Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Эколого-физиологические аспекты педагогического труда на Севере

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность проблемы. Сибирский Север традиционно считается зоной повышенного экологического риска для человека. Это связано с наличием экстремальных климатических, геофизических и антропогенных факторов высоких широт, которые оказывают неблагоприятное для здоровья человека действие, истощают приспособительные резервы организма, ведут к появлению уже в молодом возрасте многочисленных… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. Экологический подход к проблеме здоровья и эффективности труда учителей
    • 1. 2. Психофизиологический статус и адаптация человека на Севере
    • 1. 3. Психоэмоциональный стресс и психическое здоровье педагогов
    • 1. 4. Физиологические механизмы психоэмоционального стресса
    • 1. 5. Психическая напряженность в контексте педагогической деятельности
  • 2. ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 3. 1. Климато-экологическая характеристика Сургутского региона
    • 3. 2. Психологический анализ педагогической деятельности
    • 3. 3. Функциональное состояние и здоровье учителей г. Сургута
    • 3. 4. Клинико-социальные особенности учителей г. Сургута
    • 3. 5. Биохимические показатели у лиц с разной степенью адаптации
    • 3. 6. Изменчивость психологических и вегетативных показателей у учителей г. Сургута
    • 3. 7. Психофизиологические детерминанты адаптированности учителей г. Сургута
    • 3. 8. Групповые тренинги как возможный путь профилактики дизадаптации учителей
  • 4. ОБСУЖДЕНИЕ
  • ВЫВОДЫ
  • ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Эколого-физиологические аспекты педагогического труда на Севере (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Сибирский Север традиционно считается зоной повышенного экологического риска для человека. Это связано с наличием экстремальных климатических, геофизических и антропогенных факторов высоких широт, которые оказывают неблагоприятное для здоровья человека действие, истощают приспособительные резервы организма, ведут к появлению уже в молодом возрасте многочисленных заболеваний, к преждевременному старению и не способствуют успешности профессиональной деятельности. Экстремальные экологические факторы Севера, запуская процессы адаптации в организме, вызывают напряжение физиологических систем, и, в первую очередь, психоэмоциональной сферы. Труд учителя и в комфортных экологических условиях связан с риском развития высокого психоэмоционального напряжения, поэтому вопросы охраны и укрепления здоровья учителей представляют собой сложную проблему большой социальной значимости. Это обусловлено комплексом причин: напряженным характером труда, спецификой труда в сфере образования, недостаточной защищенностью учителей в современных условиях, необходимостью сохранения педагогического потенциала в условиях рыночных отношений.

Большой объем информации, напряженная интеллектуальная деятельность, совмещение педагогической работы с подработкой и дополнительными нагрузками в вечернее времяотсутствие навыков и знаний психогигиены умственного труда, а также возрастающая социальная напряженность учителей, обусловленная все большей невостребованностью их профессиональных знаний в современных условиях, могут способствовать развитию расстройств психического здоровья, негативно влияющих на продуктивность и социально-трудовую адаптацию в этой профессиональной группе населения. Вместе с тем, не вызывает сомнения, что уровень психического здоровья педагогов во многом определяет их профессиональные возможности, от которых зависит дальнейшее развитие не только образования, но и общества в целом.

Перечисленные проблемы накладываются на экстремальные экологические факторы Сибирского Севера и могут накладывать отпечаток на функционирование сложных межличностных отношений в паре «учитель-ученик», вызывать искажение восприятия и ухудшать результаты педагогического труда.

Учитывая, что напряженность трудовой деятельности учителей в значительной степени связана с их индивидуально-типологическими особенностями и уровнем психоэмоционального напряжения (Деркач А.А., 1974; Дьяченко М. И., Кандыбович JI.A., 1976 и др.), необходимо учитывать также изменения психологического статуса, возникшие в результате воздействия экстремальных факторов высоких широт (Казначеев В.П., 1981, 1983, 1990; Панин Л. Е., 1983; Хаснулин В. И., 1992, 1994,1998; Кривощеков С. Г. и соавт., 1995, 1998 и др.), предупреждать и корректировать их.

Таким образом, важным аспектом изучения проблемы являются знания о физиологических, биохимических, психологических показателей учителей, работающих в разных экологических условиях и регионах Российской Федерации, в том числе характерных для экосистемы северных территорий.

Целью исследования было изучение влияния экстремальных экологических факторов Севера и психологических условий труда на психофизиологическое состояние и профессиональную деятельность учителей.

Задачи исследования:

1. Изучить функциональное состояние и уровень здоровья учителей в условиях воздействия экстремальных экологических факторов высоких широт и психоэмоционального напряжения.

