Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Ценностные основания воинской деятельности: социально-философский анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

См.: Аганов П. В. Владимир Соловьев о войне и конфликте цивилизаций: теория и прогноз //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18, Социология и политология. 2006. № 4- Барабин В. В. Военно-политическая деятельность государства в системе национальной безопасности. М., 1999; Важенин JI.B. Принцип единства материального и духовного в деятельности офицерских кадров. М., 1992; Волков В. А. Военно-политическая… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ВОИНСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ АКСИОЛОГИ- 22 ЧЕСКОГО АНАЛИЗА
    • 1. Ценность и воинская деятельность: сущность и взаимобуслов- 22 ленность
    • 2. Методология анализа ценностных оснований воинской деятель- 48 ности
    • 3. Социокультурная детерминация ценностных оснований воин- 78 ской деятельности
  • ГЛАВА II. ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ВОИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНО- ЮЗ СТИ КАК СИСТЕМА: ДОЛЖНОЕ
    • 1. Системный подход к формированию ценностных оснований во- 103 инской деятельности
    • 2. Социальные идеалы как ценностные основы воинской деятель- 121 ности
  • §-3.Диалектика нравственных и правовых регулятивов в воинской 141 деятельности
  • ГЛАВА III. СОСТОЯНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОСНОВАНИЙ ВОИНСКОЙ 163 ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СУЩЕЕ
    • 1. Влияние природных и социальных факторов на состояние цен- 163 ностных оснований воинской деятельности
    • 2. Противоречия функционирования ценностных оснований воинской деятельности в современных условиях
    • 3. Тенденции изменения содержательных элементов ценностных 204 оснований воинской деятельности
  • ГЛАВА IV. СООТНОШЕНИЕ ДОЛЖНОГО И СУЩЕГО В ФОРМИРО- 235 ВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОСНОВАНИЙ ВОИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. Социальные модели реализации ценностных оснований воин- 235 ской деятельности
    • 2. Оптимизация ценностных оснований воинской деятельности 263 современной Российской армии

Ценностные основания воинской деятельности: социально-философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный этап развития российского общества характеризуется изменениями во всех основных сферах общественной жизни. Во многом это обусловлено противоречивым процессом становления новой системы ценностей, ориентированной на рыночные принципы и механизмы организации материального производства, провозглашением приоритетности демократических прав и свобод.

Рыночная форма организации системы ценностей оказалась явно привлекательней в виду более полной реализации деятельностного потенциала индивида, возможного повышения благосостояния большинства населения. В то же время, западная цивилизация, ценности которой стремится культивировать современная Россия, оказалась заложницей своего материального благополучия. Ее ценностная система, нацеленная на удовлетворение все возрастающих и все более изощренных потребностей индивидов и социальных групп, во-первых, намного обедняет духовную жизнь общества, во-вторых, зиждется на ошибочной идее неограниченного количества материальных ресурсов. Достигнутый в ее рамках уровень потребления в принципе недоступен большинству человечества, чреват резким обострением борьбы за ресурсы, а в весьма недалекой перспективе грозит глобальной продовольственной и экологической катастрофой. Меняются способы и формы ведения борьбы за ресурсы. Акценты смещаются с физического завоевания территорий на духовное поражение того или иного социокультурного пространства, путем разрушения ценностного ядра цивилизации. Если не удается навязать свои ценностные модели, основанные преимущественно на материальных потребностях, то, как последний аргумент, идут в ход насильственные формы воздействия с применением вооруженных сил. В таких условиях объективно значимость воинской деятельности не только не уменьшается, но и увеличивается, принимая специфические формы. Но субъективно данная форма активности в рыночных условиях теряет свою значимость.

В свою очередь, традиционная форма жизни, которая всегда была присуща российской цивилизации, с ее консервативной системой ценностей оказалась более устойчивой в плане организации системы жизнеобеспечения. В данной системе ценностей вектор деятельности человека немного другой и больше ориентирован на реализацию духовных потребностей, что определяет направление его активности и более полное осуществление творческого потенциала. В российской философской школе, особенно в ее консервативной ветви, традиционные ценности всегда являлись неустранимой реальностью, отправной точкой исследования деятельности, как специфической формы человеческой активности. Личностные качества людей и ценности традиционной цивилизации органично вписываются в организацию воинской деятельности, которая является одной из значимых форм человеческой активности и выступает системообразующим фактором общественной жизни.

Из противоречивости ценностных систем рыночной и традиционной форм цивилизации вытекает, как определенные тенденции, следующие три вывода.

Первый. Рыночная форма организации жизни придает значимость тем формам деятельности, которые направлены на приумножение прибыли и производство материальных ценностей. А формы деятельности, которые напрямую не связаны с производством материальных ценностей, в том числе и воинская деятельность, теряют свою значимость.

Второй. Для традиционной формы жизни с ее ориентацией на духовность и коллективность, более значимыми формами деятельности оказываются те, которые способствуют более полной реализации творческого потенциала личности. В такой системе координат воинская деятельность оказывается одной из важнейших составляющих организации жизни общества и развития личности.

Третий. Изменения ценностных оснований российского общества последние 15−20 лет показали, что искусственное навязывание «лучших» либеральных ценностей западного образца не воспринимается большинством населения. Применительно к армии такая ситуация оказалась более разрушительной, так как воинская деятельность не производит материальных ценностей, а обеспечивает генерацию духовных ценностей. Оценка деятельности с позиции только экономической выгоды не способствует повышению значимости воинской деятельности. В этих условиях для осмысления причин, источников мотивации активности военного человека, для поиска оптимальных мер организации воинской деятельности необходимы мощные, информационно емкие понятийные средства и концептуальные подходы. Можно предположить, что исследование ценностных оснований в значительной мере позволит четко и ясно осмыслить возникшие проблемы функционирования воинской деятельности в современной российской армии, сформулировать стратегические цели развития и выявить необходимые средства их достижения.

На основании вышеизложенного актуальность исследования проблемы ценностных оснований воинской деятельности определяется следующими обстоятельствами.

Во-первых, изменением функционального состояния материального и идеального в современной цивилизации. В России в настоящее время интенсивно перестраивается система ценностей, причем структура ценностей очень неустойчива и имеет большую амплитуду расхождения: признание только материальных или духовных ценностей. Сложные процессы самоорганизации системы ценностей показывают, что в социальной динамике приоритет духовности очевиден, ибо ценности, являясь ядром духовности, представляют собой смыслообразующие элементы человеческой деятельности, от них зависит ее направленность и реализация на практике. Иными словами, ценности, в виде духовных и материальных образований возникают из деятельности и в деятельности же реализуются в виде различных мотивов.

Во-вторых, потребностью уточнения структуры ценностей в рамках современных парадигм философии, новых механизмов их возникновения и реализации, особенностей их детерминации социокультурной средой. В этом плане исследование ценностных оснований воинской деятельности в контексте анализа их внутренней структуры имеет некоторые преимущества по сравнению с другими подходами, традиционно применяющимися для объяснения общественных процессов, проблем и явлений. Диалектический, системный, классовый, функциональный, коммуникативный и т. д., как по отдельности, так и в комбинации с другими, — все эти подходы при очевидной важности и необходимости каждого из них направлены на выявление закономерности, а не смысла событий. Они строятся на принципе необходимости, а не свободы, но, не основываясь на принципе свободы, смысл деятельности понять невозможно. Напротив, включение ценностей в анализ воинской деятельности немыслимо без этого принципа, ибо стремление к определенной ценности изначально предполагает ее свободный выбор.

