Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Структура и развитие профессионального самосознания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В первой главе также рассматривается эмоциональный аспект самосознания, структура самосознания. Самосознание представляется как уровневое образование. Основания для выделения различных уровней самосознания оказываются существенно различными (И.С. Кон, И. И. Чеснокова, A.A. Рубин, В.В. Столин). Носителем самосознания является человек как личность, как индивид, как субъект различных видов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Методологические и теоретические основы психологии самосознания
    • 1. 1. Проблема самосознания в психологии
      • 1. 1. 1. Проблема возникновения самосознания
      • 1. 1. 2. Основные подходы к пониманию самосознания
      • 1. 1. 3. Я-феномен, Я-образ илиЯ-концепция
      • 1. 1. 4. Самоотношение
      • 1. 1. 5. Структура самосознания
      • 1. 1. 6. Уровни самосознания
    • 1. 2. Проблема прообраза образа Я
      • 1. 2. 1. Действующее «Я» и рефлексивное «Я»
      • 1. 2. 2. Индивид, личность, субъект деятельности
    • 1. 3. Развитие самосознания в онтогенезе
  • Выводы
  • Глава II. Теоретический контекст проблемы профессионального самосознания. ч елаьекй
    • 2. 1. Развитие’как субъекта труда
    • 2. 2. Проблема профессионального самосознания
      • 2. 2. 1. Формирование профессионального самосознания у учащихся общеобразовательной школы
      • 2. 2. 2. Профессиональное самосознание учащейся молодежи на этапе профессиональной подготовки
      • 2. 2. 3. Особенности профессионального самосознания в различных профессиональных общностях
      • 2. 2. 4. Профессиональная Я-концепция с учетом временного аспекта
  • Выводы
  • Глава III. Предмет, задачи, методы исследования самосознания профессионала
    • 3. 1. Предмет, задачи и методы исследования, полученный материал
      • 3. 1. 1. Методики и организация сбора эмпирических данных
      • 3. 1. 2. Методика обработки эмпирических данных
  • Выводы
  • Глава IV. Развитие самосознания у учащихся ПТУ
    • 4. 1. «Физическое Я» у учащихся-токарей и учащихся-поваров судовых разного пола и разных лет обучения
      • 4. 1. 1. Представления об особенностях психомоторики, о схеме тела
      • 4. 1. 2. Представления об особенностях сенсорноперцептивной сферы
      • 4. 1. 3. Представления о физической силе и выносливости
      • 4. 1. 4. Представления о состоянии здоровья
      • 4. 1. 5. Представления о психических состояниях
      • 4. 1. 6. Представления о внешнем облике
      • 4. 1. 7. Представления о психодинамических свойствах
      • 4. 1. 8. Представления о физических действиях и особенностях физического развития
    • 4. 2. «Социальное Я» учащихся-токарей и учащихся-поваров
      • 4. 2. 1. Представления учащихся ПТУ об их отношениях к людям
      • 4. 2. 2. Представления об отношении к себе
      • 4. 2. 3. Представления о коммуникативных качествах
      • 4. 2. 4. Представления о волевых свойствах
      • 4. 2. 5. Представления об особенностях познавательной сферы
      • 4. 2. 6. Представления об особенностях эмоциональной сферы
      • 4. 2. 7. Представления о своих социальных взаимоотношениях
      • 4. 2. 8. Представления о проявлениях темперамента в общении
    • 4. 3. Структура актуальной Я-концепции учащегося профтехучилища как субъекта деятельности
      • 4. 3. 1. Характеристика состава.". актуальной положительной Я-концепции у учащихся-токарей и поваров судовых
      • 4. 3. 2. Характеристика парных отношений положительной Я-концепции у учащихся-токарей и поваров судовых
      • 4. 3. 3. Характеристика отношений композиции «элемент-целое» положительной Я-концепции учащихся-токарей и поваров судовых
      • 4. 3. 4. Характеристика иерархической структуры положительной Я-концепции у учащихся-токарей и поваров судовых
    • 4. 4. Структура актуальной отрицательной Я-концепции у учащегося профтехучилища как субъекта деятельности
      • 4. 4. 1. Характеристика состава актуальной отрицательной Я-концепции у учащихся-токарей и поваров судовых
      • 4. 4. 2. Характеристика парных отношений отрицательной Я-концепции учащихся-токарей и поваров судовых
      • 4. 4. 3. Характеристика отношений композиции «элемент-целое» отрицательной Я-концепции учащихся-токарей и поваров судовых
      • 4. 4. 4. Характеристика иерархической структуры отрицательной Я-концепции у учащихся-токарей и поваров судовых
  • Выводы
  • Глава V. Представления о профессиональном «Я» врачей-хирургов
    • 5. 1. Представления о свойствах направленности
    • 5. 2. Представления о нравственно-психологических свойствах
    • 5. 3. Представления о волевых свойствах
    • 5. 4. Представления об особенностях познавательной сферы
    • 5. 5. Представления об особенностях эмоциональной сферы
    • 5. 6. Представления о профессиональных действиях
    • 5. 7. Представления об организации и кооперации труда
    • 5. 8. Представления об опыте, осведомленности, знаниях
    • 5. 9. Представления о предметной области, условиях своей профессиональной деятельности
    • 5. 10. Представления о профессиональном самосовершенствовании, самообразовании, обучении
    • 5. 11. Представления об индивидных особенностях в связи требованиями профессии
  • Выводы
  • Глава VI. Структура профессионального Я-образа врача-хирурга
    • 6. 1. Структура ретроспективного Я-образа и врача-хирурга
      • 6. 1. 1. Характеристика состава структуры ретроспективного Я-образа
      • 6. 1. 2. Характеристика парных отношений структуры ретроспективного Я-образа
      • 6. 1. 3. Характеристика отношений композиции «элементцелое» ретроспективного Я-образа
      • 6. 1. 4. Характеристика иерархической структуры ретроспективного Я-образа
    • 6. 2. Структура актуального Я-образа у врача-хирурга как субъекта профессиональной деятельности
      • 6. 2. 1. Характеристика состава структуры актуального Я-образа
      • 6. 2. 2. Характеристика парных отношений структуры актуального Я-образа
      • 6. 2. 3. Характеристика отношений композиции «элементцелое» актуального Я-образа
      • 6. 2. 4. Характеристика иерархической структуры актуального Я-образа
    • 6. 3. Структура будущего Я-образа у врача-хирурга как субъекта профессиональной деятельности
      • 6. 3. 1. Характеристика состава структуры будущего Я-образа
      • 6. 3. 2. Характеристика парных отношений структуры будущего Я-образа
      • 6. 3. 3. Характеристика отношений композиции «элементцелое» будущего Я-образа
      • 6. 3. 4. Характеристика иерархической структуры будущего Я-образа
  • Выводы
  • Глава VII. Самооценка качеств личности у врачей-хирургов
    • 7. 1. Самооценка личностных качеств у врачей-хирургов по результатам методики Л.Д.)
    • 7. 2. Самооценка, оценка профессионально значимых качеств у хирургов
  • Выводы

Структура и развитие профессионального самосознания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общественно-экономическое реформирование нашего общества предполагает повышение уровня сознательности во всех сферах человеческой жизни, в том числе и в профессиональной деятельности, как главного направления становления человеческой сущности. Это ведет к росту самосознания, являющегося сложным структурным образованием. Отечественные психологи выяснили его структуру, как состоящую из следующих компонентов: самопознания, направленного на раскрытие человеком своих физических, личностных характеристикотношение к самому себе, самооценкуособенности саморегуляции, самоконтроля, самосовершенствования (Чеснокова И.И., 1977; Чамата П. Р., 1960). В настоящее время все возрастающие требования предъявляются к человеку как субъекту профессиональной деятельности. В связи с этим большую актуальность приобретает проблема формирования самосознания профессионала. Профессиональное самосознание является одним из важнейших компонентов самосознания человека как субъекта деятельности. Его происхождение и развитие неразрывно связано с уровнем профессиональной подготовки (Овсянникова В.В., 1983; Райнаи Г., 1991; Ткачева Н. Ю., 1983), с овладением профессиональным мастерством (Жукова М.И., 1990; Васюк А. Г., 1992; Борисова Е. М., 1981). Вопросы формирования самосознания у профессионалов невозможно решить не опираясь на психологические исследования сущности, структуры самосознания, условий его формирования и развития. Возникнув, профессиональное самосознание становится важным звеном в регулировании как текущей деятельности (Васьков-ская C.B., 1987) — так и профессионального развития субъекта в целом (Борисова Е.М., 1981; Козиев В. Н., 1980; Корнеева Л. Н., 1984). Разработка проблемы профессионального самосознания только начинается, поэтому в научной литературе она освещена еще очень слабо. Особенно остро неразработанность данной проблемы ощущается в конкретных областях профессионального труда, в частности в рабочих профессиях, в здравоохранении, что касается вопросов исследования самосознания врачей, то таковые вообще отсутствуют. Неизученность данной проблемы также объясняется неразработанностью методов исследования такого сложного образования, каким является феномен самопрезентации субъекту собственного «Я». А. Н. Леонтьев (1983. — Т.2. — С. 228) характеризовал проблему самосознания как проблему «высокого жизненного значения, венчающую психологию личности», являющуюся нерешенной, «ускользающей от научно — психологического анализа» (с.229).

