Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Физиологическая адаптация первоклассников с различными морфофункциональными особенностями

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В связи с этим процесс обучения, осуществляющий развивающую функцию, должен исходить из физиологических закономерностей организации и управления поведением, деятельностью человека на отдельных этапах онтогенеза. Изучению особенностей адаптации учащихся первых классов посвящено большое количество исследований отечественных и зарубежных ученых (Хрипкова А.Г., Антропова М. В., 1982; Баркан А. И… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
    • 1. 1. Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста
      • 1. 1. 1. Особенности физического развития детей младшего школьного возраста
      • 1. 1. 2. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста. 16 1.1.3.Особенности регуляции сердечного ритма детей младшего школьного возраста
    • 1. 2. Онтогенетические механизмы формирования приспособительных реакций
    • 1. 3. Адаптация школьников к началу учебной деятельности
  • ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Общая организация исследования
    • 2. 2. Методы исследования
    • 2. 3. Статистические методы исследования
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 3. 1. Адаптация первоклассников с разным типом морфофункциональной конституции к учебной деятельности
    • 3. 2. Особенности взаимосвязей показателей, характеризующих состояние психофизиологических функций, у первоклассников с разным типом морфофункциональной конституции
    • 3. 3. Успешность обучения в зависимости от морфофоункциональных особенностей учащихся
    • 3. 4. Значение морфофункциональных и психофизиологических показателей для прогноза успешности деятельности первоклассников
  • ГЛАВА 4. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
  • ВЫВОДЫ

Физиологическая адаптация первоклассников с различными морфофункциональными особенностями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Традиционный для отечественной физиологии подход к изучению закономерностей развивающегося организма базируется на принципе адаптации, согласно которому все функции формируются и претерпевают изменения при тесном взаимодействии организма с внешней средой (Анохин П.К., 1971; Ар-шавский И.А., 1982 и др.). Характер же взаимодействия организма и внешней среды на разных этапах онтогенеза определяется морфофункциональной зрелостью физиологических систем и адекватностью воздействующих факторов среды функциональным возможностям организма (Бетелева Т.Г., — Дубровин-ская Н.В., Фарбер Д. А., 1977).

В связи с этим процесс обучения, осуществляющий развивающую функцию, должен исходить из физиологических закономерностей организации и управления поведением, деятельностью человека на отдельных этапах онтогенеза. Изучению особенностей адаптации учащихся первых классов посвящено большое количество исследований отечественных и зарубежных ученых (Хрипкова А.Г., Антропова М. В., 1982; Баркан А. И., 1981, 1983; Александровская Э. М., 1983, 1984; Матвеева Н. А. и др., 1986; Bossdorf U., 1985; Left S., 1989; Meyer-Probst J. at all, 1988 и др.), в которых основное внимание обращено на изучение различных физиологических, психологических и медицинских параметров, проведение периодических исследований, анализ школьно-значимых показателей с целью определения школьной готовности, медицинского сопровождения учебного процесса. Только в единичных работах целенаправленно изучались вопросы оценки и прогнозирования особенностей адаптации детей к будущей школьной жизни (Асланян С.А., 1987; Жданова Л. А., 1984; Кулинич Т. Э., 1992; Солнцев А. А. и др., 1987; Русова Т. В., 1988). Однако полученные авторами материалы не позволили обеспечить высокую эффективность прогноза, что обусловлено отсутствием комплексных исследований данной проблемы.

Вместе с этим существует необходимость в проведении исследований не отдельных характеристик процесса адаптации, а ее комплексного изучения с учетом физиологического, социально-психологического, медицинского аспектов, их взаимосвязи в динамике обучения. Также недостаточно разработаны вопросы прогнозирования успешности обучения детей перед их поступлением в школу, решение которых позволит осуществлять целенаправленное проведение индивидуального подхода в обучении с целью профилактики функциональных нарушений и приведения в соответствие индивидуальных психофизиологических возможностей организма со степенью его загруженности, и тем самым существенно повысить эффективность обучения первоклассников.

Отмеченные выше обстоятельства определили цель и задачи настоящей работы.

Целью данной работы явилось изучение физиологической адаптации первоклассников с различными морфофункциональными особенностями.

В работе были поставлены следующие задачи:

1. На основе изучения антропометрических, вегетативных и нейродинами-ческих показателей выявить особенности формирования адаптивных реакций к условиям систематического. обучения учащихся с разнымморфофункцио-. нальным типом;

2. Изучить зависимость успешности обучения от психофизиологических функций учащихся;

3. На основании анализа морфофункциональных и психофизиологических показателей разработать и апробировать алгоритм прогноза успешности учебной деятельности первоклассников.

Научная новизна работы.

В диссертации впервые обосновано положение о том, что характер формирования приспособительных реакций у первоклассников зависит от морфо-функционального типа организма. В условиях обучения в школе наиболее адекватные приспособительные реакции наблюдаются у лиц с «нормореактив-ным» типом. В работе получены новые факты о связи успешности обучения со спецификой комплексного состояния психофизиологических функций учащихся, а также со степенью напряжения функциональных систем, ответственных за адаптацию. Показано, что низкие темпы развития нервной системы, преобладание парасимпатических влияний в регуляции функций, недостаточная активация адаптационных механизмов приводят к низкой успешности учебной деятельности, что сопровождается снижением общей резистентности организма и темпов нарастания массы тела.

С помощью комплексной оценки морфологических, вегетативных и пси-хонейродинамических показателей определены ранее не установленные психофизиологические характеристики, наиболее значимые для адекватного усвоения программы обучения, что сделало возможным прогнозирование успешности учебной деятельности первоклассников.

Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования расширяют теоретические представления о роли морфофункциональных и — психофизиологическихособенностейв механизме, формирования. долговременных приспособительных реакций. Выделены типы морфофункциональной конституции среди первоклассников, каждый из которых характеризуется определенной адаптивной стратегией в течение учебного года.

Разработаны психофизиологические критерии успешности учебной деятельности первоклассников, возможности возникновения дезадаптивных сдвигов в процессе обучения.

Построена дискриминантная модель, дающая возможность на основании психофизиологического статуса индивида достаточно надежно прогнозировать успешность его учебной деятельности.

Представленные материалы имеют практическое применение при оценке морфофункциональной готовности детей к обучению, могут быть использованы для создания оздоровительно-профилактических программ, позволяющих провести анализ причин, прогнозирование и коррекцию выявленных соматических и психофизиологических отклонений. По результатам исследования разработаны методические рекомендации «Оценка индивидуальных психофизиологических особенностей детей 6−7 лет» для педагогов начальной школы и школьных психологов.

Положения, выносимые на защиту.

1. В зависимости от особенностей морфофункциональной конституции у первоклассников в течение учебного года формируются различные варианты приспособительных реакций.

2. Успешность обучения имеет тесную связь с индивидуальными морфо-функциональными особенностями детей, а также со степенью напряжения функциональных систем, ответственных за адаптацию к обучению. Низкая успеваемость преимущественно сопровождается «гипореактивным» типом конституции, значительным напряжением регуляторных механизмов и ухудшением функционального состояния учащихся в течение учебного года.

