Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Комплексная технология очистки нефтезагрязненных металлических деталей и совместное использование некоторых отходов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Объем работ по очистке поверхности от нефтепродуктов в различных промышленных отраслях составляет до 50 млрд. м2 в год. Расход воды или водных растворов технических моющих средств (ТМС) на очистку 1 м (при однократном водоиспользовании) составляет до 2,5 м. Отечественная промышленность ежегодно производит свыше 100 тыс. т ТМС, после использования которых образуется не менее 10 млн. м отработанных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблема загрязнения металлических поверхностей
    • 1. 1. Состав загрязнений и причина их образования
    • 1. 2. Методы и способы очистки поверхностей от загрязнений
    • 1. 3. Моющие средства
      • 1. 3. 1. Принцип действия моющих средств
      • 1. 3. 2. Классификация моющих средств
        • 1. 3. 2. 1. Щелочные соединения
        • 1. 3. 2. 2. Поверхностно-активные вещества
        • 1. 3. 2. 3. Синтетические моющие средства
        • 1. 3. 2. 4. Растворители
        • 1. 3. 2. 5. Растворяюще — эмульгирующие средства
        • 1. 3. 2. 6. Эмульсионные составы
        • 1. 3. 2. 7. Моющие средства, работающие за счет реакции газообразования
    • 1. 4. Проблема утилизации нефтесодержащих отходов
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Методы исследования. Анализ загрязненных металлических деталей
    • 2. 1. Методы исследования
      • 2. 1. 1. Анализ углеводородных загрязнений металлических деталей
        • 2. 1. 1. 1. Характеристика нефти и нефтепродуктов
        • 2. 1. 1. 2. Мазут, марка М
        • 2. 1. 1. 3. Литол
        • 2. 1. 1. 4. Нефтяное моторное масло
        • 2. 1. 1. 5. Отработанное нефтяное масло
      • 2. 1. 2. Характеристика нефтепродуктов, используемых в качестве искусственных загрязняющих веществ металлических деталей
    • 2. 2. Определение моющей способности растворов моющих средств
      • 2. 2. 1. -. Определение качества очистки поверхности
      • 2. 2. 2. Определение водородного показателя среды
      • 2. 2. 3. Определение химического потребления кислорода
      • 2. 2. 4. Определение количества растворенных нефтепродуктов в отработанном моющем растворе
      • 2. 2. 5. Определение поверхностного натяжения моющего раствора
      • 2. 2. 6. Определение содержания ионов тяжелых металлов
    • 2. 3. Постановка модельного эксперимента по загрязнению металлических пластинок нефтью и нефтепродуктами
    • 2. 4. Оценка действия моющих средств при очистке металлических деталей
    • 2. 5. Анализ модельных отработанных растворов
  • Глава 3. Очистка нефтезагрязненных металлических деталей с использованием экологически безопасного моющего средства
    • 3. 1. Термодинамическое обоснование выбора компонентов моющего средства
    • 3. 2. Моющая способность ПКФ
    • 3. 3. Промышленное внедрение ПКФ
      • 3. 3. 1. Очистка металлических деталей вагонного депо ТЧ —20 Ленинград-Финляндский Окт.ж.д
      • 3. 3. 2. Очистка металлических деталей пассажирских вагонов ВЧ — 8 Окт.ж.д
      • 3. 3. 3. Очистка металлических деталей автомашин транспортных цехов ОАО «Фирма Meдполимер» и ОАО «Метробетон»
    • 3. 4. Технологическая схема очистки металлических деталей ТМС «ПКФ».,
  • Глава 4. Утилизация нефтесодержащих отходов при производстве строительных материалов
    • 4. 1. Характеристика сырья, применяемого для производства строительных материалов
      • 4. 1. 1. Характеристика используемой глины
      • 4. 1. 2. Характеристика используемого песка
      • 4. 1. 3. Характеристика железосодержащего отхода окалины
      • 4. 1. 4. Характеристика кислых гальванических стоков и гальваношлама
        • 4. 1. 4. 1. Определение содержания ионов тяжелых металлов в гальванических отходах
    • 4. 2. Технологии утилизации отходов в обжиговую керамику
      • 4. 2. 1. Производство строительных кирпичей
      • 4. 2. 2. Глазирование поверхностей декорированных керамических изделий
    • 4. 3. Производство фосфатных строительных материалов
      • 4. 3. 1. Проведение испытаний
      • 4. 3. 2. Совместная безопасная утилизация отходов производства
      • 4. 3. 3. Фосфатные материалы из отходов промышленности и транспорта
        • 4. 3. 3. 1. Анализ водной вытяжки полученного фосфатного материала
      • 4. 3. 4. Рекомендации по применению фосфатных материалов, выполненных из отходов промышленности
        • 4. 3. 4. 1. Применение фосфатных отходосодержащих материалов в качестве нейтрализующих материалов
    • 4. 4. Статистическая обработка экспериментальных данных
      • 4. 4. 1. Расчет статистических характеристик результатов эксперимента
      • 4. 4. 2. Анализ достоверности результатов эксперимента
      • 4. 4. 3. Проверка распределения результатов по нормальному закону
      • 4. 4. 4. Расчет доверительных границ и выбор уровня значимости
      • 4. 4. 5. Статистическая обработка некоторых экспериментальных данных
  • Глава 5. Экономическая и экологическая эффективность
    • 5. 1. Определение величины предотвращенного экологического ущерба окружающей природной среде от снижения: загрязнения отходами производства и потребления
    • 5. 2. Экономическая эффективность

Комплексная технология очистки нефтезагрязненных металлических деталей и совместное использование некоторых отходов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из основных направлений действующих на железнодорожном транспорте экологических программ является сокращение объемов образующихся промышленных отходов, внедрение Малоотходных производств, снижение содержания нефтепродуктов и поверхностно-активных веществ (ПАВ) в сточных водах [1]. Удаление производственных и эксплуатационных загрязнений практически всегда неизбежно. Процесс очистки наиболее опасен в экологическом отношении, так как является, источником образования сильно загрязненных сточных вод, вредных парогазовых выбросов в атмосферу, нефтеотходов, повышенной загазованности рабочей зоны и пожароопасности. Нефтесодержащие сточные воды опасны для окружающей флоры и фауны, так как своим длительным, угнетающим воздействием они вызывают биологические отклонения в развитии клетки [2, 3, 17, 56]. Ежегодно на.

