Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организация управления подготовкой сотрудников органов внутренних дел для действий в условиях чрезвычайных ситуаций

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сегодня подготовка сотрудников органов внутренних дел (ОВД) к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций — одно из самых уязвимых сторон. Реформирование этой стороны подготовки кадров системы Министерства внутренних дел Российской Федерации ведется недостаточно активно, а в части мероприятий, на исполнение которых не предусмотрено финансирование из федерального бюджета, вообще происходит… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Современное состояние исследований в области управления профессиональной подготовкой сотрудников органов внутренних дел к действиям в чрезвычайных ситуаций

1.1. Общая характеристика чрезвычайных ситуаций и требования к управлению профессиональной подготовкой сотрудников ОВД к действиям в этих условиях. 1.2. Существующие методы исследований управления профессиональной подготовкой сотрудников ОВД к действиям в чрезвычайных ситуациях, организационно-правовые основы подготовки сотрудников.

1.3. Состояние исследований в области управления подготовкой полицейских сил и сил специального назначения США и некоторых государств Европейского Союза, постановка задачи на исследование.

Выводы.

2. Математическое моделирование комплексного показателя психофизического состояния сотрудника органов внутренних дел к действиям в чрезвычайных ситуациях.

2.1. Критерии комплексного оценивания психофизического состояния сотрудников ОВД для действий в чрезвычайных ситуациях.

2.2. Сравнительный анализ математических методов комплексного оценивания психофизического состояния сотрудников ОВД.

2.3. Математическая модель комплексного показателя психофизического состояния сотрудника ОВД к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Выводы.

3. Методика оценки качества подготовки сотрудников органов внутренних дел для действий в условиях чрезвычайных ситуаций

3.1. Теоретические основы оценки качества подготовки сотрудников ОВД для действий в условиях чрезвычайных ситуаций.

3.2. Оценка качества функционирования системы подготовки сотрудников ОВД для действий в условиях чрезвычайных ситуаций.

3.3. Влияние качества функционирования системы подготовки сотрудников ОВД на профессионализм подразделений ОВД при действии в условиях чрезвычайных ситуаций.

3.4. Обоснование эффективности применения методики оценки качества подготовки сотрудников ОВД для действий в условиях чрезвычайных ситуаций

Выводы.

Организация управления подготовкой сотрудников органов внутренних дел для действий в условиях чрезвычайных ситуаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Одной из актуальных задач в области управления органами внутренних дел России является организация управления подготовкой личного состава ОВД для действий в условиях чрезвычайных ситуаций.

Проблема подготовки кадров ОВД для охраны общественного порядка и борьбы с преступностью в XXI веке требует создания адекватных современных методов и механизмов для ее успешного и эффективного решения. В условиях чрезвычайных ситуаций она приобретает особые оттенки и на сегодня, можно сказать вполне определенно, является одной из важнейших проблем общероссийского масштаба. Она связана с защитой интересов личности, общества и государства от потенциальных и реальных угроз, создаваемых последствиями чрезвычайных ситуаций социального, техногенного и антропогенного характера, а также природных стихийных бедствий и катастроф.

Рассматриваемая проблема является весьма сложной, многоплановой, комплексной, многоаспектной. Она неразрывно связана с экологией, экономикой, правом, военным делом и другими сферами общественной деятельности. Мировой опыт защиты в этой области свидетельствует о переходе от принципа государственной безопасности к принципу государственного управления безопасностью. До сегодняшнего дня сохраняется определенная информационная закрытость стратегии и тактики действия государственных и общественных структур, должностных лиц в условиях чрезвычайных ситуаций, которая не обсуждается с большой наукой, ведется узким кругом лиц, без достаточного информирования научной общественности.

Решение большинства организационных и правовых проблем в условиях чрезвычайных ситуаций связано со сбором и обработкой информации о состоянии подразделений органов внутренних дел, охраняемых объектов, природной и социальной среды (экологический и социальный мониторинг), с моделированием масштабных глобальных процессов природных, техногенных и социальных явлений с учетом возрастающих техногенных воздействий и, что самое важное, антропогенных нагрузок.

