Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Искусство музыкального авангарда как структурный компонент учебно-воспитательного процесса: На материале музыкальных занятий в рамках художественно-эстетических дисциплин

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Искусство музыкального авангарда должно изучаться в тесной связи с творчеством живописцев (В. Кандинский, К. Малевич, В. Татлин, П. Филонов и др.), литераторов (В. Хлебников, ранний Маяковский, А. Крученых и др.). Педагогу-музыканту на занятиях следует исходить из того факта, что, во-первых, творения названных мастеров представляли собой различные ипостаси того мироощущения, той художественной… Читать ещё >

Содержание

Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования и развития музыкально-эстетического сознания учащихся. Искусство русского музыкального авангарда в целостной структуре учебно-образовательного процесса.

§ 1. Формирование художественно-эстетического сознания: Л историко-педагогический аспект

§ 2. Музыкальное сознание как специфическая разновидность художественно-эстетического сознания

§ 3. К вопросу о синергетическом воздействии на художественноэстетическое (музыкальное) сознание учащегося

§ 4. Искусство авангарда как отражение, метафора психологического континуума современного человека

§ 5. Приобщение учащихся к искусству русского музыкального авангарда. Основные компоненты методики учебно-воспитательной работы

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование путей и способов приобщения учащихся к искусству русского музыкального авангарда

§ 1. Анкетирование и собеседование в ходе констатирующего этапа эксперимента

§ 2. Педагогическое наблюдение в ходе обучающего формирующего) эксперимента

§ 3. Заключительный этап формирующего педагогического эксперимента

Искусство музыкального авангарда как структурный компонент учебно-воспитательного процесса: На материале музыкальных занятий в рамках художественно-эстетических дисциплин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общественно-политические и социокультурные катаклизмы в России последнего десятилетия, а также информационно-электронная революция второй половины XX столетия, — все это (и многое другое) повлекло за собой серьезные изменения в отечественной педагогике, ее теории и практике. На повестку дня стал вопрос совершенствования содержания образования в различных его звеньях, блоках и структурных элементахочевидной стала необходимость модернизации концептуально-методологических подходов к процессу обучения. Сказанное в полной мере касается и дисциплин художественно-эстетического цикла. На сегодняшний день можно констатировать, что практика преподавания этих дисциплин зачастую отстает от требований времени. Причины тому и в определенном педагогическом консерватизме, на который указывается многими ведущими отечественными специалистами, и в известной культурно-идеологической «априорности», отличавшей нашу учебно-образовательную систему на протяжении десятилетий. Есть основания утверждать к тому же, что в массовой практике преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла не учитываются в полной мере те серьезные изменения ментальности российской молодежи, изменения во взглядах, вкусах, мотивационно-аксиологических ориентирах, жизненных позициях и т. д., которые произошли на рубеже XX — XXI вв.

В последнее время в учебные планы и программы средних и высших учебных заведений страны вводятся различные художественно-эстетические курсы, стратегической целью которых по замыслу их инициаторов, является формирование всесторонне развитого эстетического сознания учащихся. Однако, утверждать, что эти цели достигаются в полном объеме, к сожалению, нельзя. В этой связи необходимо обратить внимание на одно принципиально важное обстоятельство.

В ходе занятий учащиеся, в силу ряда объективных и субъективных причин, охватывают далеко не в полном объеме явления мировой художественной культуры. Вне поля зрения многих культурологов — учителей, лекторов, составителей учебных планов и программ — остается искусство так называемого «авангарда». Само название этого искусства («авангард») весьма расплывчато, условно, неопределенно, однако, если следовать утвердившейся в отечественной культурологии традиции, к авангарду в русском искусстве следует относить творчество таких мастеров как В. Кандинский, К Малевич, В. Татлин, П. Филонов, Н. Рославец, М. Матюшин, А. Лурье, А. Мосолов, В. Хлебников, А. Крученых, братья Бурлюки и др.

В диссертации констатируется тот факт, что творчество названных мастеров всегда вызывало к себе сложное неоднозначное отношение, служило предметом острых дискуссийэзотерическое (тайное, скрытое, предназначенное лишь для «посвященных») содержание творений авангардистов, подчеркнутая элитарность их художественно-эстетических ориентаций действительно давала основания для различных, подчас противоречивых оценок и мнений. Одновременно в исследовании подчеркивается, что вне зависимости от субъективного отношения к искусству авангарда игнорировать его, исключать из учебно-образовательного процесса было бы принципиально неверным. Во-первых, творчество авангардистов (живописцев, музыкантов, литераторов, деятелей театра и др.) доказало в целом свою историческую значимость. Большинство ученых (искусствоведов, культурологов, историков) сходятся на том, что авангард является стилем XX века, во многом предопределившим основные тенденции современного искусства. Во-вторых, задача формирования всесторонне развитого художественно-эстетического сознания учащегося не получит своего оптимального решения, если те или иные периоды (стадии) в истории мировой культуры будут по различным соображениям обходиться стороной в процессе занятий, либо получать субъективистски искаженное толкование. В третьих, реальные связи и взаимные проекции явлений и феноменов художественной культуры, их преемственность в отношении друг друга, их стилевые контакты и т. д. — все это должно постигаться в иерархически структурированной целостности при изучении таких курсов как «история музыки» или «мировая художественная культура». В противном случае эти курсы будут носить фрагментарный, дисперсный характер, что неприемлемо с дидактической точки зрения. В настоящее время нередко именно так и происходит, указывается в диссертации. Одна из причин заключается в том, что искусство «авангарда» как особый, специфический компонент содержания художественно-эстетического воспитания и образования до настоящего времени специально не рассматривался (исследования, проводившиеся искусствоведами, сориентированы в ином направлении) — не анализировались в педагогическом ракурсе приемы и способы освоения творчества авангардистов применительно к блоку музыкальных дисциплин, равно как и к курсу «Мировая художественная культура» для общеобразовательных школ, лицеев, колледжей, а также высших учебных заведений. Отсюда — АКТУАЛЬНОСТЬ настоящего диссертационного труда.

Его ЦЕЛЬ — выявить роль и значение изучения искусства русского «авангарда» в процессе формирования общего культурного кругозора и художественно-эстетического сознания современного учащегосяобосновать педагогическую необходимость включения материалов, относящихся к искусству «авангарда» в содержание художественно-эстетического образования, в частности, его музыкального сектора.

ОБЪЕКТ исследования — учебно-воспитательный процесс, осуществляющийся в различных его ипостасях (разновидностях) как в рамках специализированных музыкальных занятий, так и в ходе изучения курса «Мировая художественная культура» в средних общеобразовательных и высших учебных заведениях.

