Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Духовное возрождение России: социально-философский анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные положения и выводы исследования изложены в докладе на заседании кафедры философии ПГТУ 27 ноября 2001 года. По теме исследования сделаны сообщения на секции «Философия и религия славян» IV и V международных научных конференциях «Славянский мир на рубеже тысячелетий, проходивших в апреле 1999 года и апреле 2000 года соответственно. Тезисы сообщений «Проблемы духовности личности… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Духовность: категориальный анализ
    • 1. 1. Понятие духовности в структуре категорий социальной философии
    • 1. 2. Структура духовности 22 1.3. Духовный кризис и духовное возрождение
  • 2. Духовный кризис реформируемой России и пути его преодоления
    • 2. 1. Факторы и проявления духовного кризиса в России
    • 2. 2. Пути преодоления духовного кризиса России
  • 3. Религиозный фактор в духовном возрождении России

3. 1. Духовный потенциал религии 64 3. 2. Традиционные и нетрадиционные религии в духовной ситуации реформируемой России 76 3.3. Сотрудничество светской и религиозной общественности в духовном возрождении России

Духовное возрождение России: социально-философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Россия в настоящее время переживает глубокие изменения всех сфер общественной жизни, что затрудняет преодоление кризиса как в отдельной сфере социума, так и кризиса всего российского общества в целом. Вызванный процессами, происходящими в социально-экономической, политической сферах крушением советской идеологии так называемый духовный кризис вместе с тем является частью глобального кризиса. Признаками глобального кризиса являются деструктивные процессы, прежде всего в нравственной сфере, проявляющиеся в дегуманизации межличностных отношений, в манипуляции общественным сознанием масс-медиа, в обезличивании индивидов, в господстве масс-культуры, в потребительском отношении к природе. Современный общецивилизационный кризис носит антропологический характер, его сущностью является все возрастающая зависимость человека от общества и государства, утрата все возрастающим количеством индивидов смысла жизни. В России глобальный кризис проявляет себя очень глубоко, поскольку деструктивные процессы в духовной сфере усиливаются кризисом других сфер российского общества. Углублению кризиса способствует и не встречающая серьезного противодействия экспансия масс-культуры, предлагающей российскому обществу «облегченные» нормы морали. Проявляя себя в дезориентации общественного сознания, в массовой бездуховности, в недоверии к государственным институтам в целом, в ряде других явлений, духовный кризис, в свою очередь, способствует углублению кризисных явлений в других сферах российского общества. Следовательно, эффективные демократические реформы в России невозможны без духовного возрождения ее граждан. В связи с этим очень важным представляется изучение процессов, происходящих в духовной сфере современного российского общества, их философское осмысление, анализ причин духовного кризиса и поиск путей его преодоления. Сами категории «духовность», «кризис», «духовное возрождение» и связанные с ними понятия требуют уточнения смысла и экспликации, без которых невозможно научное понимание происходящих в духовной сфере общества процессов. Этим обусловлена актуальность настоящего исследования.

Состояние изученности проблемы.

Проблема духовного возрождения современной России привлекает к себе повышенное внимание исследователей на рубеже XX—XXI вв.еков, что обусловлено кардинальными преобразованиями всех сфер российского общества. Безусловно, что духовный кризис в России конца XX — начала XXI веков обладает присущей только ему спецификой. Для духовного кризиса России конца XX — начала XXI веков характерно то, что присуще, по мнению автора, духовному кризису любого общества — болезненный переход от одного состояния духовной сферы к другому состоянию. Для западной философской традиции характерна критика развитого индустриального общества, выявление симптомов и факторов духовного кризиса этого общества. К работам, посвященным этой проблеме, следует отнести «Восстание масс» X. Ортеги-и-Гассета, «Конец нового времени» Р. Гвардини, «Иметь или быть» и «Бегство от свободы» Э. Фромма, «Homo Ludens. В тени завтрашнего дня» И. Хейзинги, «Культура и этика» А. Швейцера и целый ряд работ других авторов.

