Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социокультурный статус экономического и юридического образования в модернизирующемся российском обществе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Социокультурные изменения в высшем экономическом и юридическом образовании обусловлены институциональным закреплением границ дифференциации и диверсификации профессионального обучения в системе государственных и частных вузов. Основным требованием профессиональной подготовки специалистов сегодня становится углубление профессиональной специализации с одновременным повышением качества профильного… Читать ещё >

Содержание

  • Y ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. ПРЕОДОЛЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ДЕФИЦИТОВ В ПРОЦЕССЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
    • 1. 1. Системный характер общественных преобразований, его социокультурные аспекты
    • 1. 2. Проблема преодоления дефицита правовой и рыночной экономической культуры
  • ГЛАВА II. ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЮРИДИЧЕСКОГО И
  • ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ХОДЕ СОЦИАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
    • 2. 1. Изменение социальных потребностей и нормативных требований к подготовке специалистов в сфере права и экономики
    • 2. 2. Институциональные проблемы обеспечения подготовки специалистов права и экономики. w
  • ГЛАВА III. КАЧЕСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО И
  • ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРИОД МОДЕРНИЗАЦИИ
    • 3. 1. Специфика социальной мотивации и поведения студентов при получении экономического и юридического образования
    • 3. 2. Оценка профессионального уровня специалистов и его влияния на повышение правовой и экономической культуры в современном российском обществе

Социокультурный статус экономического и юридического образования в модернизирующемся российском обществе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социально-экономические реформы российского общества 90-х годов вызвали бурное развитие экономического и юридического образования. Приватизация, либерализация экономики, финансовая стабилизация, формирование несущих институциональных столпов рыночной экономики — налоговой и банковской систем, развитие арбитражного судопроизводства требовали профессиональных кадров, способных осуществлять экономическую деятельность в новых условиях и обеспечивать ее нормативно-правовую регуляцию. Можно сказать, что отечественная система образо-ф. вания в определенной степени справилась с поставленной задачей ликвидации кадрового дефицита специалистов с новой профессиональной культурой, которые в своей практической деятельности должны транслировать ценности и модели поведения, заложенные реформами.

Новый этап системных трансформаций российского общества ставит на повестку дня вопрос о преодолении существенного технологического и экономического отставания России от наиболее развитых стран, т. е. модернизация экономики. В «Основных направлениях социально-I* экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу» задача модернизации экономики обозначена как цель и перспектива дальнейших социально-экономических реформ. В качестве ориентиров при этом указываются необходимость включения в мировые инновационные процессы и задачи интеграции в мировую экономику, что достижимо только при условии существенного изменения характера профессиональной подготовки и уровня квалификации специалистов, работающих в экономической и правовой сфере, если реализовывать эту стратегию в # опоре на собственные кадры.

Несмотря на значительное увеличение их выпуска действующими вузами, экономика по-прежнему нуждается в квалифицированных кадрах, способных обеспечить ее эффективное функционирование. Очевидно, вопрос заключается не столько в нехватке специалистов, сколько в их профессионализме. Поэтому мы считаем необходимым поставить вопрос об изменении требований к подготовке специалистов в сфере права и экономики. Более широкая его постановка — о качестве экономического и юридического образования в стране — связана с представлениями о модернизации российского общества как процессе социокультурной трансформации.

Такая постановка вопроса неизбежно должна отразиться на подходах к реформированию системы высшего юридического и экономического образования, обусловив необходимость его функционирования как единого полифункционального комплекса, непосредственно выступающего фактором социально-экономического развития, обеспечивающего потребности общества в знаниях как современном информационно-технологическом ресурсе и способного обеспечить кадровый потенциал стратегии прорыва российского общества к конкурентоспособным позициям, в том числе через воздействие на его социокультурные параметры.

Степень разработанности проблемы. Социальные проблемы образования, вопросы его реформирования в ходе социально-экономических преобразований российского общества рассматривались многими исследователями. Весомым вкладом явились исследования Ю. Н Афанасьева, И. Бестужева-Лады, В. Боровика, С. Быковой, В. Васильева, Б.С. Гершунско-го, С. Григорьева, А. Н. Джуринского, Г. Журавлева, С. Иконниковой, А. Капто, Е. Катульского, А. Кулагина, JT. Когана, А. Колесникова, Ю. Колесникова, И. Кона, Е. Леванова, В. Лисовского, В. Мансурова, М. Маршака, Ф. Т. Михайлова, В. Мордковича, Б. Павлова, В. В. Попкова, Л. Рубиной, М. Руткевича, Н. Слепцова, В. Староверова, И. Слепенкова, М. Титма, Ф. Филиппова, С. Фролова, В. Шубкина и других. Кроме специфических проблем образования исследования этих авторов были тесно связаны с предметным полем смежных областей знания — социологией культуры, молодежи, семьи, социальной педагогикой.

Социальные реформы 90-х годов привели к появлению новых проблем института образования и вызвали к жизни соответствующие исследования: рассмотрение проблем образования в России в контексте задач социальной политики (Ю. Забродин), проблемы российского образования и изменение качественного потенциала населения России (Н.М. Римашев-ская, JL Гребнев), инновационный потенциал образования (Г.И. Герасимов, JI.B. Илюхина), проблемы сохранения интеллектуального потенциала России через реформирование высшей школы (Г. Ф. Красноженова). Формируется новая методология социальных исследований образования в России (Л.И. Бойко, Г. А. Чередниченко).

