Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Байкальский регион: Соц. — экон. 
проблемы упр. 
природопользованием

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая п методологическая основа исследования. Работа подготовлена на основе использования методологии системного анализа для процессов эколого-экономических взаимодействий, выявляющей их внутреннюю сущность. Диалектичность применения известных, но адаптированных к современным условиям, методов опроса, наблюдений, классификаций, экспертных оценок, а также аппарата имитационного… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СБАЛАНСИРОВАННОГО ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
    • 1. 1. Региональные особенности проблем природопользования на современном этапе
    • 1. 2. Изменение парадигмы развития Байкальского региона (причины, факторы, условия)
    • 1. 3. Экономические проблемы участка мирового наследия: основополагающие принципы и обеспечивающие условия
    • 1. 4. Байкальский регион как модельная территория сбалансированного эколого-экономического развития
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БАЙКАЛЬСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
  • 0- 2.1. Систематизация объектов регионального природопользования. 86 г
    • 2. 2. Принципы построения байкальской модели
    • 2. 3. Анализ взаимодействий и ограничений в эколого-экономической системе региона
  • ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА БАЙКАЛЬСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (БРМП)
    • 3. 1. Типологизация административно-территориальных. образований по природно-экологическому критерию (на примере Республики Бурятия)
    • 3. 2. БРМП как основа регламентации хозяйственной дея
  • Ф тельности
    • 3. 3. Предпосылки и условия формирования социально-экологических территориальных конфликтов
  • ГЛАВА 4. СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ: АНАЛИЗ, МЕТОДЫ И ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ
    • 4. 1. Подходы к анализу и разрешению социально-экологических конфликтов
    • 4. 2. Анализ ситуации и стратегия развития Тимлюйской промплощадки
    • 4. 3. Отходоемкость производства в Бурятии и социально-экологические конфликты
    • 4. 4. Здоровье населения как критерий качества окружаю- щей среды
  • ГЛАВА 5. ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БАЙКАЛЬСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ц ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
    • 5. 1. Прогноз развития Байкальского региона до 2005 года (модельный расчет)
    • 5. 2. Рекомендации по внедрению байкальской региональной модели природопользования

Байкальский регион: Соц. — экон. проблемы упр. природопользованием (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Региональный аспект преобразования российской экономики начал усиленно формироваться с распадом единого экономического пространства СССР, ростом политической и экономической самостоятельности территорий. Выбор пути саморазвития региона с четким представлением этапов, условий и механизмов реализации его тактики и стратегии должен опираться на накопленный потенциал научного сопровождения реформ, инструментарий и методы управления социально-экономическим развитием.

Предшествующий опыт, нашедший отражение в трудах известных ученых — специалистов в области региональной экономики А. Г. Аганбегяна, М. М. Албегова, М. К. Бандмана, А. Р. Бернвальда, А. Г. Гранберга, А. И. Добрынина, В. В. Кистанова, А. М. Лаврова, Н. Н. Некрасова, Н. М. Ратнер, С. А. Суспицына, В. А. Шабашева, Р. И. Шнипера и других позволил развить три важнейших направления исследований: локационное, собственно региональное и комплексное, которые в условиях переходной экономики углубляются в области маркетинговых исследований (фирмы, социальной сферы, региона), структурной перестройки хозяйства, прогнозирования развития проблемных регионов.

Между тем в последние годы усиливаются процессы деградации окружающей природной среды, вызванные многолетним негативным влиянием промышленного и сельскохозяйственного производства, ускоренным использованием на нужды, по сути, натурального хозяйства и на экспорт природных ресурсов, а также резким ограничением доходов предприятий и территорий па природоохранные цели.

Более всего страдают уникальные объекты — особо охраняемые территории, исчезающие и эндемичные виды флоры и фауны, поскольку разрушена существовавшая ранее стройная система управления и финансирования по их сохранению. Действующая сегодня система законодательных и нормативных актов, чаще всего не подкрепленная научными исследованиями и разработками, не гарантирует надежного правового пространства для регламентации хозяйственной деятельности на территории страны и в регионах. «Байкальская» проблемная ситуация, являющаяся результатом взаимодействия общемировых тенденций по сохранению уникальных свойств бассейна озера Байкал и объективной необходимости дальнейшего промышленного и инфраструктурного его использования, не является исключением. Рассматриваемая нами российская часть Байкальского региона (БР) представлена двадцатью пятыо административными районами Читинской (4 района) и Иркутской (3 района) областей, Республики Бурятия (18 районов) на основе водосборного принципа членения территории. Общая его площадь составляет около 1 млн. км2, на Республику Бурятия приходится 73% территории региона, на Читинскую область — 21% и Иркутскую область — 6%. Численность населения составляет около 2,6 млн. человек, большая часть из которых проживает в городах (73%).

В этом регионе впервые в СССР начал устанавливаться режим особого природопользования (РОП), когда перед народным хозяйством региона ставились специальные, отличные от других регионов цели и задачи (1969 г.). Они, в этом случае, служили идее сочетания полнокровного развития хозяйственного комплекса в рамках сложившегося уровня научно-технического прогресса и безусловного сохранения уникальных природных объектов. Для выполнения поставленных целей и задач формировалась особая система правил, норм, мероприятий по достижению целевых установок его эколого-экономического развития. Поэтому закономерно, что ЮНЕСКО в декабре 1996 г. признало озеро Байкал участком мирового наследия, а задача по сохранению природного комплекса бассейна озера включена в число приоритетных направлений Государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и устойчивому развитию (Указ Президента РФ № 23 от 4.02.1994 г.).

Обозначенная задача требует комплексного рассмотрения не только социально-экономических и экологических аспектов развития, но и определяется необходимостью цивилизованного разрешения социально-экологических конфликтов, формирования рентных отношений, комплексом организационно-правовых и научно-технических мероприятий рыночных реформ. Назрели специальные исследования, которые поставили бы вопрос о разработке теоретико-методологических положений байкальской региональной модели природопользования (БРМП) и определения на ее основе базовых направлений регламентации хозяйственной деятельности — основы управления территорией в условиях перехода к сбалансированному эколого-экономическому развитию как участка мирового наследиярациональной структуры экономики регионареализующих соответствующее развитие механизмов.

Таким образом, актуальность темы диссертации определяется практической необходимостью теоретического осмысления процессов эколо-го-экономических взаимодействий в реформируемой экономике для уникального объекта международного значения — Байкальского региона (БР) и значимостью теоретико-методологических основ разработки БРМП для подобных регионов с режимом особого природопользования.

Объект и предмет исследования. В качестве объекта исследования выступает природно-экономический комплекс Байкальского региона, формирование которого обусловлено природно-экологическими характеристиками территории и особенностями регламентации хозяйственной деятельности. Предметом исследования являются взаимодействия между составляющими регионального хозяйства и природной средой, характеризующееся взаимообусловленностью качественных характеристик их развития.

Цель и задами исследования. Основная цель исследования состоит в разработке теоретико-методологических положений байкальской региональной модели природопользования, настроенной на анализ и совершенствование управления природопользованием для территорий с введенным регламентом хозяйственной деятельности. Обозначенная цель исследования реализуется через решение следующих научных задач:

1. Выявление региональных особенностей, предпосылок и специфики развития регионов с режимом особого природопользования в российской экономике переходного периода .

2. Разработка методики формирования байкальской региональной модели природопользования (БРМП).