ПРЕДМЕТ исследования — содержание, формы и методы художественно-воспитательной и художественно-образовательной работы с учащимися старших классов общеобразовательных школ (лицеев, колледжей, гимназий и др.), а также со студентами средних специальных и высших учебных заведенийпути и способы приобщения учащихся к творчеству композиторов XX века, относящихся или близких к течениям авангардизма.

ЗАДАЧИ исследования:

— обозначить место и роль искусства русского авангарда в целостной системе музыкально-эстетического воспитания и образования на современном этапе;

— определить педагогические условия, способствующие адекватному восприятию и усвоению учащимися произведений авангардного направления на музыкальных занятиях в рамках дисциплин художественно-эстетического цикла, в частности, в курсе «Мировая художественная культура» в средних и высших учебных заведениях;

— раскрыть и теоретически обосновать содержание структурного компонента, который, будучи непосредственно связанным, с музыкой композиторов так называемого авангардистского направления, входит в систему знаний, приобретаемых учащимися на соответствующих занятиях;

— отработать и предложить педагогам-практикам конкретные приемы и способы учебной работы на музыкальных занятиях, способствующие эффективному усвоению специальных знаний, связанных с русской музыкальной культурой начала XX столетия, а также инициирующие адекватные эмоциональные реакции на искусство отечественного музыкального «авангарда» в его лучших образцах;

— проверить целесообразность и обоснованность содержащихся в диссертации практических (методических) рекомендаций в ходе опытно-экспериментальной работы.

В качестве ГИПОТЕЗЫ исследования выдвигаются следующие положения:

1. Специальные знания и аксиологические отношения, связанные с искусством русского музыкального авангарда (независимо от «модуса» и характера этих отношений), являются важным компонентом художественно-эстетического сознания современного человека.

2. Эмоционально-образная сфера искусства русского авангарда, даже с учетом исторической дистанции, отделяющей это искусство от настоящего времени, может рассматриваться как своего рода художественная метафора, отображающая в особой специфической форме мироощущения и психологический тонус современного человека.

3. Только понимание учащимися историко-генетических истоков и идейно-художественных стимулов искусства русского авангарда в целом способно обеспечить адекватное восприятие этого искусства в его лучших музыкальных образцах («Скифская сюита» С. Прокофьева, фортепианные «Афоризмы» и опера «Нос» Д. Шостаковича, «Весна священная» И. Стравинского и др.). Сказанное может быть отнесено также к живописным полотнам В. Кандинского, К. Малевича, В. Татлина, П. Филонова, литературному творчеству молодого В. Маяковского, В. Хлебникова, А. Крученых, И. Северянина и др. *.

4. Можно предположить, что синергетическое (совместное, комплексное) воздействие разных видов искусств, принадлежащих к одной эпохе, одному художественному направлению облегчает восприятие и понимание учащимися каждого их этих искусств. Сказанное в полной мере относится и к так называемому авангардному искусству. Живопись В. Кандинского, К. Малевича и др., ранние опусы В. Маяковского, В. Хлебникова, А. Крученых и др. создают в художественно-эстетическом сознании учащихся определенную стилевую доминанту, облегчающую восприятие сочинений С. Прокофьева, Д. Шостаковича, И. Стравинского и других русских музыкантов начала прошлого века, воспринявших авангардную эстетику.

В ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАХ исследования нашли отражение: а) философские аспекты проблемы формирования эстетического сознания личности, запечатленные в трудах западноевропейских.

А. Баумгартен, И. Кант, Г. Гегель, X. Ортега-и-Гассет, А. Швейцер и др.) и российских (П.В. Анненков, H.A. Бердяев, С. Н. Булгаков, B.C. Соловьев, П. А. Флоренский и др.) философовискусствоведческие работы, посвященные искусству русского авангарда (Д.В. Сарабьянов, B.C. Турчин и др.) — б) концепции содержания учебно-образовательного процесса, отработанные в исследованиях отечественных дидактов (B.C. Леднев, В. В. Краевский, М. Н. Скаткин, И. Я. Лер. нер и др.) — в) теории форм и методов обучения, утвердившиеся в российской педагогике второй половины XX в. (Ю.К. Бабанский, И. Т. Огородников, А. Т. Дмитриев, М. И. Махмутов, Г. И. Щукина и др.) — концептуальные положения, содержащиеся в трудах М. С. Кагана, B.C. Кузина, Л. Г. Арчажниковой, Т. С. Комаровой, Л. А. Рапацкой, М. Г. Плоховой, Т. И. Баклановой, Н. И. Киященко, Н. Л. Лейзерова, E.H. Шапинской, A.B. Богдановой — положения, направленные на совершенствование процесса формирования эстетического сознания у современной учащейся молодежи. Автор настоящего исследования опирался также на ряд общедидактических и музыкально-педагогических положений, относящихся к практике учебно-воспитательной работы в современных учебных заведениях культуры и искусства (A.B. Малинковская, Л. Г. Арчажникова, Э. Б. Абдуллин Б.Д. Критский, Е. А. Леванова, Е. В. Николаева, А. Н. Малюков, Е. И. Максимов, В. И. Петрушин, О. П. Радынова, Г. П. Стулова, Г. М. Цыпин и др.).

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ включали в себя:

— теоретический анализ научной литературы (педагогика, психология, музыкознание, философия, эстетика, культурология, искусствоведение и др.);

— обобщение передрвого педагогического опыта в области преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла, прежде всего, музыкальных дисциплин (на материале учебной работы в средних и высших учебных заведениях) — обобщение и ретроспективный анализ личного педагогического опыта автора диссертациииспользование комплекса методов эмпирического уровняпедагогических наблюдений, собеседований, анкетирования и др. в рамках констатирующих и формирующих (обучающих) экспериментов.

НОВИЗНА диссертационного труда:

1. Исследовано в педагогическом ракурсе искусство русского авангарда первой трети XX в.

2. Определены педагогические условия, способствующие восприятию и ассимиляции в сознании учащихся ранних сочинений С. Прокофьева, Д. Шостаковича, И. Стравинского, а также мастеров русского музыкального авангарда.

3. Предложена психолого-педагогическая дефиниция понятия «художественно-эстетическое (музыкальное) сознание личности" — уточнены основные содержательные компоненты этого понятия в контексте современных социокультурных процессов.

4. Определены педагогические подходы, основанные на совместном, синергетическом воздействии на художественно-эстетическое, сознание учащихся произведений русских композиторов (С. Прокофьев, Д. Шостакович, И. Стравинский и др.), живописцев (В. Кандинский, К. Малевич, П. Филонов и др.), литераторов (В. Хлебников, ранний В. Маяковский, А. Крученых и др.), принадлежавших к одной эпохе, объединенных сопричастностью к тому широкому и многообразному спектру художественных явлений, который получил наименование русского авангарда.

