Геоэкологическая оценка приземного слоя атмосферы на территории аэродромного комплекса
На основе предложенных моделей, проведены расчеты контаминантов для случаев работы единичных воздушных судов и автомобильного транспорта и в зонах их взаимодействия. Построены поля распространения загрязняющих веществ при работе техники на максимальных режимах. Произведена геоэкологическая оценка состояния приземного слоя атмосферы участков территории с различной степенью адекватности моделей… Читать ещё >
Содержание
- 1. Анализ методов оценки геоэкологического состояния территории аэродромного комплекса
- 1. 1. Особенности функционирования объектов аэродромного комплекса
- 1. 2. Обзор исследований по расчету автотранспортного загрязнения
- 1. 3. Анализ методов расчета распространения вредных веществ при эксплуатации воздушных судов
- 2. Результаты экспериментальных исследований по определению загрязнения приземного слоя атмосферы на территории аэродромного комплекса при работе авиационного и автомобильного 38 транспорта
- 2. 1. Цель и программа проводимых экспериментов
- 2. 2. Анализ экспериментальных исследований работы двигателей воздушных судов и средств аэродромно-технического обеспечения
- 2. 3. Анализ экспериментальных полей концентраций загрязняющих веществ на площадке предварительной и предполетной подготовки
- 3. Модели определения уровня загрязнения приземного слоя атмосферы территории аэродромного комплекса
- 3. 1. Современное состояние методов оценки загрязнения окружающей среды в районе аэродрома
- 3. 2. Моделирование диффузионных процессов загрязнения в отдельной зоне аэродрома выбросами от авиационной и автомобильной техники
- 3. 3. Моделирование диффузионных процессов загрязнения приземного слоя атмосферы с учетом экологического взаимодействия соседних объектов
- 4. Анализ геоэкологической ситуации и зонирование исследуемой территории аэродрома на основе результатов предлагаемых моделей
- 4. 1. Использование предлагаемой модели для расчета загрязняющих веществ от воздушных судов и автомобильного транспорта при их работе на исследуемой площадке
- 4. 2. Оценка успешности предлагаемых моделей
- 4. 3. Влияние метеорологических факторов на концентрацию загрязняющих веществ
- 4. 4. Разработка природоохранных мероприятий для снижения возможного загрязнения в районе аэродрома
Геоэкологическая оценка приземного слоя атмосферы на территории аэродромного комплекса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследований. Исследование процессов в системе «природа — общество» является одной из основных проблем современной географической науки.
В настоящие время одной из важн ых задач является анализ влияния хозяйственной и иной деятельности человека на загрязнение и деградацию окружающей природной среды на региональном и локальном уровнях.
К числу недостаточно изученных локальных природно-технических геосистем относится аэродромный комплекс, на территории которого происходит техногенное загрязнение приземного слоя атмосферы в результате эксплуатации авиационного и автомобильного транспорта [40,47].
Данная природно-техническая геосистема включает в свой состав техногенную подсистему, выполняющую социально-экономическую функцию подготовки и производства полетов воздушных судов. По площади аэродромы занимают территорию от 10 до 25 км при размерах приаэродромной территории — 800−2000 км. В зависимости от класса аэродромов, типов воздушных судов и интенсивности их эксплуатации создаются локальные микро-масштабные очаги загрязнения окружающей природной среды (в первую очередь, ее подсистемы «воздушная среда»), которые оказывают негативное техногенное воздействие на экологическое состояние прилегающих территорий и здоровье обслуживающего полеты персонала.
Данная ситуация требует проведения геоэкологической оценки состояния приземного слоя атмосферы территории аэродромного комплекса на основе анализа пространственного распространения загрязняющих веществ от наиболее существенных источников техногенного загрязнения с учетом их совместного воздействия на окружающую среду.
В связи с этим, приобретает актуальность оценка степени загрязнения приземного слоя атмосферы от аэродромных источников и принятия обоснованных и своевременных природоохранных мероприятий для снижения негативного воздействия на окружающую среду и обеспечения экологической безопасности территории аэродрома.
