Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности ценностно-смыслового самоопределения и их динамика у старшеклассников в зависимости от типа образовательного учреждения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В контексте взаимодействия индивида и группы данная проблема проанализирована А. В. Петровским, Л. Э. Комаровой, В. В. Гулякиной и др. «Селекция, присвоение и ассимиляция индивидом социальных ценностей опосредуется его социальной идентичностью и ценностями референтных для него малых контактных групп, которые могут выступать как катализатором, так и барьером к усвоению ценностей больших… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
    • 1. 1. Понятия «ценность» и «смысл», их соотношение
    • 1. 2. Ценностные ориентации как мотивы в структуре личности
    • 1. 3. Место и роль самосознания в принятии ценностей
      • 1. 3. 1. Роль ценностных ориентаций в системе саморегуляции личности
    • 1. 4. Ценностные ориентации в самоопределении личности старшеклассников
  • Выводы по I главе
  • ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
    • II. 1. Общие подходы и принципы исследования
  • П. 2. Организация исследования
    • II. 3. Методики исследования

    ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ III. 1. Изучение характеристик самоактуализации, смысложизненных ориентаций, субъективного контроля и их динамики у старшеклассников. 69 III.2. Исследование взаимосвязей показателей смысложизненных ориентаций, уровня субъективного контроля и самоактуализации личности и их динамики.

    III.3. Изучение факторной структуры данных ценностно-смыслового самоопределения и ее динамики.

Особенности ценностно-смыслового самоопределения и их динамика у старшеклассников в зависимости от типа образовательного учреждения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В современном обществе самоопределение личности, становление ее ценностно-смысловой сферы происходит в условиях плюрализма ценностей и образов жизни, конфликта между социальным и индивидуальным в человеческой жизни. В этом многоликом и быстро изменяющемся мире, где имеют место такие социальные патологии как преступность, алкоголизм, рост наркомании, легкий путь добывания денег и т. д., востребована личность, способная к осознанию своих ценностных ориентаций, смыслообразования, стремления к самоактуализации, собственной ответственности, преобразующая себя и определяющая духовную основу общества.

Согласно позиции многих исследователей, ценностно-смысловое самоопределение является первоосновой для становления жизненных перспектив и всех других видов самоопределения [3- 5- 31- 60- 62- 79- 47- 85- 88- 96- 105- 181−182- и др.].

Динамичные общественные преобразования в современном обществе отражаются в ценностно-смысловом самоопределении личности [30- 71- 72- 73- 75- 91- 95- 100- 110- 111- 112- 113- 117- 189- 198- 205- 211- 212- 215- 219- и др.]. В то же время «человек по своей природе всегда выступает как представитель различных социальных групп (этнокультурные, демографические и многие другие). Несомненно, они оказывают непосредственное и опосредованное воздействие на личность» [171, с.65]. В исследованиях отмечается, что на формирование ценностно-смыслового самоопределения влияют особенности пола, национальности, социального положения людей, включенность в разные социальные группы [42- 43- 54- 64- 65- 71- 83- 87- 91- 114- 135- 192- 212- 219- 224- и др.]. Социальные изменения по-разному влияют на людей, сформировавшихся в разных условиях. «Для некоторых людей изменения послужили движущей силой к самоконструированию, самореализациидля других та же ситуация привела к неопределенности, невозможности определить жизненные цели, перспективы, к потере личностного смысла» [205].

В последние годы увеличивается количество работ, посвященных изучению психологических механизмов ценностно-смыслового самоопределения личности [13- 83- 222- 223- 233- и др.]. В работах указывается, что выбор преимущественных механизмов зависит от сложной системы факторов и условий, а также собственной активности личности [222- 233].

В контексте взаимодействия индивида и группы данная проблема проанализирована А. В. Петровским, Л. Э. Комаровой, В. В. Гулякиной и др. [62- 92- 123]. «Селекция, присвоение и ассимиляция индивидом социальных ценностей опосредуется его социальной идентичностью и ценностями референтных для него малых контактных групп, которые могут выступать как катализатором, так и барьером к усвоению ценностей больших социальных групп, в том числе и общечеловеческих ценностей» [123, с.231]. Особенности личностного самоопределения в учебной группе являются своего рода базой для разрешения человеком жизненных проблем и сложностей в дальнейшем, поскольку они формируют жизненный опыт и нормативно-ценностные критерии субъекта. Чем выше уровень социально-психологического развития группы и качественный уровень ценностей и норм, тем эффективнее осуществляется самоопределение субъекта в учебной группе [62, с.20]. Авторы в своих исследованиях определяют, что работа по формированию ценностно-смыслового самоопределения должна быть дифференцирована и психологически ориентирована.

Молодежь является наиболее чувствительным представителем происходящих изменений в обществе [26- 69- 71- 72- 91- 100- 211- 219- 224- и др.]. В наибольшей степени зависимой от социально-экономических условий оказывается система ценностей старших школьников [72, с.129]. Динамика ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте изучалась в социально-психологических исследованиях И. С. Кона, Х. Ремшмидт,.

В.С.Собкина и др. [ 94- 170- 188]. Период ранней юности выделяется в связи со становлением и развитием ценностно-смыслового самоопределения личности [25- 31- 48- 58- 59- 76- 138- 168- 205- и др.]. Юношеский возраст характеризуется интенсивным формированием механизмов ценностно-смыслового самоопределения в связи с возникновением и развитием значимых личностных образований (устойчивого образа Я и мировоззрения, жизненного плана, ссознательной саморегуляции и др.) [29- 32- 51- 55- 58- 69- 92- 94- 108- 167- 168- 186- 201- 229- и др.].

Изучение литературы показывает, что менее исследованными остаются особенности психологической структуры самоопределения личности старшеклассников, проблемы формирования, существования и изменения ценностей на «уровне» личности и социально-психологической группы [30- 65- 213]. Мало работ, посвященных изучению особенностей и динамики самоопределения в старшем школьном возрасте, в наиболее чувствительный возрастной период формирования (И.В.Дубровина, Б.С.Круглов). Не проработана теория и практика личностного самоопределения старшеклассников сельского социума и таких образовательных учреждений как гимназии-интернаты. Учет социально-педагогических и возрастных изменений механизмов ценностно-смыслового самоопределения старшеклассников имеет существенное значение для психолого-педагогической практики.

Постановка данной проблемы определяется противоречием между: 1) необходимостью подготовки старшеклассника к ценностно-смысловому самоопределению личности и слабой разработанностью психологических механизмов данного феномена- 2) необходимостью учета ценностно-смыслового самоопределения в старшем школьном возрасте, а также социально-педагогических условий (город, село, гимназии-интернаты) и недостаточной разработанностью их в теории и на практике- 3) необходимостью подготовки саморазвивающейся и самореализующейся личности старшеклассника и неадекватным оцениванием им своего внутреннего потенциала (собственных ценностных ориентаций, способности смыслообразования, стремления к самоактуализации, ответственности, соотнесение их с требованиями общества).