5. Отработаны и проверены в экспериментальных условиях формы и методы учебно-воспитательной работы на музыкальных занятиях, направленные на: а) адекватное восприятие и приобщение учащихся к нетрадиционным образцам отечественной культуры первой трети XX в.- б) ассимиляцию в сознании современной молодежи эстетических принципов русского художественного авангарда в его лучших образцах.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования:

1. Определена педагогическая трактовка искусства русского музыкального авангарда как принципиально важного компонента в целостном процессе эволюции отечественной художественной культуры минувшего столетия.

2. Получены данные, позволяющие интенсифицировать развитие художественно-эстетического (в частности, музыкально-эстетического) сознания учащихся в ходе музыкальных занятий дисциплин художественно-эстетического цикла, в частности, в процессе освоения курса «Мировая художественная культура».

3. Обосновано теоретическое положение об особой эффективности синергетического воздействия музыки, живописи и литературы при освоении учащимися наиболее трудных участков исторического пути, пройденного русской художественной культурой в предыдущем столетии.

4. Изучены внутренние, сущностные связи и перекрестные влияния между различными художественными явлениями и феноменами, игравшими принципиально важную роль в русской культуре первой трети XX в.

5. Выявлены на теоретическом уровне противоречия между содержанием и формами учебно-воспитательной работы, необходимой для формирования и развития художественно-эстетического сознания учащихся-музыкантов и слушателей курса МХК, — и существующими «де факто» педагогическими подходами к решению данной проблемыопределены генетические истоки этих противоречий, их сущность, характер и формы проявления.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования в том, что а) определены и проверены теоретико-методологические положения и рекомендации, повышающие эффективность учебно-воспитательной работы при освоении учащимися материалов, связанных с искусством русского авангарда первой трети XX в.- б) даны конкретные установки по применению и продуктивному использованию на практике педагогических «технологий» современных научно-обоснованных методик), связанных с освоением сложных явлений и феноменов мировой художественной культурыв) созданы необходимые предпосылки для совершенствования ныне действующих программ по курсам «История музыки», «Мировая художественная культура» и др.

Результаты настоящего исследования внедрены в практику учебно-воспитательной работы и применяются в ходе индивидуальных и групповых занятий в ряде общеобразовательных и высших учебных заведений (Самара, Москва, Тамбов и др.) — при изучении школьниками и студентами курса «Мировая художественная культура».

ДОСТОВЕРНОСТЬ результатов настоящей работы обеспечена применением комплекса методов исследования, адекватных объекту, предмету, целям и задачам, поставленным автором данного труда. В процессе историко-теоретического анализа «проблемы был использован широкий круг научно-литературных источников, связанных с различными отраслями гуманитарного знания. Исследование осуществлялось на основе системного подхода, что обусловило рассмотрение художественной культуры русского авангарда как сложной системы эстетических взглядов, принципов, концепций, творческих позиций и др., принадлежавших представителям различных видов искусства, которые действовали в определенном социокультурном и временном контексте. НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

1. Освоение художественно-стилевого пространства, связанного с искусством так называемого музыкального авангарда, является одной из важных задач, стоящих перед преподавателями художественно-эстетических дисциплин, включающих музыкальные занятия в учебных заведениях среднего и высшего звена. Ознакомление с эстетикой и лучшими образцами русского художественного авангарда необходимо в интересах расширения и обогащения художественно-эстетических представлений учащихся. Не может считаться сформированным и всесторонне развитым эстетическое сознание современного человека, если в нем не нашли отражение наиболее значительные явления отечественной музыкальной культуры начала XX столетия, не определены аксиологические отношения и критерии, связанные с этой культурой, не выработано адекватное восприятие ее.

2. Восприятие творчества выдающихся мастеров второй половины XX столетия (А. Шнитке, С. Губайдулиной, Э. Денисова и др.) будет затруднено, а в ряде случаев и невозможно в обход музыкальной культуры русского авангарда первой трети прошлого века, при недостаточно глубоком ознакомлении с этой культурой. Русский художественный авангард, выступивший в свое время как особое направление в творческой деятельности музыкантов, живописцев, поэтов, мастеров театра и др., является принципиально важным звеном в цепи сложных метаморфоз, характеризующих художественно-стилевые процессы в искусстве XX столетия. Исходя из этого факта, должно определяться содержание курсов истории музыки, мировой художественной культуры и др., входящих в планы и программы учебных заведений среднего и высшего звена.

3. Музыкальное сознание учащегося, шире — его художественно-эстетическое сознание как особая, открытая миру духовная субстанция, развивается и прогрессирует при условии восприятия и усвоения эстетической информации, превышающей наличный уровень знаний и эстетических отношений данного учащегося. Субъект учебно-образовательного процесса должен быть изначально («априори») сориентирован педагогом на восприятие нового, незнакомого как непременное условие его культурного роста, духовной эволюции. Преодоление штампов и стереотипов во вкусовых пристрастиях учащихся должно выступать одним из ключевых моментов в деятельности преподавателя художественно-эстетических дисциплин. Именно ригидность, инерционность музыкального мышления является одной из причин, препятствующих адекватному восприятию лучших образцов русского музыкального авангарда начала прошлого столетия.

Установка на освоение нового, ранее незнакомого учащемуся должно стать одной из доминант в процессе изучения курса «Мировая художественная культура». Именно такая установка создает необходимые психолого-педагогические предпосылки для постоянного обновления, преобразования структуры художественно-эстетического идеала.

4. Авангард в русской музыке первой трети XX века являет собой широкий спектр имен, явлений, художественных феноменов — от экспериментаторских опусов А. Мосолова и Н. Рославца до ранних сочинений И. Стравинского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича. Общим для авангарда как художественного течения стала социально-психологическая среда, обусловившая в начале XX в. определенные умонастроения, «ментальность» людей искусства. На этих умонастроениях и ментальных основаниях не могли не отразиться бурные общественно-политические катаклизмы начала века, потрясшие европейское общество. Резко усилившаяся динамика научно-технического прогрессаурбанизация как феномен культуры, отложивший отпечаток не только на архитектуру, но и на стиль жизни людей, их художественное мышлениекрайний радикализм в поисках средств художественной выразительности, приводивший к нарочитому, подчеркнутому разрыву с традициямиинтерес людей искусства (музыкантов, живописцев, литераторов) к мифологии, а с другой стороны, к космологии, к метафизическим началам, к тематике, связанной с космосом, — все это в совокупности определило генетические истоки авангардизма, отразилось на его эстетике.