3. Применение дискриминантного анализа позволило установить, что наи-'более-значимыми параметрами для^прогноза успешности процесса обучения.в., школе являются общий уровень школьной готовности, развитие тонкой моторики руки, индекс напряжения, амплитуда моды, что делает возможным их применение в качестве критериев прогностической оценки успешности учебной деятельности первоклассников.

Объем и структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, 4 глав, выводов и библиографического указателя литературы, включающего 266 отечественных и 35 иностранных источников. Работа изложена на 160 страницах машинописного текста, включает 14 таблиц и 19 рисунков.

выводы.

1. Комплексная оценка морфологических и психофизиологических параметров у первоклассников позволила выявить 3 типа морфофункциональной конституции. I тип характеризуется макросоматотипом, высоким уровнем психологических и нейродинамических показателей, симпатическим типом регуляции сердечного ритма. II тип отличается гармоничным физическим развитием, достаточным уровнем развития психологических и нейродинамических показателей, нормотоническим типом регуляции. III тип характеризуется микросоматотипом, низким уровнем психологических и нейродинамических показателей, ваготоническим типом регуляции ws.

2. Физиологическая адаптация детей с I типом конституции характеризовалась гиперреактивным типом функционального реагирования, что выражалось в дисгармоничности физического развитияпреобладании симпатических влияний в регуляции сердечного ритма и уменьшении количества межсистемных корреляционных связей.

3. Дети с II типом конституции в процессе обучения характеризовались наличием нормореактивного типа функционального реагирования, что проявлялось в гармоничном физическом развитии и оптимальном функционировании вегетативных и психофизиологических функций, увеличении количества положительных межсистемных корреляционных связей.

4. Дети с III типом конституции характеризовались гипореактивным типом функционального реагирования, что выражалось в замедленных темпах как физического развития, так и формирования психофизиологических функцийпреобладании парасимпатических влияний в регуляции сердечного ритмаснижении количества внутрисистемных связей.

5. Выявлена связь типа функциональной конституции и успешности обучения учащихся со степенью напряжения функциональных систем, ответственных за адаптацию. Для детей с:

— высокой успеваемостью и нормореактивным типом характерно оптимальное функциональное состояние в течение учебного года;

— с высокой успеваемостью и с гиперили гипореактивиым типом, наблюдалось функциональное напряжение регуляторных систем;

— низкой успеваемостью и гипореактивиым типом выявлено значительное ухудшение функционального состояния в процессе обучения.

6. Успешность школьного обучения зависит от уровня развития психофизиологических функций и вегетативного статуса учащихся: а) учащиеся со средней и высокой успеваемостью отличались большей зрелостью функций и свойств нервной системы, сбалансированным типом регуляции, гармоничным физическим развитиемб) дети с низкой успеваемостью характеризовались меньшей сформированностью нервной. системы и выраженностью тонких двигательных координаций, наличием напряжения по ваготоническому типу, снижением функциональных резервов организма и уменьшением темпов физического развития.

7. Использование дискриминантной модели позволило установить, что для прогноза высокой успеваемости значимыми являются общий уровень школьной готовности, развитие тонкой моторики руки, индекс напряжения регуляторных система низкой успеваемости — общий уровень школьной готовности, кратковременная память, индекс напряжения, амплитуда моды, широт-ные.размерытела.,.. .. .. .