В связи с обнаруженными противоречиями проблемой данного исследования является изучение особенностей ценностно-смыслового самоопределения и их динамики у старшеклассников в зависимости от типа образовательного учреждения.

Объект исследования — ценностно-смысловое самоопределение личности старшеклассников.

Предмет исследования — особенности ценностно-смыслового самоопределения и их возрастная динамика у старшеклассников в зависимости от типа образовательного учреждения.

Цель исследования — выявление особенностей ценностно-смыслового самоопределения и их возрастной динамики у старшеклассников различных типов образовательных учреждений.

Гипотезы исследования:

Особенности ценностно-смыслового самоопределения, их динамика у старшеклассников связаны с активностью субъекта, социально-педагогическими и возрастными условиями.

Частные гипотезы: 1. Важными параметрами ценностно-смыслового самоопределения старшеклассника выступают сформированность смысложизненых ориентаций, ответственности, стремления к самоактуализации и их взаимосвязей. Благодаря взаимодействию и взаимообусловленности названных компонентов, ценности социума становятся собственно личностными средствами регуляции поведения и деятельности.

2. Ценностно-смысловое самоопределение имеет общие (открытость, творчество, интернальность) и специфические (осмысленность жизни, отношение к семье, стремление к самоактуализации) особенности у старшеклассников различных типов образовательных учреждений (городская и сельская школа и гимназии-интернаты).

3. В старшем школьном возрасте за временной интервал два года происходит динамика показателей ценностно-смыслового самоопределения в сторону возрастания и снижения их значений, интегрированности, а также изменение центральных компонентов во взаимосвязях и их баланса в факторной структуре данных в зависимости от типа образовательного учреждения.

Задачи исследования заключаются в следующем:

1) изучение основных теоретических подходов к проблеме ценностно-смыслового самоопределения личности в зарубежной и отечественной психологии;

2) выявление уровня сформированности показателей смысложизненных ориентаций, ответственности и стремления к самоактуализации как важных компонентов ценностно-смыслового самоопределения старшеклассников;

3) исследование характера взаимосвязей показателей ценностно-смыслового самоопределения у старшеклассников;

4) определение факторной структуры данных ценностно-смыслового самоопределения у старшеклассников;

5) исследование динамики показателей, характера взаимосвязей и факторной структуры данных;

6) подготовка рекомендаций по развитию ценностно-смыслового самоопределения старшеклассников с учетом возрастных и социально-педагогических условий.

Новизна исследования состоит в том, что: выявлены детерминанты развития ценностно-смыслового самоопределения старшеклассников, в качестве которых выступают объективные (возрастные и социально-педагогические условия) и субъективные (смысложизненные ориентации, ответственность, стремление к самоактуализации) условияопределены общее (открытость, творчество, интернальность) и специфическое (осмысленность жизни, отношение к семье, стремление к самоактуализации) в особенностях смысложизненных ориентаций, уровня субъективного контроля и самоактуализации личности старшеклассников, их взаимосвязей и факторной структуры данных в зависимости от типа образовательного учрежденияполучены эмпирические данные о процессе развития ценностно-смыслового самоопределения старшеклассников городских, сельских школ и гимназий-интернатовпрослежена динамика показателей ценностно-смыслового самоопределения в старшем школьном возрасте, проявляющаяся в возрастании их значений у сельских и в снижении — у городских старшеклассников и старшеклассников гимназий-интернатов, в уменьшении интегрированности, а также в изменении центральных показателей, их баланса в факторной структуре данныхисходя из установленных особенностей показателей, выраженности их в факторной структуре данных, а также характера взаимосвязей, рассмотрены возможности развития ценностно-смыслового самоопределения в старшем школьном возрасте с учетом типа образовательного учреждения.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: а) теоретический анализ психологической сущности понятий ценностно-смыслового самоопределения, систематизация и интеграция подходов к изучению могут составить научную основу для построения структуры и определения критериев оценки ее сформированности у старшеклассниковб) полученные данные о динамике ценностно-смыслового самоопределения способствуют углублению представлений о тенденциях его развития с учетом типа образовательного учрежденияв) результаты об особенностях ценностно-смыслового самоопределения старшеклассников сельской и городской школы и гимназий-интернатов представляются необходимыми для оптимизации психолого-педагогического сопровождения в условиях дифференциации образования.

Практическая значимость. Результаты исследования позволили сформулировать рекомендации педагогам и практическим психологам по развитию ценностно-смыслового самоопределения городских, сельских старшеклассников и старшеклассников гимназий-интернатов. Детальный анализ содержания ценностно-смыслового самоопределения старшеклассников позволяет школьной психологической службе выработать адекватную модель консультативной и коррекционно-развивающей работы с учетом типа образовательного учреждения. Прикладной аспект исследования направлен на научно-методическое обеспечение системы образования по ценностно-смысловому самоопределению и духовно-нравственному воспитанию подростков и старшеклассников.

База исследования. Исследование проводилось на базе сельских (Архангельская СОШ № 1, Архангельская СОШ № 2, Абзановская СОШ], городских школ (СОШ № 21, СОШ № 144, СОШ № 20, СОШ № 136) и гимназий-интернатов (Республиканская художественная гимназия-интернат и Республиканская музыкальная гимназия-интернат, далее по тексту сокращенно РХГ-и и РМГ-и) Республики Башкортостан.

Апробация результатов. Основные положения работы и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедр психологии Башкирского института развития образования и Башкирского государственного педагогического университета, на Международной научно-практической конференции «Человек, природа, общество: условия формирования позиции ненасилия» (Уфа, 1999 г.) — на Республиканских научно-практических конференциях «Технологизация учебно-воспитательного процесса в школе», (Уфа, 2000 г.) — «Современные технологии в деятельности практического психолога» (Уфа, 2000 г.) — «Сельская школа: проблемы и пути решения» (Уфа, 2000 г.) — на Всероссийской научно-практической конференции «Духовность и красота как явление культуры в образовательном процессе» (Уфа, 2004 г.) — на Межрегиональной научно-практической конференции «Выявление и развитие одаренности учащихся в рамках личностно-ориентированного образовательного процесса» (Уфа, 2005 г.).

Теоретические положения, результаты, методические рекомендации по проблеме ценностно-смыслового самоопределения старшеклассников апробировались при проведении курсов повышения квалификации педагогических работников. В рамках исследования осуществлялись консультации педагогов и психологов, психологическое консультирование и психокоррекционная работа со старшеклассниками Республиканской художественной гимназии-интерната и Уфимской городской гимназии № 20 Республики Башкортостан. Содержание диссертационного исследования отражено в 9 публикациях.

