Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проектирование инновационной системы качества образования в вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В диссертационном исследовании установлено, что СК образования в вузе строится на управлении качеством вуза и как системы, и как процесса, и как результата. Объектом управления качеством является сам вуз как система, которая состоит из различных подсистем, охватывающих всю жизнедеятельность образовательного учреждения, именно функционирование его как системы обеспечивает качество основного… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретико-методологические проблемы качества в профессиональном образовании
    • 1. 1. Определение понятия «качество» в системе общественных наук
    • 1. 2. Эволюция теории качества в менеджменте
    • 1. 3. Теоретические основы проектирования инновационной системы качества образования в вузе
  • ГЛАВА 2. Управление качеством образования в вузе как инновационный процесс
    • 2. 1. Анализ инновационной деятельности вузов по внедрению систем качества в профессиональном образовании
    • 2. 2. Содержание системы качества образования в вузе и ее основные элементы
    • 2. 3. Процессные аспекты системы качества образования
  • ГЛАВА 3. Инновационное проектирование системы качества образования в вузе
    • 3. 1. Проектный подход как инновационная основа создания и функционирования системы качества образования в вузе
    • 3. 2. Создание системы качества образования в вузе на основе TQM
    • 3. 3. Оценка экономической эффективности инновационного проекта создания и внедрения системы качества образования в вузе

Проектирование инновационной системы качества образования в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Системное изменение российского общества вызвало к жизни процессы реформирования образования, одним из направлений которого является внедрение инноваций. Особенно актуально данное направление в сфере высшего профессионального образования, так как именно здесь идет подготовка специалистов для социально-производственного комплекса страны, призванных осуществлять необходимые инновационные процессы. В связи с этим Правительством России поставлена задача создания механизма управления инновационными проектами в сфере образования [9].

Одним из важнейших проектов этой сферы является создание системы управления качеством профессионального образования, как одной их первооснов модернизации всей системы образования в России. Министерство образования и науки РФ ставит перед собой задачу оказывать содействие вузам в построении таких систем обеспечения качества образования, которые могли бы гарантировать качество подготовки выпускаемых специалистов, необходимое заказчикам.

Значимость данных проблем подчеркивается в таких правительственных документах, как «Федеральная программа развития образования» [10], «Образовательная политика России на современном этапе» [148], «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» [9]. В них достижение необходимого уровня качества образования (и высшего образования, в частности) рассматривается как основа модернизации всей системы образования в России. Обеспечение качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества является главной задачей российской образовательной политики. Основываясь на этих документах, Министерство образования и науки РФ ставит перед собой задачу «оказывать содействие вузам в построении таких систем обеспечения качества образования, которые могли бы гарантировать качество выпускаемых специалистов, необходимое заказчикам» [112, с.29].

Разработка и внедрение инновационного проекта по созданию системы качества образования в вузе необходима в силу ряда причин экономического характера. Современные рыночные отношения обусловливают усиление конкурентной борьбы между вузами, как на внутреннем, так и на внешнем рынке образовательных услуг. По прогнозам социологов, через несколько лет наша страна окажется в «демографической яме», что приведет к сокращению числа абитуриентов, а, следовательно, усилению конкуренции между вузами за желающих учиться в них. И качество образования будет важным аргументом в этой борьбе.

Но если демографические трудности носят временный характер, то глобализация рынков — это долговременный процесс. Достижения в сфере телекоммуникаций и разработка концепции «Образование на протяжении всей жизни» [65] создают предпосылки для появления новых форм образования (например, дистанционного). Это приводит к проникновению зарубежных университетов на образовательный рынок нашей страны. Поэтому качество образования в вузе и здесь должно сыграть положительную роль в жизнеобеспечении образовательного учреждения.

Происходит процесс интернационализации образования, в который активно включилась и Россия. Это породило необходимость гармонизации российского образования с другими системами образования в рамках Болонского процесса. Одной из целей Болонской декларации признано «развитие европейского сотрудничества в области контроля качества с целью выработки сопоставимых критериев и методологий» [34, с. 148]. Следующим шагом в этом направлении стало принятие в 2001 г. документа «Контроль качества в высшем образовании: директивный документ Европейской ассоциации университетов». В нем подчеркивалось, что качеству высшего образования можно дать разные определения, но общим является понимание того, что «качество начинается с обеспечения минимального стандарта. Оно включает в себя возможность постоянного совершенствования и способность к конкуренции на национальном и международном уровне». Для этого Европейская ассоциация университетов ставит следующую задачу: «определить общие показатели для управления качеством и контроля качества» [106, с. 324−325].

Все вышеперечисленные процессы обусловили необходимость разработки концепции и методологии создания инновационного проекта вузовской системы качества образования. К сожалению, следует констатировать, что имеющийся в настоящее время гигантский практический материал по всем компонентам качества образования не сведен в единую систему, нет единого стандарта качества. В условиях массового ВПО он должен быть разработан. Вместе с тем, до сих пор в ряде вузов считают, что Total Quality Management (TQM) — всеобщее управление на основе качества и международные стандарты (МС) International Organisation for Standartisation (ISO) серии 9000 к подготовке кадров отношения не имеют. Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) настоятельно требует соответствия качества всех видов продукции и услуг МС ISO серии 9000. Это прежде всего относится к качеству предоставляемых образовательных услуг, которые могут быть обеспечены за счет создания системы управления ими.

Сложилась ситуация, когда для современных условий трансформируемой экономики России и модернизации образования необходимо обосновать современную философию качества образования, определить критерии качества, разработать инструментарий диагностики. Создание философии качества профессионального образования, с нашей точки зрения, следует начать с исследования формально-логических позиций, выяснения родо-видовых отношений между такими понятиями, как образование, качество образования, качество подготовки, факторы и критерии качества и т. д.

В связи с тем, что данная проблема является исключительно острой как для условий модернизации образования в целом, так и для предприятий страны, и требует незамедлительного решения, она должна быть представлена, прежде всего, как научная проблема, имеющая практический выход. Такой подход является безусловно новым для современной системы высшего профессионального образования. Ранее проблема качества решалась просто, так как во главу угла ставилась или фундаментальная, или идеологическая подготовленность специалиста, практически вне привязки к рабочему месту специалиста. Теперь развивающийся социально-производственный комплекс страны требует профессионалов, способных обслуживать конкретное рабочее место. Конечно, мы имеем ввиду и необходимость опережающей подготовки специалистов, но это обстоятельство лишь усиливает необходимость осмысления вопросов о том, что же такое «качество образования» и «управление качеством образования».

Степень научной разработанности проблемы. Поставленная в диссертационном исследовании проблема потребовала обращения к нескольким группам научных источников.

Для рассмотрения вопроса создания системы качества (CK) образования в форме инновационного проекта большое значение для нас имели труды зарубежных исследователей, в которых рассматриваются общетеоретические проблемы инновации и инновационных проектов, их сущность и роль в экономике предприятия. Это работы Ф. Никсона, X. Нойбауэра, Б. Санто, Б. Твисса, Р. Фостера, В. Д. Хартмана, И. Шумпетера и др. Данные вопросы нашли свое отражение в работах российских ученых И. Т. Балабанова, С. Ю. Глазьева, JI.M. Гохберга, С. Д. Ильенковой, Г. И. Морозовой, Н. И. Морозовой, И. Е. Рудаковой, З. П. Румянцевой, H.A. Соломатина, А. И. Татаркина, А. Ф. Суховей, Э. А. Уткина, P.A. Фатхутдинова, С. Ю. Ягудина, Ю. В. Яковца.