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.В., Самохвалова В. П., Разживина Г. Н. и др. Способ оценки адаптационных возможностей детского организма. //Педиатрия. — 1989. — № 6. -*С. 50−54.
  2. .М. Физическое развитие и некоторые особенности в состоянии здоровья детей дошкольного и школьного возраста г. Благовещенска: Автореф. дис.. канд. мед. наук. Благовещенск, 1965. -23 с.
  3. В.А., Полянская Н. Г. Интеллектуальное развитие детей как фактор психологической" адаптации к обучению в школе /Экология детства: — социальные и медицинские проблемы. Мат. Всерос. науч. конф. СПб, 1994. — С.90−91.
  4. И.Н. Психологическая готовщ>сть к школе в контексте проблемы адаптации //Нач. школа. 1999. — № 1. — С.23−26.
  5. А.К., Филькина О. М., Жданова JI.A. Заболеваемость и адаптационные возможности детей /Научные основы формирования здоровья семьи. — М., 1991.-С. 109−111.
  6. Адаптация и здоровье: Учеб. пособие /Отв. Ред. Э. М. Казин. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. 301 с.
  7. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам /Под ред. А. Г. Хрипковой, М. В. Антроповой. — М.: Педагогика, 1982. — 222 с.
  8. В.А. Системные механизмы роста и развития организма //Советская педиатрия. М.: Медицина, 1989. — Вып. 7. — С.26−45.
  9. В.А., Долецкий С. Я., Аминжанов Ш. А. Вегетативные показатели у детей и подростков при эмоциональном напряжении //Физиология человека. 1989. — Т. 15, № 4. — С.40−47.
  10. Ю.Айзман Р. И., Великанова JI.K. Индивидуальная норма как критерий адаптации и здоровья. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1997. — 20 с.
  11. Г. И. Телосложение и реактивность организма. — Л.:ЛГУ, 1964.-91 с.
  12. Е.А., Сырцова М. А. Особенности функционального состояния сердечно-сосудистой системы детей 5−7 лет //Гигиена и санитария. — 1990. -№ 4. — С.13−14.
  13. Э.М. Критерии социально-психологической адаптации детей к школе /Проблемы адаптации в гигиене детей и подростков. — М., 1983. — С.32−39.
  14. Э.М. Медико-психологические аспекты адаптации детей к школе /Гигиенические аспекты охраны здоровья детей и подростков. —Тез. Всесоюз. науч. конф. — М., 1984. — С.32−33.
  15. Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе /Школа и психическое здоровье учащихся /Под ред. С. М. Громбаха. — М.: Медицина, 1988. С. 32−43.
  16. В.В. Возрастные особенности произвольной регуляции внимания //Новые исследования по возрастной физиологии. — М., 1980. —№ 1. —С.7−12.
  17. АлфероваВ.В., Кудрякова Т. А. Системная организация деятельности мозга детей с трудностями обучения при выполнении зрительно-пространственного и зрительно-вербального анализа //Успехи физиологических наук. 1990. — Т. 25. — № 1. — С.48−60.
  18. Н.А., Ямпольская Ю. А., Кааль X. Здоровье первоклассников и факторы, его определяющие /Гигиена детей и подростков — важнейшее звено профилактической медицины.-Тез.докл.науч.-практ.конф.-М., 1989.-Ч.2.-С.111−113.
  19. А.В., Ермолин И. Е. Вегетативное обеспечение детей при пробе с психоэмоциональной нагрузкой /Проблемы неврологии и нейрохирургии. — Иваново, 1994. С.82−84.
  20. П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина, 1968.-547 с.
  21. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М.: Медицина, 1975. 446 с.
  22. П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем. — М.:1. Медицина, 1980.-196 с. «
  23. П.К. Философские аспекты теории функциональной системы: Избр. Тр. М.: Наука, 1978. — 400 с.
  24. М.В. Реакция основных физиологических систем детей 6−12 лет в процессе адаптации к учебной нагрузке //Физиология человека. 1983. — Т.9, № 1. — С. 18−24.
  25. М.В., Ефимова С. П., Лосева О. А. Морфо-функциональные критерии готовности ребенка к обучению в школе /Биологический возраст и возрастная периодизация. М., 1978.- С.139−149.
  26. М.В., Манке Г. Г., Кузнецова Л. М. Здоровье школьников: результаты лонгитюдного исследования //Педагогика.-1995. — № 2. — С.26−31.
  27. И.А. Биологические и медицинские проблемы адаптации и стресс в свете данных физиологии онтогенеза //Актуальные вопросы современной физиологии. — М.: Наука, 1976.- С. 144−191.
  28. И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. — М.: Наука, 1982. 270 с.
  29. И.А. Физиологическое развитие детей.-Пущино, 1985—35 с.
  30. И.А. Принцип доминанты в обосновании системы воспитания и обучения детей дошкольного и школьного возраста //Физиология человека. 1991. -Т.17, № 5. -С.5−16.
  31. С.А. Возрастные и индивидуальные различия в уровне подвижности нервных процессов у детей 3−7 лет //Тез. докл. науч. конф. «Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков». — М., 1985. —. С. 34.
  32. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. — М.: Знание, 1987. — 78 с.
  33. P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. -М: Медицина, 1979. 295 с.
  34. P.M., Берсенева А. П. Адаптационный потенциал системы кровобра-щения и вопросы донозологической диагностики //Проблемы адаптации детского и взрослого организма в норме и патологии. М.: Медицина, 1990. — С. 25−34.
  35. P.M., Кириллов О. И., Клецкин С. З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. М.: Медицина, 1984. — 222с.
  36. М.В. Морфофункциональные особенности организма и развитие двигательных качеств у девочек 7−10 лет в зависимости от биологической зрелости и типа конституции: Автореф. дисканд. биол. наук.—М., 1997. — 16 с.
  37. А. А., Матвеева Н. А. Здоровье школьников. Красноярск, 1989. — 184 с.
  38. А. А. Проблемы роста и развития здорового ребенка //Российский педиатрический журнал. 1999. — № 2. — С.5.
  39. Баркан А.И.'О некоторых критериях прогнозирования исхода адаптации у детей, впервые поступивших в организованные коллективы //Педиатрия. — 1981. — № 9. -С.20−22.
  40. А.И. Типы адаптации первоклассников //Педиатрия. — 1983. — № 8. С.40−43.
  41. М.М. Динамика биоэлектрической активности мышц при формировании двигательного навыка письма //Нов. иссл. по возр. физиол. — М., 1976. № 1 — С.39−40.
  42. М.М. Динамика показателей сердечного ритма у младших школьников при адаптации к учебной нагрузке /Вопр. физиол. сердечнососудистой системы школьников. М., 1980. — С. 120−127.
  43. А.Ф., Белявский Ю. Ю. Психофизиологические характеристики индивидуальных поведенческих тактик адаптации к увеличенному сопротивлению дыханию//Физиология человека. — 1997. -Т.23.-№ 6. -С.83−91.
  44. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — JL: Наука, 1988.-270 с.
  45. Л.Ф., Сердюковская Г. Н., Симонова Л. А. и др. Состояние здоровья учащихся начальной школы и функциональные особенности их гормональной и иммунной систем //Здоровье населения и среда обитания. —1995. — № 5. — С. З-б.
  46. Г. Д. Изменение структуры и функций генной регуляции системы в процессе развития и старения многоклеточных организмов //Цитология и генетика.- 1971.-Т.5, № 4.-С.98.