Одной из ключевых категорий в социально-философском анализе процессов, идущих в духовной сфере современного российского общества, является категория «духовность», которая присутствовала в трудах еще дореволюционных философов, отождествлявших духовность с религиозностью. Здесь необходимо выделить русских религиозных мыслителей, представивших основательно разработанные концепции духовности (В. С. Соловьев «Духовные основы жизни», С. JI. Франк «Духовные основы общества», Н. А. Бердяев «Философия свободного духа» и др.). Религиозная трактовка духовности присутствует и в работах современных авторов (см. А. Мень «Культура и духовное восхождение», А. Гулыга «Дух и духовность».) наряду с религиозной широко представлена светская трактовка духовности. Перечень светских концепций духовности достаточно велик. В нашем исследовании мы выделяем концепции JI. П. Буевой, С. Б. Крымского, Р. Л. Лившица (более подробно обзор концепций духовности представлен в параграфе, А первой главы данного исследования).

Начиная с рубежа 80−90 годов XX века, темадуховного кризиса становится объектом повышенного внимания исследователей. В частности, в 90 годы проведен ряд социологических исследований, позволивший выявить основные типы ценностных установок и господствующие в российском обществе умонастроения. Среди исследований, проведенных коллективом сотрудников РНИС и НП по руководством М. К. Горшкова, на наш взгляд, явно преобладают эмпирические исследования, в то время как работ, философски осмысливающих изменения в духовной сфере российского общества конца XX — начала XXI веков, крайне недостаточно. Такие работы как «Российская цивилизация: содержание, границы, возможности» В. В. Ильина, А. С. Ахиезера, «Драма российских реформ и революций» Е. Г. Плимака, И. К. Пантина, «Социальная культурология» Б. С. Ерасова, «Социология культуры» Л. Г. Ионина пока еще к сожалению, очень немногочисленны. Причины и составляющие духовного кризиса требуют дальнейшего глубокого изучения. Представляется, что далеко не все проявления кризиса обнаружены. Необходимы основательно разработанные концепции путей выхода из кризиса.

Предмет и задачи исследования.

Предметом настоящего исследования является духовный кризис российского общества на рубеже ХХ-ХХ1 веков и условия его преодоления. Цель диссертационного исследования заключается в социально-философском осмыслении природы духовного кризиса и духовного возрождения современного российского общества. Задачи исследования:

Осуществить дефиницию категорий «духовность», «духовный кризис», «духовное возрождение».

Выявить состав и иерархию причин духовного кризиса в России.

Рассмотреть проявление духовного кризиса.

Определить возможные пути выхода из кризиса.

Исследовать влияние религиозного фактора на духовное возрождение России.

Методологические основания исследования.

Методологической основой данного исследования являются: Работы классиков отечественной и зарубежной философии, посвященные проблемам изучения духовной сферы общества.

Марксистское положение о детерминированности общественного сознания общественным бытием. Вместе с тем общественное сознание, являясь относительно автономной структурой социальной реальности, оказывает сильное обратное воздействие на общественное бытие.

Диалектическая идея социального кризиса (в том числе духовного) как перехода от прежнего состояния социума через дезинтеграцию и конфликт к новому состоянию.

Разведение светского и религиозного подходов к пониманию духовности. Автор полагает неправомерным отождествление духовности и религиозности, исключающее из числа носителей духовности неверующих граждан.

Методологическая установка на верификацию важнейших теоретических построений эмпирическими данными.

Эмпирическая база исследования.

Эмпирической базой исследования являются результаты социологических исследований РНИС и НП, проведенных в различные годы и предоставляющие данные, позволяющие обнаруживать определенные сферы российского общества. Автор широко использовал эмпирические данные, приведенные в исследовании О. П. Ильиных. Правда, необходимо заметить, что они относятся к первой половине 90 годов, а потому несколько устарели. Использованы данные и других исследователей, опубликованных в различных периодических изданиях последнего времени. Прежде всего это эмпирические данные в журнале «Социологические исследования». Эти эмпирические данные нами воспринимаются критически, сопоставляются выводы различных исследователей. Особенно отмечаем данные, приведенные в справочнике «Регионы России в 1998 году» позволившие более ясно понять основные тенденции взаимоотношений государства с Русской Православной Церковьюзанятию автором более определенной и более объективной позиции по отношению к нетрадиционным религиям способствовало посещение им богослужений и молодежных собраний ряда общин новообразований города Перми.

