Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Стрессоустойчивость как фактор развития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Психодиагностические методы: 1) направленные на выявление уровня стрессоустойчивости: методика многофакторного исследования личности R. Cattell, опросник нервно-психического напряжения (Т.А. Немчин), методика диагностики самооценки психических состояний (Г. Айзенк), методика САН, методика диагностики самооценки (Ч.Д. Спилбергер и Ю.Л. Ханин), авторская методика «Стрессоустойчивость в учебной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования проблемы стрессоустойчивости как фактора, влияющего на отношение студентов к учебной деятельности
    • 1. 1. Комплексное исследование стрессоустойчивости в современной науке
    • 1. 2. Отношение студентов к учебной деятельности как предмет изучения педагогической психологии
    • 1. 3. Факторы, влияющие на развитие позитивного отношения к учебной деятельности и стрессоустойчивости у студентов
  • Выводы по I главе
  • Глава 2. Эмпирическое исследование влияния уровня стрессоустойчивости студентов на развитие их позитивного отношения к учебной деятельности
    • 2. 1. Психолого-педагогическая технология развития позитивного отношения студентов к учебной деятельности путем повышения уровня их стрессоустойчивости
    • 2. 2. Организация и внедрение психолого-педагогической технологии развития позитивного отношения студентов к учебной деятельности путем повышения уровня их стрессоустойчивости
    • 2. 3. Анализ результатов эмпирического исследования влияния уровня стрессоустойчивости студентов на развитие их позитивного отношения к учебной деятельности
  • Выводы по II главе

Стрессоустойчивость как фактор развития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В рамках модернизации системы высшего образования России, в связи с динамичными изменениями, происходящими в нашей стране и в мире, осуществляется подготовка конкурентоспособного специалиста, важной профессиональной характеристикой которого является позитивное отношение к деятельности, эмоциональная стабильность, прогнозируемость развития его личности (Т.В. Габай, В. А. Зобков, В. Я. Ляудис, В. В. Рубцов, В. А. Якунин и др.).

У современных студентов, испытывающих высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки в процессе обучения в вузе, сегодня часто наблюдается отрицательная динамика отношения к учебной деятельности. Одной из причин такого положения является снижение уровня их стрессоустойчивости в учебной деятельности, что выражается в нарушении когнитивной, эмоциональной, мотивационной и поведенческой сфер деятельности личности студента (В.А. Бодров, Е. А. Корсунский, О. В. Лозгачева, А. А. Реан, Ю. В. Щербатых, и др.).

Современное состояние проблемы свидетельствует о необходимости проведения комплексного исследования влияния уровня стрессоустойчивости студентов на улучшение их отношения к учебной деятельности, а также необходима разработка психолого-педагогической технологии, формирующей позитивное отношение студентов к учебной деятельности путем повышения их стрессоустойчивости.

Состояние и степень разработанности проблемы. В современной научной отечественной литературе проблему отношения к учебной деятельности рассматривали такие ученые, как A.M. Акбаева, И. Г. Антипова, Т. Д. Дубовицкая, С. А. Захарова, Н. Г. Левандовский и др.

Благодаря исследованиям отечественных (Л.М. Аболин, В. А. Бодров, Б. Х. Варданян, П. Б. Зильберман, Н. В. Суворова и др.) и зарубежных (Ли Канг.

Хи, N. Haan, S. Hobfall, S. Kobasa, A. Lehtonen и др.) ученых накоплен обширный материал по проблеме стрессоустойчивости. Выявлены и описаны различные типы поведения человека в зависимости от наличия у него психологических защитных механизмов и копинг-стратегий, присутствующих в тех или иных стрессовых ситуациях (JI.P. Гребенников, С.К. Нартова-Бочавер, Е. С. Романова, В. Fletcher, S. Folkman, R. Lazarus, J. Suls и др.).

Отдельные исследования (А.А. Баранов, JI.B. Карапетян, А. А. Напримеров, А. А. Реан, С. В. Субботин и др.) посвящены стрессоустойчивости в рамках проблем педагогической психологии, но они в основном направлены на изучение и развитие устойчивости к стрессу у педагогов. Формирование стрессоустойчивости в учебной деятельности студентов является малоизученной проблемой, хотя некоторые ее аспекты отражены в работах ряда авторов (О.В. Лозгачева, Т. В. Середа, M. J1. Хуторная, Е. Г. Щукина, D. Mechanic и др.).

Вышеизложенное свидетельствует о недостаточной разработанности проблемы взаимосвязи стрессоустойчивости и учебной деятельности у студентов в педагогической психологии.

Пока еще остаются не полностью решенными следующие противоречия:

— между теоретико-методологическим осмыслением данной проблемы и степенью ее недостаточной изученности в педагогической психологии;

— между теоретической разработанностью проблем стрессоустойчивости в различных аспектах и неактивным внедрением их относительно развития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов;

— между практической необходимостью развития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов и отсутствием психолого-педагогических технологий по развитию позитивного отношения к учебной деятельности у студентов.

Указанные противоречия обусловили существование проблемы, которая 4 заключается в том, что несформированность стрессоустойчивости как фактора позитивного отношения к учебной деятельности снижает уровень профессиональной подготовки специалистов высшей школы, и является следствием их недостаточной востребованности на рынке труда и низкой конкурентоспособности.

Объект исследования: позитивное отношение студентов к учебной деятельности.

Предмет исследования: стрессоустойчивость как фактор развития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов.

Цель исследования: разработать психолого-педагогическую технологию развития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов путем повышения их стрессоустойчивости.

Задачи исследования:

— исследовать сущность и структуру проблемы стрессоустойчивости в учебной деятельности в современной науке;

— рассмотреть позитивное отношение к учебной деятельности у студентов как проблему педагогической психологии;

— выявить психологические факторы, влияющие на развитие позитивного отношения к учебной деятельности и стрессоустойчивости у студентов;

— разработать и реализовать психолого-педагогическую технологию развития позитивного отношения к учебной деятельности путем повышения уровня стрессоустойчивости и проверить ее эффективность.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие позитивного отношения к учебной деятельности у студентов будет успешным, если в ходе психолого-педагогической технологии развития стрессоустойчивости как фактора позитивного отношения к учебной деятельности учитывать такие компоненты стрессоустойчивости, как личностная и ситуативная тревожность, нервно-психическое напряжение, самооценка, работоспособность, эмоциональная устойчивость.

Методологическую основу исследования стрессоустойчивости как фактора позитивного отношения к учебной деятельности составляют концепция системного подхода (П.К. Анохин, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский и др.) — субъектно-деятельностный подход, основанный на научных идеях Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и развитого К.А. Абульха-новой-Славской, Л. Г. Дикой, В. Д. Шадриковым и др.- динамический подход, развиваемый Л.И. Анцыферовойструктурно-функциональный и системно-структурный подходы с выделением индивидуально-типологического направления развития личности (B.C. Мерлин, В. Д. Небылицын, Б. М. Теплов и др.).

Теоретической основой исследования являются психолого-педагогический подход к теории системы отношений (А.А. Бодалев, А. Ф. Лазурский, В. Н. Мясищев, А. И. Щербаков и др.) — теоретико-эмпирические исследования, направленные на изучение отношения к учебной деятельности (И.Г. Антипова, С. А. Захарова, В. А. Зобков, Н. Г. Левандовский и др.) — теория психических состояний (Б.И. Додонов, Е. П. Ильин, Н. Д. Левитов, А. Б. Леонова и др.) — исследования стрессоустойчивости (А.А. Баранов, В. А. Бодров, О. В. Лозгачева, Н. В. Суворова и др.) и эмоциональной устойчивости (Л.М. Аболин, Б. Х. Варданян, Д. В. Иванов, О. А. Черникова и др.) — отечественные и зарубежные подходы к изучению способов совладающего поведения (Т.Л. Крюкова, С.К. Нартова-Бочавер, G.V. Coelho, S. Kobasa и др.) — исследования позитивного отношения к учебной деятельности в условиях высшей школы (С.Б. Каверин, В. Н. Косырев, М. И. Старов, О. В. Щекочихин и ДР-).

