Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Информационно-аналитическое обеспечение мониторинга качества профессиональной подготовки государственных служащих

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. В настоящее время количество людей, занятых в сфере государственного и муниципального управления, с учетом вспомогательного персонала превышает 2 млн. (федеральные органы власти, 83 региональных администраций, более 24 тысяч муниципальных органов власти). С одной стороны, специфика современных требований, предъявляемых к уровню образования в этой сфере (даже для исполнителей… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
    • 1. Л. Основные направления исследований в области обеспечения качества высшего образования
      • 1. 2. Мониторинг качества образовательной деятельности и особенности его применения к профессиональной подготовке государственных служащих
      • 1. 3. Образовательная деятельность как сложная система с программно-целевым управлением
      • 1. 4. Место нечетко-множественного подхода при мониторинге качества образовательных систем
      • 1. 5. Мониторинговые процедуры качества образовательных услуг
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
    • 2. 1. Формализация представления профессиональной подготовки государственных служащих
    • 2. 2. Методы и модели мониторинга качества профессиональной подготовки государственных служащих
    • 2. 3. Метод когнитивного моделирования как способ оценки рисков снижения качества профессиональной подготовки государственных служащих
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
    • 3. Л. Функциональная и информационная модели мониторинга качества подготовки государственных служащих
      • 3. 2. Инструментальные и программные средства реализации информационно-аналитической системы мониторинга качества подготовки государственных служащих
      • 3. 3. Реализация подсистем информационно-аналитической системы мониторинга качества подготовки государственных служащих
  • Выводы по главе

Информационно-аналитическое обеспечение мониторинга качества профессиональной подготовки государственных служащих (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В настоящее время количество людей, занятых в сфере государственного и муниципального управления, с учетом вспомогательного персонала превышает 2 млн. (федеральные органы власти, 83 региональных администраций, более 24 тысяч муниципальных органов власти). С одной стороны, специфика современных требований, предъявляемых к уровню образования в этой сфере (даже для исполнителей), создает такое количество специалистов с высшим образованием, которого нет ни в одной отрасли промышленности. С другой стороны, возникают проблемы как интенсификации и обеспечения большей доступности обучения для широкого круга государственных и муниципальных служащих, так и повышения качества их профессионального образования. Практика показывает, что на данный момент процент государственных и муниципальных чиновников, имеющих профильное образование, крайне незначителен. При этом коротких курсов повышения квалификации и переподготовки, которые проводятся для действующих управленцев, недостаточно. Только высшее образование дает специалисту возможность в полной мере овладеть ключевыми компетенциями.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года главная задача российской образовательной политики — обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства [22, 102, 108, 112].

В современном подходе к содержанию качества образования основным критерием выступает степень удовлетворенности ожиданий различных участников образовательного процесса предоставляемым образовательным учреждением образовательными услугами и степенью достижения поставленных в образовании стратегических целей, направленных на решение проблем с кадрами в регионе.

Повышение требований потребителей к качеству образования закладывают основу для развития и совершенствования управления образовательным учреждением на основе использования современных информационных технологий. Развитие информационно-аналитического обеспечения призвано обеспечить гибкость такого управления, оперативность реагирования на вызовы современного рынка, как со стороны работодателей, так и со стороны потребителей образовательных услуг (общества, государства). Действия руководства образовательного учреждения могут быть эффективными и оперативными, только если они основываются на своевременной и достоверной информации. Информатизация, пронизывая всю сферу образования, должна стать стратегическим направлением развития системы профессиональной подготовки государственных служащих (ППГС).

Настоящее диссертационное исследование посвящено разработке и внедрению подсистем информационно-аналитического обеспечения мониторинга качества профессиональной подготовки государственных служащих для оценки удовлетворенности качеством предоставляемых образовательных услуг, анализа степени достижения стратегических целей в области качества и определения направлений улучшения образовательной деятельности на основе решения экспертно-аналитических задач.

Степень разработанности проблемы исследования. Научно-теоретической основой представлений о принципах и подходах к развитию качества послужили работы зарубежных и отечественных исследователей (Э.Деминг, К. Исикава, Д. Харрингтон, У. Шухарт, Ю. П. Адлер, В. И. Байденко, A.A. Деркач, И. И. Дзегеленок, А. И. Субетто и др.). В ряде работ рассматриваются проблемы управления качеством образовательной деятельности, как с точки зрения объективных закономерностей управления эффективностью и качеством (Г.В.Воробьев, С. Б. Ельцов, М.Г. Круг-лов, Г. В. Лаврентьев и др.), так и с точки зрения показателей реализации государственных образовательных стандартов (В.А. Болотов, H.A. Селезнева, А. И. Субетто и др.). Проблемы профессионального обучения госу-дарст-венных служащих, рассмотренные в ряде научных трудов (В.И. Кушлин, А. И. Митин, А. И. Турчинов, О. В. Фаллер и др.), свидетельствуют о необходимости повышения качества ППГС в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к государственным служащим на современном этапе, а также с учетом основных задач федеральной программы по реформированию государственной службы.