Очевидно, что в условиях чрезвычайных ситуаций эффективная деятельность правоохранительных органов имеет не только большое политическое, но также социальное и экономическое значение. Оценивая современное состояние процесса реформирования системы МВД России в указанном аспекте, следует сказать, что сегодня оно находится на самом начальном этапе своего развития. Одна из основных причин такого положения — проблемы кадрового обеспечения, недостаточный уровень квалификации сотрудников, очевидная неготовность значительной части из них эффективно работать в новых, зачастую экстремальных, условиях.

Сегодня подготовка сотрудников органов внутренних дел (ОВД) к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций — одно из самых уязвимых сторон. Реформирование этой стороны подготовки кадров системы Министерства внутренних дел Российской Федерации ведется недостаточно активно, а в части мероприятий, на исполнение которых не предусмотрено финансирование из федерального бюджета, вообще происходит остановка из-за отсутствия необходимых финансовых средств. Здесь следует отметить, что медлительность в решении вопроса подготовки кадров к действиям в экстремальных ситуациях — это большое упущение, которое дорого обходится российскому обществу. К сожалению, азбучная истина — кадры решают все — применительно к деятельности органов внутренних дел иногда предается забвению.

Для радикального решения вопроса в данном направлении предстоит провести большую работу по переподготовке и повышению квалификации сотрудников органов внутренних дел как в специальных образовательных учреждениях профессионального образования и образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) сотрудников, так и по месту их работы. Это обуславливает необходимость рассмотрения во взаимосвязи целого комплекса теоретических и методических проблем в указанной области.

Так, для того, чтобы органам внутренних дел научиться не только встречать, но и эффективно функционировать в условиях чрезвычайных ситуаций в полной, практически боевой готовности, нужны, прежде всего, государственного масштаба организационные правовые административные и т. д. меры. При этом необходимы не только существенные капиталовложения и современный уровень технической вооруженности подразделений, но и моральная готовность сотрудников к действиям в условиях ЧС. Если органы внутренних дел достаточно подготовлены к действиям в условиях ЧС, реализованы все заранее запланированные контрмеры, введены в действие силы, средства и системы быстрого реагирования, в том числе информационные, нежелательные последствия ЧС могут быть минимальными. Надо помнить, что вся деятельность сотрудников ОВД в условиях ЧС — это особый вид деятельности. Компетентность, профессионализм, ответственность, самоотверженность, любовь к России и ее гражданам, беззаветная вера в своих единомышленников, совместимость, различного уровня взаимопонимание и умение действовать как целое — вот те основные признаки, которыми должны обладать сотрудники ОВД для действий в ЧС.

С другой стороны, анализ развития чрезвычайных ситуаций и принятие оперативных решений осложняются весьма существенной неопределенностью оценок их основных факторов, неоднозначностью в выборе способов их ликвидации, сложностью количественной оценки эффективности принимаемых решений. Руководителям органов внутренних дел даже при значительных материальных ресурсах приходится действовать в условиях острого дефицита времени, ограниченной точности и достоверности информации, что может привести к принятию нерациональных и даже ошибочных решений, а, следовательно, и к большим потерям не только материального плана.

Цель работы. Целью диссертационной работы является повышение эффективности управления подготовкой сотрудников ОВД для действий в условиях чрезвычайных ситуаций.

Объект исследования — процесс управления подготовкой сотрудников ОВД для действий в условиях чрезвычайных ситуаций.

Предмет исследования — организация процесса управления подготовкой сотрудников ОВД для действий в условиях чрезвычайных ситуаций.

Научная задача, решаемая в диссертационной работе заключается: в анализе существующих методов управления профессиональной подготовкой сотрудников ОВД к действиям в чрезвычайных ситуациях, определении критерия комплексного оценивания психофизического состояния сотрудников ОВД для действий в чрезвычайных ситуациях, сравнительном анализе математических методов комплексного оценивания психофизического состояния сотрудников ОВД, построении математической модели комплексного показателя психофизического состояния сотрудника ОВД к действиям в чрезвычайных ситуациях, и в разработке методики оценки качества подготовки сотрудников органов внутренних дел для действий в условиях чрезвычайных ситуаций.

