Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Институт справедливости в контексте политической трансформации российской государственности:: Концептуальная модель И. А. Ильина

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе изучения работ ученого удалось прийти к выводу, что право не сводится к институционально установленным нормам и законам, но является соответствующей им внутренней, душевно-духовной сущностью человека. Поэтому политику он рассматривает как высшее задание государства, служение. Так, в политике должна реализоваться идея ранга (должность, авторитет, власть), где социальный ранг соответствует… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ (ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)
    • 1. Понятие справедливости: категориальный анализ И. А. Ильина
    • 2. Справедливость в системе политико-властных отношений и процессов: аксиоматическая типологизация
  • ГЛАВА 2. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ В РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЕ
    • 1. Формы легитимации института справедливости: социокультурный подход И.А.Ильина
    • 2. Генезис института справедливости в современном российском политическом процессе

Институт справедливости в контексте политической трансформации российской государственности:: Концептуальная модель И. А. Ильина (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена не только необходимостью дальнейшей теоретической разработки справедливости как политико-правового феномена, но и практическими потребностями, возникшими в процессе реформирования современного российского общества.

Модернизация российской государственности потеряла бы смысл, если бы процесс реформирования ее экономических, политических, правовых институтов не был бы задан критериями справедливости.

Так, процесс совершенствования политической и правовой систем может достигнуть желаемых результатов лишь при условии, что принимаемые законы, дополнения и изменения, которые вносятся в действующие нормативно-правовые акты, соответствуют требованиям справедливости. Однако важно учитывать, что справедливость не является некоей универсальной технологией, закрепленной в раз и навсегда созданных правовых и политических институтах. Являясь общечеловеческой ценностью она, между тем, играя важную роль в процессе преобразования общества, становления правового государства России, должна рассматриваться как часть нравственной, политической и правовой культуры. Выражаясь в виде ценностных установок и ориентаций населения, справедливость конституируется в своеобразных чертах политического сознания и правопонимания. Так же, как и право она имеет регулятивную функцию, поскольку содержит в себе требование соответствия между должным и фактическим положением каждого человека в системе политико-властных отношений. Поэтому, игнорирование справедливости как одного из основных критериев оптимальной организации национально-государственных отношений приводит не только к размыванию общественно-значимых политико-правовых ценностей, но и нарушает механизм согласования индивидуальных и групповых интересов в любом типе общества.

Особое значение исследование феномена справедливости, ее политической и правовой институционализации приобретает в период трансформации государственности, который, как правило, сопровождается кризисными явлениями не только в экономической, политической и правовой сферах, но, что особенно важно, в сфере культуры. Тогда особую роль приобретает генезис нравственного, политического и правового идеала на основе обобщения культурно-исторического опыта народа, который должен стать основным источником в интерпретации справедливости.

При оценке современной российской государственности обращение к политико-правовому наследию И. А. Ильина позволяет точнее определить причины ее кризисного состояния. Будучи глубоким теоретиком, И. А. Ильин придавал большое значение исследованию аксиологических оснований государственности, среди которых политико-правовые ценности занимают подчиненное положение. Вся история культурного человечества, подчеркивал мыслитель, свидетельствует о том, что право и государство периодически вступают в состояние глубокого кризиса, причины которого он видел в том, что, строя правопорядок, люди теряют из виду «единую, безусловную цель политического единения» и превращают его в «орудие для условных, малых заданий и частных вожделений». Такая цель определяется в процессе становления идеала справедливости, играющего системообразующую роль в процессе реформирования.

Между тем, в условиях политической борьбы партий, блоков, фракций игнорируются истинные цели и механизмы политической деятельности, а именно: стремление к согласию, национальному единству, укреплению начал государственности, правопорядка и законности в рамках традиционной политико-правовой культуры. В этом смысле политическая философия И. А. Ильина является неоцененным по достоинству вкладом в развитие общественной и политико — правовой мысли, обращение к которому позволяет найти приемлемые ориентиры реформирования России на основе реализации принципов справедливости.

В таком контексте актуальность исследования политико-правовой институционализации справедливости в различных государственных формах, включая и российскую, не вызывает сомнений и требует введения в научный оборот концептуальной модели И. А. Ильина.

Степень научной разработанности проблемы. К сожалению, в современной отечественной науке исследованию проблемы справедливости уделяется мало внимания. Среди авторов, внесших определенный вклад в исследование этого феномена следует назвать Гусейнова А. А., Гринберга Л. Г., Давидовича В. Е., Емельянова Г. А., Калиникова Б. Н., Лушина Е. Л., Пазенок B.C., Сулина Ю. И., Соловьева Э. Ю., Баханову Р. А., Гончарук Л. Л., Тимофеева В. А., Шилова В. А. и других, рассматривавших справедливость как социальное явление и императивный принцип деятельности человека. Большое значение для разработки категории справедливости имеют работы юристов.

Алексеева С.С., Баранова В. М., Бутылина В. Н., Керимова Д. А., Корнева А. В., Мальцева Г. В., Нерсесянца B.C., Сальникова В. П., Степаняна В. В. и других, которые исследовали проблему реализации принципа справедливости в праве.