Целью диссертационной работы является геоэкологическая оценка приземного слоя атмосферы на территории аэродромного комплекса и определение пространственных размеров загрязнения от авиационной и автомобильной техники с учетом определенных метеорологических условий.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:
— провести экспериментальные исследования фактических выбросов от автомобильного и авиационного транспорта на территории аэродромного комплекса при метеорологических условиях, способствующих сохранению загрязняющего облака;
— разработать модели расчета концентрации загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы на территории аэродрома при воздействии на него основных техногенных источников воздействия аэродромного комплекса;
— оценить успешность предлагаемых моделей;
— произвести зонирование исследуемой территории аэродромного комплекса и выявить зоны с различной степенью экологической опасности для здоровья обслуживающего персонала;
— проанализировать метеорологические условия, при которых использование данных моделей будет наиболее эффективно;
— разработать природоохранные мероприятия по обеспечению экологической безопасности и снижению негативного воздействия на приземный слой атмосферы в районе объектов аэродромного комплекса.
Объект исследования — геоэкологическое состояние приземного слоя атмосферы на территории аэродромного комплекса — локальной природно— технической геосистемы.
Предмет исследования — геоэкологическая оценка загрязнения воздуха от авиационного и автомобильного транспорта в районе площадки предварительной и предполетной подготовки полетов на аэродроме г. Воронежа.
В качестве исходных данных использовались экспериментальные наблюдения за состоянием воздушной среды в районе военного аэродрома города Воронежа за период с 1999 по 2002 гг. В качестве загрязняющих веществ были определены оксид углерода и диоксид азота. Измерения концентрации загрязняющих веществ произведены на стационарных и передвижных постах в период производства полетов. Научная новизна:
— экспериментальным путем определены границы пространственного распространения загрязняющего облака при работе двигателей авиационного и автомобильного транспорта на различных режимах и при их взаимодействии;
— предложены модели расчета концентрации загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы от авиационного и автомобильного транспорта на исследуемой площадке аэродромного комплекса с учетом их совместного воздействия;
— проведено зонирование исследуемой территории аэродромного комплекса по степени экологической опасности для здоровья обслуживающего персонала в период производства полетов;
— предложены природоохранные мероприятия по снижению экологического риска на территории аэродромного комплекса.
Основными методами исследования являются методы численного моделирования и статистической обработки исходных данных.
Методологической основой для выполнения данной диссертационной работы послужили теория и практика геоэкологических исследований, изложенных в работах B.C. Преображенского, Б. И. Кочурова, А. Д. Данилова, С. Л. Куролапа, В. А. Луканина, В. П. Подольского, В. Г. Ененкова, В. Е. Квитка и др.
Теоретическая значимость. Предложенные модели расчета концентрации загрязняющих веществ от авиационного и автомобильного транспорта в отдельности и с учетом их совместного техногенного воздействия позволяют более объективно оценить геоэкологическое состояние приземного слоя атмосферы аэродромного комплекса.
Практическая ценность. Выполненная работа направлена на повышение качества оценки геоэкологического состояния приземного слоя атмосферы и разработки природоохранных мероприятий по снижению экологической опасности в районе объектов аэродромного комплекса на основе использования предложенных моделей по расчету концентрации загрязняющих веществ.
На защиту выносятся:
— результаты экспериментальных геоэкологических исследований концентрации загрязняющих веществ от автомобильного и авиационного транспорта на площадке предварительной и предполетной подготовки;
— модели по оценке концентрации и границ пространственного распространения загрязняющих веществ от авиационного и автомобильного транспорта в период производства полетов;
— анализ геоэкологической ситуации исследуемой территории аэродромного комплекса по степени экологической опасности для окружающей среды и обслуживающего полеты персонала на основе предлагаемых моделей;
— комплекс природоохранных мероприятий по снижению негативного воздействия авиационного и автомобильного транспорта и обеспечению экологической безопасности на территории аэродромного комплекса. Обоснованность и достоверность научных положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в работе, подтверждены использованием большого объема исходных экспериментальных данных, полученных с помощью современных приборов, применением адекватных физических законов для расчета концентрации загрязняющих веществ и удовлетворительным совпадением численных расчетов и результатов экспериментов.