Мы считаем, что профессиональное самосознание, как разновидность социально-специфического самосознания, представляет собой сложное личностное образование, формирующееся под воздействием профессиональной среды и активного участия субъекта в профессиональной деятельности. Оно через мотивы личности профессионала связано с реальной профессиональной деятельностью. Профессиональное самосознание сигнализирует о смысле «Я» профессионала. Профессиональное самосознание является неотъемлемой стороной профессионального сознания и выражает определенный уровень его зрелости. Содержательная сторона профессионального самосознания раскрывается в принятии профессиональных требований, в осознании субъектом профессиональных мотивов, целей, задач, условий осуществления профессиональной деятельности, существенных связей и отношений, складывающихся в ходе деятельности и обусловленных профессиональным профилем и этапом профессионального развития субъекта. Изучение профессионального самосознания предполагает исследование профессионального Я-образа (Я-концепции), отношения личности к самой себе как профессионалу, к собственному профессиональному становлению и самосовершенствованию. Профессиональный Я-образ (или профессиональная Я — концепция) — это динамическая система представлений профессионала о себе как субъекте профессиональной деятельности, состоящая из характеристик, связанных с выполнением субъектом своей профессиональной роли, а также тех ценностей, которые связаны с воспринимаемыми им качествами и отношениями, складывающимися у него при взаимодействии с материальным и социальным миром, обусловленных спецификой профессии.

У профессионала в ходе профессионализации формируется осознание долговременной профессиональной перспективы. Наряду с этим профессионал осознает «ретроспективное Я», а также отражает себя в актуальный момент как субъекта профессиональной деятельности. Сравнение, соотнесение своего «ретроспективного Я» с «актуальным Я» позволяет субъекту увидеть свои достижения, те изменения, которые произошли в профессиональном «Я» по мере становления как профессионала. Соотнесение «актуального Я» с «будущим Я» позволяет субъекту наметить перспективы профессионального самосовершенствования, развития. В связи с этим является важным изучение структуры, содержания, динамики профессионального самосознания с учетом того, с какой временной точки зрения рассматривает себя профессионал. Профессиональное самосознание является одним из важнейших и мало изученных регуляторов поведения и деятельности профессионала.

Факторами, способствующими развитию самосознания на профессиональном этапе становления человека как субъекта труда, являются:

1) профессиональная деятельность, в процессе которой проявляются, развиваются профессионально ценные свойства и особенности, которые могут стать объектом рефлексии субъекта деятельности;

2) усвоение профессионалом профессиональных эталонов, ценностей под влиянием профессиональной среды, т. е. посредством общения с представителями своей профессиональной общности. Эти социальные профессиональные эталоны представляют эмоционально насыщенные «представленияобразцы» должного, которые усваиваются человеком и служат для него объективной мерой оценки окружающей действительности и, в частности, других людей и самого себя" (Еремеев Б.А., 1975. — С.31);

3) направленность профессионала на самопознание, на поиск информации о себе как профессионале в связи с актуальностью проблемы профессионального саморазвития, самосовершенствования (Саврасов В.П., 1986), адекватного осуществления профессиональной деятельности.

От уровня развития профессионального самосознания зависит темп, успешность овладения профессией (Кан-Калик В.А., 1976), вхождение в профессиональную общность. Психологическое исследование становления самосознания профессионалов, осваивающих различные профессии, должно прояснить важную сторону формирования человека как субъекта труда, вскрыть механизм сознательной рефлексии на изменение своих отношений с миром.

Методологическую основу исследования составляют принципы детерминизма, развития, единства сознания и деятельности, а также требования системного анализа психических явлений, изложенные в работах отечественных психологов.

Цель нашей работы — рассмотреть структуру, динамику самосознания у будущих рабочих — учащихся ПТУ (на примере профессии токаря и повара судового) и у врачей хирургического профиля, определить основные детерминанты развития самосознания.

В основу своей работы мы кладем представления Б. Г. Ананьева (1968) о трех качественно своеобразных уровнях характеристики отдельного человека: как индивида, как личности, как субъекта деятельности. Соответственно, и самосознание мы будем рассматривать в форме осознания себя как индивида, как личности, как субъекта деятельности, а именно субъекта профессиональной деятельности. В этом специфика объекта нашего исследования. Объектом исследования является структура, динамика самосознания профессионалов, факторы, существенно влияющие на развитие самосознания.

На эмпирическом уровне самосознание проявляется, в частности, в самохарактеристике. Предметом исследования является изучение самохарактеристик учащихся ПТУ с учетом фактора пола, профессионального профиля, длительности обучения в ПТУневербальных и вербальных проявлений профессионального самосознания (самохарактеристик, самооценки) врачей-хирургов с учетом уровня их профессионализма, длительности работы в данной профессиональной области.

Задачи исследования:

1. Выявить социально типичный Я-образ у будущих профессионалов-учащихся ПТУ как субъектов учебно-профессиональной деятельностиу профессионалов-хирургов как субъектов профессиональной деятельности.

2. Проследить динамику осознания себя как физического, социального существа и как субъекта учебно-производственной деятельности у учащихся ПТУ разных лет, овладевающих различными профессиямивыявить общие черты и особенное в профессиональной Я-концепции у учащихся ПТУ.

3. Проследить динамику осознания себя как субъекта профессиональной деятельности у врачей-хирургов в зависимости от процесса вхождения в профессию, овладения профессиональным мастерствомвыявить общее и особенное у врачей-хирургов, находящихся на разных этапах профессионализации (молодых врачей со стажем 1−9 летстарших врачей со стажем 10−19 летболее старших врачей со стажем 20 лет и выше).

4. Рассмотреть профессиональное своеобразие структуры Я-образа у врачей-хирургов во временном аспекте: «ретроспективное Я», «актуальное Я», «будущее Я».

5. Выяснить особенности самооценки личностных качеств у врачей-хирургов с учетом временного аспекта: «ретроспективное Я», «актуальное Я», «будущее Я» посредством методики личностного дифференциала.

6. Рассмотреть особенности самооценок профессионально значимых качеств личности у хирургов в соотношении с оценкой этих качеств у «идеального», «типичного» врачавыявить особенности самооценки профессионально значимых качеств личности у врачей-хирургов, различающихся по уровню профессионализма.

Гипотезы исследования.

Человек един. Самосознание его тоже едино. Профессионализация уже во время обучения в ПТУ оказывает влияние на формирование самосознания. В частности, следовало бы ожидать наличия профессиональных особенностей в знаниях о себе у юношей и девушек не только на уровне личности, но и на уровне индивида (гипотеза 1).

Профессиональные особенности самосознания учащихся ПТУ — токарей и поваров судовых как субъектов деятельности должны проявиться как с точки зрения содержания и с точки зрения формы самосознания, так и с точки зрения структуры в целом, так как структура самосознания учащихся ПТУ зависит от выбранного ими профессионального профиля и реальной практической подготовки в процессе обучения в ПТУ (гипотеза 2). Мы исходили из того, что обучение в ПТУ обеспечивает «вхождение» в профессию. В связи с этим мы ожидали, что по мере обучения тема профессии будет занимать все большее место в самохарактеристике: будет конкретизироватьсяизменится ядро структуры («ее смысловой центр»).

Профессиональные особенности самосознания врачей-хирургов как субъектов деятельности очевидны с точки зрения содержания. Профессионал должен отражать те связи и отношения, которые складываются у него в процессе взаимодействия с предметным и социальным миром, т. е. обусловленных спецификой профессиональной деятельности. Мы предполагаем, что профессиональные особенности самосознания у хирургов должны проявиться и с точки зрения формы самосознания, и с точки зрения структуры в целом (гипотеза 3).

Очевидно, что профессиональные особенности становятся более выраженными по мере профессионального развития хирургов (гипотеза 4). Профессионализация на этапе осуществления активной профессиональной деятельности субъекта оказывает влияние на формирование профессионального самосознания. В связи с этим мы ожидали, что по мере профессионального развития врачей-хирургов тема профессии будет занимать все большее место в самохарактеристике, а именно: будет конкретизироваться, хирурги будут все глубже отражать смысл своей профессии и многогранные характеристики субъекта профессиональной деятельностиизменится ядро структуры («ее смысловой центр»). Т. е. должна обнаружиться зависимость развития самосознания от процесса вхождения в профессию, уровня профессионализма хирурга.

