Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проблема объединения Кореи: эволюция и перспективы межкорейского диалога с участием СССР/России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако в этом регионе есть тлеющий и незатухающий очаг напряжённости, не дающий закрепить и углубить тенденции оздоровления политической атмосферы в СВА, способный стать потенциальным источником острых международных конфликтов — это ситуация на Корейском полуострове. Противостояние двух частей некогда единого государства Корея — КНДР и РК — это наследие «холодной войны». «Холодная война» уже ушла… Читать ещё >

Содержание

  • Глава II. ервая
  • Политика статус-кво: позиции КНДР, РК и СССР в период «холодной войны»
    • 1. Позиция КНДР в вопросе объединения
    • 2. Объединительная политика Южной Кореи
    • 3. Позиция СССР по корейскому вопросу в годы «холодной войны
  • Глава вторая.
  • Активизация объединительного процесса на Корейском полуострове и роль России
    • 1. Межкорейский диалог сегодня: инициативы сторон
    • 2. Современная политика России в отношении двух Корей
    • 3. Альтернативные пути объединения Кореи и их перспектива

Проблема объединения Кореи: эволюция и перспективы межкорейского диалога с участием СССР/России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

и исследования.

Переход человечества из XX века в XXI век сопровождался серьезными изменениями в системе международных отношений. Разрушилась политико-идеологическая двухполюсность мира. Стала набирать темпы экономическая и политическая глобализация международных отношений. Прослеживается тенденция формирования многополярной системы.

Биполярное военно-политическое противостояние исчезло, международные отношения освободились от силовой глобальной конфронтации. Но это не привело к уменьшению конфликтных ситуаций в мире. Не только сохранился ряд старых противоречий, но и появилось множество новых, точнее, таких, которые долгое время назревали подспудно, сдерживались жесткими рамками конфронтации, а после ее прекращения вышли на поверхность и получили бурное и зачастую неконтролируемое развитие. Налицо вероятность возникновения локальных и региональных войн, а также вооруженных конфликтов в рамках отдельных государств на почве национально-этнических, территориальных, религиозных и других противоречий. Глобальный характер обретает терроризм.

Таким образом, новая международная обстановка характеризуется наличием как позитивных, так и негативных тенденций. И, естественно, встают вопросы углубления позитивных тенденций и создания новой конструктивной системы безопасности.

Характерной особенностью сегодняшнего дня также является доминирующее значение экономической мощи государства. Мировые экономические центры становятся полюсами глобальной системы международных отношений. Одним из таких центров становится Северо-Восточная Азия (СВА), где сходятся интересы трех ведущих ядерных держав — США, России и Китая, и двух крупнейших экономических держав — США и Японии.

Однако в этом регионе есть тлеющий и незатухающий очаг напряжённости, не дающий закрепить и углубить тенденции оздоровления политической атмосферы в СВА, способный стать потенциальным источником острых международных конфликтов — это ситуация на Корейском полуострове. Противостояние двух частей некогда единого государства Корея — КНДР и РК — это наследие «холодной войны». «Холодная война» уже ушла в прошлое, а Корейский полуостров продолжает жить по её законам, выпадая из общей тенденции мирового развития. Корейский полуостров остается средоточием факторов нестабильности, тормозящий становление системы безопасности и международной неуравновешенности в Северо-Восточной Азии. Источником напряженности и, даже, враждебности между Севером и Югом Кореи является раскол корейской нации, длящийся не одно десятилетие.

В последние годы, особенно в связи с тревогой, поднятой в мире, вокруг предполагаемой ядерной угрозы КНДР, внимание к разрешению корейской проблемы огромно. Поэтому современное осмысление корейских проблем актуально наряду с анализом исторических традиций и национальных идей, и их влиянием на нынешнюю ситуацию на полуострове.

Геополитическое положение Корейского полуострова как в прошлом, так и в нынешнем времени остается исключительно важным. Объясняется это тем, что обстановка па полуострове и тенденции ее развития в той или иной мере затрагивают соседние государства и мировое сообщество в целом.

Основной предмет заботы соседних с Кореей государств состоит в том, чтобы обеспечить собственную безопасность. Политическая или военная нестабильность на полуострове увеличивает уязвимость позиций государств, с которыми Корея граничит, или с которыми она связана особым видом отношений. Нынешние тенденции в политике соседних с Кореей государств свидетельствуют о том, что они не заинтересованы в радикальном нарушении существующего на полуострове баланса сил, а потому рассматривают крупные перемены там как нежелательные, способные спровоцировать стратегическую неустойчивость, милитаризацию, рост напряженности. Этим и объясняется, почему они предпочитают ничего не менять в Корее и, насколько это возможно, сохранить сложившийся там баланс сил. Не умаляя влияния других государств на развитие ситуации в регионе, тем не менее, нельзя не видеть, что основным и, пожалуй, единственным фактором нестабильности на полуострове были и остаются межкорейские противоречия.

Зародившись в результате конфронтации в послевоенный период, корейская проблема, в силу ряда причин, в настоящее время стала во многом самодостаточной, не достаточно реагирующей на в корне изменившуюся ситуацию в мире и ликвидацию источника ее возникновения.

Происшедшая трансформация системы международных отношений отразилась конечно и на ситуации на Корейском полуострове. Произошло существенное снижение и ослабление геополитического и стратегического значения Кореи как «узла противоборства внешних сил». По выражению известного российского международника — корееведа В. П. Ткаченко: «Великие державы в значительной мере утратили интерес к использованию Корейского полуострова в целях оказания давления друг на друга» .1 Возникла реальная возможность «кореизации» корейской проблемы. Но события последнего времени — объявление Северной Кореи о наличии у неё ядерного оружия, вернуло корейский вопрос в ранг первостепенных вопросов для ведущих держав.

Внутренняя политика КНДР при преемнике Ким Ир Сена его сыне Ким Чен Ире не претерпела коренных тем изменений и направлена на сохранение тоталитарного политического режима. Вместе с тем корейская модель социализма после краха мирового социализма оказалась в полной изоляции и вынуждена частично реформироваться. И тут руководство КНДР встало перед необходимостью разрешения противоречия: между сохранением в застывшем виде ортодоксальной чучхейской общественно — политической системы и необходимостью проведения либерализации внутренней политики, следования политике открытости.

Между тем опыт Южной Кореи продемонстрировал устойчивость и стабильность созданной там системы, которая проявляется в механизме саморегуляции в виде функциональных экономических систем, при котором государство превращается в главный координирующий центр. Юг решает проблемы «новой экономики», цель которой построение «общества, основанного на знаниях» .

Несмотря на постоянные, в течение шестидесяти лет, инициативы обеих Корейских государств в вопросе объединения существенного прогресса в диалоге не достигнуто. Длительное время воссоединение воспринималось как «поглощение» Юга или Севера за счет всеобщих выборов или в итоге обретения преимуществ в соревновании за поддержку большей части населения. При этом не исключались даже насильственные методы, включая использование вооруженных сил, в случае дестабилизации.

В. П. Ткаченко. Корейский полуостров и интересы России. М., 2000. обстановки у противоположной стороны. Политических деклараций в пользу объединения было достаточно, а практических шагов — мало. Оба режима не были готовы пойти на компромиссы ради объединения.

Но в последнее десятилетие Север и Юг заметно продвинулись вперед в концептуальном видение путей урегулирования межкорейских отношений. Наблюдается нарастание чувства национального единения в Корее, которое, возможно, по мере развития межкорейского диалога и сближения, усилит внутриполитические противоречия режимов. Возможно, это и сыграло немалую роль в проведении сенсационного общекорейского саммита между Ким Чен Иром и Ким Дэ Чжуном 15 июня 2000 года.

К сожалению, ядерная проблема КНДР становится весьма серьезным препятствием для продолжения межкорейского диалога и может отбросить достигнутый уровень отношений между двумя сторонами далеко назад.

Каковы реальные варианты объединения Севера и Юга Кореи? Какое государство возникнет в результате объединения? Какую политику будет проводить объединенная Корея? Какую роль будет играть объединенная Корея в системе международных отношений? Определить степень реальной заинтересованности ведущих держав в объединении Кореи. Эти и другие вопросы сегодня волнуют как специалистов-международников, так и лидеров ведущих держав, непосредственно граничащих с Корейским полуостровом. Среди них Российская Федерация. России небезразлично, какое государство возникнет у её дальневосточных границ.

Восточноазиатская политика России по-прежнему находится в процессе формирования и адаптации к новым реальностям в мире и СВА. После необоснованного свертывания отношений с КНДР в начале 90-х гг., допущения просчетов в развертывании деловых отношений с Югом Кореи, что в условиях резкого снижения ее военного присутствия на Тихом океане, привело к перераспределению баланса сил в регионе не в пользу России, встал вопрос о корректировке российской внешней политики в этом регионе.

