Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современная ситуация в российском образовании характеризуется интеграцией в единое европейское образовательное пространство. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость новых подходов к осуществлению профессиональной подготовки специалистов в высшей школе. Специалист на современном этапе развития общества характеризуется не только объемом и качеством знаний, но и умением применять эти знания… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Формирование готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности как социально-педагогическая проблема
    • 1. 1. Психолого-педагогические основания формирования готовности 15 студентов вуза к будущей профессиональной деятельности
    • 1. 2. Факторы, влияющие на формирование готовности студентов вуза к 36 будущей профессиональной деятельности
    • 1. 3. Этапы формирования готовности студентов вуза к будущей 61 профессиональной деятельности
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Педагогические условия формирования готовности студентов 86 вуза к будущей профессиональной деятельности
    • 2. 1. Создание практико-ориентированной среды вуза по формированию 88 готовности студентов к будущей профессиональной деятельности
    • 2. 2. Вовлечение студентов вуза в социально-значимую деятельность 112 с целыо формирования их готовности к будущей профессиональной деятельности
    • 2. 3. Корректирование формирования готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности на основе комплексной диагностики
  • Выводы по 2 главе

Формирование готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Во всем мире непрерывно идет процесс совершенствования профессионального образования, которое призвано обеспечивать общество квалифицированными специалистами, отвечающими требованиям конкретной социально-экономической обстановки в стране.

Современная ситуация в российском образовании характеризуется интеграцией в единое европейское образовательное пространство. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость новых подходов к осуществлению профессиональной подготовки специалистов в высшей школе. Специалист на современном этапе развития общества характеризуется не только объемом и качеством знаний, но и умением применять эти знания каждый раз в неповторимой ситуации. Человек живет в быстро меняющемся мире, поэтому готовые решения часто не приносят желаемых результатов, кроме того сфера применения профессиональной деятельности постоянно расширяется и усложняется. Перед системой высшего профессионального образования стоит задача подготовки специалистов, способных быстро адаптироваться к постоянно меняющимся современным требованиям производственного процесса, устойчиво ориентированных на компетентное решение профессиональных задач, а также способных осуществлять в рамках данной профессиональной деятельности саморегуляцию и саморазвитие.

Поэтому в научной литературе все чаще ставится вопрос о готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности. Анализ свидетельствует о том, что рассматривается этот вопрос, как правило, с позиции какого-то одного подхода: акмеологии, валеологии, психологии, педагогики, социологии и т. д. Между тем эта проблема носит междисциплинарный характер. Все это делает особенно актуальным вопрос формирования готовности студентов к профессиональной деятельности в воспитательно-образовательном процессе вуза.

За последние несколько лет появились достаточно большое количество исследований, посвященных различным аспектам профессиональной подготовки специалистов. Так, в исследованиях В, Г. Бочаровой, В. А. Сластенина, Е. И. Холостовой проанализирован ряд важных аспектов профессиональной подготовки и, в частности, формирование профессиональной культуры. Психологами И. А. Зимней, Б. Ю. Шапиро раскрыт личностно-ориентированный характер профессиональной деятельности специалиста. Изучением средств формирования отдельных компонентов готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности занимались А. А. Вербицкий, Ц. Йотов, Н. В. Кулюткин, Д. Шейлз. Исследование педагогических условий формирования отдельных компонентов готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности отражено в работах А. А. Вербицкого, В. В. Горшковой, Ц. Йотова, М. В. Кларина, М. И. Лисиной, В. Я. Ляудис. Изучалось формирование отдельных составляющих (психологической, коммуникативной, творческой) готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности, но эти процессы изучались обособленно друг от друга (А. А. Вербицкий, М. В. Кларин, Е. А. Климов, и др.).

В настоящее время А. И. Ляшенко, В. А. Сластенин отмечают, что выпускники высшей школы испытывают трудности в осуществлении профессиональных обязанностей. Идет рассогласование «модели профессиональной деятельности», сформированной в сознании студентов за годы вузовского обучения, с той реальной обстановкой, в которой им приходится начинать профессиональную деятельность. Как отмечает Н. Б. Шмелева, «.причины такого положения преимущественно кроются в том, что в профессиональной подготовке студентов вуза в основном преобладает информативная сторона обучения. Действующий и по настоящее время „знаниевый“ подход в сфере образования вступает в противоречие с характером последующей профессиональной деятельности выпускника» [184, с.24]. Противоречие учебной и профессиональной деятельности выражается в том, что содержание обучения разделено по разным предметам и студенты получают статическую информацию, активность студентов рассматривается как ответная реакция на управляющее воздействие педагогов, а в профессиональной деятельности требуется активность и инициативность, предполагается применение системных знаний, умений и навыков и динамичное их использование во времени и пространстве. Личность студента, развитие ее профессионально-нравственного и духовно-интеллектуального потенциала нередко выпадают из поля зрения организаторов образовательного процесса.

Особенно остро стоит вопрос обеспечения кадрами социальных служб. Сегодня в стране только формируется структура по координации проблем подготовки социальных работников, ее научного, экономического, правового обоснования с одновременной практикой выпуска вузами специалистов в этой области. В 1991 году в России появилась новая специальность «социальный работник» — это человек, который «занимается оказанием социальной помощи населению по усилению или возрождению их способностей к социальному функционированию и создает благоприятные общественные условия для достижения этих целей"[151, с.89]. Как отмечает ректор Российского государственного социального университета В. И. Жуков «количественная проблема подготовки кадров для социальной сферы, практически уже во многом решена. Важнейшую роль на современном этапе развития социальной работы в России играет качественная подготовка высококвалифицированных кадров» [65, с. 24].

Запрос на специалистов данного профиля вызван усложнившейся социально-экономической ситуацией в стране, связанной с расслоением общества, обострением социальных проблем. Очевидно, что профессиональная подготовка специалистов этого направления имеет значение для решения многих социальных, политических, экономических задач общества.

Как верно отмечает В. Г. Бочарова, «где бы ни работали социальные работники, в любом случае это специалисты высшей квалификации, люди особой, деликатной профессии, к которой предъявляются повышенные моральные требования» [24, с.5]. Чтобы изменить личностный опыт и, как следствие, позицию клиента в отношении имеющейся у него проблемы, социальный работник должен уметь воспользоваться всем багажом имеющихся в его распоряжении знаний, умений и навыков, применительно к конкретной ситуации клиента.

Российские исследователи раскрывают понятие содержания образования специалиста по социальной работе в характеристиках его профессионального портрета. В работах Н. Б. Шмелевой рассматривает профессионально-личностное развитие социального работника [187]. Изучением педагогических условий, влияющих на процесс формирования отдельных компонентов (коммуникативного, психологического) готовности социальных работников к профессиональной деятельности занимались А. А. Вербицкий, Ц. Йотов, М. В. Кларин, В. Я. Ляудис. Поэтому очевидна необходимость выявления условий, форм и средств формирования готовности студентов — будущих специалистов по социальной работе к профессиональной деятельности, конкретизации ее содержания, структурных компонентов и разработки ее формирования в воспитательно-образовательном процессе вуза.

