Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Малое предпринимательство в контексте преодоления последствий глобального кризиса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ теоретико-методологических подходов и эмпирических исследований к изучению предпринимательства в отечественной социологии показал, что данный феномен является недостаточно изученным как в теоретическом, так и в эмпирическом плане. Рассмотренные основные направления формирования представлений о предпринимательстве подтверждают методологическую несостоятельность чисто экономического подхода… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические предпосылки исследования предпринимательства в контексте преодоления последствий глобального кризиса
    • 1. 1. Концептуальные основы социологического анализа ключевых аспектов малого предпринимательства
    • 1. 2. Социокультурные факторы формирования отечественного предпринимательства в контексте преодоления последствий глобального кризиса
  • Глава 2. Развитие малого предпринимательства региона в контексте преодоления последствий глобального кризиса
    • 2. 1. Влияние социокультурной среды региона на развитие малого предпринимательства
    • 2. 2. Современное состояние малого предпринимательства в регионе как субъекта рыночных отношений
    • 2. 3. Основные направления совершенствования предпринимательских отношений в условиях российского региона

Малое предпринимательство в контексте преодоления последствий глобального кризиса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Интерес к изучению предпринимательства в России, обращение к его социологическому анализу предопределены важностью и необходимостью осознания той роли, которую предпринимательство играет в трансформации современного общества, в становлении социально-ориентированного рыночного хозяйства и в целом в формировании демократического общества в России.

Малый бизнес особенно в условиях мирового экономического кризиса чрезвычайно эффективен как форма предпринимательской5 деятельности во многих секторах экономики, обеспечивающих занятость населения и требующих эффективного управления, быстрого реагирования на изменения рыночной конъюнктуры, энергичного внедрения современных технологийВместе: с. тем, предприятия малого бизнеса в условиях финансово-экономического кризиса. являются не только" универсальной формой реализации занятостипо сравнению с другими структурами, но и основой для формирования5 социального слоя-. заинтересованного в политическойстабильности и повышений качества человеческого капитала/.

Мировой опыт государств с рыночной экономикой показывает, что в. странах, где есть, большие предприятиям и корпорации, значительная часть валового продукта' создается большим количеством малых предприятийОни-являются не только гарантами гибкости и динамичности экономики, мощным средством постоянной корректировки и сохранения структуры производства, которое удовлетворяет потребности населения^ в работе, заработной ^ плате, социальных услугах, но и той сферой, которая дает возможность государству разрешать социальные проблемы, а гражданам — самореализоваться, на личностном уровне.

Малое предпринимательство^ являясь самой массовой формой предпринимательской деятельности, призвано эффективно воздействовать на решение актуальных задач глобального общественного значенияК таким задачам относятся: 1) вовлечение в активную экономическую деятельность все большего числа людей и тем самым сокращение числа безработных- 2) использование мобильной природы малого предпринимательства и заполнение им открытых ниш в производствах дефицитных товаров и услуг;

3) расширение конкурентной среды и ослабление монопольных тенденций;

4) формирование широкого слоя мелких собственников и обеспечение на их основе условий для создания среднего класса как гаранта не только экономической, но и социальной стабильности в обществе.

Становление и развитие малого предпринимательства является сложным социально-экономическим явлением и обусловливается происходящими глубокими изменениями в сфере социокультурных отношений, поскольку трансформация последних взаимодействует со всеми основными сторонами социальной жизнедеятельности людей: этическими и моральными нормами, материальными и духовными ценностями, нормами экономического и социального поведения, менталитетом, обычаями, психологией. Поэтому актуальной представляется попытка рассмотрения процесса развития малого предпринимательства в контексте преодоления последствий глобального экономического кризиса, что и определяет выбор темы настоящего диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Интерес к феномену предпринимательства возник в отечественной литературе с началом рыночных реформ. Поставленные перед страной социально-экономические задачи объективно сосредоточили первоначальное внимание ученых на теоретических и методологических аспектах исследования предпринимательства, выявлении его роли и места в преобразовании российского общества. Это направление было исследовано в фундаментальных работах В. С Автомонова, А. И. Агеева, A.B. Безгодова, A.B. Бусыгина, A.A. Возмителя, H.H.* Зарубиной, Т. И. Заславской, А. И. Кравченко, Н. Я. Павлюка, В. В. Радаева, С. Н. Рохмистрова, Р. В. Рыбкиной, Э. Н. Фетисова, Ф. И. Шамхалова, О. Н. Шкаратана и других.

Здесь ученые опирались, прежде всего, на классические работы М. Вебера, В. Зомбарта, П. Друкера, И. Кирцнера, Ф. Найта, Т. Парсонса, Ж.-Б. Сэя, А. Смита, Ф. Хайека, Й. Шумпетера, а равно как и на имеющийся национальный опыт развития предпринимательства, накопленный в России до 1917 года. Все это способствовало разработке в сравнительно короткие сроки теоретических оснований современной организации российского делового хозяйствования.

Объектом пристального внимания многих ученых стало также и малое предпринимательство. Важный вклад в его изучение внесли Ю. П. Анискин,.

A.О. Блинов, A.B. Виленский, В. Я. Горфинкель, М. Г. Лапуста, А. Орлов,.

B.А. Рубе, O.A. Смирнов, Ю. Л. Старостин, Э. А. Уткин, А. Ю. Чепуренко, В. А. Швандар и другие. Они обосновали определяющее значение малого предпринимательства в развитии социального рыночного хозяйства.

Социальные факторы становления малого и среднего предпринимательства рассматриваются в работах А. К. Казанцева, М. Г. Лапусты, В. В. Радаева, А. Ю. Чепуренко, Е. Г. Ясина, Ю. В. Зиньковского, М. В. Кочановского.

В последние годы активизировались исследования в области изучения широкого спектра проблем культуры предпринимательства. Здесь следует отметить серьезные публикации А. И. Агеева, Р. Г. Апресяна, В. И. Бакштановского, И. Н. Макашова, В. Г. Макеевой, Ю. Ю. Петрунина и В. К. Борисова, Ю. В. Согомонова, В. В. Томилова, П. Н. Шихирева. Большой интерес представляют работы, посвященные рассмотрению психологической и социокультурной характеристики предпринимательства (авторы H.H. Зарубина, Т. З. Козлова, А.И. Кравченко).

В связи с происходящими кардинальными изменениями социально-экономического фундамента общества важное значение приобрел детальный анализ процессов социального структурирования. Появились работы, в которых предпринимательство рассматривается как элемент социальной структуры. Среди них следует назвать монографические исследования и многочисленные статьи З. Т. Голенковой, Т. И. Заславской, В. И. Ильина, Ю. Л. Качанова, В. В. Радаева, Р. В. Рыбкиной, О. Н. Шкаратана и других. Процесс возникновения новой социальной группы российских предпринимателей отражен в работах JL Бабаевой и JI. Нельсон, A.B. Виленского, В. Гимпельсона, О. В. Крыштановской, Н. И. Лапина, Р. В. Рыбкиной, Н. Шматко и других.