Новые социальные условия привели к необходимости трансформации всей системы образования, но наиболее существенной трансформации в связи с изменениями социально-экономических и правовых параметров функционирования народного хозяйства подверглась система юридического и экономического образования.

Проблемы реформирования высшего юридического образования в России рассматривали Е. А. Суханов, И. Л. Петрухин, J1.A. Воскобитова, Н. И. Дорохов и др. Ю. К. Цареградская рассмотрела изменения в системе юридического образования как важнейшее условие формирования гражданского общества и правового государства. Институциональные изменения и реформирование учебных программ экономических специальностей, изменение методики и практика подготовки финансистов, формирование новой модели обучения экономистов осветили в своих работах А. Витц-тум, А. Гаджиев, JI. Полищук, В. И. Видяпин, Т. П. Данько, В. П. Серегин и др.

Вопросы индивидуальной мотивации получения юридического и экономического образования в научной литературе освещены слабо. В основном приходится иметь дело с мотивационными исследованиями общего характера. Г. Зборовский, Е. Шуклина, Н. Тейтельман, O.K. Самарцева изучали образовательные потребности студентов, мотивацию получения высшего образования. Мотивы профессионального выбора и профессио-h нальная направленность студентов вузов представлены в исследованиях.

A.В. Коржуева, В. А. Попкова, А. И. Зеличенко, А. Г. Шмелева, Г. А. Журавлевой И.Е. Столяровой и др. Опираясь на эти и некоторые другие исследования, следует по возможности восполнить недостаток эмпирического материала, тем более, что из международного опыта известно, что конечный платежеспособный спрос на юридическое и бизнес-образование предъявляют именно индивиды, а не организации.

Оценивая степень разработанности исследуемой проблемы, следует fc признать, что существует значительный теоретический фундамент изучения проблем профессионального образования, однако эти исследования носят, как правило, частный характер, освещая специфические вопросы. В то же время вопросы, связанные с изменениями профессионального юридического и экономического образования в контексте происходящих в российском обществе системных трансформаций рассмотрены недостаточно. А постановка проблемы профессионального юридического и экономического образования в связи с модернизационными процессами тре-* бует проведения самостоятельного исследования.

В связи с уточнением ракурса исследования и постановкой проблемы в контексте социокультурной модернизации следует отметить наличие широкомасштабных и весьма репрезентативных социологических исследований системной трансформации российского общества, осуществленных под углом зрения разных научных школ и теоретико-методологических подходов. Достаточно назвать исследования таких авторов как Беляева JI.A., Горшков М. К. Заславская Т.Н., Здравомыслов А. Г. Лапин Н.И., Левашов В. К., Дробижева Л. М. М., Римашевская Н. М., Ядов.

B.А., Малева Т., Тихонова Н. Е., Шерега Ф. Э. и др. Результаты, полученные этими исследователями, не только описывают итоги трансформационного процесса, состояние экономической и правовой культуры российского общества, но и способны прояснить глубинные основы социокультурной трансформации.

В связи с определением необходимости исследования юридического и экономического образования в контексте модернизационных процессов конкретизируем цель и задачи нашего исследования.

Цель диссертационного исследования — проанализировать социокультурные изменения в системе высшего профессионального юридического и экономического образования в период модернизации российского общества.

Для реализации заявленной цели, как нам представляется, необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть социокультурные аспекты системных общественных трансформаций и обосновать решение проблемы преодоления социокультурных дефицитов в ходе модернизации общества.

2. Проанализировать социальные ресурсы производства и трансляции новой правовой и экономической культуры как одной из важнейших составляющих трансформации российского общества.

3. Охарактеризовать модернизацию высшего профессионального образования, выявить изменение общественных потребностей и нормативных требований к подготовке специалистов в сфере права и экономики.

4. Проанализировать проблемы институционального обеспечения системы подготовки специалистов в области права и экономики.

5. На широком эмпирическом материале рассмотреть изменения социальной и профессиональной мотивации студентов юридических и экономических специальностей в связи с вопросами повышения качества экономического и юридического образования.

6. Выявить связь между профессиональной подготовкой специалистов в области права и экономики и повышением правовой и экономической культуры в современном российском обществе.

Объектом исследования выступает процесс динамики высшего профессионального юридического и экономического образования, состояние включенных в него субъектов социокультурной трансляции и реципиентов — студентов соответствующих факультетов и специальностей.

Предметом исследования являются социокультурные аспекты институциональных изменений в подсистеме высшего юридического и экономического образования, влияние качества производства этих специалистов на уровень правовой и экономической культуры современного российского общества.

Теоретико-методологической основой диссертации стали подтвердившие свою эффективность подходы и принципы исследования отечественных и зарубежных ученых: социологов, философов, культурологов, педегогов, изучавших процессы социокультурных изменений. Понятийно-концептуальную основу исследования составили основные положения теорий социальной модернизации, общества «незавершенной модернизации», социокультурных изменений, институциональной трансформации, социологии образования. В частности, использован социокультурный подход к анализу социальных изменений, разработываемый в трудах Н. И. Лапина и А. С. Ахиезера. Методологической основой рассмотрения институциональных аспектов трансформации системы образования стали работы Д. Норта, С. Кирдиной, А. Н. Олейника и др. Концептуализация понятия социокультурного дефицита осуществлена на основе теоретических разработок Н. И. Лапина, Р. В. Рыбкиной, Т. Н. Заславской. Особое значение для формирования авторской концепции исследования имело выполненное Б. Гершунским обоснование культурооб-разующей и менталеобразующей функций образования.