Основной сложностью мониторинга качества профессиональной подготовки государственных служащих является слабая формализован-ность многих оценок качества образовательной деятельности и недостаточность стандартных мониторинговых процедур для комплексной оценки качества предоставляемых образовательных услуг. В некоторых работах (A.A. Добряков, В. И. Майорова, В. М. Милова, М. М. Поташник и др.) описываются подходы к формализации таких оценок (в основном, на базе нечетко-множественного подхода) для подготовки специалистов инженерного профиля. Однако впрямую использовать эти подходы к оценке качества подготовки государственных служащих затруднительно в силу особенностей данной предметной области (необходимость учета социальной активности, карьерного роста, обучения на послеучебной фазе). Кроме того, во всех рассмотренных работах недостаточно освещены вопросы построения соответствующих структур (схем) данных, что свидетельствует о необходимости более детального анализа как теоретических положений в целом, так и отдельных проблем в данном направлении.

Таким образом, исследования в области формализации и совершенствования процедур мониторинга качества ППГС применительно к использованию слабо формализованных показателей качества, а также аспекты разработки информационно-аналитического обеспечения мониторинга качества ППГС являются актуальными и практически значимыми.

Объект диссертационного исследования: образовательная деятельность по осуществлению профессиональной подготовки государственных служащих.

Предмет исследования: методы и модели мониторинга качества профессиональной подготовки государственных служащих для оценки удовлетворенности качеством предоставляемых образовательных услуг, анализа степени достижения стратегических целей в области качества и направлений улучшения образовательной деятельности.

Целью диссертационного исследования является разработка информационно-аналитической системы мониторинга качества профессиональной подготовки государственных служащих на основе методов решения экспертно-аналитических задач оценки качества предоставляемых образовательных услуг.

Для достижения поставленных целей сформулированы следующие задачи:

1. Провести анализ основных задач мониторинга качества профессиональной подготовки государственных служащих с позиции процессного подхода, теории систем, общей теории управления, выявив закономерности в информационных потоках и основные измеряемые показатели.

2. Определить мониторинговые процедуры по оценке качества профессиональной подготовки государственных служащих с учетом количественных и качественных (неизмеряемых) показателей.

3. Спроектировать методы оценки степени удовлетворенности качеством профессиональной подготовки государственных служащих и степени достижения поставленных целей в области качества.

4. Исследовать источники снижения качества предоставляемых образовательных услуг и провести (на основании метода когнитивного моделирования) оценку рисков снижения качества профессиональной подготовки государственных служащих.

5. Разработать принципы функционирования подсистем информационно-аналитического обеспечения мониторинга качества профессиональной подготовки государственных служащих для обработки стандартизированных данных мониторинга и решения экспертно-аналитических задач оценки качества образовательных услуг.

6. Провести апробацию и внедрение информационно-аналитического обеспечения в виде экспериментального варианта информационно-аналитической системы мониторинга качества профессиональной подготовки государственных служащих.

Теоретической и методологической базой Исследование выполнено в соответствии с ключевыми положениями системного анализа, теории управления, теории принятия решений, теории и практики проектирования информационных систем. Теоретической основой исследования послужили труды российских и зарубежных ученых в области управления качеством, применения экспертно-аналитических методов к оценке качества образования, анализа данных на основе нечетко-множественного подхода. Информационную базу диссертационного исследования составили законодательные акты по образовательной деятельности, стандарты в области системы менеджмента качества (ГОСТ Р 52 614.2−2006, ГОСТ Р ИСО 9004−2001 и др.), монографии, сведения, публикуемые в научных изданиях, материалы научно-практических конференций, международных форумов по рассматриваемой проблеме.

При выполнении диссертационного исследования использовались методы системного анализа, аналитические методы исследования моделей, теория нечеткого логического вывода, теория когнитивного моделирования, методы управления качеством, статистические методы.

Научная новизна результатов исследования. Наиболее существенные научные результаты, полученные в ходе диссертационного исследования и содержащие научную новизну:

1. Сформулированы направления мониторинга качества образования, учитывающие специфику профессиональной подготовки государственных служащих, карьерного роста на послеучебной фазе.

2. Разработаны методы анализа данных мониторинга качества профессиональной подготовки государственных служащих, позволяющие: а) оценить степень удовлетворенности качеством профессиональной подготовки государственных служащих, выраженную в виде понятий естественного языка, на основе использования лингвистических переменныхб) определить степень достижения целей в области качества, применяя методы нечеткого логического вывода, учитывая совокупность количественных и качественных показателей, шкал оценокв) проанализировать риски снижения качества на основе разработанной когнитивной карты, формализующей экспертные оценки.

3. Создана база знаний, формализующая экспертные оценки, которая позволяет формировать рекомендации по снижению рисков снижения качества и предложения по улучшению качества профессиональной подготовки государственных служащих.