Методы исследования: теоретико-методологический анализ философских, психологических, педагогических, психофизиологических, медицинских, биологических научных источников по теме исследованиянаблюдение, беседа, формирующий эксперимент по специально разработанной технологии психолого-педагогического воздействия. 6.

Психодиагностические методы: 1) направленные на выявление уровня стрессоустойчивости: методика многофакторного исследования личности R. Cattell, опросник нервно-психического напряжения (Т.А. Немчин), методика диагностики самооценки психических состояний (Г. Айзенк), методика САН, методика диагностики самооценки (Ч.Д. Спилбергер и Ю.Л. Ханин), авторская методика «Стрессоустойчивость в учебной деятельности» и др.- 2) направленные на выявление отношения к учебной деятельности: методика «Изучение системы отношений студенческой молодежи» (М.И. Старов), анализ результатов успеваемости студентов в учебной деятельности. Методы математической статистики: процедуры описательной статистики, корреляционный и факторный анализы. Обработка и вычисление производилось с помощью программы SPSS 13.0 for Windows.

Научная новизна исследования. Раскрыта роль влияния уровня стрессоустойчивости студентов на их отношение к учебной деятельности, заключающаяся в том, что факторы, влияющие на отношение студентов к учебной деятельности, одновременно являются стресс-факторами.

Определены факторы, влияющие на развитие позитивного отношения к учебной деятельности: «педагогическое воздействие», «межличностное взаимодействие», «стимулирование», «система деятельностей в вузе», а также фактор «стрессоустойчивость в учебной деятельности».

Выявлены компоненты стрессоустойчивости в учебной деятельности, такие как: низкая тревожность (личностная и ситуативная) и нервно-психическое напряжение, высокая эмоциональная устойчивость, адекватная самооценка, высокий уровень работоспособности.

Обнаружены способы воздействия на отношение студентов к учебной деятельности, а именно: психолого-педагогическая технология развития позитивного отношения студентов к учебной деятельности путем повышения их стрессоустойчивости.

Теоретическая значимость исследования. Доказана зависимость развития позитивного отношения студентов к учебной деятельности от уровня сформированности их стрессоустойчивости.

Конкретизированы понятия «стрессоустойчивость в учебной деятельности», «позитивное отношение к учебной деятельности», «психолого-педагогическая технология» в соответствии с предметом исследования.

Систематизированы факторы, влияющие на развитие позитивного отношения и стрессоустойчивости в учебной деятельности у студентов.

Практическая значимость исследования. Предложена методика «Стрессоустойчивость в учебной деятельности», позволяющая диагностировать данное свойство личности.

Разработана и реализована психолого-педагогическая технология развития позитивного отношения студентов к учебной деятельности путем повышения уровня их стрессоустойчивости.

Материалы исследования могут быть использованы в учебных курсах «Психология отношений», «Основы тренинговой работы с разновозрастными категориями», «Педагогические технологии», «Основы современных психотехник», а также в спецкурсе «Стрессоустойчивость в учебной деятельности».

Положения, выносимые на защиту:

1. Стрессоустойчивость студентов в учебной деятельности является комплексным свойством личности, включающим такие личностные компоненты, как низкая личностная и ситуативная тревожность, низкий уровень нервно-психического напряжения, адекватная самооценка, высокая работоспособность, эмоциональная устойчивость, которое обеспечивает успешное достижение цели деятельности и реализуется в когнитивной, эмоциональной, мотивационной и поведенческой сферах деятельности личности.

2. Позитивное отношение студентов к учебной деятельности представляет собой сознательную, избирательную, активную позицию студента, характеризующуюся с эмоциональной стороны ее принятием, с содержательной стороны — гармонией мотивов в процессе развития стрессоустойчивости через положительные результаты учебной деятельности.

3. Факторами, влияющими на развитие стрессоустойчивости и позитивного отношения к учебной деятельности, являются: внешние факторы — педагогическое воздействие, межличностное взаимодействие, система деятельностей в вузе, стимулированиеи внутренние — психофизиологические, социально-психологические, психолого-педагогические особенности личности.

4. Психолого-педагогическая технология повышения уровня стрессоустойчивости студентов, представляющая собой совокупность психолого-педагогических методов, техник, приемов, средств, является эффективной формой развития позитивного отношения студентов к учебной деятельности.

Достоверность и надежность полученных результатов исследования обеспечивается обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций, адекватных предмету, цели и задачам исследования, использованием комплекса методов многостороннего исследования личности, репрезентативностью и достаточным объемом выборки испытуемых, обоснованным применением методов статистической обработки данных.

Апробация и внедрение результатов исследования: Материалы и результаты исследования докладывались на международных, всероссийских научно-практических конференциях, региональных и международных семинарах аспирантов, международном симпозиуме, в частности:

Международные научно-практические конференции «Практическая психология: от фундаментальных исследований до инноваций» (Тамбов, 9.

2006, 2007, 2008), «Психология в современном информационном пространстве» (Смоленск, 2007), «Социальная психология в образовании: проблемы и перспективы» (Саратов, 2007), «Потенциал личности: комплексная проблема» (Тамбов, 2008) — Всероссийские — «Человек в условиях социальных изменений» (Уфа, 2007), «XIII Державинские чтения» (Тамбов, 2008) — семинары — Межрегиональный семинар аспирантов «Человек в изменяющемся мире: социально-психологические проблемы» (Тамбов, 2007), I Международный семинар аспирантов и докторантов «Социально-психологические проблемы профессионального развития специалиста в современных условиях» (Воронеж, 2008) — Международный симпозиум «Фундаментальная наука — ресурс сохранения здоровья здоровых людей» (Тамбов, 2008). Также теоретические и эмпирические материалы диссертации обсуждались и одобрены на заседаниях кафедры педагогической и возрастной психологии ТГУ им. Г. Р. Державина (2006 — 2009 гг.).

Организация исследования: опытно-экспериментальной базой исследования явился Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина. В эксперименте приняли участие 234 студента — представители специальностей «психология», «социальная педагогика», «управление персоналом», «налоги и налогообложение», «физическая культура и спорт». Исследование проводилось в период с 2005 по 2009 гг. и состояло из трех этапов:

— подготовительный (диагностический) — 2005;2006 гг.;

— основной технологический (формирующий эксперимент) — 2006;2008 гг.

— итоговый (контрольно-аналитический) — 2008;2009 гг.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Работа иллюстрирована рисунками, таблицами, диаграммами.

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ.

Во второй главе «Эмпирическое исследование влияния уровня стрессоустойчивости студентов на развитие их позитивного отношения к учебной деятельности» на основании проведенного теоретико-методологического исследования изучаемой проблемы, раскрываются этапы исследования, обосновывается и описывается ход реализации психолого-педагогической технологии развития позитивного отношения студентов к учебной деятельности путем повышения уровня их стрессоустойчивости, состоящей из трех этапов: подготовительного — диагностического, основного — технологического и итогового — контрольно-аналитического. В данной главе описаны поэтапная организация и внедрение психолого-педагогической технологии развития позитивного отношения студентов к учебной деятельности путем повышения уровня их стрессоустойчивости, а также осуществлен подробный анализ ее результатов.

На подготовительном (диагностическом) этапе был подобран психодиагностический комплекс методик, а также разработана авторская методика «Стрессоустойчивость в учебной деятельности», на основе факторного анализа которой выявлены компоненты стрессоустойчивости у студентов, такие как: основные — тревожность (как личностная, так и ситуативная), нервно-психическое напряжение, эмоциональная устойчивость, самооценка, работоспособностьвторостепенные — некоторые отклонения в соматических проявлениях, состояние познавательных психических процессов, изменение во внешних вербальных и невербальных проявлениях, чувство изолированности, отчужденности от учебного коллектива.