Эмпирической основой авторских оценок и обобщений выступают результаты прикладных социологических исследований, проведенных российскими социологами — Институтом социологии РАН, Институтом экономики РАН, ВЦИОМ, фондом «Общественное мнение», ИКСИ РАН и др. Особое место в исследовании занимает анализ результатов авторских прикладных исследований, проведенных в сентябре-октябре 2005 г. в г. Ростове-на-Дону среди студентов юридических и экономических специальностей Ростовской государственной экономической академии (РИНХ).

Новизна предлагаемого исследования заключается в следующем:

— посредством анализа социокультурных аспектов системных общественных трансформаций обоснована необходимость институционального производства субъектов, транслирующих в профессиональной деятельности новую экономическую и правовую культуру;

— на основе методологии социокультурного подхода к анализу процессов социальных изменений сформулировано понятие «социокультурного дефицита», раскрыто его содержание и выявлены способы преодоления, связанные с функционированием института высшего профессионального образования;

— выявлена социальная потребность в формировании личности будущего специалиста как носителя новых ценностно-нормативных представлений, способного в ходе повседневного делового взаимодействия преобразовывать теоретические компоненты своей профессиональной культуры в нормативную форму социальных практик;

— выявлены проблемы и противоречия институционального обеспечения подготовки специалистов в области права и экономики, связанные с ограниченностью всех видов институциональных ресурсов, в первую очередь кадровых и программных, в условиях повышения требований к качеству и дифференцированной подготовке специалистов, а также диверсификации профессионального обучения;

— на основе анализа и обобщения результатов собственного эмпирического исследования рассмотрено формирование новых ценностнонормативных моделей профессиональной мотивации у студентов — будущих специалистов в области права и экономики, выявлены признаки модернизации профессионального мотивационного комплексадоказано, что профессиональная социализация юристов и экономистов в вузе, несмотря на ее институциональные противоречия, в целом характеризуется модернизацией социокультурного образца и его идентификацией с моделью социального успеха, что способствует распространению элементов новой правовой и рыночной культуры в обществе.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Методология социокультурного подхода позволяет представить модернизацию общества как процесс преодоления социокультурных дефицитов, возникающих в ходе общественной трансформации. Социокультурный дефицит выступает следствием недостаточной развитости или отсутствия в обществе ценностных и нормативных компонентов, адекватных актуальным изменениям общества, и отягощается неразвитостью социальных субъектов — носителей этих ценностей и норм, привычно реализующих новую нормативность в привычных практиках деловых и обыденных взаимодействий.

2. Одним из важнейших социокультурных дефицитов, возникших в ходе трансформации российского общества, является недостаток рыночной экономической и правовой культуры, проявившийся в отсутствии необходимых знаний о конкретике функционирования рыночной экономики и особенностях правового регулирования, в противоречиях общественной легитимации соответствующих норм поведения, в рецидивирующем воздействии сложившихся ранее ментальных и поведенческих комплексов. Социокультурный дефицит порождает явления маргинальное&tradeи ценностной амбивалентности массового сознания, преодолеть которые можно, только ориентируясь на успешно реализуемые в социальной деятельности новые культурные образцы.

3. Высшее профессиональное экономическое и юридическое образование выступает важнейшим системным фактором развития общества по пути модернизации социально-экономических отношений. Адаптация институтов образования к новым общественным потребностям и нормативным требованиям позволяет готовить квалифицированные кадры специалистов, способных, реализуясь в профессии, эффективно осуществлять социальные функции культурных агентов — носителей новых, соответствующих современному рыночному обществу ценностей и норм поведения, деятельно утверждающих и транслирующих их в ходе профессиональных и повседневных взаимодействий.

4. Социокультурные изменения в высшем экономическом и юридическом образовании обусловлены институциональным закреплением границ дифференциации и диверсификации профессионального обучения в системе государственных и частных вузов. Основным требованием профессиональной подготовки специалистов сегодня становится углубление профессиональной специализации с одновременным повышением качества профильного образования, что диктуется рыночной спецификой занятости. Нормативизация института высшего образования и стандартизация программ подготовки специалистов для все усложняющихся сфер экономики и права в ряде случаев препятствует глубокому профессиональному профилированию. С другой стороны, растущая необходимость расширения профессиональной компетенции специалистов в конкретно-отраслевых и смежных областях требует диверсификации номенклатуры специальностей, чему препятствуют институциональные нормы, и практические решения этой проблемы осуществляются индивидуальным путем усложненного комбинирования очной и заочной форм обучения, основного и дополнительного, вузовского и послевузовского образования по разным специальностям.

