Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Политическая критика в системе российских социальных коммуникаций: историко-политологический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако большинство исследователей, как отечественных, так и зарубежных, в рамках юридического подхода дают определение термина политическая преступность с криминологической точки зрения. Так, по мнению Д. А. Шестакова, в общесоциальном понимании «политическая преступность проявляется в виде преступлений населения против государства и преступлений самой власти по отношению к народу"34… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Советский тип политической критики
  • Глава 2. Политическая критика периода кризиса советской политической системы
  • Глава 3. Политическая критика первой половины 1990-х гг

Политическая критика в системе российских социальных коммуникаций: историко-политологический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Содержание научной проблемы и ее актуальность. Изменения современного российского политического пространства актуализировали внимание исследователей к акторам политического процесса, и идеям, влияющим на активизацию основных политических ресурсов. Понимание и объяснение этих изменений через исследование структуры и содержания диалогового процесса, формирующего политический дизайн современности, представляется весьма продуктивным.

При достаточно внимательном взгляде на временные особенности диалогового процесса, вполне заметным оказывается то, что новое время придало политике явную качественную определенность: в ее центре оказалась борьба между государством (государственной властью) и обществом (общественным мнением) за перераспределение регулятивных возможностей (регулятивного потенциала). Данная конкуренция за регулятивные функции приводит к тому, что одним из доминирующих компонентов интеллектуальной жизни нового времени становится критика.

Она стала компонентом предложения альтернатив, путей развития отечественной политической системы, что способствовало складыванию политического дискурса как коммуникативного диалога по определению вектора трансформаций текущего политического процесса.

Сам феномен критики отражает по-своему тип и характер социального диалога. Именно в этом феномене воплощаются некоторые характерные смысловые черты социального взаимодействия, социального диалога. К одной из таких важнейших черт следует отнести универсализм диалогового процесса, делающий критику имманентной частью любой социальной сферы. Уже в XIX веке достаточно развитыми и самореализующимися становятся философская, литературная, эстетическая, экономическая, политическая и др. критика.

— 4 В соответствии с той сферой, на которую направлена и в которой укоренена критика, она имеет свою бесспорную специфику и свое бесспорное своеобразие. Однако, есть некоторые черты критики, как особого типа социального диалога, которые и позволяют говорить о ее универсализме.

Во-первых, критика способствует обособлению различных сфер социальной деятельности, обоснованию критериев самодостаточности и постановки «барьеров» против размывания этих сфер деятельности. «Профессионалы» защищаются от «дилетантов», представители различных социальных групп друг от друга и т. д.

Во-вторых критика способствует социализации различных сфер деятельности. С одной стороны, она «оправдывает» сам факт существования данной сферы деятельности, с другой стороны, концентрирует внимание общества на необходимости его поддержки и обеспечения достаточных условий для его существования.

В-третьих, критика решает задачи обеспечения внутренней динамики развития социальной сферы (по П. Сорокину, ее вертикальной и горизонтальной мобильности)1.

Наконец, в-четвертых, критика выражает претензии различных социальных сообществ и структур на исполнение общесоциальных функций. (Воспитание патриотизма и национальной самодостаточности — историческая критикаформирование этических ценностей — литературная критикаформирование гражданских основ и современного социального взаимодействия — политическая критика и др.).

В качестве важнейших общих оснований критики лежит то, что именно она представляет иногда наиболее полно тип и качество диалогового процесса. Для развития критики как типа социального взаимодействия весьма значимыми оказываются традиции интеллектуализма и качество социального взаимодействия (то есть, наличие или отсутствие реальных альтернативных сил, претендующих на общие или частные регулятивные функции).

XIX век достаточно наглядно продемонстрировал, что в национальных культурах интеллектуализм развивался в различных формах. В Германии — в основном в философских, во Франции — в социально-политических и т. д. Это, естественно, накладывало отпечаток на роль и своеобразие критики.

В России вплоть до конца XIX века критика (даже политическая) развивалась, в основном, как критика литературная. Это приводило не только к тому, что русская литература играла особую роль в процессах социализации, но и придавало заметное своеобразие как русским политическим текстам, так и всему социальному контексту.

Начиная с XIX века вполне определенно можно говорить и о различных социальных языках критики. «Критика словом» при всей ее значимости, отнюдь не была единственной, и, более того, быть может, не самой значительной. Вместе с «критикой словом» достаточно быстро стала распространяться «критика делом».

Естественно, что способы организации политического пространства наряду с культурными традициями и национально-этническими особенностями оказывались мощнейшими факторами, которые не только стимулировали, или определяли своеобразие «критики словом», но и, в значительной степени, влияли на ее направленность и эффективность. Тот факт, например, что в России вплоть до известного октябрьского (1905 г.) Манифеста само слово «политика» было исключено из официальной печати, приводил к тому, что формировался своеобразный язык, стиль, и тип политической критики, как и политической мысли, в целом.

Еще заметнее влияние своеобразия политического контекста на становление и развитие «критики» делом. Демократические политические условия и режимы, основанные на легальном сосуществовании и деятельности различных политических сил, стимулировали развитие легальной оппозиции и, соответственно, способствовали выработке эффективного языка «критики делом» в рамках существующих политических режимов и политической системы ценностей. Политические митинги, политические демонстрации, забастовки и стачки являли собой тот тип «критики делом», который был достаточно распространенным в Западной Европе и обеспечивал возможности оппозиции оказывать решающее воздействие на власть, с целью побуждения ее (власти) к диалогу с обществом и оппозицией.

В XIX веке сформировались и различные представления как о содержании «критики делом», так и о критериях ее эффективности. Речь идет о нескольких типах оценивания эффективности политической критики.

Первый тип оценивания основывался на выделении в качестве основного критерия эффективности критики ее способность побуждать потенциального участника диалога к диалоговому общению, к заявлению и открытому представлению своих позиций, их оправданию и защите, к допущению и выслушиванию точки зрения оппонирующей стороны. Это предполагало понимание того, что возникновение и развитие диалога само по себе рассматривалось как положительный эффект критики.

Другой тип оценивания в качестве важнейшего критерия эффективности критики определял наличие уступки со стороны субъекта, на которого эта критика была направлена. Этот подход сформировался на основе упрощенных представлений о диалоге как варианте спора, целью которого оказывается стремление во что бы то ни стало провести и отстоять собственную точку зрения. Для миросозерцания и системы ценностей участников социального диалога XIX — начала XX веков было достаточно типичным измерять эффективность диалогового процесса способностью навязывать собственную точку зрения и заставлять оппонирующую сторону воспринять предлагаемую ей позицию в качестве единственно возможной. Это традиция была достаточно сильной в европейской политической культуре, поскольку, как замечал А. Тойнби, движущими силами всего XIX века были индустриализм и национализм с их жесткими способами реакции на окружающий мир и категоричными ответами на вызовы времени2.

Критика делом" понимаемая как «навязывание собственной точки зрения» (способы «навязывания» при этом могли существенно отличаться — С.М.) как правило, распространялась и укоренялась в политических культурах, обладающих рядом имманентных свойств, среди которых наиболее важными были: неразвитость политических коммуникацийжесткое доминирование или преобладание одного из политических акторов (чаще всего таковым оказывалась государственная власть в отсутствие развитой партийной структуры, общественных институтов или эффективно действующего общественного мнения) — развитые и укорененные ценности монологизма и силовых способов социального взаимодействия.

Содержание российской политической культуры на всем протяжении XIX — XX вв. как раз и характеризовалось значительной степенью неразвитости внутреннего политического взаимодействия. Прежде всего, речь идет о неразвитости процессов социальной дифференциации и несовременной социальной структуре, порождающих лишь простейшие формы социального диалога и социального взаимодействия3.

Попытки сформировать общественное мнение в ходе интеллектуальных дискуссий середины XIX — начала XX вв. не дали положительных результатов4. По существу, напряженная полемика второй половины 1980;х гг. преследовала подобные цели, но и ее результаты оказались весьма противоречивы.

Неразвитость личностного начала и многовековая традиция сакрализации государственной власти сформировали своеобразную и устойчивую политическую среду, в рамках которой «обществу», как правило, нечего предъявить власти кроме своих ожиданий и надежд на ее (власти) трансформацию и обновление.

Характерно, что даже диссидентское движение 1970;х — 1980;х гг. не столько выдвигало социально значимые инициативы и альтернативные проекты, сколько апеллировало к власти и призывало ее (власть) к выработке устойчивых и гарантированных правил социального взаимодействия и диалога5.

Следствием данного своеобразия политической культуры становилось преобладание вполне определенных качеств политической критики и ее направленности.

Совершенно неслучайным оказалось быстрое распространение в России террористических форм и способов давления на власть с целью побуждения ее к радикальным изменениям. Наводившая страх не только на жителей российской столицы, но и на жителей крупнейших европейских центров, организация «Народная воля» стремилась с помощью революционных террористических действий заставить царскую власть перестать быть самодержавной и вступить на путь социальных реформ. Характерно при этом, что общая атмосфера страха перед деятельностью террористов весьма причудливо соединялась с сочувствием к ним и солидарностью с их устремлениями.