2. Выделить психофизиологические детерминанты адаптированности учителей, длительно проживающих на Севере, на основе их физиологических, биохимических и психологических показателей.

3. Изучить способы профилактики и коррекции нарушений психофизиологической адаптации учителей на Севере.

Научная новизна. Впервые при изучении экологии человека на Севере была выбрана в качестве объекта исследований группа учителей и преподавателей, у которых сочетается специфически напряженный труд с выраженным психоэмоциональным компонентом. Установлена степень влияния неблагоприятных экологических факторов Севера и специфики педагогического труда на уровень эмоционального напряжения и состояние здоровья учителей. Показано, что важным фактором риска развития психоэмоциональных нарушений является действие комплекса экстремальных факторов Севера в соединении с напряженной педагогической деятельностью. Для оценки степени адаптированности учителей впервые выделены психофизиологические детерминанты: исходное состояние вегетативного тонусастепень выраженности психовегетативных реакцийуровень психовегетативного баланса, отражающие полиморфизм адаптационных возможностей организма и являющиеся предикторами психофизиологической адаптации и успешности педагогической деятельности. Установлена степень физиологической адаптированности учителей, которая тесно связана с их психологическими качествами и особенностями психического реагирования на экстремальные факторы Севера. Показано, что наиболее физиологически оправданными способами коррекции психоэмоциональных нарушений у педагогов на Севере являются телесно-ориентированные методы психотерапии.

Практическая значимость. Впервые при изучении эффективности трудовой деятельности учителей на Севере обращено внимание на их психовегетативный статус. Показано, что эффективность коррекции дизадаптаци-онных нарушений возможна путем комплексного исследования и выявления психофизиологических детерминант, играющих доминирующую роль в центральной нервной системе и психике. Проведенное исследование позволит эффективно предупреждать и корректировать нарушения психофизиологической адаптации учителей на Севере. Групповая телесно-ориентированная психотерапия может быть рекомендована в качестве патогенетического способа коррекции нарушений психофизиологической адаптации.

Материалы работы используются в учебных заведениях г. Сургута.

Апробация работы. Материалы диссертации докладывались на Международном конгрессе «Права личности и образование: глобальные и региональные проблемы и перспективы», Ханты-Мансийск, май 2000; на 11-й научно-практической конференции врачей «Актуальные вопросы современной медицины», Новосибирск, апрель 2001; на 9 Международной конференции «Новые информационные технологии в медицине и экологии», Ялта-Гурзуф, июнь 2001; на конференции «Физиология человека на Севере», Сыктывкар, сентябрь 2001.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 6 печатных работ.

Структура и объем работы. Содержание диссертации изложено на 121 стр. машинописного текста и состоит из введения, обзора литературы, методики исследования, результатов исследования, обсуждения полученных результатов, выводов, предложений и списка литературы. В тексте диссертации приводятся 17 таблиц. Библиографический указатель включает 186 источников, из них 21 — на иностранных языках.

ВЫВОДЫ.

1. Негативные климато-географические факторы Севера в сочетании с социальным стрессом (педагогический труд) не соответствуют требованиям здорового человека. Установлено, что 50% учителей имели признаки нарушения личностно-социальной и физиологической адаптации. Для них было характерно повышенное артериальное давление, повышенный уровень активности обоих отделов вегетативной нервной системы и высокий риск сердечно-сосудистой и другой психосоматической патологии, что также подтверждается данными гормонально-метаболических показателей.

2. Психологическое тестирование выявило, что 50% учителей имеют признаки повышенного нервно-психического напряжения с астеническим компонентом и депрессивными проявлениями, в сочетании с высоким профессиональным статусом и интеллектом. Анализ показал, что нервно-психическое напряжение связано с экологическими факторами Севера и с напряженностью педагогической деятельности.

3. Почти у 80%) учителей обнаружено нарушение вегетативного регулирования, только 20%> обладают оптимальной саморегуляцией и быстрым восстановлением внутренних ресурсов при взаимодействии с психотравми-рующей ситуацией. Почти 40% испытуемых выявили признаки хронической усталости, связанной с экологическим влиянием факторов Севера, и в меньшей степени — с напряженным характером труда.

4. Выявленные повышенные значения АД и ЧСС у учителей тесно связаны с их психологическими качествами и особенностями психического реагирования, выражающиеся в накоплении тревоги, напряжении вегетативной регуляции, низком пороге чувствительности к раздражителям, склонности к легкому возникновению фрустрации, трудности адаптации с преобладанием отрицательных эмоций.

5. Интегральная совокупность психологических показателей и реактивности вегетативной нервной системы является психо-физиологической де-терминантой состояния адаптированности. Для состояния адаптированности характерно оптимальное состояние вегетативного тонуса и психоэмоциональной реактивности.

