Правовые основы оборота земель, используемых в сельскохозяйственном производстве
Одной из целей приватизации сельскохозяйственных земель в России явилась потребность включить их в частноправовой оборот, то есть создать экономические механизмы перераспределения земельных ресурсов в пользу наиболее эффективно и рационально хозяйствующих субъектов. В развитых государствах рынки земли являются мощным средством стимулирования инвестиций землепользователя и роста… Читать ещё >
Содержание
- I. Общая характеристика оборота сельскохозяйственных земель
- 1. Понятие оборота земель, используемых в сельскохозяйственном производстве
- 2. Оборот земель сельскохозяйственного назначения в дореволюционной и Советской России
- 3. Оборот земель сельскохозяйственного назначения в зарубежных странах
- II. Нормативные правовые акты, регулирующие оборот земель сельскохозяйственного назначения
- 1. Федеральные нормативные правовые акты
- 1. Конституция Российской Федерации
- 2. Законы Российской Федерации
- 3. Подзаконные правовые акты
- 2. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
- III. Специфика оборота земель, используемых в сельскохозяйственном производстве
- 1. Способы ограничения оборота земель сельскохозяйственного назначения
- 2. Особенности оборота земель, находящихся в общей собственности членов сельскохозяйственных организаций и иных лиц
- 3. Особенности оборота земель крестьянских (фермерских) хозяйств
- 4. О совершенствовании правового регулирования оборота земель, используемых сельскохозяйственными коммерческими организациями
Правовые основы оборота земель, используемых в сельскохозяйственном производстве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
Одной из целей приватизации сельскохозяйственных земель в России явилась потребность включить их в частноправовой оборот, то есть создать экономические механизмы перераспределения земельных ресурсов в пользу наиболее эффективно и рационально хозяйствующих субъектов. В развитых государствах рынки земли являются мощным средством стимулирования инвестиций землепользователя и роста производительности. Право собственности на землю, возможность ее продажи являются основой ипотечного кредитования. Наличие нормально функционирующих рынков земли важно даже собственникам, не пользующимся этими рынками в течение своей жизни. Как отмечает Тим Хэнстед, рынки земли определяют и подтверждают стоимость активов, которые могут быть переданы следующему поколению и использованы как основа для планирования направлений человеческой деятельности1.
Рынок земель сельскохозяйственного назначения играет важную роль в трансформации аграрной экономики в промышленную экономику. По мере развития экономики происходит перераспределение рабочей силы в иные отрасли народного хозяйства. Лица, покидающие сельское хозяйство, должны иметь возможность продать принадлежащие им земельные участки и получить компенсацию за земельный участок, включая стоимость осуществленных ими вложений (как материальных, так и труда). Несовершенное законодательство России о земельном обороте тормозит эти естественные процессы. Об этом свидетельствует наличие огромного.
Тим Хэнстед.
Введение
в реформу сельского земельного права / Правовые препятствия для эффективных сельских земельных отношений в Восточной Европе и Центральной Азии. Сравнительный анализ. Технический доклад Всемирного Банка № 436. Отв. редакторы Рой Простерман и Тим Хэнстед. М.: Издательство «Весь мир», 2000. С. 13. количества «невостребованных земельных долей» в сельскохозяйственных коммерческих организациях.
В советский дореформенный период существования нашего государства (1917 — 1990 гг.) перераспределение земельных ресурсов осуществлялось преимущественно в публично-правовом порядке. Земля не рассматривалась как недвижимое имущество и как имущество вообще. Перераспределение земли в административном порядке позволяло осуществлять контроль за надлежащим использованием земли.
Включение земли в число объектов права частной собственности и возможность ее перераспределения в частноправовом порядке стали вызывать опасения, что земля может быть перераспределена способом, не соответствующим общественным интересам: возможность утраты доступа к земле широких слоев крестьянства, возникновение монополизма на земельном рынке и возникновение класса рантье и т. п. Способы ограничения земельного рынка в общественных интересах не всегда очевидны, и это существенно тормозит развитие земельного законодательства. Например, чтобы избежать предполагаемых вредных последствий земельного рынка, предлагается вообще запретить куплю-продажу сельскохозяйственных земельпри этом на другую чашу весов не ставятся вредные последствия запрета купли-продажи.
Эффективное правовое регулирование земельного оборота требует предварительного всестороннего исследования как положительных, так и возможных отрицательных его последствий. Такое исследование позволит выработать эффективные ограничители оборота.