Кризис русского революционизма 1870-х — 1880-х гг.6 не устранил при этом самого феномена и политического значения русской революционной политической критики, а лишь придал ей новые черты и свойства.

Базовой чертой революционной критики оказывалось исходное признание неспособности власти к диалогу. Власть рассматривалась и характеризовалась как сила не просто противостоящая народу, но и способная существовать только и посредством силового давления на народ, приспособленная для его эксплуатации и существования за счет его прав.

Побуждать подобную власть к активизации действий в интересах народа оказывалось, по представлениям революционеров, изначально делом щ бессмысленным и малоэффективным. В результате, даже «критика делом» выстраивалась, в первую очередь, как система определенных протестных действий, призванных в большей степени к демонстрации собственного присутствия в политическом пространстве, и стремлению лишить власть способности к политической деятельности вообще, то есть, способности к политическому диалогу.

При таком понимании эффективности «критики делом» единственной альтернативой диалогу становилось провозглашение оппонента «преступником». А с преступником следовало уже вести не диалог, а борьбу, чаще борьбу на уничтожение.

Советский тип политической критики сформировался как отражение и продолжение генезиса крайних форм русского революционизма и цивилизационных особенностей русской интеллектуальной культуры. Не просто сохранялся, но и углублялся монологизм, а поле интеллектуальной состязательности практически полностью отсутствовало. Особенно важно, что это накладывалось на системообразующую роль политической теории, строившейся на абсолютизации собственного политического опыта.

В значительной степени это породило кризис советской политической системы, определявшейся ее неспособностью адекватно реагировать на вызовы времени. А сам этот кризис привел к возникновению поливариантной критики, исходившей как «изнутри», так и «извне» системы.

Становление современных российских политических реалий происходило в условиях общего противостояния больших социальных групп, глубокого социокультурного кризиса, разворачивавшегося в рамках политической культуры, включающей многочисленные элементы традиционализма.

Критики современной российской политической системы, как справа, так и слева, при всем различии их исходных теоретических и политических установок чаще всего исходили из признания двух ее существенных недостатков. Первым таким недостатком была несовременностъ самой системы. При этом, «левые» обосновывали свою позицию неспособностью (в лучшем случае, неэффективностью) решения системой наиболее острых социальных проблем. «Правые» видели архаичность системы в ее несоответствии европейским политическим стандартам.

Вторым общим элементом критики стало признание отсутствия у ведущих политических акторов (Президента и «партии власти») объединяющей идеологии и идеологического обоснования политического курса.

В целом в структурировании новой политической реальности, существенное значение приобретало понятие «преступление» как выражение архаической формы дихотомии «МЫ» — «ОНИ», Именно понятие «политическое преступление» занимает важное место в политической критике середины 1980;х — начала 1990;х гг., становясь доминантной метафорой, формирующей дискурсивное поле политической критики.

На протяжении существования Российского государства понятие «преступного» определялось по-разному. Так Русская Правда определяла преступление не как нарушение закона или княжеской воли, а как «обиду», под которой понималось причинение морального или материального ущерба частному лицу или группе лиц со стороны частного же лица8. Уголовное правонарушение не отграничивалось в законе от политического. Однако, древнерусские правовые нормаы предусматривали одновременное применение двух форм ответственности, уголовной и политической (гражданской)9.

Более явно можно выделить «политическое» содержание в характере преступления в Псковской Судной грамоте (1467 г.). Грамота квалифицировала как преступление не только посягательства на человека, его личность и имущество, но и «деяния, направленные против государства и его органов10».

Несмотря на то, что для периода Московской Руси очень трудно выделить четкую дефиницию преступного как такого, не говоря о политическом преступлении, тем не менее, можно обозначить некоторые дефиниции, например термин «лихое дело», которое в содержание преступления включало, в том числе тяжкое преступное деяние с ущербом для интересов государства.

Термин «лихое дело» использовался и в XVII веке, но чаще уже в этот период тяжкие преступления обозначали термином «воровство», впервые закрепленном в Судебнике 1589 года. Воровство означало нанесение двойного вреда государству: политического и имущественного (со временем это понятие полностью перешло из политической сферы в имущественную1.

Соборное Уложение царя Алексея Михайловича Романова (1649 г.) под политическим преступлением понимало «непослушание царской воле, нарушение предписаний». Артикул Воинский (1714 г.) заменяет характерный для Соборного Уложения 1649 года термин «воровство» на «преступление».

Причем, под преступлением по прежнему понималось действие, наносящее ущерб государству. Так, Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года определяло как преступление «всякое нарушение закона, через которое посягается на неприкосновенность прав власти верховной и установленных ею властей или же на права и безопасность общества или частных лиц"12.

Наряду с законодательными определениями преступления в России, со второй половины XIX века стали появляться его теоретические дефиниции, вырабатываемые наукой уголовного права. Для исследуемой нами темы наиболее важны те, дефиниции «преступления, которые рассматривают его в качестве «катализатора» общественной опасности.

Только в начале XX века из определения преступления на время исчезает необходимое до этого упоминание об угрозе верховной власти. Уголовное уложение 1903 года в первой главе «О преступных деяниях и наказаниях вообще», признавало преступлением любое «деяние, воспрещенное во время его учинения законом под страхом наказания"13.

Российские правоведы рассматриваемого периода зачастую вообще отрицали возможность материального определения преступления, в силу, того, что оно напрямую зависело от таких изменчивых категорий, как конкретная историческая ситуация14.

— 12 В целом эта тенденция сохранялась в первых правовых актах советской республики. Например, в Руководящие начала по уголовному праву РСФСР (12 декабря 1919 г. параграф 3 «О преступлении и наказании») практически воспроизводили норму Уголовного Уложения 1903 года, определяя преступление как «нарушение порядка общественных отношений, охраняемого уголовным правом"15.

Интересно, что уже через несколько лет советские правовые нормы вернулись к акцентировке внимания на политической составляющей преступления. Так Уголовный кодекс РСФСР 1922 года (ст. 6) определял преступление как «общественно опасное действие или бездействие, угрожающее основам советского строя и правопорядку, установленному рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому срою период времени"16. Эта же доминанта сохранялась в УК РСФСР в редакции 1926 года: «Общественно опасным признается всякое действие или бездействие, направленное против советского строя или нарушающее правопорядок, установленный рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период времени"17.

На тех же основаниях строилась и дефиниция преступления в Уголовном кодексе 1960 года: «Преступлением признается предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающие на общественный строй СССР, его политическую и экономическую системы, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права и свободы граждан, все формы собственности, а равно иное, посягающее на социалистический правопорядок общественно опасное.

18 деяние, предусмотренное уголовным законом" .

В действующем УК РФ, как и в законодательствах большинства стран, нет понятия «политическая преступность», так как его правовое закрепление противоречит Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) и Международному пакту о гражданских и политических правах (1966 г.), провозглашающих права и свободы каждого человека на политические и иные убеждения19.

Однако «преступное политическое» содержание советские правовые нормы квалифицировали как преступления уголовные. Отнесение политических преступлений к типу уголовных основывалось на необходимости защиты «единственно верной идеологии». Следственное и судебное доказательства антисоветской политической мотивации были невозможны без политических оценок, критерии которых оставались неопределенными, ситуативными и зависели в первую очередь не от законодательства (оно в этом случае лишь давало карт-бланш власти для борьбы с ее явными и скрытыми критиками), а от позиции действующих политиков.

В истории СССР, особенно после революции 1917 года и в сталинское время, существовала жесткая зависимость массовых репрессий от политической и идеологической конъюнктуры. Преследовали как за дела, так и за убеждения, если они противоречили политической линии партии. При этом, нельзя не согласиться с A.B. Наумовым, который отмечал, что: «с образованием в России в октябре 1917 года первого в мире социалистического государства стала совершенно очевидной классовая направленность зарождавшегося социалистического уголовного права"20.

Нетрудно заметить, что во всех приведенных формулировках на первое место выдвигались интересы государства, и, соответственно, любое преступление, в зависимости от контекста и желания власти, можно было отнести к разряду политических.

Попытки научного определения понятие преступного предпринимались и советскими исследователями в области уголовного права. Причем в большинстве определений все так же присутствовала «политическая составляющая». Так A.A. Пионтковский в 1952 году определял преступление как «опасное для социалистического государства или социалистического правопорядка, противоправного, виновного, наказуемого действия или.

О1 бездействия" .

В советском уголовном праве с самого начала большое значение придавалось органическому обоснованию классовой сущности преступления. Так советское право складывалось как право нового исторического типа — право социалистического государства. При этом в качестве аксиомы провозглашалось, что «уголовное право как правовая форма организации государственного принуждения в борьбе с преступностью всегда имеет классовый характер». Таким образом, теперь уже официально, любое преступление превращалось в преступление классовое или политическое.

Крах советской политической системы привел к изменению не только правовых норм, но и отношения общества к пониманию «политического содержания» преступления. Перестройка М. С. Горбачева началась с реабилитации партийных лидеров, репрессированных при Сталине. Напротив «преступным» внезапно стало, то, что на протяжении 70 лет советской власти было «единственно верным», «подлинно демократическим». Вчерашние герои также внезапно превратились в преступников, что и было продемонстрировано свержением сих с пьедесталов и установкой новых монументов (например, камня памяти жертв репрессий 1930;х вместо памятника основателя ВЧК Ф.Э. Дзержинского).

