологии.

2. Крупномасштабная миграция последних десятилетий оказала глубокое воздействие на экономические, социальные и политико-правовые процессы в принимающих странах и странах эмиграции. Она стала фактором серьезных изменений в сфере массового сознания, в политической культуре, партийно-политическом механизме, институционально-правовых основах государства и системе международных отношений. Предпринятые принимающими странами попытки свести к минимуму «деструктивное» воздействие миграции, адаптироваться к новым общественно-политическим реальностям свидетельствуют о достаточно большой гибкости современных западных политических систем. Иммиграция сыграла заметную роль в развитии и обновлении политико-правовых институтов и механизмов, в первую очередь системы политического участия и представительства, гражданства и конституционного права.

3. Политика и законодательство некоторых западных стран в области трудовой иммиграции полностью ориентированы на защиту экономических интересов своих стран. Жесткая система квот и избирательный подход к приглашаемым в страну работникам позволяют обеспечить рынок труда необходимыми специалистами, а также восполнить, где это нужно, недостаток в неквалифицированной рабочей силе. Допуск на территорию.

США трудящихся-мигрантов происходит при строгом соблюдении приоритетного права граждан рассмотренных стран на трудоустройство. Вместе с тем практика правового регулирования трудовой миграции в этих странах свидетельствует о малоэффективное&tradeили даже недейственности механизма внутреннего контроля за трудовой миграцией.

4. Законодательный опыт США и Италии в области регулирования трудовой иммиграции может быть использован в Российской Федерации, в частности в области законодательного закрепления и использования подобной визовой системы, процесса их получения, а также установления эффективно действующего механизма государственного контроля за всеми этапами привлечения и использования труда трудящихся-мигрантов на территории РФ.

5. В рамках СНГ создана определенная нормативно-правовая база по вопросам трудовой миграции. Заключены многосторонние и двусторонние соглашения, отличительной особенностью которых является отсылочный характер большинства содержащихся в них норм, установлен режим безвизового въезда для граждан государств — участников СНГ на территорию любого из этих государств. Это, с одной стороны, облегчает процессы привлечения и использования труда данных лиц, а с другой — серьёзно затрудняет контроль за данными процессами или вообще делает его невозможным.

Вместе с тем существующий правовой режим трудовой миграции в СНГ крайне фрагментарен и не отвечает интересам национальной безопасности этих стран. Он способствует незаконной трудовой миграции, ведет к обострению социальной и криминогенной обстановки на территории государств и не решает экономических проблем, как это имеет место в США и Италии. Существующий режим трудовой миграции для Российской Федерации из стран СНГ должен быть коренным образом изменен в целях обеспечения национальной и экономической безопасности Российской Федерации.

6. Отмена разрешительного порядка трудоустройства граждан какого-либо государства — участника СНГ на территории другого государстваучастника СНГ, предусмотренная в двусторонних соглашениях, на наш взгляд, является нужной, но в силу отсутствия отлаженного механизма регулирования и контроля за этими процессами — несколько преждевременной. Данная мера допустима только при наличии экономической и социальной стабильности в принимающем государстве и регионе в целом, а также при их относительно равном экономическом потенциале и обязательном соблюдении приоритетного права собственных граждан на трудоустройство.

7. Законодательство Российской Федерации в области регулирования трудовой миграции в целом соответствует международным актам, но не во всем отвечает реалиям сегодняшнего дня. Ряд закрепленных норм, например, система квот, не имеет механизма применения.

В стране ведется работа по совершенствованию законодательства в области трудовой миграции в целях защиты прав трудящихся-мигрантов и приведения законодательства в соответствие с международными стандартами.

8. Особенно неблагоприятное значение для экономической безопасности страны имеет интеллектуальная миграция. Однако существует возможность в определенных пределах воздействовать на процесс внешней интеллектуальной миграции и существенно уменьшить ее отрицательные последствия.

В последние годы в стране началась создаваться соответствующая инфраструктура и законодательная база системы государственного регулирования процессов интеллектуальной миграции. Важнейший шаг в этом направлении — создание Федеральной миграционной службы, а также принятие различных государственных программ.