Эвристическое значение сохраняют и работы зарубежных авторов Пайпса Р., Поппера К., Роулса Дж, Хайека Ф., Хеффе О. и других, определяющих методологический контекст либеральной концепции справедливости, раскрывающих сущность ее генезиса в западноевропейской и американской культурах.

Однако проблема политико-правовой институционализации справедливости, как правило, либо оставалась вне поля зрения ученых, либо рассматривалась с учетом идеологических императивов прошлого. Тем более мало внимания уделялось изучению наследия отечественной юридической и философской науки, в рамках которой выработаны методологически значимые подходы к справедливости с учетом культурных стереотипов России. В первую очередь сказанное относится к концептуальной модели справедливости И. А. Ильина, которая анализировалась в работах В. В. Зеньковского, Н. А. Бердяева, З. Гиппиус, Л. Добронравова, Н. О. Лосского, П. В. Струве.

Среди современных исследователей феномена справедливости следует отметить работы Ю. Т. Лисицы, В. В. Ковалева, А.Г., Баранова П. П., Гузнова, Д. Е. Цыганкова. В рамках исследования культурантропологических оснований российской государственности к изучению концептуальной модели справедливости И. А. Ильина обращались Шпак В. Ю., В. Ю. Верещагин, А. С. Панарин, Окусов А. П., А. А. Контарев, В. А. Ковалев, А. Н. Ерыгин, И. Н. Ватин, Д. А. Шаронов и некоторые другие ученые.

Выбор темы диссертации обусловлен тем, что не смотря на плодотворность и актуальность работ указанных авторов, их обращение к проблеме политико-правовой институционализации справедливости было продиктовано другими исследовательскими целями, без учета концептуальной модели И. А. Ильина. В рамках осмысления проблемы становления российской государственности, ее самобытности, феномен справедливости привлекал их внимание лишь как часть проблемы генезиса основных политико-правовых институтов. Важность разработки институциональных форм справедливости в ходе модернизации современной России делает очевидным необходимость дальнейшей научной интерпретации этой темы.

Объектом исследования является справедливость как политико-правовой институт.

Предметом исследования выступает институционализация справедливости в контексте политической трансформации российской государственности.

Целью данного диссертационного исследования является политико-правовой анализ института справедливости в контексте основных трансформационных изменений российской государственности с учетом концептуальной модели И. А. Ильина и ее эвристического значения для политической легитимации либерально-демократического типа верховной власти.

Реализация поставленной цели диссертационного исследования осуществляется решением следующих задач: — представить феномен справедливости в единстве нравственного, политического и правового измерений на основе методологических принципов И. А. Ильина;

— провести категориальный анализ справедливости с использованием аксиоматической типологизации И. А. Ильина;

— выяснить основные особенности институциональной модели трансформации российской государственности И. А. Ильина в систематизированном виде как возможной справедливой государственно-правовой формы;

— определить политико-правовые механизмы утверждения справедливости в современной России в контексте концептуальной модели И. Ильина;

— обозначить типы легитимации института справедливости в российской политико-правовой культуре с учетом социокультурного подхода И. А. Ильина;

— показать эвристичность учения И. А. Ильина о справедливости для генезиса данного института в процессе трансформационных изменений государства и права современной России. Теоретико-методологическую основу исследования составили труды самого И. А. Ильина, а именно: «Путь духовного обновления», «Наши задачи», «Общее учение о праве и государстве», «О сущности правосознания», «О сопротивлении злу силою», «Понятия права и силы», «О большевизме и коммунизме», «Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий», «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний», «Путь к очевидности», «Творческая идея нашего будущего», «Основы христианской культуры», а также работы классиков мировой и отечественной политико-правовой мысли.

В качестве основных принципов политико-правового анализа проблемы использованы детерминизм, телеологизм, органицизм, а также институциональный системно-структурный,.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

— раскрыта мировоззренческая и национально-культурная формы обусловленности справедливости христианской нравственной идеей, выражающей самоценность человеческого существа, на основе методологических принципов И. А. Ильина;

— рассмотрены возможности реализации человеком своей индивидуальности в процессе правовой и политической институционализации справедливости, которая призвана разрешить противоречия, возникающие между естественным неравенством и духовным равенством людей.

— доказано, что исходя из абсолютного приоритета духовного в интерпретации справедливости, И. А. Ильин обосновывает цель политической власти как служения, исходящего из нравственных начал справедливости и соблюдения духовного достоинства, опирающегося на народное правосознание и политическую лояльность;

— показано, что в противоречивом единстве политической деятельности между внешне-институциональным и внутренне-духовным, приоритетной является внутренне-духовная сторона, выступая качественным критерием состоятельности ее субъекта.

— обосновано, что легитимация института справедливости в российской политико-правовой культуре связана с разрешением противоречия между ее естественно-правовым контекстом и системой положительного права, влияющим на институционализацию типов верховной власти;

— выявлено, что учение о справедливости И. Ильина обладает эвристической значимостью для анализа современных трансформаций государства и права России, поскольку осуществляемая в современном российском государстве политическая легитимация этого института игнорирует важность выработки политико-правовой идеи, имеющей российские культурные корни.