Так в структурировании новой политической реальности понятие политическое преступление существенно трансформировалось. Причем, учитывая условия социокультурного кризиса в самом изменившемся содержании понятия прослеживается архаическая дихотомии «МЫ» — «ОНИ», в которой «ОНИ» — противостоящие, воспринимались, как «преступники», «преступное сообщество», «клан», «семья», «фашисты», «красно-коричневая угроза» и т. д.

Исходя из обозначенного интенционного поля понятия «политическое преступлений!» мы вкладываем в него следующее содержательное наполнение:

• При возникновении коммуникационного диалога политического дискурса метафора «политического преступления» становилась маркером обозначения оппозиционной позиции партнера по диалогу.

• Само понятие «политическое преступление» в данном контексте. становилось призмой, через которую фокусировались векторы направленности развития политического дискурса критики.

• Метафора «политическое преступление» символизировала отношение вырабатываемое участниками политического дискурса к сторонам, которые выступали с критикой их позиций в данном коммуникативном поле.

Между тем в ситуации трансформации как в целом самой политической системы, так и коммуникаций между ее основными политическими акторами именно критика становилась важнейшей детерминантой всего контекста политического дискурса. Сама же политическая критика в этом русле может быть интерпретирована как альтернатива, задающая вектор ближайшего развития, инициирующий выработку всего спектра возможных вариантов потенциалов, определяющих основные сценарии политического будущего страны.

Историографическая традиция исследования проблемы.

В содержании современных дискуссий о природе, свойствах и качествах политического явно обозначаются две тенденции: первая — к расширительному толкованию понятия политического, и вторая —к сведению политического к особой системе операций и механизмов деятельности. При этом все большее внимание обращается авторами на процессы качественного изменения сферы политической жизни во времени. Простое деление политики на до-нововременную и нововременную уступило более сложным градациям. Наряду с названным разделением, активно используются понятия «современная политика», «политика постмодерна», «политика периода глобализации» и др. Несмотря на множественность сосуществующих подходов, внутри них, сохраняются в качестве достаточно устойчивых, некоторые представления о смыслах, функциях и назначении политики как особой области социальной жизни.

К наиболее устойчивым признакам, выделяемым авторами, можно отнести следующие. Во-первых, вне зависимости от существа базовых теоретических подходов, политика по прежнему характеризуется как система отношений, ценностей, идей, складывающихся в связи и по поводу власти. Во-вторых, сама политическая власть все чаще воспринимается в ряду других акторов политической жизни.

Все это определяет особый интерес исследователей к природе и содержанию отношений, складывающихся между различными акторами политики в системе политического, то есть к проблемам политического диалога.

Важнейшей частью историографической основы диссертационного исследования являлись работы, посвященные изучению политических коммуникаций в современном обществе. В западной политологической литературе рассмотрение этих проблем имеет давнюю научную традицию.

В рамках концепций постиндустриализма эти вопросы разрабатывали П. Бурдье, П. Дракер, М. Кастельс, М. Маклюэн, К. Поппер, Э. Тоффлер и др. Изучение политических коммуникаций проводилось также на базе школы структурного функционализма («системная модель» политической системы Д. Истона и «кибернетическая модель» К. Дойча). Появился и ряд отечественных публикаций, в которых анализировались вопросы политического управления, социальной обратной связи и роли политических коммуникаций в реализации политических задач,.

В работах Л. Л. Бейкера, В. Р. Бадца, Г. Лассуэлла, Д. Фиске, С. Ратзена, С. Чанка, П. Сейтела, Д. Вотса предложены основы современных концепций массовой и политической коммуникации. С точки зрения изучаемой темы нам представляется важным лассуэловское определение модели массовой коммуникации как «акта коммуникации», раскрывающегося как ответ на последовательно возникающие вопросы: «кто говорит? что говорит? по какому каналу? кому? с каким эффектом?». Это определение позволяет структурировать исследование диалогового политического пространства.

В последнее время проблемы политических коммуникаций активно разрабатывают как зарубежные, так и российские авторы. Так в работах М. Д. Валовой, Т. Э. Гринберг, Е. А. Блажнова, С. Блэка, Л. Войтасика, М. Л. Земляновой, К. С. Гаджиева, Б. А. Грушина, Я. Н. Засурского, В. Н. Конецкой, Г. Г. Почепцова и др. особое внимание уделяется рассмотрению политических коммуникаций как социально — политическйЙ? института.

Внимание таких авторов как М. Г. Анохин, B.C. Комаровский, В. И. Подшивалкина, Е. Г. Морозова, А. И. Ковлер, О. Ф. Шабров, И. Г. Яковлев сосредоточено на различных прикладных аспектах политической коммуникации: роли политических партий как коммуникационного звена между обществом и государством, воздействию политических технологий на социально-экономическое развитие государства и др.

Собственно проблемы политического диалога исследуются преимущественно в американской политической науке (Dalton R.J. Putnam R, Cohen J.). В работах этих авторов предпринимаются эффективные попытки разобраться в функциональном и структурном феномене политических коммуникаций в современном обществе. Однако даже американские исследователи обращают внимание, прежде всего, на деятельность политических акторов, участвующих в формировании политического дизайна, а так же на выявление и анализ эффективных технологий, с помощью которых он формируется.

В рамках системно-коммуникативного подхода мы опирались на идеи одного из его основателей Д. Истона^ Среди выделенных им и значимых для нас компонентов — «система», «среда», «реакция», «обратная связь"23. Однако этот подход не снимает, всех вопросов, имеющих существенное значение для понимания, современной политики и политического диалога.

Отмечая это, я совершенно не предполагаю адресовать упреки Истону или кому-либо из лидеров современных политических школ. Как раз их множественность и конкуренция и позволяют продвигаться вперед в постановке и осмыслении основных тенденций и эволюции политической жизни — С.М.).

Теоретические основания исследуемой нами темы формируются в одной из последних и небесспорных работ российского автора В. М. Сергеева «Демократия как переговорный процесс». Автор предлагает рассматривать современность как систему непрерывного и непрекращающегося диалога, а, соответственно, демократический процесс как способ диалогового взаимодействия24. Сам по себе этот вывод имеет явные корреспонденции к базовым идеям М. М. Бахтина, и их интерпретациям B.C. Библером. На наш взгляд распространение этих идей на сферу политического дает принципиально новые интеллектуальные возможности для анализа природы и своеобразия политического диалога и политического взаимодействия, как особой системы социальных коммуникаций. Сделанные авторами акценты на диалоге и переговорном процессе могут быть вполне проинтерпретированы в контекстах временных и культурных проекций, учитывая к тому же, поливариантные зоны сопряжения.

Значительной частью историографической традиции важной для поставленной нами цели являются исследования, посвященные проблемам становления, эволюции и содержанию политической критики. Собственно речь идет о целом пласте исследований, так или иначе выходящих на проблемы социального взаимодействия.

Так, например, авторы, занимающиеся исследованием русской политической культуры (Ю. Пивоваров, В. Сергеев, Н. Бирюков и др.), обращают внимание на целый ряд причин и условий которые стимулируют закрепление и трансляцию традиций политической критики как одного из глубинных свойств российской политической культуры.

Важной и значимой частью историографической традиции с точки зрения выдвигаемой нами исследовательской гипотезы стали исследования, посвященные понятию политического преступления, его содержанию и эволюции. Естественно, что традиция исследования понятия «политическое преступление^ главным образом складывается в рамках юридического подхода.

В современной отечественной юридической литературе упоминание о существовании феномена политической преступности связанно с рассмотрением проблем ее предупреждения и стратегии противодействия, 25 а также разработкой и принятием нормативных актов, в которых упоминается о политических преступлениях, или иначе называемых «преступлениями ^ политического характера». Первые работы по этой теме в России появились в начале 1990;х гг. в связи с необходимостью юридического осмысления.

• г' преступлений коммунистического режима27.

Авторы книги «Политический режим и преступность» выделили три подхода к определению политической преступности: уголовно-правовой, мотивационной и оценочный28.

Одним из первых прщаринялпопытку определить с юридической точки зрения термин «политическая преступность» в контексте российских реалий 1990;х гг. предпринял В. В. Лунеев. По его мнению, политическая преступность представляет собой общественно опасные формы борьбы правящих или оппозиционных политических элит, партий, групп и отдельных лиц за власть или за ее неправомерное удержание29. При этом автор рассматривает политическое преступление почти исключительно как форму политического терроризма30. Характеризуя «политическую преступность» высших должностных лиц советского государства в своей статье «Политическая преступность» В. В. Лунеев, дает ей следующее определение: «Политическая преступность каккриминализированная преступность властей против своего народа"31. В последующих своих работах автор не рассматривает исследуемое понятие, а лишь приводит современные формы его проявления в обществе (политический терроризм, политическая продажность и коррупция в политике)32.

В современной зарубежной юридической литературе в понятие «политическое преступление» включается чаще всего «политическая продажность» (коррупция)33. Такоч подход во многом стал следствием^, отсутствия единства интерпретации данного понятия в культуре и традиции международного права.