Разрабатываемые в последнее время проекты нормативных актов, регулирующих земельный оборот, показывают, насколько законодатель не готов к разрешению проблемы земельного оборота. В последнем президентском проекте Земельного кодекса замалчивается вопрос о возможности купли-продажи сельскохозяйственных земель, что в совокупности с ныне действующей статьей 129 ГК РФ, в которой говорится, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах, может быть истолковано как запрет купли-продажи.
Законодатель предпринимает попытку ввести некие «земельные паи», которые якобы могут иметь члены сельскохозяйственных организаций. При этом совершенно игнорируются нормы гражданского законодательства о юридических лицах (например, неясно соотношение прав владельцев акций и владельцев земельных паев в акционерных обществахнеясно соотношение прав полных товарищей, коммандитистов и владельцев земельных паев в товариществах на вере и т. д.).
Действующим законодательством совершенно не разрешен вопрос о судьбе так называемых «невостребованных земельных долей» .
Процедура распоряжения общей собственностью, установленная ГК РФ, не может быть практически реализована при распоряжении земельными участками, находящимися в общей собственности членов крупных сельскохозяйственных организаций.
Цель, задачи и предмет исследования. Целью нашего исследования является получение научных выводов об оптимальном соотношении публично-правового и частноправового регулирования земельного оборота, о пределах государственного вмешательства в земельный оборот, о способах ограничения земельного оборота в целях достижения компромисса частных и общественных интересов. Полученные выводы могут послужить основой для выработки рекомендаций по формированию и совершенствованию нормативных правовых актов, регулирующих оборот земель, используемых в сельскохозяйственном производстве. Мы имеем в виду земли сельскохозяйственного назначения, используемые для производства сельскохозяйственной продукции юридическими лицами и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.
Для получения указанных научных выводов и выработки на их основе практических рекомендаций мы поставили своей задачей изучить опыт регулирования земельного оборота в дореволюционной России с целью перенять то лучшее, что соответствует Российским условиям и традициям, а также избежать ранее допущенных ошибок. Изучение дореволюционного Российского опыта правового регулирования оборота земли позволит также глубже понять современные процессы.
Мы также сочли необходимым изучить и описать опыт правового регулирования земельного рынка нескольких развитых зарубежных государств с континентальной системой права, в которых земельный рынок сложился и успешно функционирует. С целью дать более глубокий и подробный анализ, мы были вынуждены были ограничиться описанием опыта лишь двух государств. В настоящей работе нами исследовано законодательство Французской Республики, которое нам особенно интересно в плане регулирования сельскохозяйственной аренды. Описание и анализ законодательства ФРГ о разрешительном порядке совершения сделок с земельными участками, также изложенные в настоящей работе, являются результатом исследования, осуществленного автором в период научных стажировок в мае — июне 1999 года и июле — августе 2000 года в Институте аграрного развития стран Центральной и Восточной Европы (г. Галле, ФРГ).
Выработка рекомендаций должна осуществляться с учетом состояния действующего законодательства. Во второй главе настоящей работы рассмотрены конституционные основы земельного оборота, проанализировано федеральное законодательство, подзаконные нормативные правовые акты. Большое внимание в настоящей работе уделено анализу законодательства субъектов Российской Федерации о земельном обороте, прослеживаются тенденции его развития. Автором исследовано более сорока законов и иных правовых актов различных субъектов РФ, в большей или меньшей степени регулирующих оборот земель сельскохозяйственного назначения.
В период с 1994 по 1999 год автором в процессе работы по проекту «Приватизация земли и реорганизация сельскохозяйственных предприятий в России» в Орловской, Вологодской, Ивановской, Воронежской областях были изучены типичные ошибки в применении законодательства о земельном обороте и выявлены проблемы, требующие урегулирования федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.
Наряду дореволюционным законодательством России о земельном обороте, законодательством отдельных зарубежных государств, современным Российским законодательством, практикой применения законодательства в отдельных субъектах РФ, предметом нашего исследования являются труды российских и зарубежных ученых, посвященные данной проблематике, либо имеющие непосредственное отношение к ней. В частности, автором были изучены труды таких ученых-юристов, как И. А. Иконицкой, С. С. Алексеева, З. С. Беляевой, С. А. Боголюбова, Г. Е. Быстрова, Х.-А. Вайриха, Г. А. Волкова, А. К. Голиченкова, Ю. Г. Жарикова, Б. Д. Клюкина, М. И. Козыря, О. М. Козырь, С. В. Коростелева, Н. И. Краснова, М. Г. Масевич, Э. И. Павловой, И. А. Покровского, Р. Простермана, В. В. Устюковой, Г. А. Суханова, Н. А. Сыродоева, Л. П. Фоминой, О. А. Хауке, Т. Хэнстеда, Г. В. Чубукова, и других.