При организации эмпирического изучения динамики самосознания профессионалов, находящихся на разных этапах профессионального развития, был использован метод «поперечных срезов». Для изучения самосознания будущих рабочих был использован методический прием, предложенный Климовым Е. А., личный индивидуальный устный опрос с постановкой «открытых» вопросов, предполагающих свободные высказывания респондента о себе в заданных отношениях. Учащемуся предлагалось сообщить о себе сведения, характеризующие его в различные временные отрезки жизни: 1) «Какой я был?» («ретроспективное Я») — 2) «Какой я есть?» («актуальное Я») — 3) Какой я буду, должен быть?" («будущее Я» или «идеальное Я»), При этом предлагалось рассказать о себе, имея в виду три отношения: а) Какой я физически? в) Какой я среди людей? г) Какой я в деятельности (учебе, работе)? Для стимулирования полного выражения мнения о себе вопросы были конкретизированы в положительном и отрицательном плане: «Какой я (был, есть, буду), к счастью?» «Какой я (был, есть, буду), к сожалению?».

В комплекс методов, используемых в процессе исследования профессионального самосознания врачей хирургического профиля, входили:

1) метод свободного самоописания собственных профессионально значимых качеств и характеристик профессионального Я;

2) личный индивидуальный устный опрос с постановкой «открытых» вопросов, предполагающих свободные высказывания респондентов о себе как субъекте профессиональной деятельности с учетом временного аспекта отражения;

3) методика 0 — классификации в модификации С. А. Будасси для изучения самооценки профессионально значимых качеств личности, соотношения ее с оценкой «идеального» и «типичного» врача;

4) методика личностного дифференциала;

5) метод экспертной оценки с целью определения уровня профессионализма хирургов, в частности его действенно-операционального аспекта.

Полученный материал — самохарактеристики — был подвергнут обработке с помощью методов классического и модифицированного контент-анализа с использованием аппарата теории вероятности и математической статистики, впервые разработанный Б. А. Еремеевым (1975).

Научная новизна исследования.

1. Впервые проведено изучение индивидуального образа будущего рабочего — учащегося ПТУ на разных уровнях: как физического, социального существа и как субъекта учебно-производственной деятельности.

2. Прослежена динамика осознания себя как физического, социального существа и как субъекта учебно-производственной деятельности у будущих профессионалов — учащихся ПТУ разных лет обучения, овладевающих различными профессиями.

3. Выявлена структура образа «Я-физического», «Я-социального» с точки зрения его содержания у учащихся разных лет обучения.

4. Выявлена психологическая структура осознания себя учащимися ПТУ, будущими токарями и поварами как субъектами учебно — производственной деятельности. При этом профессиональное самосознание учащихся ПТУ рассматривалось в единстве содержания (осознаваемых элементов действительности) и формы отражения.

5. Впервые проведено изучение индивидуального образа врача хирургического профиля как субъекта профессиональной деятельности.

6. Прослежена динамика осознания себя как субъекта профессиональной деятельности у врачей хирургического профиля с разным стажем работы в данной профессиональной области, т. е. находящихся на разных этапах профессионализации.

7. У врачей-хирургов выявлена психологическая структура осознания себя субъектами профессиональной деятельности во временном аспекте: в прошлом, настоящем и будущем. При этом профессиональное самосознание хирурга рассматривалось в единстве содержания (осознаваемых элементов действительности) и формы отражения.

8. Для анализа материала использованы различные варианты качественного и количественного описания: варианты классического и модифицированного контент-анализа.

9. В исследовании реализован структурно-динамический подход к изучению профессионального самосознания, итогом которого явилось разностороннее качественно-количественное описание последнего.

10. Выявлены особенности самооценок личностных качеств, а также профессионально значимых качеств у хирургов в соотношении с оценкой этих качеств у «идеального» и «типичного» врача хирургического профиля. Показано влияние осуществляемой профессионалом профессиональной деятельности определенного профиля на развитие самооценки личностных свойств.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что проблемы развития личности в профессиональной деятельности, в частности развития ее самосознания, являются недостаточно изученными. Это касается проблемы становления самосознания будущих рабочих — учащихся профессионально-технических училищ. Фактические данные по этому вопросу почти отсутствуют. Между тем, знание об особенностях развития самосознания в процессе профессиональной подготовки учащихся ПТУ необходимо для разработки и теории, и прикладных целей обеспечения дифференцированного подхода к обучению и воспитанию будущих рабочих. Проблема становления самосознания на этапе профессионального развития субъекта труда также является недостаточно изученной. Между тем знание о своеобразии структуры и развитии самосознания на этапе становления профессионала необходимо для выяснения условий формирования человека как субъекта труда. На этом этапе продолжается вхождение профессионала в систему отношений внутри своей профессиональной общности, происходит усвоение норм, ценностей, царящих в профессиональной общности, «дальнейшее развитие всех элементов структуры субъекта деятельности.» (Климов Е.А., 1988.-С. 105). Диссертационное исследование позволит выяснить особенности осознания профессионалами объективных требований профессии и тех личностных индивидуально-психологических характеристик, которые способствуют успеху в профессиональной деятельностисостав структуры Я-образа (Я-концепции) профессионалов, временные различия циклов развития самосознания представителей различных типов профессий, связанных с процессом вхождения в профессию, овладением профессиональным мастерством.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что исследование изменений самосознания профессионалов внесет вклад в развитие теории формирования личности.

Практическая значимость работы состоит в том, что установленные факты и закономерности становления профессионального самосознания позволяют реально контролировать и направлять процесс вхождения в профессию, формирования профессионала как субъекта профессиональной деятельности. Данные об особенностях самосознания представителей различных профессий позволяют учитывать эти особенности при организации труда на рабочем месте. Результаты исследования, выводы и практические рекомендации могут быть применены преподавателями, мастерами производственного обучения в практике учебно-воспитательной работы профтехучилищ. Полученные данные могут быть рекомендованы врачам хирургического профиля с целью применения их в практике самовоспитания и профессионального самосовершенствования своей личности.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Профессионализация, как частная форма становления субъекта деятельности, влияет на все уровни самосознания. Ее черты обнаруживаются не только при характеристике будущими рабочими — учащимися ПТУ себя как субъекта деятельности, но и при характеристике себя как индивида («Я-физическое») и личности («Я-социальное»),.

2. В ходе овладения профессией идет процесс осознания врачами-хирургами требований деятельности и развивающихся у них профессионально ценных качеств.

3. У хирургов, находящихся на разных этапах профессионального развития, происходят существенные изменения в самосознании. Они очевидны с точки зрения содержания, с точки зрения формы и с точки зрения структуры в целом.

Апробация работы и внедрение в практику результатов исследования осуществлялась путем публикаций, участия в конференциях. Результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры психологии труда и инженерной психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, кафедры психологии Бурятского университета, на Всероссийской научно — практической конференции в 1985 г. (г. Улан-Удэ), Всесоюзной сессии по проблеме формирования социальной ответственности у подрастающего поколения в 1987 г. (г. Москва), VII съезде психологов в 1989 г. (г. Москва), межвузовской научно-методической конференции по проблеме формирования профессионально-педагогического сознания в 1989 г. (г. Куйбышев), Всероссийской научно-практической конференции в 1989 г (г. Улан-Удэ), межвузовской конференции в 1990 г. (г. Улан-Удэ), Международной научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения Д. А. Ошанина в 1997 (г. Москва), 2-й Всероссийской конференции по психологии в 1997 г. (г. Ростов-на-Дону),.

Международной научной конференции по проблеме управления психомоторной деятельностью человека в 1997 г. (г. Москва).

Автор в течение ряда лет читает учебный курс «Самосознание профессионала» на курсах подготовки психологов-практиков в Бурятском университете, в Бурятском институте повышения квалификации работников образования для преподавателей, мастеров производственного обучения системы профтехобразования.

По теме диссертации опубликовано свыше 20 работ общим объемом 30 печатных листов.

Хронологические и территориальные рамки исследования.

Сбор эмпирического материала по изучению самосознания будущих рабочих проводился в течение 1979;1980 г. в средних ПТУ № 6, 32, 32, 42, 68, 92, 94 г. Ленинграда, а по изучению самосознания врачей хирургического профиля — в течение 1996;1997 г. в медицинских учреждениях г. Улан-Удэ: Республиканской больнице, ТМО-1, ТМО-2, ТМО-4, ТМО-6, больнице скорой медицинской помощи (БСМП), отделенческой больнице станции Улан-Удэ Восточно-Сибирской железной дороги, Республиканском проктологиче-ском центре.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, 7 глав, заключения, списка литературы. Диссертация включает 17 таблиц, 23 рисунка. К ней даны 12 приложений, обобщающих и иллюстрирующих результаты исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Основное содержание работы освещено в семи главах. В первой главе «Методологические и теоретические основы психологии самосознания» рассматривается проблема самосознания в психологии: основные точки зрения на сущность, генезис самосознания, различные подходы к пониманию самосознания. Самосознание существует как процесс и результат осознания человеком своего «Я». Наиболее распространенным является подход к пониманию самосознания, который характеризует его с содержательной стороны. Объектом самосознания является сама личность, как познающий субъект, которая осознает свои личностные, индивидные особенностиосознает себя субъектом познания, общения и труда.