•j железнодорожном транспорте образуется около 600 млн. м сточных вод, основным видом загрязнений которых являются нефтепродукты [29, 86, 88]. Это, главным образом, сточные воды:

— от локомотивных и вагонных депо, где производится обмывка подвижного состава, промывка и опрессовка отдельных его узлов и деталей;

— от пунктов промывки грузовых вагонов;

— от промывочно-пропарочных станций для цистерн;

— от шпалопропиточных и щебеночных заводов;

— от заводов по ремонту подвижного состава;

— от пунктов технического осмотра, рельсосварочных поездов;

— от других мелких предприятий.

В процессе очистки сточных вод образуются нефтесодержащие отходы (НСО) неоднородного состава, при этом выпавшие в осадок тяжелые парафиновые углеводороды могут стать центрами кристаллизации для осажденных асфальтенов, а затем смол, которые адсорбируются на поверхности парафинов и асфальтенов, образуя устойчивые загрязнения оборудования.

Применяемые сегодня способы и средства очистки поверхностей, несмотря на значительный прогресс в этой области, все же не соответствуют растущим требованиям производства и охраны окружающей среды. Необходимо повышать качество очистки, снижать энергоемкость и трудозатраты, экологически совершенствовать эти процессы.

Объем работ по очистке поверхности от нефтепродуктов в различных промышленных отраслях составляет до 50 млрд. м2 в год. Расход воды или водных растворов технических моющих средств (ТМС) на очистку 1 м (при однократном водоиспользовании) составляет до 2,5 м [91]. Отечественная промышленность ежегодно производит свыше 100 тыс. т ТМС, после использования которых образуется не менее 10 млн. м отработанных моющих растворов. Токсичными составляющими этих растворов являются нефть, нефтепродукты, синтетические поверхностно-активные вещества (СПАВ), щелочные соли, органические растворители.

Содержание СПАВ в отработанных моющих растворах превышает ПДК в тысячи раз, а эмульгированных и растворенных нефтепродуктов — в сотни тысяч раз. Отработанные моющие растворы, попадая в гидросферу не только оказывают прямое токсикологическое воздействие на флору и фауну водоемов, но и в силу специфики коллоидно-химических свойств представляют собой опасность для главных геохимических барьеров «вода-биота», «река-море» [91] и др. Загрязнение водоемов нефтепродуктами являетсяочень стойким и распространяется на большие расстояния. Нефтепродукты образуют на поверхности воды пленку, а в толще воды они находятся в эмульгированном и растворенном виде. Тяжелые фракции, образующиеся в ходе естественного разложения нефтепродуктов в водоеме, загрязняют его дно. Процессы самоочищения в загрязненных нефтепродуктами водоемах протекают очень медленно. Нефтепродукты, особенно легкие компоненты нефти, являются ядом для организмов, населяющих водоем.

Не решен вопрос о возможности применения нефтесодержащих отходов (отработанных моющих растворов и др.), которые содержат ценные вещества.

128]. Все это говорит о незавершенности технологического процесса и необходимости проведения работ в данной области.

Для современного уровня развития характерен поиск технологий безопасной утилизации, которые содержали бы, фундаментальные единые основы. Такой фундаментальной основой может быть учет изменения энергии систем при осуществлении в них самопроизвольных химических процессов. Особенностью предлагаемого комплексного подхода является использование внутренней энергии веществ (в том числе отходов) в обеспечении как моющего действия, так и совместной безопасной утилизации отходов.

Объектом исследования в данной работе служила очистка нефтезагрязненных металлических деталей и безопасная утилизация некоторых отходов.

Известно, что одним из обязательных процессов на ремонтных участках транспортных подразделений является очистка нефтезагрязненных металлических поверхностей. В результате очистки образуются нефтесодержащие стоки с содержанием загрязнений различной природы.

Таким образом, цель работы состояла в создании комплексной технологии очистки нефтезагрязненных металлических деталей и совместной безопасной утилизации некоторых отходов.

В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие основные задачи исследования:

1. обосновать природоохранную целесообразность процессов комплексной технологии очистки нефтезагрязненных металлических деталей и совместной безопасной утилизации отходов;

2. разработать новое техническое моющее средство, эффективно очищающее металлические детали от нефтезагрязнений, исследовать его технологические свойства и апробировать в промышленности;

3. найти и разработать комплексные технологии совместной безопасной утилизации некоторых отходов.

Научная новизна результатов исследования состоит в следующем:

1. Обоснована комплексная технология очистки нефтезагрязненных металлических деталей и совместной безопасной утилизации отходов с учетом энергетической составляющей используемых веществ, а также самопроизвольно протекающих процессов при очистке и безопасной утилизации.

2. Разработано новое эффективное техническое моющее средство (ТМС), позволяющее вести процесс очистки в стандартных условиях и не требующее нагрева, основными составляющими которого являются перкарбонат натрия и кремнефторид натрия. Показано, что предложенное моющее средство является наиболее эффективным в температурном интервале от 20 до 50 °C по сравнению с известными МС, применяемыми для очистки нефтесодержащих загрязнений разной вязкости.