Следует отметить, что, несмотря на большое количество появившихся научных публикаций по рассматриваемым проблемам, многие актуальные вопросы сферы предпринимательской деятельности продолжают оставаться недостаточно раскрытыми. Особенно это относится к той группе вопросов, которые связаны с освещением роли и места малого предпринимательства в процессах осуществления социокультурной динамики. Утверждение, что предпринимательство является движущей силой социально-экономических изменений, стало азбучной истиной в российском обществе. Однако круг рассматриваемых вопросов, при этом связывается, как правило, с обоснованием лишь экономической активности и инновационного потенциала предпринимательства. Между тем путь, по которому пошли российские реформы, актуализировал и другие стороны этой проблемы. Трудности и замедление темпов социально-экономического реформирования заставили ученых обратить внимание на институциональные аспекты развития предпринимательства. В этом плане первостепенное значение, по мнению автора, приобретает всестороннее исследование процессов функционирования малого предпринимательства в связи с преобразующейся системой отношений в социокультурной среде России, что позволяет глубже понять феномен предпринимательства и осуществить ускорение проводимых в стране реформ.

Целью диссертационного исследования является обоснование и разработка концептуальных положений и научно-практических рекомендаций, направленных на повышение экономической жизнеспособности развития малого бизнеса в контексте глобального экономического кризиса. Реализация данной цели предполагает решение следующих основных задач:

— разработать концептуальные основы анализа ключевых аспектов предпринимательства в регионе;

— выделить основные социокультурные факторы формирования отечественного предпринимательства в контексте преодоления последствий глобального кризиса;

— выявить особенности внешней социокультурной среды региона и исследовать ее влияние на развитие малого предпринимательства;

— охарактеризовать современное состояние малого предпринимательства в Курском регионе;

— определить основные направления совершенствования предпринимательских отношений в условиях российского региона.

Объектом исследования является малое предпринимательство в российском обществе.

Предмет исследования — особенности развития малого предпринимательства в условиях российского региона в контексте преодоления последствий глобального кризиса.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования послужили фундаментальные положения отечественных и зарубежных ученых о сущности и социокультурных аспектах предпринимательской деятельностиконцепции социальных изменений и социальной трансформацииконцепции аномии, как феномена, сопутствующего обществу на различных стадиях его развитияключевые положения по современным тенденциям развития малого предпринимательства в условиях кризиса.

Диссертационное исследование базируется на методах системного, сравнительного, статистического анализа.

Эмпирическую базу исследования образуют результаты социологического исследования, проведенного под руководством автора в.

Курской области в 2009;году на 96 предприятиях малого бизнеса, в котором приняло участие 112 предпринимателей (владельцы и менеджеры предприятий малого бизнеса) и 520 сотрудников данных предприятий. Выбор предприятий осуществлялся по квотному принципу согласно представительству в отраслевой структуре. В выборку вошли малые предприятия промышленности (14 предприятий или 14,3%), строительства (15 предприятий или 15,3%), торговли и общественного питания (60 предприятий или 61,2%), социальной сферы (5 предприятий или 5,1%), науки и образования (4 предприятия или 4,1%). На предприятиях проводился сплошной опрос. Обработка данных производилась в операционной среде Windows ХР с применением аналитической программы Statistica 5.0.

Информационную базу исследования также составили: нормативно-правовые акты высших органов государственной власти РФ, в которых содержатся нормы, регулирующие деятельность в сфере малогобизнесастатистические данные региональных и федеральныхпредставительств Госкомстатдругие фактологические данные, содержащиеся в отечественной и зарубежной научной литературе и периодической печати.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

— разработаны концептуальные основы социологического анализа ключевых аспектов предпринимательства в регионе;

— выделены социокультурные факторы формирования отечественного предпринимательства в контексте преодоления последствий глобального кризиса;

— выявлены особенности внешней социокультурной среды региона и исследовано ее влияние на развития малого предпринимательства;

— дана характеристика современного состояния малого предпринимательства в Курском регионе;

— определены основные направления совершенствования предпринимательских отношений в условиях российского региона.

Положения, выносимые на защиту:

1. Концептуальной основой авторского понимания предпринимательства явились теории М. Вебера, В. Зомбарта, Й. Шумпетера, Т. Парсонса, позволившие выделить исторические и социальные корни предпринимательства, инновацию как определяющую черту и функцию предпринимательской деятельности, дать институциональную и социокультурную интерпретацию экономического действия как подсистемы действия социального. Исходя из этих методологических предпосылок, предпринимательство в диссертации рассматривается как тип хозяйственного поведения, ставящий своей целью получение прибыли, связанный с риском, неопределенностью, креативностью, самореализацией личности, осуществляемый во взаимодействии с экономическими, политическими, социальными и культурными институтами в рамках общепринятых в конкретной культурно-исторической" ситуации норм ведения бизнеса, формирующий определенную модель личности и субкультуры.

2. Становление предпринимательского слоя в России обусловлено комплексом социокультурных факторов (религиозных, политических, демографических и других), в результате влияниякоторых формируются ценностно-смысловые составляющие культуры зрелого производительного предпринимательства. Значительное влияние на формирование определенных национальных черт предпринимательства, индивидуального поведения предпринимателя осуществляют формы государственного и хозяйственного строя, особенности социально-экономического генезиса, национального характера, хозяйственного менталитета, религиозные ценности.

3. Характеристики внешней социокультурной среды малого предпринимательства региона свидетельствуют о ее высокой динамике и вариативности происходящих в ней изменений. На основе анализа состояния, сложившейся социокультурной среды, раскрыты причины, тормозящие развитие в регионе малого предпринимательства. К их числу относятся: невысокий уровень экономической культуры, слабая правовая защищенность предпринимателейвысокие процентные ставки в банкахнизкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателейне проработанность организационных и правовых основ развития предпринимательства на региональном уровнеслабость действия механизмов государственной поддержки малого предпринимательства.

4. На основе проведенного социологического анализа показано, что в региональной экономике происходят активные процессы формирования оптимальной структуры малого предпринимательства, определение его предпочтений в сфере норм и ценностей, формирование его как нового класса. Причинами низкой эффективности функционирования малого предпринимательства в регионе, как и в целом по России, является не только и не столько низкий уровень развития его инфраструктуры, сколько общее состояние государственно-административной поддержки, внешней и внутренней институциональной среды.