Положения, выносимые на защиту:

1. Ценностно-смысловое самоопределение — структурно-динамическое образование, характеризующееся активно протекающими процессами осознания, поиска смыслов и ценностей, ответственности за их выборы и реализацию. Ценностно-смысловое самоопределение зависит как от отдельных социальных и возрастных условий, так и собственной активности личности. Субъектность проявляется в определении своей позиции относительно общественных ценностей на основе смысла своего существования, в осознании их и ответственности за них [11- 231- 120- 121- 123- 129- 137- 179- и др.].

2. Ценностно-смысловое самоопределение имеет общие (открытость, творчество, интернальность) и специфические (осмысленность жизни, отношение к семье, стремление к самоактуализации) особенности у старшеклассников различных типов образовательных учреждений (городскиевысокий уровень активность в стремлении к самоактуализации, предрасположенность к контактам с другими и др.- сельские — пассивность в реализации внутреннего потенциала, высокая интегрированность показателей и др.- гимназии-интернаты — креативность, временная компетентность, высокий уровень целей, интернальность в области семейных отношений и др.), отражающиеся в показателях смысложизненных ориентаций, уровня субъективного контроля и стремления к самоактуализации, их взаимосвязях и баланса в общей структуре данных.

3. Динамика ценностно-смыслового самоопределения проявляется в изменении показателей в сторону увеличения их значений у сельских и уменьшения у городских старшеклассников и старшеклассников гимназий-интернатов, уменьшения их интегрированное&trade-, а также изменения центральных компонентов во взаимосвязях, их баланса в факторной структуре данных в зависимости от типа образовательного учреждения.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения. Работа изложена на 155 листах машинописного текста. Библиографический список насчитывает 243 наименований. Приложение содержит 13 таблиц, 19 рисунков и рекомендации.

Результаты исследования позволили сформулировать рекомендации педагогам и практическим психологам по развитию ценностно-смыслового самоопределения городских, сельских старшеклассников и старшеклассников гимназий-интернатов. Полученные эмпирические данные об особенностях ценностно-смыслового самоопределения старшеклассников сельской и городской школы и гимназий-интернатов позволили выделить ориентиры, облегчающие проведение психодиагностики, разработку программ коррекционно-развивающей работы и адекватной модели психологических консультаций по проблеме ценностно-смыслового самоопределения. Прикладной аспект направлен на научно-методическое обеспечение деятельности системы образования по самоопределению и духовно-нравственному воспитанию подростков и старшеклассников.

Изучение особенностей ценностно-смыслового самоопределения и их динамики у старшеклассников показывает, что предстоит более углубленно изучать эти процессы для оптимизации психолого-педагогического процесса, формирования гармоничной личности, например, в зависимости от половых особенностей. В дальнейших исследованиях необходимо изучение дифференциальных особенностей данных компонентов и их взаимосвязей в зависимости от других социально-педагогических (специальные и специализированные школы, средние учебные заведения) и возрастных условий самоопределения личности.

Заключение

.

Проблема ценностно-смыслового самоопределения личности в ранней юности является одной из актуальных в современный период динамичных изменений в духовной, социально-экономической и общественной сферах общества. В нашей работе были затронуты особенности и детерминанты ценностно-смыслового самоопределения старшеклассников: объективные (социально-педагогические, возрастные) и субъективные (смысложизненные ориентации, ответственность, стремление к самоактуализации).

Теоретический анализ проблемы ценностно-смыслового самоопределения старшеклассников позволил определить важные структурные элементы (осмысленность, стремление к самоактуализации, ответственность личности) как одних из критериев оценки его сформированности. Сформированность смысложизненных ориентаций, ответственности, стремления к самоактуализации, их взаимосвязей выступает в качестве важных факторов, содержательно раскрывающих особенности ценностно-смыслового самоопределения старшеклассника как целостной, динамичной системы. Результаты об особенностях ценностно-смыслового самоопределения старшеклассников сельской и городской школы и гимназий-интернатов представляются необходимыми для оптимизации психолого-педагогического сопровождения в условиях дифференциации образования. Полученные данные о динамике ценностно-смыслового самоопределения старшеклассников способствуют углублению представлений о тенденциях его развития с учетом типа образовательного учреждения.