Активизация отношений нынешнего российского руководства с КНДР и РК, личные встречи президента РФ В. Путина с президентами Севера и Юга Кореи, создание атмосферы доверия начинают играть позитивную роль и в межкорейском урегулировании.

Совместные трехсторонние экономические проекты — соединение внутрикорейской железной дороги с Трассибом, прокладка трубопроводов для газа из Сибири в PK, развитие Находкинского индустриального комплекса и др. — имеют большое политическое значение.

Все перечисленные факторы естественным образом определяют сегодня актуальность выбранной автором темы данной диссертации.

Степень научной разработанности проблемы.

Историческим, политическим, экономическим аспектам межкорейских отношений посвящен ряд фундаментальных работ и публикаций, на многих языках. При изучении данной темы нами особое внимание придавалось официальным документам, научным трудам, публицистическим статьям и новым информационным материалам, опубликованным как в России и Южной Корее, так и в других странах.

Ценным и весьма полезным для диссертанта было изучение научных исследований ряда институтов Российской Академии Наук, таких как Институт Дальнего Востока, Институт мировой экономики и международных отношений, Институт Востоковедения, а также Дипломатическая академия МИД РФ, Институт стран Азии и Африки при МГУ, МГИМО.

Большое значение для выполнения работы имело ознакомление с трудами видных российских политологов, историков, философов. В работе широко используются научные труды таких ученых как: В. Андреев, О. Арин, Е. Бажанов, А. Богатуров, Г. Булычев, Ю. Ванин, А. Воронцов, В. Воронцов, В. Гришанов, И. Горелый, В. Денисов, А. Жёбин, Л. Забровская, В. Иванов, А. Ковалев, Вл. Ли, М. Лебедева, А. Ланьков, В. Михеев, В. Мясников, А. Панов, Е. Примаков, Е. Степанов, И. Скорбатюк, Р. Савельев, М. Титаренко, В. Тихомиров, В. Тишков, В. Ткаченко, Г. Толорая, А. Торкунов, М. Тригубенко, Е. Уфимцев, Ф. Фёдоров, Ю. Фёдоров, П. Цыганков2. Среди трудов российских ученых — востоковедов следует выделить.

2 Андреев В. И. Конфликтология (Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов), М., 1995; Арин O.A. Азиатско Тихоокеанский регион: мифы, иллюзии и реальность, М.: Флинта. Наука, 1997; Богатуров А. Д. Великие державы на Тихом океане. История и теория международных отношений в Восточной Азии после 7 работы В. П. Ткаченко, М. Л. Титаренко, Вл. Ли, А. В. Торкунова, В. Д. Тихомирова. Для описания состояния современного экономического сотрудничества России с двумя корейскими государствами, а также состояния современного экономического взаимоотношения между двумя Кореями, нами использовались работы С. Суслимой, з.

И. Богдана, И. Каукина и др.

В диссертации использовались материалы и исследования научных центров США, касающихся избранной темы. Большую помощь при написании работы оказали труды западноевропейских и американских авторов, среди которых Р. Арон, второй мировой войны (1945 1995). М.:Конверт МОНФ, 1997; Булычев Г. Д. Корейская политика к России: попытка схематизации// Проблемы Дальнего Востока. 2000 № 2. Ванин Ю. В. Внутренние истоки раскола Кореи//Политические, экономические и культурные аспекты объединения Кореи. М., 1997.4. I.- Ванин Ю. В КНДР на форсированном марше// Проблемы Дальнего Востока. М. 1998. № 5. Воронцов A.B. Россия и Корея//Проблемы Дальнего Востока, М., 1997 г. № 3. Воронцов A.B. Россия и Корея: современные реалии и перспектпвы//Проблемы дальнего Востока. М., 2002 г., № 3. Воронцов A.B. Ядерный кризис на Корейском полуострове в контексте, там же.- Воронцов В. Б, Кам Бён Хи. Россия и Корея. 1945; 1992. М., 1993. Гришанов В. М. Кан Л.Х. и др., Корея: расчленение, война, объединение, М, 1995. Горелый И. О. Корея. Концепции объединения. М., 1997. Горелый И. О. Сравнительный анализ концепций Северной и Южной Кореи по вопросу объединения страны. (Канд.дисс.). М., 1994. Денисов В. И. Корейская проблема: пути урегулирования (70 80ые годы). М., 1998. Денисов В. И. Очерки международных отношений в Юго-Восточной Азии и на Дальнем Востоке. М, 1975. Жёбин А. З. Межкорейские отношения: взгляд из России //Проблемы Дальнего Востока. М., 2003. № 2. Жебин А. З. Ядерный кризис в Корее и интересы России//Проблемы Дальнего Востока. 2004. № 2. Жебин А. З. КНДР в поисках выхода. Сб. статей. «Полвека без войны и без мира.» М., 2003. Забровская JI.B. Россия и Республика Корея: от конфронтации к сотрудничеству (1970 1990 е гг.). Владивосток, Дальневосточное Отделение РАН. 1998. Иванов В. В. Проблемы межкорейского урегулирования — Россия и АТР: безопасность, сотрудничество, развитие. М. 2002. Ковалев A.B. Политика США и Японии на Корейском полуострове. М., 1990. Ли Вл. Ф. Россия и Корея в геополитике евразийского Востока (ХХ век). М. 2000. Ли Вл. Ф. О бессрочном нейтралитете Корейского полуострова в свете мирового опыта XX века. М. 1999. Лебедева М. М. политическая урегулирование конфликтов. М., 1997; Ланьков А. Выходцы из КНДР и Южной Кореи: проблемы м перспективы// Проблемы Дальнего Востока 2002 г, № 2. Михеев В. В. Корейская проблема в свете событий 11 сентября //Проблемы Дальнего Востока. М., 2002. № 3. Михеев В. В. Глобализация и корейская программа//Проблемы Дальнего Востока. 2004 г. № 2. Мясников B.C. Россия в новом концерте государств Восточной Азии//Проблемы Дальнего Востока. 1992, № 5. Степанов Е. И. Конфликтология переходного периода: методологические, теоретические, технические проблемы. М., 1996; Скорбатюк И. О воззрениях корейцев на объединение//Проблемы Дальнего Востока. М., 1998. № 2. Скорбатюк И. Д. Языковые проблемы расчлененной Кореи. Актуальные проблемы Корейского полуострова. Сб. статей. М., 1996 г.- Титаренко М. Л. Россия и Восточная Азия. Вопросы международных и межцивилизационных отношений: М., Кучково поле, 1944. Тихомиров В. Д., Корейская проблема и международные факты (1945 начало 80 х годов), М., 1998. Ткаченко В. П. Корейский полуостров и интересы России, М. 2000. Tkachenko V. Lessons of the Crisis. The Korean Journal of Defense Analysis. 1993, Vol. V, № 2. Ткаченко В. П. Перспективы межкорейского диалога и безопасность в регионе// Корейский полуостров и вызовы XXI века: ИДВ РАН. М., 2003. Толорая Г. Д. РоссияРеспублика Корея: после саммита в Сеуле//Проблемы Дальнего Востока. 2001 г., № 2. Загадочная война: корейский конфликт 1950; 1953годов, М., 2000. Торкунов. A.B., Уфимцев. Е.П., Корейская проблема: новый взгляд. М, 1995. Суслина С. С. Корейский полуостров в формате экономического сотрудничества с Россией//Проблемы Дальнего Востока. 2001 г. № 5- Федоров Ф. В. Корейский полуостров время для активной политики России www.ng.ru/courier/2002 05 27/13 korea.html.- Фёдоров Ю. Развитие событий на Корейском полуострове и интересы России — Вопросы безопасности. М., 09. 2001 г. T.5. № 17. Цыганков П. А. Теория международных отношений. М., 2002.

3 Суслина С. С. Корейский полуостров в формате экономического сотрудничества с Россией//Проблемы Дальнего Востока. 2001 г. № 5- Богдан И. Проблемы и перспективы расширения российско южнокорейски экономических отношений// Проблемы Дальнего Востока, 2001, № 6, с. 134. Каукин И. Основные черты межкорейского экономического сотрудничества // Проблемы Дальнего Востока. М., 2002. № 1.

J1. Бужински, Дени P., JI. Гудрич, Р. Оливер, Р. Скалапино, JI. Шервуд и другие4.