Необходимость изучения формирования готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности как целостного явления, характеризующего итог подготовки специалистов в стенах вуза, во многом обусловлена тем, что теория и практика профессиональной деятельности с течением времени претерпевают значительные изменения в связи со сменой социальных условий жизнедеятельности общества и развитием технологий. В ходе анализа психолого-педагогической литературы и практического опыта, осмысления проблемы профессиональной подготовки студентов в вузе нами обнаружен ряд противоречий между:

— изменившимися условиями профессиональной деятельности в связи с социально-экономическими преобразованиями и недостаточной готовностью выпускников вуза к решению задач профессиональной деятельности;

— развитием теории профессиональной подготовки специалистов, высоким уровнем разработанности в педагогической теории достаточного количества подходов к организации профессионального образования и нереализо-ванностью этих подходов в формировании готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности в условиях вуза.

Названные противоречия определили проблему исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие формирование готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности. С учетом актуальности проблемы, её недостаточной разработанности нами сформулирована тема научного исследования: «Формирование готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности».

Цель настоящего диссертационного исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности.

Объект исследования — подготовка студентов вуза к будущей профессиональной деятельности.

Предмет исследования — формирование готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности. Экспериментальная часть в содержательном, структурном и организационном аспектах осуществлялась применительно к специальности «Социальная работа».

Гипотеза исследования основана на том, что формирование готовности студентов к будущей профессиональной деятельности в процессе обучения в вузе будет результативным, если:

— определены психолого-педагогические основания, выявлены факторы, влияющие на формирование готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности;

— осуществляется поэтапное формирование готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности;

— обоснованы и реализуются педагогические условия формирования готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности.

Из цели и гипотезы вытекают задачи исследования:

1. Определить психолого-педагогические основания формирования готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности.

2. Выявить факторы, влияющие на формирование готовности студентов к будущей профессиональной деятельности, и разработать этапы рассматриваемого процесса.

3. Создать педагогические условия формирования готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности и экспериментальным путем проверить их результативность.

4. Разработать научно-методические рекомендации по формированию готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности.

Методологической основой исследования являются идеи системного подхода (В. Г. Афанасьев, В. В. Краевский, и др.) — деятельностного подхода (И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн и др.) — функционального подхода (Е. П. Ильин, Н. Д. Левитов и др.) и личностно-деятельностного подхода (А. А. Деркач, М. И. Дьяченко, Л. Кандыбович и

ДР-)

В исследовании использовались методы: теоретические: анализ психолого-педагогической литературыизучение и анализ нормативных документов по проблеме исследования. эмпирические: прямое, косвенное и включенное наблюдениеанкетирование, интервьюирование, тестирование, ранжированиеэкспертная оценкапедагогический эксперимент. Методы математической и статистической обработки экспериментальных данных, полученных в ходе исследования.

База исследования:: социально-психологический факультет Прокопь-евского филиала ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», в эксперименте участвовали — 327 студентов специальности «Социальная работа», 12 преподавателей, работающих на факультете (8 преподавателей СибГИУ, сотрудников кафедры «Социальная работа»), 32 сотрудника Центра социального обслуживания населения города Прокопьевска.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается логической структурой теоретического и экспериментального исследованияприменением методов, адекватных поставленным исследовательским задачам, репрезентативностью полученных данных и использованием математических методов анализа статистических данных, содержательным анализом выявленных фактов и закономерностей.

Исследование проводилось с 2001 г. по 2009 г. и состояло из трех этапов. На первом этапе (2001;2002 гг.) — поисково-теоретическом — обоснована актуальность исследования, определен научный аппаратизучена психолого-педагогическая литература и нормативные документы по проблеме исследованияпроведен констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2002;2007 гг.) — экспериментальном — разрабатывались этапы и педагогические условия формирования готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности, уточнялся и апробировался диагностический инструментарий. Проводился формирующий эксперимент, в ходе которого проверялась выдвинутая гипотеза, анализировались полученные результаты.

На третьем этапе (2007;2009 гг.) — заключительном — проводилась оценка полученных в ходе экспериментальной работы данных, их математическая обработка, анализ, систематизация и обобщение, формулировались выводы исследования.

Научная новизна результатов исследования:

— разработаны показатели готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности по критериям (рефлексивный, когнитивный, деятельностный):

Показателями рефлексивного критерия являются: наличие положительного отношения студентов к профессии (характер, процесс и результаты данного вида профессиональной деятельности) — сформированность мотивов студентов на овладение избранной профессией, сформированность профессионально важных качеств (ответственность, организованность, терпимость, коммуникабельность и т. д.);

Показателями когнитивного критерия являются: наличие знаний студентов об особенностях избираемой сферы профессиональной деятельности в современных условиях, требованиях, которые предъявляются к специалистуналичие системы фундаментальных, профессиональных и специальных знаний.

Показателями деятельностного критерия являются: наличие умений (коммуникативные, организаторские, конструктивные, аналитические), необходимых для осуществления функциональных обязанностейналичие опыта социально-значимой деятельности;

— выделены группы умений (аналитические, организаторские, коммуникативные, конструктивные), необходимые для осуществления профессиональной деятельности специалиста по социальной работе. Данные умения соотнесены с функциональными обязанностями специалиста;

— разработано содержание деятельности субъектов воспитательно-образовательного процесса вуза на этапах формирования готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности с учетом факторов (социально-экономические, психологические, организационно-педагогические), влияющих на данный процесс;

— выделены принципы формирования готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности: функциональной интеграции, динамичности и инновационности, полифункциональности;

— определены и экспериментально проверены педагогические условия, реализация которых обеспечивает формирование готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности: организация практико-ориентированной среды вуза по формированию готовности студентов к будущей профессиональной деятельностииспользование социально-значимой деятельности студентов вуза в формировании их готовности к будущей профессиональной деятельностикорректирование процесса формирования готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности на основе комплексной диагностики;

— разработан диагностический инструментарий, включающий критериально-оценочный аппарат, дидактические средства (дидактические задания и дидактические тесты) и методики, позволяющие определить уровень сформированное&tradeготовности студентов к будущей профессиональной деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что систематизированы психолого-педагогические основания формирования готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности. Обоснована необходимость формирования групп умений (аналитические, организаторские, коммуникативные, конструктивные) в соответствии с функциональными обязанностями специалиста по социальной работе. Разработаны показатели критериев, позволяющие определить сформированность готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности. Определено содержание деятельности субъектов воспитательно-образовательного процесса вуза по формированию готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности на каждом этапе данного процесса на основе задач профессиональной деятельности.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что:

— разработаны и реализуются рабочие программы по вариативным дисциплинам «Практическая психология и психодиагностика», «Психологические основы социальной работы»;

— разработан диагностический инструментарий, при помощи которого измеряется уровень сформированное&tradeготовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности;

— апробирован комплекс дидактических средств, которые могут быть использованы при формировании готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности: дидактический материал для семинарских занятий, дидактические тесты для контроля знаний;

— разработано Положение о мобильном волонтерском отряде.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности является динамическим процессом, который характеризуется последовательной и непрерывной деятельностью, реализуемой поэтапно:

— первый этап — ориентировочный — направлен на формирование моти-вационно-ценностного и теоретического компонентов готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности.

— второй этап — содержательно-технологический — направлен на формирование теоретического и операционально-деятельностного компонентов готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности.

— третий этап — креативно-прикладной — направлен на формирование умений и навыков креативного использования имеющихся теоретических знаний и практических умений и навыков в конкретной ситуации, моделирующей будущую профессиональную деятельность.

