Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методика оперативного контроля уровня обученности на занятиях по информатике в военном вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты работы обсуждались на заседаниях предметно-методических комиссий, на III и IV научно-практических конференциях «Рождественские чтения» из цикла «Информатика в школе» (ПГУ, г. Пермь 1998 г., 1999 г.), на Всероссийской научно-методической конференции «Региональные проблемы информатизации образования» (1999 г.), на IX, X, XI, XII Международных конференциях-выставках «Информационные… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ И КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
    • 1. 1. Роль практического занятия по информатике в подготовке специалиста
    • 1. 2. Системный подход и практическое занятие
      • 1. 2. 1. Практическое занятие как педагогическая система
      • 1. 2. 2. Контроль и оценка деятельности обучаемых
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ КУРСАНТОВ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ ПО ИНФОРМАТИКЕ
    • 2. 1. Вероятностная модель контроля уровня обученности
      • 2. 1. 1. Использование теории надежности для оценивания достижений обучаемых в педагогической практике
      • 2. 1. 2. Надежность оценивания
      • 2. 1. 3. Определение количества времени на решение заданий выборки
    • 2. 2. Методика оперативного контроля на практическом занятии
  • ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ВЛИЯНИЯ РАЗРАБОТАННОЙ МЕТОДИКИ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
    • 3. 1. Этап 1. Эффективность разработанной методики
    • 3. 2. Этап 2. Отказ от срезовых контрольных работ
    • 3. 3. Этап 3. Выравнивающее свойство разработанной методики

Методика оперативного контроля уровня обученности на занятиях по информатике в военном вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Одной из важнейших проблем, стоящих перед обществом в XXI веке, является проблема использования новых информационных технологий, определяющих эффективность функционирования всех сфер общественной практики, в том числе и сферы образования. Темпы развития информационных технологий настолько высоки, что общественное сознание не всегда успевает им соответствовать. Объем знаний, необходимых специалисту непрерывно возрастает, тогда, как время на его подготовку приходится делить между уже имеющимися в учебном плане дисциплинами и вновь вводимыми, необходимость изучения которых диктует объективная реальность. Вопросы использования новых информационных технологий в образовании требуют тщательного исследования, а их решение необходимо доводить до уровня педагогических технологий.

Проблемам информатизации образования посвящены работы С. А. Бешенкова, А. А. Кузнецова, М. П. Аапчик, И. В. Роберт, и др.

Психолого-педагогические и методологические аспекты компьютеризации в сфере образования рассматриваются в работах С. И. Архангельского, В. П. Беспалько, В. В. Давыдова, И. Я. Лернера, Е. И. Машбица и др.

Проблемы отбора содержания, систематизации основных понятий курса обучения, анализа дидактических возможностей средств информатизации обучения теоретически разработаны достаточно глубоко. В то же время, вопросам разработки технологий и методик оперативного контроля обученности уделяется недостаточное внимание. Анализ литературы показал, что отсутствует сколько-нибудь пригодная в практических целях методика или технология, позволяющая оперативно, статистически достоверно проконтролировать и оценить уровень достижений каждого обучаемого на каждом практическом занятии.

Таким образом, противоречие между необходимостью оперативно, адекватно и объективно оценить достигнутый уровень обученности каждого обучаемого на каждом практическом занятии, и существующей в педагогической практике условного, субъективного оценивания индивидуальной деятельности обучаемых, определило задачу исследования: реализовать принцип оперативного контроля уровня обученности на практическом занятии по информатике на основе математической модели.

Объект исследования: практическая деятельность курсантов на практическом занятии по информатике.

Предмет исследования: оперативный контроль уровня обученности курсантов на практическом занятии по информатике.

Цель исследования: обеспечение качества оперативного контроля уровня обученности курсантов на практическом занятии по информатике.

Гипотеза исследования: использование вероятностной модели оперативного контроля уровня обученности курсантов на практическом занятии позволяет спроектировать статистически надежный процесс оперативного контроля, что приведет к возрастанию эффективности занятия и качества обучения.

Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы были поставлены следующие частные задачи исследования:

— на основе анализа психологической и педагогической литературы обосновать выбор дидактической структуры практического занятия;

— разработать вероятностную модель оперативного контроля уровня обученности на практическом занятии по информатике;

— обосновать количественные критерии для оперативного оценивания уровня обученности курсантов на практическом занятии по информатике;

— подтвердить эффективность применения разработанной вероятностной модели оперативного контроля уровня обученности курсантов на практическом занятии по информатике.