Научная новизна. В диссертации впервые разработана математическая модель комплексного показателя психофизического состояния сотрудника ОВД к действиям в чрезвычайных ситуациях, которая позволяет более качественно отбирать сотрудников ОВД для действий в ЧС и уменьшить процент травм и боевых потерь, предложена методика оценки качества подготовки сотрудников органов внутренних дел для действий в условиях чрезвычайных ситуаций, которая позволяет оценить эффективность подготовки сотрудников, в том числе и в учебных центрах (УЦ) ОВД.

Методы исследования основываются на общей теории систем, на теории системного анализа, теории моделей, теории множеств, методах математического моделирования, математической и социальной статистики.

Результаты исследования. Основными результатами диссертационной работы, выносимыми на защиту, являются:

1. Математическая модель комплексного показателя психофизического состояния сотрудника ОВД к действиям в чрезвычайных ситуациях.

2. Методика оценки качества подготовки сотрудников ОВД для действий в условиях чрезвычайных ситуаций.

Научно-практическая значимость полученных результатов определяется важностью математической модели комплексного показателя психофизического состояния сотрудника ОВД для организации профессионального отбора при формировании подразделений ОВД, в первую очередь подразделений ОМОНа, к действиям в чрезвычайных ситуациях. В работе представлен современный математический аппарат, разработанный для определения обобщенных оценок психофизического состояния (ПФС) сотрудников ОВД на основе частных медицинских и социально-психологических показателей. Основными отличиями предлагаемого подхода от традиционных вычислительных методов являются формулировка задачи комплексного оценивания ПФС как задачи распознавания образов и ее решение на основе математической модели узнавания.

Качественно отличное и практически важное значение имеет методика оценки качества подготовки сотрудников ОВД для действий в условиях чрезвычайных ситуаций. Использование данной методики в практике повседневной деятельности подразделений ОВД позволяет формулировать конкретные практические мероприятия по ее совершенствованию, эффективно управлять процессом подготовки младших командиров и специалистов в УЦ ОВД, а так же своевременно реагировать на изменения требований к уровню их профессиональной подготовленности.

Данная методика может быть использована для количественного анализа любой системы подготовки не только учебных подразделений, но и учебных заведений МВД и других силовых ведомств.

Кроме того, результаты получили признание и внедрены: в виде практических методик в учебно-воспитательный процесс Учебного центра ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области и Учебного центра подготовки сотрудников ГПС Санкт-Петербургского университета МВД России, в Управлении внутренних дел Московского района г. Санкт-Петербурга.

Апробация работы. Основные положения исследования, докладывались и обсуждались в период с 2000 по 2002 год на заседании кафедры пожарной тактики Санкт-Петербургского университета МВД России, а также на международной научно-практической конференции «Проблемы обеспечения пожарной безопасности Северо-Западного региона» Санкт-Петербург, 15 ноября 2000 г. и международной научно-практической конференции «Проблемы обеспечения пожарной безопасности Северо-Западного региона», Санкт-Петербург, 18 октября 2001 г.

Публикации по работе. По теме диссертации опубликовано 6 научных работ.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. Работа содержит 190 страниц текста, 19 таблиц, 7 рисунков, библиографию (102 источника) и 6 приложений на 22 страницах.

Выводы.

1. Представление системы подготовки сотрудников ОВД для действий в условиях чрезвычайных ситуаций как целенаправленно действующей, позволило разработать методику оценки качества ее функционирования. В результате анализа такого понятия как «качество функционирования системы подготовки сотрудников ОВД для действий в условиях чрезвычайных ситуаций» было установлено, что основным свойством, характеризующим систему подготовки специалистов ОВД является результативность. На основании этого были определены единичные, групповые и обобщенный показатели качества функционирования системы подготовки сотрудников ОВД для действий в условиях чрезвычайных ситуаций.