3. Определение структуры БРМП с учетом базовых направлений регламентации хозяйственной деятельности для Байкальского региона как основы управления территорией в условиях перехода к сбалансированному эколого-экопомическому развитию.

4. Разработка предложений по совершенствованию управления природопользованием в Байкальском регионе.

Теоретическая п методологическая основа исследования. Работа подготовлена на основе использования методологии системного анализа для процессов эколого-экономических взаимодействий, выявляющей их внутреннюю сущность. Диалектичность применения известных, но адаптированных к современным условиям, методов опроса, наблюдений, классификаций, экспертных оценок, а также аппарата имитационного моделирования определяется специфическими особенностями региональной статистики и самих территориальных объектов. Методологическая и эмпирическая база работы формировалась в процессе многолетних исследований автора, связанных с анализом и прогнозированием развития хозяйства уникального региона, разработкой комплексной программы по обеспечению охраны озера Байкал и рационального использования природных ресурсов его бассейна, исследованием проблем удорожания продукции производства в регионе вследствие повышенных экологических затрат, анализом и разработкой программ оздоровления среды обитания на конкретных промплощадках и предприятиях, реализующихся как инвестиционные проекты.

В процессе исследования использовались разработки Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, Совета по изучению производительных сил и экономическому сотрудничеству, Иркутского вычислительного центра СО РАН, Института проблем рынка РАН, а также труды отечественных и зарубежных ученых и практиков. Были использованы результаты изучения автором опыта ландшафтного планирования Германии и управления качеством окружающей среды Китая.

Научная новизна диссертации заключается:

1. В разработке теории и методологии регионального управления для объектов с жесткой регламентацией хозяйственной деятельности и, в частности:

— принципов и закономерностей его развития;

— причин и факторов изменения парадигмы развития в условиях переходной экономики;

— системы согласования инструментария по отражению экологического фактора в моделировании функционирования эколого-экономических систем;

— критериев оценки интенсивности воздействия производства в рамках существующих форм природопользования.

2. В развитии методического обеспечения регионального управления для данных объектов:

— описана концептуальная модель развития Байкальского региона (БРМП) как основа самоопределения региона в качестве субъекта стратегического управления территориальным развитием;

— предложена система упорядочивания поиска и разработки механизмов предотвращения и ликвидации сложившихся и наметившихся соци-ально-экологическихконфликтов;

— предложена методика разрешения локального «многопрофильного» конфликта;

— сформированы методы идентификации и локализации эколого-экономических проблем на территории Байкальского региона.

3. В осмыслении с позиций регионального эколого-экономического развития переходного периода:

— дан анализ уровня развития региона с точки зрения сбалансированного эколого-экономического развития;

— предложен обобщенный сценарий (БРМП) развития Байкальского региона, реализующий идею совершенствования природопользования на «реалистичных» условиях финансового обеспечения;

— сформулирована система мер по гибкой адаптации региона к переходу на новые принципы и механизмы управления.

Результаты исследования. Главным результатом исследования является разработка положений байкальской региональной модели природопользования и особенностей ее реализации в переходный период.

Этот результат включает несколько наиболее существенных и новых разработок, выполненных лично автором:

— разработаны методологическое обоснование и методическое обеспечение формирования байкальской региональной модели природопользования;

— с учетом специфических особенностей региональной статистики и территориальных объектов предложен спектр инструментальных средств анализа эффективности взаимодействий в эколого-экономической системе региона;

— выполнена серия прикладных работ по разработке стратегии эколо-го-безопасного развития промышленного узла, механизмам разрешения социально-экологических конфликтов, созданию новых организационно-экономических институтов для осуществления регламентации хозяйственной деятельности Байкальского региона.

Практическая ценность проведенного исследовании состоит в совершенствовании социально-экономических основ управления региональным природопользованием. Методика формирования байкальской региональной модели природопользования, разработанный инструментарий ее исследования в условиях переходной экономики, типизация административно-территориальных образований региона по природно-экологическому критерию и классификация региональных социально-экологических конфликтов носят прикладной характер и ориентированы на реформирование региональной экономики.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Для решения «байкальской проблемы» в переходный к рыночным отношениям период принципиальное методологическое значение имеет социально-политический статус региона. В зависимости от него формируется вариантность основных направлений изменения парадигмы развития региона: целей и условий развития, направлений ее реализации, форм организации экономики, регламентации хозяйственной деятельности и природопользования.

2. Байкальская региональная модель природопользования представляет собой логическое развитие режима особого природопользования как новой формы взаимодействия общества и природы, и является основой стратегии управления территорией в условиях перехода к сбалансированному эколого-экономическому развитию.

3. Основой формирования БРМП являются будущие характеристики производственно-технического и социально-экономического аспектов природопользования, а также механизм привлечения финансовых и материальных ресурсов на цели сохранения и рационального использования природного потенциала. Закрепление и ранжирование приоритетов модели зависит от системы проводимых мероприятий, определяемых и уточняемых в зависимости от уровня стабилизации экономической ситуации.

4. Ограниченный в прошлом подход к учету экологических, социальных, этнических и экономических особенностей отдельных территорий региона в новых условиях актуализирует специфическую характеристику БРМП — социально-экологические конфликты. Принципиальное значение для разрешения этих конфликтов имеет форма природопользования, определяемая степенью воздействия человеческой деятельности на окружающую среду.

5. Прогноз развития региона и воздействия производства на окружающую среду на основе комбинированных расчетов на различных по составу моделях убеждает, что ни межрегиональный, ни локальный социально-политический статус решения «байкальской» проблемы не могут с уверенностью гарантировать сохранение экосистемы озера Байкал в долговременной перспективе.

6. Адаптационные возможности БРМП определяются мерами социально-политического, социально-правового и экономического характера. Процесс совершенствования системы хозяйствования для режима особого природопользования пока не завершен.

Внедрение результатов. Результаты, полученные в ходе исследования нашли отражение при разработке Федеральной комплексной программы по обеспечению охраны озера Байкал и рациональному использованию природных ресурсов его бассейна, Федеральной программы «Здоровье населения России», республиканской программы по борьбе с отходамиэколого-экономической экспертизе функционирования в регионе предприятий строительной индустрии (Тимлюйская промплощадка) и минерально-сырьевого комплекса (Озерный ГОК) — в научном обеспечении и реализации проекта Всемирного банка реконструкции и развития по управлению природными ресурсами и сохранением биоразнообразия в регионе озера Байкал, Федеральной комплексной программы социально-экономического развития Республики Бурятия до 2005 г.- в формировании положений рентной политики двухсторонних соглашений между Иркутской областью и Республикой Бурятияв обосновании отнесения Республики Бурятия к проблемным регионам России .

