Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психодиагностика и формирование волевых качеств курсантов высшего военно-учебного заведения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В воинской служебной и боевой деятельности воля и волевые качества имеют особое значение: без проявления этих качеств военнослужащие не могут решать сложные задачи, связанные с преодолением множества различных препятствий, достигнуть победы в современном бою. Не случайно, что именно для военных профессий требования к выраженности и проявлению воли закреплены в законодательных актах (законах РФ… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИМ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВОЛИ В ПСИХОЛОГИИ
    • 1. 1. Воля как психологический феномен
    • 1. 2. Воля в профессиональной деятельности
      • 1. 2. 1. Методы психодиагностики воли
      • 1. 2. 2. Воля как предмет воздействия. Возможности формирования волевых качеств профессионалов
    • 1. 3. Пути изучения волевых качеств курсантов высшего военно-учебного заведения
      • 1. 3. 1. Характеристика особых условий воинской деятельности курсанта высшего военно-учебного заведения ПВО
      • 1. 3. 2. Характеристика волевых качеств, необходимых выпускникам ВВУЗов для работы в особых условиях профессиональной деятельности
    • 1. 4. Волевая регуляция в особых условиях профессиональной деятельности: постановка целей, гипотез и задач исследования
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Характеристика экспериментальной выборки
    • 2. 2. Модификация опросника Н.Б.Стамбуловой
    • 2. 3. Разработка методики психодиагностики волевых качеств слушателей ВВУЗа
    • 2. 4. Разработка программы формирования и развития волевых качеств курсантов
    • 2. 5. Экспериментальное исследование волевых качеств курсантов: психодиагностика и возможности развития
      • 2. 5. 1. Организация экспериментального исследования
      • 2. 5. 2. Методы экспериментального исследования
  • ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 3. 1. Проверка модифицированного опросника Н. Б. Стамбуловой (МОС) на валидность и надежность
      • 3. 1. 1. Экспертная оценка волевых качеств курсантов
      • 3. 1. 2. Проверка МОС на критериальную валидность
      • 3. 1. 3. Анализ взаимосвязей между показателями стандартизованных методик и МОС
      • 3. 1. 4. Проверка МОС на содержательную валидность
      • 3. 1. 5. Конкурентная валидность при оценке МОС
      • 3. 1. 6. Анализ результатов ретестирования МОС
    • 3. 2. Проверка методики психодиагностики волевых качеств (МПВК) на валидность и надежность
      • 3. 2. 1. Анализ взаимосвязей между экспертным оцениванием волевых качеств и данными по МПВК
      • 3. 2. 2. Проверка МПВК на конструктную валидность
      • 3. 2. 3. Результаты применения метода экстремальных групп при проверке МПВК на конкурентную валидность
      • 3. 2. 4. Возможности ретестирования МПВК
      • 3. 2. 5. Анализ взаимосвязей между показателями психодиагностического комплекса и предлагаемой методики МПВК
    • 3. 3. Анализ результатов формирования волевых качеств у курсантов высшего военно-учебного заведения: сравнение показателей экспериментальных и контрольных групп
      • 3. 3. 1. Сравнительный анализ эффективности некоторых форм волевой регуляции и саморегуляции в процессе психологического обеспечения служебной деятельности курсантов ВВУЗа
      • 3. 3. 2. Обоснование необходимости применения комплексной программы диагностики и формирования волевых качеств в психологическом обеспечении служебной деятельности курсантов ВВУЗа

Психодиагностика и формирование волевых качеств курсантов высшего военно-учебного заведения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

.

Проблему воли принято рассматривать в числе наиболее сложных и дискуссионных вопросов современной психологии. Данной проблемой в разные периоды занимались многие отечественные и зарубежные исследователи: В. А. Иванников, Е. П. Ильин, В. К. Калин, А. Ц. Пуни, В. И. Селиванов, И. М. Сеченов, А. Ассаджиоли, Р. Мэй и др.

Вместе с тем необходимо признать, что, несмотря на предпринимаемые усилия, создание непротиворечивой теории воли, а также средств формирования, развития и коррекции волевой сферы личности по-прежнему остаётся насущной задачей психологической науки. Методы психодиагностики волевого потенциала человека в отечественной психологии разрабатываются недостаточно, а потребность практики в них велика: без надёжных диагностических методов практический психолог беспомощен. Следует признать, что совершенствование приемов оценки уровня развития волевых качеств остается по-прежнему актуальным для практической психологии.

Многие виды человеческой деятельности, в особенности те, что протекают в особых, сложных условиях, предъявляют повышенные требования к психическим возможностям профессионалов. Поэтому проблема повышения психической устойчивости человека и обеспечение стабильности деятельности в подобных условиях имеют большое значение для повышения эффективности самых различных видов профессиональной деятельности (военной, трудовой, спортивной и др.). Эффективность и надежность действий человека в напряженной ситуации в значительной степени определяется уровнем его готовности к ним. Динамичность экстремальных ситуаций, нередко крайне жесткие требования к своевременности и адекватности действий обусловливают необходимость соответствующей психологической и особенно волевой подготовки специалистов к деятельности в усложненных условиях.

На наш взгляд, поведенческие проявления человека в особых, экстремальных условиях, зависят не только от особенностей нервной системы, жизненного опыта, профессиональных знаний, навыков, умений, мотивации, стиля деятельности, но и от особенностей волевого потенциала личности.

Актуальность проведенного исследования определяется, прежде всего, тем большим значением, которое играет проблема воли, волевого потенциала в развитии личности профессионала.

В процессе деятельности и взаимодействия у человека формируются устойчивые волевые качества, влияющие на его поведение и на эффективность его деятельности в тех или иных условиях социальной среды. В связи с этим проблема воли приобретает не только теоретическое, но и большое практическое значение: изучение структурных особенностей волевых качеств личности имеет своим следствием научное психологическое обоснование средств и методов развития этих качеств.

В настоящее время ощущается необходимость комплексных исследований, посвященных анализу выполнения профессиональной деятельности в особых, нестандартных условиях (в частности, при дефиците времени, информации, физической нагрузке и др.), в том числе и психодиагностике волевых качеств профессионалов.

В воинской служебной и боевой деятельности воля и волевые качества имеют особое значение: без проявления этих качеств военнослужащие не могут решать сложные задачи, связанные с преодолением множества различных препятствий, достигнуть победы в современном бою. Не случайно, что именно для военных профессий требования к выраженности и проявлению воли закреплены в законодательных актах (законах РФ по военным вопросам, указах Президента РФ, Общевоинских уставах Вооруженных Сил РФ, приказах и директивах Министра Обороны ВС РФ). Военнослужащие обязаны проявлять храбрость, дисциплинированность, решительность, мужество, настойчивость.

Заметим, что на сегодняшний день отсутствуют специально ориентированные на курсантов ВВУЗов психодиагностические методики, позволяющие оценивать уровень развития волевых качеств, а в практике войсковых психологов ощущается нехватка эффективных и надежных программ формирования и коррекции волевых качеств военнослужащих.

Реальная практика высшей военной школы свидетельствует, что одна из актуальных задач нашего времени — способствовать развитию у слушателей ВВУЗов волевых качеств личности и действенных психологических ориентиров самовоспитания.

Требует привлечения исследовательских ресурсов решение вопросов детерминации развития воли у слушателей ВВУЗа. Здесь достаточно продуктивным нам представляется привлечение результатов, полученных при изучении саморегуляции личности.

Цель и задачи исследования

.