В-третьих, объективной потребностью осмысления сложившейся системы ценностей в жизни общества и армии, их обусловленности деятельностью военнослужащих, отражения данного процесса в сознании как программы действий. И если общество в погоне за какими-то из них зашло в тупик, то и выйти из него оно сможет лишь тогда, когда уяснит, к каким ценностям и их основаниям следует стремиться, чтобы сохранить интерес людей к определенному виду деятельности.

В-четвертых, исследованием динамики ценностных оснований воинской деятельности, основных параметров и характеристик ценностей современной российской армии. Традиционные для российских граждан, в том числе и для военнослужащих понятия «Родина» и «Отечество», «долг», «честь», «достоинство», «профессионализм», «ответственность» и другие претерпевают существенную трансформацию, в значительной мере утрачивают свой прежний смысл и значение, изменяются не только по объему, но и по содержанию. В связи со значительными изменениями социально-политических, экономических и духовных основ общества и армии возникает потребность пересмотра ценностных ориентиров, установок, организации в интересах успешного решения стоящих перед Вооруженными Силами задач на основе познания реального состояния дел в российской армии. Изменения в характере деятельности военнослужащих обусловливают включение в круг аксиологической компоненты самых разнообразных вопросов военно-технического, учебно-боевого, социального, административно-хозяйственного характера, что, в свою очередь, требует развития и оптимизации уровня культуры в военной сфере. Военнослужащим необходимы разнообразные знания, навыки, умения и качества, соответствующие ценностям и нормам формирующейся политической, экономической, духовной, социальной систем российского общества для успешного выполнения задач в мирное время и боевой обстановке.

В-пятых, необходимостью повышения эффективности воспитательной работы в войсках, формирования необходимых духовных и материальных ценностей, которые способствуют достижению соответствия должного и сущего в деятельности военной организации государства. Современные модели ценностных оснований воинской деятельности должны быть направлены, прежде всего, на реализацию творческого потенциала личности военнослужащего. Процессы глобализации, происходящие в современном мире, затрагивают все стороны жизнедеятельности военной организации и оказывают существенное воздействие на сознание военного человека. В этом потоке информации бывает сложно найти ценностные ориентиры деятельности. Современные глобализационные проекты западного образца, основанные на информатизации, а в прошлом — колонизации и империализации, ориентированы в основном на экспорт собственной системы ценностей в другое социокультурное пространство. Противопоставить такой форме экспансии, ориентированной на поражение духовного пространства других стран, в том числе и России, можно, только предложив свои социальные модели реализации ценностных оснований деятельности.

Таким образом, актуальность исследования ценностных оснований воинской деятельности определяется необходимостью приведения их в соответствие с изменившейся мировоззренческой, военно-политической ситуацией в мире и стране в целях надежного обеспечения безопасности России, свободы ее граждан, справедливости социальных отношений и активизации ценностно-мотивационного компонента военнослужащих.

На необходимость исследования данной проблемы указывают также результаты анализа научной литературы. В философии и других науках об обществе создан богатый потенциал идей, подходов, на основе которого происходило постепенное освоение проблем деятельности и ценностей.

Первая группа источников посвящена изучению проблемы деятельности в обществоведческой литературе. Она получила свое выражение в основном в социально-психологических, социологических, социально-философских работах. В социальной психологии деятельность чаще всего рассматривается как свойство человеческой активности в органическом мире, как способ производства предметных ценностей1. При таком подходе основаниями проявления человеческой активности выступают удовлетворение различных физических и психических потребностей субъекта. Для реализации этих потребностей человек производит разнообразные предметные ценности, которые формируют культуру. В социологической науке деятельность представляется как непременное условие развития общества, организации системы отношений личности и различных социальных групп на основе выработанных духовных и материальных ценностей, которые интегрируют и нормируют общественную жизнь. Философское понимание человеческой деятельности поднимает эту проблему на более высокий уровень абстракции в аксиологическом измерении. Основаниями человеческой деятельности выступают не только узкоутилитарные потребности и интересы, а его высшие.

1 См.: Выготский JI.C. Развитие высших психических функций. М., 1960; Давыдов В. В. Теория деятельности и социальная практика //Вопросы философии. 1996. № 5- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2004; Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М., 1973; Ухтомский A.A. Доминанта. СПб., 2002; Юлдашев Л. Г. Теории ценности в социологии: вчера, сегодня //Социс. 2001. № 8- Ядов В. А. О диспозицон-ной регуляции социального поведения личности //Методологические проблемы социальной психологии. M., 1975.

См.: Бондалетов В. В. Социально-протестная активность военнослужащих //Социс. 2006. № 11 — Девятко И. Ф. Социологические теории деятельности и практической рациональности. М., 2003; Кветной М. С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы (социологический аспект). Саратов, 1974; Сурина И. А. Ценности. Ценностные ориентации. Ценностное пространство: вопросы теории и методологии. М., 1999 и др. смыслы и ценности. Помимо целесообразности и целенаправленности человеческая деятельность имеет целеполагающий характер. Именно целеполага-ние, как свободное конструирование ценностей-целей, по мнению многих философов1, превращает активность в органическом мире в человеческую деятельность.

Вторая группа источников связана с тем значительным материалом, который содержится в трудах отечественных и зарубежных авторов, касающихся тех или иных аспектов проблемы ценностей и ценностных оснований деятельности. Этой проблеме посвятили свои работы А. Акбашева, А. Гусейнов, А. Здравомыслов, М. Каган, В. Крюков, Н. Лапин, В. Лекторский, А. Лойко, А. Максимов, А. Огурцов, Н. Розов П. Смирнов и другие2. Их значимость состоит в достаточно глубокой проработке различных аспектов ценности. Пристальное внимание они уделяют анализу сущности разнообразных ценностей, их систематизации и влияния на формирование сознания людей, практической роли в нормировании общественной жизни и деятельности. Современные подходы к исследованию проблемы ценностей в мотивации деятельности связаны в основном с самоуправляемыми, самоорганизующимися системами. Отмечается, что эффективность человеческой деятельности выше там, где есть понятная и четкая система ценностных ориентиров, учитываются внутренние и внешние факторы организации жизни, при открыто.

1 См.: Арефьева Г. С. Общество, познание, практика. М., 1988; Баранов Г. В. Деятельность в многомерности человеческого существования. Екатеринбург, 1998; Батищев Г. С. Деятельная сущность человека как философский принцип. М., 1969; Демин М. В. Природа деятельности. М., 1984; Каган М. С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. М., 1974; Фофанов В. П. Социальная деятельность как система. Новосибирск, 1981; Швы-рев B.C. Проблемы разработки понятия деятельности как философской категории //Над чем работают, о чем спорят философы /Деятельность: теории, методология, проблемы. М., 1990; Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. М. 1989 и др.

2 См.: Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986; Каган М. С. Философская теория ценности. СПб., 1997; Лапин Н. И. Модернизация базовых ценностей //Социс. 1996. № 5- Лекторский В. А. Христианские ценности: либерализм, тоталитаризм, постмодернизм //Вопросы философии. 2001. № 4- Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. М., 1991; Максимов А. Н. Философия ценностей. М., 1997; Розов Н. С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. Новосибирск, 1998; Сминов П. И. Ценностные основания общества. СПб., 1994. сти социальной системы1. В то же время данная проблема, особенно в части изучения оснований, мотивов деятельности не выступает предметом специального анализа.