2. Показателями сформированности готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности выступают: показатели рефлексивного критерия — наличие положительного отношения студентов к профессии (характер, процесс и результаты данного вида профессиональной деятельности) — сформированность мотивов студентов на овладение избранной профессией, сформированность профессионально важных качеств (ответственность, организованность, терпимость, коммуникабельность и т. д.) — показатели когнитивного критерия — наличие знаний студентов об особенностях избираемой сферы профессиональной деятельности в современных условиях, требованиях, которые предъявляются к специалистуналичие системы фундаментальных, профессиональных и специальных знанийпоказатели деятельностного критерия — наличие умений (коммуникативные, организаторские, конструктивные, аналитические), необходимых для осуществления функциональных обязанностейналичие опыта социально-значимой деятельности.

3. Педагогическими условиями формирования готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности являются: организация практико-ориентированной среды вуза по формированию готовности студентов к будущей профессиональной деятельностииспользование социально-значимой деятельности студентов вуза в формировании готовности к будущей профессиональной деятельностикорректирование формирования готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности на основе комплексной диагностики.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследований обсуждались на научно-практических конференциях: 1-я Международная научно-практическая конференция «Система сквозной практики в программе обучения специальности» социальная работа" (Тамбов, 2008) — VII Международная конференция «Исследование представлений студентов о ПВК социального работника» (Белово, 2008) — VI Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Проблемы самоопределения студентов — старшекурсников» (Томск, 2007) — VII региональная конференция «Наука и образование» (Белово, 2007) — научной конференции «Социальные проблемы малых городов» (Прокопьевск, 2006). Публикации в печати: «Научно-методологические предпосылки формирования профессиональной готовности будущих социальных работников» (Новосибирск, 2008) — «Педагогические условия формирования готовности к профессиональной деятельности» (Санкт Петербург, 2008). По результатам исследований разработаны методические указания к проведению практических и семинарских занятий по дисциплинам психолого-педагогического цикла, которые используются в образовательной практике преподавателями Про-копьевского филиала ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет».

Выводы по 2 главе:

Охарактеризованы педагогические условия, в которых проходит формирование готовности студентов — будущих специалистов по социальной работе к профессиональной деятельности. К ним отнесены: создание практико-ориентированной среды, вовлечение студентов в социально-значимую деятельность, корректирование процесса на основе комплексной диагностики.

Дано определение практико-ориентированной среды, понимаемой как это сложное образование, специфичность которого обусловливается, с одной стороны, тем, что она побуждает студентов быть активными и целеустремленными в различных видах деятельности, а с другой — тем, что студенты сами влияют на условия, в которых осуществляется воспитательно-образовательный процесс. Практико-ориентированная среда способствует формированию значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности.

Дано определение «социально-значимой деятельности» — это деятельность, направленная на личностно-ценностное восприятие, понимание и преобразование окружающей действительности с учетом социокультурных стратегий развития общества, способствующая социализации личности, развитию социальной активности, межличностному социальному взаимодействию и творческой самореализации. Социально значимая деятельность — это один из способов участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных проблем вуза, города, региона и т. д.

Обоснована необходимость вовлечения студентов в социально-значимую деятельность, так как она способствует обучению студентов интегрировать знания, ценности и навыки профессии в своей практической деятельности. Данный вид деятельности позволил студентам уже в период обучения в вузе научиться адекватному восприятию и мобильному реагированию на ситуацию, самостоятельности и оперативности в принятии решения. Проведен анализ влияния социально-значимой деятельности на формирование умений и профессионально важных качеств, необходимых специалисту по социальной работе в профессиональной деятельности. В ходе эксперимента мы сравнили сформированность некоторых умений и профессионально важных качеств студентов, принимавших и не принимавших участие в социально-значимой деятельности.

Доказана необходимость своевременного корректирования формирования готовности студентов — будущих специалистов по социальной работе к профессиональной деятельности. Для этого разработан диагностический комплекс, позволивший отследить не только динамику формирования того или иного компонента готовности, но и с учетом результатов, вовремя корректировать весь процесс. Разработанный диагностический комплекс, включает набор дидактических средств контроля знаний по преподаваемым курсам, анкеты для выявления мнений студентов и преподавателей по вопросам обучения в вузе, психодиагностические методики.

Разработаны и применены на практике учебно-методические комплексы по дисциплинам «Практическая психология и психодиагностика», «Психологические основы социальной работы».

Экспериментальные данные получили статистическое подтверждение, что свидетельствует, с достаточной степенью объективности, о наметившейся тенденции в положительной динамике сформированности готовности студентов — будущих специалистов по социальной работе к профессиональной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённое исследование по теоретическому обоснованию, созданию и экспериментальной проверке результативности использования педагогических условий формирования готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности, позволило сделать некоторые общие и частные выводы.

С позиций различных подходов изучены понятия «готовность», «профессиональная деятельность специалиста по социальной работе», «формирование», что способствовало уточнению содержания и интерпретации их психолого-педагогического смысла. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в современной науке имеется достаточно широкий круг исследований, посвященных изучению психолого-педагогических оснований готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности. Однако остаются еще не освещенными вопросы, касающиеся формирования готовности студентов — будущих специалистов по социальной работе к профессиональной деятельности.

В ходе исследования сформулировано рабочее понятие готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности. Готовность к профессиональной деятельности — это многокомпонентное системное образование, имеющее сложную динамическую структуру и отражающее сформиро-ванность у студентов знаний, умений, навыков и профессионально важных качеств, обеспечивающих продуктивность профессиональной деятельности. Готовность студентов вуза к профессиональной деятельности является закономерным результатом и комплексным показателем результата профессиональной подготовки специалиста к деятельности.

В работе раскрыто содержание структуры готовности студента — будущего специалиста по социальной работе к профессиональной деятельности. В структуре готовности выделены компоненты: мотивационно-ценностный, теоретический и операционально-деятельностный. Мотивационноценностный компонент отражает мировоззрение и направленность личности, положительное отношение к будущей профессиональной деятельноститеоретический компонент характеризуется сформированными общими и профессиональными знаниями, отвечающими требованиям современного общества, наличием знаний о профессиональной деятельности в меняющихся условияхоперационально-деятельностный компонент свидетельствует о наличии умений и навыков, позволяющих решать профессиональные задачи.

Формирование готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности понимается как комплекс педагогических воздействий, осуществляемых в воспитательно-образовательном процессе вуза и направленных на результат — сформированную готовность студентов вуза к будущей профессиональной деятельности.

В процессе работы над исследуемой областью, раскрыто влияние ряда факторов, сопровождающих формирование готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности: социально-экономическая группа (состояние рынка труда в данном регионе, возможность трудоустройства, престиж образования и профессии в обществе и в конкретном регионе) — психологическая группа (мотивационно-потребностная сфера личности, ценностные ориентации, личностные качества, способствующие или препятствующие выработке профессионально важных качеств и осуществлению профессиональной деятельности, эмоциональная устойчивость) — организационно-педагогическая группа (организация воспитательно-образовательного процесса, тип взаимоотношений преподавателей и студентов).