Цель настоящего исследования заключается в теоретическом и экспериментальном обосновании разработанных автором методик психодиагностики и формирования волевых качеств курсантов высшего военно-учебного заведения.

Исходя из цели исследования, нами были сформулированы следующие задачи:

1. Дать теоретический анализ основных направлений изучения воли в психологии, определить место и роль волевых качеств личности в воинской деятельности слушателей ВВУЗа, обозначить подходы к решению вопросов психодиагностики и коррекции волевой сферы военнослужащих.

2. Провести модификацию опросника Н. Б. Стамбуловой с уточнением его возможностей по показателям надежности и валидности.

3. Разработать методику психодиагностики волевых качеств слушателей ВВУЗа, провести исследование с целью обоснования ее надежности и валидности.

4. Разработать и апробировать программу формирования и развития волевых качеств курсантов ВВУЗа.

Предмет исследования — особенности психодиагностики и формирования волевых качеств у курсантов высшего военно-учебного заведения.

Объектом исследования выступили курсанты высшего военно-учебного заведения в возрасте от 17 до 25 лет. В общей сложности в экспериментах приняли участие 477 испытуемых.

Методологической основой исследования явились работы Б. Г. Ананьева, Е. П. Ильина, В. К. Калина, В. Л. Марищука, Г. С. Никифорова, посвященные вопросам волевой регуляции.

Методы исследования. При сборе эмпирического материала применялись методы наблюдения, опроса, интервью, самоотчеты участников тренинговых групп, метод формирующего эксперимента, метод лабораторного эксперимента (проба с задержкой дыхания), экспертная оценка, методы тестирования: шкала экстернального-интернального контроля Дж. Роттера, тест Т. Рейтаса, авторская методика психодиагностики волевых качеств, а также психодиагностический комплекс, направленный на измерение интеллектуального, коммуникативного и волевого потенциалов личности (тест базисного интеллекта СБТ-З Р. Б. Кэттелла, модифицированная методика В. Т. Козловой, методика «Вербальная продуктивность» С. И. Макшанова, методика Н. Б. Стамбуловой, опросник А. Меграбиана, личностный опросник Г. Айзенка).

При обработке и анализе материалов исследования применялись методы вариационной статистики. По всем полученным показателям вычислены следующие параметры: средняя арифметическая (М), среднее квадратическое отклонение (а) и коэффициент вариативности (СУ), а также показатель, определяющий характер кривой распределения — коэффициент асимметрии (Ая). Для установления связей между изучаемыми признаками использовался корреляционный анализ: вычислены коэффициенты линейной корреляции Пирсона.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Для повышения эффективности профессионального отбора на специальности, предъявляющие особые требования к волевой сфере личности, необходима специально ориентированная на военнослужащих методика психодиагностики волевых качеств, отличающаяся компактностью, надежностью, возможностью применения в групповом режиме и адаптированная к условиям воинской службы.

2. Опросник Н. Б. Стамбуловой является одним из надежных инструментов измерения качеств личности, в то же время его диагностическая ценность может быть усилена с помощью определенной модификации. Цель модификации — сделать опросник универсальным, предусмотрев возможность использования его для разных профессиональных групп, в том числе для диагностики волевой сферы военнослужащих.

3. Развитие и укрепление волевых ресурсов курсантов ВВУЗа возможно за счет прохождения ими специально разработанных автором программ регулятивного тренинга.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Впервые разработана и апробирована психодиагностическая методика измерения волевых качеств курсантов ВВУЗа, доказана ее валидность и надежность.

2. Создан модифицированный вариант опросника Н. Б. Стамбуловой, позволяющий использовать его для различных профессиональных групп, что усилило диагностическую эффективность методики как средства измерения волевых качеств личности.

3. Разработана и экспериментально обоснована программа формирования и развития волевых качеств курсантов ВВУЗа.

Практическая значимость работы.

Результаты исследования практически реализованы в условиях учебно-воспитательного процесса высшего военно-учебного заведения — Филиала Военного Университета ПВО (г.Санкт-Петербург). Предложенная методика психодиагностики волевых качеств позволяет дифференцировать курсантов по степени выраженности у них этих качеств. Разработанная программа регулятивного тренинга дает возможность развивать волевые качества, необходимые будущим офицерам.

Апробация работы. Результаты и основные положения диссертации докладывались на Российской ювенологической научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 1998 г.), межвузовской научно-практической конференции «Формирование высоких морально-боевых качеств у курсантов в процессе обучения и воспитания на опыте боевых действий в Чеченской республике 1994;1996 гг.» (Санкт-Петербург, 1997 г.), научно-практических конференциях «Ананьевские чтения» (Санкт-Петербург, 1997, 1998, 1999 г. г.), а также на заседании кафедры психологического обеспечения профессиональной деятельности СПбГУ. Результаты исследования нашли свое отражение в качестве разделов в двух научных отчетах о комплексных научно-исследовательских работах. Предлагаемая нами методика развития воли применяется в качестве важного составляющего элемента общей программы формирования профессионально-важных качеств слушателей ВВУЗа.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Практические рекомендации:

1. Предлагаемые методики могут использоваться в качестве инструментария при диагностике волевых качеств абитуриентов на этапе профессионального психологического отбора при поступлении в ВВУЗы, а также применительно к лицам, деятельность которых связана с воздействием экстремальных факторов труда и обитания.

На наш взгляд, возможно применение МОС и МПВК для решения задач, связанных с отбором специалистов с высоким уровнем развития волевых качеств (операторов, командиров, военнослужащих специальных подразделений). Методики могут быть использованы при укомплектовании подразделений, выполняющих задачи в экстремальных условиях или в которых предъявляются повышенные требования к уровню подготовки военнослужащих.

2. Кроме применения предлагаемых методик на этапе профотбора при поступлении в высшее военно-учебное заведение, возможно их использование в качестве одних из квалификационных тестов при передвижении по служебной лестнице, повышении в должности. Получение отрицательной оценки по квалификационным тестам могло бы служить основанием для заключения о том, что военнослужащий нуждается в дополнительном обучении или в переводе на другие должности. В итоге это будет стимулировать военнослужащих на формирование у себя необходимых профессионально-важных качеств. В настоящее время подобной практики в Вооруженных Силах Российской Федерации нет.

3. Применение МОС и МПВК для профессиональной психодиагностики позволяет решать задачу выяснения причин низкой профессиональной эффективности отдельных военнослужащих (в частности, в волевой сфере) с целью оказания им индивидуальной помощи в преодолении имеющихся у них трудностей и недостатков путем соответствующего обучения и тренировки. Особенно полезны указанные методики в тех видах деятельности, неудовлетворительное выполнение которых сопряжено с возникновением аварий, потерей больших материальных ценностей и т. д. — в военной области, пожарной охране, налоговой службе и т. д.

4. Предлагаемые методики могут быть использованы не только в целях психодиагностики, но и для повышения способностей военнослужащих переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды.

5. Как показывает практика, успешность в учебе курсантов положительно коррелирует с целеустремленностью, самообладанием, общей ориентацией на развитие волевых качеств, что необходимо учитывать при организации психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в ВВУЗе.