5. Основные направления совершенствования предпринимательских отношений в регионе включают в себя следующий диапазон мер: совершенствование нормативной правовой и методологическойбазы, способствующей повышению предпринимательской активности населения областикомплексное обеспечение потребностей малого и среднего бизнеса через расширение форм поддержкимаксимальное удовлетворение потребности малого и среднего бизнеса в комплексных консультационных услугах по всем аспектам предпринимательской деятельности путем развития и совершенствования инфраструктуры поддержки предпринимательстваобеспечение устойчивого развития малых и средних предприятий через всемерное повышение качества и конкурентоспособности производимой ими продукции и оказываемых услугсодействие в продвижении продукции субъектов малого и среднего предпринимательства области на межрегиональные и зарубежные рынки с использованием современных форм и методов информационной, маркетинговой и иной поддержкипропаганда идей развития малого и среднего бизнеса, формирование среди населения положительного имиджа предпринимательстваорганизация взаимодействия органов власти и бизнес-сообщества в целях развития регионального предпринимательства и решения его проблем.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Концептуальные положения и выводы, разработанные автором, позволяют обновить и расширить существующие теоретические представления о феномене предпринимательства, определить перспективные для российских условий основные направления его развития. Полученные результаты могут послужить дальнейшим основанием научных разработок, найти применение в преподавании гуманитарных дисциплин в высших учебных заведениях по таким курсам как «Общая социология», «Экономическая социология», «Экономика и социология труда», «Основы предпринимательства», «История предпринимательства» и других.

Практическое значение результатов заключается в том, что выводы и рекомендации работы могут быть использованы государственными и общественными организациями для формирования государственной политики развития предпринимательства, программ поддержки и лоббирования интересов предпринимателей. Некоторые обобщения имеют прикладное значение как специфические рекомендации по совершенствованию реального механизма повышения эффективности производственно-коммерческой деятельности в условиях современной экономики. Они применимы в работе предпринимательских структур и органов государственного управления, могут быть использованы в аналитических разработках, планировании и прогнозировании.

Апробация работы. Материалы исследования были апробированы автором в выступлениях на Всероссийской научно-практической конференции «Теоретические и практические проблемы социально-правовых, медико-биологических, технико-экономических сфер жизни общества» (Курск, апрель.

2009 г.) на Всероссийской научно-практической конференции // Человек в социокультурном пространстве современности (Курск, сентябрь 2010 г.). Основные положения и выводы по теме диссертационного исследования отражены в 9 публикациях автора общим объемом 4,67 п. л., в том числе в 2 статьях, опубликованных в центральных периодических изданиях.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры социологии социальной работы Российского государственного социального университета.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, библиографии и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ теоретико-методологических подходов и эмпирических исследований к изучению предпринимательства в отечественной социологии показал, что данный феномен является недостаточно изученным как в теоретическом, так и в эмпирическом плане. Рассмотренные основные направления формирования представлений о предпринимательстве подтверждают методологическую несостоятельность чисто экономического подхода к исследованию данного явления. Предпринимательство как особый вид деятельности и социально-экономическое явление во многом имеет внеэкономический характер. Предпринимательство связано с определенной системой ценностей, социальными ориентациями, поведением, самореализацией личности, выполняет определенные социальные функции в обществе. Именнопоэтому определение сущности современного предпринимательства, его специфики в конкретных условиях социума невозможно без применения социокультурного подхода, базирующегося на сочетании социальных и культурных характеристик. Именно данный подход рассматривается в диссертации как наиболее оптимальный, как в теории, так и в практике эмпирического исследования малого предпринимательства.

Применение социокультурного подхода позволило автору определить предпринимательство как тип хозяйственного поведения, ставящий своей целью получение прибыли, связанный с риском, неопределенностью, креативностью, самореализацией личности, осуществляемый во взаимодействии с экономическими, политическими, социальными и культурными институтами в рамках общепринятых в конкретной культурно-исторической ситуации норм ведения бизнеса, формирует определенную модель личности и субкультуры.

Анализ предпринимательства как типа хозяйственного поведения, характеризующегося мотивами и целями, потребовал от автора осмысления • воздействия социокультурных факторов на его становление. На состояние малого предпринимательства в стране оказывают влияние такие функциональные факторы, как политическая стабильность, рост экономики страны, устойчивость социального климата, культура и ценности населения. Предпринимательские ценности, как и хозяйственная культура вообще, формировались на протяжении многовековой истории России. Становление российского предпринимательства происходило, прежде всего, под влиянием эндогенных причин: как традиционных ментальных социокультурных ценностей, так и изменяющихся социально-экономических условийПри этом базовымиценностямипредпринимательства оставались ценности, свойственные национально-психологическому характеру россиян. Поэтому институты российского предпринимательства несут на себе отпечаток эволюции социально-экономических и политических структур, природно-географической средьъ и особенностей ее освоения, а также исторических событиш Среди объективных социокультурных условийкоторые.1 определяли, специфику формирования1 социального слоя российских предпринимателей и помогают сегодняобъяснить особый путь России в мировом5экономическом пространстве, в диссертации выделены следующие:.

Во-первых, это специфический тип хозяйствования-, обусловленныйналичием огромных неосвоенных пространств и потому доминировавший экстенсивный тип хозяйствования, требовавший объединения значительного количества занятых в производстве.

Во-вторых, общинный характер организации ' обществам и хозяйствованияРоссия по своей истории и социально-психологическим основам- —. общинная социокультурная система. Недостатком общинной психологии было препятствование. попыткам проникновенияв культуру индивидуальной инициативы и возможного имущественного неравенства.

В-третьих, специфическая роль органов властней модели управления: В России^ исторически сложилось, так, что в представительных органах власти ведущую' роль, играл класс. имущих, но ничего не производящих* (до революции 1917 г. — дворянство, аристократия, после нее — номенклатура). В модели управления наблюдается ориентация на внутренние проблемы, вера в силу групповых решений.

В-четвертых, приоритет государственных начал. Сильное развитие духа державности вело к подчинению личностных интересов интересам государства.

В-пятых, особый тип социально-психологических отношений: превалирование неформальных. и семейно-родовых отношений. Мгновенный переход к типу чисто денежных гражданских отношений был неадекватен отечественным культурным устоям, и в этом кроется одна из причин неудач многократных либеральных экономических: реформ в стране:

В-шестых, одно из важнейших условий^, неразрывно связанное с хозяйственной? этикой (в том числе и этикой предпринимательства) — религия: Как известно, богатство? в православиине имеет самостоятельной ценностив? связи? с этим в России никогда5, не было- «культа миллионера». Одной изценностей жизнедеятельности человека, провозглашенной христианствомвыступает труд. Поэтому в России он всегда уважался, почитался как первейшая нравственная-добродетель.;

Одним: из главных факторовоказавшим существенноевлияние наформирование: особенностейотечественного малого, предпринимательства, в конце XX века, явилась аномия. Воздействие аномии на состояние, малого предпринимательства проявилось через следующие основные обстоятельства:-,.

1. Общее обострение: криминальной ситуации, в результате которойкриминальная^ инфраструктура теневой экономики нашла себе новое поле деятельности после появления, предпринимательских структур в малом бизнесеСоответственно, предпринимательскаядеятельность стала развиваться^ в зоне криминального воздействия, подчиняясь «правилам игры», принятым в этой' среде,. что в свою очередь: неизбежно приводило к криминализации самого малого бизнеса.

2. Неспособность государствавыполнять свои обязательства по защите-жизнии имущества, граждан вынуждала частное: предпринимательство обеспечивать условия своей деятельности, опираясь на негосударственные структуры, которые в таких случаях неизбежно принимали криминальный характер.