9. ЁВ целях минимизации ущерба от интеллектуальной миграции, объективной оценки и учета внешних миграционных потоков необходимо создать аналитико-прогнозную систему наблюдения за этими процессами. Она должна работать в системе мониторинга, базирующегося на общеметодологических принципах: непрерывности наблюдения за процессами интеллектуальной миграции, сочетания трех мониторинговых компонентов (анализа, прогноза, рекомендаций), развития мониторинга процессов интеллектуальной миграции, в основе которого заложено постоянное совершенствование методической основы мониторинга, повышение достоверности используемой статистической и социологической информации.

10. Целесообразно включить, на наш взгляд, в число основных организационных и научных компонентов системы государственного регулирования внешней интеллектуальной миграции следующие компоненты:

• определение научных направлений и научных организаций, представляющих особую ценность для страныосуществление их поддержки путем перераспределения капиталовложений, оказания финансовой помощи, расширения приема и подготовки студентов и аспирантов;

• создание на территории Российской Федерации наукоемких свободных экономических зон с высоким уровнем обеспечения исследовательской деятельности и ее инфраструктуры, а также социальной защищенности научных работников;

• стимулирование поступления заказов из-за рубежа на выполнение НИОКР и организация их размещения в научных коллективах;

• создание биржи интеллектуального труда как оперативного регулятора перераспределения занятых в сфере НИОКР;

• повышение социального статуса ученого путем укрепления законодательства о защите интеллектуальной собственности.

Не менее важной является и работа с российскими учеными, эмигрировавшими из страны. Для этого целесообразно было бы:

• создать банк данных о научных и научно-педагогических работниках, эмигрировавших из страны или временно работающих за рубежом;

• осуществить двусторонние информационные потоки между учеными-эмигрантами и отечественными научными организациями;

• пригласить ученых-эмигрантов для чтения лекций, участия в конференциях, совместных проектах и т. д.;

• вести работу с потенциальными реэмигрантами и создать условия, стимулирующие их возвращение на родину.

11. В управлении трудовой миграцией населения и в развитии рынка труда решающее значение имеет совершенствование механизма взаимодействия всех участников экономических отношений на рынке труда. При этом функционирование самого рынка труда и эффективность управления трудовой миграцией будет тем действеннее, чем полнее будут соблюдены баланс интересов субъектов рынка. Формой реализации такого взаимодействия является институциональный механизм регулирования трудовой миграции и рынка труда. Функционирование такого механизма, с нашей точки зрения, возможно с помощью кластеров, представляющих собой сетевое взаимодействие всех участников рынка труда.