6. Предлагаемая программа регулятивного тренинга может применяться в качестве важного составляющего элемента общей программы формирования профессионально-важных качеств слушателей ВВУЗа.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова — Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М., 1980.-336 с.
  2. A.M. Проблема воли в трудах И.М.Сеченова и И. П. Павлова. Автореф. канд. пед. наук (по психологии). Киев, 1953. — 16 с.
  3. Т.И. О волевых проявлениях личности в затрудненных условиях // Вопросы психологии. № 5 -1956. С.28−37.
  4. Т.И., Никитина Н. М., Серебрянникова Е. А., Терехова Т. Н. Развитие воли и характера старшего школьника. Ростов-на-Дону, 1966. — 20 с.
  5. Н.И., Шульга Т. И. Изучение волевых качеств школьников с помощью методики «Нерешаемая задача» // Вопросы психологии, № 6, 1987. С.130−132.
  6. А. Психологическое тестирование: В 2 кн. Кн. 1. М., 1982. -316с.
  7. .Г. Развитие воли и характера в процессе дошкольного воспитания // Исследования о новых дидактических материалах для детсадов. Тбилиси, T. II, Вып.1, 1946, С.1−39.
  8. .Г. Человек как общая проблема современной науки. Вестн. ЛГУ, 1957 б, вып. 11. С.90−101.
  9. .Г. Комплексное изучение человека и психодиагностика // Вопросы психологии, 1968. № 6. С.21−33.
  10. Ю.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., ЛГУ.- 1968. — 338 с.
  11. И.Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. -380с.
  12. Ю.А. Взаимосвязь воли и психических состояний у старших школьников: Автореф. дисс. канд. псих. наук. Ярославль, 1972.- 16 с.
  13. З.Аристотель. О душе // Соч.: В 4 т. М., 1975. Т. 1.-142 с.
  14. Аристотель. Поэтика. М., 1957. С. 60.
  15. Т.И. Соотношение уровней волевого поведения. / Активизация личности в системе общественных отношений. М., 1989. С. 7−8.
  16. Р. Психосинтез. М., 1977.- 274 с.
  17. Р. Психосинтез. Изложение принципов и руководство по технике. М., 1994. — 286 с.
  18. Р. Психосинтез. Теория и практика. От душевного кризиса к высшему «Я». М., 1994. — 314 с.
  19. К.Л. Факторная структура волевых качеств спортсменов // Теория и практика физической культуры. 1977. № 10. С. 12−15.
  20. Е.Ф., Голынкина Е. А., Эткинд A.M. Опросник уровня субъективного контроля (УCK). М., 1993. — 34 с.
  21. E.H. Стадии развития волевых процессов. Вестник Московского университета, 1977, N4. С. 12−22.
  22. E.H. О филогенетических корнях воли // Психология познавательной деятельности. М., 1978. С.3−10.
  23. E.H. Исследование генезиса волевого действия. Автореф. дисс. канд. псих. наук. М., МГУ, 1979. — 22 с.
  24. E.H., Иванников В. А. О природе побуждения // Вопросы психологии. 1983. № 4. С.34−42.
  25. Балу нов А. Б. Методическое пособие по организации и проведению курсов психической саморегуляции на производстве. Л., 1989. — 48 с.
  26. С.Г. Быстрота и прочность запоминания и их соотношение у школьников. // В сб.: Возрастные и индивидуальные особенности памяти. -М., 1967. С.112−243.
  27. М.Я. Избранные психологические произведения. М., Педагогика, 1975.- 432с.
  28. М.Я. Воля как предмет функциональной психологии. Пг., 1922. -22 с.
  29. Г. С., Лобзин B.C., Копылова А. И. Психогигиеническая саморегуляция. Л., 1977.- 28 с.
  30. И.Г. Особенности развития некоторых функций двигательного аппарата у детей школьного возраста: Автореф. дисс. канд. псих. наук. -Пермь, 1960.-16 с.
  31. П.П. Память и мышление. М., 1935, — 207 с.
  32. В.В. Воля и волевые свойства личности // Общая психология. Под ред. В. В. Богословского и др. М., 1973. С.288−305.
  33. Л.И. Развитие воли в онтогенезе // Формирование личности в онтогенезе. Под ред.Н. В. Дубровиной. -М., 1991. С. 104−142.
  34. A.M. Определение модуса контроля за деятельностью и его роль в формировании и преодолении напряженности // Методики диагностики психических состояний и анализа деятельности человека. -М., 1994. С.49−61.
  35. Е.М., Г.П.Логинова, М. О. Мдивани. Диагностика управленческих способностей // Вопросы психологии. № 2, 1997. С.112−121.
  36. И.В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции в онтогенезе // Психологический журнал. Том 19. № 4, 1998. С.27−40.
  37. И.С. Произвольное управление дыханием у человека. Л., 1975. -68 с.
  38. И.Е. О воспитании волевых качеств офицера. М., 1953. -45 с.
  39. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. -СПб., 1999, — 528 с.
  40. И.А., Магомед-Эми, но в M.III. Мотивация и контроль за действием. М., 1991.- 144 с.
  41. Ф.Е. Психология переживания. М., МГУ, 1984. — 200 с.
  42. JI.M. К постановке проблемы воли // Вопросы психологии. № 2, 1957. С.56−67.
  43. JI.M. Психические процессы . Л.: ЛГУ, 1981. -278 с.
  44. М.Г. Развитие волевых качеств учащихся-подростков в процессе выполнения учебной самостоятельной работы. Автореф. канд.пед.наук, (по психологии). М., 1962. — 12 с.
  45. Н.В. Эмоциональный фактор в обучении иностранному языку // Психология и методика устной речи в языковом вузе. Выпуск 142. 1979, с. 16−24.
  46. В.Ф. Психологические условия повышения эффективности процесса формирования эмоционально-волевой устойчивости у воинов средствами физической подготовки: Автореф. дисс. канд. псих. наук. М., 1990.- 16 с.
  47. Р.И., Мазо Г. Е. Как управлять собой. Петрозаводск, 1990.- 64 с.
  48. Вопросы психологии воли. Рязань, 1979. — 98 с.
  49. А.Б. Зависимость волевых усилий личности от характера внешней стимуляции: Автореф. дисс. канд. псих. наук. Рязань, 1975. — 16 с.
  50. В.И., Гильбух Ю. З. О некоторых основных понятиях психодиагностики // Вопросы психологии. № 4. 1976. С. 16−29.
  51. В. Основы физиологической психологии. СПб, Б.г. Т. З. Гл. 17. Волевые процессы. ~ С.234−242.
  52. В. Очерки психологии. М., 1912. — 58 с.
  53. Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т. 3. С. 5−328. Т.5. С.231−256. М., 1983.
  54. Л.С. Педология подростка. (На правах рукописи.) М., — Л., 1931.- 126 с.
  55. А.И. Воспитание волевых качеств у подростков в условиях школы-интерната // Матер. 1 межвуз. науч. конф. по проблемам психологии воли и формирования волевых качеств личности. Рязань, 1964. С.72−73.
  56. А.И. Возрастная динамика волевой активности школьников и методы ее изучения: Автореф. дисс. д-ра псих. наук. Л., 1982. — 41 с.
  57. А.И., Мамонов С. С., Рожкова Л. А. Оценка волевой активности личности студента / Активизация личности в системе общественных отношений. М., 1989. С. 14−15.
  58. В.К., Захаров В. П. Психологическое тестирование. Л., ЛГУ, 1982. -43 с.
  59. П.Я. Введение в психологию. М., 1976. — 150 с.
  60. В.А. Системные описания в психологии. Л., Изд-во ЛГУ, 1984.175 с.
  61. А. Волевые качества командира // «Военный вестник». № 2, 1961. С. 21−25.
  62. А. Гимнастика чувств. М.-Л., 1967. — 67 с.
  63. Л.Д. Психорегулирующая тренировка. М., 1970. — 57 с.