Автор в процессе работы ознакомился с позицией руководителей различных субъектов Российской Федерации по поводу допустимости и пределов земельного оборота. Достаточно большой материал был получен автором из бюллетеня Пресс-службы Совета Федерации РФ (в частности, о позиции по отношению к купле-продаже сельскохозяйственных земель Д. Аяцкова, Н. Кондратенко, Е. Михайлова, А. Руцкого, В. Стародубцева и др.). Особо изучен ряд выступлений и научных работ председателя Совета Федерации ФС РФ Е. С. Строева.
Методы исследования. В качестве методов научного исследования при написании настоящей работы использовались общенаучные методы познания, такие как исторический, диалектический методы, методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение), анализа и синтеза. Выводы и предложения, сформулированные в настоящей работе, основываются на философской концепции социальной функции собственности.
Научная новизна работы. Несмотря на то, что проблема регулирования земельного оборота в течение вот уже около десяти лет является актуальной проблемой и ей уделено достаточно большое внимание в научной литературе, до сих пор не выработано теоретическое понятие земельного оборота. В настоящей работе впервые сформулировано и выносится на защиту это понятие.
Автор в процессе практической работы по приватизации земли и реорганизации сельскохозяйственных предприятий отметил пробелы в правовом регулировании земельного оборота гражданским и земельным законодательством, и сформулировал предложения по совершенствованию соответствующего законодательства.
В научной литературе высказываются предложения о введении дополнительного налога на совершение сделок с земельными участками сельскохозяйственного назначения, как средства для предотвращения возможной спекуляции сельскохозяйственными угодьями. Эти предложения, однако, не сопровождаются анализом действующего законодательства РФ о налогах и сборах. Автор анализирует законодательство о налоге на прибыль с предприятий и организаций, о налоге на добавленную стоимость и др. и делает вывод о том, что действующее налоговое законодательство уже сейчас создает серьезные препятствия для спекуляцией землей, а введение дополнительного налога на совершение сделок с земельными участками сельскохозяйственного назначения будет тормозить перераспределение земель между хозяйствующими субъектами и ляжет бременем на плечи сельских товаропроизводителей.
Автор выдвинул гипотезу, что в крупных сельскохозяйственных коммерческих организациях, в которых земля находится в общей долевой собственности членов этих организаций, практически невозможно распоряжение земельным массивом, поскольку невыполнимо требование пункта 1 ст. 246 ГК РФ, в соответствии с которым распоряжение имуществом, находящимся в общей долевой собственности, осуществляется по соглашению всех его участников. Проведенный диссертантом анализ отчетностей районных комитетов по земельным ресурсам и о реализации Указа Президента РФ от 7 марта 1996 года № 337 подтвердил, что собственники земельных массивов ни в одной из сельскохозяйственных коммерческих организаций (указанных в отчетностях) не имеют возможности распорядиться земельным массивом, так как единогласное решение о распоряжении общей собственностью невозможно из-за отсутствия ряда сособственников, настоящее место жительства которых неизвестно, наличия не закрытых наследственных дел и т. п. Эта же гипотеза была подтверждена результатами обследования двух сельскохозяйственных коммерческих организаций, проведенного автором в Усть-Кубинском районе Вологодской области в 1999 году. Не считая правильным вводить правила, упрощающие процедуру распоряжения находящимся в общей собственности земельным участком, автор предлагает существенно упростить процедуру выделения земельного участка из общего земельного массива в счет земельной доли (без обязательного единогласного решения сособственников) с тем, чтобы в последующем выделивший земельный участок собственник (или группа собственников) мог распорядиться этим земельным участком.
Автор выносит на защиту следующие основные положения диссертации:
— вывод о необходимости ограничения государством земельного оборота (в пределах, обусловленных необходимостью обеспечить рациональное использование сельскохозяйственных земель и необходимостью исключить чрезмерную концентрацию сельскохозяйственных земель в руках относительно узкого круга лиц);
— определение понятия «земельный оборот», которое сформулировано как осуществляемый в соответствии с гражданским законодательством и особенностями, установленными земельным законодательством и регистрируемый компетентными государственными органами переход права собственности, иных прав на земельные участки и доли в праве общей собственности на земельные участки посредством совершения гражданско-правовых сделок, а также посредством иных, допускаемых земельным законодательством, гражданско-правовых способов;
— вывод о целесообразности введения разрешительного порядка совершения сделок с земельными участками сельскохозяйственного назначения;
— вывод о нецелесообразности предлагаемого в научной литературе введения прогрессивного налогообложения сделок с земельными участками;
— вывод о необходимости дополнительной регламентации и упрощения процедуры выделения земельного участка в счет земельной доли для совершения в последующем сделок с выделенным земельным участком;
— вывод о необходимости урегулировать особо порядок распоряжения земельным участком, находящимся в общей совместной собственности членов крестьянского хозяйства, установив правило о распоряжении находящимся в общей совместной собственности земельным участком не любым из сособственников, а исключительно главой крестьянского хозяйства либо уполномоченным им лицом по согласию всех сособственников.