В процессе исследования определены показатели сформированности готовности студентов к будущей профессиональной деятельности по критериям (деятельностный, когнитивный, рефлексивный):

— показателями деятельностного критерия являются: наличие умений (коммуникативные, организаторские, конструктивные, аналитические), необходимых для осуществления функциональных обязанностейналичие опыта социально-значимой деятельности;

— показателями когнитивного критерия являются: наличие знаний студентов об особенностях избираемой сферы профессиональной деятельности в современных условиях, требованиях, которые предъявляются к специалистуналичие системы фундаментальных, профессиональных и специальных знаний;

— показателями рефлексивного критерия являются: наличие положительного отношения студентов к профессии (характер, процесс и результаты данного вида профессиональной деятельности) — сформированность мотивов студентов на овладение избранной профессией, сформированность профессионально важных качеств (ответственность, организованность, терпимость, коммуникабельность и т. д.).

Выделены и охарактеризованы уровни (низкий, допустимый, средний, высокий) сформированности готовности студентов специальности «Социальная работа» к будущей профессиональной деятельности. При этом уровень сформированности готовности к будущей профессиональной деятельности выступал как степень проявления ее показателей по критериям.

Установлено, что формирование готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности является динамическим развернутым во времени процессом, в котором выделены следующие этапы: ориентировочный, содержательно-технологический и креативно-прикладной. Разработано содержание деятельности субъектов воспитательно-образовательного процесса, которая строится с учетом целей и задач каждого этапа:

— ориентировочный этап — направлен, в первую очередь, на формирование мотивационно-ценностного и теоретического компонентов готовности студентов вуза к профессиональной деятельности;

— содержательно-технологический этап — направлен на формирование теоретического и операционально-деятельностного компонентов готовности студентов вуза к профессиональной деятельности;

— креативно-прикладной этап — направлен на формирование умений и навыков креативного использования имеющейся теоретической базы и практических умений и навыков в конкретной ситуации, моделирующей будущую профессиональную деятельность.

Анализ содержания деятельности этапов по формированию готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности позволил сделать вывод о том, что данный процесс, организованный на принципах динамичности, инновационности, полифункциональности, функциональной интеграции, с применением активных методов и форм обучения, определяет особенности организации работы участников воспитательно-образовательного процесса по формирования готовности студентов к будущей профессиональной деятельности в условиях вуза.

Теоретически обоснованы и проверены на практике педагогические условия формирования готовности студентов — будущих специалистов по социальной работе к профессиональной деятельности: создание практико-ориентированной среды, вовлечение студентов в социально-значимую деятельность, корректирование формирования готовности студентов на основе комплексной диагностики. Установлено, что одним из условий является создание практико-ориентированной среды вуза. Дано определение практико-ориентированной среды, понимаемой как сложное образование, специфичность которого обусловливается, с одной стороны, тем, что она побуждает студентов быть активными и целеустремленными в различных видах деятельности, а с другой — тем, что студенты сами влияют на условия, в которых осуществляется воспитательно-образовательный процесс. Практико-ориентированная среда способствует формированию значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности.

Подвергнуто изучению и раскрыто содержание понятия «социальнозначимая деятельность» — это деятельность, направленная на личностно-цен-ностное восприятие, понимание и преобразование окружающей действительности с учетом социокультурных стратегий развития общества, способствующая социализации личности, развитию социальной активности, межличностному социальному взаимодействию и творческой самореализации. Социально значимая деятельность — это один из способов участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных проблем вуза, города, региона и т. д.

Обоснована необходимость вовлечения студентов в социально-значимую деятельность, так как она способствует обучению студентов интегрировать знания, ценности и навыки профессии в своей практической деятельности. Данный вид деятельности позволил студентам уже в период обучения в вузе научиться адекватному восприятию и мобильному реагированию на ситуацию, самостоятельности и оперативности в принятии решения. Проведен анализ влияния социально-значимой деятельности на формирование умений и профессионально важных качеств, необходимых специалисту по социальной работе в профессиональной деятельности.

Доказана необходимость своевременного корректирования формирования готовности студентов — будущих специалистов по социальной работе к профессиональной деятельности. Для этого разработан диагностический комплекс, позволивший отследить не только динамику формирования того или иного компонента готовности, но и с учетом результатов, вовремя корректировать весь процесс. Разработанный диагностический комплекс, включает набор дидактических средств контроля знаний по преподаваемым курсам, анкеты для выявления мнений студентов и преподавателей по вопросам обучения в вузе, психодиагностические методики.

Обосновано, что все предложенные педагогические условия несут определенную смысловую нагрузку и служат формированию готовности студентов к будущей профессиональной деятельности на всех этапах воспитательно-образовательного процесса в вузе. Они выступали как целостная система, так как работали на конечный результат. Применение условий позволило последовательно и осознанно овладевать знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной профессиональной деятельности, формировать качества, необходимые специалисту по социальной работе в будущей профессиональной деятельности.

Организация целенаправленного, поэтапного формирования готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности в рамках воспитательно-образовательного процесса вуза обеспечила актуализацию потребности студентов в повышении уровня своей готовности к будущей профессиональной деятельности.

По окончанию заключительного этапа экспериментальной работы был проведен сравнительно-сопоставительный анализ результатов начального и итогового контрольных срезов по уровням сформированности готовности студентов — будущих специалистов по социальной работе к профессиональной деятельности. О результативности применения педагогических условий свидетельствуют положительные изменения уровня сформированности готовности студентов к будущей профессиональной деятельности. Количество студентов — будущих специалистов по социальной работе, имеющих высокий уровень выраженности готовности к будущей профессиональной деятельности возросло с 5,2% до 24,1%, средний уровень — с 15,2% до 47,2%. Количество студентов, отличающихся низким уровнем сформированности готовности к будущей профессиональной деятельности снизилось с 48,4% до 8,4%, а с допустимым уровнем — с 31,2% до 20,3%.

Следовательно, формирование готовности студентов к будущей профессиональной деятельности является результативным, если разработаны и внедряются в единстве и взаимосвязи педагогические условия, способствующие успешному протеканию данного процесса. Таким образом, проведенное исследование доказало правомерность выдвинутой гипотезы исследования, хотя и не дает исчерпывающие ответы по обозначенной проблеме. Необходимо отметить, что исследование не охватывает всего круга вопросов, связанных с формированием готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности. Выводы не претендуют на исчерпывающее решение исследуемой проблемы, напротив, экспериментальная работа показала необходимость дальнейшей разработки данного вопроса.