4. Разработан и внедрен экспериментальный вариант информационно-аналитической системы мониторинга качества профессиональной подготовки государственных служащих (ИАС МК) как подсистемы общей информационной системы образовательного учреждения, который позволяет реализовать решение экспертно-аналитических задач оценки текущего состояния качества образовательных услуг и формирование рекомендаций для лица, принимающего решения (ЛПР), по повышению качества.

Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость исследования заключается в использовании новых подходов к мониторингу качества профессиональной подготовки государственных служащих и совершенствованию информационно-аналитического обеспечения образовательного учреждения. Теоретические положения и выводы могут быть использованы в учебном процессе при подготовке студентов в рамках дисциплин «Информационные технологии управления», разработанные методы, модели и алгоритмы мониторинга качества профессиональной подготовки государственных служащих могут быть использованы при мониторинге качества подготовки специалистов в различных предметных областях.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в разработке и внедрении экспериментального варианта информационно-аналитической системы мониторинга качества профессиональной подготовки государственных служащих, включенной в информационную систему Брянского филиала РАНХиГС.

Работа соответствует паспорту специальности 05.25.05 «Информационные системы и процессы» (п. 1. «Методы и модели описания, оценки, оптимизации информационных процессов и информационных ресурсов, а также средства анализа и выявления закономерностей в информационных потоках. Когнитивные модели информационных систем, ориентированных на человекомашинное взаимодействие." — п. 7. «Прикладные автоматизированные информационные системы, ресурсы и технологии по областям применения (технические, экономические, гуманитарные сферы деятельности), форматам обрабатываемой, хранимой, представляемой информации (табличная, текстовая, графическая, документальная, фактографическая, первичная или вторичная). Аналитические, процедурные, информационные модели предметной области (системы принятия групповых решений, системы проектирования объектов и процессов, экспертные системы и др), включаемые в контур обработки информации и принятия решений.»).

Основные научные положения, выносимые на защиту.

1. Методы и процедуры анализа данных мониторинга качества профессиональной подготовки государственных служащих на основе иси пользования экспертно-аналитических методов, когнитивного моделирования, лингвистических переменных и нечеткого логического вывода.

2. База знаний, позволяющая формировать рекомендации по снижению рисков и предложения по улучшению качества профессиональной подготовки государственных служащих на основе анализа мнений экспертов предметной области.

3. Экспериментальный вариант информационно-аналитической системы мониторинга качества профессиональной подготовки государственных служащих.

Достоверность и обоснованность результатов. Достоверность теоретических положений диссертации подтверждается корректностью использования математического аппарата, полнотой моделей и методов. Достоверность практических результатов подтвердилась в ходе эксплуатации экспериментального варианта ИАС МК в Брянском филиале РАНХиГС в плане учета данных мониторинга качества образовательных услуг и объема сформированных рекомендаций по повышению качества для ЛПР.

Апробация работы. Результаты исследования докладывались на всероссийской научно-практической конференции «Развитие отечественной системы информатизации образования в здоровьесберегающих условиях» (Москва, 2007 г.), на международной научно-практической конференции «Информационно-аналитические средства поддержки принятия решений» (Москва, 2008 г.), на научно-практическом семинаре по вопросам построения единой системы качества структурных подразделений ОРАГС (Брянск, 2009 г.), на международной научно-практической конференции «Единство образовательного пространства славянских государств» (Брянск, 2009 г.), на Международном форуме «Гарантии качества» (Москва, 2009 г., 2010 г.), в рамках видеоконференции «Менеджмент качества в системе образования» между Орловской региональной академией государственной службы (ОРАГС, Россия) и Институтом экономики и управления ЕСОМЕЫ (г. Таллинн, Эстония), на IV Международной научно-практической конференции «Инновационное развитие общества в условиях межкультурных взаимодействий» (Сумы, 2011 г.), на конференции «Ситуационные центры 2011 (ситуационные центры и „электронное правительство“)» (Москва, 2011 г.). Часть результатов диссертационного исследования были использованы при выполнении научно-исследовательской работы по теме «Разработка многоуровневой системы качества Брянской области» по государственному контракту №ФД-105/04 от 28.02.2008 г.

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 17 научных работ общим авторским объемом 4,3 пл., включая 3 статьи (авторским объёмом 1,1 п.л.) в изданиях, рекомендованных ВАК для публикации результатов кандидатских и докторских диссертаций.

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, включающего 124 наименования, и содержит 162 страницы основного текста, 4 приложения на 25 страницах, 59 формул, 12 таблиц, 39 рисунков.

Выводы по главе.

1. Функциональное описание информационно-аналитической системы ПАС МК отображает функциональную структуру (то есть производимые действия и связи между этими действиями), источники и получателей данных, определяет взаимодействие и связи.

2. Разработанная схема взаимодействия подсистем информационно-аналитического обеспечения мониторинга качества профессиональной подготовки государственных служащих включает: 1) ряд Web-интерфейсов для сбора информации об удовлетворенности субъектов качества 11 111'С, оперативного взаимодействия с экспертами, 2) программное обеспечение, реализующее решение экспертно-аналитических задач с использованием Microsoft Access. Microsoft Excel, Mat Lab.

