Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Управление учреждениями медико-социальной реабилитации детей раннего возраста на основе социального партнерства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты диссертационной работы обсуждены и доложены: на региональной конференции «Фармакоэкономика» в научных исследованиях и практическом здравоохранении (г. Курск, 2003 г.) — региональной конференции «Достижения, проблемы и перспективы экономики и управления здравоохранением (г. Курск, 2003 г.) — региональной конференции, посвященной 10-летию факультета экономики и управления… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ ВТОРОЙ РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ

Управление учреждениями медико-социальной реабилитации детей раннего возраста на основе социального партнерства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Одной из острейших проблем, обусловленных сложившейся социально-экономической и политической ситуацией в России, стал рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Наша страна сегодня переживает третью (после Гражданской и Великой Отечественной войн) волну социального сиротства. Данная ситуация является критической и ставит под угрозу вопрос сохранения генофонда страны, ее интеллектуального и трудового потенциала.

Учитывая большое число детей, лишенных родительского попечения, и наличие негативных тенденций, ограничивающих возможности их устройства в семьи (социально-экономическое положение в страненизкий материальный уровень потенциальных усыновителей, опекунов, попечителейпроблемы с выплатой пособий на усыновленных детейнедостаточная информированность населения о возможности взять ребенка на воспитание в семью и т. д.), определение детей, оставшихся без попечения родителей, в государственные учреждения остается одной из форм социальной защиты.

Особая роль среди этих учреждений отводится домам ребенкаучреждениям медико-социальной реабилитации детей раннего возраста, предназначенным для воспитания и оказания медико-социальной помощи детям от 0 до 4 лет. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 449 домов ребенка, в которых воспитывается свыше 19 тыс. малышей1.

Учреждения медико-социальной реабилитации детей раннего возраста имеют большое социально-экономическое значение. Дом ребенка (ДР) обладает высоким восстановительным потенциалом, т.к. при условии проведения в первые годы жизни полноценной реабилитации воспитанника, имеющего значительные отклонения в состоянии здоровья, обеспечивается возможность.

1 Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации». — Режим доступа к изд.: http://www.sirotstvo.ni/coininents/report.htin#4. — Систем, требования: IBM PCInternet Explorer. коррекции нарушений (вплоть до полного выздоровления) и приобретения в более позднем возрасте полноценного, работоспособного, социально-адаптируемого члена общества.

В настоящее время дома ребенка сталкиваются с серьезным спектром проблем: недостаточное финансирование, приводящее к снижению эффективности деятельностинерациональность системы ресурсообеспечениясоциальная инертность общества к проблемам детского учреждения и др. Данная ситуация незамедлительно сказывается на здоровье, качестве реабилитации и уровне жизни воспитанников и требует адаптации управления домом ребенка к новым условиям хозяйствования на основе социального партнерства.

В сложившейся ситуации для учреждения медико-социальной реабилитации детей раннего возраста концепция управления, основанная на технологиях взаимодействия различных социальных организаций, становится важным фактором стратегического социально-экономического развития. Социальное партнерство в данном случае выступает как системообразующий фактор управления, инструмент стратегического планирования и обеспечения комплексного развития учреждения, формирования новых цивилизованных отношений между детским учреждением, органами местного самоуправления, территориальными хозяйствующими субъектами и населением, основанных на консенсусе интересов.

Управление домом ребенка на основе социального партнерства подразумевает формирование особого типа социально-экономических отношений в регионе, базирующихся на принципе равноправного сотрудничества партнеров с целью обеспечения оптимального баланса и реализации их основных интересов в области решения социально значимых проблем детского учреждения.

Вместе с тем в отечественной литературе не выявлено исследований, позволяющих концептуально обосновать подходы к управлению домом ребенка с позиций социальных технологий.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена: во-первых, стратегическим значением решения социальных проблем домов ребенка для развития российского обществаво-вторых, необходимостью повышения социально-экономической эффективности управления учреждениями медико-социальной реабилитации детей раннего возрастав-третьих, важностью разработки научно-обоснованной системы управления домом ребенка на основе социального партнерства.

Степень изученности темы. Особенности и перспективы социального партнерства как особой формы регулирования отношений в условиях российского общества все чаще становятся предметом изучения отечественных научных коллективов.

Формирование научного понимания содержания социального партнерства широко представлены в работах A.M. Бабич, В. В. Комаровского, А. К. Мишина, В. А. Михеева, Л. М. Павловой, Г. Ю. Семигина и др. Авторское видение основ социального партнерства выражено в работах С. Ю. Белякова,.

A.В. Соловьева, С. Шишкарева.

В научной литературе достаточно широко анализируется потребность в оптимизации форм и методов социально-партнерских отношений применительно к различным сферам и отраслям экономики и социологии (Ю.А. Бойко, Т. А. Бородина, П. В. Исаев, М. И. Либоракина, Л. С. Никонова,.

B.Н. Якимец).

Различные аспекты управления, основанного на социально-партнерских отношениях, рассматриваются в публикациях И. Андроновой, С. Ю. Белякова, О. Ф. Бойковой, М. А. Будановой, О. Б. Гончаровой, Н. А. Поздняковой, М. М. Халушакова.

Значимыми для разработки представленной темы являются труды.

C.С. Лебедевой и Л. М. Маневцовой, в которых предложены механизмы управления дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства.

Для диссертационного исследования представляют интерес монографии и статьи белгородских авторов, посвященные проблемам управления социальной сферой (В.П. Бабинцева, А. А. Гармашева, С. Н. Жиряковой, В. Н. Потрясаева, Е. С. Савченко, Г. Ф. Ушамирской).

Тем не менее, малоизученными являются вопросы, связанные с механизмами поддержки социальных организаций, участвующих в социально-партнерских отношениях. Нуждаются в изучении вопросы формирования систем социально-экономического управления учреждениями различного типа на основе социального партнерства.

Сегодня в качестве критерия устойчивого развития и оптимизации управления домом ребенка возможно, на наш взгляд, использование технологий социального партнерства, выступающих в качестве системообразующего фактора в управлении домом ребенка и открывающих дополнительные возможности привлечения финансовых средств для стабилизации деятельности детского учреждения.

В связи с этим актуальность темы и степень ее проработанности в научной литературе дают основание для формулировки основной проблемы исследования. Она определяется противоречием между необходимостью повышения эффективности управления учреждением медико-социальной реабилитации детей раннего возраста в современных условиях и недостаточностью научного обоснования этой деятельности в рамках существующих социологических концепций.

Другими словами, речь идет о низкой результативности управления домами ребенка, вызванной отсутствием системной концепции социального управления детскими учреждениями в современных условиях хозяйствования.

Объект исследования — организация медико-социальной реабилитации детей раннего возраста на региональном уровне.

Предмет исследования — управление учреждениями медико-социальной реабилитации детей раннего возраста.

Целью исследования является разработка системы управления учреждениями медико-социальной реабилитации детей раннего возраста на основе социального партнерства.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

— разработка концепции управления домом ребенка на основе социального партнерства;

— диагностика медико-социального потенциала дома ребенка;

— обоснование системы социального партнерства в управлении домом ребенка.

Основная гипотеза исследования заключается в трех взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга предположениях:

— во-первых, дома ребенка можно рассматривать как начальный этап процесса медико-социальной реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Следовательно, от эффективности их деятельности во многом зависит полнота и качество реабилитации детей, сохранения их интеллектуального и трудового потенциала;

— во-вторых, в предположении о том, что своевременная диагностика социально-экономического потенциала учреждения медико-социальной реабилитации детей раннего возраста, проведенная на основании разработанных социальных технологий, способствует определению стратегических направлений деятельности ДР и повышению ее эффективности;

— в-третьих, в предположении о том, что оптимизация деятельности дома ребенка возможна с помощью создания особого типа социально-экономических отношений на региональном уровне, формирования системы управления детского учреждения на основе социального партнерства с территориальными субъектами хозяйствования.

Методологические основы исследования.