6. Эффективность коррекции дизадаптационных нарушений возможна путем комплексного исследования и выявления психофизиологических детерминант, играющих доминирующую роль в процессе адаптации учителя на Севере. Групповая телесно-ориентированная психотерапия может быть рекомендована в качестве патогенетического способа коррекции нарушений психофизиологической адаптации.

7. Учитывая, что на уровень психоэмоционального напряжения влияют экстремальные экологические факторы Севера, трудности педагогической деятельности и личностно-семейные переживания, можно обобщить, что нормальной адаптивности в процессе проживания на Севере и эффективности трудовой деятельности учителей способствуют благоприятные психофизические данные, высокая адаптационная способность, выносливость, эмоциональная устойчивость, соответствующий норме интеллект, способность к приобретению опыта.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. П. и др. Патология человека на Севере/ А. П. Авцын, А. А. Жаворонков, А. Г. Марачев, А. П. Милованов.- М.: Медицина, 1985.- 416 с.
  2. Н.А., Георгиева С. А., Гладилин Г. П. Влияние вахтового и экспедиционно-вахтового методов трудовой деятельности на гомеостатическую функцию организма// Физиология человека-1997.- Т.23, № 3.- С.103−107.
  3. Н.А., Ермакова Н. В. Экологический портрет человека на Севере. -М.:Круг, 1997.- 206 с.
  4. Н. А. Социальные, возрастные и эколого-физиологические аспекты адаптации человека// Физиология развития человека.— М.:Круг, 1985.- С. 7—9.
  5. А.А. и др. Комплексная оценка функциональных резервов организма/ А. А. Айдаралиев, P.M. Баевский, А. П. Береснева.- Фрунзе: Наука, 1988.- 196 с.
  6. М. М. Клинико-динамическая и психофизиологическая характеристика начальных проявлении основных форм неврозов: Автореф. дисс. к. м. н.—Томск, 1988.
  7. Ю.А. Состояния психической дизадаптации и их компенсация.- М.: Наука, 1976.- 277 с.
  8. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем.- М.: Медицина, 1975.- 447 с.
  9. П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. М.: Медицина, 1979.- 453 с.
  10. Атлас основных психических заболеваний в Сибири и на Дальней Востоке/ Артемьев И. А. и др. Томск, 1988.- 63 с.
  11. А.И., Абрамов В. Г. Средняя продолжительность жизни и потери здоровья отдельных контингентов населения в Новосибирской области// Бюлл. СО РАМН.- Новосибирск, 1996.- № 3.- С. 43−47.
  12. Р.В. Динамика заболеваемости населения в регионе северной климатогеографической и экологической экстремальности // Экология человека- 1994.- № 1.- С. 138−142.
  13. Р.Г. Экология человека на пути от биосферы к ноосфере // Экология человека.- 1994.- № 1.- С. 15−21.
  14. Ф.Б. Психическая адаптация и психофизиологические соотношения/ЛГезисы докладов IV Международного симпозиума по приполярной медицине. Новосибирск, 1978.- С.260−261.
  15. Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека.-Л., 1988.-260 с.
  16. Н.П. Физиология здорового и больного мозга человека. Л., 1980,207 с.
  17. А.П., Рябинин И. Ф., Тархан А. У. Научно-технический прогресс и приполярная медицина. Новосибирск, 1978.- Т.1.- С.253−254.
  18. А.А. Необходимое условие творческой деятельности учителя// Советская педагогика.- 1987.- № 4.- С. 49−52.
  19. М.И., Бойко П. С. Психофизиологические показатели напряженности операторской деятельности//Материалы XV съезда ВФО им. Павлова. Кишинев, 1987.- Т.2.- С.6−7.
  20. Г. Н., Манелис И. Г. и др. Межцентральные отношения электрических процессов мозга человека при вовлечении в патологический процесс лимбических структур// Физиология человека.- 1997.- Т.23, № 2.-С.42.
  21. И.П., Литвиненко О. И., Софьин А. И. Физиологические основы адаптации к монотонному труду//Материалы XV съезда ВФО им. Павлова. -Кишинев, 1987.- Т.2.- С.7−8.
  22. Э. Рождение новой идеи. О нешаблонном мышлении. М.: Прогресс, 1976, — 143 с.
  23. П. В. Труды Арктического и Антарктического НИИ.-Л.Д971.-Т.91.-С.83−89.
  24. Р.П., Данилова Р. П., Чухрова М. Г. и др. Некоторые показатели здоровья в динамике трехмесячного вахтового цикла// Физиология человека.-1988.- Т. 14, № 4.- С. 672−678.
