Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Правовые основы материально-технического обеспечения и социальной защиты сотрудников полиции и милиции в Российском государстве, 1718-2009 гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Биленко, C.B. Советская милиция России. Организация советской рабоче-крестьянской милиции РСФСР и её деятельность по охране революционного порядка (1917;1920) -М., 1976; Искрина, H.A., Храпов, И.С. ГАИ — 60 лет: История. Воспоминания. ОчеркиМ., 1996; Косицын А. П. Государство, рожденное Октябрем — М., 1987; Малыгин, АЛ., Яковлева, Е. И. Из народа и для народа — М., 1988; Мулукаев P.C. Полиция… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Правовое регулирование материально-технического обеспечения сотрудников полиции (милиции) Российского государства
    • 1. Организационно-правовые основы обеспечения вещевым довольствием, вооружением сотрудников полиции (милиции)
    • 2. Правовые основы финансирования сотрудников полиции (милиции)
    • 3. Система поощрений сотрудников полиции (милиции)
  • Глава 2. Правовое регулирование социальной защиты сотрудников полиции и милиции Российского государства
    • 1. Социальные льготы, гарантии и компенсации сотрудников полиции (милиции) и их правовое закрепление
    • 2. Правовое регулирование медицинского обеспечения сотрудников полиции милиции)
    • 3. Правовые основы пенсионного обеспечения сотрудников полиции (милиции)

Правовые основы материально-технического обеспечения и социальной защиты сотрудников полиции и милиции в Российском государстве, 1718-2009 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Достойный уровень материально-технического обеспечения, продуманная система мер социальной защиты являются важными условиями формирования кадрового корпуса милиции, способного выполнять все усложняющиеся задачи по обеспечению безопасности, борьбе с преступностью. Только при таких условиях возможно производить более тщательный отбор кандидатов на службу в милицию, отвечающих всем предъявляемым требованиям, организовать их обучение на уровне, обеспечивающем профессиональный рост кадров, что в конечном счете повысит эффективность работы милиции.

Статистические данные свидетельствуют о том, что за последние годы состояние кадров милиции и результаты деятельности МВД ухудшаются. С 1994 по 2009 гг. количество принятых в милицию граждан сократилось с 268 942 до 102 471 чел. Некомплект составил — 4,1% (2009 г.). В 2009 г. на 20% увеличилось количество уголовных дел, возбужденных за совершение должностных преступлений. Число всех зарегистрированных противоправных деяний, совершенных милиционерами, выросло на 14% (за 10 мес. 2009 г. — 77 тыс. правонарушений). При этом самый большой рост нарушений отмечен среди руководителей милицейских подразделений различного уровня — 22% (6,6 тыс. чел.). Раскрываемость преступлений не превышает 50%'.

Одной из главных причин подобных явлений является низкий, не отвечающий современным требованиям, уровень денежного довольствия, материально-технического обеспечения и социальной защиты сотрудников милиции. Поэтому в комплексе мер, направленных на реформирование органов внутренних дел, важное место отводится решению названных проблем2. В частности, планируется перевод содержания милиции общественной безопасности на государственное финансирование и сокращение 20% штатного состава Российской милиции. Почти трехвековой опыт (со времен создания в.

1 Состояние работы с кадрами органов внутренних дел РФ за 1994 год — М.: ГУК МВД РФ, 1994. — С. 3- Состояние работы с кадрами органов внутренних дел РФ за 2009 годМ.:ЦОКРМВДРФ, 2010.-С. 6−1.

2 Указ Президента РФ от 24 декабря 2009 г. № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2009. — № 52 (Ч. I). — Ст. 6536.

1718 г. регулярной полиции) решения данных проблем имеет важное значение, может и должен быть учтен в современных условиях. Исследование данной проблемы актуально не только с практических, прикладных, но и с научно-теоретических позиций. Заработная плата выступает материальным выражением значимости выполняёмых тем или иным чиновником (государственным органом) функций. Следовательно, данное диссертационное исследование позволит приблизиться к пониманию того, решение каких задач считалось приоритетным на том или ином историческом этапе, какое внимание уделялось обеспечению, охране, защите, прав и интересов граждан, поскольку, прежде всего, именно полиция (милиция) призваны были этим заниматься. В конечном счете, изучение данных проблем поможет точнее — и глубже охарактеризовать, политический режим, место и роль полиции (милиции) в государственном механизме. • ,.

Степень разработанности темы исследования. В дореволюционных трудах российских учёных затрагивались разные аспекты исследуемой проблемы. Так, в работах учёных-юристов И. Е. Андреевского, Н. Н. Белявского, Н. Х. Бунге, С. В. Ведрова, К. К. Гаттенбергера, В. М. Гессена, В. В. Ивановского, ВГ. Иозефи, А. Е. Назимова, МЛ. Рейс— ¦ нера, Н. Н. Трофимова, А: А. Трифонова, В. Я. Фукса, ПЖШеймина, М.М. Шпилевско-го, О. О. Эйхеяьмана, ИИ Янжула' - анализировались правовые вопросы создания, становления и развития органов полиции. Обращалось внимание на законодат-ельные акпл, закреплявшие основы жалования, материально-технического обеспечения полицейских,.

1 Андреевский, И. Е. Полицейское право Т. I — СПб., 1874- Бунге, Н. Х. Полицейское право в П-х тг. — Киев, 1877- Белявский, Н. Н Полицейское право (Административное право). — Петроград, 1915; Ведров, С. В. Полицейское право. — СПб., 1904; Гаттенбергер, К.К.

Введение

в курс полицейского права — Харьков,, 1905; Гессен ВМ. Лекции по полицейскому праву — М., 1908; Ивановский, В.В., Цашрели, КС. Конспект административного (полицейского) права — Харьков, 1915; Иозефи, В. Г. Опьгг юридической науки полицейского права. Ч. I.' Основные положения. Материальное полицейское право — Могилев-Подольский, 1902; Назимов, А. Е. Учение о внутреннем управлении (Полицейское право) — Одесса, 1893- Рейснер, М. А. Духовная полиция в России — СПб., 1909; Трифонов, A.A. Полицейское право — СПб., 1886- Трофимов, H.H. Высочайшие нафады — Петроград- 1916; Фукс, В Л. Суд и полиция — М., 1889- Шеймин, П. Н. Учебник права внугрен— него управления (полицейского права) — СПб., 1897- Шпилевский, ММ. Полицейское право как самостоятельная отрасль правоведения — Одесса, 1875- Эйхельман, О. О. Русское полицейское право — Киев, 1898- Янжул, ИИ. Полицейское право — М., 1888 как факторы, положительно влияющие на кадровый потенциал полиции. Однако комплексно вопросы жалования, материально-технического обеспечения сотрудников полиции и его нормативно-правового регулирования не рассматривались.

Не рассматривались правовые основы материально-технического обеспечения и социальной защиты сотрудников полиции в работах отечественных полицеистов В. Ф. Дерюжинского, Н. Д. Яворского, АЛ Антоновича и И.Т. Тарасова1. В них содержатся лишь разрозненные сведения о нормах, регулирующих жалование полицейских чинов, краткие сведения о поощрениях, вооружении и обмундировании. Вопросы правового регулирования медицинского и пенсионного обеспечения вышеприведенными авторами не рассматривались. Следует отметить, что в работах учёных-полицеистов предпринимались попытки сформулировать понятие «Правовые основы материально-технического обеспечения и социальной защиты».

Многие исследователи обращали внимание на проблемы изучения уровня жизни и состояния оплаты труда различных групп занятого населения Российской империи: рабочих заводов и фабрик, нефтеперерабатывающих предприятий и переселенцев, но не полицейских. Данные проблемы исследовали учёные-социологи С. Н. Прокопович, С.И. О.

Солнцев, A.A. Исаев, М.И. Туган-Барановский, Г. С. Полляк, Ф.А. Щербин" и др.

Историко-правовая наука в Советском государстве последовательно расширяла круг исследования проблем становления и развития органов внутренних дел. Однако внимание ученых сосредоточилось преимущественно на анализе правовых основ профессиональной деятельности сотрудников полиции (милиции) Российского государства, связанных с решением оперативно-служебных задач, а вопросы денежного довольствия, материально-технического обеспечения и социальной защиты сотрудников отходили на.

1 Дерюжинский, В. Ф. Полицейское право — Петроград, 1917; Яворский, Н.Д., Дерюжин-ский В. Ф. Полицейское право — СПб., 1909; Антонович, АЛ. Курс государственного благоустройства (Полицейское право) ЧЛ — Киев, 1890- Тарасов, И. Т. Личное задержание как полицейская мера безопасности. Ч. П. Полицейский арест в России — Ярославль, 1886.

2 Антология социально-экономической мысли в России. Дореволюционный период / Под редакцией доктора социологических наук, профессора Кравченко, А.И. — СПб.: РХЩ2000 второй план1.

В современной России отмечен заметный интерес к изучению исторического опыта регулирования правовых основ материально-технического обеспечения и социальной защиты органов полиции Российской империи. Эти проблемы нашли своё отражение в трудах Ю. Е. Аврутина, К. С. Вельского, А. В. Борисова, А. В. Губанова, JI.M. Ко-лодкина, C.B. Кодана, АЛ. Малыгина, P.C. Мулукаева, А.Е. Скрипилева". Вместе с тем, специальных исследований по данной проблеме не было, не давалась периодизация развития правовых основ материально-технического обеспечения и социальной защиты полиции (милиции) Российского государства.