Психолого-педагогическая технология развития позитивного студентов отношения к учебной деятельности путем формирования их стрессоустойчивости представляла собой комплексную программу — совокупность психолого-педагогических методов, техник, приемов, средств, используемых в рациональной последовательности, направленных на решение определенной психолого-педагогической проблемы (развития позитивного отношения к учебной деятельности), на формирование и развитие определенных свойств личности (стрессоустойчивости в учебной деятельности).

Психолого-педагогическая технология включала три блока: 1) развитие взаимоотношений в группе- 2) развитие у студентов компонентов стрессоустойчивости в учебной деятельности- 3) формирование навыков преодоления стресс-факторов в учебной деятельности.

Результатом первого блока в тренинге по развитию у студентов подлинно гуманистических взаимоотношений стало осознание своих и групповых интересов, возможностей. В процессе тренинга участники имели возможность через механизмы обратной связи с группой и с ведущим диагностировать свои «проблемные области», которые нуждаются в изменении. Обратная связь стимулировала процессы идентификации и рефлексии.

В результате второго блока были улучшены такие показатели стрессоустойчивости в учебной деятельности как: основные — уровень тревожности (как личностной, так и ситуативной), степень нервно-психического напряжения, уровень эмоциональной устойчивости, уровень самооценки, уровень работоспособностивторостепенные — некоторые отклонения в соматических проявлениях, состояние познавательных психических процессов, изменение во внешних вербальных и невербальных проявлениях, чувство изолированности, отчужденности от учебного коллектива.

По результатам третьего блока были сформированы навыки эффективного преодоления стресс-ситуаций в учебной деятельности.

Таким образом, в ходе проведения разработанной комплексной программы, с одной стороны был повышен уровень стрессоустойчивости в учебной деятельности, а с другой — улучшено отношение к учебной деятельности у студентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Диссертационная работа представляет собой психолого-педагогическое исследование по развитию позитивного отношения к учебной деятельности студентов путем повышения их стрессоустойчивости.

Анализ и обобщение психологической, педагогической, медицинской, биологической и философской литературы по проблеме исследования позволяет сделать вывод о необходимости рассматривать стрессоустойчивость как фактор развития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов в связи с динамичными изменениями, происходящими в нашей стране и в мире, с тем, что несформированность стрессоустойчивости снижает уровень профессиональной подготовки специалистов в высшей школе, и является следствием их недостаточной востребованности на рынке труда и низкой конкурентоспособности.

Стрессоустойчивость студентов в учебной деятельности является комплексным свойством личности, которое характеризуется необходимой адаптацией студента к воздействию внешних и внутренних факторов в процессе учебной деятельности и включает такие личностные компоненты, как низкая личностная и ситуативная тревожность, низкий уровень нервно-психического напряжения, адекватная самооценка, высокая работоспособность, эмоциональная устойчивость, которое обеспечивает успешное достижение цели деятельности и реализуется в когнитивной, эмоциональной, мотивационной и поведенческой сферах личности.

Позитивное отношение студентов к учебной деятельности представляет собой сознательную, избирательную, активную позицию студента, характеризующуюся с эмоциональной стороны ее принятием, с содержательной стороны — гармонией мотивов в процессе развития стрессоустойчивости через положительные результаты учебной деятельности.

Различаются следующие уровни развития отношения к учебной деятельности у студентов: позитивное отношение — положительное ответственное отношение к учебным занятиям, (лекциям, семинарским занятиям, лабораторным работам), производственной и педагогической практике, научно-исследовательской деятельности студентов, самостоятельной работек учебной информации, к самообразованиювыраженные положительные взаимоотношения с преподавателями, с товарищами по учебеиндифферентное отношение — равнодушное отношение к учебным занятиям, учебной информации, самообразованию, к преподавателям и товарищам по учебенегативное отношениеотрицательное отношение к учебным занятиям, учебной информации, самообразованию, к преподавателям, неустойчивые отношения с товарищами по учебе.

Рассматривая адаптационную способность человека к стрессу, следует назвать факторы, провоцирующие развитие стресса в учебной деятельности. Среди них выделяют внешние и внутренние.

К внешним факторам вызывающим отрицательные психологические состояния и дезорганизующим деятельность студента, а также исключающим возможность его обычного, адекватного поведения относят те условия деятельности, которые могут быть определены как объективно существующие. В научной литературе в качестве таких условий выделяют: перегрузку информацией, дефицит времени, сенсорную и социальную изоляцию, высокий темп поступления сигналов, временную неопределенность событий и т. п.

Объективными факторами, влияющими на отношение студентов к учебной деятельности являются: «педагогическое воздействие» — педколлектив вуза в целом, педколлектив института (факультета), отдельные преподаватели, куратор учебной группы- «межличностное взаимодействие» — взаимодействие в коллективе учебной группы- «факторы-стимулы» — система поощрений и наказаний (моральных и материальных), таких как стипендии в том числе именные), премии, грамоты, дипломырейтинговая система,.

•132 которая, помимо контрольно-оценочной функции, также способствует стимулированию отношения студентов к учебной деятельности- «система деятельностей в вузе» — учебные занятия в вузе (лекции, семинарские занятия, лабораторные работы), производственная и педагогическая практика, научно-исследовательская деятельность студентов, самостоятельная работа, зачетные и экзаменационные сессии, являющиеся очень действенным фактором отношения студентов к учебной деятельности.

Следует отметить, что данная группа факторов, одновременно является для студентов и факторами-стрессорами.

Однако эффективность влияния внешних факторов опосредуется внутренними. К ним относят: психофизиологический фактор — психофизиологические особенности личности, при которых успешность устойчивости связывается с эмоциональной реактивностью (возбудимостью) — обуславливается свойствами центральной нервной системы организмасоциально-психологический фактор, связывающий успешность функционирования человека в экстремальных условиях с различными социально-психологическими особенностями личности, психолого-педагогический фактор, в котором регуляция уровня стрессоустойчивости зависит от свойств личности, позволяющих реагировать на определенные психолого-педагогические воздействия, оказываемые на нее.

Наряду с объективными факторами, выделяются также и «субъективные факторы», к числу которых относятся: удовлетворенность выбранной специальностью, гражданская позиция, уровень притязания в учебной деятельности и т. д. В группу субъективных факторов необходимо внести еще один немаловажный фактор, влияющий на отношение к учебной деятельности — стрессоустойчивость. Ведь именно умение противостоять стрессу и адаптироваться в различных ситуациях учебной деятельности помогает студенту справиться с воздействующими на него факторамистрессорами, приводит студента в психологическое равновесие, а это, в свою очередь, улучшает отношение к учебной деятельности в целом.

В данном исследовании психолого-педагогическим воздействием явилась психолого-педагогическая технология развития позитивного отношения студентов к учебной деятельности путем повышения уровня их стрессоустойчивости.

Психолого-педагогическая технология развития позитивного отношения студентов к учебной деятельности путем формирования их стрессоустойчивости представляла собой комплексную программу — совокупность психолого-педагогических методов, техник, приемов, средств, направленных на решение определенной психолого-педагогической проблемы (развития позитивного отношения к учебной деятельности), на формирование и развитие определенных свойств личности (стрессоустойчивости в учебной деятельности). Данная технология состояла из трех блоков: 1) развитие взаимоотношений в группе (тренинговые занятия, развивающие уровень взаимоотношений в учебной группе) — 2) развитие у студентов компонентов стрессоустойчивости в учебной деятельности (система психогимнастических упражнений, направленная на развитие компонентов стрессоустойчивости) — 3) формирование навыков преодоления стресс-факторов в учебной деятельности (дыхательная техника саморегуляции, аутогенная тренировка, медитативная техника, снимающие напряжение во время стресс-ситуаций в учебной деятельности).