По нашему мнению, Я-образ (или Я-концепция) является важнейшей характеристикой личности. Человек воспринимает различные стороны своего «Я», а как субъект профессиональной деятельности — характеристики профессионального «Я». Эти восприятия организуются в более или менее объективный устойчивый образ. Я-образ (Я-концепция) — это динамическая система представлений индивида о себе. В его состав входит также самооценка, отражающая степень развития у индивида различных характеристик своего «Я» и связанных с ними переживаний. В Я-образ включается и поведенческая составляющая, предрасполагающая субъекта к определенному поведению, т. е. те действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой. Я-образ формируется в процессе включения человека в различные социальные общности, группы, активного участия субъекта в различных видах деятельности. Он характеризуется относительной устойчивостью, в связи с происходящими изменениями по мере развития личности он подвергается определенным изменениям. Необходимо разграничивать ситуативные Я-образы и устойчивые, обобщенные Я-образы. Последние позволяют ощутить преемственность себя во времени: в прошлом, настоящем, будущем.

В первой главе также рассматривается эмоциональный аспект самосознания, структура самосознания. Самосознание представляется как уровневое образование. Основания для выделения различных уровней самосознания оказываются существенно различными (И.С. Кон, И. И. Чеснокова, A.A. Рубин, В.В. Столин). Носителем самосознания является человек как личность, как индивид, как субъект различных видов деятельности. Самосознание является регулятором деятельности и поведения человека. Оно служит реальному субъекту жизнедеятельности. Мы базируемся на представлениях Б. Г. Ананьева (1968) о трех качественно своеобразных уровнях характеристики отдельного человека: как индивида, как личности, как субъекта деятельности. Соответственно и самосознание рассматривается в форме осознания себя как индивида, как личности, как субъекта деятельности. Мы считаем, что человек как природное и общественное существо един и целостен, и разделение человеческих свойств на индивидные, личностные, субъектные является относительным. Самосознание человека тоже едино. Профессионализация оказывает влияние на формирование знаний о себе у человека и на уровне личности, и на уровне индивида, и на уровне субъекта деятельности.

В I главе также рассматривались вопросы развития самосознания в онтогенезе. Для развития самосознания характерна стадиальность, т. е. деление на временные отрезки, в пределах которых накапливаются количественные признаки, постепенно или скачкообразно приводящие к качественным новообразованиям в самосознании. Каждая стадия самосознания детерминирована ведущей деятельностью, общением, уровнем развития психики человека. По мере развития личность все глубже отражает свое индивидуальное своеобразие. Процесс постоянно усложняющегося самосознания связан с процессом непрерывного развития личности.

Во II главе «Теоретический контекст проблемы профессионального самосознания» рассматриваются вопросы развития человека как субъекта труда. Дается анализ концепции развития человека как субъекта труда Е.А.

Климова (1996). Человек как субъект труда проходит в своем развитии ряд стадий, характеризующихся определенной социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью, особенностями в овладении субъектом определенным социальным опытом, формированием различных психологических образований. Выделяется допрофессиональный и профессиональный онтогенез человека как субъекта труда. Выделяются фазы развития профессионала: оптации, адепта, адаптации, интернала, мастерства.

Для понимания профессионального сознания и самосознания профессионала важно выяснение характеристик человека как субъекта профессиональной деятельности. Для представителей разнотипных профессий характерны вполне определенные типовые характеристики субъекта деятельности. Эти характеристики отличаются разнообразием и зависят также от профессиональной принадлежности субъекта.

В формировании профессионального самосознания личности мы выделяем допрофессиональный и профессиональный этап его развития: на начальном этапе вхождения в профессию, на этапе состоявшегося вхождения в профессию и этапе мастерства. На последнем этапе профессиональное самосознание характеризуется зрелостью и отражает многогранные связи и отношения, складывающиеся у субъекта в процессе осуществления профессиональной деятельности.

Основы для развития профессионального самосознания закладываются в детском возрасте. Включение детей в трудовую деятельность способствует формированию самосознания ребенка. Социальная ситуация развития в раннем юношеском возрасте запускает работу самосознания в связи с необходимостью решения проблемы профессионального самоопределения. Профессиональное самосознание является важным новообразованием юношеского возраста, необходимым для формирования психологической и практической готовности учащегося к самостоятельному профессиональному труду. На до-профессиональном этапе развития профессионального самосознания не все старшеклассники адекватно осознают свои возможности в связи с выбираемой профессией, поэтому необходимо повышать роль школы в формировании профессионального самосознания.

Исследований, посвященных изучению профессионального самосознания представителей различных профессиональных общностей, очень мало (Г.Райнаи, М. И. Мельникова, М. И. Жукова, А. Г. Васюк, С. Р. Пантелеев и др.). Литературный обзор дает основания для следующих выводов:

1. Адекватные профессиональные Я-образы формируются у тех, кто непосредственно занимается профессиональной деятельностью. Сложившийся профессиональный Я-образ соответствует специфике профессии субъекта.

2. Искаженное, неадекватное представление профессионала о своем профессиональном «Я» ведет к неоптимальному профессиональному поведению, негативно сказывается на регулировании субъектом профессиональной деятельности.

3. Одним из важнейших факторов формирования профессионального самосознания является непосредственная включенность профессионала в трудовую деятельность. На формирование профессионального Я-образа оказывают влияние другие профессионалы. Представление о себе как профессионале формируется под влиянием оценок со стороны трудового коллектива (Борисова Е.М., 1981), а также оценок себя и своей деятельности с позиции других участников профессиональной деятельности (Козиев В.Н., 1980; Левитан К. М., 1994).

4. Обнаруживается связь между профессиональной успешностью — неуспешностью и уровнем развития профессионального самосознания (Кан-Калик В.А., 1976), а также развитием отношения к себе у профессионала (Борисова Е.М., 1981; Жукова М. И., 1990).

5. Социальная ситуация развития и задаваемые ею мотивы ведущих деятельностей оказывают влияние на строение и содержание системы самоотношения (Пантилеев С.Р., 1991).

6. Наиболее активно изучается учеными самосознание педагога, будущего учителя. Структурные компоненты профессионального Я-образа (Я-концепции) у будущих педагогов имеют свои особенности на каждом году обучения, что связано со спецификой вхождения их в профессию (Саврасов В.П., 1986; Васьковская С. Р., 1987).

7. Целенаправленное формирование профессионального самосознания будущего профессионала является важнейшим звеном профессиональной подготовки специалиста.

Полученные результаты проведенных нами исследований свидетельствуют в пользу выдвинутых гипотез: профессионализация оказывает влияние на развитие самосознания и на уровне индивида, и на уровне личности, и на уровне субъекта деятельности.

Так, на уровне индивида это выражается в следующем. Учащиеся ПТУ осознают те физические профессионально важные качества, которые способствуют успеху в деятельности (особенности моторики, сенсорно — перцептивные характеристики различной модальности, проявления физической силы, соматический статус).

Для учащихся ПТУ очевидны индивидные свойства, которые непосредственно выражаются в производственной деятельности: психические состояния и психодинамические свойства.

В процессе обучения у учащихся-токарей обнаруживается большая соотнесенность особенностей своих движений с объективными требованиями профессии.

Профессия влияет опосредованно и на отражение внешнего облика учащихся. В ходе освоения девушками профессии токаря, являющейся традиционно «не женской», происходят изменения в их самосознании, сближающие его с особенностями самосознания представителей мужского пола, а именно: для девушек становятся менее актуальными свойства внешности.

В ходе освоения юношами профессии повара, являющейся традиционно «женской», происходят такие изменения, которые сближают самосознание юношей с особенностями самосознания, характерными для представительниц женского пола, а именно: для них становятся актуальными свойства внешности. Это связано, по-видимому, с условиями производственной деятельности, так как поварами работают женщины и между ними происходит интенсивный обмен информацией об особенностях внешнего вида. В связи с этим юноши-повара начинают чаще фиксировать свое внимание на свойствах собственной внешности.

На уровне личности влияние профессии на развитие самосознания выражается в следующем.

Повара являются представителями профессии, относящейся к сфере обслуживания. У них закрепляются, автоматизируются правила культурного поведения и это, в свою очередь, приводит к уменьшению значимости для учащихся-поваров черт, характеризующих отношение к людям.