Научно-теоретическое и прикладное значение диссертации.
Изложенные в настоящей работе выводы и предложения могут быть использованы при разработке нормативных правовых актов, регулирующих оборот сельскохозяйственных земель.
Материалы диссертации могут быть использованы в научных целях, а также в учебном процессе при преподавании земельного, гражданского и аграрного права.
Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена на заседании сектора аграрного и земельного права Института государства и права Российской Академии наук. Ее основные выводы и предложения были изложены автором на международных научно-практических конференциях, а также в ряде публикаций.
Структура работы обусловлена целями, задачами и предметом исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, и списка литературы.
Заключение
.
Законодательство, создающее предпосылки для нормального функционирования рынка недвижимости, в том числе рынка сельскохозяйственных земель, является крайне необходимым для развития частной инициативы в России. Его формирование является непростой и новой для нас задачей. Признание земли основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, заставляет нас проявлять особую осторожность при выработке рекомендаций по совершенствованию земельного оборота.
До настоящего времени сохраняют свою актуальность слова известного дореволюционного экономиста-аграрника С. Н. Булгакова о том, что товарная форма земли, ее обращение на рынке являются необходимыми условиями современной организации сельского хозяйства. В своем труде «Капитализм и земледелие» он указывает, что «общественные формы, свободные от недостатков, можно сочинить лишь из головы. В действительности каждая форма имеет своим последствием смешение добра и зла и больший перевес того или другого определяет относительную устойчивость и пригодность этой формы» 97. С. Н. Булгаков там же отмечает, что вся экономика крестьянского хозяйства немыслима, невозможна без существования земельного оборота.
Зарубежный опыт свидетельствует о том, что для преодоления негативных явлений и опасностей (социальных, экономических, нравственных, а в последнее время и экологических), сопутствующих общественному и правовому строю, основанному на частной собственности, в том числе на землю, оказалось необходимым вести постоянный поиск гармонии между правом частной собственности как свободой и правом частной собственности как социальной обязанностью.
Особая социальная, экономическая и экологическая значимость земли, используемой в сфере сельскохозяйственного производства, придает и особую актуальность такой гармонии, оптимального равновесия применительно к праву частной собственности на земли.
98 сельскохозяйственного назначения .
Анализ действующего законодательства показывает, что в настоящее время вопросы земельного оборота не урегулированы должным образом: отсутствует федеральный закон, устанавливающий специфику оборота сельскохозяйственных земельзаконы субъектов Российской Федерации по этому вопросу существенно различаются между собой и не всегда соответствуют имеющемуся федеральному законодательству. Отсутствие четкой правовой базы препятствует развитию рынка сельскохозяйственных земель.
Обращает на себя внимание неопределенность в вопросе о том, где же проходит грань между гражданским и земельным правом. Законодатель предпринимал попытки дублировать в земельном законодательстве гражданско-правовые нормывводимые правила порой не могут сочетаться с действующим гражданским законодательством (представим себе «дивиденд на земельный пай» 99 в акционерном обществе).
Исследование показывает, что правовое регулирование земельного оборота должно осуществляться при ясном понимании того обстоятельства, что общие правила совершения сделок, их регистрация, права и обязанности сторон, должны осуществляться в соответствии с нормами гражданского законодательства. Взаимоотношения сторон по поводу отчуждения земельных участков должны строиться на основе равенства.
Булгаков С. Н, Капитализм и земледелие. СПб., 1900. T.2. С. 270.