Анализ данных, полученных в результате реализации психолого-педагогической технологии развития позитивного отношения студентов к учебной деятельности путем повышения их стрессоустойчивости свидетельствует о том, что развитие у студентов вузов устойчивости к стрессу не только способствует созданию эмоционально устойчивой, психологически здоровой личности, способной к саморегуляции, успешной адаптации и социализации в обществе, но также способствует развитию положительного отношения к учебной деятельности, что повышает результативность ее показателей. А это, в свою очередь, повышает уровень профессиональной подготовки специалистов в высшей школе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В.А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии / В. А. Абабков, М.Перре. СПб.: Речь, 2004. — 166 с. — ISBN 5−9268−0267−9.
  2. , JI.M. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Монография /JI.M. Аболин. Казань: КазГУ, 1987. — 262 с.
  3. , В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. — (комплект из 2 книг) / В. В. Авдеев. М.: Изографъ, 1997. — 685+318 с. — ISBN 5−87 113−025−9,5−8713−051−8.
  4. , A.M. Развитие позитивного отношения к профессии у студентов педагогического вуза: Дис.. канд. психол. наук. / A.M. Акбаева. Карачаевск, 2004. 194 с.
  5. , А.А. Аутотренинг: справочник / А. А. Александров. СПб.: Питер, 2008. — 272 с. — ISBN 978−5-91 180−281−3.
  6. , Р. Самоутверждающее поведение / Р. Альберти, М. Эммонс. -СПб.: «Гуманитарное агентство Академический проект», 1998. — 190 с.
  7. , Б.Г. Развитие и воспитание личности / Б. Г. Ананьев // Избранные психологические труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1980. Т.2. — 288 с.
  8. , И.Г. Отношение к учебной деятельности старшеклассников и студентов как субъективная реальность: Дис.. канд. психол. наук. 19.00.07 / И. Г. Антипова Ростов-на-Дону, 2000. — 171 с.
  9. , Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л. И. Анцыферова. // Психологический журнал. 1994. — № 1. — С. 3−18.
  10. , Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучениюличности / Л. И. Анцыферова. // Психологический журнал. 1980. № 2. — С. 52−60.
  11. , Г. Г. Стресс-факторы, влияющие на формирование психосоциальной устойчивости личности в период студенчества / Г. Г. Аракелов, В. В. Аршинова, Г. Е. Жданова. // Психологическая наука и образование. 2008. — № 2. — С. 52 — 60.
  12. , А.Г. Личность как предмет психологического исследования / А. Г. Асмолов. -М.: МГУ, 1984. 105 с.
  13. , М.М. Условия формирования психологической устойчивости у старшеклассников: Дис.. канд. психол. наук. 19.00.07. / М. М. Баландин — М., 2003.- 155 с.
  14. , А.А. Стрессоустойчивость в структуре личности и деятельности учителей высокого и низкого профессионального мастерства: Дис.. канд. психол. наук. / А. А. Баранов. Ижевск, 1995. 185 с.
  15. , А.А. Стрессоустойчивость и мастерство педагога / А. А. Баранов. — Ижевск: УдГУ, 1997.-114 с.
  16. , В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. М.: Ин-т Профессионального образования России, 1995. — 336 с.
  17. , А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев. М.: МГУ, 1998. — 200 с.
  18. , А.А. О взаимосвязи общения и отношения / А. А. Бодалев. // Вопр. психол., 1994.-№ 1.-С. 122−127.
  19. , В.А. Проблема преодоления стресса. 4.1: «Coping stress» итеоретические подходы к его изучению / В. А. Бодров. // Психологический журнал, 2006. Т. 27. — № 1. — С. 122−133.
  20. , В.А. Проблема преодоления стресса. 4.2: Процессы и ресурсы преодоления стресса / В. А. Бодров. // Психологический журнал, 2006. -Т. 27.-№ 2.-С. 113−123.
  21. , В.А. Проблема преодоления стресса. Ч. З: Стратегии и стили преодоления стресса / В. А. Бодров. // Психологический журнал, 2006. — Т. 27. № 3. — С. 106−116.
  22. , В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В. А. Бодров, — М.: ПЕР СЭ, 2006.-528 с. ISBN 5−9292−0146−3.
  23. , Д. Стресс. Теории, исследования, мифы / Д. Брайт, Ф. Джонс. СПб.: прайм — ЕВРОЗНАК, 2003, — 352 с. — ISBN 5−93 878−104−3.
  24. , А.В. Психология субъекта и его деятельности / А. В. Брушлинский. // Современная психология Справочное руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. М.:ИНФРА-М, 1999. С.330−346.
  25. , Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости / Б. Х. Варданян // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. М., 1983. С. 542−543.
  26. , Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф. Е. Василюк. М.: МГУ, 1984. — 200 с.
  27. , A.M. Психохирургия или Психотехники нового поколения / A.M. Васютин. Ростов НУД: Феникс, 2004. — 560 с. — ISBN -5−222−4 896−9.
  28. , И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы / И. В. Вачков. М.: Эксмо, 2008. — 416 с. — ISBN 978−5-699−19 699−9.
  29. , В.К. Психология эмоциональных явлений / В. К. Вилюнас. М.: МГУ, 1976.-143 с.
  30. Власов, П.М.. И проснешься боссом. Справочник по психологии управления /П.М. Власов. Ч.З. -М.: ИНФРА-М. 1994. — С. 191−192.
  31. , И.П. Цель одна дорог много: Проектирование процессов обучения: Кн. для учителя: Из опыта работы / И. П. Волков. — М.: Просвещение, 1990. — 159 с.
  32. , Я.Н. Руководство по аутопсихотерапии (история, теория,, практика) / Я. Н. Воробейчик. Одесса, 2004. — 360 с.
  33. , О.А. Жизненные стратегии как фактор отношения студентов к учебной деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. 19.00.07 / О. А. Воронина. Курск, 2008. — 22 с.
  34. , Т.В. Педагогическая психология / Т. В. Габай. М.: Академия (сер. «Высшее профессиональное образование»), 2006. — 240 с. — ISBN 5−76 953 414−1.
  35. , Т.В. Учебная деятельность и ее средства / Т. В. Габай. М.: МГУ, 1988.-284 с.
  36. , В.А. Системные описания в психологии / В. А. Ганзен. — JL: ЛГУ, 1984.- 175 с.
  37. , В.М. Особенности саморегуляции как формы психической устойчивости личности в стрессовых ситуациях: Автореф. дис.. канд. психод. наук / В. М. Генковская. Киев, 1990. 18 с.
  38. , Л.Д. Время стрессов. Обоснование и практические результаты психопрофилактической работы в спортивных командах / Л. Д. Гиссен. — М.: ФиС, 1990. 192 с. — ISBN 5−278−250−6.
  39. , P.M. Защита личности: Психологические механизмы / Р. М. Грановская, И. М. Никольская. СПб.: Знание, Свет, 1999. — 352 с.
  40. , С.Е. Практикум по управлению стрессом: Пер. с англ. А. Смирнов / С. Е. Гремлинг, С. М. Ауэрбах. СПб.: Питер, 2002. — 240 с. -(Сер. «Практикум по психологии»). — ISBN 5−318−476−8.
  41. , А.Г. Тренинг общения для подростков / А. Г. Грецов. — СПб.: Питер, 2008. 160 с. — ISBN 978−5-469−448−6.
  42. , Л.П. Психическая саморегуляция в деятельности человекаоператора / Л. П. Гримак, В. М. Звоников, А. И. Скрыпников. // Вопросы кибернетики. Психические состояния и эффективность деятельности. -М.: Наука, 1983.-С. 150−167.