При подготовке работы широко использовались исследования ряда корейских ученых: Кан Вон Сик, Ким Юн Дук, Ли Дон Хюн, Хан Вон Сук, Ким Геи Чхан, Ким Кван Со, Ким Хан Чун, Ли До Хен, Ким Хан Гир, Цой Чмон Ги, Ким Ы Кон, Кан Бон Гу, Ким Бйон Хон, Ли Чжэ Ён, Им Ён Сун, Кван Тэ Хван, Ким Чжён Ён, Ли Чжен Мин5.

Значительный интерес представляли работы Центра Республики Корея по исследованию проблем Корейского полуострова, Исследовательского института объединения народа, который выпускает ежегодник «The Korean Journal of Nationl Unification» на корейском и английском языках и публикует монографии.

Источниковедческую основу работу составили официальных документов явились «Дипломатический вестник МИД РФ», «Белая книга дипломатии» (РК), «Чжунго гофан» («Белая книга» КНР), «Ежегодник СИПРИ». Автор использовал также мемуары и др. произведения политических деятелей, в частности: «Мемуары Трумэна», «Мемуары Хрущева», «Избранные произведения Ким Ир Сена», Ким Дэ.

4 Р. Лрон, Демократия и тоталитаризм, М., 1993; Buszynski Leszeck. Russian Foreign Policy after the Cold War. Westport. Connecticut: Praeger, 1996. Denny Roy. North Korea: A new View? Strategic and Defense Studies Center, Australian National University. Newsletter, Winter. 1996. — Goodrich L.M. Korea, A Study of U.S. Policy in the United Nations. N.Y., 1956. Oliver R.T., Rhee Syngman. The Man Behind the Myth. N.Y., 1954. Scalapino R., Lee Chong sik. Communism in Korea. Vol. l. berkeley, Los Angeles, 1973. Scalapino R.A. The Foreign Policy of North Korea. North Korea Today. N.Y., 1963; Scalapino R.A. «The Political Influence of the USSR in Asia.» Edited by D.S.Zagoria, Soviet Policy In East Asia, N.Y.:New Haven, 1982. Sherwood R.E. Roosevelt and Hopkins: An Intimate History. N.Y., 1948. Korea Unification, Source Materials with an Introduction. Vol 1. Seoul, 1976. Alan Romberg. New Approaches to Northeast Asian Security: Council on Foreign Relations Press. N.Y., 1992. No. 10.

5 Кан Вон Сик. Россия и Корея на пороге ХХ1века. М., 1999. Ким Юн Дук. Динамика баланса сил между США, Россией, Китаем и Японией на Корейском полуострове. М., Научная книга. 1996. Ли Дон Хюн. Политика СССР и РФ по отношению к СевероВосточной Азии и двум Корейским государствам (1985; 1998гг.).М., 1999. Хан Вон Сук. Поиск новых возможностей в корейскороссийских взаимоотношениях в XXI: вызовы и шансы// Проблемы Дальнего Востока, 2003, № 6. Ким Ген Чхан. История Восточной дипломатии. Сеул: Чицмундан. 1982. — См.: Шабшина Ф. И. Южная Корея (1945; 1946). Записки очевидца. М., 1974; Ким Кван Со Формирование политической системы в Северной Корее и роль СССР: (1945 1947 гг.) М., 1997. — Ким Кван Со. Московское совещание министров иностранных дел (декабрь 1945 г.) и раскол Кореи // Проблемы Дальнего Востока,. М., 1997. N 5. — Ким Хак Чун. Корейская война Сеул: Пагенса. 1993. — Ли До Хен, Ян Сон Чхоль. Новый старт Южной и Северной Кореи в эпоху ООН, Сеул: Чаюпхенонса. 1992. — Ким Хан Гир. Современная история Кореи. Пхеньян., 1983. — Цой Чжон Ги. Дипломатия Советского Союза. Сеул. 1988. — Ким Ы Кон. Возможность участия РК в развитии Сибири и реакция окружающих стран Корейского полуострова. Ин чен: Институт международных отношений Инха Университета, октябрь 1991. Кан Бон Гу. Политика России в отношений Корейского полуострова: в свете решении ядерной проблемы Северной Кореи// Проблемы Дальнего Востока. М., 1997.№ 5. Ким Бйон Хон. Корейский полуостров остро нуждается в новом мирном урегулировании//Проблемы Дальнего Востока. 1994, № 6. Ли Чжэ Ён. Изменения в характере экономических отношений// Проблемы Дальнего Востока, 2001, № 1. Им Ен Сун. Политика объединения Кореи. Сеул. 1998: Квак Тэ Хван. В поисках мирно объединения на Корейском полуострове. Сеул. 1986: Ким Чжен Ен. На пути к объединенной Корее. Сеул. 1987: Ли Чжен Мин. Становление стратегического равновесия в Северо Восточной Азии. Сеул. 1987; Чо Мен Хен. Корея и будущие мировые державы. Сеул. 1989 и другие работы на корейском языке.

Чжуна и другие. Весьма ценным материалом являются мнения экспертов в СМИ по данной проблематике. В работе использовано множество архивных и современных документов, мемуаров видных политических деятелей, интервью, составивших обширный фактологический материал.

Автор опирался на материалы печатных СМИ, таких как: южнокорейская -" Корея Геральд" - японская — «Иомиури» — российские — «Правда», «Известия», «Независимая газета» — американские — «New York Times», «Woll Street Journal», «The Washington Post», сообщения «ИТАР-ТАСС», а также на информацию, размещенную на официальных сайтах в сети Интернет.

Объект исследовании.

Объектом исследования является политико-дипломатическая борьба за объединение Кореи.

Предметом исследования являются оптимальные пути воссоединения двух корейских государств и перспектива объединительного процесса, а также роль России в корейском урегулировании.

Цель исследования.

Основная цель данного исследования состоит в том, чтобы воссоздать целостную картину исключительно сложного корейского вопроса, и дать прогноз наиболее вероятностного развития объединительного процесса.

Для наиболее полного и глубокого освещения данной проблемы автору представляется логичным решение следующих научно-исследовательских задач:

1. выяснить узловые проблемы объединительного процесса;

2. охарактеризовать современную динамику межкорейского диалога;

3. рассмотреть наиболее вероятностные пути развития межкорейского взаимодействия;

4. показать оптимальные сценарии достижения стабильности будущей объединенной Кореи;

5. охарактеризовать степень участия СССР (затем России) в формировании современной ситуации в Корее;

6. исследовать степень реального и потенциального влияния России на дальнейшее развитие ситуации на Корейском полуострове;

Теоретическая и методологическая основа исследования.

Теоретической основой исследования стали работы крупных российских и зарубежных учёных, которые внесли значительный вклад в развитие науки международных отношений — Арина О., Аснера П., Богатурова А. Д., Вебера М., Гоббса Т., Жёбина А. З., Лебедевой М. М., Ли В. Ф., Макиавелли Н., Титаренко М. Л, Тихомирова В. Д., Ткаченко В. П., Торкунова A.B., Цыганкова П. А. Методологическую основу данного исследования составляют системный и комплексный подход к изучаемому вопросу, а также такие традиционные методы изучения международных отношений, как метод сравнительного анализа и исторических аналогий.

Эмпирическая база исследования.

В качестве эмпирической основы в работе используются официальные исторические документы, мемуары результаты социологических опросов общественного мнения, статистические экономические показатели, сведения из сети Интернет, интервью некоторых политических деятелей и ученых в периодических изданиях па русском, корейском и западных языках.

Научная новизна диссертационного исследования.

Научная новизна исследования может быть сведена к следующим основным положениям:

• дается комплексный подход к освещению межкорейского диалога (исторический, политический, экономический, социально-психологический).

• прослеживается динамика межкорейского диалога за последние 10 лет (до середины 2004 г.).

• прогнозируется перспектива развития ситуаций на Корейском полуострове, с учетом последних событий в мире.

• анализируется динамичная роль России в межкорейском диалоге последних лет (до 2004 года).

Основные положения, выносимые на защиту.

• На протяжении рассматриваемого периода, корейский народ, расколотый по живому, вопрос объединения нации считал самой главной задачей и не терял надежды его разрешения. В период «холодной войны» правительства как на Севере, так и на Юге Кореи поочередно выдвигали политические декларации в пользу объединения. На деле же их политика сводилась к претензиям па монопольную власть на всем полуострове, продолжалась ориентация на силовые модели объединения страны.

• Наступление «оттепели» в международной обстановке в 70~х годах XX века проецировалось и на Корейский полуостров. Начали усиливаться активные действия руководства обеих Корей в пользу между Севером и Югом. Однако их реальной целью по-прежнему оставалась использование переговорного процесса для завоевания симпатий международного сообщества и решения внутренних проблем.