См.: Л. П. Фомина. Государственное регулирование и право собственности на землю в сельском хозяйстве. / Право собственности на землю в сельском хозяйстве Российской Федерации. Отв. редактор И. А. Иконицкая. М&bdquo- 1996. С. 116. сторон и свободы заключения договоров. Земельным законодательством эти вопросы не должны дублироваться. В то же время земельным законодательством должно быть обеспечено рациональное и бережное использование природных ресурсов, обеспечен доступ широких слоев населения к земле. Для достижения этих целей в земельном законодательстве могут содержаться различного рода специальные нормы, минимально ограничивающие гражданские права или устанавливающие особые правила совершения сделок с землей. Это могут быть специальные правила, относящиеся ко всем сделкам с землей (например, правило о сохранении целевого назначения земельного участка — как при продаже, так и при аренде и т. д.), к группам сделок с землей (например ко всем сделкам, в результате совершения которых осуществляется переход права собственности), к отдельным видам сделок (например, о минимальных сроках аренды земельных участков).
Земельным законодательством мог бы быть введен разрешительный порядок совершения сделок с земельными участками. Такой порядок позволил бы исключить переход земельных участков к лицам, не способных обеспечить рациональное и эффективное использование сельскохозяйственных земель, либо такой переход земельных участков, который бы вступал в противоречие с интересами проживающего в данной местности населения.
Земельным законодательством целесообразно было бы установить перечень лиц, которые не могут быть собственниками земель, используемых в сельскохозяйственном товарном производстве, а также установить случаи, когда на собственника земельного участка может быть возложена обязанность по отчуждению принадлежащей ему земли.
См. пункт 2 ст. 95 проекта Земельного кодекса РФ с учетом предложений Президента РФ, изложенных в письме Президента РФ от 23 ноября 1998 г. N Пр-1528.
Должны быть предусмотрены основания для прекращения не только права собственности, но и иных вещных и обязательственных прав на землю, если такая земля не используется более трех лет либо используется не по целевому назначению.
Должны быть введены специальные нормы, регламентирующие порядок уведомления сособственников о совершении сделки с долей в общей собственности или о выделении сособственником земельного участка из общего земельного массива.
Должны быть введены специальные правила, упрощающие процедуру признания невостребованных земельных долей бесхозяйными.
Список литературы
- Аграрное право: учебник / Отв. ред. Г. Е. Быстрое, М. И. Козырь. М.: Юристъ, 1996.
- Аграрное право: учебник для вузов / Под ред. проф. Г. Е. Быстрова и проф. М. И. Козыря. М.: Юристъ, 1998.
- Аяцков Д. Закон о земле серьезный экономический рычаг для привлечения в аграрный сектор инвестиций // Бюллетень Пресс-службы Совета Федерации. Декабрь 1997 года. № 11.
- Булгаков С.Н. Капитализм и земледелие. СПб., 1900.
- Волков Г. А., Голиченков А. К. Козырь О.М. Развитие рынка земли: правовой аспект // Государство и право. 1998. № 2.
- Глазкова Г. П., Карцев Г. А., Кошкин А. В. и др. Пособие по совершению сделок с земельными долями. М., 1998.
- Голышев М.Е., Лабутов А. В., Родионова Г. А., Улатов С. И. Аграрная реформа в Нижегородской области. Стратегия и результаты. Нижний Новгород, 1996.
- Иванов Е.А. Логика. М.: Издательство БЕК, 1996.
- Ю.Егор Строев, Виктор Хлыстун, Валерий Алакоз, Иван Стариков об аграрной реформе. -/РосАгроФонд. М., 1997.
- П.Ерофеев Б. В. Земельное право: учебник для вузов / Под редакцией Г. В. Чубукова. М.: Новый Юрист, 1998.
- Жариков Ю.Г., Масевич М. Г. Недвижимое имущество: правовое регулирование. Научно-практическое пособие. М.: Издательство БЕК, 1997.
- Земельная реформа в сельском хозяйстве: правовые проблемы. Отв. редактор Б. Н. Топорнин. М. 1997.
- Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации: теория и тенденции развития. М., 1999.
- Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации: Учебник. -Юристь, 1999.
- Иконицкая И.А. Основы земельного права Российской Федерации: учебное пособие. М.: Юристь, 1997.-
- Информационно-консультационный семинар РЕФОРМА АПК: вопросы приватизации и организации новых рынков и услуг. М.: Информационно-консультативный центр «Земля и недвижимость», 1996.
- Киселев С.В. Аграрная реформа в России: новые задачи на рубеже XXI столетия. / Аграрные доктрины двадцатого столетия: уроки на будущее. М.: Энциклопедия российских деревень, 1988.
- Ковлягин А. Земля по своей природе достояние общенародное // Финансово-экономический вестник «Деловая Пенза». 11 марта 1998 года. № 9 (74).
- Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный). Отв. редактор Садиков О. Н. М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ- ИНФРА-М, 1997.
- Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой/ Отв. ред. О. Н. Садиков. М.: Юринформцентр, 1995.
- Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный)/ Отв. ред. О. Н. Садиков. М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ- ИНФРА-М, 1997.
- Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный)/ Отв. ред. О. Н. Садиков. М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ- ИНФРА-М, 1998.
- Комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». М.: Издательская группа НОРМА ИНФРА-М, 1999.
- Комов Н.В. Управление земельными ресурсами России: Российская модель землепользования и землевладения. М.: РУССЛИТ, 1995.
- Кондратенко Н. О Земельном кодексе // Бюллетень Пресс-службы Совета Федерации. Январь 1998 года. № 1 (13).
- Коростелев С.В. Земельное и лесное право: учебное пособие. СПб: изд-во Михайлова В. А., изд-во «Полиус», 1998.
- Крылатых Э.Н. Становление и развитие системы регулирования земельных отношений // Проблемы прогнозирования. 1997. № 1.
- Кузнецов А.В. Правовое регулирование купли-продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения в Германии. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 1997.
- Лапшин М.И. Актуальные проблемы современной земельной и аграрной политики. / Личное и коллективное в современной деревне. Отв. ред. А. В. Петриков. М., 1997.
- Леппке О.Б. Вопросы формирования экономико-правового механизма регулирования земельных отношений. / Аграрные доктрины двадцатого столетия: уроки на будущее. М.: Энциклопедия российских деревень, 1988.
- Логика. Под редакцией В. И. Кириллова. М.: Высшая школа, 1967.
- Лойко П.Ф. Земельный рынок как фактор государственной земельной политики в Российской Федерации (проблемы становления и развития). / Аграрная экономика и политика: история и современность. М.: Энциклопедия российских деревень, 1996.
- Лютых Ю.А. Земельные отношения в России. Исторический и современный аспекты. Красноярск: Кн. Издательство, 1995.
- Михайлов Е. Нельзя все направо и налево продавать // Бюллетень Пресс-службы Совета Федерации. Декабрь 1997 г. № 11.
- Могусев В.Ф., Чубуков Д. И., Попов М. В., Бархатов М. В. Регулирование земельных отношений в российском законодательстве. М.: РУСС ЛИТ, 1997.
- Мольков Ю.В. Правовые проблемы реформирования земельных отношений в специализированных сельскохозяйственных коммерческих организациях / Право собственности на землю в сельском хозяйстве Российской Федерации. Отв. редактор И. А. Иконицкая. М., 1996.
- Никонов А.А. Спираль многовековой драмы: аграрная наука и политика России (XVIII XIX вв.). М., 1997.
- Памятка владельца земельной доли // Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ, Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству. Москва, май 1996 года.
- Петриков А.В. Специфика сельского хозяйства и современная аграрная реформа в России. М.: Энциклопедия российских деревень, 1995.
- Печенкина В.В., Аверина Т. В., Кулаков А. В. Проблемы и перспективы развития рынка земли (оценки экспертов). / Аграрные доктрины двадцатого столетия: уроки на будущее. М.: Энциклопедия российских деревень, 1988. С. 74 77.
- Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М.: Статут, 1998.
- Правовые препятствия для эффективных сельских земельных отношений в Восточной Европе и Центральной Азии. Сравнительный анализ. Технический доклад Всемирного Банка № 436. Отв. редакторы Рой Простерман и Тим Хэнстед. М.: Издательство «Весь мир», 2000.
- Приватизация земли и реорганизация сельскохозяйственных предприятий в России. М. 1995.45 .Протокол первого заседания «круглого стола» 26 декабря 1997 года (рассмотрение вопроса о земельной реформе).
- Проекта Земельного кодекса РФ с учетом предложений Президента РФ, изложенных в письме Президента РФ от 23 ноября 1998 г. N Пр-1528.
- Реформирование сельскохозяйственных предприятий (правовые проблемы). Отв. редакторы З. С. Беляева, М. И. Козырь. М. 1996.-
- Руцкой А. О земельном кодексе // Бюллетень Пресс-службы Совета Федерации. Январь 1998 года. № 1 (13).
- Сазонов Г. П. Неотчуждаемость крестьянских земель. СПб., 1889.
- Социально-экономический анализ результатов реорганизации сельскохозяйственных предприятий: сборник. Под научной редакцией В. Я. Узуна. М.: Энциклопедия российских деревень, 1999.
- Стародубцев В. Торговать землей все равно что торговать матерью //Бюллетень Пресс-службы Совета Федерации. Декабрь 1997 г. № 11.