Важные результаты в исследовании сущности, онтологического статуса, мировоззренческих и социальных функций ценности в деятельности были достигнуты в работах зарубежных авторов, создавших развернутые теории «социальной мобильности», «социального действия», «социальной стратификации» общества. В рамках названных теорий в более ранний период ценности рассматриваются как идеальное бытие, а несколько позже как высшие принципы организации социальных систем3. Представители экзистенциализма4 отрицают объективный характер ценностей и полагают безуспешными попытки человека отыскать их в окружающем мире. М. Шелер, А. Уайтхед рассматривают ценности в единстве с деятельностью5. Сущностью ценностей оказывается их способность к реализации в мире деятельности. Заслуживает внимания позиция философов-гуманистов, которые призывали пересмотреть ценностные основания деятельности человека в отношении с природой, со.

1 См.: Артюхович Д. В. Проблема гражданской активности личности в философской традиции. М., 2002; Воробьев Ю. Л. Природа человеческой активности. Курск, 2004; Ильин В. В. Аксиология. М., 2005; Моисеев H.A. Расставание с простотой. М., 2003; Музыка O.A. Ценностно-оценочный фактор в контексте социосинергетической парадигмы. М., 2006; Невелев А. Б. Ценностное бытие человека. Челябинск, 2002; Полякова И. П. Роль ценностей в процессе мотивации: Монография. Липецк, 2004; Пригожий К, Стингере И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. М., 2006 и др.

2 См.: Виндельбанд В. Философия культуры. Избранное. М., 1994;Дильтей В. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. Построение исторического мира в науках о духе. М., 2004; Конт О. Дух позитивной философии. СПб., 2007; Риккерт Г. Ценности жизни и культурные ценности. М., 1912;13. Кн. 1−2;

См.: Гадамер Г. Актуальность прекрасного. М., 1991; Гидденс Э. Устроение общества. М., 2003; Дьюи Д. Общество и его проблемы. М., 2002; Лейси X. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание. М., 2001; Луман П. Почему необходима «системная теория»? //Проблемы теоретической социологии. СПб., 1994; Пареонс Т. Система современных обществ (перев. с англ.). М., 1998; Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992;

4 См.: Камю А. Посторонний. Миф о Сизифе. Недоразумение. М., 2008; Сартр Ж-П. Экзистенциализм — это гуманизм //Сумерки богов. М. 1989; Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. М., 1993; Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. М., 1991.

5 См.: Уайтхед А. Избранные работы по философии. М., 1990; Шелер М. Избранные произведения. М., 1994. лидарности и сотрудничества между людьми1. Понимание категорий «ценность» и «деятельность» в общественной теории на Западе весьма неоднозначно. Зачастую данные категории чрезмерно психологизируются, либо трактуются в контексте только объективных процессоврассматриваются, в одном случае, вне связи с экономической и политической, а в другом случае — вне связи с духовной сферами жизни общества. Все это затрудняет реализацию системного, всестороннего подхода к анализу ценностных оснований деятельности человека.

Третья группа источников представлена трудами военных ученых. Особую значимость для исследования ценностных оснований воинской деятельности имеют работы, содержащие философско-методологические подходы к рассмотрению связи системы ценностей с вооруженной защитой государства, своего народа. Такие позиции обозначены в работах П. Аганова, В. Барабина, Л. Важенина, В. Волкова, В. Гидиринского, Б. Каверина, В. Кулешова, В. Ляшенко, Е. Макаренкова, П. Петрия, О.-Х. Рахимова, В. Серебрянл никова, Ю. Чернавина, В. Чугунова и многих других авторов .

1 См.: Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999; Лем С. Сумма технологии. М., 2006; Тейяр де Шарден Феномен человека. М.: Наука, 1987; Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие /Пер. с нем. под ред. Д. В. Скляднева. СПб., 2001; Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990; Хезинга Й. Homo Ludens. Статьи по истории культуры. М., 1997 и др.

2 См.: Аганов П. В. Владимир Соловьев о войне и конфликте цивилизаций: теория и прогноз //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18, Социология и политология. 2006. № 4- Барабин В. В. Военно-политическая деятельность государства в системе национальной безопасности. М., 1999; Важенин JI.B. Принцип единства материального и духовного в деятельности офицерских кадров. М., 1992; Волков В. А. Военно-политическая деятельность государства. М., 1994; Гидиринский В. И. Русская идея и армия. М., 1997; Каверин Б. И. Духовная безопасность российского общества и личности воина Вооруженных Сил. М., 2000; Кулешов В. Е. Диалектика смысла жизни и воинского долга в условиях профессиональной военной службы. Владивосток, 1998; Ляшенко В. П. Воинская деятельность мирного времени в ядерно-космический век: специфика и пути оптимизации. М., 1995; Макаренков Е. В. Военно-политическое решение: подготовка, принятие, проблемы реализации. М., 1999; Пет-рий П. В. Духовные ценности общества и армия. М., 2001; Рахимов О. Х-А. Моральная регуляция воинской деятельности. М., 1994; Серебрянников В. В. Имидж армии: проблемы формирования //Военная мысль. 2005. № 12- Чернавин Ю. А. Социальный статус военнослужащего. М., 1997; Чугунов В. М. Духовный потенциал военной безопасности государства. Монино, 1998 и др.

Проблеме функционирования ценностей в условиях Вооруженных Сил посвящены исследования О. Алексеенко, Г. Ашева, Г. Боговича, М. Гунибского, С. Галченко, О. Марусенко, О. Михайленка, Ю. Славин-ского, Г. Торгашева, А. Цыбульки, В. Чеснокова, О. Шевченко и др.1.

Отдавая должное вкладу данных авторов в разработку проблемы ценностей, ценностных оснований жизнедеятельности воинов, отметим, что их труды закладывают теоретические и методологические ориентиры социально-философского анализа ценностных оснований воинской деятельности. Вместе с тем, детальное осмысление литературы позволяет очертить круг менее исследованных, либо неисследованных вопросов, определить некоторые недостатки.

Во-первых, важно подчеркнуть, что специальных исследований, посвященных непосредственно анализу ценностных оснований воинской деятельности, особенно в контексте изменившихся реалий нет. В ряде работ представлены аспекты проблемы. Однако сегодня возрастает значение концептуальной разработки системы ценностей как источников, мотивов воинской деятельности.

1 См., например: Алексеенко О. М. Ценности военной службы и проблемы повышения ее престижности в Вооруженных Силах Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. филос. наук. М., 1996; Ашев Г. А. Культура воинской деятельности: Автореф. дис.. канд. филос. наук. М., 1984; Богович Г. Г. Противоречия формрования духовных ценностей офицера современной российской армии и их разрешение: Автореф. дис. канд. филос. наук. М, 2001; Галченко С. П. Военно-профессиональные ценности в ценностных ориентациях военных кадров: Автореф. дис.. канд. филос. наук. М., 1994; Гунибский М. Ш. Роль моральных ценностей социализма в активизации человеческого фактора в условиях Вооруженных Сил: Автореф. дис.. канд. филос. наук. М., 1990; Марусенко О. Н. Социальный институт армии и его влияние на ценности военной службы //Право и образование. 2007. № 1- Михайленок О. М. Российская армия: социальное неравенство и социальная динамика //Социально-гуманитарные знания. 2006. № 4- Славинский Ю. В. Социальные ценности и их роль в формировании активной жизненной позиции воина социалистической армии: Автореф. дис.. канд. филос. наук. М., 1981; Торгашев Г. А. Социально-культурные проблемы преемственности поколений в отечественном военном строительстве: Автореф. дис. д-ра филос. наук. М., 1994; Цыбулька A.M. Проблемы становления системы военно-профессиональных ценностей в условиях реформы Вооруженных Сил России: Автореф. дис. канд. филос. наук. СПб., 1998; Чесноков В. А. Ценностные ориентации личности советского воина как объект философско-социологического анализа: Автореф. дис.. канд. филос. наук. М., 1990; Шевченко О. В. Духовные традиции военнослужащих российской армии и их проявление в современных условиях: Автореф. дис.. канд. филос. наук. М., 2004 и др.