Предметом дальнейшего исследования может стать разработка средств формирования готовности студентов к будущей профессиональной деятельности с учетом тендерных, возрастных особенностей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , О. А. Использование педагогических фактов в процессе учебных занятий по педагогическим дисциплинам Текст. / О. А. Абдулина. // Советская педагогика, 1987. № 7, — С .28−32.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования Текст. / К. А. Абульханова-Славская. // Психологический журнал, т. 15, 1994. — № 4, С. 39−55.
  3. , И. Ф. Исследование мотивации социальных работников Текст. / И. Ф. Албегова // Социс. 2005. № 1, — С. 78−81.
  4. , Н. А. Психодиагностика специальных способностей социальных работников. Социальная работа Текст. Вып.2. / Н. А. Аминов, И. А. Зимняя. -М., Знание, 1992. 305с.
  5. , Б. Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001. — 288с. (Серия «Мастера психологии»)
  6. , А. А. Педагогика высшей школы: инновационно-прогностический курс Текст. / А. А. Андреев. — М.: Наука, 2002. 264с.
  7. , Г. М. Общение и оптимизация совместной деятельности Текст. / Г. М. Андреева, Я. Яноушек. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 301с.
  8. , Т. Ю. Психология профессионального общения Текст. / Т. Ю. Андрющенко, В. П. Кисляков. Волгоград, 1990. — 267с.
  9. , О. С. Основы методологического мышления Текст. / О. С. Анисимов. -М.: Наука, 1989. 317с.
  10. , С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы Текст. / С. И. Архангельский. М.: Наука, 1980.-472с.
  11. , А. Г. Движущие силы и условия развития личности. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. Текст. / А. Г. Асмолов. СПб.: Питер, 2000. — 451с.
  12. , Ю. Качество подготовки специалистов в условиях перехода к рынку Текст. / Ю. Бабаев. // Высшее образование в России. 1996. — № 4. С. 82−84.
  13. , Ю. К. Оптимизация процесса обучения. Общеобразовательный аспект Текст. / Ю. К. Бабанский. — М.: Просвещение, 1984. -208с.
  14. , В. С. Фрагменты дидактики высшей школы: теория, методология, практика Текст. / В. С. Бабаскин. — М.: Просвещение, 2000. -211с.
  15. , А. А. Активные методы обучения Текст. / А. А. Балаев. — М.: Профиздат, 1986. 206 с.
  16. , Г. И., Цели образования как основа связи содержания и методов обучения Текст. / Г. И. Батурина, Т. И. Шамова. // Сов. Педагогика, 1980.-№ 8.-С 11−20.
  17. , В. П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. -192 с.
  18. , В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспита-тельного процесса подготовки специалистов Текст. / В. П. Беспалько, Г. Ю. Татур. М.: Высшая школа, 1989. — 144 с.
  19. , А. А. Личность и общение Текст. / А. А. Бодалев. — М.: Просвещение, 1995. 272с.
  20. , Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст. / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. — 263с.
  21. , В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе Текст. / В. А. Болотов, В. В. Сериков. // Педагогика, 2003. -№ 10.-С 30−39
  22. , Г. А. Совершенствование системы профессиональной подготовки студентов Текст. / Г. А. Бокарева. Калининград: Изд-во Калининградского ун-та, 1985. — 152с.
  23. , Е. М. Индивидуальность и профессия Текст. / Е. М.
  24. , Г. П. Логинова. -М.: Знание, 1991. С. 78.
  25. , В. Г. Педагогика социальной работы Текст. / В. Г. Бочарова. // М.: Наука, 1994. — 250с.
  26. , Г. М. Инновационные методы обучения в вузе. Текст. / Г. М. Бросалина. — Мурманск: 1993. — 217с.
  27. , А. В. Мышление и прогнозирование Текст./ А. В. Брушлинский. М.: Наука, 1979. — 392с.
  28. , Т. М. Ценностно-смысловая сфера профессионала Текст. / Т. М. Букаяс. // Мир психологии, 1997. № 3. — С 35−47.
  29. , А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход Текст. / А. А. Вербицкий. — М.: Высшая школа, 1991. 207с.
  30. , А. А. Психолого-педагогические особенности деловой игры как формы знаково-контекстного обучения. В кн.: Игровое моделирование: методология и практика Текст. / А. А. Вербицкий, И. С. Ладенко.- Новосибирск: Наука СО АН СССР, 1987. С.78−100.
  31. , А. А. Методические рекомендации по проведению деловых игр Текст. / А. А. Вербицкий, Н. В. Борисова. М. Наука, 1999.- 146с.
  32. , В. М. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе Текст. / В. М. Вергасов. — Киев: Изд-во Киевского ун-та, 1985.-С. 196
  33. , Б. 3. Педагогика рефлексии Текст. / Б. З. Вульфов, В. Н. Харькин. М.: Магистр, 1995. — 1 Юс.
  34. , Л. С. Развитие высших психических функций Текст. / Л. С. Выготский. -М., 1960. (Собр. соч. в 6 т. Т.1. М., 1984.)
  35. , Ю. Н. «Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студентов» Текст.: пособие для студентов. / Ю. Н. Галагузова, Г. В. Сорвачева, Г. Н. Штинова. — М.: Гуманит. Издательский центр ВЛАДОС, 2001. 224с.
  36. , Б. С. Философия образования для XXI века: в поисках практико-ориентированных образовательных концепций Текст. / Б. С. Гершунский. М.: Гуманист, 1998. — 93с.
  37. , М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения Текст. / М. Р. Гинзбург. // Вопр. психол, 1994. — № 3. С. 14−21.
  38. , Т. М. Специалист по социальной работе: принципиально новая профессия Текст. / Т. М. Глебович. // Социальная работа. Вып.1, 1994.-№ 1 /4.-С. 24−27.
  39. , Л. Технология комплексной диагностики предметной обученности студентов Текст. / Л. Горбунова // Педагогическое образование и наука, 2007. № 3. — С 47−53.
  40. , В. В. Педагогика отношений Текст. / В. В. Горшкова. -Комсомольск-на-Амуре, 1995. 105с.
  41. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, утвержденный зам.мин.обр. РФ 17.03.2000 г.
  42. , В. В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе Текст. / В. В. Гришин, П. В. Лушин. — Сыктывкар: Новое время, 1991.- 70с.
  43. , М. И. Система формирования готовности будущего учителя к педагогическому сопровождению социального самоопределения старшеклассников: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.08: Кемерово, 2004. 365с.
  44. , В. В. Лекции по педагогической технологии Текст. / В. В. Гузеев. М.: Просвещение, 1992. — 186с.
  45. , К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. Текст. / К. М. Гуревич. М.: Наука, 1970, — 27 с.
  46. , В. В. Виды общения в обучении Текст. / В .В Давыдов. М.: Педагогика, 1972. — 423с.
  47. , В. В. Теория деятельности и социальная практика Текст. // Вопросы философии. 1996. № 5. — С. 52.
  48. , В. В. Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования Текст. / В. В. Давыдов, А. 3. Зак. Новосибирск: Изд-во НГТУ 1987.-213с.
  49. , О. В. Игровая направленность личностно ориентированных технологий. Педагогические системы в школе и вузе: технологии и управление Текст./ О. В. Давыдова, В. В. Сериков. Волгоград: Перемена, 1993.-С.271
  50. , Т. Е. Профессиональное общение социального работника Текст. /Т. Е. Демидова. М.: Наука 1994. — 148с.
