Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Государственно-церковные отношения в 1958-1964 гг.: По материалам Кировской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важнейшим источником для исследования темы развития государственно-церковных отношений в Кировской области в 1958;1964 гг. являются архивные документы фонда уполномоченных Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Кировской области (Ф.Р.2169), хранящиеся в Государственном архиве Кировской области (ГАКО). В течение 1996;1999 гг. автором исследования, работавшим… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Развитие государственно-церковных отношений в Кировской области во второй половине 1950-х гг
    • 1. 1. Состояние государственно-церковных отношений и укрепление позиций Кировской епархии в 1955—1957 гг.
    • 1. 2. Нарастание конфликта между гражданскими властями Кировской области и руководством Кировской епархии в 1958—1959 гг.
  • Глава 2. Развитие государственно-церковных отношений в Кировской области в 1960—1964 гг.
    • 2. 1. Антирелигиозные мероприятия 1960−1962 гг. и их влияние на состояние государственно-церковных отношений в Кировской области
    • 2. 2. Дальнейшее совершенствование системы антирелигиозной работы в Кировской области в 1963—1964 гг.

Государственно-церковные отношения в 1958-1964 гг.: По материалам Кировской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Русская Православная Церковь — наиболее многочисленная и влиятельная религиозная организация в Российской Федерации. Ее история неразрывно связана с историей развития российской государственности и культуры и поэтому всегда находилась в центре внимания отечественной исторической науки.

Вместе с тем, период 1958;1964 гг. в истории государственно-церковных отношений является одним из наименее изученных. Научных работ, посвященных ему, не было в официальной исторической науке до начала 1990;х гг. Причем, не только в светской, но и церковной. Так, например, об осуществленных в этот период антицерковных мероприятиях умалчивают оба издания, предпринятые в связи с празднованием Тысячелетия Крещения Русиколлективный труд советских историков «Русское Православие. Вехи истории"1 и изданный Московской Патриархией обзорный труд «Русская Православная Церковь. 988−1988». 2 В изданной в 1984 г. книге «Религия и церковь в советском обществе» бывший председатель Совета по делам религий при Совете Министров СССР В. А. Куроедов отмечал, что продолжавшееся более четверти века патриаршество Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия (1944;1970 гг.) ознаменовалось «дальнейшим укреплением нормальных отношений между церковью и государством», а отличительной чертой этого патриарха была «не просто лояльность, но глубокая преданность Советской Родине, социалистическому государству».3.

Произошедшая в начале 1990;х гг. либерализация общественных отношений способствовала возвращению Русской Православной Церкви в активную общественную жизнь страны. Определенной вехой на этом пути стал принятый в сентябре 1997 года новый Федеральный закон «О свободе совести и.

0 религиозных объединениях", в преамбуле которого декларировано особое.

1 Русское Православие: Вехи истории. — М., 1989.

2 Русская Православная Церковь. 988 — 1988: В 2 вып. — М, 1988.

3 Куроедов В. А. Религия и церковь в советском обществе. — М., 1984. — С.95. 3 уважение государства к вкладу Русской Православной Церкви в развитие российской государственности и культуры. Все это свидетельствует о происходящей ныне переоценке роли Русского Православия в развитии современной России и делает актуальным исследование антицерковной кампании 1958;1964 гг., которая до настоящего времени, как отдельное явление, не изучалась. Тем более на примере развития государственно-церковных отношений в таком регионе, как Кировская область.

Актуальность исследования возрастает, если принять во внимание, что антицерковные мероприятия 1958;1964 гг. осуществлялись в условиях процесса модернизации российского (советского) общества. Это позволяет привлечь к исследованию методологический аппарат не только традиционного для советской науки марксистского подхода, но также цивилизационного подхода и теории модернизации и предположить, что сделанные нами выводы смогут быть полезными для прогноза развития государственно-церковных отношений в современной России.

Объектом исследования выступает местное сообщество, представленное государственными и партийными органами власти различных уровней, общественно-политическими организациями, трудовыми коллективами, правоохранительными органами, отдельными государственными, партийными и хозяйственными руководителями, руководством Кировской епархии, приходским духовенством, и церковнослужителями, а также населением региона в целом.

Предметом исследования выступают исторически сложившиеся и проявившие себя в данный период отношения между указанными субъектами исторического действия — прежде всего, руководством Кировской епархии Русской Православной Церкви, а также местными партийными и советскими руководящими органами, уполномоченными Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Кировской области, взятые в их динамике и различных проявлениях.

Хронологические рамки исследования — с 1958 г. по 1964 г. включительно обусловлены хронологическими рамками всесоюзной антирелигиозной кампании. Обоснованность такого подхода подтверждается тем, что подготовку к первому из наиболее значительных антицерковных мероприятий.

— закрытию Великорецкого крестного хода — власти Кировской области начали в сентябре 1958 г., 1 а массовое закрытие вятских церквей прекратилось в конце 1964 г. Вместе с тем, поскольку изучение причин и результатов антирелигиозной кампании невозможно без осмысления непосредственно предшествовавших ей и ближайших последующих событий, то хронологические рамки исследования могут быть несколько расширены за счет привлечения ограниченного исторического материала по 1954;1957 и 1965;1966 гг. Это представляется необходимым для обоснования связи антирелигиозных инициатив 1958;1964 гт. с принятыми в 1954 г. постановлениями ЦК КПСС об усилении научно-атеистической пропаганды и «открытыми письмами» религиозных диссидентов 1965;1966 гг., отражавших реакцию церковной общественности на антирелигиозные мероприятия гражданских властей.

Территориальные рамки исследования ограничены территорией Кировской области, которая является канонической территорией Кировской (нынеВятской) епархии. Обоснованность такого подхода подтверждается как масштабами Кировской области — одной из крупнейших в Приволжском регионе, так и глубиной исторической традиции — начиная со времени заселения бассейна реки Вятки русскими племенами, Русская Православная Церковь является доминирующей религиозной конфессией в этом регионе, что позволяет выявить определенные тенденции и выйти на обоснованные выводы в нашем исследовании.

Методология исследования. Отвечая на вопрос о методологических основах исследования, представляется уместным дополнить формационный.

1 Государственный архив социально-политической истории Кировской области (далееГАСПИ КО).- Ф.1290. — Оп.31. Д. 59. Лл.120−122.

2 Государственный архив Кировской области (далее — ГАКО).- Ф.Р.2169. — Оп.45. Д. 4. Лл. 84,118. анализ интересующего нас периода анализом с позиций немарксистских методологических подходов, получивших широкое распространение во второй половине XX века — теории модернизации и теории развития цивилизаций.

В рамках теории модернизации автор исходит из допущения, что объективной основой советских антирелигиозных кампаний явился процесс перехода человеческих сообществ от традиционной к индустриальной фазе существования, интенсивность которого в России значительно возросла после 1917 г. За сорок лет социалистических реформ (1917;1957 гг.) индустриализация и урбанизация смогли создать в России новый тип социальной среды (машинное производство и современный город), а также в корне изменить образ жизни людей, придав ему более рациональное содержание.1 Применительно к истории развития этого процесса в Кировской области можно предположить, что значительное влияние на него оказала состоявшаяся в годы Великой Отечественной войны эвакуация на территорию области промышленных предприятий из центральных районов СССР. Изменения в экономике неизбежно сопровождались и изменениями в духовной сфере — постепенно старую культуру доиндустриальной России, основанную на силе общинности, обычая и традиции, вытесняла новая культура индустриального общества, основанная на рациональном знании и личной инициативе. Великие социальные потрясения XX века — революции 1905;1907 и 1917 гг., две мировые и гражданская война, раскулачивание и массовые репрессии — только ускорили этот болезненный процесс и придали ему дополнительную остроту. Одним из проявлений этого конфликта культур явилась борьба с религией и Церковью, которая для Советского государства все эти годы по-прежнему оставалась «закваской"3 старого дореволюционного мира. Крайним проявлением этой борьбы стали массовые репрессии против православного духовенства, а также кампания по закрытию и уничтожению.

1 Лейбович О. Л. Модернизация в России: К методологии изучения современной отечественной истории. — Пермь, 1996. — С.69.

2 Там же. — С.23−25.