Во-вторых, практически неизученными остаются вопросы должного и сущего в содержании ценностных оснований воинской деятельности, особенностей их формирования, а также выявление и обоснование основных тенденций функционирования данного феномена в связи с изменившимся статусом военнослужащих Российской армии и формированием новой по содержанию ценностной и нормативной базы в деятельности военной организации.

В-третьих, недостаточно разработана проблема социальных моделей реализации ценностных оснований воинской деятельности. Между тем гло-бализационные процессы, происходящие в мире, настоятельно требуют определения ценностных ориентиров, установок, организации воинской деятельности.

Таким образом, анализ литературы показывает, что выбор указанной темы в качестве предмета исследования обусловлен ее актуальностью, определяемой совокупностью целого ряда факторов, теоретической и практической значимостью, недостаточной степенью ее научной разработанности.

Объектом исследования выступает воинская деятельность в аксиологическом измерении.

Предметом исследования — сущность, содержание, структура ценностных оснований воинской деятельности, тенденции их формирования и реализации на этапе качественного преобразования общества и армии.

Цель исследования состоит в осуществлении социально-философского анализа ценностных оснований воинской деятельности как источника и мотива активности военного человека в целостном социокультурном пространстве, меры единства и рассогласования материальных и духовных ценностей, в обосновании приоритетных путей оптимизации структуры ценностей в современной российской армии.

Общий теоретический замысел диссертации состоит в том, чтобы на основе использования методологии социально-философского анализа определить сущность, структуру и содержание ценностных оснований воинской деятельности, выявить их состояние и специфику проявления в российской армии, предложить систему ценностей для мотивации активности военнослужащих, принципы ее построения в интересах обеспечения духовной безопасности личности, общества и государства. Обосновать модель и приоритетные пути оптимизации функционирования ценностных оснований воинской деятельности в современных условиях. Итогом реализации замысла станет выработка социально-философской концепции ценностных оснований воинской деятельности в современных условиях.

Замысел и цель исследования, недостаточная степень разработанности проблемы предопределили постановку и решение конкретных задач: а) исследовать сущность и взаимобусловленность ценностей и воинской деятельностиб) на основе имеющихся подходов разработать методологию анализа структурных компонентов ценностных оснований воинской деятельности, показать их обусловленность социокультурным пространствомв) рассмотреть структуру детерминации ценностных оснований воинской деятельности на общем, особенном, единичном уровнях, имеющих как объективный, так и субъективный характерг) предложить систему ценностных оснований воинской деятельности как должное состояние исходя из интересов различного уровня и характерад) определить влияние природных и социальных факторов на состояние ценностных оснований воинской деятельностие) показать динамику и тенденции изменения содержательных элементов ценностных оснований воинской деятельности с точки зрения сущегож) на основе соотношения должного и сущего определить социальные модели реализации ценностных оснований воинской деятельностиз) сформулировать предпосылки и предложить приоритетные направления оптимизации ценностных оснований воинской деятельности современной Российской армии.

Общетеоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составляют идеи и положения представителей отечественной и зарубежной философской мысли по проблемам общественного и индивидуального сознания, мировоззрения, духовности, ценностей и ценностных оснований деятельности личности и социальных групп, взаимосвязи с другими элементами духовного мира субъекта, места и роли в жизни общества и армии. В диссертационном исследовании проанализированы работы военных философов и публицистов, посвященные социально-философскому анализу проблемы ценностных оснований жизнедеятельности различных категорий военнослужащих в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации, а также положения и выводы по данной проблеме, содержащиеся в принятых законах Российской Федерации по военным вопросам. На основе изученных источников в исследовании предложены различные методологические подходы к раскрытию сущности, содержания, структуры ценностных оснований воинской деятельности. Наряду с хорошо изученными методологическими подходами: диалектическим, системным, структурно-функциональным и т. д., как по отдельности, так и в комбинации с другими, в диссертации предложен социосинергетический подход с его принципами открытости, взаимообусловленности, энтропийности, сложности, свободы и т. д.

Эмпирическая база исследования включает результаты анализа положений основных руководящих документов, регламентирующих деятельность государственных и общественных органов по обеспечению духовной, информационной безопасности Российской Федерациирезультаты и выводы опросов и социологических исследований, проведенных военно-социологическим центром Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации, Центром военно-социологических, правовых и психологических исследований Вооруженных СилВсероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) по рассматриваемой проблемеконтент-анализ материалов периодической печати по проблемам духовности и духовной безопасности общества, государства и личности, а также конкретных социологических и военно-социологических исследований, выполненных по специальным программам в целом ряде диссертационных исследований.

Диссертант опирался на личный опыт практической работы в войсках и военно-учебных заведениях Министерства обороны России.

Научная новизна диссертации состоит в постановке и социально-философском анализе крупной научной проблемы, которая до последнего времени оставалась недостаточно исследованной:

— содержательно дополнены сущность и содержание понятий «деятельность» и «ценность», предложена авторская трактовка воинской деятельности как ценности, представляющей целенаправленный процесс взаимодействия субъекта с объектом при использовании средств и способов вооруженной борьбы для обеспечения безопасности государства, свободы граждан, справедливости социальных отношений при опоре на ценностно-мотивационный компонент субъекта;

— на основе совокупности подходов и принципов исследования в различных областях знания определена диспозиционная методология анализа сущностного аспекта ценностных оснований воинской деятельности, которая в единстве их структуры и содержания с внешними условиями социокультурного пространства и цивилизационными особенностями развития российского общества и армии представлена как совокупность ценностей-потребностей, ценностей-интересов, ценностей-целей, ценностей-средств, ценностей-результатов;

— проведен социально-философский анализ системы ценностных детерминант, которая коррелируется исходным мотивационным образованием в соответствии с той или иной конкретной ситуацией, социокультурной средой, где разворачивается воинская деятельность. В результате ценностные основания воинской деятельности рассмотрены на общем, особенном, единичном уровнях, представляющей собой взаимодействие факторов, имеющих как объективный (прежде всего социокультурный), так и субъективный (личностный) характер;

— определены сущность, содержание, иерархия ценностных оснований воинской деятельности как интегративная совокупность мотивов деятельности военной организации государства и личности военнослужащего, которое детерминировано социальными идеалами, нравственными и правовыми ре-гулятивами на различных уровнях общечеловеческого, социального, группового и индивидуально-личностного характера. В своей совокупности они образуют ценностную структуру и пронизаны генетическими, социальными и историческими коммуникациями;

— выявлен целый ряд противоречий функционирования ценностных оснований воинской деятельности, опосредованных современными процессами становления российской государственности и реформирования военной организации России;

— показана динамика ценностных оснований воинской деятельности, которая раскрывается различным образом в природных и социальных условиях, в конкретно-исторической ситуации развития общества и армии, и характеризует собой основные тенденции их изменения, как позитивных, так и негативных, которые существенно влияют на боеспособность и боеготовность армии и флота;

— из анализа соотношения должного и сущего предложены социальные модели реализации ценностных оснований воинской деятельности и определены перспективы развития военной организации государства на основе ци-вилизационных особенностей ценностного пространства российского общества и армии в современных условиях.