• Союзные договоры между КНДР и СССР, с одной стороны, и США и РК, с другой, фактически способствовали сохранению «баланса сил» на протяжении периода «холодной войны». В результате в КНДР и РК сложились автономные политические структуры. В то же время упомянутые договоры позволили избежать развязывания еще одной «корейской войны», которая привела бы к осложнению обстановки не только в регионе, но и в мире в целом.

• Окончание «холодной войны» создало новые условия для объединительного процесса на Корейском полуострове. Постепенное, многофазовое воссоединение Кореи становится не только необходимым, но и вполне возможным. В то же время спонтанное форсированное объединение чревато угрозой серьезного конфликта в регионе. В условиях глобализации необходима глубокая рыночная и демократическая трансформация КНДР. Необходимо через экономическое взаимодействие двух Корей, достичь социального уровня, которое будет способствовать «мягкому» объединению. На наш взгляд этот процесс продлится минимум 15−20 лет.

• Современный внешнеполитический курс России на Корейском полуострове характеризуется инициативностью и энергичностью, постепенным восстановлением дружественных отношении с КНДР и развитием сотрудничества с РК. Сегодня Россия — активный участник в межкорейском диалоге.

Заключение

соглашений по трехсторонним экономическим проектам (Россия — РК — КНДР) способствует повышению роли России в качестве посредника в межкорейском диалоге. Это также совпадает с её национальным интересом: обеспечение мира на Дальнем Востоке, развитие Сибири и Дальнего Востока. Более тесное взаимодействие трёх государств создает возможности формирования новой модели региональной интеграции.

Результаты исследования обсуждались и апробировались автором на конференциях.

Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры социологии международных отношений социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Отдельные положения поставленной проблемы обсуждались и апробировались автором на конференциях молодых учёных «Ломоносов — 2000», «2004», «2005» и в публикациях.

Структура диссертационной работы.

Структура диссертации определена логикой поставленных задач. Диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, включающей 332 источников.

Заключение

.

Набирающая темпы глобализация вовлекает в себя все государства, наступая на их независимость, типы политических режимов и уровень экономического развития. И её темпы таковы, что многие исследователи склонны говорить о полном размывании содержания национальных интересов 382. Хотя, по мнению моего глубокоуважаемого научного руководителя, ученого — международника, профессора П. А. Цыганкова, тезис о вытеснении государства новыми субъектами, об исчезновении его суверенитета и утрате значения национальных интересов выглядит явно преждевременным. Но это не означает, что глобализация не вносит в национальные интересы никаких изменений. Национальный интерес существенно изменяется в своем содержании и направленности 383. Важнейшим приоритетом национального интереса становится включение страны в процесс мирового экономического развития, поскольку ни одна страна не способна добиться серьезного экономического роста и роста благосостояния населения без растущего вовлечения в мировую экономику. В этом смысле глобализация угрожает крахом, в первую очередь, государствам с переходной экономикой и нестабильным в политическом отношении как КНДР. Последствия негативных тенденции в этом государстве не могут не отразиться на соседних государствах региона — РК, Японии, КНР и России. Поэтому в интересах государств региона СВА разработать оптимальный, компромиссный сценарий решения корейской проблемы, чтобы исключить негативные ситуации, в случае хаотичного развития процесса.

Проведенное нами исследование по выяснению проблемы объединительного процесса в годы «холодной войны» и оценке современного состояния межкорейского диалога утверждает особую важность геополитического положения Корейского полуострова в международной политике. Полуостров как место пересечения интересов ведущих мировых держав, и как следствие, зеркальное отражение периодов напряженностей и «оттепелей» в мировой политике в динамике состояния процесса межкорейского урегулирования.

Не развязанный «корейский узел» один из крупных конфликтов в j82 Национальный интерес versus государственный интерес: теоретические понятия и политическая реальность. Круглый стол — Полис. 2000, № 1.

38 Цыганков П. А. Теория международных отношении. М. 2002. С. 311 -316.

223 международных отношениях. Каждый конфликт многогранен и уникален по своему характеру. Как, известно, конфликт никогда не бывает статичным. Он постоянно развивается по всем параметрам. Именно в силу появления новых параметров конфликта открываются возможности его урегулирования, там где «вчера» это сделать было невозможно. Появление новых аспектов во взаимоотношениях участников конфликта открывает путь к его разрешению. И если конфликт не урегулируется в данный конкретный момент, то это не означает, что он вообще не подлежит урегулированию. Суть урегулирования как раз и заключается в создании ситуации, делающей возможным нахождение мирного взаимоприемлемого решения. Процесс урегулирования не может не принимать во внимание участников конфликта и их особенности, так как именно от них зависит дальнейшее развитие событий. Каждый конфликт уникален, но это «не исключает возможности сравнительного исследования и нахождения некоторых общих тенденций в развитии конфликтов, что может дать.

384 определенный шанс в поиске путей их решения .

Межкорейский конфликт продолжается почти 60 лет. Он претерпевал изменения в разные периоды глобальных изменений международных отношений, которые проецировались на его качестве. Современные условия, безусловно, вносят свою черту в решение корейского вопроса, когда классические механизмы международной стратегии потеряли свою значимость385.

Если в эпоху «холодной войны» главным препятствием корейскому урегулированию было глобальное противостояние двух систем, каждая из которых стремилась закрепить собственные позиции на Корейском полуострове, то сегодня, в эпоху глобализации препятствием для урегулирования является отсутствие единство взглядов заинтересованных сторон на выбор оптимального пути разрешения корейского вопроса.

На протяжении рассматриваемого в работе периода корейский народ, в подавляющем большинстве своем, считал самой главной задачей объединение нации. В то время как амбициозные лидеры, как на Севере, так и на Юге, прикрываясь принципом «Народ требует — власть следует», поочередно выдвигали невнятные политические декларации, суть которых сводилась к претензиям на монопольную власть на всем полуострове. При этом не исключались и силовые модели объединения.

384 См.: Лебедева М. М. Политическая урегулирование конфликтов. М., 1997. С. 18−24.

385 Цыганков П. А. Теория международных отношении. М. 2002. С. 436.

224 страны.

Наступление «оттепели» в международной обстановке в 70-х годах проецировалось и на Корейский полуостров. Усиливаются действия обеих сторон по преодолению политико — идеологических барьеров между Севером и Югом.

Однако существенные перемены в межкорейском диалоге наступают лишь в начале 90-х годов, с окончанием «холодной войны». А проведение политики «солнечного тепла» Ким Дэ Чжуна положило начало реальному и активному объединительному процессу на Корейском полуострове. Продолжение политики «тепла» современным руководством РК приносит положительные результаты.

Современное состояние межкорейского диалога доказывает наличие реальной возможности корейцев самим решать свое будущее. Сегодня мы имеем новое качество межкорейских отношений.

Сегодня между двумя сторонами ведется постоянный диалог не только на государственном уровне, но имеется широкий контакт общественности, что создает доверительные отношения между корейцами Севера и Юга. Это способствовало фундаментальному изменению общественного мнения в обеих частях Кореи, прежде всего — в Республике Корея. Важность широкого гражданского участия в сегодняшнем межкорейском диалоге подчеркнул президент РК, Но Му Хен.

Проведение националистической политики Чучхе (опора на внутренние силы) Ким Ир Сеном на Севере привело к самоизоляции и резкому ухудшению экономического состояния страны. Получивший власть, после смерти отца, Ким Чен Ир, на наш взгляд, более трезво оценивает критическую экономическую ситуацию в КНДР. Несмотря на осторожность, делаются попытки проведения некоторых экономических реформ. Активизируются контакты с Южной Кореей, Китаем, Россией и Евросоюзом.

В последние годы между Сеулом и Пхеньяном заключены ряд совместных экономических соглашений, часть которых уже реализована, другие продолжают прорабатываться сегодня.

Стороны перешли к практической политике в вопросе объединения. Несмотря на то, что инициативу перехватил Сеул, но и руководство Северной Кореи также стало проявлять заинтересованность в налаживании реальных отношений со своими братьями на Юге.

Однако проблема ядерной программы КНДР тормозит позитивные процессы. Экономический кризис внутри КНДР без экономической помощи извне несет угрозу коллапса северокорейского режима, а это чревато крупномасштабной гуманитарной катастрофой для соседних стран. Командно-административная хозяйственная система КНДР без адекватных рыночных реформ и открытости экономики не может вписаться в рыночную сферу СВА. Однако США упорно увязывает экономическую помощь лишь с северокорейскими позициями по проблеме ядерного нераспространения, а не с рыночными реформами. США в этом поддерживают в целом Сеул и Токио.