  64. Л.А. К анализу некоторых внутрифункциональных связей психомоторики // Человек и общество. Вып. 13, 1973. С. 122−125.
  65. Л.А. Опыт изучения психомоторной организации человека: Автореф. дисс. канд. псих. наук. Л., 1973. — 18 с.
  66. Ф.Н. Воля, характер, деятельность. Минск, 1966. — 198 с.
  67. В.Б. Особенности волевой саморегуляции подростков: Автореф. дисс. канд. псих. наук. М., 1992. — 16 с.
  68. P.M., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб., 1994. — 192 с.
  69. P.M., Никольская И. М. Защита личности. Психологические механизмы. СПб., 1999. — 352 с.
  70. Д., М., Колдунов Я. И. Руководство самовоспитанием школьников. М., 1975. — 174 с.
  71. K.M. Психологическая диагностика и законы психологической науки. // Психологический журнал. Т. 12. № 2. 1991. С.84−104.
  72. Д. Записки партизана. Стихи. М., 1984. С. 298.
  73. О.В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях: Автореф. дис. д-ра псих. наук. М., 1985. — 34 с.
  74. Т.Т. Воспитание волевых качеств (решительности и смелости) у советских воинов средствами физической подготовки: Автореф. дис. канд. псих. наук. Л., 1954. — 26 с.
  75. Л.Г. Особенности регуляции функционального состояния оператора в процессе адаптации к особым условиям // Психологические проблемы деятельности в особых условиях. Отв. ред. Б. Ф. Ломов, Ю. М. Забродин. М., 1985. С.63−90.
  76. Л.Г., Гримак Л. П. Теоретические и экспериментальные проблемы управления психическим состоянием человека // Хрестоматия по инженерной психологии. М., 1991. С.280−287.
  77. А. Б. Глаза в глаза. М., 1982. — 207 с.
  78. Н.П. Об определении и качествах воли // Матер. I межвуз. науч. конф. по проблемам психологии воли и формирования волевых качеств личности. Рязань, 1964. С.9−11.
  79. В.В., Конторов Д. С. Интеллект, воля, решительность. М., 1981.- 197 с.
  80. М.И. Воля и ее воспитание у советских воинов. М., 1961. — 34
  81. М.И., Кандыбович J1.A., Пономаренко В. А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Психологический аспект. -Минск, 1985.- 206 с.
  82. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. JL, ЛГУ, 1985.- 168 с.
  83. И.Н. Исследование развития целеустремленности, настойчивости, выдержки и самообладания в процессе спортивной деятельности лыжников-гонщиков: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1972.-22 с.
  84. К.П. Психология формирования волевых действий. Военный пединститут Советской Армии, 1952. С. 6.
  85. П.П., Чуфаровский Ю. В. Воспитание воли. Ташкент, 1988. — 136 с. 95.3латков Л. В. Волевые качества и их формирование у курсантов военных училищ БНА: Автореф. дисс. канд. псих. наук. М., 1969. 27 с.
  86. A.C. Особенности волевой регуляции поведения в эмоциогенных условиях (на примере школьников старшего возраста): Автореф. дис. канд. псих. наук. Л., 1983. — 16 с.
  87. В.А., Эйдман Е. В. Структура волевых качеств по данным самооценки //Психологический журнал. 1986. Т. 7. № 3. С. 39−48.
  88. В.А. Формирование побуждения к действию. Вопросы психологии, 1985, № 3. С. 113−123.
  89. В.А. К сущности волевого поведения // Психологический журнал. 1985. Т. 6. № 3. С. 47−55.
  90. В.А. Произвольные процессы и проблема воли // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 1986. — № 2. С. 18−29.
  91. В.А. Воля как произвольная форма мотивации // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: Тезисы Всесоюзной конференции. Симферополь, 1986. С. 134−136.
  92. В.А. Воля: миф или реальность? // Вестник Моск. ун-та. № 2, 1993. С.70−73.
  93. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1998.- 142 с.
  94. Е.И. Экспериментальное изучение простейших компонентов воли у школьников // Вопросы психологии личности. М., 1960. С. 108 129.
  95. ., Пенья Г. Особенности волевой активности у студентов пединститута: Автореф. дисс. канд. псих. наук. Киев, 1989. — 22 с.
  96. Е.П. Психофизиология физического воспитания. М., 1980. Т.1. 1983. Т.2.-264 с.
  97. Е.П. О соотношении понятий, характеризующих волевую активность человека // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: Тезисы Всесоюзной конференции. Симферополь, 1983. С.140−142.
  98. Е.П. Психология физического воспитания. М., 1987. — 237 с.
  99. Е.П. Воля: миф или реальность? // Ананьевские чтения-99: Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1999. С.40−41.
  100. Е.П. Психология воли. СПб., 2000. — 288 с.
  101. М.Н. Связь способности к проявлениям выносливости и волевого усилия с некоторыми психофизиологическими и психовозрастными характеристиками человека: Автореф. дисс. канд. псих. наук. -Л., 1976.- 15 с.
  102. Л.Г. Критика современной буржуазной теоретической социологии. М., 1977. — 278 с.
  103. Г. А. О количественной оценке волевого участия // Вопросы психологии, 1976, N 1, С. 118−121.
  104. В.К. Волевая регуляция деятельности: Автореф. дисс. д-ра псих, наук. Тбилиси, 1989. — 42 с.
  105. В.К. Волевая регуляция как проблема формы деятельности // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Симферополь, 1983. С.166−171.
  106. В.К. Классификация волевых качеств // Эмоционально волевая регуляция поведения и деятельности. — Симферополь, 1983. С.175−181.
  107. В.К. На путях построения теории воли // Психологический журнал. Том. 10. № 2, 1989. С. 46−55.
  108. А.Г. Приемы психической саморегуляции (практическое пособие для телохранителей). M., 1992 — 31 с.
  109. У. Основания физиологии ума. СПб., 1887. — 68 с.
  110. Китаев Смык JI.A. Психология стресса, — М., 1983. — 368 с.
  111. П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев, 1994.-312 с.
  112. А. Г. Самовоспитание школьников. М., 1967. — 157 с.
  113. В.И. Психология боевой активности оператора. М., 1974. -141 с.
  114. Е.Г. Длительность сосредоточения у гимнастов перед выступлением в соревнованиях. В книге: Психологическая подготовка спортсменов различных видов спорта к соревнованиям. — М.: Физкультура и спорт, 1968. С. 72−77.
  115. А.П. О природе волевого усилия: Автореф. канд. псих. наук. -М., 1983.- 19 с.
  116. В.Т., Донской Д. И. Общая психотерапия. Минск, 1993. -478 с.
  117. C.B. О количественной оценке волевого усилия // Вопросы психологии.-№ 1. 1976. С. 118−121.
  118. М.П. Современный бой и проблемы психологии. М., Воениздат, 1972. С. 118−121.
  119. К.Н. Воля и ее воспитание. M., 1957. — 45 с.
  120. В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. Киев, 1971.-43 с.
  121. A.A. Некоторые вопросы психологической подготовки велосипедиста. В книге: Психологическая подготовка спортсменов различных видов спорта к соревнованиям. М.: Физкультура и спорт, 1968. С. 157−162.
  122. Краткий психологический словарь. Под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. — M., 1985. — 431 с.