Рекомендации по совершенствованию управления природопользованием в Байкальском регионе направлены в Минприроду Российской Федерации, комитеты по экологии и природопользованию Республики Бурятия и Читинской области. Результаты использования этих работ подтверждены соответствующими справками о внедрении.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на ряде научных семинаров и конференций, в том числе Международной российско-германской конференции «Развитие экологически совместимого туризма в России: общие тенденции и проблемы Байкальского региона» (Листвянка, 1993), Международном симпозиуме под эгидой отделения по вопросам науки и окружающей среды НАТО «Байкальский регион как мировая модельная территория устойчивого развития» (Улан-Удэ, 1994), Международной конференции" Интеркарто2: ГИС для изучения и картографирования окружающей среды" (Иркутск, 1996), Американо-российской школе «АРГО-95» (политология, социология, экономика) (Нижний Новгород, 1995), региональной ассамблее «Здоровье населения Восточной Сибири» (Иркутск, 1995), Всероссийской конференции по экономическому развитию Сибири (Новосибирск, 1993), Всесибирской конференции «Закономерности социального развития — ориентиры и критерии моделей будущего развития» (Новосибирск, 1994), Всероссийской байкальской школе-семинаре «Региональные последствия глобальных изменений климата и загрязнения природной среды» (Байкальск, 1995), межрегиональной научно-практической конференции «Региональная стратегия социально-экономического развития» (Екатеринбург, 1997), орловских чтениях в

Институте экономики и организации промышленного производства СО РАН (Новосибирск, 1997).

Материалы диссертации использованы при разработке авторского курса «Экономика и управление природопользованием» для студентов экономического факультета Бурятского государственного университета.

Публикации. По теме исследования опубликовано 50 работ общим объемом 48.2 пл., в том числе 5 монографий (4 — в соавторстве), приведенные в списке научных трудов соискателя.

По результатам научно-исследовательских работ подготовлено 10 отчетов общим объемом 24,5 печатных листа.

Структура диссертации определяется принятой логикой проведенного исследования (рис. 1) и отражена в содержании диссертационной работы, состоящей из введения, пяти глав, заключения и списка использованной литературы. Работа содержит 288 страниц текста, 14 рисунков, 26 таблиц. В списке использованной литературы 182 наименования.

В первой главе рассматриваются теоретические основы развития региона с режимом особого природопользования, определяющие новый тип организации условий жизнедеятельности, факторы и механизмы взаимодействия в системе «производство — природа — человек» .

Обосновано, что принципиальное методологическое значение имеет социально-политический статус Байкальского региона: национальный (международный), межрегиональный и локальный, который определяет соответствующие цели и условия развития, систему, механизм и направления реализации.

Выявляется различная значимость отраслевой и территориальной дифференциации региона при различных статусах решения «байкальской» проблемы. Достижение заданных целей обеспечивается поэтапной реализацией промежуточных взаимосвязанных целей, определяющих направленность переходного процесса или качественного скачка в развитии.

СТРУКТУРА РАБОТЫ

1.ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНА ОСОБОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ — УЧАСТКА МИРОВОГО НАСЛЕДИЯ

2. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА РАБОТЫ

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА СМЕНА ПАРА-РАД И ГМЫ РАЗВИТИЯ БР ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧАСТКА МИРОВОГО НАСЛЕДИЯ БР КАК МОДЕЛЬНАЯ ТЕРРИТОРИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ Ж

БАЙКАЛЬСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ пршщппы критерии, особенности, объекты регио нального природомодель воздействия производства на окружающую^ нормативно* правовая база информационная база при

3.ПРИКЛАДНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ локальные социалыю-экологич.конфликты типологизация ATO по прир.-экол.крит. отходы производства здоровье стратегия развития промузла

Рис. 1. Структура работы

Высказанные предположения базируются на внутреннем механизме, обеспечивающем целостность «природных предпосылок» жизнедеятельности.

Основой такого механизма выступают принципы управления региональным природопользованием, которые сформулированы применительно к Байкальскому региону как типичному с четко выраженным преобладанием экологических проблем.

Вторая глава посвящена разработке методической базы построения байкальской модели природопользования и возможностям ее реализации на иных объектах, имеющих сходные характеристики.

Логика формирования главы диктуется необходимостью раскрытия, в первую очередь, специфики объекта исследования в современных условиях, а затем последовательного отражения выявленных характеристик в модельном и аналитическом аппарате.

В работе заостряется внимание не столько на эколого-экономических связях между элементами природы и хозяйства, сколько на видах воздействия хозяйства как единого комплекса, а также на видах получаемого от него эффекта. Это обстоятельство обозначает целесообразность выделения в работе производственно-технического и социально-экономического аспектов природопользования, служащих основой разработки байкальской региональной модели природопользования.

Основное влияние на формирование принципов построения БРМП оказали специфика и требования переходного периода развития экономики, но в то же время приняты во внимание и тенденции «общемирового устойчивого развития» .

Подробно рассмотрены методические вопросы проведения анализа взаимодействий и ограничений в эколого-экономической системе региона, а также технология проведения расчетов на используемых модельных конструкциях.

В третьей главе на основе тнпологизацни административно-территориальных образований по природно-экологическому критерию отраслевая характеристика региона дополнена территориальной, что позволило с большим обоснованием выделить региональные «точки» и «очаги» роста. Показано, что развитием индивидуального подхода ко всем аспектам природопользования в регионе, когда гарантируется сохранение байкальской экосистемы, может быть обобщенный «целеориентированный» сценарий или БРМП. Спектр намечаемых преобразований определяется соотношениями государственной и негосударственной форм собственности, направлениями реструктуризации территориально-отраслевой структуры экономики, а также возможностями обновления технологий в производстве, на транспорте и в быту, рационализации системы природопользования. Завершенность исследованию общих тенденций развития региона придает анализ такой характерной черты, как социально-экологические конфликты межрегионального, регионального и локального характера. В диссертации выявлены отличительные особенности данного типа конфликтов, их классификационные признаки и этапы конкретного анализа.

В четвертой главе формулируются основные подходы к анализу и разрешению конфликтов различного уровня, в том числе затрагивающих изменение форм природопользования.

Подробно рассмотрены масштабы проблемы, причины возникновения, существующие меры действий администраций всех уровней для локального конфликта на Тимлюйской промплощадке Бурятии.

Рассчитаны и проанализированы два варианта развития «инерционный» с внесением рыночных элементов современного периода и «максимальный» с ориентацией на траекторию сбалансированного эко-лого-экономического развития.

Результатом предложенного подхода является система стратегических и тактических мероприятий, дополняющих ныне действующую систему и обеспечивающих снижение социально-экологической напряженности в поселке.

Исследованы также конфликты, причины возникновения которых непосредственно определяются существующими формами природопользования. Так, на примере Республики Бурятия изучена отходоемкость промышленного производства и прослежены некоторые варианты по ее сокращению, как способы предотвращения конфликтов данного вида.

Исходя из предположения, что состояние здоровья населения есть один из универсальных критериев состояния окружающей среды конкретной системы в данной главе также рассмотрен сложный комплекс наиболее существенных факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья человека.

Пятая глава посвящена экспериментальной части исследований и включает описание прогноза развития Байкальского региона до 2005 года, а также рекомендации по внедрению байкальской региональной модели природопользования. Перспективы развития БРМП представлены тремя направлениями экологизации хозяйства «базовым», «рекреационным», «нормативным» в разрезе четырех природно-экономических зон.

В заключительной части главы проанализирована готовность управленческих структур, населения и всего хозяйственного комплекса по реализации приоритетов, заданных байкальской моделью регионального природопользования.

Основные методологометодические и практические результаты исследованы и обобщены в заключении.

Автор благодарит своих коллег — сотрудников Байкальского института рационального природопользования СО РАН Т. Б. Бардаханову, А. С. Михееву, Л. И. Тумурову, Л. В. Воронову, Г. Г. Жамбалову, С. Д. Пунцукову, А. И. Литвинцеву, Г. С. Кириенко, д.г.н. В. Е. Викулова, д.г.н. К. Ш. Шагжиева, к.с.-х.н. А. А. Атутова, Н. П. Сырицыну — за совместные исследования по вопросам эколого-экономического обоснования развития региона.