По некоторым аспектам исследуемой проблемы были подготовлены и защищены кандидатские и докторские диссертации С. Ю. Анохиной, СБ. Байкеевой, Ю. А. Ершовым, А. В. Ивановым, П. В. Ковалевым, Н. К. Коршуновой, А. О. Костылевым, Л. З. Леви.

1 Биленко, C.B. Советская милиция России. Организация советской рабоче-крестьянской милиции РСФСР и её деятельность по охране революционного порядка (1917;1920) -М., 1976; Искрина, H.A., Храпов, И.С. ГАИ — 60 лет: История. Воспоминания. ОчеркиМ., 1996; Косицын А. П. Государство, рожденное Октябрем — М., 1987; Малыгин, АЛ., Яковлева, Е. И. Из народа и для народа — М., 1988; Мулукаев P.C. Полиция России: Документы и материалы. 1717−1917 гг. — Саратов, 2002; Полубинский, В. И. Министерство внутренних дел: задачи, функции, структура — М, 2002; Шамаров, В. М. Государственная служба в милиции НКВД РСФСР (становление и развитие правовых и организационных основ) — М., 1999; Сизиков, М. И. Становление регулярной полиции в России (17 181 741). Автореф. дисс. на соискание учёной степени канд. юрид. наук — Свердловск, 1972; Шинджикашвили, Д. И. Сыскная полиция царской России в период империализмаОмск, 1973; Шелкопляс, В. А. Полицейская реформа в России в 60-х гг. XIX в. — Минск, 1981, Ярмыщ, А. Н. Губернаторы и генерал-губернаторы — Харьков, 1997.

2 Аврутин, Ю. Е. Полиция и милиция в механизме обеспечения государственной власти в России: теория, история, перспективы — СПб.: Юридический центр Пресс, 2003; Вельский, К. С. Полицейское право — М.: Дело и Сервис, 2004; Борисов, A.B., Дугнн, А. Н, Малыгин, АЛ. Полиция и милиция России: страницы истории — М, 1995; Полиция России: Документы и материалы. 1718−1917 гг. / Авт.-сосг.: Малыгин, АЛ., Мулукаев, P.C., Чернышев, Б.В., Лобанов, A.B. — Саратов, 2002; Губанов, A.B. Полицейское правоОмск, 2000; Кодан, C.B. Полицейское законодательство Российской империи: развитие, становление, систематизация — Екатеринбург, 2000; Колодкин, Л.М., Костылев, А. О. Прохождение службы чинами полиции и жандармерии Российской империи в конце ХК нач. XX вв. — М., 1996; Скрипилев, А. Е. Отдельный корпус жандармов в системе Министерства внутренних дел дореволюционной России (1880−1917): Автореф. дисс. канд. юрид. наук. — М., 1987; Мулукаев P.C. Полиция в России (IX в — нач. XX в.) — Ниж-ний-Новгород, 1993 ным, XX. Лойтом, И.А. Уваровым1 и др. Несмотря на значительное количество различного рода публикаций, диссертационных работ по общим вопросам истории отечественной полиции и милиции, посвященных некоторым аспектам правовых основ материально-технического обеспечения и социальной защиты личного состава полиции (милиции) Российского государства, комплексного исследования проблемы развития правовых основ регулирования жалования (денежного довольствия), поощрений, обеспечения вооружением и обмундированием и социальной защитой до настоящего времени не проводилось.

• Хронологические рамки исследования охватывают период с 1718 (создание регулярной полиции) по 2009 гг. Следует отметить, что из 200 заседаний, проведенных Временным правительством, большая их часть не протоколировалась, что не позволяет нам в полной мере проанализировать нормативные акты, регулировавшие материально-техническое обеспечение и социальную защиту милиции МВД Временного правительства Российской Республики.

Конечный период исследования обусловлен тем, что в декабре 2009 г. начато ре.

1 Анохина, С. Ю. Социальная и правовая защищенность сотрудников органов внутренних дел: вопросы теории: диссканд. юрид. наук: 12.00.01 — М., 2006. — С. 224- Бойкеева, С. Е. Кадровое обеспечение полицейских органов в Российской империи (историкоправовой аспект): диссканд. юрид. наук: 12.00.01 — СПб., 2001. — С. 202- Ершов, Ю.А.

Полиция России в пореформенный период (комплектование, профессиональная подготовка и социальная защищенность, историко-правовой аспект): дисс. канд. юрид. наук: 12.00.01 — СПб., 1998. — С. 238- Иванов, A.B. Департамент полиции Министерства внутренних дел Российской империи (1880−1917 гг.): диссканд. юрид. наук: 12.00.01.

— М., 2001. — С. 230- Ковалев, ПВ. Государственная поддержка в современной России (Общеправовые и прикладные аспекты): дисс.. канд. юрид. наук: 12.00.01 — Нижний Новгород, 2004. — С. 227- Коршунова, Н.К. Организационно-правовые основы оплаты труда и материального стимулирования служебной деятельности работников милиции РСФСР 1917;1930 гг.: автореф. дисс. канд. юрид. наук: 12.00.01 — М., 2005. — С. 24- Кос-тылев, А.О. Организационно-правовые аспекты работы с кадрами полиции и жандармерии Российской империи, 1880−1917 гг.: дисс— канд. юрид. наук: 12.00.01 — М., 2000. -С. 231- Левин, Л. З. Чинопроизводство в России в XV нач. XX вв. (историко-правовой аспект): диссканд. юрид. наук: 12.00.01 — СПб., 2004. — С. 161- Лойг, Х. Х. Государственная кадровая политика в России и её реализация в органах внутренних дел (исторический и организационно-правовой аспект): дисс.. докт. юрид. наук: 12.00.01 — СПб., 1998. — С. 370- Уваров, И. А. Развитие организационно-правовых основ финансового и материального обеспечения Российской милиции (1917;1931 гг.): дисс.. канд. юрид. наук: 12.00.01 -М., 1992.-С. 174 формирование органов внутренних дел России, направленное на улучшение правового регулирования денежного довольствия, материально-технического обеспечения и социальной защиты сотрудников милиции современной России.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывавшиеся в сфере правового регулирования финансирования, материально-технического обеспечения (обмундирование и вооружение) и социальной защиты сотрудников полиции (милиции) Российского государства.

Предметом исследования выступают нормативные правовые акты, сложившаяся практика, архивные и иные документальные источники, регулирующие финансирование, материально-техническое обеспечение (обмундирование и вооружение) и социальную защиту сотрудников полиции (милиции), отражающие реальное положение дел по исследуемой проблеме.

Целью исследования является обобщение историко-правового опыта правового регулирования финансирования, материально-технического обеспечения (обмундирования и вооружения) и социальной защиты сотрудников полиции (милиции) Российского государства.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:

1) проследить развитие нормативно-правовых основ, регламентирующих жалование (денежное довольствие), вооружение, обмундирование и поощрений, влияющих на формирование кадрового ядра сотрудников полиции (милиции);

2) выяснить объем жалования (денежного довольствия) и расходов сотрудников полиции (милиции) в сопоставлении с другими категориями занятого населения Российского государства;

3) изучить законодательство, регламентирующее социальную защиту сотрудников полиции (милиции), влияющее на снижение некомплекта личного состава, сокращение текучести кадров и фактов правонарушений среди сотрудников полиции (милиции);

4) оценить влияние медицинского обеспечения как фактора сохранения здоровья в служебный и послеслужебный периоды деятельности в полиции (милиции);

5) рассмотреть пенсионное обеспечение сотрудников милиции в связи с прекращением службы в МВД Российской Федерации.

Методологическую основу диссертационного исследования составил диалектический метод познания общественных процессов и социально-правовых явлений.

Исследование велось на основе принципа историзма, то есть события освещались в хронологической последовательности, в соответствии с реальной исторической ситуацией, на основе последних достижений историко-правовой науки, теории государства и права, отраслевых юридических дисциплин. Это позволило рассмотреть развитие правовых основ жалования (денежного довольствия), материально-технического обеспечения и социальной защиты полиции (милиции) Российского и Советского государства, выявить этапы их формирования с учетом особенностей развития российской, советской и современной российской общественно-политической и экономической систем.

Комплексный характер исследования определил использование широкого спектра методов. Так, формально-юридический метод применялся при толковании и выяснении внутреннего смысла юридических текстов, содержащихся в нормативных правовых актах, регламентирующих правовые основы жалования (денежного довольствия), материально-технического обеспечения и социальной защиты полиции (милиции) Российского государства. Сравнительно-правовой метод позволил сопоставить проблемы финансирования, обеспечения вооружением, обмундированием, поощрениями и социальной защитой полиции (милиции) на различных исторических этапах, уяснить элементы преемственности в развитии правовых основ материально-технического обеспечения и социальной защиты. Кроме того, в работе были использованы конкретно-социологические методы (анкетирование, моделирование). Помимо этого, эмпирическую основу диссертационного исследования составили результаты опроса 2741 сотрудника органов внутренних дел по Красноярскому краю (см. приложение 1).

Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что в историко-правовой науке вопросы правового регулирования жалования (денежного довольствия), материально-технического обеспечения и социальной защиты работников полиции (милиции) России рассматриваются за все время существования этих органов в нашей стране. Подобная ретроспектива позволила: 1) проследить основные тенденции и закономерности развития важнейших элементов системы материального обеспечения и социальной защиты данной категории государственных служащих- 2) показать, что в Российской империи правовое регулирование финансирования осуществлялось несвоевременно, со значительным опозданием, а в советский и постсоветский периоды основывалось на остаточном принципе1.

