Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социальная технология управления интеграцией российского научного сообщества в систему европейского трансфера знаний

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ процессов интеграции российских научных групп в систему европейского трансфера знаний на основе уникального эмпирического материала, собранного в рамках исследования в процессе «двухстороннего» экспертного интервью, выявил новые характеристики интеракций российских и европейских научных коллективов. К ним, в частности, относятся приобретение новых знаний и профессиональных навыков… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологический анализ социальных трансформаций в российском научном сообществе в процессе международного сотрудничества
    • 1. 1. Интеграция научно-технологического потенциала Приволжского Федерального Округа в европейские научно-технологические программы: состояние дел и проблематика
    • 1. 2. Научная группа как объект социологического исследования: ее статус и роль в современных процессах научно-технологической интеграции
    • 1. 3. Логика разработки теоретико-методологической базы и методы исследования
  • Глава 2. Социальные трансформации в научном сообществе России как следствие участия российских научных групп в международных проектах Европейской Комиссии
    • 2. 1. Тенденции формирования и развития профессиональных кадров в области международного научно-технологического сотрудничества
    • 2. 2. Анализ социально-ценностных характеристик российских научных коллективов с опытом международного сотрудничества как новой социальной группы
    • 2. 3. Оценка особенностей позиционирования научных групп в новой системе взаимоотношений в российском научном сообществе
  • Глава 3. Разработка и апробация социальной технологии управления интеграцией российских научных групп в европейское научно-технологическое сообщество
    • 3. 1. Создание многоуровневой сетевой инфраструктуры по привлечению российских научных групп к участию в научно-технологических программах Европейской
  • Комиссии
    • 3. 2. Организация российско-европейских партнерских сессий и формирование международных консорциумов с участием российских научных групп

Социальная технология управления интеграцией российского научного сообщества в систему европейского трансфера знаний (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

В современных условиях формирования информационного общества, основополагающий инструмент развития которого — новые знания и инновационные технологии (knowledge-based society), наука и наукоемкие технологии являются действенным рычагом социально-экономического развития любого государства.

Интеграция российских ученых в европейский трансфер знаний — один из наиболее перспективных путей сохранения и развития российского научно-технологического потенциала. Научно-технологические программы Европейской Комиссии (ЕК) являются основным инструментом межгосударственной поддержки трансфера знаний в Европе. Россия уже выступает в качестве участника европейских программ по развитию науки и технологий. Тем не менее, доля российских разработок на европейском рынке остается незначительной.

Совместное участие российских и европейских научных групп в международных научно-технологических программах — это процесс взаимодействия двух различных социально-культурных общностей со своей историей развития и традициями. Отсутствие единой социально-культурной платформы, необходимых знаний о системе реализации научно-технологических разработок на международном рынке, а также административно-управленческих механизмов интеграции российских научных групп в международный трансфер знаний привело к ряду негативных для России последствий: с одной стороны, к передаче российскими исследователями знаний и технологий на неравных для них условиях, а с другой стороны, к формированию у западных коллег негативного имиджа российского ученого как «неопытного» партнера. Значительная часть российского научного потенциала в силу историко-политического развития сосредоточена в регионах, носивших в прошлом статус «закрытых» и изолированных от международного научно-технологического сотрудничества. Все это существенно ограничивает возможности коммерциализации российских разработок на международном рынке.

В условиях интенсификации международного научно-технологического сотрудничества возникает необходимость формирования теоретической основы управления трансфером знаний как частной отрасли социологии управления. Также актуальность темы исследования определяется:

• необходимостью трансфера знаний и коммерциализации российских научно-технологических разработок на европейском рынке;

• наличием значительного потенциала для международного сотрудничества в российских регионах;

• объективной потребностью формирования новой научной коммуникации в условиях деятельности международных консорциумов;

• отсутствием технологии управления интеграцией российских научных групп в систему европейского трансфера знаний.

Степень разработанности проблемы.

Проблемы социальных взаимоотношений в научном сообществе, управления научными коллективами, международного научно-технологического сотрудничества и трансфера знаний изучались многими российскими и зарубежными исследователями.

Особого внимания заслуживают работы Р. Мертона, которого принято считать основоположником институциональной социологии науки, и его последователей (Б.Барбер, Н. Сторрер и другие).1.

