Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Промышленное освоение Северо-Востока СССР и создание системы принудительного труда в 1928-1937 гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Территория Северо-Востока России характеризуется суровыми природными условиями, малонаселенностью, отдаленностью от промышленных центров, слабым развитием экономики и транспортной сети. Северо-Восток издавна заселяли чукчи, коряки, юкагиры, эскимосы, эвены, камчадалы. В описываемый период они находились на уровне полупервобытных охотников и сохраняли наиболее архаические формы материальной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Промышленное освоение труднодоступных районов Северо-Востока СССР в 20-е годы XX века
    • 1. 1. Социально-экономическое положение Северо-Восточных земель
    • 1. 2. Охотско-Колымский край в политике Советского государства
  • Глава 2. 0сновные этапы промышленного освоения Северо-Востока в 1928 -1937 гг
    • 2. 1. Значение Верхнеколымского приискового района АО «Союззолото» в развитии Северо-Востока в 1928—1931 гг.
    • 2. 2. Промышленное освоение района Верхней Колымы государственным трестом «Дальстрой» в 1932—1937 гг.
    • 2. 3. Транспортная инфраструктура на основных этапах социальноэкономического развития Северо-Востока СССР
  • Глава 3. Принудительный труд заключенных в освоении Северных земель СССР в 20-е — 30-е годы XX века
    • 3. 1. Репрессивно-карательная политика СССР в 20-е годы XX века
    • 3. 2. Северо-Восточный исправительно-трудовой лагерь треста «Дальстрой», как составная часть репрессивно-карательной политики в
  • 1937 гг

Промышленное освоение Северо-Востока СССР и создание системы принудительного труда в 1928-1937 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Рыночная модель экономики, сложившаяся после принятия конституции 1993 г. в России, существенно отразилась на Северных регионов. Вполне обычным стало закрытие угольных шахт, золотоносных приисков, рудников. Срыв централизованного государственного завоза и нарушения в работе транспортных коммуникаций привели к массовому оттоку населения и к параличу экономической жизни в данном регионе. В этой связи актуализируется проблема построения модели развития Северо-Востока России, основа которой должна опираться на широкий спектр междисциплинарных разработок, среди которых важное место занимают исторические исследования. При этом историко-аналитическая работа должна определяться современными требованиями развития отечественной истории, отрицающей конъюнктурность и предвзятость. Другими словами, современные теоретико-методологические основания исторической науки должны определяться расширением источниковой базы, позволяющей воспроизводить более взвешенную и объективную картину исторического пути развития России, включая прикладные работы регионального характера.

История XX века среди многих проблем отражает феномен освоения Северных и Северо-Восточных территорий СССР. Сложность и противоречивость фактов промышленного освоения ресурсов данного региона обусловливает актуальность темы предлагаемого исследования.

Историография темы. В опубликованных раннее исследованиях названная выше «парадигма освоения» не выделялась, не была раскрыта из-за попыток, можно сказать, экстенсивного подхода к материалу, недостаточному привлечению архивных данных и переноса внимания на другие стороны освоения (геополитическую, чисто экономическую, «гулаговскую» и др.). Указанная особенность определяет степень изученности предлагаемой темы в исторической литературе.

Конец 20-х годов XX столетия в истории СССР принято считать переломным. В это время происходит решительный сдвиг в процессе индустриализации. В трудах видных отечественных ученых А. В. Чаянова1 и др. была обоснована целесообразность развития разнообразных форм кооперирования и коллективных форм организации производства. Их оппонентом выступил экономист и статистик С. Г. Струмилин, который ратовал за особую роль государства в индустриализации СССР. Конец дискуссии был положен в 1929 году, когда страна взяла курс на социалистическое переустройство промышленности и сельского хозяйства административными методами. В последующие годы в монографиях Э. Ю. Локшина, 3 И. Бровера4, И. В. Маевского5, Г. А. Унпелева, 6 Д. X.

7 Я.

Ибрагимовой, Е. М. Химовича и др рассматриваются вопросы, посвященные управлению народным хозяйством, демографическому прогнозированию, социологии, истории коллективизации и др.

В период с 1930 по 1950 годы интерес к освоенческой проблематике был относительно высок. В эти годы выходят в свет работы, посвященные.

1 Чаянов А. В. Краткий курс кооперации. — М.: Центр. Товарищество. «Кооп. Издательство», 1925. — 24 с.

2 Струмилин С. Г. Проблемы экономики труда. — М., 1925. — 128. е., Он же «Очерки советской экономики». -Л., 1928. — 224 с.

3 Локшин Э. Ю. Очерки истории промышленности СССР (1917;1940). — М., 1956. — 330 с.

4 Бровер И. Очерки развития тяжелой промышленности СССР. — Алма-Ата, 1954. — 432 с .

5 Маевский И. В. Тяжолая промышленность СССР в первые годы социалистической индустриализации (19 261 929). -М, 1959, — 386 с.

6 Унпелев Г. А. Социалистическая индустриализация Дальнего Востока. О деятельности Коммунистической партии по индустриализации Дальневосточного Края (1928;1932 гг.) — Владивосток, 1972. — 296 с.

7 Ибрагимова Д. X. НЭП и перестройка. Массовое сознание сельского населения в условиях перехода к рынку. -М, 2000.-217 с.

8 Химович Е. М. Режим экономии в СССР: ЦКК — РКИ в борьбе за режим экономии и рационализации общественного производства и управления (1926;1934). —М., 1989. — 215 с. промышленному освоению территории, 9 географическим путешествиям и открытиям10, освоению Северного морского пути11.

1960 — е годы отмечены публикацией такой монографии, как «История.

1 Л.

Дальневосточного пароходства очерки — четвертый том «История открытия и освоения Северного морского пути» — «Научное и хозяйственное освоение Советского Севера 1933 — 1945 гг.». В это же время выходят работы и магаданских историков. Монография «Очерки истории Северо-Востока РСФСР 1917;1953» Н. А. Жихарева13- одна из них. В данном издании рассматриваются основные направления социально-экономической политики Советского государства на Северо — Востоке России в 1920 -1950 годах.

Значительный блок информации по освоению Магаданской области представлен в работах историков, опубликованных до конца 1970 годов. Среди.

9 Колыма общее ознакомление с районом. — Магадан, 1934, — 69 е., Фонды МОКМ, 6474 о. ф., Берзин Э. П .Пять лет Дальстроя \ Колыма. — 1936. -№ 4. — С. 11−12., Эпштейн Л. Итоги пяти лет \ Колыма. — 1936. — № 4. -С. 25−37. и др.