  25. Н. Н. Научно-технический прогресс и приполярная медицина. Новосибирск, 1978.-Т. 1.-С. 124−125.
  26. Н. Н., Сороко С. И. Адаптация и проблемы общей патологии. Новосибирск, 1974.-Т.1.- С.80−82.
  27. В. Н., Чугунов В. С. Симпатико-адреналовая активность при различных функциональных состояниях человека. — М.: Медицина, 1985.270 с.
  28. Ф.П., Величко Н. И. и др. Эмоциональные стрессы и их роль в церебро-висцеральных нарушениях// Физиол. Журнал.- 1982.- Т.28, № 6.-С.714−720.
  29. З.И., Уразаев A.M., Медведев М. А. Психофизиологическая характеристика условий труда лесозаготовителей-механизаторов, работающих вахтовым методом//Гигиена труда и проф. заболеваний.- 1983.-№ 11.- С. 16−19.
  30. В. И. Биосфера. Избранные труды по биогеохимии.—М.: Мысль, 1967.- 374 с.
  31. В. П. Здоровье здоровых. Введение в санологию.—Киев, Наука.- 1991.- 142 с.
  32. В. С., Цикулин А. Е. Лечение и реабилитация больных гипертонической болезнью в условиях поликлиники. М.: Наука, 1989.- 254 е.
  33. Ф.Н. О педагогических способностях учителя//Вопросы психологии личности.- М.: Госпедиздат, I960.- С. 197−213.
  34. Ф.Н. Книга об учителе.- М.: Просвещение, 1965.- 257 с.
  35. И. А. «БАРОМЕТР ЖИЗНИ"—информационный мониторинг здоровья и благополучия регионов//Международный форум информатизации. Конгресс № 1. Секция информатизации в здравоохранении: тезисы докладов.—М., 1992.- С. 8—9.
  36. И. А., Зильберт Н. JI. Изучение региональных различий в заболеваемости и смертности населения с позиций синдрома географической широты//Вестник АМН СССР.- 1991.- № 11.- С. 52—55.
  37. И. А., Полесский В. А. Принципы индивидуальной коррекции количества здоровья и качества жизни//Сборник научно-методических материалов для службы формирования здорового образа жизни.—М., 1991.-С. 28—59.
  38. К.М. Профессиональная пригодность и соновые свойства нервной системы.- М.: Наука, 1970.- 271 с.
  39. Гурова JI. J1. Принятие решений как проблема психологии познания// Вопросы психологии.- 1984.- № 1.- С.125−132.
  40. JI.JI. Психологический анализ решения задач.- Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1976.- 323 с.
  41. Г. М. Патология человека и профилактика заболеваний на Севере.- М.: Медицина, 1968.- 412 с.
  42. JI.B., Ильюченок Р. Ю. Нейромедиаторные системы в психонейромодуляции: допамин, серотонин, ГАМК, нейролептиды.-Новосибирск, 1993. -240 с.
  43. А.А. Состояния напряженности в педагогической практике студентов и пути их регулирования//Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы, — JL, 1974.- Вып. 2
  44. Н. Р., Рябинин И. Ф. Адаптация человека в полярных районах Земли.—JL: Медицина, 1977.- 296. с.
  45. Ю.П. Социально-гигиенические проблемы охраны здоровья населения и окружающей среды в промышленно развитых районах Сибири и Дальнего Востока// Экология человека, — 1994, — № 1.- С. 154−156.
  46. М.И. Преодоление психической напряженности//Военный вестник, — 1973.- № 6.- С.33−37.
  47. Дьяченко М. И» Кандыбович JT.A. Психологические проблемы готовности к деятельности.- Минск: Изд-во БГУ, 1976.- 173 с.
  48. М.И., Кандыбович JI.A. Формирование готовности к действиям в напряженных ситуациях/ЛЗестник ПВО.- 1977.- № 12.- С.61−66.
  49. М.И. и др. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: Психологический аспект.- Минск: Изд-во БГУ, 1985.- 206 с.
  50. С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя.-М.: Просвещение, 1986. 189 с.
  51. М.В. Адаптационные средства увеличения психических резервов человека/ТПроблемы резервных возможностей человека.- М., 1982.-С.142−155.
  52. В.И. Педагогическое творчество учителя.-М.: Педагогика, 1987, — 160 с.
  53. В.И. Педагогическое предвидение. М.: Знание, 1987. -123 с.
  54. Г. В., Семке В. Я. Клинико-социальные и биологические аспекты адаптации.—Красноярск, 1990.- С. 69—71.
  55. В.В. Механизмы адаптации и саморегуляции при функциональной патологии мозга//Материалы 15-го съезда ВФО им. Павлова. Кишинев, 1987.- Т.1.- С. 135.