Следует отметить, что результативность программ государственного регулирования трудовой миграции будет зависеть от вовлеченности в их реализацию государственных органов, служб и организаций, готовых содействовать решению проблем миграции в целом, и от целенаправленности и согласования их усилий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Советский энциклопедический словарь. 4-е изд., испр. и доп. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 811.
  2. А.Б. Мы, белорусы. О результатах переписи населения // Беларуская думка. 2000. — № 7. — С. 34.
  3. Москвичи боятся конкуренции на рынке труда // Известия. 2004. -10 нояб.-С. 2.
  4. К.А. Международные экономические отношения: Курс лекций. М.: Гардарики, 1999. — С. 112,114.
  5. Сокращение роли государства. Государственное управление и устойчивое человеческое развитие // Региональный доклад ПРООН. Нью-Йорк: UNDP, 1997.-С. 107.
  6. С.С., Артюхин М. И. Потенциал внешней трудовой миграции Республики Беларусь // Белорусский экономический журнал. 1999. -№ 3.-С. 41−46.
  7. А.Г. Миграционные процессы в Беларуси на рубеже столетий // Социология. 2004. — № 2. — С. 3−12.
  8. Е.А. Трудовая миграция населения и ее влияние на формирование современного рынка труда. Брянск: Дельта, 2007. — 203 с.
  9. Чужая родина // Белорусский час. 2005. — 8 апр.
  10. А.Б. Мы, белорусы. О результатах переписи населения // Беларуская думка. 2000. — № 7. — С. 39.
  11. И.И. Социально-политические последствия международной миграции населения // Мировая экон. и междунар. отнош. 1999. — № 3.-С. 52−63.
  12. Т.А. Международная экономика: Учебное пособие. М: ПРИЭР- Новосибирск: Изд.-во ЮКЭА, 1999. — С. 81.
  13. Становление рыночной экономики в странах Восточной Европы / Под ред. В. П. Гутника. М.: ИМЭМО, 1994. — 396 с.
  14. М.В. Методология экономической науки. Мозырь: Белый ветер, 1999.- 160 с.
  15. Концептуальные проблемы трансформации экономических систем / М. В. Научитель, Б. В. Сорвиров, М. С. Артеменко и др. М.: Правовая экономика, 1999.-245 с.
  16. М.С. Приоритеты стратегии устойчивого развития страны: вопросы теории. М.: Правовая экономика, 2004. — 277 с.
  17. М. Технологическая революция и экономическая теория // Мировая экон. и междунар. отнош. 1995. — № 6. — С. 3−14.
  18. А. Концепция экономической трансформации постсоветского общества // Мировая экон. и междунар. отнош. 1996. — № 6. — С. 29−38.
  19. С. Рыночная реформа и переходный кризис // Мировая экон. и междунар. отнош. 1995. — № 1. — С. 37−53.
  20. М. Системный кризис экономики России // Мировая экон. и междунар. отнош. 1995. — № 3. — С. 64−79.
  21. Ю. Экономический кризис: причины, следствие перестройки // Вопросы экономики. 1992. — № 4−6. — С. 27−39.
  22. М.С. Экономическая стабилизация как условие устойчивого развития страны. М.: Интеграция, 2005. — 256 с.
  23. Г. Экономический анализ и человеческое поведение. М.: Памятники истории экономической мысли, 2005. — 467 с.
  24. .В. История экономических учений. М.: Интеграция, 2006.-321 с.
  25. Статистическое обозрение Беларуси. 2003 г. Мн.: Полипринт, 2004. -С. 5.
  26. Лыч Г. 1нтэлектуальная дз! рка. Мн.: Армита — Маркетинг, Менеджмент, 1998.-С. 135.
  27. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // Права человека: Сб. международно-правовых документов. -Мн.: Белфранс, 1999.
  28. Россия в современном мировом хозяйстве. М., 2003. — С. 149−150.
  29. Мировая экономика. Глобальные тенденции за 100 лет. М., 2003. -С. 226−227.
  30. Е.А. Трудовая миграция и ее регулирование. Гомель: Центр исследования институтов рынка, 2005. — 205 с.
  31. К единому образовательному пространству России и Белоруссии: опыт формирования Университета интеграции / Под ред В. И. Ивановой и И. П. Филонова. Спб.: Невский фонд, 2002. — 114 с.
  32. Г. А. Перспективы России. М.: Галлея-принт, 2005 — 96с.
  33. Е.Г. Российская экономика: истоки и направления рыночных реформ. М.: Изд. дом ГУ — ВШЭ, 2006. — 264 с.
  34. А.А. Мировая экономика и международные экономические отношения. Новосибирск: Новосиб. гос. академия экон. и упр., 1995. -С. 84.
  35. США страна иммигрантов // Труд-7. — 2001. — 9 авг- С. 24.