У Р. Мертона совокупность императивов в науке рассматривается как категория постоянная, не подверженная изменениям под влиянием.

1 Merton, R.K. The sociology of science: theoretical and empirical investigations / R.K. Merton, ed. N. Storer. -Chicago: The University of Chicago Press, 1973. — 605 p.- Merton, R.K. The Matthew effect in science, II: cumulative advantage and the symbolism of intellectual property//ISIS. — Vol. 79. — 1988. — P. 606−623. Barber, B. Science and the social order / B. Barber. — N.Y.: Glencoe III: Free Press, 1952. — 288 p.- Сторер, H. Социология науки /Н. Сторер // Американская социология. — М.: Прогресс. — 1972. — С. 248−264. процессов, происходящих в жизни общества в целом. В то же время когнитивная социология Т. Куна транслирует несколько иное понимание # науки и допускает качественные изменения социально-ценностных норм в зависимости от социальных условий, а также расширяет их содержательные рамки в целом.2.

В исследовании нашли отражение работы Х. Закерман, У. Хэгстрома по проблематике социального признания в научном сообществеД. Крейн, Д. Прайса, Дж. Бернала, развивавших теории коммуникаций в научном сообществе, и в частности, разработанная Д. Прайсом и Дж. Берналом концепция «невидимого колледжа» .3.

Для изучения организационно-управленческих механизмов в научном Ф сообществе значимыми являются исследования в области управления научными коллективами, организации и мотивации научной деятельности, представленные в трудах А. А. Зворыкина, Т. З. Козловой, А. Г. Кузнецова, Р. Г. Саундерса, В. М. Эндрюс, а также работы по управлению коммуникациями в организациях П. Друкера, Э. Мэйо, Ф.Тэйлора.4.

Исследования проблематики кросс-культурных различий и организационно-управленческих особенностей развития национальных научных сообществ нашли в трудах Д. Хесса, Л. Любрано, П. Диккинсона,.

2 Кун, Т. Структура научных революций/ Т. Кун. — М: Прогресс, 1977. — 288 с.

3 Hagstrom, W.O. The scientific community/ W.O. Hagstrom. — N.Y.: Basic books, 1965. — 304 p.- Zuckerman, H. The sociology of scientific knowledge/ H. Zuckerman// The handbook of sociology. — Newbury Park, CA: Sage. -1988. — P.511−574- Crane, D. Invisible college: diffusion of knowledge in scientific communities/ D. Crane. -Chicago: University of Chicago Press, 1972. — 213 p.- Price, D.J. Collaboration in an invisible college/ D.J. Price, D. Beaver// American psychologist. — 1966. — № 21. P. 1011−1018. Bernal, J.D. The social function of science/ J.D. Bemal. — London: G. Routledge & sons ltd., 1939. — 482 p. ф 4 Научный коллектив: опыт социологического исследования: сб. ст./ Отв. ред. А. А. Зворыкин. — М.: Наука,.

1980. — 119 е.- The management of scientists/ Ed. E. Mendesohn, A. Roe, R.G. Saunders and others. — BostonBeacon Press, 1964. — 143 p.- Andrews, F.M. Social and psychological factors which influence the creative process/ F. M. Andrews//Perspectives in creativity. — Chicago: Aldine Publishing Co. — 1975. — P. 117−145. Друкер, П. Энциклопедия менеджмента/ П. Друкер. — М.: Вилямс, 2004. — 432 с. — ISBN 5−8459−0588−5- Тейлор, Ф. У. Принципы научного менеджмента/ Ф. У. Тейлор. — М.: Контроллинг, 1991 — 104 с.-Управление — это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд./ Отв. ред. Г. Л. Подвойский — М.: Республика, 1992. -349 с.

Р.Каплинского, А. Хофмана и др.5 Большое значение для понимания многосторонних процессов интеракции так называемых западной и восточной научно-технологических сфер в условиях переходного периода в Новых Независимых Государствах имеют работы Р. М. Белла, Д. Дайкера, С. Радошевича, А. Кеннэвэя, JL Гохберга и др.6 Изучению вопросов грантовой поддержки исследований в российском научном сообществе посвящены труды Г. С. Батыгина, И. Г. Дежиной, А. В. Юревича и других.