3. Исследованы технологические свойства моющего раствора и разработана технология по его применению на моечных участкахопределено, что в отработанном моющем растворе содержится до 63 мг/л растворенных нефтепродуктов и до 3,5 мг/л ионов железа;

4. Разработана технология по безопасной утилизации отработанного ТМС на основе самопроизвольных или топливосберегающих процессов взаимодействия вредных составляющих в искусственный фосфатный камень или в обжиговую керамику. Показано, что водная вытяжка из полученных материалов не содержит нефтепродуктов.

Результаты диссертационного исследования обладают практической ценностью, поскольку:

1. Предложенная энергетическая основа комплексной технологии очистки нефтезагрязненных металлических деталей и безопасной утилизации отходов позволила создать новые материалы, безопасные для биосферы;

2. Предложены новое техническое моющее средство и разработанные на него документы;

3. Предложены технологии безопасной утилизации, альтернативные существующим, включающие, помимо отработанного моющего раствора, другие отходы;

4. Для безопасной утилизации отработанного моющего раствора предложено использовать его в качестве жидкости затворения к шихте, содержащей отход металлургического производства, для кирпича с улучшенными декоративными свойствами (темно — терракотовый цвет) при сохранении эксплуатационных параметров по ГОСТ;

5. Предложен фосфатный материал, содержащий отработанный моющий раствор, а также отходы других производств в виде кислых гальваностоков, отходов металлургического производства (окалина и РЭД), замасленных древесных опилок и металлической стружки. Материал отличается улучшенными свойствами;

Основные научные положения и выводы достоверны и обоснованы с применением комплекса физико-химических методов анализа и соответствия теоретическим основам и требованиям соответствующих ГОСТов. Справедливость научно-практических рекомендаций подтверждена результатами опытно-промышленных испытаний. Все исследования, необходимые для решения поставленных задач, проводились в аккредитованном экологическом центре кафедры «Инженерная химия и естествознание» ПГУПС на поверенном оборудовании.

В связи с этим на защиту выносятся:

— комплексный подход получения моющего средства для очистки нефтезагрязненных металлических деталей и совместной безопасной утилизации отходов с учетом энергетики превращений;

— новое техническое моющее средство, технология получения и использования с комплектом разразрешающих документов;

— новые технологии совместной безопасной утилизации отходов с изоляцией остаточных токсичных составляющих отходов в керамические и фосфатные материалы с улучшенными технологическими и эксплуатационными свойствами.

Основные положения диссертационной работы докладывались и обсуждались на научно-технических конференциях в ПГУПСе: «Неделя Науки-1999», «Неделя Науки-2000», «Неделя Науки-2001», «Неделя Науки-2004», на.

II Международной научно-практической конференции «Защитные композиционные материалы и технологии третьего тысячелетия», 2001; на УП Всероссийской конференции Ассоциации технических университетов России и представительств отраслевых академий наук при СПбГПУ по проблемам науки и высшей школы, 20−21 июня 2003 гна IV Всероссийской научно-технической конференции «Новые химические технологии: производство и применение», август 2003 г., г. Пензана Всероссийском постоянно действующем научно-техническом семинаре «Экологическая безопасность регионов России и риск от техногенных аварий и катастроф», 22−23 апреля 2004 г., г. Пензана академических чтениях «Новые исследования в областях водоснабжения, водоотведения, гидравлики и охраны водных ресурсов», 17−18 марта 2004 г^ ПГУПС, г. Санкт Петербургна Всероссийском научно-практическом семинаре с международным участием «Экология автомобильного транспорта: передовой опыт России и стран Европейского Союза», 7−9 апреля 2004 г., г. Санкт-Петербург.

По теме диссертации опубликовано 20 печатных работ.

Общие выводы.

1. Обоснована комплексная технология очистки нефтезагрязненных металлов и совместной безопасной утилизации^ отходов разной природы с учетом энергетической составляющей используемых веществ, которая позволила разработать новое эффективное моющее средство и новые безопасные материалы для строительных и декоративных целей.

2. Предложено новое эффективное техническое моющее средство, позволяющее вести процесс очистки металла в стандартных условиях и не требующее нагрева, основными составляющими которого являются перкарбонат натрия и кремнефторид натрияпоказано, что предложенное моющее средство является более эффективным в температурном интервале от 20 до 50 °C по сравнению с известными МС, для загрязнителей разной вязкости.

3. Исследованы технологические свойства моющего раствора и разработана технология по его применению на моечных участках, определено, что при очистке поверхности металла от загрязнений в отработанном моющем растворе содержится растворенных нефтепродуктов до 63 мг/л и ионов железа до 3,5 мг/л, что превышает ПДК для водных объектов.

4. На предложенное техническое моющее средство составлены ТУ 2389−101 115 840−2003 «Техническое моющее средство «ПКФ» и получены санитарно-эпидемиологические заключения № 78.01.06.23 8.П.1 084.03.04 и № 78.01.06.238.Т.7 858.03.04. Моющее средство опробовано в ремонтном цехе депо ТЧ-20, на мойке ВЧ-8 и в транспортных цехах ОАО «Медполимер» и ОАО «Метробетон», что подтверждено актами испытанийдля ТЧ-20 рекомендовано к внедрению.

5. Предложены альтернативные существующим технологиям захоронения технологии безопасной утилизации, включающие помимо отработанного моющего раствора другие отходы Северо-запада, позволяющие в итоге создать продукт с полезными потребительскими свойствами.