— рассмотрены направления оптимизации ценностных оснований воинской деятельности как процесс разрешения противоречий между объективно-социальными (внешними) требованиями и субъективными (внутренними) ре-гулятивами личности военнослужащего, воинского коллектива, армии в целом.

На защиту выносятся следующие положения и их обоснование:

1. Авторская трактовка воинской деятельности в аксиологическом измерении, которая представляет собой целенаправленный процесс взаимодействия субъекта (военнослужащего, военной организации государства) с объектом (природой, социокультурной средой) при использовании средств и способов вооруженной борьбы для обеспечения безопасности государства, свободы граждан, справедливости социальных отношений при опоре на цен-ностно-мотивационный компонент субъекта.

Деятельность, как и всякое явление, имеет рационально объяснимые причины своего возникновения и развития. Поэтому проблема раскрытия её природы, причинной обусловленности целой системой ценностей, потребностей, мотивов, целей, средств и результатов, одна из важнейших условий в объяснении воинской деятельности.

2. Диспозиционная методология анализа сущностного аспекта ценностных оснований воинской деятельности представляется как интегративное взаимодействие мотивов деятельности военной организации государства и личности военнослужащего, которое детерминировано ценностями-потребностями, ценностями-интересами, ценностями-целями, ценностями-средствами, ценностями-результатами на различных уровнях общественного, группового и индивидуально-личностного характера. В своей совокупности они образуют ценностную структуру и обусловлены генетическими, социальными и историческими факторами.

3. Ценностные основания воинской деятельности коррелируются исходным мотивационным образованием в соответствии с той или иной конкретной ситуацией, социокультурной средой, где разворачивается воинская деятельность. В результате формируются условия мотивации воинской деятельности ценностями на общем, особенном, единичном уровнях, представляющей собой взаимодействие факторов, имеющих как объективный (прежде всего социокультурный), так и субъективный (личностный) характер.

4. Содержание ценностных оснований воинской деятельности как должное выводится из интересов и потребностей различного уровня и представляет собой соотношение общечеловеческих, общесоциальных, национальных, воинских и личностных ценностей. Основными элементами системы, которые придают ей динамику, являются: идеалы, нравственные и правовые регулятивы общества и социальной группы.

5. Функционирование ценностных оснований воинской деятельности опосредовано совокупностью ряда противоречий, определяемых современными процессами становления российской государственности и реформирования военной организации России. Эти противоречия, с известной долей условности можно объединить как минимум по 3 основаниям: 1) Противоречия между необходимостью защиты интересов государства, собственности и легитимизацией в сознании большинства граждан деятельности социальных институтов- 2) Противоречия между заявленными гарантиями социальной защиты военнослужащих и теми условиями, которые создаются для этого- 3) Противоречия между традиционными ценностями и вновь складывающейся системой либеральных ценностей и др.

6. Динамика ценностных оснований воинской деятельности как сущее раскрывается различным образом в природных и социальных условиях, в конкретно-исторической ситуации развития общества и армии и характеризует собой основные тенденции их изменения, как позитивных, так и негативных, которые оказывают существенное влияние на мотивацию деятельности военнослужащих.

7. Социальные модели формирования и реализации ценностных оснований воинской деятельности выводятся из соотношения должного и сущего в системе ценностей, определяются культурно-цивилизационными типами модельной стратегии развития общества и армии и представляют собой, с одной стороны, определенную систему ценностей, позволяющую сохранить культурное ядро общества и армии, а с другой — оптимальное сочетание, иерархию ценностей для более эффективной организации воинской деятельности и мотивации активности военнослужащих.

8. Направления оптимизации ценностных оснований воинской деятельности рассматриваются как процесс разрешения противоречий между объективно-социальными (внешними) требованиями к личности военнослужащего, воинскому коллективу, армии в целом и субъективными (внутренними) регулятивами личности, социальной группы и военной организации государства по приведению в соответствие должного и сущего, целей, средств и результатов служебно-профессиональной деятельности по выполнению воинского долга, по внедрению в практику определенной модельной стратегии.

Теоретическая значимость исследования состоит в углублении и расширении социально-философских знаний о сущности ценностных оснований воинской деятельности, содержании и направлениях оптимизации их функционирования в современных условиях. Полученные в исследовании результаты, обобщенные в социально-философскую концепцию, могут рассматриваться как основания при аксиологическом анализе не только воинской, но и других форм деятельности. Выводы работы могут быть использованы в интересах дальнейшего совершенствования методологии и методики конкретных социологических исследований проблем деятельности и мировоззрения воинов и воинских коллективов.

Практическая значимость диссертационного исследования будет определяться созданием на его основе наиболее приоритетных моделей функционирования системы социальных ценностей личного состава армии и флота, принятием на различных управленческих уровнях научно обоснованных решений по повышению уровня правопорядка в войсках и эффективности воспитательного процесса с военнослужащими. Положения и выводы данной работы могут иметь определенное практическое значение для военных кадров, педагогических коллективов, научных организаций, проводящих исследования в области аксиологии. Совершенствование подходов изучения.

21 ценностных оснований в нормативных системах может быть использовано как действенное средство повышения уровня воспитания военнослужащих. Полученные результаты могут быть использованы в педагогической работе, в процессе преподавания социальной философии, права, этики и других дисциплин, при проведении гуманитарной подготовки в войсках, а также в деятельности по обучению и воспитанию личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации.

Апробация и внедрение результатов работы. Основные положения и выводы диссертации изложены автором в публикациях общим объемом около 36 печатных листов и апробированы в выступлениях на научно-теоретических и научно-практических конференциях, семинарах и совещаниях. Среди них можно выделить: научно-практические конференции «Актуальные проблемы воспитательной работы в военно-учебных заведениях Вооруженных сил Российской Федерации» (2007 г.) — научно-теоретическая конференция «Государственно-патриотическая идеология и духовный потенциал Российской армии» (2007 г.) — методический семинар «Актуальные вопросы исследования ценностных оснований воинской деятельности» (2008 г.).

Структурно диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы. Общий объем диссертации составляет 337 страниц.