Реализация результатов исследования. Результаты диссертации используются в мониторинговых исследованиях по реализации комплексных программ оздоровления окружающей природной среды, выполняемых Управлением по охране окружающей среды г. Воронежа. Методика оценки геоэкологического состояния приземного слоя атмосферы в районе аэродромного комплекса используется в процессе обучения курсантов по дисциплине «Экология» и при дипломном проектировании по специальности «Автомобильные дороги и аэродромы» Воронежского высшего военного авиационного инженерного училища и студентов Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Материалы диссертации предложены для внедрения в проектных организациях, осуществляющих прогнозную оценку экологического воздействия источников загрязнения на окружающую среду природно-технических геосистем .
Апробация работы. Основные положения диссертации доложены на:
— Международном форуме по проблемам науки, техники и образования Академии наук о Земле (Москва, 2004 г.).
— Всероссийских научных конференциях «Совершенствование наземного обеспечения полетов авиации» (Воронеж, ВВАИИ, 1999, 2003г).
— Международной научно-практической конференции «Высокие технологии в экологии» (Воронеж, ВГАСА, 2003 г.).
— Ежегодных научно-практических конференциях ВВАИИ (Воронеж, ВВАИИ, 1999;2004 гг.).
Публикации. По материалам исследований опубликовано 12 научных статей.
Личный вклад автора заключается в производстве, анализе, статистической обработке данных натурных наблюдений, разработке моделей техногенного экологического воздействия объектов аэродромного комплекса на приземный слой атмосферы, формулировании выводов и выработке практических рекомендаций по снижению уровня экологической опасности исследуемой территории.
Структура и объем работы: диссертация состоит из введения, четырех глав, общих выводов, списка литературы из 111 источников, в том числе 8 на иностранном языке, изложена на 117 страницах машинописного текста, в том числе 18 таблиц и 22 рисунка.
Выводы по 4 главе:
1. Проведены расчеты ЗВ в случае работы одиночных ВС и AT, а также в зонах их взаимодействия на исследуемой площадке.
2. Получены поля распространения ЗВ от работы двигателей ВС и AT на максимальных режимах при работе одной единицы техники и в зонах взаимодействия нескольких. Установлены границы наиболее опасных участков загрязнения, где концентрация ЗВ во много раз превышает значения ПДК, создавая угрозу жизни и здоровью людей, участвующих в обеспечении полетов.
3. Проведена оценка успешности предлагаемых моделей для основных источников загрязнения на площадке предварительной и предполетной подготовки. Выявлены участки как успешной, так и неуспешной работы моделей в зоне действия одного и нескольких исследуемых источников загрязнения. Общий фон ошибок концентраций ЗВ составляет: для участка работы ВС — 1.57 ПДК, в зонах взаимодействия ВС — 0,58 ПДК, для участка работы AT — 0,21 ПДК, в зонах взаимодействия AT — 0,31 ПДК.
4. Проанализированы метеорологические условия, оказывающие влияние на формирование облака загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы аэродромов. Определены периоды года, в котором использование данных моделей будет наиболее успешным.
5. Предложены природоохранные мероприятия по снижению антропогенного воздействия источников ЗВ в районе площадки ППП, определены места расположения дополнительных постов экологического мониторинга и контроля за загрязнением воздуха.
Заключение
.
По результатам проведенных исследований по оценке загрязнения ПСА в районах объектов АК сформулированы следующие выводы:
1. Проведены экспериментальные геоэкологические исследования по определению концентрации загрязняющих веществ от различных автомобилей при их работе на максимальных режимах на площадке предварительной и предполетной подготовки по оси факела и по площади. Установлено, что граница предельно допустимых концентраций достигается для автомобиля Зил-131 на удалении 4,5 м по оси факела, для Урал-4320 — на расстоянии 6 м.
2. На основании проведенных экспериментов определены границы пространственного распространения концентрации загрязняющих веществ от двигателей самолетов в режиме максимальных оборотов, при их рулении и в зонах взаимодействия при одновременной работе двух единиц авиационной и автомобильной техники. Установлено, что распространение контаминантов от воздушных судов происходит до расстояния 95 м по оси факела и 19 м от оси в перпендикулярном направлении. Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ зафиксированы на расстоянии 83 м по оси факела и 17 м от оси в перпендикулярном направлении.