Методологическую основу исследования составили следующие философские и педагогические теории:

— учение о рефлекторной деятельности мозга, созданное трудами ученых И. М. Сеченова и И. П. Павлова и разработанное исследованиями известных психологов: С. Л. Рубинштейна, Н. А. Менчинской, Е.Н. Кабановой-Меллер и др.;

— теория поэтапного формирования умственных действий психологов Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева и доведенная до практического использования П. Я. Гальпериным, Н. Ф. Талызиной, В. А. Решетовой, Н. Г. Салминой;

— системный подход к исследованию и организации учебного процесса, разработанный трудами С. И. Архангельского, В. И. Загвязинского, B.C. Леднева, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина и др.;

— труды советских и российских ученых по проблемам дидактики: Ю. К. Бабанского, Б. П. Есипова, П. И. Пидкасистого, A.M. Пышкало и др.;

— труды советских и российских ученых по проблемам изучения информатики и внедрения информационных технологий в отечественную школу: С. А. Бешенкова, Я. А. Ваграменко, А. Г. Гейна, А. П. Ершова, А. А. Кузнецова, А. Г. Кушниренко, М. П. Лапчика, А. С. Лесневского, В. М. Монахова, Ю. А. Первина, И. В. Роберт, В. Ф. Шолоховича, Е. К. Хеннера, И. Г. Семакина, С. В. Русакова, Н. В. Макарова и др.

Методы исследования:

1) теоретические:

— анализ философской, психолого-педагогической, методической и дидактической литературы по проблемам обучения и воспитания;

— анализ образовательного стандарта, содержания обучения и действующих программ по предметам;

— анализ существующих методик обучения и управления обучением;

— построение формальной математической модели практической деятельности обучаемых на занятии;

2) эмпирические:

— педагогический эксперимент.

Научная новизна выполненного исследования заключается в:

— разработке вероятностной модели оперативного контроля уровня обученности на практическом занятии по информатике;

— обосновании выбора количественных критериев оценки уровня обученности;

— теоретическом обосновании методики проведения оперативного контроля уровня обученности курсантов на практическом занятии, позволяющей интенсифицировать и индивидуализировать их учебную деятельность на практическом занятии по информатике.

Практическая значимость исследования состоит в создании и апробировании дидактических материалов для оперативного контроля на основе разработанной вероятностной модели.

На защиту выносятся:

— вероятностная модель оперативного контроля уровня обученности курсантов на практическом занятии по информатике;

— методика оперативного контроля уровня обученности курсантов на практическом занятии по информатике.

Достоверность результатов исследования обеспечивается использованием проверенных многолетней педагогической практикой психологических и педагогических теорий и результатами проведенных педагогических экспериментов.

Апробация исследования осуществлялась в процессе проведения экспериментальной педагогической работы по разработке и внедрению предлагаемой вероятностной модели контроля уровня обученности на практических занятиях в Пермском военном институте внутренних войск МВД РФ, Пермском военном институте ракетных войск и Муниципальном общеобразовательном учреждении «Лицей № 1» г. Перми.

Результаты работы обсуждались на заседаниях предметно-методических комиссий, на III и IV научно-практических конференциях «Рождественские чтения» из цикла «Информатика в школе» (ПГУ, г. Пермь 1998 г., 1999 г.), на Всероссийской научно-методической конференции «Региональные проблемы информатизации образования» (1999 г.), на IX, X, XI, XII Международных конференциях-выставках «Информационные технологии в образовании» (в 1999 г., 2000 г., 2001 г. и 2002 г.) — а также представлены в сборниках научных трудов ПВИ РВ и в отчете о НИР.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Диссертация содержит 126 листов машинописного текста, в котором 15 рисунков, 13 таблиц, 2 приложения и 154 наименования в списке литературы. Общий объем диссертации составляет 142 страницы.

Результаты работы реализованы в Пермском военном институте ракетных войск, Пермском военном институте внутренних войск МВД РФ и Муниципальном общеобразовательном учреждении «Лицей № 1» г. Перми.

Основные положения исследования и полученные результаты представлены в публикациях:

1. Лебедева Т. Н. Опыт разработки и использования авторской программы «Математика и информатика» //Специалист. 1999. № 10. — С.51.

2. Лебедева Т. Н. Использование Web-технологии //Специалист. 2002. № 4. — С. 16−17.

3. Лебедева Т. Н. Опыт применения Microsoft Excel 97 на уроках математики //Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Региональные проблемы информатизации образования». 1999. Часть 2. С. 52−53.

4. Лебедева Т. Н. Опыт разработки и использования авторской программы предмета «Математика и информатика» в среднем специальном учебном заведении / / «Региональные проблемы информатизации образования». 1999. Часть 2. С. 51−52.