  56. К. Эмоции человека/ Пер. с англ.- М., Изд-во МГУ, 1980.- 440 с.
  57. Е.П. Основные свойства нервной системы и их изучение. -Ярославль, 1980.- 90 с.
  58. Р.Ю. Память и адаптация. -Новосибирск: Наука, 1979.-190 с.
  59. Р.Ю. Механизмы обработки мозгом нейтральноой и эмоциогенной информации// 3 съезд физиологов Сибири и Дальнего Востока.- Новосибирск, 1997.- С. 88.
  60. В.П. Современные аспекты адаптации.- Новосибирск: Наука, 1980.-188 с.
  61. В.П. Очерки теории и практики экологии человека.- М.: Наука, 1983.- 260 с.
  62. В.П., Стригин В. М. Проблема адаптация человека. Некоторые итоги и перспективы исследований. Новосибирск, 1973. -56 с.
  63. М., Стьюарт А. Статистические выводы и связи.-М.:ИЛ, 1973.-900с.
  64. В. В. Геохимическая среда и жизнь.—М.: Наука, 1982.- 76 с.
  65. Т.О. Психическая напряженность и ее проявление в зависимости от особенностей деятельности: Автореф. дис. канд. психол. Наук. Киев, 1977.- 27 с.
  66. Э.И., Еремеева А. И. Психические состояния/ Дальневосточный государственный университет.- 1993.- 94 с.
  67. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969.-277 с.
  68. A.M., Елкина Л. Г., Ермильченко Г. В. и др. К механизму адаптивных процессов организма при действии экстремальных факторов// Материалы XV съезда ВФО им. И. П. Павлова.- Кишинев, 1987.-Т.2.- С.67−68.
  69. С.И., Гавалов С. М., Радионченко А. А. и др. Особенности репродуктивного здоровья и онтогенеза населения Сибири и Дальнего Востока// Бюлл. СО РАМН.- Новосибирск, 1996, — № 2, — С.69−75.
  70. В.М. Данные социально-гигиенического и неврологического обследования геологов в Заполярье при экспедиционно-вахтовом режиме труда// Тр. Ленингр. сан.-гигиен. мед. ин-та.- 1981.- Т.141.- С.35−38.
  71. Г. А., Салтыков К. С. Экологическое районирование // Экология человека.- 1994.- № 1.- С. 9−15.
  72. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности.-М.: Наука, 1980.- 256 с.
  73. Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях,-Л.Медицина, 1978. 215 с.
  74. Ц. П. и др. Экологическая физиология человека. Адаптация человека к различным климато-географическим условиям.-Л.:-Наука, Ленинградское отделение, 1980.-С.78−83.
  75. Е. Д Клинико-эпидемиологический аспект охраны психического здоровья населения в Сибирском и Дальневосточном регионах//Актуальные вопросы психиатрии.— Томск, 1983.- С. 37—38.
  76. С.Г., Домахина Г. М., Диверт Г. М. Особенности регуляции физиологических функций при адаптации к экспедиционно-вахтовому труду// Гигиена труда и проф. Заболеваний.- 1984.- № 4.- С. 15−19.
  77. С.Г. Физиологические основы работоспособности человека при вахтовой организации труда: Дисс. доктора мед. наук.- Томск, 1989.166 с.
  78. С.Г., Федина Р. Г. Влияние внешнесредовых факторов и социальных привычек на состояние гипофизарно-надпочечниковой системы и инсулин плазмы крови здоровых людей// Физиология человека. -1996.-Т.22, № 2.- С.126−130.
  79. С.Г., Шишкина Т.Н.и др. Физиологические механизмы адаптации и здоровье населения при производственных миграциях// Бюл. СО РАМН.- 1997.- № 2, — С.12−19.
  80. С.Г., Леутин В. П., Чухрова М. Г. Психофизиологические аспекты незавершенных адаптаций. Новосибирск, 1998. — 100 с.
  81. С.Г., Охотников С. В. Производственные миграции и здоровье человека на Севере. М.:Наука, 2000.- 118 с.
  82. Н.В. Формирование педагогических способностей. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1961.-78 с.
  83. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1967.- 183 с.
  84. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1970.- 114 с.
  85. Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся// Вопросы психологии.- 1984.- № 1.- С. 20−25.
  86. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. -JL: Знание, 1985.-32 с.
  87. X. Психофизиологические реакции в период эмоционального стресса: медицинские последствия этих реакций//Эмоциональный стресс.— Л.: Медицина, 1970, — С. 270—276.
  88. Л. Эндокринные реакции во время эмоционального стресса// Эмоциональный стресс.—Л.: Медицина, 1970.- С. 129—134.