5. Искусство музыкального авангарда должно изучаться в тесной связи с творчеством живописцев (В. Кандинский, К. Малевич, В. Татлин, П. Филонов и др.), литераторов (В. Хлебников, ранний Маяковский, А. Крученых и др.). Педагогу-музыканту на занятиях следует исходить из того факта, что, во-первых, творения названных мастеров представляли собой различные ипостаси того мироощущения, той художественной ментальности, которая была характерна для данного времени, во-вторых, что окружавшая авангардистов действительность и их восприятие этой действительности не могли быть всесторонне и полностью отражены средствами одного искусства. Сказанное означает, что принцип художественного синтеза должен выступать не только как искусствоведческий, но и как методологический принцип педагогики (в частности, музыкальной), предписывающий комплексное, синергетическое воздействие искусства авангарда на учащихся, усиливающий это воздействие, повышающий его «коэффициент полезного действия». Тогда ознакомление в ходе музыкальных занятий с характерными чертами и особенностями отечественной музыкальной культуры первой трети XX столетия создает необходимые психолого-педагогические условия для углубления и интенсификации герменевтических процессов, относящихся к искусству русского театра, живописи, поэзии указанного времени. Существует и вполне реально проявляет себя, одновременно, и обратная закономерность, что должно приниматься во внимание при отработке методологии и методики преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла.

АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ результатов исследования происходили: 1) в ходе выступлений автора на международных (Самара 2000 г., Москва 2001 г., Самара 2002 г.) научно-практических конференциях- 2) в процессе лекционной и семинарской работы автора с учителями, ведущими курс «Мировая художественна культура» в общеобразовательных школах г. Самара (на базе Самарского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования) — 3) посредством публикации статей и тезисов по теме исследования- 4) в ходе проведения опытно-экспериментальной работы на базе отдела эстетического образования Самарского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования, а также в рамках учебно-воспитательного процесса на музыкальных факультетах Московского педагогического университета, Самарского государственного педагогического университета. (1999;2001 г. г.).

Структура диссертационной работы включает введение, две главы, восемь параграфов, заключение, список использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Адекватное восприятие художественно-стилевого пространства, связанного с искусством русского музыкального авангарда, на основе специальных знаний и сформированных аксиологических отношений является важным компонентом всесторонне развитого художественно-эстетического (музыкального) сознания современного человека. Соответственно, освоение русской музыкальной культуры начала XX века, связанной с эстетикой авангарда, является одной из важных задач, стоящих перед преподавателями художественно-эстетических дисциплин, включающих музыкальные занятия в учебных заведениях среднего и высшего звена.

2. В результате проведенного исследования подтверждено, что русский авангард как особое направление в творческой деятельности музыкантов, живописцев, поэтов, мастеров театра и др., является принципиально важным звеном в цепи сложных метаморфоз, характеризующих художественно-стилевые процессы в искусстве XX столетия. При этом в исследовании доказано, что понимание учащимися историко-генетических истоков и идейно-художественных детерминант эстетики авангарда обеспечивает адекватное восприятие произведений этого направления в его лучших образцах. Исходя из этого, должно определяться содержание курсов истории музыки, мировой художественной культуры и др., входящих в планы и программы учебных заведений среднего и высшего звена.

3. В исследовании обосновано, что эстетическая эмоционально-образная сфера искусства русского авангарда, отражающая бурную динамику общественно-политических, исторических, научно-технических, социальных и культурных преобразований начала XX века, отложивших отпечаток на художественное мышление людей, выразившееся в крайнем радикализме в поисках средств художественной выразительности, приводившем к нарочитому разрыву с традициями, в выраженном интересе людей искусства к космологии, космогонии, к метафизическим началам — даже с учетом исторической дистанции, отделяющейэто искусство от настоящего времени, может рассматриваться как своего рода художественная метафора, отображающая в особой специфической форме мироощущение и психологический континуум современного человека.

4. Музыкальное сознание учащегося, выступающее качественной характеристикой музыкальной деятельности, отражающей отношение личности к музыкальной практике и реализующейся в способности к восприятию, познанию музыкального искусства в конкретно-исторических условиях, шире — его художественно-эстетическое сознание как особый индивидуально-личностный, но при этом открытый миру континуум развивается и прогрессирует при условии восприятия и усвоения эстетической информации, превышающей наличный уровень знаний и эстетических отношений данного учащегося. В исследовании доказано, что субъект учебно-образовательного процесса, изначально сориентированный педагогом на восприятие нового, незнакомого, не встречавшегося ранее в его эстетическом опыте, в результате адекватного восприятия музыкально-эстетического объекта, непременно проявляет повышение уровня художественно-эстетического (музыкального) сознания, духовной эволюции в целом. В этой связи, преодоление стереотипов во вкусовых пристрастиях учащихся должно выступать одним из ключевых моментов в деятельности преподавателя художественно-эстетических дисциплин, так как именно ригидность, инерционность музыкального мышления является одной из причин, препятствующих адекватному восприятию лучших образцов русского музыкального авангарда начала прошлого столетия.

5. В диссертации раскрыто и теоретически обосновано содержание структурного компонента, который, будучи непосредственно связанным, с музыкой композиторов так называемого авангардистского направления, входит в систему знаний, приобретаемых учащимися на соответствующих занятиях.

6. Автором исследования доказано, что синергетическое (совместное, комплексное) освоение произведений разных видов искусства, принадлежащих авангардному направлению, в ходе музыкальных занятий создает в художественно-эстетическом сознании учащихся определенную стилевую доминанту, облегчающую восприятие и понимание учащимися сочинений выдающихся русских музыкантов начала прошлого века, а также необходимые психолого-педагогические условия для углубления и интенсификации герменевтических процессов, относящихся к искусству русского театра, живописи, поэзии указанного стилевого направления и периода. Педагогу-музыканту на занятиях следует исходить из того факта, что, во-первых, творения А. Мосолова, Н. Рославца, М. Матюшина и других музыкантов-экспериментаторов, ранние сочинения И. Стравинского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, живопись В. Кандинского, К. Малевича, В. Татлина, П. Филонова, поэзия В. Хлебникова, В. Маяковского, А Крученых, братьев Бурлюков и др. представляли собой различные ипостаси того мироощущения, той художественной ментальности, которая характерна для данного времени, во-вторых, что окружавшая художников-авангардистов действительность и их восприятие ее не могли быть всесторонне и полностью отражены средствами одного вида искусства. Сказанное означает, что принцип художественного синтеза должен выступать не только как искусствоведческий принцип, но и как методологический принцип музыкальной педагогики, предписывающий комплексное, синергетическое воздействие искусства авангарда на учащихся, что в значительной мере интенсифицирует процессы освоения и понимания данного музыкально-стилевого направления в искусстве.