Использованный эмпирический материал, как представляется автору, способствовал более глубокому социально-философскому осмыслению трансформации духовной сферы современного российского общества.

Научная новизна исследования.

1) Элементом новизны данного исследования является вывод автора о том, что несмотря на существование значительного количества различных концепций духовности, а также светского и религиозного подходов в понимании духовности, существует общее для различных трактовок духовности. Этим общим является идея вертикали, внутреннего движения человека к высшим идеалам и ценностям, преодоление им собственного эгоизма, ограниченности, когда человек проникается сознанием значимости «другого» каждой личности. Наряду с этим автор не склонен абсолютизировать те или иные концепции духовности, полагая, что каждый исследователь фиксирует какой-либо аспект или аспекты духовности.

2) Автор настоящего исследования, развивая идею О. П. Ильиных о социальном кризисе как амбивалентном явлении, считает духовный кризис в России феноменом, к которому неприменимы однозначные оценки. Несмотря на целый ряд негативных симптомов, таких как рост бездуховности и аморализма в российском обществе, недоверие к государственным институтам в целом и т. д., духовный кризис не является предвестником гибели общества. По своей сути он является трансформацией духовной сферы российского социума, когда вместо дискредитировавших себя мировоззренческих ориентиров идет мучительный поиск новых, когда изменяется положение ценностных установок в иерархии ценностей. Автор на основании данных исследований проведенных РНИС и НП, данных других исследований пришел к выводу о наличии предпосылок для выхода России из духовного кризиса.

3) Элементом новизны данного исследования является уточнение понимания смысла социально-философской категории «духовное возрождение». В отличие от распространенного понимания термина возрождение как восстановление, автор настоящей работы под духовным возрождением России понимает не только восстановление ценностей прошлого, но и обогащение их рождающимися новыми. Это синтез прогрессивных традиций и новаций и их расцвет. Вместе с тем автор, полагая, что религиозные объединения способны внести вклад в духовное возрождение России, различает духовное возрождение и собственно религиозное возрождение.

4)Автор стремится обобщить как обнаруженные другими исследователями, так и выявленные «им различия» между традиционными и «нетрадиционными» религиями. Феномен «нетрадиционных» религий нуждается в дальнейшем серьезном изучении, для чего необходимо осуществлять более строгую, чем существуют на данный момент, дефиницию термина «нетрадиционные» религии и более строго разграничить традиционные и «нетрадиционные» религии. Разница между теми и другими заключается не только в том, что время существования «традиционных» религий намного больше, чем время существования «нетрадиционных». Главные отличия заключены в специфике вероучения «нетрадиционных» религий, в наличии у них харизматического лидера, особых отношений между членами религиозного объединения, убежденность в исключительности своей миссии и мощное стремление неофитов к миссионерству. При этом, по мнению автора, одна и та же религия может выступать как традиционной, так и нетрадиционной по отношению к различным странам, если исходить из философского определения традиции.

Практическая значимость работы.

Практическая значимость работы заключается в том, что:

Результаты данного исследования могут быть использованы для создания новой, более полной концепции и эвристичности духовности.

Материалы диссертационного исследования возможно использовать при подготовке лекционных курсов и проведении практических занятий по социальной философии.

Результаты данной работы можно использовать для дальнейшего изучения духовного кризиса, в выработке действенных программ по его преодолению.

Материалы работы могут быть применены для дальнейшего, более глубокого и результативного исследования феномена «нетрадиционных религий».

Апробация работы.