  47. Л.Ф. Значение некоторых эндогенных и экзогенных факторов в формировании здоровья детей школьного возраста /Проблемы охраны здоровья детей дошкольного и школьного возраста. М., 1981. — С.20−21.
  48. Т.Г., Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А. Сенсорные механизмы развивающегося мозга. — М.: Наука, 1977. — 175 с.
  49. Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. — Л.: Медицина, 1971. 118 с.
  50. Т.И. Состояние свойств основных нервных процессов, памяти, внимания, успешности обучения у детей младшего школьного возраста.:: Ав-тореф. дис.. канд. мед. наук. Киев, 1993. 18 с. .
  51. В.П. Программа STATISTICA для студентов и инженеров. — М.: Компьютер-Пресс, 2001. -301 с.
  52. В.П., Боровиков И.П. STATISTICA. Статистический метод анализ и обработка данных в среде Windows. — М.: Информ.-изд. Дом «Фи-линъ», 1998.-608 с.
  53. В.В. Биология человека. М., 1968. — 343 с.
  54. Е.В., Харитонов В. И. Эколого-валеологические аспекты здоровья учащихся Южно-Уральского региона //Теория и практика физической культуры. 1999. — № 2. — С. 14−16.
  55. Н.Н. Адаптивная саморегуляция функций. М.: Медицина, 1977.-32 с.
  56. Т.Ю. Изучение морфо-функционального развития детей 67-летнего возраста и определение готовности организма к систематическому обучению Автореф. дис.. канд. мед. наук. -М., 1977. 14 с.
  57. Т.Ю. Динамика морфо-функциональных показателей учащихся начальной школы /Гигиенические вопросы начального обучения в школе. М., 1978. — Вып.5. -С.36−39.
  58. Влияние учебной нагрузки и санитарно-гигиенических условий обучения на здоровье школьников /Под ред. А. Г. Хрипковой. М.: Центр инноваций в педагогике, 1997. — 112 с.
  59. И.М. Закономерности физического развития детей и методы его оценки: Учебно-методическое пособие.—JL: Изд-во Лен.пед.мед.ин-та, 1986.— 156 с.
  60. В.И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. —
  61. JL: Медицина, 1977.- 272 с. «
  62. JI.X., Квакина Е. Б., Уколова М. А. Адаптационные реакции и резистентность организма. — Ростов: Изд-во Ростовского Университета, 1977. —120 с.
  63. М.Ю., Соколов Д. К., Кандрор И. С., Евлампиева М. Н., Осипян В. А., Пашина О. М. Об интегральной оценке функционального состояния организма //Физиология человека. — 1988. -Т.14, № 16. С.957−963.
  64. Гигиена детей и подростков /Под ред. Г. Н. Сердюковской, А. Г. Сухарева. -М.: Медицина, 1986. 430 с.
  65. Гигиена детей и подростков /Под ред. В. Н. Кардашенко. — М.: Медицина, 1988.-511 с. к
  66. О. С. Гавриков К.В. Индивидуальные особенности психофизиологических функций первоклассников в процессе их адаптации к школе //Физиология человека. 1992. — Т. 18, № 6. — С. 116−124.
  67. О.С. Физиологический анализ эмоционального напряжения и адаптации ребенка 6 лет к обучению в школе: Автореф. дис.. канд. мед. наук.-М., 1988.-22 с.
  68. В.И. Некоторые особенности формирования моторики детей 6−9 лет /Возрастные особенности формирования физиологических систем организма. — Тез. дою:. 3 Всесоюз. конф. «Физиология человека». М., 1985. -С.96−97.
  69. П.Д. Гомеостаз. — М.: Медицина, 1981. 452 с.
  70. Е.Д. Управление адаптацией учащихся младших классов к обу-ченлю в общеобразовательной школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Курган, 1999.-25 с.
  71. Н.П. Оптимизация обучения первоклассников на основе коррекции функциональной системы //Гигиена и санитария. 1990.—№ 11. — С.46−49.
  72. Э. Вегетативные сдвиги при адаптации организма школьников начальных классов к обучению. /Адаптация детей и подростков к учебным и физическим нагрузкам. — Тез. докл. Всесоюз. совещ. — М., 1979. — С.23−26.
  73. Э.Ю., Вайткявмчус В., Марачинскене Э. Особенности сердечного ритма у школьников //Физиология человека. — 1990. — Т.16. № 1. — С.88−93.
  74. С.М. О гигиенических критериях школьной зрелости //Нов. иссл. по возр. физиол.-М., 1976.-№ 1 — С.8−10.
  75. С.М. Проблема адаптации в гигиене детей и подростков //Труды Х1-го Межд. симп. школьной и университетской гигиены.—М., 1978. — С.51−56.
  76. С.М. Психогигиена учебных занятий в школе. /Психогигиена детей и подростков. Под ред. Г. Н. Сердюковской, Г. Гельница. — М.: Медицина, 1985.-С. 92−114.
  77. Ю.Н., Иовлев Б. В., Карвасарский Б. Д. Эмоциональный стресс в' условиях нормы и патологии. — JL: Медицина, 1976. — 221 с.
  78. Ю.М., Стамбровский Е. М. Клинико-физиологические основы психосоматических соотношений. Д.: Медицина, 1981. — 216 с.
  79. Т.Ф., Гравицкая Е. Г., Елизарова О. С. Возрастная физиология и гигиена учащихся младшего школьного возраста. -М.: МЭГУ, 1994. 181 с.
  80. Н.И. Психологическая готовность к школе. — М.: Комен-центр, 1993.-176 с.
  81. С.С. Учет особенностей телосложения ребенка при оценке его биологического возраста /Биологический возраст и возрастная периодизация. Сб. яауч. трудов. М., 1978. — с. 126−130.
  82. Н.Н. Электрофизиологические корреляты активации и обучения //Мозг и психическая активность. — М.: Наука, 1984. — С. 107.
  83. В.М. Большие биологические часы (введение в интегральную медицину). — М.: Знание, 1982. 208 с.
  84. А.Д. Клинико-функциональная характеристика высокорослых детей дошкольного и школьного возраста: Автореф. дис.. канд. мед. наук. — Куйбышев, 1979.-16 с.
  85. К.П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка.-М.: Медицина, 1983. — 160 с. -
  86. P.M. Соматометрические типы и варианты развития детей и подростков. (По материалам продольных соматометрических исследований) школьников: Автореф. дис.. докт. мед. наук. -М., 1985. 30 с.
  87. В.А. Влияние некоторых факторов внешней среды на здоровье школьников /Школа и психическое здоровье учащихся /Под ред. С. М. Громбаха. М. Медицина, 1988. — С. 160−171.
  88. Н.В. Нейрофизиологичекие механизмы внимания: Онтогенетические исследования. Л.: Наука, 1985. — 144 с.
  89. Н.В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии. — М.: «Владос», •2000. 144 с. .
  90. Ю.А. Возрастная физиология. -М.:Просвещение, 1985.-345с. *
  91. С.П., Морозова JI.B. Состояние здоровья детей и прогнозирование школьных трудностей /Дети: здоровье, экология и будущее. — Мат. 7 объ-ед. науч.-практ. конф. Смоленск, 1994. — С.26−27.
  92. С.А. Анатомо-физиологические особенности детей различных конституциональных типов. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1990. — 24 с.
  93. JI.A. Адаптация первоклассников к началу систематического обучения в школе //Педиатрия. — 1984. — № 1. С. 47−50.
  94. JI.A. Биологические и социальные детерминанты формирования .здоровья школьников /Научные основы формирования здоровья среды. — М., 1991.-С. 149−154.
  95. JI.A., Русова Т. В., Солнцев А. А. Возрастные особенности адаптации детей к началу обучения в школе и пути профилактики ее нарушений //Педиатрия. 1990. — № 6. — С.50−56.
