Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности профессионального самоопределения современных подростков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследование выявило определенные гендерные различия в структуре профессионального самоопределения. В ситуации, когда учеба/работа по выбранной, привлекательной профессии невозможна, девочки предполагают повышать мастерство в более доступной профессии, а мальчики стремятся при любой подходящей возможности вернуться к выбранной, привлекательной. Исходя из этого, можно говорить о том, что если… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Профессиональное самоопределение личности как психолого-педагогическая проблема
    • 1. Профессиональное самоопределение как психологический феномен
    • 2. Построение личности как особенность подросткового возраста
    • 3. Мотивация профессионального выбора
    • 4. Ценностные ориентации и образы — эталоны в структуре профессионального самоопределения
    • 5. Образ как регулирующий механизм профессионального самоопределения
  • Глава 2. Методологические принципы и методы исследования
    • 1. Принципы и подходы к исследованию
    • 2. Цели, гипотеза и задачи исследования
    • 3. Методы обработки результатов
    • 4. Обоснование выборки
    • 5. Процедура и этапы работы
  • Глава 3. Результаты экспериментального исследования профессионального самоопределения современных подростков
    • 1. Данные «Анкеты для старшеклассника» Е. И Головаха
    • 2. Мотивы и ценностные ориентации, определяющие профессиональный выбор
    • 3. Образы, выступающие эталонами для построения профессиональных планов
    • 4. Данные опросника И. Г. Сенина «ОТеЦ»
    • 5. Образный компонент профессионального самоопределения
  • Данные методики «Кто Я через 10 лет?»
    • 6. Психолого-педагогическая программа
  • Профессиональное самопостроение личности"
    • 7. Результаты формирующего эксперимента

Особенности профессионального самоопределения современных подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Трансформация кыргызской экономики и общества вызвала значительные перемены в спектре профессий, востребованных рынком труда, в социальном престиже и социальном статусе профессий и, следовательно, существенно повлияла на ценность того или иного профессионального выбора.

Расширение и усложнение процесса производства привело с одной стороны — к профессиональной вариативности, когда обилие профессий, предлагаемых на рынке образовательных услуг, сопровождается малой информированностью подростков об этих профессиях. С другой стороны — нестабильная экономическая ситуация в нашем обществе характеризуется непредсказуемостью трудоустройства. Прогнозы исследователей неодно-значны. По’мнению одних авторов, положение подрастающего поколения пессимистично, так как социальная ситуация и прогнозы на будущее вызывают негативную оценку профессий и областей деятельности, на которые молодые люди традиционно ориентировались. Особенностью общественного сознания является надежда на то, что рынок автоматически решит все проблемы [168]. С другой стороны, многие авторы утверждают, что молодые легче ориентируются в социальных изменениях, поскольку им не приходится ломать систему ценностей и перестраивать стандарты поведения [135]. Характерно, что оба этих подхода, подкреплены большим количеством эмпирических наблюдений [108].

Проблема профессионального самоопределения выступает центральной для многих отечественных и зарубежных исследователей. В ней выражены 3 основные подхода. В рамках первого — социологического, профессиональное самоопределение рассматривается как многоступенчатый процесс, как серия задач, которые общество ставит перед формирующейся личностью и которые эта личность должна последовательно разрешить в течение определенного периода времени (Кон И.С., Климов Е. А., и др.). Второй подход — социальнопсихологическийпод профессиональным самоопределением понимают процесс поэтапного принятия решений, благодаря которым индивид формирует баланс между своими предпочтениями, склонностями и потреб-ностями су3 шествующей системы общего разделения труда (Голланд Дж., Ильин B.C., Кондаков И. М., Хомутова О. И. и др.). Для последователей третьего, дифференциально — психологического подхода, профессиональное самоопределение — процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность (Пряжников Н.С., Хейвигхерст Р., Сьюпер Д. и др.) [цит. по: 87].

В рамках этих подходов определены типы и уровни профессионального самоопределения, этапы его становления и стадии профессионального развития. Однако остается малоисследованным аспект влияния социально — экономических условий, сложившихся в обществе и этнической культуры на выбор будущей профессии.

Цель нашей работы заключается в изучении профессионального самоопределения современных старшеклассников с учетом кризисной социально — экономической ситуации в обществе и этнокультурных традиций.

Гипотезы исследования выражены в следующих предположениях.

Выводы.

Таким образом, исследование выявило влияние кризисной социальноэкономической ситуация на усиление мотива оплаты труда и снижение мотивов выбора профессии по интересам и склонностям. До 85% профессиональных выборов старшеклассников ориентированы на достижение высокого уровня материальной оплаты и построение карьеры. Мотивы личностного развития при этом выражены значительно слабее. Подавляющее большинство учащихся рассчитывают на высокооплачиваемые, руководящие должности.

Сложности, связанные с успешным трудоустройством приводят к множественности профессионального самоопределения, выбору нескольких профессий, что достигает своего пика к окончанию школы.