Теоретико-методологической основой исследования явились теории управления и труды ведущих социологов и ученых в области управления:

— стратегии управления развитием социальных процессов на основе социального партнерства в работах С. С. Лебедевой, Л. М. Маневцовой, В. Н. Якимец;

— теоретическое и эмпирическое обоснование технологий социального управления в научных трудах В. Г. Афанасьева, Л. Я. Дятченко, В. Н. Иванова, К. Поппера.

Исследование строилось на основе парадигмы системного подхода, разработанной Л. Берталанфи и его последователями.

В процессе исследования использовались следующие методы: социологические (структурно-функциональный анализ, опрос, анализ документов) — стратегического управления (STEPи SWOT-анализы), экономико-математические (сравнения, группировки, вариационной статистики, ранжированиякорреляционно-регрессионный, нормативный, стоимостной).

Эмпирической базой исследования послужили следующие материалы:

— статистические данные, характеризующие социально-экономическое состояние юго-западного района Центрального федерального округа;

— нормативно-правовые документы и документы внутренней отчетности домов ребенка 4-х областей юго-западного района Центрального федерального округа (гг. Курска, Белгорода, Брянска, Орла) за период с 1999 по 2005 гг.;

— результаты выборки данных свыше 250 историй болезней воспитанников 4-х областных домов ребенка;

— результаты социологического исследования, направленного на изучение общественного мнения по проблемам детского сиротства, проведенного автором в период с февраля по май 2006 г. среди различных половозрастных, социальных и профессиональных групп населения г. Курска. Исследование проводилось в четырех районах города и предусматривало анкетный опрос, который осуществлялся посредством многоступенчатой выборки (метод районирования, метод сплошной выборки, метод серийной выборки). Выборочная совокупность составила 600 респондентов;

— вторичный анализ результатов исследований социологов, изучающих проблемы управления в социальной сфере.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— концептуально обоснованы и апробированы технологии диагностики социально-экономического потенциала учреждения медико-социальной реабилитации детей раннего возраста, способствующие определению стратегических направлений деятельности дома ребенка и повышению ее эффективности;

— сформирована система управления дома ребенка на основе социального партнерства, включающая модель социально-экономических отношений детского учреждения, модель управления ресурсообеспечением детского учреждения, комплекс социально-информационных технологий формирования социально-коммуникативной среды дома ребенка.

Положения, выносимые на защиту:

1. Разработана концепция управления домом ребенка, включающая комплексный анализ проблем детского учрежденияприменение технологий диагностики его социально-экономического потенциалаформирование системы управления на основе социального партнерства, предполагающей обеспечение конструктивного взаимодействия между региональными социальными институтами, хозяйствующими субъектами и населением на основе консенсуса интересов с целью повышения эффективности деятельности дома ребенкаразработку и внедрение социальных механизмов адаптации управления учреждением к новым условиям хозяйствования.

2. Технология диагностики социально-экономического потенциала учреждения медико-социальной реабилитации детей раннего возраста предполагает аудит деятельности дома ребенка с позиции системного подходаанализ факторов макрои микросреды учреждения, в том числе потребителей услуг, поставщиков ресурсов, контактных аудиторий и государственного регулированияоценку внутреннего потенциалаSWOT-анализ, выявление возможностей и угроз внешней среды, а также сильных и слабых сторон дома ребенкаанализ потенциала учреждения и обоснование основных стратегических направлений деятельности.

3. Система управления домом ребенка на основе социального партнерства позволяет скоординировать взаимодействие детского учреждения, областных органов власти, органов управления здравоохранением, учреждений здравоохранения, хозяйствующих территориальных субъектов, а также населения области в единый вектор с целью оптимизации управления домом ребенка как учреждения высокой социальной значимости. Данная система позволяет выстроить принципиально новые социально-экономические отношения дома ребенка, оптимизировать его ресурсообеспечение, способствует формированию социально-коммуникативной среды детского учреждения.

Практическая значимость результатов исследования.

Практическая значимость исследования заключается в разработке конкретных социально-управленческих технологий и механизмов, направленных на повышение эффективности деятельности домов ребенка.

Результаты исследования могут быть востребованы:

S региональными и муниципальными органами управления здравоохранения:

• технология диагностики социально-экономического потенциала дома ребенка — с целью мониторинга функционирования детского учреждения, выявления проблемных зон в деятельности, формирования стратегии развития, осуществления стратегического планирования с учетом имеющихся возможностей внешней и внутренней сред учреждения;

• модель ресурсообеспечения — при организации процесса снабжения ресурсами, привлечения внебюджетных источников финансирования, перераспределения финансовых средств, формировании структурного подразделения (тендерной службы) на базе органа управления здравоохранением;

• нормативы потребления лекарственных средств, продуктов питания, мягкого инвентаря, а также финансовых средств — при планировании финансовых затрат детского учреждения, определения потребности в финансовых ресурсах на следующий год, обоснования объема и контроля поставок ресурсов и т. д.- S органами местного самоуправления, территориальными хозяйствующими субъектами, общественными организациями, фондамипри формировании договорных отношений на основе социального партнерстванаселением области — при получении информации о деятельности дома ребенка, его воспитанниках, возможностях усыновления, патронажа или оказания помощи (с помощью сайта дома ребенка и материалов информационно-рекламного характера) — собственно учреждениями медико-социальной реабилитации детей раннего возраста — с целью оптимизации социальной, управленческой, финансовой, снабженческой, рекламно-информационной деятельности;

S высшими и средними учебными заведениями — при подготовке и реализации учебных курсов: «Менеджмент в здравоохранении», «Маркетинг в здравоохранении», «Социология управления», «Исследование систем управления», «Управленческое прогнозирование». Апробация работы.

Результаты диссертационной работы обсуждены и доложены: на региональной конференции «Фармакоэкономика» в научных исследованиях и практическом здравоохранении (г. Курск, 2003 г.) — региональной конференции «Достижения, проблемы и перспективы экономики и управления здравоохранением (г. Курск, 2003 г.) — региональной конференции, посвященной 10-летию факультета экономики и управления здравоохранением КГМУ (г. Курск, 2003 г.) — региональной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения заслуженного деятеля науки РСФСР, чл.-кор. АМН СССР, проф. Г. Е. Островерхова (г. Курск, 2004 г.) — на сессии Центрально-Черноземного научного центра РАМН, посвященной 70-летию КГМУ г. Курск. 2005 г.) — на межвузовских научных конференциях студентов и молодых ученых (г. Курск, 2003;2007 гг.).

На основе проведенных исследований разработаны и внедрены:

На федеральном уровне:

Методические материалы по совершенствованию деятельности домов ребенка Российской Федерации. Письмо Управления организации медицинской помощи матерям и детям Министерства здравоохранения РФ № 13−8 / 49 от 17.02.2003 г.

На уровне субъекта РФ:

Методические материалы к мониторингу деятельности учреждений медико-социальной реабилитации детей. Акт внедрения Комитета здравоохранения Курской области № 38−96/ 176 от 24.10.2003 г.

Методический подход к определению потребности в финансовых ресурсах учреждений медико-социальной реабилитации детей. Акт внедрения Комитета здравоохранения Курской области № 38−96/225 от 17.11.2004 г.

Методический подход к мониторингу внешней среды учреждений медико-социальной реабилитации детей. Акт внедрения Комитета здравоохранения Курской области № 38−96/ 49 от 14.04.2005 г.

Материалы и результаты диссертационного исследования, выводы и практические рекомендации нашли отражение при чтении лекций и проведении практических занятий по менеджменту в здравоохранении, управленческому прогнозированию, стратегическому управлению в Курском государственном медицинском университете.

По материалам диссертации опубликовано 14 работ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В процессе формирования рыночных отношений в России обострилась ситуация незащищенности социально уязвимых слоев населения. В связи с ростом заболеваемости, инвалидности, нестабильностью в социально-экономической сфере, низким уровнем жизни населения, недостаточностью государственного финансирования социальных сфер проблемы детей-сирот и учреждений, их воспитывающих, представляют собой важнейшую задачу, имеющую большое социальное и экономическое значение для всего общества.