3 Евангелие от Матфея, глава 13, стих 33. церквей в СССР. Именно эта точка зрения позволяет объяснить, почему Русская Православная Церковь вновь оказалась гонимой именно в конце 1950;х гг., когда процессу модернизации советского общества был придан новый импульс.

В контексте теории модернизации можно предположить, что остроты противостоянию Советского государства и Церкви в 1958;1964 гг. также добавило то обстоятельство, что оно происходило в период, последовавший за разоблачением «культа личности» И. В. Сталина на XX съезде КПСС. Это был момент своеобразной «ревизии» общественных представлений о «трансцендентном порядке и формах его соотношения с мирскими порядками"1. Решая эту проблему, на рубеже 1950;1960 гг. Советское государство решилось не только стеснить свободу Церкви новыми административными мерами, но также и предложить обществу свои ответы на волнующие его «трансцендентные» вопросы в виде новой Программы КПСС.

Врамках теорий развития цивилизаций, автор диссертации находит возможным принять во внимание мысль А.Дж.Тойнби о том, что любое «универсальное государство» в стадии «распада» вступает в конфликт с присущей данной цивилизации «универсальной церковью», так как воспринимает церковь как своеобразную «опухоль», существующую внутри социального тела, за счет его и не приносящую ему никакой пользы. В конечном итоге, возрастающее давление государства должно привести к победе секулярной цивилизации, что может оказаться великой трагедией для этого общества, поскольку, совмещая мирской и трансцендентный порядки, секулярная цивилизация лишает себя единственного внутреннего стимула исторического прогресса — духовного непокоя и еще более приближает конец своего существования. С этой точки зрения, антирелигиозная кампания 19 581 964 гг. является проявлением глобального цивилизационного конфликта.

1 Эйзенпггадт Ш. Революция и преобразование обществ: Сравнительное изучение цивилизаций. — М., 1999. — С.26−28.

2 Тойнби А.Дж. Постижение истории. — М., 1991. — С.79,216,497,518,540, 567. планетарного масштаба, способного привести, в целом, к деградации всего человеческого общества.

Вместе с тем, было бы ошибкой совершенно игнорировать политический фактор противостояния Советского государства и Русской Православной Церкви, представляя отношения между ними исключительно как столкновение различных культур или цивилизаций. Традиционный для советской исторической науки формационный подход всегда уделял большое внимание политическим мотивам поступков руководителей Русской Православной Церкви. Так, например, порицающие большевиков воззвания Патриарха Тихона и другие антисоветские акции церковного руководства 1918;1919 гг. были названы историками — марксистами «составной частью усилий свергнутых революцией эксплуататорских классов восстановить в России буржуазно-помещичий строй».1 Можно предположить, что в первые годы Советской власти политические мотивы принятия тех или иных решений в сфере государственно-церковных отношений играли куда более важную роль, нежели в период 1958;1964 гг. Но полностью игнорировать их нельзя. Тем более, что одна из сторон этих отношений — Советское государство — всегда придавала большое значение политическому аспекту деятельности Русской Православной Церкви.

Таким образом, использование в работе указанных выше методологических подходов позволяет нам еще раз утвердиться в мысли, что антирелигиозная кампания 1958;1964 гг. была плодом не только волюнтаризма и политического прожектерства отдельных лиц и, прежде всего, Н. С. Хрущева, но являлась следствием объективного процесса развития человеческого общества, имеющего глобальные причины и глобальные последствия для России и для мира, в целом.

Методика исследования. В работе над диссертацией автор руководствуется такими научными принципами, как историзм и объективность. Первый из них.

1 Русское православие: Вехи истории / науч. ред. А. И. Клибанов. — М.: Политиздат, 1989. — С.617. требует изучения явления в его историческом развитии — объект исследования должен предстать в динамике и целостности. Принцип объективности предполагает комплексный охват всей совокупности фактов и строгое следование им.

Исследование проводилось с использованием следующих прикладных методов: историко-сравнительного, историко-системного, историко-генетического, а также методов количественного (статистического) анализа. Историко-системный метод применялся, в частности, при рассмотрении местных управленческих структур — светских и церковных — как неотъемлемой части более крупных управленческих систем. Историко-сравнительный метод имел место при сопоставлении содержания и результатов антицерковных мероприятий властей Кировской области с антицерковными мероприятиями в масштабах СССР, а также соседней Удмуртии. Историко-генетический применялся при изучении реакции местного сообщества на антицерковную политику властей Кировской области на протяжении 1958;64 гг. Методы количественного анализа были уместны при анализе динамики основной религиозности населения, под дающейся цифровым характеристикам.

Историография проблемы. Первая попытка анализа антирелигиозных мероприятий 1958;1964 гг. была предпринята московскими священниками Николаем Эшлиманом и Глебом Якуниным, которые в ноябре 1965 г. разослали всем, управляющим епархиями в СССР написанное ими «Открытое письмо Патриарху Алексию».1 В июле 1966 г. кировчанином Борисом Талантовым было написано «Открытое письмо верующих Кировской области Патриарху Алексию». Впервые опубликованные за рубежом накануне празднования 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции эти письма были названы на Западе «документами необычайной важности», обобщившими «страдальческий опыт Русской Церкви за последние годы», 3 и.

ГАКО.- Ф.Р.2169. Оп.45. Д. 9. Лл.111−151.

2 Там же.-Лл. 48−76.

3 Струве Н. А. Православие и культура. — М., 2000. — С. 13. имели большой общественный резонанс. Последнее из них представляет наибольший интерес для нашего исследования, так как основано на фактах притеснения верующих в Кировской области.

Следует учитывать, что «открытые письма» не создавались с научной целью. Они носят публицистический характер и являются, прежде всего, ценными источниками по теме развития государственно-церковных отношений в 1958;1964 гг. Отнести их к завершенным историческим исследованиям не позволяет, прежде всего, недостаточная источниковая база. Тем не менее, их можно назвать первой попыткой исторического исследования антирелигиозной кампании Н. С. Хрущева, так как в результате анализа известных им исторических фактов, авторы писем приходят к выводу о том, что в 1958;1964 гг. в СССР была развернута новая антирелигиозная кампания, имевшая свои причины и цели, инициаторов и исполнителей, а также оказавшая большое влияние на дальнейшее развитие государственно-церковных отношений. В ходе этой кампании допускались такие нарушения прав верующих, как незаконная регистрация крестин и прочих треб, массовое закрытие храмов, монастырей и церковных школ, фактическое прекращение треб на дому и панихид на кладбищах, принудительное удаление детей из Церкви, незаконное вмешательство мирских начальников в постановления духовенства, низведение священника до положения «наемника», во всем зависящего от приходского совета.1.

После скандала, вызванного публикацией «открытых писем» религиозных диссидентов в западных средствах массовой информации, эта тема на долгие годы была закрыта для исследователей. Лишь с ликвидацией в 1990 г. Совета по делам религий при Совете Министров СССР и последующим открытием архива этого учреждения, а также архивов КПСС и КГБ, у ученых появилась возможность исследовать все многообразие исторических источников по указанной теме.

1 ГАКО.- Ф. Р2169. Оп.45. Д. 9. Лл. 116,121, 122, 125.

В 1991 г. увидела свет книга В. А. Алексеева «Иллюзии и догмы», 1 которая явилась философским размышлением автора над проблемой идеологического неприятия православия партийным и комсомольским аппаратом, сложившимся в условиях административно-командной системы и в силу инерции не сумевшим извлечь положительные уроки из наметившегося в ходе Великой Отечественной войны сотрудничества Русской Православной Церкви и Советского государства.

Тогда же, в 1991 г. в журнале «Наука и религия» была опубликована статья доктора исторических наук М. И. Одинцова «Хождение по мукам. 1954;1960 годы», 2 явившаяся одной из первых попыток научного анализа государственно-церковных отношений второй половины 1950;х гг. В этой публикации были впервые приведены ценные статистические сведения о количестве зарегистрированных в СССР религиозных обществ в указанный период и отмечено, что разразившийся к концу 1958 г. конфликт между Советским государством и Русской Православной Церковью был вызван, в том числе, переоценкой послевоенного курса «уступок Церкви», обличенного партийными идеологами, как «проявление сталинизма».3 Однако небольшой масштаб статьи и ее публицистическая направленность не позволили автору всесторонне осветить с научной точки зрения проблему взаимоотношений Советского государства и Церкви.