Возрастной особенностью профессионального самоопределения, является рассогласованность образа будущей профессии. Выбранная профессия зачастую не соответствует учебным интересам и успеваемости старшеклассников, их представлениям о месте обучения и сроках получения образования по данной профессии, последующем трудоустройстве и т. д. Показатели рассогласованности выше у девятиклассников, в то время как выбор нескольких профессий чаще в 11 классе. Но в 11 — м классе значительно возрастает множественность и неопределенность выбора, несоответствие профессии интересам как реакция на социальную нестабильность.

Тендерные особенности профессионального самоопределения проявились в том, что образ себя в профессии для девушек насыщен личностными внешними качествами (доброта, красота и т. д.), в отличие от образов у юношей, насыщенных волевыми чертами. Большинство девушек ориентировано на реализацию карьерных планов, а не на построение семьи, однако работа в их представлении сочетается с приятным времяпрепровождением и образ профессионала насыщен эмоциональными чертами. Юноши выражают романтическую готовность к работе с риском для жизни, образ Я в профессии отличается волевыми качествами, но не приемлют труд в условиях, опасных для здоровья.

Этнокультурные особенности профессионального самоопределения проявились в том, что подростки азиатской группы традиционно предпочитают управленческие и гуманитарные профессии, в то время как в европейской выборке большое место занимают профессии производственной сферы. Под влиянием родителей и старших родственников азиатские школьники рано определяют профессию, но она зачастую не соответствует их интересам и склонностям и не совпадает с привлекательной для них. Школьники — европейцы выбирают профессию позже, но чаще привлекательную для них. В азиатской выборке лидируют мотивы активной социальной жизни, что соответствует активности доминирующей этнической группы и стремлению к аффилиации.

Применение тренинговой программы позволяет улучшить качественные показатели профессионального самоопределения — глубину, четкость и длительность жизненной перспективы, согласовать отдельные представления, связанные с профессиональным будущим, построить более четкий, непротиворечивый образ профессионального будущего и наметить этапы и условия его реализации.

В целом, исследование показало значимую зависимость профессионального самоопределения старшеклассников от социально — экономической ситуации в обществе и определенную обусловленность выборов этнокультурными традициями, возрастными и тендерными особенностями.

Заключение

.

Исследование показало сложный, интегративный характер профессионального самоопределения подростков, зависимость его от влияний социума и личных возможностей индивида. Внешними детерминантами профессионального самоопределения выступают экономический кризис, отсутствие гарантированного профессионального трудоустройства, а также тендерные и этнокультурные традиции. Среди внутренних факторов самоопределения, наиболее важными выступает согласованность основных компонентов: ориентации в возможных профессиях и условиях их достижения, ценностные ориентации, степень личной ответственности за выбор, способности и уверенность в своих возможностях, образы — идеалы и идентификация с ними, жизненные планы во временной перспективе.

Нестабильная, кризисная социально — экономическая ситуация в республике вызвала смещение мотивов выбора профессии в сторону материального обеспечения. Если в 9 классе школьники еще называют интересы и склонности в качестве основания для выбора профессии, то в 11 классе число таких выборов уменьшилось на четверть. Высокая оплата дает 85% выбора, а мотивы духовного удовлетворения, личностного развития составляют незначительный минимум.

Затянувшийся в республике экономический кризис привел к снижению привлекательности для выпускников профессий материальной сферы (промышленных, строительных, транспортных) и соответственно увеличение доли нематериальной — особенно управленческих и финансовых (экономист, юрист, программист), позволяющих реализоваться в рыночной экономике.

Большинство привлекательных для выпускников профессий относятся к категории «сквозных» — т. е. позволяют работать в любой отрасли экономики и как следствие лучше адаптироваться к негативным социальным процессам в сфере труда и занятости.

В рамках исследования были выявлены:

— изменения в предпочтениях школьников и высокая доля неопределившихся — тревожный факт, который уже в ближайшее время может вызвать проблему с подготовкой кадров для материального производства, медицины, образования.

— тесная связь профессионального выбора и этнической культуры, проявляющаяся в предпочтении профессий административной или гуманитарной сфере труда.

Исследование показало слабость субфакторов самоопределения. В аспекте четкости профессиональных планов старшеклассников: устойчивости выбора, соответствия выбранной подростком профессии с учебным заведением, где он планирует ею овладеть, и учебными предметами, знаний, которые понадобятся в профессии.

От 9 к 11 классу снижается уверенность старшеклассников в окончательности выбора. Очевидно, что причина этого в более зрелом анализе как своих возможностей, так и внешних условий, который в силу более развитой рефлексии и самосознания легче дается одиннадцати классникам.

Среди факторов, мешающих старшеклассникам в построении четких профессиональных планов, на первое место в ответах всех респондентов выходит «привлекательность нескольких профессий» — школьникам сложно выбрать среди всего многообразия альтернативных вариантов.