  51. , В. Г. Система дидактических игр как средство формирования познавательных интересов учащихся Текст. / В. Г. Денисова Дисс. канд. пед. наук. Волгоград, 1997. — 159с.
  52. , А. А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма Текст. / А. А. Деркач, Н. В. Кузмина. М.: РАУ, 1993. — 32с.
  53. , Я. В. Динамика профессионального самопределения студентов Текст. /Я. В. Дидковская // Социс. — 2001. — № 7 — 132с.
  54. , Н. А.. Психология труда и инженерная психология Текст. / Н. А. Дмитриева. М.: Наука 1979. — 89с.
  55. , А. Л. Профессиональные представления студентов-психологов Текст./ Г. М. Белокрылова, А. Л. Донцов // Вопросы психологии. 1999. -№ 22.-С. 51−58.
  56. , В. С. Инновационные игры: практика. Методология и теория Текст. / В. С. Дудченко. Таллин, 1989. — 103с.
  57. , М.И. Психологические проблемы готовности к действительности Текст. / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. — Минск, 1992. — 383с.
  58. , В.К. Общие формы организации процесса обучения. Актуальные проблемы теории и практики обучения Текст. / М. И. Дьяченко. -Красноярск: изд-во Красноярского университета, 1984. 185с.
  59. , Ю.Н. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга Текст. /Ю.Н.Емельянов, Е. С. Кузьмин. -Л., изд-во ЛГУ, 1983. 164с.
  60. , Г. С. Молодежь как социально-демографическая группа Текст. /Г.С. Ентелис. М.:Наука, 2003. — 321с.
  61. , Е.С. Активные формы обучения Текст. / Е. С. Заирбек, Т. Г. Сорокина. Л.: РГПУ, 1991. — 44с.
  62. Закон РФ «Об образовании». М.: 2002.
  63. , Ю. А. Теория и практика профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования Текст. / Ю. А. Захаров, Н. Э. Касаткина, Б. П. Невзоров, Т. М. Чурекова. — Кемерово: Кузбас-свузиздат, 1996. 160с.
  64. , Э.Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования Текст. /Э. Ф. Зеер // Образование и наука. 2002. -№ 2(14).
  65. , Э. Ф. Профориентология Текст.: учебное пособие. / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Н. О. Садовникова. М.:ГРИФ. 2006. — 192с.
  66. , И. А. Социальная работа как профессиональная деятель' ность Текст. / Социальная работа / Отв. ред. И. А. Зимняя. Вып. № 2. М., 1992. 126с.
  67. , И. А. Профессиональные роли и функции социального работника (общие проблемы подготовки специалиста) Текст. / И. А. Зимняя // Российский журнал социальной работы. 1995. — № 1. —С. 79—82.
  68. , В. С. Методические рекомендации по совершенствованию подготовки студентов к работе в школе Текст. / В. С. Ильин, В. Я. Дронин, В. Н. Зайченко, А. М. Саранов. Волгоград, 1980. — 236с.
  69. , И. М. Молодежь и молодежная политика. Филосо-, фия. История. Теория Текст. / И. М. Ильинский. — М.: Голос, 2001. — 186с.
  70. , К. Педагогическая диагностика Текст. / К. Ингекамп. f tii f-М.: Педагогика. 1991. 239 с.
  71. , Ц. Диалог в общении и обучении Текст. / Ц. Йотов. — София: Народна просвета, 1979. — 128 с.
  72. , В. Н. Психология: введение в профессию Текст. / В. Н. Карандашев. -М: Смысл, 2000. -219с.
  73. , Н. Э. Теория и практика формирования профессионального самоопределения в условиях непрерывного образования. — Дисс. доктора пед. наук Текст. / Н. Э. Касаткина М.: 1995. — 389с.
  74. , Н. Э. Филатова Е. В. Профессиональная подготовка социальных работников в условиях непрерывного образования: монография Текст. / Н. Э. Касаткина, Е. В. Филатова. — Кемерово: ЮНИТИ, 2008. -116с.
  75. , М. В. Личностная ориентация в высшем образовании Текст. / М. В. Кларин // Педагогика 1996. № 2. — С. 14.
  76. , Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях Текст.: Учебное пособие /Е. А. Климов. М.: МГУ, 1995. — 224с.
  77. , Е. А. Психология профессионала Текст. / Е. А. Климов -М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО МОДЭК», 1996.-400с.
  78. , Н. П. Профессиональная подготовка специалистов социальной работы в системе высшего профессионального образования Текст. / Н. П. Клушина- Сев.-Кавк. гос. техн. ун-т. Ставрополь: Изд-во Сев.-Кавк. гос. техн. ун-та, 2001. — 186с.
  79. , А. А. Практикум социального работника Текст. /А. А. Козлов, Т. Б. Иванова.-Ростов на/Д: «Феникс», 2001.-С. 101−119.
  80. Кон, И. С. Психология ранней юности. Кн. для учителя Текст. / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989. — 255с.
  81. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.-М., 2002.
  82. , Л. И. Гуманизм — нравственная основа формирования личности студента Текст. / Л. И. Коханович, Л. П. Рябов. М., 1993. — 142с.
  83. , В. В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя Текст. / В. В. Краевский. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994.- 165с.
  84. , В. А. Основы педагогической психологии. Серия Библиотека директора школы Текст. / В. А. Крутецкий. — М. Изд-во Просвещение. 1972.— 255с.
  85. , Ю. А. Подготовка социального работника: нормативно- правовые аспекты Текст. / Ю. А. Кудрявцев, Б. И. Тышкевич.// Социальная работа. Вып. 5. С. 12−18.
  86. , Н. В. Профессионализм педагогической деятельности Текст. / Н. В. Кузьмина, А. А. Реан. СПб., 1993. — 172 с.
  87. , Ю. Н. Психология обучения взрослых Текст. / Ю. Н. Кулюткин. М.: Педагогика, 1985. — 196с.
  88. , В. И. Теория и практика общения (коммуникативная про-фессиограмма социального работника) Текст. / В. И. Курбатов, И. Ф. Поручник // Российский журнал социальной работы. 1995. № 1. — С. 82—87.
  89. , И. М. Личность и профессиональная деятельность социального работника (международный опыт) Текст. / И. М. Лаврененко // Российский журнал социальной работы. 1996. № 2. — С. 110−119.
  90. , Н. С. Формирование творческого мышления и культивирование рефлексии Текст. / Н. С. Ладенко, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов. — Новосибирск, 1990. — 65с.
  91. , Н. Д. Психология характера Текст. / Н. Д. Левитов. — М.: Просвещение, 1969. — 102с.
  92. , В. С. Содержание образования Текст. / В. С. Леднев. — М.: Просвещение, 1989. 224с.
  93. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Избр. психол. произведения в 2 т. Т.1. Текст. / А. А. Леонтьев. — М.: Педагогика, 1983.- 242 с.
  94. , В. С. Самостоятельная деятельность студентов: Пособие для преподавателей вузов Текст. / В. С. Листенгартен, С. М. Год-ник. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1996. — 96с.
  95. , Б. Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии Текст. / Б. Ф. Ломов. -М.: Педагогика, 1991. 295с.
  96. , Н. А. Образование как феномен культуры и фактор развития личности.: автореф. дис. д-ра филос. наук Текст. / Н. А. Люрья. — Томск, 1997.- 39с.
  97. , А. И. Профессиональное становление социального работника: Дис.канд.психол.наук Текст. / А. И. Ляшенко. — М., 1993 г.
  98. , В. Я. Теория и практика обучения научно-техническому творчеству Текст. / В. Я. Ляудис. М.: Инион, 1992. — 98с.
  99. , Е. Н. Профессиональная активность студентов Текст. / Е. Н. Максакова // Вестник высшей школы 1988. № 2. — С. 40.
  100. , А. К. Психология профессионализма Текст. / А. К. Маркова. М., 1996. — 308 с.