Вместе с тем в процессе анализа научных публикаций выявлены негативные тенденции в деятельности учреждений медико-социальной реабилитации детей раннего возраста (домов ребенка), приводящие к снижению качества помощи воспитанникам, несвоевременности медицинского и лекарственного обеспечения, нерациональности организации питания, вызванные трудностями адаптации управления ДУ к новым условиям хозяйствования.

Данная ситуация в ранг приоритетных ставит вопросы разработки системы управления ДР, основанной на социальных технологиях взаимодействия субъектов рыночного окружения. Социальное партнерство в данном случае выступает как системообразующий фактор управления, инструмент стратегического планирования и обеспечения комплексного развития учреждения.

Вместе с тем в отечественной литературе не выявлено исследований, позволяющих концептуально обосновать подходы к управлению домом ребенка с позиций социальных технологий.

В ходе исследования разработана концепция управления домом ребенка включающая: выявление и систематизацию проблем в деятельности ДУдиагностику социально-экономического потенциала ДРформирование системы управления ДР на основе социального партнерства. Для каждого блока концепции разработаны технологии его реализации.

Методически обоснованы технологии оценки социально-экономического потенциала учреждения медико-социальной реабилитации детей раннего возраста. С помощью системного подхода и методов стратегического управления определены основные факторы, влияющие на деятельность детского учреждения в существующей системе хозяйствования, обоснованы критерии их оценки.

Осуществлена апробация разработанных технологий на базе домов ребенка 4-х областей юго-западного района Центрального федерального округа РФ. С помощью многофакторного анализа дана многоаспектная характеристика ДР как объекта управленияосуществлен мониторинг деятельности, включающий анализ факторов макрои микросреды, оценку внутреннего потенциала.

В ходе исследования разработан обобщенный медико-социальный портрет воспитанника ДР, который позволил установить, что ребенок имеет неблагополучный социальный и медицинский анамнез, нуждается в своевременной реабилитации, при полноценности которой возможно нивелирование отклонений в его здоровье, обеспечение быстрой социальной адаптации и сохранение трудового потенциала.

В рамках анализа микросреды осуществлен анализ финансирования ДР, в ходе которого выявлен явный дефицит бюджетных ассигнований, недофинансирование статей «Питание», «Медикаменты», «Мягкий инвентарь», ставящие под угрозу полноценность медико-социальной реабилитации в ДУ. Данная ситуация связана с нерациональностью модели финансирования ДР, нереализованностью возможности привлечения внебюджетных источников, социальных партнеров, а также отсутствием нормативов финансирования статей сметы.

В ходе анализа контактных аудиторий ДР проведено изучение общественного мнения населения г. Курска о проблемах детского сиротства. Выявлено, что общественность акцентирует внимание на наличии нерешенных направлений в социальной политике государства по отношению к данному контингенту детей, готова оказывать посильную помощь в виде благотворительной деятельности, материальной помощи, усыновления или патроната ребенка. Однако население города при значительной степени заинтересованности и готовности помочь отмечает отсутствие информации об областных учреждениях, воспитывающих детей сирот, их проблемах. Данная ситуация свидетельствует об искусственной социальной изоляции ДР, вызванной как недостаточным вниманием к детскому учреждению со стороны социальных институтов, так и отсутствием информационно-коммуникативной направленности в деятельности ДР.

Осуществлена комплексная оценка факторов влияния с помощью SWOT-анализа. Выявлены возможности и угрозы внешней среды, а также сильные и слабые стороны ДУ. Установлено, что основными угрозами для ДР являются: дефицит финансовых средств, нерациональность системы обеспечения ресурсами, социальная изоляция ДУ. В связи с этим, основные стратегические усилия ДР должны быть направлены на: оптимизацию социально-экономических отношений учреждения на региональном уровне, рационализацию ресурсообеспечения и формирование социально-коммуникативной среды ДР.

Разработана система управления ДР на основе социального партнерства, предусматривающая: формирование модели социально-экономических отношений ДР на региональном уровне, разработку модели управления ресурсообеспечением ДР и создание комплекса социально-информационных технологий по формированию социально-коммуникативной среды ДР.

Предложена модель социально-экономических отношений дома ребенка на региональном уровне, позволяющая скоординировать деятельность хозяйствующих и социальных территориальных субъектов в единый вектор усилий на основе партнерских отношений для решения социально-значимых проблем детского учреждения. Основными агентами, участвующими в корпоративной поддержке ДР, являются: областные органы власти, органы управления здравоохранением, учреждения здравоохранения, предприятия и организации, а также население города.

На основе социального партнерства разработана модель управления ресурсообеспечением ДР позволяющая: рационализировать отбор, закупку, и использование продукцииобосновать объемы финансированияоптимизировать обеспечение ресурсамиосуществить централизацию управления. Модель предусматривает усиление роли органа управления здравоохранением и возложение на него ответственности за снабжение и централизованное распределение ресурсов. Обоснована необходимость выделения при Комитете здравоохранения службы, специализирующейся на проведении тендеров и заключении договоров на долговременной или постоянной основе с поставщиками — партнерами. Определены ее функции и задачи. Предложены несколько вариантов привлечения денежных средств при бюджетном дефиците.

С целью оптимизации обеспечения ресурсами ДР разработаны формулярные перечни и нормативы потребления лекарственных средств, продуктов питания и мягкого инвентаря, утвержденные МЗ РФ и рекомендованные для использования в ДР РФ. Определена годовая потребность ДР Курской области в денежных средствах на медико-реабилитационную помощь.

В рамках заключительного этапа исследования разработан комплекс социально-информационных технологий по формированию социально-коммуникативной среды ДУ включающий: обоснование модели информационного сайта дома ребенка, создание и размещение сайта в сети Интернетразработку дизайна и размещение по городу социально-направленных информационных щитовформирование и распространение информационных листков о деятельности ДР. Результаты исследования внедрены в деятельность ДР г. Курска. Внедрение предложенных социально-информационных технологий позволяет значительно увеличить информированность населения о деятельности и проблемах ДР, повысить отклик потенциальных усыновителей, осуществить поиск и привлечение спонсорских средств, существенно повысить имидж детского учреждения, что способствует совершенствованию управления ДР в рыночных условиях.

Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд практических рекомендаций в адрес органов управления здравоохранением и руководителей учреждений медико-социальной реабилитации детей раннего возраста:

1. На уровне отдельных ДР с помощью технологии оценки социально-экономического потенциала периодически осуществлять диагностику состояния с целью определения сильных и слабых сторон деятельности учреждения, возможностей и угроз внешней среды.

2. Региональное управление ДР необходимо осуществлять путем формирования социально-экономических отношений, интегрирующих взаимодействие детского учреждения с территориальными и социальными субъектами в единый вектор усилий на основе партнерских отношений.

3. С целью оптимизации ресурсного обеспечения медицинских учреждений, в том числе ДР, на уровне региональных органов управления здравоохранением целесообразно сформировать структурное подразделение для организации снабжения, централизованного распределения ресурсов на основе определения фактической потребности ДУ и проведения тендерных закупок.

4. Определение годовой потребности ДР в медикаментах, материальных и финансовых ресурсах, реализацию нормативного регулирования расходования денежных средств осуществлять с учетом разработанных формулярных перечней ресурсов и нормативов их потребления.

5. С целью активизации социальной среды, реализации информационно-коммуникативных потребностей ДР осуществить внедрение предложенных социально-информационных технологий, в частности WEB-сайта и комплекса материалов информационно-рекламного характера.