Более половины опрошенных, считают необходимым предусмотреть альтернативные варианты профессионального будущего, причем среди мальчиков (особенно европейцев) таких ответов больше.

Наиболее привлекательной для всех респондентов являются должности руководителя высокого уровня управления (большим предприятием, организацией) с уровнем заработной платы от 10 тыс. сом в месяц и выше. С одной стороны — это показатель высокой мотивации успеха и достаточно адекватных представлений о структуре оплаты труда. С другой — юноши и 9 и 11 классов, указывая возраст достижения такого должностного и финансового уровня, редко учитывают время, необходимое для получения образования и построения карьеры. Особенно ярко это проявилось в группе азиатов (р> 0,01).

Исследование не обнаружило корреляционной связи между занимаемой должностью и степенью самостоятельности и инициативности в труде. В сознании школьников высокая должность — скорее статусный и экономический показатель, а не условие самовыражения.

Уровень притязаний старшеклассников, связанный с будущим образованием и карьерным ростом формируется без учета возможных ограничений, необходимых для его реализации.

Ученики 11 класса проявляют большую готовность к самоотдаче, работе в неблагоприятных условиях. При этом предпочитают рисковать жизнью, но не здоровьем, в чем можно усмотреть юношескую склонность к романтизму.

Анализ изменений в ответах учеников 9 и 11 классов показал, все большее число школьников затрудняются в отнесении выбранной профессии к конкретной профессиональной области. Скорее всего, для школьников профессиональная область тесно связана с будущим местом работы, а выбор «сквозных» профессии, предполагает большое число таких мест. Однако, рост ответов, в которых явное несоответствие в этих показателях и ответов «не знаю», может быть показателем того, что в 11 классе по сравнению с 9 кл. все больше школьников не уверены в своем профессиональном будущем.

Профессиональное самоопределение старших школьников отличается определенной рассогласованностью компонентов: противоречивым сочетанием ценностных ориентаций, завышенными притязаниями к оплате труда, неумением учитывать время и условия обретения профессии.

Существуют определенные различия в мотивационном компоненте выбора, связанные с возрастными, гендерными и культурными характеристиками школьников. Так, среди мотивов продолжения образования у всех опрошенных явное преобладание имеет профессиональный — приобрести профессию. Среди мотивов выбора профессии от 9 к 11 классу, выросла доля таких, как высокий заработок, высокий престиж профессии (данный мотив чаще называют респонденты из азиатской выборки, хорошие возможности для профессионального роста, карьеры.

Анализ качеств, помогающих стать профессионалом, показал, что для учеников 9 класса такие качества зачастую неотделимы от просто привлекательности этого человека безотносительно к профессии (честность, отзывчивость, доброта). Одинадцатиклассники разделяют качества личности и качества профессионала. От 9 к 11 классу среди качеств Профессионала, которые указывают ученики, растет значимость образования, настойчивости и трудолюбия.

Наблюдается возрастная динамика терминальных ценностей учеников от 9 класса к выпускному:

Для всех школьников характерны высокие баллы по показателю «высокое материальное положение» (от 7 до 10 стенов). Это означает, что материальное благосостояние оказывается для школьников основанием для развития чувства собственной значимости и положительного отношения к себе.

Стремление к высокому материальному положению отличает ответы учеников и 9 — го и 11 класса. Однако от 9 класса к 11 ранг этого показателя несколько снижается. Очевидно, к старшим классам школы формируются более адекватные представления о содержании будущей трудовой деятельности и в том числе об уровне заработной платы, как «цене» за труд.

Испытуемых отличает высокая потребность в достижениях, т. е. стремление к достижению ощутимых и конкретных результатов в любом виде деятельности.

Большое количество старшеклассников (от 60% до 79%) имеет высокую потребность в сохранении собственной индивидуальности, что свидетельствует об их стремлении к независимости от других и желании сохранить неповторимость, своеобразие собственной личности, своих взглядов и убеждений. В этом проявились культурные различия — европейцы склонны более отстаивать свою индивидуальность по сравнению с более низкими показателями в выборке азиатов (значимость различий составила р>0,05). В этом, на наш взгляд прослеживается влияние культуры, которая для азиатской группы традиционно коллективистская.

Наиболее значимыми сферами жизнедеятельности для всех старшеклассников являются сфера обучения и сфера увлечений, причем у азиатской выборки показатели по ценности обучения выше, чем у европейцев, они больше ориентированны на ВУЗ и обучение за рубежом.

Образ будущего различен у наших респондентов, он усложняется, становится реалистичнее и полнее к старшему школьному возрасту. Ученики 9-х классов определяют себя прежде всего как профессионала, специалиста, имеющего семью, и имеющего определенное финансовое положение. Характерной особенностью ответов респондентов в азиатской группе стало присутствие альтруистических мотивов — «открою детский дом», «буду помогать людям» -10% среди мальчиков и 3,8% у девочек.