10 Визе В. Ю. Владивосток — Мурманск на «Литке. — Л., 1936, — 156 е., Он же. Моря Советкой АрктикиЛОчерки по истории исследований — Л., 1939. 565 с. Он же. Моря Советской АрктикиЛОчерки по истории исследований. — М., 1948, — 319 с., Родин Е. Д. Из истории освоения Северо-Востока к 30 летаю экспедиции И. Ф. Молодых 1928;1929.\Колыма. — 1958. — № 5. — С. 43−45., Он же. Роль транспорта в промышленном освоении КолымыЖолыма — 1959. — № 2. — С. 38−41., и др.

11 Хмызников В. Описание плаваний судов в море Лаптевых и западной части Восточно-Сибирского моря с 1878 по 1935 год. — M., 1937. 180 е., Белов M. И. Сереный морской путь к 48 — летаю освоения Советской Арктики/. — Л., 1957, — 385 е., и др.

12 История Дальневосточного пароходства очерки. — М., 1962, — 264 е., Белов М. И. Научное и хозяйственное освоение Советского Севера 1933;1945 гг. — Л., 1969. 617 с.

13 Жихарев Н. А. Очерки истории Северо-Востока РСФСР 1917;1953. — Магадан, 1961, — 249 с. них выделяются публикации Б. И. Мухачева14, С. В. Гунько15, В. М. Хлыпалова16, Е. В. Алтунина17. В них рассматриваются вопросы промышленного освоения Северо-Востока СССР в 1920;1930 гг., истории речного транспорта, дорожного строительства и авиации. В 1975 году вышла в свет обобщающая монография «Историческая хроника Магаданской области 1917 — 1972 гг.», в которой собраны и систематизированы сообщения и факты из истории Магаданской области. Через них красной нитью проходят документы и события, связанные с созданием и развитием партийных и административно-хозяйственных структур на территории региона.

В перестроечный и постперестроечный период интерес ученых к означенной проблематике значительно возрос. В 1987 году переиздана книга.

1 о.

И.И.Лукина «Первостроители», которая содержит ряд интересных документальных сведений: по дорожным изысканиям, строительству морского порта в бухте Нагаева, строительству судоремонтного и судостроительного завода № 2 др. В это же время выходят и ряд публикаций, в которых приводятся новые архивные материалы. 19Среди них выделяются работы магаданского историка А. Г. Козлова.20 Он один из первых, кто в своих.

14 Мухачев Б. И. Начало промышленного освоения Колымы (1928 — 1937 годы). \ Краеведческие записки, -Магадан, 1970., 95 с. — С. 69 — 79.

15 Гунько С. В. Из истории речного транспорта на Колыме. \ Краеведческие записки. — Магадан, 1972., 150 с. -С. 76−82.

16 Хлыпалов В. М. Из истории строительстваКолымской трассы. \ Экономические и исторические исследования на Северо-Востоке СССР. — Магадан, 1976. — С. 115−120.

17 Алтунин Е. В. Крылья Севера. — Магадан, 1976. — 206 с.

18 Лукин И. И. Первостроители, — Магадан, 1987. 382 с.

19 Краеведческие записки, — Магадан, 1988. — № 15. 216 е., Магадан. Путевадитель-справочник. — Магадан, 1989.221 е., Краеведческие записки. -Магадан, 1989. — № 16. — 173 с.

20 Козлов А. Г. Магадан. Конспект прошлого. Годы. Люди. Проблемы, — Магадан, 1989. 288 е., Он же. Их привозили пароходы.,\ Колыма. — Магадан, 1991. -№ 10. — С. 35−38., Он же. В душных трюмах пароходов. \ Колыма. — Магадан, 1991. — № И. — С. 30−34. и др. публикациях осветил вопросы становления исправительно-трудовых лагерей СЕВВОСТЛАГа, а также развития г. Магадана как административного центра Северо — Востока России. В это время в Магадане появляются публикации историков по разным аспектам деятельности треста «Дальстрой».21.

В начале 90-х годов XX столетия наступает новый этап в изучении истории Северо — Востока России, что было обусловлено сломом Советской политической системы, всеобщей либерализацией общественной жизни и рассекречиванием значительного массива архивных документов22, что лс отражается в монографиях А. Буллока, М. Геллера и А. Некрич, А. Дугина, В. В. Рагозина26, В. Цаплина27, В. Земскова28, Р. Конквеста29 и др. В них рассматривается история ГУЛАГа, а также роль заключенных в освоении труднодоступных территорий СССР в 1930;1950 годы и др.

21 Краеведческие записки. — Магадан, 1991,. — № 17, — 198 е., Краеведческие записки. — Магадан, 1993, — № 18.-158 е., и др.

22 НЭП и хозрасчет. — М.: Экономика, 1991. — 364. е., Докладная записка заместителя ВСНХ СССР Г. Л. Пятакова «Об организации поселений заключеннывх в перспективных экономических районах».1925 г.\Советские архивы. — 1991. — № 4 — С. 71−75. и др.

23 Буллок А. Гитлер и Сталин: Жизнь и Влвасть. — Смоленск, 1990. — 660 с.

24 Геллер М.- Некричь А. Истроия России. — М.: Миг, 1996. — т. 2, к. 2. — 440 с.

25 Дугин A. M. Говорят архивы: Не известные страницы ГУЛАГа.\Социально-политические науки. — 1990. -№ 7.-С. 90.-101.

26 Рагозин В. В. 1937. — М., 1996. — 479. с.

27 Цаплин В. В. Архивные материалы о числе заключенных в конце 30-х годов.\Вопросы истории. — 1991. — № 4−5.-С. 157- 163.

28 Земсков В. M. ГУЛАГ: историкосоциологический аспект.\Социологические исследования, 1991. — № 6. — С. 10−27., Он же ГУЛАГ: историкосоциологический аспект.\Социологические исследования, 1991. — № 7. — С. 316., Он же К вопросу о масштабах репрессий в СССР.\Социологические исследования. 1995. — № 9. — С. 118 127.

29 Конквест Р. Большой терор. — Рига, 1991. — 845 с.

90-е годы XX столетия отмечены выходом в свет мемуаров бывших заключенных ГУЛАГа А. И. Солженицина30, В. Т. Шаламова31, А. В. Горбатова 32и др. В этих воспоминаниях отражены тяготы лагерной жизни, а также принудительного труда в освоении северных территорий, когда освоение превращалось в насилие над человеком и природой.

В это же время публикуются научные работы сотрудников лаборатории истории и археологии СВКНИИ ДВО РАН. Данные исследования основаны на ранее недоступных архивных материалах и посвящены различным аспектам освоения Северо — Востока СССР государственным трестом «Дальстрой», а.

33 именно: вопросам становления системы СЕВВОСТЛАГа, проблемам создания треста «Дальстрой», 34истории горной промышленности, сельского хозяйства, торговли35и др.

На рубеже XX и XXI веков в Магадане прошло несколько научно.