В 1993 г. в «Журнале Московской Патриархии» была опубликована статья преподавателя Минской Духовной семинарии священника Сергия Гордуна «Русская Православная Церковь в период с 1943 по 1970 год», 4 вторая часть которой посвящена событиям 1958;1970 гг. Характеризуя 1960;е гг. как период «крайнего стеснения церковной жизни», 5 автор статьи отмечал, что наиболее.

1 Алексеев В. А. Иллюзии и догмы: Взаимоотношения советского государства и религии. -М., 1991.

Одинцов М. А. Хождение по мукам. 1954;1960 гг. // Наука и религия. — 1991. — № 7.

3 Там же. — С.З.

4 Гордун Сергий, священник. Русская Православная Церковь в период с 1943 по 1970 год. // Журнал Московской Патриархии. — 1993. — №№ 1,2.

5 Там же, -№ 2. — С.22. резкое усиление антицерковной кампании произошло в 1961 г., и подробно останавливался на примерах сопротивления рукрводства Московской Патриархии, духовенства и прихожан антирелигиозным инициативам гражданских властей. Статья священника Сергия Гордуна была написана на основании изучения архивных документов Фонда Совета по делам религий при Совете Министров СССР, многие из которых впервые были введены в научный оборот.

Несомненный интерес для настоящего исследования представляет изданная в 1994 г. книга митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) «Самодержавие духа. Очерки русского самосознания», 1 в которой событиям 1958;1964 гг. посвящена отдельная глава. Ее автор, известный и авторитетный иерарх Русской Православной Церкви, рассматривает антирелигиозные мероприятия Н. С. Хрущева в контексте всего тысячелетнего периода развития государственно-церковных отношений в России и считает, что «новый виток антицерковных гонений» в период «оттепели» был вызван отказом советского руководства от национально-патриотического элемента официальной идеологии, ее «окончательным переводом на интернациональные рельсы». Одной из главных особенностей антирелигиозной кампании 1958;1964 гт. митрополит Иоанн считал «попытку задушить Церковь ее же собственными руками», 3 имея в виду стремление гражданских властей переложить ответственность за закрытие монастырей и церквей на епископат Русской Православной Церкви, находившийся под сильным давлением атеистического государства. Как одно из наиболее ярких свидетельств этого давления митрополит Иоанн приводит факты осуждения советских граждан по «религиозным мотивам» в первой половине 1960;х гг.

Еще одной работой церковного исследователя, затрагивающей тему государственно-церковных отношений 1958;1964 гг. является брошюра.

1 Снычев Иоанн, митрополит. Самодержавие духа: Очерки русского самосознания. — СПб., 1994.

2 Там же. — С.323.

3 Там же. — С.326. бывшего ректора Ленинградской Духовной семинарии архиепископа Михаила (Мудьюгина) «Русская православная церковность. Вторая половина XX века».1 Рассказывая о предпринятом в этот период закрытии 5 из 8 действовавших духовных школ, автор с сожалением констатирует, что одним из наиболее трагических последствий этого шага явилось отсутствие систематического духовного образования у значительной части современного духовенства, которое поныне приводит к негативным явлениям в церковной жизни.

Отдавая должное названным выше исследователям, тем не менее, следует отметить, что их работы, затрагивающие различные аспекты вопроса развития государственно-церковных отношений в 1958;1964 гг., тем не менее, не представляют собой законченного и всестороннего исследования этой темы. Одной из первых таких попыток стала монография канадского ученого Д. В. Поспеловского «Русская Православная Церковь в XX веке», 2 в которой антицерковным мероприятиям 1958;1964 гт. посвящена 11 глава книги, названная автором «Конец 50 — начало 60 годов. Новые процессы: Хрущевские гонения на Церковь». Основными источниками монографии Д. В. Поспеловского являлись статьи в эмигрантских журналах, среди которых он с особым уважением отмечал самиздатовские документы кировчанина Б. В. Талантова, а также открытое письмо священников Глеба Якунина и Николая Эшлимана. Опираясь на их свидетельства, автор приводит в своей книге некоторые факты из истории «хрущевских гонений» в Кировской области. Главной причиной этих гонений Д. В. Поспеловский считает обеспокоенность гражданских властей: послевоенным оживлением церковной жизни и объясняет отказ от дальнейшего тт ЧТ0 преследования Церкви, тем, находясь под давлением гражданских властей, церковная жизнь стала все более принимать нелегальные формы, представлявших для них большую опасность.

1 Мудьюгин Михаил, архиепископ. Русская православная церковность. Вторая половина XX века. — М., 1995.

3 Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в XX веке. — М., 1995.

Таким же обстоятельным исследованием темы развития государственно-церковных отношений в 1958;1964 гг. является монография доктора исторических наук М. В. Шкаровского «Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве: Государственно-церковные отношения в СССР в 19 391 964 годах».1 Ее автор характеризует события 1958;1964 гг., как «трагический период последних попыток руководства СССР радикально, в кратчайшие сроки л решить религиозную проблему в стране», отмечая при этом, что главная атака Советского государства была направлена именно против Русской Православной Церкви. Главной причиной нового наступления на Церковь М. В. Шкаровский считает уверенность значительной части советского руководства в жизнеспособности коммунистической идеологии, которой нет, и не может быть никакой религиозной альтернативы. По его мнению, основными направлениями государственного давления на Церковь в 1958;1964 гг. были резкое сокращение количества приходов и монастырей, подрыв материально-финансовой базы Церкви, ликвидация духовных учебных заведений, изменение положения об управлении Церковью, давление на различные категории верующих, вплоть до запрещения некоторым из них (подростки, военнослужащие и т. д.) посещать храмы. Как и митрополит Иоанн (Снычев), М. В. Шкаровский подчеркивает, что применявшиеся и ранее административные меры, дополнились в изучаемый период принципиально новой политикой разложения Церкви изнутри — «впервые начала осуществляется целенаправленная массовая кадровая селекция духовенства, происходило вмешательство в богослужебную практику, попрание канонических принципов церковной жизни».3 Автор согласен с Д. В. Поспеловским в том, что антицерковные мероприятия 1958;1964 гг. нанесли Московской Патриархии тяжелый урон, но все же не дали желаемых результатов, «загнав религиозную.

1 Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве: Государственно' церковные отношения в СССР в 1939;1964 годах. — М., 1995.

2 Шкаровский М. В. Цит. соч. — С.359,392.

3 Там же.-СЛ 0−11. жизнь в подполье, что было для режима опаснее, чем открытая религиозность".1.

Эти тезисы также нашли отражение в изданном в 1997 г. под общей редакцией М. Б. Данилушкина первом томе коллективного труда церковных историков «История Русской Православной Церкви», одним из авторов которого являлся М. В. Шкаровский. Книга была рекомендована Учебным Комитетом при Священном Синоде Русской Православной Церкви для преподавания церковной истории XX века в духовных академиях и семинариях. Теме настоящего исследования посвящена отдельная глава этого издания «Русская Православная Церковь в 1958 — 1970 годах», представляющая собой дополненный и частично переработанный текст указанной выше работы М. В. Шкаровского. В частности, с особым вниманием освещены вопросы внешнеполитической деятельности Московской Патриархии в указанный период и то влияние, которое могли оказать успехи на этом поприще на судьбы Церкви внутри страны.

Последнее издание интересно также тем, что в приложении к нему впервые приведен полный текст открытого письма Святейшему Патриарху Алексию священников Николая Эшлимана и Глеба Якунина, 3 а также краткая история создания этого документа. Биография Б. В. Талантова и краткая справка о его правозащитной деятельности содержатся во второй книге изданного в 1995 г. сборника материалов и документов по истории отношений между государством и церковью «Русская Православная Церковь в советское время», 4 составителем которого выступил Г. Штриккер, сотрудник швейцарского института «Вера во втором мире». Среди других документов, представленных в этом сборнике — сокращенный вариант открытого письма Н. Эшлимана и Г. Якунина, а также решения Архиерейского Собора 18 июля 1961 г., утвердившего реформу.

1 Шкаровский М. В. Цит.соч. — С.390.

2 История Русской Православной Церкви: От восстановления патриаршества до наших дней. -СПб., 1997.