Автор выражает также искреннюю благодарность д.э.н. Г. М. Мкртчяну, д.э.н. С. А. Суспицыну и к.г.-м.н. Л. А. Бондаренко за активную помощь и поддержку при выполнении данной работы.

Основные результаты проведенного исследования сводятся к следующему:

1. Логичность формирования Байкальского региона как территориально-экономического образования в составе административных районов трех субъектов Федерации, целеориентированного на сохранение экосистемы озера Байкал и рациональное использование природных ресурсов его бассейна, подтверждается конкретно-историческими фактами и результативностью решения «байкальской проблемы». Смена парадигмы и механизмов хозяйственного развития в условиях реформирования экономики России требует разработки новой научно-обоснованной модели развития для территорий с жесткой регламентацией хозяйственной деятельности. Фундаментальность разработки такой модели определяется особым социально-политическим статусом подобных регионов и базовыми принципам! современного регионального природопользования.

Успешность реализации модели предопределяется направлениями структурной перестройки хозяйства, с одной стороны, степенью и характером произошедших изменений в экологической подсистеме, с другой.

2. В основе предлагаемой байкальской региональной модели природопользования лежит механизм привлечения финансовых и материальных ресурсов на цели сохранения п рационального использования природного потенциала. К принципам формирования БРМП отнесены:

— принцип социальной направленности проводимых преобразований;

— принцип сочетания рыночных и административных методов регулирования;

— принцип сбалансированного развития отраслей специализации и комплекси-ровання с разумным ограничением, ориентированных на использование «природного продукта» ;

— принцип территориальной дифференциации региона;

— принцип гибкости рабочих механизмов управления природопользованием;

— принцип встраивания механизма регулирования природопользования в спектр внутригосударственных и экономических отношений.

Учет существующих российских и байкальских экономических реалий выявляет ограниченность набора приоритетов модели, которые характеризуются: параметрами и условиями развития перспективных отраслей хозяйства с качественными изменениями технологии и характера выпускаемого продуктапоказателями финансовой и целевой инфраструктурной обеспеченности в условиях преобразования институтов и механизмов регулирования природопользования. Закрепление и ранжирование приоритетов при этом зависит от системы проводимых конкретных мероприятий, определяемых и уточняемых в зависимости от уровня стабилизации экономической ситуации.

3. Многомерность взаимосвязей социально-экономических процессов с окружающей средой, усложняющая систему показателей, используемых для оценки динамики, требует использования комплекса различных по математической структуре моделей. Для этой цели успешно может быть использован комплекс моделей типа ли-иейпо-программпых и имитационных. Технология расчетов основывается на поэтапной неавтоматизированной передаче данных из модели прогнозирования развития территориально-административных образований областного уровня в модель «Регион» с целыо получения агрегированного прогноза изменения природной среды в относительных показателях. Стоимостная оценка величины отклонения действительного значения от желаемого уровня осуществляется расчетным путем на дополнительном имитационном эколого-экономическом блоке. В качестве управляющего параметра системы моделей рассматриваются объемы инвестиций, диапазон выбора численных значений которых изменяется в зависимости не только от количества капитальных вложений, но и от их состава и назначения.

4. Выявляется отраслевая дифференциация на территории, обусловленная сопряженностью сегодняшних экологических реалий в регионе и руководящих принципов номинации участков мирового наследия, в явном виде регламентируются те виды деятельности (9 из 32 рассматриваемых), у которых существующая технологическая база и организация производства не обеспечивают допустимое влияние на среду в пределах среднероссийского уровня потерь и дополнительных затрат па охрану природы в настоящем и будущем.

5. Процессы формирования единого экономического пространства непосредственно связаны с «генетической» неоднородностью отдельных территорий региона, обусловленной прошлым ограниченным подходом к учету природных, экологических, социальных, этнических и экономических ее особенностей. Адекватное представление территориальной дифференциации региона осуществляется па базе статистической совокупности показателей, характеризующих уровень проявления того или иного процесса в одной из точек пространства или административном районе рассматриваемой территории. Выделение специальных природпо-экологических критериев дифференциации территории определяет новые точки роста региона, согласуясь с принципами участка мирового наследия. Внесенные с учетом природпо-экологических факторов коррективы ограничивают сферу деятельности промышленного (города Улан-Удэ, Гусииоозерск, Северобайкальск) и сельскохозяйственного производства (Хоринский район).

6. Представления о байкальской региональной модели природопользования не являются полными без рассмотрения особого явления, наиболее характерного в последние годы — социально-экологических территориальных конфликтов. К отличительным особенностям данного типа конфликтов относится основа их возникновения, выражающаяся в несовпадении или противоположности интересов и взглядов социальных групп и организаций по вопросам сохранения, использования и восстановления окружающей природной среды. Классификация конфликтов по причинным характеристикам, по составу п структуре последствий, времени ликвидации, по масштабу и глубине затрагиваемых проблем упорядочивает поиски разработку механизмов их предотвращения и ликвидации. В случае локально-территориальных «многопрофильных» конфликтов способы их разрешения находятся в плоскости сочетания частных целей производства, единых задач развития локальной территории и повышения уровня жизни местного населения. При конфликтах, связанных с изменением форм природопользования, механизм «дополнения» сменяется механизмом «предупреждения». Расширение практики его использования объясняется значительной долей внеэкономических факторов, оказывающих влияние на разрешение конфликта, и высокой его эффективности в традиционном эколого-экономическом смысле.

7. Реализация байкальской региональной модели природопользования возможна в трех принципиально отличающихся направлениях последовательной экологизации регионального развития: «базовом», «рекреационном» и «нормативном». Изменение отраслевой структуры региона по отношению к 1995 г. при «базовом» варианте происходит в направлении увеличения доли машиностроения, минерально-сырьевого комплекса, сельского хозяйства, энергетики, легкой (пищевой), строительной индустрии. Два других варианта отличаются большей диверсифнцировапностью хозяйства, особенно «нормативное» направление.

По «базовому» направлению экологизации хозяйства проблемы с загрязнением водной и воздушной среды, сокращением площади сельскохозяйственных земель сохраняются. В то время как па фоне роста объемов производства стабилизируются содержания сернистых соединений в воздухе, повышается бонитет почв и запасы биологических ресурсов, не сокращаются запасы деловой древесины.

Рекреационное" направление обеспечивает сохранение окружающей среды Байкальского региона за счет практического снижения выбросов загрязняющих веществ в воздух и в водную среду, а также концентраций особо вредных примесей.

При этом сокращаются площади сельскохозяйственных угодий и бонитет почв, что свидетельствует о чрезмерных темпах роста сельскохозяйственного производства и услуг туристической, санаторно-курортной деятельности.

При реализации «нормативного» направления, т. е. когда предпочтение отдается экологическим целям, па фойе устойчивого прироста объемов производства в машиностроении, сельском хозяйстве, минерально-сырьевом комплексе, легкой и пищевой промышленности сохраняется единственная проблема с водой практически во всех обозначенных в работе районах, за исключением бассейна Верхней Ангары.