Оптимизация управления учреждениями различного профиля и обоснование организационно-технологических механизмов его реализации в настоящее время являются одним из наиболее востребованных временем направлений научных исследований. В перспективе нуждаются в дополнительном изучении его следующие аспекты: система качества управления учреждениями и критерии ее оценкиметоды оценки эффективности модели управления учреждением и анализ факторов, способствующих повышению социально-экономического потенциала учреждения;

— инновационные технологии в процессе управления учреждениями медико-социальной реабилитации;

— управленческий контроль и технологии его реализации в ДУ. ^.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно правовые акты
  2. О Федеральной целевой программе «Дети России» на 2003 2006 гг. Текст.: постановление Правительства Российской Федерации от 03 октяб. 2002 г. № 732 // Российский педиатрический журнал. — 2003. — № 2. — С. 51−52.
  3. О порядке целевого финансирования расходов областного бюджета при расчетах по погашению взаимной задолженности Текст.: Постановление Губернатора Курской области от 21 апреля 2000 г. № 263 // Курская правда. -2000.- 17 мая.-С. 4−5.
  4. Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации» Электронный ресурс. Режим доступа к изд.: http://www.sirotstvo.rU/comments/report.htm#4. — Систем, требования: IBM PC- Internet Explorer. — Загл. с экрана.
  5. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2002 году // Здравоохранение РФ. 2004. — № 3. — С. 21−25.
  6. Монографии, учебники, учебные пособия
  7. , Ю. П. Основы теории социального управления Текст. / Ю. П. Аверин. М.: Прогресс, 1990. — 345 с.
  8. , Ю. Н. Социология и психология управления Текст.: учебное пособие / Ю. Н. Аксененко, В. Н. Каспарян. Ростов н/Д.: Феникс, 2001. — 512 с.
  9. , Е. М. Социология управления Текст. / Е. М. Бабосов. М.: ТетраСистемс, 2004. — 288 с.
  10. , А. Теория социального научения Текст. / А. Бандура- пер. с англ. под ред. Н. Н. Чубарь. СПб.: Евразия, 2000. — 320 с.
  11. , А. А. Системология организации Текст. / А. А. Беляев, Э. М. Коротков. М.: ИНФРА-М, 2000. — С. 144−152.
  12. Берталанфи, J1. Общая теория систем: критический обзор Текст. / Л. Берталанфи // Исследования по общей теории систем: сб. переводов / Общ. ред. и вступит, ст. В. Н. Садовского, Э. Г. Юдина. — М.: Прогресс, 1969. — С. 2382.
  13. , А. Семь нот менеджмента: настольная книга руководителя Текст. / А. Бочкарь, В. Кондратьев, В. Краснова и др. 3-е изд., доп. — М.: ЗАО Журнал «Эксперт», 1998 — 424 с.
  14. , О. П. Социология управления Текст. / О. П. Волкова. -Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2004. 80 с.
  15. , Ф. Преобразование организации Текст. / Ф. Гуияр, Д. Келли- пер. с англ. О. Е. Гончаровой, И. Г. Егоровой. М.: Дело, 2000. — 376 с.
  16. , Н. С. Теоретические и методические основы проектирования технологий социального управления Текст. / Н. С. Данакин. Белгород: Центр социальных технологий, 1996. — 272 с.
  17. , И. Ф. Дети-сироты: социальная защита, возможности адаптации Текст. // Россия: трансформирующееся общество / Под. ред. В. А. Ядова. М.: КАНОН-ПРЕСС-Ц. — 2001. — С. 389−397.
  18. , Л. Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами Текст. / Л. Я. Дятченко. Белгород: Центр социальных технологий, 1993.-343 с.
  19. , Г. Е. Социология управления Текст. / Г. Е. Зборовский, Н. Б. Костина. М.: Гардарики, 2007. — 272 с.
  20. , Д.И. Детская инвалидность Текст. / Д. И. Зелинская, Л. С. Балеева. М.: Медицина, 2001. — 136 с.
  21. , В. Н. Социальное управление Текст. / В. Н. Иванов, В. И. Патрушев. М.: Муниципальный мир, 2004.-265 с.
  22. , В. Н. Социальные технологии в современном мире Текст. / В. Н. Иванов. М.: «Славянский диалог», 1996. — 335 с.
  23. , В. Н. Социология управления социальной сферой Текст. / В. Н. Ковалев. М.: Академический Проект, 2003. — 303 с.
  24. , А. И. Социология управления: фундаментальный курс Текст.: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. И. Кравченко, И. О. Тюрина. М.: Академический проект, 2005. — 1136 с.
  25. , Ю. Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы Текст. / Ю. Д. Красовский. М.: ИНФРА — М, 1997. — 209 с.
  26. , Дж. К. Теория организации Текст.: учебное пособие / Дж. К. Лафта. М.: ТК Велби: Проспект, 2006. — 416 с.
  27. , А. К. Теоретические проблемы государственного управления Текст. / А. К. Лунев. М., 1974. — 232 с.
  28. , М. Технология и эффективность социального управления Текст. / М. Марков- перевод с болг./ под. ред и с предисл. Т. В. Керимовой. М.: Прогресс, 1982.-267 с.
  29. , Б. 3. Теория организации Текст. / Б. 3. Мильнер. М.: ИНФРА-М, 1999.-295 с.
  30. Основы социального управления Текст. / под. ред. В. Н. Иванова. М.: Экономика, 2000. — 271 с.
  31. , В. И. Введение в теорию социальных технологий Текст. / В. И. Патрушев. М.: ИКАР, 1998. — 200 с.
  32. , Н. В. Организационные технологии при проведении медико-социальной реабилитации в современных условиях Текст. / Н. В. Полунина, Е. И Нестеренко. М.: РГМУ, МЗ РФ. — 1999. — С. 44−49.
  33. , К. Эволюционная эпистемология и логика социальных наук Текст. / К. Поппер. М.: ИФ РАН, 2000. — С. 34−56.
  34. , А. И. Современная социология организации Текст. / А. И. Пригожин. М.: Интерпракс, 1995 — 296 с.
  35. , Н. М. Россия: 10 лет реформ. Социально-демографическая ситуация Текст. / Н. М. Римашевская. М.: РИЦ ИСЭПН, 2002. — С. 204−212.
  36. Руководство по медико-социальной экспертизе и реабилитации Текст. / под. ред. А. И. Осадчих. -М., 1999. Т.1. -С. 102−103.
  37. Румянцева, 3. П. Менеджмент организации Текст.: учебное пособие для вузов / 3. П. Румянцева, Н. А. Саламатин. М.: Инфра-М, 1998. — 429 с.
  38. Румянцева, 3. П. Общее управление организацией Текст. / З. П. Румянцева. М.: ИНФРА-М, 2001. — С. 46−47.
  39. , Н. С. Феномен жизненных затруднений Текст. / Н. С. Степашов. Курск: КГМУ, 2002. — 136 с.
  40. , Ю. П. Теория социальных технологий Текст. / Ю. П. Сурмин, Н. В. Туленков. Киев: МАУП, 2004. — 608 с.
  41. Технология социальной работы Текст.: учебник / под общ. ред. проф. Е. И. Холостовой. М.: ИНФРА-М, 2001. — 400 с.
  42. , М. В. Социология управления Текст. / М. В. Удальцова. М.: ИНФРА — М., 1999. — 144 с.
  43. , Е. И. Социальна реабилитация Текст.: учебное пособие / Е. И Холостова, Н. Ф. Дементьева. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. — 340 с.
  44. , А. А Технология социальной работы Текст.: учебное пособие для вузов / А. А. Чернецкая. М.: Феникс, 2006. — 391 с.
  45. , В. Н. Социология управления Текст. / В. Н. Шевелев. М.: Феникс, 2004. — 347 с.
  46. , Ф. Э. Дети с особыми потребностями. Социологический анализ Текст. / Ф. Э. Шерег. М.: Центр социального прогнозирования, 2003. — 140 с.
  47. , В. В. Средства социологической диагностики в системе управления Текст. / В. В. Щербина. М.: МГУ, 1993.- 120 с. 1393. Научные статьи
  48. , Н. И. Эволюция систем управления предприятием Текст. / Н. И. Алексеев // Проблемы теории и практики управления. 1999. — № 2. — С. 3241.