Для юношей-токарей более актуально отражение черт, характеризующих отношение к людям. Это связано с тем, что профессия токаря является более объективно опосредствованной. У токарей в меньшей степени развивается способность Познани я сферы межличностных отношений. Но для успешного вхождения в рабочий коллектив надо быть на уровне тех требований, которые предъявляются к ним. Это усиливает работу самосознанияподвергаются анализу черты, характеризующие отношение к людям.

Учащиеся — и токари, и повара — осознают особенности развития своих коммуникативных свойств, проявляющихся в профессиональной среде. Повара судовые особо отмечают важность развития коммуникативных свойств как условия, способствующего успеху в профессиональной деятельности.

На уровне субъекта учебно-производственной деятельности самосознание профессионализируется как по содержанию, так и по форме. По мере обучения тема профессии занимает в самохарактеристике все большее место: на третьем году обучения на нее приходится свыше половины состава структуры.

Профессиональное своеобразие структуры самохарактеристики однозначно свидетельствует о том, что овладение профессией повара субъективно проще, чем профессией токаря. Структурные изменения самохарактеристики поваров как бы опережают изменения в самохарактеристике токарей. Мы связываем это с большей объективной сложностью токарного дела, с большей его инструментальной опосредствованностью. В связи с этим очередной цикл развития самосознания учащихся-поваров, в частности, связанный с вхождением в профессию, завершается раньше, чем у токарей. Учащиеся-повара раньше считают себя готовыми к работе. Это должно учитываться преподавателями и мастерами производственного обучения, наставниками на производстве, куда придут выпускники училища.

Полученные результаты проведенных нами исследований врачей свидетельствуют в пользу выдвинутых гипотез: профессионализация оказывает влияние на развитие самосознания на уровне субъекта профессиональной деятельности.

Нами установлено, что по мере освоения профессии у врачей возрастает полнота, разнообразие представлений о себе как субъекте профессиональной деятельности.

Установлена определенная иерархия тех свойств и сторон профессионального «Я», которые выделяют у себя врачи-хирурги. К числу таких ведущих субъектных свойств они относят профессиональные действия: диагностические, лечебно-тактические, операционально-техническиепрофессиональный опыт, знания. На первый план в профессиональном самосознании хирургов выступают именно те свойства субъекта, которые являются определяющими в успешном осуществлении ими лечебной деятельности.

Для хирургов, находящихся на разных этапах профессионального развития, одинаково актуально отражение клинического мышления, являющегося базовым для осуществления целей и задач лечебной деятельности.

Одним из главных компонентов профессионального самосознания становится нравственный компонент. По мере профессионального становления более ценными для хирургов становятся те нравственно-психологические качества, которые соответствуют требованиям их профессиональной деятельности: гуманистические свойства личности, отношение к труду — ответственность и добросовестность.

Хирурги часто отражают организменную составляющую Я-образа: состояния физического самочувствия, которые возникают в трудовой деятельности (усталости, утомления, напряжения).

Объектом рефлексии хирургов становятся важнейшие детерминанты профессионального развития личности, как самосовершенствование, самообразование, профессиональное обучение.

Профессиональное самосознание представляет собой развернутый во времени процесс как непосредственного, так и опосредствованного познания личностью субъектом себя как субъекта. Профессиональный Я-образ (Я-концепция), являющийся итоговым продуктом профессионального самосознания, представляет динамичную специфически организованную систему. Он включает различные варианты «ретроспективного Я», «актуального Я», «перспективного Я».

Нами установлены особенности развития профессионального самосознания у врачей-хирургов во временном аспекте.

По мере профессионального развития происходят изменения в содержании ретроспективной, актуальной, перспективной самохарактеристики.

Ретроспективная и актуальная самохарактеристики становятся конкретными, разносторонними, информативными. Изменения в содержании самосознания происходят прежде всего за счет конкретизации темы профессии. В самохарактеристику включаются различные компоненты среды, а также общие и особенные компоненты производственной ситуации, хирурги раскрывают практические отношения с ними, оценивают складывающиеся отношения, результаты деятельности.

Перспективная самохарактеристика становится менее конкретной, разносторонней, информативной. По мере профессионализации не происходит значительного увеличения компонентов, раскрывающих тему профессии. Отражение себя в будущем как профессионала отличается позитивностью, верой в себя, в свои возможности.

Структура профессионального «Я» построена по принципу динамической иерархии, заключающе игся в том, что тот или иной элемент структуры Я-образа может выступать в качестве ядра структуры (ее «смыслового центра»).

По мере профессионального развития происходят изменения формы ретроспективной, актуальной, перспективной самохарактеристики. Структура ретроспективного и актуального Я-образа хирургов со стажем 1−9, 10−19 лет находится на фазе дифференциации, выделяются качественно своеобразные подструктуры. У опытных хирургов со стажем 20 лет и выше структура является высоко интегрированной.

Структура перспективного Я-образа хирургов, находящихся на разных этапах профессионализации, находится на фазе дифференциации, выделяются качественно своеобразные подструктуры, что свидетельствует о направленности врачей на разные стороны своего «Я» в связи со своим профессиональным будущим.

Структура самосознания в ретроспективном, актуальном, перспективном плане раскрывается как отражение практических отношений. В ней выделяются базовые (исходные) и специфичные (выводимые) компоненты.

У хирургов базовые отношения изменяются по мере профессионализации и представляют одно из ряда отношений к разным сторонам своего профессионального «Я».

Специфичные моменты в структуре раскрывают своеобразие отражения себя как субъекта деятельности, своеобразие практических отношений субъекта. В зависимости от этапа профессионализации специфичные элементы у хирургов весьма разнообразны.

Нет однозначной связи между частотой элемента и его местом в структуре. Частое в самохарактеристике — это очевидное для субъекта. А очевидным может быть и исходное, базовое, и выводимое, специфичное. Вот почему при выявлении структуры нельзя ограничиваться анализом содержания, в частности, частотным анализом.

Периферия структуры дифференцирует типы, врачей, исходящие из одних и тех же базовых отношений.

В центральной части структуры ретроспективного, актуального Я-образа хирургов находятся и перцептивные, и мыслительные, и эмоциональные компонентыперспективного — только перцептивные мыслительные компоненты. У хирургов процесс отражения себя как субъекта профессиональной деятельности в прошлом, настоящем, будущем протекает в неразрывном единстве двух форм отражения: конкретно-чувственной и абстрактно-логической. В результате процесса отражения складывается своеобразный для врачей каждой группы Я-образ, обусловленный реальными практическими отношениями субъекта и спецификой их профессионального становления, теми целями и задачами, которые ставятся на определенном этапе развития профессионала.

По мере овладения врачей профессиональным мастерством усложняется структура ретроспективного и актуального Я-образа не только по форме, но и по содержанию, что свидетельствует о более глубоком проникновении субъекта в смысл своей профессии, о выделении профессионалом все более соотносимых со спецификой профессии различных сторон своего профессионального «Я».