  43. , О.В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях. Автореф. дис.. д-ра психол. наук. / О. В Дашкевич. — М., 1985.-36 с.
  44. , М.Д. Особенности интеллектуального развития студентов в 1 процессе обучения / М. Д. Дворяшина. // Человек и общество. Проблемы интеллектуального и культурного развития студенчества. Ученые записки. Л., 1973. Вып. 13. — С. 97−105.
  45. В., Научные основы психологии / В.Джеймс. — СПб.: Электропечатня, 1902. 374 с.
  46. , Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системнодеятельный подход) / Л. Г. Дикая. — М.: Ин-т психологии РАН, 2003 .-318с.- ISBN: 5−9270−0048−7.
  47. , Л.Г. Становление новой системы психической регуляции в ' экстремальных условиях деятельности / Л. Г. Дикая. // Принцип системности в психологических исследованиях.: Сб. науч. ст. М.1990.- С. 103−104.
  48. , Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности /Б.И. Додонов // Вопр. психол., 1984. № 4 — С. 126−130.
  49. , Б.И. Эмоция как ценность / Б. И. Додонов. М.: Политиздат, 1978.-272 с.
  50. , В.Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов. 2-е изд. / В.Н. Дружинин- СПб.: Питер, 2006. -320 е.: ил. (Серия «УчебникIнового века»). ISBN 5−8046−0176−8.
  51. , М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М. И. Дьяченко, Л А. Кандыбович. Минск, 1976. — 175 с.
  52. , О.В. Практика психологического тренинга /О.В. Евтихов. СПб.:
  53. Речь, 2007. 256 с. — ISBN 5−9268−0248−2.
  54. , Д.Н. Детерминация и развитие психики / Д. Н. Завалишина,
  55. B.А. Барабанщиков. // Принцип системности в психологических исследованиях.- М.: Наука, 1990. С.3−6.
  56. , Т.В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие: Монография / Т. В. Зайцева. СПб.: Речь, М.: Смысл, 2002.- 80 с.
  57. , С. А. Личностные компоненты отношения к учебной деятельности учащихся вечерней (сменной) средней школы / Дис.. канд. психол. наук. 19.00.07. С. А. Захарова: Владимир, 2000.- 150 с.
  58. , П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора: Автореф. дис.. канд. психол. наук. / П. Б. Зильберман: М, 1970. — 15 с.
  59. , П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора / П. Б Зильберман // Очерки психологии труда оператора М.: Наука, 1974. — С. 138−172.
  60. , В.П. Методологические вопросы психологии / В. П. Зинченко,
  61. C.Д. Смирнов. М.: МГУ, 1983. — 165 с.
  62. , А.В. Личностно-деятельностные компоненты саморегуляции учебной деятельности в переходный от старшего школьного к студенческому период обучения: Автореф дис.. канд. психол. наук: 19.00.07: / А. В. Зобков: Владимир, 2004. — 22 с.
  63. , В.А. Психология отношения учащихся к деятельности Дис.. д-ра психол. наук. 19.00.07. / В. А. Зобков. —Набережные Челны, 1992.
  64. , Д.В. Влияние образовательной среды на формирование эмоциональной устойчивости подростка. Дис.. канд. психол. наук. / Д. В. Иванов. Курск, 2002. — 143 с.
  65. , Е. П. Эмоции и чувства / Е. П Ильин. СПб: Питер, 2001. — 752 с. -(Серия «Мастера психологии»). — ISBN 5−318−236−6.
  66. , Е.П. Оптимальные состояния человека как психофизиологическая проблема / Е. П. Ильин //Психол. журнал. 1981. Т.2. — № 5. — С.35−42.
  67. , Е.П. Теория функциональной системы и психофизиологические состояния /Е.П. Ильин // Теория функциональных систем в психологии и физиологии. М., 1978. С. 325−346.
  68. , Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей / Д. Н Исаев. — СПб.: Речь, 2005. — 400 с. ISBN 5−9268−0342-х.
  69. , А.Г. Антистресс-тренинг/ А. Г. Каменюкин, Д. В. Ковпак. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. — 224 с. — (Серия «Эффективный тренинг»). -ISBN 978−5-388−146−7.
  70. , JI.B. Профессиональная стрессоустойчивость преподавателя колледжа как субъекта педагогической деятельности Дис. канд. психол. наук. / JI.B. Карапетян.- Екатеринбург, 2000. 162 с. '
  71. , Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия / Б. Д. Карвасарский СПб.: Питер Ком, 1998. — 752 с.
  72. , Г. Н. Внутренняя среда организма- изд. 2-е доп. и перераб./ Г. Н. Кассиль. М.: Наука, — 1983. — 227 с.
  73. , У. Физиология эмоций / У.Кеннон.- JL: Прибой, 1927. 173 с.
  74. , О.О. Профессионально-педагогическая практика: из опыта работы / О. О. Киселева // Педагогика 2001. — № 2. — С. 48−52.
  75. Китаев-Смык, JI.A. Психология стресса / JI.A. Китаев-Смык.- М.: Наука 1983.-367 с.
  76. , М. В. Педагогическая технология в учебном процессе / М. В. Кларин — М.: Знание, 1989. 173 с.
  77. , М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования / М. В. Кларин. Рига: Эксперимент, 1995. — 176 с.
  78. , Е.А. Изучение общих и индивидуальных особенностей работоспособности и утомления // История психологии труда в России / Е. А. Климов, О. Г. Носкова. Учеб. пособие. М.: МГУ, 1992. — С. 100−107 -ISBN 5−211−2 151−7.
  79. , Е.А. Психология профессионала / Е. А. Климов — М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1996.-400с.1.BN 5−87 224−108−9.
  80. , Н.В. Технологии работы психолога с учителем / Н. В Клюева. — М.: ТЦ «Сфера», 2000. 192 с. ISBN 5−89 144−096−2.
  81. , С.Ю. Держи стресс в кулаке. Как извлечь выгоду из стрессовых ситуаций / С. Ю. Ключников. СПб.: Питер, 2002. —192 с. — (Серия «Сам себе психолог»).
  82. , Т. Стресс. Пер. с англ. JL А. Милютиной / Т. Кокс.- М.: Медицина, 1981.-213 с.
  83. , О. А. Связь учебной успеваемости студентов с индивидуально-типологическими особенностями их саморегуляции / О. А. Конопкин,, Г. С. Прыгин. // Вопр. психол., 1984. № 3. — С. 42−53.
  84. , Г. С. Избранные психологические труды. / Г. С. Костюк- Под ред. Л. Н. Проколиенко- АПН СССР, М.: Педагогика, 1988. 301 с.
  85. , В.Н. Динамика отношения студентов к учению в педагогическом вузе /В.Н. Косырев, В. А. Сластенин, М. И. Старов. // Вопр. психол., 1985. -№ 3.-С. 61−67.
  86. , В.Н. Психологический механизм влияния объективных факторов на отношение студентов к учебе / В. Н. Косырев. // Формирование у студенческой молодежи позитивного отношения к учебной деятельности. —. Тамбов: ТГПИ, 1983. С. 23−34.
  87. , А.А. Психология человеческих отношений / А. А. Кроник, Е. А. Кроник. М.: Когито-центр, 2000. — 224 с. — ISBN 5−87 905−080−7.
  88. Е.И. Тренинг уверенности: основы профессиональногомастерства: учеб.-метод. пособие/ Е. И. Крукович. — Мн.: ЕГУ, 2001. —, 128 с. ISBN 985−6614−47−3.
  89. , Т.Д. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения / T.JI. Крюкова// Психологический журнал. -2005.-Т. 26-№ 2.-С. 5−15.
  90. , Т.Д. Молодежь, стресс и копинг: изучение психологического совладания в социальном поведении личности / Т. Д. Крюкова, В. Д. Саповская // Личность и общество: актуальные проблемы современной психологии. Кострома, 2000. — С. 95−98.t
  91. , Л.В. Психология настроения / Л. В. Куликов. — СПб: СПбГУ,, 1997.-225 с.