3. Разработаны модели для расчета уровня техногенного загрязнения приземного слоя атмосферы при работе одного, нескольких авиационных и автомобильных двигателей в различных режимах и с учетом их совместного взаимодействия на территории аэродромного комплекса.
4. На основе предложенных моделей, проведены расчеты контаминантов для случаев работы единичных воздушных судов и автомобильного транспорта и в зонах их взаимодействия. Построены поля распространения загрязняющих веществ при работе техники на максимальных режимах. Произведена геоэкологическая оценка состояния приземного слоя атмосферы участков территории с различной степенью адекватности моделей. Средние ошибки экспериментальных и расчетных значений концентрации загрязняющих веществ составили для: ВС — 1,57 ПДКAT — 0,21 ПДКучастка взаимодействия ВС — 0,58 ПДКучастка взаимодействия AT — 0,31 ПДК.
5. Проведено зонирование исследуемой территории аэродрома по степени экологической опасности для здоровья обслуживающего полеты персонала. Установлено, что зона, вызывающая опасения расположена на расстоянии до 89 м от сопла воздушного суда, опасная зона — до 75 м, чрезвычайно опасная зона — до 60 м.
6. Рекомендованы места расположения дополнительных постов экологического мониторинга и контроля за состоянием приземного слоя атмосферы территории аэродромного комплекса: на удалении 100 м по оси факела от работающих самолетов и 20 м от оси в перпендикулярном к ней направлениипо периметру стоянки аэродромно-технического обеспечения, в помещениях, где во время полетов находятся летный и технический составв кабинах автомобилей, работающих в режимах заправки и запуска в непосредственной близости от воздушного судна.
7. Предложены природоохранные мероприятия по снижению негативного воздействия источников загрязняющих веществ и обеспечению экологической безопасности в районе площадки предварительной и предполетной подготовки.
Список литературы
- Айдаров И.П. Военная экология / И. П. Айдаров, Б. Н. Алексеев, А. В. Бударгин // Учебник для высших военных учебных заведений. Москва: Издательство «Русь-СВ», 2000. — С. 360.
- Александров В.Ю. Экологические проблемы автомобильного транспорта / В. Ю. Александров, Л. И. Кузобова, Е. П. Яблокова // ГПНТБ СО РАН, 1995, № 5 С. 1 — 122 .
- Баранов A.M. Авиационная метеорология / А. М Баранов, С. В. Солонин // Гидрометеоиздат. Ленинград: 1975. — С. 390.
- Безуглая В.Н. Метеорологический потенциал и климатические особенности загрязнения воздуха / В. Н. Безуглая // Высшая школа. Москва: 1986. — С. 195.
- Беккер А.А. Охрана и контроль загрязнения природной среды /
- A.А Беккер, Т. Б. Агаев // Гидрометеоиздат. Ленинград: 1989. — С. 225.
- Белов С.В. Охрана окружающей среды / С. В. Белов, А.Ф. Козья-ков// Учебник для технических вузов. Высшая школа. Москва: 1991.-С. 319.
- Буйков М.В. О граничном условии для уравнения турбулентной диффузии на подстилающей поверхности / М. В. Буйков // Метеорология и гидрология. Москва: 1990, № 9 — С. 11 -19.
- Вызова Н.Л. Турбулентность в пограничном слое атмосферы / Н. Л. Вызова, В. Н. Иванов, Е.К. Гаргер//-Ленинград: Гидрометеоиздат. 1989. -С. 191.
- Берлянд М.Е. Современные проблемы атмосферной диффузии и загрязнения атмосферы / М. Е. Берлянд // Ленинград: 1975. — С. 440.
- Блохин В.И. Аэропорты и воздушные трассы / В. И. Блохин, И. А. Белинский, И. В. Циприонович, Г. Н. Гелетуха // Учебник для вузов гражданской авиации. Москва: Транспорт, 1984. — С. 160.
- Борисов Н.И. Авиационная экология / Н. И. Борисов // Учебное пособие, часть 1−5. Воронеж: Воронежское ВВАИУ, 1991. — С. 138.
- Бородач А.И. Город и авиация / А. И. Бородач, Б. Н. Мельников,
- B.И. Черников, В. И. Бердник //-Москва: Стройиздат, 1980. С. 183.