О научной новизне диссертации свидетельствует и то, что в ней анализируется покупательная способность сотрудников полиции (милиции) Российского государства в сравнении с другими группами занятого населения на основных исторических этапах (Российская империя, СССР и РФ). В результате чего было установлено, что уровни покупательной способности сотрудников советской и современной российской милиции соответствуют уровню покупательной способности нижних полицейских чипов по состоянию на 1913 г.

Сформулировано авторское определение правовых основ материально-технического обеспечения и социальной защиты.

Учитывая исторический опыт и величину пенсии, получаемой бывшими сотрудниками милиции, с целью повышения их уровня жизни рекомендовано создать институт добровольной дополнительной пенсии. Для возможности приобретения сотрудниками милиции жилья предлагается внести изменения в Закон РФ «О милиции».

Исследование основывается на значительном количестве архивных документов, которые впервые вводятся в научный оборот. В их числе источники, находящиеся в Государственном архиве РФ (ГАРФ), Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ), Российском государственном историческом архиве (РГИА), Главном информационно-аналитическом центре МВД РФ (ГИАЦ МВД РФ) и региональных архивах РФ (гг. Красноярск, Минусинск, Нижний-Новгород, Новгород, Новосибирск, Петрозаводск, Саратов, Томск). Источники позволили выявить взаимосвязь между состоянием правового регулирования жалования (денежного довольствия),.

1 Остаточный принцип — отношение к чему-либо как к второстепенному, маловажному, чем можно заняться и что можно обеспечить в последнюю очередь из остатка средств, ресурсов. Остаточное финансирование и обеспечение способно обеспечить только минимальный прожиточный уровень жизни человека, не позволяя удовлетворять иные духовные и материальные блага, совершенствоваться и саморазвиваться материально-технического обеспечения и социальной защитой сотрудников полиции (милиции) и количественными, и качественными характеристиками кадров (некомплект, текучесть, количество правонарушений и т. д.).

Новизна диссертационного исследования состоит также в том, что вопросы темы рассматриваются с учетом последних достижений историко-правовой науки, на основе комплексного изучения места и роли органов внутренних дел в государственном механизме России.

Выводы, характеризующие научную новизну исследования, отражаются в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. Авторское определение правовых основ материально-технического обеспечения и социальной защиты как совокупности нормативных правовых актов, регулирующих вопросы оплаты труда, вооружения, обмундирования, поощрений и социальной защиты в целях формирования стабильного кадрового состава милиции из лиц, отвечающих всем необходимым требованиям, а в конечном счете — для обеспечения эффективной деятельности милиции.

2. Отсутствие адекватной материальной оценки служебной деятельности сотрудников полиции (милиции), в силу несвоевременного правового регулирования и остаточного принципа финансирования органов внутренних дел в большинстве исследуемых периодов, не обеспечивало достаточные материальные предпосылки комплектования кадров полиции (милиции) на конкурсной основе с учетом профессиональных качеств кандидатов, характера и условий службы. В итоге все это осложняло привлечение на службу квалифицированных специалистов.

3. Отсутствие четкого правовою механизма регулирования данных вопросов обусловило тот факт, что решения о повышении окладов, пенсий, об улучшении снабжения обмундированием, спецсредствами, оружием и проч. принимались лишь после обращения руковод ителей ведомства к первым лицам государства. Кроме того, реализация данных решений откладывалась или задерживалось на продолжительные сроки. В результате, за весь исследуемый период сотрудники полиции (милиции) по уровню жалования (денежного довольствия), материально-технического обеспечения и социальной защиты не могли сравняться с представителями иных силовых, либо правоохранительных органов, с квалифицированными работниками производственной сферы, что создавало дополнительные проблемы в комплектовании кадров.

4. Проблемы качества личного состава, текучести и некомплекта кадров полиции (милиции) на большинстве исторических этапов развития Российского государства являлись следствием низкого жалования (денежного довольствия). Все это не способствовало формированию у населения положительного облика сотрудников полиции (милиции), что приводило к комплектованию кадров по остаточному принципу.

5. Несопоставимость вкладываемого труда сотрудника полиции (милиции) и низкая материальная компенсация за него, получаемая в виде единовременного пособия при увольнении и назначении пенсий (за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца), не служила и не служит повышению престижа службы в органах внутренних дел, поскольку не гарантирует достойного уровня жизни бывшим сотрудникам полиции (милиции) и членам их семей. Целесообразно было бы в выплачиваемую пенсию вводить все дополнительные выплаты, не включаемые на сегодняшний момент в расчетную часть пенсии, а также ввести институт добровольной дополнительной пенсии по аналогии с дореволюционным опытом эмеритальных касс.

6. Уровни покупательной способности сотрудников советской и современной российской милиции соответствуют уровню покупательной способности нижних полицейских чинов по состоянию на 1913 г. Это означает, что государство (независимо от общественно-экономической формации) регулировало финансирование, материально-техническое обеспечение и социальную защиту сотрудников полиции несвоевременно, со значительным опозданием, а в советский и постсоветский периоды основываясь на остаточном принципе, что не позволяло уделять должного внимания укреплению кадров полиции (милиции), как важнейшего правоохранительного органа.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется ее актуальностью и новизной. Многие аспекты, раскрывающиеся в диссертации, ранее не подвергались анализу, поэтому полученные в ходе исследования результата в определенной степени восполнят пробелы в освещении научно-теоретических и прикладных вопросов правовых основ финансирования, материально-технического обеспечения и социальной защиты сотрудников полиции (милиции).

Опыт правового регулирования материально-технического обеспечения и социальной защиты сотрудников полиции (милиции) в Российском государстве не утратил своей значимости и может быть учтен при реформировании МВД России, направленном на повышение денежного содержания, улучшение материально-технического обеспечения и социальной защиты сотрудников милиции.

Материалы исследования имеют прикладное значение для улучшения материального положения сотрудников российской милиции, пенсионеров МВД России, отраслевых юридических наук и могут быть использованы для подготовки научных работ, а также в учебном процессе юридических образовательных учреждений при изучении соответствующих тем по истории отечественного государства и права, истории органов внутренних дел.

Обоснованность и достоверность полученных результатов исследования определяется комплексным характером исследования, использованием различных научных методов, применением анализа и сопоставления сведений, взятых из разных источников: архивных материалов, нормативных правовых актов, периодических изданий, трудов историков и юристов.

Особое значение имело использование архивных источников, впервые вводимых в научный оборот, которые не были ранее предметом анализа и обобщения. Это подтверждает достоверность и обоснованность полученных результатов, которые также обусловлены выбором и применением диссертантом научной методологии при изучении работ по теории государства и права, истории отечественного государства и права, а также по истории органов внутренних дел.

Апробация и внедрение результатов исследования. Диссертация подготовлена и обсуждена на кафедре государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России. В период проведения научного исследования автором был сделан ряд научных сообщений. Основные положения работы докладывались автором на Межвузовской научно-практической конференции по теме: «Полиция, милиция и их государственная социальная защита в России», проходившей в г. Москве в 2007 г.

Положения и выводы диссертационного исследования внедрены в учебный процесс Академии управления МВД России и ГУВД по Красноярскому краю. Подготовлены 5 лекций по дисциплине «История органов внутренних дел» по следующим темам: 1) «Правовые основы материально-технического обеспечения и социальной защиты сотрудников полиции и милиции Российского государства" — 2) «Политическая полиция России (организация и деятельность)" — 3) «Ушловно-сыскная полиция России" — 4) «Система органов внутренних дел Российского государства (IX в. — Х.1917)». 5) «Наградное право сотрудников полиции Российской империи». На все лекции оформлены акты внедрения в практическую деятельность органов внутренних дел по Красноярскому краю и. учебный процесс Академии управления МВД России.

Основные идеи, а также теоретические и практические положения, изложенные автором в настоящем диссертационном исследовании, нашли своё отражение в двух книгах, пяти публикациях, в т. ч. в изданиях, рекомендованных ВАК — 3.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, состоящих из шести параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Заключение

.

Правовые основы материально-технического обеспечения и социальной защиты сотрудников полиции (милиции) Российского государства на разных исторических этапах его развития определялись материальными условиями жизни, исторической обстановкой (войны, революции) и различными социально-экономическими, географическими и политическими факторами. Правовые основы материально-технического обеспечения и социальной защиты сотрудников полиции (милиции) есть отражение этих условий.

На протяжении всего рассматриваемого периода правовое регулирование финансового, материально-технического обеспечения и социальной защиты сотрудников полиции (милиции) не являлось приоритетным, что объяснялось позицией руководителей государства. Расходы на содержание полиции (милиции) были минимальными по сравнению с другими силовыми структурами. В связи с таким государственным подходом в результате передачи содержания полиции (милиции) на скудный местный бюджет, органы МВД были ослаблены.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

С момента создания регулярной полиции и до её ликвидации в марте 1917 г. правовое регулирование финансирования, материально-технического обеспечения и социальной защиты сотрудников полиции основывалось на несвоевременном разрешении данных проблем. Поэтому в полиции Российской империи не сформировалось кадровое ядро, отсутствовал конкурсный отбор при приеме в полицию, раскрываемость преступлений была низкой. В стране сформировался порочный круг, когда невнимание со стороны государства к правовому регулированию вопросов жалования, материально-технического обеспечения и социальной зашиты полиции служило оправданием низких показателей деятельности полиции.