С целью анализа потребности внесения изменений в управление вузов мы обратились к трудам, как академической общественности, так и администраторов высшей школы. Вопрос о необходимости внесений изменений в университетский менеджмент рассматривается в работах таких западных исследователей как У. Бэйтс, Б. Кларк, JI.M. Кронталер, JL Лесли, Ш. Слотер, К. Таверньи, П. Фиссер, В. А. Херрманн. Необходимость изменения в системе управления вузом раскрывается в работах российских исследователей А. Абраменшина, А. Е. Балабанова, Т. Ворониной, А. О. Грудзинского, А. К. Клюева, В. Кутузова, М. А. Лукашенко, А. Мамонтова, О. Молчановой, Д. Пузанкова, В. Рябова, Р. Стронгина,.

A. Хохлова.

Для осмысления роли и значения качества высшего образования в российской действительности возникла необходимость анализа понятийного аппарата проблемы качества с философских, социальных, экономических и педагогических позиций, что предопределило междисциплинарный характер данного исследования.

В современной отечественной философии категорию качества, ее сущностные черты, методологические проблемы качества, междисциплинарный характер качества рассматривают в своих трудах Б. В. Ахлибинский, Ю-В. Крянев, М. А. Кузнецов, В. Н. Сагатовский, Н. И. Храленко, А. П. Шептулин.

Экономический подход к качеству активно разрабатывались в нашей стране на протяжении второй половины XX века следующими учеными: Г. Г. Азгальдовым, A.B. Гличевым, О. П. Глудкиным, Т. Н. Калиновской,.

B.А. Качаловым, Л. А. Конаревой, М. И. Кругловым, И. Д. Крыжановским, О. Г. Лосицким, В. А. Лапидусом, В. М. Мишиным, В. П. Пановым, Ю. Т. Рубаником, М. З. Свиткиным, В. Л. Шпер, В. Е. Швец.

Значительный вклад в разработку общетеоретических и методологических вопросов по управлению качеством внесли зарубежные ученые, многие из которых являются основоположниками TQMЮ. Анттила, Э. Деминг, Д. Джуран, Т. Додж, К. Исикава, Т. Конти, Ф. Кросби, Ф. Никсон, Г. Роминг, Г Тагути, А. Фейгенбаум, Дж. X. Харрингтон, Р. Шонберг, В.Шухарт. В трудах перечисленных российских и зарубежных авторов разрабатывается понятийный аппарат, основные принципы и методы организации управления качеством на предприятии, анализируется развитие форм и методов организации работ по обеспечению и улучшению качества, раскрывается оценка их эффективности на разных этапах производства.

Педагогический подход к качеству образования раскрывается в трудах В. А. Кальней, В. В. Краевского, Д. Ш Матроса, H.H. Мельниковой,.

A.M. Моисеева, В. П. Панасюка, Д. М. Полева, М. М. Поташника, М. Н. Скаткина, С. Е. Шишова. Необходимо отметить, что данные авторы в основном, рассматривают проблемы качества средней общеобразовательной школы. В основе данного подхода лежит понимание качества образования как соотношения цели и результата, меры достижения цели.

В экономическом подходе к качеству образования можно выделить следующие направления:

— квалитологическое направление (В.И. Байденко, И. А. Зимняя, H.A. Селезнева, Г. Б. Скок, А. И. Субетто, Ю. Г. Татур, М.В. Челышкова). Представители данного направления разработали структурный анализ системно-целостного понятия «качество высшего образования», разрабатывают теоретико-методологические модели оценки и мониторинга качества образования как результата и процесса;

— направление, основанное на философии TQM и международных стандартов серии ISO 9000 (Ю.П. Адлер, Н. Г. Багаутдинова, Г. В. Воробьев,.

B.А. Качалов, В.В. Левшина). В рамках данного направления проводятся исследования по моделированию вузовских систем управления качеством, внедрению процессного подхода в образовании. Качество образования рассматривается как качество образовательной услуги, продукции, обладающей свойствами удовлетворять потребителей.

В трудах зарубежных исследователей также можно выделить несколько направлений: институциональное направление (Л.Власчану, А. Вроейнстийн, М. Диас, Дж. Дональдсон, Г. Келлз, К. Тьюн). Качество образования рассматривается как соответствие стандартунаправление, использующее методологию TQM в образовании (Д. Бадли, Дж. Беннет, К. Кей, Л. Камингс,.

Р. Хейг), сосредоточенное в основном на исследовании требований субъектов образования к качеству образовательной услуги (продукции), факторного анализа ресурсов, влияющих на качество образования.

Особую роль в подготовке и осуществлении диссертационного исследования сыграли немногочисленные работы, посвященные различным аспектам методологии создания системы качества образования в вузе (В.А. Антропов, В. А. Балабан, Э. С. Бука, Е. Б. Гаффорова, Г. Г Кадамцева, В. В. Левшина, В. Н. Нуждин, E.H. Рузаева, В.А. Харин). Данные исследования посвящены вопросам управления качеством в вузе либо с позиции TQM, либо с позиции MC ISO серии 9000. Но целостной, единой теоретико-методологической основы разработки и внедрения системы качества образования в вузе пока не создано.

Наибольший интерес для нас представляют труды экономистов, касающихся проблемы классификации и расчета затрат на качество: X. Бреде, М. Бруна, Д. Георги, А. Фейгенбаума. Изучение данной проблематики нашло свое отражение и в работах отечественных исследователей, таких как Д. С. Демиденко, Е. М. Карлика, И. Б. Корокина, K.M. Рахлина, O.A. Родина, JT.E. Скрипко. Отметим, что при всем многообразии и глубине раскрытых в трудах зарубежных и отечественных экономистов проблем расчета затрат на качество, до настоящего времени не разработана методика оценки эффективности создания и внедрения CK.

Таким образом, современное развитие российского общества, глобализация мировой экономики и вхождение России в Болонский процесс создали необходимость в научном и практическом анализе и создании на его основе инновационного проекта управления качеством образования в вузе с точки зрения системного экономического подхода, основанного на TQM, что и определило цель данного исследования.

Цель диссертационного исследования: разработка и реализация организационно-экономических подходов инновационного проектирования системы качества образования в вузе.

Достижение этой цели потребовало решения следующих взаимосвязанных задач:

1 Уточнить понятие «качество высшего образования», выявить общие, особенные и специфические характеристики данного понятия в системе социально-экономических отношений.

2 Провести анализ основных направлений инновационной деятельности российских и зарубежных образовательных учреждений по управлению качеством в высшем профессиональном образовании, выявить их сущность, преимущества и основные отличительные черты.

3 Разработать концептуальные и организационно-методические основы создания и внедрения инновационного проекта системы качества образования в вузе.

4 Разработать методику оценки эффективности инновационного проекта создания и внедрения СК образования в вузе, его инвестиционной привлекательности.