- Буралев Ю.В. Экология транспорта / Ю. В. Буралев, Е. И. Павлова // Учебник для вузов. Москва: Транспорт, 1998. — С. 232.
- Васильев В.П. Формирование источника загрязнения окружающей среды при выбросе примеси в атмосферу сверхзвуковой струей / В. П. Васильев, Е. С Дмитриева // Сборник «Физика атмосферы и магнитосферы». Москва: Труды ИПГ, вып. 29, 1974. — С. 88.
- Возженников О.И. О характеристиках превышения заданного уровня концентраций в стационарной струе / О. И. Возженников // Метеорология и гидрология, 1979, № 12 С. 92.
- Виноградов Б.В. Биотические критерии выделения зон экологического бедствия России / В. П. Орлов, Б. В. Виноградов, В. В. Снакин // Известия РАН. 1993, № 5 С. 25−30.
- Временная типовая методика определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды. Москва: Экономика. 1986. — С. 96.
- ГОСТ 17.2.3.01−86. Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов. Москва: Издательство стандартов, 1986.-С. 25.
- ГОСТ 17.2.1.01−86. Охрана природы. Атмосфера. Классификация выбросов по составу. Москва: Издательство стандартов, 1986. — С. 14.
- Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 2001 г.» Москва: Центр международных проектов, 2001. — С. 458.
- Гуния Г. С. Исследование физико-химических свойств пыли приземного слоя атмосферы и методов измерения ее концентрации / Г. С. Гуния // Сборник трудов ГГО, 1973.-С. 66−78.
- Дьяков С.А. Пространственно временное распределение концентрации антропогенных веществ и метеорологических параметров при высоком уровни атмосферы / С. А. Дьяков // Сборник рефератов ЦНТИ. — Москва: ЦНТИ, 2003 .-С. 216.
- Джувеликян Х.А. Экология и человек / Х. А. Джувеликян // Воронеж: Издательствово ВГУ, 1999. — С. 264.
- Евгеньев И.Е. Автомобильные дороги в окружающей среде. / И. Е. Евгеньев, Б. Б. Каримов // Москва: «Трансдорнаука», 1997. — С. 285.
- Езекиел М. Методы анализов корреляций и регрессий / М. Езекиел, К. Фокс // Москва: Статистика, 1966. — С. 557.
- Жегалин О.И. Снижение токсичности автомобильных двигателей / О. И. Жегалин, П. Д. Лупачев // Москва: Транспорт, 1985. — С. 120.
- Зайдель А.Н. Ошибки измерений физических величин / А.Н. Зай-дель // Ленинград: «Наука», 1974. — С. 108.
- Ененков В.Г. Защита окружающей среды при авиатранспортных процессах / В. Г. Ененков // Москва: Транспорт, 1986. — С. 198.
- Иванов В.И. Определение уровня загрязнении в районе аэродрома при работе авиадвигателей / В. И. Иванов // Межвузовский сборник «Основные вопросы метеообеспечения гражданской авиации» Ленинград: ОЛАГА, 1982. — С. 119−122.
- Измалков В.И. Экологическая безопасность, методология прогнозирования антропогенных загрязнении и основы построения химического мониторинга / В.И. Измалков//-Москва: СПб, 1994.-С. 131.
- Израэль Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды / Ю. А. Израэль // Москва: Гидрометеоиздат, 1984. — С. 361.
- Израэль Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды / Ю. А. Израэль // Москва: Воениздат, 1984. — С. 297.
- Инструкция по организации движения автотранспорта, средств наземного обеспечения полетов и пешеходов на аэродромах авиации Вооруженных Сил СССР. Москва: Военниздат МО СССР, 1981. — С. 31.1.l
- Инструкции о порядке рассмотрения, согласования и экспертизы воздухоохранных мероприятий и выдачи разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу по проектным решениям". ОНД 1−84, Госкомгидромет, 1985.-С. 167.
- Инструкция о порядке составления, согласования и контроля выполнения годовых планов по охране природы предприятиями гражданской авиации. Москва: Министерство гражданской авиации 1981.-С. 89.
- Канищев А.Н. Экология автодорожного комплекса / А. Н. Канищев // Воронеж: ВГУ, 2001 — С. 152.