7. В рамках настоящего исследования разработаны, внедрены в практику и проверены конкретные дидактические и методические рекомендации по организации учебной работы на музыкальных занятиях, способствующие адекватному восприятию, эффективному усвоению специальных знаний, связанных с искусством отечественного музыкального авангарда в его лучших образцах, расширению герменевтического пространства, относящегося русскому авангардному искусству в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Монографии и статьи
  2. Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя /Э. Б. Абдуллин. — М.: Просвещение, 1983. 111 с.
  3. Т.Г. Эстетическое воспитание в школе /Т. Г. Аболина, Н. Е. Миропольская. Киев: Изд-во Киев, ун-та, 1987. — 93 с.
  4. С. 3. Гармония — цель — гармония: Художественное сознание в зеркале притчи /С. 3. Агранович, И. В. Саморукова. — М.: Медунар. ин-т семьи и собственности, 1997. — 132 с.
  5. Н. Художественная теория русского авангарда (К проблеме языка искусств) /Н. Адаскина // Вопр. искусствознания. 1993. — № 1. — С. 20 — 31
  6. Ю. Художественное образование: новейшие технологии /Ю. Азаров // Высшее образование В России. 2000. — № 1. — С. 85−87
  7. Э. На путях исследования музыкальных вкусов /В. Волков, Г. Головинский, Г. Зараковский // Сов. музыка. — 1973. № 1. — С. 59 — 69.
  8. Античная музыкальная эстетика. М.: Музгиз, 1960. — 304 с.
  9. JI. Г. Методика музыкального воспитания /Л. Г. Арчажникова. — М.: МГЗПИ, 1990.-'50 с.
  10. В. И. Синергетическое познание в контексте проблемы единства двух культур /В.И. Аршинов // Высшее образование в России. 1994. — № 4. -С. 13 — 16
  11. . В. Книга о Стравинском /Б. В. Асафьев. Л.: Музыка, 1977.1. N ¦277 с.
  12. . В. Музыкальная форма как процесс /Б. В. Асафьев. Л.: Музгиз, 1963.-378 с.
  13. . В. О музыке XX века /Б. В. Асафьев. Л.: Музыка, 1982. — 199 с.
  14. Г. А. О психологических особенностях художественного сознания / Г. А. Базеян // Вопр. психологии. 2001. — № 4. — С. 81−90
  15. Белякаева-Казанская Л. В. Эхо серебряного века: Малоизвестные страницыпетерб. культуры первой трети XX в. /Л.В. Белякаева-Казанская. — СПб.: Канон, 1998.-302 с.
  16. Н.Б. Психолого-педагогическая специфика художественного образования школьников/Н. Б. Берхин //Педагогика. 1995. — № 2 — С. 42−45
  17. Беседа с С. С. Прокофьевым 1948. Из архива Н. В. Реформатской //
  18. М. Мифы русского авангарда в полемике поколений (От Малевича до Кабакова) /М. Бессонова // Вопр. искусствознания. 1993. -№ 1.-С. 69−79
  19. Е. «Предметное умозрение» (К вопросу о визуальном образе текста в кубофутуристической эстетике) /Е. Бобринская // Вопр. искусствознания. — 1993. — № 1. — С. 31 — 49
  20. В.Г. Концепция естественно-научного образования гуманитариев: эволюционно-синергетический подход /В.Г. Буданов // Высшее образование в России. 1994. — № 4. — С. 16 — 21
  21. В. В. Изобразительное искусство и музыка: Очерки /В. В. Ванслов. 2-е изд. — Л.: Художник РСФСР, 1983. — 233 с.
  22. В. Г. Синергетика в школе /В. Г. Виненко // Педагогика. — 1997.2.-С. 55−60.
  23. Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры /Е. В. Волкова. М.: Искусство, 1988. — 239 с.
  24. Л.С. Психология искусства /Л.С.Выготский. 5-е изд.— М.: Лабиринт, 1997.-415 с.
  25. Г. В. Ф. Эстетика. В 4 т. /Г. В. Гегель. М.: Искусство, 1968. — 312 с. ^ 26. Глезер А. Современное русское искусство /А. Глезер. — М.: Париж- Нью
  26. Йорк: Третья волна, 1993. 527 с.
  27. Т. Малевич и метафизическая живопись /Т. Горячева // Вопр. искусствознания. 1993. — № 1. — С. 49 — 60
  28. Н. Познание сложного /Н. Грегуар, И. Пригожин. — М.: Мир, 1990. -342 с.
  29. Гуманизация и гуманитаризация образования: теория, концепции, опыт. — Самара: СамГПУ, 1997. -271 с.
  30. В. А. Как учить детей понимать изобразительное искусство: Очерки психологии порождения смысла произведений живописи и графики /В. А. Гуружалов. -М.: Мы и мир, 1999. 105 с.
  31. Н. Эстетика анархии в теории раннего русского авангарда /Н. Гурьянова // Вопр. Искусствознания. 1996. — № 2. — С. 390 — 404
  32. Е. Русское искусство XX века /Е. Деготь. — М.: Трилистник, 2000. -224 с.
  33. И. О содержании и психологической структуре эстетических чувств /И.О. Джидарьян // Эстетика и жизнь. 1973. — № 2. — С.117- 121
  34. Дидактика средней школы /Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
  35. Э. Авангардизм в художественной культуре XX века /Э. Дмитриева. Самара: Изд. СГПУ, 1996. — 80 с.
  36. И. С. • Синергетика: становление нелинейного мышления /И.С. Добронравова. Киев: Лыбидь, 1990. — 147 с.
  37. М. Игорь Стравинский /М. Друскин. 3-е изд. — Д.: Сов. композитор, 1982. — 208 с.
  38. П. П. Объединение мастеров Аналитического искусства /П.П. Ефимов // Панорама искусств. Вып. 13. М.: Сов. художник, 1990. -381 с.
  39. Вс. Восток Запад: музыкально-творческий процесс в тоталитарных и посттоталитарных цивилизациях /Вс. Задерацкий // Общественные науки и современность. — 1994. — № 4. — С. 159 — 166
  40. Л. А. Художественное сознание /Л. А. Закс. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1990.- 210 с.
  41. Л. Я. Отражение идей самоорганизации в содержании образования
  42. Л. Я. Зорина // Педагогика. 1996. — № 4. — С. 105 — 109.
  43. В. А. Педагогические аспекты синергетики /В. А. Игнатова // Педагогика. 2001. — № 8. — С. 26 — 30.
  44. Искусство в системе культуры: Сб. ст. /Сост. и ред. М. С. Каган. — Л.: Наука, 1987.-272 с.
  45. Искусство XX века. Государственная Третьяковская галерея. Крымский Вал. М.: Галарт, 2000. — 32 с.
  46. История эстетики: В 5 т. /Гл. ред. М. Ф. Овсянников. — М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1962. 1970.