Объектом исследования выступают высшие учебные заведения Российской Федерации как субъекты инновационной деятельности.

Предметом исследования является система организационно-экономических отношений, по проектированию и внедрению инновационной системы качества образования в вузе.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные теории, методологии, практике инноваций и инновационных проектов, управлению качеством, менеджменту вузов в рыночных условиях.

Основными методами исследования явились общетеоретические методы системного и сравнительного анализа, методы группировки и классификации, организационного проектирования и расчета эффективности инвестиционных проектов. Они позволили выявить специфику качества высшего образования, выделить системный экономический подход как основу для инновационного проекта при создании СК образования в вузе.

Информационную основу исследования, наряду с монографиями и периодической экономической литературой отечественных и зарубежных авторов, составили нормативно-правовые акты, инструктивно-методические документы, а также материалы по созданию элементов системы качества образования в вузах РФ.

Научная новизна исследования:

1 Уточнено понятие «качество высшего образования» на основе социально-экономического подхода как совокупности существенных характеристик — составляющих высшего образования: образовательного заведения, образовательного процесса, результата деятельности вуза, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности участников рынка труда, образовательных услуг и общества в целом.

2 Обоснованы преимущества использования философии TQM для инновационного управления процессом качества образования в вузе на основе выявления и систематизации подходов в зарубежной и российской системе высшего профессионального образования применительно к управлению инновационным процессом качества образования на всех стадиях его жизненного цикла.

3 Сформулирован алгоритм создания и внедрения проекта системы качества образования в вузе, разработаны его организационно-методические положения на основе процессного подхода, учитывающего особенности использования инновационных проектов в сфере высшего образования.

4 Предложена методика оценки экономической эффективности проектирования инновационной системы качества образования в вузе на основе расчета эффективности инвестиционного проекта по разработке и внедрению данной системы.

Область исследования. Содержание диссертации соответствует следующим пунктам специализации «управление инновациями и инвестиционной деятельностью»: п. 4.2. «Развитие методологии и методов оценки, анализа, моделирования и прогнозирования инновационной деятельности в экономических системах" — п. 4.10. «Разработка институциональных форм, эффективных структур и систем управления инновационной деятельностью" — п. 4.21. «Критерии и показатели эффективности инвестирования новых инвестиционных проектов и программ" — п. 4.22. «Разработка теории, методологии и показателей эффективности социальных инвестиций" — 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством: управление инновациями и инвестиционной деятельностью» Паспорта специальностей ВАК РФ.

Практическая значимость исследования.

Разработка теоретико-методологических основ концепции управления качеством подготовки специалистов в вузе позволяет создать его развернутую целостную концепцию, которая может быть использована вузами при создании системы качества образования. Этапы проектирования инновационной СК образования в вузе являются практическим руководством для ее создания. Методика расчета эффективности системы качества позволяет определить экономическую целесообразность данного проекта для профессионального образовательного заведения.

Материалы данной работы могут быть использованы при проведении курсов повышения квалификации, для обучения преподавателей и сотрудников в ходе подготовки к созданию, разработке и внедрению системы качества образования в вузе.

Предложенная методика проектирования СК может быть использована Министерством образования и науки РФ для разработки мероприятий по реформированию системы высшего образования в направлении повышения ее качества.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования были использованы в ходе разработки инновационной системы качества образования в Уральском государственном университете путей сообщения. Работа выполнена в рамках НИР по заказу Министерства путей сообщения.

МПС) Российской Федерации «Мероприятия по повышению качества подготовки специалистов: Система управления качеством подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования МПС России для обеспечения безопасности движения железных дорог».

Диссертационная работа и публикации автора были использованы в Уральском техническом институте связи и информатики (филиал) СибГУТИ при разработке программы переподготовки ППС и сотрудников вуза с целью обучения преподавателей основам управления качеством образования в вузе.

Результаты исследования докладывались и обсуждались на пяти международных, всероссийских и региональных конференциях: Региональная научно-практическая конференция «Электронная Россиястратегия развития г. Екатеринбурга и Уральского региона» (г. Екатеринбург, 2003 г.) — Всероссийская научно-практическая конференция «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования» (г. Челябинск, 2003 г.) — ХЫУ научно-методическая конференция СибГУТИ «Информационные проблемы высшего образования» (г.Новосибирск, 2003 г.) — Международная научно-практическая конференция «Качество и полезность в экономической теории и практике» (г. Новосибирск, 2004 г.) — Всероссийская конференция «Качество классического университетского образования: теория и практика» (г. Екатеринбург, 2004 г.).

Основные результаты исследований нашли отражение в 10 публикациях, общим объемом 7,61 авторских п.л.

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и пяти приложений. Объем текста 177 страниц, содержит 9 таблиц, 15 рисунков. В списке литературы 230 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Выполненное диссертационное исследование позволяет сделать определенные теоретические выводы по проектированию инновационной системы качества образования в вузе и выработать методические рекомендации по ее разработке, и методике расчета эффективности внедрения данного проекта в вузе.

1. В диссертации рассмотрены изменения, происходящие в мировой экономике, которые привели к вхождению высшего образования в рыночные отношения, что потребовало от высшей школы как у нас в стране, так и за рубежом изменений в системе управления вузом. Начавшиеся процессы коммерциализации в научных исследованиях переходят и на другие виды деятельности вузов, в частности образовательную. Поэтому высшие учебные заведения должны искать новые пути своего жизнеобеспечения. Это связано как с проблемой массового высшего образования, так и с изменением парадигмы образования (от образования на всю жизнь к образованию на протяжении всей жизни), которая появилась в конце XX века в связи с переходом человечества на новую стадию своего развития — информационное общество. Увеличение стоимости высшего образования и невозможность его оплаты только из госбюджета характерна для всех стран, и развитых в том числе.

Высшие образовательные учреждения в современных условиях должны применять инновационные подходы, основанные на коммерциализации отдельных видов деятельности, что в свою очередь требует совершенствования организационного устройства и методов менеджмента вуза. Одним из направлений современного вузовского менеджмента стало применение инновационных проектов в организационной системе высшего учебного заведения. Управление проектами стало общепринятой организационной формой управления инновациями в различных сферах жизнедеятельности человека, и в образовании в частности.

2. В работе сделан вывод, что внедрение инновационные проектов в высшей школе может стать механизмом, который способствует выработки адекватной модели поведения вуза в рыночных условиях. Данные проекты способны обеспечивать высокую эффективность образовательной деятельности за счет использования современных форм и методов организации и управления образовательного процесса. Установлено, что инновационный проект создания системы качества образования в вузе осуществляется на основе интеграции функционального менеджмента (инновационный менеджмент, управление проектом, управление качеством) и отраслевого (менеджмент образования), что определяет его специфику и требует применение различных управленческих методик.

3. В диссертации было показано, что современное развитие общества требует реформирования системы подготовки высококвалифицированных специалистов для социально-производственного комплекса РФ. Обеспечение качества образования является главной задачей российской образовательной политики, что поставило вопрос о необходимости управления качеством образования в вузе. Это обусловлено рядом причин: интернационализацией процесса образования, модернизацией российского образования, усилением конкурентной борьбы вузов на внутреннем рынке и др.