В заключение отметим, что данная проблема требует к себе профессионального научного подхода. Сделанные практические выводы и рекомендации не являются бесспорными и окончательными: ждут своего решения вопросы исследования ценностных оснований воинской деятельности, подготовки квалифицированных специалистов по изучению данной проблемы и другие. Но их учет в деятельности войск и военно-учебных заведений позволит повысить эффективность работы по духовному и правовому воспитанию личного состава, общественно-государственной и правовой подготовки, положительно влиять на личностный фактор боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Понять природу человека. СПб.: Туман. Агентство «академический проспект», 1997 253 с.
  2. Э.А. Глобализация: катастрофа или путь к развитию? Современные тенденции мирового развития и политические амбиции. М.: Издательский дом «Новый век», 2002. — 416 с.
  3. К.С. О том же //Очерк русской философии истории. Антология. М.- 1996.-313 с.
  4. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.-254 с.
  5. Г. А., Кочергин А. Н. Проблемы методологии общества как целостной системы. Новосибирск, 1988. 258 с.
  6. Е.А. Социальная роль и активность личности. М.: МГУ, 1984.-280 с.
  7. Г. С. Общество, познание, практика. М.: Мысль, 1988. — 206 с.
  8. А.И. Человек и мир культуры. М.: Изд-во МГИК, 1992. -278 с.
  9. М.М. Эстетика словесного творчества /Сост. С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 1986. — 445 с.
  10. H.A. Душа России //О России. М.: Рада, 1992. — С. 304−340.
  11. H.A. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. М., 1993.-318 с.
  12. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Изд-во «Наука», 1973. 270 с.
  13. В.Г. Жизнь и ценности. К обоснованию современного натурализма. М., 2002. 284 с.
  14. С.Н. Два града: Исследования о природе общественных идеалов. СПб., 1997.-368 с.
  15. М. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб.: Университетская книга, 1999. 565 с.
  16. М. Всё о жизни. СПб.: Пароль, 2003. 750 с.
  17. В. Философия культуры: Избранное: Пер. с нем. / РАН. ИНИОН. Лаб. теории и истории культуры. М.: ИНИОН, 1994. — 350 с.
  18. О.Д. Приоткрывая завесу времени: О социальном предвидении будущего. М.: Политиздат, 1989. — 112 с.
  19. Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Наука, 1960.-464 с.
  20. .П. Трагизм возвышенного //Этика преображенного эроса. М.: 1994.-463 с.
  21. Г. Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство. 1991. — 366 с.
  22. Г. Работы разных лет: В 2-х т. М.: Мысль, 1970. — Т.1. — 666 с- Т.2: 1971.-668 с.
  23. К.А. Об уме // Соч.: В 2-х т. М., 1974. Т. 1.
  24. Э. Устроение общества. М., 2003. — 525 с.
  25. Г. Е. Рождение нового человека: Проблема формирование личности при социализме. М.: Политиздат, 1982. 255 с.
  26. Т.П. Дао и логос. М., 1986. 355 с.
  27. С. Революция сознания: Трансатлантический диалог/ С. Гроф, Э. Ласло, П. Рассел- Пер. с англ. М.Драчинского. — М.: ООО «Издательство ACT» и др., 2004. 248 с.
  28. П.С. Философия культуры. М.: Культура, 1995. 276 с.
  29. Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. 384 с.
  30. И.Ф. Социологические теории деятельности и практической рациональности. М., 2003. 326 с.
  31. М.В. Природа деятельности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 168 с.
  32. A.B. Консерватизм и либерализм в социально-философской мысли России XIX века: становление методологии. М.: Народный учитель, 2000.- 184 с.
  33. У. Личность //Психология личности. Тексты /Под ред.Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982. 284 с.
  34. В. Собрание сочинений: В 6 т. Под ред. А. В. Михайлова и Н. С. Плотникова. Т. 3. Построение исторического мира в науках о духе: Пер. с нем. под ред. В. А. Куренного. М.: Три квадрата, 2004. — С. 10 -413.
  35. И.В. Мировоззрение как система //Сознание и теория мировоззрения: история и современность./Межвуз. сб. науч. трудов. Иваново, 1992.-388 с.
  36. Ф.М. Бесы. М., 1983. 582 с.
  37. О.Б. Понятие морали. Историко-критический очерк. М.: Наука, 1974. — 388 с.
  38. Т.Б. Ценности истинные и мнимые. Л.: Лениздат, 1979. — 64 с.
  39. Духовные качества российского воинства // Стратегия духа. М.: Военный университет, Русский путь, 2003. 265 с.
  40. Д. Общество и его проблемы. М.: Идея-Пресс, 2002. 160 с.
  41. Э. Самоубийство: социальный этюд. СПб.: Союз, 1998. -496 с.
  42. Л.Г. Хоронить не спешите Россию. М.: Яуза, Эксмо, 2003. -287 с.
  43. Э.В. Личность и творчество /Под ред. Лекторского В. А. М., 1999.-272 с.
  44. В.В. Аксиология. М.: Изд-во МГУ, 2005. — 236 с.
  45. И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948 1954 годов. В 2-х. т. М., 1992. Т. I.
  46. И.А. О сущности правосознания. М: «Рарогь», 1993. — 235 с.
  47. И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. — 386 с.
  48. И.А. Спутник Русского Христианского Националиста. Женева. 1937.
  49. Г. Личность в критической ситуации. София, 1976.
  50. К.Маркс и Ф. Энгельс, Соч. Т.23.
  51. .И. Духовная безопасность российского общества и личности воина Вооруженных Сил. М. 2000 — 138 с.
  52. М.С. Избр. тр. Т.1. Проблемы методологии. М. 2006 — 301 с.
  53. М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. -205 с.
  54. М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. М., Политиздат, 1974. 284 с.
  55. А. Посторонний. Миф о Сизифе. Недоразумение. М.: Классическая и современная проза, 2008. 318 с.
  56. И. Метафизика нравов //Сочинения в 6-ти т. Т.4. 4.1. М.: Мысль 1965.-544 с.
  57. И. Критика чистого разума. Ростов н/Д: Феникс, 1999. — 672 с.
  58. Э. Третья мировая. Психотронная война. Она уже началась. СПБ.: Изд-во «Вектор», 2006. 208 с.
  59. М.С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы (социологический аспект). Саратов, 1974. 375 с.
  60. И.В. В ответ A.C. Хомякову //Очерк русской философии истории. Антология. М., 1996. 683 с.
  61. E.H., Курдюмов С. П. Основания синергетики. М., 1996.
  62. Конт О. Дух позитивной философии. СПб.: Изд-во «Вестник Знаний», 2007. — 482 с.
  63. А. Русская духовная философия. СПб.: РКГИ, 1998. — 576 с.
  64. A.M. Отражение, деятельность, познание. М., 1979.
  65. Крапивенский Проблема культуры в современной философии. М., 2002.
  66. Культура взаимоотношений военнослужащих. М.: Воениздат, 1990.
  67. В.И., Курбатова О. В. Социальное проектирование: Учебное пособие. Ростов н/Д: «Феникс», 2001. — 416 с.
  68. В.В. Социология права /Под ред. академика РАН, д.ю.н., проф. B.C. Нерсесянца. М.: Изд-во НОРМА, 2000. — 304 с.
  69. X. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание. /Пер. с англ. Л. В. Сурковой, В. А. Яковлева, А. И. Панченко. М.: Логос, 2001.-360 с.
  70. В.И. Полн. Собр. Соч. Т.29.
  71. Л. Собр. соч. М., 1984. Т. 10.