  96. JI.A., Филькина О. М., Шанина Т. Г. Онтогенетические особенности структуры синдрома адаптации у детей при поступлении в детские дошкольные учреждения и школу /Формирование здоровья и профилактика его нарушений у детей. М., 1986. — С. 104−110.
  97. О.М. «Школьная» зрелость и ее связь с биологическим развитием первоклассников /Гигиенические аспекты охраны здоровья детей и подростков. — Тез. докл. Всесоюз. науч. конф. М., 1984. — С.36−37.
  98. Л.Е. Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей //Нач. школа. 1999. — № 8. — С.5−11.
  99. М.Е. Адаптация к начальной школе: особенности психического состояния и поведения первоклассников в зависимости от типа педагогического воздействия их учителей //Психол. наука и образование. — 2000. — № 1. -С. 22−29.
  100. В.М. Гигиенические критерии адаптации детей к школе и факторы, на нее влияющие /Школа и психическое здоровье учащихся /Под ред. С. М. Громбаха. М.: Медицина, 1988. — С. 43−54.
  101. В.М., Сапожникова Г. М. Адаптация первоклассников к школе и некоторые факторы, на нее влияющие /Проблемы адаптации в гигиене детей и подростков /Под ред. Г. Н. Сердюковской, С. М. Громбаха. М., 1984. — С. 15−23.
  102. Е.Б. Динамика состояния здоровья детей за 1 год обучения /Некоторые вопросы гигиены растущего организма. — М., 1978. — С.21−25.
  103. Е.В. Стиль адаптации к новым условиям учебной деятельности (на материале исследования младших школьников и подростков): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Пермь, 2000. 18 с.
  104. О.Г., Савченко С. Ф. Чем вызваны трудности школьной адаптации у первоклассников //Нач. школа. 1999. — № 1. — С.61−63.
  105. Л.Н., Галеев А. Р. Оценка функционального состояния организма с помощью программно-технического комплекса (Методическое руководство). — Кемерово, 2000. — 30 с.
  106. З.Б. Умственная работоспособность и характеристика вегетативного реагирования на умственную нагрузку детей с различной подвижностью нервных процессов: Автореф. дисканд. мед. наук. Казань- 1995. — 20 с.
  107. В.П. Биосистема и адаптация. Новосибирск, 1973. — 48 с.
  108. В.П. Современные аспекты адаптации. — Новосибирск, 1989. — С.6.
  109. В.П., Баевский Р. М., Берсенева А. П. Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения. Л.: Медицина, 1980. — 208 с.
  110. В.П., Казначеев С. В. Адаптация и конституции человека. -Новосибирск: Наука, СО, 1986. 120 с.
  111. Р.А. Физиология и патология сердечно-сосудистой системы детей и подростков. — М., 1973. 326 с.
  112. В.Н., Стромская Е. П. Подготовка ребенка к школе. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Медицина, 1968. — 32 с.
  113. Н.Г. Состояние здоровья, успеваемость и условия жизни школьников: Автореф. дис.. канд. мед. наук. — М., 1980. — 24 с.
  114. В.М., Винантов В. В., Миронова В. М., Карлышева Н. Е. Значимость различных факторов в становлении младших школьников /В.М.Бехтерев и современная психология. Тез. межд. науч.-практ. конф. — Казань, 1995.-С.79.
  115. В.Г. Функциональное состояние симпатико-адреналовой системы у младших школьников в процессе адаптации к учебным нагрузкам /Вопросы физиологии сердечно-сосудистой системы школьников. — М., 1980. С. 144−153.
  116. JI.M., Коробейникова Л. Г., Коробейников Г. В. Физическое развитие и состояние психофизиологических функций детей младшего школьного возраста //Физиология человека. — 2002. — Т.28, № 2. — С.35−43.
  117. В.И., Фарбер Д. А. Физиология развития ребенка.—М., 1983. 56 с.
  118. М.М., Маркосян А. А. Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. — М.: Просвещение, 1969. — 360 с.
  119. Компоненты адаптационного процесса. /Под ред. В. И. Медведева. — Л.:Наука, 1984.-110 с.
  120. Т.С. Физиологические аспекты адаптации первоклассников к обучению в школе в условиях Севера: Автореф. дис.. докт. биол. наук. Архангельск, 1999. 47 с.
  121. Т.С., Звягина Н. В., Морозова Л. В. Психофизологические особенности развития детей младшего школьного возраста. — Архангельск: Изд-во Помор, гос. ун-та, 1997. — 158 с.
  122. Г. И., Смирнов В. М. Нервная система и стресс. М.: Медицина, 1970.-200 с.
  123. Ф.Л. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях.-М.: Медицина, 1976. 191 с.
  124. О.Ю. Состояние психического здоровья школьников в период адаптации к школе /Проблемы адаптации детского и взрослого организма в норме и патологии. М., 1990. — С.88−91.
  125. А.Г., Бирюкова О. В., Силкин Ю. Р. Индивидуальная адаптация. Пути управления /Медицинская наука практике: К 75-летию Ниже-гор.мед.акад.-Н.Новгород, 1995. — С. 195−202.
  126. JI.H. Показатели физического развития и их связь с обменом липидов у здоровых детей дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 1979.-18 с.
  127. Е.Б., Сапешко Т. А. Динамика умственной работоспособности учащихся в зависимости от состояния «школьной зрелости» //Гигиена и санитария. 1977. — № 2. — С.40.
  128. С.Г., Леутин В. П., Чухрова М. Г. Психофизиологические аспекты незавершенных адаптаций. Новосибирск, 1998. — 100 с.
  129. Д.Н., Кулакова Т. П., Кантонистова Н. С., Хамаганова Т. Г. Наследственность и среда в формировании интеллектуальных и нейрофизиологических функций детей и подростков //Охрана здоровья детей. — М., 1979.-Вып. 7.-С. 145−166.
  130. Т.А. Динамика функционального состояния ЦНС школьников в процесс обучения. Электрофизиологический анализ: Автореф. дис.. канд. биол. наук.-М., 1991.-26 с.. .
  131. Н.Н. Гигиеническое значение, причины и профилактика школьной незрелости //Гигиенические вопросы начального обучения в школе. -М., 1978.-Вып.5.-С. 17−35.
  132. Н.Н., Сорокина Т. Н. Диагностика функциональной готовности детей к обучению в школе /Психо-физиологические исследования в гигиене детей и подростков. М., 1981. — С.32−38.
  133. А.И. Оценка «школьной зрелости» по возрастным особенностям развития психических функций детей 6−7 лет /Актуальные вопросы гигиены детей, подростков, студентов. М., 1978. — С. 48−49.
  134. О.О., Нидеккер И. Г., Бродецкая Е. Е. Волновая структура сердечно го ритма здоровых детей //Физиология человека. — 1988. Т. 14, № 2. — С.328−331.
  135. Г. Ф. Биометрия. М.: Высш. шк., 1990. — 408 с,
  136. А.Б., Медведев В. И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М., 1981. — 110 с.
  137. Д., Гринене Э. Гигиеническая оценка работоспособности школьников 1−11 классов /Актуальные вопросы гигиены детей, подростков, студентов.-М., 1978. С. 111−113.
  138. Д., Гринене Э. Особенности физического развития школьников 1 и 2 классов /Возрастные особенности физиологических систем детейи подростков. Тез. II Всесоюз. конф. — М., 1981. — с.266−267.
  139. Н.Ф. Возрастная периодизация /Лекции для студентов пед. учреждений всех специальностей. — Новосибирск: НГПУ, 1996. 13 с.
  140. А.И. Функциональные сдвиги у детей 6−7 лет в процессе обучения /Возрастные особенности физиологических систем организма. — Тез. докл. Всесоюз. конф. «Физиология развития человека». М., 1985. — С.225−226.