  89. Н.Д. О психических состояниях человека.- М.: Просвещение, 1964.- 334 с.
  90. В. П., Николаева Е. И. Выявление психофизиологического критерия прогноза эффективности процесса адаптации/АСосмическая биология и авиакосмическая медицина -1982.-№ 6.- С. 58−62.
  91. В.П., Николаева Е. И. Психофизиологические механизмы адаптации и функциональная асимметрия мозга. -Новосибирск: Наука СО, 1988.-118 с.
  92. С.Е., Суворов А. В. Тест рисуночной ассоциации С.Розенцвейга.-СПб.: Иматон.-1993.-175 е.
  93. Э. Человек как биологический вид // Природа.- 1973.- № 2.- С. 36—44.
  94. А.С. О «Книге для родителей». Вступительное слово// Избр. произв. в 3 т. Киев.: Рад. школа, 1984.- Т.2.-С. 551.
  95. В.М., Тимченко A.M., Церетели К.В.//Фактор психоэмоциональной устойчивости и метод его объективной оценки// Материалы XV съезда ВФО им. Павлова.- Кишинев, 1987.- Т.2.- С. 133.
  96. А.К. Психологический анализ труда учителя// Психология учителя: Тезисы докладов к 7-му съезду Общества психологов СССР.- М., 1989.- 183 с.
  97. В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов.- Л., 1982.- 104 с.
  98. В.И. и др. Компоненты адаптационного процесса.- Л., Наука, Ленинградское отделение, 1984.- 111 с.
  99. Ф.З. Общий механизм адаптации и профилактики.—М.: Медицина, 1973.-360 с.
  100. Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М., 1981.- 278 с.
  101. Ф. 3., Пшенникова М. Т. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам.— М.: Медицина, 1988.- 253 с.
  102. С.Ф. Экология личности: понять первопричину экологических катастроф // Экология человека.- 1994.- № 1.- С. 77−85.
  103. ЮЗ.Моляко В. А., Николаенко С. А., Николаенко С. И. Стратегические компоненты психологической готовности к деятельности/ЛГворческое наследие А. С. Макаренко и современная школа.-Сумы, 1988.- С. 262−263.
  104. В.А. Психологическая готовность к творческому труду.- Киев: Знание, 1989.- 48 с. / на укр. яз./.
  105. Н.И. Психическая напряженность.- М.: Изд-во МГУ, 1976.-112 с.
  106. В.Д. Основные свойства нервной системы. М.: Просвещение, 1966. — 383 с.
  107. Т.А. Состояние нервно-психического напряжения. Л., 1988. -66 с.
  108. В.В., Гришанова Г. И. Значение и место эпидемиологической диагностики в медико-экологических исследованиях // Экология человека. -1994.-№ 1.- С. 50−58.
  109. Р.Г., Гундаров И. А. Принципы мониторинга благополучия в превентивной экологии // Экология человека. 1994. -№ 1. — С. 21−26.
  110. О.А. Пограничная нервно-психическая патология у работников сферы образования // Актуальные проблемы психиатрии. Томск, 1998. — С. 65−69.
  111. Ш. Павлова О. А., Стоянова И. Я. Медико-психологическое исследование напряженности труда учителей // Гигиена труда и профилактика профзаболеваний. Томск, 1997. — С.37−44.
  112. JI. Е. Энергетические аспекты адаптации.—JL: Медицина, 1978.192 с.
  113. Л.Е., Соколов В. П. Психосоматические взаимоотношения при хроническом эмоциональном напряжении.- Новосибирск, Наука, 1981, 179с.
  114. Л. Е Биохимические организмы стресса.— Новосибирск, Наука, СО, 1983.- 234 с.
  115. К.К. О системе психологии.- М.: Мысль, 1972.-216 с.
  116. Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей.- М.: Педагогика, 1983.- 128 с.
  117. В.Ф., Вайцель В. Я., Уманский С. М. и др. Изменения в психике в связи с неблагоприятными производственными факторами// Тр. Всесоюзной конф. «МБП ЭВОТ», 1989. № 8.- С.92−94.
  118. Психология: Словарь/ Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- М.: Политиздат, 1990.- 494 с.
  119. В.Л., Усенов С. М. Психофизиологические аспекты сменного и ночного труда буровиков.//Актуальные вопросы физиологии труда. -Горький, 1982,-4.3.-С. 69.
  120. М.С. Методы исследований состояний психической напряженности.- М.: Наука, 1962.- 138 с.
  121. А.В., Пеккер Я.С.и др. Адаптационные характеристики человека.-Томск, 1997.- 138 с.
  122. И. А., Новиков В. С. Неспецифические механизмы адаптации человека.—Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1984.- 146 с.