2. Представление возможных значений качества функционирования системы подготовки сотрудников ОВД для действий в условиях чрезвычайных ситуаций в виде п-мерного пространства позволило определить условия, когда система «удовлетворяет своему предназначению» и когда «требует совершенствования».

3. Результаты оценки качества функционирования систем подготовки УЦ ОМОНа и УЦ ОВД показали, что система подготовки УЦ ОМОНа удовлетворяет своему предназначению и позволяет готовить специалистов в соответствии с социальным заказом, тогда как система подготовки УЦ ОВД нуждается в совершенствовании. Анализ полученных значений единичных и групповых показателей качества позволил определить мероприятия по совершенствованию системы подготовки УЦ ОВД. Эти мероприятия должны быть направлены на формирование у курсантов таких групп качеств, которые составляют основу их подготовки по специальности, а так же по общевойсковой и методической подготовке.

4. Предлагаемая методика оценки качества функционирования системы подготовки сотрудников ОВД для действий в условиях чрезвычайных ситуаций может быть использована для количественного анализа любой системы подготовки не только учебных подразделений, но и учебных заведений МВД и других силовых ведомств.

5. Использование методики оценки качества функционирования системы подготовки сотрудников ОВД для действий в условиях чрезвычайных ситуаций в практике повседневной деятельности подразделений ОВД позволяет формулировать конкретные практические мероприятия по ее совершенствованию, эффективно управлять процессом подготовки младших командиров и специалистов в УЦ ОВД, а так же своевременно реагировать на изменения требований к уровню их профессиональной подготовленности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Материалы, приведенные в данной диссертации, посвящены вопросам организация управления подготовкой личного состава ОВД для действий в условиях чрезвычайных ситуаций.

В диссертационной работе использованы методы, которые основываются на общей теории систем, на теории системного анализа, теории моделей, теории множеств, методах математического моделирования, математической и социальной статистики.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в диссертации впервые разработаны математическая модель комплексного показателя психофизического состояния сотрудника ОВД к действиям в чрезвычайных ситуациях, которая позволяет более качественно отбирать сотрудников ОВД для действий в ЧС и уменьшить процент травм и боевых потерь, предложена методика оценки качества подготовки сотрудников органов внутренних дел для действий в условиях чрезвычайных ситуаций, которая позволяет оценить эффективность подготовки сотрудников, в том числе и в учебных центрах (УЦ) ОВД.

В соответствии с решаемой научной задачей в процессе исследований получены следующие научные и практические результаты:

1. Математическая модель комплексного показателя психофизического состояния сотрудника ОВД к действиям в чрезвычайных ситуациях.

2. Методика оценки качества подготовки сотрудников ОВД для действий в условиях чрезвычайных ситуаций.

Научно-теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что:

1. Существующие проблемы кадрового обеспечения органов внутренних дел предполагают совершенствование системы управления подготовкой сотрудников органов внутренних дел, особенно для действий в условиях ЧС.

Конечным результатом основного процесса — профессиональной подготовки — является формирование высококвалифицированных сотрудников ОВД, подготовленных к действиям в условиях ЧС, соответственно своему положению на том или ином уровне в иерархической структуре управления.

2. Система управления подготовкой сотрудников ОВД к действиям в ЧС рассматривается в работе как открытая система. Основные предпосылки ее успешного функционирования должны определяться не внутри, а вне ее, т. е. эффективность функционирования системы связывают с тем, насколько она удачно реагирует на внешнее окружение, насколько устойчива к неожиданным изменениям внешней среды, в том числе и стратегическим, насколько эффективно использует потенциальные возможности, в том числе и различные резервы. При сложной и изменчивой внешней среде структура системы управления профессиональной подготов-кой сотрудников ОВД к действиям в ЧС прежде всего должна быть гибкой и адаптивной.