Большое внимание привлекают такие способы достижения жизненного успеха как высокое образование, высокооплачиваемая и престижная работа, способность обеспечить в будущем карьерный рост и высокое социальное положение. Это находит подтверждение в ориентации на негосударственные формы собственности и на проживание в крупном городе или заграницей.

Школьники отмечают, что семья для них чаще связана с надежным спутником жизни, а не с воспитанием детей.

При описании себя в будущем, для всех респондентов характерно снижение числа ответов «Человек, выполняющий определенную работу» — то есть тех, в которых указана не конкретная профессия. В то же время, наблюдается рост числа ответов, в которых старшеклассники описывают себя компетентным специалистом в области выбранной профессии — Профессионалом, повышается детализация этого образа.

Исследование выявило определенные гендерные различия в структуре профессионального самоопределения. В ситуации, когда учеба/работа по выбранной, привлекательной профессии невозможна, девочки предполагают повышать мастерство в более доступной профессии, а мальчики стремятся при любой подходящей возможности вернуться к выбранной, привлекательной. Исходя из этого, можно говорить о том, что если причины, мешающие выбору профессии, одинаковы и для мальчиков и для девочек, то стратегии в случае неуспешного выбора имеют тендерные различия. По данным нашего исследования, девочки более адаптивны и демонстрируют меньшую жесткость и однонаправленность профессиональных планов по сравнению с мальчиками, которые демонстрируют настойчивость в достижении поставленной профессиональной цели, но при этом более ригидны.

Девочки, в целом, более заинтересованы в учебе. Однако, связи между школьной успеваемостью, удовлетворенностью от учебного процесса и конкретностью выбора профессии не обнаружено. Для девочек характерно указание на более поздние сроки построения карьеры, очевидно, они делают поправку на создание семьи и воспитание детей. Однако притязания девочек в 9 и 11 классах по отношению к желаемой заработной плате гораздо выше, чем у мальчиков (р>0,04 в 9 классе и р> 0,01 в 11 классе) и абсолютно не соответствуют реальной экономической ситуации в республике. Доля неопределившихся с местом будущей учебы в группе мальчиков выше. В группе девочек к 11 классу произошло увеличение числа ответов (с 56,2% до 12,2%), в которых профессия и учебные предметы согласованы, а в группе мальчиков, этот показатель падает (от 50% до 12,5%) ввиду неопределенности выбора.

Анализ данных по шкалам терминальных ценностей, показал, что для мальчиков от 9 к 11 классу, растет значимость социальной сферы. К 11 классу показатель «Активные социальные контакты» переместился на второе место.

Притязания мальчиков более реалистичны, по сравнению с девочками, которые зачастую стремятся выбрать профессию, в которой можно было бы сочетать общественное признание, интеллектуальную самореализацию, высокий заработок с «неутомительной» работой и сохранением избытка времени и сил на досуг и развлечения. В целом, для мальчиков важнее реализовать планы, мечты, самореализация («профессионал в своем деле») и они редко пишут о работе не по — профессии.

Девочки, с одной стороны, выбирают изначально «мужские» профессии (следователь, директор компьютерной фирмы), а с другой — противоречат, выбирая позицию «слабой» женщины, подчиняющейся мужчине. В этом возможно проявляется конфликт между акселерацией, маскулинностью и традиционной позиции женщины в нашем обществе. Большинство девочек ориентировано на реализацию карьерных планов, а не на построение семьи. Для них важнее престиж должности и известность, а для мальчиков — внутренняя удовлетворенность выполняемой работой.

Исследование выявило определенные этнокультурные различия в профессиональном самоопределении, связанные с коллективистским типом культуры, зависимостью от мнения старших.

Для ребят из азиатской выборки характерно принятие решения о будущей профессии осуществляется достаточно рано, еще в 4 — 7 классах. Однако 25% респондентов азиатской группы не относят выбранную профессию к числу привлекательных. В раннем самоопределении мы усматриваем авторитетное влияние родителей.

В азиатской выборке в целом, выше доля респондентов с непротиворечивым профессиональным типом ценностных ориентаций. В то же время девочек — азиаток отличает и более высокий процент по типу непротиворечивой внепрофессиональной системой ценностей (значимость различий с группой европеек составила р<0,001).

В ответах этих респондентов важное место занимает достижение определенного социального статуса. Эта ценность увеличивается от 9 класса к 11-му, а в ответах европейцев отсутствует.

Для учеников из азиатской выборки, высокое значение имеет потребность в сохранении собственной индивидуальности, как снижение зависимости от старших.

При описании образа профессионального будущего, для респондентов этой группы высокую значимость приобретает здоровый образ жизни и отсутствие болезней.