- Карслоу Г. Теплопроводность твёрдых тел / Г. Карелоу, Д. Егер // «Наука». Москва: 1964. — С. 488.
- Кассандрова О.Н. Обработка результатов наблюдений / О.Н. Ка-сандрова, В. В. Лебедев // Москва: Наука, 1970. — С. 104.
- Квитка В.Е. Гражданская авиация и охрана окружающей среды / В.Е. Квитка// Киев: Высшая школа, 1984. — С. 136.
- Кимстон В.А. Концепция системы экологического мониторинга России / В. А. Кимстон // Метеорология и гидрология, № 10, 1992.-С. 134.
- Луканин В.Н. Автотранспортные потоки и окружающая среда / В. Н. Луканин, А. П. Буслаев, Ю.В. Тофименко//-Москва: ИНФРА-М, 1998. -С. 408.
- Марчук Г. И. Математическое моделирование в проблеме окружающей среды / Г. И. Марчук // Москва: Наука, 1982. — С. 320.
- Методика расчета вредных выбросов в атмосферу из нефтехимического оборудования (РМ 62−91−90). Воронеж: 1991.-С. 161.
- Международная организация гражданской авиации. Международные стандарты и рекомендуемая практика: «Охрана окружающей среды». Приложение 16 к Конвенции о международной гражданской авиации, т.1, Монреаль, 2-е изд., 1988.-С. 200.
- Международная организация гражданской авиации. Международные стандарты и рекомендуемая практика: «Охрана окружающей среды». «Эмиссия авиационных двигателей» Монреаль, 1-е изд., 1981. — С. 84.
- Международная организация гражданской авиации. Прогноз развития воздушного транспорта до 2001 года Циркуляр ИКАО 237-АТ/98. Монреаль, 1992. — С. 51.
- Мельников Б.Н. Экологические и экономические последствия введения международных ограничений для реактивных самолетов / Б. Н. Мельников // Сборник обзорной информации ВИНИТИ. Сер. Транспорт: наука, техника, управление. Москва: 1992, № 6, С. 32 — 41.
- Методы и средства контроля промышленных выбросов и загрязнения атмосферы и их применение. Москва: Воениздат, 1988. С. — 94.
- Метод определения склонности авиационных топлив к выбросу загрязняющих веществ при сжигании в камерах сгорания газотурбинных двигателей. Москва: ГОСНИИГА, 1984. — С. 34.
- Методика расчета выброса загрязняющих веществ двигателей основных типов самолетов гражданской авиации. Москва: ГОСНИИГА, 1991.-С. 22.
- Методика инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для автотранспортных предприятий. Москва: 1998. — С. 67.
- Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для баз дорожной техники (расчетным методом). Москва: 1998.-С. 74.
- Монин А.С. Атмосферная диффузия и загрязнение воздуха / Л. С. Монин //-Москва: 1982.-С. 512.
- Нормативные данные по предельно допустимые уровни загрязнения вредными веществами объектов окружающей среды: Справочный материал. Санкт-Петербург, 1993. С. 283.
- Ньистандт Ф.Т. Атмосферная турбулентность и моделирование распространения иримесей / Ф. Т. Ньистанд, X. Ван Допа // Ленинград: Гид-рометеоиздат, 1985.-С. 351.
- ОНД-86. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий. Ленинград: Гос-гидрометеоиздат, 1987. — С. 59.
- ОНД-90. Руководство по контролю источников загрязнения атмосферы. Часть 1,2. Санкт Петербург, 1992. — С. 66.
- Орнатский Н.П. Автомобильные дороги и охрана природы / Н. П. Орнантский // Москва: Транспорт. — 1982. — С. 176.
- Порядина А.Ф. Оценка и регулирование качества окружающей природной среды. Учебное пособие для инженера эколога / А. Ф. Порядина, А. Д. Хованского // - Москва: НУМЦ Минприроды России, Издательский Дом «Прибой», 1996.-С. 350.
- Петров Б.А. Компоненты отработавших газов и их влияние на здоровье человека и природу / Б. А. Петров / Автомобильный транспорт, 1996, № 3 -С. 21−23.