5. Зависимость качества подготовки специалистов от содержания учебных программ, педагогических технологий и других институциональных условий не абсолютна, будучи в существенной степени обусловлена ъ развитостью мотивационного комплекса личности студента. Индивидуальная мотивация современных студентов при получении высшего профессионального экономического и юридического образования подчинена в первую очередь мотивам планирования профессиональной карьеры и конструирования основанных на этом социальных стратегий. Содержательный анализ студенческой мотивации позволяет установить актуализацию рациональных рыночных мотивов (профессионализм, развитие специальных способностей, представления о зависимости материального благополучия Ц" от степени развитости профессиональных качеств), моделирующих поведение, ориентированное на новый социокультурный образец специалиста в области экономики и права. Это свидетельствует об адекватности и эффективности социокультурных компонентов профессиональной социализаци-ии в вузе. Выявленный эмпирически пробел этического элемента профессионального комплекса необходимо системно восполнять в учебном и вне-учебном процессе, в частности, путем расширения блока гуманитарной и общекультурной подготовки, реставрации воспитательных программ. v 6. Воздействие профессионального экономического и юридического образования на российскую социокультурную ситуацию осуществляется посредством модернизации производства и трансляции нового социокультурного образца, воплощенного как в отдельных специалистах — выпускниках вузов, так и в субкультуре целой профессиональной генерации. Распространению стандартов новой правовой и экономической культуры в современном российском обществе способствует не только трудовая деятельность недавних выпускников вузов, но и их относительно высокая адаптивность, закрепляющая за соответствующей культурной моделью определение «социально успешной». Актуализация ценностей правовой и экономической компетенции, как и в целом когнитивных, рациональных мотивов социокультурной адаптации россиян также являются следствием этой зависимости.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Результаты исследования важны для понимания сущности проводимых в настоящее время реформ и могут быть использованы для решения теоретических и практических проблем социально-экономического развития российского общества. Полученные результаты характеризуют основные аспекты модернизации системы высшего профессионального образования на примере двух наиболее популярных специальностей. В работе аргументирована необходимость внесения определенных изменений в учебные программы и планы обучения студентов юридических и экономических специальностей. Основные положения исследования можно использовать для чтения лекций по курсу «Социология», «Социология культуры», «Социология образования», «Экономическая социология», «Социология молодежи» и др.

Структура исследования подчинена целям и задачам исследования и включает три главы, шесть параграфов, введение, заключение и список литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Реформа профессионального юридического и экономического образования является насущной необходимостью в свете происходящих в настоящее время изменений в экономическом фундаменте общества, трансформации системы функционирования народного хозяйства на принципах рыночной экономики, реформы государственного управления и постиндустриальных вызовах российскому обществу. При ближайшем рассмотрении стало ясно, что система высшего профессионального юридического и экономического образования — чрезвычайно сложный объект реформирования в силу обширных связей системного характера. Поэтому, обозначив социокультурный пласт общественной трансформации и приняв методологию социокультурного подхода, автор сосредоточил внимание на рассмотрении изменений в системе профессионального юридического и экономического образования как следствии и факторе социокультурной трансформации в процессах модернизации российского общества.

В работе было установлена способность высшего профессионального экономического и юридического образования выступить важнейшим системным фактором развития общества по пути модернизации социально-экономических отношений. Понимая модернизацию как структурную трансформацию народно-хозяйственного комплекса, как формирование современных социально-правовых отношений, и как реформирование моделей социальной культуры, автор доказывает, что система образования не только удовлетворяет потребность общества в квалифицированных кадрах, способных обеспечить эффективное функционирование российской экономики, обеспечить, говоря словами В. May, стратегию экономико-социального прорыва, но и воздействовать на социокультурный механизм системной трансформации общества через развитие профессиональных качеств человека. Для модернизированного общества этими качествами являются свойства, формируемые профессиональным комплексом — высокая степень профессиональной компетенции, целерациональное отношение к профессиональной деятельности.

Изменение социальных потребностей потребовало институциональных изменений и трансформации программ подготовки специалистов. Произошло увеличение прагматической компоненты за счет уменьшения доли фундаментальной и академической составляющей учебных программ. Произошло институциональное закрепление дифференциации и диверсификации профессионального обучения в системе государственных и частных вузов, появление коммерческого и бюджетного образования, систем дневного, заочного и дистанционного обучения, первого и второго высших образований, что не могло не привести к противоречивости и рассогласованности программ подготовки, систем требований на региональном уровне.

Проблема совершенствования качества подготовки специалистов видится нам в двух плоскостях: прежде всего, это совершенствование образовательных стандартов, организационно-финансовой базы профессионального образования, обеспеченность квалифицированными преподавательскими кадрами на высоком профессиональном уровне. На уровне субъектной системы требуется формирование мотивационного комплекса, воздействия на индивидуальную мотивацию студентов. Авторские эмпирические исследования показали, что при получении высшего профессионального экономического и юридического образования личность ставит перед собой задачу получения образования, которое составит первоначальную ступень его профессиональной карьеры, материальной обеспеченности в будущем. Совершенно четко зафиксирована тенденция к осознанию связи высокого уровня развития профессиональных знаний и успешной профессиональной карьеры. Таким образом, студенты экономических и юридических специальностей демонстрируют возрастающую роль модернизированных связей и отношений, что позволяет трактовать результаты исследования как доказательство способности профессионализма выступить компенсирующим фактором трансформации социальной культуры российского общества, способным изменить доминирование близких социальных связей клиентелы или реципрокных обменов.