Проблематика феномена и значения науки в современном обществе в процессе его трансформации от общества индустриального к информационному рассматривается в работах JI. Туроу, B.JI. Иноземцева, Д. Белла, А. И. Ракитова, А. В. Юревича, И. П. Цапенко, Дж. Диккинсона, Дж. Бена-Дэвида, Е. З. Мирской и других.8.

5 Hess, D.J. Science and technology in a multicultural world. The cultural politics of fact and artefacts/ D.J. Hess. -N.Y., Chichester: Columbia University Press, 1995. — 311 p.- Dickinson, J.P. Science and scientific researchers in modern society/ J.P. Dickinson. — Paris: UNESCO, 1986. — 254 p.- Lubrano, L. Scientific collectives: behaviour of soviet scientists in basic research/ L. Lubrano// The social context of Soviet Science. — Boulder, Colo: Westview Press. — 1980. — P. 101−136. Kaplinsky R. TNCs and the Transfer of New Management Practices to Developing Countries/ R. Kaplinsky, A. Hoffman. — SPRU: Mimeo, 1992.

6 Foreign direct investment and technology transfer in the former Soviet Union./ Ed. D.A. Dyker. — Cheltenham: Edward Elgar, 1999. — 212 p.- Bell, R. M. Technology imports and the dynamic competitiveness of Brazilian industry and the need for new approaches to management and policy/ R. M. Bell., J. Cassiolato// A Report for the Estudi da Competitidade da Industria Brasiliera. — SPRU: Mimeo, 1993. Kennaway, A. Toward a rational philosophy for science & engineering in the former Soviet Union. Collected Writings 1990;2000/ A. Kennaway. -Camberley: Conflict Studies Research Centre. — 15 p. — ISBN 1−903 584−10−8. Gokhberg, L. Research and development in Russia: trends of the 1990s/ L. Gohberg, L. Mindeli. — M.:CSRS, 1996. — 39 p.

7 Батыгин, Г. С. Невидимая граница: грантовая поддержка и реструктурирование научного сообщества в России/ Г. С. Батыгин// Науковедение. — 2000, — № 4. — С. 67−79. Дежина, И. Г. Финансирование российской науки: новые формы и механизмы/ И.Г. Дежина// Вопросы экономики. — 1996 — № 10. — С. 78−89. Дежина, И. Г. Зарубежные программы и фонды в российской науке: динамика развития (1993;1996г.г.)/ И.Г. Дежина// Общество и экономика. — 1996, — № 7. — С. 67−77. Юревич, А. В. Умные, но бедные: ученые в современной России / А. В. Юревич. — М.: Издат. центр науч. и учеб. программ, 1998. — 201 с. sThurow, L. Creating wealth: the new rules for individuals, companies, and countries in a knowledge-based economy/ L. Thurow. — London: Nicholas Brealey, 1999. — 301 p.- Иноземцев, B.A. Наука, личность и общество в постиндустриальной действительности/ B.A. Иноземцев// Российский химический журнал. — 1999. — № 6 -С. 48−52. Cozzens, S.E. Science, government and the politics of knowledge/ S.E. Cozzens, E.J. Woodhouse// Handbook of science and technology studies. — N. Y: Sage Publications Inc. — 1995. — P. 533−553. Bell, D. The Coming of post-industrial society. A venture in social forecasting/ D. Bell. — N.Y.: Basic Books Inc., 1999. -507 p.- Ракитов, А. И. Наука в эпоху глобальных трансформаций/ А.И. Ракитов// Свободная мысль. — 1997. -№ 7 — С. 56−69. Юревич, А. В. Мифы о науке/ А. В. Юревич, И. П. Цапенко // Вопросы философии. — 1995. -№ 9. — С. 59−68. Dickinson, J.P. Science and scientific researchers in modern society/ J.P. Dickinson. — Paris: UNESCO, 1986. — 254 p.- Ben-David, J. The scientist’s role in society: a comparative study/ J. Ben-David. -Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall., 1971. — 207 p.- Mirskaya, E. Russian academic science today: its societal standing and the situation within the scientific community/ E. Mirskaya// Social Studies of Science. — 1995. -Vol.25, № 4 — P. 705−725. Мирская, Е. З. Российские академические ученые в зеркале социологии науки [Электронный ресурс] / Е.З. Мирская// Отечественные записки. — 2002. — № 7. Web-мастер F.S. Constructor. -Режим доступа: http://www.strana-oz.ru/?numid=8&article=412. свободный. — Загл. с экрана.