На наш взгляд, излишне жесткое увязывание экономической помощи с ядерным вопросом ошибочно. Так как только обеспечение условий для неизбежной рыночной трансформации КНДР в условиях глобализации дает больше шансов для «мягкой посадки» северокорейского режима.

На наш взгляд, оптимальным вариантом объединения двух Корей является путь «мягкого» объединения: через широкое гражданское участие, через экономическое взаимодействие, выравнивание социального уровня к политическому единению.

Для этого необходимо преодоление военного противостояния, сокращение армии, предоставление гарантий безопасности, обеспечение которых возьмут на себя все заинтересованные страны.

Нейтрализация Корейского полуострова станет оптимальным фоном установления атмосферы доверия между Севером и Югом на пути к объединению, хотя для полного политического объединения потребуется время.

В то же время нами приведены веские аргументы, утверждающие всю опасность последствий затягивания объединительного процесса. Современная корейская молодежь Севера и Юга уже отличаются друг от друга образом жизни, мировоззрением (особенно на Юге), отходом от традиционного мышления, поведения. Существенными становятся языковые различия, правила письма. Все это может привести к глубоким различиям национального самосознания, углублению раскола.

В работе нами была поставлена задача всестороннего раскрытия степени участия СССР, а затем России в формировании современной ситуации в Корее и оценить степень влияния России на дальнейшее развитие событий на Корейском полуострове.

Позиция Советского Союза безусловно оказывала влияние на ситуацию вокруг корейской проблемы. СССР в послевоенные годы проводил политику статус-кво на полуострове. Несмотря на то, что Союзный Договор между СССР и КНДР, равно как и Договор между США и РК, способствовали закреплению автономных структур, но они обеспечивали сохранению «баланса сил» на протяжении периода «холодной войны», что, возможно, способствовало предосвращению развязывания еще одной войны в регионе.

Просчеты и ошибки, допущенные в «новой политике», СССР в конце 80-х годов и России начала 90-х годов, явились причиной упущения уникальной возможности Москвы в оказании реального воздействия на урегулирование корейского вопроса. Вследствие неоправданного сворачивания политических контактов с Пхеньяном, Москва ослабила свой вес в качестве полезного партнера и для Сеула. Дальнейшая корректировка внешнеполитического курса России на Корейском полуострове дала свои положительные результаты: Москвой налажены сбалансированные партнерские отношения с Севером и Югом Кореи.

Современная политика России по Корее характеризуется инициативностью и энергичностью. Сегодня РФ активный участник в межкорейском диалоге.

Трехсторонние (Россия — РК — КНДР) экономические проекты повышают роль России в межкорейском диалоге, способствует формированию единого экономического пространства. Это совпадает с национальным интересом России: обеспечению мира на Дальнем Востоке Сибири и Дальнем Востоке.

Создание единого государства на Корейском полуострове устраняет очаг напряженности на российской границе. А реализация экономических проектов улучшает инвестиционный климат на Дальнем Востоке.

Возможно, Россия является единственной страной из близких соседей Кореи, которая последовательно и полностью поддерживает объединение Юга и Севера Кореи.

В современной международной обстановке политика России фактически исходит из необходимости вывода Корейского полуострова из разряда взрывоопасных территорий. Реакция Москвы на попытку США применять силу в Северной Корее может оказаться гораздо более жесткой, нежели это произошло в случае с Ираком. Возможно, в этом случае Москва может рассчитывать на взаимодействие с Пекином Дели, а также на понимание в Южной Корее и, даже, в Японии.

Россия заинтересована видеть Корею нейтральным государством, не участвующей в каком-либо военно-политическом альянсе, и не являющейся базой для размещения иностранных вооруженных сил и сверхмилитаризации.

Реальные гарантии безопасности Кореи могут быть обеспечены, если она будет независимым и нейтральным государством. Таково её геополитическое положение. Сильная единая Корея, возможно, сыграет роль важного буфера в отношениях между Китаем и Японией возможно, она станет центром зарождения структуры многостороннего сотрудничества в регионе СВА.

Мир сегодня крайне обеспокоен объявлением Северной Кореей о наличии у неё ядерного оружия. У нас в Корее есть поговорка аналогичная русской «Нет худа без добра». Наступивший кризис можно рассматривать как серьёзный шанс, который может быть использован Южной Кореей при посредничестве России и других крупных держав для проведения разумной политики, надежной денуклеизации и, урегулирования проблемы межкорейского объединении. Этот аспект видится основным предметом моей дальнейшей работы.