Установлено, что на сегодняшний день в российском и зарубежном высшем образовании наметился ряд подходов к управлению качеством в вузе. Их рассмотрение показало, что наиболее эффективным является подход создания системы качества вуза. Он основан на последних достижениях TQM и МС ISO серии 9000 и доказал свою жизнеспособность в системе управления предприятиями и организациями как за рубежом, так и у нас в стране, и вполне применим в сфере образования, в частности в вузе.

Показано, что эволюционное развитие TQM доказало необходимость обеспечения качества на стадии маркетинговых исследований и планирования производства товара или услуги, это необходимо использовать в управлении качеством вуза. Практика TQM выявила необходимость управлять не столько качеством выпускаемой продукции, сколько самим производственным процессом.

4. В работе сделан вывод, что система качества всегда должна быть составной частью общей системы управления и руководства вузом. Управление качеством реализуется посредством применения профессиональных методов управления в рамках существующих процессов. На современном этапе вопросы регулирования качества стали составной частью общего управления на предприятии (организации). В успешно работающих вузах может существовать только одна комплексная система — система управления.

Мы считаем, что для эффективного управления качеством вуза как системы необходима разработка и внедрение СК. Это позволит решать проблемы качество комплексно, на основе изучения интересов как внутренних, так и внешних потребителей. Система качества позволяет построить управление вузом на основе процессного подхода, интегрируя горизонтальные и вертикальные связи учебного заведения. СК является органичной составной частью общей системы менеджмента высшего образовательного учреждения.

Сделан вывод о необходимости создания интегрированной системы управления, с учетом всех существующих требований и индивидуальных особенностей функционирования и развития данного образовательного заведения. Система качества направлена на достижение результатов в соответствии с целями в области качества, которые дополняют другие цели организации.

Основными элементами СК являются: организационная структура, методики, процессы и ресурсы.

5. В диссертационном исследовании установлено, что СК образования в вузе строится на управлении качеством вуза и как системы, и как процесса, и как результата. Объектом управления качеством является сам вуз как система, которая состоит из различных подсистем, охватывающих всю жизнедеятельность образовательного учреждения, именно функционирование его как системы обеспечивает качество основного процесса вуза — образовательного и, как следствие, его результата — подготовленного специалиста. Следовательно, объектами управления качеством является и образовательный процесс, поскольку он является основным, в ходе которого происходит формирование знаний, умений и навыков будущего специалиста, и обслуживающие процессы вуза, которые обеспечивают работу образовательного процесса. Объектом управления качеством является и результат деятельности образовательного учреждения — подготовленный специалист, качество которого определяется первыми двумя объектами (системой и процессом).

6. В диссертационном исследовании сделан вывод о том, что проектная форма создания СК позволяет представить весь процесс формирования системы качества в виде четырех этапов жизненного цикла проекта: разработки концепции проектаподготовки к разработке СКразработки системы качествавнедрения системы качества.

При создании алгоритма каждого этапа нами использованы как методики управления инновационными проектами, так и методики TQM, что позволило оптимально спланировать процесс разработки, создания и внедрения СК образования в вузе. Определен срок реализации проекта, который составляет два года. Разработка и внедрение СК — это длительный процесс, который занимает несколько лет, при условии, создания реально функционирующего механизма управления качеством, а не формальной системы качества с целью получения сертификата.

С целью реализации процессного подхода в диссертационном исследовании разработан жизненный цикл подготовки специалиста и создана структура модели подготовки специалиста в вузе.

7. Показано, что основной целью управления проектом является эффективное достижение его результатов при оптимальном составе и объеме работ, стоимости, времени. Расчет эффективности инновационного проекта по созданию системы качества в вузе имеет ряд особенностей, одной из которых является отсутствие разработанной методики расчета затрат на создание системы качества.

Для расчета эффективности инновационного проекта в качестве методологической основы, в диссертационном исследовании использовалась концепция оценки экономической эффективности мероприятий по обеспечению и улучшению качества предложенная швейцарскими экономистами М. Бруном и Д. Георги. Затраты на качество швейцарские экономисты подразделяют на две категории: издержки внедрения т. е. единовременные затраты на создание СК и текущие издержки.

В данном инновационном проекте по созданию СК единовременные затраты состоят из затрат на обучение руководителей высшего звена в «Институте систем качества» и затрат на техническое оснащение проектной группы.

Текущие издержки включают в себя:

1)ФОТ проектной группы, ФОТ сотрудников разрабатывающих СТП, ФОТ лекторов Института дополнительного профессионального образования (ИДПО) УрГУПС обучающих сотрудников вуза основам качества, ФОТ внутренних аудиторов;

2) единый социальный налог (ЕСН);

3) амортизацию основных фондов;

4) прочие затраты.

Под выгодой от создания СК в работе принята только внутренняя выгода, которая выражается в сокращении количества отчисленных студентов. Это закономерный результат функционирования СК.

Внешняя выгода в проекте не рассчитывалась, так как это связано с рядом технических сложностей при сборе данных (высокие расходы по сбору информации, необходимость большого временного периода для оценки удовлетворенности клиента и т. д.). На основании данных расчета затрат составлена смета данного проекта. Для оценки эффективности внедрения проекта произведен расчет прибыли. С целью оценки эффективности внедрения проекта в текущем периоде с учетом предыдущих этапов, в диссертационном исследовании использован метод дисконтирования.