8. Оценка внутренних финансовых ресурсов, формируемых за счет средств предприятий (22%), средств регионального бюджета (25,3%), ресурсов внебюджетных фондов (31,7%>) подтверждает их дефицитность в целом по периоду в пределах 27 трлн. руб. При любых условиях собственных инвестиционных ресурсов в БР недостаточно п за расчетный период (до 2005 г.) экономический потенциал пе может быть восстановлен. Масштабы привлекаемых ресурсов относительно ограничены вследствие постоянного дефицита централизованных вложений и слабо проявляющегося экономического интереса к региону частных (внешних) инвесторов. Дефицит по финансовым ресурсам па природоохранные цели может составить 45−70%) от необходимого уровня в зависимости от предъявляемых требований по нормативам качества окружающей среды. Льготные условия специальной экономической зоны особого природопользования позволяют частично решить вопрос с финансированием природоохранных мероприятий за счет снижения общей налоговой нагрузки с 18% от СОП (1994 г.) до 16%о на конец расчетного периода. Последнее дает возможность для увеличения ресурсов воспроизводства предприятий примерно в 1,5 раза.

Реализация перспективных направлений развития БР, основанных на новых способах природопользования, зависит от собственной финансово-экономической политики региона, но в итоге определяется размерами той «помощи», которую может предоставить российское государство и международное сообщество. Ни межрегиональный, нп локальный социально-политический статус не могут с уверенностью гарантировать сохранение экосистемы озера Байкал в долгосрочной перспективе.

9. Процесс совершенствования системы хозяйствования для режима особого природопользования еще пе закопчен. С целью сохранения «оболочки» или среды, в которую легко встраиваются элементы БРМП, важно провести мероприятия специфического характера:

— организационно-правовые для создания соответствующих основ регулирования;

— политические и социально-экономические преобразования;

— рыночные элементы кредитно-денежной и инвестиционной политики;

— прикладные работы и научные исследования, позволяющие выявить приоритеты, повышающие эффективность перехода к сбалансированному эколого-экономическому развитию.

Применение в практике управления социально-экономическим развитием Байкальского региона разработанных подходов, методов, инструментария позволило:

— предложить систему выживания региона в крайне нестабильных условиях российской экономики;

— активизировать работу по экологическому образованию и воспитанию в регионе и за его пределами;

— выйти па международный уровень решения проблем бассейна озера Байкал.

При финансовой поддержке Глобального Экологического Фонда (СЕР) и под потранажем Государственного комитета по охране окружающей среды Российской Федерации с 1997 г. на территории БР предстоит «развернуть» эффективную единую стратегию сохранения биоразнообразия. Пока что решение в области экономической политики на федеральном и региональном уровнях принимаются, как правило, без учета их влияния на биоразнообразие и другие природные компоненты. Все это ведет не только к непредвиденным издержкам, связанным с охраной окружающей среды, но н к тому, что немало потенциальных экономических выгод и возможностей для стимулирования инвестиций в сохранение биоразпообразия и рациональное освоение природных ресурсов остаются незамеченными или недооцененными.

К числу основополагающих принципов общерегиональной стратегии сохранения бпоразнообразия относятся: а) тесная взаимосвязь экологической, социально-экономической и финансовой политики с механизмами ее реализацииб) необходимость соблюдения основных макроэкономических пропорций и оценка возможностей их изменения в целях сохранения биоразпообразия и рационального использования природных ресурсовв) реалистичная политика сохранения всего ресурсного и исторического потенциала бпоразнообразия благодаря комплексному планированию, соответствующему информационному обеспечению и адекватному экономическому регулированию природопользования.

Предстоит провести один из первых экспериментов в России по разработке и внедрению мероприятий оптимизации управления и пользования земельными и другими природными ресурсами для трех модельных демонстрационных проектов — в Иркутской, Читинской областях, Республике Бурятия. В качестве экспериментальных территорий выбраны, согласно результатам предварительной фазы проекта, водосборные бассейны, каждый из которых характеризуется специфическими экологпческими условиями, характером использования земельных и других природных ресурсов, экономическими, социальными и институциональными особенностями (в Иркутской области — бассейн р. Голоустная, в Читинской области — бассейн р. Хилок, в Бурятии — бассейн р. Тугнуй-Сулхара).