  123. Н.В. Волевые качества и их воспитание у советских военных моряков. JI., 1969. — 65 с.
  124. В.А. Психология. Учебник для педучилищ. М.: Просвещение, 1980. С.200−212.
  125. М.П. Специальные (естественные) тесты как метод психологической диагностики в военном учебном заведении: Автореф. дисс. канд. псих. наук. -Л., 1991. 16 с.
  126. .В. Основы профессиональной психодиагностики. Л., 1984. -237 с.
  127. А.Ф. О развитии воли и характера у детей. В книге: Энциклопедия семейного воспитания и обучения. Выпуск L I, Санкт-Петербург. — С. 144−178.
  128. H.H. Психологические исследования. Одесса, 1893. С. 227.
  129. H.H. Отчет о докторском диспуте Н.Н.Ланге // Вопросы философии и психологии, 1894, кн. 4. С. 610.
  130. H.H. Психический мир. Избранные психологические труды. М. -Воронеж, 1996.-235 с.
  131. X. Аутогенная тренировка. М., 1980. — 135 с.
  132. В. Искусство быть собой. M., 1977.С. 107−113.
  133. П. Рациональное воспитание воли. СПб., 1912. — 32 с.
  134. Н.Д. Воля и характер бойца // Военный вестник. № 1, 1944. С.22−28.
  135. A.A., Лебедев В. И. Психологические проблемы межпланетного полета. М., 1975. С. 195−196.
  136. А.Б. Психологическая саморегуляция и профилактика неблагоприятных функциональных состояний. // Психологический журнал. Том 9. № 3. 1988.С.43−52.
  137. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983, т.2. С.94−231.
  138. А.Н. Воля. Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1993, № 2. С.3−14.
  139. B.C. Теория и практика аутогенной тренировки. Л., 1980. — 134 с.
  140. H.A. Биографический метод в психологии и смежных науках: Автореф. дисс. канд. псих. наук. Л., 1975. 18 с.
  141. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  142. В.В. Общепсихологические закономерности психической регуляции деятельности // Вестник СПбГУ. Выпуск 2, серия 6. Июнь 1997 г. С.76−83.
  143. С.И. Тренировка воли. СПб., 1994. — 24 с.
  144. С.И. Способность к работе с людьми: психологический анализ. Л., 1991. — 36 с.
  145. В.Р. Средства психосаморегуляции как фактор стабилизации деятельности в экстремальных условиях: Автореф. дисс. канд. псих. наук. -М., 1985.-21 с.
  146. В.Л. Критерии профессиональной пригодности в отборе // Хрестоматия по инженерной психологии. М., 1991. С.257−265.
  147. Е.В. Мотивационно волевые особенности личности как фактор успешности деятельности: Автореф. дисс. канд. псих. наук. — Л., 1984.- 16 с.
  148. Материалы III научной конференции по проблемам психологии воли. -Рязань, ГПИ, 1970. 169 с.
  149. К. Энгельс Ф. Соч. Т.20.С. 116.Т.21. С. 290.
  150. Е.С., Рапопорт И. А. К вопросу об измерении воли учащихся // Вопросы психологии. 1976. № 2. С.133−137.
  151. Э. Интеллигентность и воля. Киев, 1917.-113с.
  152. А.Л. Воспитание воли. Л., 1931. —32 с.
  153. Методики психодиагностики в спорте. М., 1990. — 258 с.
  154. B.C. Своеобразие условных реакций в структуре волевого акта // Ученые записки Казанского гос. ун-та. Казань, 1953. — Т.113, кн.З. С. 57−72.
  155. B.C. Характер. В кн.: Общая психология. Учебник для студентов пединститутов. Изд.2.- М.: Просвещение, 1977. С.422−440.
  156. Е.А. Эмоционально волевые компоненты надежности оператора // Очерки психологии труда оператора. — М., 1974. С. 5−82.
  157. Д. Галантер Ю. Прибрам К. Планы и структура поведения. -М.: Прогресс, 1965. 238 с.
  158. Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М., 1991. — 152 с.
  159. Ю.А. Саморегуляция личности и трудовая активность сельских школьников // Новые исследования в психологии. № 2(39). М., 1988. С.52−57.
  160. К. Психология ответственности. Д.: Наука, 1983. — 240с.
  161. Мэй Р. Любовь и воля. М., 1998. — 402 с.
  162. В.Э. Гимнастика для мозга. М., 1975. — 128 с.
  163. И.Т. Культура воли. Система самовоспитания здоровой личности. Л., 1929. — 28 с.
  164. В.П., Худадов H.A., Пиккенхайн Л., Фрестер Р. Психорегуляция в подготовке спортсменов. М., 1985. — 122 с.
  165. В.В. Систематизация волевых свойств человека. Вестник СПбГУ. Выпуск 2 (13), серия 6. № 3 (июнь), 1995. С.58−65.
  166. Г. С. Самоконтроль как механизм надежности человека оператора. Л.: ЛГУ, 1977. — 112 с.
  167. Г. С. Теоретические вопросы самоконтроля. Психологический журнал, 1985, т.6, N5. С. 19−31.
  168. Г. С. Самоконтроль человека. Л., ЛГУ, 1989. — 192 с.
  169. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Изд. МГУ, 1987. С. 150.
  170. Г. Т. Воля и мотивы волевой деятельности школьника-подростка и их формирование: Автореф. дисс. д-ра псих. наук. Тбилиси, 1972.-46 с.
  171. Организация и проведение тренинга. Под ред. А. В. Федотова. -Л., ЛГУ, 1991.- 88 с.
  172. И.П. Полн.собр.соч. Изд.2, т. Ш, кн.2. М., 1951 .-С.229.
  173. Ю.Ю. Экспериментальное исследование уверенности в своих силах у спортсменов // Психологические вопросы спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт. С. 14−25.
  174. А.Э. О различиях самооценки волевых качеств личности в подростковом и юношеском возрасте // Вестник Моск. ун-та. № 3, 1991. С.39−45.
  175. В. Твои возможности, человек! М., 1973. — С. 70−76.
  176. И.К. Возрастные особенности волевых усилий в двигательной активности школьников 12−17 лет: Автореф. дисс.канд. псих. наук. Киев, 1985.-23 с.
  177. С.А. К проблеме классификации волевых качеств личности // Личность и деятельность: Тезисы докладов V Всесоюзному съезду психологов. М., 1977. С. 19−20.
  178. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. -М., «Высшая школа», 1984. С. 22−23.
  179. К.К., Голубев Г. Г. Психология. Учебник для индустриально-педагогических техникумов. М.: Высшая школа, 1978. — 248 с.
  180. Фр. Воля. Пер. с франц. СПб., 1907. С. 3.
  181. А.Г., Беляев Г. С., Лобзин B.C., Копылова И. А. Аутогенная тренировка. Л., 1973.-29 с.
  182. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. / Под. ред. А. А. Крылова. Л., ЛГУ, 1990. -272 с.
  183. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии // Под. ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. СПб., 2000. -560 с.
  184. Практические занятия по психологии. Под редакцией Д. Я. Богдановой и И. Г1. Волкова. М: Физкультура и спорт, 1989. С. 97−111.
  185. A.M. Психологический справочник, или Как обрести уверенность в себе. М., 1994. — 191с.
  186. Проблемы психологии воли. Тезисы IV научной конференции. Рязань, 1974.- 134 с.
  187. Проблемы психологии воли. Тезисы V Всесоюзной научной конференции. Рязань, 1991. — 145 с.
  188. Проблемы психологии спорта / Выпуск 2. Волевая подготовка спортсмена. Под ред. П. А. Рудика, А. Ц. Пуни, М., 1962. — 188 с.
  189. А.О. Методы психосаморегуляции. Казань, 1990. — 108 с.
  190. А.О. Саморегуляция психических состояний в учебной и педагогической деятельности // Вопросы психологии, № 5, 1991. С. 156 161.