По результатам расчетов в диссертационном исследовании сделан вывод, о том, что затраты связанные с инновационным проектом по созданию СК в УрГУПС полностью оправдают себя (окупят) за 2 года, то есть внедрение данного проекта экономически целесообразно.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , введенной в действие 15 января 1996 г. Федеральным законом от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ)// Официальные документы в образовании. 2000. № 14. С.2−59.
  2. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ (с изм. на 10 июля 2000 г.) // Официальные документы в образовании. 2000. № 14. С.60−103.
  3. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: Закон Российской Федерации от 25 февраля 1999 года № 39-Ф3 // Российская газета. 1999.4 марта.
  4. О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»: Закон Российской Федерации от 2 января 2000 года № 22-ФЗ // Российская газета. 2000. 5 января.
  5. О концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 -2000 годы: Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 года № 832//Собрание Законодательства РФ. 1998. № 32. С. 7447−7455.
  6. Об использовании результатов научно-технической деятельности: Постановление Правительства РФ от 2 сентября 1999 № 982 // Российская газета. 1999. 17 сентября.
  7. О присуждении Премии Правительства Российской Федерации 2001 г. в области качества: Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2001 года № 856// Стандарты и качество. 2001. № 12. С.4−7.
  8. О концепции научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001 2005 годы: Приказ
  9. Министерства Образования РФ от 6 июня 2000 года № 1705// Российская газета. 2000. 17 июня.
  10. О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года: Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 года № 1756-р// Официальные документы в образовании. 2002.№ 4. С.3−31.
  11. Федеральная программа развития образования. Приложение к Федеральному закону от 10.04.2000 г. № 51-ФЗ // Официальные документы в образовании. 2000. № 8. С. 6- 65.
  12. ГОСТ 15 467–79 «Управление качеством продукции. Термины и определения». М.: Издательство стандартов, 1979. — 22с.
  13. ГОСТ Р 1.0−92. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения. М.: Госстандарт России, 2000. — 26с.
  14. ГОСТ Р ИСО 9000−2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: Госстандарт России, 2001. — 26с.
  15. ГОСТ Р ИСО 9001 2001. Системы менеджмента качества. Требования. -М.: Госстандарт России, 2002. — 21с.
  16. ГОСТ Р ИСО 9004:2001: Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. М.: Госстандарт России, 2001 — 46с.
  17. Монографии, научные издания, статьи в сборниках и периодических изданиях
  18. O.A. Мониторинг качества профессиональной подготовки.// Высшее образование в России. 1998. № 3. С.35−39.
  19. Ю. А вуз и ныне там. //Стандарты и качество. 2002.№ 4, С.66−68.
  20. Ю., Кочетов А., Косырев К., Полховская Т., Соловьев В. МИСиС: повышение качества подготовки специалистов.// Стандарты и качество. 2000. № 2. С.68−72.
  21. Ю.П., Аронов И. З., Шпер В. Л. Что век грядущий нам готовит? Менеджмент XXI века краткий обзор основных тенденций// Стандарты и качество. 1999. № 3. С. 59.
  22. Г. Г., Гличев A.B., Панов В. П. Что такое качество? М.: Экономика, 1968. — 147с.
  23. Ю. В компании стандартов ИСО серии 9000// Стандарты и качество. 2001. № 12. С.62−67.
  24. Аристотель. Метафизика//Соч. в 4-х томах Т. 1. М., 1975. — 453с.
  25. .В., Храленко Н. И. Теория качества в науке и практике: Методологический анализ. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1989. -200с.
  26. Г. А., Кравченко Е. В. Из опыта реализации идей TQM в негосударственном вузе//Материалы X Симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология и практика». Книга 4. Под науч. ред.
  27. H.A. Селезневой и А. И. Субетто. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. 232с.
  28. Н.Г. Высшая школа сегодня и завтра: пути преодоления кризиса. М.: ЗАО «Издательство „Экономика“», 2003. — 426с.
  29. Н.Г., Новиков Д. С. Управление качеством образования// Стандарты и качество. 2002. № 9. С.68−73.
  30. JI.E. Менеджмент: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2000. -216с.
  31. B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. — 344с.
  32. Ю.И. Методические рекомендации учебным заведениям по разработке программ управления качеством образования. http://ooipkro.nm.ru/Text/tl2 262.htm.
  33. Большой энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1991.
  34. В.А. Инновационные процессы в современной системе высшего педагогического образования. СПб.: 1998. — 197с.
  35. X. Современные методы управления издержками на швейцарских предприятиях// Проблемы теории и практики управления. -1995. № 4. С.72−76.
  36. М., Георги Д. Управление качеством: затраты и выгоды// Проблемы теории и практики управления. 2000.№ 1. С.70−75.
  37. К. Инновации и проблемы качества// Вопросы экономики. -2001.№ 7. С.33−46.
  38. Н.В. Формирование системы управление качеством образовательных услуг/ Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.э.н. Екатеринбург.: Издательство УрГЭУ, 2004. — 20 с.
  39. В.Н. Модели управления вузом на основе информационных технологий. — Петрозаводск: ПетрГУ, 2000. 164 с.
  40. Е.В. Профессиональное образование как социально-информационная технология/ http://msuc.edu.ru/conf 02/part4/ Doc 502.html.
  41. Т., Молчанова О., Абраменшин А. Управление инновациями в сфере образования// Высшее образование в России. 2001. № 6.С.З-12.
  42. A.C., Никитина Н. Ш. Новосибирский государственный технический университет: путь к созданию системы качества // Стандарты и качество. 2002. № 4. С.57−60.
  43. Всеобщее Управление Качеством: Учебник для вузов/О.П. Глудкин, Н. М. Горбунов, А. И. Гуров, Ю.В. Зорин- Под ред. О. П. Глудкина. М.: Радио и связь, 1999. — 600 с.
  44. Г. Пробирных дел мастер. М.:Наука, 1987. — 272 с.
  45. Г. С. Колосов В.П. Основы инноватики и инновационной деятельности. СПб.: Политехника, 2000. — 179 с.
  46. М. Изменения в компании должны идти от руководителя// Деловой квартал.2003. № 43. С. 31.
  47. Е., Балабан В., Кравченко И. Проблемы формирования целей вузовской системы качества.// Стандарты и качество. 2002. № 4. С.38−40.
  48. Е.Б. Создание системы менеджмента качества в вузе.// Методы менеджмента качества. 2002. № 12. С. 12−16.
  49. Гегель. Наука логики: в 3 т. М.: 1970. Т.1.-437 с.
  50. Гегель. Энциклопедия философских наук. М. Д974.Т.1. Наука логики. — 523 с.
  51. Главное качество // Вузовские вести. 2002. — № 3.
  52. С.Ю., Львов Д. С., Фетисов Г. Г. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы централизованного регулирования. М.: Наука, 1992. — 207 с.
  53. A.B. КС УКП, ИСО 9000 и TQM вехи мирового опыта управления качеством продукции// Стандарты и качество. 2001. № 5−6. С.80−86.
  54. A.B. Основы управления качеством продукции. — М.: АМИ, 1998.-356с.
  55. A.B. Реформирование экономики и фактор качества (К методологии вопроса)// Стандарты и качество. 1997. № 4. С.62−64.