Л/Г практических конференций. В их работе приняли участие отечественные историки, а также бывшие заключенные Колымских лагерей, сотрудники.

30 Солженицин А. И. Архипелаг ГУЛАГ. — М.: Терра, 1999. — т. 4. — 608 с. и др.

31 Шаламов В. Т. Колымские рассказы. М.: Слово, 1990. — 720 с .и др.

32 Горбатов А. В. Годы и Войны: Военные мемуары. — М.: Советский писатель, 1991. — 560 с .

33 Бадаев И. Д. Колымская гряда архипелага ГУЛАГ заключенные. \Историчекиее аспекты Северо-Востока России: экономика, образование, колымский ГУЛАГ, — Магадан, 1996, — С. 46 — 72. и др. Козлов А. Г. Севвостлаг НКВД СССР 1937;1941 гг.\Исторические исследования Севера Дальнего Востока. — Магадан, 2000 — С. 77 102. Он же. О численности заключенных Севвостлага: историография и современность. \ Диковские чтения. Материалы научно практической конференции. — Магадан, 2001. — С.201−208.

34 Николаев К.Б.К вопросу изучения истории Дальстроя. \Историчекиее аспекты Северо-Востока России: экономика, образование, колымский ГУЛАГ. — Магадан, 1996. — С. 29−46. и др.

35 Исаков А. История тор говоли на Северо-Востоке России ХУ11-XX вв.-Магадан, 1994.-261 е., идр.

36 Колыма. Дальстрой. ГУЛАГ. Скорбь и судьбы. Материалы научно-практической конференции. 13−14 июня 1996. — Магадан, 1998. — 128 е., Магадан: годы, события, люди. Научно-практическая конференция. -Магадан, 1999. — 238 е., Северо-Восток России: проблемы экономики и народонаселения 1 и 2 том. — Магадан, 1998., Диковские чтения. Материалы научно-практической конференции. — Магадан, 2001; 278 с. правоохранительных органов, педагоги, краеведы. В итоговых документах отмечалось, что актуальной задачей в настоящее время является аналитическая обработка имеющихся данных и создание обобщающих работ, способных дать представление о целостной картине промышленного освоения СевероВостока России.

В 2000 году в Магадане вышла монография сотрудника Северного международного университета А. Широкова «Дальстрой»: предыстория и первое десятилетие". 37 В книге рассматриваются основные направления социально-экономической политики Советского государства на СевероВостоке России в 1920 -1930 годах.

При разработке проблемы определяющей содержание данной диссертации мы обратились к изучению материалов периодической печати: газеты: «Дальстой», «Колымская правда», «Дальстроевец», «Советская Колыма», «Верный путь» и научно-технический бюллетень «Колыма».

Другой составной частью использованной литературы являются издания 1950 годов, о так называемом «героическом периоде» в истории края о.

38 первопроходцах конца 1920 начала 1930 годов .

Второй блок публикаций вошедших в предлагаемое исследование касается работ геологов39, гидрологов40, естествоиспытателей41.

37 Широков А. Дальстрой: предыстория и первое десятилетие. — Магадан, 2000. 151 с.

38 Дальстрой. К 25-летию. — Магадан, 1956, — 238 е., Цвиг Д. Магадан. Очерк-хроника. Городу 20 лет. -Магадан, 1959, — 113 е., и др.

39 Обручев С. В. Колымско-Индигирский район: географический и геологический очерк с предварительным отчетом о геодезических работах и картою, составленным К. Салещевым. Л., 1931. 60 е., Блибин Ю. А. К истории Колымских приисков. \ Билибин Ю. А. Избр. Тр.: в 3 т. — М., 1961. — Т. 3., — С. 195−206., Цареградский В. По экрану памяти. — Магадан, 1987. 191 с. и др.

40 Молодых И. Ф. К материалам по вопросу снабжения Верхне Колымского приискового района Союззолото. -Иркутск, 1930.-82 е., и др.

41 Полезные ископаемые и транспортная проблема Якутии. — Л., 1930. — 96 е., Виттенбург П. В. Якутская экспедиция Академии наук. — Л., 1925.-28 с.

В данной работе использованы в качестве источника материалы представителей экономико-географической науки42и специализированной литературы.43.

В разное время к проблемам транспортного освоения региона обращались специалисты различных организаций и ведомств.44.

При работе над диссертацией учитывались и события отраженные в мемуарной литературе.45.

Хронологические рамки исследования. В 1928;1937 гг. на территории Северо-Востока СССР велось изучение запасов полезных ископаемых и переход на их промышленную разработку. Параллельно с этим осуществлялось создание транспортных коммуникаций, шла доставка различных грузов в места намеченного строительства. В эти же годы происходит концентрация заключенных на промышленных объектах, а так же отрабатывается механизм интенсификации и стимулирования принудительного труда и самой системы СЕВВОСТЛАГа государственного треста «Дальстрой».

Предлагаемое исследование определяется территориальными рамками. Это территория Северо-Востока СССР площадью 700 тысяч кв. км. от.

42 10 лет Магаданаской области. — Магадан, 1963, — 136 е., Ахназаров Э. Б. О некоторых способностях развития народного хозяйства Магаданской области. \ История и культура народов Севера Даотнего Востока. — М. 1967. — С. 160−172., Краснощекое Б. X. Инфраструктура в системе регионального хозяйственного комплекса Севера. -М., 1980. 320 е., Пилясов А. Закономерности и особенности освоения Северо-Востока России ретроспектива и прогноз. — Магадан, 1996. 145 е., и др.

43 Елистратов Л. Б. Исследование эффективности применения автомобильного транспорта на Севере. \Современные проблемы освоения Севера СССР. — М., 1970. — С. 57 — 59., и др.

44 Фатеев В. Седьмой причал. — Магадан, 1985.-128 е., Коренченко А. Г. Автотранспорт Северо-Востока. -Магадан, 1974. 112 с.

45 Сандлер А. Этлис M. Современники Гулага. — Магадан, 1991. 420 е., Бочек А. П. Всю жизнь с морем. — M, 1969. — 378 е., Конев Б. К. Где сходятся меридианы: (записки капитана полярника). — Владивосток, 1973, — 304 с. и др. побережья Охотского моря до района верховьев р. Колымы и бассейна р. Индигирки с притоками: р. Нера и р. Мома.

Объектом исследования настоящей работы является промышленное освоение Северо — Востока СССР и создание системы принудительного труда заключенных в 1928;1937 гг.

Предметом нашего исследования избраны методы промышленного освоения Северо — Востока СССР в описываемый период.

Цель предлагаемого диссертационного исследования — анализ социально-экономического развития Северо — Востока СССР в 1928;1937 гг.

Сформулированная цель исследования определила следующие задачи:

1. Выявить предпосылки социально-экономического развития необжитых и труднодоступных районов СССР в 20-е годы XX века.