6. Дляхбезопасной утилизации отработанного моющего раствора предложено использовать его в качестве жидкости затворения к шихте, содержащей отход металлургического производства для кирпича с улучшенными декоративными свойствами (темно — терракотовый цвет) при сохранении параметров по ГОСТ. Разработаны ТУ 2322−005−49 990 652−2004 «Пигмент для подглазурных красок и окрашивания керамического черепка». Показано, что водная вытяжка из керамических материалов не содержит нефтепродуктов, а содержание ионов тяжелых металлов не превышает ПДК.

7. Для безопасной утилизации отработанного моющего раствора предложено получение фосфатных материалов с использованием отработанного моющего раствора, а также отходов других производств Северо-запада в виде кислых гальванических стоков, отходов металлургического производства (окалина и РЭД), замасленных древесных опилок и металлической стружки. Материал отличается улучшенными свойствами (замедленными сроками схватывания до 49 часов, прочностью при сжатии до 17 МПа, прочностью при изгибе до ТА МПа, морозостойкостью до 50 циклов). Показано, что водная вытяжка из полученных фосфатных материалов не содержит нефтепродуктов, а содержание ионов тяжелых металлов не превышает ПДК. На полученный материал разработаны ТУ 13−260 215−003−2004 «Плиты фосфатно-стружечные», ТУ 5716−007−49 990 652−2003 «Состав композиционный отходосодержащий» и технологический регламентчто позволило рекомендовать его для строительных, декоративных и нейтрализующих целей.

8. Полученный фосфатный материал прошел полупромышленную апробацию в качестве нейтрализующего материала для щелочных стоков ООО «Пенобетон 2000», ОПБ «Предпортовая, 7», о чем имеются акты и рекомендован к применению.

9. Материалы диссертационной работы использованы в учебном процессе кафедры «Инженерная химия и естествознание» для строительных и экологических специальностей.

Совместная безопасная утилизация отходов в промышленном и гражданском строительстве.

Полученные материалы Основные компоненты Новизна и разработанные документы Внедрение, f географический регион.

Моющее средство «ПКФ» Na2C03-l, 5H202 Na2SiF6 ТУ 2389−001−1 115 840−2003 «Техническое моющее средство порошкообразное ПКФ», Гигиенический сертификат 78.01.06.238.П.1 084.03.04, Гигиенический сертификат № 78.01.06.23 8.Т.785 8.03.04, Рекомендации по применению ПКФ в моечных машинах Санкт-Петербург ТЧ-20, ВЧ-8, ОАО «Медполимер», ОАО «Метробетон» Имеются акты.

Фосфатный материал Глина, песок, окалина, металлическая стружка, древесные опилки, кислые гальвано стоки, отработанный нефтесодержащий моющий раствор ТУ 13−260 215−003−2004 «Плиты фосфатно-стружечные», ТУ 5716−007−499 906 052−2003 «Состав композиционный отходосодержащий" — ТУ 5711−002- -2004 «Гранитный отсев балластного щебня», Технологический регламент производства состава композиционног отходосодержащего Санкт-Петербург ООО «Пенобетон 2000», ОПБ «Предпортовая, 7» Имеются акты.