Сфера социокультурного воздействия профессионалов юристов и экономистов — рыночная экономическая и правовая культура, дефицит которой установлен многими социальными исследованиями. В любом культурном комплексе можно выделить ценностную, нормативно-поведенческую и когнитивную компоненты. Система высшего профессионального юридического и экономического образования функционально призвана воздействовать на знания как рациональную компоненту культуры. Но развитие социокультурного комплекса российского общества как системной целостности требует более широкого контекста воздействия. Автор полагает, что такое воздействие способно обеспечить формирование в качестве модернизированного образца культуры (субкультуры) молодых профессионалов, среди которых значительное место занимают молодые специалисты экономисты и юристы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Н. Профессиональный комплекс в социальной структуре общества (по Парсонсу) // Социологические исследования. 2005. № 1.
  2. B.C. «Рыночное поведение»: рациональный и этический аспекты // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 12.
  3. Ю.А. Социальный порядок в России (Инстшуциональный и нормативно-правовой аспекты). Ростов-на-Дону: изд-во СКНЦ, 2000.
  4. Аношкина B. J1., Резванов С. В. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы). Ростов-на-Дону. 2001.
  5. А. С. Философские основы социокультурной теории и методологии // Вопросы философии. 2000. № 9.
  6. С.Ю. Реципрокные взаимодействия. Сущность, функции, специфика // Социологические исследования. 2004. № 9.
  7. С.Ю. Солидарность участников неформальной экономики. Па примере стратегий мигрантов и предпринимателей // Социологические исследования. 2002. № 4.
  8. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 1999.
  9. Л.А. Социальная трансформация и средний класс России. М., 2001.
  10. С. А. Лекции по экономике образования Текст. / С. А. Беляков. М.: ГУ-ВШЭ, 2002.
  11. И.В. Локальная образовательная система: опыт проектирования, становления и развития. Тольятти, 1996.
  12. Л.И. Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества// Социологические исследования. 2002. № 3.
  13. О.Н., Нечаева Н. А. Социокультурные аспекты адаптации населения к рыночной экономике // РЖ. Социология 2000.34.
  14. М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.
  15. В.И., Логинов С. Б. Феномен предпринимательского поведения // Социологические исследования. 1995. № 8.
  16. В.И., Данько Т. П., Серегин В. П. Формирование новой модели правового обучения экономистов // Законодательство и экономика. 2004. № 6.
  17. А. Экономическое образование в России: институциональные изменения и реформирование учебных программ // Законодательство и экономика. 2004. № 6.
  18. А. Роль образовательного комплекса, а постиндустриальном обществе // Вопросы экономики. 2002. № 8.
  19. Ю.Р., Рубина Л. Я. Социальный облик студенчества 90-х годов // Социологические исследования. 1997. № 10.
  20. Воскобитова J1.A. Практические навыки юриста и обучение им // Российское право в Интернете. 2005. № 2 // http://rli.consultant.ru/magazine/2005/02/
  21. А. Методика и практика подготовки финансистов // Высшее образование в России. 1996. № 2.
  22. Э.С., Дорожкип Ю. Н. Молодежь индустриальной России: жизненные и социально-политические ориентации // Социологические исследования. 1993. № 1.
  23. Г. Понятие «доверия»: доверие как условие стабильных согласованных действий и его экспериментальное изучение // РЖ Социология. 1999. № 4.
  24. Г. И., Илюхина J1.B. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы. Ростов н/Д. 1999.
  25. .С. Менталитет и образование. М., 1996.
  26. .С. Образование как религия третьего тысячеления: гармония знания и веры. М.: Педагогическое общество России, 2001.
  27. С.Н. Основы педагогики М., 1995.
  28. В. Новое российское предпринимательство: Источники формирования и социальные стратегии. //Мировая экономика и международные отношения. 1993. № 6.
  29. М.К. Российское общество в условиях трансформации: мифы и реальность (Социологический анализ). 1992—2002 гг. М., 2003.
  30. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 21 100 Юриспруденция // Российское образование. Федеральный портал. hltp://vvwvv.edu.ru/db/portal/spe/archiv.htm
  31. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 60 800 Экономика и управление на предприятиях (по отраслям) // Российское образование. Федеральный портал, http://wvvw.edu.ru/db/portal/spe/archiv.htm
  32. Гребнев J1.C. Общество, учебные заведения, академические свободы (образование в России: грань тысячелетий)
  33. И.А., Мацкевич А. Ю., Семенов В. А. Западная социология. СПб, 1997.
  34. В.П. Рыночные институты и трансформация российской экономики // Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 7.
  35. Деловая культура российского общества // Общественные науки и современность. 1993. № 3.
  36. Г. С., Радовель М. Р., Чеботарев Ю. А., Шогенов Р. Х. Молодежь Северного Кавказа: общее и особенное в профессиональной ориентации // Социологические исследования. 1999. № 5.
  37. Г. Приватизация: некоторые социальные и социально-психологические аспекты // Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 5.
  38. М.Е. Роль гуманитарного образования в подготовке инженеров // Социологические исследования. 2001. № 9.