  47. М.С. Историческая типология художественной культуры: (Пять лекций) /М. С. Каган. Самара: Междунар. ин-т «Открытое общество», Самарский филиал, 1996. — 86 с.
  48. М.С. Морфология искусства /М. С. Каган. Л.: Петрополис, 1972. -414 с.
  49. М.С. Музыка в мире искусств /М. С. Каган. СПб: 1Л, 1996. — 231 с.
  50. М.С. Начала эстетики /М. С. Каган. М.: Искусство, 1964. — 211 с.
  51. М.С. Проблема «Запад-Восток» в культурологии: Взаимодействие художественных культур /М. С. Каган, Е. Г. Хилтухина- Рос. АН, Сиб. отделение, Бурят.науч.центр, Ин-т обществ, наук. М.: Наука, 1994. — 158 с.
  52. М.С. Системный подход и гуманитарное знание /М. С. Каган. JL: ЛГУ, 1991.-383 с.
  53. М.С. Философия культуры /М. С. Каган. СПб: Акад. гуманитарных наук, 1996. — 414 с.
  54. Как развивать художественное восприятие у школьников /Г. Н. Кудина, A.A. Мелик-Пашаев, 3. Н. Новлянская. М.: Знание, 1988. — 79 с.
  55. И. Сочинения: В 6 т. Т. 5 /И. Кант. М.: Мысль, 1966. — 564 с.
  56. И. Неизвестный русский авангард /И. Карасик // Вопр. искусствознания. 1993. — № 1. — С. 209 — 211
  57. Г. Синтез искусств основа содержания предметов эстетического цикла /Г. Кириллова, Е. Яковлева //Искусство в шк. — 1997. -№ 5.-С. 44−45.
  58. М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках /М. В. Кларин. М.: Арена, 1994. — 222 с.
  59. И. Культурологическая подготовка социального педагога /И. Климантович //Воспитание школьников 2002. — № 4. — С. 50−52.
  60. Е. Н. Синергетика как средство интеграции естественно-научного и гуманитарного образования /Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов //Высшее образование в России. 1994. — № 4. — С. 31 — 36.
  61. Г. Авангард 1910 1920-х годов: взаимодействие искусств
  62. Г.Коваленко- По материалам науч. конф., Москва, окт. 1995. // Вопр.
  63. Искусствознания. 1996. — № 2. — С. 605 — 613
  64. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности /И. С. Кон. М.: Просвещение, 1979. — 178 с.
  65. Ю. Познавательная роль музыки /Ю. Кремлев. — М.: Музгиз, 1963. -60 с.
  66. Е. П. Психологическое воздействие искусства /Е. П. Крупник. -М.: Ин-т психологии, 1999. 234 с.
  67. С.Б. ".Ядро, летящее в цель": М. Матюшин и его школа /С.Б. Ласкин // Нева. 1997. — № 9. — С. 161 — 176
  68. Е.А. Технология конструктивного взаимодействия педагога и подростка /Е.А. Леванова. М. — 2002. — 222 с.
  69. Т. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи /Т. Левая. М.: Музыка, 1991. — 164 с.
  70. В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы /В. С. Леднев. -М.: Высш. шк., 1991.-223 с.
  71. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /А. Н. Леонтьев. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  72. И.Я. Проблемное обучение / И. Я. Лернер. М.: Знание, 1974. — 64 с.
  73. . Теория эстетического воспитания школьников /Б Лихачев. — М.: Просвещение, 1985. 175 с.
  74. Л. А. Симфонии Д. Д. Шостаковича /Л. А. Мазель. — М.: Сов. композитор, 1960.- 151 с.
  75. Л. А. Этюды о Шостаковиче /Л. А. Мазель. М.: Сов. композитор, 1986.- 174 с.
  76. Мазель J1. О природе и средствах музыки /Л. Мазель. М.: Музыка, 1991. -80 с.
  77. Л.В. Сумбур вместо музыки: Сталинская культурная «революция 1936 1938 /Л.В. Максименков. — М.: Юрид. кн., 1997. — 312 с.
  78. И.В. Социодинамика художественного сознания /И. В. Малышев, Г. В. Рыбинцева. Ростов: Издательство РГПУ, 1992. — 168 с.
  79. А. Н. Психология переживания и художественное развитие личности: Науч.-метод. Пособие /А. Н. Малюков. Дубна: Феникс, 1999. -250 с.
  80. Ю. Павел Филонов /Ю. Маркин. М.: Изобразительное искусство, 1995.-46 с.
  81. К. Сочинения: В 50 т. Т. 3 /К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. — М.: Госполитиздат, 1955. — 630 с.
  82. С. История музыкальной эстетики: В 2 т. /С. Маркус.- М.: Музыка, 1959- 1968.
  83. Н. Кандинский и русская романтическая традиция /Н. Масалин // Вопросы искусствознания. 1993. — № 1. — С. 60 — 69
  84. В. В. Синергетический подход в педагогическом процессе /В.В. Маткин // Нач. шк. 2001. — № 7. — С. 97−98
  85. В. Музыкально-эстетическое воспитание личности /В. Матонис. -Л.: Музыка, 1988.- 86 с.
  86. В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки /В. В. Медушевский. М.: Музыка, 1976. -254 с.
  87. Методологические аспекты материалистической диалектики. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. — 196 с.
  88. А. В. Некоторые мотивы музыкального авангардизма /A.B. Михайлов // Искусство и общество. М.: Наука, 1978. — 224 с.
  89. Мосолов A.B.: Ст. и воспоминания /Сост. Мешко H.K. — М.: Сов. Композитор, 1986. 207 с.
  90. А.П. Самовоспитание вкуса /А. П. Мохонько. Кемерово: Кузбасвузиздат, 1992. — 142 с.
  91. Музыка из бывшего СССР: Сб. ст. Вып. 1. М.: Сов. композитор, 1994. -297 с.
  92. Музыка: творчество, исполнение, восприятие: Сб. науч. тр. М.: МГК, 1992. -150 с.
  93. Музыкальная деятельность и музыкально-эстетическая культура: Вопросы формирования профессиональной культуры учителя музыки: Межвуз. сб. науч. тр. /Отв. ред. Тельчарова Владимир: ВГПИ, 1990. -149 с.
  94. Музыкальная культура и личность: Вопросы подготовки учителя музыки: Межвуз. сб. науч. тр. /Отв. ред. Тельчарова. Владимир: ВГПИ, 1987. — 91 с.
  95. Музыкальная педагогика в идеях и лицах: Сб. ст. /Ред. А. Я. Селицкий. -Ростов-на-Дону: РГК, 1992. 205 с.
  96. Музыкальное воспитание в школе. Вып.11.Сб.ст.-М.: Музыка, 1976. 136 с.
  97. Музыкальное искусство XX века: творческий процесс, художественные явления, теоретические концепции: Сб. науч. тр. /Кафедра теории музыки МГК им. П. Чайковского- Под ред. В. Г. Григорьева. М.: МГК, 1992. — 208 с.