  101. , А. К. Психологический анализ профессиональной деятельности учителя Текст. /А. К. Маркова. — М.: Педагогика. 1990. — № 8.- С. 82−88.
  102. , В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности Текст. / В. С. Мерлин. М.: Педагогика, 1986. — 109с.
  103. , Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социальных условиях Текст. / Л. М. Митина // Вопросы психологии. 1997. № 4. — С. 28−38.
  104. , Л. М. Психологическое развитие конкурентоспособной личности Текст. /Л. М. Митина. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: «МОДЭК», 2002. 400с.
  105. , О. В. Готовность к деятельности как акмеологический феномен: содержание и пути развития Текст. / О. В. Михайлов. Дис. кан. псих. наук. М., 2007. — 154с.
  106. Моделирование педагогических ситуаций Текст. / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. — 119с.
  107. , В. Н. Структура личности и отношение человека к действиям Текст. / В. Н. Мясищев. М.: АПК РСФСР, 1956. — 184с.
  108. , Н. Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности Текст. / Н. Н. Нечаев. М.: МГУ, 1988. -184с.
  109. , В. О Деятельностный подход к содержанию высшего образования Текст. / В. О. Никитаев // Высшее образование в России № 1, 1997.-С. 34.
  110. Обучение социальной работе: Преемственность и инновации Текст. /Под ред. Ш. Рамон и Р. Сарри. Пер. с англ. Под ред. Б. Ю. Шапиро. -М.: Аспект Пресс, 1996. 157с.
  111. Обучение практике социальной работы Текст. / Под ред. М. Доэла и С. Шадлоу. М.: Аспект-Пресс, 1997. — 218с.
  112. Основы разработки педагогических технологий и инноваций Текст. / Под ред. В. А. Пятина. Астрахань: АГПУ, 1998. — 544с
  113. , Т. П. Искусство делового общения Текст. /Т. П. Остапенко, Г. И. Сидунова. Волгоград, 1994. — 68с.
  114. Особенности занятий по формированию профессионального мастерства педагогов Текст. // Проблемы современного образования: Сб.науч.ст. / под ред. Н. Э. Касаткиной. Кемерово: КПК, 2002. — 132с.
  115. , Т. С. Современные способы активизации обучения Текст. / Т. С. Панина, JI. Н. Вавилова. М.: Академия, 2006. — 176с.
  116. , А. М. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальности высшего образования Текст. /А. М. Панов // Российский журнал социальной работы.1995. № 1. — С. 12−24.
  117. , Р. А. Гуманизация образования как фактор преобразования общества Текст. / Р. А. Парфирьева. Диссертация канн.фил. наук. -М., 1992.- 154с.
  118. , Б. Д. Анатомия общения Текст. / Б. Д. Парыгин. — СПб.: Из-во Михайлова В. А. 1999. 301с.
  119. , А. Г. Технология активных методов обучения Текст. / А. Г. Пекун. Минск, 1992. — 117с.
  120. , JI. А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг Текст. / JI. А. Петровская. М.: Изд-во МГУ, 1989.-216с.
  121. , В. А. Личностно развивающее взаимодействие Текст. / В. А. Петровский, В. К. Калиненко, И. Б. Котова. — Ростов н/Д., 1995.-88с.
  122. , П. И. Технология игры в обучении и развитии Текст. / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. М.: МПУ., 1996. — 272 с.
  123. , А. И. Теория и практика педагогического эксперимента Текст. / А. И. Пискунов. М.: Наука, 1979. — 128с.
  124. , К. К. Структура и развитие личности Текст. / К. К. Платонов. М.: Наука, 1986. — 254с.
  125. Понятийный аппарат педагогики и образования. Сб. науч. тр. Текст. / Отв. ред. Е. В. Ткаченко. Вып.1, Екатеринбург, 1995. 224с.
  126. , В. А. Методология педагогического исследования и дидактика высшей школы Текст. / В. А. Попков, А. В. Коржуев. — М., 2000. 347с.
  127. Практика студентов — социальных работников Текст. // Социальная работа. Вып. 3. С. 2−37.
  128. Профессиональная направленность учебного процесса и качество подготовки специалистов Текст. /Под ред. В. Н. Васильева. — Петрозаводск, 1983.- 115с.
  129. Проблемы гуманитарной подготовки и нравственно-этического развития специалиста социальной работы. Научные записки Текст. Научно-теоретический сборник МГСУ. М.: Союз, 1999, — № 3. — С. 105−117-
  130. , А. С. Тренинг коммуникативных умений Текст. / А. С. Прутченков. М.: Новая школа, 1993- 49с.
  131. Психологический словарь Текст. / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика. — Пресс, 1996. -440с.
  132. Дж. Компетентность в современном обществе. Выявлене, развитие и реализация. Текст. / Дж. Равен. — М., 2002. — С. 253−296.
  133. , Э. Н. Доминирующие ценности ориентации у студентов Текст. / Э. Н. Раустова. МГУ. Социология. 1995. — № 4.
  134. , А. А. Психодиагностика личности в педагогическом процессе Текст. / А. А. Реан. СПб., 1996. — 109с.
  135. , Э. А. Психологические основы профессионального обучения Текст. / Э. А. Решетова. -М.: Изд-во МГУ, 1985. 207с.
  136. , Е. И. Выбор профессии: становление профессионала Текст. /Е. И. Рогов. — М.: Владос-пресс. 2003. — 33с.
  137. , К. Полноценно функционирующий человек. // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» Текст. / ред. составитель Е. Е. Соколова.-М.:РПО, 1999.- С. 215−221.
  138. , С. А. Гуманизация вузовского обучения: интеграция личностных и предметных измерений Текст. / С. А. Росина // Высшее образование в России. 2007. — № 6. — С.46−48.
  139. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х тт. Текст. / Гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. — 608с.
  140. , С. Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2002. — 720с.
  141. , Н. А. К вопросу о профессиональном воспитании: путеводитель профессионального становления социального работника Текст. / Н. А. Рыбаков // Российский журнал социальной работы. 1996. — № 1. С. 117—122.
  142. , И. Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач Текст. / И. Н. Семенов. М., 1990. — 215с.
  143. , В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография Текст. / В. В. Сериков. — Волгоград: Перемена, 1994.-152с.
  144. , Г. Н. Обучение как условие самоподготовки к профессиональной деятельности Текст. / Г. Н. Сериков. М.: Педагогика, 1992. — 227с.
  145. , А. В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика Текст. / А. В. Серый. Кемерово: ЮНИТИ, 2004. — 143с.
  146. В. Н. Деятельность социального работника: роли, функции и умения Текст. / В. Н. Сидоров. М., СТИ МГУС, 2000. — 90с.
  147. , М. Н. Методология и методика педагогических исследований (В помощь начинающему исследователю) Текст. /М. Н. Скаткин. — М.: Педагогика, 1986. 152с.
  148. , В. А. Педагогика: инновационная деятельность Текст. / В. А. Сластенин. М.: ИЧП Изд-во Магистр, 1997. — 224с.
  149. , В. А. Социальный педагог: готовность к профессиональной деятельности Текст. / В. А. Сластенин. // Научные труды. Серия: психолого-педагогические науки. -М.: МГПУ, 1995. С.35−43.
  150. Словарь по социальной педагогике Текст.: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. завед. Авт.- сост. Л. В. Мардахаев. — М.: Издательскийцентр «Академия», 2002. 368 с.