В работе показывается специфика ценностно-смыслового самоопределения старшеклассников сельской и городской школы и гимназий-интернатовраскрываются взаимосвязи параметров и структура ценностно-смыслового самоопределения у старшеклассников разных типов общеобразовательных учреждений (городская, сельская школа и гимназии-интернаты) — прослеживается динамика развития ценностно-смыслового самоопределения в старшем школьном возрасте (10 и 11 кл.) — определяется общее (открытость, творчество, интернальность) и специфическое (осмысленность жизни, отношение к семье, стремление к самоактуализации) в особенностях смысложизненных ориентаций, уровня субъективного контроля и самоактуализации личности старшеклассников, их взаимосвязей и факторной структуры данных старшеклассников городских, сельских школ и гимназий интернатов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аболин J1.M. Развитие духовно-нравственной личности в учебно-событийной деятельности / J1.M.Аболин // Мир психологии, 2005. № 1. -С. 199−210.
  2. К.А. Психология и сознание личности / К. А. Абульханова. -М.: МПСИ- Воронеж: НПО МОДЭК, 1999. 224 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности / К.А.Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 335 с.
  4. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1973. — 288 с.
  5. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К.А.Абульханова-Славская.-М.: Мысль, 1991.-299 с.
  6. Абульханова-Славская К. А. Субъект — символ российского самосознания / К.А.Абульханова-Славская // Сознание личности в кризисном обществе. М.: Ин-т психологии РАН. — 1995. — С.10−28.
  7. Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности / К.А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. 1985. — Т.6. — № 5. -С.3−18.
  8. А. Очерки по индивидуальной психологии / А.Адлер. — М.: Когито-Центр, 2002. 220 с.
  9. Л.Ф. Теоретический анализ ведущих концепций учения об активности личности в психологии: автореф. дис.. д-ра психол. наук: 19.00.01 / Л. Ф. Алексеева. Новосибирск, 1996. — 54 с.
  10. Ю.Алишев Б. С. Психологическая теория ценности (системно-функциональный подход): автореф. дис.. д-ра психол. наук: 19.00.01 / Б.С.Алишев- ИСПО РАО. Казань, 2002. — 33 с.
  11. И.Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания / Ананьев Б. Г. -М.: Наука, 1977.-380 с.
  12. .Г. Человек как предмет познания / Ананьев Б. Г. М.: Педагогика. — 1980. — Т. 1. — С. 17−178.
  13. Л.Н. К вопросу о психологических механизмах функционирования ценностно-смысловой сферы личности / Л. Н. Антилогова, Д. А. Андронов // Современная психология: состояние и перспективы: сб.ст. Часть 1. М.: Ин-т психологии РАН, 2002. — С. 15−17.
  14. Л.И. Архетипическая теория развития личности Карла Густава Юнга / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал, 2000. -Т.21. -№ 3. -С.10−19.
  15. Л.И. К психологии личности как развивающейся системе / Л. И. Анцыферова // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.-С.З-19.
  16. Л.И. Методологические принципы и проблемы психологии / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. 1982. — № 2. — С.3−17.
  17. Л.И. Условия деформации развития личности и конструктивные силы человека / Л. И. Анцыферова // Психология личности: новые исследования. -М.: Ин-т психологии РАН, 1998. С.38−67.
  18. Л.И. Категория развития в психологии / Л. И. Анцыферова Д.Н.Завалишина, Е. Ф. Рыбалко // Категории материалистической диалектики в психологии. М.: Наука, 1988. — С.22−55.
  19. В.Г. Единство содержательной и динамической сторон мотивации / В. Г. Асеев // Принцип системности в психологических исследованиях. — М.: Наука, 1990.-С.78−85.
  20. В.Г. Личность и значимость побуждений / В. Г. Асеев. — М.: Ин-т психологии РАН, 1993. 223 с.
  21. А.Г. Диспозиционнная структура регуляции социального поведения личности: от гипотезы к концепции / А. Г. Асмолов // Вопр.психологии. 1980. — № 3. — С. 179−180.
  22. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
  23. Е.Ф. Методы исследования уровня субъективного контроля / Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд // Психологический журнал. -1984. -Т.5. -№ 3. С. 152−162.
  24. Г. А. «Мотив»: уточнение понятия / Г. А. Балл // Психологический журнал. 2004. — Т.25. — № 4. — С.56−65.
  25. И.И. Проектирование как условие развития личностных качеств старшеклассников: автореф. дис. .канд. психол. наук / И. И. Баннов. М., 1998.- 16 с.
  26. С.А. Особенности образа будущего у старшеклассников больших и малых городов: дис. .канд. психол. наук: 19.00.05 / С. А. Башкова. Москва, 1999. — 152 с.
  27. Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р.Бернс. — М.: Прогресс, 1986.-421с.
  28. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. М.: Просвещение. — 1968. — 464 с.
  29. Л.И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. М. Воронеж: Ин-т практической психологии, НПО «МОДЭК», 1995. — 352 с.
  30. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Вопр.психологии. 1979. -№ 4. — С.23−33.
  31. Болыиая философская энциклопедия. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1983. — 980 с.
  32. Большой Толковый психологический словарь / Ребер Артур. — Том 2. (П-Я): пер. с англ. М.: Вече, ACT, 2000. — 560 с.
  33. .С. К изучению смысловой сферы личности / Б. С. Братусь // Вестник Моск. ун-та. Серия 14: Психология. — 1981. — № 2. — С.46−55.
  34. .С. Смысловая сфера личности / Б. С. Братусь // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб: Питер, 2000. — С.130−139.
  35. A.B. Проблема субъекта в психологической науке / А. В. Брушлинский // Сознание личности в кризисном обществе. М.: Инт психологии РАН. -1995. — С.28−42.
  36. A.B. Субъективно-деятельностная концепция и теория функциональных систем / А. В. Брушлинский // Вопр.психологии. — 1999. -№ 5.-С. 110−121.
  37. С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система / С. С. Бубнова // Психологический журнал. 1999. — Т.20. — № 5. — С.38−44.
  38. Г. Л. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта / Г. Л. Будинайте, Т. В. Корнилова // Вопр.психологии. 1993. -№ 5. -С.99−105.
  39. В.М. Жизненные ценности молодежи Республики Коми на рубеже веков: кросскультурный аспект / В. М. Бызова // Психологический журнал. 2002. — Т.23 — № 1. — С.101−112.
  40. Ван Цзин. Социально-психологические факторы трансформации ценностных ориентаций личности: автореф. дис. .канд. психол. наук: 19.00.01 / Ван Цзин. Новосибирск. — 2000. — 19 с.
  41. Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций / Ф. Е. Василюк. М.: Изд-во Моск. ун-та. — 1984. -200 с.
  42. С.М. Сравнительное исследование структур интегральной индивидуальности городских и сельских старших школьников различных этнических групп: автореф. дис. .канд. психол. наук: 19.00.07 / С.М.Ветвицкая- Сев.-Кавк. ГТУ. Ставрополь, 2001. — 21с.