3 Там же. — С.944−981.

4 Русская Православная Церковь в советское время (1917;1991): Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью. — М., 1995.

15 приходского управления. Самостоятельную ценность представляют комментарии составителя к подборкам документов, в том числе по теме «гонений на веру при Хрущеве».1.

Тему развития государственно-церковных отношений в СССР в 1958;1964 гг. также затрагивает монография Т. А. Чумаченко «Государство, православная церковь, верующие. 1941 — 1961 гг.».2 В частности, ее автор отмечает, что одной из предпосылок антицерковной кампании Н. С. Хрущева явилась смена поколений в руководстве Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР. С назначением весной 1960 г. председателем Совета В. А. Куроедова, опытного аппаратчика и идеологического работника, «начавшийся административный натиск на Церковь, на верующих и духовенство приобрел характер политической войны».3 При этом главной причиной кампании Т. Чумаченко считает «общую глобальную задачу», поставленную в повестку дня советского общества начала 1960;х гг. — строительство коммунистического общества, и возлагает особую ответственность за развязывание новой антицерковной кампании на Отдел пропаганды и агитации ЦК КПСС, в руках которого Совет по делам Русской Православной Церкви оказался всего лишь «инструментом».4.

Истории противостояния КПСС и Русской Православной Церкви на Удмуртской земле посвящена книга Е. Ф. Шумилова «Православная Удмуртия. История Ижевской и Удмуртской епархии. XX век».5 Рассуждая над главной причиной противостояния Советского государства и Русской Православной Церкви, Е. Ф. Шумилов указывает, что «все годы советской власти именно Церковь была единственной в СССР открыто существовавшей организацией, которая не разделяла правящую идеологию, разделяемую КПСС».6 Поэтому, по.

1 Русская Православная Церковь в советское время. — С.25.

2Чумаченко Т. А. Государство, православная церковь, верующие. 1941;1961 гт. -М., 1999.

3 Чумаченко Т. А. Цит. соч. — С.221.

4 Там же. — С.180−181.

5 Шумилов В. Ф. Православная Удмуртия: История Ижевской и Удмуртской епархии. XX век. — Ижевск, 1996.

6 Шумилов В. Ф. Цит. соч. — С. 16. его мнению, начатый в 1917 г. погром христианства тянулся практически до самого краха КПСС, принимая то вульгарные, то более интеллигентные формы, но «всегда была очевидной безнравственность мощного государственного давления на полураздавленную Церковь с немощными прихожанами, в основном преклонного возраста».1 Принимая во внимание содержащиеся в книге Е. Ф. Шумилова интересные факты из истории соседней Удмуртской епархии, в том числе периода 1958;1964 гг., тем не менее, следует отметить, что такое объяснение антицерковных мероприятий является значительным упрощением проблемы.

Священник Алексей Николин в монографии «Церковь и государство», рассматривая историю правовых актов в отношении Церкви с первых веков христианства до наших дней, обратил внимание на пристрастное, субъективное толкование советского законодательства о культах в годы антицерковной кампании 1958;1964 гг: «Правление Н. С. Хрущева явилось зримым свидетельством того, как действующее законодательство может субъективно з истолковываться в зависимости от характера и воззрении главы государства».

В контексте этого утверждения, определенный интерес для настоящего исследования представляет статья протоиерея Иоанна Мейендорфа «О путях Русской Церкви», опубликованная в посмертном издании работ этого известного американского церковного историка и богослова «Православие в современном мире».4 В частности, автор статьи предлагает критически переосмыслить позицию епископата Московской Патриархии, фактически примирившегося в начале 1960;х гг. с несправедливым истолкованием советского законодательства о культах, «навязанным» ему Советом по делам Русской: Православной Церкви. Одну из причин ослабления давления на Церковь в 1964 г., протоиерей Иоанн Мейендорф видит в том, что дальнейший.

1 Шумилов В. Ф. Цит.соч. — С.23.

2 Алексей Николин, священник. Церковь и государство: История правовых отношений. — М, 1997.

3 Алексей Николин, священник. Цит. соч. — С. 176.

4 Мейендорф Иоанн, протоиерей. О путях Русской Церкви // Мейендорф Иоанн, протоиерей. Православие в современном мире. — Клин, 2002.

17 нажим на Церковь мог привести к ее расколу и созданию множества неконтролируемых религиозных групп, что было нежелательно для гражданских властей.1 Открытые письма религиозных диссидентов 1965;1966 гг. отчасти свидетельствуют в пользу этого предположения.

Пожалуй, наиболее серьезное исследование темы государственно-церковных отношений 1958;1964 гг. с позиций церковной исторической науки содержится в девятой книге «Истории Русской Церкви» протоиерея Владислава Цыпина. Собственно, антицерковной кампании 1958;1964 гг. автор посвятил значительную часть VIII главы «Русская Православная Церковь при Святейшем Патриархе Алексие (Симанском). 1944 — 1970 годы». Определяющим в новом наступлении Советского государства на религию В. Цыпин считает внутриполитический фактор, а также личное усердие Н. С. Хрущева — «главного стратега и вдохновителя атеистической кампании», 3 который хотел легкой победой над Церковью убедить своих противников в том, что он твердо стоит на партийных позициях. При этом, повествуя о ходе антицерковной кампании, В. Цыпин главное внимание уделяет сопротивлению священноначалия, духовенства и прихожан Русской Православной Церкви антирелигиозным инициативам властей. Эти сведения заметно дополняют названные выше работы светских историков. Есть в книге В. Цыпина также и строки, посвященные «открытым письмам» религиозных диссидентов. При этом автор отмечает, что содержащиеся в этих выступлениях нападки на Московскую Патриархию «подрывали ее авторитет, вносили смущение в умы церковных людей, особенно из новообращенных, служили для них соблазном».4 Подводя итоги антицерковной кампании 1958;1964 гг., В. Цыпин разделяет мнение М. В. Шкаровского о том, что кампания не оправдала надежд властей, поскольку «верующий народ остался с Церковью, отшатнулись лишь.

1 Мейендорф Иоанн, протоиерей. Цит.соч. — С.276.

2 Владислав Цыпин, протоиерей. История Русской Церкви. Книга девятая: История Русской Церкви. 1917;1997.-М., 1997.

3 Владислав Цыпин, протоиерей. Цит. соч. — С.379,408.

4Тамже.-С.412. неверующие"1 и отмечает, что после отстранения Н. С. Хрущева от руководства государством новое политическое руководство страны, хотя и не отказалось от борьбы с религией, но теперь не рассматривало это действие в качестве ближайшей задачи.

Первая попытка исследования темы развития государственно-церковных отношений в Кировской области в 1958;1964 гг. была предпринята студентом исторического факультета Вятского государственного гуманитарного университета Н. В. Шабалиным, опубликовавшим в 1999 г. статью «Русская Православная Церковь в Кировской области в 1958;1964 годах» в сборнике материалов международной конференции «Европейский Север в культурно-историческом процессе».3 Статья Н. В. Шабалина подготовлена на основе архивных документов Фонда Кировского обкома КПСС, находящихся на хранении в Государственном архиве социально-политической истории Кировской области (ГАСПИ КО), и содержит ценные сведения о развитии атеистической пропаганды и некоторых административных инициативах властей Кировской области, направленных на ограничение церковного влияния в указанный период. Однако следует признать, что масштаб научной статьи объективно не позволил автору достаточно полно раскрыть заявленную тему. Возможно, по этой же причине за пределами публикации остались вопросы и инициативы, представляющие принципиальный интерес для исследования темы государственно-церковных отношений в Кировской области в 1958;1964 гт. — развитие конфликта между уполномоченным Кировского облисполкома П. Л. Смирновым и управляющим епархией епископом Поликарпом, руководящая роль бюро Кировского обкома КПСС в проведении антирелигиозных мероприятий, введение квитанционного учета религиозной обрядности, запрет на проведение дневных богослужений в период проведения полевых работ, участие областных средств массовой информации в.

1 Шкаровский М. В. Цит.соч. — С.405.

2 Там же. — С.408.

3 Шабалин Н. В. Русская Православная Церковь в Кировской области в 1958;1964 гг. // Европейский Север в культурно-историческом процессе. — Киров, 1999.