С начала существования Советского государства профессионализм приносился в жертву классовым предпочтениям. Производились «чистки» органов милиции и увольнения бывших сотрудников полиции из рядов милиции. В Советском государстве не был учтен отрицательный опыт содержания полиции за счет средств местного бюджета. Поэтому некомплект достиг фантастических 60%, а раскрываемость преступлений не превышала 20%. Даже присоединение милиции в середине 30-х гг. XX в. к ОПТУ СССР не улучшило ситуацию. Повышение раскрываемости преступлений впоследствии (до.

90%), улучшение показателей комплектования, незначительное снижение текучести кадров было достигнуто за счет админисгративно-репрсссивных методов управления, господствовавших в стране в 30-х — первой половине 50-х гг. XX в.

Каждый переход к новому общественно-политическому устройству страны (февраль, октябрь 1917 г., конец 80-х — начало 90-х гг. XX в.) в очеред ной раз демонстрировал пагубность резкого разрыва с прошлым и недостаточным вниманием к социально-экономическому положению сотрудников милиции. Уровень покупательной способности денежного довольствия сотрудников советской милиции лишь к середине 80-х гг. XX в. достиг покупательной способности нижних полицейских чинов 1913 г. Поэтому развитие рыночных отношений, серьезное расширение сферы занятости, появление новых, хорошо оплачиваемых видов деятельности с этого времени повлекло массовый отток опытных, квалифицированных кадров из МВД. В результате резко понизилась эффективность работы милиции.

Современное состояние правового регулирования денежного довольствия, материально-технического обеспечения и социальной защиты сотрудников милиции не позволяет согласиться с тем, что денежное довольствие, установленное нормативными актами, выплачиваемое в настоящее время, гарантирует сотрудникам милиции достойные условия жизни и привлечение в органы милиции квалифицированного персонала. 83,5% респондентов заявили, что правовое регулирование денежного довольствия, материально-технического обеспечения и социальной защиты сотрудников милиции в настоящее время не позволяют обеспечить органы милиции специалистами (см. приложение 3).

Правовое регулирование денежного довольствия не гарантирует сотрудникам милиции достойного уровня жизни, возможности самореализации и самосовершенствования. Денежное довольствие милиционера расходуется лишь на приобретение продуктов питания, что подтверждают 62,8% опрошенных респондентов. Поэтому многие сотрудники милиции вынуждены искать возможность «дополнителытого материального заработка», обеспечивая тем самым себя и свою семью. 148 (5,4%) сотрудников из 2741 опрошенного подтвердили, что подрабатывают охраной, преподаванием, извозом, продажей сельскохозяйственной продукции, выращенной на приусадебном участке, командировками на Северный Кавказ.

Изучение архивных материалов, других источников показало, что основной причиной большого некомплекта, текучести полицейских и милицейских кадров, их низкого общеобразовательного и культурного уровня, высокого процента правонарушений в полицейской и милицейской среде являлся остаточный принцип в финансировании и обеспечении.

Отнесение содержания полиции (милиции) исключительно на средства местного бюджета создало ситуацию, в которой местное финансирование не могло выступать самостоятельным источником материального обеспечения органов полиции (милиции). Как показывает исторический опыт, местные органы власти в целях экономии бюджета зачастую необоснованно сокращали средства, отпускавшиеся на содержание полиции (милиции), что отрицательно сказывалось на результатах их деятельности. В целях кардинального изменения положения сотрудников милиции необходимо обеспечить правовое регулирование вопросов финансирования милиции только за счет средств государственного бюджета.

Первым шагом к установлению социальной справедливости в отношении сотрудников милиции является уравнивание их денежного довольствия с денежным содержанием государственных гражданских и муниципальных служащих за счет совершенствования оплаты труда в милиции. Так, среднемесячная заработная плата гражданских и муниципальных служащих в 2009 г. составляла: в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти — 24 052 руб.- органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации — 33 321 руб.- органах местного самоуправления с ис-полнительнснраспорядительными функциями — 22 850 руб.1. Повышение денежного довольствия сотрудников милиции до этого уровня создаст качественно новую обстановку при подборе кадров, включая конкурсный отбор, повысит мотивацию и уровень исполнения служебных обязанностей сотрудников.

Можно с уверенностью заявить, что в Российской империи и Советском государстве, служебная деятельность сотрудников полиции (милиции) достойно оценивалась государством лишь в форме поощрений и наград. Поощрения и награды — поучительный пример того, как государство на «вес», в прямом смысле слова, золота и серебра вознаграждало работу сотрудников полиции (милиции) как высших, так и нижних чинов и званий. Существующие в современной России поощрения по своему статусу уступают наградам Российской империи и Советского государства.

Система социальной зашиты полицейских, заложенная в законодательстве Роо.

1 ШЬ: http://www.gks.ru/bgd/fee/b0403ЯssWWW.exe/St&/d03/243.htш сийской империи, связанная с выделением средств на найм жилья, с компенсацией на воспитание детей, предоставлением детям сотрудников полиции возможности обучения в учебных заведениях за счет государственного бюджета, явилась правовой основой их заимствования Советской милицией, а в последующем и Российской. В настоящее время социальная поддержка сотрудников милиции направлена на улучшение их благосостояния, но финансирование крайне ограничено. Выплаты, производимые сотрудникам милиции, не отвечают реальной стоимости найма жилья. Так, при среднем найме жилья от 10 000 руб. до 30 000 руб. в мес., сотрудникам милиции компенсируется сумма от 2700 руб. до 15 000 руб. в мес., даже 50% увеличение указанных сумм при наличии трех иждивенцев не способно обеспечить аренду жилья сотрудникам милиции. Это требует совершенствования нормативных актов, регулирующих вопросы выплат денежной компенсации, связанной с наймом жилых помещений во всех субъектах страны.

Медицинское обеспечение сотрудников полиции Российской империи не имело ведомственного начала, они обслуживались на общих условиях с населением. Лишь с 1864 г. была заложена правовая основа участкового медицинского обслуживания полицейских. Впоследствии это легло в основу диспансерного метода наблюдения в СССР. Ведомственная медицина и медицинское обеспечение сотрудников милиции возникли в начале 30-х гг. XX в., когда органы милиции были переданы в подчинение ОПТУ СССР. В связи с особыми условиями службы в НКВД-МВД уделялось пристальное внимание состоянию здоровья милиционеров. Диспансерный метод позволял выявить у сотрудников милиции ранние стадии развития заболеваний.

Современное медицинское обеспечение сотрудников милиции РФ основывается на сочетании как ведомственного медицинского обслуживания, так и медицинского обеспечения в учреждениях Минздравсоцразвития РФ, что позволяет комплексно подходить к осмотру, освидетельствованию и лечению сотрудников милиции.

Принципы государственного пенсионного обеспечения сотрудников полиции Российской империи заключались в выплате пенсий (за выслугу лет, потери кормильца, болезни (инвалидности), льготного зачета выслуги лет, пособий сотрудникам, пострадавшим при исполнении служебных обязанностей, утратившим трудоспособность, пенсий и пособий детям, чьи родители пострадали или погибли при защите государственного строя. Они явились правовой основой создания пенсионного обеспечения сотрудников милиции в Советском государстве и Российской Федерации.

Правовые основы пенсионного обеспечения в современной России не позволяют достойно жить пенсионеру МВД и членам его семьи, т.к. величина средней пенсии по МВД ниже средней пенсии по стране. В этих условиях становится актуальным создание добровольной дополнительной пенсии за счет отчисления определенного процента из денежного довольствия сотрудников милиции. За это высказалось 41,9% респондентов. Поэтому целесообразно разработать проект Федерального закона РФ «О дополнительном пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу в органах внутренних дел», что улучшит материальное положение сотрудников милиции в послеслужебный период, т.к. объём дополнительной накопительной пенсии будет равняться размеру пенсии, выплачиваемой государством, и даже превосход ить её.

В связи с отсутствием жилья у сотрудников милиции, содержащихся за счет средств местного бюджета и не попадающих под Программу Правительства РФ, гарантирующую выдачу государственных жилищных сертификатов, предлагается создание правового механизма, позволяющего обеспечить данную категорию милиционеров собственным жильем путем совершенствования законодательства Российской Федерации, за счет внесения изменений в ст. 30 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции», дополнив её абзацем 6 следующего содержания: сотрудники милиции, а также их родственники (в случаях, прямо указанных в настоящей статье) имеют право на получение за счет соответствующего бюджета социальных выплат на индивидуальное жилищное строительство в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями, в следующем размере:

1) 75% стоимости жилого помещения — сотрудникам милиции, имеющим 10 и более лет выслуги;

2) 85% стоимости жилого помещения — сотрудникам милиции, имеющим 15 и более лет выслуги;

3) 25% стоимости жилого помещения — родственникам умерших сотрудников милиции, которым была предоставлена социальная выплата в соответствии с пунктом 1;

4) 15% стоимости жилого помещения — родственникам умерших сотрудников милиции, которым была предоставлена социальная выплата в соответствии с пунктом 2.

Неправомерный отказ в назначении социальных выплат может быть обжалован в суде.".