Однако большинство исследователей, как отечественных, так и зарубежных, в рамках юридического подхода дают определение термина политическая преступность с криминологической точки зрения. Так, по мнению Д. А. Шестакова, в общесоциальном понимании «политическая преступность проявляется в виде преступлений населения против государства и преступлений самой власти по отношению к народу"34. По определению Г. Н. Горшенкова, «политическая преступность» — это совокупность уголовно-наказуемых деяний, избираемых в качестве средств достижения целей политического характера"35. В этом определении выделено два характерных признака исследуемого явления: первый — политическая цель совершения преступлениявторой — уголовная наказуемость подобных деяний. Однако при таком определении не раскрывается сущность «политического преступления», т. е. что следует понимать под целями политического характера.

B.C. Устинов считает, что политическая преступность складывается из преступлений, совершенных с целью насильственного захвата государственной власти вооруженным путем. В качестве основных видов политической преступности он выделяет: деятельность партий, движений по насильственному захвату власти, насильственному созданию нового государства, присоединению территории другого государства (военный.

5 /г переворот) — антиконституционное смещение законно избранной власти. Автор также выделяет сущностные признаки, характеризующие политическую преступность как криминальное явление. К ним он относит насильственную деятельность преступников по отношению к жертвецель преступления или преступной деятельности — захват властивооруженный путь достижения цели. Далее автор делает вывод, что преступную деятельность советского государства не следует относить к политической преступности на том основании, что такую оценку ей может дать только международное сообщество в соответствии с нормами международного права/ причем нередко только после смены политических режимов, и, как правило, не современниками, а будущими поколениями. Он называет этот феномен одним из видов политической преступности — тоталитарной преступностью37.

Немецкий политолог Г. Шнайдер, рассматривая феномен политической преступности, указывает на то обстоятельство, что в современной криминологической науке это социальное явление рассматривается с трех различных точек зрения. В узком, уголовно-правовом смысле этот термин охватывает «все деликты, которые в Уголовном кодексе обозначены как политические преступления: измена миру, государственная измена, создание угрозы демократическому правовому государству, преступления против иностранных государств, деликты против конституционных органов и нарушающие порядок выборов и процедуры голосования, а также преступления, ослабляющие обороноспособность страны» .

Другой подход, обозначенный Г. Шнайдером, предполагает рассмотрение политических преступлений с точки зрения мотивации поведения преступника. Согласно этому подходу, к политическим можно отнести преступления, совершаемые с целью сохранения или изменения политической системы, распределения власти в ней и её структурах с использованием преступных средств и методов.

И наконец, третий, обозначенный Г. Шнайдером подход отражает психои социально-динамическую реальность. Он сводится к определению того, в какой мере участники этого процесса придают свершившемуся действию политическое значение39.

Таким образом, в рамках юридической традиции не сформировалось универсального понятия «политическое преступление» и о взаимодействии таких социальных явлений как политический режим и преступность, несмотря на то, что ряд исследователей делали попытки разобраться в проблеме.

Важнейшей с точки зрения исследуемой темы составной частью историографической традиции является изучение процессов трансформации в России в период сер. 1980 — н. 1990;х годов.

Уже в период подготовки празднования 70-летия Октябрьской революции 1917 года самым распространенным в советской общественно-политической литературе40 оказался тезис, согласно которому перестройка рассматривалась как продолжение и воплощение принципов Октября. Тем самым, с одной стороны, подчеркивалась ее преемственность с идеалами Октября, с другой — она противополагалась как явление альтернативное не только мировому капиталистическому порядку, но и как альтернатива тем деформациям, которые накопились в ходе социалистического строительства. Этот тезис стал по сути определяющим все содержание главного политического документа СССР — доклада Генерального Секретаря ЦК КПСС, М.С. Горбачева41.

Вопрос же о том, от какого политического наследства должен отказаться советский народ, выдвинулся в центр политической публицистики середины — второй половины 1980;х годов. Характерно, что официальная политическая идеология быстрее всего сдала две твердыни: брежневское политическое наследиеполитический опыт и традицию сталинизма42.

Более того, достаточно быстро выяснилось, что степень дистанцирования от данных элементов политического прошлого стало гарантией получения эффективного политического будущего.

В политической публицистике второй половины 1980;х — начала 1990;х годов сложилось несколько доминирующих направлений.

Первое было связано с критикой сталинского режима как режима, в основе которого была система политических преступлений (М.Капустин, И. Клямкин, А. Ципко и др.43).

Второе определялось акцентами на критике брежневского режима как режима восстановившего базовые сталинские ценности и паразитировавшего.

44 на них .

Третье формировалось как признание того, что социализм и его ценности не совместимы с современными представлениями об общественном прогрессе и могут рассматриваться исключительно в качестве масштабного социального эксперимента, за проведение которого приходилось расплачиваться громадным массам населения45.

В целом исследование историографической традиции позволяет сделать ряд выводов.

В современных политических исследованиях осмысление природы, смысла и содержания политических коммуникаций занимает все более интеллектуально значимое место. Однако до сих пор в изучении процессов политической трансформации в России этим аспектам не уделялось сколько-либо серьезного исследовательского внимания. И в целом проблема политической критики как одного из системообразующих компонентов политических коммуникаций до сих пор остается неизученной.

Практически вне зоны внимания исследователей осталось выявление структурообразующих смыслов политической критики (как системообразующего элемента политического дизайна) и выявление политических метафор, вокруг которых разворачивался политический диалог. В российских и зарубежных исследованиях практически не обращалось внимания на активное использование политической публицистикой для критики и преодоления предшествующего политического опыта понятия политическое преступление. По нашему мнению исследование политической критики и ее системообразующих смыслов открывает значительные перспективы для анализа содержания и качества политической современности.

Цель и задачи диссертационного исследования. Цель диссертационного проекта состоит в исследовании содержания политической критики как важнейшего элемента политической коммуникации, определявшего структуру политического дизайна России в сер. 1980;х — н. 1990;х годов.

Для реализации этой цели решаются следующие исследовательские задачи:

• исследование факторов, влиявших на формирование содержания политической критики;

• рассмотрение механизмов актуализации и использования базовых понятий, основных этапов и эволюции смыслов политической критики;

• выявление системообразующих понятий, вокруг которых конструировалось основное содержание политической критики;

• анализ способов интерпретации системообразующих понятий в процессе российской политической трансформации.

Исследовательская гипотеза диссертации формулируется как предположение о наличии в структуре критики в условиях трансформационных процессов определенных системообразующих смыслов и понятий. Мы предполагаем, что для периода трансформационных процессов 1985 — 1993 гг. таким понятием стало понятие «политическое преступление». Именно это понятие стало фактором, определявшим политический дизайн России.

В своей гипотезе мы исходим из предположения о том, что в системе российских политических коммуникаций критика играла системообразующую роль, а в ее границах ключевым оказывалось понятие «политического преступления». Через это понятие решались проблемы политической идентичности основных акторов российской политики.

Данная гипотеза базируется на современных принципах политической антропологии, признающих значимость как парадигмальных, так и политико-культурных оснований формирования и функционирования политического бытия и политического пространства.

Источниковые основы диссертационного исследования. Выбор цели и постановка исследовательских задач предопределили выбор источников и приемов их научной критики.

Первую группу источников составляют официально-документальные материалы, на основании которых восстанавливались основные элементы формирования и развития советской политической традиции, отношение к которой влияло на выработку и функционирование современной российской политической культуры.

Прежде всего, речь идет о материалах съездов Верховного Совета СССР46, пленумов ЦК КПСС, Конференций и съездов КПСС перестроечных лет47, в которых содержится актуальная для нашего исследования информация о содержании и направленности политической критики и степени ее эффективности48.

К этой же группе мы относим документы советских органов власти, выступления, речи и статьи политических лидеров второй половины 1980;х — первой половины 1990;х годов.50.

Следующую группу источников составляют правовые акты. Среди них следует выделить законодательные акты Союза ССР и Союзных республик, которые фиксируют процесс становления, развития и эволюции регулятивных основ политической деятельности, а так же отношение к понятию «политического преступления». В составе этой группы источниковосновополагающие акты «вис Конституция Российской Федерации 1993 года51, и важнейшие государственно-правовые акты РФ52,.

Принципиально важное значение для диссертационного проекта имело изучение Уголовных кодексов РСФСР и РФ, позволивших выявить развитие основных тенденций изменения государственной политики в отношении к политическому преступлению53.

К третьей группе источников относятся политические выступления и заявления политических лидеров. Особое место среди них занимают работы М.С.Горбачева54, в которых содержится информация о формировании нового курса власти и той роли, которую играла политическая критика в становлении политических приоритетов. Сюда же относятся и документы, которые содержат представление о формировании новых политических установок и ценностей55.

При подготовке диссертационного исследования использовались и материалы российской периодической печати середины 1980;х — начала 1990;х годов («Правда», «Российская газета», «Независимая газета», «Литературная газета», «Известия», «Московский комсомолец», «День», «Советская Россия», «Парламентская неделя», «Русский порядок», «Проблемы мира и социализма», «Коммунист» и др.). Периодическая печать исследуемого периода, содержит важную для нашего исследования информацию о содержании политической критики, ее направленности и метафорах, вокруг которых она структурировалась. Кроме того, именно в периодической печати содержится информация, отражающая реакцию общества на резкую конфронтационную риторику оппонентов56.