  39. Документы и материалы рабочей группы к заседанию Государственного совета Российской Федерации // Модернизация российского образования: документы и материалы / Ред.: Э. Д. Днепров. Москва: ГУ ВШЭ, 2002.
  40. Н.И. Особенности развития высшего юридического образования во внебюджетных высших учебных заведениях России // Право и образование. 2000. № 1.
  41. Женщина новой России: Какая она? Как живет? К чему стремится? / Под ред. М. К. Горшкова и Н. Е. Тихоновой. М., 2002.
  42. Ю. Развитие человеческих ресурсов как главная задача социальной политики // Общество и экономика. 2000. № 11−12.
  43. Т.Н. Социетальная трансформация российского общества: Деятельио-стно-структурная концепция. М.: Дело, 2003. ,
  44. Т.Н. Социоструктурный аспект трансформации российского общества // Социологические исследования. 2001. № 9.
  45. Т.И., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни. Новосибирск: Наука, 1991.
  46. Т.Н., Шабанова М. А. Неправовые трудовые отношения: реакция россиян // Человек и труд. 2004. № 4.
  47. Т.Н., Шабанова М. А. Неправовые трудовые практики и социальные трансформации в России // Социологические исследования. 2002. № 6.
  48. Г. Е., Шуюшна Е. А. Профессиональное образование и рынок труда // Социологические исследования. 2003. № 4.
  49. Г., Шуклина Е., Тейтельман II. Образовательные потребности студентов в малом городе // Высшее образование в России. 2004. № 9.
  50. А.Г. Социология российского кризиса. М., 1999.
  51. О. Молодежь постсоветской эпохи: взрыв социальных ожиданий // Семья и школа. 1997. № 8.
  52. А.И., Шмелев А. Г. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора// Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1987. № 4.
  53. Изменение жизненных стратегий молодела!: 1985−1995 гг. // РЖ «Социология». 1999. № 1.
  54. Иноземце" В. А. Постиндустриальный мир Д. Белла // Белл. Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999.
  55. В. О. Куликов В.В. Теневая экономика в России: иной путь и третья сила. М.: Рос. экон. журнал, Фонд «За экон. грамотность», 1997.
  56. С.Г. Социокультурный и институциональный подходы как основа позитивной социологии в России // Социологические исследования. 2002. № 12.
  57. О., Кудюкин П. Правовое регулирование на российском рынке труда // Вопросы экономики. 2003. № 9.
  58. А., Смирнов С., Пухов С., Ибрагимова Д. Экономический рост России: амбиции и реальные перспективы // Вопросы экономики. 2002. № 8.
  59. И.М. Советское и западное: возможен ли синтез // Политические исследования. 1994. № 4. № 5.
  60. T.JI. Доступность высшего образования. Стратегии поступления // http://ecsocman.edu.ru/db/msg/177 804.html
  61. А. К вопросу о власти кланово-корпоративных групп в России // Вопросы экономики. 2000. № 6.
  62. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Модернизация российского образования: документы и материалы / Ред.: Э. Д. Днепров. Москва: ГУ ВШЭ, 2002.
  63. А.В., Попков В. А. Вузовское и послевузовское образование: критическое осмысление проблем, поиск решений. М., 2002.
  64. Ст. Провал крестового похода. США и трагедия посткоммунистической России. М.:Аиро-ХХ1,2001.
  65. А.И. Три капитализма в России // Социологические исследования. 1999. № 7.
  66. И.И. Модернизация мира и сегодняшней России // Вопросы философии. 2002. № 6.
  67. Г. Ф. Высшая школа России (проблемы сохранения интеллектуального потенциала) // http://vvw.i-u.ru/bibIio/catalog.asp
  68. Я., Филонович С. Бизнес-образование в России: состояние и перспективы // Вопросы экономики. 2004. № 1.
  69. Культура жизни личности: Проблемы теории и методологии социально-психологического исследования. Киев, 1988.
  70. В.И. Современная западная социология: аналитический обзор концепций: учеб пособие. Ростов-на-Дону. 2001.
  71. ЛампертХ. Социальная рыночная экономика. Германский путь. М. 1994.
  72. Н. Базовые ценности населения и российская либерализация // Общество и экономика. 2002. № 12.
  73. Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // социологические исследования. 1996. № 5.
  74. Н.И. Социокультурная трансформация современной России // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2002. № 1.
  75. Н.И. Социокультурный подход и социетально-функциональные структуры // Социологические исследования. 2000. № 7.
  76. Н.И. Социокультурный подход и социетально-функциональные структуры // Социологические исследования. 2000. № 7.
  77. Левада 10. A. Homo Post-Soveticus // Общественные науки и современность. 2000.6.
  78. В.К. Социополитическая динамика. Опыт социологического исследования. М., 2003.
  79. О. Л. Феномен хозяйственной культуры // Российский экономический журнал. 1993.№ 9.
  80. И.В. Институционализация новых социальных отношений в современной России. Ростов н/Д., 2004.
  81. Лясникова 10. Жизненные ценности и социально-трудовые ожидания студенческой молодежи // Человек и труд. 2003. № 4.
  82. B.C. Об оценке российского высшего образования и его перспектив // Доклад па семинаре по проблемам российского высшего образования, Европейский университет, Санкт-Петербург, 1999 г. // http://ccsocman.edu.ru/db/msg/206 066.litml
  83. Т.Н. Особенности системы ценностных ориентации студентов с различной мотивацией выбора профессии // http://spf.kemsu.ru/portal/psy2002/2.12.shtml
  84. May В., Волосатов А. Правовая база экономической реформы: проблема устойчивости // Вопросы экономики. 1998. № 8.