Проведенное исследование показало необходимость всестороннего изучения и учета исторического опыт правового регулирования финансового, материально-технического обеспечения и социальной зашиты органов полиции (милиции). Необходимо учитывать имеющиеся ошибки и использовать позитивный опыт в соответствии со складывающимися в современных условиях возможностями.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-фкз и от3012.2008 № 7-фкз) Текст. / СЗ РФ, 2009, № 4 ст. 445.
  2. Закон РФ от 18.04.1991 г. № 1026−1 «О милиции» (в ред. ФЗ РФ от 29.12.2009 г. № 383-фз) Текст. / Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР, 1991, № 16 ст. 503- Рос. газ. -2010.-№ 100.
  3. Закон РФ от 28.06.1991 г. № 1499−1 «О медицинском страховании граждан в РСФСР» (в ред. ФЗ РФ от 24.07.2009 № 213-фз) Текст. / Ведомосш СНД РСФСР и ВС РСФСР, 1991, № 27 ст. 920- СЗ РФ, 2009, № 30 — ст. 3739.
  4. Федеральный закон РФ от 12.01.1995 г. № 5-фз «О ветеранах» (в ред. ФЗ РФ от0605.2010 г. № 79-фз) Текст. / СЗ РФ, 1995, № 3 ст. 168- Рос. газ. — 2010. — № 48.
  5. Федеральный закон РФ от 20.04.1995 г. № 45-фз «О государственной защитесудей, должностных лиц правоохранительных органов и контролирующих органов» (в ред. ФЗ РФ от 17.07.2009 г. № 164-фз) Текст. / СЗ РФ, 1995, № 17 ст. 1455- 2009, № 29 -ст. 3601.
  6. Федеральный закон РФ от 27.12.1995 г. № 213-фз «О государственном оборонном заказе» (в ред. ФЗ РФ от 01.12.2007 г. № 318-фз) Текст. / СЗ РФ, 1996, № 1 ст. 6- 2007, № 49-ст. 6079.
  7. Федеральный закон РФ от 25.07.1998 г. № 131-фз «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (в ред. ФЗ РФ от 30.12.2001 г. № 194-фз) Текст. / СЗ РФ, 1998, № 31 сг.3809- 2001, № 53(ч.1)-ст. 5030.
  8. Налоговый кодекс РФ (ч. I, И) (в ред. ФЗ РФ от 05.04.2010 г. № 41-фз) Текст. / СЗ РФ, 2000, № 32 ст. 3340- 2010, № 15 — ст. 1737.
  9. Федеральный закон РФ от 06.05.1999 г. № 97-фз «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» Текст. / СЗ РФ, 1999, № 19 ст. 2302.
  10. Федеральный закон РФ от 17.12.2001 г. № 173-фз «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ред. ФЗ РФ от 27.12.2009 г. № 378-фз) Текст. / СЗ РФ, 2001, № 52 (Ч. I) ст. 4920- 2009, № 52 (Ч. I) — ст. 6454.
  11. Федеральный закон РФ от 29.12.2006 г. № 256-фз «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (в ред. ФЗ РФ от 25.12.2008 г. № 288-фз) Текст. / СЗ РФ, 2006, № 1 ст. 19- 2008, № 52(4.1)-ст. 6243.
  12. Указ Президента РФ от 18.09.1993 г. № 1390 «О дополнительных мерах по укреплению правопорядка в Российской Федерации» Текст. / САППРФ, 1993, № 38-сг. 3517.
  13. Указ Президента РФ от 30.05.1994 г. № 1110 «О повышении размера компенсационных выплат отдельным категориям граждан» (в ред. Указа Президента РФ от 17.04.2003 г. № 444) Текст. / САПП РФ, 1994, № 6, — ст. 589- СЗ РФ, 2003, № 16.- ст. 1508.
  14. Указ Президента РФ от 02.03.1994 г. № 442 «О государственных наградах Российской Федерации» (в ред. Указа Президента РФ от 04.12.2009 г. № 1382) Текст. / САПП РФ, 1994, № ю, — ст. 775- СЗ РФ, 2009, № 49 (Ч. Б).- ст. 5922.
  15. Указ Президента РФ от 02.02.1996 г. № 135 «О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства гражданам, выезжающим из регионов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» Текст. / СЗ РФ, 1996, № 6.-ст. 537.
  16. Указ Президента РФ от 28.01.1998 г. № 102 «О президентской программе
  17. Государственные жилищные сертификаты» (в ред. Указа Президента РФ от 26.05.2001 г. № 588) Текст. / СЗ РФ, 1998, № 5.- ст. 567- 2001, № 22.- ст. 2214.
  18. Указ Президента РФ от 25.09.1999 г. № 1270 «Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» Текст. / СЗ РФ, 1999, № 39 ст. 4589.
  19. Указ Президента РФ от 18.02.2005 г. № 176 «Об установлении ежемесячной доплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров» Текст. / СЗ РФ, 2005, № 8 ст. 630.
  20. Указ Президента РФ от 18.02.2005 г. № 177 «О ежемесячном денежном поощрении отдельных категорий военнослужащих и сотрудников, имеющих специальные звания» Текст. / СЗ РФ, 2005, № 8.- ст. 631.
  21. Указ Президента РФ от 30.03.2005 г. № 363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941−1945 годов» Текст. / СЗ РФ, 2005, № 14.-ст. 1220.
  22. Указ Президента РФ от 01.08.2005 г. № 887 «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы» Текст. / СЗ РФ, 2005, № 32.-ст. 3271.
  23. Указ Президента РФ от 18.10.2007 г. № 1373с «О некоторых мерах по обеспечению социальной защиты отдельных категорий пенсионеров» Текст. / СЗ РФ, 2007, № 43.-ст. 5166.
  24. Указ Президента РФ от 30.03.2009 г. № 342 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 25.07.2006 г. № 756 «О единовременном поощрении лиц, проходящих федеральную государственную службу» Текст. / СЗ РФ, 2009, № 14-ст. 1630.
  25. Указ Президента РФ от 24.12.2009 г. № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» Текст. / СЗ РФ, 2009, № 52(4.1).-ст. 6536.
  26. Указ Президента РФ от 24.02.2010 г. № 247 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 65-летием победы в Великой Отечественной войне 1941−1945 годов» Текст. / СЗ РФ, 2010, № 9 ст. 949.
  27. Распоряжение Президента РФ от 15.01.1992 г. № 134 «О мерах по усилению социальной защиты военнослужащих, лиц начальствующего состава органов внутренних дел, пенсионеров из их числа и отдельных категорий граждан» Текст. / СЗ РФ, 1994, № 6,-ст. 589.
  28. Постановление Правительства РФ от 27.08.1992 г. № 638 «Об организации работ по реализации Закона Российской Федерации «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» Текст. / САППРФ, 1992, № 9 ст. 613.
  29. Постановление Правительства РФ от 11.10.1992 г. № 775 «О мерах по усилению социальной защиты военнослужащих внутренних войск и лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, членов их семей» Текст. / САПП РФ, 1992, № 16.-ст. 1245.
  30. Постановление Правительства РФ от 14.10.1992 г. № 783 «О дополнительном повышении денежного содержания военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава» Текст. / САППРФ, 1992, № 16.- ст. 1252.
  31. Постановление СМ-Правительства РФ от 20.06.1993 г. № 595 «О Государственной целевой программе «Жилище» Текст. /САППРФ, 1993, № 28 ст. 2593.
  32. Постановление Правительства РФ от 20.04.1995 г. № 390 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» Текст. / СЗ РФ* 1995, № 19 сг. 1758- 1998, № 44.- сг. 5464- 2000, № 39.- сг. 3865- 2003, № 10.- ст. 902.
  33. Постановление Правительства РФ от 20.01.1998 г. № 71 «О федеральной целевой программе «Государственные жилищные сертификаты» (в ред. постановления Правительства РФ от 08.08.2003 г. № 475) Текст. / СЗ РФ, 1998, № 5.- ст. 615- 2003, № 33.-ст. 3269.
  34. Постановление Правительства РФ от 21.10.2005 г. № 631 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 852 и признании утратившими силу отдельных решений Правительства Российской Федерации» Текст. / СЗ РФ, 2005, № 44.-ст. 4557.
  35. Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 857 «О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти» Текст. / СЗ РФ, 2007, № 1. (Ч. П).- сг. 306.
  36. Постановление Правительства РФ от 31.01.2008 г. № 35 «О повышении в 2008 году денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральныхорганов исполнительной власти» Текст. / СЗ РФ, 2008, № 5 ст. 412.
  37. Постановление Правительства РФ от 23.07.2009 г. № 603 «О повышении в2009 году денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти» Текст. / СЗ РФ, 2009, № 30 ст. 3839.