Керамический материал Глина, песок, РЭД, отработанный нефтесодержащий моющий раствор ТУ 2322−005−49 990 652−2004 «Пигмент для подглазурных красок и окрашивания керамического черепка» Санкт-Петербург ООО «ЭК-ПО» Имеется акт.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Экология и железнодорожный транспорт. Экспресс-информация. М., 1998. 1. С. 1−28.
  2. А.В., Сватовская Л. Б., Панин А. В., Смирнова Т. В. Нефть как фактор подавления почвенной биоты и мероприятия по ликвидации последствий нефтезагрязнения почвы // Межвузовский сборник научных трудов: Молодые ученые ПГУПСа. СПб, 1997. С. 57.
  3. С.П., Смирнов А. В. Трансформация нефтезагрязненных почв //Тез. докл. Междунар. конфер. «Закономерности эволюции земной коры». СПб, 1996. С. 236.
  4. Н.А. Применение современных химических технологий при ремонте и эксплуатации подвижного состава // обобщающий доклад на соискание ученой степени доктора транспорта. ДвГАПС. Владивосток. 1996. 47 с.
  5. И.И. Состав эксплуатационных загрязнений подвижного состава // Прогрессивные методы очистки подвижного состава, сб. науч. тр. — М.: Транспорт, 1992. С. 15−19.
  6. С.Н. Защита нефтепродуктов от микроорганизмов. М.: Химия 1977 г., 143 с.
  7. П.Н., Данилов В. М. Промьппленная чистота машин. М.: Машиностроение, 1982 г., 224 с.
  8. П.Н. Центробежная очистка рабочих жидкостей авиационных гидросистем. М.: Машиностроение, 1976 г., 328 с.
  9. П.Н., Черненко Ж. С. Авиационные фильтры и очистители гидравлических систем. М.: Машиностроение, 1964 г., 294 с.
  10. Ю.Большаков Г. Ф., Тимофеев, В.Ф., Сибарова И. И. Экспресс-методы олределения загрязненности нефтепродуктов. Л.: Химия, 1977. 168 с. 1. Козлов Ю. С. Очистка автомобилей при ремонте. М.: Транспорт, 1975. 214 с.
  11. В.М., Скрицкий В. Я., Рокшевский В. А. Очистка рабочихжидкостей в гидроприводах станков. М.: Машиностроение, 1976. 288 с.
  12. Г. А. Проблемы чистоты жидкостей топливных, масляных и гидравлических систем. Киев: РДЭНТП серия «Транспорт», 1978. 19 с.
  13. С. Контроль загрязнения.- Юацу гидзюцу (Hydraulics and' Pneumatics) — 1975, vol. 14, N. 13, pp. 34−36
  14. A.M. Химические средства в помощь автомобилистам.- М.: Транспорт, 1980 80 е., с ил., табл.
  15. С. Очистка поверхности металлов. Пер. с англ. Под ред. А. И. Бабикова М., «Мир», 1966. 350 с.
  16. Экологические основы природопользования: Учебное пособие / Под ред. Э. А. Арустамова. М.: Издательский Дом «Дашков и К°», 2001. — 236 с.
  17. Ю.И. Загрязненные нефтью наземные экосистемы: состояние и рекультивация // Современные проблемы изучения и сохранения биосферы. Том 3. С. Петербург, Гидрометиоиздат, 1992. 184 с.
  18. А. М. О загрязнении природной среды нефтью // Вестник МГУ. Сер. 5. География. 1974. 2. С. 11−19.
  19. .С. Источники загрязнения окружающей среды при транспорте и хранении жидких углеводородов. М.: ЦНИИТЭнефтехим, 1980, 5. 17 с.
  20. Цистерны. (Устройство, эксплуатация, ремонт): Справочное пособие / В. К. Губенко, А. П. Никодимов, Г. К. Жилин и др.- М.: Транспорт. 1990.- 151 с.
  21. А.А. и др. Органическая химия. Под ред. А. А. Петрова. Изд. 3-е, испр. и доп. Учебник для вузов. М.: «Высш. школа», 1973. 623 с. с ил.
  22. Дж., Касерио М. Основы органической химии. М., «Мир», 1978. Т. 1.842 с.
  23. А.И., Гайле А. А., Громова В. В. Химия нефти и газа.: Учеб. пособие для вузов. СПб., «Химия», 1995. 448 с.
  24. АЛ., Хотынцева Л. И. Руководство по анализу нефтей. Л.: Недра. 1966. С. 154−158.
  25. И.Л. Технология переработки нефти и газа. 4.1. М.: Химия, 1972. С. 40−43.
  26. ГОСТ 33–82 Технические требования на нефтепродукты.
  27. .М. Анализ нефтепродуктов. М.: Гостоптехиздат, 1962. С. 267.135
  28. Ю.И. Экология и железнодорожный транспорт. М.: ИНИИТЭИ МПС, 1992.-33 с.30: Меркурьев Г. Д. Локомотивным и ремонтным бригадам" о топливе и смазочных материалах. М.: Транспорт, 1988. 128 е.: ил., табл.
  29. Г. Д. Тепловозной бригаде о топливе и смазке. М.: Транспорт, 1966.120 с.
  30. Г. П. Топливо и смазочные материалы, и охлаждающие жидкости. М.: Машиностроение, 1985.195 с.
  31. .В. Нефтепродукты / Свойства, качество, применение. М.: Химия, 1966. 490 с.
  32. Чеботаревский-В.В., Кондратов Э. К. Технология лакокрасочных покрытий в машиностроении, М.: Машиностроение, 1978.- 295 е., ил.
  33. Ю.С. Очистка изделии в машиностроении. М.: Машиностроение., 1982.-261 с.
  34. Н.Ф., Гусев Б. Т., Ходыкин Д. Я. Проблемы обезвреживания и утилизации нефтесодержащих отходов при очистке подвижного состава // Прогрессивные методы очистки подвижного состава, сб. науч. тр. — М.: Транспорт, 1992. С. 70−75.
  35. Оценка действия моющих средств при очистке загрязненного нефтепродуктами оборудования. Смирнова Т. В., Макарова Е. И., сборник «Новые исследования в материаловедении и экологии. Выпуск 1. СПб., 2001, С. 42−47.
  36. Г. П. Применение моющих средств. // Основы теории и практики. М.: Космос. 1982. 239 с.
  37. Современные ТМС и их применение для очистки поверхности металлов. Тез. докл. Научно-техн. конфер. Под ред. И. А. Хризман. Уфа, 1979. 87с. .