3. В работе проанализированы методы подготовки полицейских и спецназа в США, Великобритании, Германии и Франции, и установлено, что западные специалисты по профессиональной подготовке сотрудников правоохранительных органов не стремятся нивелировать образовательные системы, а упор делают на обмен опытом работы и совместную подготовку специалистов (постобразование) соответствующих служб, занятых преимущественно борьбой с транснациональной преступностью, при этом уделяя большое внимание на только технической и физической подготовке, но и, в первую очередь, морально-психологической.

4. Установлено, что поскольку психическое и физическое состояние здоровья сотрудника ОВД является комплексной, многосторонней характеристикой, естественным представляется его оценка по многим признакам одновременно. Поэтому на практике широко используются обобщенные показатели здоровья, которые, согласно терминологии Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), называют также индикаторами и индексами.

5. Сущность комплексной оценки психофизического состояния сотрудника ОВД заключается в получении некоторого обобщенного показателя, который агрегирует (интегрирует) большое количество частных факторов. В диссертации предложен строгий математический подход, позволяющий автоматизировать и компьютеризировать процедуры получения обобщенных показателей психофизического состояния сотрудников ОВД. Доказано, что такой подход выгоден экономически для профилактических обследований больших масс сотрудников ОВД без привлечения специалистов узкого профиля. Кроме того, широкое распространение геоинформационных систем (ГИС) ГУВД также ставит актуальную проблему включения в их состав процедур формирования обобщенных показателей психофизического состояния сотрудников ОВД различных подразделений.

6. В работе представлен современный математический аппарат, разработанный для определения обобщенных оценок психофизического состояния сотрудников ОВД на основе частных медицинских и социально-психологических показателей. Основными отличиями предлагаемого подхода от традиционных вычислительных методов являются формулировка задачи комплексного оценивания ПФС как задачи распознавания образов и ее решение на основе математической модели узнавания.

7. Представление системы подготовки сотрудников ОВД для действий в условиях чрезвычайных ситуаций как целенаправленно действующей, позволило разработать методику оценки качества ее функционирования. В результате анализа такого понятия как «качество функционирования системы подготовки сотрудников ОВД для действий в условиях чрезвычайных ситуаций» было установлено, что основным свойством, характеризующим систему подготовки специалистов ОВД является результативность. На основании этого были определены единичные, групповые и обобщенный показатели качества функционирования системы подготовки сотрудников ОВД для действий в условиях чрезвычайных ситуаций.

8. Представление возможных значений качества функционирования системы подготовки сотрудников ОВД для действий в условиях чрезвычайных ситуаций в виде п-мерного пространства позволило определить условия, когда система «удовлетворяет своему предназначению» и когда «требует совершенствования» .

9. Результаты оценки качества функционирования систем подготовки УЦ ОМОНа и УЦ ОВД показали, что система подготовки УЦ ОМОНа удовлетворяет своему предназначению и позволяет готовить специалистов в соответствии с социальным заказом, тогда как система подготовки УЦ ОВД нуждается в совершенствовании. Анализ полученных значений единичных и групповых показателей качества позволил определить мероприятия по совершенствованию системы подготовки УЦ ОВД. Эти мероприятия должны быть направлены на формирование у курсантов таких групп качеств, которые составляют основу их подготовки по специальности, а так же по общевойсковой и методической подготовке.

10. Предлагаемая методика оценки качества функционирования системы подготовки сотрудников ОВД для действий в условиях чрезвычайных ситуаций может быть использована для количественного анализа любой системы подготовки не только учебных подразделений, но и учебных заведений МВД и других силовых ведомств.