Положения, выносимые на защиту.

1. Справедливость в концептуальной модели И. А. Ильина интерпретируется как отношение к людям, которое учитывает их неравные способности и силы, а также дает возможность человеку реализовать свою индивидуальность путем институцианализации в сфере политики и права таких структурных оснований, которые содержат в себе требование соответствия между должным и фактическим положением каждого человека в обществе и его иерархической системе. При этом политико-правовые отношения будут справедливыми лишь тогда, когда противоречие между естественным неравенством и духовным равенством людей обретет нравственные формы разрешения, базирующиеся на абсолютных ценностях.

Системообразующим принципом политико-властных отношений в рамках определения политики как высшего задания государства и ответственного служения. Поэтому политическое воплощение справедливости в ильинской трактовке представлено идеей ранга, когда социально-политический статус (должность, авторитет, власть) должен соответствовать духовному состоянию (праведность, талант, политическая дальновидность, воля, сила характера) каждого индивида.

2. Политическая деятельность осуществляется в единстве двух ее измерений — внешне-институционального и внутренне-духовного, что определяет главную цель политической власти состоящую в общественно-значимом служении, основанном на нравственных началах справедливости и духовном достоинстве, опирающихся при этом не только на правом обусловленную силу, но и на народное политическое сознание.

3. Политико-правовая легитимация института справедливости заключается в разрешении противоречия между содержанием естественного и положительного права и формами государственной легитимации типов верховной власти: либерально-демократического, монархического, аристократического. Естественное право как идеал, является своеобразным критерием положительного права и несет в себе созидательную нагрузку, поскольку, воплощаясь в положительном праве, как необходимой форме, реализует принципы и идеи политической и социальной справедливости.

4. Политико-правовой идеал, который должен стать основой справедливой государственности, воплощается в политическом и правовом сознании, как продукте культурно-исторического опыта народа. Положительное, установленное законодателем право, оторванное от правосознания, всегда является лишь внешним упорядочением жизни в государстве, что требует иного способа конституирования политико-правового идеала, учитывающего трудности легитимации института справедливости, без учета духовно-нравственного обоснования верховной власти.

5. Постсоветская модернизация российской государственности идет по пути адаптации западноевропейских политико-правовых критериев института справедливости. В результате возникло системное противоречие, коренящееся в игнорировании российской политико-правовой традиции и культуры, породившее тенденции политического анархизма и правового нигилизма. Концепция справедливости И. Ильина в методологическом и эвристическом плане способствует адекватной оценке сложившейся ситуации: система положительного права не может решить проблему легитимации справедливости, если не опирается на политико-правовой идеал, соответствующий культурно-историческому опыту российского народа.

Научно-теоретическая и практическая значимость работы определяется тем, что результаты исследования углубляют содержание справедливости как политико-правового феномена, а также способствуют осмыслению перспектив развития политико-правовой системы в контексте федерализма. Кроме того, полученные выводы могут быть использованы для принятия политических и управленческих решений, в законотворческой, правоприменительной и судебной деятельности, а так же при чтении лекций по философии политики и права, политологии, теории государства и права и разработке учебно-методических пособий. Материалы и выводы диссертации могут оказать методическую помощь в дальнейшем изучении политико-правового наследия великого русского ученого мирового уровня по ряду причин оказавшегося долгое время не востребованным в России.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования нашли отражение в выступлениях автора на международных и всероссийских конференциях: «Политические и правовые институты» (Ростов-на-Дону, 2000 г.) — «Русская философия права: основные проблемы и традиции» (Ростов-на-Дону, 2000 г.) — «Политико-правовая культура и духовность» (Ростов-на-Дону, 2001 г.) — «Философия права и вопросы формирования современной государственно-правовой идеологии» (Ростов-на-Дону, 2001 г.). Основные результаты исследования обсуждались на заседании кафедр философии права, гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ростовского юридического института МВД РФ.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы общим объемом 158 страниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Осмысление и анализ творческого наследия И. А. Ильина позволяет сделать обобщающие выводы относительно содержания и особенностей его взглядов на справедливость. В основе понятия справедливости И. Ильина лежит нравственная идея, которая делает ее не отвлеченным понятием, а духовным жизненным ориентиром. Это объясняется христианской мировоззренческой установкой ученого на человека как на духовно-нравственное существо, в пределах которого он является высшей ценностью. Поэтому духовное равенство людей — квинтэссенция справедливости как нравственной идеи. Однако в процессе политической и правовой институционализации справедливости обнаруживается, что духовность не может быть единственной содержательной субстанцией справедливости, поскольку в этом случае ее содержание не исчерпывается нравственной идеей. Так, если в духовном отношении все люди равны, то они не равны в естественно-природном отношении. Поэтому справедливость может выполнять регулятивную функцию лишь постольку, поскольку содержит в себе требование соответствия между должным и фактическим положением каждого человека и его роли в обществе. Значит, право будет справедливым лишь тогда, когда верно разрешит противоречие между естественным неравенством и духовным равенством людей. Поэтому, согласно И. Ильину, справедливость есть такое отношение к людям, которое учитывает их неравные способности и силы, а также дает возможность человеку реализовать свою индивидуальность.