Таким образом, на настоящее время насчитывается значительное число исследований, посвященных развитию международного сотрудничества в области научно-технологических разработок и трансфера знаний. Тем не менее, анализ социальных трансформаций в российском научном сообществе в процессе участия в европейских научно-технологических проектах и их обобщение с целью разработки социальной технологии управления интеграцией российских научных групп в систему европейского трансфера знаний не проводился. Это определило выбор темы, объекта и предмета диссертационного исследования.

Объект исследования.

Объектом исследования являются научные группы с опытом участия в международных программах ЕК. В качестве научной группы с опытом участия в международных программах ЕК определяется научный коллектив, который имеет опыт подготовки предложений по международным проектам или участия в международных проектах ЕК.

Предмет исследования.

В качестве предмета исследования выступает технология управления интеграцией российского научного сообщества в систему европейского трансфера знаний, представляющая собой алгоритм и принципы управления участием российских научных групп в научно-технологических программах ЕК.

Цель и задачи исследования

.

Основной целью исследования является разработка социальной технологии управления интеграцией российского научного сообщества в систему европейского трансфера знаний.

Реализация цели потребовала постановки и решения следующих задач: 1. Выявить соответствие направлений научно-технологического развития ЕС приоритетам развития российского научного сообщества.

2. Определить организационно-управленческие особенности реализации научно-технологических разработок в российском и европейском сообществах.

3. Выявить спектр изменений социально-культурного и организационно-управленческого характера в российском научном сообществе в процессе участия его научных групп в европейских научно-технологических программах.

4. Разработать алгоритм и принципы управления интеграцией российских научных коллективов в систему европейского трансфера знаний.

Теоретическая и методологическая основа исследования.

Диссертационное исследование основано на ряде теорий институциональной социологии науки, теории трансфера «soft technologies» в рамках международного сотрудничества, теории накопления преимуществ в науке.

В основу исследования легли работы Р. Мертона и, в частности, положения его мотивационно-ценностной концепцииего последователей (Б. Барбера, Н. Сторера).

Важной частью методологической базы стали научные взгляды, методы и подходы к исследованию коммуникаций в научном сообществе, разрабатываемые Д. Прайсом, Дж. Берналом, Д. Крейн, Д. Хоэлзом, А. Мидоус, сформулированные в теориях «невидимого колледжа» и формирования группы «привратников» в научном сообществе.

В работе также отражены идеи и методы, разрабатываемые в области управления научными коллективами, представленные в трудах Р. Саундерса, С. Конвэя, Р. Форрестера, Ф. Эндрюса, А. Зворыкина, в частности, развиваемые ими подходы к мотивации научной деятельности, теории институционального изоморфизма, формирования «знание-интенсивных» организаций.

Методы исследования.

Ш Основными методами исследования являются качественные методы. В процессе диссертационного исследования было проведено углубленное интервью с российскими и европейскими экспертами в области международного сотрудничества. В рамках экспертного интервью собран уникальный материал, позволяющий выявить проблемы интеракций российского и европейского научных сообществ на начальных стадиях развития международного сотрудничества и провести их многосторонний анализ. В работе также используются метод включенного наблюдения, анализ документов ЕК, UNESCO, OECD и результатов существующих щ социологических исследований.

Эмпирическая база исследования.

В качестве поля исследования выступает научное сообщество Приволжского Федерального Округа, представляющего собой российский регион с крупным научно-промышленным комплексом с преобладанием научных организаций и промышленных предприятий, в прошлом решающих задачи ВПК. Эмпирическая база исследования включает также оценки европейских экспертов, имеющих значительный опыт сотрудничества с российскими научными группамианалитические отчеты ЕК, UNESCO, OECD, ВЦИОМ, Министерства образования РФ.

В процессе углубленного двухстороннего интервью было опрошено 15 представителей российских научных групп с опытом международного сотрудничества и 8 европейских экспертов с опытом сотрудничества с 9 российскими научными группами из Университета Сассекса, Британского Королевского Центра Стратегических Исследований, Университета Оксфорда, Британского Министерства Международного Развития, соответствующих структур административно-управленческого аппарата Европейского Союза (программа TACIS, Innovation programme).