2. Определить цели и задачи промышленного освоения Севро-Востока СССР в 1928; 1937 годах.

3. Проанализировать влияние транспортной инфраструктуры на социально-экономическое развитие региона.

4. Выделить роль принудительного труда заключенных в колонизации Северо-Востока СССР в описываемый период.

Источниковая база данной диссертации состоит из документальных фондов Ольского РИКа, Нагаевской Базы ЦМЗ, государственного треста «Дальстрой» и отдела ОГПУ-НКВД по «Дальстрою», а также ранее опубликованных материалов означенной тематики. В данное исследование вошли документальные источники и справочная литература, хранящиеся в Магаданском областном краеведческом музее. При работе над диссертацией используются материалы периодической печати и научно-технической литературы, отражающих различные аспекты промышленного освоения Северо-Востока СССР в 1928;1937 годах.

Основная масса используемых в данной работе неопубликованных документальных источников сосредоточена в Государственном архиве Магаданской области. Это фонд Р-17 Ольского РИКа за 1925;1967 гг.

Названный фонд имеет десятки единиц хранения, раскрывающие деятельность АО «Союззолото» и «Цветметзолото» по решению транспортных проблем Верхнеколымского приискового района. Данный фонд представлен документами внутреннего делопроизводства и может быть подразделен: на документацию Ольского РИКа46, на материалы делопроизводства АО «Союззолото» и «Цветметзолото"47, переписка между Ольским РИКом и цмз.48.

К фонду Р-8 относятся материалы, связанные с Нагаевской базой АО «Союззолото» и ЦМЗ.49.

Другая составная часть использованных документальных источников находится в фондах Р-23 сч «Главного управления строительства Дальнего Севера Министерства цветной металлургии СССР г. Магадан» и Р-23 сс «Документальные материалы 1 отдела Дальстроя». Данные фонды имеют 6239 единиц хранения.

Внешняя документация, характеризующая взаимоотношения объекта нашего исследования с вышестоящими органами, может быть подразделена на несколько групп материалов: директивно-распорядительные документы,^контрольно-ревизионные материалы, 51отчетные материалы руководства треста «Дальстрой».52.

46 Резолюция Ольского РИКа по докладу дорожной экспедиции Союззолото. ГАМО, ф. Р- 17, on. 1, д. 138, л.152.

47 План работ Нагаевской базы КГПУ на 1930;1931 годы. Там же, л. 215.

48 Письмо дирекции Союззолото Ольскому РИКу с просьбой о выделении земельного участка в бухте Нагаево от 5.7.30. Там же, л. 147.

49 Доклад заведующего Нагаевской базой ЦМЗ М. А. Лосева по обследованию Ямско-Тахтоямского района в 1931 году. Там же, ф. Р — 8, on. 1, д. 1, л. 11.

50 Постановление СТО № 516 от 13.11.31. Там же, ф. Р-23 сс, оп.1, д. 1, л.1. идр.

51"3аписка о геолого-разведочных работах Дальстроя". Там же, д. 39, л. 1−57. и др.

52 «Отчет о деятельности гостреста Дальстрой». Там же, ф. Р — 23 сч, on. 1. д, 401. и др.

Документы внутреннего делопроизводства, позволяющие всесторонне анализировать все направления деятельности треста «Дальстрой» по транспортному и промышленному освоению Северо — востока России, также могут быть подразделены на несколько групп: распорядительно-уставные документы," производственно-отраслевая документация, 54документы контрольно-ревизионного характера, 55отчетно-статистическая документация.56 Другой блок источников, вошедших в диссертацию, находится в архиве УВД по Магаданской области. Это фонд 1. Названный фонд содержит десятки единиц хранения и раскрывает деятельность отдела ОГПУ-НКВД по тресту «Дальстрой» в 1932;1937 гг. Внешняя документация, характеризующая принцип взаимоотношений ОГПУ и НКВД, с одной стороны, и треста «Дальстрой», с другой, может быть подразделена на несколько групп материалов: Приказы и инструкции Союзного ведомства по организации системы ОГПУ, НКВД и отдельных подразделений, 57приказы отдела НКВД по организации собственных подразделений.58.

Большой массив источников вошедших в предлагаемое исследование располагается в Магаданском областном краеведческом музее. В письменном источнике МОКМ хранятся: личные документы участников освоения края59,.

53 Приказ № 1 от 8.02.32. по гостресту Дальстрой. ГАМО ф. Р — 23 сч, on. 1, д. 1, л. 10−11. и др.

54 «Инструкция по зимней эксплуатации автогужевого пути от 16.10.32». Там же, д. 2, л.113.

55 «Об итогах проверки лагерных и производственных подразделений «Дальстроя» приказ № 030 от 7,08.35. Там же, ф. Р-23 сс, on. 1, д. 14, л. 69−73.

56 Там же, д. 6, л. 1−102.

57 Приказ НКВД № 0044 от 21.8.34 об организации отдела НКВД по тресту Дальстрой. Архив УВД по Магаданской области, ф. 1, д. 3, л. 140.

58 Временное положение о правах и обязанностях начальника СИЗО. Архив УВД по Магаданской области, ф. 1, on. 1, д. 3, л. 3.

59 Воспоминания Федорова П. И. Фонды МОКМ, № 2568 о. ф., и др. уникальные книги, 60 топографические карты территории Колымского края начала 1930 годов и др. Всего же в фондах и библиотеке музея насчитывается сотни документов, которые относятся к данному периоду.

Научная новизна исследования. Предлагаемое исследование является обобщающей работой, в которой дан комплексный анализ процесса промышленного освоения Северо-Востока СССР в 1928;1937 годах. Опираясь на обширную источниковую базу, диссертант раскрыл деятельность АО «Союззолото» по преодолению трудностей, связанных с добычей золота в районе Верхней Колымы, а также рассматрел внутреннюю структуру треста «Дальстрой» и СЕВВОСТЛАГа, выделил основные особенности развития отдельных видов транспорта (морского, речного, автомобильного, воздушного, железнодорожного), а также дорожного строительства. Новым в диссертации является использование автором архивных данных, не введенных до сих пор в широкий научный оборот и неизвестных подавляющему числу отечественных и зарубежных специалистов.

В результате проведенного исследования сформулированы следующие выводы и положения, которые выносятся на защиту:

1. Территория Северо-Востока России в 20-х годах XX века была слабо исследована и представлялась сплошным белым пятном. Помимо этого политика Дальневосточной республики направляемая, прежде всего на создание буфера между Японией и бандами белогвардейцев с одной стороны и Советской Россией с другой, привела к изолированности территории от метрополии и вызвала вспышку голода среди местного населения. Мероприятия «военного коммунизма» (конфискации, национализации, транспортная повинность, продразверстка), проводимые Советской властью негативно отразились на беднейших слоях аборигенного населения, разорив их хозяйства. В свою очередь период НЭПа, направленный, прежде всего на создание новых форм собственности и поощрение свободной.