  49. , Э. М. Теория социального управления. Объективная необходимость и сущность социального управления Текст. / Э. М. Андреев // Социально-гуманитарные знания. 2000. — № 6. — С. 21−34.
  50. , О. С. Принципы формирования и реабилитации индивидуальной программы реабилитации инвалида Текст. / О. С. Андреева // Медико-социальная экспертиза. 2000. — № 4. — С. 20−27.
  51. , М. Е. Из опыта работы с детьми инвалидами на базе центра социального обслуживания Текст. / М. Е. Апетенок // Работник социальной службы. 2002. — № 3. — С. 56−62.
  52. , Е. С. Модернизация предприятий: факторы и направления Текст. / Е. С. Балабанова, А. О. Грудзинский, Ю. Г. Кудряшов // Социологические исследования. 2002. — № 6. — С. 18−28.
  53. , Л. С. Профилактика детской инвалидности актуальная медико-социальная проблема Текст. / J1. С. Балева // Детский доктор. — 2001. — № 5−6. -С. 21−22.
  54. , А. М. Социальные расходы как объект бюджетного регулирования Текст. / А. М. Балтина // Финансы. 2005. — № 9. — С. 60−61.
  55. , А. А. Здоровье детей на пороге 21 века: пути решения проблемы Текст. / А. А. Баранов // Российский медицинский журнал. 2000. — Т. 8. — № 18.-С. 737−738.
  56. , А. А. Научные направления подпрограммы «Здоровый ребенок» практическому здравоохранению Текст. / А. А. Баранов // Российский педиатрический журнал. — 2003. — № 2. — С. 53−54.
  57. , А. А. Состояние здоровья детей на рубеже веков: проблемы и решения Текст. / А. А. Баранов // Проблемы туберкулеза. 2001. — № 1. — С. 39.
  58. , О. М. Регион как объект управления Текст. / О. М. Барбаков // Социальные исследования. 2002. — № 7. — С. 96−100.
  59. , С. А. Развитие сети государственных учреждений для детей-сирот в РФ и проблемы их совершенствования Текст. / С. А. Беличева // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1999. -МЗ.-С. 14−18.
  60. , Б. В. Проблемы специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации Текст. / Б. В. Белявский // Медицинская техника. 2000. — № 3. — С. 44−48.
  61. , В. А. Сравнительная характеристика физического развития детей первого года жизни Текст. / В. А. Беляков, В. Н. Жуков, И. В. Попова, С. Ю. Докучаева // Проблемы социальной гигиены. 2006. — № 1. — С. 22−25.
  62. , И. В. Социально-гигиеническая характеристика детей, воспитывающихся в детских домах Текст. / И. В. Березовский // Здравоохранение РФ. 1994. — № 2. — С. 23−25.
  63. , В.И. Основные принципы медицинской реабилитации в Домах ребенка Текст. / В. И. Бондарь // Медицинская помощь.-1996. № 5. — С. 18−20.
  64. , А. А. Что едим? Что пьем? Чем дышим? Текст. / А. А. Борзосеков // Городские известия. 2005. — № 28. — С. 4−5.
  65. , Е. Б. Социальное сиротство. Опыт социологических исследований Текст. / Е. Б. Бреева // Социальные исследования. 2004. — № 5. — С. 44−49.
  66. , Н. Н. Состояние и перспективы развития стационарной специализированной помощи детям Текст. / Н. Н. Ваганов // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2005. — № 1. — С. 6−8.
  67. , А. А. Медико-социальные проблемы детей-сирот Текст. / А. А. Васильков // Здравоохранение РФ. 2001. — № 1. — С. 32−33.
  68. , А. А. Функциональное развитие воспитанников домов ребенка Текст. / А. А. Васильков // Гигиена и санитария. 2000. — № 5. — С. 5455.
  69. , Ю. Е. Проблемы охраны здоровья детей России Текст. / Ю. Е. Вельтищев // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2000. — № 1. -С. 5−9.
  70. , Н. А. Организация питания детей Текст. / Н. А. Веселова // Детский доктор. 2001. — № 5−6. — С. 27−29.
  71. , В. П. Состояние здоровья детей Российской Федерации Текст. /
  72. B. П. Ветров // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2000. -№ 4.1. C. 56−57.
  73. , Ю. П. Состояние и проблемы профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних Текст. / Ю. П. Ветров // Педагогическая публицистика. 2005. — № 2. — С.1 01−107.
  74. , И. В. Изучение качества жизни у детей Текст. / И. В. Винярская // Проблемы социальной гигиены. 2006. — № 3. — С. 28−30.
  75. Вопросы охраны материнства и детства // Вопросы экономики и управления для руководителей здравоохранения 2002. — № 4. — С. 43−47.
  76. , А. Д. Методология стратегического менеджмента Текст. / А. Д. Воробьев // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. — № 6 — С. 127−130.
  77. , О. Ф. Жизнь без родителей: медицинские и социальные проблемы «неблагополучных» детей Текст. / О. Ф. Выхристюк, М. А. Корнюшин, В. Д. Русанова // Медицинская помощь. 2001. — № 4. — С. 6−8.
  78. , О. Ф. Охрана здоровья детей из социально-неблагополучных семей. Часть первая Текст. / О. Ф. Выхристюк, Г. А. Самсыгина // Российский медицинский журнал. 2000. — № 2. — С. 10−14.
  79. , О. Ф. Охрана здоровья детей из социально-неблагополучных семей. Часть вторая Текст. / О. Ф. Выхристюк, Г. А. Самсыгина // Российский медицинский журнал. 2000. — № 3. — С. 8−12.
  80. , А. С. Основные направления реализации государственной политики в области здравоохранения в федеральных округах Текст. / А. С. Гата, В. Е. Пантелеева // Здравоохранение: журнал для руководителей и главных бухгалтеров. 2001. — № 10. — С. 13−17.
  81. , К. Я. Медицинские аспекты перехода в семью из дома ребенка детей младшего возраста Текст. / К. Я. Гоберашвили, Т. А. Кутателадзе, JL К. Хурцидзе // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2005. — № 1. — С. 70−77.
  82. , Т. В. Государственное регулирование экономического развития регионов: проблемы и стратегии Текст. / Т. В. Гринюк // Финансы и кредит. -2003.-№ 5.-С. 18−25.
  83. , JI. П. Анализ инвалидности в РФ за 1970−1999 гг. и ее прогноза до 2015 г. Текст. / JI. П. Гришина, Н. Д. Талалаева, Э. К. Амирова // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2001. — № 2. — С. 27−31.
  84. Гришина, JL П. Инвалидность как многофакторная проблема Текст. / JI. П. Гришина, Д. И. Лаврова // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. -2006.-№ 2. -С. 27−31.
  85. , Н. С. Модели организации самоуправления в регионе Текст. / Н. С. Данакин, В. Н. Лазарев // Регион. Экономика и социология. 1997. — № 1. -С. 56−59.
  86. , В. Г. Некоторые подходы к совершенствованию медико-социальной помощи детям-инвалидам Текст. / В. Г. Дьяченко, Т. В. Чепель // Здравоохранение РФ. 2001. — № 5. — С. 17−19.
  87. , В. И. Комплексная оценка санитарного неблагополучия территорий Курской магнитной аномалии Текст. / В. И. Евдокимов // Здравоохранение РФ. 2003. — № 3. — С. 28−31.
  88. , Л. Наша боль, наша надежда, наше будущее Текст. / Л. Евстафьева // Щекинский вестник. 2006. — № 29−31. — С. 2−3.
  89. , JT. Деинституциализация воспитания детей-сирот: российский дискурс и практика Текст. / Л. Ежова, Е. Порецкина // Журнал исследований социальной политики. 2004. — Т. 2. — № 2. — С. 203−227.
  90. , Т. И. Современное российское общество: проблемы и перспективы Текст. / Т. И. Заславская // Общественные науки и современность. 2004. — № 6. — С. 5−18.
  91. Здоровье нации: хотим получить, не желая добиться Текст. // Российское здоровье и общество. 2003. — № 3. — 29 марта.
  92. , Д. И. Система учета и анализа детской инвалидности Текст. / Д. И. Зелинская, Б. А. Кобринская // Российский медицинский журнал. 2000. -№ 1.-С. 7−9.