11. Использование методики оценки качества функционирования системы подготовки сотрудников ОВД для действий в условиях чрезвычайных ситуаций в практике повседневной деятельности подразделений ОВД позволяет формулировать конкретные практические мероприятия по ее совершенствованию, эффективно управлять процессом подготовки младших командиров и специалистов в УЦ ОВД, а так же своевременно реагировать на изменения требований к уровню их профессиональной подготовленности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.И., Кульба В. В. Управление в чрезвычайных ситуациях. М., 1998. С. 8, 9.
  2. А.В. Концептуально-оперативные характеристики источников современных социогенных чрезвычайных ситуаций // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. Вып. 5. С. 8.
  3. В.В. О вооруженной борьбе будущего // Военная мысль. 1998. № 2. С. 39−45.
  4. В.В., Сосновский М. Е. О тенденциях развития современной вооруженной борьбы // Военная мысль. 1998. № 2.
  5. Ч.С. и др. Война четвертого поколения // Military Review. 1989. 69. № 1. P. 2−10.
  6. С. Столкновение цивилизаций и что оно может означать для России: Тез. выступления на совм. церем. ИСИ им. Дж. Олини и ДА МИД РФ. М, 1995.
  7. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утв. Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 (СЗ РФ № 52).
  8. Послание по национальной безопасности Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Москва, 13 июня 1996 г. 32 с.
  9. В .Я. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. М., 1996.
  10. В.И. Наш приоритет работа с кадрами // Защита и безопасность. 1997. № 3. С. 32−34.
  11. В.А. Проблемы профессионального психологического отбора // Психологический журнал. 1985. № 2. С.22−28.
  12. Н.И., Кульба В. В. Управление в чрезвычайных ситуациях. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 1998. 316 с.
  13. Г. В. Кто сегодня у штурвала. О профессионализме управления // Российские вести. 1993. 26 мая.
  14. М.А. Психология и безопасность. Таллин, 1987.
  15. В.Д. Риск, конфликт и неопределенность в процессе принятия решений // Вопросы психологии. 1974. Т.2.
  16. Радиация и риск. Бюллетень национального радиационно-эпиде-миологического регистра. Специальный выпуск. М.: Обнинск, 1998. 141 с.
  17. А. Классификация видов и средств поражения и защиты // Гражд. защита. 1993. № 2. С. 44−47.
  18. О росте преступности среди работников органов внутренних дел: Приказ МВД РФ № 169 от 22 мая 1992 г.
  19. Организация и деятельность органов внутренних дел Российской Федерации: Сборник нормативных актов / Под ред. В. В. Черникова. М., 1994.
  20. Российская милиция. Законы. Указы. Постановления. Ростов-на-Дону, 1996.
  21. Оценка работников управления. М., 1976.
  22. Ю.А. Подготовка управленческих кадров. М., 1981.
  23. В.А. Кадровые ресурсы органов внутренних дел: современные подходы к управлению. М.: Академия МВД СССР, 1991. 161 с.
  24. B.C., Овчинский С. С. Борьба с мафией в России. М., 1993.
  25. B.C. Мафия: необъявленный визит. М., 1993-
  26. И.А. Город и преступность // Государство и право. 1993.2.
  27. A.C. Контроль за преступностью в России // Государство и право. 1994. № 5.
  28. В.Н. Организационно-экономические проблемы управления кадрами в отрасли. М., 1986.
  29. Schmallegerb F. Criminal Justice today. USA, New Jersey, Regents prentice hall, 1993. P. 177.
  30. Radelet L. The police and the community. Encino, California, 1980.1. P. 21.
  31. Wilson J. Tjhinking about crime. New York, Basic books, 1975. P. 99 101.
  32. .Н. Управление в чрезвычайных ситуациях: проблемы теории и практики // Итоги науки и техники. Сер. Проблемы безопасности: чрезвычайные ситуации. 1991. Т. 1. 204 с.