Байкальский регион пока единственная территория в России, получившая официальный статус режима особого природопользования или новой формы хозяйствования. Становление этой формы с некоторыми трудностями и проблемами осуществлялось в период «социалистического строительства», а с переходом на рыночные отношения происходит деформация подходов и методов рационализации природопользования. Между тем многолетний, в целом положительный, опыт решения «байкальской проблемы» будет полезен другим регионам Российской Федерации, претендующим па роль регионов РОП.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.В., Вязниковцев А. И., Думова И. И., Тулохонов А. К. Проблемы экологии и традиции буддизма Махаяны // Известия СО РАН. История, филология и философия. — 1993. — № 3. — С.35−39.
  2. H.A., Петленко В. П. Экология и здоровье // Воен.-мед.жури. 1989.- № 4. — С.6−10.
  3. Н.Т., Исляев P.A. Основные положения концепции перехода
  4. Российской Федерации на модель устойчивого развития. СПб.: Центр регион.-полит. исслед. и проектирования, 1995. — 117 с.
  5. Адаптация человека к климато-географическим условиям и первичнаяпрофилактика. Новосибирск, 1986. — Т.1. 2. — 486 с.
  6. Т.А., Хаскин В. Сравнительный анализ и оценка экологического состояния районов Московской области. Москва: Аслан, 1994. — 46 с.
  7. М.Л., Балданов Б.-М.Б., Думова И. И. Экономическая реформа и экономика Республики Бурятия: состояние и проблемы // Материалы Всероссийской конференции по экономическому развитию Сибири.- Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1993.-12 с.
  8. Базы данных в автоматизированных региональных системах: Сб. науч. тр. Киев: Наук, думка, 1988. — 272 с.
  9. Баланс нефтяных углеводородов в Мировом океане (на примере Северной Атлантики)// Метеорология и гидрология. 1984. — № 3. -С.64−72.
  10. М.К. Государственная региональная экономическая политика: вехи, задачи и пути ее реализации в Сибири // Регион: экономика и социология. 1996. — № 2. — с.34 — 59.
  11. М.К., Лаппо Г. М., Машбиц Я. Г. Проблемные регионы: понятие, типы, особенности // Изв. РАН. Сер. геогр. 1994. — № 5. -С.5−55.
  12. В.Ф. Геохимический атлас Улан-Удэ. -Улан-Удэ, 1989.- С.3−22.
  13. Бестужев Лада И. В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реализации целей общества. — М.: Наука, 1987. — 213 с.
  14. А.Р., Ефимовская Л. А. Региональные условия формирования рынка товаров народного потребления (на примере Западной Сибири) // Потребительская кооперация Сибири: новые тенденции развития. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1990.
  15. Г. Х. Наше общее будущее // НЕКСТ СТОП СССР. -1987.- 325 с.
  16. О.П. Оптимизация пространственной структуры ТПК. Экологический аспект. Новосибирск: Наука, 1983. — 226 с.
  17. .А. Планирование природопользования. М.: Экономика, 1979.
  18. H.H. и др. Экономические механизмы природопользования: зарубежный опыт // Проблемы охраны среды и при-родных ресурсов.- 1991. № 10. — С.48−63.
  19. Бурятия: природные ресурсы. / К. Ш. Шагжиев, Б. Л. Раднаев, Б. Б. Ральдин и др. Улан-Удэ: БГУ, 1997. — С.53−69.
  20. Бурятия в цифрах. Сборник.-Улан-Удэ: Госкомстат Республики Бурятия, 1996.- 128 с.
  21. Введение в социальную экологию. Учебное пособие. М.: Луч, 1994. -Ч. 2. -255 с.
  22. Взаимодействие природы и хозяйства Байкальского региона. -Новосибирск: Наука, 1981. 127 с.
  23. В.Е. Режим особого природопользования на примере оз. Байкал. Новосибирск: Наука, 1982. — 192 с.
  24. М. Космос и экология // Мир науки. 1993. — Т.37. — № 2. -С.4−8.
  25. Воздух окружающей среды и рабочей зоны: указатель отечественных нормативно-технических документов, международных и иностранных стандартов. М., 1985. — Вып. 1−2.
  26. Т. Оптимизация функционирования экономической экологии в ФРГ // Экономика строительства. 1993. — N11/12. — С.27−31.
  27. К.К., Ходжер Т. В. Химический состав атмосферных осадков в районе озера Байкал //География и природ, ресурсы. 1981. — № 4. -С. 100−105
  28. Всесторонний анализ окружающей природной Среды // Тр. II Сов.-амер. симпозиума. Л.: Гидрометеоиздат, 1976. — 307 с.
  29. Д.Т. Экология и здоровье. М., 1985. — 58 с.
  30. И.П. Экологические проблемы в прошлой, настоящей и будущей географии мира. М.: Наука, 1990. — 247 с.
  31. Гигиенические основы решения территориальных проблем (на примере КАТЭКа).-Новосибирск:Наука, 1987.-255 с.
  32. Гидроэнергетика и Байкал. 4.1. Оценка экономического ущерба в связи с изменением уровня озера Байкал. /- Улан-Удэ:БИРП СО РАН, 1996.-55 с.
  33. Гидроэнергетика и Байкал. 4.2. Оценка и межрегиональное перераспределение рентного эффекта Ангарских ГЭС./ Безруков Л. А., Думова И. И., Никольский Р. Ф. и др. -Улан-Удэ: БИРП СО РАН.-41 с.
  34. В. Человек в биосфере: время управляемого развития // Мир науки. 1993. — Т.37. — N2. — С. 1−4.
  35. А.Б. Имитационная система «Азовское море» // Тр. ВНИИВО. Вопросы математического исследования и моделирования экосистемы Азовского моря. М., 1977. — Т. XVII. — с.48−55.
  36. A.A. Методологические основы моделирования управления качеством окружающей природной среды (на примере охраны воздушного бассейна): Автореф. дне.. докт. экон. наук. М.: ЦЭМИ АН СССР, 1981.- 37 с.
  37. Р. Основы экологии. М: Наука, 1975. С.3−92.
  38. O.A. Методические проблемы науки управления производством. М.: Наука, 1970. — 150 с.
  39. В.И. Народнохозяйственные модели оптимального развития природных комплексов. М.: Наука, 1978. — 192 с.
  40. E.H. Экология и здоровье. Учеб. пособие. Иркутск: Изд-во ИЧП «АРКОМ», 1994. — 4.1. — 93 с.
  41. И.И., Бардаханова Т. Б. Обеспечение охраны озера Байкал и рациональное использование природных ресурсов его бассейна: проблемы разработки и реализации федеральной комплексной программы // Регион: экономика и социология. 1997. — № 1. — С.76−93.
  42. И.И., Бондаренко Л. А. Имитационное моделирование экологического воздействия нефтедобычи на природную среду в ЗСНГК // Анализ и планирование топливно-энергетического комплекса Сибири- Сб. науч. тр. Новосибирск, 1988. — С. 130−149.
  43. И.И., Бондаренко Л. А. Совершенствование территориально-отраслевого подхода к планированию и управлению природопользованием (на примере нефтедобычи) // Природопользование в системе управления. Новосибирск: Наука, 1991. — С.-132−179.
  44. И.И. Проблемы социальной экологии // Основы эко-логии и рационального природопользования: Учеб. пособие. Улан-Удэ, 1994. -С. 108−115.
  45. И.И. Развитие идей экологической паспортизации в Байкальском регионе // География и природные ресурсы. 1994. — № 3. -С.61−66.
  46. И.И. Социально-экономические основы управления природопользованием в регионе. Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 1996. — 165 с.
  47. И.И. Социально-экономические проблемы рационального природопользования обсуждаются в Бурятии // География и природные ресурсы. 1992. -№ 3. С. 198−199.
  48. И.И., Сырицына Н. П. Тема 3. Влияние человеческой деятельности на окружающую среду // Основы экологии и рационального природопользования: Учеб. пособие. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1994. — С.25−33.
  49. И.И., Сырицына Н. П. Тема 4. Загрязнение окружающий Среды // Основы экологии и рационального природопользования: Учеб. пособие. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1994. — С34−43.
  50. И.И., Тумурова Л. И., Воронова Л. В. Демографические и социально-экономические аспекты здоровья населения Бурятии. -Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1994. 48 с.