  43. В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В. К. Вилюнас. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 288 с.
  44. .С. Психология ранней юности / Б. С. Волков. М.: ТЦ «Сфера», 2001.-96 с.
  45. Вол очков A.A. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности / А. А. Волочков, Е. Г. Ермоленко // Психологический журнал. 2004. — Т.25. — № 2. — С.17−23.
  46. Л.И. Психологическая роль и место подросткового возраста в онтогенезе / Л. И. Воробьева, В. А. Петровский, Д. И. Фельдштейн // Психология современного подростка. -М.: Педагогика, 1987. — С.6−36.
  47. Л.С. Избранные психологические труды. Т. З. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 1984.-С.6−328.
  48. Л.Ф. Ценности в образовании: выбор пути развития / Л. Ф. Вязникова // Психологическая наука и образование. 2002. — № 4. — С.88−98.
  49. .А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека / Б. А. Вяткин. Пермь: ПГПУ, 2000. — 179 с.
  50. З.М. Особенности этнического самосознания молодежи Дагестана (на материале изучения аварской и кумыкской молодежи): автореф. дис. .канд. психол. наук: 19.00.07. / З. М. Гаджимурадова. М., 1998.-22 с.
  51. Э.В. Некоторые психологические проблемы изучения самореализации личности / Э. В. Галажинский // Современная психология: состояние и перспективы: сб. науч.ст. 4.1. — М.: Ин-т психологии РАН, 2002. — С.27−29.
  52. Ю.Б. Развитие личности, способной к творческой самореализации / Ю. Б. Гатанов // Психологическая наука и образование. 1998. — № 1. — С.93−100.
  53. М.Р. Жизненные планы как проявление личностного самоопределения старшеклассников / М. Р. Гинзбург // Психологические условия формирования социальной ответственности школьников: сб.науч.тр. -М.: АПН СССР, 1987. С. 18−22.
  54. М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема / М. Р. Гинзбург // Вопр.психологии. 1988. — № 2. — С. 19−26.
  55. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М. Р. Гинзбург // Вопр.психологии. 1994. — № 3. — С.43−52.
  56. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е. И. Головаха. Киев: Наукова думка. -1988.- 144 с.
  57. E.H. Самоактуализация и ее связь с интегральной индивидуальностью: автореф. дис. .канд. психол. наук: 19.00.01 / Е.Н.Городилова- ПГПУ. Пермь, 2002. — 25 с.
  58. В.В. Групповые нормы и ценности как факторы самоопределения личности старшеклассника: автореф. дис. .канд. психол. наук: 19.00.05. / В.В.Гулякина- КГПУ. Курск, 2000. — 22 с.
  59. H.A. Рефлексивные механизмы переживания кризиса и изменение ценностно-смысловой сферы: автореф. дис. .канд. психол. наук / Н. А. Деева. Пермь. — 2005. — 21 с.
  60. Л.Г. Ценностные ориентации на различных этапах развития личности: дис. .канд. психол. наук: 19.00.01. / Л. Г. Десфонтейнес. СПб. — 1995. — 148 с.
  61. У. Личность / У. Джемс // Психология личности. Тексты- под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — С.60−70.
  62. Е.А. Внутреннее психологическое противоречие как регулятор жизни личности / Е. А. Донченко // Жизненный путь личности- отв.ред. Л. В. Сохань. К.: Наукова думка, 1987. — С.148−171.
  63. И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ / И. Г. Дубов // Вопр. психологии, 1993. № 5. — С.20−29.
  64. С.Н. Взаимосвязь ценностных ориентаций и значимых событий жизненного пути личности в юношеском возрасте: автореф. дис. .канд. психол. наук: 19.00.07. / С. Н. Жеребцов. Минск, 2001.-20 с.
  65. Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решения. Социально-психологический подход к проблеме / Ю. М. Жуков // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976. — С.254−277.
  66. A.JI. Влияние субъективного экономического статуса на экономическое сознание личности / А. Л. Журавлев, Н. А. Журавлева // Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений. М.: Ин-т психологии РАН, 1998. — С.221−245.
  67. H.A. Динамика ценностных ориентаций личности в современном российском обществе / Н. А. Журавлева // Современная психология: состояние и перспективы исследований: сб.ст. 4.1. — М.: Ин-т психологии РАН, 2002. — С. 127−129.
  68. О.И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения / О. И. Зотова, М. И. Бобнева // Методологические проблемы социальной психологии. -М.: Наука, 1975. С.241−255.
  69. С.О. Ценностные ориентации личности как фактор профессионального самоопределения учащихся педагогического лицея: дис. .канд. психол. наук: 19.00.07 / С. О. Зуева. Благовещенск, 2000. — 151 с.
  70. Иванова H. J1. Социальная идентичность в различных социокультурных условиях / Н. Л. Иванова // Вопр.психологии. 2004. — № 4. — С.65−75.
  71. Е.И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога / Е. И. Исаев, С. Г. Косарецкий, В. И. Слободчиков // Вопр.психологии. 2000. — № 3. — С.57−65.
  72. М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа) / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  73. В.Г. Динамика взаимосвязи самосознания, профессиональной направленности и ценностных ориентаций студентов педагогического вуза: дис. .канд. психол. наук: 19.00.07 / В. Г. Калашников. М., 1998. — 225 с.
  74. Н.Ф. Вопросник самоактуализации личности / Н. Ф. Калина // Журнал практической психологии. 1998. — № 1. — С.65−75.
  75. Кал инина C.B. Соотношение профессионального и личностного самоопределения в подростковом и юношеском возрасте: дис. .канд. психол. наук: 19.00.07. / С. В. Калинина. СПб., 1998. — 145 с.
  76. В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности / В. Н. Карандашев. СПб: Речь, 2004. — 70 с.
  77. Э.Э. Этносоциальные ценности представителей разных поколений (на примере русских и осетин): автореф. дис. .канд. психол. наук: 19.00.05 / Э. Э. Кибизова. СПб, 1999. — 20 с.
  78. H.A. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности: на материале исследований старших школьников: дис. .канд. психол. наук: 19.00.01. / Н. А. Кирилова. — Пермь, 1997. 172 с.
  79. O.A. Жизненный путь как процесс самореализации личности / О. А. Кисилева, М. А. Недашковская // Жизненный путь личности- отв.ред. Л. В. Сохань. Киев: Наукова думка, 1987. — С. 118−133.
  80. Вл.И. Категория времени в психологии (личностный аспект) Вл.И.Ковалев // Категории материалистической диалектики в психологии. -М.: Наука, 1988.-С.216−230.
  81. Н.В. Жизненное самоопределение молодежи в условиях социальной нестабильности: социально-психологический аспект: дис. .канд. психол. наук: 19.00.05 / Н. В. Ковалева. 1997. — 151 с.
  82. Л.Э. Ценностные ориентации личности в коллективах разного уровня развития: автореф. дис. .канд. психол. наук: 19.00.05. / Л. Э. Комарова. М., 1983. — 23 с.
  83. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