  141. Н.В., Чайченко Г. М., Богуцкая Т. А. Психофизиологическая готовность детей к обучению в школе //Физиология человека. — 1995. — Т.25, № 2.— С.39−45.
  142. Ю.А. Адаптация ребенка к новым микросоциальным условиям / Матер. 1 Межд.конф. педиатров Европейских стран «Здоровый ребенок» .- М., 1979.-С. 130.
  143. Ю.А. Системная организация эмоционального поведения. — М, 1980.- 207 с.
  144. Ю.А. Принципы оценки состояния здоровья детей //Советская педиатрия.-М.: Медицина, 1989. — Вып.7. С.5−26.
  145. Ю.А., Лосев Н. И., Хитров Н. К. Приспособление /БМЭ. 3-е изд. — 1983. -Т.21. — С.72−75.
  146. Т.М., Мешкова Т. А., Гавриш Н. В. О связи свойств внимания и успеваемости у учащихся II классов .//Вопр. психол. — 1988. — № 3.-С.36−43.
  147. Н.А. Гигиенические основы учебной деятельности и оценки здоровья школьников в зависимости от особенностей морфофункционального развития: Автореф. дис.. докт. мед. наук. -М., 1986. — 43 с.
  148. Н.А., Жукова Н. П., Усанова Е. Т., Шулындина Л. П. Адаптация к учебной нагрузке первоклассников с различным уровнем биологического развития /Труды Н-го Межд. симп. школ, и университет, гигиены и медицины. М., 1978.- С.77−79.
  149. В.И. Психологические реакции человека при действии экстремальных факторов. — Л.: Наука, 1992. — 102 с.
  150. В.И., Леонова А. Б. Функциональные состояния человека /Физиология трудовой деятельности. СПб.: Наука, 1993. — С. 25−67.
  151. Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М.: Наука, 1981. — 278 с.
  152. Меерсон Ф:3., Малышев И. Ю. Феномен адаптационной стабилизации структур и защита сердца. М.: Наука, 1993. — 159 с.
  153. Ф.З., Пшенникова М. Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. М.: Медицина, 1988.-253 с. •
  154. Е.А. Психолого-педагогические аспекты готовности детей к успешному обучению: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Томск, 2000. — 20с.
  155. B.C. Психология индивидуальности //Избранные психологические труды /Под ред. Е. А. Климова. М.: Изд-во ин-та практической психологии, 1996.-448 с.
  156. Методы исследования и оценка физического развития детей и подростков /Сост.: О. И. Черемисина, И. М. Барсукова, В. В. Ерзумашева. Новосибирск: НГПУ, 1996. — 3 5 с.
  157. Н.М., Соловьева B.C., Година Е. З. Ростовые процессы у детей и подростков. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 184 с.
  158. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем детей дошкольного возраста /Под ред. М. В. Антроповой, М. М. Кольцовой. — М.: Педагогика, 1983. 159 с.
  159. Н.И. Психологическая напряженность.—М.: Наука, 1976. — 111с.
  160. А.Д. Методы обработки многомерных данных в психологии.- СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1999. 100 с.
  161. Е.И., Корнилова Т. И. Состояние сердечно-сосудистой системы у учащихся общеобразовательной школы /24 Огаревские чтения: Тез. докл. Науч. конф. Саранск, 1995. — 4.2. -109−110.
  162. Н.Н. Диагностика и предупреждение отклонений в здоровье детей при обучении в школе с углубленным изучением иностранного языка:
  163. Автореф. дис.канд. мед. наук. — Иваново, 1994. —21 с. *
  164. Нгуен Тхи Нгок Чам Морфофункциональные показатели детей 6−8 лет в зависимости от типа конституции и биологической зрелости Автореф. дис.. канд. мед. наук. JL, 1983. — 16 с.
  165. С.А. Умственная работоспособность и успеваемость школьников в зависимости от состояния их нервной системы //Гигиена и санитария.- 1983.-№ 1.-С. 28−30.. • • • • • •
  166. Н.М., Полевщикова И. Б. Особенности здоровья первоклассников /Дети: здоровье, экология и будущее. Мат. 7 объед. науч.-практ. конф. -Смоленск, 1994. С.36−37.
  167. О.А., Казин Э. М., Заруба Н. А., Каленская Е. А. Изменения функционального профиля первоклассника в зависимости от профиля обучения /Здоровье и образование. Мат. 2 Всерос. научно-практ.конф. — СПб, 1997.-С.100−102.
  168. О.Е., Соловьева Н. И., Винокурова JI.H. Вегетативное обеспечение школьников, имеющих разную нагрузку /Актуальные проблемы профилактики неинфекционных заболеваний. Мат. науч.-практ. конф. с между-нар. участием. -М., 1995.-C.il.
  169. А.А. Особенности адаптации школьников к обучению в школе /Международное сотрудничество и образ жизни молодежи на Севере. Мат. 1 Межднар. науч.-практ. конф. студентов и молодежи.—Магадан, 1995. — С.95−96.
  170. Г. Г. Характеристика адаптивных реакций здоровых детей при различных функциональных состояниях организма Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 1986. — 27 с.
  171. С.Б., Сидоренко A.JL, Кратенко И. С., Павлова Г. Б. Иммунный статус школьников начальных классов при разных условиях обучения //Гигиена и санитария. 2000. — № 5. — С.41−43.
  172. Н.А., Маленок Т. В., Щухман Э. И. Динамика умственной работоспособности первоклассников с различной подготовкой к школе /Проблемы адаптации в гигиене детей и подростков. — М., 1983. С. 262.
  173. Т.В. Основные закономерности роста и развития детей и критерии периодизации. Одесса, 1975. — 156 с.
  174. Н.А., Алешкевич Т. Г. Возрастные особенности сердечного ритма школьниц 7−8 лет г. Ставрополя /Функциональные особенности сердца при физических нагрузках. в возрастном аспекте. -Ставрополь, 1977. — С 91−96.
  175. В.В. Количественные методы в биологии и медицине. М: Знание, ¦ 1967.-31 с.
  176. О.Н. Учет индивидуально-типологических особенностей учащихся в условиях личностно-ориентированного обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Улан-Удэ, 1999. -23 с.
  177. В.П. Проблема реактивной детерминации и теории патологии. //Вестн. АМН СССР, 1976, № 4, с. 82−91.
  178. ПлатоновК.К. Психологический практикум—М.: Высшая школа, 1980.-165 с.
  179. А.Н., Кожевникова B.C. Адаптация первоклассников-семилеток по ряду функциональных показателей к обучению в школе по новой учебной программе //Физиология человека. 1997. — Т. 23, № 6. — С.44−48.
  180. Д.А. Динамика статистических показателей сердечного ритма у дошкольников в течение учебного года //Гигиена и санитария. — 1990. -№ 11.-С. 12−13.
  181. Дж. Справочник по вычислительным методам статистики. — М., 1982.-344 с.
  182. А.А. Учет индивидуальных особенностей школьников как одно из условий повышения эффективности процесса формирования научных понятий: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Казань, 1980. -20 с.
  183. Ю.М. Умственное утомление школьника (симптоматика, физиологическая природа и пути ее устранения).-М.: Медицина, 1964.-151с.
  184. A.M. Диагностика личностной тревожности и некоторые способы ее преодоления /Диагностика и коррекционная работа школьного психолога. М., 1987. — 195 с.. ., >. ». ., «
  185. А.А. Особенности ритма сердца и симпато-адреналовой системы у детей 6−8 лет в течение учебного года: Автореф. дис.. канд. мед. наук. -Казань, 1990.- 16 с.