  72. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл- Издательский центр «Академия», 2004. — 352 с.
  73. В.М. Модели мира и образ человека: (Критический анализ идей Римского клуба). М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
  74. К.Н. Записки отшельника. М.: Русская книга. 1992.
  75. В.А. О самоорганизующихся и саморефлексивных системах. //Проблемы исследования систем и структур. Материалы к конференции. М., 1965.
  76. В.А., Шелепин Л. А. Третья мировая (информационно-психологическая) война. М.: Эксмо, 2003. — 448 с.
  77. В.А. Социальное проектирование. М.: Изд-во «Флинта», 2003. -240 с.
  78. . Н. Почему необходима «системная теория»? //Проблемы тере-тической социологии. СПб.: «Петрополис», 1994. — 384 с.
  79. Н. Социальные системы: очерк общей теории //Западная теоретическая социологйя 80-х годов. М.: ИНИОН, 1989. — 272 с.
  80. А.Н. Философия ценностей. М.: Высш. шк., 1997. 174 с.
  81. К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист. 1994. 386 с.
  82. A.B. Диалектика деятельности и потребностей общества. Белгород, 1972.
  83. Э.С. Теория культуры и современная наука (логико-методол. анализ). М.: 1983.
  84. К., Энгельс Ф. Собр. соч. М., 19. Т. 26. Ч. 1.
  85. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.21.
  86. А. Дальние пределы человеческой психики: Перев. с англ. A.M. Татлыбаевой. СПб.: Евразия, 1999. 432 с.
  87. А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 495 с.ЮО.Моисеев H.A. Расставание с простотой. М.: АГРАФ, 1988. — 470 с.
  88. Ш. О духе законов. //Монтескье Ш. Избранные произведения М.: Госполитиздат, 1955. 799 с.
  89. В.Е. Традиции офицерского корпуса России /Научно-историческое исследование. М.: Граница, 2003. — 583 с.
  90. O.A. Ценностно-оценочный фактор в контексте социосинер-гетической парадигмы. М., 2006. 348 с. Ю4.Нерсесянц B.C. Философия права. М.: Изд-во НОРМА, 2001. — 256 с.
  91. Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах. М., 1979. — 527 с.Юб.Носков Ю. Г. Этика общения с представителями различных национальностей и религиозных конфессий. М., 2005. 218 с.
  92. B.C. Репродуктивная и продуктивная деятельность как фактор творческого развития человека. М., 1984. 327 с.
  93. А.П., Юдин Э. Г. Деятельность//Философский энциклопедический словарь. М., 1983. Ю9.0жегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов /Под ред. док. филол. наук, проф. Н. Ю. Шведовой. 15-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 1984.-816 с.
  94. Ю.Ольховский П. Д. Воинское воспитание // Российский военный сборник. М., 1997. — Вып. 13.111 .Ореховский А. И. Свобода, ответственность, регуляция. Новосибирск, 1995.-438 с.
  95. A.C. Реванш истории: Российская инициатива в XXI веке. М.: Изд-во «Русскш миръ». 2005. — 432 с.
  96. A.C. Народ без элиты. М.: Изд-во Эксмо, 2002. — 482 с.
  97. A.C. Искушение глобализмом. М.: Изд-во Эксмо, 2003. 416 с.
  98. Т. О социальных системах. М., 2002. — 830 с.Пб.Парсонс Т. Система современных обществ (перев. с англ.). М.: Аспект Пресс, 1998.-384 с.
  99. В. Мысли // Лабрюйер Ж. Характеры. М., 1974.
  100. П.В. Духовные ценности общества и армия. М., ВУ, 2001. -238 с.
  101. В.М. Парадоксы философии деятельности. Петрозаводск, 2005.-194 с.
  102. Платон. Соч. в 3 т. -М., 1971. Т. З, Ч. I.
  103. Г. В. Избранные философские произведения. М., 1958. 547 с.
  104. Ю.М. Модели социальных процессов. М.: Логос, 2001. -218с.
  105. И.П. Роль ценностей в процессе мотивации: Монография. -Липецк, 2004.-168 с.
  106. К. Открытое общество и его враги. Т. I 2. T.I. М.: Феникс, 1992.-362с.
  107. .Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979. -232 с.
  108. И., Стингере И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. — М.: Прогресс, 1986. 338 с.
  109. Проблемы разработки понятия деятельности как философской категории //Над чем работают, о чем спорят философы/ Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. 366 с.
  110. А. О науке. М: Наука, 1983. 264 с.
  111. Рахимов О. Х-А. Моральная регуляция воинской деятельности. М.: ГА ВС, 1994.-168 с.
  112. Г. Философия жизни. Киев, 1998. 386 с.
  113. Г. Ценности жизни и культурные ценности //Логос. М., 1912−13. Кн. 1−2.
  114. В.В. О понимании. СПб.: «Наука», 1994. — 539 с.
  115. Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та. 1998. — 292 с.
  116. C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Наука, 1973. -364 с.
  117. A.A. Ценностный подход в системе социологического знания. -Киев: Изд-во «Наукова думка», 1987. 276 с.
  118. Сартр Жан-Поль Проблемы метода: /Пер. с фр./ М.: Прогресс, 1994 -234 с.
  119. Сартр Ж-П. Экзистенциализм это гуманизм //Сумерки богов. М. -1989.-374 с. t
  120. Славинский Ю. В. Социальные ценности и их роль в формировании активной жизненной позиции воина социалистической армии. М.: ВПА, 1981.- 168 с.
  121. П.И. Ценностные основания общества. СПб., 1993. 262 с.
  122. Современный словарь по общественным наукам/Под общей ред. О. Г. Данильяна, Н. И. Панова. М.: Изд-во Эксмо, 2005.
  123. В.М. Русская культура. С древнейших времен до наших дней. М.: Белый город, 2004. — 736 с.
  124. B.C. Сочинения в 2-х томах. М.: Мысль, 1990. T.I. 892 с.
  125. B.C. Оправдание добра. Нравственная философия М.: 1996.-561 с.
  126. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.-544с.
  127. Социальная философия: Словарь /Сост. и ред. В. Е. Кемеров, Т. Х. Керимов. М., 2003. 486 с.
  128. А.Г. Основы философии: уч пособие для ВУЗов. М.: Политиздат, 1988. — 592 с.
  129. Л.П. Проблемы целостности личности (гносеологический аспект) Монография. М.: Высшая школа, 1987. — 134 с.
  130. И.А. Ценности. Ценностные ориентации. Ценностное пространство: вопросы теории и методологии. -М.: 1999. 183 с.
  131. Тейяр де Шарден Феномен человека. М.: Наука, 1987. 385 с.
  132. C.B. Общественный идеал: диалектика развития. М.: Изд-во МГУ, 1986.- 197 с.
  133. А. Избранные работы по философии. /Сост. И. Т. Касавин: Общая редакция и вступительное слово М. А. Киселя. М.: Прогресс, 1990.-718 с.
  134. Д.Н. Теория установки. М.: Институт практической психологии, Воронеж: Модекс, 1997. 448 с.
  135. А.К. Духовная жизнь общества. М.: Мысль, 1980. — 167 с.
  136. A.A. Доминанта. СПб.: Питер, 2002. — 448 с.
  137. Л. Избранные философские произведения. М., 1955. — T.I.
  138. Философско-энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.-840с.
  139. И. Несколько лекций о назначении ученого. Назначение человека. Минск: Попурри, 1998. — 480 с.
  140. В.П. Социальная деятельность как система. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1981. — 304 с.
  141. С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. — 71 с.
  142. Э. Иметь или быть: Пер. с англ./Общ. ред. и поел. В.И. Доб-ренькова 2-е изд., доп. — М.: Прогресс, 1990. — 336 с.
  143. Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. 216 с.