Для мальчиков из азиатской выборки важно также добиться признания и уважения не только за счет успешности в профессии, но и своими добрыми делами и поступками (ценность альтруизма отметили 7,5%). Однако к 11 классу число таких ответов сходит на нет даже в этой группе. Ценности ислама отступают под натиском рыночных отношений.

В европейской выборке необходимо отметить:

Принятие решения о будущей профессии осуществляется ближе к моменту окончания школы и по оценке респондентов отличается большой устойчивостью;

Соответствие между профессией и учебным заведением в группе европеек на треть выше такого показателя в группе азиаток, в то время как у мальчиков различий не обнаружено.

Наиболее значимые ценности европейцев — достижения и креативность. Эти потребности имеют тенденцию к повышению, оставаясь достаточно значимыми в структуре терминальных ценностей.

Анализ показателей по жизненным сферам показал:

В этой группе выявлена незначительная тенденция к повышению значимости духовного удовлетворения — стремлении иметь интересную, содержательную работу или профессию.

Можно сделать вывод, что представления подростков о будущем отличаются большой вариативностью. Они имеют как возрастные, так и культурные особенности и различны у мальчиков и девочек.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.Г. Особенности представлений учащихся о пространстве школьной среды М. 1995
  2. Абульханова Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. — М., 1981., с. 34−36
  3. И.А. Коррекционные техники в школе. СПб.: Речь, 2004. — 184с.
  4. М.М. Самосознание и современность. Бишкек, 2002 — 237 с.
  5. .Г. О проблемах современного человекознания М.: Наука, 1977
  6. В.Г. Проблема мотивации и личность. // Теоретические проблемы психологии личности. М.: Наука, 1974
  7. С.А. Социальное окружение и Я концепция в юношеском возрасте // Ценностно — нормативные ориентации старшеклассника. Труды по социологии образования. — М., 1993. Т. 1. Вып. 2. — С. 83 — 92.
  8. Е.П., Куликова И. В. Проспективная идентичность подростка в условиях социального кризиса. // Труды по социологии образования. М., 1999
  9. Е.П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка. -М.: Московский психолого педагогический институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2000.
  10. Ю.Белоус О. В. Формирование осознанной саморегуляции педагогического взаимодействия как фактор эффективной подготовки студентов пед. вузов.: Канд. дисс. М. 2000
  11. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
  12. Р. Я концепция и Я — образы // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. Самара 2003.
  13. Л.И. Избранные психологические труды.-М., 1995. с. 149
  14. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968
  15. С.А. Роль мотивационных структур в построении профессионального самоопределения М., 1991
  16. У. Два мира детства: Дети в США и СССР. М., 1976
  17. А.В. Психология субъекта и его деятельности // Современная психология: справочное руководство. М.: ИНФРА — М, 199. — С. 330−346
  18. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. -СПб.: «Питер», 2000. С. 360−363.
  19. Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М.: Изд-во МГУ, 1990- 135 с&bdquo- С. 85
  20. Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности // Вопросы психологии 2002 № 2 с. 28 39
  21. И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. -М.: Издательство «Ось-89″, 1999. 176с.
  22. А.И., Петровский В. А., Фельдштейн Д. И. Психологическая роль и место подростка в онтогенезе. М., 1987. с. 114
  23. Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч.: В 6 ти т. Т. З / Под ред. A.M. Матюшкина. — М.: Педагогика. 1983. — С. 5−328
  24. Л.С. Педология подростка: проблемы возраста// Собр. соч.: в 6 т. Т.4. 1978., С. 5−220
  25. Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1984. Т.4.
  26. П.Я. О предмете психологии // Вопросы психологии. 2002. № 5. с.4−13.
  27. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения//Вопросы психологии., 1994., № 3., С. 17.
  28. Н.С., Колобкова А. И., Печеркина А. А. Психология безработицы: введение в проблему. М. 2003. 84 с.
  29. З. Т. Игитханян Е.Д. Безработные: особенности российского бытия// Социологические исследования. 2001. № 5.
  30. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: „Наукова думка“, 1988. С. 126 132
  31. Е.И. Путь к зрелости: Формирование социальной зрелости советской молодежи / Е. И. Головаха Идеал юных. Киев 1988
  32. Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев 1984 207 с.
  33. А. Выбираем профессию. Советы практического психолога. -СПб., 2005., с. 41.
  34. В.В. Виды обобщений в обучении. М., 1972
  35. В.В. Соотношение понятий „формирование“ и „развитие“ в психике // Обучение и развитие. М., 1966