3. Подсистема удовлетворенности качеством ППГС позвовяет провести оценку степени удовлетворенности субъектов качеством ППГС и предоставляет: 1) аналитикам — информацию для подробного анализа степени удовлетворенности по семибалльной шкале и возможностью формирования отчета, который включает степень удовлетворенности по критериям и графическое представление- 2) информацию для ЛПР по сигнальным показателям трехбалльной шкалы, с возможностью более подробного просмотра степени удовлетворенности субъектов удовлетворенности качеством ППГС- 3) рекомендации для принятия решений ЛПР по повышению удовлетворенности качеством ППГС.

4. Подсистема оценки степени достижения целей в области качества благодаря использованию интеграции Microsoft Access — Microsoft Excel — Mat Lab (Fuzzy Logic Toolbox — инструмент для построения и анализа нечётких множеств) позволяет провести оценку степени достижения целей в области качества с учетом движения по дереву целей «снизу вверх», начиная с определения степени реализации подпроцессов, затем процессов и целей в области качества. Результаты анализа степени достижения целей представляются в виде диаграмм, которые демонстрируют приближение к поставленным целям.

5. Подсистема оценки рисков снижения качества ППГС, реализованный с помощью Web-формы — Microsoft Access — Microsoft ExcelVBA-модуля, обеспечивает удаленное взаимодействие экспертов в области качества, задание весов концептов, позволяет провести прогноз когнитивной модели по оценке рисков снижения качества, сформировать рекомендации для ЛПР по снижению рисков и улучшению качества ППГС.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Основными результатами по проведенному диссертационному исследованию являются следующие:

1. Разработаны методы и процедуры анализа данных мониторинга качества профессиональной подготовки государственных служащих (оценки удовлетворенности качеством ППГС, степени достижения целей в области качества, рисков снижения качества) на основе использования экспертно-аналитических методов, метода когнитивного моделирования, лингвистических переменных и нечеткого логического вывода.

2. Построена база знаний, позволяющая формировать рекомендации по снижению рисков снижения качества и предложения по улучшению качества профессиональной подготовки государственных служащих на основе анализа мнений экспертов предметной области.

3. Разработан и внедрен экспериментальный вариант информационно-аналитической системы мониторинга качества профессиональной подготовки государственных служащих (ИАС МК), включенный в информационную систему Брянского филиала РАНХиГС. Система состоит из подсистемы ведения данных, подсистемы анализа данных для решения экспертно-аналитических задач оценки текущего состояния качества профессиональной подготовки государственных служащих и возможных альтернатив его повышения, подсистемы формирования отчетности.

Перечисленные основные результаты позволяют считать, что основные цели исследования (создание методов и моделей оценки слабо-формализованных параметров качества профессиональной подготовки государственных служащих (оценки удовлетворенности качеством профессиональной подготовки, степени достижения цели в области качества, рисков снижения качества) — разработка и внедрение подсистем информационно-аналитического обеспечения мониторинга качества профессиональной подготовки государственных служащих) достигнуты.

Практической ценностью работы являются: 1) новые подходы к мониторингу качества профессиональной подготовки государственных служащих и совершенствованию информационно-аналитического обеспечения образовательного учреждения на основании нечеткого логического вывода применительно к обработке экспертных оценок определения степени удовлетворенности качеством профессиональной подготовки государственных служащих, оценки степени достижения целей в области качества с разработкой совокупности продукционных правил, когнитивной карты для анализа рисков снижения качества- 2) разработанный и внедренный экспериментальный вариант информационно-аналитической системы мониторинга качества профессиональной подготовки государственных служащих, включенной в информационную систему Брянского филиала РАНХиГС.

Результаты данной работы могут быть использованы при построении моделей оценки рисков и решении экспертно-аналитических задач оценки текущего состояния качества образовательных услуг в других предметных областях.

Следует отметить, что проведенное исследование позволило выявить те вопросы, решение которых непосредственно не относилось к задачам исследования, но которые, возможно, в дальнейшем потребуют тщательной проработки и уточнения. Их решение потребует отдельного самостоятельного исследования. т" и и.

К основным направлениям дальнейших исследовании можно отнести: 1) внесение изменений в оценку влияния весов связей между концептами когнитивной модели с учетом выделения количественных показателей качества ППГС, 2) развитие информационно-аналитического обеспечение мониторинга качества ППГС в направлении решения экспертно-аналитических задач оценки текущего состояния качества образовательных услуг (сопоставление показателей по удовлетворенности качеством предоставляемых услуг для различных субъектов удовлетворенности).