60 Молодых И. Ф. Пути связи и снабжения Колымско — Индигирского края. — Иркутск, 1931., 252 е., Фонды MOKM, № 21 185 о. ф., и др. предпринимательской деятельности был короток. На его смену в конце 20-х годов пришла административно-командная система. В это же время на Севере-Востоке СССР были обнаружены огромные запасы минерального сырья. Данное обстоятельство предопределило экономическое будущее этого региона, а так же политические средства и методы его освоения.

2. С 1928 по 1931 год проводилось обоснование экономической целесообразности освоения Северо — Востока СССР. Выводы основывались на опытной разработке промышленного месторождения золота в районе Верхней Колымы Акционерным обществом «Союззолото», а также на исследовательской деятельности малочисленных экспедиций по геологии и гидрологии. Медленные темпы освоения данного региона, по мнению руководящих партийных органов, противоречили проведению в жизнь принципов «революции сверху» или «большого скачка» в условиях враждебного окружения. Основной принцип индустриализации сводился к форсированному промышленному строительству за счет максимальной централизации управления и мобилизации всех внутренних материальных и человеческих ресурсов. Вышеуказанная концепция была разработана в первом пятилетнем плане на XV съезде партии и принята окончательно на XVI Партконференции и V съезде Советов. Освоение Северных регионов по новой доктрине предлагалось осуществлять комбинатами особого типа, которые создавались на базе исправительно-трудовых лагерей и колоний. Одним из таких комбинатов был государственный трест «Дальстрой», организованный в начале 1930;х годов на базе Верхнеколымского приискового района Акционерного общества «Союззолото». В 1932;1937 годах трест «Дальстрой» был хозяйственной структурой СТО СССР, а на деле являлся огромным лагерем, занимавшимся добычей золота и перековкой заключенных .

3. Среди многих проблем прошлого XX век оставил нам феномен освоения Северных и Северо-Восточных территорий СССР. Здесь состоялся эксперимент, который показал предел адаптационных возможностей человека. Человек, принужденный к лишению свободы был поставлен в жесткие условия выживания. Создаваемая в СССР империя ГУЛАГа выполняла экономические и политические функции. Это не противоречило идеологической модели большевиков по построению нового общества. Северо-Восточный исправительно-трудовой лагерь государственного треста «Дальстрой» был составной частью этой системы, выполняя на практике советскую колонизацию не обжитых и труднодоступных районов СССР.

Методологической основой диссертации послужили принципы историзма, объективности и научности. При обработке архивного материала нами использовались источниковедческий, структурно-типологический и аналитико-тематический методы, применение библиографического метода определялось изучением литературы по данной тематике. Помимо вышеуказанного, при разработке темы настоящей диссертации использовались историко-сравнительный и статистический методы.

Практическая значимость диссертации. Выводы, положения и оценки, сформулированные в диссертации, могут быть использованы в учебном процессе: при чтении лекций, проведении семинарских занятий по курсу «История Северо-Востока России в XX веке» и при разработке аналитических концепций музейных экспозиций.

Апробация результатов Основные выводы данного диссертационного исследования изложены на научных конференциях и в публикациях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

Территория Северо-Востока России характеризуется суровыми природными условиями, малонаселенностью, отдаленностью от промышленных центров, слабым развитием экономики и транспортной сети. Северо-Восток издавна заселяли чукчи, коряки, юкагиры, эскимосы, эвены, камчадалы. В описываемый период они находились на уровне полупервобытных охотников и сохраняли наиболее архаические формы материальной и духовной культуры. Основным занятием населения было табунное оленеводство, охота и рыбалка. Бездействие государства, а также проникновение сюда японцев и американцев подрывали основы существования коренного населения. Ухудшились питание, жилищные и бытовые условия, что создавало благоприятную обстановку для распространения инфекционных заболеваний. Разорение сельского и промыслового хозяйства в начале 20-х годов прошлого века на Северо-Востоке СССР происходило и из-за некоторых мероприятий, проводимых Советской властью в первые годы советизации региона, присущие периоду «военного коммунизма»: конфискации, национализации, транспортная повинность, продразверстка, направленные против крупных оленеводов, сказались в первую очередь на беднейших слоях, разорив их хозяйства. В дальнейшем до конца 20-х годов взаимоотношения органов власти с местным населением базировалось главным образом на экономических принципах, в основу которых была заложена концепция кооперации. Оттепель НЭПа на Северо-Востоке, как и по всей стране, была недолгой. Формирование административно-командной системы в конце 20-х годов предопределило дальнейшее направление социалистического переустройства экономики региона на совершенно других принципах. Свободная предпринимательская деятельность кооперативов, основанная на рыночных отношениях, была парализована системой центральных фондов и лимитов на материальные ресурсы и товары. Огосударствление кооперации, ликвидация многообразия частного предпринимательства, установление монополии госторговли и создание распределительной системы было характерной чертой эпохи. Таким образом, процесс социально-экономического развития Северо-Востока в описываемый период, несмотря на некоторые особенности, связанные с природными условиями, образом жизни и характером занятий коренного населения, явился зеркальным отражением общегосударственной политики социалистического преобразования общества. Особенности исторического развития Северо-Востока России в описываемое время, а также географическое положение и природные условия, обусловили зависимость его хозяйства от вывоза продукции рыбных промыслов и благоприятствовали развитию внешних морских перевозок. Во второй половине 20-х годов плавание судов в этом районе проходило в неблагоприятных условиях связанных с отсутствием маяков и портовых пунктов на побережье Охотского моря. Местные транспортные средства для связи с побережьем были слабы и неорганизованы. Исследования, проводившиеся на Северо-Востоке СССР в это время, выявили здесь крупные месторождения золота. В 1928 году промышленное месторождение золота в верхнем течении реки Колымы было приобретено АО «Союззолото». Заброска грузов на первые прииски осуществлялась лишь кочевыми, вьючными тропами и зимниками, потому период доставки грузов, стоимость перевозок и общий их объем полностью зависел от случая. В связи с этим руководство «Союззолото» заключило договор с НКПС для изучения вспомогательного варианта завоза грузов на прииски. Река Колыма была продолжением восточного участка Северного морского пути, но малоизученность района, отсутствие лоции делали нереальной данную схему снабжения. Для комплексного изучения этого района сюда была направлена «Партия по исследованию р. Колымы» под руководством И. Ф. Молодых. В отчетах экспедиции предложен план судоходства и схема снабжения Верхне Колымского приискового района. Организация судоходства на Колыме должна была предшествовать строительству автодороги от бухты Нагаева до приисков. Протяженность дороги составляла в 375 — 400 км. Предложенная учеными транспортная схема внутренних и внешних коммуникаций во многом предопределила развитие данного региона. Для СССР, который начал индустриализацию промышленности и сельского хозяйства, золото служило основным способом приобретения технологий, сырья, специалистов и др. Золото являлось тем товаром, поставка которого на экспорт пользовалась неограниченным спросом ввиду вспыхнувшей на Западе Великой депрессии. Соотношение цен на золото и промышленного оборудования было необыкновенно благоприятным. Методы освоения Северных регионов были определены в постановлении СНК «Об использовании труда уголовно-заключенных» от 11 июля 1929 года. Основу данной структуры составляли крупные исправительно-трудовые лагеря, которые открывались в отдаленных малонаселенных районах. Эти лагеря должны были стать центрами освоения. Предполагалось закреплять на этих территориях заключенных, освободившихся по окончании срока, а также переводить на вольное поселение досрочно тех, кто заслужил это своим поведением или отличившихся на работе. Из вышеуказанного следует, что данная категория заключенных концентрировалась в ведении одной организации и территориально отделялась от остального населения. На необжитых территориях создавались существенные резервы рабочей силы и аппарат центрального руководства, способный решать масштабные задачи. Основной задачей руководства лагерями становилось рациональное хозяйственное использование труда заключенных. На базе таких лагерей организованы «комбинаты особого типа» для дальнейшего освоения Северных регионов. Так на практике решался вопрос советской колонизации. Это была форма промышленного освоения и заселения необжитых и труднодоступных районов СССР. Одним из таких комбинатов был государственный трест «Дальстрой», организованный 11 ноября 1931 года для промышленного освоения района Верхней Колымы. Важнейшим условием хозяйственного освоения новых районов Крайнего Севера, входящих в сферу деятельности «Дальстроя», являлось создание транспортных коммуникаций, доставка грузов в первые очаги намеченного строительства. С 1932 по 1937 год на транспорт было затрачено около половины всей суммы капитальных вложений. В эти же годы происходит концентрация заключенных на строительных объектах, а также отрабатывается механизм интенсификации и стимулирования труда заключенных и самой системы СЕВВОСТЛАГа. Создаваемая в СССР империя ГУЛАГа выполняла экономические и политические функции. Данное положение вещей не противоречило идеологической модели большевиков по построению нового общества. В 1932;