В ходе изучения работ ученого удалось прийти к выводу, что право не сводится к институционально установленным нормам и законам, но является соответствующей им внутренней, душевно-духовной сущностью человека. Поэтому политику он рассматривает как высшее задание государства, служение. Так, в политике должна реализоваться идея ранга (должность, авторитет, власть), где социальный ранг соответствует духовному рангу (праведность, талант, политическая дальновидность, воля, сила характера). Исходя из этого политическая деятельность должна рассматриваться в единстве двух ее планов — внешне-институционального и внутренне-духовного. Таким образом, цель политической власти состоит в том, чтобы служить средством осуществления естественного права, основанного на нравственных началах справедливости и соблюдения духовного достоинства, опираясь при этом не только на правом обусловленную силу, но и на народное правосознание, на народную поддержку.

Справедливость, как живой поток индивидуальных отступлений, как отражение жизненного неравенства людей требует, прежде всего, живого созерцания жизни. Только тогда удастся увидеть, что люди не равны и обладают разной способностью выполнять свои обязанности, нести ответственность, контролировать свои действия. Но если нельзя найти общезначимого критерия справедливости, то не удастся избежать субъективизма в распределении ранга. В этом смысле проблема поставленная И. А. Ильиным не получила удовлетворительного решения.

Важным представляется вывод И. А. Ильина о том, что для воплощения идеи справедливости необходимо признавать за каждым человеком безусловное духовное достоинство, учитывать природные (физические) различия, самобытность людей и с учетом этого осуществлять следующий принцип: «кому больше дано, с того и больше взыщется». Вместе с тем отступление от уравнивающей справедливости, в сторону распределяющей должно быть предметно обосновано.

Для И. А. Ильина справедливость является одним из главных принципов во взаимоотношениях людей, основным их регулятором. Именно она, а не юридические законы, может предусмотреть всю полноту жизни. Законы — правила, регулирующие внешнюю сторону отношений людей, они отвлечены от реальной жизни, реальных людей и их взаимодействий. Поэтому между законами и их конкретным применением должна стоять справедливость. Закон есть внешнее принуждение, которое налагает на человека определенную обязанность и регламентирует его поведение и деятельность извне. Справедливость же регулирует человеческие отношения, как внутренняя убежденность и готовность человека творить во имя добра. Закон обращается к внешней деятельности человека, а справедливость к душе. Естественно, что для реализации справедливых отношений людей требуется высокий уровень правосознания. Если жизнь человека регулируется справедливостью, то человек чувствует меру в своих притязаниях и интересах. Проблемы же, возникающие в связи с легитимацией института справедливости, объясняются противоречиями между содержанием естественного и положительного права. В целом, естественное право как идеал, являясь своеобразным критерием положительного права, несет в себе созидательную нагрузку, поскольку воплощается в положительном праве и через него, как необходимую форму, проводит принципы и идеи справедливости. Так как главными направлениями, по которым справедливость воздействует на правовую действительность, является правосознание, правовые нормы и правоотношения, то правосознание выполняет своеобразную точку отсчета представлений о справедливости в области права. Согласно И. Ильину, именно в правосознании, как продукте культурно-исторического опыта народа, воплощается правовой идеал, который должен стать основой положительного права. Положительное, установленное законодателем право, оторванное от народного правосознания, от духа, всегда является лишь внешним упорядочением жизни в государстве. Поэтому решение задачи привидения положительного права в соответствие с правосознанием, конституирующим правовой идеал, ведет к преодолению трудностей легитимации института справедливости.

В ходе исследования выявлена, проведенная ученым, прямая зависимость между справедливостью, правосознанием и правом. Правосознанием, по мнению И. А. Ильина, наделены все люди, но уровень его зависит от внутренней, духовной жизни. Чем развитее и глубже будет естественное правосознание, тем совершеннее и справедливее окажется положительное право. Правосознание — та реальная сила, которая только и способна должным образом осуществить естественное право. Правосознание у И. А. Ильина находится в том же отношении к праву, как естественное право к праву положительному, то есть как его основа. Определяя справедливость как живое и чуткое правосознание, ученый тем самым показывает их взаимосвязь. Чем выше уровень правосознания, тем справедливее человек и тем больше он совершает справедливых действий, а личное, корыстное отодвигается на второй план. И это касается не только обыкновенного гражданина, но и государственного деятеля, политическую элиту.

Что касается политической элиты, то обращение к положениям И. А. Ильина позволяет осмыслить, прочувствовать те грани современной жизни, которые всегда подразумеваются, но никогда не принимаются в расчет. Не секрет, что в своем творчестве ученый обращается к «давно известным истинам», однако, особенно в последнее время они игнорируются вниманием как властной элиты, так и избирателями. Честность, патриотизм, чувство справедливости, высокий уровень правосознания уходят на второй план. На первом плане карьера, получение высокой должности, личные интересы.