  51. И.И. Экономическая оценка ущерба от нефтяного загрязнения // Повышение эффективности функционирования экономических систем в условиях ускорения научно-технического прогресса- Сб. науч. тр. Новосибирск, 1987. — С. 115−123.
  52. Н.Е. Вопросы согласования плановых решений с использованием имитационных систем. М.:Наука, 1987. — 141 с.
  53. Защита атмосферы от промышленных загрязнений: Справочник. -М.: Металлургия, 1988. 72 с.
  54. Зубако В.А. XXI век. Сценарии будущего: Анализ последствий глобального экологического кризиса. СПб.: АРИНИС, 1995. — 86 с.
  55. Инструкция о порядке единовременного учета образования, использования и обезвреживания токсичных отходов по состоянию на 1.07.1990 г. по форме № 2 токсичные отходы. Утверждена постановлением Госкомстата СССР от 20.02.1990 за № 25.
  56. Информационные технологии в геологии: Тез. науч.-техн. семинара. -СПб.: ВСЕГЕИ, 1992. 44 с.
  57. В.П. Экология человека. М.: Наука, 1988. — С.9−31.
  58. В.В. Территориальная организация производства. М., 1981.-С.5−21.
  59. JI. Управление социальными конфликтами. М.:Наука, 1992. -212с.
  60. Комплексная программа политики землепользования для российской территории бассейна озера Байкал // Совместный проект. 1993. — 175с.
  61. Комплексная стандартизация основа обеспечения охраны природной среды. — М.: ВНИИС, 1978. — С.3−79
  62. Концепция развития производительных сил Иркутской области на период 1993—2005 гг. Т. 1,2. — Иркутск: ИНХ, 1993. — 162 с.
  63. Концепция региональной стратегии России (проект). Программа помощи депрессивным районам (проект концепции). М., 1995. — 42 с.
  64. Концепция устойчивого развития Республики Бурятия // Отчет по теме. Улан-Удэ: БИРП СО РАН, 1996. — 115с.
  65. В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Информ. обзор. Новосибирск: СО РАН, 1993. — 62 с.
  66. Коптюг В. А, Матросов В. М., Левашов В. К., Деменко Ю. Г. Устойчивое развитие цивилизации и место в ней России: проблемы формирования национальной стратегии. М.- Новосибирск, 1996.- 75 с.
  67. Я. Дефицит. М.: Наука, 1990. — 607 с.
  68. И.О. Экологическое право и управление в США. М.: Байкальская Академия, 1992. — 238 с.
  69. Критерии оценки экологической обстановки территории для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации. М.: Гидрометеоиздат, 1992. — 75 с.
  70. С.Б. Социально-экономические и экологические аспекты географии: Межвуз. сб. Л., 1983. — 133с.
  71. Дж., Флетчер У. Здоровье и окружающая среда. М., 1979. — 238 с.
  72. .Н., Барский Л. А., Персиц В. З. Безотходная технология переработки минерального сырья: Системный анализ. М.: Недра, 1984.-334 с.
  73. А.Н., Лаврик О. Л. Природоохранное законодательство развитых стран. Аналитический обзор. Новосибирск: СО РАН, ГПНТБ, 1991. — 4.1.Право и система управления. — 197 с.
  74. М.Я., Чепурных Н. В., Юрина Н. П. Региональное природопользование на пути к гармонии. М.: Мысль, 1986. — 262 с.
  75. А.Н., Савченко М. Ф., Хомкалова И. Д. Врач советует. Лечебное питание при различных заболеваниях. Иркутск, 1993. 122 с.
  76. И.С. Основные процессы техногенного расселения н концентрирования элементов н принципы их оценки. М.:Наука, 1990.-С.26−29.
  77. Н.Н. Ноосферный путь развития России. М.: Тройка, 1995. — 48 с.
  78. К. и Энгельс Ф. Собр. сочинений. Т.20. — С.392.
  79. В.Ю. Прогнозирование развития проблемных регионов: вопросы методологии и опыт решения прикладных задач: Автореф. дне.. докт. экон. наук. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1997. — 44с.
  80. Методические основы программы углубления экономической реформы в Омской области. Новосибирск: ИЭиОПП, 1993. — 183 с.
  81. Методические рекомендации для проведения исследований в отраслях промышленности по выявлению резерв экономии сырья и материалов за счет использования вторичных материальных ресурсов. Киев: Укр. фил. НИИПин Госплана СССР, 1978. — 47 с.
  82. Методические рекомендации по геохимической оценке загрязнения территорий городов химическими элементами. М.: ИМГРЭ, 1982. -72 с.
  83. А.С. Смертность, заболеваемость и медицинская помощь (качество жизни в Канаде и США в 1964—1974 гг.) // Медицинская география: XXIII Междунар. геогр. конгресс. М., 1976. — С.88−89.
  84. Мир в цифрах: Стат.сборник. М., 1992. — С.3−52.
  85. Г. М. Методы оценки эффективности освоения природных ресурсов. Новосибирск: Наука, 1984. — 205 с.
  86. А.И. Методы нелинейных отображений в оптимальном управлении. Новосибирск: Наука, 1983. — 221 с.
  87. Настоящее и будущее Байкальского региона (возможности устойчивого развития) .-41. Природный комплекс. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1994. — 63 с.
  88. Настоящее и будущее Байкальского региона (возможности устойчивого развития). Ч III. Перспективы устойчивого развития. -Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1994. — 60 с.
  89. H.H. Региональная экономика. Теория проблемы. М.: Экономика, 1978. — 344 с.
  90. К.А. Наука, технология: проблемы современного общества. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. 83 с.
  91. И., Рябцев В., Тихомирова Е. Сравнительный анализ индикаторов экономического и социального развития регионов ассоциация «Большая Волга» // Вопросы статистики. 1995. — № 3. -С.28.
  92. Новые территориальные комплексы СССР. М: Мысль, 1977. -268 с. 102.0кружающая природная среда России. Краткий обзор. М.: журнал «Экое», 1995. — 119 с.
  93. Окружающая среда и условия устойчивого развития Читинской области. Новосибирск: Наука, 1995. — 246 с.
  94. Основные положения региональной политики в Российской Федерации. М., 1995. — 45 с.
  95. Основы создания и ведения региональных специализированных банков данных вторичных материальных ресурсов. М., 1991. — 223 с.
  96. Оценка и разработка научных основ гигиены водоснабжения и питания населения поселка Каменска Кабанского района Республики Бурятия // От чет АМЦ ВСФ АМН и БИРП СО РАН. Иркутск-Улан-Удэ, 1994.- 187с.
  97. А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1980. — С.5−6.
  98. A.A. Роль химии в развитии науки о питании. М.: Наука, 1974. — С.9.
  99. .И. Кибернетический подход к интенсификации равития общества при сохранении биосферы // Современные проблемы изучения и сохранения биосферы. СПб.: Гидрометеоиздат, 1992. — С.89−95.
  100. Н. Модели социальных систем. Иркутск, 1994. — 25 с.
  101. Правовое регулирование природопользования и охраны окружающей Среды: Сб. нормативных актов. М., 1995. — 15 с.
  102. Природопользование в системе управления: Планирование с использованием экономико-математических методов / Г. М. Мкртчян, Л. А. Бондаренко, И. И. Думова и др. Новосибирск: Наука, 1991. — 247 с.
  103. Проблемы охраны озера Байкал и природопользования в Байкальском регионе в 1993 г.: Ежегод. докл. М.: Гидрометеиздат, 1994. — 99 с.
  104. Проблемы охраны озера Байкал и природопользования в Байкальском регионе в 1994 г.: Ежегод. докл. М.: Метеорология и гидрология, 1995. — 127 с.
  105. Проблемы развития производительных сил в бассейне озера Байкал с учетом экологических требований (материалы генеральной концепции). М.: СОПС при Госплане СССР, 1988 — 183 с.
  106. Программно-целевое планирование развития городов и регионов. -Л., Наука, 1987.- 187 с.
  107. Проект Программы «Реформы и развитие российской экономики в 1995—1997 годах». М., 1995. — 152 с.
  108. Проект сохранения биоразнообразия // Всемирный банк. Регион Европы и Центральной Азии. Докл. XXXXRV. 1995. — 131 с.
  109. В.Ф., Молчанов A.B. Экология, здоровье и природопользование в России. М.: Финансы и статистика, 1995. -528 с.