  38. А. с. № 1 076 446 (СССР). В. Н. Дядечко, JI.E. Толстокорова, Т: Н. Морозова. Штамм Pseudomonas Putida 36, используемый для очистки воды и почвы от нефти и нефтепродуктов.
  39. А. с. № 1 428 809 (СССР). Способ очистки воды и почвы от нефтяных загрязнений / В. Н. Дядечко, И. Н. Нестеров, JI.E. Толстокорова, С. В. Платонова.
  40. Микробиологическое окисление нефтяной пленки на воде // Проблемы развития Западно-Сибирского топливно-энергетического комплекса / JI.E. Толстокорова,-В.Н. Дядечко, Г. Ф. Тригорьева, Р.А. Бадрызлова- сб. науч. тр. Тюмень: ЗапСибНИГНИ. 1984. С.16−19.
  41. Н.В., Королев П. А., Краузе С. Н. Очистка сточных вод и почвы от нефтепродуктов в условиях нефтебазового хозяйства // Химия и технология топлив и масел. 1996,4. С.41−43.
  42. Е.А. Очистка нефтесодержащих сточных вод предприятий хранения и транспорта нефтепродуктов. Л.: Недра, 1983. — 263 с.
  43. А.Ф., Козлов Ю. С. и др. Моющие средства, их использование в машиностроении и регенерация. М.: Машиностроение, 1993. 208 с.
  44. Проектирование моечно-очистного оборудования авторемонтных предприятий. Афанасьев Ю. И. М.: 1987. 174 с. .
  45. Современные технические моющие средства и ПАВ. // Тез. докл. и крат, сообщ. н. т. конф. Уфа.: Б. и., 1980. 105 с.
  46. А.А., Терехин В. И. Моющие жидкости. М.: Высшая школа, 1973. 115 с.
  47. В.Л., Фукс И. Г., Борейко Л. В. Коллоидно-химические аспекты действия моющих присадок в моторных маслах. // Успехи коллоидной химии. Ташкент: Фан, 1987. 289 с.
  48. Г. П. Применение моющих средств // Основы теории и практики. М.: Космос, 1982. 239 с.
  49. В.Х., Гринь В. Т. Технология синтетических моющих средств. М.: Химия, 1984. 259 с.
  50. А.С., Попов А. А., Зарипов Р. К. Выбор моющих средств и их применение для очистки тяговых двигателей. // Прогрессивные методы очистки подвижного состава сб. науч. тр. М.: Транспорт, 1992. С. 30−39.
  51. А.И. Техника защиты окружающей среды. М.: Химия, 1989.511 с.
  52. Н.В. Основы химической термодинамики. М.: „Академия“, 2003, 462 с.
  53. Кислотно-основные свойства поверхности AI2O3 различной кристаллической структуры. / Б. И. Лобов, Л. А. Рубина, И. Ф. Маврин, Г. И. Виноградова// Журнал неорганической химии. 1989. N 10, С. 34.
  54. А.А., Гниломедов М. Е. Научные принципы модификации смазочных материалов в свете экологических требований железнодорожного транспорта. // Проблемы инженерной экологии на железнодорожном транспорте сб. науч. тр. СПБ.: ПГУПС, 1999. С. ИЗ — 120.
  55. . Наука об окружающей среде. Как устроен мир: в 2-х т. Т. 2. Пер. с англ. ЗубковаМ.В., М.: Мир, 1993. 336 с.
  56. Ч.С., Сперанский В. В., Щелкунова З. В. Интенсификация процесса погружной очистки деталей с помощью ультразвука // Прогрессивные методы очистки подвижного состава сб. науч. тр. — М.: Транспорт, 1992. С. 45−50.
  57. П.И. Комплексное использование минерального сырья и экология. М.: Ассоциация строительных вузов. 1994. 268 с.
  58. А. Химическая термодинамика. УРСС., 2002, 296 с.
  59. Н.С. Основы теории обработки результатов измерений. М.: Издательство стандартов. 1991. 176 с.
  60. А.А. Математическая статистика. М.: Наука. Главная редакция физико-математических величин. 1984. 472 с.
  61. Краткий справочник физико-химических величин. Изд. 8-е, перераб./Под. ред.-А.А. Равделя и A.M. Пономаревой. Л.: Химия, 1983.-232 е., ил.
  62. Мазур ИИ, Молдаванов О. И. Курс инженерной: экологии. М.: Высшая школа, 1999. 446 с.
  63. ГОСТ 2609 84 Нефтепродукты, термины и определения. 13 с.
  64. В.Г., Иокимис Э. Г. Очистка сточных вод нефтеперерабатывающих заводов. М.: Химия. 1985. 256 с.
  65. В.Н., Орлов А. Г., Никитина Г. В. Книга для начинающего исследователя химика. — Л.: Химия, 1987. — 280 с.
  66. Т.И. Химия воды. Лабораторные работы. ЛИИЖТ. 1972. 88 е.,
  67. Т.В., Краснова Т. А., Коршунова О. И. О возможности создания технологического комплекса по переработке сточных вод органических производств. // Химия в интересах устойчивого развития, № 9, 2001, С. 117 -120.
  68. Т.А., Фиш Л.Г., Дьяконов А. В. Опыт использования новых моющих средств при обмывке кузовов вагонов // Прогрессивные методы очистки подвижного состава сб. науч.тр. -М.: Транспорт, 1992. С. 40−44.
  69. В .П. Аналитическая химия. 4.2. Физико-химические методыанализа. М.: Высш. шк., 1989. 384 с.
  70. Руководство по химическому анализу поверхностных вод суши. /Под ред.
  71. А.Д. Семенова. Л.: Гидрометеоиздат, 1977.- с. 354−359.
  72. Методические указания. Методика выполнения измерений массовой концентрации нефтепродуктов в водах ИК-фотометрическим методом. РД 52. 24. 476−95. Ростов» на Дону. Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. 1995. 15 с.
  73. Унифицированные методы исследования качества вод. 4.1. М.: СЭВ, 1987.1. С. 359−388.
  74. Г. С. Вода. Контроль химической, бактериальной и радиационной безопасности по международным стандартам. Энциклопедический справочник. М.: Протектор, 1995. 624 с.
  75. Ю.Ю. Аналитическая химия промышленных сточных вод. М.: Химия. 1984.448 с.