Исходя из этого, И. А. Ильин рассматривает политическую деятельность в единстве двух ее планов — внешне-институционального и внутренне-духовного. Цель политической власти служить средством осуществления естественного права, основанного на нравственных началах справедливости и соблюдения духовного достоинства, опираясь при этом не только на правом обусловленную силу, но и на народное правосознание, на народную поддержку. Авторитет положительного права и власти зависит от духовной правоты, справедливости и содержательной верности издаваемых норм.

Особенностью философии И. А. Ильина, является абсолютный приоритет духовного. Даже право, не только институционально установленные нормы и законы, но и соответствующая им внутренняя, душевно-духовная сущность человека. Вместе с тем он признает, что пока общество не научится строить общественный порядок через духовное восприятие целей и задач государства, функцией государственной власти останется силовое ограничение безмерных притязаний человека, одновременно с постепенным воспитанием в нем привычки и желания подчиняться нормам права.

Но эвристическое значение концептуальной модели справедливости И. А. Ильина заключается не только в этом. Институционализация справедливости — это процесс, сопряженный с целым рядом условий и возможностей, в ряду которых огромную роль играют не только воспитательные усилия по изменению ментальности народа. Но, что особенно важно в связи с методологией И. А. Ильина, адекватное отражение этой ментальности в законодательной деятельности. Методология И. А. Ильина дает систему критериев в пространстве которых становится очевидным, что модернизация российской правовой системы пошла по пути адаптации западных системно-правовых критериев института справедливости. В результате возникло системное противоречие в институционализации справедливости, коренящееся в игнорировании российской правовой традиции, правосознания народа, породившее тенденцию правового нигилизма. Так, система положительного права не может решить проблему легитимации справедливости, если не опирается на конституирующийся в сознании народа правовой идеал. Поэтому одной из основных задач современной России является выработка правового идеала, обобщающего культурно-исторический опыт российского народа.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые акты
  2. Конституция Российской Федерации. М., 1996.
  3. Федеральный Закон от 19.07.98 N 112-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон „Об общественных объединениях“». Российская газета от 24 июля 1998 г. N139.
  4. Федеральный Закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях».
  5. Монографии, учебные пособия, статьи, тезисы
  6. Ю. Педагогика И. А. Ильина: об отечественном мыслителе XX столетия // Педагогический вестник. 1995. № 10.
  7. Н.Н. Основы философии права. СПб.: Издательство «Лань», 1999.
  8. С.С. О понятии права// Правоведение. 1970, № 1.
  9. С.С. Теория права. М., 1995.
  10. С.С. Философия права. М., 1997.
  11. Т.А. Справедливость. Морально-политическая философия Джона Роулса. М., 1992.
  12. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.
  13. Аристотель. Политика. Сочинения. М., 1983. Т.4.
  14. Аристотель. Большая этика. Соч. в 4 т.т. Т.4. М.: Мысль. 1984.
  15. Р.С. Философия правосознания: постановка проблемы // Правоведение. 2001. № 5.
  16. В.М. Истинность норм советского права. Проблемы теории и практики. Саратов, 1989.
  17. В.М., Баранов П. П. Общая теория права. Ретроспективный библиографический тематический указатель. Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 1999.
  18. П.П. Вопросы типологии российской правовой культуры // Право и культура: проблема взаимосвязи. Ростов-на-Дону, 1996.
  19. П.П. Развитие философии права в России: традиции и современные проблемы // Философия права. 2000. № 1.
  20. П.П., Шпак В. Ю. Проблема соотношения закона, власти и справедливости // Философия права. 2001. № 2.
  21. П. П. Шпак В.Ю. Проблема соотношения закона, власти и справедливости // Философия права и вопросы формирования современной государственно-правовой идеологии. Ростов-на-Дону: РЮИ МВД РФ, 2001.
  22. В.А. Неправо (негативное право) как категория и социальная реалия // Государство и право. 2001. № 5.
  23. С.О., Жуков Е. А. Партия как политический институт // Политические и правовые институты. Материалы межвузовской научно-теоретической конференции. Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2000.
  24. В. Из пепла.// Наш современник. 1991. № 4.
  25. З.А. Справедливость как социально-философская категория. М., 1983.
  26. Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990.
  27. Н.А. Философия неравенства. М., 1990.
  28. Н.А. Русская идея // Вопросы философии. 1990. № 1Д
  29. Н.А. Судьба человека в современном мире. // Новый мир. 1990. № 1.
  30. Н.А. Самопознание. JL: Лениздат. 1991.
  31. В.Ю. Политический традиционализм и проблемы современной российской институционализации // Политические и правовые институты. Материалы межвузовской научно-теоретической конференции. Ростов-на-Дону: РЮИ МВД РФ, 2000.