- Петрухин В.А. Воздействие транспорта на состояние окружающей среды / В. А. Петрухин, В. В. Донченко, В. А. Виженский // Научно-аналитический доклад. Москва: Минтранс РФ, 1996. С. 24.
- Першин М.Н. Обеспыливание автомобильных дорог / М.Н. Пер-шин, А. П. Платонов, JI.A. Марков, Ю. Н. Розова // Москва: Транспорт, 1993. -С. 145.
- Подольский В.П. Дорожная экология / В. П. Подольский // Москва: Союз, 1997.-С. 196.
- Подольский В.П. Методика определения коэффициента экологической безопасности / В. П. Подольский // Автомобильные дороги, 1995, № 1−2. -С. 31−33.
- Подольский В. П. Автотранспортное загрязнение придорожных территорий / В. П. Подольский, В. Г. Артюхов, B.C. Турбин, А. Н. Канищев // -Воронеж: Издательство ВГУ, 1999. С. 276.
- Подольский В.П. Чистый выхлоп / В. П. Подольский, В. С Турбин, А. Н. Канищев // Автомобильные дороги, N5, 1997. С. 51.
- Покаржевский А.Д. Экосистемный круговорот и эколого-геохимическая классификация элементов / А. Д. Покаржевский // Биогеохимическая индикация окружающей среды: тез. докл. Всесоюз совещания. Ленинград: 1988.-С. 47−48.
- Понтрягин Л.С. Обыкновенные дифференциальные уравнения / Л. С. Понтрягин // Учебник для вузов Москва: «Наука», 1965. — С. 332.
- Попова З.А. Автотранспорт источник загрязнения среды / З. А. Попова, К. И. Попов // Региональный экологический мониторинг. — Москва:1983. С. 29−33.
- Пьянцев Б.Н. Синоптические условие формировании высокого уровня загрязнение воздуха в группе городов промышленного района / Б. Н. Пьянцев, Л. Р. Сонькин, P.P. Ус, И. И. Федяева // Сборник трудов ГГО, № 479,1984. С. 13−18.
- Ревелль П. Среда нашего обитания / П. Ревелль, Ч. Ревелль // Загрязнение воды и воздуха. Москва: Мир, 1995. — С. 194.
- Рекомендации по разработке раздела «Охрана окружающей среды» ТЭО строительства (реконструкции) автомобильных дорог общего использования. Москва: ЦНИИП градостроительства. 1992. — С. 90.
- Рекомендации по основным вопросам деятельности, Москва: 1995. С. 46.
- Руководство по контролю загрязнении атмосферы. РД 52. 04.18 689. Москва: Главгидромет и Минздрав СССР, 1991. — С. 84.
- Сазонов Э.В. Очистка газовых и пылевых выбросов / Э. В. Сазанов, B.C. Турбин, Н. А. Ус, В. Н. Семенов // Воронеж: ВГУ, 2001. — С. 168.
- СанПин 2.2.½.1.1031−01 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Москва: 2001. С. 39.
- СанПин 2.1.6.1032−01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» Москва: 2001. С. 29.
- СНиП 23−01−99 «Строительная климатология» Москва: 1999. С. 33.
- СНиП 2.01.07−85, Приложение 5 «Карты районирования территории СССР по климатическим характеристикам» Москва: 1987. С. 23.
- Сборник санитарно-гигиенических нормативов и методов контроля вредных веществ в объектах окружающей природной среды. Москва: Искусство, 1991. — С. 370.
- Смешникова А.А. Сборник задач по теории вероятностей, матема-. тической статистике и теории случайных функций: Учебник для вузов / А. А. Свешникова //- Москва: Издательство «Наука», 1970. С. 656.
- Сантонов В.П. Сборник законодательных, нормативных и методических документов для экспертизы воздухо-охранных мероприятий / В.П. Сан-тонов //-Ленинград: Гидрометеоиздат, 1986. С. 319.
- Сборник методических, инструктивно-методических и справочно-информационных материалов по проведению оценки воздействия на окружающую среду. Часть 1,2.- Москва: 1993. С. 194.
- Смирнов В.И. Охрана окружающей среды при проектировании городов / В. И. Смирнов, B.C. Кожевников, Г. М. Гаврилов // Ленинград: Строй-издат, 1981.-С. 168.