Хочется верить, что мы — корейцы Севера и Юга полуострова не упустим свой исторический шанс, и постепенно, терпеливо, настойчиво, через диалог будем шаг за шагом преодолевать бесплодную враждебность, отчуждение, подозрения, что мы сможем вернуть дух общенационального единения. В Южной Корее поют об объединении Южной и Северной Кореи. Это наша мечта и мы надеемся, что она непременно сбудется.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Белая книга объединения. Сеул., 1992.
  2. Визит с Советский Союз партийно-правительственной делегации КНДР во главе с Генеральным секретарем ЦК ТПК, Президентом КНДР Ким Ир Сеном. 23−25 мая 1984 г. Документы и материалы. М., Политиздат, 1984.
  3. Задачи внешней политики Республики Корея на 21-ый век и отношения между Республикой Корея и Российской Федерацией. Выступление министра иностранных дел РК Гон Ро Мена в МГИМО (У), 8 мая 1996.
  4. Заявление посла КНДР в России Сон Сен Хиля на встрече российской общественностью. 27.09.1995 г.
  5. Заявление представителя МИД КНДР от 13 марта 2002 г. ЦТАК, 2002.13 марта.
  6. Заявление правительства Корейской Народно-Демократической Республики. 6. июля 1961 года.
  7. Ким Енг Хуа. Влияние взаимоотношений двух частей Китая на ситуация в АТР. //Встреча лидеров Северной и Южной Кореи и новый порядок в АТР. Форум — Мир в АТР. Сеул., Июнь 2000 г.
  8. Ким Ир Сен. Доклад па торжественном заседании, посвященном национальному празднику корейского народа 15-й годовщине 15 августа. Пхеньян,. 1960.
  9. Ким Чан Жин, Преобразованная Россия- десять лет потери позиции в АТР//Встреча лидеров Северной и Южной Кореи и новый порядок в АТР. Форум — Мир в АТР. Сеул, Июнь 2000 г.
  10. Корейская Народно-Демократическая Республика. М., 1985.
  11. Материалы Женевской конференции. Пхеньян. 1954.
  12. МИД СССР, ДВО. Сборник основных документов и материалов по Корее (июль 1953 -декабрь 1954 г.). М., 1955.
  13. МИД СССР, ДВО. Сборник основных документов и материалов по Корее за 1975 г., М., 1976.
  14. МИД СССР. Женевское совещание министров иностранных дел (26 апреля -21 июля 1954 г.). Документы по корейскому вопросу, М., 1956.
  15. Намбук Тэхва (Диалог Север-Юг). Сеул, 1982, № 28, февраль.
  16. Отношения Советского Союза с Народной Кореей, 1954−1980(документы и материалы). М., 1981.
  17. Предложения КНДР по объединению страны. Пхеньян, 1982
  18. Рональд Майнардус, Германия и Корея- прошлое и настоящее. //Встреча лидеров Северной и Южной Кореи и новый порядок в АТР. Форум — Мир в АТР. Сеул, Июнь 2000 г.
  19. Третий съезд Трудовой партии Кореи. Документы и материалы. Пхеньян, 1956.
  20. Фрагмент рабочей записи беседы JI. И. Брежнева с Пак Сен Чером 9 декабря 1969 г.
  21. Чан Ы Куан, Политика США на Корейском полуострове//Встреча лидеров Северной и Южной Кореи и новый порядок в АТР., Форум — Мир в АТР. Сеул, Июнь 2000 г.
  22. Материальны ЦТАК 1993. 4 ноября., 1994. 22 октября.
  23. Бюллетень Центрального телеграфного агентства Кореи. Пхеньян. 1999. 14 октября.
  24. .Н. Ельцина в Республику Корея// Дипломатический Вестник, № 23−24, 1531 декабря 1992.
  25. Визит Ким Ен Сама в Россию. Дипломатический Вестник. № 13−14, июль 1994.
  26. Дипкурьер. Октябрь 1996. № 15(14).
  27. Дипломатический Вестник. № 13 — 14, июнь 1994, 1996.
  28. Информационный бюллетень Посольства КНР в РФ. 1997. № 28. 1997. № 30.
  29. История дипломатии. Том V. М., 1979.
  30. Концепция внешней политики Российской Федерации//Дипломатический вестник МИД РФ. 1993, январь. Спецвыпуск.
  31. Корея. Краткий справочник. Политуправление Дальневосточного фронта, 1943.
  32. Материалы Министерства объединения Южной Кореи от 17. 05. 1996.36. СССР и Корея. М., 1988.
  33. Монографии и учебные пособия:
  34. Ан Вён Жун, Международная политика и объединение Корей, Сеул,. 1993.
  35. В.И. Конфликтология (Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов), М., 1995.
  36. O.A. Азиатско-тихоокеанский регион : мифы, иллюзии и реальность. Флинта наука.- М., 1997.
  37. Р. Демократия и тоталитаризм, М., 1993.
  38. П. Насилие и мир. От атомной бомбы до этнической чистки. М., 1999.
  39. Н.Е. Внешные экономические связи КНДР. М., 1993.
  40. А.Д. Великие державы на Тихом океане. История и теория международных отношений в Восточной Азии после второй мировой войны (1945−1995). М.?Конверт МОНФ, 1997.
  41. М. избранные произведения. М., Прогресс, 1990
  42. Внешняя политика и дипломатия стран Азиатско-Тихоокеанского региона. :отв. Ред. Вл. Ф. Ли. ДА МИД РФ. М., 1998.
  43. В. Б., Кам Бён Хи. Россия и Корея. 1945−1992. М., 1993.
  44. К. С. Введение в геополитику. М., 1998.
  45. Ю. Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики. М., 1998.
  46. Т. Избранные сочинение. Т. 2. М., 1991.
  47. . И.О. Корея. Концепции объединения. М., 1997.
  48. И.О. Сравнительный анализ концепций Северной и Южной Кореи по вопросу объединения страны. (Канд.дисс.). М., 1994.
  49. В.И. Корейская проблема: пути урегулирования (70−80ые годы). М., 1998.
  50. В.И. Очерки международных отношений в Юго-Восточной Азии и на Дальнем Востоке. М., 1975.
  51. А. Основы геополитики. М., 1999.55.3абровская J1.B. Россия и Республика Корея: от конфронтации к сотрудничеству (1970−1990-е гг.)., Владивосток., Дальневосточное Отделение РАН. 1998.
  52. И Ги Чень Международные отношение и безопасности между Южной и Северной Кореей .Сеул. 1998.
  53. Им Ен Сун. Политика объединения Кореи. Сеул. 1998.
  54. И.С. Аграные отношения в Южной Корее (1945- 1976 гг.). М., 1980.
  55. Кап Вой Сик. Россия и Корея на пороге XXI века. М., 1999.
  56. Квак Тэ Хван. В поисках мирного объединения на Корейском полуострове. Сеул. 1986.
  57. Ким Бен Кук. Президент республики Корея Ким Дэ Чжун. Правозащитник политик ученый. М., 1998.
  58. Ким Дэ Чжун. Новое начало М., 1998.
  59. Ким Дэ Чжун. Южная Корея: драмы и надежды демократии. М., 1992.
  60. Ким Дэ Чжун. Южная Корея драмы и надежды демократии. М., 1992.
  61. Ким Ил Пхенг. Соглашение об отношениях США и Северной Кореи и перспективы Корейского Полуострова. Корея. 1999.
  62. Ким Кван Со Формирование политической системы в Северной Корее и роль СССР: (1945−1947 гг.): Автореф. (дис. канд.) Ист. Наук. М., 1997.
  63. Ким Сын Чжун. Российский федерализм в действии взаимоотношения центральной и региональной властей в современной России (на примере Приморского края)., русская панорама.М.1999.
  64. Ким Хак Чун. Корейская война Сеул. Пагенса. 1993.
  65. Ким Хан Гир. Современная история Кореи. Пхеньян., 1983.
  66. Ким Чен Ир. Последовательно претворять в жизнь заветы великого вождя товарища Ким Ир Сена в деле воссоединения Родины. Палея. М. 1997
  67. Ким Чжен Ен. На пути к объединенной Корее. Сеул. 1987.
  68. Ким Юн, Хан. Эволюция политики США и России в отношении корейской проблемы (с 1992 года): Автореф. (дис.канд.) полит, наук. РАН. Ин-т мировой экономики и междунар. Отношений. М., 1995.
  69. A.B. Политика США и Японии на Корейском полуострове. М., 1990.
  70. Корейская Народно Демократическая Республика. М., 1985.
  71. М.М. политическая урегулирование конфликтов. М., 1997.
  72. Ли Вл. Ф. О бессрочном нейтралитете Корейского полуострова в свете мирового опыта XX века. М. 1999.
  73. Ли Вл. Ф. Россия и Корея в геополитике евразийского Востока. М., 2000.
  74. Ли Ги Бек. История Кореи -Новая трактовка., первое марта. М., 2000.
  75. Ли Дон Хюн. Политика СССР и РФ по отношению к Северо-Восточной Азии и двум Корейским государствам^ 985- 1998гг.).М., 1999.
  76. Ли Чжен Мин. Становление стратегического равновесия в Северо-Восточной Азии. Сеул. 1987.
  77. Н. Государь. М., 1990.
  78. II. Избранные сочинение. М., 1982.
  79. Международные отношения: Социологические подходы. Под. Редакцией Цыганков П. А. М., 1998.
  80. Национальный интерес versus государственный интерес: теоретические понятия и политическая реальность. Круглый стол Полис. 2000, № 1.
  81. В.Е. Азиатско-Тихоокеанские режимы безопасности после «холодной войны» эволюция, перспективы российского участия. М., Памятники исторической мысли. 1998.
  82. Пех Чжен Чун. Исследование проблем объединения Кореи. Сеул. 1988
  83. Российская наука международных отношений: Новые направления. Под редакцией А. П. Цыганкова, П. А. Цыганкова. М., 2005.
  84. Г. Е. Борьба за мирное демократическое решение корейского вопроса, М., 1960.