  191. В.П. Воля и ответственность. // Пасхи, № 2, 1998. С. 92−108.
  192. В.П. Исследование динамических характеристик волевой активности в интеллектуальной и психомоторной сферах. В книге: Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности. -Свердловск, 1979. С. 26−33.
  193. В.П. Индивидуальные различия волевой активности и их типологические предпосылки: Автореф. дисс. канд. псих. наук. М., 1989. -22 с.
  194. В.П. К структуре волевых качеств // Проблемы психологии воли. Тезисы V Всесоюзной научной конференции. Рязань, 1991. С. 19.
  195. Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов. / Под ред. А. А. Бодалева, И. М. Палея, М. Д. Дворяшиной. Л., 1976. — 56 с.
  196. Психологическая диагностика. Бийск, 1993. — 324 с.
  197. Психологическая подготовка курсантов к деятельности в войсках / Под ред. А. И. Александрова.- Л., 1984. 71 с.
  198. Психологические проблемы деятельности в особых условиях. Отв. ред. Б. Ф. Ломов, Ю. М. Забродин. М., 1985. — 232 с.
  199. Психологические тесты для деловых людей. М., 1994.- 319 с.
  200. Психология. Словарь / Под ред. А. В Петровского и М. Г. Ярошевского. -М., 1990.-494 с.
  201. Психология. Под ред. А. А. Крылова. М., 1998. — 584 с.
  202. А.Ц. Воспитание воли спортсмена. Л., 1958. — 66 с.
  203. А.Ц. Некоторые вопросы теории воли и волевая подготовка в спорте // Психология и современный спорт. М.: Физкультура и спорт, 1973. — С.144−162.
  204. А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. Л., 1977.-54 с.
  205. Е.А. Влияние психотерапии на развитие механизмов волевой регуляции: Автореф. дисс. канд. псих. наук. М., 1996.- 15 с.
  206. . Воспитание воли. Пер. с франц. СПб., 1913. С. 166.
  207. A.A. Проблемы и перспективы развития концепции локуса контроля личности // Психологический журнал. Том 19. № 4, 1998. С.3−12.
  208. М.М. Профессиональный отбор в системе образования, промышленности и армии США. // Психологический журнал. Т.8. № 3. 1987. С.145−153.
  209. К. Несколько важных открытий. Вестник Московского университета, серия 14, психология, 1990. № 2. С.58−65.
  210. H.A. Психомоторика взрослого человека. Л., 1970. С.48−58.
  211. Розе-Грищенко H.A., Головей Л. А. Психоморная организация человека // Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов). Л., ЛГУ, 1976. С. 131−154.
  212. В.В. Выносливость к статическим усилиям как антропометрический показатель. М., 1964. — 10 с.
  213. С.Л. Основы общей психологии. Изд.2, — М.: Учпедгиз, 1946,-704 с.
  214. С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М., 1957. — 328 с.
  215. Л.И. Воспитание и самовоспитание воли у подростка: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1963. — 17 с.
  216. Л.И. Педагогическое руководство самовоспитанием воли подростка // Матер. I межвуз. науч. конф. по проблемам психологии воли и формирования волевых качеств личности. Рязань, 1964. С. 69−71.
  217. Л.И., Соловьева А. Е. Психология самовоспитания. М., 1982.- 141 с.
  218. Л.И. Самовоспитание личности. М., 1984. — 138 с.
  219. Л.И., Хохлов С. И. Как воспитать волю и характер. М., 1986.- 194 с.
  220. К. Групповая психотерапия. М., «Прогресс», 1990.- 368 с.
  221. П.А. Психологическая характеристика волевых качеств личности и процесс их формирования // Матер. II Закавказской конф. психологов. Ереван, 1960. С. 377−380.
  222. П.А. Воспитание волевых качеств и психологическая подготовка спортсмена в процессе тренировки. М., 1961.-31 с.
  223. П.А. Психологические основы морально-волевой подготовки спортсмена // Проблемы психологии спорта. М., 1962. — С.44−57.
  224. П.А. Психология. Учебник для ИФК. М.: Физкультура и спорт, 1974.-512 с.
  225. СамоукинаН.В. Игры, в которые играют. Дубна, 1997. — 160 с.
  226. С., Спиридонова В. К вопросу о воспитании боевой выносливости // Военный вестник, 1944. № 9−10. С. 11−16.
  227. В.Ф. Динамика взаимооценки и самооценки морально-волевых черт старшеклассников в зависимости от степени их внушаемости: Автореф. дисс. канд. псих. наук. М., 1969. — 25 с.
  228. В.И. Проблема воли в советской психологии // Вопросы психологии, 1964, № 1. С. 4.
  229. В.И. Психология волевой активности. Рязань, 1974. — 149 с.
  230. В.И. Актуальные вопросы психологии воли // Вопросы психологии личности. Рязань, 1975, вып.2. С.4−26.
  231. В.И. Воля и ее воспитание / Серия «Педагогика и психология». М., 1976, N 8. — С.55−60.
  232. В.И. Волевая регуляция активности личности // Психологический журнал. 1982. Т.З. — № 4. С.4−24.
  233. В.И. Дискуссионные вопросы психологии воли // Психологический журнал, 1986. Т.7. № 6. С. 110−121.
  234. В.И. Избранные психологические произведения (воля, ее развитие и воспитание). Рязань, 1992. — 201 с.
  235. В.И., Гаврилина С. А. Взаимосвязь воли и самоконтроля в учебной деятельности студентов // Психологический журнал, 1992. Т. 12, № 5. С. 44−50.
  236. И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.: Госполитиздат, 1947. — 646 с.
  237. А.Н. Психологические игры. Минск, 1995. — 98 с.
  238. П.В. О филогенетических предпосылках воли // Вопросы психологии. 1971. — N4. С. 84−88.
  239. П.В. Эмоциональный мозг. М., 1981.-215 с.
  240. A.A. Проблемы психологии памяти. М., 1966. — 422 с.
  241. .II. Психологические механизмы эмоционально-волевой регуляции в спорте // Ананьевские чтения-99: Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1999. С. 328−329.
  242. М. Как научиться говорить «нет». СПб., 1996. — 315 с.
  243. Соколов Е. И, Орестова Е. В., Лернер Г. И. Психодиагностика изменения состояния человека в нестандартных условиях // Психологический журнал. Том 9. № 1. 1988. С.49−57.
  244. . Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1957, т.1. -631 с.
  245. Статистические методы анализа экспертных оценок / Под ред. Т. В. Рябушкина и др. М., 1977. — 381 с.
  246. Г. Н. Волевое усилие: Автореф. дисс. канд. пед. наук (по психологии). М., 1954. — 16 с.
  247. А.П. Возрастное развитие силы мышц кисти и выносливости при статических усилиях. Изв. АПН РСФСР, 1963, № 127. С. 49−54.
  248. .М. Психология. Учебник для средней школы. М.: Учпедгиз, 1946. — 109 с.
  249. Тесты для всех / Сост. Т. В. Орлова. Киев, 1994. С. 61−63, 176−178.
  250. Л.Н. Война и мир. Т.1. Собр. соч. в 14-ти т. — М., 1951. Т.4. С. 238.
  251. Е.В. Психофизиология профессиональной деятельности. Словарь. СПб., 1996.-318 с.
  252. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.- 451с.
  253. Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. -М., Просвещение, 1995. С. 74−88.
  254. П. Кем мы можем быть. Психосинтез как метод психологического и духовного роста. Перевод-конспект О. Чадаева. -112с.
  255. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л. Ф. Ильичева и др.- М.: Советская энциклопедия, 1983. С. 840.