  84. Кон И. С. Психология старшеклассника / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1982.-204 с.
  85. Кон И. С. Психология юношеского возраста / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1979. — 176 с.
  86. Кон И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон. М.: Наука, 1988. — 270 с.
  87. O.A. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) / О. А. Конопкин // Вопр.психологии. 1995. — № 1. — С.5−12.
  88. O.A. Психологические механизмы регуляции деятельности / О. А. Конопкин. М.: Наука. — 1980. — 256 с.
  89. Ф.В. Философская энциклопедия / Ф. В. Константинов. -М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1970. 740 с.
  90. Д.Л. Молодежь 90-х: самоопределение в новой реальности: профессиональные ориентации российских старшеклассников 90-х гг.: планы и их реализация / Д. Л. Константиновский. М.: Центр социологии образования РАО, 2000. -224 с.
  91. Н.И. Словарь-справочник по психологии / Н. И. Конюхов. -М.: ГФ «Полиграфресурсы», 1996. 160 с.
  92. М. Психология. А-Я: Словарь-справочник: пер. с англ. К. С. Ткаченко / М.Кордуэлл. М.: ФАИР — ПРЕСС, 1999. — 448 с.
  93. А.П. Саморегуляция человека в условиях социального перелома / А. П. Корнилов // Вопр.психологии. 1995. — № 5. — С.69−78.
  94. Л.А. Психология самореализации личности: основные сферы жизнедеятельности: автореф. дис. .д-ра. психол. наук / Л.А.Коростылева- СПбГУ. СПб., 2001. — 39 с.
  95. Л.А. Теоретико-методологические основы изучения самореализации личности / Л. А. Коростылева // Психологические проблемы самореализации личности. Вып.З. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1999.-248 с.
  96. Краткий психологический словарь- сост. Л.А.Карпенко- под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1985.-431 с.
  97. Краткий философский словарь- под ред. Г. Г. Кириленко и Е. В. Шевцовой. М.: Филологическое общество «Слово»: ООО, Изд-во ACT, 2002.-480 с.
  98. .С. Формирование ценностных ориентаций личности / Б. С. Круглов // Формирование личности в переходный период: отподросткового к юношескому возрасту- под ред. И. В. Дубровиной и др. -М.: Педагогика. 1987. — С. 146−165.
  99. А.И. Психофизиологический анализ индивидуальных различий активности личности / А. И. Крупнов. Свердловск: Свердлов. ГПИ, 1983.-71 с.
  100. Н.И. Ценности в кризисном социуме / Н. И. Лапин // Ценности социальных групп и кризис общества: сб.ст. М., 1991. — С.4−32.
  101. В.В. Ценности постсоветского человека / В. В. Лапкин, В. И. Пантин // Человек в переходном обществе: сб. науч.ст. М.: ООД ИМЭМО РАН, 1998. — 112 с.
  102. Ле Куанг Шон. Психологические особенности ценностных ориентаций современной вьетнамской молодежи: дис. .канд. психол. наук: 19.00.07 / Ле Куанг Шон. М., 1998. — 207 с.
  103. Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века / Н. М. Лебедева // Психологический журнал. 2000. — Т.21. — № 3. — С.73−87.
  104. Н.М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре / Н. М. Лебедева // Психологический журнал. 2001. -Т.22. — № 3. — С.26−36.
  105. В.П. Обычай и ритуал как способы социальной регуляции поведения / В. П. Левкович // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976. — С.212−236.
  106. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. 304 с.
  107. А.Н. Мотивы, эмоции и личность / А. Н. Леонтьев // Психология личности. Тексты- под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — С.71 -79.
  108. А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. М.: Изд-во Моск. ун-та. — 1972. — 574 с.
  109. А.Н. Философия психологии: Из научного наследия / А. Н. Леонтьев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. — 228 с.
  110. Д.А. Внутренний мир личности / Д. А. Леонтьев // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб: Питер, 2000. — С.372−377.
  111. Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1992 а. — 17 с.
  112. Д.А. От социальных ценностей к личности: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности / Д. А. Леонтьев // Вестник МГУ, 1996 а- № 4. С.35−44.
  113. Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1999. — 269 с.
  114. Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1992 б. — 16 с.
  115. Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д. А. Леонтьев // Вопр.философии. — 1996 б. -№ 4. С.15−17.
  116. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Ломов Б. Ф. М.: Наука, 1984. — 443 с.
  117. .Ф. Системный подход к проблеме детерминации в психологии / Б. Ф. Ломов // Психологический журнал. 1989. — Т. 10. — № 4. — С.19−23.
  118. А. Введение в экзистенциально-аналитическую теорию эмоций: прикосновение к ценности / А. Лэнгле // Вопр.психологии. — 2004. № 4. — С.3−21.
  119. А. Психология бытия / А. Маслоу- отв.ред. С.Н.Иващенко-М.: «Рефл-бук», Киев: «Ваклер», 1997. 304 с.
  120. Р. Различные аспекты Я / Р. Мейли // Психология личности. Тексты- под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С.132−141.
  121. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В. С. Мерлин. М.: Педагогика, 1986. — 256 с.
  122. B.C. Психология индивидуальности / В.С.Мерлин- под ред. Е. А. Климова. М.-Воронеж, 1996. — 448 с.
  123. B.C. Системный подход к онтогенезу интегральной индивидуальности / В. С. Мерлин // Психология формирования и развития личности: сб.ст.-М.: Наука, 1981. С.87−105.
  124. Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте / Ю. А. Миславский. М.: Педагогика, 1991. — 152 с.
  125. В.Г. Экспериментально-психологическое исследование ценностно-потребностной сферы личности (теория и практика): дис. .д-ра психол. наук: 19.00.01 / В. Г. Морогин. Томск, 1999. — 374 с.
  126. В.И. Стилевая саморегуляция поведения человека / В. И. Моросанова, Е. М. Коноз // Вопр.психологии. 2000. — № 2. — С. 118 127.
  127. К. Психология ответственности / К. Муздыбаев- под ред. В. Е. Семенова. — JL: Наука, 1983. -240 с.
  128. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. — М.: Академия, 1998. — 456 с.
  129. В.Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. Москва-Воронеж: Ин-т практической психологии: МОДЭК, 1995. — 356 с.
  130. В.Н. Структура личности и отношения человека к действительности / В. Н. Мясищев // Психология личности. Тексты- под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — С 35−38.
  131. Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии / Ш. А. Надирашвили. Тбилиси: МЕЦНИЕРЕБА. — 1974. — 170 с.
  132. P.C. Психология. Словарь-справочник / Р. С. Немов /2ч.-М.: Владос Пресс, 2004. 351 с.
  133. Н.И. Ценностность как центральный компонент психологической структуры личности / Н. И. Непомнящая, М. Е. Каневская, О. Н. Пахомова, В. В. Барцалкина, С. Н. Рубцова, Э. Н. Музе // Вопр. психологии. 1980. -№ 1. — С.22−31.