3. Обстановка экономического хаоса в результате развала сложившихся организационно-экономических и производственных связей и структур, а также финансовой системы страны выступила своеобразным стимулятором криминального экономического поведения.

4. Непредсказуемость экономической политики государства, стимулировавшей «уход» капитала из зоны государственного воздействия (будь оно экономическим или административным).

Развитие и функционирование малого предпринимательства подвержено прямому воздействию определенной нормативной, институциональной и культурной системы. На процесс формирования региональной среды развития малого предпринимательства существенное значение оказывает совокупность факторов, проявившихся в результате формализации условий, элементов, взаимосвязей и иных параметров экономической, социальной, институциональной и политической реальности. К их воздействию малое предпринимательство, развивающееся в структуре регионального производственного комплекса, вынуждено приспосабливаться и создавать собственную систему непосредственного окружения, органично встраиваемую в контуры регионального рынка.

Анализ социокультурной среды региона показал, что, несмотря на положительную динамику развития малого предпринимательства в регионе, рост экономических показателей его состояния, их вклад в экономику области в достаточной мере не отражает его потенциала. Поэтому внешняя среда малого предпринимательства в регионе требует дальнейшего совершенствования для создания наиболее благоприятного климата его развития. Для этого необходимо осознание того, что предприятие малого бизнеса как экономический субъект, нуждается в свободе рыночной деятельности, которая не будет полноценной без признания необходимой комплексной, целенаправленной поддержки со стороны региональных и муниципальных органов власти.

Анализ современного состояния малого предпринимательства в Курском регионе показал, что кризисная ситуация в экономике страны неизбежно сказалась на тенденциях развития малого предпринимательства в регионе.

Несмотря на положительные изменения в сфере поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, остаются проблемы, препятствующие развитию этого сектора экономики области. Результаты анкетирования и опроса предпринимателей показали, что основным фактором, сдерживающим развитие бизнеса в регионе, является несовершенство и нестабильность законодательства: налогового, административного, бюджетного. Среди проблем, являющихся в настоящий момент наиболее значимыми, предприниматели выделили в первую очередь финансовую проблему. Неменее важной по значимости для предпринимателей является! проблема взаимоотношений с властными-структурами. Третья по значимости — проблема с партнерами по бизнесу.

Среди внешних факторов, вносящих особые осложненияв-деятельность предпринимательской структуры, доминирующей является существующая система налогообложения. Следующий фактор, осложняющий деятельность предпринимательской структурынеудовлетворительная государственная политика в области содействия предпринимательству. Актуальной остается проблема нехватки нежилых помещений и отсутствия доступной информации об имеющемся имуществе. С проблемой дефицита собственных финансовых ресурсов и сложностью получения кредитов. в кредитных организациях сталкивается каждый второй предприниматель. Результаты исследования показали, что рыночные отношения испытывают воздействие административного ресурса: более 60% опрошенных отметили, что в регионе имеются отрасли, доступ в которые искусственно затруднен- 80% - что1 представители региональных и местных администраций используют свое служебное положение для создания благоприятных условий отдельным фирмамболее 60% испытывают произвол со стороны представителей администраций, сотрудников контрольно-надзорных и правоохранительных органов опрошенных.

Анализируя ответные реакции субъектов малого предпринимательства на кризис, автор диссертационного исследования не выявил в нем I интеграционных стратегий. Это означает, что предприниматели не видят в консолидации возможности для развития и выхода на новый уровень, между тем как увеличение проблем считают вполне реальным. Стратегии специализации и сокращения издержек явно преобладают над стратегиями диверсификации и интеграции. Это означает, что нынешний кризис пока ведет лишь к упрощению предпринимательской среды.

Анализ основных противоречий в сфере малого бизнеса позволил диссертанту выделить следующие перспективные направления совершенствования предпринимательских отношений-в регионе:

1) правовое обеспечение деятельности субъектов малого и среднего" предпринимательства, предусматривающее совершенствование регионального и федерального законодательства с целью формирования благоприятной внешней среды, развития механизмов софинансированияповышения эффективности государственной поддержки и развития инфраструктуры предпринимательства;

2) развитие системы предоставления финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, предусматривающее:

— предоставление субсидий на софинансирование проектов субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе направленных на стимулирование расширения внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов, сертификациюпо Международной системе ИСО 9000;

— предоставление субсидий на поддержку начинающих собственное дело, в том числе по проектам, осуществляемым молодыми гражданами;

— обеспечение доступа к финансово-кредитным ресурсам субъектов, не имеющих достаточного залогового обеспечения, путем расширения деятельности фонда поручительств;

— предоставление субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных целевых программ;

— предоставление субсидий на развитие ремесленничества;

— проведение мониторинга эффективности применения мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;

3) расширение применения мер имущественной поддержки, предусматривающее разработку нормативно-правового акта, определение государственного имущества, предназначенного для передачи субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры, и формирование реестра, а также предоставление нежилых помещений для организации и ведения бизнеса;

4) сокращение административных барьеров, предусматривающее проведение аналитической работы по выявлению проблем, сдерживающих развитие предпринимательства, выработку решений, обеспечивающих сочетание интересов бизнеса и государства, а также расширение информационной работы с предпринимателями с использованием потенциала общественных бизнес-структур;

5) поддержка по приоритетным направлениям, определенным Минэкономразвития России, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, действующих в сфере инноваций и промышленного производства, в форме субсидирования затрат, связанных с государственной регистрацией результатов интеллектуальной деятельности, внедрением энергосберегающих программ, подготовкой кадров по рабочим специальностям, а также путем привлечения к участию в конкурсе на финансирование проектов развития предприятий* в научно-технической сфере за счет внебюджетных источников;

6) обобщение и распространение опыта создания общественных организаций предпринимателей, формирование благоприятных условий развития инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, оказание финансовой поддержки организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

7) информационно-методическое обеспечение и пропаганда идей развития бизнеса, предусматривающее доступность информационных ресурсов для малого, среднего предпринимательства, повышение общественной активности деловых кругов и привлечение к участию в региональных бизнес-форумах, распространение опыта ведущих предприятий по созданию собственного дела, формирование идеологии развития предпринимательства как одного из существенных факторов социально-экономической жизни и основы создания среднего класса;