  36. А.Н. Психологические факторы восстановления трудовой занятости // Вопросы психологии 2004 №З с.19−29
  37. И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности.// Теоретические проблемы психологии личности. М.: Наука 1974 с. 145−169
  38. Т.В. Подростковый возраст. // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. М. 1973
  39. Т.В. Подросток-М., 1976
  40. В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2000.
  41. И.В. Школьная психологическая служба. М., 1991.
  42. О.П. Профессия в контексте истории ценностей. / Сектор этики Института философии РАН //Этическая мысль. Вып. 4. — М.: ИФ РАН. 2003.
  43. Н.В. Интересы современной молодежи как фактор самоопределения личности //"Психология образования: проблемы и перспективы» (Москва, 16−18 декабря 2004 г.): Материалы Первой международной научно -практической конференции. М.: 2004. — С. 335
  44. H.JI. Идентичность и толерантность: соотношение этнических и профессиональных стереотипов // Вопросы психологии № 6 2004 с. 54 63
  45. Игровые профориентационные упражнения М., 1997
  46. Д.Б. Об идолах и идеалах М. 1968
  47. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000
  48. Исследования, проводимые кафедрой акмеологии Российского государственного педагогического университета им. А. Герцена
  49. Кле М. Подросток. М., 1991.
  50. Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие -М. 1991. с. 152
  51. Е.А. Образ мира в различных профессиях. М.: МГУ, 1995
  52. Е.А. Психология профессионала: Избр. труды. М.- Воронеж 1996.
  53. Е.А. Психология профессионального определения. Ростов на Дону 1996
  54. Е.А. Психолого педагогические проблемы профессиональной консультации. — М., 1983., — № 2. С. 62 — 63
  55. В.К. Образ управляющих действий в структуре саморегуляции деятельности: Канд. дисс. М., 1991
  56. Койчуев Т, Все зависит лишь от нас! // Вечерний Бишкек от 5 июня 2007 г.
  57. Кон И. С. Психология старшеклассника. М., «Просвещение», 1980
  58. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Политиздат, 1989. с.139
  59. Кон И.С., Фельдштейн Д. И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого педагогические характеристики переходного возраста // В кн. «В мире подростка» / Под ред. А. А. Бодалева — М., 1980. с. 16−28
  60. М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М., 1997 с. 24 -39
  61. М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии 1997 № 3
  62. И.Р. Психология ранней юности М., 1989
  63. Конопкин О. А, Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития // Вопросы психологии 2004 № 2 с. 128−135
  64. О.А., Прыгин Г. С. Связь учебной успеваемости студентов с индивидуально типологическими особенностями их саморегуляции // Вопросы психологии 1984 № 3 С. 42−52
  65. Г. Психология развития. СПб., 2000
  66. Н.Ф. Экспресс диагностика и коррекция регуляторно — когнитивной структуры учебной деятельности подростков. М.: ПИ РОА: Экопси-хологический центр развития образовательных и социальных систем. 2000.
  67. Круглова Н. Ф. Произвольная регуляция как средство повышения надежности деятельности при утомлении.: Канд. дисс. М., 1979
  68. Н.И. О намерениях старших школьников в отношении будущей профессии // Вопросы психологии нравственного развития школьников / Под ред. В. Н. Колбановского, В. А. Крутецкого М. 1962 с. 14−47
  69. И.Ю. Возрастная психология. М., 1996. с.168−169
  70. Кун М., Макпартленд Т. Кто Я? // Психология самосознания. Хрестоматия. / Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: Изд. дом «БАХРАХ-М», 2003. с. 462.
  71. П.В. Особенности формирования профессионального самосознания студентов педвуза.: Канд. дисс. М., 1995
  72. А.А. Научите детей фантазии // Вопросы психологии 1998 № 5
  73. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 2. -М.: Педагогика 1983. с. 254
  74. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972
  75. А.Г. В помощь психологу, ведущему групповой тренинг с подростками // Журнал практического психолога. 2000. № 12. С.32−48
  76. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984
  77. .Ф. Системный подход и система детерминизма в психологии // Психологический журнал. 1989. Т. 5 № 4. — С. 19−33
  78. B.C. Исследование мотивации профессионального развития // Вопросы психологии № 5 2004 с. 25 32
  79. А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга М., 1969
  80. B.C., Литвинцева А. З. Содержание жизненной перспективы учащихся школ и профессионально технических училищ: общие закономерности и групповые особенности. // Жизненные притязания ранней юности. — М., 1993.-с. 10−21,54−55
  81. Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях. Вопросы психологии № 4,1997. с. 28
  82. Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. М, 2003. 203 с.
  83. В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции. М.: Наука. 1998