  98. Музыкальное искусство XX века: творческий процесс, художественные явления, теоретические концепции: Сб. науч. тр. Вып. 2 /Кафедра теории музыки МГК им. П. Чайковского- Сост. Дубровская. М.: НТЦ „Консерватория“, 1995.-203 с.
  99. Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования: Сб. ст. /Сост. JL С. Дыс. Киев: Муз. Украина, 1989. — 178 с.
  100. Музыкальное образование личность — культура: Сб. науч. тр. /МГК им. П.И. Чайковского- Ред. В. П. Фомин. — М.: МГК, 1989. — 127 с.
  101. Музыкальное образование и воспитание учащейся молодежи: содержание, формы и методы: Сб. науч. тр. /Свердлов, гос. пед. ин-т- Ред. К. П. Матвеева. Свердловск: СГПИ, 1989. — 119 с.
  102. Е. О психологии музыкального восприятия /Е.О. Назайкинский. М.: Музыка, 1972. — 383 с.
  103. Нонконформисты. Второй русский авангард. 1955 1988 (Собрание Бар-Гера) /Под ред. Х.-П. Ризе. — Германия: Винанд, 1996. — 320 с.
  104. О. Н. Специфика эстетического восприятия /О. Н. Органова. -М.: Высш. шк., 1975. 224 с.
  105. Педагогика /Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Рос. Пед. агентство, 1996. — 602 с.
  106. Г. В. Эстетика и социология искусства. Т.1 /Г. В. Плеханов. -М.: Искусство, 1978. 631 с.
  107. И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой /И. Пригожин, И. Стенгерс-М.: Прогресс, 1986. -431 с.
  108. Проблемы музыкального мышления. Сб. ст. М.: Музыка, 1974. — 336 с.
  109. Проблемы стилевого единства предметного мира. Сб. ст. М.: ВНИИТЭ, 1980.- 126 с.
  110. О. Д. Д. Шостакович детям /О. Д. Радынова // Дошкольное воспитание. — 1994. — № 1. — С.69−78.
  111. О. П. Музыкальное развитие детей /О. Д. Радынова. М.: Владос, 1997.-605 с.
  112. О. П. Музыкальные шедевры /О. Д. Радынова. М.: Гном-пресс, 1999.-79 с.
  113. В. А. О хорошем художественном вкусе /В. А. Разумный. М.: Госполитиздат, 1961. — 64 с.
  114. Л. А. Искусство „Серебряного века“ /Л. А. Рапацкая. М.: Просвещение, 1996. — 190 с.
  115. Л. А. История русской музыки: От Древней Руси до „Серебряного века“ /Л. А. Рапацкая. М.: Владос, 2001. — 383 с.
  116. Л. А. Русская художественная культура /Л. А. Рапацкая. М.: Владос, 2002. — 607 с.
  117. Р. Тональность в современной музыке /Р. Рети. JL: Музыка, 1968. -131 с.
  118. С. Основы общей психологии /С. Рубинштейн 2-е изд. — М.: Учпедгиз, 1946. — 704 с.
  119. В.П. Словарь культуры XX века /В. П. Руднев. — М.: Аграф, 1999. -384 с.
  120. Русский авангард 1910 1920-х годов в европейском контексте: Сб. ст. /Рос. АН, Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры РФ, Комис. по изучению искусства авангарда 1910 — 1920-х гг.- Отв. ред. Коваленко Г. Ф. -М.: Наука, 2000.-309 с.
  121. Русский кубофутуризм: Сб. ст. /Рос. АН, Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры РФ, Комис. по изучению искусства авангарда 1910 1920-х гг.- Отв. ред. Коваленко Г. Ф. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. — 235 с.
  122. Руссо Ж.-Ж. Об искусстве/Ж.-Ж. Руссо. М.-Л.: Искусство, 1959. — 296 с.
  123. М. Ю. Развитие восприятия музыки у старшеклассников: Учеб. пособие /М. Ю. Самакаева. Свердловск: СГПИ, 1989. — 60 с.
  124. Д. Русский авангард перед лицом религиозно-философской мысли /Д. Сарабьянов // Вопр. искусствознания. — 1993. № 1. — С. 7 — 20
  125. Е. Сквозь весь двадцатый век: Художественно-проектные концепции русского авангарда /Е. Сидорина. М.: Рус. мир, 1994. — 373 с.
  126. П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций /П.В. Симонов. М.: Наука, 1970. — 141 с.
  127. П.В. Что такое эмоция? /П. В. Симонов — М.: Наука, 1966. 93 с.
  128. В.К. Искусство как форма общественного сознания /В.К. Скатерщиков. М.: Музгиз, 1961. — 32 с.
  129. М.Н. Проблемы современной дидактики /М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1980. — 96 с.
  130. В. А. Педагогика: инновационная деятельность /В.А. Сластенин, JI. С. Подымова.-М.: Магистр, 1997.-221 с.
  131. Современные концепции эстетического воспитания: (Теория и практика) /Отв. ред. Н. И. Киященко. М.: ИФ РАН, 1998. — 301 с.
  132. H. М. Изобразительное искусство: В 4 ч.
  133. Н.М. Сокольникова. Обнинск: Титул, 1999.
  134. H. М. Искусство в школах России /Н. М. Сокольникова //Искусство в шк. 1994. — № 4. — С. 30−33.
  135. А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: Сб. ст. /А. Н. Сохор- JI.: Сов. композитор, 1980. 294 с.
  136. А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: Сб. ст. /А. Н. Сохор- JL: Сов. композитор. Ленингр. отд-ние, 1983. 304 с.
  137. А.Н. Воспитательная роль музыки /А. Н. Сохор. Л.: Музгиз, 1962.- 64 с.
  138. А.Н. Музыка и общество /А. Н. Сохор. М.: Знание, 1972. — 48 с.
  139. А.Н. Музыка как вид искусства /А. Н. Сохор. М.: Музыка, 1970. -192 с.
  140. Сюрреализм и авангард = Les surrealismes et les avant-gardes: Материалы рос.-фр. коллоквиума, состоявшегося в Ин-те мировой лит./Рос. акад. театр, искусства. М.: ГИТИС, 1999. — 189 с.
  141. . M. Психология музыкальных способностей /Б. М. Теплов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. — 335 с.
  142. .М. Психологические вопросы художественного восприятия /Б.М. Теплов // Сов. педагогика. 1946. — № 6. — С. 99 — 105.
  143. А. В. Гуманитаризация образования и актуальные проблемы эстетического воспитания /А. В. Толстых // Педагогика. — 1996. № 4. -С. 9−13
  144. В. С. По лабиринтам авангарда /В. С. Турчин. М.: Изд-во МГУ, 1993.-248 с.
  145. АА. Музыка и эстетика: Философские очерки о современных дискуссиях в марксистском музыковедении /А. А. Фарбштейн. Л.: Музыка, 1976.-208 с.
  146. Н.И. Статьи об авангарде: В 2 т. /Н.И. Харджиев. Т. 2. М.: RA, 1997.-314 с.
  147. И.Ф. Педагогика /И. Ф. Харламов. 4-е изд. — М.: Гардарики, 1999.-519 с.
  148. В. Избранное: Стихотворения, поэма и отрывки из поэм. /В.Хлебников- Сост. Вл. Смирнова, В.Идаятова. М.: Дет.Лит., 1986. -126 с.