  92. , Ю.Н. Исследование познавательной деятельности учащихся вечерней школы. Самоорганизация познавательной активности личности как основа готовности к самообразованию / Ю. Н Кулюткин., Г. С. Сухобская. -М.: Педагогика, 1977. — 151 с.
  93. , Р.С. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу// Психологические факторы на работе и охрана здоровья /Р. С. Лазарус. -М.- Женева, 1989. С.121−126.
  94. , Р.С. Теория стресса и психофизиологические исследования //. Эмоциональный стресс/ Под ред. Л. Леви./ Р. С. Лазарус. — Л.: Медицина, 1970.-С. 178−208.
  95. , А.Ф. Избранные труды по психологии / А. Ф. Лазурский. / Ин-т психологии. М.: Наука, 1997. — 446 с. — (Серия «Памятники психологической мысли»).
  96. , Н.Н. Психологические исследования. Закон перцепции. Теория волевого внимания / Н. Н. Ланге. Одесса: Типогр. Штаба Одесск. воен. окр., 1893.
  97. , Н.Г. Факторы отношения к учению у старших школьников / ¦ Н. Г. Левандовский // Отношение как проблема психологии воспитания.1. Л., 1973.-С. 11−32.
  98. , Н.Д. О психических состояниях человека / Н. Д. Левитов. М.: Просвещение, 1964. — 344 с.
  99. , Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний / Н.Д.. Левитов // Вопр. психол., 1967. № 6. — С. 118−129.
  100. , А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса / А. Б. Леонова // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 2000. № 3. — С. 4−21.
  101. , А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека / А. Б. Леонова.- М.: МГУ. 1984. 200 с.
  102. , А.Б. Психологические средства оценки и регуляции функциональных состояний человека: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. /
  103. А.Б. Леонова. М.: ИП АН СССР, 1988. — 38 с.
  104. , А.Б. Психологические технологии управления состоянием ¦ человека / А. Б. Леонова, А. С. Кузнецова. М.: Смысл, 2007. — 311 с. ISBN 978−5-89 357−241−4.
  105. , А.Б. Психопрофилактика стрессов / А. Б. Леонова, А. С. Кузнецова. М.: МГУ, 1993. — 123 с.
  106. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Смысл, Академия, 2004. — 352 с. — ISBN 5−89 357−153−3, 5−7695−1624−0.
  107. Ли Канг Хи. Социально-психологические технологии формирования стрессоустойчивости у человека. Дис.. канд. психол. наук. / Ли Канг, Хи.-М., 2003, — 180 с.
  108. , И. Процесс и структура человеческого учения: перев. с чешс. Р. Е. Мельцера / Й. Лингарт. М.: Прогресс, 1970. — 686 с.
  109. , В.Т. Студент и учебный процесс / В. Т. Лисовский, А. В. Дмитриев // Личность студента. -М., 1974. С. 76−94.
  110. , Б.Т. Методологические основы педагогики / Б. Т. Лихачев — Самар. ин-т упр., Рос. акад. образования, Поволж. фил. Ин-та воспитания и развития личности. Самара: СИУ, 1998. — 199 с.
  111. , О.В. Формирование стрессоустойчивости на этапе профессионализации (на примере студентов юридического вуза) Дис.. канд. психол. наук. / О. В. Лозгачева. Екатеринбург, 2004. — 170 с.
  112. , О.Е. На пути к авторской педагогической технологии: Учебное пособие / О. Е. Ломакина. Волгоград: Перемена, 1997. — 38 с.
  113. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии /, Б. Ф. Ломов. -М.: Наука, 1984.-444 с.
  114. , Б.Ф. Системный подход и система детерминизма в психологии / Б. Ф. Ломов //Психол. журн.1989.- № 4. С. 19−33.
  115. , Б.Ф. Теория, эксперимент и практика в психологии./ Б. Ф. Ломов // Психол. журн. 1980. -№ 1. С. 8−20.
  116. , Дж. Т. Очерк элементарной психологии / Дж.Т. Лэдд. / под. ред. Б.А. Кистяковского- СПб.: Издание О. Н. Поповой, 1900. 164 с.
  117. , В.Л. Перераспределение функциональных резервов в организме спортсмена как показатель стресса// Тревога и стресс в спорте / В.Л., Марищук. М.: Ф и С, 1983. — С. 72−87.
  118. , В.Л. Функциональные состояния и работоспособность / В. Л. Марищук. // Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда / Под ред. А. А. Крылова. Л., 1974. — 4.1. — С. 87−95.
  119. , А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А. К. Маркова. -М.: Просвещение, 1983. 96 с.
  120. , И.И. Копинг-профилактика наркотической зависимости у подростков. Автореф. дис.. канд. психол. наук. / И. И. Маркова. — Тамбов, 2007. 26 с.
  121. , A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / A.M. Матюшкин. // Вопр. психол., 1982. — № 4.-С. 5−17.
  122. , В.И. Устойчивость физиологических и психофизиологических функций человека при действии экстремальных факторов /
  123. В.И. Медведев. М., 1982. — 104 с.
  124. , О.С. Эмоциональное напряжение и стресс // Физиология кровообразования / О. С. Медведев. — М.: Медицина. 1986. — С. 507−525.
  125. , Е.А. Обсуждение и теоретическое обобщение экспериментальных материалов// Очерки психологии труда оператора / Е. А. Милерян. М.: Наука, 1974. — С. 5−118.
  126. , В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности / В. Э. Мильман. // Стресс и тревога в спорте. -М.: ФИС.1983. С. 24−46.
  127. , JI.M. Учитель как личность и профессионал. (Психологические проблемы) / JI.M. Митина. М., 1994. — 216 с.
  128. , А.Н. Особенности психологической защиты в норме и при соматических заболеваниях / А. Н. Михайлов, B.C. Ротенберг // Вопр. психол., 1990. № 5. — С. 106−112.
  129. , В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса / В.М. Монахов- Волгогр. гос. пед. унт. — Волгоград: Перемена, 1995. 152 с.
  130. , Г. Б. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители) / Г. Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс. СПб.: Речь, 2007. — 224 С.: — ISBN 59 268−0366−7.
  131. , В.Н. Личность и неврозы./ В. Н. Мясищев. Л.:ЛГУ, 1960. — 425 с.
  132. , В.Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. М.: МПСИ, 2004. — 400 с. — ISBN. — 5−89 502−404−1.
  133. , Н.И. О различении состояний психической напряженности / Н. И. Наенко, О. В. Овчинникова. // Психологические исследования. М., 1970, вып. 2. — С. 40−46.
  134. , Н.И. Психическая напряженность / Н. И. Наенко. М.: МГУ, 1976.- 112 с.
  135. , А.А. Формирование эмоциональной устойчивости постоянного состава ввуза. Дис.. канд. психол. наук. 19.00.07, 19.00.03. /
  136. А.А. Напримеров. Челябинск, 2001. — 155 с.
  137. Нартова-Бочавер, С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности/ С.К. Нартова-Бочавер // Психол. журн., 1997. № 5. — С. 20−30.
  138. Наследов, А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках, 2-е изд. / А. Д. Наследов. СПб.: Питер, 2007. — 416 с. -ISBN-5−91 180−318−6.
  139. , В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий / В. Д. Небылицын. М.: Наука, 1976. — 336 с.
  140. , С.Д. Страх и интерес в учебной деятельности: их виды и функции / С. Д. Неверкович, А. Ф. Попова // Педагогика здоровья, 2008. -№ 1. С. 25−31.
  141. , Р.С. Уровень развития группы как фактор, влияющий на взаимосвязь ее величины и успешности / Р. С. Немов, А. Я. Галвановскис // Вопр. психол., 1982. № 2. — С. 103−109.
  142. , Т.А. Состояния нервно-психического напряжения / Т. А. Немчин. — Л.: ЛГУ, 1983.- 167 с.