19 организации антирелигиозной пропаганды, правозащитная деятельность религиозного диссидента Б. В. Талантова и другие. К сожалению, других публикаций по теме настоящего исследования Н. В. Шабалин (ныне — аспирант кафедры отечественной истории ВГТУ) не предпринимал, сосредоточившись на исследовании темы развития государственно-церковных отношений в Кировской области в 1943;1958 гг.

Определенный интерес также представляет изданная в 2000 г. Ивановским государственным университетом кандидатская диссертация А. А. Федотова «Русская Православная Церковь в 1960;1990 гг. Внутрицерковная жизнь и взаимоотношения с государством (на материалах Владимирской, Ивановской и Костромской областей)», 1 с которой автор познакомился в диссертационном зале Российской государственной библиотеки. Непосредственно событиям 1958;1964 гг. посвящены два параграфа диссертации А. А. Федотова — «Реформа приходского управления. Закрытие храмов» и «Отражение атеистической политики Советского государства на внутрицерковной жизни в 60−80-е годы», в названии которых нашли отражение вопросы, которым автор уделил особое внимание. Приведенные в диссертации факты из новейшей истории Владимирской, Ивановской, Костромской областей, в сравнении с известными нам фактами из истории нашего региона, позволяют сделать определенные выводы об особенностях развития государственно-церковных отношений в Кировской области в 1958;1964 гг., а также силе административного давления, которое, по мнению А. А. Федотова, в Кировской области было еще более значительным, чем в изученных им областях.2.

Подводя итог краткому историографическому обзору изучаемой проблемы, следует заметить, что возвращение Русской Православной Церкви в активную общественную жизнь страны заметно оживило интерес исследователей к теме развития государственно-церковных отношений в.

1 Федотов А. А. Русская Православная Церковь в 1960;1990 гг.: Внутрицерковная жизнь и взаимоотношения с государством: Дис. канд. ист. наук. — Иваново, 2000.

2 Там же.-С.63. советский период истории России. Пожалуй, наиболее полно эта тема раскрыта в монографиях М. В. Шкаровского и протоиерея В.Цыпина. Вместе с тем, следует отметить, что, к сожалению, сегодня по-прежнему нет исследования, всецело посвященного теме антицерковной кампании 1958;1964 гг., а в имеющихся работах не получили должной проработки вопросы методологии, социально-психологический и социально-экономический аспекты рассматриваемой темы. Материалы по конфессиональной политике властей Кировской области встречаются в этих работах фрагментарно и не создают общей картины развития государственно-церковных отношений в нашем регионе.

Из сказанного выше вытекают цель и задачи исследования:

Целью исследования выступает изучение процесса развития государственно-церковных отношений в Кировской области в 1958;1964 гг., обусловивших их факторов и последствий для местного сообщества.

Задачи исследования:

— охарактеризовать состояние государственно-церковных отношений в Кировской области накануне 1958 г.;

— в контексте внутренней политики Советского государства установить причины и предпосылки антирелигиозных мероприятий, проводимых на территории Кировской области, а также их прогнозируемые результаты;

— определить направления воздействия — основные линии, по которым осуществлялось давление властей Кировской области на Кировскую епархию в 1958;1964 гг., а также методы такого воздействия- :

— исследовать субъективный фактор (личностные качества и поведение инициаторов и исполнителей антирелигиозных мероприятий, местных религиозных деятелей), а также степень адекватности, восприятия и реализации в регионе поставленных центром целей и задач антирелигиозной политики;

— выявить основные результаты реализации государственной конфессиональной политики в Кировской области в 1958;1964 гг.

Новизна исследования заключается в том, что развитие государственно-церковных отношений в Кировской области в период проведения всесоюзной антирелигиозной кампании 1958;1964 гг. впервые выступает в качестве самостоятельного предмета комплексного научного исследования.

Источниковая база исследования.

Важнейшим источником для исследования темы развития государственно-церковных отношений в Кировской области в 1958;1964 гг. являются архивные документы фонда уполномоченных Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Кировской области (Ф.Р.2169), хранящиеся в Государственном архиве Кировской области (ГАКО). В течение 1996;1999 гг. автором исследования, работавшим в должности главного специалиста администрации Кировской области по вопросам законодательства о свободе совести, были подготовлены и сданы в Государственный архив Кировской области 130 дел за 1939;1991 гг., вошедших в опись № 45 фонда Р.2169 уполномоченных Совета по делам Русской Православной Церкви по Кировской области. Почти половина из них — 60 дел — содержат ценные сведения по теме настоящего исследования. Прежде всего, это различные документы уполномоченного — планы работы, годовые отчеты, информации и справки, сведения о религиозной обрядности, журналы учеты посетителей, учета устных жалоб и заявлений, учетные карточки и наблюдательные дела церквей, списки и характеристики священнослужителей. Собственно говоря, именно изучение этих документов и явилось для автора важнейшим, побудительным мотивом для исследования темы развития государственно-церковных отношений в Кировской области в 1958;1964 гг. С определенной степенью вероятности можно предположить, что относительная неполнота указанной выше статьи Н. В. Шабалина была, в том числе, обусловлена тем, что на момент написания этой статьи областные архивы еще не располагали многими историческими документами, переданными им в 1999 г. автором настоящего исследования.

Вторым по важности источником являются документы, находящиеся на хранении в Государственном архиве социально-политической истории Кировской области (ГАСПИ КО). Особенно, документы из фондов Кировского областного комитета КПСС (Ф.1290), Кировского городского комитета КПСС (Ф.1293), Кировского областного комитета ВЛКСМ (Ф.1682), областного отделения Всесоюзного общества по распространению научных и политических знаний (Ф.6725) — протоколы заседаний, решения и постановления руководящих партийных и советских органов, комсомольских и общественных организаций, различные справки и информации о состоянии научно-атеистической пропаганды.

Не менее интересны документы фонда № 1 канцелярии Кировского епархиального управления, находящиеся на хранении в Вятском епархиальном архиве (ВЕА) — личные дела священнослужителей, дела церквей, годовые отчеты Кировского епархиального управления, позволяющие изучить реакцию руководства епархии, духовенства и прихожан на антицерковные мероприятия 1958;1964 гг.

В целом, автор полагает, что взятые в совокупности архивные документы из фондов Государственного архива Кировской области, Государственного архива социально-политической истории Кировской области и Вятского епархиального архива создают объективную картину развития государственно-церковных отношений в Кировской области в 1958;1964 гг.

Вместе с тем, следует признать, что всестороннее исследование этой темы было бы невозможно без изучения архивных документов Совета по делам Русской Православной Церкви, находящихся на хранении в Государственном архиве Российской Федерации. В этих целях автором настоящего исследования были изучены различные документы первой и второй описей фонда Совета по делам религий при Совете Министров СССР (Ф.Р.6991): протоколы и стенограммы заседаний Совета по делам Русской Православной Церкви, циркулярно-инструктивные письма Совета уполномоченным, а также представленные ими информационные отчеты, статистические сведения, справки, данные единовременного учета 1961 г. Причем не только по Кировской области, но и по граничащим с ней регионам — Коми АССР, Марийской АССР, Татарской АССР, Удмуртской АССР, а также Архангельской, Горьковской, Костромской и Пермской областям. В частности, изучение протоколов заседаний Совета по делам Русской Православной Церкви позволило отразить в работе вопрос оценки руководством Совета деловых качеств уполномоченного Кировского облисполкома П. Л. Смирнова, дважды отчитывавшегося перед Советом о проделанной работе.

Так же представляют определенный интерес печатные издания, находящиеся в собрании Кировской областной научной библиотеки имени А. И. Герцена. Прежде всего, это областные газеты «Кировская правда», печатный орган Кировского обкома КПСС, и «Комсомольское племя», печатный орган Кировского обкома ВЛКСМ, а также «Блокнот агитатора», издававшийся в 1958;1959 гг. отделом пропаганды и агитации Кировского обкома КПСС.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его фактический материал, результаты и выводы способствуют концептуальному осмыслению истории развития государственно-церковных отношений, как конкретно в Кировской области, так и в масштабах страны в целомкроме того, они могут быть использованы в учебном процессе при изучении данной темы в государственных образовательных учреждениях и Духовных школах Русской Православной Церкви.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования отражены в 7 научных публикациях, а также излагались в докладах на международных, региональных и вузовских научных конференциях в гг. Кирове и Казани в 1999;2003 гг., выступлениях на методологических семинарах кафедры отечественной истории ВГТУ.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и библиографии. В основу изложения материала положен принцип исторической последовательности событий происходивших.