  84. В. И. Аронова Е.А. Самосознание и саморегуляция поведения. -М.: Издат «Институт психологии РАН», 2007. 231 с.
  85. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. -5-е изд., стереотип. М.: Издат. центр «Академия», 2000. — 456 с.
  86. Национальный доклад Управления высшего, среднего профессионального и послевузовского образования Министерства образования Кыргызской Республики от 12.08.2005 г.: «О состоянии и путях развития КР». С. 14.
  87. ЮО.Новохатько А. Г. К проблеме соотношения образа и самосознания. // Вопросы психологии 1992 № 1 с. 129−137
  88. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995. с. 289
  89. В.Ф. Ориентация сельской молодежи на будущее как фактор стабильности общества // Вопросы психологии. № 3 2005 г., с. 84−90 ЮЗ. Омирбекова С. Ж. Особенности самооценки детей подросткового и юношеского возраста. Автореф. дисс. Алматы 1999
  90. А.К., Чуйкова Т. С. Саморегуляция активности субъекта в ситуации потери работы. // Вопросы психологии 1999 № 1 с. 92 104 Ю5. Павлютенков Е. М. Формирование мотивов выбора профессии. — Киев, 1980.
  91. Юб.Палагина Н. Н. и колл. Этническое многообразие Кыргызстана Бишкек: КРСУ, 2003- 112 с.
  92. А.В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. В 2 т. Т. 2. Р/Д 1996, с 94−130
  93. Пиаже Ж. Избранные психологические труды М., 1969
  94. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. /Под ред. А. А. Крылова СПб., 2000., с.386
  95. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Под общей ред. Битяновой М. Р. СПб.: Питер, 2003. — 304 е., С. 229−237 — игра
  96. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. /Под ред. И. В. Дубровиной. 2-е издание М.: ТЦ «Сфера», 1998. = 528 с. — с.389
  97. НЗ.Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М., 2001.
  98. Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно методическое пособие. — 2-е изд., стер. — М., 2003.
  99. Психология современного подростка / под ред. Д. И. Фельдштейна.-М., 1987. с. 71
  100. Психология личности: тесты, опросники, методики. Сост. Киршева Н. В., Рябчикова Н. В. М., 1995., с. 135.
  101. Психология самосознания. Хрестоматия. / Под ред. Д. Я. Райгородского. -Самара: Изд. дом «БАХРАХ-М», 2003 с.462 469
  102. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошевско-го 2- еизд., исправленное идополненное. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  103. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб., 2000. С. 517−518.
  104. K.P. Консультирование и психотерапия. М., 2000
  105. C.JI. Основы общей психологии. СПб., 1999. 720 с.
  106. В.О. Социология переходного периода (закономерности и динамика изменений социальной структуры и массовой психологии в посткоммунистической России и восточных странах) // Социологические исследования. 1994. № 6 с. 25−32.
  107. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы (Под ред. И. В. Дубровиной -М., 1995.) Изд. центр «Академия», 1995. 170 с.
  108. В.Д. Ценностные ориентации детей при переходе в младшую школу и подростковый возраст.//Вопросы психологии. № 2, 1996. с. 67.
  109. В.Ф. Динамика оценочных эталонов в подростковом и юношеском возрасте // Вопросы психологии, 1982, № 1. с. 74.
  110. В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения // Вопросы психологии 1975 № 3. с. 62−72
  111. И.Г. Опросник терминальных ценностей. Ярославль, 1991
  112. Л.С. Роль поставленной перед ребенком цели и образованного им самим намерения как мотивов деятельности школьника // Л. И. Божович Изучение мотивации поведения детей и подростков М. 1972 с. 45 80
  113. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Академия 2001. с. 48 50
  114. С.Д. Психология образа: проблемы психического отражения М. 1985
  115. B.C., Писарский П. С. Социокультурный анализ образовательной ситуации в мегаполисе. М., 1992.
  116. А.Д., Забелло Я. Ю. Русские в Киргизии: современное состояние и прогноз. // Центральная Азия и культура мира. Бишкек, 2005 № 1−2 с. 17−18
  117. З.Ю. Культура педагогики мира // Педагогика 1997 № 6
  118. Н.Н. Сравнительное изучение отношения к будущему у подростков, воспитывающихся в семье и вне семьи // Возрастные особенностипсихического развития детей. Сб. науч. трудов / Отв. ред. И. В. Дубровина, М. И. Лисина. — М&bdquo- 1982 с. 111−137
  119. Г. Теоретические и эмпирические основы психологии развития человеческой жизни Текст. / Г. Томэ. // Принцип развития в психологии /отв. ред. Л.И. Анцыферова-М.: Наука, 1978.-С. 172 -186.
  120. А.Е. Регуляторные механизмы психической активности. Таллинн: Валгус, 1991. 256 с.
  121. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989
  122. Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого -педагогические характеристики переходного возраста // Хрестоматия по возрастной психологии. Под ред. Д. И. Фельдштейна., М. 1994.
  123. Формирование личности старшеклассника. — М., 1989.