  143. , Ж. Мотивация./ Ж. Нюттен// Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже / Ж Нюттен. М., 1975, вып. V, гл.ХУ.- С.15−109.
  144. , Р.В. Технологии практического психолога образования / Р. В. Овчарова. М.: ТЦ Сфера, Юрайт, 2001. — 442 с. — ISBN 5−89 144−099−7.
  145. , О.В. Экспериментальное исследование эмоциональной напряженности в ситуации экзамена / О. В. Овчинникова, Э. Ю. Пунг. // Психологические исследования. Вып. 4 / Под ред. А. Н. Леонтьева М.: МГУ, 1973.-С. 49−57.
  146. , Ю.М. Потребность в достижении в учебной деятельности//
  147. Проблемы и мотивы учебной деятельности студентов медвуза. Проблемы оптимизации учебного процесса / Ю. М. Орлов. М., 1976. — С. 26−46.
  148. , В.А. Организация производственной практики студентов В.А. Охрименко, B.C. Дудченко // Вопр. психол., 1982. № 2. — С. 95−102.
  149. Оя, С. М. Особенности предстартовых сдвигов и эмоциональной стабильности у представителей разных видов спорта / С. М. Оя //I
  150. Психологические вопросы тренировки и готовности спортсменов к соревнованию. -М.:Фи С, 1969. С. 63−67.
  151. К.Т. Мотивы учения старшеклассников / К. Т. Патрина // Вопр. психол., 1978. № 2. — С. 111−117.
  152. , А.В. Развитие группы как социально-психологическая проблема / А. В. Петровский, М. А. Туревский //Вопр. психол., 1979. — № 2 — С. 36−47.
  153. Пиз, А. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам/ А.Пиз. М.: Эксмо, 2005. — 288 с. — ISBN — 5−699−3 505−2.
  154. , В.М. Устойчивость эмоционального состояния спортсмена в условиях соревнований / В. М. Писаренко //Пути достижения трудной цели в спорте. -М., 1964.-С. 51−68.
  155. , В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-методическое пособие. 3-е изд., испр. и доп. / В. Ю. Питюков. М.: — Гном-Пресс, 2001. — 192 с. — ISBN 5−296−176−1.
  156. , К.К. Краткий словарь системы психологических понятий.2-е изд., перераб. и допол./ К. К. Платонов. М.: Высшая школа, 1984. — 132 с.
  157. , К.К. О системе психологии / К. К. Платонов. М.: Мысль, 1972. I216 с.
  158. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / Вансовская Л. И., Гайда В. К., Гербачевский В. К. и др. / под ред. А. А. Крылова. Л.: ЛГУ, 1990. — 272 с. — ISBN 5−288−375−0.
  159. , A.M. Причины, профилактика и преодоление тревожности /
  160. A.M. Прихожан // Психологическая наука и образование. -1998. № 2.
  161. , А.О. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие для вузов (под ред. Прохорова А.О.) / А.О., Г. Ш. Габдреева. — СПб: Речь, 2004.-480 с. 5−9268−0288−1.
  162. Психогимнастика в тренинге./ Под ред. Н. Ю. Хрящевой. (Серия: Психологический тренинг). — СПб.: Речь, 2006. 256 е.- ISBN 5−9268−0065-Х.
  163. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. М.: УРАО, 1997. — 304 с.
  164. Психологические тесты для деловых людей / Сост. Н. А. Литвинцева. М.:I
  165. Интел-Синтез. 1994. — С. 113−114.
  166. , А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей / А. А. Реан, А. А. Баранов. // Вопр. психол., 1997. № 1. — С. 45−55.
  167. , Я. Экспериментальная психология эмоций / Я. Рейковский.-М.: Прогресс, 1979. 392 с.
  168. , Е.С. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика / Е. С. Романова, Л. Р. Гребенников. — Мытищи: Талант, 1996. 144 с. I
  169. , С.Л. Основы общей психологии /С.Л.Рубинштейн. — СПб: I1. Питер, 2000. 720 с.
  170. , С. Л. Принципы и пути развития психологии / С. Л. Рубинштейн. -М.: АН СССР, 1959. 426 с.
  171. , М. Н. Экспериментальное исследование эмоциональных реакций человека / М. Н. Русалова. М.: Наука, 1979. — 166 с.
  172. Э. М. Надо ли убегать от стресса? / Э. М. Рутман. М.: Ф и С, 1990. — 128 с. — ISBN 5−278−117−8.
  173. , С.В. Педагогическая психология / С. В. Сарычев, И. Н. Логвинов. -СПб.: Питер, 2006. 224 с. ISBN: 5−469−921−1. ^
  174. , М.В. Адаптационный тренинг для студентов первокурсников М.В. Сафонова, Н. В. Пилипчевская //18 программ тренингов: Руководстводля профессионалов / Под науч.ред. В. А. Чикер.: Речь, 2008. С. 249−257 -ISBN 9268−0568−6.
  175. , Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособ. / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 255 с. — ISBN — 87 953.
  176. , В.И. Студенческие коллективы / В. И. Селиванов // Коллектив и личность / Под ред. К. К. Платонова, Е. В. Шороховой, О. И. Зотовой. М.: Наука, 1975.- 162 с.
  177. , Г. Когда стресс не приносит горя //Неизвестные силы в нас / Г. Селье. — М., 1992.-С. 103−158.
  178. , Г. На уровне целого организма / Г. Селье М.: Наука, 1966.-133 с.
  179. , Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. — М.: Прогресс, 1982. — 125 с.
  180. Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье. М.: Медгиз, 1960.-255 с.
  181. , Т.В. Особенности характеристик общения в процессе адаптации к стресс-факторам учебного процесса. Дис.. канд. психол. наук. 19.00.07. / Т. В. Середа. -М., 1987.
  182. , П. В. Эмоциональный мозг. Монография / П. В Симонов. М.: Наука, 1981. — 214 с. — ИБ № 21 250.
  183. , О.А. Экспериментальное исследование психофизиологической природы эмоциональной устойчивости: Автореф. дис.. канд. психол. наук / О. А. Сиротин. М., 1972. — 18 с.
  184. , Д.Г. Сила ума: описание пути к успеху в бизнесе / Д. Г. Скотт.- Киев Издательское общество ВЕК, 1991. 225 с. — ISBN — 5−86 652−011−7.
  185. , В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с. -ISBN 5−88 527−081−3.
  186. , Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика / Ю. Е. Сосновикова. — Горький, 1975. — 118 с.
  187. Социальный стресс и психическое здоровье / Под ред. академика РАМН проф. Т. Б. Дмитриевой и проф. А. И. Воложина. М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001.-248 с.-ISBN 5−89 004−137−1.
  188. , Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги / Ч. Д. Спилбергер. // Стресс и тревога в спорте. М., 1983.-С. 12−24.
  189. , М.И. Динамика влияния некоторых психолого-педагогических факторов на отношение студентов к учению / М. И. Старов М.И. // Формирование у студенческой молодежи позитивного отношения к учебной деятельности. Тамбов: ТГПИ, 1983. — С.15−23.
  190. , М.И. Инновационные подходы к методологической культуре выполнения диссертаций по педагогике и психологии: научно-метод. пособие / М. И. Старов. Тамбов: Першина Р. В., 2008. — 72 с. — ISBN 978−591 253−133−0 .
  191. , М.И. Методика изучения системы отношений студенческой молодежи: Учебно-методическое пособие для студентов / М. И. Старов. -Тамбов: ТГУ имени Г. Р. Державина, 1999. 16 с.
  192. , М.И. Формирование системы отношений в процессе профессиональной подготовки учителя: Монография / М. И. Старов. -Московский педагогический государственный университет им. В. И. Ленина, ТГУ им. Г. Р. Державина, Москва-Тамбов, 1996. — 206 с.