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.М. Семантические характеристики профессиональной направленности медиков //Дис. … канд.психол. наук. М., 1993.
  2. Н.И. Развитие образа самого себя у младенца: Автореф. дис. … канд. пси- хол. наук. -М., 1982.
  3. Н.М. Мысли и сердце. М.: Молодая гвардия, 1976. -320 с.
  4. .Г. Психология педагогической оценки // Труды ин-та по изучению мозга им. В. М. Бехтерева. Л., 1935.-Т. IV.- 145 с.
  5. .Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Известия АПН РСФСР. М.- Л., 1948. — Вып. 18. 97−124.
  6. .Г. Теория ощущений. Л.: Изд-во ЛГУ, 1961. — 456 с.
  7. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. — 338 с.
  8. .Г. О проблеме современного человекознания. М.: Наука, 1977. — 380 с.
  9. .Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980. — Т.1. — 16- 178.
  10. В.П. Психологические основы формирования профессионального мышления (на материале профессии врача-хирурга): Дис. … докт. психол. наук. Саранск, 1992.
  11. Н.Е. О развитии самосознания // Дошкольное воспитание. — 1958, — № 2. -С. 9−16.
  12. Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1976.
  13. Л.И. Эпигенетическая концепция Э. Эриксона // Принцип развития в психологии М., 1978. — 212−242.
  14. Л.И. Принцип связи психики и деятельности и методология психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969. — 57−118.
  15. Е.Ю., Вяткин Ю. Г. Психосемантические методы описания профессии // Вопросы психологии. — 1986. — № 3. — 127−133.
  16. Е.Ю. Психология субъективной семантики. М., 1980. — 128 с.
  17. В.А. Диалог в профессиональном самоопределении // Дис. …канд.психол. наук. М., 1990.
  18. Ф. Психотехника. Часть 1. Исследование пригодности к профессиональному труду. Берлин, 1922. -С. 118−126.
  19. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. — 422 с.
  20. Н.А. Очерки физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.
  21. В.М. Сознание и его границы. Казань, 1988. — 32 с.
  22. Е.М. Психологические особенности профессионального самопознания студентов педагогического вуза- Автореф. дис… канд. психол. наук. М., 1989.
  23. А.А. О воздействии профессии актера на восприятие и понимание им других людей и самого себя // Тезисы XX Международного психол. конгресса. М., 1972. -С. 25.
  24. А.А. Восприятие человека человеком. Л.: Изд-во ЛГУ, 1965. — 123 с.
  25. А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970.- 135 с.
  26. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. -464 с.
  27. Л.И. Особенности самосознания у подростков // Вопросы психологии. — 1955. -№ 1.-С.98−107.
  28. Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология формирования и развития личности. М., 1981. — 159−177.
  29. М.И. Психологические условия формирования самоконтроля в поведении младших школьников: Автореф. дис… канд. психол. наук. М., 1966.
  30. М.И. Психологические особенности самосознания подростка. Киев: Вища школа, 1980. — 167 с.
  31. В.Д. Представления о профессии и самооценка профессионально значимых качеств у учащейся молодежи //Вопросы психологии. — 1976.- № 2. — 146−150.
  32. И.Н. Особенности осознания поступков детьми от 2 до 5 лет: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1964.
  33. А.В. Субъект и его деятельность // Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. М, 1997. — 208−261.
  34. А.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994. — 90 с.
  35. А. Способ исследования количественных характеристик личности в группе // Вопросы психологии. — 197 Г — № 2. — 138−144.
  36. Е.А. Философские проблемы в советской психологии. М.- Наука, 1972. — 336 с.
  37. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1968. — 268 с.
  38. А.Г. Психологические особенности профессионального становления личности врача//Дис. … канд. психол. наук. Калуга, 1992.
  39. СВ. Психологические условия формирования профессионального самопознания будущего учителя // Дис. … канд. психол. наук. Киев, 1987.
  40. .М., Зинченко В. П., Лурия А. Р. Психология восприятия. М., 1978.
  41. А.В. Роль внутреннего диалога в самосознании личности // Дис. … канд. психол. наук. М., 1987.
  42. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. М.: Просвещение, 1967. — 360 с.
  43. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А. В. Петровского. М., 1979.-288 с.
  44. Л.С. Развитие высших психических функций. М.-Педагогика, 1960.-500 с.
  45. Выготский Л. С, Педология подростка // Собр. соч.: В б т. М, 1984. — Т. 4. — 5−243,
  46. Л.С. К вопросу о динамике детского характера // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1984. — Т. 5. — 153−165.
  47. Галич А,. Картина человека, СПб., 1834. — 670 с.
  48. О.И., Каверина Р. Д., Климов Е. А. Информационно-поисковая система «Профессиография». М., 1972.
  49. Ю.Б. Введение в общую психологию, М., 1996. — 293−297.
  50. Ю.Б., Пузырей А, А. Предисловие к фрагменту книги У. Джемса // Психология личности. Тексты /Под ред Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982. -С. 60.
  51. Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 1984. -207 с.
  52. В.А. К вопросу о формировании оценки и самооценки у детей // Известия АПН РСФСР. М.- Л., 1948.-Вып. 18,
  53. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы, М: Педагогика, 1977, -136 с.
  54. Е.В., Генкин А. А. Применение непараметрических критериев статистики в медико-биологических исследованиях. Л.: Медицина, 1973. — 141 с.
  55. А.П. Осознание нравственно-психологических качеств личности школьниками 5−7 классов//Дис. … канд. психол. наук. М., 1950.
  56. А.Г. Особенности познания себя студентами вузов в зависимости от половой принадлежности//Дис. … канд. психол. наук. М., 1981.
  57. Д.В. Соотношение самооценки и объективной оценки свойств личности школьников старших классов: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Яросл., 1974.
  58. И.В. Формирование самооценки нравственных качеств личности как условие самовоспитания старших подростков- Автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1976.
  59. В. Научные основы психологии. СПб., 1902. — 448 с.
  60. Т.Н. Содержание и функции образа самого себя у дошкольников: Автореф, дис. … канд. психол. наук. М., 1979.
  61. Т.В. К характеристике некоторых психологических особенностей советских подростков: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1951.
  62. Т.В. Особенности самосознания подростка // Проблемы возрастной педагогики. Материалы научного совешания / Под ред. А. К. Бушля. Л., 1960. — 47−50.
  63. Д.И. Психические явления и мозг. М.: Наука, 1971. -386 с.
  64. Э.Ф. Психологические основы профессионального становления личности инженера-педагога//Дис. … докт. психол. наук. Свердл., 1985.
  65. О.С. Особенности восприятия «противника» в спортивной деятельности // Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развития контактов между людьми. Тезисы Всесоюзн. симп. Л., 1970. — 71.
  66. М.И. Социально-психологические факторы успешности деятельности врача //Дис. … канд. психол. наук. М., 1990.
  67. .А. Изучение социальной перцепции по материалам речевых описаний // Дис. … канд. психол. наук. Л., 1975.
  68. .А. О выявлении психологического содержания речевых описаний объекта отражения // Экспериментальная и прикладная психология. Л., 1976. — Вып. 7. -С.36−41.
  69. .А. Статистические процедуры при психологическом изучении текста. СПб.: Образование, 1996. — 55 с.
  70. В.Т. О формировании самосознания личности // Изв. Воронежского пед. ин- та. Воронеж, 1976. -Т. 172. -С.5−14. 74, Иванова 3., Косев И. Личность и профессия. София, 1976. — 178 с.
  71. Э.В. Что же такое личность // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982. -С. 11−19.
  72. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный: Че- чено-Инг. книжн. изд-во, 1976. — 286 с.
  73. Т.Б. Изменения образа Я в ситуациях жизненных перемен.: Автореф. дис… канд. психол. наук. М,. 1989.
  74. В.Г. Педагогические основы формирования профессионального самосознания учащихся: Автореф. дис… докт. пед. наук. Казань, 1996.
  75. Л. А. Особенности самосознания лиц с акцентуациями характера: Автореф. дис… канд. психол. наук, Саратов, 1991.
  76. Климов Е. А. Путь в профессию. Л.: Лениздат, 1974. — 190 с.
  77. Е.А. Введение в психологию труда. М., 1988. — 200 с.
  78. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995. -224 с.
  79. Е.А. Реплика о структуре профессионализма и профессионала // Психология профессионала. М., 1996. — 386−389.
  80. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Р.-на-Дону, 1996. — 512с
  81. М.Г. Динамика оценочных отношений личности к себе и другим: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Киев, 1978.
  82. В.Н. Психологический анализ профессионального самосознания // Дис. … канд. психол. наук. Л., 1980.
  83. Я.Л., Кухарчук A.M., Ценципер А. Б. Зависимость профессиональных намерений учащихся от некоторых психических и социально-психологических факторов // Вопросы профессиональной ориентации щкольников. Минск., 1972.-С.41−61.
  84. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. -383 с.
  85. Кон И. С. Психология юношеского возраста М.:Просвещение, 1972. -175 с.
  86. Кон И. С. Открытие Я, М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
  87. Кон И.С. В поисках себя. М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
  88. Кон И. С. Категория «Я» в психологии // Психолол. ж-л. — 1981. -Т.2. — № 3. — 25−38.