  76. Ф.Е. Утилизация и очистка промышленных отходов. Л.: Судостроение. 1980. 232 с.
  77. .А. Парафинизация нефтесборных систем и промыслового оборудования. М.: Наука. 1966. 201 с.
  78. А.И., Ефимов И. П. Определения, понятия, термины в химии. М.: Просвещение, 1981. 192 с.
  79. О.Д., Соснина Н.А Наружные загрязнения подвижного состава и технология их удаления. // Вопросы совершенствования конструкций и ремонта вагонов. Сб.науч.тр./ Хабаровск. ДвГАПС. 1993. С. 4−10.
  80. Н.Н., Коробов Ю. И. Охрана окружающей среды на железнодорожном транспорте. М.: Транспорт. 1996.238 с.
  81. А.В., Сватовская Л. Б., Панин А. В. Исследования моющих средств для очистки грунта от нефти и нефтепродуктов на железнодорожном транспорте. // Сб.науч.тр. Проблемы инженерной экологии на железнодорожном транспорте. СПб. ПГУПС. 1999. С. 31−35.140
  82. B.C. Охрана водных объектов от загрязнений на железнодорожном транспорте. // Сб. науч. тр. Проблемы инженерной экологии на железнодорожном транспорте. СПб. ПГУПС. 1999. С. 7−12.
  83. O.K., Лубяницкий Г. Д. Ультразвуковая очистка. Л.: Мапшностроение, 1977. 184 с.
  84. И.И., Попов А. Г. Перспективы развития техники и технологии очистки подвижного состава. // сб. науч. тр. Прогрессивные методы очистки подвижного состава. М.: Транспорт. 1992. С. 3−14.
  85. Л.М. Перспективы технического и экологического совершенствования процессов очистки поверхностей. // сб. науч. тр. Прогрессивные методы очистки подвижного состава. М.: Транспорт. 1992. С. 20−29.
  86. О.П., Шестерикова Н. В. Обезжиривание нефтесодержащихотходов от обмывки подвижного состава- бактериальным препаратом «Путидойл» // сб. науч. тр. Прогрессивные методы очистки подвижного состава. М.: Транспорт. 1992. С. 65−69.
  87. Н.В., Прозорова И. В. Композиция для очистки нефтепромысловогооборудования от асфальтосмолопарафиновых отложений. // Химия в интересах устойчивого развития, № 7,1999, С. 315−319.
  88. А.В. Эффективная очистка загрязненных грунтов с использованием моющих средств. Дисс. к. т. н. ПГУПС СПб 2000. — 146 с.
  89. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1986,1. С. 519.
  90. Ю.И., Дука Г. Г., Мизити А. Введение в экологическую химию. М.: Высшая школа, 1994.400 е.
  91. Концентратомер нефтепродуктов в четыреххлористом углероде ИКН-025.Паспорт, техническое описание и руководство по эксплуатации. КДЮШ414 213. 004 ПС. СПБ. ЭКРОС. 2000. 15 с.
  92. Экстрактор ПЭ-8020. Паспорт 3614−001−23 050 963−97 ПС, техническоеописание. СПБ, ЭКРОС. 2000. 12 с.
  93. Блок питания для перемешивающих устройств и экстракторов. Паспорт4218−001−23 050 963−98 ПС, техническое описание. СПБ. ЭКРОС. 2000.14 с.
  94. Н.П., Байгулова Т. М. Ускоренный метод определения ПАВ в ' растворах технических моющих средств. // сб. науч. тр. Прогрессивные методы очистки подвижного состава. М.: Транспорт. 1992. С. 60−64.
  95. Современные моющие средства. Сборник докладов. Уфа, РотапринтI
  96. Госкомиздата БаССР. 1987. 67 с.
  97. Н.И., Шевченко Н. Н., Зубрева Н. П. Быстрое определение анионных поверхностно-активных веществ в моющих растворах. // сб. науч. тр. Прогрессивные методы очистки подвижного состава. М.: Транспорт. 1992. С. 54−59.
  98. М.Я., Павлов В. В. Электролиз в неорганической химии. М.: Наука. 1976. С. 70−71.
  99. P.JI. Контроль производства керамических строительных материалов. М.: Промстройиздат. 1957. 204 с.
  100. А.С., Мельникова И. Г. Контроль производства красного строительного кирпича. Рига. Латвийское республиканское правление НТО промышленности строительных материалов. 1957. 108 е. ,
  101. С.М., Рояк Г. С. Специальные цементы: Учебное пособие для вузов. М.: Стройиздат, 1983. 279 с.
  102. Н.А., Воробьев О. Г., Реут О. Ч., Экологические проблемы городов: Учеб. Пособие СПб.: Изд. центр СПбМТУ, 1998, 151 с.
  103. М.Н. Получение и свойства новых алюмофосфатных декоративных и строительных экоматериалов на основе природного и техногенного сырья. Дисс. уч. ст. д.т.н. СПб. 1999, 179 с.
  104. Н.А. Применение термодинамического резерва для минимизации антропогенного воздействия обжиговых технологий производства142строительных материалов на окружающую среду. Дисс. уч. ст. к.т.н. СПб., 2002,135 с
  105. О.Ю. Фосфатные материалы для строительства и отделки на основе алюминий и железосодержащего сырья. Автореферат дисс. уч. ст. к.т.н. СПб. 1999, 24 с.
  106. Н.А. Активированное твердение бетонов с учетом энергетики гидратационных процессов. Автореферат дисс. уч. ст. к.т.н. СПб. 1997,27с.
  107. И.П., Тамбовцева В .Д., Горпггейн А. Е. Основы химической технологии. М.: Высшая школа. 1968. 336 с.
  108. . Наука об окружающей среде. Как устроен мир: в 2-х т. Т.1. Пер. с англ. Зубкова М. В., М.: Мир, 1993.420 с.
  109. Э., Вайсмантель X. Химия для любознательных: Основы химии и занимательные опыты Л.: Химия, 1987.- 392 с.
  110. Л.В., Буцева Л. Н. Обезвоживание отработанных нефтяных эмульсий с помощью флокулянтов // Химия и технология топлив и масел. 1994. 9−10. С.8−9.