  36. Immigration and Naturalization Service. 1993.
  37. Immigration and Naturalization Service. 1992.
  38. И., Малахова И. Надо ли бояться «утечки умов»? // Миграция,-1996.-№ 1.-С.12−14.
  39. Н. Нужны квалифицированные иммигранты // Человек и труд. 1994. — № 2. — С. 35−37.
  40. The Immigration and Nationality Act. 66 Statutes-at-Large 1145.47. 79 Statutes-at-large 911. 1993.
  41. Immigration Act of 1990. Congressional Record — House, 1990, October 26, H 13 203 -H 13 240.
  42. Стокер Питер. Работа иностранцев: Обзор международной миграции рабочей силы. М: Протестант, 1995. — С. 170.
  43. Соглашение о постепенной отмене контроля на общих границах от 14 июля 1985 г. //http://euIaw.edu.ru/documents/Iegislation/schengenagr.htm
  44. . СНГ через призму миграций // Миграция. 1998. -№ 3−4.-С. 4−11.
  45. Миграция в мировом и европейском контексте // Миграция. 1997. -№ 4.-С. 33.
  46. Основы борьбы с организованной преступностью / Под ред. B.C. Ов-чинского, В. Е. Эминова, Н. П. Яблокова. М.: ИНФРА-М, 1996. — С. 201.
  47. Криминогенная ситуация в России на рубеже XXI века / Под общ. ред. А. И. Гурова. М.: ВНИИ МВД России, 2000. — С. 39.
  48. Н.И. Борьба с организованной преступностью в пограничном пространстве как одно из основных направлений государственной пограничной политики // Проблемы борьбы с организованной преступностью. М.: МНИМП, 1998. — С. 84−89.
  49. Ю. Поток нелегальной миграции увеличивается // Пограничник Содружества. 1995. — № 4. — С. 33.
  50. В. Африканский след на белорусской границе // Пограничник Содружества. 1996. — № 2. — С. 23−24.
  51. Информация о Соглашении и сотрудничестве государств участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией // Миграция. — 1998. — № 3−4. -С. 80.
  52. Т.М. Миграция в России. Проблемы государственного регулирования. М., 1999. — 342 с.
  53. В.Г., Кыдыров Т. Т. Шенгенская система. Региональный центр по вопросам миграции и убежища. Бишкек, 2001. — 165 с.
  54. С. Влияние миграции на социально-экономическое развитие Европы: современные тенденции. Ставрополь, 2001. — 229 с.
  55. Иммиграционная политика западных стран. Альтернативы для России. -М.: MOM, 2002.-408 с.
  56. Государство. Антропоток. Доклад Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа. Н. Новгород-М., 2002.
  57. М.Б., Хараева О. А., Чудиновских О. С. Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада. М., 2003.
  58. Миграция и национальное государство / Под ред. Т. Бараулиной и О. Карпенко. СПб.: Центр независимых социологических исследований, 2004.
  59. M.JI. Историко-правовой анализ миграционных систем России, США, Франции и ФРГ. М.: ВНИИ МВД России, 2004.
  60. M.JI. Миграционная система России. М.: Стратегия, 2005.
  61. А.В. Миграционная политика США: уроки для России // http://pdfok.net/KorobkovA.
  62. Трудовая миграция в России: проблемы работы органов внутренних дел. Ростов н/Д: Тера, 2005. — С. 55−64.
  63. Социологическая энциклопедия: В 2 т. / Национальный общественно-научный фонд / Рук. научного проекта Г. Ю. Семигин. М.: Мысль, 2003.-Т. 2.-С. 239.
  64. Гудков JL, Дубин Б., Леонова А. Милицейское насилие и проблема «полицейского государства» // Вестник общественного мнения. 2004. — № 4 (72), июль-август. — С. 33.
  65. Р.В. Функции и дисфункции дополнительной занятости в постсоветской России // Трудовая миграция в СНГ: социальные и экономические эффекты / Отв. ред. Ж. А. Зайончковская. М., 2003. — С. 20.
  66. К стратегии управления миграцией. Совет Европы. Страсбург, 2003. -С. 24.
  67. За справедливый подход к трудящимся-мигрантам в глобальной экономике. Доклад VI / Международная конференция труда, 92-я сессия2004 г. // Международное бюро труда. Женева, 2004. — С. 117 // www.ilo.org/publus.
  68. Е.Т. Долгое время. Россия в мире: очерки экономической истории. М.: Дело, 2005. — С. 468.
  69. А. Что в России означает понятие «регулирование миграции»? // Миграция и национальное государство / Под ред. Т. Бараулиной и О. Карпенко. СПб.: Центр независимых социологических исследований, 2004. — С. 43.
  70. Многоликая глобализация / Под ред. П. Бергера и С. Хантингтона. -М.: Аспект Пресс, 2004. С. 261.