  33. В.Д. Научно-техническая политика МЧС России в 1996 и 1997 гг. // ВИНИТИ. Проблемы безопасности при ЧС. 1997. Вып.1. С.7−15.
  34. Т.П. Основные направления развития системы подготовки кадров // Стандарты и качество. 1995. № 4. С.3−7.
  35. Е.С. Реформирование системы высшего образования // Экономика и управление. 1996. № 2 С. 10−114.
  36. В.А. Прогнозирование развития обучения в рыночных условиях// Экономика и управление. 1996. № 2. С. 34−35.
  37. В.А. Управлением развитием профессиональной подготовки и повышения квалификации высшего управленческого персонала // Экономика и управление. 1996. № 2. С. 10−11.
  38. Непрерывное обучение кадровых полицейских // Новые поступления зарубежных книг, журналов и переводов. Библиографический аннотированный указатель ГИЦМВДРФ. Вып. 7. М., 1991.
  39. .С., Меркулов Г. С. Полиция и органы исполнения наказания в буржуазных странах. М., 1989.
  40. Организация деятельности органов внутренних дел зарубежных стран: Учебник. М., 1980.
  41. А.Х., Осипов Ю. И. Организация и деятельность службы полиции за рубежом. М., 1992.
  42. Н.И., Кульба В. В. Управление в чрезвычайных ситуациях. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 1998. 316 с.
  43. Г. Высшее образование в Германии: структура и система финансирования//Вестник Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 1995. С. 47−55.
  44. Бешелев С. Д, Гурвич Ф. Г. Невосполнимый ресурс. М.: Наука, 1986.
  45. Бешедев С. Д, Гурвич Ф. Г. Экспертные оценки. М.: Наука, 1996.
  46. Ю. Комплексный подход к профессиональной подготовке и переподготовке кадров в России // Пробл. теории и практики управления. 1993. № 2. С. 62- 67.
  47. Sheehan R., Cordner G. Introduction to police administraion. Cincinnati, 1989. P. 227−229.
  48. Catalogue of training programs for state and lokal law enforcement. Glynco, Georgia. USA, 1995. P. 3−15.
  49. Overstreet B. The FBI in our open society. New York, 1969. P. 27.
  50. FBI national Akademy. Central Instruktions. Quantico, 1995. P. 3−4.
  51. Polizei-Fuhrungsakademie. Studien plan des hoheren Polizeifolzugsdi-enstes. Heltrup, 1997. P. 5−9.
  52. Ван дер Варден Б. Л. Математическая статистика. М.: ИЛ, 1960.
  53. В.В. Эффективность диагностических исследований. М.: Медицина, 1988.
  54. В.В. Возможен ли индекс здоровья? // Военно-медицинский журнал, № 2, 1998, с. 47−50.
  55. Ф.Р. Введение в теорию матриц. М.: Наука, 1988.
  56. Ч., Шиммел П. Биофизическая химия, т. 1: Конформация биологических макромолекул. М.: Мир, 1984.
  57. М.А. Психология и безопасность (2-е изд.). Таллин.: Валгус, 1987.
  58. Н.Ф. Общая и военная гигиена: Учебник. Л.: ВМедА, 1978.
  59. Ю.В., Подлесных В. И. Основы менеджмента. СПб: Ол-бис, 1997.
  60. Х.Х. Состояние и перспективы развития гигиенической диагностики // Междунар. мед. обзоры, т. 1, № 3. СПб: Avalanche Ltd. 1993, с. 178 179.
  61. Д., Максвелл А. Факторный анализ как статистический метод (Библиотека гпорника «Математика»).- М.: Мир, 1967.
  62. Методические указания по психофизиологическому обеспечению боевой деятельности частей и подразделений. М.: МО РФ, 1997.
  63. B.C., Боченков A.A. Теоретические и прикладные основы профессионального психологического отбора военнослужащих. СПб.: ВМедА, 1997.
  64. Общая и военная гигиена. Учебник (ред. Б.И. Жолус). СПб.: ВМедА, 1997.
  65. Ope О. Теория графов. M.: Наука, 1980.
  66. В.А. Теория систем. М.: Высшая школа, 1997.
  67. Первоначальная психологическая оценка допризывников / Мето-дич. пособие. Л.: ВМедА, 1988.