Заключение

.

Подводя итог исследованию, автор считает возможным констатировать, что в 1958;1964 гг. в Кировской области широким кругом исполнителей под руководством партийных органов был осуществлен комплекс антирелигиозных мероприятий, оказавший значительное влияние на процесс развития государственно-церковных отношений в Кировской области и явившийся составной частью всесоюзной антирелигиозной кампании.

Главным объектом этого воздействия на территории Кировской области являлась Кировская епархия Русской Православной Церкви, занимавшая доминирующее положение среди зарегистрированных здесь религиозных организаций. В контексте этого, представляется важным отметить, что одним из важнейших мотивов радикализации государственной церковной политики в период 1958;1964 гг. явилась озабоченность гражданских властей укреплением позиций Русской Православной Церкви и, в том числе, ее Кировской епархии в период непосредственно предшествующий новой антицерковной кампании, о чем свидетельствуют приведенные нами факты. Это обстоятельство позволяет назвать данную кампанию не только «антирелигиозной», но также и «антицерковной».

Тот факт, что на протяжении всего периода антирелигиозной кампании одним из главных ее направлений являлось развитие научно-атеистической пропаганды, свидетельствует о том, что одна из основных причин новой антирелигиозной кампании лежала в сфере идеологии. Анализ конкретного исторического материала показывает, что значительный импульс развитию научно-атеистической пропаганды и всей антирелигиозной работе в изучаемый период был придан новыми программными документами КПСС — Программой партии, которая теоретически обосновывала идею обострения борьбы с религиозными «пережитками» на этапе развернутого строительства коммунизма, и Уставом партии, который организационно закреплял в повседневной деятельности партийных организации теоретические положения Программы партии.

В рассматриваемый период руководство Кировской области, в целом, действовало в русле постановлений Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР, задававших на каждом из этапов кампании конкретные направления антирелигиозной работы и преследовавших цель последовательного и всестороннего влияния на весь комплекс развития государственно-церковных отношений. Политическое руководство ходом кампании на территории Кировской области осуществляло бюро Кировского обкома КПСС, неоднократно рассматривавшее на своих заседаниях вопросы организации антирелигиозной работы. Благодаря участию в заседаниях бюро обкома КПСС руководителей облисполкома, областной комсомольской организации, областного совета профессиональных союзов, райкомов и райисполкомов принятые на бюро решения доводились до исполнителей антирелигиозных мероприятий, круг которых последовательно расширялся с каждым новым этапом антицерковной кампании.

Вместе с тем, следует отметить, что последовательное расширение крута исполнителей антирелигиозных мероприятий (включая сюда и членов КПСС), тем не менее, не предоставляло им права принятия решений в церковном вопросе, которое всецело принадлежало партийному аппарату. В течение всей кампании проблемы антирелигиозной работы ни разу не были вынесены в качестве самостоятельного вопроса на партийные или комсомольские, профсоюзные конференции, но обсуждались в обстановке повышенной секретности на заседаниях бюро обкома, горкомов, райкомов КПСС. За весь период в областных газетах «Кировская правда» и «Комсомольское племя» было опубликовано более 180 материалов на тему борьбы с религией и Церковью, и ни один из них не ставил вопроса уместности этой борьбы, но все априори исходили из принципа ее необходимости на современном этапе.

В результате осуществления комплекса антирелигиозных мероприятий, к концу изучаемого периода в Кировской области сложилась определенная система антирелигиозной работы, обеспечивающая реализацию установок бюро обкома КПСС на всех ее уровнях — от самого высокого уровня планирования и контроля антицерковных инициатив до самого низового и, одновременного, самого действенного — уровня индивидуальной работы с верующими. Важная роль в координации деятельности всех звеньев этой системы принадлежала местным уполномоченным Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР П. Л. Смирнову, Д. Л. Медведеву, И. Д. Ляпину, при непосредственном участии которых в период 1958;1964 гг. осуществлялись мероприятия по ликвидации паломничества к святым местам, усилению контроля за соблюдением духовенством советского законодательства о культах, отвлечению населения от участия в религиозных обрядах, усилению научно-атеистической пропаганды.

В диссертационном исследовании были приведены примеры особого внимания Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР к реализации антирелигиозных мероприятий на территории Кировской области. В частности, это нашло выражение в критических замечаниях в адрес уполномоченных Совета П. Л. Смирнова и Д. Л. Медведева, а также принципиальной позиции Совета по вопросу закрытия Великорецкого паломничества. С определенной степенью вероятности можно предположить, что одна из причин этого внимания заключалась в том, что в сравнении с соседними республиками и областями Кировская область была наиболее развитым в религиозной отношении регионом — располагала большим числом действующих церквей и штатных клириков, имела высокие показатели основной религиозной обрядности. В конечном итоге, повышенная требовательность Совета по делам Русской Православной Церкви к властям. Кировской области способствовала радикализации антицерковной кампании 1958;1964 гг. в этом регионе.

Вместе с тем, следует отметить, что на протяжении всего периода антирелигиозной кампании в Кировской области ее организаторы, и, в том числе, уполномоченные Кировского облисполкома, допускали факты неадекватного восприятия указаний вышестоящих органов (например, необоснованное закрытие церквей), на недопустимость которых им не раз указывал Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР.

В результате осуществления всеми участниками антирелигиозной кампании соответствующих административных и пропагандистских мероприятий в 1958;1964 гг. Кировской епархии Русской Православной Церкви был нанесен значительный ущерб.

Были лишены государственной регистрации и прекратили свою деятельность 41 из 80 православных общин Кировской епархии, в результате чего количество действующих церквей на территории области сократилось более, чем в 2 раза (на 51,25%). За этот же период число общин Русской Православной Церкви, зарегистрированных в СССР, сократилось с 13 414 до 7873, то есть на 41,3%}.

Число штатных клириков Кировской епархии сократилось с 118 до 46 человек, в том числе священников — с 97 до 35, диаконов — с 21 до 11. Предпринятая епископом Поликарпом попытка организовать подготовку священнослужителей при храмах епархии была решительно пресечена гражданскими властями. Случаи поступления в клир епархии священнослужителей из других регионов были единичными и, как правило, встречали противодействие уполномоченного Кировского облисполкома. Духовенство стало еще более замкнутой социальной группой, доступ в которую был значительно затруднен. В результате проведенной реформы церковного управления, оно было лишено влияния на хозяйственную жизнь прихода. Авторитет духовенства в глазах части жителей области был подорван антирелигиозными публикациями областных газет.

1 Государственно-церковные отношения в России: Опыт прошлого и современное состояние. -М., 1996.-С.242.

2 ГАКО.- Ф.Р.2169. Оп.45. Д. 118. Лл.10,35.

Были созданы действенные препятствия к участию граждан в посещении церквей епархии и исполнении ими религиозных обрядов, в результате чего показатели основной обрядности, в среднем, по епархии сократились (в процентах к числу зарегистрированных рождений и браков): крещений — в два раза, венчаний — в три раза. Процент отпеваний оставался по-прежнему высоким за счет большого числа заочных отпеваний. Соответственно, сократился и ежегодный доход всех православных общин епархии, составлявший в 1964 г. лишь 62,6% от уровня 1958 г. При этом сокращение числа крещений имело большое значение для дальнейших перспектив епархии, так как в церковных обрядах и таинствах могли принимать участие только крещеные люди.

В рассматриваемый период Кировская епархия была максимально стеснена в средствах и методах своей деятельности — ликвидированы массовые паломничества к святым местам, ограничено ночным временем совершение богослужений в период полевых работ, запрещено исполнение треб на квартирах верующих и в общественных местах, решительно пресекалась любая благотворительная деятельность. По сути, деятельность православных общин была ограничена лишь стенами храма и сведена к отправлению религиозных обрядов для той части населения, которая все еще находилась под влиянием «религиозных пережитков».