  124. Формирование творческой личности в процессе обучения. Сб. науч. статей Мозырь 1989
  125. В. Человек в поисках смысла. М., 1990., с. 24
  126. Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. -М.: Просвещение, 1991 288 с.
  127. Н.Р. Взаимосвязь профессионального и личностного самоопределения. М., 2001., с. 71.
  128. Цит. по: Кулагина И. Ю. Возрастная психология. М., 1996. с. 35, с.170
  129. Г. А. Психология саморазвития М., 1995
  130. Л.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. Тюмень, 1980. с.5
  131. В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности -М: Наука. 1982
  132. Ч.А. Ценностные ориентации и самочувствие молодежи в новых общественно экономических условиях. — М.: Изд. «Институт практической психологии», 1998 — 192 с.
  133. Ю.А. Проблема ценностной ориентации и массовые информационные процессы // Психологический журнал.-№ 5,1982. с. 138.
  134. Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: Учеб. Пособие. М. 2004.
  135. В.А., Меланьина А. А. Референтные отношения в группе как фактор организационных изменений // Вопросы психологии № 3 2005 г. с. 70 84
  136. В.Н. Молодежь России: аспирации и реальность // Социологические исследования. 1994. № 7 с. 156−158
  137. Э.Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи.-СПб., 2000.
  138. Д.Б. Детская психология. М. 1960
  139. Д.Б. О природе человеческого действия // Вестник МГУ. Сер 14. Психология. 1989. -№ 4
  140. Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996 161.Эриксон Э. Отрочество // Идентичность: юность и кризис /Пер. с англ. -М., 1996. с. 43,139- 146
  141. Этнопсихология: теория и методики. Под ред. Н. Н, Палагиной. Бишкек 2001
  142. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М. 1978. с. 40.
  143. Д.Б. Особенности социализации современного подростка. // Вопросы психологии 1999 № 6
  144. Bandura A. Principles of Behavior Modification. N. Y., 1969
  145. Bronfenbrener U. Developmental research public policy and the ecology of childhood // Child Development. 1974. V. 32
  146. Bronfenbrener U. Toward an experimental ecology of human development // American psychologist. 1977. V. 32
  147. Delgado J.M.R. Agression and Defense Under Cerebral Radio Control //Agression and Defense. Neural Mechanisms and Social Patterns / C.D. Clement, D.B. Lindsley (eds) Berkeley Univ. Calif. Press, 1996. UCLA Forum in Medical Sciences. № 7, vol. 5
  148. Hacker W. A Grammar of Action? Cognitive Control of Coal- Directed Actions // XXII International Congress of Psychology «Abstract Guide» Leipzig, 1980.
  149. Hacker W. Allgemeine Arbeits- und Ingenieuerpsychologie. Berlin, 1973
  150. Hechausen H. Models of Motivation Progressive Unfolding and Unremedied Deficiences. // XXII International Congress of Psychology «Abstract Guide» Leipzig, 1980.
  151. Hess W.R. Das Zwichenhirn: Syndrome. Localisationen. Funktionen. Basel, 1973-
  152. Kossakowski A., Koppler E.F., Ludwig H., Stannieder G. Entwiklung der Handlungsregulation in der kollektiven Tatigkeit. Berlin, 1978
  153. Lomov B. Cognition and Communication XXII International Congress of Psychology «Abstract Guide» Leipzig, 1980.
  154. Magoun H.W. The Waking Brain// Springfild. Charles C. Thoman 1963.
  155. McFall R. Behavioral Fraining: a Skill Acquisition Approach to Clinical Problems. N. Y., 1976
  156. McFall R. Behavioral Fraining: a Skill Acquisition Approach to Clinical Problems. N. Y., 1976
  157. McFall R. Behavioral Fraining: a Skill Acquisition Approach to Clinical Problems. N. Y., 1976
  158. Neisser U. Task Commitment and the Pick-up of Irrelevant Information // XXII International Kongress fur Psychologie. Leipzig, 1980. Vol. 2.
  159. Pervin L.A. Personlichkeits psychologie in Kontroversen. Munchen- Wein- Baltimore, 1982
  160. Phinney J.S. Ethnic identity in adolescents and adults: Review of research // Psychological Bulletin. 1990. Vol. 108. P. 499 514.
  161. Pribram K.H. How is it that sensing so much we can do so little? // The Neu-rosciences Study Program: Cambridge (Mass.), 1974. Vol. 3
  162. Schmidt H.D. Personlichkeitsdiagnostik und Personlichkeitsthoerie // Personlichkeitsdiagnostik. Berlin, 1973
  163. Turovskaja A. Der Regulationskontenpunkt als Zentrales, dinamikschec System der Aktivitatssteuerung // XXII Internationaler Kongress fur Psychologie. Leipzig, 1980.
  164. Metron R.K. Social Theory and Social Strukture. New York, 1968
  165. Valton A. Tee lopmatuse teise otsa. Tallinn, 1978.
  166. Lewin K. Wille, Vorsatz und Bedurfnis. Berlin, 1986
  167. Robbins A. Unlimited power London 1986
  168. Оч * о о yj «-о UJ V о О о о о о о 0,04 О Оч о Оч Оч о в 9 — 11 классе16.2. Что Вы можете сказать о выборе своей будущей профессии? оч «0,06 о UJ UJ V о О о о о о о «оч VO * 0,05 о ОЧ Ъ VO о сделал окончательный выбор
Заполнить форму текущей работой