  186. .Ж. Образ жизни и адаптация детей /Тез. докл. XII Всесо-юз. съезда детских врачей. М., 1988. — С. 124−125.
  187. .Ж. Адаптация детей к условиям Севера //Советская педиатрия.-М., 1989. -Вып.7. — С. 126−143.
  188. А.П., Тимофеев Г. Ф. Физическая работоспособность один из факторов готовности детей к обучению в школе /Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей. Тез. докл.1 Межд. научно-практ. конф. — Дубна, 1992.-С.124.
  189. Рост и развитие. ребенка. По данным антропологии. /Под ред. Н. Н. Миклашевской. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. 183 с.
  190. Т.В., Жданова Л. А., Шиляев P.P. Состояние здоровья школьников с различным умственным и физическим развитием //Школа здоровья. -1996. -Т.З, № 2.-С.5−12.
  191. Д.В. Психологическая готовность детей к школьному обучению //Нач. школа. 1999. — № 3. — С.61−62.
  192. Н.Г. Комплексное социально-гигиеническое исследование состояния здоровья школьников 1−2 классов: Автореф. дис. .канд. мед. наук. — М., 1987.-18 с.
  193. А.Б., Хитров Н. К. Природа системообразующего фактора в теории функциональных систем П.К. Анохина. //Успехи современной биологии. 2002. — т.12, № 2. — С.148−155.
  194. Г. П. Физическое развитие школьников.-М.: Знание, 1968. — 196 с.
  195. Е.В. Сравнительный анализ прогнозов и результатов учебной Деятельности школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Казань, 1981. -20 с.
  196. Г. Очерки об общем адаптационном синдроме-М., 1960.-254 с.
  197. Г. На уровне целого организма. М., 1972. — 122 с.
  198. В.Г., Махина Е. С. Критерии определения «школьной зрелости», адаптационных возможностей у первоклассников, меры по их оздоровлению. (Методические указания для учителей, школьных врачей, родителей). Новосибирск, 1996, — 16 с.
  199. А.В., Умрихин С. О., Цыганок А. А. Нейропсихологический анализ школьной неуспеваемости среди учащихся массовых школ //Журнал ВНД. 1992. — Т.42, Вып. 4. — С. 655−663.
  200. Г. Н. Социальные условия и состояние здоровья школьников. М.: Медицина, 1979. — 184 с.
  201. Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб: Речь, 2000.-350 с.
  202. Г. И., Прокопенко Ю. И. Методологические аспекты предпа-тологии //Вестник АМН СССР. 1976. — № 4. — С. 13−22.
  203. Т.И. О типах распределения интервалов у детей 7−8 лет /Биологический возраст и возрастная периодизация. — М., 1978. — С.76−79.
  204. Т.И. Изменение сердечного ритма при дозированной умственной нагрузке //Новые исследования по возрастной физиологии. М., 1980. — № 2. — С.39−43.
  205. Н.Н. Эволюция резистентности и реактивность организма. — М.: Медицина, 1981.-235 с.
  206. А.А. Основные типы эмоционального реагирования детей при адаптации к условиям дошкольного учреждения и школы //Педиатрия. -1983- — № 7. —С.7−11
  207. А.А. Диагностика расстройств адаптации у детей при поступлении детей в дошкольное учреждение и школу //Педиатрия. — 1985. -№ 4. — С.29−33.
  208. А.А., Агеев А. К., Филькина О. М., Шанина Т. Г. Социально-биологические факторы, влияющие на исход адаптации детей к детскому учреждению /Тез. докл. VII Всерос. съезда детских врачей. — Иваново, 1987. -С.77−79.
  209. А.П. Методологические аспекты адаптации. /В кн. Философские и социальные аспекты учения о здоровье и болезни. — М.: Просвещение, 1975,-с. 123−145.
  210. Т.Н. Критерии функциональной готовности детей к обучению в школе: Автореф. дис.. канд. мед. наук. -М., 1975. -20 с.
  211. Т.Н. Гигиенические аспекты индивидуализации начального обучения /Гигиена детей и подростков — важнейшее звено профилактической медицины. — Тез. докл. научно-практ. конф. — М., 1989. — 4.1. — С.23−24.
  212. А.Б., Арон Д. И. Методика исследования физического развития. М.: Медицина, 1959. — 75 с.
  213. Стандарты физического развития детей и подростков Кемеровской области. — Кемерово, 1992. 171 с.
  214. Е.И. Опыт комплексного изучения человека в Ленинградской школе психологов//Психологический журнал. — 1994. Т. 15, № 5. — С. 13−23: —
  215. Е.П., Кардашенко В. Н. Состояние здоровья детей и подростков с различиями морфофункционального развития //Гигиена и санитария. — 1982. — № 2. — С.71.
  216. Структурные основы адаптации и компенсации нарушенных функций: Руководство /Под ред. Д. С. Саркисова. М.: Медицина, 1987. — 448 с.
  217. К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. — М.: Медицина, 1981.-229 с.
  218. К.В. Общая теория функциональных систем. М.: Медицина, 1984. -233 с.
  219. К.В. //Нормальная физиология. Курс физиологии функциональных систем. /Под ред. К. В. Судакова. М.: Мед. Инф. Агентство, 1999. — С.З.
  220. В.А. Физиолого-гигиеническая оценка функционального состояния младших школьников при дифференцированном обучении: Автореф. дис.. канд. мед. наук. Иркутск, 1988.-28 с.
  221. Д. Биология человека . -М.: Мир, 1979. — 561 с.
  222. Н.В. Качество управления двигательной активностью как показатель готовности детей 6−7 лет к обучению в школе /Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей. Тез. 3 Междунар. науч.-практ. конф.-Дубна, 1994.-С. 104.
  223. Тонкова-Ямпольская Р.В., Голубева Л. Г., Мышкис А. И. Онтогенетические особенности адаптации детей. М., 1985. — С.81−85.
  224. Л.Ф., Кириллова Т. Г., Кутепова М. В., Шквирина О. И. Прогнозирование состояния здоровья учащихся на основании их функциональной готовности к обучению в школе //Здоровье и образование. Мат. межд. конгресса валеологов. СПб, 1999.— С. 179.
  225. И.О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сер-дечно-еосудистой системы школьников— М.: Педагогика, 1985. — 88 с. .
  226. В.Н. Клинико-функциональная характеристика адаптации детей к школе детей с последствиями перинатального поражения ЦНС на первом году обучения.: Автореф. дисканд. мед. наук. — Челябинск, 1996. — 22 с.
  227. В.Г. «Зрелость формы» как критерий возрастного развития детей //Гигиена детей и подростков. М., 1978. — Вып.6. — С.89−104.
  228. А.А. Доминанта. — М.: Наука, 1966. 273 с.
  229. Д.А. Принципы систем структурно-функциональной организации мозга и основные этапы ее форимироания //Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. — Л.: Наука, 1990. С. 168.
  230. Д.А., Дубровинская Н. В. Функциональная организация развивающегося мозга (возрастные особенности и некоторые закономерности) //Физиология человека. 1991.-Т. 17, № 5. — С. 17.
  231. С.В., Кожевников A.M., Тутрин А. Ю. Медико-психологические проблемы школьной дезадаптации детей: Учеб. пособие для студ. психол. и мед. ф-тов. — Новосибирск, 1996. 73 с.
  232. Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты /Под ред. М. М. Безруких, Д. А. Фарбер. — М.: Образование, 2000. 319 с.
  233. Г. М. Спектральный анализ ЭЭГ у детей 7−9 лет //Новые исследования по возрастной физиологии. — 1979. № 1. — С. 8−9.