Уникальный эмпирический материал и опыт были аккумулированы в результате выполнения и координирования диссертантом проектов ЕК, направленных на содействие интеграции российских научных групп в европейские научно-технологические программы.9 Часть исследования была проведена в Университете Оксфорда под руководством Доктора Роя Джайлза в рамках стипендии Chevening Scholarship Министерства Иностранных Дел Великобритании и Института Отрытое Общество, присужденной диссертанту в 2001 году в результате всероссийского конкурса, и в Университете Роскильде, Дания.

Научная новизна исследования.

1. Выявлены возможности равноправного (с сохранением прав интеллектуальной собственности) вовлечения российских научных групп в европейское научно-технологическое сотрудничество и коммерциализации российских разработок на европейском рынке.

2. Определены особенности российской системы реализации научно-технологических разработок в сравнении с западной.

3. Разработана методологическая база анализа социальных трансформаций в российском научном сообществе в результате участия в международных программах ЕК в контексте изменения сущности феномена научной деятельности в информационном обществе и характера коммуникаций научных групп в условиях функционирования международных консорциумов.

4. Установлены тенденции изменения феномена научной группы в результате ее деятельности в процессе международного сотрудничества.

9 ENRIN (N 29 591) — Создание сети региональных информационных центров по научному и технологическому сотрудничеству в области информационных технологий (1998;2000гг.) — Idealist-East (N 977 122) — Распространение информации и передача европейского опыта по участию в программе Технологии информационного общества в Восточной Европе (1998;2000гг.) — ADMIRE-P (IST-2001;35 449) -Создание многоуровневой сети для развития научного сотрудничества в области информационных и коммуникационных технологий между Европейским Союзом и Приволжским Федеральным ОкругомSITE (4 123) — Сибирские технологии и Европа. и.

5. Разработана социальная технология, представляющая алгоритм и принципы управления интеграцией российских научных коллективов в систему европейского трансфера знаний в рамках научно-технологических программ ЕК.

Положения, выносимые на защиту.

1. Соответствие направлений научно-технологического развития ЕС приоритетам развития российского научного сообщества обеспечивает возможность интеграции российских научных групп в систему европейского трансфера знаний, которая необходима для коммерциализации российских научно-технологических разработок на европейском рынке.

2. Успешность интеграции российского научного сообщества в систему европейского трансфера знаний требует преодоления ряда особенностей российской системы реализации научно-технологических разработок: уравнительное государственное финансирование в отличие от борьбы за гранты в западной системебюрократическая организация деятельности в сравнении с эдхократическойпревалирование административных рычагов в конкуренции за финансирование проектов над научными критериями.

3. Анализ уникального эмпирического материала позволяет выявить новые характеристики интеракций российских и европейских научных коллективов в процессе научно-технологического сотрудничества с позиции двух сторон: как российской, так и европейской. К ним, в частности, относятся: приобретение новых знаний и профессиональных навыков коммуникации и представления разработок в международном консорциуме старшим поколением научных кадровформирование мотиваций для занятия научной деятельностью молодыми исследователямиформирование новой категории специалистов — администраторов (менеджеров) по международному сотрудничествусоциальная дивергенция в российском научном сообществе.

4. Процесс международного сотрудничества привел к новым тенденциям в деятельности научной группы: расширение функций и изменение структуры научного коллективаприобретение нового социального статуса в организации и научном сообществе.

5. Представленная в рамках исследования социальная технология обеспечивает конструктивную поэтапную интеграцию российских научных групп в научно-технологические программы ЕК и позволяет нейтрализовать возможные негативные последствия (такие, как «утечка мозгов»), максимально использовать преимущества участия российских научных групп в международном трансфере знаний.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Теоретическая значимость работы определена исследованием социальных трансформаций в российском научном сообществе в новых условиях интеграции в систему европейского трансфера знаний. Данные трансформации изучаются в контексте организационно-управленческих и социально-культурных дифференциаций российского и европейского сообществ, сложившихся в результате особенностей их социально-экономического развития. Это позволяет выявить существующие проблемные стороны участия российских научных групп в международных научно-технологических программах и разработать новые организационно-управленческие подходы для обеспечения их конструктивной интеграции в систему европейского трансфера знаний. В результате исследования сформулирована совокупность теоретических положений, определяющих методологическую базу управления интеграцией российского научного сообщества в систему европейского трансфера знаний.