  144. Дж. Золотая ветвь. М., 1986.
  145. Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М.: Наука, 1992. — 326 с.
  146. Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. /Пер. с нем. под ред. Д. В. Скляднева. СПб.: «Наука», 2001. — 379 с.
  147. М. Бегство от Бытия. М., 1998.
  148. Г. Синергетика. М.: Изд-во «Мир», 1980. — 256 с.
  149. Г. Синергетика: Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. М., 1975. — 472 с.
  150. К.А. Интересы как форма общественных отношений. Новосибирск, Наука. Сиб. отд-ние, 1987. 284 с.
  151. Хейзинга И. Homo Ludens. Статьи по истории культуры. /Сост. Д. В. Селиверстов. М.: Прогресс-традиция, 1997. -416 с.
  152. A.C. Соч. в 2-х т. Т.1. М.:"Медиум". 1994.
  153. В.А. Нравственные основы советской воинской дисциплины. М.: Воениздат. 1987. — 262 с.
  154. Л. Теория личности. СПб: Питер, 2000. 608 с.
  155. П.Я. Статьи и письма. М.: Современник, 1987. 259 с.
  156. Ю.А. Социальный статус воина: сущность и направления формирования. М.: ГА ВС, 1992. — 67 с.
  157. Д.И. Исторический материализм. М.: Мысль, 1965. 216 с.
  158. .Н. Философия права. М., 1900. 374 с.
  159. В.М. Духовный потенциал военной безопасности государства (социально-философский анализ). Монино, 1998. 186 с.
  160. М.Н. Гражданский контроль над духовно-идеологической сферой жизни Вооруженных Сил: военно-патриотическая составляющая. М., 1998.-208 с.
  161. А. Благоговение перед жизнью. ML: Прогресс, 1992. 573 с.
  162. Г. Система трансцендентального идеализма. М.: Мысль, 1998.-1664 с. 181 .Шопенгауэр А. Избр. произведения. Ростов н/Д: Феникс, 1977. — 540 с.
  163. О. Закат Европы. Минск: ХАРВЕСТ, М.: ACT, 2000. 1376 с.
  164. Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т.21. 23−178 с.
  165. Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М.: Эди-ториал УРСС, 1997. 444 с.
  166. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.-70 с.
  167. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. //Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.-254 с.
  168. А.И., Кириллов Н. П. Сознание народа. Томск, 1999.
  169. К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. М.: Политиздат, 1991.-527 с.
  170. Aham К. Philosophie der Sozialwissenschaften. Freiburg — Munchen, 1983.
  171. Parsons Т., Shils B.A. Values, Motives and Systems of Action // To ward, а General Theory of Action. N-Y. 1962.
  172. Rokeach M. The Nature of Human Values. N.Y., 1973.
  173. Perelman. Ch. The Idea of Justice and the Problem of Argument. New York, 1963.
  174. Dingler H. Grundri der metodishen Philosophie. Fussen, 1949.
  175. Luhmann N. Soziale Systeme: Grundriss einer allgemeinen Theorie. Frankfurt a/M., 1984.
  176. Brawandt L. Wohin steuert die deutsche Wirtschaft? Munchen, 1991. ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ:
  177. П.В. Владимир Соловьев о войне и конфликте цивилизаций: теория и прогноз. Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18, Социология и политология. 2006. — № 4. С. 36−44.
  178. В.Г. Ценностные ориентации и проблема их формирования //Советская педагогика. 1981. № 8. С. 61−69.
  179. Араб-Оглы Э. А. Европейская цивилизация и общечеловеческие ценности //Вопросы философии. 1990. № 8. С. 10−19.
  180. JI.M. Моральные ценности и современность //Вопросы философии. 1983. № 11. С. 88−93
  181. О.М. Природа морали //Философские науки. 1991. № 12. С.53−61.
  182. B.C. Духовные ценности как объект философского анализа //Философская мысль. 1987. № 4. С. 17−24.
  183. Н.В. Проблемы оценивания и оценки в общей психологии //Вопросы психологии. 1989. № 2. С. 81−89.
  184. Д. Философия деятельности. Вопр. философии. — 1996. -№ 5.-С. 32−43.
  185. А.Н. Нравственность и право в теории русских либералов конца XIX начала XX века. //Вопросы философии. 1991. № 8. С. 56−64.
  186. Г. Я. Ценностные ориентации и перестройка общественного сознания //Философские науки. 1989. № 6. С. 21−36.
  187. В. Г. Право и социальные ценности в исторической ретроспективе //Вестник российского гуманитарного научного фонда. 1997, № 1.86−90 с.
  188. В.Т., Шеляпин Н. В. Социальные ценности в системе российской национально-государственной идеологии. //СГЗ. 2001. № 5. С.26−34.
  189. М.Ш. Крепок ли моральный дух армии //Армия. 1992. № 2. С. 28−32.
  190. В.В. Теория деятельности и социальная практика. Вопр. фи-лос. 1996. -№ 5. С. 42−51.
  191. М.В. Проблема ценности и ценностного отношения //Вестник МГУ. Сер. 8. Философия. 1974. № 2. С. 40−49.
  192. A.M. Место интересов в детерминации человеческой деятельности //Вестник МГУ. 1986. № 4. С. 70−84.
  193. Золотухина-Аболина E.B. О специфике высших духовных ценностей //Философские науки. 1987. № 4. С. 11−18.
  194. В.В. Цивилизационная идентичность России. //Вестник Моск. ун-та. Серия 18. Социология и политолоия. 2006. — № 3. С.26−38.
  195. И.И. Либерализм: политика и идеология. //Вопросы философии. 2006. № 1. С. 6−14.
  196. Н.И. Модернизация базовых ценностей. Социс. 1996. № 5. С.34−41.
  197. О.Э. Сущность и исторические типы права //Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1992. № 1. С. 35−54.
  198. В.А. Христианские ценности: либерализм, тоталитаризм, постмодернизм. //Вопросы философии. 2001. № 4. С. 47−56.
  199. О.Н. Социальный институт армии и его влияние на ценности военной службы. Право и образование. 2007. — № 1. С. 56−64.
  200. О.М. Российская армия: социальное неравенство и социальная динамика. Социально-гуманитарные знания. 2006. — № 4. С. 84−92.
  201. И.С. Ценность и полезность //Философские науки. 1963. № 3. С. 18−29.
  202. B.C. Право как необходимая форма равенства, свободы и справедливости. //Социс. 2001. № 9. С. 27−35.
  203. В.К. Социальная эволюция: общая теоретическая модель. //СГЗ, 2005. № 5. С. 314−323.
  204. В.М. Ценностные основания концепций деятельности в психологии и современной методологии. //Вопросы философии. 2001. № 2. 4456 с.
  205. В.М. Диалог культур в глобализирующемся мире. // Вопросы философии. 2007. № 6. С. 24−33.
  206. М.Н. Консолидация общества и социальные противоречия. //Социол. исслед. 2001. № 1. С.24−34.
  207. В.И. Проект глобализации и метафизический мегапроект человека/ Филос. науки. 2003. N 3. С. 112−131.
  208. E.H. Поблема трансформации культурных ценностей в моделях образования и культурной политики. //СГЗ. 2001. № 1. 38−46 с.
  209. В.В. Имидж армии: проблемы формирования. Военная Мысль. 2005. — № 12. С. 14−23.
  210. А.К. Ценности в кризисном социуме. //Психол. журнал. 1991. № 6. С. 23−29.
  211. A.B. Духовные основы боеготовности/Юриентир. 1995. -№ 8. -С.4−13.
  212. В.Ф. Понятие современной российской цивилизации. // Вестник Моск. ун-та. Серия 7. Философия. 2006. -№ 2. С.39−51.
  213. Л.Г. Теории ценности в социологии: вчера, сегодня. //Социс. 2001. № 8. С. 28−35.
Заполнить форму текущей работой