  32. Л. Государственная власть или власть в государстве? Перечитывая И.А. Ильина// Москва. 1994. № 5.
  33. А. Т. Законность и справедливость в правоприменительной деятельности. М., 1992.
  34. Ю.С., Коротец И. Д., Шпак В. Ю. Политология в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.
  35. А.Х. Коммунистические и демократические заложники собственных желаний // Социально гуманитарные знания. 1999. № 1.
  36. И.М. И.А. Ильин и монархизм // Проблемы самобытности России в творчестве И.А. Ильина. Тезисы докладов и сообщений участников чтений, посвященныхнаследию И.А. Ильина. Ростов-на-Дону: РВШ МВД России, 1995.
  37. А.Г. Критика Феноменологического метода И.А. Ильина // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 1984. № 5.
  38. Ю.А. Политические партии в избирательном процессе: правовые иллюзии и юридическая реальность // Государство и право. 1995. № 7.
  39. В.А., Куликова М. В. И.А. Ильин: архивные находки //Начала. М., 1993. № 3.
  40. Н.Н. Социальная справедливость и формы ее выражения в праве // Сов. Государство и право. 1979. № 10.
  41. .П. Власть, право и справедливость // Новое время. 1992. № 46.
  42. . П. Русский национальный характер // Вопросы философии. 1995. № 6.
  43. Н.К. В спорах об антропософии: Иван Ильин против Андрея Белого // Вопросы философии. 1995. № 7.
  44. Г. Ф. Философия права. М., 1934.
  45. Г. Ф. Философия права. М., 1990.
  46. В.Г. Право и мораль в истории: проблемы ценностного подхода // Государство и право. 1998. № 8.
  47. Л.Г. Что такое справедливость? Моральные чувства нашего современника. Л. 1988.
  48. Л. Г., Новикова А. И. Критика современных буржуазных концепций справедливости. Л., 1977.
  49. В.А. Проблемы государственного устройства в трудах И.А. Ильина // Социально-политические науки. 1992. № 2−3.
  50. В.А. Консервативная политология Ивана Ильина // Социс. 1992. № 4.
  51. Н.Г., Селиванов В. Н. Право и свобода // Правоведение. 2001. № 3.
  52. В.Г. Политические нормы. К определению понятия // Политические и правовые институты. Материалы межвузовской научно-теоретической конференции. Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2000.
  53. О. Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977.
  54. Е.Л., Титов В. А. Идеал, справедливость, счастье. М.: изд. МГУ. 1989.
  55. И.И. Философские и правовые взгляды И.А. Ильина // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 1992. № 3.
  56. Ю.Г. Презумпция виновности политической власти // Политические и правовые институты. Материалы межвузовской научно-теоретической конференции. Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2000.
  57. А.А. К вопросу об эффективности российского законодательства // Правоведение. 1996. № 2.
  58. М.Б. Философия власти И.А. Ильина // Социально-политический журнал. 1996. № 3.
  59. И.А. И.А. Ильин о государственном устройстве постсоветской России // Правоведение. 1996. № 2.
  60. С.В. Институциональный порядок // Политические и правовые институты. Материалы межвузовской научно-теоретической конференции. Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2000.
  61. И.А. Большевистское правосознание. // Вече. 1985. № 19.
  62. И.А. Кризис безбожия. Собр. Соч. в 10 т.т. T.l. М., 1996.
  63. И.А. Наши задачи. Собр. Соч. в 10 т.т. Т. 2, кн. 1. М., 1993.
  64. И.А. Наши задачи. Собр. Соч. в 10 т.т. Т. 2, кн. 2. М., 1993.
  65. И.А. Общее учение о государстве и праве. Собр. Соч. в 10 т.т. Т. 4. М., 1994.
  66. И.А. О сущности правосознания. Собр. Соч. в 10 т.т. Т. 4. М., 1994.
  67. И.А. Понятия права и силы. Собр. Соч. в Ют.т. Т.4. М., 1994.
  68. И.А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. Собр. Соч. в 10 т.т. Т. 3. М., 1994.
  69. И.А. Путь духовного обновления. Собр. Соч. в 10 т.т. Т. 1. М., 1996.
  70. И. А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. СПб., 1994.
  71. И.А. О родине, власти и смерти. (Вступление и публикация М. Домнина) // Независимая газета. 1994. 30 декабря.
  72. И.А. Родина и гений. (Предисловие В. Цыбина). // Молодая гвардия. 1994. № 3.
  73. И.А. Черносотенство проклятие и гибель России. Письмо Ильина И. С. Шмелеву. (Публикация и примечание А.Е. Климова). // Вопросы философии. 1994. № 9.
  74. И.А. Демагогия и провокация: (статья русского философа о политической жизни России 1917 г.). Публикация и предисловие В. Крупинина// Москва. 1991. № 9.
  75. И.А. Душа: (из философского наследия русского мыслителя). Пер. с немецкого И. С. Андреевой. Публикация и примечание Ю. Лисицы // Москва. 1996. № 1.
  76. И.А. За национальную Россию // Слово. 1991. № 4,5,6,7,8.
  77. И.А. Наши задачи. Избр. Ст. Публикация и примечание Г. З. Зверева- предисловие С. Хоружего. // Юность. 1990. № 8.
  78. И.А. Нет на свете ничего прекраснее индивидуального. Из неопубликованных писем Ильина к Л. Я. Гуревич. (19 031 917). Публикация, предисловие и примечание А. А. Самохиной // Вопросы философии. 1996. № 2.
  79. И. Сочинения. М., 1965. Т. 4, кн. 1. С. 270.
  80. В.В. Справедливость. Миф? Реальность? М., 1997.