Крайне проблематичным стало управление приходами и епархией. Большинство членов исполнительных органов приходов — церковных советов и ревизионных комиссий — были пожилыми прихожанами, не имеющие необходимых для этого специальных знаний. В ряде случаев попытки местных властей ввести свои кандидатуры в состав церковных советов и ревизионных комиссий приходов еще более усугубили существующие в них противоречия, в результате чего эти приходы были еще более ослаблены. Правящий епископ был еще более ограничен в передвижении по области, возросла его зависимость от гражданских властей. Поддержка, оказанная епископом Иоанном некоторым антирелигиозным инициативам гражданских властей Кировской области, способствовала падению его авторитета у части духовенства и прихожан епархии и, отчасти, послужила причиной роста диссидентских настроений в среде верующих.

Сравнение основных показателей этого ущерба (прежде всего, чйсла закрытых церквей) с данными по другим республикам и областям СССР позволяет отнести Кировскую область к числу тех регионов, где антицерковная кампания 1958;1964 гг. протекала наиболее остро и интенсивно и оказала значительное влияние на местное сообщество. Весьма показательным в этом отношении является инициированный властями Кировской области запрет на проведение дневных богослужений в период полевых работ, оказавший значительное влияние на процесс закрытия «малодоходных» церквей. Тот факт, что известные нам исторические исследования умалчивают о широком распространении этой практики в других регионах страны, дополнительно характеризует усердие властей Кировской области в антирелигиозной работе.

Вместе с тем, принципиально важно подчеркнуть, что, хотя в ходе антицерковной кампании 1958;1964 гг. Кировской епархии и был нанесен значительный ущерб, но все же она не перестала существовать, не утратила своего доминирующего значения среди других религиозных организаций области и на протяжении всего последующего периода продолжала оказывать значительное влияние на процесс развития государственно-церковных отношений в Кировской области. Прежде всего, это было достигнуто благодаря тому, что на протяжении всего периода кампании правящий епископ, духовенство и прихожане епархии оказывали сопротивление антицерковным инициативам властей Кировской области. Примерами этого сопротивления могут служить деятельность нелегальных пастырских курсов при Котельничской церкви, относительная пассивность епископа Поликарпа и духовенства епархии в деле ликвидации Великорецкого паломничества, верность священников своему сану, не позволяющая им «порвать с религией», глубокая вера прихожан, побуждающая их посещать ночные богослужения и участвовать в церковной жизни, несмотря на возможные преследования со стороны гражданских властей.

Принимая во внимание системный характер общественной жизни, следует заметить, что антирелигиозная кампания 1958;1964 гг. имела значение не только для сферы государственно-церковных отношений, но также и для других сфер общественной жизни, так или иначе с ней связанных. В частности, ослабление православных начал не могло не способствовать развитию противоположных им начал — языческих и сектантских. Справедливость этого предположения отчасти подтверждается всплеском сектантского движения в начале 1990;х гг., в том числе на Вятской земле. Аналогично этому, можно предположить, что ослабление православных начал способствовало: в сфере общественного сознания — развитию космополитизма, в сфере культурыдальнейшей ее вестернизации по западному образцу, в сфере образованияросту роли рационального знания, в сфере социальной психологии — еще большей автономизации личности.

Это предположение представляется особенно важным в свете высказанной О. Л. Лейбовичем мысли о том, что в 1950;1960;е гг. в российском обществе происходил очень серьезный и имеющий далекие последствия «модернизационный сдвиг» — культура старого, традиционного общества, основанного на силе общинности, обычая и традиции, постепенно уступала место новой культуре индустриального общества со своей новой системой ценностей, основанной на началах рационального мышления и личной инициативы.1 Приведенные в настоящем исследовании факты позволяют предположить, что одним из проявлений этого «модернизационного сдвига» стала антирелигиозная кампания 1958;1964 гг., в свою очередь оказавшая большое влияние, как на развитие государственно-церковных отношений, так и на другие сферы жизни советского общества.