И, наконец, в процессе подготовки диссертационного исследования активно использовалась мемуарная литература57. Рассмотрение мемуаров главных действующих лиц перестройки, несмотря на субъективизм, характерный для данного вида источников, позволяет выявить характеристики, которые авторы дают различным политическим лидерам и группам, принимавшим участие в формировании политической культуры современной России.

Теоретические и методологические основания диссертационного исследования. В современной политической науке весьма активно дискутируется вопрос о роли и значении идеологического дискурса в выработке и формировании современной политики.

Модернистская традиция, все еще оказывающая влияние на поиск и реализацию теоретических предпочтений ориентирует исследователей на рассмотрение политики и политического как производного от совокупности социально-политических условий их бытования. Иными словами все еще актуальным для многих исследователей остается классический марксистский тезис о том, что «бытие определяет сознание"5*, а базис — надстройку (при этом политика однозначно интерпретируется как элемент надстроечных явлений).

Вместе с тем все более актуальным становится признание постмодернистской парадигмы, согласно которой наше бытие таково, каким его воспринимает и формирует наше сознание. Подобные, казалось бы, чисто умозрительные, посылки активно вторгаются в современную жизнь в самых неожиданных ситуациях. Проблема доверия или недоверия к правительственному курсу оказалась в центре общественной полемики в связи с реализацией закона о монетизации льгот59.

В качестве основных исследовательских методов использовались методы дискурсивного анализа и контент-анализа, которые позволили поставить и по-новому осмыслить ряд принципиальных политических проблем.

Научная новизна диссертационного исследования. Впервые в отечественной политической науке в диссертационном исследовании проведено всестороннее исследование феномена политической критики как важнейшего элемента современной политической коммуникативной культуры. •.

Это позволяет вывить характерные черты «советской политической критики»: монологизм, актуализацию архаических элементов, направленность на поиск «врага», и апеллирующую к базовым основаниям социальной деструкции.

— 28 В ходе исследования проблемы выявляется совокупность факторов, воздействовавших на трансформацию содержания и смыслов политической критики, тем самым исследуется динамическая характеристика эволюции политической критики в периоды глубоких трансформационных процессов.

В диссертационном исследовании выявляются, анализируются и описываются основные функции политической критики, а также своеобразие критического потенциала, используемого различными политическими акторами в ходе выстраивания современного политического дизайна.

Особое внимание уделяется процессам эволюции политической критики в ходе глобальных трансформационных перемен перира перестройки и постперестроечного периода.

В научный оборот вовлекается широкий спектр официально-документальных и публицистических материалов, позволяющих выявить разнообразные механизмы использования политической критики, а также своеобразие политического диалога внутри российского политического пространства второй половины 1980;х — половины 1990;х гг.

Проводимое исследование позволяет обосновать, что системообразующим элементом политического дискурса явилось понятие политического преступления, вокруг которого конструировалось новое политическое пространство.

Практическая значимость диссертационного исследования. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в процессе разработки и чтения базовых учебных курсов по современным политическим процессам в России, истории политических партий и движений и др.

Кроме того, полученные выводы могут быть использованы в практической деятельности связанной с избирательными и консалтинговыми практиками.

Апробация выводов, выносимых на защиту. Содержание диссертационного проекта обсуждалось на заседании кафедры культуры мира и демократии в 2004 и 2005 гг. Основные положения апробировались на научных конференциях в Москве (2003), Сеуле (2003), Германии (2004).

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, приложения.

Заключение

.

Формирование современного политического пространства происходит под воздействием целого ряда факторов. Особое значение приобретают такие из них как многофакторность, активная динамика, возрастание роли политических настроений, что во многом размывает традиционные представления о содержании, качествах и характеристиках политики и политического. Именно поэтому последние годы столь актуальным стало исследование коммуникативных процессов в политической сфере.

Разработка этих проблем ведется в связи с изучением процессов выстраивания политических сетей и иерархий, механизмов, форм и способов ведения политического диалога, политического позиционирования. На фоне этих явно обозначившихся тенденций вполне очевидной становилась потребность в специальном научном исследовании политической критики, ее содержания, места и роли в эволюции и трансформации политических процессов и выработки новых качеств и свойств политики и политического.

Политическая критика как особый интеллектуальный и политический тип социального действия сложилась во второй половине XIX — н. ХХ вв. Именно в это время интенсивно разворачивались процессы политизации и идеологизации общественной жизни и институционализировались новые политические акторы. Уже в это время политическая критика выступала и как способ позиционирования политических партий, движений, организаций, и как тип постановки и мотивации особых политических задач и как механизм взаимодействия с иными политическими акторами.

Несмотря на очевидную значимость политической критики в процессе складывания политического дизайна 20 в., до сих пор она оставалась вне сферы специального научного анализа.

Приступая к разработке диссертационного проекта, мы исходили из предположения о том, что в периоды активного развития трансформационных процессов роль функции и задачи политической критики заметно актуализируются и, что в это время выявляются вполне очевидные смыслы системообразующих понятий и композиционных элементов, формирующихся новых структур диалога.

Для того, чтобы проверить данную гипотезу, в диссертации был предпринят ретроспективный анализ качеств и свойств советского типа политической критики.

На основе анализа политических документов были исследованы характерные черты советской политической критики.

В системе политических коммуникаций советского времени политическая критика отличалась.

— крайним монологизмом;

— абсолютизацией собственного интеллектуального и политического опытапочти полным отсутствием поля интеллектуальной состязательности;

— использованием ее как эффективного инструмента в борьбе за легитимацию политических решений.

Анализ базовых характеристик советской политической критики позволил выявить ее генетическую преемственность и радикальными марксистскими идеями 40-х — 60-х гг. XIX в. и их ленинскими интерпретациями начала XX в. Именно эти основания во многом предопределяли и возможности и сферы актуализации политической критики.

На основе изучения документов коммунистической партии и ее лидеров был проанализирован процесс закрепления идеологии марксизма-ленинизма как «единственно верного» учения, не предполагавшего не только альтернативных, но и сколько-нибудь оригинальных взглядов на политику и политическое.

В политическом пространстве советского государства теоретическая деятельность играла важнейшую роль в обосновании политических претензий различных групп, боровшихся за власть после смерти политических лидеров. В то же время ее значение заметно ослаблялось при решении прогностических задач.

Проведенное исследование позволило определить функциональное предназначение советской политической критики. В качестве основных ее признаков были выделены следующие:

• преодоление возможностей проникновения иных концепций и точек зрения в единое и целое политическое пространство,.

• разоблачение любых альтернативных позиций как враждебных,.

• выявление узких мест в политической практике и их устранение.

На основе анализа внутренней динамики и содержания политических процессов второй половины 1980;х гг. в диссертационном исследовании систематизированы и охарактеризованы определяющие черты и содержательные приоритеты политической критики периода «перестройки». Критика «отдельных недостатков» советского общества, типичная для советского периода постепенно перерастала в системную критику. При этом формировались точки критического напряжение «изнутри» и «извне» системы.

Эволюция содержания критики «изнутри» разворачивалась во многом под воздействием активизации критического потенциала «извне».

В диссертационном проекте обращено внимание на трансформацию содержания политической критики, которая, с одной стороны, позволяла консолидировать усилия команды М. С. Горбачева на поиске позитивного политического идеала, с другой стороны, позволяла выкристаллизовывать альтернативные позиции.

В процессе исследования определены основные акторы, формировавшие структуру политического дизайна и выступавшие проводниками определенных идей поливариантной критики. Анализ политических текстов позволил определить сущностные признаки динамики политической критики:

• поливариантность критических идей по мере нарастания социальной активности;

• консолидация критики на основе неприятия «другого» (образа врага);

• быстрота трансформации критических импульсов;

• сохранение общего социогенетического основания типов критик (несовпадение «критики словом» и «критики делом»).

Особое внимание в диссертации уделено периодам обострения конфронтационной риторики, связанным с принятием принципиально важных политических, экономических и административных решений. В частности, одним из центральных моментов, отразивших процессы трансформации содержания политическая критики, стала общественная дискуссия вокруг решения об отмене ст. 6 Конституции СССР. Именно отмена монополии КПСС на власть могла стать основой становления критики нового типа, предполагавшей формирование реальной политической оппозиции и многопартийности.

В содержании политической критики перестроечного времени постепенно актуализировалось и выступало в качестве системообразующего понятие «политическое преступление». По мере углубления перестроечных процессов актуализация метафоры «политическое преступление» все больше становилась фактором структурирования всей политической критики.

Политическая критика в период перестройки претерпела существенную эволюцию.

Заявленная Горбачевым новая система вопросов и поиск ответов на них должны были позволить преодолеть системный кризис. Начав с критики предшествующего негативного опыта и признания кадровых просчетов, М. С. Горбачев выстроил концепцию перестройки на идее возвращения к «истинному социализму». «Запущенный» перестройкой процесс порождал изменения как в типе, так и в содержании критики.

При всей кажущейся «разности» типов перестроечной критики общей оставалась заявленная позиция «представительства интересов народа».