Основные положения и выводы исследования изложены в докладе на заседании кафедры философии ПГТУ 27 ноября 2001 года. По теме исследования сделаны сообщения на секции «Философия и религия славян» IV и V международных научных конференциях «Славянский мир на рубеже тысячелетий, проходивших в апреле 1999 года и апреле 2000 года соответственно. Тезисы сообщений «Проблемы духовности личности в современной аналитике» и «Модусы духовности» опубликованы в сборниках материалов данных конференций. Тезисы «Потенциал религии в духовном возрождении России» опубликованы в сборнике материалов городской научно-практической конференции «Христианство и грядущие судьбы России, проходившей 11 мая 2000 года в городе Перми. Тезисы «Гуманизация образования, как одно из условий преодоления духовного кризиса в современной России» опубликованы в сборнике материалов региональной научно-практической конференции «Формирование гуманитарной среды и вне-учебная работа в ВУЗе, техникуме, школе», проходившей 23 апреля 2002 года в городе Перми.

Заключение

.

Российское общество на рубеже ХХ-ХХ1 веков переживает кризис всех сфер общественной жизни, в том числе кризис духовной сферы. Духовный кризис — это трансформация духовной сферы социума, болезненный переход от прежнего состояния духовной сферы, свойственной советскому обществу, к состоянию, соответствующему формирующемуся современному российскому обществу. В ситуации, когда произошел отказ от прежних, дискредитировавших себя идеалов, жизненных ценностей и ориентиров, а поиск новых далеко не завершен, не могло не возникнуть дезориентации, как отдельных индивидов, так и общества в целом. Положение усугубляется отсутствием продуманной программы преодоления духовного кризиса.

Духовный кризис современного российского общества имеет целый комплекс причин, главными из которых являются кардинальные изменения в области экономики, в социальной структуре, в политике и идеологии. Так называемая либерализация экономики, повлекшая за собой значительное падение жизненного уровня большей части общества, резкая поляризация российского общества, распад СССР, крушение марксистко-ленинской идеологии привели к духовному кризису в современной России.

Духовный кризис характеризуется целым рядом признаков, а именно:

Дезориентация общественного сознания и сознания отдельных индивидов.

Кризис идентификаций общества в целом.

Рост бездуховности и аморализма.

Симбиоз форм реификации и отчуждения в духовной сфере российского общества.

Рост преступности.

Недоверие к государственным институтам в целом.

Духовный кризис усиливает экспансия масс-культуры, внедряющей в общественное сознание стандарты «облегченной морали, пропагандирующей зазврат, насилие, культ «сильной личности».

Однако на наш взгляд, кризисное состояние российского общества не следует рассматривать как безнадежное состояние. Данные исследований, проведенных РНИС и НП, позволяют сделать вывод о наличии предпосылок для консолидации российского общества, особенно важной в условиях кризиса. К таким предпосылкам относятся:

Вывод об ориентации большей части россиян на общество равных возможностей.

Наличие преемственности российской молодежи по отношению к поколению родителей, проявляющейся и в жизненных планах, и в ценностных ориентациях, и в отношении к национальным проблемам религии. Существует основа для сближения ценностных ори-ентаций поколений — необходимость выжить и совпадение ведущих ценностных ориентиров — материального благополучия, безопасности, здоровья и стабильной семьи.

Запрос на новый патриотизм, выражающийся в том, что большинство населения страны испытывает потребность видеть Россию не только страной проживания, но и ощущать себя жителями богатой, свободной и одновременно великой, пользующейся уважением в мире державы. Примечательно, что наименьшей ценностной инфляции подвергались такие понятия как «Родина» и «Отечество». Целостность исторического самосознания россиян, отсутствие в нем явных разрывов. Вместе с тем необходимо заметить, что единство социокультурного мира России поддерживается не столько на рациональном уровне (единая идеология, наличие общих целей и интересов), сколько на уровне сопереживаний и образов. Однако несмотря на хрупкость такого единства, оно обеспечивает психологическую самозащиту людей в условиях неопределенности.

Однако духовное возрождение России потребует колоссальных усилий как со стороны социальных институтов, политических партий и движений, общественных организаций, так и отдельных российских граждан. Под духовным возрождением России автор понимает синтез прогрессивных традиций и новаций, не только восстановление ценностей прошлого, но обогащение их рождающимися новыми. Укрепление коллективизма, утверждение толерантности, возрождение традиций благотворительности, филантропии является важным условием гуманизации российского общества. Реификация российского общества невозможна без воспитания гражданственности, без наличия у граждан готовности к преобразованиям, без оптимизаций ожиданий индивидов. Зажной составляющей духовного возрождения является эстетическая составляющая, а также межэтническое и межнациональное сотрудничество. Духовное возрождение России, есть достижение нового, качественно более высокого уровня духовной сферы по сравнению со всем предшествующим ее развитием.