  234. Т.Г. Влияние факторов внешней среды и наследственности на морфо-функциональное развитие детей и подростков на разных этапах онтогенеза.: Автореф. дис.. канд. мед. наук. -М., 1987. — 22 с.
  235. Н.Б., Чечельницкая С. М., Чиркова О. Ю., Желтухина E.JL, Мамий В. И. Вариабельность сердечного ритма в исследовании возрастной динамики вегетативной регуляции у здоровых детей 5−14 лет //Школа здоровья. 1999. — Т.6, № 4. — С.66−77.
  236. А.Г., Антропова М. В., Фарбер Д.А.-Возрастная физиология и школьная гигиена. М.: Просвещение, 1990. — 387 с.
  237. Е.Н. Морфо-гормональные корреляции и конституция человека /Проявление особенностей конституции в деятельности висцеральных систем.-М., 1972.-С.6−8.
  238. Е.Н., Перевозчиков И. В. Антропология М.: Изд-во МГУ, 1991.-318с.
  239. Г. И., Алферов В. П. Адаптацонные изменения организма в состоянии здоровья и болезни. //Веста. АМН СССР. -1976. -№ 11.- С.22−31.
  240. Центры научных основ развития и здоровья /Под ред. Э. М. Казина, Т. С. Паниной, Г. А. Кураева. Кемерово, 1993. — 191 с.
  241. В.Р. О связи диагностики психической готовности детей к школе и содержания коррекционных занятий //Психол. наука и образование. — 2000. — № 1. С.71−74.
  242. Г. М., Томилина Л. И. Психофизиологический рейтинг как показатель эффективности умственной деятельности //Физиология человека. — 1995. — Т.21, № 2. -С.30.
  243. Е.Д. Продуктивность кратковременной памяти детей как критерий их готовности к обучению в школе. /Улучшение качества подготовки детей к школе. М., 1984. — С. 110−112.
  244. Е.Д., Костиник И. М., Багнюк К. А. Функциональное состояние центральной нервной системы детей 6−7 лет в процессе их адаптации к систематическому обучению /Проблемы адаптации в гигиене детей и подростков.-М., 1983.-С. 383.
  245. Н.И. Умственное развитие и обучение. — М., 1995. — 230 с.
  246. Е.А. О некоторых закономерностях физического развития детей по возрастно-половым показателям. //Советское здравоохранение, 1984.- № 9.- С. 16−21.
  247. Шереметева' Э.М.,» Сетко H.TI. Физиолого-гигиенические аспекты адаптации первоклассников к школе //Гигиена и санитария.—1999. — № 4. — С.27−29
  248. Ю. П., Казин Э. М. Лурье С.Б. Эндокринные и биоритмологические аспекты онтогенеза и адаптации. Кемерово, 1991. — 301 с.265&bdquo-. Щедрина А. Г. Онтогенез и теория здоровья. — Новосибирск: Наука СО, 1989. -135 с.
  249. Ю.А. Физическое развитие школьников Москвы в последние десятилетия //Гигиена и санитария. — 2000. — № 5. — С.65−71.
  250. Abbadi М. Les classes d’attente l’ecole matternelle //Revue d’hygiene et medicine scolaires et universitares. 1965. — v. 18, N 2. — S.99.
  251. Alexitch L.R., Biankstein K.R., Flett G. L. The text taking expectation scale: psychometric properties and relation with test anxiety //Pers. And Individ. Differ.- 1988.-v.9, N6.-P. 1001.
  252. Д. Адаптацията на децата към обучение. София: Медицина, 1983.- 140 р.
  253. Bernard V. Pour une poignee de minutes. ou tentative de reduction de la fatique de l’ecolier par amenagement de la journee et de la semaine scolaire //Revue d’Hygiene et de Medicine scolaire et universitaire. 1980.-v.l, N l,-P.49−58.
  254. Bojuzikova A. Skolsky vyron ziaka a differncovany pristup //Csl. Hyg. — 1980. —1.25, N 3.- S. 134−143.
  255. A., Sevcikova L. К urovni stravovania na jednotlivych ty-poch skol //Ces. Hyg. 1990. -1.35, N 6. — S. 331−339.
  256. Bossdorf U. Teoretische und praktische Aspecte des Gesundheitsschutzes fur Kinder und jugendliche in der DDR //Padiatrie und Grenzgebiete. — 1985. — v.24* N1. — S.3−7.
  257. Cadman D., Chambers L.W., Walter S.D. et al. The usefullness of the Denver Development Test to predict kindergarten problems in a general community population //Am. J. Public Health. 1984. — v.74. — P. 1093−1097. .
  258. Canon W.B. The Wisdom of the body. -L. 1932.
  259. Charles F., Pountrin L. Etude des Facteure de risques dehec scolaire au cours preparatorie //Rev. Hyg. Med. Scol. 1982. -1.35, N1. — S. l-18.
  260. Children with health impairments in schools //Pediatrics, 1990. — v.86, N4. — P.636−638.
  261. Dahlke U. Eine Moglichkeit zur Verbesserung der Adaptabilitat von Vor-schulkindern an die shule //Jngenkunde. 1985. -N6. — S. 141−143.
  262. Denenberg V. H. An attempt to isolate critical periods of development in the rat //J. Compar. Physiol. 1962. — V.55, N 5. — P.813−815.
  263. Gutsmuths F.-J. Zum Gezundheitszustand von schulern der Klassen 1−10 //Padiatrie und Grenzgebiete. 1985. -Nl. — S.41−48.
  264. Karen Akhj Nielsen Адаптация детей и подростков к новым условиям обучения //Труды II Международного симпозиума школьной и университетской гигиены и медицины. М., 1978. — С.82−85.
  265. Kern A. Sitzenbleiberelend und Schulreife. Freiburg, 1963.
  266. Left S. A comprehensive selective programme of helth surveillance at school //Publ. Helth. 1989. — v.103, N6. — P.475−484.
  267. Lichtenshtein R., Ireton H. Preschool screening. New York: Grune and sttation.- 1984.- 153 p.
  268. V., Sevcicova L., Arohova O., Liska I. /Липкова В., Шевчико-ва Л., Арохова О., Лишка И. /Психо-функциональные реакции школьников на учебную нагрузку /Школа и психическое здоровье учащихся. Под ред. С. М. Громбаха.-М.: Медицина, 1988.-С.139−147.
  269. McCabe М.Р. Influence of creativity and intelligence on academic performance //J. Great. Behav. 1991. — v.25, N2.- P. 116.
  270. Merger R. Sur L’organisation actuelle de la scolarite //Bull. Acad. Man. Med.- 1985.-t:169,N3.-S.345−346. .
  271. Ogura М. Health problems of schoolchildren and recent trends in schoolhealth //Asian medical journal. 1986. — v.29, N2. — P. 109−116. *
  272. Petosa R., Huner G., Melby C. Appropriate use of Health Risk Appraisails with school-age children //Journal of School Health. 1986.—v56, N2. — P.52−56.
  273. Riegorva J., Cturtlink L. Kosova Hodnoceni biologike zralosti deti na zaklade veku Vych. 1990. — v. 38, N6. — S.359−363.Ф160
  274. Roden A. Pre-school assesment of Gifted children //Publ. Health. 1 989. — v.1003, N6. — P. 441−446.
  275. Schmid I. Kind und Schule aus der sicht des Kindesarztes // Kindesarzt. — 1979. N10. — S.62−64.
  276. H. /Селье Г/ Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медицина, 1979.- 124 с.
  277. Sturner R.A., Funk S.G., Thomas P. et all. An adaptation of the MinnesotaChild Development Inventory for preschool developmental screening //J. Pedi-atr. Psychol. 1982. — v.7. — P.295−306.
  278. Sturner R.A., Green J.A., Funk S.G. Preschool Denver Developmental screening Test as a predictor of later school problems //The Journal of Pediatrics. — 1985. — v.107. —P.615−621.
  279. Vasile М., Cordeanu A., Goldstein Т. Aspecte medical psihologice si so-ciale in adaptarea scolarulue mic la procesual instructiv-educativ //Igiena. — 1980. — v.39, N1. P. 77−82.
  280. Wespi H.//Rev. Hyg. Med. Univ. 1964.-v.3.-P. 140.
Заполнить форму текущей работой