  93. , А. Е. Продолжительность жизни, свободной от инвалидности в России и за рубежом: проблемы сравнительного анализа Текст. / А. Е. Иванова // Социологические исследования. 2000. — № 12. — С. 80−89.
  94. , А. Г. Подпрограмма «Здоровый ребенок» федеральной целевой программы «Дети России» на 2003−2006 гг. Текст. / А. Г. Ильин // Российский педиатрический журнал. 2003. — № 2. — С. 52.
  95. , Н. А. Медико-социальная характеристика детей, поступивших в Дом ребенка Текст. / Н. А. Казберюк, Б. А. Замотана, О. А. Светова // Здравоохранение РФ. -1991. № 6. — С. 16−18.
  96. , В. Ф. Влияние здоровья родителей на здоровье детей в семье Текст. / В. Ф. Капитонов // Здравоохранение РФ. 2002, — № 3. — С. 35−37.
  97. , И. В. Дневной стационар как форма внедрения стационарзамещашщих технологий в педиатрической практике Текст. / И. В. Ключникова, Д. Д. Панков, Т. А. Бородулина // Российский педиатрический журнал. 2006. — № 2. — С. 40−42.
  98. , С. Р. Организация медицинской помощи детям в домах ребенка РФ Текст. / С. Р. Конова // Детский доктор. 2001. — № 5−6. — С. 26−27.
  99. , С. Р. Программный подход к решению социального сиротства в ' РФ Текст. / С. Р. Конова // Российский педиатрический журнал. 2003. — № 12. -С. 50−52.
  100. , И. В. Многоуровневая программа профилактики инвалидности у детей с хронической патологией Текст. / И. В. Круглова // Российский педиатрический журнал. 2003. — № 3. — С.61−62.
  101. , Е. В. Семьи с детьми-инвалидами: социально-экономическое положение Текст. / Е. В. Кулагина // Народонаселение. Ежеквартальный научный журнал ИСЭПН РАН.- М., 2002. -№ 1 С. 20−32.
  102. , В. Р. Современные медико-социальные проблемы детей-сирот Текст. / В. Р. Кучма, О. Ю. Милушкина // Гигиена и санитария. 2003. — № 5. -С. 39−42.
  103. , Е. Т. Задачи и формы работы реабилитационных центров в современных условиях Текст. / Е. Т. Лильин // Детская больница. 2001. — № 1. -С. 13−15.
  104. , Е. Т. Проблемы и перспективы детской реабилитации Текст. / Е. Т. Лильин, О. И. Ефимов // Детская больница. 2000. — № 1. — С. 26−29.
  105. , Ю. П. «Модус» здоровья россиян Текст. / Ю. П. Лисицин // Экономика здравоохранения. 2001. — № 2. — С. 32−37.
  106. , А. Экстремальное детство Текст. / А. Лиханов // Независимая. -2005.- 11 октяб.-С. И.
  107. , С. А. Система управления предприятием адекватная реалиям России Текст. / С. А. Локтев // ЭКО. 2001. — № 5. с. 164−170.
  108. , Т. Опыт социальной поддержки и реабилитации детей с ограниченными возможностями Текст. / Т. Любушкина // Вопросы социального обеспечения. -2006. -№ 19-С. 13−14.
  109. , Т. М. Особенности состояния здоровья детей в условиях социальной дифференциации населения Текст. / Т. М. Максимова, О. Н. Гаенко // Российский педиатрический журнал. 2003. — № 6. — С. 35−38.
  110. , Т. М. Социальный градиент формирования здоровья детей Текст. / Т. М. Максимова // Здравоохранение РФ. 2003. — № 2. — С. 43−47.
  111. , Ю. Е. Медико-биологическая сущность здоровья: продолжение дискуссии Текст. / Ю. Е. Маляренко, А. Т. Быков, Г. А. Кураев, Т. Н. Маляренко, А. В. Матюхов//Валеология. -2005. № 1. — С. 21.
  112. Манунян, 3. Реабилитация: системный подход Текст. / 3. Манунян // Социальное обеспечение. 2000. — № 4. — С. 28−32.
  113. , Д. Б. Семь граней стратегического управления предприятием Текст. / Д. Б. Мельничук // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. — № 5. -С. 3−10.
  114. , В. А. Социальное партнерство как механизм устойчивого социально-экономического развития Текст. / В. А. Михеев, А. В. Михеев // Социально-гуманитарные знания. 2002. — № 5. — С. 194−206.
  115. , О. Н. Деятельность лечебно-профилактических учреждений в условиях дефицита бюджета Текст. / О. Н. Морозов, Е. А. Кордюкова // Проблемы социальной гигиены. 2005. — № 4. — С. 37−38.
  116. , Т. Ф. Анализ основной и сопутствующей патологии у детей-инвалидов домов-интернатов в связи с задачами комплексной реабилитации Текст. / Т. Ф. Мурзина // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. -2005. -№ 1.-С. 16−17.
  117. , Т. Ф. Социально-психологический статус семей детей-инвалидов и необходимость семейной психотерапии Текст. / Т. Ф. Мурзина // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2005. — № 4. — С. 55−57.
  118. , И. Б. Возможности и условия адаптации сирот Текст. / И. Б. Назарова // Социологические исследования. 2001. — № 4. — С. 70−77.
  119. , И. Б. Здоровье российского населения: факторы и характеристики Текст. / И. Б. Назарова // Социологические исследования. -2003.-№ 11.-С. 57−69.
  120. , JI. И. Комплексная реабилитация детей-сирот и подростков -социальных сирот Текст. / JI. И. Назукина // Работник социальной службы. -2002.-№ 3.-С. 39−44.
  121. , О. Инвалид на рынке труда Текст. / О. Новожилова // Социологические исследования. 2001. — № 2. — С. 130−134.
  122. , В. К. Состояние и динамика здоровья детей раннего возраста Текст. / В. К. Овчаров // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2002. — № 2. — С. 3−8.
  123. , Г. Г. Окружающая среда и состояние здоровья населения в РФ Текст. / Г. Г. Онищенко // Здравоохранение РФ. 2003. — № 1. — С. 8−11.
  124. , Н.В. Проблемы домов ребенка Текст. / Н. В. Павлов // Социальное обеспечение. 2001. — № 2. — С. 32−35.
  125. , А. Менеджмент третьего тысячелетия: системно-эволюционный подход к развитию организации Текст. / А. Павлуцкий, Е. Павлуцкая, О. Алехина // Управление персоналом. 2001. — № 2. — С. 66−69.
  126. , В. Н. Влияние сиротства на физическое развитие детей Текст. / В. Н. Пенкин // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2003. — № 5. — С. 19−20.
  127. , Е. Каждый ребенок имеет право на семью Текст. / Е. Переведенцева // Социальная защита. 2000. — № 7. — С. 28−33.
  128. , Н. Ю. Медико-социальные проблемы детской инвалидности вследствие болезней мочеполовой системы (на примере
  129. Оренбургской области) Текст. / Н. Ю. Перепелкина // Российский педиатрический журнал. 2003. — № 2. — С. 39−41.
  130. , Н. В. Роль семьи в сохранении здоровья детей Текст. / Н. В. Полунина, Е. И. Нестеренко, В. В. Полунина, В. В. Борисенко // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2004. — № 4. — С. 61−64.
  131. , С. Н. Актуальные проблемы реабилитации детей-инвалидов Текст. / С. Н. Пузин, В. В. Линник, Л. Н. Чикинов и др. // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2001.- № 4. — С. 6−9.
  132. , В. Стратегия социального развития России на ближайшие годы Текст. / В. Рожков // Человек и труд. 2000. -№ 10. — С. 19−20.
  133. , Т. А. Характеристика причин поступления детей в дом ребенка Текст. / Т. А. Румянцева, О. Е. Коновалов // Вестник новых медицинских технологий. 2003. — № 3. — С. 107−108.
  134. , Е. М. Государственная политика в интересах детей Текст. / Е. М. Рыбинский, Л. В. Кузнецова, М. И. Несмеянова // Социальные исследования. 1998. -№ 12.-С. 15−21.
  135. , О. В. Контроллинговый механизм социального контроля Текст. / О. В. Сельская // Четвертые Международные Дашковские чтения, Москва, 28 марта 2006 г. / МГИ им. Е. Р. Дашковой. М., 2006. — С. 21- 30.