  111. Г. Н. Стабилизация и разрушение нефтяных эмульсий. М.: Недра, 1982. 145 с.
  112. Э.С. Охрана окружающей среды на железнодорожном транспорте. М.: Космосинформ, 1994. 354 с.
  113. Современные достижения в области подготовки нефти. М.: ВНИИОЭНГ, 1979. 112 с.
  114. Энциклопедический словарь юного химика / Сост. В. А. Крицман. — М.: Педагогика, 1990. С Л 88−190.
  115. В. Кирпичи из нефтеотходов // Известия от 3. 11.1999г. С. 4.
  116. М.Е. Технология минеральных солей. 4.1. Л.: Химия, 1974. 791 с.
  117. Р.П. Экономико-экологические аспекты проблемы регенерации цветных металлов из сточных вод гальванических производств / Химическая промышленность, № 1, 1981. С. 36−39.143
  118. Е.А., Мещеряков С. В. Экологические характеристики нефтяных шламов // Химия и технология топлив и масел. 1991, 1. С. 40−42.
  119. В .А. Атомно-абсорбционная спектроскопия. JI.: Химия, 1971. 350с.
  120. Методы атомно-адсорбционной спектрометрии // Унифицированные методы исследования качества воды. СЭВ. 4.1. 1987.127 с.
  121. Л. А., Нечаев А. П. Замкнутые системы водного хозяйства промышленных предприятий, комплексов и районов / Под ред. С. В. Яковлева. М.: Стройиздат, 1984.272 с.
  122. Ю.М., Дурнев В. Д. Машиностроение и охрана окружающей, среды. Л.: Машиностроение. Ленинградское отделение. 1979. 224 с.
  123. А.Н., Шнырев Г. Л. Превращение стружки в порошок // Техника и наука. 1981. № 9. С. 16.
  124. Ф.Е. Утилизация и очистка промышленных отходов. Л.: Судостроение. 1980. 231 с.
  125. М.В. Утилизация промышленных отходов. М.: Стройиздат. 1990.352 с.
  126. А.В. Получение легированных железных порошков из шлифовальных шламов подшипникового производства. // Сб. Прогрессивные методы порошковой металлургии в машиностроении. Оренбург. 1980. 32 с.
  127. Metal Powder Report «Pord's swarf powder project». 1982. № 3, p. 150 — 151.
  128. Arthur D.-. Little. Jnc. 1976. Physical, chemical and biological) reatment technigues. U.S. Environmental Protection Agency report No. SW — 148 c.
  129. Himmel W. Erate Ergebnisse zur Nutrung industrieller. Abdeskult Aufgaben: Leipzig, 1977,139−148.
  130. Базовые нормативы платы за — выбросы, сбросы и размещение отходов^ Коэффициенты, учитывающие экологические факторы. / Утв. 27.11.1992. Минприроды России по согласованию с Минэкономики РФ и Минфинансов РФ.
  131. Н.Л. Общая химия. Л.: Химия. 1977. 720 с.
  132. Руководство по химическому и технологическому анализу воды. М.: Стройиздат. 1973. 272 с.
  133. Н.Ф. Введение в химию и технологию специальных вяжущих" веществ. .4.1, Л.: ЛТИ, 1976.- 60 с.
  134. Н.Ф. Синтез и свойства специальных цементов. 6 й Международный конгресс по химии цемента. М.: Стройиздат, 1976, т. II, кн. 1. 54 с.
  135. Л.Г. О критериях управления фосфатных вяжущих систем. В тезисах докладов V Всесоюзной конфер. «Физико химические исследования фосфатов», Л.: 1981, ч. II. 374 с.
  136. Л.Б. Термодинамический аспект прочности вяжущих систем. Цемент. 1996. № 1. С. 34 -35. '
  137. В.А. Фосфатные материалы в строительстве. ЦИНИС Госстроя СССР, М.:1978.31 с.
  138. Л.З. Математическая обработка результатов эксперимента. (Справочное руководство), М.: Наука. 1971. 192 с.
  139. М.М. Твердение вяжущих веществ. М.: Стройиздат, 1974. 56с.
  140. В.А., Рашкован И. Л., Танаев И. В. О механизме твердения фосфатных вяжущих. М.: Химия. 1976. 140 с.
  141. Л.Ф., Крапивин В. А. Технология производства и декорирование художественных керамических изделий. М.: Высшая школа. 1984. 207 с. 149. 3. Поллер Химия на пути в третье тысячелетие. Пер. с немецкого Васиной Н. Ф. М.: Мир, 1982. С. 183−184.
  142. Приказ МПР РФ от 02. 12. 2002 № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов».
  143. Приказ МПР РФ от 30. 07. 2003 № 663 «О внесении дополнений в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом МПР РФ от 02. 12. 2002 № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов».
  144. Стоимость услуг комплексной очистки и размещение на СПБ ГУ 1111 «Полигон Красный Бор» ЗАО «Санкт-Петербургская экологическая компания», март 2004.
  145. Е.И., Смирнова Т. В., Якимова Н. И. Очистка металлических поверхностей от нефтезагрязнений с помощью моющих средств различной природы. / сб. Новые исследования в материаловедении и экологии. Вып. З.СПб. 2003. С. 53−56.
  146. Е.И., Смирнова Т. В. Анализ средств по очистке механизмов и деталей от жидких углеводородов и выбор из них наиболее эффективных // Неделя науки-2001, Санкт-Петербург, 2001 г. С. 189−190.
  147. Е.И.Макарова, Н. И. Якимова Моющие средства для очистки поверхностей загрязненных жидкими углеводородами // IV Всероссийская научно-техническая конференция «Новые химические технологии: производство и применение» август 2003 г. г. Пенза. С. 135 — 137.
  148. Л.Б., Шершнева: М.В., Макарова Е. И., Смирнова Т. В. Проблемы: прогнозирования экозащитных свойств твердого тела. / Сборник научных трудов «Проблемы инженерной экологии на железнодорожном транспорте», ПГУПС, СПб, 1999. С. 25−27.
Заполнить форму текущей работой