  56. A.B., Круглов М. И., Крыжановский И. Д., Лосицкий О. Г. Управление качеством продукции (опыт, проблемы, перспективы). — М.: Экономика, 1979. 176 с.
  57. Государственная система стандартизации. — М.: Госстандарт России, 2000.-212 с.
  58. А.О. Концепция проектно-ориентированного университета//Университетское управление: практика и анализ. 2003. № 3 (26)С.24−37.
  59. В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. — М.: Из-во ЭКСМО-Пресс 2001.-736с.
  60. . Образование: необходимая утопия. У/Педагогика. 1998. № 5, С.3−16.
  61. У.Э. Выход из кризиса. Тверь: «Альба», 1994. — 497 с.
  62. Джуран: два века качества (интервью с д-ром Дж. Джураном): Пер. с англ//Европейское качество. 1999. Т.6. № 2. С.5−7.
  63. В. И. Кухтевич Т.Н. Ценностные ориентации учащейся и студенческой молодежи: особенности и тенденции// Alma Mater. 2003. № 2 С.
  64. Доктрина Томского политехнического университета в области качества образовательных услуг и подготовки специалистов //http://quality.tpu.ru/qmstpul.htm 5 с.
  65. Е.А. Высшее образование: государственные и негосударственные вузы//Вестник УГТУ. Екатеринбург, 2003 № 4(24). 67 с.
  66. В. Мониторинг как способ управления качеством обучения//Народное образование. 2002. № 9. С.83−93.
  67. A.C. Образование: философия, культура, политика. М.: Наука, 2002. 456 с.
  68. Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. Екатеринбург: УрГППУ, 2000. — 119 с.
  69. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. 87 с.
  70. Зиненко В. К, Левшина В. В., Бука Э. С., Харин В. Ф., Репях С. М., Кошкарева Н. В. Структура процессов и документации системы менеджмента качества вуза. // Стандарты и качество. 2002. № 9. С.92−94.
  71. Д.И. Качество подготовки специалистов как социальная проблема. М., 1978. — 165 с.
  72. И.М. Качество — ядро образовательного процесса// Стандарты и качество. 2002. № 4. С.22−24.
  73. И.М. Охота за знаниями: платить или не платить // Комсомольская Правда. 1999. 12 апреля.
  74. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов/ И. Т. Балабанов. -СПб.: Питер, 2001.-304с.
  75. Инновационный менеджмент: учебное пособие/ О. Н. Дунаев, И. В. Ершова, A.B. Ершов, М. А. Прилуцкая. Под ред. О. Н. Дунаева. -Екатеринбург: изд. ИПК УГТУ, 1999. 95с.
  76. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов/ С. Д. Ильенкова, Л. М. Гохберг, С. Ю. Ягудин и др.- Под ред. С. Д. Ильенковой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.-327с.
  77. Инновационность хозяйственных систем/ В. И. Кушлин, А. Н. Фоломьев, А. З. Селезнев, Е. К. Смирницкий. М.: Эдиториал УРСС, 2000.-205 с.
  78. К. Японские методы управления качеством. М.: Экономика, 1988.-215 с.
  79. Как окупаются работы по повышению качества? Материал подготовлен A.A. Бикчентаевым//Стандарты и качество. 1997. № 2. С.52−53.
  80. В.А., Шишова С. Е. Мониторинг качества образования в школе.-М., 1998.-78 с.
  81. Е.М., Демиденко Д. С. Затраты на обеспечение и повышение качества продукции, их классификация// Стандарты и качество. 1977.№ 8. С.27−29.
  82. В., Прудковский Б. По поводу оценки качества// Высшее образование в России. 1999. № 2. С.54−57.
  83. В.А. Всеобщий менеджмент качества стратегия XXI века // Стандарты и качество. 1998. № 8. С.48−50.
  84. В.А. Сертификация систем менеджмента качества как основа для перехода к TQM//Стандарты и качество. 1997. № 8. С.46−53.
  85. Качество путь к внешнему рынку. Опыт промышленных фирм Японии/составитель В. В. Потулова. — М.: Издательство комитета стандартов, мер и измерительных приборов, 1970. — 135 с.
  86. Качество образования в России: состояние, тенденции, проблемы, прогнозы// Труды Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов. М., 1999.— 156 с.
  87. Качество образования: концепции, проблемы качества, управление// Тезисы Всерос. научн.-метод, конф. / Под ред. A.C. Вострикова. -Новосибирск: НГТУ, 1998. 137 с.
  88. Качество продукции. Экономический словарь/ Под ред. Т. Н Калиновской. М.: Экономика, 1990. — 96 с.
  89. Качество: новая культура для новой Европы (38-й Конгресс ЕОК в Лиссабоне) // Стандарты и качество. 1994. № 8. С.35- 38.
  90. Н.Р., Аношкина Т. С. Инновации в вузе. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2001. — 292 с.
  91. Э., Гарр П. Что требует бизнес и что дает вуз// Стандарты и качество. 2001. № 10. с.30−33.
  92. Г. Я., Сурганов Б. С. Популярный экономический словарь. -М.:Экономика, 1993. 252 с.
  93. Ключи к мировому рынку: инновационное предпринимательство и его возможности/ А. И. Татаркин, А. Ф. Суховей. М.: ЗАО «Издательство „Экономика“», 2002. — 231 с.
  94. A.И. Субетто.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2002. 420 с.
  95. И.Л., Митрофанов С. А., Суворинов A.B., Харин A.A. Инновационная деятельность в высшей школе России // Качество, инновации, образование. 2002. № 1. С. 28−36.
  96. Л.Ф., Турченко В. Н., Борисова Л. Г. Эффективность образования. М.: Педагогика, 1991. — 272 с.
  97. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании"/ Отв. ред. В. И. Шкатулла.-2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001.-778 с.
  98. Л.А. Управление качеством продукции в промышленности США. -М.: Наука, 1977. 256с.
  99. Т. Самооценка в организациях. М.: РИА Стандарты и качество, 2000.-328 с.
  100. Т. Эволюция международных стандартов по качеству и эволюция TQM//Стандарты и качество. 1997. № 4. С.76−80.
  101. B.И. Байденко, — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. 408 с.
  102. Концепция многомерного управления качеством образования. Концептуальная структура вуза, //http://www.ispu/ru/project I/concept/ksv.htm/ 2 с.
  103. И.Б., Родина O.A. Оценка экономической эффективности внедрения// Методы менеджмента качества. 2002. № 7. С.9−13.
  104. И.К. Качество образования как социологическая проблема.// Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. -Екатеринбург, 2003. 155с.
  105. Ф. Организация управления качеством в фирме ИТТ. В кн.: Организация управления в капиталистических фирмах. — М.: Экономика, 1978.-257 с.
  106. В.И. Государственная система оценки качества высшего профессионального образования// Стандарты и качество. 2002. № 4. С.26−29.
  107. Ю.В., Кузнецов М. А. Образ качества// Стандарты и качество. 1997. № 4. С.66−69.
  108. Ю.В., Кузнецов М. А. Проблема норм// Стандарты и качество. 1999. № 12. С.49−55.
  109. Ф.Г. Кризис образования в современном мире. Системный анализ /Пер. с англ. Под ред.Г. Е. Скорова. М., 1970. 437 с.
  110. В.А. Статистические методы, всеобщее управление качеством, сертификация и кое-что еще.// Стандарты и качество. 1996. № 4. С. 68−71.
  111. В.В., Зиненко В. К., Репях С. М., Бука Э. С., Харин В. Ф. Управление процессами производства образовательных услуг в университете по критерию качества//Стандарты и качество. 2001. № 3. С.71−73.
  112. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб. — М.: Высш. шк., 1991. — 224 с.
  113. Т.И. Управление затратами на качество продукции. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. — 193 с.