1937 годах трест «Дальстрой» был хозяйственной структурой СТО СССР, а на деле являлся огромным лагерем, занимавшимся добычей золота и перековкой заключенных.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е. Крылья над Магаданом. — Магадан, 1968. — 90 с.
  2. Е. Крылья Севера. — Магадан, 1978, — 206 с.
  3. Е. Первый автограф в Колымском небе \ Время. События.Люди. — Магадан, 1968. — 220 — 229.
  4. Е. Развитие авиации на Северо-востоке СССР (1926−1965).Владивосток, 1967. — 19 с.
  5. Э. Б. О некоторых способностях развития народногохозяйства Магаданской области. \ История и культура народов Севера Даотнего Востока. — М. 1967., 480 с. — 160−172.
  6. И.Д. Колымская гряда архипелага ГУЛАГ заключенные.\Исторические аспекты Северо-Востока России: экономика, образование, колымский ГУЛАГ.- Магадан, 1996.- 46 — 72.
  7. Бацаев И. Д. Сельское и промысловое хозяйство Северо-ВостокаРоссии 1929−1953 гг. — Магадан, 1997. — 112 с.
  8. И.Д. Некоторые аспекты коллективизации сельского хозяйстваСеверо-Востока (1929−1953 гг)\Краеведческие записки.-Магадан, 1991. -№ 17 — С. 3−13.
  9. И.Д. Особенности промышленного освоения Северо-ВостокаРоссии в период массовых политических репрессий (1932−1953) Дальстрой. Магадан, 2002.-217 с.
  10. И.Д. Колымский ГУЛАГ: Северо-Восток России с древнейшихвремен до наших дней. \ Новые экскурсы в историю. — Магадан, 1996. — 7179.
  11. М. И. Сереный морской путь к 48 — летию освоения СоветскойАрктики/. — Л., 1957. — 385 с.
  12. М. И. Научное и хозяйственное освоение Советского Севера1933−1945 гг. — Л., 1969. — 617 с.
  13. Э. П. Пять лет Дальстроя \ Колыма. — 1936. -№ 4. — 11 — 12.
  14. Ю. А. К истории колымских приисков \ Билибин Ю. А.Избр. тр.: В 3 т. — М., 1969. — Т. 3. — 195 — 206.
  15. Ю. А. О перспективах золотоносности колымского района\Там же.-С. 207−212.
  16. И. Очерки развития тяжелой промышленности СССР. — АлмаАта, 1954. — 432 с.
  17. , П. Якутская экспедиция академии наук. — Л., 1925. — 28 с.
  18. В. Ю. Владивосток — Мурманск на «Литке. — Л., 1936. — 156 с, 19. Визе В. Ю. Моря Советкой Аркгики. Ючерки по историиисследований — Л., 1939. — 565 с.
  19. В. Ю. Моря Советской Аркгики.Ючерки по историиисследований. — М. , 1948, — 319 с.
  20. Волков. Г, Смолина Т. Магадан: самое трудное десятилетие. 19 291 939.\На Севере Дальнем.- 1989. — № 1. — 188 -232.
  21. Время. События. Люди. Исторические очерки об освоении Колымы иЧукотки. 1928 — 1940 гг. — Магадан, 1968. — 352 с.
  22. В. Из истории речного транспорта на Колыме.\Краеведческие записки.- Магадан, 1972. — № 9. — 76−82.
  23. В. Значение открытия и освоения северного морского путидля Чукотки \ Бессмертие Чукотского ревкома. — М, 1972. — 149 — 151.
  24. И.С., Кузаков К. Г. Корякский национальный округ. Очеркигеографии, истории, этнографии, экономики. — М., 1960. — 229 с.
  25. Дальний Восток. Экономико-географическая характеристика. — М., 1966.-246 с.
  26. Дальстрой. К 25-летию. — Магадан, 1956. -238 с. 141. 10 лет Магаданаской области. — Магадан, 1963. — 136 с.
  27. Диковские чтения. Материалы научно-практической конференции. Магадан, 2000. — 277 с.
  28. П. Магадан. Очерк.\ Колыма. — 1959. — № 12. — 62−64.1 7 3
  29. Л. Б. Исследование эффективности примененияавтомобильного транспорта на Севере. \Современные проблемы освоения Севера СССР. — М., 1970., 386 с — 57 — 59.
  30. И. А. Очерки истории Северо-Востока РСФСР 1917−1953.Магадан, 1961.- 249 с.
  31. Записки Приморского филиала Географического общества СССР. Т.25. — Владивосток, 1966. — 185 с.
  32. Задачи транспортного строительства на Северо-Востоке Якутии. Иркутск, 1931. — 18 с.
  33. Д. X. НЭП и перестройка. Массовое сознание сельскогонаселения в условиях перехода к рынку. — М, 2000. — 217 с.
  34. А. Золотой материк. — Магадан, 1962. — 138 с.
  35. А. История торговоли на Северо-Востоке России XVI—XX вв.. -Магадан, 1994. -261 с.
  36. История Магаданской области с начала X X века по 1937 г. — Магадан, 1991.- 150 с.
  37. История и культура народов Севера Дальнего Востока. — М., 1967.218 с.
  38. Историческая хроника Магадансой области. События и факты. 19 171 972. — Магадан, 1975.- 338 с.
  39. Исторические аспекты Северо-Востока России: экономика, образование, колымский ГУЛАГ. — Магадан, 1996.- 138 с.
  40. Исторические исследования Северо-Востока. — Магадан, 2000. — 210 с.
  41. История Дальневосточного пароходства очерки. — М., 1962.- 264 с.
  42. А. Г. Магадан. Конспект прошлого. Годы. Люди. Проблемы.Магадан, 1989., 288 с.
  43. А. Г. Из истории колымских лагерей (1932−1937гг.).\Краеведческие записки. — Магадан, 1991. — № 17. — 61−91.