  149. Ю. Очерки современной гармонии /Ю. Холопов. М.: Музыка, 1974.-287 с.
  150. В. Н. Вопросы ритма в творчестве композиторов первой половины XX века /В. Н. Холопова. М.: Музыка, 1971. — 304 с.
  151. В. Н., Холопов Ю. Н. Антон Веберн: жизнь и творчество /В.Н. Холопова, Ю. Н. Холопов. -М.: Сов. композитор, 1984. 319 с.
  152. В.Н. Музыка как вид искусства: Учеб. пособие для студентов вузов искусств и культуры /В. Н. Холопова. СПб.: Лань, 2000. — 319 с.
  153. Художественная культура в докапиталистических формациях. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.-303 с.
  154. Художественное творчество: вопросы комплексного изучения. — Л.: Наука, 1982.-286 с.
  155. В. Музыка и слушатель /В. Цукерман. М.: Музыка, 1972. -204 с.
  156. Г. М. Музыкант и его работа /Г. М. Цыпин. М.: Сов. композитор, 1988.-382 с.
  157. Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения /Г. М. Цыпин. М.: Интерпракс, 1994. — 373 с.
  158. Г. М. Человек. Талант. Труд: Музыкант в современном мире /Г.М. Цыпин. М.: Просвещение, 1992. — 239 с.
  159. Т.В. Современная марксистско-ленинская эстетика музыкального искусств /Т. В. Чередниченко. М.: Сов. композитор, 1988. -319с.
  160. Т.В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики /Т. В. Чередниченко. М.: Музыка, 1989. — 223 с.
  161. В. Б. Опрокинутые в пустоту /В. Б. Черкасский. — М.: Наследие, 1999.-230 с.
  162. В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества /В. Н. Шацкая. М.: Педагогика, 1975. — 200 с.
  163. С. С. К становлению синергетической модели образования /С.С. Шевелева //Общественные науки и современность. — 1997. № 1. -С. 125 — 133.
  164. А. Основы эстетической культуры школьников /А. Шемшурина // Нар. образование. 1998. — № 9−10. — С. 64−69
  165. Н. История музыкальной эстетики от античности до XVIII в. /Н. Шестаков. М.: Музыка, 1975. — 352 с.
  166. М. О синтезирующем стиле в поэзии 80-х годов /М. О. Эпштейн // Парадоксы новизны. М.: Сов. писатель, 1988. — 414 с.
  167. Эстетика Гегеля и современность: Сб. ст. /Отв. ред. М. Лившиц. М.: Изобразительное искусство, 1984. — 254 с.
  168. Эстетика Дидро и современность: Сб. ст. /Академия художеств СССР, НИИ теории и истории изобразительного искусства, Сектор истории эстетических учений- Отв. ред. В. П. Шестаков. М.: Изобразительное искусство, 1989. — 334 с.
  169. Эстетика и искусство: Из истории домарксистской эстетической мысли: Сб. ст. /Под ред. П. С. Трофимова. М.: Наука, 1966. — 310 с.
  170. Эстетика Иммануила Канта и современность: Сб. ст. по материалам V Кантовских чтений, Калининград Светлогорск, 1990 /Ред.- сост. A.C. Батюшкова. — М.: Знание, 1991.-61 с.
  171. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Кн. для учителя /Киященко Н.И., Лейзеров Н. Л., Каган М. С. и др. М.: Просвещение, 1983.-303 с.
  172. Эстетическая культура: Сб. ст. /Отв. ред. И. А. Коников. М.: ИФРАН, 1996.-200 с.
  173. Эстетические воззрения П. А. Флоренского: Научно-аналитический обзор /Ред. И. Л. Галинская. М.: ИНИОИ, 1991. — 67 с.
  174. Эстетические исследования: методы и критерии: Сб. ст. /Отв. ред. K.M. Долгов. М.: ИФРАН, 1996. — 234 с.
  175. Эстетические категории и искусство: Сб. ст. /Молдавский гос. ин-т искусств. Кишинев: Штиница, 1989. — 154 с.
  176. Эстетические очерки. Вып. 5. М.: Музыка, 1979 — 254 с.
  177. Эстетическое воспитание на современном этапе: теория, методология, практика: Сб. ст. /ВНИИ искусствознания и др.- Отв. ред. Ю. Осокин. -М.: ВНИИ искусствознания, 1990. 147 с.
  178. Эстетическое воспитание школьников на уроках художественного цикла: Сб. науч. тр./АПИ СССР, НИИ художественного воспитания, НИИ общ. и пед. психологии- Ред.-сост. Г. В. Арзямова. М.: АПИ СССР, 1989. — 140 с.
  179. Эстетическое воспитание школьников: вопросы теории и методики: Сб. ст. /Под ред. М. Д. Таборидзе. М.: Педагогика, 1988. — 101 с.
  180. Эстетическое сознание и процесс его формирования /Отв. ред. Н. И. Киященко, Н. Л. Лейзеров. М.: Искусство, 1981. — 256 с.
  181. Эстетическое сознание и художественная культура (проблема взаимодействия). Отв.ред. В. И. Мазепа. Киев: Наук, думка, 1983. — 279 с.
  182. В.Н. Методология диссертационного исследования. Саратов:
  183. Изд-во Поволжского межрегионального уч. центра, 2000. — 174 с.
  184. Авторефераты и диссертации
  185. A.A. Аутопсихологическая компетентность как компонент учебно-воспитательного процесса в музыкальных учебных заведениях: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ, к.п.н.: (13.00.02) /Анна
  186. Александровна Базикова- Тамбовский гос. муз. — пед. ин-тим. C.B. Рахманинова. Тамбов, 2002. — 26 с.
  187. А.Ю. Педагогические условия развития эстетического отношения школьника к действительности средствами зрелищных искусств: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ, д.п.н.: (13.00.01) /А.Ю. Гончарук. М., 2000. — 26 с.
  188. И.А. Современная российская музыкальная культура: социально* философский анализ: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ.канд.филос.наук.: (09.00.11) /Игорь Аркадьевич Евард- Моск. гуманитар. соц. акад. — М., 2001. — 26 с.
  189. O.K. Содержание и методы формирования гуманистической позиции студентов педагогического университета: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ, к.п.н.: (13.00.01) /Оксана Константиновна Позднякова-
  190. J» Самарский гос. педагогический университет. Самара, 2000. — 21 с.
  191. Л. А. Теория и практика музыкального краеведения в системе современного музыкального образования: Автореф. дисс. на соиск. учен, степ, д.п.н.: (13.00.02) /Людмила Анатольевна Тарасова. — М., 1992.— 27 с.
Заполнить форму текущей работой