  85. Сравнительный анализ современного экономического развития КНДР и Южной Кореи. М., 1980.
  86. Е.И. Конфликтология переходного периода: методологические, теоретические, технические проблемы. М., 1996.
  87. A.A. О некоторых аспектах экономического сотрудничества России с Республикой Корей и КНДР. М. 1998.
  88. M.JI. Актуальные проблемы Корейского полуострова. М., 1994.
  89. Титаренко M. J1. Россия и Восточная Азия. вопросы международных и межцивилизационных отношений. М., кучково поле. 1994.
  90. В.П. Безопасность в Корее и интересы России (канд дисс.). М. 1997.
  91. В. П. Новое руководство в Пхеньяне перспективы новой политики. М.1999.
  92. В.П. Проблемы российско-корейского сотрудничества в интересах сохранения мира на Корейском полуострове.
  93. А. В. Загадочная война-корейский конфликт 1950−1953 годов, Росспэн, М., 2000.
  94. А. В. Уфимцев. Е. П. Корейская проблема: новый взгляд. М., 1995.
  95. Цой Чжон Ги. Дипломатия Советского Союза. Сеул. 1988.
  96. П.А. Международные отношения. М., 1966.
  97. П.А. Теория международных отношении. М. 2002.
  98. Чо Мен Хен. Корея и будущие мировые державы. Сеул. 1989.
  99. Ф.И. Южная Корея (1945 -1946). Записки очевидца. М., 1974.
  100. В.И. Япония Южная Корея. М., 1981.
  101. Юго-Восточная Азия в 2000 г. Актуальные проблемы развития. М., ИВ РАН, 2001 г.
  102. Мемуары и избранные труды:
  103. Ким Ир Сен. Доклад о политической программе правительства КНДР 16 декабря 1967 г. Избранные сочинения. Т. IV Пхеньян, 1971.
  104. Ким Ир Сен. Избранные произведения. Т. I. IV. V. 1972.
  105. Ким Ир Сен. Сочинения Пхеньян,. Т.14. 1983. Т.26. 1986.
  106. II.С. Воспоминания: Избранные фрагменты. М., 1997.
  107. Сборники научных статей и исследований:
  108. А.З. КНДР в поисках выхода. Сб. статей. Полвека без войны и без мира. М., 2003.
  109. История Кореи (Новое прочтение). Отв. Редактор. А. В. Торкунов. М., 2003
  110. Кан Бон Ку. Внешняя политика РФ в отношении Корейского полуострова и перспективы урегулирования северокорейского ядерного кризиса: от марта 1993 г. до июня 1995 г. //Чжунсо ёнгу (Обозрение по Китаю и России), кн. 20, № 1, весна1996.
  111. Ким Ы Кон. Возможность участия РК в развитии Сибири и реакция окружающих стран Корейского полуострова. Инчен., Институт международных отношений Инха Университета, октябрь 1991.
  112. Корейский вопрос и интеграционные процессы в Северо-Восточной Азии. Доклад по итогам проекта, выполненного при поддержке Корейского Фонда// Международный Фонд социально-экономических и политических исследований (Горбачев-Фонд).М., 2005.
  113. Полвека без войны и без мира: Корейский полуостров глазами российских ученых. //Центр изучения современной Кореи. М., 2003
  114. Политические, экономические и культурные аспекты объединения Кореи: материалы науч. Конф., М, 10−11 дек. 1996 г. / РАН. Ин-т Дальнего Востока. Центр корейских исслед.- Подгот. Савельев Р. В. (ред.) и др. -М., 1997 Ч. 1., 4.2.
  115. И.Д. Языковые проблемы расчлененной Кореи. Актуальные проблемы Корейского полуострова. Сб. статей. М., 1996 г.
  116. Спецбюллетень ИВАН СССР. № 69. 1966- № 57, 1965- № 137, 1972- № 203, 204, 1979.
  117. Сотрудничество. Материалы 6 международной конференции Москва, 29−30 ноября 2000. выпуск 3. М., 2001.
  118. Титаренко.М. Л. Россия и Восточная Азия. Вопросы международных и межцивилизационных отношений: Сборник, М.:Кучково поле, 1944.
  119. М.Е. Попытки и перспективы обновления в КНДР. Сб. статей. Полвека без войны и без мира. М., 2003.1. Статьи:
  120. А.Г. Россия : национальная безопасность в 90-е годы. «Мировая экономика и международные отношения», No 8−9, 1994.
  121. И. Проблемы и перспективы расширения российско-южнокорейски экономических отношений// Проблемы Дальнего Востока, 2001, № 6.
  122. Г. Д. Корейская политика России: попытка схематизации// Проблемы Дальнего Востока. 2000. № 2.
  123. Ю. В. Внутренние истоки раскола Кореи//Политические экономические и культурные аспекты объединения Кореи. М., 1997. Ч. 1.
  124. Ю. В. КНДР на форсированном марше// Проблемы Дальнего Востока. М.1998. № 5.
  125. A.B. Россия и Корея//Проблема Дальнего Востока, М., 1997 г. № 3
  126. A.B. Россия и Корея: современные реалии и перспективы//Проблемы дальнего Востока. М., 2002. № 3.
  127. Жан Ун Сок, Достижения и перспективы двухлетней политики солнечного тепла. Форум — Мир в АТР. Сеул., Март 2000 г.
  128. А.З. Межкорейские отношения : взгляд из России// Проблемы Дальнего Востока. М., 2003. № 2.
  129. А.З. Ядерный кризис в Корее и интересы России//Проблемы Дальнего Востока. 2004. № 2
  130. B.B. Проблемы межкорейского урегулирования//Россия и АТР: безопасность, сотрудничество, развитие. М. 2002.
  131. Кан Бон Гу. Политика России в отношений Корейского полуострова: в свете решении ядерной проблемы Северной Кореи// Проблемы Дальнего Востока. М., 1997. № 5.
  132. . И. Основные черты межкорейского экономического сотрудничества// Проблемы Дальнего Востока. М., 2002. №? 1.
  133. Ким Бйон Хон. Корейский полуостров остро нуждается в новом мирном урегулировании//Проблемы Дальнего Востока. 1994, № 6.
  134. Ким Енг Хуа Разрушение «холодной» структуры и закрепление «мировой"// Значение встречи руководителей двух сторон и ее перспективы, Форум — Мир в АТР. Сеул., Май 2000 г.
  135. Ким Кван Со. Московское совещание министров иностранных дел (декабрь 1945 г.) и раскол Кореи // Проблемы Дальнего Востока. М., 1997. N 5.
  136. Ким Кьси Сик, Внутренние задачи по обеспечению успешного прохождения встречи лидеров// Значение встречи руководителей двух сторон и ее перспективы, Форум — Мир в АТР. Сеул., Май 2000 г.
  137. A.B. Политика США и Японии на Корейском полуострове. М., 1990.
  138. А. Выходцы из КНДР и Южной Кореи: проблемы и перспективы// Проблема Дальнего Востока» 2002 г, № 2.
  139. Ли До Хсн, Ян Сон Чхоль. Новый старт Южной и Северной Кореи в эпоху ООН, Сеул: Чаюпхснонса. 1992.
  140. Ли Чжэ Ён. Изменение в характере экономических отношений// Проблемы Дальнего Востока, 2001, № 1.
  141. В.В. Глобализация и корейская программа//Проблемы Дальнего Востока. 2004 г. № 2.
  142. В.В. Корейская проблема в свете событей 11 сентября Проблемы Дальнего Востока. М., 2002. № 3.
  143. B.C. Россия в новом концерте государств Восточной-Азии// Проблемы Дальнего Востока. 1992, № 5.
  144. Пак В. К. Некоторые вопросы внутри и внешнеполитического развития КНДР-Спецбюллетень ИВАН СССР. № 203. М., 1979.
  145. А. H. Речь на открытки 4-й международной конференции ИМЭМО-ИФАНС, М., октябрь 1994.
  146. Разоружение и стабильность на Корейском полуострове //Разоружение. Нъю -Йорк, 1995.Т. 18, N2.
  147. Редакционная статья, Последние десять лет отношений России и Кореи//Журнал Корус форм 29. Map. 2000 г.
  148. Сайто Мотохидэ. Исследования о внешней политике России в отношении Кореи/Исследования по России. № 24. апрель 1997
  149. . И. Д. О воззрениях корейцев на объединение// Проблемы Дальнего Востока. М., 1998. № 2.
  150. С.С. Корейский полуостров в формате экономического сотрудничества с Россией. //Проблемы Дальнего Востока. 2001 г. № 5.
  151. , С. С. Проблемы социальной защиты населения в единой Корее // Политические, экономические и культурные аспекты объединения Кореи. М., 1997.Ч. 1.
  152. M.JI., Взгляд российских ученых на проблему Корейского полуострова. //Журнал Корус форм 29. Map. 2000 г.
  153. В.П. Перспективы межкорейского диалога и безопасность в регионе// Корейский полуостров и вызовы XXI века: ИДВ РАН. М, 2003.
  154. В. Последствия объединения Кореи для России и безопасности в Северо-Восточной Азии // Проблемы Дальнего Востока. М., 1997. N 4.
  155. В.П. Социально экономические процессы в Корее и перспективы национального объединения // Мирное сотрудничество в Северо-Восточной Азии и проблемы объединения на Корейском полуострове. М., 1995.
  156. Г. Д. Россия-Республика Корея: после саммита в Сеуле//Проблемы Дальнего Востока. 2001 г., № 2.
  157. М.Е., Перспектива использования индустриального потенциала Северной Кореи и роль России в объединении Кореи. //Журнал Корус форм 29. Map. 2000 г.
  158. Ю. Развитие событий на Корейском полуострове и интересы России -Вопросы безопасности. М., 09. 2001 г. Т.5. № 17.
  159. Хан Вон Сук. Поиск новых возможностей в корейско-российских взаимоотношениях в XXI: вызовы и шансы// Проблемы Дальнего Востока, 2003, № 6