  38. Постановление Правительства РФ от 16.12.2009 г. № 1024 «Об индексации в2010 году размеров компенсации и иных выплат гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Текст. / СЗ РФ, 2009, № 52 (4.1).-ст. 6561.
  39. Закон Красноярского края от 27 сентября 1996 г. № 11−339 «О социальной норме площади жилья на территории Красноярского края» Текст. / Красноярский рабочий, 1996, №№ 199,200- 1998, № 71.
  40. Ведомости Съезда Народных Депутатов СССР и Верховного Совета СССР. -1989. № 9. — Ст. 222, — № 29. — Ст. 576- - 1990. — № 23. — Ст. 414- - 1991. — № 12. — Ст. 319.
  41. Приказ МВД РФ от 25.01.1997 г. № 50 «Об учреждении нагрудного знака «За отличие в службе ГИБДД».
  42. Приказ МВД РФ от 07.11.1998 г. № 722 «Об учреждении нафудного знака «Почетный софудникМВД». ' '
  43. Приказ МВД РФ от 20.04.1999 г. № 300 «О выплате сотрудникам органов внутренних дел, имеющим право на пенсию, ежемесячной? доплаты» Текст. // БНА. -1999. № 29.
  44. Приказ МВД РФот 02.08:1999 г. № 574 «Об учреждении нафудногознака ДТЗИ МВД России «За отличие».
  45. Приказ МВД РФ от 16.12.1998 г. № 825 «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья в системе МВДРФ» Текст. // БНА. -1999. № 7.
  46. Приказ МВД РФ от 31.03.2000 г. № 333 «Об учреждении нафуднош знака «Участник боевых действий».
  47. Приказ МВД РФ от 14.06.2000 г. № 633 «Об учреждении нафудныхзнаков».
  48. Приказ МВД РФ от 24.01.2001 г. № 50 «Об учреждении медалей МВД РФ».
  49. Приказ МВД России от 11.06.2002 г. № 555 «О Почетной фамоте Минисгерства внутренних дел Российской Федерации и Благодарности Министра (заместителей Министра) внутренних дел Российской Федерации».
  50. Приказ МВД РФ от 05.06.2002 г. № 542 «200 лет МВД России».
  51. Приказ МВД РФ от 05.07.2002 г. № 641 «Об учреждении медали МВД РФ».
  52. Приказ МВД РФ от 25.07.2002 г. № 707 «Об учреждении нагрудного знака «200 лет МВД России».
  53. Приказ МВД РФ от 14.08.2002 г. № 777 «Об утверждении Инструкции о порядке присвоения (подтверждения)' квалификационных званий сотрудникам органов внутренних дел РФ» Текст.//БНА РФ- 2002.-№ 42.
  54. Приказ МВД России от 02.12.2004 г. № 795 «О выплате сотрудникам органов внутренних дел ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специапь-ный режим службы» Гексг. //БНА. 2004. — № 44.
  55. Приказ МВД РФ от 11.06.2005 г. № 466 «За разминирование».
  56. Приказ МВД РФ от 21.04.2008 г. № 355 «Об учреждении медали МВД РФ».
  57. Приказ МВД РФ от 11.11.2008 г. № 970 «За заслуги в авиации».
  58. Приказ МВД РФ от 06.05.2009 г. № 347 «100 лет кинологическим подразделениям МВД России».
  59. Материалы, собранные для высочайше утверждённой комиссии о преобразовании губернских и уездных учреждений. Отдел полицейский. Часть П. Действующее законодательство. Отделение I. Приложения к §§ 8 и 9. СПб. 1871.
  60. Устав о пенсиях и пособиях Текст. // СЗ PK Т. Ш. 1896.
  61. Положение об особых преимуществах гражданской службы в отдаленных местностях, а также в губерниях западных и царства Польского. Том 3 СПб., 1906. С. 314.
  62. Материалы П-о Всероссийского съезда административных работников (23−30 апреля 1928 г.). Стенограмма М., 1929 — С. 342.
  63. Сборник приказов и циркуляров Главного управления рабоче-крестьянской милиции при СНК РСФСР М., 1931. — № 6.1400 труде и заработной плате служащих. Сборник указов, постановлений и положений М, 1946. — С. 321.
  64. Инструкция по диспансерному методу работы в лечебно-профилактических учреждениях системы МВД СССР. Управление медицинской службы МВД СССР М.: МВД СССР, 1972.-С. 45.
  65. Действующие распоряжения по милиции М.: НКВД РСФСР, 1928. — С. 632.
  66. Монографии, пособия и научные статьи
  67. , O.A. Льготы и привилегии службы в Сибири в XIX веке. Текст. / O.A. Авдеева // Закон и право. 2007. — № 12. — С. 40−42
  68. , Ю.Е. Полиция и милиция в механизме обеспечения государственной власти в России: теория, история, перспективы. Текст. / Ю. Е. Аврутин. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. С. 501
  69. , С.А. Министерство внутренних дел. Исторический очерк. Текст.
  70. СЛ. Адрианов. СПб.: Типофафия Министерства внутренних дел, 1901. С. 237
  71. , ИЕ. Полицейское право T. I. Текст. / И. Е. Андреевский. -СПб., 1874. С. 365
  72. , АЛ. Курс государственного благоустройства (Полицейское право) Ч. I. Текст. / АЛ Антонович. Киев, 1890. С. 246
  73. , ТВ., Атоян, ИМ., Кравченко, А.И., Сапов, В.В., Тюрина И. О. Антология социально-экономической мысли в России. Дореволюционный период. Текст. / Под ред. А. И. Кравченко. СПб.: РХГИ, 2000. С. 832
  74. , К.С. Полицейское право. Текст. / К. С. Вельский. М: Дело и Сервис, 2004. С. 816
  75. , СВ. Советская милиция России. Организация советской рабоче-крестьянской милиции РСФСР и её деятельность по охране революционного порядка (1917−1920 гг.). Текст. / СВ. Биленко. М.: Академия МВД СССР, 1976. С. 96
  76. Белявский, Н. П Полицейское право (Административное право). Текст. / RH Белявский. Петроград, 1915. С. 235
  77. , A.B. Дугин А.Н, Малыгин АЛ. Полиция и милиция России: страницы истории. Текст. / A.B. Борисов, А. Н. Дугин, АЛ. Малыгин. М., 1995. С. 215
  78. , НХ. Полицейское право в П-х тт. Текст. / Н. Х. Бунге. Киев, 1877. С.145
  79. , C.B. Полицейское право. Текст. / C.B. Ведров. СПб., 1904. С. 260
  80. , И.П. Санкт-Петербургская столичная полиция и градоначальство. Краткий исторический очерк. Текст. / И. П Высоцкий. СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1903. С. 456
  81. , КК. Введение в курс полицейского права. Текст. / К.К. Гат-тенберг. Харьков, 1905. С. 342
  82. , К. Опыт гражданской медицинской полиции, примененной к законам Российской империи. Текст. / К. Гелинг.-Вильно, 1912. С. 126
  83. , В.М. Лекции по полицейскому праву. Текст. / В. М. Гессен. М., 1908. С. 225
  84. , В.И., Гонюхов, С.О. Российская полиция в мундире. Текст. / В. И. Горобцов, С. О. Гонюхов. М: Рейтар, 2000. С. 112
  85. , A.B., Зубов, RH. Полицейское право. Ч. I. Полиция государств дальнего зарубежья и международное полицейское сотрудничество. Текст. / A.B. Губанов, И. Н Зубов. Омск, 2000. С. 200
  86. , П.Н. Права и обязанности городской и земской полиции и всех вообще жителей Российского государства, по их состояниям в отношении к полиции. Текст. / ПН Гуляев. СПб.: Типография TL Кузнецова, 1826. С. 320
  87. , В.Ф. Полицейское право. Текст. / В. Ф. Дерюжинский. Петроград: Сенатская типография, 1917. С. 530
  88. , Т.И. Основные направления деятельности полиции дореволюционной России по охране феодального и буржуазного общественного порядка. Текст. /Т.Н. Желудкова. М., 1977. С. 45
  89. , Г. В. «От Великого Октября до наших дней». Текст. / Г. В. Зуев. Советская милиция. 1962. -№ 11.
  90. Евреинов, В Л Гражданское чинопроизводство в России: Исторический очерк. Текст. /В.И. Евреинов. СПб., 1887. С. 340
  91. , В.В., Цашрели, К.С. Конспект административного (полицейского) права Текст. /ВВ. Ивановский, КС. Цагарели. Харьков, 1915. С. 320
  92. , BP. Опыт юридической науки полицейского права Ч. I. Основные положения. Материальное полицейское право. Текст. / В. Г. Иозефи. Могилев-Подольский, 1902. С. 258
  93. , НА., Храпов, ИС. ГАИ 60 лет: История. Воспоминания. Очерки. Текст. / H.A. Искрина, ИС. Храпов. — М.: Объединенная редакция МВД России, 1996. С. 462
  94. Кизилов, ИИ НКВД РСФСР (1917−1930 it.). Текст. / ИИ Кизилов. М.: Высшая школа МВД СССР, 1969. С. 158
  95. , C.B., Поляков, И.Ю. Полицейское законодательство Российской империи: развитие, становление, систематизация. Текст. / CJB. Кодан, И. О. Поляков. Екатеринбург: Зерцало-Урал, 2000. С. 220