8) организационно-методическое обеспечение, предусматривающее постоянное взаимодействие I с федеральными структурами по вопросам поддержки и привлечения дополнительных финансовых ресурсов на развитие предпринимательства, проведение мониторинга деятельности малого и среднего бизнеса области и представление его достижений на межрегиональных и всероссийских форумах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Л. Размышлениям стратегии и тактике экономической реформы.
  2. Текст., / Л: Абалкин // Вопросы экономики. 1993. — № 2. — С. 5.
  3. Автомонов, B.C. Предпринимательская функция в экономической системе
  4. , B.C. Человек в-зеркале экономической теории Текст. / B.C.
  5. . М. : Наука, 1993. — С. 136.
  6. , А.Г. Социально-экономическое развитие России Текст. / А.Г.
  7. Аганбегян. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Дело, 2004. — 272 с.
  8. Агафонов, ЮАл Социальный порядок в России .'(Институциональный инормативно-правовой аспекты) Текст. / Ю: А. Агафонов. Ростов н/Д: СКНЦ, 2000: — 362 с.
  9. , А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры
  10. Текст. / А. И. Агеев. М.: Наука, 1991. — 106 с. 1. Агеенко, A.A. Методологические подходы к оценке нерегистрируемой деятельности хозяйствующих субъектов Текст] / A.A. Агеенко- C.B. Юркевич // Вопросы статистики. — 2003. — № 12. — С. 46−51.
  11. , Н. Управление организационными нововведениями Текст. / Н.
  12. Алексеев//Предпринимательство.-1999. № Г.-С. 112−121.
  13. Аллин, O. I I. Кадры для: эффективного бизнеса: Подбор и мотивацияперсонала Текст. / О. Н. Аллин, Н. И. Сальникова.- М.: Генезис, 2 005 248 с.
  14. Ю.Андреев, В. Об организации и некоторых результатах обследования социальных процессов в малом предпринимательстве Текст. / В. Андреев, Е. Василенко, Т. Раскутина //Вопросы статистики.1997. № 6.-С. 49−58.
  15. , Ю.П. Организация и управления малым бизнесом : учебное пособие Текст. / Ю. П. Анискин. М.: Финансы и статистика, 2005. — 160 с.
  16. , Р. Ценностные контроверзы предпринимательства Текст. / Р. Апресян // Общественные науки и современность. 1993. — № 2. — С. 19−29.
  17. , Р.Г. Этика : учебник Текст. / Р. Г. Апресян, A.A. Гусейнов. М.: Гардарики, 2001. — 478 с.
  18. , A.C. Нравственность в России и противостояние катастрофам Текст. / A.C. Ахиезер // Общественные науки и современность. 1997.- № 6. С. 26−37.
  19. , Д.А. Трудовая мотивация Текст. / Д. А. Аширов. М.: Проспект, 2005. — 444 с.
  20. , Г. Т. Современные проблемы оценки человеческого капитала Текст. / Г. Т. Аширова // Вопросы статистики. 2003. — № 3.- С. 26−31.
  21. , JI. Предприниматели о бизнесе и о себе Текст. / JI. Бабаева, JI. Нельсон // Малый бизнес, рынок и общество. 1991. — № 3. — С. 108 119.
  22. , В. Значение надежности для потребителей малых форм предпринимательской деятельности Текст. / В. Бабин // Предприниматель- ство. 2004. — № 6. — С. 68−78.
  23. , В.И. Гражданское общество: новая этика Текст. / В. И. Бакштановский, Ю. В. Согомонов. Тюмень: НИИ ПЭ, 2003. — 224 с.
  24. , О. Православие и дух капитализма Текст. / О. Банных, В. Белимов // Эксперт. 2005. — № 32. — С. 62−67.
  25. , С.Ю. Неформальная экономика: экономико-социологический анализ Текст. / С. Ю. Барсукова. М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2004. — 448 с.
  26. , A.B. Очерки социологии предпринимательства Текст. / A.B. Безгодов. СПб.: Питер, 1999. — 223 с.
  27. , Г. С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории Текст.: пер. с англ. / Г. С. Беккер. — М.: ГУ ВШЭ, 2003. 672 с.
  28. , Ю. Подходы к самоорганизации команды менеджеров Текст. / Ю. Белокопытов // Предпринимательство. 2003. — № 4−5. -С. 164−168.
  29. , Ю. Психологические механизмы самоорганизационного поведения управленческих систем Текст. / Ю. Белокопытов // Предпринима- тельство- 2003. — № 4−5. — С. 115−120.
  30. JI.A. Социальная стратификация и средний класс в России: 10 лет постсоветского развития Текст. / JI.A. Беляева. М.: Academia, 2001.- 192с.
  31. , Л.А. Социальные слои в России: опыт кластерного анализа Текст. / Л. А. Беляева // Социологические исследования. 2005. — № 12.- С. 57−64.
  32. , Л.А. Социальный портрет возрастных когорт в постсоветской России Текст. / Л.А. i Беляева // Социологические исследования. -2004.-№ 10.-С. 31−42.
  33. , Т.Б. Социальные последствия приватизации Текст. / Т. Б. Бердникова, М. А. Лямин // Социологические исследования. 2001. -№ 1. — С. 63−64.
  34. H.A. Философия свободы Текст. / H.A. Бердяев. М.: Олма-Пресс, 2000.-352с.
  35. , H.A. Смысл творчества: Опыт оправдания человека Текст. / H.A. Бердяев. М.: ACT, 2004. — 688 с.
  36. , Э. Основные типы структурирования бизнес- пространства и их принципиальная готовность к социально-экономическому партнерству Текст. / Э. Берлин // Предпринимательство. 2005. — № 2. — С. 22−29.
  37. , Э. Экономическое партнерство в контексте взаимодействия свободы и социальной ответственности Текст. / Э. Берлин // Предпринимательство. 2005. — № 2. — С. 22−29.
  38. Бизнес в 2004 году. Регулирование предпринимательской деятельности Текст.: пер. с англ. М.: Весь мир, 2004. — 256 с.
  39. Бизнес в 2005 году: Устранение препятствий на пути развития Текст.: пер. с англ. / Всемирный банк. М.: Весь мир, 2005. — 176 с.
  40. , М. Экономическая мысль в ретроспективе Текст. / М. Блауг. М.: Дело ЛТД, 1994.-720 с.
  41. , А. Заметки о роли государства в управлении экономикой Текст. /А.Блинов //Предпринимательство.-2001. № 6.-С. 102−108.
  42. , А. Условия регулирования малого бизнеса Текст. / А. Блинов // Экономист. 1999. — № 2. — С. 75.
  43. , А.О. Малое предпринимательство : Теория и практика Текст. / А. О. Блинов, И. Н. Шапкин. М.: Дашков и К°, 2003. — 356 с.
  44. , А.О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности Текст. / А. О. Блинов. М.: Ось-89, 1997. — 336 с.
  45. , П.Д. За полвека : Воспоминания Текст. / П. Д. Боборыкин. -М.: Дашков и К°, 2003. 686 с.