  89. Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1980. — 59−60.
  90. И.М., Сухарев А. В. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии. — 1989. — № 5. — 158−164.
  91. О.А., Прыгин Г. С. Связь учебной успеваемости студентов с индивидуально-типологическими особенностями их саморегуляции // Вопросы психологии.-1984. — № 3. — С. 42−52.
  92. Л.Н. Самооценка как механизм саморегуляции профессиональной деятельности // Вестник ЛГУ. — 1989. — Вып.4.- С .91−96.
  93. А.П. Саморегуляция человека в условиях социального перелома // Вопросы психологии. — 1995. — № 5.- 69−78.
  94. Г. С. Принцип развития в психологии //Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969. — 118−152.
  95. А.И. О психолого-педагогической характеристике самосознания подростков // Учен. зап. Свердл. пед. ин-та. Шадринск, 1970. — Сб. 130. — 63−77.
  96. А.Н. «Образ Я» как фактор развития личности // Дис. … канд. психол. наук., М., 1984.
  97. В.А. Психология обучения и воспитания школьника. М.: Просвещение, 1976.-303 с.
  98. Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы // Вопросы психологии. — 1981. — № 2. — 20−30.
  99. О.Г. Профессия и познание людей. Р-на-Дону, 1981.-157 с.
  100. Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирования его личности. Д.- Изд-во ЛГУ, 1967. — 183 с.
  101. Ю.Н. Психологическая природа деятельности педагога // Творческая направленность деятельности педагога / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской Л., 1978. -С.22.
  102. Ю.Н., Сухобская Г. С. Функциональные роли учителя // Творческая направленность деятельности педагога / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской Л., 1978. -С. 19−24.
  103. В.Н. Восприятие подростком другого человека и самого себя: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Л., 1968.
  104. В.Н. К вопросу о самооценке подростка // Учен. зап.ЛГУ. — № 352. — Вып.
  105. Экспер. и прикл. психол. Л, 1970. — 62−63.
  106. A.M. Самооценки учащихся старших крассов в процессе профессионального самоопределения: Автореф. дис. …канд. психол. наук. Минск, 1973.
  107. A.M., Ценципер А. Б. Профессиональное самоопределение учащихся. Минск, 1976.
  108. P.В. Становление взаимооценок и самооценок учащихся группы токарей- универсалов в среднем профтехучилище // Вопросы психологии. — 1980. — № 6. — 131−134.
  109. К.М. Основы педагогической деонтологии. М.: Наука, 1994. — 192 с. ИЗ. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964. — 344 с.
  110. Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971. — 129−200.
  111. А.Н. Проблемы развития психики. М.- Изд-во МГУ, 1981. — 584 с.
  112. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. — 304 с.
  113. А.Н. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983. — Т. П. — 320 с.
  114. А.И. Психология самооценки: Автореф. дис. … докт. психол. наук. М., 1974.
  115. А.И. Проблема личности и ее самооценки в буржуазной психологии // Советская педагогика. — 1975. — № 9. — 94−105.
  116. А.И. К вопросу о методах выявления самооценки как личностного параметра умственной деятельности // Проблемы диагностики умственного развития. М, 1975. -С. 134−155,
  117. Т. Самосознание. СПб., 1903. — 72 с.
  118. М.И. Общение детей с взрослыми и сверстниками. Общее и разное // Исследование по проблемам возрастной и педагогической психологии. М., 1980, — С, 3−32.
  119. М.И., Авдеева Н. Н. Развитие представления о себе у ребенка первого года жизни // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М., 1980.-С. 50−77.
  120. Н.А. Личность и время: Научное освоение новой реальности // Вопросы психологии. — 1986. — JYo 1. — 179,
  121. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. -448 с.
  122. А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М.: Наука, 1974. — 172 с.
  123. А.А. Человек и профессия. Новосибирск: Зап.Сиб. книж. изд-во, 1976. — 23 с.
  124. А.К. Психология профессионализма. М., 1996. — 749−757.
  125. А. Самоактуализация личности // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б, Гиппенрейтер, А. А, Пузырея. М., 1982.
  126. М.О. Исследование структуры образа физического «Л» школьников // Дис. … канд. психол. наук. М., 1991.
  127. А. А. К вопросу о содержании сознания // Проблемы сознания. Материалы симпозиума. М., 1966. — 133−146.
  128. А.А. Личность и сознание. М.- Медицина, 1978. — 176 с.
  129. Р. Различные аспекты Я // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. М., 1975. — Вып. V. — 132−141.
  130. Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблема образа Я в ситуации социального перелома//Вопросы психологии. — 1995. — № 5. — 61−68.
  131. Ю.И. Индивидуализация и деиндивидуализация как состояние самосознания в подростковом возрасте // Актуальные проблемы практической психологии. СПб., 1992.-С. 35−42.
  132. М.И. Психологическое содержание ценностных ориентации работников разных видов сельскохозяйственного труда//Дис. … канд. психол. наук. М., 1994.
  133. Т.Л., Еремеев Б. А. Структура самохарактеристики учащихся ПТУ как субъектов учебно-производственной деятельности. Деп. в НТИ ВНИК профте-хобр.И. 08. 86., № 79. — 18 с.
  134. Т.Л., Еремеев Б. А. Содержание самосознания учащихся ПТУ как субъектов деятельности // Сельская школа и труд. Иркутск, 1986.- 97−103.
  135. Миронова Т Л. О профессиональном самосознании будущего учителя // Совершенствование профессиональной направленности учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе. Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Часть 1. Улан-Удэ, 1990.-С.75−77.
  136. Т.Д. Развитие самосознания в онтогенезе // Вестник Бурятского ун-та. Серия 10. Психология. Улан-Удэ, 1998. — Вып. 1. — 34−48.
  137. Т.Л. Самооценка личностных качеств у врачей-хирургов (по результатам методики ЛД)//Вестник Бурятского университета. Серия 10. Психология. Улан-Удэ, 1998. -Вып 1.-С.73−80.
  138. Т.Л. Самосознание профессионала. Улан-Удэ- Изд-во Бурятского ун-та, 1999. -200 с.
  139. Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. — 1990. — № 3. -С. 58−64.
  140. И.В. Роль самоанализа в профессиональном самоопределении учащихся старших классов //Новые исследования в психологии. М., 1976. — № 1.
  141. И.В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е. Сьюпера // Вопросы психологии. — 1975. — № 5. — 116−122.
  142. Моделирование педагогических ситуаций. Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. — 119 с.
  143. О.М. Исследование некоторых условий формирования адекватной самооценки личностных качеств // Научн. труды Кубанского ун-та. Краснодар, 1977. — Вып. 235. -С. 161−168.
  144. B.C. Детская психология. М., 1980. — 272 с.
  145. В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии // Личность и неврозы. Л., 1960. — 210−226.
  146. Е.В. Психологическое время в структуре самосознания: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1988.
  147. Н.И. и др. Ценностность как центральный компонент психологической структуры личности // Вопросы психологии. -1980.- № 1. — 20−30.
  148. Н.И. Становление личности ребенка 6 — 7 лет. М.: Педагогика, 1992. — 160 с.
  149. В.В. Самооценка учащегося ПТУ как субъекта профессиональной деятельности//Дис. … канд. психол. наук. Л., 1982.
  150. Л.Д. Индивидуальное самосознание и пути его формирования // Дис. … канд. философ, наук. М, 1975.
  151. Опыт системного исследования психики ребенка / Под ред. Н. И. Непомнящей. М.: Педагогика, 1975. — 231 с.
  152. А.Ю. А что у него в подсознании? Двенадцать уроков по психотехнологии проникновения в подсознание собеседника. М., 1996. -266 с.
  153. СР. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.: Изд-во МГУ, 1991.- 108 с.
  154. Пантина Н. С, Полунина Н. В. Принципы разработки и применения модели врача // Здравоохр. Рос. Федер.- 1980. — № 10. — 35−39.
  155. .Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971. — 127−129.
  156. А.Б. Самосознание школьников и выбор профессии // Проблемы профори- ентационной работы в средней общеобразовательной школе. Р-на-Дону. — 1973. 74−81. 4 л
  157. В.Ф. Экспериментальная психосемантика: исследования индивидуального сознания // Вопросы психологии. — 1982. — № 5. — 23−35.
  158. В.Ф. Психосемантика сознания. М: Изд-во МГУ, 1997. — 400 с.
  159. А.Р. Когнитивный и эмоциональный компонент в структуре образа Я у студентов//Дис. … канд. психол. наук. Л., 1984.
  160. М.П. О понимании мальчиками и девочками 12−17 лет своей личности //Вестник ЛГУ. -1970. -№ 11. — Вып. 2,-С. 154−156.
  161. К.К. Сознание и личность // Проблемы сознания. Материалы симпозиума. М., 1966.
  162. Н.А. Алгоритмы биометрии. М.: Изд-во МГУ, 1967. — 81 с.
  163. Н.А. Алгоритмы биометрии. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 150 с.
  164. Л.Г. Влияние труда в учебных мастерских на формирование самооценки у учащихся 5−7 классов: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Киев, 1960.
  165. Т.Н. О внутренней структуре самооценки личности // Социально- психологические проблемы формирования личности и учебно -воспитательного коллектива. М., 1975.-С. 109−115.
  166. А.А. Полное собрание сочинений. Мысль и язык. Одесса: Гос. изд-во Украины, 1822.-Т. I.- 188с.
  167. Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1979. — 368 с.
  168. Проблемы экспериментальной психологии личности // Ученые зап. Пермского пед. ин-та. Пермь, 1970. — Т. 77. -296 с.