- Строев Е. Законодательство о земле нуждается в доработке, более четких ответах на вопросы о собственности, обороте и ее стоимости // Бюллетень Пресс-службы Совета Федерации. Декабрь 1997 года. № 12.
- Строев Е.С., Никольский С. А., Кирюшин В. И. и др. Земельный вопрос / Под ред. Е. С. Строева. М. 1999.
- Строев Е.С. и др. Земля, собственность, реформа. Орловщина: пути и опыт аграрных преобразований (в двух томах). Орел, 1999.
- Строев Е. Частная собственность на землю должна быть, но при жестком контроле государства, местного самоуправления и местных органов власти // Бюллетень Пресс-службы Совета Федерации. Декабрь 1997 года. № 12.
- Строкова О.Г. Преобразование и регулирование земельных отношений в аграрном секторе экономики. М: Диалог МГУ, 1999.
- Сыродоев Н.А. Правовое регулирование оборота земельных участков. / Государство и право. 1999 г. № 9. С. 41 52.
- Узун В.Я., Шагайда Н. И., Гаражда М. Н. и др. Экономические и социальные последствия реформирования сельхозпредприятий по Нижегородской модели (предварительные результаты). М., 1996.
- Узун В.Я., Шагайда Н. И., Сыродоев Н. А. и др. Приватизация земли и реорганизация сельскохозяйственных предприятий в России. Вторая редакция. М.: РосАгроФонд, 1998.
- Фомина Л.П. Государственное регулирование и право собственности на землю в сельском хозяйстве. / Право собственности на землю в сельском хозяйстве Российской Федерации. Отв. редактор И. А. Иконицкая. М., 1996.
- Хауке О.А. Крестьянское земельное право. М., 1914.
- Langenfeld, Gerrit. Muenchener Vertragshandbuch. Band 4. Buergerliches Recht. 1 Halbband. C.H.Beck'sche Verlagsbuchhandlung Muenchen 1998.
- Weirich, Hans-Armin. Grundstueckrecht: Systematik und Praxis des materiellen und formellen Grundstuecksrechts. Muenchen: Beck 1996.1. Законодательство
- Декрет о земле / СУ. 1917. № 1. Ст. 3.
- Положение о социалистическом землеустройстве / СУ РСФСР. 1919. Ст. 43.
- Земельный кодекс РСФСР от 1 декабря 1922 года / СУ РСФСР. 1922. № 68. Ст. 901.
- Гражданский кодекс РСФСР от 11 июня 1964 года. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1964. № 24. Ст. 407.
- Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М., 1993.
- Земельный кодекс РСФСР. Принят 25 апреля 1991 г.// Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 22. Ст. 768.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. ст. 3301.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. М.: Инфра-М, 1996.
- Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации». //Собрание законодательства РФ. 1995. № 50. Ст. 4870.
- Федеральный закон «Об акционерных обществах». // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 1.
- Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».// Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 26. Ст. 324.
- Закон РСФСР от 11 октября 1991 года № 1738−1 «О плате за землю» // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1424.
- Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды». // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 10. Ст. 457.
- Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России». // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 44. Ст. 4191.
- Указ Президента РФ от 7 марта 1996 года № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю"// Собрание законодательства РФ. 1996. № 11. Ст. 1026.
- Положение о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. № 708. // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. № 12. Ст. 931.
- Постановление Правительства РФ от 18.02.98 N 219 «Об утверждении правил ведения единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 8. Ст. 963.
- Заявление Государственной Думы Федерального Собрания от 13 марта 1996 г. № 151−11 ГД в связи с принятием Указа Президента РФ от 7 марта 1996 г. № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю».
- Инструкция Госналогслужбы РФ от 10 августа 1995 года № 37 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. 1996. № 1.
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению. Утвержден приказом Министерства Финансов СССР от 1 ноября 1991 года№ 56.
- Постановление Пленума Высшего арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
- Земельный кодекс Республики Татарстан от 10 июля 1998 года № 1736.
- Закон Алтайского края от 21 сентября 1998 года № 49 СЗ «О регулировании земельных отношений в Алтайском крае».99.3акон Волгоградской области от 16 января 1997 г. «О правовом обеспечении земельных отношений на территории Волгоградской области».
- Закон Калмыцкой Советской Социалистической республики Хальмг Тангч от 20 февраля 1991 года № 155 IX «О земле» (в ред. Законов от 14.02.92 г. N 291-IX и 03.06.92 г. N 353-IX).
- Закон Курганской области от 4 марта 1998 года № 103 «О земле».
- Закон Новосибирской области от 12 ноября 1998 года № 28 ОЗ «О регулировании земельных отношений в Новосибирской области».