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Менеджмент / В. А. Абчук, С. Ю. Траицын, В. В. Тимченко СПб.: ООО «Книжный дом», 2006. — 480с.
  2. А.Н. Нечеткие множества в моделях управления искусственного интеллекта / Под ред. Д. А. Поспелова. М.: Наука, 1986. — 312 с.
  3. А.Е. Модели и алгоритмы принятия решений в нечетких условиях: Монография / А. Е. Алтунин, М. В. Семухин Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2000. — 352 с.
  4. В.И. Болонский процесс: ПРОБЛЕМЫ, ОПЫТ, РЕШЕНИЯ. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. — 112 с.
  5. В.И. Концепция российского мониторинга Болонского процесса / В. И. Байденко, H.A. Селезнева, Е. Н. Карачарова М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2004. -70 с.
  6. Л.Е. Управление качеством: Учебник/ Л. Е. Басовский, В. Б. Протасьев. -М.: ИНФА, 2001. -212с.
  7. А. С. Основы педагогических технологий: Краткий толковый словарь./ А. С. Белкин А. С. Екатеринбург, 1995. — 22 с.
  8. В. Система оценки качества образования / В. Белов// Высш. образование в России. 2002. — № 1. С. 44−49.
  9. О. В. Разработка модели и критериев самооценки вузов для совершенствования их деятельности / О. В. Блинкова, // Дис.. канд. техн. наук. М., 2006. — 177 с.
  10. Болонская декларация от 19 июня 1999 года / Болонский процесс. Основополагающие материалы: Пер. с англ. / сост. А. К. Бурцев, В. А. Звонова. М.: Финансы и статистика, 2007. — С. 34−38.
  11. Г. Л. Управление качеством образовательного процесса / Г. Л. Бордовский, A.A. Нестеров, С. Ю. Трапицып. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. — 359 с.
  12. А.Н. Модели принятия решений на основе лингвистической переменной / А. Н. Борисов, А. В. Алексеев, О. А. Крумберг и др. -Рига: Зинатне, 1982. 256с.
  13. В.В. Нечеткие модели и сети / В. В. Борисов, В. В. Круглов, A.C. Федулов. М.:Горячая линия-Телеком, 2007. — 284 с.
  14. В. Н. Теория активных систем и совершенствование хозяйственного механизма / В. Н. Бурков, В. В. Кондратьев, В. В. Цыганов,
  15. A. М. Черкашин. М.: Наука, 1984. — 272 с.
  16. В. Н., Новиков Д. А. Как управлять организациями /
  17. B. Н. Бурков, Д. А. Новиков. М.: Синтег, 2004. — 400 с.
  18. Е.С. Прикладные задачи теории вероятности / Е. С. Вентцель, Л. А. Овчаров. М.: Радио и связь, 1983. — 416 с.
  19. Н.О. Информационные технологии в мониторинге образовательного процесса средней и высшей школы / Н. О. Вербицкая, В. Д. Жаворонков. Екатеринбург, 2000. — С.42−43.
  20. И. Архитектура современной информационно-аналитической системы / И. Волков, И. Галахов // Директор ИС 2002. -№ 3,-С. 2−14
  21. В. Анализ основных подходов к определению качества образования / В. Воротилов, Г. Шапоренкова // Высшее образование в России. 2006. — № 11. с. 49−52
  22. Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры / Преамбула. // Университетская книга. 1999. — № 4. — С.8
  23. O.A. Менеджмент качества: анализ основных определений / O.A. Горленко // Методы менеджмента качества. — 2004. — № 12. —С.34−36.
  24. O.A. Разработка моделей процессов на основе когнитивной методологии: Учеб. Пособие / O.A. Горленко, Д. Г. Лагерев, Н. Ю. Чистоклетов Изд-во: БГТУ, 2009.-115 с.
  25. ГОСТ 23 554.1−79 Система управления качеством продукции. Экспертные методы оценки качества промышленной продукции. Организация и проведение экспертной оценки качества продукции. М.: Издательство стандартов, 1980
  26. ГОСТ Р 52 614.2−2006 Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001−2001 в сфере образования. М.: Стандартинформ, 2007
  27. ГОСТ Р ИСО 9000−2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» М.: ИПК Изд. стандартов, 2001. — 50с.
  28. ГОСТ Р ИСО 9001:2008 Системы менеджмента качества. Требования (Перевод Ассоциации по сертификации «Русский Регистр») -Электронный ресурс. http://www.iso.org
  29. ГОСТ Р ИСО 9001−2001 «Системы менеджмента качества. Требования» М.: ИПК Изд. стандартов, 2001. — 32 с.
  30. ГОСТ Р ИСО 9004−2001 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности» М.: ИПК Изд. стандартов, 2001.-44 с.
  31. Л.Н. Различные подходы к определению качества образования / Л. Н. Давыдова // Качество. Инновации. Образование. -2005. № 2. — С.5−8.
  32. А.Н. Процессно-ориентированные методы анализа систем: Учеб.-метод. пособие / А. Н. Данчул, С. А. Домрачев. М.: Изд-во РАГС, 1997. — 49 с.