  136. , А. Основные подходы к разработке и внедрению стратегии развития предприятия Текст. / А. Серпилин // РЦБ, Управление компанией. -2001. -№ 3. С. 18−24.
  137. , Т. Ю. Методика исследования социальной политики в регионах Текст. / Т. Ю. Сидорина, Н. Е. Тихонова, О. И. Шкаратан // Мир России: Социология. Этнология. Т. У II. 1998. — № 1−2. — С. 31−71.
  138. Состояние и перспективы развития Государственной службы медико-социальной реабилитации Текст. / Пузин С. Н., Лаврова Д. И., Андреева О. С., Дементьева Н. Ф., Ковачева Н. А. // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2004. — № 3. — С. 3−4.
  139. , И. В. Медико-социальный портрет воспитанников специализированного дома ребенка для детей с нарушениями центральной нервной системы Текст. / И. В. Спичак // Здравоохранение РФ. 2004. — № 1. -С. 41−42.
  140. , Н. В. Иммунный статус детей в условиях загрязнения крупного города тяжелыми металлами Текст. / Н. В. Степанова // Гигиена и санитария. 2003. — № 5. — С. 42−44.
  141. , И. В. Особенности управления организацией в рыночных условиях Текст. / И. В. Суслов // Проблемы теории и практики управления. -2000.-№ 5.-С. 13−16.
  142. , А. Г. Научные основы концепции укрепления здоровья детей и подростков Текст. / А. Г. Сухарев // Гигиена и санитария. 2000. — № 3. — С. 4344.
  143. , В. Социально-экономический статус и здоровье населения Текст. / В. Тапилина // Социологические исследования. 2004. — № 3. — С. 126 137.
  144. Уход за детьми-инвалидами Текст. // Вопросы социального обеспечения.- 2006. № 15.-С. 39−40.
  145. , Н. Ю. Социально-гигиенические факторы здоровья детей Текст. / Н. Ю. Целыковская // Гигиена и санитария. 2001. — № 2. — С. 58−60.
  146. , И. С. Правовая поддержка охраны здоровья матери и ребенка на современном этапе (реалии и потребности) Текст. / И. С. Цыбульская // Экология человека 2001. — № 1. — С. 65−68.
  147. , Д. Е. Пути совершенствования медицинской помощи детям Текст. / Д. Е. Цымбал, М. Ю. Свинарев // Российский педиатрический журнал.- 2006. № 5. — С. 57−60.
  148. Часто болеющие дети и методы их защиты Текст. / О. Ф. Выхристюк, О.
  149. B. Мелентьева, Н. В. Степанова, А. И. Домников, Н. К. Григорьева и др. // Медицинская помощь. 2004. — № 5. — С. 24−27.
  150. , И. О. О реабилитации подростков в лечебно-профилактическом учреждении Текст. / И. О. Черкасова // Вестник высшей школы. 2006. — № 9. — С. 43−45.
  151. , JI. П. Реформирование службы охраны здоровья детей в территориях Российской Федерации Текст. / JI. П. Чичерен, С. Р. Конова, С. А. Исаков, С. С. Даныпова // Российский педиатрический журнал. 2003. — № 6.1. C. 52−54.
  152. , О. В. Основные направления деятельности службы охраны материнства и детства Текст. / О. В. Шарапова // Педиатрия. 2004. — № 5. — С. 6−13.
  153. , О. В. Охрана здоровья детей и женщин приоритетная задача социальной политики государства Текст. / О. В. Шарапова // Детский доктор. -2001.-№ 5−6.-С. 14−17.
  154. , А. Г. Вопросы организации питания в детских дошкольных учреждениях Текст. / А. Г. Швецов // Гигиена и санитария. 2006. — № 3. — С. 44−50.
  155. , Ю. JI. Основные направления реализации государственной 1 политики в области здравоохранения Текст. / Ю. JI. Шевченко // Проблемыуправления здравоохранением. 2002. — № 1. — С. 5−9.
  156. , Г. И. Социальное управление и его роль в современном обществе Текст. / Г. И. Шибиченко // Изменяющийся образ общества: философия, социология, управлении: сборник научных статей- Москва -Ставрополь, 2005. Выпуск 1. — С. 93−102.
  157. , Г. И. Социальное управление и информационное общество Текст. / Г. И. Шибиченко // Общество, история, культура: сборник научных статей. Москва — Пятигорск, 2006.-С. 156−165.
  158. , С. Трансформация детства в современном российском обществе и императивы развития государственной политики в интересах детей Текст. / С. Щеглова // Журнал исследований социальной политики. 2004. — Т. 2. — № 2. -С. 175−189.
  159. , Ю. Г. Методические подходы к разработке программ комплексной реабилитации детей-инвалидов с заболеваниями нервной системы Текст. / Ю. Г. Элланский, Е. Ю. Тутаева // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2004. — № 4. — С. 27−29.
  160. , Н. Успех реабилитации в ее комплексности Текст. / Н. Юрков // Социальное обеспечение. 1999. — № 7. — С. 15−20.
  161. , Т. П. Здоровье детей как объект социально-гигиенического мониторинга Текст. / Т. П. Яковлева, Л. М. Лескина, Н. П. Головкина, Т. В. Потапова // Медицина труда и промышленная экология. 2001. — № 12. — С. 2832.
  162. , Т. П. Проблемы законодательного регулирования охраны здоровья детей Текст. / Т. В. Яковлева // Педиатрия. 2004. — № 5. — С. 4−6.
  163. Ярская-Смирнова, Е. Социальная защищенность городской монородительской семьи Текст. / Е. Ярская-Смирнова, П. Романов // Мир России. 2004. — № 2. — С. 66−95.
  164. Диссертации и авторефераты
  165. , Е. Ю. Социальное сиротство в условиях трансформации российского общества Текст.: дис. .канд. социол. наук / Е. Ю. Тимошенко. -Волгоград: [б. и.], 2006. 177 с.
  166. , В. Н. Конфигурационный подход в методологии социального управления Текст.: автореф. дис.. канд. социол. наук / В. Н. Фомин: БелГУ. -Белгород: [б. и.], 2000.-22 с.
  167. , П. А. Социальные ресурсы местного самоуправления Текст.: автореф. дис. .канд. социол. наук / П. А. Юдин- БелГТАСМ. Белгород: [б. и.], 1996.-21 с.
  168. Сводный статистический ежегодник. Курская область 2003: Стат. Сб. Госкомстат РФ по статистике- Курский областной комитет по статистике. -Курск, 2003.-551 с.
  169. Федеральная служба государственной статистики России Электронный ресурс. Режим доступа к изд.:www.gsk.ru. — Систем, требования: IBM PC- Internet Explorer. — Загл. с экрана.
  170. Центральный федеральный округ. Электронный ресурс. Режим доступа к изд.: www.gks.ru/ BGD/free/B03−29/Main.htm. — Систем, требования: IBM PC- Internet Explorer. — Загл. с экрана.
  171. Материалы на электронных носителях
  172. , А. М. Система социального партнерства Электронный ресурс. / А. М. Бабич, JI. Н. Павлова. Режим доступа к изд.: http://mx4.ru/babich finance/120/9/. — Систем, требования: IBM PC- Internet Explorer. — Загл. с экрана.
  173. Деловая Россия. Новости. Мониторинг Электронный ресурс. Режим доступа к изд.: www.deloros.ru/news/smi/2006/1 Q/25/smi 3604.html. — Систем, требования: IBM PC- Internet Explorer. — Загл. с экрана.
  174. Материалы Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом Электронный ресурс. Режим доступа к изд.: http://www.aids74.com/statistika.html — Систем, требования: IBM PC- Internet Explorer. — Загл. с экрана.
  175. , Д. А. Технология как феномен Электронный ресурс. / Д. А. Матохин. Режим доступа к изд.: http://sorn.fio.ru/RESOURCES/ GLQZMANAE/2003/10/МАН2.НТМ — Систем, требования: IBM PC- Internet Explorer. — Загл. с экрана.
  176. , И. Б. Дети-сироты: характеристика проблемы последних лет Электронный ресурс. / И. Б. Назарова. Режим доступа к изд.: http//deti.zp.ua/articles/ siroti rus.html. — Систем, требования: IBM PC- Internet Explorer. — Загл. с экрана.