- Солонин С.В. Вариационная задача о минимальном загрязнении окружающей среды воздушным транспортом / С. В. Солонин, B.C. Ершова, В. Н. Киселев, С. И. Мазовер // «Авиационная и космическая метеорология», ЛГМИ, 1979.-С. 166.
- Страхов Л.Н. Средства аэродромно-технического обеспечения полетов / Л. Н. Страхов. Москва: Военниздат МО СССР, 1980. — С. 319.
- Тродский В.З. Таблицы планов эксперимента для факторных и полиномиальных моделей / В. З. Тродский, Л. И. Тродский, Т. И. Голикова // Справочное пособие. Москва: Металлургия, 1982. — С. 752.
- Томас О. Дороги и окружающая среда: опыт США / О. Томас // Дорожная экология XXI века: Труды международного научно-практи-ческого симпозиума. ВГАСУ. Воронеж: 2000. — С. 356.
- Торочешников Н.С. Техника защиты окружающей среды / Н.С. То-рочешников, А. И. Родионов, Н. В Кельцев, В. Н. Клушин // Учебное пособие для вузов. Москва: Химия, 1981. — С. 368.
- Тригони В.Е. Струйная эрозия аэродромов / В. Е. Тригонин // -Москва: Транспорт, 1981. С. 248.
- Уорк К. Загрязнение воздуха: источники контроля / К. Уорк, С. Уорнер // Москва: Мир, 1980. — С. 539.
- Федеральная целевая комплексна «научно-техническа» программа «Экологическая безопасность России», Спец. выпуск экологической газеты «За зеленый мир», 1993. С. 3- 14.
- Шевчук И.А. Повторяемость метеорологических условий, способствующих увеличению загрязнения приземного слоя атмосферы / И. А. Шевчук, Л. И. Введенская, Т. Г. Володневич // Труды Новосибирского регионального ГМУ, 1969.-С. 23−29.
- Шерман В. Защита внешней среды от токсичных веществ, выделяемых двигателями автотранспорта / В. Шерман // Москва: Автомобильный транспорт. 1975. — С. 164.
- Цунко Н.И. Аэродромы и экология / Н. И. Цунко // Авиация и космонавтика. Москва: № 7, 1993. — С. 16−19.
- Шнайдман В.А. Моделирование пограничного слоя и макротурбу-лентного обмена в атмосфере / В. А. Шнайдман, О. В. Фоскарине // Ленинград: Гидрометеоиздат, 1990. — С. 212.
- Щетинина В.А. Экологические аспекты автомобильного транспорта / В. А. Щетинина, В. Б. Беляев, С. В. Архипов // Красноярск, 1990. — С. 190.
- Щитник К.М. Экология и экономика / Щитник К. М // Киев: Нау-кова Думка, 1986.-С. 174.
- Якубовский Ю.А. Автомобильный транспорт и защита окружающей среды / Ю. А. Якубовский // Москва: Транспорт, 1979. — С. 199.
- Alloway В.J., Ayres D.C. Chemical Principles of Environmental Pollution. —Glasgow: Blackie Academic & Professional, 1994. P. 291.
- Elsom D.M. Atmospheric Pollution. A Global Problem (2nd edition). -Oxford: Blackwell Publishers, 1995. P. 422.
- Manahan S.E. Environmental Chemistry. NY: Lewis Publishers, 1994. — P. 789.
- Barrett M Aircraft, and the global environment. «World Aerosp. Technol' 92: Int. Rev. Aerosp. Des. And Dev.» London, 1992. — P. 32−37.
- Barrett M Aircraft pollution. Environmental impacts and future solutions. WWF Research Paper, 1991. P. 110.
- International Air Transport Association. Air Traneport Action Group (ATAG). Environmental Taskek Force (ETAF). Air transport and the environment. Geneva, 1992.-P. 24.
- International Civil Aviation Organization. Committee on Aviation Environmental Protection (CAEP). Environmental activity within ICAO. Information paper CAEP / 2-WP / 73, 1991.-P. 16.
- Mortimer L.E. Ambitious programme of future work to be undertaken by CAEP // ICAO Journal., 1992, 47,№ 8. P.26.