  71. Migration and Refugee Policies. An Overview / Ed. by Ann Bernstein and Myron Weiner. L. and N.Y.: PINTER, 1999, Part II.
  72. Э. Условия свободы. Гражданское общество и его исторические соперники. М.: Московская школа политических исследований, 2004. -С. 147.
  73. Иммиграция в Беларусь постоянно снижается // http:// www.belarustoday.info/?pid=4514.
  74. П. Лагерная психология // Советская Белоруссия. -2004. -1 окт.-С. 3.
  75. Н. Нелегальный иностранец, особенно украинец, чувствует себя в нашей стране свободнее, чем россиянин // Известия. 2004. — 10 нояб. — С. 2.83. http://main.izvestia.ru/community/10-l l-04/article659585
  76. Москвичи боятся конкуренции на рынке труда // Известия. 2004. -10 нояб.-С.2.
  77. Л.М. Итоги референдумов по Конституции ЕС во Франции и Нидерландах индикатор проблем европейского строительства // Политика в XXI веке вызовы и реалии / Под. ред. Е. М. Кожокина. -М.: РИСИ, 2006.
  78. Т. Женщины требуют к себе внимания. В том числе и милицейского // Советская Белоруссия. 2004. — 6 авг. — С. 6.
  79. О некоторых мерах по противодействию торговле людьми": Декрет Президента Республики Беларусь № 3 от 9.03.2005 г. // www.president. gov. by/rus/president/officedocumdecrees/2005/ordin3.html
  80. Миграция: Республиканская долговременная программа: Одобрена Постановлением Правительства Российской Федерации № 327 от 18.05.1992 // http://www.bestpravo.ru/fedl992/data02/texl3720.htm
  81. Федеральная миграционная программа: Одобрена Указом Президента Российской Федерации № 1668 от 09.08.1994 г. http://sibupk.nsk.su/ New/06/Migration/2/2/ukazl 668. doc
  82. Об уточнении Федеральной миграционной программы: Постановление Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 935. http://www.bestpravo.ru/fedl996/list30.htm
  83. Федеральная миграционная программа на 1998−2000 гг.: Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации № 1414 от 10 ноября 1997 г. http://www.bestpravo.ru/fedl997/listl5.htm
  84. Тюркин M. J1. Миграционная система России. М.: Стратегия, 2005.
  85. О проекте федеральной миграционной программы на 2002−2005 гг. Распоряжение Правительства РФ № 26-р от 11 января 2001 г. http:// expert.consultant.ru/list2/258.html
  86. О продлении срока реализации некоторых федеральных целевых и иных программ: Постановление Правительства РФ № 1034 от 30.12.2000 г. http://prof.consultant.ru/doc29841.html
  87. Пояснительная записка к проекту Федеральной миграционной программы на 2002−2005 гг. http://www.akdi.ru/gd/proekt/9 8719cm.shtm
  88. О Федеральной миграционной службе России: Указ Президента Российской Федерации № 626 от 4 июня 1992 г. http://www.bestpravo. ru/fed1992/list 17. htm
  89. Вопросы Федеральной миграционной службы России: Постановление Правительства РФ № 740 от 22 сентября 1992 г. http://www.educom. ru/ru/projects/education/740.php
  90. Положение о Федеральной миграционной службе России: Утверждено Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации № 173 от 1 марта 1993 г. http://kodeks.primorye.ru/law? hdoc&nd=9 000 347&start= 13 880.
  91. Вопросы Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации № 561 от 26 июля 2000 г. http://prof. соп-sultant.ru/doc28009.html
  92. Вопросы Федеральной миграционной службы: Указ Президента Российской Федерации № 928 от 19 июля 2004 г. http://www. demo-scope.ru/weekly/2004
  93. Е. Нужен ли нам миграционный кодекс? // Демоскоп. -№ 151/152. 22.03.-4.04. 2004 г. http://www.demoscope.ruAveekly/ 2004/015 l/analit05.php.
  94. В.А. Международная миграция населения: Теория и история изучения. М., 1999.
  95. ПЗ.Ионцев В. А. Международная миграция населения (закономерности проблемы перспективы): Дис. докт. экон. наук: 08.00.18.-М., 1999.
  96. М.В. История экономических учений. М.: Интеграция, 2005.
  97. И. Международная миграция специалистов и студентов // Вопросы экономики. 2005. — № 7. — С. 66−81.
  98. В. Россия и международная миграция трудовых ресурсов // Мировая экон. и междунар. отнош. -2003. -№ 6. С. 74−80
  99. С. Внутрироссийская миграция населения: тенденции и социально-экономические последствия // Вопросы экономики. 2005. -№ 7.-С. 37−49.