  85. А.В. Рыночные ориентиры студенчества. Социологические исследования. 1998. № 12.
  86. Р. Социальная теория и социальная структура//Социологические исследования. 1992. № 2.
  87. О.А. Отношение населения и госслужащих к существующему правопорядку // Социологические исследования. 2004. № 5.
  88. Ф.Т. Образование и власть // Вопросы философии. 2003. № 4.
  89. А. Переходный период закончился. Что дальше? // Вопросы экономики. 2000. № 6.
  90. А., Нещадина О., Царева И. Актуальные проблемы современного профессионального образования в России // Общество и экономика. 2005. № 6.
  91. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997.
  92. Д. Институциональные изменения: рамки анализа // Вопросы экономики. 1997. № 3.
  93. Р. Теории развития: институциональные концепции становления рыночной экономики // Вопросы экономики. 2000. № 6.
  94. Образование как фактор социальной дифференциации и мобильности (круглый стол) // Социологические исследования. 2003. № 5.
  95. Т. Принуждение к труду в переходной экономике // Вопросы экономики. 2003. № 9.
  96. А.Н. «Бизнес по понятиям»: об институциональной модели российского капитализма // Вопросы экономики. 2001. № 5.
  97. А.Н. «Жизнь по понятиям»: институциональный анализ повседневной жизни «российского простого человека» // Политические исследования. 2001. № 2.
  98. А.Н. Дефицит права (к критике политической экономии частной защиты) // Вопросы экономики. 2002. № 4.
  99. А.Н. Издержки и перспективы российских реформ // Мировая экономика и международные соглашения. 1997. № 12- 1998. № 1.
  100. А.Н. Тюремная субкультура в России: от повседневной жизни до государственной власти. М.: ИНФРА-М, 2001.
  101. М. Роль нравственности и побудительных мотивов в обществе // Вопросы экономики. 1993. № 8.
  102. Ольсевич 10. Ипституционализм новая панацея для России? // Вопросы экономики. 1999. № 6.
  103. Опыт российских модернизаций. XVIII—XX вв. М.: 11аука, 2000.
  104. Организованная преступность в России: теория и реальность. СПб., 1996.
  105. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.
  106. Ортега-и-Гассет X. Тема нашего времени // Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М., 1991.
  107. Т. Общий обзор / Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М., 1972.
  108. Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения / THESIS, 1993. Вып. 2.
  109. И.Л. Проблемы юридического образования в России // Государство и право. 1996. № 9.
  110. В.В. Новые поля социальной напряженности // Социологические исследования. 2004. № 3.
  111. Е. Экономические системы и их трансформация // Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 7.
  112. А.А. Правовая культура в механизме устойчивого социального развития // Гуманитарные науки в Сибири. Сер. Философи и социология. 1995. № 2.
  113. Политическая институционализация российского общества // Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 3.
  114. И.П. Профессионализм путь к успеху? Социально-профессиональные характеристики богатых и бедных // Социологические исследования. 2004. № 3.
  115. Право, свобода, демократия (Материалы «Круглого стола») // Вопросы философии. 1990. № 6.
  116. В.В. Внеэкономические мотивы предпринимательской деятельности // Вопросы экономики. 1994. № 7.
  117. В.В. Деформализация правил и уход от налогов в российской хозяйственной деятельности // Вопросы экономики. 2001. № 6.
  118. В.В. Малый бизнес и проблемы деловой этики: надежды и реальность // Вопросы экономики. 1996. № 7.
  119. В.В. О некоторых чертах нормативного поведения новых российских предпринимателей // Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 2.
  120. В.В. Российский бизнес: на пути к легализации? // Вопросы экономики. 2002. № 1.
  121. В.В. Рынок как идеальная модель и форма хозяйства: к новой социологии рынков // Социологические исследования. 2003. № 9.
  122. В.В. Экономическая социология. М., Аспект Пресс. 1998.
  123. JI.A. Культура бизнеса // Общество и экономика. 1995. № 1.
  124. Н. Человеческий потенциал России и проблемы «сбережения населения» // Российский экономический журнал. 2004. № 9−10.
  125. Н.М. Качественный потенциал населения России: взгляд в XXI век // Проблемы прогнозирования. 2001. № 3.
  126. Российский стат. ежегодник. Стат.сб./ Госкомстат России. М., 2002.
  127. Россия на рубеже веков / Отв. ред. М. К. Горшков. М., 2002- Средние классы в России: экономические и социальные стратегии / Под ред. Т. Малевой. М., 2003.
  128. Россия реформирующаяся / Под ред. JI.M. Дробижевой. М., 2002-
  129. Россия: 10 лет реформ. Социально-демографическая ситуация / Под ред. II.M. Римашевской. М., 2000-
  130. Россия: трансформирующееся общество / Под ред. В. А. Ядова. М., 2000.
  131. .А. Молодежь и становление новой России // Социологические исследования. 1998. № 5.
  132. Р.В. Драма перемен. М., 2001.
  133. Р.В. Постсоветское государство как генератор конфликтов // Социологические исследования. 1999. № 5. С. 14.
  134. Р.В. Социальные корни криминализации российского общества // Социологические исследования. 1997. № 4.
  135. Р.В. Социология российских реформ. Курс лекций. М. 2004.
  136. Р.В. Социология российских реформ. Курс лекций. М. 2004.
  137. Р.В. Экономическая социология переходной России. Люди и реформы. М.: Дело, 1998.
  138. Р. Культура предпринимательства. М.: ЭКОМ, 1992.