Важной характеристикой динамики политической критики периода перестройки было нарастание конфронтационной риторики.

Политическая элита и оппозиционные группы использовали конфронтационную риторику для мобилизации сторонников, которые могли стать опорой для завоевания или сохранения власти. Сам тип критики стал иным. Это было следствием уже не столько, толчка «изнутри» системы, сколько спровоцированного им процесса.

Политические и экономические реформы начала 1990;х гг. и практика их осуществления обусловили новую расстановку сил и вызвали обострение, конфронтационной риторики. При этом критическая полемика в целом не выходила за рамки традиционной для советского общества онтологической картины мира. По-прежнему все участники дискурса исходили из представления о безальтернативности избранного пути. А отстаивание иных точек зрения (отличных для каждого из участников дискурса) в рамках российской традиции становилось не столько поводом для дискуссий, сколько для взаимного обвинения в «преступном характере» действий.

На основе исследования содержания противоречий между основными политическими акторами, формировавшими фокус критики, сделан вывод о том, что главными вопросами, вокруг которых вели спор оппоненты, были вопросы о системе организации власти в новой России. В качестве важнейших политических акторов начала 1990;х гг. рассмотрены следующие группы: Б. Н. Ельцин и его окружениеруководство Советов в центре и на местахруководители регионов, опиравшиеся на местные элитылидеры демократического движениялидеры коммунистического движениябизнес-элита, формирующаяся в процессе гайдаровских реформ.

Линейное противостояние периода перестройки (коммунисты-реформаторы) трансформировалось в более сложную систему за счет размежеваний и трансформаций политических групп, сложившихся к осени 1991 г.

На основе исследования содержания политической критики, исходившей от многочисленных оппозиционных групп, выявлены центральные элементы расхождения и консолидации:

— отношение к реформам Е. Т. Гайдара;

— к замыслам и практике проведения приватизациик распаду СССР и роли в этом процессе Б. Н. Ельцина, характеру взаимоотношений с мировыми державами, которые выстраивала новая российская власть.

Анализ содержания политической критики в 1991—1993 гг. позволил выявить ее наиболее важные черты. В качестве оснований критики, исходившей из официальных властных кругов, выделены: демонизация образа коммунистов и коммунистического прошлогообвинение всех политических оппонентов в тайном или явном сочувствии коммунизмупретензия на возможность и способность представлять и выражать глубинные общенациональные интересыпредставление собственных политических интересов как воплощение и отражение общенациональных и мировых интересов. На протяжении 1991;1993 гг. эти заложенные в критике идеи окружение Б. Н. Ельцина пыталось представить в качестве новой государственной идеологии. Однако все попытки сформулировать общенациональную идеологию или хотя бы консолидирующую общество идею так и остались нереализованными.

Проведенное исследование показало, что после событий 1993 года, окончившихся по сценарию формулой «победитель получает все» стратегии «нелояльной» оппозиции начали трансформироваться. Исход противостояния определил ситуацию, в которой открытый протест значительно снижал или полностью уничтожал ресурсную базу оппозиции. Победившая группа, поддержавшая Ельцина, угрожала оппонентам и «открытым силовым давлением». Неэффективной становилась и тактика «ухода», так как она вела к маргинализации и полной утрате влияния оппозиционной группировки.

Явственно обозначился переход от «нелояльной» (конфронтационной) риторики, основой которой было взаимное обвинение в политических преступлениях к врастанию оппонентов в новую систему, в которой простое политическое выживание требовало соблюдения определенных правил игры. Период открытой конфронтации между отдельными политическими группировками окончился. Начался новый период, в условиях которого политические игры перестали быть публичным зрелищем. Соответствующим образом изменился и риторический дискурс.

Исследование политической критики позволило уточнить представления о возрастании роли коммуникативной активности и коммуникативных процессов в периоды политических трансформаций и выявить в качестве наиболее перспективных такие направления политологического анализа как:

• изучение онтологических оснований социально — политических дискурсов;

• инструментальное исследование современных политических коммуникативных процессов;

• способы и механизмы конструирования политического дизайна современности как коммуникативного проекта;