  96. Колодкин, JIM., Косгылев, А. О. Прохождение службы чинами полиции и жандармерии Российской империи в конце XIX нач. XX вв. Текст. / JIM. Колодкин, АО. Косгылев. М., 1996. С. 150
  97. , А.П. Государство, рожденное Октябрем. Текст. / А. П Косицын. -М, 1987. С. 250
  98. , АЛ. Яковлева, ЕЛ. Из народа и для народа Текст. / АЛ. Малыгин, Е. И Яковлева М.: ДОСААФ СССР, 1988. С. 256
  99. , АЛ., Мулукаев, P.C., Чернышев, Б.В., Лобанов, АБ. Полиция России: Документы и материалы. 1718−1917 гг. Текст. / АЛ. Малыгин, P.C. Мулукаев, Б. В1 Чернышев, A.B. Лобанов. Саратов. 2002. С. 300
  100. Материалы I Астраханского губернского съезда начальников уездных милиций. Стенограмма Астрахань, 1919. С. 346
  101. Материалы I Всероссийского съезда работников милиции. Отчет М.: НКВД РСФСР, 1922. С. 400
  102. Меерович, М: Г. Наказание жилищем: Жилищная политика в СССР как средство управления людьми 1917−1937. Текст. /М.Г. Меерович. М.: Роспэн, 2008. С. 303
  103. , P.C. Полиция в России (IX в нач. XX в.). Текст. / P.C. Мулукаев. -Нижний-Новгород, 1993. С. 103
  104. АЕ. Учение о внутреннем управлении (Полицейское право). Текст. / АЕ. Назимов. Одесса: Типо-литография Штаба Одесского военного округа, 1893. С. 316
  105. Новгородские полиция, милиция и органы внутренних дел 1733−2000 тт. Сборник документов и материалов Великий Новгород, 2001. С. 678
  106. В., Кудрявцев Д., Очкур Р., Русская полиция. Текст. / В. Пиотровский, Д. Кудрявцев, Р. Очкур. М.: ACT- СПб.: Асгрель-СПб, 2007. С. 351
  107. Первые годы Ленинградской милиции 1917−1922 гг. (сборник документов) -Ленинград, 1967. С. 321
  108. , В.И., Долженкова, Т.Д. Министерство внутренних дел: задачи^ функции, структура. Текст. / В. И. Полубинский, Г'.Д. Долженкова. М.: ВНИИ МВД России, 2002. С. 122
  109. , С.И., Ярмыш, АН. Губернаторы и генерал-губернаторы. Текст. / СЛ Посохов, А. Н Ярмыш. Харьков, 1997. С. 240-
  110. , И.Т. Книга о скудости и богатстве: Текст. / И. Т. Посошков. М.: Наука, 2004. С. 410
  111. Правящая Россия. Полный сборник сведений о правах и обязанностях административных учреждений и должностных лиц Российской империи от Государственного совета до сельского старосты СПб., 1904. С. 780
  112. , М.А. Духовная полиция в России. Текст. 7 М. А. Рейснер. СПб.:. Товарищество М. О. Вольф, 1909. С. 108
  113. , М.А. История наград и знаков в МВД России (1802−2002). Текст. / М. А. Рогов. М.: Collector’s Book, 2004. С. 544
  114. , В., Кокорев, А. Москва повседневная. Очерки городской жизни начала XX века. Текст./В. Руга, А. Кокорев.-М.: Олма-Пресс, 2006. С. 512
  115. Сухарев, А Владимирская милиция. Прошлое и современность 1802−2002 годы. Текст. / А. Сухарев. Владимир: Реко, Союзконтракг, 2002. С. 333
  116. , ИТ. Личное задержание как полицейская мера безопасности. Ч: 11. Полицейский арест в России. Текст. /И.Т. Тарасов. Ярославль, 1886. С. 300 196: Трифонов, A. А Полицейское право- Текст. / A.A. Трифонов.-СПб., 1886. С.
  117. , ПН. Высочайшие награды. Наградные правила, Высочайше утвержденные 01.02.1898 г. Текст. /Н.Н. Трофимов. Петроград, 1916. С. 200
  118. ХШ съезд РКП (б). Май 1924. Стенографический отчет М., 1963. С. 456
  119. Фаизова, ИЛЗ. Материалы герольдмейстерской конторы о реализации Манифеста о вольности дворянства в практике дворянской службы Текст. / И. В. Фаизова // Чтения памяти В. Б. Кобрина: Тезисы доклада и сообщений, Москва 1992 г. М, 1992. С. 20−30
  120. Фельзер, А Полицейское право. Социальная политика государства. Текст. /
  121. A. Фельзер. Казань: типо-литография ИВ. Ермолаевой, 1907. С. 131
  122. Фукс, В Я. Суд и полиция. Текст. /В Л. Фукс. М., 1889. С. 150
  123. , Я.В. Очерк истории медицинской полиции в России. Текст. / Л. В. Ханыков. СПб.: Типография Министерства внутренних дел, 1851. С. 114
  124. Чугтров, А. И Полицейское право. Текст. / А. И Чупров. -М., 1886. С. 167
  125. , В.М. Государственная служба в милиции НКВД РСФСР (становление и развитие правовых и организационных основ). Текст. / В. М Шамаров. М.: Академия управления МВД РФ, 1999. С. 320
  126. Шеймин, ПН Учебник права внутреннего управления (полицейского права). Текст. /П.Н. Шеймин. СПб.: типография НА Лебедева, 1897. С. 400
  127. , В .А. Полицейская реформа в России в 60-х rr. XIX в. Текст. /
  128. B.А. Шелкопляс. Минск: Минская высшая школа МВД СССР, 1981. С. 49
  129. , Н.А. История Советской милиции. Текст. / НА. Щелоков. М.: Академия МВД СССР, 1977. С. 346
  130. Шинджикашвили, Д. И Сыскная полиция царской России в период империализма Текст. / Д. И. Шинджикашвили. Омск, 1973. С. 100
  131. , ММ. Полицейское право, как самостоятельная отрасль правоведения. Текст. / ММ. Шпилевский. Одесса, 1875. С. 167
  132. , О.О. Русское полицейское право. Текст. / О. О. Эйхельман. Киев: типография газеты «Киевское слово», 1898. С. 32
  133. Яворский, НД, Дерюжинский, В. Ф. Полицейское право. Текст. / Н. Д Яворский, В. Ф. Дерюжинский. СПб.: типография «Товарищества Художественной печати», 1909. С. 96
  134. Янжул, ИИ Полицейское право. Текст. / ИИ. Янжул. М.: литография Зе-ленкова, 1888. С. 295
  135. , В.А. Социальная политика Российского государства и состояние кадров органов охраны правопорядка и борьбы с преступностью (нач. XX. в. нач. XXI в.). Текст. / В. А. Якушев. М.: Академия управления МВД РФ, 2006. С. 90
  136. , В.А. Правовые основы эмеритальной кассы военно-сухопугного ведомства в Российской империи: история становления, развитие, перспективы Текст. / В. А. Якушев // Актуальные проблемы Российского права. 2009. — № 2. — С. 85−91
  137. , В.А. Правовое регулирование деятельности эмеритальных касс в Российской империи Текст. / В .А. Якушев // Правовое государство: теория и практика. -2009. № 2 (16). — С. 82−85
  138. Диссертации, авторефераты диссертаций
  139. Абдрахманов, А. И Место и роль НКВД в государственном механизме Башкирской Советской автономной Республики, 1919−1925 гг. Текст.: дисс. канд. юрид. наук: 12.00.01 / Абдрахманов Альберт Ильдусович. -М., 2000. С. 171
  140. , А.О. Совершенствование системы стимулирования труда сотрудников органов внутренних дел: Теоретический и организационно-правовой аспекты Текст.: диссканд. юрид. наук: 12.00.11/ Адян Арам Оганесович. М., 2006. — С. 222
  141. , С.А. Правовые основы расходов на пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск в системе МВД России Текст.: дисс. канд. юрид. наук: 12.00.14 / Алешина Светлана Анатольевна. М. 2007. — С. 207
  142. , С.Ю. Социальная и правовая защищенность сотрудников органов внутренних дел: Вопросы теории Текст.: дисс. канд. юрид. наук: 12.00.01 / Анохина Светлана Юрьевна. М, 2006. — С. 224
  143. C.B. Советская милиция в защите социалистического отечества, 1941−1945 Текст.: диссдокг. юрид. наук: 12.00.01 / Биленко Семен Владимирович. 1. М, 1983.-С. 329
  144. , С.Е. Кадровое обеспечение полицейских органов в Российской империи (историко-правовой аспект) Текст.: дисс. канд. юрид. наук: 12.00.01 / Бойкеева Светлана Евгеньевна. СПб., 2001. — С. 202
  145. , A.B. Организационно-правовые основы деятельности полиции по борьбе с преступностью в Казанской губернии 1862−1917 тт. Текст.: дисс. канд. юрид. наук: 12.00.01 /Васильев Александр Владимирович. М., 2008. — С. 218
  146. , A.C. Обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел Текст.: дисс.. канд. юрид. наук: 12.00.03 / Венедиктов Андрей Сергеевич. СПб., 2005. — С. 191
  147. , СЛ. Организация и деятельность полиции Черноземного центра России в 1901—1917 гг.. Текст.: дисс. канд. ист. наук: 07.00.02 / Главинская Светлана Николаевна. Курск, 2006. — С. 297