Для преодоления духовного кризиса недостаточно успехов в области экономики, хотя подъем жизненного уровня населения страны создаст условия для преодоления духовного кризиса. Необходимы, наряду с экономическим ростом, созданием эффективного механизма социальной защиты, воспитание, в первую очередь у молодых поколений таких качеств как патриотизм, толерантность, гуманизм, милосердие. К комплексу мер по преодолению духовного кризиса необходимо отнести культурно-просветительную работу среди населения, активное противодействие масс культуре, воспитание уважения к закону. Предоставляется целесообразным использование как отечественного опыта культурно-просветительной работы среди населения, так и западного опыта по преодолению духовного кризиса.

Учитывая богатый гуманистический потенциал традиционных религий, положительный опыт лояльных нетрадиционных конфессий, сотрудничество светской и религиозной общественности в духовном возрождении России могло бы оказаться плодотворным. Предоставляется, что такое сотрудничество для многих конфессий либо существует в потенции, либо очень ограничено. Наиболее активно со светскими институтами сотрудничает пока РПЦ, что можно объяснить поддержкой ее действий со стороны государства. Сферами вне-культовой деятельности, в которых РПЦ была наиболее активна в последние годы, стали сеть светских учреждений образования и здравоохранения, армия и другие силовые структуры, в то время как деятельность церкви в области «социального служения» оставалась малозаметной. Полагаем, что именно в области благотворительности, милосердия, в воспитании толерантности РПЦ и другие конфессии могут быть более активными.

Отдавая должное возможностям религиозных объединений в духовном возрождении, мы не видим оснований считать носителями духовности, т. е. подей, устремленных к высотам морали, знания, красоты, гуманности и гражданственности, возвышающих ценности духовные над материальными, исклю-штельно верующих. Понятие «духовность» не тождественна понятию «религи->зность».

Преодоление духовного кризиса потребует не только координации действий различных социальных институтов, организаций, сотрудничества, но светской и религиозной общественности, но, возможно, в первую очередь осознания ответственности за судьбу страны каждым гражданином России, как верующим, так и неверующим, от нравственных усилий самих граждан.

Для выхода из духовного кризиса потребуется изучение имеющегося опыта, сотрудничества светской и религиозной общественности, определение потенциала такого сотрудничества, исследование его перспектив, исходя из существующих условий. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает изучение усилий по формированию у населения страны толерантности. Среди этих усилий следует выделить усилия, предпринимаемые по инициативе «снизу», т. е. по инициативе самого населения. В частности, возможно изучение опыта деятельности философского клуба «Диалог», в г. Перми, на заседаниях которого обсуждаются важнейшие проблемы социума. Участие в работе клуба людей с различными мировоззрениями неизбежно приводит к наличию во время обсуждения различных точек зрения и мнений. Однако это обстоятельство не приводит во время заседаний к возникновению неприязни между их участниками. Считаем, что исследование любого опыта по гуманизации социальных отношений, по преодолению межэтнических конфликтов является сейчас весьма актуальным.