  151. Словарь-справочник по социальной работе Текст. / Под ред. д-ра ист. наук проф. Е. И. Холостовой. — М.: Юрист, 2000. 241с.
  152. , А. М. Методы активного обучения Текст. / А. М. Смолкин. М.: Высшая школа. 1991.-207с.
  153. , JI. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики Текст. / JI. Н. Собчик. СПб.: Изд-во «Речь», 2005. — 624с.
  154. Социальный педагог: введение в должность Текст.: Сб. материалов. СПб.: КАРО, 2000. -272с.
  155. Спирин, JL Ф. Теория и технология решения педагогических задач Текст. / JL Ф. Спирин. М.: Педагогика, 1997. — 61с.
  156. , С. Ю. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач Текст. / С. Ю. Степанов, И. Н. Семенов. // Вопросы психологии-№ 1, 1982.-С. 99−104
  157. , В. В. Самосознание личности Текст. / В. В. Столин. — М.: Изд-во МГУ, 1983. 284с.
  158. , А. М. Эвристические приемы и методы активизации творческого мышления Текст. / А. М. Столяров. М.: Изд-во ВНИИПИ, 1988.-86с.
  159. , Г. В. Основы психологической теории деятельности Текст. / Г. В. Суходольский. — JL: Изд-во ЛГУ. 1988. — 168с.
  160. , Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний Текст. / Н. Ф. Талызина. -М., 1975. 147с.
  161. Теория и практика педагогического эксперимента Текст. / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. -М.: Педагогика, 1979. 208с.
  162. , М. В. Концептуальные подходы к проблеме определения успешности профессиональной деятельности специалистов социальной сферы Текст. / М. В. Теплинских. // Сибирский психологический журнал. 2007. — № 25. — С. 92−98.
  163. , С. В. Введение в социальную работу Текст.: Учебное пособие. / С. В. Тетерский. — М.: Академический проект, 2000.
  164. , Л. В. Кадры социальных служб России. Т.20 Текст. / Сер. Энциклопедия социального образования / Под общей редакцией В. И. Жукова. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2000. — 220 с.
  165. , Д. Н. Психологические исследования Текст. / Д. Н. Узнадзе.// М.: Наука, 1989. -247с.
  166. , Д. Н. Общее учение об установке Текст. // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / ред. сост. Е. Е. Соколова. М.: РПО, 1999.-С. 167−180.
  167. Учебно методический комплекс по дисциплине «Практическая психология и психодиагностика» Текст. / составитель Е. А. Кокшенева.- Прокопьевск: РИО ПФ КемГУ, 2007. 54с.
  168. Учебно методический комплекс по дисциплине «Психологические основы социальной работы» Текст. / составитель Е. А. Кокшенева. -Прокопьевск: РИО ПФ КемГУ, 2007. — 49с.
  169. , М. Ф. Воспитание специалиста Текст. / М. Ф. Фатху-лин. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1990. —150с.
  170. , И. М. Лекция, отвечающая требованиям времени Текст./ И. М. Фейгенберг. // Вестник высшей школы. 1989. — № 1.- С.23−31.
  171. , Е. В. Динамика представлений о профессии у студентов будущих социальных работников Текст. / Е. В. Филатова. // Психология зрелости и старения. 2002. — № 4. — С. 67−73.
  172. Философский Энциклопедический словарь Текст. / Под ред. JI. Ф. Ильичева. -М.: Сов. Энциклопедия, 1983. 840с.
  173. , М. В. Психология социальной работы Текст. / Учебное пособие для студентов вузов / М. В. Фирсов. М.: Академия, 2002. — 192с.
  174. , А. Р. Профессиональная деятельность как смысл жизни и акме профессионала Текст. / А. Р. Фонарев. // Мир психологии. — 2001.- № 2(26).-С. 104−355.
  175. , Н. Г. Направление и формы интеграции образования, науки и производства Текст. / Н. Г. Хохлов. // Высшее образование в России. 1994. -№ 1.-С. 108−112.
  176. , В. Б. Деловые игры в учебном процессе Текст. Учеб. пособие. / В. Б. Христенко. Челябинск: ЧПУ, 1983. — 143с.
  177. , А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения Текст. / А. В. Хуторской. М.: Изд-во МГУ, 2003. -416с.
  178. , Е. Д. Совершенствование самостоятельной работы студентов Текст. / Е. Д. Чернов. // Высшее образование в России. 1993. — № 1.- С.45−52.
  179. , Т. М. Миссия университета в решении региональных проблем Текст. / Т. М. Чурекова // Университетское управление. 2004.- № 2(30). С. 50−53.
  180. , В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности Текст. / В. Д. Шадриков. — М.: Наука, 1982. 185с.
  181. , Б. Ю. Предметно-профессиональная подготовка социальных работников: задачи, содержание, организация Текст. // Социальная работа. / Б. Ю. Шапиро. Вып. 5.
  182. , Т. Д. О личностной характеристике социального работника Текст. // Социальная работа. / Т. Д. Шевеленкова. — М., 1992.1. Вып.5. С.19−26.
  183. , Н. Б Формирование и развитие личности социального работника как профессионала Текст.: Учебное пособие. / Н. Б. Шмелева. -М.: «Дашков и К», 2005. 196с.
  184. , Н. Б. Профессиональная подготовка студентов будущих специалистов по социальной работе (акмеологический подход) Текст. // Российский журнал социальной работы. / Н. Б. Шмелева. 1996.—№ 1. — С. 109−113.
  185. , Н. Б. Профессионализм личности социального работника -показатель его деятельности // Российский журнал социальной работы Текст. / Н. Б. Шмелева. 1998.-№ 1.-С. 100−104.
  186. , Н. Б. Профессионально-личностное развитие специалиста социальной работы Текст. / Н. Б. Шмелева. Ульяновск: Изд-во СВНЦ., 1997.-240с.
  187. , Г. И. Роль деятельности в учебном процессе Текст.: Кн. для учителя. / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1986. — 144с.
  188. , Д. Б. Психология игры Текст. / Д. Б. Эльконин. — М.: Педагогика, 1978.-704с.
  189. , В. А. Стратегия и методы качественного анализа. / Социология Текст.:/В. А. Ядов.-М. 1991.-№ 1,-С. 14−31.
  190. , В. А. Социальные и социально-педагогические механизмы формирования социальной идентичности Текст. // Социальная идентичность. / В. А. Ядов. М., 1993.
  191. , В. Д. К вопросу классификации учебных деловых игр Текст. / В. Д. Якобсон. Вильнюс, ТНК. 1985. — С. 65−66.
  192. , М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система Текст. / М. С. Яницкий. Кемерово: Кузбассвузиздат. 2000 г. -204с.
  193. , М. С. Динамика ценностно-смысловой сферы личности студентов специальности «Социальная работа» в период обучения в вузе
  194. Текст. // коллективная монография «Социальное образование и кадровое обеспечение социальной сферы в контексте развития региона». / М. С. Яниц-кий, А. С. Серый, М. И. Иванов. Кемерово: ЮНИТИ. 2004. — 135с.
  195. , Я. Проблемы общения в условиях совместной деятельности Текст. / Я. Яноушек. // Вопросы психологии 1982. № 6. — С.34−42.
  196. Atkinton J. W., Birch P. Inroduktion to Motivation. New York, 1987.- 380 p.
  197. Guilford J. P. Factors of personality. // Psychol. Bull. 1975, v. 82, p. 802−812.
  198. Lewis R., Harris Ch., Wallen M. Person to Person. Student’s Book -London, 1988. 106p.
  199. Nunan D. Designing Tasks for the Communicative Classroom. Cambridge University Press, 1993. 21 lp.
  200. Rogers C.R. The interpersonal relationship in the facilitation of learning // Humanising education: the person in the process. Washington, 1967.
Заполнить форму текущей работой