  114. Д. Опыт о человеческом разумении. Т. 1 .-М.: Мысль, 1985.- 622 с.
  115. Т. Диагноз качество подготовки специалиста// Высшее образование в России. 2001. № 4. С.28−34.
  116. М.А. Образование в условиях рынка: концепция учебного заведения. М.: Высшая школа, КноРус, 2002. — 285 с.
  117. Люди качества. Джозеф Джуран: Пер. A.A. Константинова// Стандарты и качество. 1999. № 7. С.86−87.
  118. Люди качества. Филип Кросби: Пер. A.A. Константинова // Стандарты и качество. 1999. № 9. С.74−75.
  119. Маклаков C.B. BPwin и Erwin: CASE средства разработки информационных систем. — М.: ДИАЛОГ — МИФИ, 2000. — 256 с.
  120. А. Новые рубежи человеческой природы: Пер. с англ. М.: Смысл, 1999.-425 с.
  121. Материалы второй Российско-британской инициативы по подготовке преподавателей «Навыки менеджмента в области бизнеса». Управление качеством/ Сост.: UNECIA. Великобритания. 1997. 56 с.
  122. Материалы курсов RWTUV по подготовке менеджеров качества. — Варна, 1996.
  123. Материалы международного семинара «Обеспечение качества в ядерной индустрии Европы».- М.: ЦНИИатоминформ, 1996.
  124. Д.Ш., Полев Д. М., Мельникова H.H. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. — М.: Педагогическое общество России, 1999.-96 с.
  125. Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева З. П., Саламатин H.A., Акбердин Р. З. и др. М.: ИНФРА — М, 1995. — 432 с.
  126. Дж. Контрольные карты. М.: Финансы и статистика, 1986. -129с.
  127. В.М. Управление качеством. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. -303 с.
  128. Мониторинг инвестиционной безопасности региона. Препринт / А. И. Татаркин, A.A. Куклин, И. М. Корнеев и др. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2000. 51 с.
  129. MC ИСО 8402−86. Управление качеством и обеспечение качества -Словарь/ Пер. с англ. 2-е издание, 1994−04−01. — 50 с.
  130. Наставники по качеству. Арманд Фейгенбаум: Пер. А. Константинова // Стандарты и качество. 1999. № 10. С. 28−29.
  131. В.А. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000:2000. СПб.: Питер, 2002. — 272 с.
  132. Ф. Роль руководства предприятия в обеспечении качества и надежности. — М.: Изд-во стандартов, 1978. — 264 с.
  133. Н.И., Олексюк В. Н. Управление качеством продукции. -Минск: Новое знание, 2001. 238 с.
  134. Новое качество высшего образования в современной России. Концептуально-программный подход/Под ред. Селезневой H.A., Субетто А. И. М.: Исслед. Центр качества подготовки специалистов, 1995. — 199 с.
  135. X. Инновационная деятельность на малых и средних предприятиях// Проблемы теории и практики управления.2002.№ 3. С. 13.
  136. Нуждин В. H, Кадамцева Г. Г. Стратегическое управление качеством образования: Учеб. пособие/ Иван.гос. энерг. Ун-т. Иваново, 2002. — 88с.
  137. В.Н. Проблемы управления качеством высшего 06pa30BaHHH//http://tqm.stankin.ru/arch/n01/04/html. Зс.
  138. О концепции инновационной политики Российской Федерации на 2001 2005 годы // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 4. С.6−45.
  139. О стратегии внедрения стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 г.// Век качества. 2002. № 2. С.6−7.
  140. Обеспечение качества в высшем образовании Российской Федерации/ Под ред. H.A. Селезневой, Ю. Г. Татура. М.: Исслед. Центр качества подготовки специалистов, 2000. — 119 с.
  141. Образовательная политика России на современном этапе// Официальные документы в образовании. 2002. № 2. С, 2−49.
  142. С.И. Словарь русского языка. Под ред. Н. Ю. Шведовой. 20-е издание. М.: 1988. — 750с.
  143. В.В., Швец В. Е., Рубцов Ю. Н. Служба управления качеством продукции. Л.: Лениздат, 1990. — 128 с.
  144. В. Качество школьного образования в России// Стандарты и качество. 2000. № 2. С.75−77.
  145. A.A. Качество подготовки специалистов — ядро образовательного npo4ecca//http//www.kubstu.ru/fh/juk/l/htm 6 с.
  146. И.И. Всеобщее руководство качеством промышленной продукции. Екатеринбург: изд. МИДО, 1999. — 249 с.
  147. И.И. Сущность понятия «качество»// Стандарты и качество. 2002. № 8. С.62−63.
  148. План разработки и внедрения системы менеджмента качества НГТУ. http//www.nstu.ru/smc/plain/phttml. 2 с.
  149. Политика Томского политехнического университета в области качества. //http://quality.tpu.ru/qmstpul.htm 5 с.
  150. В.А., Коржуев A.B. Дидактика высшей школы. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 136с.
  151. М., Моисеев А. Понятие «качества образования»// Народное образование. 1999. № 7−8. С. 170.
  152. Проект Концепции национальной политики России в области качества продукции и услуг// Вестник Госстандарта России. 2002. № 6. с. 77−84.
  153. Пузанков Д, Кутузов В, Рябов В, Мамонтов А. Стратегический менеджмент в техническом университете// Высшее образование в России. 2004.№ 3.C.40−53.
  154. Д.В., Степанов С. А. Развитие университетского комплекса с позиции менеджмента качества// http: www.tqm.spb.ru/ps.htm. 10 с.
  155. K.M., Скрипко J1.E. Методология классификации затрат на качество// Стандарты и качество. 1997. № 3. С.49−51.
  156. K.M., Скрипко J1.E. Принципы планирования и учета затрат на качество// Стандарты и качество. 2000. № 3. С.60−62.
  157. K.M., Скрипко JI.E. Состав затрат на обеспечение качества// Стандарты и качество. 1998. № 8 С.51−54.
  158. Рекомендации «Самооценка деятельности организации на соответствие критериям премий Правительства Российской Федерации в области качества».- М.: Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации Госстандарта России, 1999. 53 с.
  159. . Лекции об аудите качества// Стандарты и качество. 1998. № 2. С.82−83.
  160. С.П., Коултер М. Менеджмент, 6-е издание.: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2002. — 880 с.
  161. Дж.Х. Использование аудита при проверке качества образовательных программ//Качество. Инновации. Образование. 2002. № 3. С.
  162. Н.К. Управление качеством. СПб.: Питер, 2003. — 224 с.
  163. Е., Погребняк С., Клепиков А., Моисеенко М., Вальтер Е., Самуйлова И. Томский политехнический университет: система менеджмента качества.// Стандарты и качество. 2002. № 4. С.61−63.
  164. Руководство по качеству СибГТУ. Издание первое. Красноярск 2002 г. — 65 с.
  165. Руководство по применению стандарта ИСО 9001:2000 в области обучения и образования/Пер. с англ. Под ред. Н. Б. Петелиной. М.: РИА «Стандарты и качество», 2002. — 127 с.
  166. . Общество и образование: Пер. с англ./Общ. ред. и предисл. В .Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 1989 — 200 с.
  167. Г., Фазел Ф. Оценка препятствий на пути к TQM// Стандарты и качество. 2001. № 1. С.68−70.
  168. Т.А., Ахметова Н. Ш. Самооценка как инструмент управления качеством в вузе.//Стандарты и качество. 2002. № 4. С.49−51.
  169. Т.А. Диверсификация управления качеством/ Науч. ред. Э. М. Короткое. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002. — 268 с.
  170. . Инновация как средство экономического развития: Пер. с венгр. -М.:Прогресс, 1990. -295 с.
  171. А. Образовательный мониторинг // Профессионал. 2001. № 5. С.11−14.
  172. М.З. От семейства стандартов ИСО 9000 к всеобщему менеджменту качества// Стандарты и качество. 1997. № 9. С.43−48.