  139. O.K. Мотивация получения высшего образования студентов различных типов вузов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Философские и психолого-педагогические проблемы высшего образования». М., 2001.
  140. Советский простой человек: опыт социального портрета на рубеже 90-х. М., 1993.
  141. Г. Н. Экономическая социология. Мн., 1998.
  142. Н.Д. Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов//Социологические исследования. 2003. № 10.
  143. Социология: Краткий тематический словарь / Под общ. Ред. Ю. Г. Волкова. Ростов-на-Дону. 2001.
  144. Становление рыночной экономики в странах Восточной Европы. М.: Российский государственный гуманитарный университет. 1994.
  145. Е. Маргиналы // Знамя. 1989. № 10.
  146. В. Культура и становление цивилизованного рынка в России // Вопросы экономики. 1995. № 7.
  147. B.C. Культура // Вопросы философии.
  148. И.Е. Профессиональная направленность студентов вузов: опыт всесоюзного опроса//Социологические исследования. 1992. № 3.
  149. Е.А. Проблема реформирования высшего юридического образования в России // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 1996. № 5.
  150. Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред Н. И. Матузова и А. В. Малько. М.: Юристь, 1997.
  151. Л. Общественный договор «ноль прав собственности» и теневой порядок // Вопросы экономики 1999. № 4. С.61−78.
  152. II.E. Факторы социальной стратификации в условиях перехода к рыночной экономике. М., 1999.
  153. Н.Е. Феномен городской бедности в современной России. М., 2003.
  154. .Т. Парадоксальный человек. М.: Гадарики, 2001.
  155. М.Н., Ксенофонтов М. Ю., Гладьпиевский А. И., Блохин А. А., Борисов В. Н., Суворов А. В., Суворов Н. В. Проблемы модернизации экономики России (концепция) // Проблемы прогнозирования. 2000. № 6.
  156. Ю.К. Юридическое образование важнейшее условие формирования гражданского общества и правового государства посредством правовой политики // Общество и образование. 2004. № 4. // http: www.education.recom.ru
  157. Г. А. Развитие социальных исследований образования в России // Социологические исследования. 2001. № 3.
  158. А.Е. Человек больше богатства (этическое измерение лидеров российского предпринимательства) // Социологические исследования. 1997. № 11.
  159. М.А. Институционально-правовая свобода в меняющемся обществе // Политические исследования. 1996. № 6.
  160. Ф. Государство и экономика: власть и бизнес. М.: Экономика, 1999.
  161. А.М., мл. Циклы американской истории. М., 1992.
  162. П. Социология социальных изменений. М. 1996. / Пер. с англ. Под ред. В. А. Ядова.
  163. Ш. Революция и преобразование обществ. М.: Аспект-Пресс, 1999.
  164. Экономика образования в зеркале статистики. Информационный бюллетень. М.: МГУ-ВШЭ, 2005.
  165. A.M. Социология экономической преступности. М.: Наука, 1988.
  166. А.В. Теория государства и права. М. 2000.
  167. Е.Н. Утилитаризм как стимул самоорганизации культуры и общества // Общественные науки и современность. 2002. № 1.
  168. Е. Модернизация экономики и система ценностей // Вопросы экономики. 2003. № 4.
  169. Е.Г. Модернизация российской экономики: повестка дня // Модернизация российской экономики. Kii. 1. М.: ГУ ВШЭ, 2002.
  170. Adler, Peter S. Culture Shock and the Cross-cultural Learning Experience. Readings in Intercultural Education, vol. 2. Pittsburgh: Intercultural Communication Network. 1972.
  171. Appadurai, A. Disjuncture and difference in the global cultural economy. In M. Featherstone (Eds.), Glibal culture: Nationalizm, globalization and modernity. Pp. 295−310.1990.
  172. Bailyn В. Education in the Forming of American society. N.Y. 1972.
  173. Bertrand, Yves. Contemporary Theories and Practice in Education. Magna Publication, Inc., 1995.
  174. Corson D. and Lemay S. Social Justice and Language Policy in Education: the Canadian Research. Toronto, Canada: OISE Press, 1996.
  175. Crowell S. A New Way of Thinking, the Challenge of the Future. Educational Leadership. January, 1996. P.70−78.
  176. Del Barco M. A Curriculum of Education // American Studies. № 36. May, 1995.
  177. Dewey J. The school & Society. The University of Chicago Press, 1990.
  178. Douglas, G. Education without impact: How our universities fail the young. New York: Birch Lane, 1992.
  179. Eisenstadt S.N. Modernization: Protest and Change. Englewood Cliffs, 1966.
  180. Eisenstadt S.N. Tradition, Change and Modernity. N.Y., 1973.
  181. Freier, Paulo. The Politics of Education: Culture, Power, and Liberation. (Collection of recent writings). South Hadly MA: Bergin and Garvey. 1985.
  182. Freire, Paulo. Education for Critical Consciousness. New York: Seabury Press 1973.
  183. Grand Maison, Jacques. Pour une pedagogic sociale d, autodeveloppement en education. Montreal: Stanke, 1976.
  184. Hamelink C. Trends in world communication: On disempowemment and self-empowerment. Penang, Malaysia: Soundbound & Third World Network. 1994.
  185. Jencks Christopher & David Riesman. The Academic Revolution. Garden City, N.Y., 1968.
  186. Nathan J. Free to teach. N. Y., 1991.
  187. J.R. & Lee J.F. American Education & the Dynamic of Choice. N.Y., 1991.
  188. Shor, Ira, and Paulo Freire. A Pedagogy for Liberation: Dialoques on Transforming Education. South I ladley, M.A.: Bergin and Garby. 1987.1. ОПРОСНЫЙ ЛИСТ
Заполнить форму текущей работой