  134. Н.И. Ценностность как личностное основание: Типы. Диагностика. Формирование. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. -176 с.
  135. Е.И. Смысл жизни как ответственность за поступок / Е. И. Николаева // Материалы IX симпозиума 24−25 апреля 2003 г. в Психологическом институте РАО // Вопр.психологии. 2003. — № 4. -С.146−150.
  136. Г. В. Личность в психологии / Г. В. Олпорт. М.: КСП- СПб: Ювента, 1998.-345 с.
  137. А.Е. Роль индивидуально-типичных характеристик эмоциональности в саморегуляции деятельности / А. Е. Олыпанникова, И. В. Поцявичюс // Психологический журнал. 1981. — Т.2. — № 1. — С.70−81.
  138. А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практика: автореф. дис. .д-ра психол. наук: 19.00.01 / А. Б. Орлов. М., 1996. — 47 с.
  139. А.К. Психология самостоятельности: методы исследования и диагностики / А. К. Осницкий. — Москва-Нальчик: Изд. Центр Эль-фа, 1996. 126 с.
  140. A.K. Саморегуляция активности субъекта в ситуации потери работы / А. К. Осницкий, Т. С. Чуйкова // Вопр.психологии. 1999.1. — С.92−104.
  141. Педагогический энциклопедический словарь- гл. ред. Б.М.Бим-бад.- M.: Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 2002. 528 с.
  142. Ф. Теория гештальт-терапии / Ф. Перлз, П.Гудмен. М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2001. — 379 с.
  143. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
  144. A.B. Психология в России: XX век / А. В. Петровский. -M.: Изд-во УРАО, 2000. 312 с.
  145. A.B. Категориальная система психологии / А. В. Петровский, В. А. Петровский // Вопр.психологии. 2000. — № 5. — С.3−18.
  146. A.B. Основы теоретической психологии /
  147. A.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. М.: ИНФРА. — 1998. — с. 516
  148. К.К. Концепция динамической функциональной структуры личности / К. К. Платонов // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб: Питер, 2000. — С. 119−130.
  149. В.М. Словарь по образованию и педагогике /
  150. B.М.Полонский. М.: Высшая школа, 2004. — 512 с.
  151. Н.М. История формирования понятия «Ценностные ориентации личности» / Н. М. Полянская, Е. Д. Дорофеев // Ценностноесознание личности в период преобразования общества- под ред. Е. Д. Дорофеева, Л. А. Седова. М.: Ин-т психологии РАН, 1997. — С.6−15.
  152. Л.М. Добро и зло в психологии человека / Л. М. Попов, Т. А. Старшинова. Казань, КГУ, 2000. — 176 с.
  153. Проблемы развития детей в детских домах и школах-интернатах: материалы научно-практической конференции // Вопр.психологии.1999.-№ 2.-С.118−120.
  154. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н. С. Пряжников. М.: Изд-во «Ин-т практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 256 с.
  155. Психология. Словарь- под общей ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  156. Психология. Учебник- под ред. А. А. Крылова. М.: «ПРОСПЕКТ», 2000.-58 с.
  157. Э.Д. Мотивационная основа формирования поведенческих стратегий личности «художественного» и «мыслительного» типа: автореф. дис.канд. психол. наук / Э. Д. Пфляумер. Новосибирск, 1994. — 28 с.
  158. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф.Райс. СПб: Питер, 2000. — 642 с.
  159. A.A. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. СПб.: Питер Ком, 1999. — 416 с.
  160. Н.И. Психология личности: монография / Н. И. Рейнвальд. М.: Изд-во УДН, 1987. — 200 с.
  161. X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Х.Ремшмидт. М.: Мир, 1994. — 320 с.
  162. М.Г. Ценности и мотивы личности в системе непрерывного профессионального образования: дис. .д-ра. психол. наук: 19.00.05 / М.Г.Рогов- КГТУ. Казань, 1999. — 347с.
  163. К. Что значит «становиться человеком» / К. Роджерс // Психология личности. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2002.- С.363−378.
  164. Российская социологическая энциклопедия- под ред. Г. В. Осипова. -М.: Издательская группа НОРМА ИНФРА-М, 1998. — 672 с.
  165. C.JI. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -СПб.: Питер Ком, 1998. 688 с.
  166. С.Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн.- М.: Педагогика, 1973. 424 с.
  167. С.Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. М.: Наука, 1997−191 с.
  168. Н.Р. Типы смыслообразования в контексте личностных ценностей / Н. Р. Салихова. Казань: Казанский государственный университет им. В. И. Ленина, 2005. — 128 с.
  169. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности- под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1979. — 264 с.
  170. В.Ф. К проблеме самоопределения личности и ее активности / В. Ф. Сафин // Вопросы самоопределения личности и ее активности: сб.ст. Уфа: Башкирский педин-т, 1985. — С.3−31.
  171. В.Ф. Психологические механизмы самоопределения личности / В. Ф. Сафин // Ежегодник Российского психологического общества: материалы III Всероссийского съезда психологов: сб.ст. Т.7. -СПб.: Изд-во СПб. госун-та, 2003. С.60−62.
  172. В.Ф. Психология самоопределения личности: учебное пособие / В. Ф. Сафин. Свердловск: Свердл.пед.ин-т., 1986. — 142 с.
  173. В.Ф. Самоопределение личности: теоретические и эмпирические аспекты исследования / В. Ф. Сафин. Уфа: Гилем, 2004. -258 с.
  174. В.Ф. Психологический аспект самоопределения личности / В. Ф. Сафин, Г. П. Ников Г. П. // Психологический журнал. 1984. — Т.5. -№ 4. — С.65−73.
  175. Словарь по социальной педагогике: авт.-сост. Л. В. Мардахаев. М.: ACADEMIA, 2002. — С.364.
  176. Словарь-справочник по нравологии / автор-составитель:
  177. A.З.Рахимов. Уфа: Изд-во «Творчество», 2000. — 299 с.
  178. Т.В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте / Т. В. Снегирева // Вопр.психологии. 1997. — № 2. — С.27−35.
  179. A.B. Особенности процесса персонального самоопределения у старшеклассников: дис. .канд. психол. наук: 19.00.07. / А. В. Снегуров. М., 1999. — 177 с.
  180. B.C. Динамика ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте: дис. в виде научного доклада д-ра психол. наук /
  181. B.C.Собкин. М., 1997. — 87 с.
  182. B.C. Ценностные ориентации старшеклассников в условиях социальной нестабильности / В. С. Собкин // Магистр. — 1995. № 2.1. C.23−25.
  183. Н.И. Жизненный выбор личности как проблема ее мировоззрения / Н. И. Соболева // Жизненный путь личности- отв.ред. Л. В. Сохань. К.: Наукова думка, 1987. — С.97−118.
  184. Современный словарь по педагогике- под ред. Е. С. Рапацевич. И. ООО «Современное слово», 2001. — 928 с.
  185. М.В. Влияние художественно-изобразительной деятельности на ценностные ориентации подростков: дис. .канд. психол. наук: 19.00.13 / М. В. Сокольская. Хабаровск, 1999. — 180 с.
  186. В.А. Эрик Эриксон: Эго-психология и феномен личности / В. А. Сонин // Детство и общество. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. — С.23−39.