  33. А.Н. Системный анализ управления экономическими процессами: Учеб.-метод. пособие / А. Н. Данчул, В. П. Корнеенко. М.: Изд-во РАГС, 2001.- 140 с.
  34. A.A. Мониторинг личностно-профессионального развития в системе подготовки и переподготовки государственных служащих / А. Деркач, В. Зазыкин, Ю. Синягин. М.:РАГС, 1999 — 144 с
  35. И.И. Информационные технологии в управлении качеством образования: Учебное пособие / И. И. Дзегеленок М.: Исследовательский центр качества подготовки специалистов. 2004. — 68с.
  36. A.B. Экспертно-аналитический метод оценки качества образовательных систем на основе нечетко-множественного подхода / А. В. Добряков, В. М. Милова // Качество. Инновации. Образование. 2007. -№ 1. С. 36−41
  37. A.B. Эволюция понимания категории «качество» как атрибута в системах управления / A.B. Елин, И. Е. Елина М.: РАГС при Президенте РФ, 2010. — С. 87−105.
  38. Д.В. Моделирование инновационного механизма предприятия с применением нечетких когнитивных карт / Д. В. Ерохин, Д. Г. Лагерев, Е. А. Ларичева, А. Г Подвесовский // Менеджмент в России и за рубежом. -2006. № 3. — С. 95−111.
  39. Jl.А. Основы нового подхода к анализу сложных систем и процессов принятия решений / Л. А. Заде. // Математика сегодня: Сборник. -М.: Знание, 1974.-С. 5−49
  40. Л.А. Понятие лингвистической переменной и его применение к принятию приближенных решений / Л. А. Заде М.:Мир, 1976. -165 с.
  41. Л.А. Размытые множества и их применение в распознавании образов и кластер-анализе. / Л. А. Заде. // Сборник: Классификация и кластер. М.: Мир, 1980. — С. 208−247
  42. С.С. Глобальные рейтинги систем высшего образования / С. С. Иванов, И. Е. Волкова. М., 2009. — 80 с.
  43. С. Д. Социальный менеджмент. / С. Д. Ильенкова, В. И. Кузнецов. М., 1998. — 271с.
  44. К. Японские методы управления качеством / К. Исика-ва.-М.- Экономика, 1988. 246с.
  45. В.В. Функционально-сетевые модели компетентност-ного подхода для описания интеграции образования, наук, производства / В. В. Ищенко, З. С. Созанова. М.: Исследовательский центр качества подготовки специалистов. 2004. — 52с.
  46. И.Е. Анализ стохастических систем в пространстве состояний / Казаков И. Е., Мальчиков C.B. М.: «Наука», 1983. — 384 с.
  47. М.М. Системы, методы и инструменты менежмента качества: Учебное пособие / М. М. Канне, Б. В. Иванов, В. Н. Корешков, А. Г. Схиртладзе. СПб.: Питер, 2008. — 560с.
  48. A.A. Всеобщий менеджмент качества. Учебное пособие / A.A. Колесников, И. Ф. Козин, С. А. Кожевников, B.C. Соболев, С. А. Степанов, А. Ю. Щербаков / Под общей ред. С. А. Степанова. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2001. — 200 с.
  49. Э.М. Качество образования: формирование, факторы и оценка управления / Э. М. Коротков. М.: ГУУ, 2002 — 84 с.
  50. Крахмал ев А. П. Качество образования как актуальная проблема управления: учеб.-метод, пособие в помощь педагогам и рук. учреждений образования / А. П. Крахмалев. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001. — 22 с.
  51. В.В. Интеллектуальные информационные системы: компьютерная поддержка систем нечеткой логики и нечеткого вывода / В. В. Круглов, М. И. Дли М.: Физматлит, 2002.- 198с
  52. Кругл ob B.B. Сравнение алгоритмов Мам дани и Сугено в задаче аппроксимации функции / В. В. Круглов // Нейрокомпьютеры: разработка, применение, 2003. — № 5. — С. 70 — 82.
  53. М.Г., Шишков Г. М. Менеджмент качества как он есть / М. Г. Круглов, Г. М. Шишков. М.: Эксмо, 2006. — 544с.
  54. А. А. Мониторинг качества подготовки учащихся /
  55. A. А. Кузнецов // Стандарты и мониторинг в образовании 2000. — № 5. -С. 38−41.
  56. С. Д. Проектирование и разработка корпоративных информационных систем / С. Д. Кузнецов. М.: Центр Информационных Технологий, 1998.
  57. Л.И. Проблемы социально-профессиональной адаптации / Л. И. Кундозерова, А. Н. Ростовцев /Под ред. доктора педагогических наук проф. В. Д. Симоненко. Новокузнецк: Изд-во НГПИ, 2001.-24 с.
  58. Г. В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов (часть 2) / Г. В. Лаврентьев, Н. Б. Лаврентьева, H.A. Неудахина. Электронный ресурс. http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/index.html