  110. Регион БАМ: концепция развития на новом этапе / под ред. академика РАН А. Г. Гранберга и чл.-корр. РАН В, В, Кулешова. -Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1996. 212 с.
  111. Региональная экономика: Новые подходы. М.: Наука, 1993.- 126 с.
  112. Региональные исследования за рубежом. М.: Наука, 1973. — 303 с.
  113. Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990.-638 с.
  114. Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы) М.: «Россия Молодая», 1994. — 367 с.
  115. Рекомендации по охране окружающей среды в районной планировке. М.: Стройиздат, 1986. — С.3−15.
  116. Реформы и развитие российской экономики в 1995—1997 гг. // Проект программы. М., 1995. — 152 с.
  117. Российско-Канадский проект: Федерализм в сотрудничестве. Раздел III. Разделение ответственности в сфере экологии. Руководитель проекта Фрэнк Косвэй. Международный Институт устойчивого развития, 1995. — 27 с.
  118. Н.Г. и др. Экология и безопасность (справочник). М.: ВНИИПИ, 1993. — Т.2. Экологическая безопасность. — 4.1. — 292 с.
  119. Н.Г. и др. Экология и безопасность (справочник). М.: ВНИИПИ, 1993. — Т. З. Технологическая безопасность. — Ч.П. — 478 с.
  120. E.B. Экологический фактор в экономико-математических моделях. М.: Наука, 1980. — 166 с. fc' 131. Рященко C.B., Буслов С. П., Вершинина Т. А. Медико-географическаяоценка территории бассейна озера Байкал. Иркутск, 1988. — 40 с.
  121. Санитарная очистка и уборка населенных мест. Справочник. М.: Стройиздат, 1990. — 413 с.
  122. В.В. Экологическое регулирование и проблемы капиталистического воспроизводства. Свердловск: Изд-во Урал, унта, 1987. — 144 с.
  123. В.И. Природопользование в США и Канаде: экономические аспекты. М.: Наука, 1990. — 156 с.
  124. Социальное обеспечение и охрана здоровья населения Бурятии: Стат.сборник. Улан-Удэ, 1993. — 42 с.
  125. Социально-экономическая и экологическая характеристика ^ Республики Бурятия как проблемного региона Российской Федерации:
  126. Отчет. Улан-Удэ: БИРП СО РАН, 1996. — 66 с.
  127. С.А. Моделирование и анализ регионального развития при переходе к рыночным отношениям: Автореф. дне.. докт. экон. наук. Новосибирск: ИЭиОПП, 1993. — 38 с.
  128. А.И., Романова O.A., Данилов Н. И. и др. Социально-экономические проблемы формирования рыночных отношений в крупном промышленном городе. Екатеринбург: Наука, 1997. — 207 с.
  129. Территориально-производственные комплексы: Предплановые исследования / под ред. д.э.н. М. К. Бандмана и Б. П. Орлова. -Новосибирск: Наука, 1988. 270 с.
  130. A.C. Международно-правовая охрана окружающей среды. М.: Наука, 1986. — 190 с.
  131. A.C. Международные обязательства по решению экологических проблем // Итоги науки и техники. Сер. Охрана природы и воспроизводство природных ресурсов. М.: ВИНИТИ, 1989. Т.24.-49 с.
  132. А.К. Байкальский регион: Проблемы устойчивого развития. Новосибирск: Наука. Сибирская издат. фирма РАН, 1996. -208 с.
  133. Г. Ф. География, ресурсы и окружающая среда. М.: Прогресс, 1990.- 541с.
  134. Управление, информация, интеллект. М.: Мысль, 1976.- 383 с.
  135. Управление региональными программами в США н Канаде / под ред. д.э.н. Л. И. Евенко и к.геогр.п. Л. А. Баграмова. М.: Наука, 1983. -280 с.
  136. Устойчивое развитие: Библиографический обзор. Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 1994. — 148 с.
  137. Федеральная комплексная программа социально-экономического развития Республики Бурятия / Утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.1996 г. Улан-Удэ-Москва, 1996. — 234 с.
  138. П.Ж., Дырхеев К. П. Методическая база разработки структурной политики региона. Улан-Удэ, 1995. — 63 с.
  139. П.Ж. Прогнозирование экономического развития региона (аспекты структурной политики). Новосибирск, 1996. — 180 с.
  140. Т.В. Рекреационный потенциал Республики Бурятия и перспективы его использования. Автореф. дис.. канд. геогр. наук. -Иркутск, 1996.
  141. Хозяйственный механизм автономной республики. Новосибирск: Наука, 1992.- 120 с.
  142. В.П. Принципы и методы долгосрочного планирования экономики региона. М.: Наука, 1986. — 230 с.
  143. В.А., Гага В. А. Рыночная инфраструктура и ее значение в современной экономике // Рыночная инфраструктура: проблемы становления и развития: Сб. науч. статей. В.1. — Томск: Томский гос. ун-т. — 1993.
  144. Г. В. Экономические вопросы охраны природы в регионе. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. 169 с.
  145. С.С. Проблемы экологии человека // Вопр. философии. -1974.-N9.-С.102−110.
  146. Р.И., Новоселов A.C. Региональные проблемы рынковедения: Экономический аспект. Новосибирск: ВО Наука, 1993. — 436 с.
  147. Р.И. Региональные предплановые исследования экономический аспект). Новосибирск: Наука, 1988. — С.3−122.
  148. Экологическое оздоровление экономики /Возняк В.Я., Фейтельман Н. Г., Арбатов, А .Д. и др. М.: Наука, 1994. — 224 с.
  149. Экологический мониторинг Байкала / Кожева О. М., Бейм A.M. M: Экология, 1993. — 350 с.
  150. Экологические проблемы Байкала и Республики Бурятия. / Под ред. В. Е. Гулгонова, Н. Г. Рыбальского. М.: ЭФИА, 1996. — С.53−69,114−117.
  151. Эколого-экономическая стратегия развития региона. Новосибирск: Наука, 1990. — 184 с.
  152. Экономика природопользования на предприятиях. М.: ИМАКС, 1992. — С. 202.
  153. О.Н. Экология города. Зарубежные международные концепции. М: Наука, 1984. — 240 с.
  154. Ayres R, Knees A.V. Production, Consumption and Externalities // Amer. Econ. Rev. 1969. — Vol.59, № 3 — P.282−297.
  155. Baturin V.A., Vassilyev S.N., Dumova I.I. a.o. Ecologo-Economic Models of the Lake Baikal Region Development // Sustainable Development of the Lake Baikal Rigion: A model Territory for the World.- Berlin a.o.: Springer, 1996. P.228−241.
  156. Boschken H. Land Use Conflicts: Organisational Design and Resource Management. Illinois: Univ. Press, 1982. — P.28−42.
  157. Clem Tisdell. Environmental Economics: Policies for Environmental Management and Sustainable Development. Cambridge: Univ. Press, 1993. P.3−21,131−177.
  158. Daly H. On Economics as a Life Science // The Journal of Political Economy. 1968. — Vol.76,№ 3.
  159. Environmental policy in Japan / Ed.Sh.Tsuru, H.Weidner. Berlin: Sigma, 1989.-601 p.
  160. Gourieroux C., Monfort A. Testing, Encompassing, and Simulating Dynamic Econometric Models // Econometric theory. 1995. — Vol.11, № 2.- P. 195−228.
  161. Hall P. Urban and Regional Planning. London, 1989. — P. 1−217.
  162. Isard W. Ecologic economic Analysis for Regional Development. — N Y., 1972.
  163. Kirscher E. A new World for Environmental Services / Chem. Week.1994.- Vol.154, № 2.-P.28−31.
  164. Mandelker D. Managing Our Urban Environment. 1971. — P.3−27.
  165. Meadows D.H., Meadows D.L., Randers J., Behrens W.W. The Limits to Growth. N.Y. Univ. Books, 1972.
  166. Moisseev N.N. Noogenesis The Fundamental Problem of our Time. -World Futures. — Vol.32. — P. 197−206.
  167. Richardson H. Regional Economics. N.Y., 1969. — P. 101−102.
  168. Scott W.G. Organization Theory: An Overview and Appraisal // Journ. of Acad, of Management. 1961. — Vol.4.,№ 1. — P.7−26.
  169. Territory planning in Germany: Report of the Institute of Landplanning. Hannover, 1996. — 47p.
  170. Vassilyev S.N., Baturin V.A., Lakeyev A.V. Ecologo-Economic Model and Stability of Harmonization Problem // Proc. of IEEE Intern. Conf. on Systems Manadgment Cybernatics. France, 1993. — Vol.5. — P.339−343.
Заполнить форму текущей работой