  46. , Н.О. Предпринимательство иммигрантов в США: уроки для России? Текст. / Н. О. Болдышева // Социологические исследования. -2005.-№ 8.-С. 51−54.
  47. , Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV—XVIII вв. Текст.: в. 2 т. / Ф. Бродель. М.: Прогресс, 1988. — Т. 2: Игры обмена. — 622 с. 1
  48. , К. Представление о человеке и концепция социума: два подхода к пониманию общества Текст. / К. Бруннер // THESIS. 1993. — Т. 1, вып. 3.- С. 51−72.
  49. , П.А. Москва" купеческая : Воспоминания Текст. / П. А. Бурышкин. М.: Изд-во «Захаров И. В.», 2002. — 302 с.
  50. , A.B. Предпринимательство Текст.: учебник / A.B. Бусыгин. -М.: Изд-во «Бусыгин», 2003. 640 с.
  51. , Е.М. Развитие и поддержка малого бизнеса (опыт Венгрии и уроки для России) Текст. / Е. М. Бухвальд, A.B. Виленский // Вопросы экономики. 2002. — Ш7. — С. 109−118.
  52. Введение в институциональную экономику Текст. / под ред. Д. С. Львова. М.: Экономика, 2005- - 639 с.
  53. Вебер, М-. Протестантская этика и дух капитализма Текст. / М. Вебер // Избранные произведения: М.: Прогресс, 1990. — С. 44−273.
  54. , М. Развитие капиталистического мировоззрения Текст. /М. Вебер //Вопросы экономики. 1993-- № 8.-С. 153−159:
  55. , В.И. Феномен предпринимательского поведения Текст. / В. И. Верховин, С. Б. Логинов // Социологические исследования. 1995. — №¦ 8. — С. 62−68. .
  56. , A.B. Особенности российского малого предпринимательства Текст. / A.B. Виленский // Экономический журнал ВШЭ:.- 2004— Т. 8, № 2.-С. 246−256.. •i I •
  57. , A.B. Российские- объединения малых предпринимателей как институт гражданского общества Текст.- / A.B. Виленский! // Общественные, науки и современность. — 2005, № 1. — С. 59−68.
  58. , Д.Г. Старшее поколение как фактор экономического развития Текст.-/ Д. Р. Владимиров // Социологические исследования.2004 — № 4: — С. 57−60:.. ." .
  59. , A.A. Способы бизнеса и способы жизни российских1предпринимателей Текст. / A.A. Возмитель. М.: Ун-т социологии РАН, 1997.-252 с.
  60. , С.Н. Управление рисками в предпринимательстве Текст. / С. Н. Воробьев, К. В. Балдин., г М.: Дашков и К, 2005. 770 с.
  61. , Ю. Штрихи к' исследованию русского предпринимательства Текст. / Ю. Воробьев // Предпринимательство. 1998. — № 2,3. — С. 42−44.
  62. , M.JI. Российские- предприниматели и меценаты Текст. / M.JI. Гавлин. М.: Дрофа, 2005. — 430 с.
  63. , П. П. Социология М. Вебера Текст. / П. П. Гайденко // Вебер М. Избранные произведения. -М.: Прогресс, 1990. С. 5−41.
  64. , Д.М. Организация и управление Текст. / Д. М. Гвишиани. -М.: Изд-во МГТУ, 1998. 332 с. I
  65. , БМ. Экономика и социология труда Текст.: учебник / Б. М. Генкин. М.: Норма, 2005. — 402 с.
  66. , А. Олигархическая форма собственности как явление российской' действительности Текст. / А. Герасин // Предпринимательство 20 041 -№ 6.-С. 44−60.
  67. , В.В. Как измерить малый бизнес? / В. В. Глинский // Вопросы статистики. 2008. — № 7. — С.73−75.
  68. , В. Новое российское предпринимательство: Источники формирования и стратегии социального действия Текст. / В. Гимпельсон //Мировая! экономика и международные отношения. -1993,-№ 6.-С. 31−42J
  69. , Е.В. Институционально-психологические основания успешного развития предпринимательства Текст. / Е. В. Гнилитская // Российское предпринимательство. 2006. — № 4. — С. 46−52,
  70. , З.Т. Общая социология Текст. / З. Т. Голенкова, М. М. Акулич. В. Н. Кузнецов. М.: Гардарики, 2005. — 474 с.
  71. , Ю. Мелкая промышленность, диковинки и статистика московская, или Как зарождался в столице малый бизнес (русский физиологический очерк' 1830−1840-х годов) / Ю. Голубицкий // Вопросы экономики. 2009. — № 8. — С. 123−130
  72. Гражданский кодекс Российской Федерации Текст.: Части первая, вторая и третья. М.: Юрайт-Издат, 2003. — 461 с.
  73. , C.B. Социальный портрет молодого предпринимателя Текст. /C.B. Гришаев, В. Г. Немировский //Социологические исследования. -1999.-№ 5.-С. 40−45.
  74. , Ж.М. Социальный портрет предпринимателя^ Текст. / Ж. М Грищенко, И. Н. Лайша, Л. Г. Новикова // Социологическиеисследования. 1992. — № 10. — С. 53−61.
  75. , Т. Портрет одного поколения Текст. / Т. Гурова // Эксперт. -2004.-№ 21.-С. 30−38.
  76. , Н.С. Теоретические и методические основы проектирования технологий социального управления Текст. / Н. С. Данакин. Белгород: Центр социальных технологий, 1996. — 271 с. :
  77. Динамика трансформации' структуры демократических ценностей и> установок Текст.: аналит. обзор // Социология. 2000. — № 4. — С. 105−115. !
  78. , Ю.В. Деятельность малых предприятий Курской области в сравнении с регионами^ Центрального федерального органа Текст. / Ю. В. Донченко // Вопросы статистики. 2005. — № 7. — С. 81−85.
  79. , П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы Текст. / П. Ф. Друкер. М.: СП «Чэмбер интернэшнл», 1992. — 349 с.
  80. , О.Н. Социальная идентификация и адаптация личности^ Текст. / О. Н. Дудченко, A.B. Мытиль //Социологические исследования1995.-№ 6.-С. 110−119.
  81. , JI.E. Взаимодействие предпринимателей с условиямисреды Текст. / Л. Е. Душацкий // Социологические исследования. — 1998.- № 1. -С. 68−73.
  82. , Э. Социология: Её предмет, метод, предназначение Текст. / Э. Дюркгейм — пер. с фр. А. Б. Гофман. М.: Канон, 1995.-352 с.
  83. , Л.Я. Социальные технологии: в управлении общественными процессами Текст. — / Л. Я. Дятченко. Белгород: Центр социальных технологий, 1993.-343 с.
  84. Заславская, Т. И- Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус Текст. / Т. И- Заславская 7/ Социологические исследования. — 1995.- № 3. С. 3−12.
  85. , С.А. Социальное партнерство как феномен цивилизации Текст. / С. А. Иванов:// Журнал социологии и социальной? антропологии. 2005. — № 3- — С. 79−99-
  86. , Р.Я. Анализ особенностей развития малого предпринимательства на современном.этапе /-Р-Я.Ивасюк // Экономический анализ: теория и практика. 2009. — № 4. — С.66−71.
  87. , A.M. Возможности углубления статистического изучения малого предпринимательства • / A.M. Илышев, О. М. Шубат // Вопросы статистики. 2009. — № 2. -С.8−17.