- Закон Оренбургской области «О предельном размере земельной доли сельскохозяйственного назначения». Принят решением Законодательного Собрания Оренбургской области 4 сентября 1996 года.
- Закон Оренбургской области «Об обременении земельных участков». Принят решением Законодательного Собрания Оренбургской области 24 апреля 1996 года.
- Закон Оренбургской области от 19 мая 1997 года № 65/14 03 «О правах на земельные участки на территории Оренбургской области».
- Закон Республики Башкортостан от 21 марта 1991 года «О земельной реформе в Республике Башкортостан» (в ред. Закона Республики Башкортостан от 05.08.96 N 38-з и Указа Президиума ВС РБ от 25.02.93 N 6−2/50).
- Закон Республики Коми от 11 июля 1997 года № 34 РЗ «О предоставлении земельных участков в собственность гражданам».
- Закон Республики Саха (Якутия) от 13 января 1998 года 3 N 221−1 «Об аренде земельных участков».
- Закон Самарской области от 16 июля 1998 года № 11 ГД «О земле».
- Закон Саратовской области от 17 ноября 1997 года № 57 ЗСО «О земле».
- Закон Свердловской области от 29 декабря 1995 года № 40−03 «О регулировании земельных отношений на территории Свердловской области».
- Закон Тюменской области от 14 февраля 1997 года № 75 «О регулировании земельных отношений в Тюменской области» (в ред. Законов Тюменской области от 20.04.1998 г. № 21, от 10.12.1998 г. № 69).
- Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 8 июня 1998 года № 43 03 «О земле».
- Закон Челябинской области от 10 апреля 1998 года № 39 30 «О земельных отношениях».
- Закон Якутской-Саха Советской Социалистической Республики от 4 марта 1991 года № 419 XII «О земельной реформе».
- Постановление Воронежской областной Думы от 23 января 1997 г. № 686 «О порядке и условиях выкупа органами местного самоуправления земельных долей».
- Порядок и условия выкупа органами местного самоуправления земельных долей в Липецкой области. Утверждено Постановлением Главы администрации Липецкой области от 18 сентября 1996 года № 442 «О порядке выкупа земельных долей».
- Постановление Главы администрации Кировской области от 29.03.95. № 16 «О порядке распоряжения земельными долями и имущественными паями».
- Постановление Главы администрации Липецкой области от 18 апреля 1996 года № 181 «О реализации конституционных прав граждан на землю».
- Постановление Главы администрации Мурманской области от 28 мая 1996 года № 182 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации «О реализации конституционных прав граждан на землю».
- Постановление Главы администрации Омской области от 28 октября 1996 года № 496-п «О мерах по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 07.03.96 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю».
- Постановление Губернатора Тульской области от 22 августа 1996 г. № 512 «О порядке и условиях выкупа земельной доли органами местного самоуправления».
- Постановление Губернатора Тульской области от 23 марта 1996 г. № 171 «Об организационных мерах по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 г. № 337».
- Постановление Саратовской областной Думы от 28.02.95. «О временном положении о залоге земель сельскохозяйственного назначения».
- Рекомендации о порядке распоряжения земельными долями и имущественными паями, утвержденные Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.05.96. № 408 «О порядкеосуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев».
- Рекомендации о порядке распоряжения земельными долями и имущественными паями. Одобрены Постановлением Правительства РФ от 1 февраля 1995 г. № 96 // Собрание законодательства РФ. 1995. № 7. Ст. 534.
- Указ Государственного Совета Республики Дагестан от 21 апреля 1997 г. № 97 «О реализации конституционных прав граждан на землю».
- Указ Президента Республики Бурятия от 13 сентября 1996 года № 320 «О мерах по исполнению Указа Президента Российской Федерации «О реализации конституционных прав граждан на землю» в Республике Бурятия».
- Указ Президента Республики Татарстан от 24 марта 1995 года № УП -192 «О регулировании земельных отношений в Республике Татарстан».
- Указ Президента Республики Татарстан от 24.03.95. №УП-192 «О регулировании земельных отношений в Республике Татарстан».
- Основной закон Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949 года // Федеративная Республика Германия. Конституция и законодательные акты. М.: Прогресс, 1991.
- Buergerliches Gesetzbuch vom 18. August 1896. RGB1.1 1896 S. 195.
- Gesetz ueber die Anzeige und Beanstandung von Landpachtvert^gen (Landpachtverkehrsgesetz LPachtVG) vom 8. November 1985 / BGBl. Teil 1. 1985. S. 2075.