  123. .Н. Особенности работоспособности и невротические реакции. 1984. — 4 с. Рук. деп. в КазНИИ 15 янв. 1985, № 836Ка-85.
  124. В. Ю. Биологические проблемы Севера.-Магадан.-1983.-Ч.3.-С.38−39.
  125. В. Я. Медицинские аспекты охраны психического здоровья населения Сибири.—Томск, 1988.- С. 3—10.
  126. В. Я. Экологическая психиатрия: настоящее и будущее.—Социальная и клиническая психиатрия. 1992.- Т. 2, вып. 3.- С. 5—13.
  127. В. Я. Исторические и современные парадигмы пограничной психиатрии// Бюлл. СО РАМН.- Новосибирск, 1996.- № 2.- С. 84−90.
  128. В.Я. Превентивная психиатрия. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999.403 с.
  129. П. И., Шрага М. X. Медицинская экология психических расстройств в Архангелькой области// В кн. Факторы малой интенсивности проблемы общественного здоровья.- Архангельск, 1995. С. 83−93.
  130. П.В. Эмоциональная реакция человека на действие экстремальных факторов// Экстремал. физиол. и индивид, защита человека/-М., 1982.-С.142−148.
  131. П.В., Ершов П. М. Темперамент, характер, личность. М.: Наука, 1984.-167 с.
  132. Р.К. Ямало-Гыданская область. JL, Гидрометеоиздат, 1977.
  133. З.А. Эффективность психопрофилактической помощи научным сотрудникам // Реабилитация в психиатрии. -Томск, 1998.-С. 17−72.
  134. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки.-М.'Просвещение, 1976.- 160 с.
  135. В.А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функционирование// Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования/ Под ред. В. А. Сластенина. М., 1982.- С. 14−28.
  136. Собчик Л Н Метод цветовых выборов: модифицированный цветовой тест Люшера.- М., 1990.-227 с.
  137. Е.И., Белова Е. В. Эмоции и патология сердца.- М.: Наука, 1983. -301с.
  138. С.И. Повышение устойчивости человека к экстремальным условиям Антарктиды путем направленной модификации внутрисистемного и межсистемного взаимодействия// Материалы XV съезда ВФО им. Павлова, Кишинев, 1987.- Т. 1.- С.29−30.
  139. К.В. Теоретические аспекты проблемы повышения устойчивости организма к эмоциоональному стрессу// Экстремальная физиология и индивидуальная защита человека.- М., 1982.- С.74−88.
  140. К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. М.: Медицина, 1981. 231 с.
  141. Т. Биологический императив // Актуальные проблемы эволюционной биологии .— Тарту, 1988 .- С. 127−139.
  142. Н.В. Понятие фрустрации, методика ее использования и особенности при неврозах: Автореф. дисс. канд. мед. наук.- Л., 1971.
  143. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.
  144. Р. А. Стресс и его значение для организма.—М.: Наука, 1988.176 с.
  145. А. В., Ардашев А. А., Беруль Н. В. Эндокринные сдвиги у человека в условиях Крайнего Северо-Востока СССР// Основные аспекты географической патологии на Крайнем Севере.—Норильск, 1976.- С. 103—104.
  146. Р. Г., Кривощеков С. Г. Возрастно-половые особенности состояния гипофизарно-надпочечниковой и инсулярной систем организма у здоровых людей//Физиология человека.- 1993.- Т 19.- № 4.- С. 114.
  147. И.М. Вероятностное прогнозирование в деятельности мозга// Вопросы психологии.- 1962.- № 2.- С.59−67.
  148. П. Эмоции//Экспериментальная психология. М., Прогресс, 1975.-Вып. 5.
  149. А.Л. Психофизиологический анализ полушарных особенностей процесса формирования фиксированной установки в условиях адаптации Среднегорью// Сравнит, физиол. ВНД человека и животных. Ч. 2,-М., 1988.-С. 98−99.
  150. Ю.Л. Психология общения в спорте.- М., 1980.- 164 с.
  151. В. И., Собольников В. В., Хаснулина А. В. Психосоматические ограничения временного пребывания человека в условиях северного стресса.-Новосибирск, 1 989.-С. 27−29.
  152. В. И. Концепция сохранения здоровья человека на Крайнем Севере.-Норильск, 1994.-С.12.
  153. В. И. Адаптация к экстремальным геофизическим факторам и профилактика метеотропных реакций.-Новосибирск, 1 989.-С.6−12.
  154. В. И. и др. Региональные особенности здоровья жителей Заполярья.-Новосибирск.-1983.-С.62−67.
  155. В. И., Надточий Л. А., Хаснулина А. В. Основы медицинского отбора в высокие широты/ СО РАМН.-Новосибирск. -1995.-128 с.