  44. А. Г. Из истории колымских лагерей (конец 19 371 938).\Краеведческие записки. — Магадан, 1993. — № 19. — 117−143.
  45. Колыма общее знакомство с районом. — Магадан, 1934. — 69 с.
  46. Колыма. Дальстрой. ГУЛАГ. Скорбь и судьбы. Материалы научнопрактической конференции. 13−14 июня. 1996. -Магадан, 1998. — 128 с.
  47. Р. Большой террор. — Рига, 1991. — 2 т. — 845 с.
  48. А. Г. Автотранспорт Северо-Востока. — Магадан, 1974.112 с.
  49. Краеведческие записки. — Магадан, 1959. — № 2 — 127 с.
  50. Краеведческие записки. — Магадан, 1966. — № 6 — 142 с.
  51. Краеведческие записки, — Магадан, 1970. — № 8 — 137 с.
  52. Краеведческие записки. — Магадан, 1972. — № 9 — 126 с.
  53. Краеведческие записки. — Магадан, 1988. — № 15 — 183 с.
  54. Краеведческие записки. — Магадан, 1991. — № 1 7 — 189 с.
  55. Краеведческие записки. — Магадан, 1992. — № 1 8 — 163 с.
  56. Краеведческие записки. — Магадан, 1993. — № 1 9 — 191 с.
  57. . X. Инфраструктура в системе региональнохозяйственного комплекса Севера. — М., 1980.- 320 с.
  58. Э. Из истории города Магадана. По страницам партийногоархива (1928−1940 гг.)\Блокнот агитатора. — 1969. — № 12 — 23−32.
  59. Лоция Охотского моря. — Изд. Гидрограф. Упр РККА, 1938. — 607 с.
  60. Лоция побережий РСФСР Охотского моря и восточного берегаполуострова Камчатка с островом Карагинским включительно. — Владивосток, 1923.-987 с.
  61. Э. Ю. Очерк истории промышленности СССР (1917−1940).М., 1956.-С. 330.
  62. И. И. К истории создания Магадана \ История и культуранародов Севера Дальнего Востока. М.: Наука, 1967. — 141−149.
  63. И. И. Первостроители. — Магадан, 1986. -375 с.
  64. И. И. Первостроители. — Магадан, 1987. — 382 с.
  65. . Героический рейс \ На Севере Дальнем. — Магадан, 1973.- № 1. — С. 100−105.
  66. Магадан. Путевадитель-справочник. — Магадан, 1989. — 221 с
  67. Магадан: годы, события, люди. Научно-практическая конференция. Магадан, 1999.-238 с.
  68. И. В. Тяжолая промыгцленность СССР в первые годысоциалистической индустриализации (1926−1929). — М, 1959. — З86. с .
  69. А. П. Магаданский экономический район. — Магадан, 1957.279 с.
  70. А. Б. Проблемы народного хозяйства Дальнего Востока.М, 1963.-333 с.
  71. И. П. Очерки истории географических открытий. — М, 1967.-717 с.
  72. M. Дальстрой: страницы истории (историкосоциалогический аспект) \Колыма.-1993. — № 9 — 10. — 44−47.
  73. Д. Левченко Золотая Колыма. — М. , 1963. — 93 с.
  74. И. Ф. К материалам по вопросу снабжения ВерхнеКолымского приискового района Союззолото. — Иркутск, 1930. — 82 с.
  75. И. Ф. Пути связи и снабжения Колымо — Индигирскогокрая. — Иркутск, 1931. — 252 с.
  76. И. Ф. Водные пити Восточной Сибири и ближайшие задачиразвития их. — Иркутск, 1926. — 83 с.
  77. И. Ф. Пути сообщения Якутии, — Л., 1927. — 671 с.
  78. И. Ф., Миротврцев К. Н., Хлудов П.А., Чертовских Е. П. Транспортная проблема Восточной Сибири. — М., 1930. — 41 с.
  79. И. Ф., Герасимов А. С, Ксенофонтов Г.В. — Описание картырайона рек Колымы и Индигирки. — Иркутск, 1935. — 105 с.
  80. . И. Начало промышленного освоения Колымы (1928−1937годы).\Краеведческие записки. — Магадан, 1970. — № 8, — С, 69−79.
  81. Мухачев Б, И. Начало промышленного освоения Колымы (1928−1937годы) \ Исторический опыт освоения восточных районов России. Тез. Докл. и сообщ. междунар. кауч. конф., Владивосток, 20−22 сентября 1993 г. Кн. 3. — 62−64.
  82. А. Из истории развития транспорта на Колыме 19 311 940 гг.\Краеведческие записки. — Магадан, 1988. — № 15. — 61−75.
  83. А. Из истории строительства Колымской трассы(19 281 940 гг.).\Краеведческие записки. — Магадан, 1991. — № 17. — 14−25.
  84. Навасардов А, С, Из истории золотодобычи, снабжения и развитиятранспорта в начальный период освоения района Верхней Колымы (1928 — 1931 гг,).\ Краеведческие записки. — Магадан, 1993. — № 19. — 93−106.
  85. А. Роль морского транспорта в освоении Колымы 19 231 936 гг.\Материалы Тихоокеанской конференции посвященной 300 — летию Российского флота. Российский флот на Тихом океане. История и современность. — Владивосток, 1996. — 77 — 81.
  86. А. Система интенсификации и стимулирования трудазаключенных в Севвостлаге в 1932—1937 гг..\Материалы научно-практической конференции. Колыма. Дальстрой. ГУЛАГ. Скорбь и судьбы. — Магадан, 13−14 июня 1996.-С. 46−50.
  87. А. Судоходство на р. Колыме в 1928 — 1931 гг.\Материалы научно-практической конференции Северо-восток России. Проблемы экономики и народонаселения. — Магадан, 1998. — 176- 177.
  88. А. Транспортное освоение Северо-востока России в1923−1936 гг. (морской транспорт). \ Материалы научно-практической конференции. Диковские чтения. — Магадан. СВКНИИ ДВО РАН, 2001. — 190- 196.