Практическая значимость исследования определяется использованием социальной технологии управления участием российских научных групп в международных научно-технологических проектах с целью коммерциализации российских разработок на европейском рынке. Разработанная в рамках исследования социальная технология уже применяется в Приволжском и Сибирском Федеральном Округах в рамках проектов Европейской Комиссии ADMIRE-P и SITE. Ее реализация позволяет нейтрализовать возможные негативные последствия и стимулировать развитие позитивных трансформаций в научном сообществе России в результате участия российских научных групп в международных научно-технологических программах ЕК. Результаты диссертационного исследования также будут использованы в учебном процессе для разработки курса лекций по специальностям «Социология управления» и «Социология науки».

Результаты исследования показали, что успешность интеграции российского научного сообщества в систему европейского трансфера знаний требует преодоления ряда особенностей российской системы реализации научно-технологических разработок, к которым, в частности, относятся уравнительное государственное финансирование в отличие от борьбы за гранты в западном научном сообществебюрократическая организация деятельности в сравнении с эдхократическойпревалирование административных рычагов в конкуренции за финансирование проектов над научными критериями.

Анализ процессов интеграции российских научных групп в систему европейского трансфера знаний на основе уникального эмпирического материала, собранного в рамках исследования в процессе «двухстороннего» экспертного интервью, выявил новые характеристики интеракций российских и европейских научных коллективов. К ним, в частности, относятся приобретение новых знаний и профессиональных навыков коммуникации и представления разработок в международном консорциуме старшим поколением научных кадровформирование мотиваций для занятия научной деятельностью молодыми исследователямиформирование новой категории специалистов — администраторов (менеджеров) по международному сотрудничеству. Процесс международного сотрудничества российских научных групп также обусловил появление новых тенденций в деятельности научных коллективов, таких как расширение их функций и изменение структуры, приобретение нового социального статуса в организации и научном сообществе. Данные изменения оказывают неоднозначное влияние на развитие российского научного сообщества, вызывая возникновение конфликтных ситуаций.

В рамках исследования были выявлены возможные конфликтные ситуации взаимодействия российского и европейского научных сообществ. Они формируют круг проблем, решение которых необходимо для обеспечения успешного привлечения российских научных групп в научно-технологические программы ЕК. К ним, в частности, относятся:

• обеспечение профессиональными административно-управленческими кадрами для реализации международного трансфера знаний;

• формирование у российских исследователей понимания социально-культурных особенностей международного сотрудничества;

• сглаживание информационной изолированности российских научных групп;

• обеспечение грамотного PR и трансляции успешных результатов участия в международных проектах.

Практическое решение данных проблем обеспечивается применением разработанной в рамках исследования социальной технологии управления интеграцией российского научного сообщества в систему европейского трансфера знаний, которая представляет собой алгоритм и принципы управления участием российских научных групп в научно-технологических программах ЕК.

Сущность данной социальной технологии заключается в создании и оперировании многоуровневой сети региональных центров и контактных точек по программах ЕК в организациях со значительным научно-технологическим потенциалом. Она включает три основных направления деятельности: тренинг административно-управленческих кадров по международному сотрудничеству, организацию российско-европейских партнерских сессий и помощь российским научным группам в подготовке предложений для участия в программах ЕК. Данная социальная технология была применена в Приволжском Федеральном Округе, «периферийном» российском регионе, обладающем, с одной стороны, высоким научно-технологическим потенциалом, а с другой стороны, характеризующемся значительной степенью информационно-коммуникационной изолированности в сфере международного научно-технологического сотрудничества.

Реализация социальной технологии управления интеграцией российских научных групп в систему европейского трансфера знаний позволяет нейтрализовать возможные негативные последствия деятельности международных научно-технологических программ в России и максимально использовать преимущества участия российских исследователей в таких программах. Создание необходимой организационно-управленческой и социально-культурной среды для участия в программах ЕК обеспечивает благоприятные условия для развития научных разработок и трансфера российских технологий на международный рынок. Разработанная социальная технология может быть использована в других российских регионах с высоким научно-технологическим потенциалом для международного сотрудничества.