Показать весь текст

Список литературы

  1. ОФИЦИАЛЬНО-ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
  2. Девятый (внеочередной) Съезд народных депутатов Российской Федерации. Бюллетень № 1. М., 2003.2. «Демократическая платформа в КПСС» (Проекты уставов Московского и Ленинградского партийных клубов). Л., 1990.
  3. I Съезд Народных Депутатов. М., 1989
  4. Второй Съезд Народных депутатов СССР. 12−24 декабря 1990 г.: Стенографический отчет. Т. 1. М., 1990.
  5. М.С. Октябрь и перестройка: революция продолжается: Доклад на торжественном заседании ЦК КПСС, поев. 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции, 2 ноября 1987 г. М., 1987.
  6. М.С. Перестройка кровное дело народа: Речь на XVIII съезде профессиональных союзов СССР, 25 февраля 1987 г. М., 1987
  7. Депутатский вестник // Хроника. 1989. № 25, 26, 29, 30, 31,35.
  8. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик: С изменениями и дополнениями, внесенными Законом СССР от 1 декабря 1988 г. на внеочередной двенадцатой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва. М., 1988.
  9. Материалы XXIV съезда КПСС. М., 1971.
  10. Материалы XXVII Съезда Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1986.
  11. Материалы Пленума Центрального комитета КПСС: 25−26 июня 1987 г. М.: Политиздат, 1987.
  12. Материалы Пленума Центрального комитета КПСС: 29 июля 1988 г. М., 1988
  13. Материалы XIX Всесоюзной конференции Коммунистической партии Советского Союза. М., 1989.
  14. Первый Съезд Народных депутатов СССР. 25 мая 9 июня 1989 г.: Стенографический отчет. Т. 1. М., 1989. С. 42, 184−185, 201−221.
  15. Российское законодательство Х-ХХ веков, В 9 т. Т. 1.: Законодательство Древней Руси. М., 1984.
  16. Российское законодательство X—XX вв.еков. Т. 9. Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций. М., 1994.
  17. Стенограмма XIX Всесоюзной партийной конференции. М., 1988.
  18. Тезисы Центрального Комитета КПСС к XIX Всесоюзной партийной конференции. М.: Политиздат, 1988.
  19. Уголовный кодекс РСФСР. С изменениями и дополнениями, опубликованными на 1 января 1994. М., 1994.
  20. Уголовный кодекс РФ. М., 2002.
  21. Шестой Съезд народных депутатов Российской Федерации: Стенографический отчет. Т. 4. М.: Республика, 1992.22.
  22. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ
  23. Ю.В. Избранные речи и статьи. М., 1983.
  24. Ю.Н. Я должен это сказать: Политическая публицистика времен перестройки. М., 1991.
  25. М.С. КПСС по вопросам ускорения научно-технического прогресса. М., 1985.
  26. М.С. О ходе реализации решений XXVII Съезда КПСС и задачах по углублению перестройки. М., 1988.
  27. М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира. М., 1988.- 1776. Горбачев М. С. Августовский путч. Причины и следствия. М, 1991.
  28. М.С. Активно действовать, не терять времени. М.: Политиздат, 1985.
  29. М.С. Коренной вопрос экономической политики партии. М., 1985.
  30. М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира. М., 1988.
  31. М.С. Революционной перестройке идеологию обновления. М.: Политиздат, 1988.
  32. Г. А. Зюганов Глобализация и судьба человечества. М., 2002.
  33. Е.К. Курсом Октября, в духе революционного творчества: Докл. на Торжеств, собр., посвящ. 69-й годовщине ВОСР, в КДС 6 ноября 1986 г. М., 1986.
  34. Е.К. О революционной сущности перестройки в СССР // Проблемы мира и социализма, 1987, № 7.
  35. Е.К. Предостережение. М., 1999.
  36. Г. Х. Эти четыре года. М., 1989.
  37. Н.И. Перестройка: история предательств. М.: Изд-во «Новости», 1992.
  38. А. Хождение во власть. М., 1991.
  39. Э.А. За новое мышление в мировой политике: Выступление на 41-сессии Генеральной Ассамблеи ООН, 23 сентября 1986 г. М., 1986.13. ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ1. День. 1992−1993.2. Известия. 1964−1993.3. Коммунист. 1964−1993.
  40. Независимая газета. 1991−1993.
  41. Парламентская неделя. 1989−1991.8. Правда. 1964−1993.
  42. Проблемы мира и социализма. 1964−1993.
  43. Российская газета. 1991−1993.11. Русский порядок. 1993.
  44. Советская Россия. 1985−1993.13. Знамя. 1988.14. Огонек. 1986−1993.14 МЕМУАРЫ
  45. М.С. Жизнь и реформы. В двух книгах. М., 1995.
  46. .Н. Записки президента. М., 1994.
  47. JI.M. Горби и Мэгги. Записки посла о двух известных политиках Михаиле Горбачеве и Маргарет Тэтчер. Б/м., 1995.
  48. Г. А.Зюганов «Уроки жизни». М., 1997
  49. Е.Л. Мои воспоминания. Франкфурт-на-Майне., 1971.
  50. Г. Х. Снова в оппозиции. М.: Галактика, 1994.
  51. О. Хроника времен «Царя Бориса». М., 2001.
  52. Н.И. Десять лет великих потрясений. М, 1995.
  53. A.A. Жила была коммунистическая партия. СПб., 1995.
  54. Н.С. Воспоминания. Время. Люди. Власть. М., 2002.
  55. A.C. 1991 год: Дневник помощника Президента СССР. М., 1997.
  56. Э.А. Мой выбор. В защиту демократии и свободы. М., 1991.
  57. А.Н. Муки прочтения бытия: Перестройка: надежды и реальности. М.: Новости, 1991.-17 914. Яковлев А. Н. Омут памяти. От Столыпина до Путина: в 2-х книгах. М., 2001.
  58. А.Н. Сумерки. М., 2003.
  59. ПАРТИЙНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА
  60. H.A. Философия свободы. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1997.
  61. Э. Очерки из теории и истории социализма. СПб., 1902.
  62. Э. Парламентаризм и социал-демократия. Спб., 1906.
  63. Э. Проблемы социализма и задачи социал-демократии. М., 1901
  64. Э. Теория и практика современной социал-демократии. Лейпциг- Спб., 1906.
  65. В своем отечестве пророки? Публицистика перестройки: лучшие авторы 1988 года. М. 1989.
  66. Е.Т. Дни поражений и побед. М., 1997.
  67. Е. Крутой маршрут: Хроника времен культа личности. М.: Книга, 1991.
  68. К. Диктатура пролетариата. Wien, 1918.
  69. К. Диктатура пролетариата. От демократии к государственному рабству. Большевизм в тупике. М., 2002.
  70. К. Московский суд и большевизм // Двенадцать смертников. Суд над социалистами-революционерами в Москве, Берлин, 1922.
  71. К. От демократии к государственному рабству (Ответ Троцкому). Берлин, 1922.
  72. К. Терроризм и коммунизм. Берлин, 1919
  73. В.И. Детская болезнь «левизны» в коммунизме. Полн. собр. соч., Изд. 5-е. Т. 41.
  74. В.И. Полн. собр. соч. Т. 33−37, Т. 41.-18 016. Ленин В. И. Пролетарская революция и ренегат Каутский. Полн. собр. соч. Т. 38.
  75. В.И. Что делать? Полн. собр. соч. Т. 6. М., 1959.
  76. Ю.О. Записки социал-демократа. М.: РОССПЭН, 2004.
  77. О Сталине и сталинизме. // Знамя. 1989.№ 4. С.198−220.
  78. А.И. Архипелаг ГУЛАГ: 1918−1956, 1989.
  79. А.И. В круге первом. М., 1990.
  80. А.И. Красное колесо: М.: Воениздат, 1993−1997.
  81. А.И. Один день Ивана Денисовича. Париж. Имка-Пресс, 1987.
  82. А.И. Раковый корпус. М., 1990.
  83. И.В. Об основах ленинизма. Т. 6. М., 1947.
  84. И.В. Сочинения. Т. 10. М., 1949.
  85. И.В. Сочинения. Т. 6−8. М., 1947.
  86. Л.Д. История русской революции. Т. II. Ч. II. Берлин, 1933.
  87. Л.Д. Терроризм и коммунизм. М. Л., 1925. Т. XII.
  88. Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис. 1992. № 4.
  89. В.Н., Дегтярев A.A. Опыт развития прикладной политологии в России // Политические исследования. 1998. № 3. С. 157−167.
  90. М.Н. Правящие элиты и государственность в посттоталитарной России. М., Воронеж, 1997
  91. Ю. Россия на рубеже тысячелетий: Империя мертва. Да здравствует империя? М., 2000.
  92. Ю.Н. Опасная Россия: Традиции самовластья сегодня. М.: РГГУ, 2001.
  93. Ю.Н. Перестройка и историческое знание // Иного не дано. М.: Прогресс, 1988.
  94. Э.Я. Советская политическая культура (к исследованию распадающейся парадигмы) // Общественные науки и современность, 1994. № 4.
  95. JI.M. Возобновление истории: Размышление о политики и культуре. М., 1991.
  96. А.Б., Мейер М. М., Пивовар Е. И. Материалы по истории диссидентского и правозащитного движения в СССР 50-х 80-х годов, М, 1994.
  97. Н.И., Сергеев В. М. Становление институтов представительной власти в современной России. М., 2004.
  98. JI., Даниэль А. Диссиденты // 50/50: Опыт словаря нового мышления. М., 1989.
  99. В.И. Крушение пьедестала. Штрихи к портрету М. С. Горбачева. М., 1995.
  100. Г. А., Козлов В.А.
  101. Брежневский сборник о ленинизме, последняя часть.
  102. Ф.М. Вожди и советники: О Хрущеве, Андропове и не только о них. М.: Политиздат, 1990.
  103. С. Программа преобразований: истоки, значение, перспективы // Северин Бялер, Майкл Мэндельбаум. Россия Горбачева и американская внешняя политика. Выпуск второй. М., 1989.
  104. О.В., Кулешов C.B. Очищение: История и перестройка. — М., 1989.
  105. О.В., Кулешов C.B. Очищение: История и перестройка. М., 1989.
  106. С.О. Это не должно повториться. Ереван, 1990.
  107. М. История России. 1917−1990. Седьмой секретарь. М., 1996.
  108. В.Я. Оппозиции в России: вымирающий вид. Радаев В. ., 1998.
  109. В.Я. Шахматные партии российской элиты // Pro et Contra. Т.1. Зима. 1996, стр. 47.
  110. В.Я. Исследования партий в России: первые 10 лет. // Политическая наука. М., 1999. Вып.З.С.101−172.
  111. Л., Экинд А. Культ власти. Структура тоталитарного сознания // Осмыслить культ Сталина. М., 1989.
  112. И.Я. Преступление и состав преступления как явления и понятия в уголовном праве: Вопросы теории и правотворчества. Владивосток, 1997.
  113. Документы. М.: Московская школа политических исследований, 2000.
  114. И. Масс-медиа второй республики. М., 1999.
  115. Из глубины: Сборник статей о русской революции, С. А. Аскольдов, Н. А. Бердяев, С. А. Булгаков и др. М., 1990.
  116. М. Политическое самоопределение России // Pro et contra. M.1999. T. 4. № 3.
  117. Д. Критерии системного анализа политики. Антология мировой политической мысли: В 5 т. М. 1997.
  118. История советской политической цензуры. М., 1997.
  119. .Г. Идеология и политика в посткоммунистической России. М., 2000.
  120. .Г. Классовое и общечеловеческое в новом политическом мышление // Новое политическое мышление и мировое коммунистическое движение. М., 1988.-18 335. Капустин М. П. Конец утопии? Прошлое и будущее социализма. М., 1990.
  121. В.И. Развитой социализм: Историография и методология проблемы. М., 1976.
  122. Ю.А. Коммунисты и социал-демократы в современном мире: Новое мышление // Проблемы коммунистического движения: Ежегодник, 1988−1989: Тенденции и противоречия современного мира и революционный процесс. М.: Мысль, 1988.