  173. H.A. Качество высшего образования как объект системного исследования: Лекция-доклад. Изд. 2-е, дополненное — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. -95 с.
  174. Л.Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. М.: Мастерство, 2001. — 272 с.
  175. Системы качества в образовании: Сб. Пер. с анг./ Под общ. ред. Ю. П. Адлера. Вып. 1.4.1. М.: МИСиС, 2000.- 144с.
  176. В.И. Проблемы становления и развития инновационного образования// Инновации в образовании. 2003. № 2. С.4−28.
  177. .М., Пономарев Н. Л. Закономерности образовательной инноватики// Инновации в образовании. 2003.№ 4. с. 4−20.
  178. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская Энциклопедия, 1980.- 1600с.
  179. Ю.М., Позднеев Б. М., Солдатов A.B. Эффективное управление ресурсами By3a/http:tqm.stankin.ru/articles/2003/18/ index. htm/ 8с.
  180. Э.С., Савина Е. М. Разработка модели системы качества вуза.// Стандарты и качество. 2002. № 4. С.46−47.
  181. Стандартизация в России. 1927−2000 гг. М.: ИПК Издательство стандартов, 2000. — 247с.
  182. Статистика науки и инноваций. Краткий терминологический словарь/Под ред. Л. М. Гохберга. М.: Центр исследований и статистики науки, 1996. — 149 с.
  183. Статистические методы повышения качества: Пер. с англ./ Под ред. X. Кумэ. -М.: Финансы и статистика, 1990. 304 с.
  184. А.И., Селезнева H.A. Теоретико-методологические основы качества высшего образования. — СПб. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. — 136с.
  185. А.Ф., Голова И. М. Государственное управление инновационной деятельностью в регионе. Препринт. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2001.-36 с.
  186. . Управление научно-техническими нововведениями. М.: Экономика, 1989. -293 с.
  187. Управление инновациями / В. Н. Гунин, В. П. Баранчеев, В. А. Устинов, С. Ю. Лямина. -М.: ИНФРА, 1993.-301 с.
  188. Управление качеством образования в вопросах и ответах/ М. Поташник//Народное образование. 2002. № 1. С.86−94.
  189. Управление качеством образования: Практико-ориентированная монография и методическое пособие/Под ред. М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 448 с.
  190. Управление качеством продукции: Вопросы теории и практики/Под ред. А. Е. Булатова, Д. И. Правдина. М.: Мысль, 1984. — 188 с.
  191. Управление качеством продукции: Справочник /Под ред.
  192. Г. А. Амирджанянс, В. Я. Белобрагина, В. В. Бойцова и др. М.?Издательство стандартов, 1985.-464 с.
  193. Управление качеством: Учебник для вузов/ С. Д. Ильенкова, B.C. Мхитарян и др.- Под ред. С. Д. Ильенковой. 2-е изд., перерераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 334 с.
  194. Управление проектами: Учебное пособие для вузов. М. Экономика. 2001.// http://www.pmconsulting.ru/pub/pub5.php.
  195. Управление проектами: учебное пособие/ Н. И. Ильин, И. Г. Лукманова, A.M. Немчин и др.- Под ред. В. Д. Шапиро. СПб.- ДваТрИ, 1996 — 610с.
  196. Управление это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тэйлор, Г. Форд.-М.: Республика, 1992.-351 с.
  197. A.B. Контроль качества продукции. М.: Экономика, 1986. -471 с.
  198. Филиппов В.М. О структуре и направлениях деятельности
  199. Минобразования России в 1998/99 учебном году // Регионология. 1998. № 3−4. С.99−115.
  200. Философский Энциклопедический Словарь. М.: Сов. Энцикл., 1983. -444 с.
  201. Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: методология, цели и содержание, творчество. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. -224 с.
  202. H.H., Протасьев В. Б., Шильдин В. В. Принципы построения системы качества в образовательных процессах.// Стандарты и качество. 2002. № 4. С.41−42.
  203. И.Ф. Педагогика. Минск, 1979. — 263 с.
  204. Дж. X. Управление качеством в американских корпорациях: Сокр. пер. с англ. / Авт. вступ. ст. и науч. ред. J1.A. Конарева. М.: Экономика, 1990.-272 с.
  205. В.А., Кронталер Л. М. Университетский менеджмент: опыт Мюнхенского технического университета//Проблемы теории и практики управления.2002.№ 6С.З
  206. В., Стронгин Р., Грудзинский А. Проектно-ориентированный университет// Высшее образование в России.2002. № 2. С.3−11.
  207. Что такое «управление проектом»?// http://www.economics.ru/avtирг/ирг98/иргрг.Ь1ш- 2 с.
  208. Шах С. Инновационные стратегии в Центральной и Восточной Европе//Проблемы теории и практики управления. 2003.№ 6.С. 4−12.
  209. ШвецВ.Е. «Менеджмент качества» в системе современного менеджмента//Стандарты и качество. 1997. № 6. С. 48−50.
  210. Ф.Э., Харчева В. Т., Сериков В. В. Социология образования:прикладной аспект. М.:Юристь, 1997. — 301 с.
  211. В., Буланов Г. Внутривузовское управление качеством обучения// Высшее образование в России. 2002. № 5. С.29−33.
  212. Р. Японские методы управления производством. Девять простых уроков./ Авт. Предисловия и науч. Ред. Л. А. Конарева. — М.:Экономика, 1988.-252с.
  213. В.Л. Снова о качестве, определениях и сопутствующих материях //Методы менеджмента качества. 2002. № 1. С.43−47.
  214. И. Теория экономического развития. М.: Прогркесс, 1982. -455 с.
  215. Экономика и организация управления вузом: Учебник/Васильев Ю.С., Глухов В. В., Федоров М. П. Под ред. д.э.н. В. В. Глухова. 2-е изд., испр. и доп.- СПб.: Изд-во «Лань», 2001. 544 с.
  216. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т./ Под ред. С. Я. Батышева. Т.1 М.: РАО Ассоциация «Профессиональное образование» 1998.- 417 с.
  217. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т./ Под ред. С. Я. Батышева. Т.2. М.: РАО Ассоциация «Профессиональное образование», 1998. — 430 с.
  218. Ю.В. Закономерности научно-технического прогресса и их планомерное использование. М.: Экономика, 1984. — 239 с.
  219. Ю.В. Ускорение научно-технического прогресса: теория и экономический механизм. М.: Экономика, 1988. — 333 с.
  220. Planning the quality of education. The collection and use of data for informed decision making. Edited by K.N. Rose and L. Mahck, UNESCO, Pergamon Press. 1990. 117 c.
  221. Winter R.S. CanTotal Quality Management be adopted in Colleges and Universities? An international Perspective. Сборник докладов 43-го Ежегодного Конгресса ЕОК, Мадрид, 9−11 июня 1999. 149 с.
  222. Эволюция теории качества в XX веке
  223. Этапы Понима- Разработ- Основные положения Методы регулированияразви- ние чики качестватия качества 1. этап Качество Ф. Тейлор Системный подход в Методы, связанные сначало продукции управлении предприятиями выходным контролем уже
  224. I этап Качество Э. Деминг 14 принципов Методы, обслуживающие50.80-е продукции и менеджмента качества качество на основегоды услуг как Принцип постоянного предупреждения
  225. Интерпретация цикла PDCA для образовательного процесса вуза
  226. ИСПРАВЛЕНИЕ (А — action) 1 — ПЛАН (Р — plan)• пересмотр и исправление • проектирование результатаплана- образовательного процесса-• стандартизация • проектированиеобразовательного процесса. образовательного процесса-• разработка планареализации.
Заполнить форму текущей работой