  89. А. Транспортное освоение Северо-Востока России в1932−1937 гг. — Магадан. СВНЦ ДВО РАН, 2002. — 184 с.
  90. К. Б. К вопросу изучения истории Дальстроя. \Исторические аспекты Северо-Востока России: экономика, образование, колымский ГУЛАГ. — Магадан, 1996., 138 с. — 29−46.
  91. К. Б. Чудная планета Колыма.\ Наука и жизнь. — 1990. — № 1.- С 48−54.
  92. К. Б. Чудная планета Колыма.\ Наука и жизнь. — 1990. — № 2.- С. 45−52. 1 7 8
  93. К. Б. Тяжелый металл, или как родился, жил и умиралДальстрой.Ша Севере Дальнем. — 1989. — № 2. — 54−83.
  94. В. Колымо — Индигирский район: географический игеологический очерк с предварительным отчетом о геодезических работах и картою, составленными К. А. Салещевым. — Л., 1931. — 60 с.
  95. В. Колымо — Индигирский край. Географический игеологический очерк. — Л., 1931. — 85 с.
  96. В. Неведомые горы. Экспедиция в неисследованныеместности Якутии в 1926 г. -М., 1931. — 145 с.
  97. Л. И. Особенности формирования кадров народногохозяйства Магаданской области.Шроблемы развития производственных сил Северо-Востока СССР. — Магадан, 1964. — 21 -41.
  98. И. А. История поселков Центральной Колымы. — Магадан, 1995.-192 с.
  99. А. Закономерности и особенности освоения Северо-ВостокаРоссии ретроспектива и прогнозУ. — Магадан, 1996. — 145 с.
  100. А. Трест Дальстрой как супперорганизация.\ Колыма.1993.-№ 8.-С. 34−37.
  101. А. Трест Дальстрой как супперорганизация.\ Колыма.1993.-№ 9−10.-037−41.
  102. А. Трест Дальстрой как супперорганизация.\ Колыма.1993.-№ 11.-С. 28−33.
  103. Полезные ископаемые и транспортная проблема Якутии. — Л., 1930.96 с.
  104. Преображенный край. — Магадан, 1956. — 400 с.
  105. Е. Д. Из истории освоения Северо-Востока к 30 летиюэкспедиции И. Ф. Молодых 1928−1929.\Колыма. — 1958. — № 5. — 43−45.
  106. Е. Д. Роль транспорта в промышленном освоении Колымы .\Колыма — 1959. — № 2. — 38−41.
  107. Ю. Жизнь отдана Арктики. -М., 1984. — 207 с.
  108. Северо-Восточный экономический район. — Магадан, 1965. — 320 с.
  109. М. А. Народное хозяйство Камчатского края. М: Л., 1926.567 с.
  110. М.А. Малые народности Советского Севера. Магадан, 1957.330 с.
  111. Силуэты: политические портреты. — М.: Полит, лит., 1991. — 299 с.
  112. Система исправитеьно-трудовых лагерей в СССР, 1923−1960:Справочник. — М., 1998. — 600 с.
  113. П. Промышленное и транспортное освоение севера СССР.М., 1961.-302 с.
  114. П. Северо-Восток Советского союза как новыйформирующийся экономический район, — М., 1958 — 387 с.
  115. П. Освоение Севера Советского Союза. -М., 182. — 207 с.
  116. Спецпереселенцы в Западной Сибири. Весна 1931 — начало 1933 г. Новосибирск, 1993. -341 с.
  117. Г. Проблемы экономики труда. — М., 1925. — 128 с.
  118. Г. Очерки советской экономики. — Д., 1928. — 224 с.
  119. Н.В. Предшественник Магадана.\ На Севере Дальнем.1979.-С. 13−16.
  120. Г. А. Социалистическая индустриализация Дальнего Востока.О деятельности Коммунистической партии по индустриализации Дальневосточного Края (1928−1932 гг.) — Владивосток, 1972. — 296 с.
  121. В. Седьмой причал. — Магадан, 1985.- 128 с.
  122. А.П. Начальник „Большого Магадана“. — Магадан, 1974.125 с.
  123. Л.В. Рассказы о золоте. — Магадан, 1957. — 136 с.
  124. Е. М. Режим экономии в СССР: ЦКК — РКИ в борьбе зарежим экономии и рационализации обш-ественного производства и управления (1926−1934).-М., 1989.-215 с.
  125. О. В. Принудительный труд в экономике СССР. 1929−1941годы. \Свободная мысль. — 1992. — № 13. — 73−84.
  126. В. М. Из истории строительства Колымской трассы. \Экономические и исторические исследования на Северо-Востоке СССР, 227 с. -Магадан, 1976.-С. 115−120.
  127. В. Описание плаваний судов в море Лаптевых и западнойчасти Восточно-Сибирского моря с 1878 по 1935 год. -М., 1937. — 180 с.
  128. А.Ф. Очерки истории здравохранения Магаданской области.Магадан, 1959. — 14 с.
  129. Хотелось бы всех поимпенно назвать. По материалам следственныхдел и лагерных отчетов ГУЛАГа. — М., 1993. — 244 с.
  130. А. Дальстрой: предыстория и первое десятилетие. Магадан, 2000.- 151 с.
  131. Д. Магадан. Очерк — хроника. — Магадан, 1959. — 113 с.
  132. А. В. Краткий курс кооперации. — М.: Центр. Товарищество."Кооп. Издательство», 1925. — 24 с.
  133. А.Н., Кокорев В. М. Размышления о Российском Севере.М.:Янус-К, 1997.-562 с.
  134. И. П. Малые народы Северо-востока СССР. — Магадан, 1960−189.С.
  135. И. П. Десятилетие местных Советов. \Десять летМагаданской области. — Магадан, 1963. — 36−72.
  136. И. П. Под знаменем Октября. — Магадан, 1967. — 129 с.
  137. К. Северный морской путь. — М.:3нание, 1979. — 62 с.
  138. Л. Итоги пяти лет \ Колыма. — 1936. — № 4. — 25 — 37.
Заполнить форму текущей работой