  160. Хан М. П. Внутренний фактор раскола Кореи // Политические, экономические и культурные аспекты объединения Кореи. М., 1997. Ч. 1
  161. Хан Ун Сок. Задачи и перспективы сотрудничества, социальный и культурный обмен// Значение встречи руководителей двух сторон и ее перспективы, Форум — Мир в АТР. Сеул., Май 2000 г.
  162. Хун Ик Кью. Активизация экономического сотрудничества между двумя Кореями// Значение встречи руководителей двух сторон и ее перспективы, Форум — Мир в АТР. Сеул., Май 2000 г.
  163. Цон Пок Ки. Проблема разделения семей//3начение встречи руководителей двух сторон и ее перспективы, Форум — Мир в АТР. Сеул., Март 2000 г.
  164. Штефан, Саульский вестник, 03.03.2004.
  165. Публикации в прессе и СМИ:176. Агенство Бизнес Новостей.177. Асахи синбун.178. Вести//РТР.179. Вольган Чосон. Сеул, 180. Время-МН.181. Дефанс насьональ.182. Дипломатический вестник.
  166. Alan Romberg. New Approaches to Northeast Asian Security: Council on Foreign Relations Press. N.Y., 1992.
  167. Anatoly Topkunov. The war in Korea 1950−1953 It’s Origin, Bloodshed and Conclusion. Tokyo., 2000.
  168. Asian Survey. Vol. ХП, № 6, 1972, Vol. XX, NIL 1980.
  169. A White Paper on the South North Dialogue in Korea. Seoul, 1975., 1976.
  170. Blank S. Russian policy and the changing Korean question // Asian survey. -Berkeley (Cal.), 1995. Vol. 35, N 8.
  171. Buszynski Leszeck. Russian Foreign Policy after the Cold War. Westport. -Connecticut: Praeger, 1996.
  172. Cheon S. The Four-party peace meeting proposal. A challenge and an opportunity for Korean peace and unification // Korea and word affairs. Seoul, 1996.-Vol. 20, N 2.
  173. Cossa R.A. Security goals and military strategy of the U.S. and Japan and their impact on Korean Peninsula security // Korea and word affairs. Seoul, 1996.- Vol. 20, N 4.
  174. Denny Roy. North Korea: A new View? Strategic and Defense Studies Center, Australian National University. Newsletter, Winter. 1996.
  175. Eberstadt N. Korea approaches reunification / With a forew. by Scalapino R.A.-Armonk (N.Y.) — L.: Sharpe, 1995. XIX.
  176. Economic Comparison between South and North Korea. Seoul, 1975
  177. Economic cooperation between South and North Korea and Russia: status and tasks. Workshop on industructuring policy for Russia officials. Seoul, 1999.
  178. Fisher, N. The Korean war: On what legal basis did Truman act? // Amer. J. of intern, law. Wash., 1995. Vol. 89, N1.
  179. Goodrich L.M. Korea, A Study of U.S. Policy in the United Nations. N.Y., 1956.
  180. Government and Politics of Korea. Seoul, 1972.
  181. Han Sung Joo. The Failure of Democracy in South Korea. Berkeley, 1974
  182. Han Sung Joo. Russia in South Korean policy in an age of transition. «Sino-Soviet», XVI, No 3, Seoul, 1992.
  183. Harry S. Truman. Memoirs. Vol 2. 1946−1952 N.Y. Do Capo Press. 1986.
  184. Henriksen Th. H., Mo Songryn (Fd.). North Korea After Kim II Sung. Stanford, 1997.
  185. Kil Jeong Woo. Building Peace on Korean Peninsula: in Search of a Multi Dimensional Approach. The Korean Journal of National Unification. 1992, Vol.1, № 2.
  186. Kim Dae Joon. Sunshine vs. Strong wind // Korea Fokus, July-August 1998.
  187. Kim Hak Joon. The Unification Policy of South and North Korea. Seoul, 1977,
  188. Kim Se Jin. The Politics of Military Revolution in Korea. Seoul, 1971.
  189. Kim Sung Chull. A logic of «two Korean» policy of the United States // Korea and word affairs. Seoul, 1996. Vol. 20, N 3.
  190. Kim Sung Joo Polities toward the Korean Peninsula by the surrounding powers, and prospects // East Asian rev. Seoul, Vol. 9, N 1.
  191. Korea in the 21st Century. (Presidential Commission on the 21st Century). Seoul, 1995.
  192. Korea: The Economic Race Between the South and the North. Central Intelligence Agency, Wash. 1978.
  193. Korea Unification Bulletin: Ministry of Unification of the Republic of Korea. No.52. Seoul, February, 2003.
  194. Korea Unification, Source Materials with an Introduction. Vol 1. Seoul, 1976,
  195. Lee Chong sik. Politics in North Korea: Pre-Korean War Stage. North Korea to day. N.Y., 1963.
  196. Lee Jae Young. Lee Jae You. Russia’s Entry to APEC and Policy towards APEC. Seoul. 2000.
  197. Lee Kie Bok. Edualization of Income in United Korea: a Scenario Approach. The Journal of East and West Studies/ 1992, vol. 22, N2.
  198. Lee Suk Jung- Sheehan and security on the Korean peninsula // Contemporary security policy. L., 1995. — Vol. 16, N 3.
  199. Lee Young Ho. Military Balance in the Korean Peninsula. Asian Survey, 1981, August, Vol. XXI, № 8,
  200. Manning, R.A. The United States and theendgame in Korea: Assessment, scenarios, and implication // Asian survey. Berkeley (cal.), 1997. — Vol.37, N 7.
  201. North East Asia. Peace and Security Network. Special Report. December. 1999.
  202. Oh John C.N. Policy Alternatives for United the two Korees. Korean. Observer. 1993, vol. XXIV, N4,
  203. Oliver R.T., Rhee Syngman. The Man Behind the Myth. N.Y., 1954,
  204. Park Bon Shik. An Appraisal of 20 Years of Inter-Korean Dialogue and an Analysis of Dialogue Strategies for the Next Three Years. East Asian Review. 1991, vol. EI, № 4.
  205. Park Chung Hee. The Country, The Revolution and I. Seoul, 1962.
  206. Park Chung Hee. To Build a Nation. Wash., 1971.
  207. Park Sun Song. Measures to promote economic exchange and cooperation between South and North Korea// East Asian Review. Seoul, Korea, 1996.
  208. Republic of Korea’s Position on United Nation Membership. Seoul., 1986.
  209. Rhee Jong Pil. A Critical Comparison of the Policy of both South and North Korea toward the United Nation. East Asian Review. 1976, № 2
  210. Rhee Sang Woo. Korea Unification: Issues and Approaches, paper presented at Xllth World Congress of IPSA. Rio de Janeiro, Brazil, 1982, August 9−14.
  211. Rhee Sang Woo. Winter East Asia? On going restructuring of intro-regionsl cooperative system. Report for the conference in the Institute of Far Eastern Studies, moscow, 1994.
  212. Rhee Seung Keun. The role of Northeast Asia security cooperation and future global peace. The lst Northeast Asia defense forum, Seoul, 1993.
  213. Rok’s Foreign Policy for Peace and Peaceful Unification. Seoul, 1975.
  214. Russia’s interests in the versatile structure of security in the Northeast Asia and The Korean issue. Vladimir Li (Diplomatic Academy of Russia)// The Research institute for international Affairs. Seoul. Korea. 1996.
  215. Scalapino R.A. Lee Chong sik. Communism in Korea.Vol.1.Berkeley, Los Angeles, 1973.
  216. Scalapino R.A. North Korea at A Crossroads, Stanford, 1997.
  217. Scalapino R.A. The Foreign Policy of North Korea. North Korea Today. N.Y., 1963,
  218. R.A. «The Political Influence of the USSR in Asia.» Edited by D.S.Zagoria, Soviet Policy In East Asia, N.Y.:New Haven, 1982.
  219. Scalapino R. A United States and Asia: Future Prospects. N.Y., 1991.
  220. Sherwood R.E. Roosevelt and Hopkins: An Intimate History. N.Y., 1948,
  221. Snyder, S. A framework for achieving reconciliation on the Korean Peninsula: beyond the Geneva agreement // Asian survey. Berkeley (Cal.), 1995. — Vol. 35, N 8.
  222. Soh Yoke T. Russian Policy toward the Two Koreas// Peter Shearman, ed. Russian Foreign Policy Since 1990. Boulder: West view Press, 1995.
  223. The Balance of Power in East Asia // Michael Leifered. // N.Y.: St. Martin’s Press, 1986.
  224. The Dispersed Families in Korea. Seoul., 1977.
  225. Tkachenko V. Lessons of the Crisis. The Korean Journal of Defense Analysis. 1993, Vol. V, № 2.
  226. William E. Odom. East Asia transformed. The Asia Foundation’s Center for Asia Pacific Affairs, Report No. 4, 1994.
  227. Yang Young Shik. Kim Dae Jung Administration’s North Korea Policy// Korea Focus, July-August 1998.
  228. Vtt. ^ Ш <51711 «оЧИ 91?. 00ъ «ли ¦4*1 ^ 2000.303. eh л| oh 1993.304. 3J? Efl. 2000*d
  229. ШШ^Л^ OJ2! о| х\У, М 2951ш, а щ т щ ш ш н xi s а, 1992.308. ^ ^^K^-ir. 1982.
  230. ЩМШ, ЕН Л| Oh oil АН ?1 ^ 21 Щ XI-011 2, СИ 21 3 ^ 3 Я1 2 =? SI, 1992.318. ^--g-^.^-f-^011 ЦЩш.^ ^^, 2002.319. e хн е, У щ Ш 3 МШ ^ 21 Л1 S Л1^ Ш1992.320.Г NGO-. Щ ti. ^ «Й^ад. 2003.321. ^ ЗН^ЧЬ 2004.
Заполнить форму текущей работой