  193. Стресс и копинг как факторы влияния // Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Баумана. СПб.: Питер, 2002. — С. 358−388.
  194. Стрессы. Стрессоустойчивость как способ предупреждения конфликтов // Конфликтология / Под ред. В. П. Ратникова. 2-е изд. перераб. и доп. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 511 с. — ISBN 978−5-238−970−4.
  195. , С.В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристики метаиндивидуальности учителя. Дис.. канд. психол. наук. / С. В. Субботин.- Пермь, 1992. 152 с.
  196. , В.В. Психофизиология стресса / В. В. Суворова. М.: Педагогика. — 1975.-208 с.
  197. , Н.В. Устойчивость к психическому стрессу как метаиндивидуальная характеристика руководителя тушения пожаров Дис.. канд. психол. наук. / Н. В. Суворова.- Пермь, 2006. 136 с.
  198. , Р. Средства и способы психологической защиты / Р. Счастливцев. М.: ACT- СПб.: Астрель-СПб, 2007. — 222 с. — ISBN 978−517−44 797−8.I
  199. , B.JI. Справочник практического психолога / B.JI. Таланов, И.Г.. Малкина-Пых. СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2005. — 928 с. — ISBN -5−69 901 577−9.
  200. Технология // Большая советская энциклопедия: (В 30 т.)/ Гл. ред. A.M. Прохоров.- изд. 3-е. М.: «Советская энциклопедия», 1976. — Т. 25. — С. 537.
  201. , В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов / В. П. Трусов. Л.: ЛГУ, 1980.-143с.
  202. , И.М. Видеть предвидеть — действовать. Психологические этюды / И. М. Фейнгерберг. — М.: Знание. — 1986.- 160 с.
  203. , П. Экспериментальная психология / П. Фресс, Ж.Пиаже. М.: • Прогресс, 1975, вып. V. — 284 с.
  204. , Л.М. Психологическая наука — учителю / Л. М. Фридман, К. Н. Волков.- М.: Просвещение, 1985. 224 с.
  205. , М.Л. Развитие стрессоустойчивости студентов в условиях интеллектуальных испытаний. Дис.. канд. психол. наук: 19.00.13. / М.Л. Хуторная-Тамбов, 2007. 163 с.
  206. , О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции / О. В. Хухлаева. — М.: Изд. центр Академия,, 2001.-208 с.
  207. , Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни / Э. Чарлтон // Вопр. психол., 1997. № 2. — С. 3−14.
  208. , Е. М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку: Книга для школьных психологов, родителей и учителей. — 2-е изд./ Е.М., Черепанова. М.: Изд. центр Академия, 1997. — 96 с. — ISBN 5−7695−0134−0. 1
  209. , О.А. Исследования эмоциональной устойчивости как важнейшего показателя психологической подготовленности спортсмена к соревнованиям / О. А. Черникова // Психологические вопросы спортивной тренировки. -М.: Ф и С, 1967.-С. 3−13.
  210. , М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: метод, пособие / М. А. Чошанов. — М.: Народное образование, 1996. 157 с. — ISBN 5−87 953−008−6.
  211. , В.Д. Психологический анализ деятельности / В. Д. Шадриков. —, Ярославль, 1979. 91 с.
  212. , О. В. Влияние объективных факторов на отношение студентов к учебной деятельности / О. В. Щекочихин // Формирование у студенческой молодежи позитивного отношения к учебной деятельности. — Тамбов: ТГПИ, 1983.-С. 3−14.
  213. , А.И. Исследование отношений актуальная задача психологии воспитания / А. И. Щербаков, В. В. Богословский // Отношения как проблема психологии воспитания: Сб. научн. тр. ЛГПИ им. А. И. Герцена. — Л., 1973.-C.3−10.
  214. , Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю. В. Щербатых. СПб.: Питер, 2006. — 256 с. — (Серия «Учебное пособие»). — ISBN 5−469−1 517−3.
  215. , Е.Г. Эмоциональная неустойчивость как ведущий фактор формирования дезадаптивного поведения студентов. Дис.. канд. психол. наук: 19.00.03. / Е. Г. Щукина.- М, 1998. 174 с.
  216. , Дж.С. Стресс: природа и лечение: Пер. с англ. / Дж.С. Эверли, Р. Розенфельд / Дж.С. Эверли. М.: Медицина, 1985. — 224 с.
  217. , А. Рационально-эмоциональная поведенческая терапия: 1Iруководство для психотерапевтов/ А. Эллис, К. Макларен- пер. с англ.яз. Н. Б. Ярошевской. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. — 157 с. — ISBN 978−5-22 214 121−2.
  218. Эмоциональный стресс / Под ред. Л.Леви. Л.: Медицина, 1970. — 326 с.
  219. , В.В. Педагогическая технология: Учебное пособие. Ч. 1., В. В. Юдин. Ярославль, ЯрГПУ, 1997. — 48 с.
  220. , В.А. Студенческий коллектив — центр воспитания будущих учителей / В. А. Яковлев. // Вопросы психологии воспитания. Вып. 5. Тамбов, 1976.-С. 6−8.
  221. , М.Г. История психологии. От античности до середины XX в. / М. Г. Ярошевский. М., 1996.-416 с.
  222. Basowits, Н. Anxiety and stress: An interdisciplinary study of a life situation / H. Basowits, H. Persky, Sh. Korchin, R. Grinker. New York: McGrow-Hill, 1955.
  223. Breznitz, Sh. The noble challenge of stress / Sh. Breznitz // Stress in Israel/ Sh. ' Breznitz. VanNostrand Reinhold Co. N.Y., 1983. 267p.
  224. Cattell, R. B. Handbook for the sixteen personality factor Questionnaire (16 PF) / R.B. Cattell, H.W. Eber, M.M. Tatsuoka. Champaign, Illinois, 1970.
  225. Coelho, G.V. Coping and adaptation / G.V. Coelho, D.A. Hamburg, J. E. Adams (Eds.). New-York: Basic Books, 1974.
  226. Fishman, A. On war and crime / A. Fishman // Stress in Israel / Sh Brenzitz. Nostrand Reinhold Co. N.Y., 1983.
  227. Guilford, J.P. The Nature of Human Intelligence / J.P.Guilford. N.Y., 1967.
  228. Haan, N. Handbook of Stress: Theoretical and Clinical Aspects/ Eds. J., Goldberger, S. Breznitz.-New-York, 1982.-P. 254−269.
  229. Hobfall, S. Conservation of resources: A new attempt at conceptualizing stress / S. Hobfall //American Psychologist. 1988. Vol. 44.P.513−524.
  230. Homey, K. Our inner conflicts. A constructive theory of neurosis/ K.Homey. — N.Y.:Norton, 1966.-250 p.
  231. Kobasa, S. Commitment and coping in stress resistance among lawyers/ S. Kobasa // J. of Personality and Social Psychology. 1982. Vol.42. P.707−717
  232. Lazarus, R.S., Folkman S. Stress, apparaisal, and coping / R.S. Lazarus, S. Folkman.-New York: Springer, 1984.
  233. Lehtonen, A. Stress reaction connected with characteristics of work in electronic industry.// Mental load and stress in activity European approaches./Bachman W., Udris I., Berlin, 1982. 68 p.
  234. Levi, L. Psychosocial stress and disease: A conceptual model // Life stress and illness / E.K.Erik Gunderson, R.H.Rahe. Springfield ill., 1974.
  235. Mechanic, D. Students under stress: A study in the social psychology of adaptation / D. Mechanic. Madison: University of Wisconsin Press, 1978.
  236. Suls, J., Fletcher B. The relative efficacy of avoidant and nonavoidant coping strategies: A meta-analysis / J. Suls, B. Fletcher // Health Phsychology. 1985. Vol.4.P. 249−288.
  237. Udris, I. Problems of theory, method and practice in psychological reseach on load and stress W. Bachman, I. Udris // Mental load and stress in activity-European approches / Berlin, 1985. 15 p.
Заполнить форму текущей работой