  59. О.И. Качественные методы принятия решений: Вербальный анализ решений / О. И. Ларичев, Е. М. Мошкович М.: Физмат-лит, 1996.-208 с.
  60. В.И. Моделирование системы непрерывной подготовки элитных специалистов с использованием нечетко-множественного подхода / В. И. Майорова. // Дис. д-ра техн. наук. М., 2007. — 375 с.
  61. В.И. Системный анализ проблем и моделирование процесса подготовки элитных специалистов инженерного профиля (на примере ракетно-космических специальностей). В двух частях. Часть 2. /
  62. B.И. Майорова М.: Издательство МГОУ, 2007 — 222 с.
  63. C.B. Создание информационных систем с AllFusion Modeling Suite / С. В. Маклаков. M.:ДИАЛОГ — МИФИ, 2003 — 432 с.
  64. В.М. Разработка экспертно-аналитического метода оценки качества образовательных систем / В. М. Милова. // Дис.. канд. техн. наук. М., 2007. — 157 с.
  65. .Г. Проблема группового выбора / Б. Г. Миркин. М.: Наука, 1974. — 256 с.
  66. Д. Численные методы Использование MATLAB = Numerical Methods: Using MATLAB / Джон Г. Мэтьюз, Куртис Д. Финк. -3-е изд. — М.: «Вильяме», 2001. 720 с.
  67. В.Д. Принятие решений в многокритериальной среде: количественный подход / В. Д. Ногин. -М.: ФИЗМАТЛИТ, 2002. 176 с.
  68. В.Н. Тотальное управление качеством: 4.1. Практическое руководство / В. Н. Нуждин, Г. Г. Кадамцева, H.A. Дударева, Л. В. Пшеничная / Иван.Гос.Энерг. Иваново, Ун-т., 1996. — 108 с.
  69. В.В. Менеджмент качества / В. В. Окрепилов М.: Наука, 2003.-992с.
  70. А.И. Менеджмент: Учебник / А. И. Орлов М.: Издательство «Изумруд», 2003. — 298 с.
  71. С. А. Проблемы принятия решений при нечеткой исходной информации / С. А. Орловский. М.: Наука, 1981. — 206 с.
  72. С.Н. Механизмы планирования в активных системах: неманипулируемость и множества диктаторства / С. Н. Петраков М.: ИПУ РАН, 2001.- 135 с.
  73. A.B. Подготовка и принятие управленческих решений / A.B. Петров, Ю. Г. Федулов М. РАГС, 2000 — 241 с.
  74. Письмо Управления учреждений образования Федерального агентства по образованию от 22.05.2006 № 836/1216 о типовой модели системы управления качеством образования для вузов и ссузов Электронный ресурс. http://www.ed.gov.ru/prof-edu/vish/rub/quality
  75. Ю.К. Качество управления персоналом / Ю. К. Подкопаев, М. В. Ганджунцева // Методы менеджмента качества. -2001. -№ 11. С.7−12.
  76. В. М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник / В. М. Полонский М., 1995. — 256 с.
  77. Пользовательская документация. 1С-Битрикс: Управление сайтом. Описание модуля. Электронный ресурс. http://dev.lc-bitrix.ru/userhelp/content/fileman/index.php
  78. М.М. Качество образования: проблемы и технологии управления: В вопросах и ответах / М. М. Поташник М.: Педагогическое общество России, 2002. — 352 с.
  79. Реформа и развитие высшего образования. Программный документ / Доклад: ЮНЕСКО 1995 — 13 с.
  80. Ф.С. Дискретные математические модели с приложениями к социальным, биологическим и экологическим задачам / Пер. с англ. A.M. Раппопорта, С. И. Травкина. / Под ред. А. И. Теймана М.: Наука, 1986−496 с.
  81. H.H. Квалиметрия и управление качеством. Математические методы и модели / Н. Н. Рожков СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2007. -185 с.
  82. А.П. Интеллектуальные технологии идентификации: нечеткая логика, генетические алгоритмы, нейронные сети / А. П. Ротштейн. Винница: УНИВЕРСУМ, 1999. — 320 с.
  83. Руководство для участников конкурса 2003 года «Внутривузов-ские системы обеспечения качества подготовки специалистов». М.: Министерство образования РФ, 2003. — 27 с.
  84. Руководство для участников конкурса 2008 года. «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования"/ Министерство образования и науки Российской Федерации Электронный ресурс. www.usr.msisa.ru
  85. А.П. Элементы теории нечетких множеств и ее приложений/ А. П. Рыжов. Электронный ресурс. http://www.cs.berkeley.edu/projeets/
  86. JI.A. Управление качеством образования в гуманитарном вузе / JI.A. Санкин, Е. П. Тонконогая // Известия РАО. 2002. — № 2. С. 61−73.
  87. H.A. Качество высшего образования как объект системного исследования / H.A. Селезнева. М.: Исследовательский центр качества подготовки специалистов, 2003. — 95с.
  88. H.A. Система аккредитации высших учебных заведений: концептуальная модель / H.A. Селезнева, А. И. Субетто, A.A. Ку-шель, Б. К. Коломиец, В. Г. Казанович М.: Исследовательский центр Гособразования СССР, 1991. — 192с.