Сама природа духовного кризиса, на наш взгляд, нуждается в углубленных исследованиях. Очень важным считаем исследование эффективности используемых в настоящее время механизмов преодоления духовного кризиса. Глубокого изучения требует имеющийся мировой опыт по преодолению духовного кризиса. Выявление не только причин и симптомов кризиса, установлении их иерархии, но и более точная фиксация связи тех и других является одним из условий преодоления кризиса. Более глубокое понимание природы духовного кризиса будет способствовать поиску более эффективных путей его преодоления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. А. Трактовка духовной культуры и духовности в отечественной аналитике в прошлом и теперь // Вестник МГУ серия 7, 1998, № 4.
  2. В.В. О синтезе православной идеи // НГ Религии. № 5 от 7.03.2000.
  3. Я.А. Социально-философский анализ становления новой религии. Дис.к.ф.н. Пермь, 2000.
  4. A.C. Россия: критика исторического опыта. Новосибирск, 1997.
  5. А. Два источника морали и религии. М., 1994.
  6. H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
  7. H.A. Философия свободного духа. М., 1994.
  8. H.A. Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994. Т. 1.
  9. C.B. Армия и церковь: история и современный опыт сотрудничества // Школа духовности. 1999, № 1.
  10. Большой энциклопедический словарь. М., 1997.
  11. П.Буева Л. П. «Круглый стол» Духовность, художественное творчество, нравственность // Вопросы философии. 1996, № 2.
  12. Д. Способно ли православие стать культурообразующим фактором развития российского образования? // Россия и мусульманский мир. 1996, № 6.
  13. Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. Киев, 1991.
  14. М. Наука как призвание и профессия // Самосознание европейской культуры 20 века. М., 1992.
  15. К.С. Эпоха демократии? // Вопросы философии. 1996, № 9.
  16. В.И. Религиеведение. М., 1995.
  17. Г. Д. Национальные образы мира. М., 1998.
  18. Р. Конец нового времени // Вопросы философии. 1990, № 4.
  19. Гегель. Наука логики. М., 1971. Т. 2.
  20. М.Г. Некоторые методологические аспекты анализа среднего класса в России // Социс. 2000, № 3.
  21. Л.И. Ушедшие в «Город Солнца» // Наука и религия. 1999, № 2.
  22. П.С. Философия культуры. М., 1995.
  23. A.A., Апресян Р. Г. Этика. М., 1998.
  24. В.И., Вахрамеев A.B. Социально-политический кризис в России: причины и последствия // Социально-гуманитарные знания. 1999, № 1.
  25. А.Л. Дух // Новая Философская Энциклопедия. М., 2000.
  26. Е.Т. Духовный кризис в современной России как религиозная и философская проблема// Журнал прикладной психологии. 1999, № 3.
  27. B.C. Социальная культурология. М., 1996.
  28. A.A. На пути к сверхобществу. М., 2000.
  29. В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы / Социально-политический журнал. 1995, № 2.
  30. В.В., Ахиезер A.C. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности. М., 1997.
  31. О.П. Социальный кризис российского общества и мировоззрение молодежи. Дис.к.ф.н. Пермь, 1997.
  32. Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Русь Соборная // Наш Современник. 1994, № 9.
  33. Л.Г. Социология культуры. М., 1998.
  34. К., Фурман Д. Е. Люди на тающей льдине // Вопросы философии. 1999. № 1.
  35. М.С. О духовном (опыт категориального анализа) // Вопросы философии. 1985, № 9.
  36. М.Ф. Духовность как социальное явление // Новые идеи в философии. Пермь, 1996.
  37. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием.
  38. Г. С. Кризис нашего времени как проблема человека // Вопросы философии. 1999, № 1.
  39. М. Теология в светских вузах? // НГ Религии. № 5 от 7.03.2000.
  40. К.Н. Русская Православная Церковь в гражданском обществе // Социально-гуманитарные знания. 1998, № 2.
  41. О.Л., Воронин Г. Л. «Око за око» или? //Социс. 1995, № 4.
  42. Краткий словарь иностранных слов. М., 1976.
  43. A.A. Душа // Новейший Философский Словарь. Минск, 1999.
  44. С.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации //Вопросы философии. 1992, № 12.
  45. Т.Н. Церковь Муна: цели и методы. М., 1997.
  46. А. Тупики провинциального мышления // НГ Религии. № 5 от 7.03.2000. С. 3.