  187. . А. Мотивационно-смысловые образования в психологической структуре личности: автореф. д-ра психол. наук / Б. А. Сосновский. Москва, 1992.
  188. JI.B. Жизненный путь личности / Л. В. Сохань и др. // Вопросы теории и методологии социально-психологического исследования- отв.ред. Л. В. Сохань. К.: Наукова думка, 1987. — 277 с.
  189. С.С. Популярная психологическая энциклопедия / С. С. Степанов. М.: ЭКСМО, 2005. — 671 с.
  190. В.В. Самосознание личности / В. В. Столин. М.: Изд-во Моск. ун-та. — 1983. — 286 с.
  191. Д.А. Ценностные ориентации и самоотношение на этапе юношеской социализации: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.05 / Д.А.Тихомандрицкая- МГУ. М., 2000. — 20 с.
  192. H.H. Жизненные планы подростков и юношей / Н.Н.Толстых//Вопр.психологии, 1984. -№ 3.-С.79−86.
  193. H.H. Ранняя юность / Н. Н. Толстых // Практическая психология образования- под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Творческий центр «Сфера», 1998. С.372−426.
  194. В.П. О ценностях жизни и культуры / В. П. Тугаринов. -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1960. 156 с.
  195. В.П. Теория ценностей в марксизме / В. П. Тугаринов. -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. 184 с.
  196. Д.Н. Психология установки / Д. Н. Узнадзе. — СПб.: Питер, 2001.-416с.
  197. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установок / Д. Н. Узнадзе. Тбилиси: Изд-во АН Груз. ССР, 1961. — С. 170.
  198. А.И. Временная перспектива в юношеском возрасте: типологический подход: автореф. дис. .канд. психол. наук / А. И. Федоров. М., 1996. — 17 с.
  199. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФПА-М, 1999. -576 с.
  200. В. Поиск смысла жизни и логотерапия / В. Франкл // Психология личности. Тексты- под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С.118−126.
  201. В. Человек в поисках смысла / В.Франкл. М: Прогресс, 1990.-368 с.
  202. Э. Душа человека / Э.Фромм. М.: ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 1998.-664 с.
  203. Н.У. Усвоение нравственных ценностей молодежью на современном этапе / Н. У. Хайрутдинова // Ежегодник Российского психологического общества: сб.ст. Т.9. Вып 7. Москва — Калуга: РПО, РГНФ, КНЦ, ИП РАН, КФМГЭИ, КГПУ, 2002. — С.405−408.
  204. В.А. Ценностные ориентации различных социальных групп в условиях разных форм собственности / В. А. Хащенко // Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений: сб.ст. -М.: Ин-т психологии РАН, 1998. С.107−121.
  205. X. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен— М.: Педагогика, 1986. Т. 1. — 406 с.
  206. Л. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) / Л. Хьелл, Д.Зиглер. СПб: Питер Пресс, 1997. — 608 с.
  207. Ценностное сознание личности в период преобразования общества- под ред. Е. Д. Дорофеева, Л. А. Седова. М.: Ин-т психологии РАН, 1997. -95 с.
  208. T.B. Социально-психологическое содействие самоопределению личности на этапе ранней юности: дис. .канд. психол. наук: 19.00.07. / Т. В. Черникова. Ростов н/Д, 1998. — 180 с.
  209. И.И. Проблема самосознания в психологии / И. И. Чеснокова. -М.: Изд-во «Наука», 1977. 143 с.
  210. В.Э. Проблема становления смысложизненных ориентаций личности / В. Э. Чудновский // Психологический журнал. -2004. -Т.25. -№ 6. -С.5−11.
  211. Ч.А. Ценностные ориентации и самочувствие молодежи в новых общественно-экономических условиях / Ч. А. Шакеева. М.: Ин-т практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 192 с.
  212. Р.Х. Психология смыслов: теория преодоления / Р. Х. Шакуров // Вопр.психологии. 2003. — № 5. — С. 18−33.
  213. P.M. Личностная зрелость и профессиональное самоопределение в подростковом и юношеском возрасте: дис. .канд. психол. наук: 19.00.07 / Р. М. Шамионов. СПб, 1997. — 157 с.
  214. A.C. Система ценностных ориентаций как психологический механизм регуляции жизнедеятельности человека: автореф. дис. .д-ра психол. наук: 19.00.01 / А.С.Шаров- НГПУ. Новосибирск, 2000. — 41 с.
  215. Т.Д. Специфика психологического подхода к изучению ценностных явлений / Т. Д. Шевеленкова // Психологические аспекты человеческой деятельности. Ч.З. М., 1978. — С.62−68.
  216. М.В. Психологические механизмы трансформации ценностных ориентаций студенческой молодежи: автореф. дис. .канд. психол. наук: 19.00.01. / М. В. Шевчук. Киев, 2000. — 25 с.
  217. И.Г. Самоопределение и ответственность в раннем юношеском возрасте / И. Г. Шендрик // Психологические условия формирования социальной ответственности школьников. — М.: АПН СССР.- 1987.-С. 31.
  218. Е.В. Социальная детерминация поведения / Е. В. Шорохова // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976. — 389 с.
  219. Э. Основные идеальные типы индивидуальности / Э. Шпрангер // Психология личности. Тексты- под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — С 5559.
  220. Е.И. Трудности в учении одаренных школьников Е.И.Щебланова // Вопр.психологии. 2003. -№ 3. — С.132−145.
  221. Эриксон.Э. Детство и общество / Э.Эриксон. СПб: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. — 592 с.
  222. Юнг К. Г. Настоящее и будущее / К. Г. Юнг // Аналитическая психология: прошлое и настоящее. — М.: Мартис, 1995. 320 с.
  223. Юнг К. Г. Структура психики и процесс индивидуации / К. Г. Юнг //. М.: Наука, 1996. — 269 с.
  224. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности / В. А. Ядов // Методологические проблемы социальной психологии. -М.: Наука, 1975. С.89−105.
  225. М.С. Психологические факторы и механизмы развития системы ценностных ориентаций личности: автореф. дис. .д-ра психол. наук: 19.00.01 / М.С.Яницкий- НГПУ. Новосибирск, 2000.-41 с.
  226. Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов / Н. Е. Яценко. СПб.: Изд-во «Лань», 1999. — 528 с.
  227. Ericson Е. Identity and the life cycle. New York: Norton, 1980.
  228. Ericson E. Identity, Youth and Crisis. New York: Norton, 1968.
  229. Ericson E. Psychosocial Identity // A Way of Looking at Things. Selected Papers/Ed. by S.Schein. N.Y.: W.W. Norton & Company, 1995.
  230. Kluckholm F. and Stroedbeck F. Variation in Value Oientation. N.Y.: Harper & Row, 1961.
  231. Maslow A.H. Motivation and Personality (3rd ed.). New York: Harper & Row, 1987.
  232. Rogers C.R. On becoming a person: A therapist’s view of psychotherapy. Boston: Houghton Mifflin, 1961.
  233. Rotter J.B. Cognates of personal control: Locus of control, self-efficacy, and explanotary style: Comment. Applied and Preventive Psychology, 1992, 1. P. 127−129.
  234. Schwartz S.H. Universals in the content and structure of values: Theoretical advances and empirical tests in 20 countries // Advances in Experimental Social Psychology. Vol. 25. N.Y. 1992. P. 11−66.
  235. Shostrom E. Personal orientation inventory. San Diego, CA: Edits., 1963.
Заполнить форму текущей работой