Участие российских научных коллективов в европейских научно-технологических программах обеспечивает значительные инвестиционные вливания в российскую экономику посредством трансфера технологий, знаний и опыта, финансовой поддержки развития науки в форме грантов для исследователей и предоставления оборудования в рамках реализации совместных научно-технологических проектов ЕК. При этом российским научным группам предоставляются возможность сохранения интеллектуальной собственности на результаты научно-технологических разработок в рамках программ ЕК и перспективы их коммерциализации на европейском рынке после окончания проектов. Это обеспечивает комфортные условия для реализации российскими научными коллективами научно-технологических разработок и их высокий социальный статус в российском сообществе, что значительно снижает вероятность межсекторной миграции и «утечки мозгов» за рубеж. Таким образом, становится возможным процесс укрепления российской науки за счет зарубежных финансовых источников.

Заключение

.

В информационном обществе, основанном на знаниях, наука и наукоемкие технологии являются одним из основных рычагов социально-экономического развития. В условиях конкуренции с Японией и США на мировом рынке Европейский Союз реализует комплексную политику по развитию и коммерциализации научно-технологических разработок посредством трансфера знаний. Основным инструментом европейского трансфера знаний являются Рамочные Программы, которые также открыты для участия российских научных групп.

Интеграция российских научных коллективов в европейскую систему трансфера знаний может быть рассмотрена в качестве одного из наиболее перспективных путей сохранения и развития российской науки. Участие в научно-технологических проектах ЕК открывает перед российскими научными коллективами возможности коммерциализации их разработок на европейском рынке с сохранением прав интеллектуальной собственности и международного сотрудничества «без утечки мозгов» .

С одной стороны, европейское и российское научные сообщества принадлежат к одному институту — институту науки, и поэтому для них характерен идентичный набор императивов науки. Тем не менее, сотрудничество российских и европейских научных групп в рамках научно-технологических проектов ЕКэто процесс взаимодействия двух различных сообществ, для которых характерна своя совокупность социально-ценностных установок. Поэтому для российского научного сообщества процесс интеграции в систему европейского трансфера знаний характеризуется рядом социально-культурных трансформаций. В рамках исследования была разработана методологическая база анализа данных трансформаций в российском научном сообществе в контексте изменения сущности феномена научной деятельности в информационном обществе и характера коммуникаций научных групп в условиях функционирования международных консорциумов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А. Н. Структура и динамика научно-технического потенциала России/ А. Н. Авдулов, A.M. Кулькин. М.: ИСА РАН, 1996. — 320 с. -ISBN 5−901 006−23−2.
  2. , А.Н. О показателях развития науки (классификация и оценка)/ А. Н. Авдулов, A.M. Кулькин // Вестник РФФИ. 1997. -№ 4 (10). — С. 46−59.
  3. , А.Г. Миграция научных кадров: мифы и реальность/ А. Г. Аллахвердян, А.В. Юревич// Материалы Годичной научной конференция ИИТЕ РАН. М.: Янус-К, 1997. — ч.1, С. 117−121.
  4. База данных профайлов проекта ADMIRE-P Электронный ресурс./ Проект ADMIRE-P- Web мастер Николь Дрот. Режим доступа: http://www.singleimage.co.uk/admire-p/partnersearch.phD. свободный.
  5. , Е.В. Как сохранить интеллектуальный потенциал России?/ Е. В. Балацкий, Ю.П. Богомолов// Вестик РАН. 1993. — Т63, № 6. — С. 491−497.
  6. , Г. С. Невидимая граница: грантовая поддержка и реструктурирование научного сообщества в России/ Г. С. Батыгин// Науковедение 2000 — № 4. — С. 67−79.
  7. ВПК в субъектах федерации Электронный ресурс./Телекоммуникационная сеть ВПК- Web мастер Администратор ТС ВПК. Режим доступа: http://ts.vpk.ru, свободный. — Загл. с экрана.
  8. JI. Подготовка управленческих кадров в сфере инновационного менеджмента/ Л. Гохберг, Н. Ковалева//Человек и труд. 2001. — № 5. -С.75−77.
Заполнить форму текущей работой