  256. Ф.А. Стремящийся разум. Нальчик, 1988. 280 с.
  257. X. Мотивация и деятельность. Т.2. М., 1986. — 391 с.
  258. С.И. Воля и уровень притязаний учащихся-подростков // Проблемы психологии воли. Тезисы IV научной конференции. Рязань, 1974. С. 56−58.
  259. Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. СПб., 1997. — 608 с.
  260. Н.В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. М., 1988.-272 с.
  261. И.Е. Ошибочные реакции человека-оператора. М., 1979. С. 30.272а. Чашина Г. А. Психическая саморегуляция двигательной деятельности вусловиях нарастающего утомления: Автореф. дисс. канд. псих. наук. Л, 1977.- 19 с.
  262. Н.Г. Антропологический принцип в философии. В кн.: Избранные эстетические произведения. — М.: Искусство, 1978. С. 35−61.
  263. Ш. Н. Проблема воли в психологии // Вопросы психологии, 1967, N4. С.72−81.
  264. Р.З. Исследование волевых усилий в связи с особенностями преодоления трудностей: Автореф. дисс. канд. псих. наук. -Тбилиси, 1979.- 16 с.
  265. С.А. Экспериментальное изучение волевых процессов. М., 1997.- 140 с.
  266. А.Г., Соловейчик A.C., Гребенюк Г. А., Лепеха Т. Р. Разработка экспресс-теста менеджерского потенциала // Вестник Московского университета. Серия 14, № 3, 1993. С. 23 34.
  267. Т.И. Психологические основы формирования воли. -Пятигорск, 1993. 134 с.
  268. Т.И. Проблемы волевой регуляции в онтогенезе // Вопросы психологии, № 1, 1994. С. 105−110.
  269. А.И. Волевые процессы и свойства личности. Д.: ЛГУ, 1963.-96 с.
  270. Е.П. Функциональная структура воли. Омск, 1990. — 164 с.
  271. Е.В. Волевая регуляция деятельности в условиях предельных физических напряжений: Автореф. дисс. канд. псих. наук. М., 1986. — 16 с.
  272. В.М. Воспитание воли (биологические основы психотехники характера). М., 1929. — 28 с.
  273. Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: Тезисы II Всесоюзного семинара молодых ученых. Симферополь, 1986. — 168 с.
  274. B.C. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек. М.," Знание", 1986. — 48 с.
  275. П.М. Воля. -В кн.: Общая психология, учебник для пед. институтов /Под ред. А. В. Петровского. Изд.2.- М.: Просвещение, 1977. С.389−404.
  276. М.Г., Анциферова Л. И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М.: Педагогика, 1974, — 304с.
  277. М., Фенвик Э. Секс в жизни мужчины: Пер. с англ. М., 1990. -160 с.
  278. Л.З. Сила воли или искусство владеть собой. Философско-психологическое исследование. Варшава, 1900. 106 с.
  279. Assagioli R. Psychosynthesis: a manual of principles and techniques. New York, 1967.
  280. Assagioli R. The act of will. London, 1974.
  281. Assagioli R. Transpersonal development: the dimensions beyond psychosynthesis. London, 1991.
  282. Ach N. Analyse des Willens // E. Abderhalden (Ed.). Handbuch der biologischen Arbeitmethoden. Bd. VI. Berlin, 1935.
  283. Beilack A.S., Hersen M. Dictionary of behavior therapy techniques. New York: Pergamon Press, 1985.
  284. Ferrucci P. What we may be: techniques for psychological and spiritual growth through psychosynthesis. Los Angeles, 1982.
  285. F., Kuhl J. (eds.) Motivation, intetion, and volition.
  286. Heckhausen H. Allgemeine Psychologie in Experimenten. Gottingen, 1969.
  287. Kazdin A.E. Behavior modification in applied settings. Homewood, IL: Dorsey Press, 1984.
  288. Kelly C. Assertion training: A facilitators guide. La Jolla, California, 1979.
  289. Kuhl J. Motivation, Konflikt und Handlungs Kontrolle. — Heidelberg, 1983.
  290. Levin K. Die psychische Tatigkeit bei der Hemmung on Willensvorgangen und Grundgesetzt der Association. Zeitschrift fur Psychologie, 1917.
  291. Rotter J.B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement// Psychological Monographs. 1966. V. 80. P. 1−28.
  292. Thoresen C. E.& Mahoney H.J. Behavioral self-control. N. Y., 1974.
  293. Модифицированный опросник Н. Б. Стамбуловой (МОС).1. Руководство к опроснику.
  294. Вам предстоит ответить на ряд вопросов. Для ответов используйте шкалу вариантов ответов, расположенную в верхней части бланка:-2 Так не бывает-1 Пожалуй, неверно0 Может быть1 Наверное, да2 Уверен, что да
  295. Записывайте Ваши оценки под номерами, соответствующими порядковому номеру вопросов. Вопросы будут задаваться быстро, будьте внимательны".
  296. Я люблю читать короткие рассказы.
  297. Как правило, все важные решения принимаю без посторонней помощи.
  298. У меня есть много желаний, но я не всегда знаю, как их осуществить.
  299. Я очень интересуюсь сексуальными вопросами.
  300. Установив для себя план дня или недели, точно его соблюдаю.
  301. Скорее всего, я обижусь, если в зоопарке меня обзовет попугай.
  302. Неудачи снижают мою активность и желание продолжать работу.
  303. Я быстро нахожу решение в сложных ситуациях.
  304. Бывает, что я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать.
  305. Детективы и приключения мне нравятся больше, чем рассказы о любви.
  306. В повседневной деятельности я не ставлю перед собой никаких задач, просто делаю то, что говорит руководство.
  307. Я могу растеряться, если знаю, что мои противники подготовлены лучше меня.
  308. В сложной ситуации я не могу обойтись без советчика.
  309. Моя внешность (одежда, фигура, лицо) меня, в общем, устраивает.
  310. Если берусь за выполнение какого-либо дела, обычно добиваюсь того, что необходимо.
  311. В споре мне обычно удается сохранять спокойствие и внимательно выслушивать доводы других.
  312. В детстве я любил, когда мне читали сказки.
  313. Посещать театры и музеи мне нравится больше, чем читать о жизни и работе врачей.
  314. В начале каждого месяца я намечаю, что мне надо сделать и как этого достичь.
  315. Мое мнение часто не совпадает с мнением окружающих.
  316. Думаю, я бы не растерялся, если бы попал в трудную ситуацию.
  317. Даже самую трудную задачу всегда стремлюсь решить сам.
  318. В споре чаще всего уступаю другим.
  319. Сильное волнение часто мешает мне показать результат, к которому я готов.
  320. В других людях я больше всего ценю общительность и дружелюбие.
  321. У меня обычно пропадает желание продолжать дело, когда что-нибудь сильно препятствует мне в его выполнении.
  322. Мне очень нравится участвовать в сложных, рискованных событиях.
  323. Редко выполняю обещания без многократных напоминаний.
  324. Если становится ясно, что за оставшееся время не успеваю выполнить работу до конца, это не снижает интенсивность и качество моей деятельности.
  325. Неприятности на работе или дома не снижают качества моей деятельности.
  326. В работе, как правило, не следую чёткому плану, делаю, как получится.
  327. Если меня охватывает страх, не могу действовать разумно.
  328. Считаю, что невозможно разбогатеть, работая честно.