  81. А. Иван Александрович Ильин. (1883−1954) // Родник, Рига. 1990. № 3.
  82. Т.В. Происхождение государства и права: Современные трактовки и новые подходы. М., 1999.
  83. .Г. Демократия и справедливость. Размышления об опыте моральной политической философии // Политические исследования. 1992. № 1−2.
  84. .Г., Клямкин И. М. Либеральные ценности в глазах россиян//Политические исследования. 1994. № 1,2.
  85. Д.А. Предмет философии права // Государство и право. 1994. № 7.
  86. Д.А. Русская философия права: философия веры и нравственности. Антология // Государство и право. 1998. № 10.
  87. Д.А. Философские основания политико-правовых исследований. М., 1986.
  88. В.В., Федотова В. Г. В поисках социальной гармонии (социальная справедливость и социальная ответственность). Свердловск, 1990.
  89. А.Ф. К переосмыслению содержания и функций категории «социальная справедливость» // Вестник МГУ, серия 12 (социально-политические исследования). 1991. № 6.
  90. А.А. Идеи российской государственности. Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2000.
  91. А.А. Проблема самобытности российской государственности. Ростов-на-Дону: РВШ МВД России, 1998.
  92. М. Встреча через 70 лет. О взглядах И. А. Ильина. // Наука и жизнь. 1996. № 4.
  93. В. Пророк отечества // Независимая газета. 1994. 30 декабря.
  94. КрутоваО.Н. Справедливость. М., 1963.
  95. В. И. Проблема правосознания и правовые представления российской власти // Русская философия права: основные проблемы и традиции. Сборник материалов всероссийской конференции. РЮИ МВД РФ, 2000.
  96. В.М., Казимирчук В. П. Современная социология права. М., 1995.
  97. Э.В. Естественное право как фактор духовного возрождения России // Правоведение. 1993. № 4.
  98. Л.Э. Перестройка и социальная справедливость (экономический аспект). М., 1990.
  99. Ю.Т. И.А. Ильин как правовед и государствовед // Вопросы Философии. 1991. № 5.
  100. Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991.
  101. Н.О. История русской философии. М.: Советский писатель. 1991.
  102. Р.А., Працко Г. С. Базовые противоречия политико-правовой институционализации российского общества // Политические и правовые институты. Материалы межвузовской научно-теоретической конференции. Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2000.
  103. Е. А. Право. Мораль Личность. М., 1986.
  104. О.В. О соотношении права и государства // Государство и право. 1995. № 5.
  105. В.В. Мотивация политической карьеры // Политические и правовые институты. Материалы межвузовской научно-теоретической конференции. Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2000.
  106. В.В. Политическая элита в философии И.А. Ильина // Русская философия права: основные проблемы и традиции. Сборник материалов Всероссийской конференции. Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2000.
  107. В.В., Працко Г. С. Политическая власть: история и современность. Ростов-на-Дону: РВШ МВД России, 1997.
  108. В.В., Шпак В. Ю. Философско-правовой анализ личностно-психологических составляющих карьерного роста // Философия права. 2000. № 1.
  109. А.В., Шундиков К. В. Правовая политика современной России: цели и средства. // Государство и право. 2001. № 7.
  110. JI.C. Социальное государство с точки зрения права // Государство и право. 2001. № 7.
  111. М. Свобода производит свободу // Независимая газета. 1991. 23 ноября.
  112. О.В. Политическая обязанность // Государство и право. 2000. № 4.
  113. Н.И. Право в системе социальных норм // Правоведение. 1996. № 2.
  114. Л. А. Национальные аспекты развития российской государственности // Государство и право. 1995. № 12.
  115. А. М. Социальная справедливость: нравственный аспект. М., 1987.
  116. К. Идея справедливости // Социологические исследования. 1992. № 11.
  117. Е.О. О милосердии и справедливости, жестокости и потакании // Континент. 1995. № 5.
  118. B.C. Право как необходимая форма равенства, свободы и справедливости // Социс. 2001, № 10.
  119. B.C. Право, многообразие определений и единство понятия // Советское государство и право. 1983, № 10.
  120. П.И. Борис Николаевич Чичерин. М., 1905.
  121. П.И. Историческая школа юристов. СПб.: Издательство «Лань», 1999
  122. П.И. Об общественном идеале. М., 1991.
  123. А.Н. Правосознание центральная категория философии права И.А. Ильина // Государство и право. 1999. № 6.
  124. А.П. Справедливость как социальная и культурная проблема. Ростов-на-Дону, 2000.
  125. А.П. Юридическая деонтология. Ростов-на-Дону, 2001.
  126. Ортега-и-Гассет. Восстание масс // Вопросы философии. М., 1989. № 3.
  127. Л.В. О естественном и позитивном праве (критические заметки по поводу обсуждения учебника С.С. Алексеева) // Государство и право. 1995. № 2.
  128. И.Л. Человек как социально-правовая ценность // Государство и право. 1999. № 10.
  129. Н.П. И.А. Ильин: Жизнь, труды, мировоззрение. Лондон, 1989.
  130. Н.П. Русская религиозная философия // Вопросы философии. 1992. № 2.