  47. Н.И. Кризис отчужденного бытия и проблема социокультурной реформации // Вопросы философии. 1992, № 12.
  48. В.А. Духовность, художественное творчество, нравственность (материалы круглого стола) // Вопросы философии. 1996, № 2.
  49. Ливадийские чтения // Москва. 1999, № 1.
  50. Р.Л. Духовность и бездуховность личности. Екатеринбург, 1997.
  51. К. Религия в современном мире // Религия и общество. М., 1996.
  52. М.Н., Кефели И. Ф. Религия в системе культуры // Социально-политический журнал. 1996, № 1.
  53. Л.Н. Философия религии. М., 1993.
  54. М.П. Как идет религиозное возрождение России // Наука и религия. 1997, № 1.
  55. А. Трагедия русского православия // Свободная мысль. 1998, № 6.56."Нетрадиционные религии" в посткоммунистической России (круглый стол) // Вопросы философии. 1996, № 12.
  56. С.И. Словарь русского языка. М., 1988.58.0лейник А. Н. Тюремная субкультура. М., 2001.
  57. О.Д. Смысл духовности // Школа духовности. 1998, № 5.бО.Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопросы философии. 1989, № 4.
  58. Основные положения социальной программы российских мусульман. М., 2001.
  59. Л., Груздев В. Особенности развития религиозной ситуации в Вооруженных силах Российской Федерации (1996−1999) // Россия и мусульманский мир. 2000, № 4.
  60. Д.В. Дух и душа // Современный Философский Словарь. М., 1998.
  61. Г. В., Косичев А. Д. Структура духовности // Вестник МГУ серия 7, 1998, № 2,3.
  62. Е.Г., Пантин И. К. Драма российских реформ и революций. М., 2000.
  63. Православная газета, 2000, № 18.
  64. О. Религия и религии // Мистика. Религия. Наука. М., 1998.
  65. . Словарь разума, материи, морали. Киев, 1996.
  66. Д.Я. Может ли Россия построить открытое общество (историко-культурный аспект). М., 1997.
  67. Религии народов современной России. М., 1999.
  68. Религия в истории и культуре. М., 1998.
  69. Религия: история и современность. М., 1998.
  70. В.А. Духовность как культурная ценность личности // Философские науки. 1997, № 2.
  71. С. Тоталитарные секты в России // Обозреватель. 1999, № 8.
  72. Россия на рубеже веков. М., 2000.
  73. Русская церковь на рубеже веков. СПб., 2001.
  74. С. Епархии Русской Православной Церкви в социально-политической жизни в 1997—1998 гг.. // Регионы России в 1998 г.
  75. В.В. Армия в общественно-политических взаимодействиях // Социс. 1996, № 4.
  76. Советский Энциклопедический словарь. М., 1987.
  77. Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону, 1995.
  78. А.Н. Россия в обвале. М., 1998.
  79. В.С. Соч.: в 2-х т. Т.1. М., 1988.114
  80. К. Основные принципы науки о религии // Классики мирового религиоведения. М., 1996.
  81. .З. Отношение к новым религиям на Западе и в России // Русская мысль. 1998, № 4157. Ц.-ов.
  82. A.B. Насилие на экране и российская молодежь // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2001, № 1.
  83. В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. М., 1991.
  84. Философский Энциклопедический Словарь. М., 1998.
  85. С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.
  86. С.Л. Крушение кумиров. М., 1992
  87. Э. Бегство от свободы. М., 1990.
  88. Э. Иметь или быть. М., 1990.
  89. Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. М., 1989.
  90. Хёйзинга И. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.
  91. K.M. Культурология. Энциклопедический словарь. Ростов-на-Дону, 1997.
  92. A.C. Теория общества. Казань, 1999, Т. 1.
  93. В. Нравственность в церкви и вне ее: православный взгляд в условиях меняющегося общества // Церковь и время. 2000, № 3.
  94. A.A., Соколов К. Н., Сивков К. В. Структура духовности // Школа духовности. 1998, № 3.
  95. Р. Ислам и национальное возрождение в Татарстане // Россия и мусульманский мир. 1999, № 6.
  96. А. Культура и этика. М., 1973.
  97. ЮО.Шевченко В. Н. Духовность, деятельность, культура // Свободнаямысль. 1993, № 5.
  98. Ю1.Шелер М. Избранные произведения. М., 1994.
  99. Ю2.Шердаков В. Н. О познавательном, нравственном и эстетическом отношении человека к действительности // Вопросы философии. 1996, № 2.
  100. ЮЗ.Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.
  101. А.И. Целеполагание и идеалы. Киев, 1996.
Заполнить форму текущей работой