  123. О. Трансформация старой номенклатуры в новую российскую элиту.// Общественные науки и современность. 1995.№ 1. С.45−63.
  124. О. Анатомия российской элиты. М., 2004.
  125. JI.M. Перестройка: Что это было?: К истории идейной борьбы в советской журналистике периода перестройки (1985−1991) / Акад. истории и политологии. М., 1998.
  126. Н.Ю. Формирование современной российской элиты (проблемы переходного периода). М., 1995.
  127. Ю. Интеллигенция. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
  128. А.И. Переворот мнимый и настоящий. М., 1993.
  129. В.В. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы // Государство и право. 2000, № 4.
  130. В.В. Политическая преступность // Государство и право. 1994. № 4.
  131. В.В. Политическая преступность в России: прошлое и настоящее. // Общественные науки и современность, 1999, № 5.
  132. В.В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. М., 1997.
  133. Д., Рич Р. Политология: Методы исследования. М., 1997.
  134. H.H. Идеология сталинизма: История утверждения и сущность: 1929−1956. М., 1990.
  135. H.H. Об утверждении идеологии сталинизма. История и сталинизм: Сб. ст. М., 1991.
  136. Милынтейн Илья. Человек имеет право // Миф о застое / Сост. Е. Б. Никанорова, С. А. Прохватилова. JI., 1991.
  137. JI. Кремль. Президенты России. Стратегия власти от Б. Н. Ельцина до В. В. Путина. М., 2003.
  138. Москва. Осень 93: хроника противостояния. М., 1995.
  139. В. Август изнутри. Горбачев. Путч. М., 1993.
  140. И.К., Плимак Е. Г. Драма российских реформ и революций. Сравн.-полит. анализ. М., 2000.
  141. И.К., Плимак Е. Г., Хорос В. Г. Революционная традиция в России: 1783−1883 гг. М.: Мысль, 1986.
  142. Я.Ш. «Олигархи». Экономическая хроника 1992 2000. М., 2000.
  143. С.В. «Перестройка» в СССР глазами советских и американских авторов. Опыт сравнительного политологического исследования.— Пятигорск, 1997
  144. Ю.С. Русская власть и исторические типы ее осмысления. // Российская полития на рубеже веков. М., 2001.
  145. Ю.С. Очерки истории русской общественно-политической мысли XIX первой трети XX столетия. М., 1997.
  146. А.Г. Перестройка и художественная культура. М., 1990.
  147. Ю.М. Модели социальных процессов. М., 2001.
  148. Политическая наука: новые направления. М., 2000.
  149. Путч: Хроника тревожных дней. М., 1991.
  150. . Практика и теория большевизма. М., 1991.
  151. Реформы в СССР и политическая культура: Взаимозависимость и взаимодействие («круглый стол») // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12, Соц.-полит. исслед. М., 1991. № 4. С. 3−58.
  152. В.О. Политическая культура в постсоветской России. // Социально-политический журнал. 1998, № 1.С. 17−23.
  153. Л.А. Политическое сознание интеллигенции и перестройка : некоторые подходы // Интеллигенция и перестройка. М., 1991. С. 13−22
  154. В.М. Демократия как переговорный процесс. М., 1999.
  155. В. М. Цымбурский В.Л. Когнитивные модели принятия решений в приложении к политологии и истории // Компьютеры и познание. М., 1990.С.105−124.
  156. З.В. Политические игры или политическая борьба: Партии, движения, ассоциации глазами социолога. М., 1991.
  157. Слово в действии. Интент-анализ политического дискурса. СПб., 2000.
  158. Современная политическая теория. / Автор составитель Д.Хэлд. М., 2001.
  159. В. Политическая история современной России. М., 1995.
  160. В., Клепикова Е. Борис Ельцин: Политические метаморфозы. М., 1992.
  161. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  162. Социально-политическая идентификация в условиях перестройки. М., 1991.
  163. Социокультурное пространство диалога. М.: Наука, 1999.-18 681. Степанов Ю. С. «Жрец» нарекись и знаменуйся: «жертва». (К понятию «интеллигенция» в истории российского менталитета) // Русская интеллигенция: История и судьба. М., 1999.
  164. Т. Теории символа. М., 1998.
  165. А.Дж. Постижение истории. М., 1991.
  166. B.C. Понятие и криминологическая характеристика организованной преступности. М., 1999.
  167. П. Актуальные проблемы общественных наук. Коммунист. 1975, № 5.
  168. Л., Иоргенсен М. В. Дискурс-анализ. Теория и метод. Харьков, 2004.
  169. И .Я. Погружение в бездну: Россия на исходе XX века. СПб., 1999
  170. Ценности социальных групп и кризис общества. М., 1991.
  171. И.Д. Историческая публицистика 1985−1991 г. и историческая наука: точки соприкосновения // «Новая» Россия: социальные и политические мифы. М., 1999. С. 37−39.
  172. Ю.Г. Политическая оппозиция в современной России. СПб., 1995- Власть и оппозиция. Российский политический процесс XX столетия. М., 1995.
  173. В.А. Политика и преступность // Государство и право. 1994. № 4.
  174. А.Б. Либеральные партии в условиях политической модернизации России начала 1990-х годов // «Новая Россия»: Власть, общество, управление в контексте либеральных ценностей. Материалы международной научной конференции. М., 2004.
  175. Л.Ф. Режим Бориса Ельцина. М., 1999.
  176. В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал. 1994. № 1. С. 35−52.- 18 795. Яковлев А. Н., Мигранян A.M., Поздняков Е. А. Перестройка: замыслы и результаты. Ростов-на-Дону: Логос, 1995.
  177. Anderson В. Imagined Communities. Reflections on the origin and spread of nationalism. L., 1983.
  178. Bahry D. Society transformed? Rethinking the social roots of Perestroika // Slavic rev. Stanford, 1993. Vol. 52, N 3. P. 512−554
  179. Bloomfield J. The Soviet revolution: perestroika and the remaking of socialism.- London, 1989.
  180. Brown A. The Gorbachev factor. Oxford: Oxford univ. press, 1996
  181. Butler W. E. Perestroika and international law. Boston, 1990.
  182. Cohen J. Class and civil society. Amherst: University of Massachusetts Press, 1983-
  183. Davies R.W. Soviet history in the Gorbachev Revolution. Bloomington & Indianapolis: Indians Universoty Press, 1989.
  184. Dunn W. Public Policy Analysis: An Introduction. Englewood Cliffs, 1994.
  185. Dyker D.A. Gorbachev’s economic reforms: Perestroika in crisis. Koln, 1990.
  186. Easton D. The Analysis of Political Structure, New York, 1991.
  187. Easton D. The Analysis of Political Structure, New York, 1991.
  188. Easton D. The Political System: An Inquiry into the State of Political Science. New York, 1953.
  189. Fadeev E. Perestroika and law. Moscow, 1989.
  190. Goldman M. What Went Wrong with Perestroika? // Soviet & Post-Soviet Russia in the world change. Lanham, 1994:
  191. Goldman M.I. Gorbachev’s Challenge: Economic Reform in the Age of High Technology. New York, London, 1987.-18 816. Habermas J. The structural transformation of the public sphere. Cambridge: MIT Press, 1989
  192. Haddix D. Glasnost, the media and professionalism in the Soviet Union // Gazette. Dordrecht, 1990. Vol. 46, № 3. P. 155−173
  193. Henry S. and Lanier M. What is Crime? Boston, 2001.
  194. Hill J.R.Communist Politics Under the Knife. London, 1990.
  195. Holman P. The Soviet Union after perestroika: change and continuity.-Washington, 1991.
  196. Karpukhin N. Some social implications of the economic reforms in the USSR//Labour a. soc. Geneva, 1990. Vol. 15, N 4. P. 353−364.
  197. Kotkin S. Political Corruption in Transition. Budapest. New York, 2002.
  198. Kotkin St. Steeltown, USSR: Soviet society in the Gorbachev era. Berkeley- Los Angeles: Univ. of California press, 1991.
  199. Lane D.S. Soviet society under perestroika.- Boston, 1990.
  200. Paasilinna R. Glasnost and Soviet television: A study of the Sov. mass media a. its role in society from 1985−1991 / Transl.: Moore W., Alatalo L. -Kirjapaino: YLE, 1995.
  201. Robinson N. Ideology and collapse of the Soviet system: A Critical History Soviet Ideological Discourse. Adlershot, 1995.
  202. Rose-Ackerman S. Corruption and Goverment Causes, Consequenses, and Reform. Cambridge, 1999.
  203. Rowen H., Wolf C. The impoverished superpower: perestroika and the Soviet military burden. San Francisco, 1990.
  204. Sakwa R. Russian politics and society. N.Y.- L.: Routledge, 1993.
  205. Shlapentokh V. Public opinion in Gorbachev’s USSR: Consensus and polarization// Media culture a. soc. L. etc., 1990. Vol. 12, № 2. P. 153 174.
  206. Smart Ch. Gorbachev’s Lenin: The myth in service to perestroika // Studies in comparative communism. Los Angeles, 1990. Vol. 23, № 1. P. 5−21- 18 932. Walker R. Six years that shook the world: Perestroika the impossible project. Manchester- N.Y., 1993.
  207. Weinberg E.A. Perestroika and Soviet sociology // Brit. j. of sociology. L., 1992. Vol. 43, № l.P. 1−10
  208. Wilhelm D. Global communications and political power.- New Brunsweck, 1990.
  209. Woodiwiss M. Organized Crime and American Power. London, 2001.
  210. Yaney G. Perestroika and authority // The world confronts perestroika. Sapporo, 1991. P. 215−224.
  211. Yanovich M. Controversies in Soviet social thought: democratization, social justice, and the erosion of official ideology.- Armonk, 1991.
  212. УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ
  213. И.А. История государства и права России: Полный курс лекций. М., 1994.
  214. История Всесоюзной Коммунистической Партии (б): Краткий курс. М., 1938.
  215. А.В. Российское уголовное право. Общая часть: Курс лекций. М., 1996.
  216. Политическая преступность // Криминология: Словарь/Под общ. ред. В .П. Сальникова. СПб., 1999.
  217. В.А. История государства и права России IX — начала XX веков. М., 1995.
  218. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917— 1991 гг. М., 1997.
  219. Курс советского уголовного права. Часть общая. Т. 1. JL, 1968.
  220. Курс советского уголовного права. Т. 1. М., 1970.
  221. Криминология. Учебник / Под ред. В. В. Орехова. Спб., 1992. Ю. Шнайдер Г. И. Криминология. Пер. с нем. М., 1994.
  222. АВТОРЕФЕРАТЫ РУКОПИСЕЙ КАНДИДАТСКИХ И ДОКТОРСКИХ ДИССЕРТАЦИЙ
  223. СаенкоГ.В. Политическая оппозиция как социологическое явление в общественной жизни современной России: конец 80-х 90-е гг. Автореф. Дисс. к.и.н. М., 1996.
  224. Н. Развитие политической культуры личности в условиях перестройки советского общества: Автореф.дисс. .д-ра филос. наук. Ташкент, 1991.
  225. Е. Политическая идеология периода перестройки : Автореф. дис. канд. филос. наук / Белорус, гос. ун-т. Минск, 1993.
  226. Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993.
  227. В. А. Павленко В.Б. Политическая Россия: партии, блоки, лидеры. Справочник. М., 1997.
Заполнить форму текущей работой