  329. В любую работу всегда стремлюсь внести что-то новое, иначе мне не интересно.
  330. Неудача в любом деле так огорчает меня, что долго не могу приняться за него.
  331. Совершенно не переношу боли.
  332. Я длительное время переживаю неудачи.
  333. Мне больше по душе, если ответственность за совместное дело несут другие.
  334. Дома, на прогулках, в транспорте часто придумываю новые приёмы и формы моей работы.
  335. Обычно я работаю «по настроению» только тогда, когда есть желание.
  336. Я умею хитрить так, что никто этого не замечает.
  337. Я легко могу заставить себя долго ждать, если это необходимо.
  338. На каждый день я ставлю перед собой конкретные задачи чего я должен добиться.
  339. Много раз пытался планировать свой день, но не смог выполнить намеченное.
  340. Прежде чем что-то сделать, всегда советуюсь с кем-нибудь из старших или друзей.
  341. Мне трудно доводить до конца начатые дела.
  342. Выбирая одежду, думаю о том, чтобы привлечь внимание представителей противоположного пола.
  343. Я легко справляюсь со своим волнением, никогда не теряюсь.
  344. К тому, что не связано с моей работой, отношусь с меньшей ответственностью.
  345. Я всегда стараюсь избегать ситуаций, связанных с риском и неприятностями.
  346. Иногда у меня возникает желание разрисовать картинами стены своей комнаты.
  347. Чувствую себя спокойно и уверенно, если кто-то руководит мной.
  348. В любом деле борюсь изо всех сил до последнего мгновения.
  349. Если у меня плохое настроение, обычно не могу этого скрывать.
  350. Я нередко думаю о будущем, но пока не имею чётких целей на 5−10 лет вперёд.
  351. Часто поступаю необдуманно: сначала сделаю, а потом понимаю, что сделал плохо.57. Я часто меняю прическу.
  352. К концу рабочего дня всё чаще даю себе отдых, пропускаю отдельные задания.
  353. Довольно часто бываю несдержан, могу обидеть другого, накричать, нагрубить.
  354. Всегда намечаю план предстоящих действий, продумываю, что делать сначала, а что потом.
  355. Для меня исключительный случай, если я не смог сдержать слово.
  356. Мечты, фантазии считаю бесполезным занятием.
  357. Обычно мне не удаётся систематически выполнять всё, что я планирую на день.
  358. Долгое ожидание очень мучительно для меня.
  359. Я люблю читать материалы, посвященные личной жизни знаменитостей.
  360. При неудачах всегда начинаю сомневаться, стоит ли продолжать начатое дело.
  361. Мне хотелось бы как можно реже попадать в ситуации, которые могут доставлять неприятности.
  362. Обычно отказываюсь от своих планов, намерений, если другие находят их неудачными.
  363. Не могу заставить себя работать, если чувствую сильную усталость.
  364. Поражение побуждает меня действовать с удвоенной энергией.
  365. Не уверен, что смог бы преодолеть страх в ситуациях опасности.
  366. Когда разговариваю с кем-либо, то чаще говорю я, нежели мой собеседник.
  367. Если что-то не получается, предпочитаю не думать, а спросить у коллег или взять чей-то вариант.
  368. Важнейшим правилом для меня является систематичность в работе.
  369. Не могу работать в полную силу, если меня что-то сильно беспокоит.
  370. Мне почти всё время хочется ставить перед собой новые цели и достигать их.
  371. Мне постоянно хочется проявить свою смелость кого-нибудь спасти, выручить из беды и т. д.
  372. Обычно не задумываюсь над содержанием работы, просто выполняю то, что говорят.
  373. По вечерам я люблю принимать душ или горячую ванну.
  374. Мне нравится работа, которая требует полной отдачи сил.
  375. Начиная новое дело, чаще всего не представляю, к какому конкретному результату оно может привести.
  376. Когда меня контролируют, очень волнуюсь, поэтому выполняю работу хуже, чем обычно.
  377. Довольно часто меня мучают сомнения, что не могу принять нужное решение.
  378. Я стараюсь быть организатором новых дел в коллективе.
  379. До конца выполняю даже скучную и однообразную работу, если это необходимо.
  380. Я уже определил свою цель на будущее и готовлю себя к этому.
  381. Мне легко заставить себя сдержать смех, если чувствую, что он неуместен.
  382. Боязнь, тревога почти не характерны для меня.
  383. Бывает, что целый день я не хочу ни с кем разговаривать.
  384. Для меня удобнее всего выполнять работу по точно известному образцу.
  385. Всегда до конца отстаиваю свое мнение, если уверен, что прав.
  386. Я считаю, что люди должны точно следовать законам морали.
  387. Специально учусь владеть собой, воспитываю у себя выдержку.
  388. В детстве я собирал модели самолетов, кораблей.
  389. Я считаю, что если ребенок не ходил в детский сад, то у него, скорее всего, будут отсутствовать необходимые навыки взаимодействия со сверстниками.
  390. Мне очень нравится фантазировать, а потом пытаться осуществить свои идеи.
  391. Я люблю знакомиться с последними достижениями в области науки техники.
  392. Если в компании рассказывают анекдот, который я уже слышал, я не стану перебивать рассказчика.
  393. Мне нравится подолгу разгадывать головоломки, кроссворды, ребусы.
  394. Сильные волнения, тревога обычно не сказываются на разумности моих действий и поведения.101. Иногда я говорю неправду.
  395. Ключи к опроснику: Целеустремленность 3, 11,19, 26, 31, 37, 43, 49, 55, 60, 66, 70, 76, 81,86.
  396. Решительность 5, 12, 21, 27, 32, 38, 44, 50, 56, 61, 67, 71, 77, 83, 88. Инициативность — самостоятельность — 2, 13, 22, 28, 34, 39, 45, 52, 62, 68, 73, 78, 84, 90, 96.
  397. Настойчивость упорство — 7, 15, 23, 29, 35, 40, 46, 53, 58, 63, 69, 74, 80, 85,91.
  398. Самообладание выдержка — 8, 16, 24, 30, 36, 42, 48, 54, 59, 64, 75, 82, 87, 93, 100.
  399. Балласт 1,4, 6, 9, 10, 14, 17, 18, 20, 25,33,41,47,51,57, 65,72, 79, 89, 92, 94,95,97, 98, 99, 101.1. Регистрационный бланк1. ФИО Дата
  400. Методика психодиагностики волевых качеств (МПВК)1. Инструкция
  401. Будьте предельно внимательны! Стремитесь решать задания максимально правильно. После окончания работы и подсчета результатов я готов дать индивидуальную консультацию каждому желающему.
  402. Приготовиться! Начали! (Дискретность 40 секунд).3 19 96 7 22 89 9 26 100 1188 99 13 72 97 16 52 7545 46 94 47 59 69
  403. Запомните приведенные на следующей странице 20 слов вместе с порядковыми номерами, под которыми они значатся в списке. Перевернитестраницу. Приступайте к заданию. (На запоминание дается 40 секунд). Стоп, переверните страницу!
  404. В бланке ответов запишите все слова (вместе с их номерами), которые сможете вспомнить. (Время 2 минуты).
  405. Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть эти слова. Приготовиться! Начали! (Включить секундомер. Через 2 минуты подать команду «Стоп!»).
Заполнить форму текущей работой