  156. В.И., Шестаков С. И. и др. Региональные особенности здоровья жителей Заполярья. Новосибирск: Из-во СО АМН СССР, 1983.- С. 62.
  157. В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982.- 185 с.
  158. А. Культура и этика. М., 1973.
  159. И. А. Биосфера, уровни организации жизни и проблемы экологии// Экология, 1981.- № 1.- С. 5—11.
  160. И. А. Уровни разнокачественности в популяционных системах и их экологическое значение//Экология, 1984.- № 2.- С. 3—10.
  161. И.А. Экология: Учеб. для биол. и мед. спец. вузов. 2-е изд., испр. -М.: Высш. шк., 2000. — 512 с.
  162. Е.И. Эмоциональные стрессы и сердечно-сосудистые заболевания// Вестник АМН СССР.- 1975.- № 8, С. 3−8.
  163. М. Г. Особенности психофизиологической адаптации к экспедиционной вахте на Севере в норме и при употреблении алкоголя: Дисс. канд. мед. наук. Новосибирск, 1990.- 157 с.
  164. Р.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1983. — 185 с.
  165. Е.А. Эмоциональный стресс медико-социальная проблема//Медицина катастроф.- 1992/- № 2.- С. 71 — 74.
  166. Bacchas J.D., Ahill Н., Elliot G.R., et el. Behavioral neurocheaistry: eureregulatore end behavioral States.— Sciense, 1978.-P. 964−973.
  167. Bech P., Anqst J. Quality of life in anxiety and social phobia, cial phobia// International Clinical Psychopharmacology, 1996, 11: Suppl. 3.- P.97−100.
  168. Beck A.T. Anxiety and psychophysiological disorder.-In: Anxiety/Ed. Ch.D.Spielberger/, New York- London, 1972.- Vol.2.- P.138−256.
  169. Billings A.G., Moos R.H. The role of coping responses and social resources in attenuating the stress of life events// J. Behav. Med.- 1981.- № 2.- P.139−157.
  170. Bronis M. Spol ahlivost niektorych psychoayziologickych metod na zistovanie neuropaychic eho Zataenia. Pracov. Lek.- 1996.- № 1.- P.8−10.
  171. Cattel R.B. Anxiety and Motivation. Theory end crusial experiments// Anxiety and behavior /Bd. Ch.D.Spieibergaz.-N-Y, 1972. -P.23−32.
  172. Cobb J.T., Steptoe F. Psychosocial stress and susceptibility to upper respiratory tract illness in on adult population sample// Psychosomatic Medicine.-1996.- № 2.- P.404−412.
  173. Dean A, Lin N. The stress-buffering role of social support: Problems and prospects for systematic investigation// J. of Nervous and Mental Disease. -1977.165, — P. 403−417.
  174. Herzberg F., Mausner В., Snyderman B.B. The motivation to work New York, 1959.-240 p.
  175. Levi L. Society stress and disease. NY, Toronto: Oxford Univ Press, 1981.-Vol.4. -300 p.
  176. Maslow A.J. A theory of human motivation// Psychol. Rev., 1968.- v. 70,-P.127−144.
  177. Melamed R. Emotional reactivity, defensiveness and ambulatory cardiovascular response at work// Psychosomatic Medicine.- 1996.- № 7.- P. 500 507.
  178. Potts N.L.S., Book S., Davidson J.R.T. The neurobiology of social phobia// International Clinical Psychopharmacology.- 1996.- № 11.- Suppl. 3.- P.43−48.
  179. Schachter S., Singer J.E. Cognitive social and physiological determinants of emotional state// Phychological Review.- 1971.- № 69.- P.379−399.
  180. Sperry Roger. The new mentalist and ultimate concern// Perspective in Biology and Medicine. 1986.- vol. 29.- No 1.- part 11.- P. 413—422.
  181. Spielberger C.D. Anxiety as Motional state.- Anxiety/ D. Ch. D. Spielberger. N.Y., London.- 1977.- v.2.- P. 24−54.
  182. Tyrer P. Diagnostic anomalies in social phobia// International Clinical Psychopharmacology.- 1996.- 11.- Suppl. 3.- P. 29−33.
  183. Vandyck R. Non-drug treatment for social phobia// International Clinical Psychopharmacology.- 1996.- № 11.- Suppl. 3.-P. 65−70.
  184. Weissman M.M., Bland R.C., Canino G.J. et al. The cross-national epidemiology of social phobia: A preliminary report// International Clinical Psychopharmacology.- 1996.- № 11.- Suppl. 3, — P. 9−14.
  185. Winnubs J.A., Marcelissen P.M.G., Kleber T.J. Social support as a moderator of stressor strain regationship in industrial organization// Activ. nerv. super.-1982.-№.3, — P. 230−235.
Заполнить форму текущей работой