  169. Психологические тесты. М., 1996. — 60−64.
  170. Пфендер А, Введение в психологию. СПб, 1909, — 368 с.
  171. Г. Образ психотерапевта в обыденном сознании и самовосприятии // Дис. … канд. психол. наук. М., 1991.
  172. В.М. Проблема представления о себе в американской психологии // Обзор по важным научно-педагогическим проблемам. Психология межличностного познания, М&bdquo- 1981.-ВЫП, 5,-С. 29−44.
  173. Развитие общения у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца и М. И. Лисиной. М., 1974. -288 с. i
  174. П. Роль коллектива в формировании самосознания школьника // Семья и школа, 1951. — № 6.
  175. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. — 479 с.
  176. Рожина Л. Н, Самооценка пригодности выбираемой профессии у учащихся // Вопросы профессиональной ориентации школьников. Минск, 1972. — 16−27.
  177. Г. Я. Психология познания как самостоятельное направление исследований // Зарубежные исследования по психологии познания. М., 1977. -С. 13−61.
  178. А. А. Генезис и структура самосознания личности // Дис. … канд. философ, наук. Л., 1979.
  179. Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. — 704 с.
  180. Л. Принципы и пути развития психологии М.: Изд-во АН СССР, 1959. -354 с.
  181. Рубинштейн Л, Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957. — 328 с.
  182. Л. Проблемы общей психологии М.: Педагогика, 1976. — 416 с.
  183. Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. М., 1976. — 253- 384.
  184. Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы психологии. — 1986. — № 4. — С. 101−108.
  185. Т.В. Особенности осознания моральных свойств личности школьниками разного возраста // Вопросы психологии. — 1956. — № 4. — 83−94.
  186. Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л: Изд-во ЛГУ, 1990. — 252 с.
  187. В.П. Особенности развития профессионального самосознания будущего учителя//Дис. … канд. псих. наук. Л., 1986. .
  188. В.И. Психология волевой активности. Рязань, 1974. — 150 с.
  189. Е.А. Уверенность в себе и условия ее формирования у школьников // Учен. зап. Тамб. пед. ин-та., 1967. — Вып. 10. — 41−73.
  190. И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.: Политическая л-ра, 1947. — 647 с.
  191. А.И. Роль индивидуального опыта и опыта общения в формировании у дошкольников представления о своих возможностях: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1978.
  192. A.M. Основные факторы развития образа самого себя у дошкольников // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М., 1980. — 119−139.
  193. А.Е. Самооценка как фактор самовоспитания в юношеском возрасте- Ав- тореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1973.
  194. Г. А. Формирование самосознания и самооценки у советских школьников: Автореф. дис… канд. психол. наук. М., 1953.
  195. В.В. Психологические основы врачебной деятельности. М., 1997.-264 с.
  196. А.Г. Сознание и самосознание . М.: Политиздат, 1972. — 303 с.
  197. Р.Б. Роль деятельности в формировании самооценки у детей дошкольного возраста- Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1977
  198. В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности //Дис. … докт. психол. наук. М, 1985.
  199. В.В. Самосознание личности. М.- Изд-во МГУ, 1983 (а). — 284 с.
  200. В.В. Проблема самосознания личности с позиций теории деятельности А.Н. Леонтьева // Леонтьев и современная психология. М., 1983 (б). — 220−231.
  201. Сук И. С. Врач как личность. М.- Медицина, 1984. — 64 с.
  202. Т.В. Основы психологии теории деятельности. Л.- Изд-во ЛГУ, 1988. — 166 с.
  203. Н.Д., Орлов Ю. М. Психологические основы воспитания и самовоспитания. М., 1989.
  204. .М. Об объективном методе в психологии // Известия АПН РСФСР, 1953. — Вып. 45. — 49−74.
  205. А.И. О профессии повара. М.- Экономика, 1975. — 87 с.
  206. В.И. Начальный этап онтогенеза субъекта творческого труда- Автореф. дис. … докт. психол. наук. М., 1994.
  207. Толковый словарь русского языка- В 4 т. Под ред. Д. Ушакова. М., 1996.
  208. Н.Ю. Профессиональная направленность как личностное новообразование юношеского возраста//Дис. … канд. психол. наук. М., 1983.
  209. В.П. Современные психологические теории личности. Л., 1990, — 72 с,
  210. В.П. Философия сознания, М.- Мысль, 1971, — 199 с,
  211. Фам Тхань Нги. Развитие профессионального самосознания студентов технических вузов//Дис. … канд. психол. наук. М., 1989.
  212. И.Л. Влияние «образа Я» на особенности профессионального самоопределения // Дис. … канд. психол. наук. Киев, 1990.
  213. Д.И. Психология современного подростка. М., 1987. — 236 с.
  214. А.В., Ковалев СВ. Психология и экономика // Психологический журнал. — 1989.-Т. 10,-№ 1.-С. 22−31.
  215. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М., 1980. — 134.
  216. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. Дубровиной И. В. М., 1987. — 65−95.
  217. В. Поиск смысла жизни и логотерапия // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982. — 118−126.
  218. Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб, 1997. — 608 с.
  219. П.Р. Вопросы самосознания личности в советской психологии // Психологическая наука в СССР. М., 1960. — Т. 2. — 91−109.
  220. П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности // Проблемы сознания. М., 1966. -С. 228−239.
  221. Человек и профессия / Под ред. Е. А. Климова. Л., 1980. — Вып. 5. — 158 с.
  222. Человек и профессия /Под ред. Е. А. Климова. Л., 1979. — Вып. 4. — 151 с.
  223. И.И. Самосознание личности // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974. — 209−225.
  224. И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. — 144 с.
  225. И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе // Принцип развития в психологии. М., 1978. — 316−337.
  226. Г. Сердце хирурга: Автобиографическая повесть. Л., 1981. -267 с.
  227. Л.Г. Я-физическое в таэквон-до // Управление психомоторной деятельностью человека. М., 1997. — 26−27.
  228. П.Р. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М- Педагогика, 1981. — 91 с.
  229. Т. Социальная психология. М.: Прогресс, 1969. — 535 с.
  230. А.Г. Традиционная психометрика и экспериментальная психосемантика: объектная и субъектная парадигмы анализа данных // Вопросы психологии. — 1982. -№ 5. — 36−45.
  231. А.Л. Формирование отношений к коллективу и развитие самосознания старших школьников // Изв. АПН РСФСР.М.- Л, 1948. — Вып. 18. — 59−99.
  232. Е.В. Проблема «Л» и самосознание // Проблемы сознания. М., 1966. 217−227.
  233. Е.В. Проблемы сознания в философии и естествознании. М.: Соц-но-экон. л-ра, 1961. -263 с.
  234. В.И. Социологические опыты. М.: Мысль, 1970. — 288 с.
  235. Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника. М.: Педагогика, 1979. — 152 с.
  236. А.И., Мудрик А. В. Психология учителя // Возрастная и педагогическая психология. /Под ред. А. В. Петровского. М., 1979. — 258−283.
  237. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. -1971. — № 4. — 6−20.
  238. Э. Детство и общество. СПб., 1996. — 347 с,
  239. Э. Идентичность: Юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. — 344.
  240. A.M. Эмоциональные компоненты самоотчетов и межличностных суждений // Вопросы психологии. — 1983. — № 2. — 106−112.
  241. С. Творчество хирурга // Вестник хирургии им. И. И. Грекова. -1961. — № 12. -Т. 87.-С. 3−16.
  242. Allport G. W. Pattern and growth in personality. New York, 1961.
  243. S.L. ' Self-perception ', Psychological Review, 74, 1967, p.p. 183−200.
  244. Bern S.L.' Self-perception theory', in Berkowitz, L. (ed.) Advances in Experimeital Social Psychology, New York: Academic Press, 1972.
  245. Brown J.D. The Development of creativen. Teacher — Scholars. Jn: Creative and learning, ed. by J. Kagan. Boston, 1976, p. 164−180.
  246. Bugental J. F. T. Investigations into the self — concept: ///. Investigations for the Way method — Psychological Reports, 1964, 15, p.p. 643−650.
  247. A. W. ' Intelligence from a perceptual point of view ', Journal of Abnormal and Social Psychology, 47, 1952, p. 662−73.
  248. Cooley C.H. Human Nature and the Social Order, New York, 1912, p.p. 183−185.
  249. Cormier C.H., Cormier L.S. Interviewing for helpers. Second Ed, 1985.
  250. Fisher S., Cleveland S. Body — image and personahty. New York., 1958.
  251. Fisher S. The body — image as a source of selective cognitive sets. Journal: Per sonality, 1965, 33.
  252. Grossack M. M. The «Who — Am -1» test — Th^ Journal Social Psychology, 1960, 51, p.p. 39−402.
  253. Kuhn M.H., Macpartland T.S. An empirical investigation of Self — attitudes. — American Sociological Review. 1954, vol. 14, № 1, p.p. 68−76. 260, Maslow A.H. Motivation and personality. New York, 1987.
  254. Mead G.H. Mind, Self and Society, Chicago: University of Chicago Press, 1934.
  255. McClelland D.C. Personality. New York, 1971.
  256. Samuel S.C. Enhancing self- concept in early childhood. New York, 1977.
  257. Super D.E. Vocational development. New York. 1957.
  258. Super D.E., Bahn M.Y. Occupational psychology. London, 1971.
  259. Wylie R.C. The Self- concept (A critical survey of pertinent research literature). Univ. of Nebrasca, Press, Lincoln, 1961.
  260. Wylie R.C. The Self- concept. Vol. Lincoln, 1974.
  261. Wylie R.C. The present status of Self — concept theory. — Jn: Handbook of personality theory and research. Chicago, 1977. 1i ^^ ' 0
Заполнить форму текущей работой