1 Лейбович О. Л. Цит.соч. — С.23−25.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Статистический сборник. / Гл. ред. В. А. Зырин. — Киров, 1996. — 448 С. Блокнот агитатора. 1958. № 1. ВЯТСКИЙ ЕПАРХИАЛЬНЫЙ АРХИВ (ВЕА).
  2. Канцелярия епархиального управления. Ф.1.- Оп.1.- Дц.5, 10, 11, 12, 13, 15,19,20,24,25,27,28,29, 38,123, 303.
  3. Вятский край на рубеже тысячелетий: История и современность. Историко-статистический сборник. — Киров, Кировский обл. комитет госстатистики, «Триада-С». 2002. — 680 С.
  4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ГАРФ). Совет по делам религий при Совете Министров СССР. — Ф.6991. — Оп.1. — Дц. 1643, 1644, 1645, 1561, 1863, 1963- Оп.2. Дц. 236, 253, 306, 307, 321, 337, 452, 486.
  5. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ГАСПИ КО).
  6. Кировский областной комитет КПСС. Ф.1290. — Оп.1.- Д. 18- Оп.5.- Д.д. 88, 102- Оп.31. — Дц.1, 39, 59, 68, 69- Оп.34.- Д.д. 1, 20, 42, 51, 65, 75- Оп.35.-Д.д. 6, 10,26, 61- Оп.41.- Д.д.ЗЗ, 34, 107,108- Оп.43.- Д.д.1, 22, 23, 86.
  7. Кировский городской комитет КПСС. Ф.1293.- Оп.5.- Д.д.72, 88, 102, 124, 127.
  8. Кировский областной комитет ВЛКСМ. Ф.1682.- Оп.7.- Д. 195.
  9. Кировский областной промышленный комитет ВЛКСМ. Ф.6331.- Оп.1.1. Д. 22.
  10. Кировское областное отделение общества по распространению политических и научных знаний. Ф.6725.- Оп.2.- Д.5- Оп.З.- Д.Д.2, 8.
  11. Кировский областной сельский комитет КПСС. Ф.6281.- Оп.1.- Д.д. 24, 27, 53,104, 149.
  12. Кировский областной промышленный комитет КПСС. Ф.6282.- Оп.1.-Д.д. 48, 71, 79,102,104,108, 150.
  13. Государственно-церковные отношения в России: Опыт прошлого и современное состояние. — М., РАГС, 1996. — 264 С.
  14. Кировская правда.- 1957. июль- 1959. июнь- 1960. январь- 1961. февраль -март, декабрь- 1962. январь март, октябрь- 1963. январь, апрель — октябрь-1964. январь, март, июнь- 1965. ноябрь.
  15. Комсомольское племя.- 1957. февраль — март, июнь- 1960. январь, март, июль, октябрь, декабрь- 1961. май, ноябрь- 1962. июль — август- 1963. январь-1965. август.
  16. Они были первыми. Председатели, ответственные секретари Вятского губкома РКСМ-РЛКСМ-ВЛКСМ, первые секретари Кировского крайкома-обкома ВЛКСМ. Киров. — Издательско-полиграфическое предприятие «Информационный центр», 1998. — 80 С.
  17. Русская Православная Церковь в советское время (1917−1991): Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью. / Сост. Г. Штриккер. М.: Пропилеи, 1995. — Кн.2. — 462 С.
  18. С почтением и благодарностью: Главы городского управления. Почетные граждане. Киров, Триада-С, — 1999.- 67 С.
  19. В.А. Иллюзии и догмы: Взаимоотношения советского государства и религии. М.: Политиздат, 1991. — 398 С.
  20. Архипастырь земли Вятской. Киров: Вятское кн. изд-во, 2003.-208 С.
  21. В.А. Крестьянская цивилизация в России. М.: «Аграф», 2001.-432 С.
  22. Власть и общество: История и современность. Материалы научно-практической конференции./ Сост. А. А. Фоминых. Киров: Кировская обл. типография, 1998. — 312 С.
  23. Гавриил, епископ Вологодский и Череповецкий. Вениамин, архиепископ Кировский и Слободской: Некролог // Журнал Московской Патриархии. 1957.- № 5.- С.17−18.
  24. Европейский Север в культурно-историческом процессе (к 625-летию г. Кирова), Материалы Международной конференции. / Отв. ред. В. В. Низов. -Киров: КОГУП Кировская обл. типография, 1990. — 464 С.
  25. История и культура Волго-Вятского края (к 90-летию Вятской ученой архивной комиссии). Тезисы докладов и сообщений к межрегиональной научной конференции. Киров: Волго-Вятское кн. изд-во, Кировское отд., 1994. — 576 С.
  26. Г. Л. Проблема свободы совести в общественной жизни Кубани. 1965−1990 гг.: Автореф. дис. канд. ист. наук. — Майкоп, 2001. — 22 С.
  27. Гомаюнов Сергий, священник, Маркелов Артемий. Живые иконы: Святые и праведники Вятской земли. ООО «Триада-С», 1999. — 160 С.
  28. Гонения на верующих: Крестный ход на реку Великую // Вестник русского христианского движения. 1981. — № 135. — С.250.
  29. Гордун Сергий, священник. Русская Православная Церковь в период с 1943 по 1970 год. //Журнал Московской Патриархии. 1993. — № 1. — С.39−49- № 2.-С. 11−24.
  30. Дамаскин, игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Книга 4. Тверь, ООО «Издательский дом «Булат», 2000. -480 С. 13.
  31. А. Русская Православная Церковь и российское государство // Посев. -2002. № 2. — С.40−43.
  32. И.А. Путь к очевидности: Сочинения. — М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998. 912 С.
  33. История Русской Православной Церкви: От восстановления патриаршества до наших дней / Общ.ред. М. Б. Данилушкина. — СПб: Воскресение, 1997.-ТЛ.- 1020 С.
  34. А.Н. Церковь и власть: Русская Православная Церковь в первые годы Советской власти. — СПб., Изд-во СПБГТУ, 1999. 328 С.
  35. Кривошеин Василий, архиепископ. Две встречи: Митрополит Николай (Ярушевич). Митрополит Никодим (Ротов). СпБ.: Сатисъ, 2003. — 224 С.
  36. В.А. Религия и церковь в советском обществе. — 2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1984. — 256 С.
  37. В.А. Советское государство и церковь. — М.: Знание, 1976.79 С.
  38. О.Л. Модернизация в России: К методологии изучения современной отечественной истории. Пермь, ЗУУНЦ, 1996. — 157 С.
  39. Ленин В.И., 06 атеизме, религии и церкви: Сборник статей, писем и других материалов. М.: Мысль, 1969. -317 С.
  40. Маркс Карл, Энгельс Фридрих, Ленин Владимир Ильич. О религии. -2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1983. — 368 С.
  41. Мейендорф Иоанн, протоиерей. Православие в современном мире. -Клин, Фонд «Христианская жизнь», 2002. 318 С.
  42. H., Тимофеева С. Епископы и епархии Русской Православной Церкви. М.: ООО «Панорама», 1997. — 456 С.
  43. JI. Государство и церковь: Особенности взаимоотношений // Государство и право. 1995. — № 3. — С.86−95.
  44. Мудьюгин Михаил, архиепископ. Русская православная церковность: Вторая половина XX века. — М.: Библейско-Богословский институт, 1995.—124С.
  45. Николин Алексей, священник. Церковь и государство: История правовых отношений. М.: Издание Сретенского монастыря, 1997. — 430 С.
  46. М.И. Государство и церковь: История взаимоотношений. 1917−1938 гг. М.: Знание, 1991. — 63 С.
  47. М.И. Русские патриархи XX века: Судьбы Отечества и церкви на страницах архивных документов. М.: РАГС, 1999. — 334 С.
  48. М.И. Хождение по мукам. 1954−1960 годы \ Наука и религия. 1991. № 7. — С.2−3.
  49. A.C. Искушение глобализмом. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 416 С.
  50. A.C. Православная цивилизация в глобальном мире // Москва. 2001. — № 3. — С. 145−165- № 5. — С. 161−184.
  51. К.А. Исторический обзор налогообложения церковных имуществ в истории России // Церковь и время. — 2003. — №.2.- С.90−103.
  52. Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке. М.: Республика, 1995. — 511 С.
  53. Православный церковный календарь. М: Издательский совет Русской Православной Церкви, — 2003. — 176 С.
  54. Религия- и церковь в культурно-историческом развитии Русского Севера (к 450-летию преподобного Трифона Вятского чудотворца). Материалы Международной научной конференции. — Киров.- Т.1. 1996. — 512 С.
  55. Русская Православная Церковь. 988 1988: В 2 вып. — М., Изд. Моск. Патриархии, 1988. — Вып.1: Очерки истории 1−19 вв. — 112 С. Вып.2: Очерки истории 1917−1988 гг. — 111 С.
  56. Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война: Сборник церк. документов. — Московская Патриархия, 1943. — 100 С.
  57. Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917−1941: Документы и фотоматериалы. М.: Библейско-Богословский институт св. Апостола Андрея. — 1996. — 328 С.
  58. Русское Православие: Вехи истории Науч. ред. А. И. Клибанов, М.: Политиздат, 1989. — 719 С.
  59. Снычев Иоанн, митрополит. Самодержавие духа: Очерки русского самосознания. СПб: Изд-во Л. СЛковлевой, 1994. — 352 С.
  60. H.A. Православие и культура / 2 изд., испр. И доп. — М.: Русский путь, 2000. -632 С.
  61. А.Дж. Постижение истории: Пер. с англ. А Сост. Огурцов А.П.- Вступ. ст. Уколовой В.И.- Закл. ст. Рашковского Е. Б. М.: Прогресс, 1991.-736 С.
  62. A.A. Русская Православная Церковь в 1960—1990 гг.: Внутрицерковная жизнь и взаимоотношения с государством: На материалах Владимирской, Ивановской и Костромской областей: Дис.канд.ист.наук. -Иваново, Ивановский гос. университет, 2000. 183 С.
  63. Филадельф, иеромонах. Заступница Усердная: Слово о деяниях Пресвятой Богородицы. М.: Русский Духовный Центр, 1992. — 208 С.
  64. Ф. Конец истории и последний человек / Ф. Фукуяма- Пер. с англ. М. Б. Левина. М.: ООО «Издательство ACT: ЗАО Hi III «Ермак», 2004. -588 С.
  65. Холмс Лэрри Е. Россия: Странная земля и ее загадочные люди. -Киров, 2003.- 128 С.
  66. Цыпин Владислав, протоиерей. История Русской Церкви. Книга девятая. История Русской Церкви. 1917−1997. М., Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. — 831 С.
  67. Цыпин Владислав, протоиерей. История Русской Православной Церкви. 1917−1990. Учебник для православных духовных семинарий. М., Издательский дом «Хроника», 1994.-250 С.
  68. Т.А. Государство, православная церковь, верующие. 19 411 961 гг. Серия «Первая монография». М.: «АИРО-ХХ», 1999. — 248 С.
  69. Н.В. Русская Православная Церковь в Кировской области в 1958—1964 гг.. // Европейский Север в культурно-историческом процессе: К 625-летию города Кирова / Мат. межд. конф. Киров, 1999. — С.277−286.
  70. И.Р. Есть ли у России будущее?: Публицистика. М.: Советский писатель, 1991. — 560 С.
  71. Шведы и Русский Север: историко-культурные связи (к 210-летию А.Л.Витберга). Материалы международного научного симпозиума / Отв. ред. В .В.Низов. Киров, 1997. — 384 С.
  72. Шин Донг Хек. Деятельность Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР в первое десятилетие его существования. 1943−1953 гг.: Автореф. дис. канд. ист. наук. М., 2002. — 33 С.
  73. М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве: Государственно-церковные отношения в СССР в 1939—1964 гг. Москва, Крутицкое Патриаршее Подворье, Общество любителей церковной истории, 1995.-399 С.
  74. М.В. Русская Православная Церковь в 1943—1957 гг.. // Вопросы истории. 1995. — № 8. — С.36−56.
  75. Шмеман Александр, протопресвитер. Святая святым. К., Храм прп. Агапита Печерского, 2002. — 56 С.
  76. В.Ф. Православная Удмуртия. История Ижевской и Удмуртской епархии. XX век. Ижевск: Изд-во Удм. Ун-та, 1996. — 264 С.
  77. Ш. Революция и преобразование обществ: Сравнительное изучение цивилизаций. Пер. с англ. А. В. Гордона под ред. Б. С. Ерасова. М.: Аспект Пресс, 1999. — 416 С.
Заполнить форму текущей работой