  68. Проблемы донозологической гигиенической диагностики (ред. Г. И. Сидоренко, М.П. Захарченко). Л.: Наука, 1989.
  69. Рао С. Р. Линейные статистические методы и их применения. М.: Наука, 1968.
  70. Г. П., Румянцев Г. И., Новиков С. М. Актуальные проблемы изучения воздействия факторов окружающей среды // Гигиена и санитария, 1998, № 4, с. 3−8.
  71. П.К. Классические ортогональные многочлены. М.: Наука, 1976.
  72. А.О. Метод расчета комплексной экологической оценки. В сб.: Комплексная оценка экологической ситуации (ред. В. Б. Миляев, В.И.Кузнецов). СПб: НИИ Охраны атмосферного воздуха, 1998, с. 119 126.
  73. Телемедицина. Новые информационные технологии на пороге XXI века (ред. Р. М. Юсупов, Р.И.Полонников). СПб: СПИИРАН, 1998.
  74. Дж. Алгебраическая проблема собственных значений. М.: Наука, 1970.
  75. Фор А. Восприятие и распознавание образов. М.: Машиностроение, 1989.
  76. Р., Джонсон Ч. Матричный анализ. М.: Мир, 1989.
  77. Экологический атлас Санкт-Петербурга. СПб: Мониторинг, 1992.
  78. Catalogue of health indicators. Geneva: World Health Organization, Division of Health Situation and Trend Assessment, 1996.
  79. Development of health programme evaluation: Report by the Director-General, Geneva: World Health Organization, 1978 (document A31/10).
  80. Hammond A. et al. A Systematic Approach to Measuring and Reporting on Environmental Policy Performance in the Context of Sustainable Development, New York: World Resources Institute, 1994, ISBN 1−56 973−026−1.
  81. Tarakanov A.O. Complex Ecologic Evaluation by Mathematical Model of Molecular Recognition // Proc. of Int. Conf. «Tools for Mathematical Modelling» (MATHTOOLS'97). St. Petersburg, Russia, 1998, p. 62 67.
  82. Wylie C.M. The definition and mesurement of health and disease // Pub. Health. Rep. 1970. Vol. 85. N2. p. 100 104.
  83. В.В., Губин В. А. Учебно-методическое пособие. Вып. 1. Л.: ЛВВИУС им. Ленсовета, 1987. 16 с. Дсп.
  84. В.В., Губин В. А. Учебно-методическое пособие. Вып. 2. Л.: ЛВВИУС им. Ленсовета, 1988. 24 с. Дсп.
  85. В.В., Федоров Д. Г. Учебно-методическое пособие. Вып. 3. Л.: ЛВВИУС им. Ленсовета, 1989. 28 с. Дсп.
  86. В.В., Губин В. А. В помощь командирам, политработникам по воспитанию личного состава и сплочению воинских коллективов Л.: ЛВВИУС им. Ленсовета, 1989. 82 с. Дсп.
  87. В.В. Методика оценки качества подготовки сотрудников органов внутренних дел для действий в условиях чрезвычайных ситуаций // Проблемы обеспечения пожарной безопасности Северо-Западного региона.
  88. Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 15 ноября 2000 г. СПб.: СПбУ МВД России, 2000. 0,3 п.л.
  89. И.Г., Венецкая В. Н., Основные математико-статистические понятия и формулы в экономическом анализе: справочник -2-е изд., перераб., доп. М.: Статистика, 1979.
  90. Д., Стэнли Д. Статистические методы в педагогике и психологии -М.: «Прогресс», 1976.
  91. B.C. Основы математической статистики,— М.: «Физкультура и спорт», 1990.
  92. Л.П., Гохман О. Г. Проблемы управления учебным процессом. Математические модели. Рига., «Знание», 1984.
  93. . Ф. «Основы инженерной психологии». М.:"Высшая школа", 1986.
  94. В.П., Петухов Г. Б., Сидоров В. Н. Методологические основы теории эффективности. Учебное пособие. Л.: ВИКИ, 1982.
  95. Н.В. и др. Военный энциклопедический словарь. М.: Воениздат, 1984.
  96. B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. М.: «Педагогика», 1989.
  97. .В. Профессиональный отбор и рациональное распределение молодого пополнения для обучения военным специальностям в окружных мотострелковых и танковых частях Сухопутных войск. М.: МО СССР, 1986
Заполнить форму текущей работой