  177. , В. А. Проблема социального сиротства в современной России Электронный ресурс. / В. А. Новаковский. Режим доступа к изд.: http://2003.vernadskv.info/works/g6/3 455.html. — Систем, требования: IBM PC- Internet Explorer. — Загл. с экрана.
  178. Официальный сайт администрации Курской области Электронный ресурс. Режим доступа к изд.:http://www.kurskadmin.ru/. — Систем, требования: IBM PC- Internet Explorer. — Загл. с экрана.
  179. Программа «Помощь детям-сиротам в России» (Программа АРО) Электронный ресурс. Режим доступа к изд.: http://www.aro.ru/index.php71g-lfearo^G — Систем, требования: IBM PC- Internet Explorer. — Загл. с экрана.
  180. Профилактика социального сиротства в России Электронный ресурс. -Режим доступа к изд.: http://www.sirotstvo.ru/comments/report.htm#4. Систем, требования: IBM PC- Internet Explorer. — Загл. с экрана.
  181. Социальное сиротство: как остановить эпидемию Электронный ресурс. Режим доступа к изд.: http://www.sobinform.ru/core.php?p=31 &zps =8896&rub=8&dnumber= 1032&backraz=l9. — Систем, требования: IBM PC- Internet Explorer. — Загл. с экрана.
  182. Социально-экономическое положение Курской области Электронный ресурс. Режим доступа к H3fl.:http://www.rkursk.ru/index 1, php? ctb=2&selc=22&m m=9&d m=3&numf=promislennost/obchsved.html. Систем, требования: IBM PC- Internet Explorer. Загл. с экрана.
  183. Средства массовой информации о проблеме усыновления Электронный ресурс. Режим доступа к изд.: http://www.usynovite.ru/statistics/. — Систем, требования: IBM PC- Internet Explorer. — Загл. с экрана.
  184. Статистика: Исследования РуНета Электронный ресурс. Режим доступа к изд.: http://www.raskrutka.net/statistics ru. html — Систем, требования: IBM PC- Internet Explorer. — Загл. с экрана.
  185. , С. Социальное партнерство в России Текст. / С. Шишкарев // Российский журнал. 2003. — 3 апреля. — Режим доступа: http://www.russ.ru/politics/20 030 403-shishkarev.html. — Систем, требования: IBM PC- Internet Explorer. — Загл. с экрана.
  186. , А. Проблема социальных технологий Электронный ресурс. / А.Шутов. Режим доступа к изд.: http://old.circle.ru/disclub/sdec.html — Систем, требования: IBM PC- Internet Explorer. — Загл. с экрана.
  187. Экологическая обстановка в Курской области находится под контролем Электронный ресурс. Режим доступа к изд.: http://www.kurskcity.ru/yandex.php?stat=Q 1306. — Систем, требования: IBM PC- Internet Explorer. — Загл. с экрана.
  188. Большая медицинская энциклопедия: В 30 т. АМН СССР. / гл. ред. Б. В. Петровский. 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия. — Т. 16 .- 1998. — 544 с.
  189. Краткий философский словарь / под ред. А. П. Алексеева.- М.: Проспект, 2006. С. 402.
  190. Basu, К. The Economics of Child Labor Текст. / К. Basu, P. Van // American Economic Review, 1998. Vol. 88. № 3. — P. 412.427.
  191. Errico, С. C. Pharmacoeconomics analysis in pediatric population Текст. / С. С. Errico // Ann. Thorac. Surg. 1998. — Vol. 65, № 6. — P. 52−55.
  192. Foley, P. Children in Society: Contemporary Theory, Policy and Practice Текст. / P. Foley, J. Roche, S. Tucker. -N.Y.: Palgrave, 2001. 288 p.
  193. Hohne, G. Lebenshilfe frir geistig Benhindrete Текст. / G. Hohne, Erforth K. // Deine gesundheit. 1990. № 9. — P. 8−10.
  194. James, A. Theorizing Childhood Текст. / A. James, C. Jencks, A. Prout. -London: Polity press, 1999. 98 p.
  195. Kats, D. The Social psychology of Organization Текст. / D. Kats, R.Kahn. N.Y.: Wiley and Sons, 1960. P. 19−29.
  196. Muuss R. E., Lopes A. D. Quantative evaluation of Invalidisation: data, methods, results Текст. / R. E. Muuss, A. D. Lopes // WHO Bulletin. 1994. — Vol. 72. -№ 3. — P. 133−146.
  197. Pfohl, S. The «discovery» of child abuse Текст. / S. Pfohl // Social Problems. 1997. — № 24. — P. 431−433.
  198. Sen, К. Globel health status: two steps forward, one beck Текст. / К. Sen, R. Bonita // Lancet. 2000. — Vol. 356. — PP. 577−582.
  199. The Total Number of Orphan Children Worldwide Электронный ресурс. -Режим доступа к изд.: http://www.myorphanage.org/total%20number% 20of%20orphan%20children.php / Систем, требования: IBM PC- Internet Explorer. — Загл. с экрана. V
  200. William, G. Child protection: A journey into history Текст. / G. William //
  201. Journal of Clinical Child Psychology. 1999. — № 12. — P. 36−43.
  202. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  203. Изучение общественного мнения по проблемам детского сиротства в г. Курске"
  204. Обоснование проблемы исследования
  205. Однако, проблемы, связанные с предупреждением сиротства, жизнеобеспечением и развитием детей-сирот, настолько масштабны и
  206. ПОжанинов К. М. Социальное сиротство в зеркале общественного мнения. Режим доступа к изд.: http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2002/vestniksfl 67−11 /vestniksf 167−11 100.htm — Систем, требования: IBM PC- Internet Explorer.
  207. Оптимизация деятельности служб социальной защиты предполагает изучение мнения населения о проблемах детского сиротства и практических путях их решения.
  208. Степень изученности проблемы
  209. Однако до настоящего времени практически отсутствуют работы, рассматривающие отношение общества к проблемам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же государственных учреждений в которых они воспитываются.
  210. Объект исследования население г. Курска.
  211. Предмет исследования мнение различных возрастно-половых, социальных и профессиональных групп населения, г. Курска о современном состоянии и проблемах детей сирот и учреждений их воспитывающих.
  212. Методика проведения исследования.1. Методы сбора информации.- изучение системы нормативно-правовых актов, по проблемам детского сиротства-- очный анкетный опрос (анкета № 1).
  213. Сроки проведения исследования: февраль-май 2006 года.
  214. Операционализация основных понятий.
  215. Исходным понятием исследований является понятие «проблемы детского сиротства».
  216. Дети-сироты это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
  217. Детское сиротство социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие смерти, лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д.
  218. Проблемы детского сиротства характеризуются состоянием здоровья, особенностями физического развития, нервно-психическим статусом, социальной недостаточностью и адаптационными возможностями детей, оставшихся без попечения родителей.
  219. Дальнейший анализ основного понятия предполагает проведение процедуры операционализации, в процессе которой можно выделить ряд структурных элементов основного понятия:
  220. Масштаб социальное пространство, на которое распространяется данная проблема.
  221. Источники факторные переменные, которые вызывают проблемы детского сиротства и определяют само их содержание.
  222. Условия факторные переменные, которые сами по себе не вызывают проблемы детского сиротства, но создают предпосылки для их возникновения.
  223. В соответствии с основными этапами социологического исследования необходимо выделить дополнительные понятия:
  224. Основные направления деятельности дома ребенка1. ДОМ РЕБЕНКА1 1 1
  225. Реабилитация воспитанников Обеспечение жизнедеятельности
Заполнить форму текущей работой