  88. , Г. Л. Социология и. психология управления-Текст] / Г. Л. Ильин. -М.: Академия, 2005.- 190 с.
  89. Иноземцев, В-Л- За десять лет. К концепции постэкономического общества Текст. / В-Л. Иноземцев. М., 1998. — С. 80:
  90. , Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие Текст. / Г. Л. Ионин. М.: Логос, 2000. — 280 с.
  91. История предпринимательства в России Текст.: в 2 кн. / Ин-т Росс, истории РАН. M .: РОССПЭН, 2000. — Кн. 2: Вторая половина XIX -начало XX в. — 576 с.
  92. , В.А. Собственность в XXI столетии Текст. / КаменецкийI
  93. В.А., Патрикеев В. П. М:: Экономика, 2004. — 315 с.
  94. , А.В. Психология менеджмента Текст. / А. В. Карпов. М.: • Гардарики, 2004. — 584 с.
  95. , Ю. Агенты поля политики: позиции и идентичность Текст. / Ю. Качанов // Вопросы социологии. 1992. — Т. 1, № 2. — С. 61−81.
  96. , Ю.Л. Практическая топология социальных групп Текст. / Ю. Л. Качанов // Socio-Logos ' 96. M., 1996. — С. 49−93.
  97. , Ю.Л. Социологический casus: «социальная группа предпринимателей» Текст. / Ю. Л. Качанов // Социологические исследования. 1999. — № 9. — С. 33 — 40.
  98. Кейнс, Д. М'. Общая теория занятости, процента и денег Текст.: пер. с англ. / Д. М. Кейнс — под общ. ред. А. Г. Милейковского, И.М.^ Осадчей. -М.: Прогресс, 1978. 494 с.
  99. , И.М. Конкуренция и предпринимательство Текст.' / И. М. Кирцнер. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2001. — 239 с.
  100. , С.Г. Новые предприниматели и старая культура Текст. / С. Г. Климова, Л. В. Дунаевский // Социологические исследования. 1993. -№ 5. — С. 64−69.
  101. , О.В. Культура хозяйствования предприятий: социологический анализ Текст. / О. В. Кобяк // Социологические исследования. 2001. — № 9. — С.51−55.
  102. , В.А. Региональная власть и бизнес: проблемы взаимодействия
  103. Текст. / В. А. Ковалев, П. П. Кротов // Социологические’исследования. -2004.-№ 7.-С. 95−104.
  104. , Ю. В1 тени «теневой экономики» / Ю. Козлов, О. Осипенко // Молодой коммунист. 1989. — № 10. — С. 47.
  105. , Т.З. Самоидентификация некоторых социальных групп по тесту «Кто Я» Текст. / Т. З. Козлова // Социологические исследования. 1995. — № 5. — С. 102−110.
  106. , Г. И. Социальное действие, взаимодействие, поведение и социальный контроль Текст. / Г. И. Козырев // Социологические исследования. 2005. — № 8. — С. 124−129.
  107. , A.B. Деятельность малых предприятий Российской Федерации в начале XXI века Текст. / A.B. Кольчугина // Вопросы статистики. 2004. — № 12. — С. 45−48.
  108. , Л.Г. Введение в теорию личности: социокультурный подход Текст. / Л. Г. Костюченко, Ю. М. Резник М.: Независимый инт граждан, общ-ва, 2003. — 272 с.
  109. , Р. Фирма, рынок.и право Текст. / Р. Коуз. — М.: Дело, 1993. -192 с.
  110. , Дж. Капитал социальный и человеческий Текст. / Дж. Коулман // Общественные науки и современность. 2001— № 3. -С. 122- 139.
  111. , А.И. Концепция капитализма М. Вебера и трудовая мотивация Текст. / А. И. Кравченко //Социологические исследования. -1997.- № 4. -С. 15−28.
  112. , А.И. Социология Макса Вебера: труд и экономика Текст. / А. И. Кравченко. М.: На Воробьевых, 1997. — 207 с.
  113. , А.И. Социология труда и производства Текст. / А. И. Кравченко, В. В. Щербина. М.: Ин-т социологии РАН, 1998. — С. 211 239.
  114. , А.И. Три капитализма в России Текст. / А. И. Кравченко // Социологические исследования. 1999. — № 7. — С. 16−25.
  115. , Н.М. Социально-экономические особенности российского предпринимательства Текст. / Н. М. Краева, В. Н. Минеев //Общество и экономика. 1996. — № 9−10. — С. 47−68.
  116. , P.JI. Если вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе Текст. / Р. Л. Кричевский. — М. :I1. Дело, 1992.-352 с.
  117. , A.A. Институциональные факторы, обеспечивающие эффективное развитие малого предпринимательства / A.A. Кружевникова // Социально-гуманитарные знания. 2010. — № 2. — С.193−200. 1
  118. , А.Б. Введение в предпринимательство Текст. / А. Б. Крутик, А. Л Пименова. СПб.: Политехника, 1995. — 583 с.
  119. , Е.Б. Управление занятостью населения на основе развития малого предпринимательства в России и США : сравнительный анализ / Е. Б. Крылова // Менеджмент в России и за рубежом. 2008. — № 2. -С.124−130.
  120. , О.В. Нелегальные структуры в России Текст. / О. В. Крыштановская // Социологические исследования. 1995.- № 8. — С. 94−106.
  121. , А. Типологический анализ трактовок предпринимательства Текст. / А. Куделин // Предпринимательство. 2004. — № 3. — С. 40−62.
  122. , Л.Ю. Проблема дифференциации статуса предпринимателя в учете Текст. / Л. Ю. Кузнецова // Вопросы статистики. 2002. -«№ 1.-С. 58−59.
  123. Кузнецова, 3. Малое предпринимательство в странах с переходной экономикой: пути стимулирования / 3. Кузнецова // Проблемы теории и практики управления.'- 2007. № 10. — С.106−116.
  124. Культура российского предпринимательства Текст. М.: Прогресс, 1997.-216 с.
  125. , Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян Текст. / Н. И. Лапин // Социологические исследования. 1996. — № 5. — С. 3−23.
  126. , Н.М. Социокультурный подход и социетально-функциональные структуры / Н. И. Лапин // Социологические исследования. 2000. — № 7.-С. 4−9.
  127. , В.В. Субъекты предпринимательского права Текст. / В. В. Лаптев М.: Юристъ, 2003. — 236 с.
  128. , М.Г. Малое предпринимательство Текст.: учебник / М. Г. Лапуста, Ю. Л. Старостин. М.: ИНФРА-М, 2004. — 454 с.
  129. Ле Гофф, Ж. Цивилизация средневекового Запада Текст. / Ж. Ле Гофф. — М.: Прогресс-Академия, 1992. 376 с.
  130. , О.Л. Феномен хозяйственной культуры Текст. / О. Л. Леонова // Российский экономический журнал. 1993. — № 9. — С. 8895.
  131. Лидеры бизнеса Курской области. 2006 Текст.: аналит. рейтинг-справочник. Курск, 2006. — С. 48.
  132. , Н.О. Бог и ¡-мировое зло Текст. / Н. О. Лосский. М.: Республика, 1994. — 342 с.
  133. , Н.О. Типы мировоззрений Текст.' / Н. О. Лосский. М.: Республика, 1995. — 400 с.