5. Лебедева Т. Н. Опыт и методика преподавания предмета «Математика и информатика» в техникуме //IX Международная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании». Сборник трудов участников конференции. Часть 2 — М.:МИФИ, 1999. С. 218−219.

6. Лебедева Т. Н. Применение информационных технологий в курсе «Математика и информатика» в среднем специальном учебном заведении. / / X Юбилейная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании». Сборник трудов участников конференции. Часть 2 — М.:МИФИ, 2000. С. 220−221.

7. Опыт преподавания базового курса информатики в Закамском образовательном центре Пермского государственного университета //Информатика в школе. Тезисы докладов IV научно-практической конференции «Рождественские чтения». — Пермь: Пермский государственный университет, 2000. — с.5. (в соавторстве).

8. http: / / ito. bitpro. г и / 2001 / ito /1 / 2 /1 — 2 — 2. html Лебедева Т. Н. Применение задач с профессионально-ориентированным содержанием по предмету «Математика и информатика» в среднем специальном учебном заведении / /XI Международная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании». Сборник трудов участников конференции. Часть 2 — М.:МИФИ, 2001.

9. http:/ /ito.bitpro.ru/2002/Н/4/П-4- 104. html Лебедева Т. Н. Использование Intranet-сети и Web-технологии на уроках в школе. / / XII Международная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании». Сборник трудов участников конференции. — М.:МИФИ, 2002.

10. Лебедева Т. Н., Русаков С. В. Использование теории надежности для оценивания достижений обучаемых в педагогической практике. / / Академия информатизации образования. Сборник научно-методических трудов. Пермский выпуск. — Москва-Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2002. -84 е., С. 34−45.

11. Лебедева Т. Н. К вопросу оценивания уровня усвоения знаний и умений. / / Материалы IV научно-методической конференции «Военно-инженерное образование: новые педагогические и информационные технологии».

Пермь: Пермский военный институт ракетных войск, 2002. -С. 52−53.

12. Лебедева Т. Н. Определение объема задачника. // Материалы IV научно-методической конференции «Военно-инженерное образование: новые педагогические и информационные технологии».- Пермь: Пермский военный институт ракетных войск, 2002. — С. 54−55.

13. Лебедева Т. Н. Проблемы организации практического занятия с использованием новых информационных технологий.// Отчет по НИР «Амурец-2002».- Пермь: ПВИ РВ, 2002. — С.40−48.

14. Лебедева Т. Н. Текущий мониторинг учебной деятельности.// Отчет по НИР «Амурец-2002».- Пермь: ПВИ РВ, 2002. — С. 35−40.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного исследовании теоретически обоснована и экспериментально проверена гипотеза о возрастании эффективности занятия, если будет использована вероятностная математическая модель оперативного контроля уровня обученности на практическом занятии.

В процессе работы в соответствие с целью и частными задачами исследования были получены следующие результаты:

— на основе анализа психологической и педагогической литературы обоснован выбор дидактической структуры практического занятия;

— разработана вероятностная модель оперативного контроля уровня обученности на практическом занятии и теоретически обоснованы количественные критерии для оперативного оценивания уровня обученности курсантов;

— проведены педагогические эксперименты, подтвердившие эффективность применения разработанной вероятностной модели оперативного контроля уровня обученности курсантов на практическом занятии.

Таким образом, в работе представлено новое решение актуальной задачи оперативного контроля уровня обученности каждого обучаемого на каждом практическом занятии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. Ф. Философия информационной цивилизации. — Владос, 1994. — 334 с.
  2. А. В. Информатика. Творчество. Рекурсия /Отв. ред. А. Г. Ивахненко. — Киев: Наукова думка, 1988. — 224 с.
  3. С. И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. — М.: Высшая школа, 1976. —200 с.
  4. С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе. — М.: Высшая школа, 1974. — 384 с.
  5. С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. — М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
  6. Э. А., Симонов П. В. Надежность мозга. — М.: Издательство АН СССР, 1963. — 136 с.
  7. Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. — М.: Просвещение, 1982.—192 с.
  8. Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Обще дидактический аспект. — М.: Педагогика, 1977. —192 с.
  9. М., С., Коцик Б. Я., Лишин А. Н. Аннотированный каталог программных средств//Информатика и образование. 1998. № 1. — С. 64−74.
  10. Ф. Л., Гооз Г. Информатика. Вводный курс: в 2-х ч. 4.1.— М.: Мир, 1990. — 336 с.
  11. Ф. Л., Гооз Г. Информатика. Вводный курс: в 2-х ч. Ч. 2.— М.: Мир, 1990. — 423 с.12
Заполнить форму текущей работой