  100. В.А. Внешняя трудовая миграция в России: Дис. канд. экон. наук: 08.00.05.-М., 2001.
  101. Г. Инновационные методы привлечения денежных переводов мигрантов в официальный финансовый сектор // Вопросы экономики. 2005. — № 7. — С. 50−65.
  102. Миграция населения: теория и практик исследования / Под ред. О. Д. Воробьевой. М., 2001
  103. Т.И., Рыбаковский JI.JI. Процессы миграции и их регулирование в социалистическом обществе // Социологические исследования. 1978.-№ 1.
  104. Е.В. Правовое регулирование миграции и обеспечение ее правомерного осуществления: Дис. канд. юр. наук: 12.00.02, 12.00.14. -Ростов Н/Д, 2003.
  105. О.И. Международно-правовое регулирование миграции в Европейском союзе: Дис. канд. юр. наук: 12.00.10. -М., 2006
  106. Миграция сельского населения / Под ред. Т.И. ЗАславской. М., 1970.
  107. JI.JI. Региональный анализ миграций. М., 1973.
  108. Л.Л. Миграция населения: прогнозы, факторы, политика. -М., 1987.
  109. В.И. Методы изучения миграции населения. М., 1975.
  110. Социальные факторы и особенности миграции населения СССР / Отв. ред. Л. Л. Рыбаковский и В. Я. Чураков. -М., 1978.
  111. В.В. Население и география: Теоритические очерки. -М., 1978.
  112. Демографическое развитие России и его социально-экономические последствия: Матер. Междунар. науч. конф. / Под ред. А.С. Гришано-вой, JI.JI. Рыбаковского, Н. В. Тарасовой. М., 1994.
  113. И., Ноздрина Н. Миграция и жилищная ситуации в Центральном районе России // Миграция и урбанизация в СНГ и Балтии в 90-е годы. М., 1999. — С. 241−268.
  114. D.I., Shryock H.S., Ноеппапп S.A. Subregional Migration in the United States 1935−1940. V. l: Streams of Migration // Scripps Foundation Studies in Population Distribution (Oxford. Ohio). 1957. — P. 28−35.
  115. У. Методы регионального анализа: Введение в науку о регионах.-М., 1966.
  116. П. Пространственный анализ в экономической географии. -М., 1968.
  117. Р.В. Исследование пространственных закономерностей миграции населения // Статистика миграции населения. М., 1973. — С. 35−47.
  118. Н.Ф. «Настоящим докладываем, на основе указаний депортируются .» // Страницы Башкирской истории: Новые факты, взгляды, оценки. Уфа, 1991. — С. 69−77.
  119. Н.Ф. «По сведениям НКВД переселены .». К., 1992.
  120. Н.Я. Переселение в Сибирь в 20-е гг. и его демографические и социально-экономические последствия // Гуманитарные науки в Сибири. 1994. — № 2. — С. 26−31.
  121. НЗ.Гольдфарб Б. Я., Салиев А. С. Миграционные процессы в Узбекистане как средство перераспределения трудовых ресурсов // Особенности миграционного поведения в южных районах Советского союза. М., 1988.-С. 5−18.
  122. Г. А., Филина В. Н. Региональные особенности маятниковой миграции в СССР // Региональное расселение в СССР. М., 1984. — С. 92−102.
  123. И.М. Маятниковая миграция населения: теория, методология, практика. М., 1979.
  124. Н.В. Методологические основы концепции развития миграции населения СССР // Население СССР в 80-е годы. М., 1991. — С. 138−147.
  125. А.И. Постсоветское пространство России // Мир России. -1996.-№ 1.
  126. Л.Б. Географический анализ интенсивности миграционных связей России и ее регионов с республиками ближнего зарубежья (1969−1997 гг.): Автореф. дис. канд. географ, наук. -М., 1999.
  127. В.М., Старков 0.10. Проблемы трансплантации ипотечных институтов в переходных экономиках / Препринт # WP/2006/210/ М.: ЦЭМИ РАН, 2006. — 92с.
  128. Р.Н. Тенденции развития рынка недвижимости в условиях преобразования экономики. Дисс. канд. экон. наук 08.00.01 Казань, 2005. 134 с.
  129. В.И. Миграционная политика России: Постсоветские контексты / Институт социологии РАН. М.: Диполь-Т, 2005. — 351 с.
  130. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ И РЫНКА ТРУДА1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СХЕМА)
  131. Министерство иностранных дел
  132. Министерство внутренних дел
  133. Контроль и помощь в трудоустройстве за рубежом
  134. Контроль за соблюдением миграции. зако нодател ьства. Противодействие нелег.
  135. Контроль за соблюдением гос. цел. программ Определение квот на
  136. Министерство эконом развития и торговли
Заполнить форму текущей работой