  134. , Н. Почему необходима „системная теория“? Текст. / Н. И. Луман // Проблемы теоретической социологии. СПб.: Петрополис, 1994. — С.43−54.
  135. , Г. В. Развитие малого предпринимательства в России в 2000 году / Г. В. Мазурова // Вопросы статистики. 2001. — № 5. — С.13−18.
  136. , И.Н. Управление в древних цивилизациях Текст. / И. Н. Макашов, Н. В. Овчинникова. М.: Компания Спутник +, 2004. — 248 с.
  137. , В.Г. Культура предпринимательства Текст. / В. Г. Макеева. М.: ИНФРА-М, 2002. — 218 с.
  138. , О. Корпоративное обучение как социокультурный проект Текст. / О. Малая // Предпринимательство. 2003. — № 6. — С. 31−46.I
  139. Малый бизнес России*: Оценка ситуации (из доклада Российской ассоциации- развития малого предпринимательства) // Общество и экономика. 1996. — № 9. — С. 104.
  140. Маслов, В: Мораль современных предпринимателей России Текст. / В-. Маслов // Предпринимательство. 2000. — № 2. — С. 52−94.
  141. Мачульская, О®-- Особенности малого г предпринимательства в России Текст. /0:В- Мачульская, Е. В- Балацкий // Экономист. 2001. — № 1. -С. 94.
  142. , А. Планирование инноваций на малых и средних промышленных предприятиях / А. Меледин // Проблемы теории и практики управления. -4 2010. № 4. — С.125−121.
  143. , Р. Социальная теория и социальная, структура Текст. / Р. Мертон // Социологические исследования. 1992. -№№ 2−4. — С. 104 114. .
  144. , ИМ. Профессиональная культура предпринимателя Текст. / И. М. Модель, Б. С. Модель // Социологические исследования. 1997.- № 10.-С. 10−15.
  145. , H.H. Пути к созданию Текст. / H.H. Моисеев. М.: Республика, 1992.-255 с.
  146. Моисеева- JI. Формирование историко-правового поля-предпринимательства Текст. / JT: Моисеева // Предпринимательство. -2003. № 3.-С. 24−44'. :
  147. , А.Г. Малое предпринимательство: социально-политические аспекты / А. Г. Назаров // Социально-гуманитарные знания. — 2008. — № 3. С. 132−145. '
  148. , Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики Текст. / Д. Норт.— М.: ФЭК „Начала“, 1997.- 180 с.. '
  149. Нянин- А. Этика- и психология рыночных отношений | Текст. / А. Нянин. СПб.: Питер, 2002. — 288 с.
  150. , X. Предпринимательские стратегии в новых: организационных популяциях Текст. / X:. Олдрич // Западная экономическая социология- / сост. и научн. ред: ВШ- Радаев — пер-с англ. М. С. Добряковой. М!: РОССПЭН, 2004. — С. 211−225.
  151. , А.Н. Издержки и перспективы российских реформ Текст. / А.Н. Олейник-// Мировая экономика и международные. соглашения. -1997.-№ 12.-С. 25−36 -. 1998.-№ 1.-С. 18−28.
  152. , А.Н. Тюремная субкультура в России: от повседневной жизни до государственной власти Текст. / А. Н- Олейник. М.: ИНФРА-М, 2001. — 310 с.
  153. , М. Роль нравственности и* побудительных мотивовV в обществе Текст. / M: Олсон // Вопросы экономики. 1993. — № 8. — С. 28−31.
  154. , ГО. Хозяйственная система и этнос Текст. / Ю: Ольсевич // Вопросы экономики. — 1993. № 8. — С. 7−16.
  155. , В. Оценка эффективности региональных программ развития малого предпринимательства / В. Онучак // Проблемы теории и практики управления. 2008. — № 2. — С.81 -89.1
  156. , А. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы Текст. / А. Орлов // Вопросы экономики. — 1997. — № 4. С. 133−136.
  157. , А. Рентоориентированное поведение в российской переходной экономикеТекст. / А. Ослунд //Вопросы экономики. -1996 № 8 -С.99−108.
  158. , Н.Я. Свободное предпринимательство в России: социология становления Текст.' / Н. Я. Павлюк. СПб.: Политехника, 1998. — 303 с.
  159. , Т.О. структуре социального действия: Текст., / Т. О. Парсонс. М.: Академический проект, 2002. — 880 с. -
  160. , X. Макс Вебер: Предшественник экономической социологии и неортодоксальной экономики? Текст. / X. Пейкерт // Социология. -2005.-№ 4.-С. 33−37. :
  161. Перепелкин, 1 О. В. Российский предприниматель: штрихи к социальному портрету Текст. / О. В. Перепелкин // Социологические- исследования. 1995. — № 2. — С. 35−40. -
  162. , Т.П. Особенности финансовой стратегии малого предприятия / Т. П. Пестрякова // Экономический анализ: теория и практика--2009.-№ 21-С.З 0−34- .
  163. , IO.IO. Этика» бизнеса Текст. / Ю. Ю. Петрунин, В. К. Борисов. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело- 2004. — 400 с.
  164. Петрунин- Ю. Ю- Этика- бизнеса: современные/ концепции Текст. / Ю. Ю: Петрунин // Общественные науки и современность. -1998. № З. -С. 97−105.
  165. , Ю. Малый бизнес в регионах Российской Федерации : производственная функция / Ю. Пиньковецкая // Проблемы теории и практики управления. 2009. — № 9. — С.100−106.I
  166. , К. Экономика как институционально оформленный процесс Текст. / К. Поланьи // Экономическая социология. — 2002. — Т. 3, № 2.1. С. 62−73.
  167. , С.Д. Проблемы предпринимательства в истории западной — индустриальной социологии Текст. / С. Д. Полдиков. М.: Луч, 1993 —339 с.
  168. Политическая институционализация российского общества Текст. // Мировая экономика и международные отношения. 1998. — № 3. -С. 33−39.
  169. Положительный опыт развития малого предпринимательства в России Текст.: аналит. сб. М.: AM и Р, ИЛИ, 2001. 384 с.
  170. Помазан, А. Н- Социальный ресурс личности и идентификационные ориентации россиян (Опыт вторичного анализа исследования 1992 г.) Текст.* / А. Н. Помазан, A.B. Седунова, E.H. Ядова // Социологические исследования. 2001. — № 12. — С. 122−129.
  171. Попов, Ю. Н: Теневая' экономика в системе рыночного хозяйства Текст. / Ю. Н. Попов, М. Е. Тарасов. М:: Дело, 2005. — 224 с.
  172. , И.П. Средние слои, средний класс в российском обществе к ' проблеме соотнесения' Текст. / И. П. Попова // Социологическиеисследования. 2005. -№ 12. — С. 65−76.
  173. , В. Формирование организационной культуры предприятия и рыночная ориентация Текст. / В. Потвора, М. Савина // Предприниматель- ство. 2005. — № 4. — С. 66−77.
  174. Предприниматель сегодня: кто он и, что его волнует? Текст. / Р. Галин [и др.] // Экономика и управление. 1995. — № 3. — С. 23−28.I
Заполнить форму текущей работой