  131. А.В. Б.Н. Чичерин как историк политико-правовой мысли // Чичерин Б.Н. Политические мыслители древнего и нового мира. СПб.: Издательство «Лань», Санкт-Петербургский университет МВД России, 1999.
  132. А.А. Русская политико-правовая мысль и идеи правового государства. Власть и право. Лениздат, 1990.
  133. В.В. Социальная справедливость и уголовная ответственность. Красноярск, 1990.
  134. Г. С. Проблема власти в воззрениях И.А. Ильина // Проблемы самобытности России в творчестве И. А. Ильина. Тезисы докладов и сообщений участников чтений, посвященных наследию И. А. Ильина. Ростов-на-Дону: РВШ МВД России, 1995.
  135. Д.В. Определение факторов эффективности и применении норм права // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2001. № 1.
  136. . Выходящим из пустыни коммунизма: о трудах И. А. Ильина // Российская газета. 1993. 10 сентября.
  137. Н.М., Римашевский А. А. Равенство или справедливость. М., 1991.
  138. B.C. К судьбе государственного управления // Государство и право. 1999. № 2.
  139. Л.П. Социальная справедливость и пути ее достижения. Иркутск, 1997.
  140. А.И. Политология. Политическая теория и политические технологии. М., 2000.
  141. B.C. Оправдание добра. Собр. Соч. в 2 т.т. М.: Мысль. 1988.
  142. Справедливость и право: межвузовский сборник научных трудов // Свердловский юридический институт им. Р. А. Руденко. Отв. ред. Черданцев. Свердловск: СЮИ, 1989.
  143. М.Т. Справедливость и демократия в контексте диалога культур // Вопросы философии. 1996. № 3.
  144. С.В. Политика и мораль в русской философии права // Вестник московского университета. Серия 12. Политические науки. 1999. № 4.
  145. С.В. Политико-нравственная доктрина российских правоведов (русская философия права второй половины XIX—XX вв.) // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 5.
  146. Ф.В. Энциклопедия права. СПб., 2001.
  147. В.А. Справедливость и законность // Правоведение. 1987. № 3.
  148. Ю.А. Государство на рубеже столетий // Государство и право. 1997. № 2.
  149. Е.Н. Борис Николаевич Чичерин как поборник правды в праве // Вестник права. 1904. № 3.
  150. Е.Н. Энциклопедия права. СПб.: Издательство «Лань», 1998.
  151. О. Политика, право, справедливость. Основоположения критической философии права и государства. М.: Гнозис, 1994.
  152. Р.А. Природа политической власти. СПб., 1996.
  153. В.Н. Теория государства и права. М., 1996.
  154. А.Ф. Проблемы реализации права // Межвузовский сборник научных трудов. Свердловск, 1990.
  155. М.Х. Политическая культура общества // Социально-политические науки. 1994. № 4.
  156. .Н. Политические мыслители древнего и нового мира. СПб.: Издательство «Лань», Санкт-Петербургский университет МВД России, 1999.
  157. В.Е. Власть, ненасилие и социальная справедливость // Советское государство и право. 1991. № 9.
  158. В.Ю. Основы политологии. Ростов-на-Дону, 1999.
  159. В.Ю. Проблема анализа правовых и политических институтов в контексте современных научных исследований // Политические и правовые институты. Материалы межвузовскойнаучно-теоретической конференции. Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2000.
  160. В.Ю. Содержание политического по И.А. Ильину // Проблемы самобытности России в творчестве И. А. Ильина: тезисы докладов и сообщений участников чтений, посвященных наследию И. А. Ильина. Ростов-на-Дону: РВШ МВД РФ, 1995.
  161. В.Ю., Макеев В. В., Паршина А. А. Анализ аксиом политики, власти и правосознания (на основе работ И.А. Ильина) // Философия права. 2000. № 2.
  162. В.Ю., Працко Г. С. Политическая элита: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: РЮИ МВД РФ, 1997.
  163. А. С. Философия права Владимира Соловьева. Теория федерализма. СПб., 1999.
  164. Авторефераты к диссертациям и диссертации
  165. А.Н. Реализация принципа социальной справедливости при осуществлении права собственности граждан. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 1990.
  166. А.А. Социальная справедливость: состояние и перспективы в России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Ростов-на-Дону, 1996.
  167. И.Б. Социальная философия И.А. Ильина. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1995.
  168. С.Н. Социальная справедливость как регулятивная основа общественных процессов социально ориентированного общества. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Самара, 1991.
  169. Н.В. Философское понимание социальной справедливости. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Львов, 1990.
  170. Е.А. Политико-правовые взгляды Н.А. Бердяева. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 1995.
  171. С.П. Российская правовая государственность: евразийский проект Н. Н. Алексеева. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Ростов-на-Дону, 2001.
  172. М.Ю. Доктрина монархической государственности Л.А. Тихомирова (философско-правовой анализ). Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Ростов-на-Дону, 2000.
  173. М.В. Философия государства и права в наследии И.А. Ильина. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Санкт-Петербург, 2000.
Заполнить форму текущей работой