  148. , НИ. Полиция российской провинции в XIX веке (На примере Курской губернии) Текст.: дисс. канд. ист. наук: 07.00.02 / Горлова Наталья Ивановна. -Курск, 2005.-С. 240
  149. , Ю.А. Полиция России в пореформенный период: Комплектование, профессиональная подготовка и социальная защищенность, историко-правовой аспект
  150. Текст.: диссканд. юрид. наук: 12.00.01 / Ершов Юрий Александрович. СПб., 1998.-С. 238
  151. , Т.И. Деятельность ЦКК и РКИ по совершенствованию милициии ИГУ (1923−1928 гг.) Текст.: диссканд. юрид. наук: 12.00.01 / Желудкова Т. И. М., 1978.-С. 189
  152. , JI.B. Социальная функция государства по охране и укреплению здоровья населения и её реализация в РФ Текст.: дисс.. докг. юрид. наук: 12.00.02, 12.00.01 / Жильская Людмила Валентиновна СПб., 2006. — С. 292
  153. , В.Е. МВД России, 1800 март 1917. Структура, функции, место в государственном механизме Текст.: дисс. .канд. юрид. наук: 12.00.01 / Иваневский Вадим Евгеньевич. -М., 2001. — С. 243
  154. , A.B. Департамент полиции Министерства внутренних дел Российской империи (1880−1917 гг.) Текст.: дисс. канд. юрид. наук: 12.00.01 / Иванов Андрей Викторович. М., 2001. — С. 230
  155. , П.В. Государственная поддержка в современной России: Общеправовые и прикладные аспекты Текст.: дисс.. канд. юрид. наук: 12.00.01 / Ковалев Павел Владленович. Нижний Новгород, 2004. — С. 227
  156. , А.О. Организационно-правовые аспекты работы с кадрами полиции и жандармерии Российской империи, 1880−1917 гг. Текст.: дисс.. канд. юрид. наук: 12.00.01 / Костылев Алексей Олегович. М., 2000. — С. 231
  157. , Л.З. Чинопроизводство в России в XV начала XX вв.: Историко-правовой аспект Текст.: дисс.. канд. юрид. наук: 12.00.01 / Левин Лев Залманович. -СПб., 2004.-С. 161
  158. , XX. Государственная кадровая политика в России и её реализация в органах внутренних дел (исторический и организационно-правовой аспект) Текст.: дисс. докг. юрид. наук: 12.00.01 / ЛойтХилларХарриевич. СПб., 1998. С. 370
  159. , А.Я. Развитие кадровой функции органов милиции в период строительства социализма в СССР (1917−1936 гг.) Гексг.: дисс.. канд. юрид. наук: 12.00.01 /Малыгин Александр Яковлевич. М., 1980. — С. 219
  160. , ТЛ. Сыскная полиция в России во второй половине ХЗХ начале XX в. Текст.: дисс.. канд. юрид. наук: 12.00.01 / Матиенко Татьяна Львовна. — М, 1999.-С. 200
  161. , СБ. Пенсионное обеспечение работников правоохранительных органов (Правовые вопросы) Текст.: дисс.. канд. юрид. наук: 12.00.05 / Наймушин Сергей Владимирович. Екатеринбург, 2002. — С. 233
  162. , А.В. Механизм правового регулирования правоохранительной деятельности МВД России в конце XIX начале XX века (историко-правовой аспект) Текст.: дисс.. канд. юрид. наук: 12.00.01 / Рыгченко Андрей Васильевич. — СПб., 2001.-С. 168
  163. , А.Е. Отдельный корпус жандармов в системе Министерства внутренних дел дореволюционной России (1880−1917) {Текст.: автореф. дисс.. канд. юрид. наук: 12.00.01 / Скрипилев А. Е. М., 1987. — С. 26
  164. , М.И. Становление регулярной полиции в России (1718−1741) Текст.: автореф. дисс.. канд. юрид. наук: 12 710 / Сизиков Михаил Иванович. -Свердловск, 1972. С. 25
  165. Шамаров, В. М Государственная служба в милиции НКВД СССР (становление и развитие правовых и организационных основ) Текст.: дисс.. докт. юрид. наук: 12.00.01 /Шамаров Вячеслав Матвеевич. М., 1999. — С. 3421. Периодические издания
  166. Журнал МВД РИ- СПб. 1854. Ст. 58- - 1856. — Ст.Ст. 1,14- -1861. — Сг.Сг. 1,10
  167. Сборник циркуляров и инструкций МВД за 1865−66 гг. СПб. 1873
  168. Врачебно-санитарная хроника г. Москвы М., 1916. — №№ 3−4
  169. Весшик полиции СПб., 1909. — № 6- - 1910. — №№ 4,7,8,11,15,25,32,34,39, 50- -1915. — №№ 5,23,42- - 1916. — №№ 14,31,36,48
  170. Свободная Сибирь Омск, 1918. — № 17
  171. Сибирская Жизнь Красноярск, 1919. — № 31
  172. ВесгникНКВД РСФСР М, 1918. — № 17- - № 24
  173. Красное знамя. 1922.02 июн.252. Новый путь. 1923. — № 4
  174. Будь на страже. -1924. №№ 2,3254. На посту. 1925. — № 5
  175. Советская работа М., 1925. — №№ 2,5
  176. Бюллетень НКВД РСФСР М., 1926. — №№ 11,17,21- -1927. — № 32- - 1929. -№№ 25,30,31- - 1930. — №№ 25,27
  177. Административный вестник М., 1927. — №№ 10,11 258. Округ. 1928. — № 9. С. 59
  178. На боевом посту М, 1934. — 10 февр.- -1946. — 19 мая260. Правда- М, 1945. -19 авг.
  179. Вестник МВД России М., 1998. — № 1
  180. Щит и меч М, 1999. -14 янв.
  181. Документы государственных архивов России
  182. Государственный архив Российской Федерации Ф. 259. Оп. 13, Д. 45, ЛЛ. 6,28,37- Д. 124, Л. 1
  183. Ф. 374. Оп. 6. Д. 301. Л. 100−102
  184. Российский государственный архив социально-политической истории Ф. 76. Оп. 3. Д. 263. Л. 14- Д. 6. Л. 1−5
  185. Российский государственный исторический архив Ф. 142. Оп. 8. Д. 237. Л. 15
  186. Ф. 73. Оп. 1. Д. 2. Л. 29- Д. 4. Л. 6- Д. 67. Л. 76
  187. Главный информационно-аналитический центр МВД России
  188. Ф. 162. On. 1. Ед. хр. № 9. Д. 73. ЛЛ. 32−60- Ед. хр. 16. Д. 73. ЛЛ 121,227−228- Ед. хр. 19. ЛЛ 1−340- Ед. хр. 23. Д. 73. ЛЛ 19−22- Ед. хр. 29. Д. 73. ЛЛ 7−8- Ед. хр. 45. Д. 73. Л.Л. 183−184- Ед. хр. 47. Д. 73. Л 7- Ед. хр. 250. Д. 73. ЛЛ 209−210
  189. Ф. 163. On. 1. Ед. хр. 9. Д. 73. Л. 32−60- Ед. хр. 16. Д. 73. Л. 121- Ед. хр. 19. Д. 73. ЛЛ 1−340- Ед. хр. 47. Д. 73. Л. 7- Ед. хр. 250. Д. 73. ЛЛ. 209−210
  190. Центральный государственный архив Московской области
  191. Ф. 66. Оп. 1. Д. 363. Л. 10- Оп. 12. Д. 651. Л 7- Ф. 854. Он. 1. Д. 51. Л. 10
  192. Центральный архив Нижегородской области Ф.269. Оп. 1. Д. 17. Л. 260
  193. Национальный архив Республики Карелия Ф. 99. Оп. 1. Д. 23. Л. 1
  194. Государственный архив Саратовской области Ф. 385. Оп. 2. Д. 330. Л. 8
  195. Государственный архив Томской области Ф. 173. Оп. 1. Д. 947. Л 49
  196. Государственный архив Новгородской области Ф. 289. Оп. 1. Д. 436. Л. 2
  197. Ф. 1. Оп. 2. Д. 116. Л. 32
  198. Архив Минусинского краеведческого музея имени НИ. Мартьянова Ф. 21. Оп. 4. Д. 616. ЛЛ. 34−45
  199. Муниципальное учреждение Минусинский архив Красноярского края Ф. 8. Оп. 4. Д. 616. Л. 8- Оп. 1. Д. 3. ЛЛ 121−124,141- Д. 109. ЛЛ. 48,881. Сетевые ресурсы
  200. Сведения об уровне жизни в России. Режим доступа: // http://thewallsл"u/annals/gaaga.htm. Дата обращения: 25.02.2010 г.
  201. Приказ МВД России от 20 июля 1998 г.№ 441 «Об утверждении Положения о наградном оружии в системе МВД России». Режим доступа: // http://www.dko-mvd.ru/index-1359.html. Дата обращения: 17.03.2010 г.
  202. Средняя заработная плата в России в 2006 году. Режим доступа. //http://www.gks.ru^ld010Z4−02.doc. Дата обращения: 21.03.2010 г.
  203. Средний размер назначенной пенсии в России. Режим доступа // http^/www.gks.ш/bgd/шgl/bl002/ssWWWd010/4−03.doc. Дата обращения 21.03.2010 г.
  204. Среднемесячная начисленная заработная плата гражданских и муниципальных служащих в России в январе. Режим доступа //1. Дата обращения2103.2010 г.
  205. Л.Ф. Чиновник на службе в конце XVII середине XIX века. Режим доступа // ЬОр’У/ргосигетеп! е-таг^ешеп! ги/51а1еапа1уйс5-Ы:з1огу 1 .Ыт. Дата обращения 03.04.2010 г.
  206. Среднемесячная денежная заработная плата рабочих и служащих по отраслям народного хозяйства Режим доступа. // Ьйр^1с.асааеш1с.ги/а1с.ш^8е/129 037/%1Х)о/оА1%т%А1%ЕЮ%А 1%ЕЮ%А0. Дата обращения 04.04.2010 г.
  207. Шифровки с мест. Режим доступа // http: ogoniok.com/5006/22/. Дата обращения 05.04.2010 г.
Заполнить форму текущей работой