  89. В.Б. Принятие стратегических решений в нечеткой обстановке / В .Б. Силов. М.: ИНПРО-РЕС, 1995. — 228 с.
  90. B.C. Результаты пилотной апробации методики самооценки вуза на базе новой модели СМК / B.C. Соболев, С. А. Степанов, А. Ю. Щербаков, В. В. Азарьева. Электронный ресурс. // http://www.tqm.spb.ru.
  91. Стандарты и Директивы для Агентств Гарантии Качества в Высшем Образовании на Территории Европы (выдержки) Электронный ресурс. http:// www.bridgeproject.ru
  92. А. И. Качество образования: проблема оценки и мониторинга / А. И. Субетто А. // Образование. 2000. — № 2. — с.62−66
  93. А.И. Качество непрерывного образования в Российской Федерации: состояние, тенденции, проблемы и перспективы / А. И. Субетто СПб. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. — 498 с.
  94. А.И. Россия и человечество на «перевале» истории в преддверии третьего тысячелетия./ Часть 2. Доктрина Российского образования / А. И. Субетто СПб.: ПАНИ, 2000. — 827с
  95. А.И. Синтетичекая квалиметрия в сфере образования, науки и человека / А. И. Субетто. М.: Исследовательский центр качества подготовки специалистов. 2004. — 21с.
  96. В.Б. Логико-лингвистические модели в искусственном интеллекте: прошлое, настоящее, будущее /В.Б. Тарасов Электронный ресурс. http://posp.raai.org/data/posp2005/Tarasov/tarasov.html
  97. A.A. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии / A.A. Томпсон, А.Дж. Стрикленд М: ЮНИТИ, 1998.-576 с.
  98. Я.А. Управление качеством образования основное направление в развитии системы: сущность, подходы, проблемы / Я. А. Третьяков, Т. Н. Шамова // Завуч. — 2002. — № 7. — С. 67−72.
  99. Управление качеством образования / Под ред. М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 320 с.
  100. А. М. Разработка экспертно-аналитического метода оценки качества образовательных систем / А. М. Уркумбаева // Автореферат. канд. техн. наук. Казахстан, 2010. 23 с.
  101. О.В. Акмеологическая диагностика потенциала карьерного роста государственного служащего / O.A. Фаллер O.A. // Автореферат. канд. психол. наук. М., 2008 -27с.
  102. Федеральная целевая программа развития образования на 2006−2010 годы: Федеральная программа: утв. Постановлением Президента РФ от 23 декабря // Собрание законодательства РФ, 31.05.2010 № 22, ст. 2772
  103. Федотова Д.Э. CASE-технологии: Практикум / Д. Э. Федотова, Ю. Д. Семенов, К. Н. Чижик. М.: Горячая линия — Телеком, 2005. — 160 с.
  104. Ю.Г. Исследование социально-экономических и политических процессов с помощью когнитивных моделей / Ю. Г. Федулов, А. Б. Юсов, А. А. Матвеев // Учебно-методическое пособие. М.: РАГС, 2004. — 60 с.
  105. Ю.Г. Социальная политика: формализация, измерение, прогнозирование / Ю. Г. Федулов, Юсов А. Б. М.: 2007.- 384 с.
  106. Хари Ван де Вэн. Тенденции в измерении качества высшего образования в Нидерландах / Хари Ван де Вэн, Джерри Ван Затворт. -М.: Исследовательский центр качества подготовки специалистов. 2004. -21с.
  107. C.B. Моделирование и анализ систем. IDEF-технологии / С. В. Черемных, И. О. Семенов, B.C. Ручкин. М.: Финансы и статистика, 2003. — 208 с.
  108. C.B. Моделирование и анализ систем. IDEF-технологии: Практикум / С. В. Черемных, И. О. Семенов, B.C. Ручкин. М.: Финансы и статистика, 2006. — 192 с.
  109. Н.Ю. Управление качеством инновационной деятельности высшего учебного заведения в научной сфере / Н. Ю. Чистоклетов // Дис. канд. техн. наук. Брянск, 2008. — 306 с.
  110. С.Е. Мониторинг качества образования в школе / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. — 354 с.
  111. С.Д. Введение в теорию нечетких множеств и нечеткую логику / С. Д. Штовба Электронный ресурс. http://matlab.exponenta.ru/flizzylogic/bookl/index.php
  112. Е.В. Управление качеством образования в высшей школе: теория и практика / Е. В. Яковлев. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. — 148 с.
  113. Burla S. La qualite comme processus de regulation de tension: l’approche de l’Unisersite de Lausanne / Acted u 24 eme congres de l’AIPU. -Geneve, 2005
  114. Dejean J. Les demarches qualite dans l’enseignement superieur en Europe. Paris: L’Harmattan, 2007 — 284 p.
Заполнить форму текущей работой