Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Становление качеств личности менеджера в процессе профессиональной подготовки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Менеджмент организации", студентов-менеджеров и руководителей выявлен целый комплекс корреляционных связей. При анализе взаимосвязей всеобщих характеристик процесса управления, согласно авторской модели, у студентов факультета химических технологий не обнаружены корреляционные связи управленческого процесса, за исключением конкретной управленческой ситуации. У студентов II и III курсов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы исследования личности в современных процессах управления
    • 1. Методология исследования процесса управления
    • 2. Исследования личности как системы
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Становление качеств личности менеджера
    • 1. Психологические аспекты профессионального становления личности
    • 2. Структурная модель личности менеджера
    • 3. Экспериментальная работа по становлению качеств личности менеджера в процессе профессиональной подготовки
  • Выводы по второй главе

Становление качеств личности менеджера в процессе профессиональной подготовки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современных стремительно меняющихся социально-экономических условиях развития российского общества приоритетной остается проблема развития личности, где особое внимание акцентируется на процессе ее профессионального становления.

Используя различные методологические подходы, исследователи, чаще всего исходят из соразмерности всех психологических качеств личности, что является недостаточным для эффективного функционирования различных сфер ее деятельности. Специфика любой деятельности, а особенно управленческой, накладывает определенный отпечаток на. систему деловых и личностных качеств менеджера. Менеджмент в настоящее время выступает важнейшим средством как для постановки концептуальных теоретических задач, так и для решения практических проблем на пути развития российской государственности. Именно менеджмент становится ключом в решении самых насущных психологических, социально-психологических, экономических, политических, мировоззренческих, и других задач. При этом подготовка управленческих кадров ведется чаще всего по западным моделям классического образца, достаточно эффективно работающим в относительно стабильных социально-экономических системах и дающим сбой в условиях нестабильности российской действительности.

Практика показывает, что успех кроется в личности менеджера, присущих ему качествах, следовательно, и в самом процессе подготовки специалистов в этой сфере деятельности. Поэтому возникла необходимость в разработке управленческих параметров личности менеджера, то есть выявление всеобщих характеристик, лежащих в основе свойств личности, обусловленных самим характером деятельности. На первый план выходит рассмотрение личности менеджера как носителя определенных качеств, в своей совокупности составляющих целостную систему и обусловленных управлением как особым феноменом. При таком рассмотрении личность менеджера является центром пересечения функциональных зависимостей управленческого процесса.

Возникает задача рассмотрения личности менеджера как объекта психологического исследования, где, с одной стороны, свойства личности менеджера связаны с характеристиками личности вообще, с другой — личность менеджера выступает в качестве особой системы, обладающей специфическими особенностями, обусловленными профессиональной деятельностью, и в этом качестве взаимодействующей с другими системами и обществом в целом.

Обычно исследование проблемы личности менеджера как системы управленческих качеств сводится только к психологическим аспектам, но по своему существу она является комплексной, поскольку системность свойств личности менеджера предполагает учет множества факторов. Особое значение приобретают положения теории управления, системного и структурного подходов. Только в свете такого обобщения возможно методологически корректное теоретическое рассмотрение становления качеств личности менеджера в профессиональной подготовке.

Недостаточная теоретическая и методологическая разработанность, актуальность и практическая значимость проблемы обусловили выбор темы -«Становление качеств личности менеджера в процессе профессиональной подготовки».

Цель работы — выявление условий становления качеств личности менеджера в процессе профессиональной подготовки.

Объект исследования — личность менеджера.

Предмет исследования — становление качеств личности менеджера в процессе профессиональной подготовки.

В основу исследования положена следующая рабочая гипотеза — в процессе профессиональной подготовки становление качеств личности менеджера происходит в результате сложного взаимодействия уровней его личности (организмическйй, индивидуальный, собственно-личностный) с всеобщими характеристиками процесса управления (коммуникативное пространство, коммуникативное время, энергия, информация, материально-вещественные факторы управления, конкретная управленческая ситуация).

Исходя из целей исследования, определения объекта, предмета, гипотезы, в диссертации поставлены следующие задачи:

1. Теоретически обосновать взаимосвязь качеств личности менеджера с всеобщими характеристиками процесса управления.

2. Разработать системную модель личности менеджера.

3. Раскрыть сущность основных подсистем личности менеджера.

4. Организовать экспериментальную работу по выявлению и становлению ведущих качеств личности менеджера в процессе профессиональной подготовки.

Методолого-теоретическую основу исследования составили: разработки в области системного подхода (И.В. Блауберг, В. П. Кузьмин, А. А. Малиновский, В. Н. Садовский, А. И. Уемов, Б. Г. Юдин и др.) — принципы детерминизма, системности, формирования, развития, становления, активности (C.JI. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев,. Б. Ф. Ломов, Л. Ф. Алексеева, Л. И. Анцыферова, Э. Ф. Зеер и др.) — взаимосвязь психологии человека с духовностью (М. Люшер, А. Маслоу, Р. Кэттелл, Г. Олпорт, К. Роджерс, Э. Фромм и др.) — психолого-педагогическая коррекция личности (А.Г. Асмолов, О. С. Газман, К. Рудестам и др.).

Методы исследования. В процессе работы над диссертацией использовались как общенаучные (анализ, обобщение, моделирование процесса), так и психологические методы (тестирование, наблюдение, экспертные оценки, опрос, эксперимент). Процесс становления качеств личности менеджера прослеживался в экспериментальной работе, проводимой на базе учебного заведения и коммерческих организаций.

Организация, база и этапы исследования.

Базой исследования явились группы студентов ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет» гуманитарного факультета второго и третьего курсов по специальности «Менеджмент организации», факультета химических технологий четвертого курса по различным специальностямстуденты-менеджеры, окончившие дополнительную профессиональную образовательную программу «Управление персоналом» и действующие руководители организаций ООО «ФНПКонсалтинг» и ООО «Красноярская финансовая компания» г. Красноярска.

Исследование проводилось с 2003 по 2006 гг. и включало три этапа.

На первом этапе (2003;2004 гг.) изучалась теория и практика рассматриваемой проблемы, были определены предмет, цель, основные задачи, сформулирована рабочая гипотеза. Проводилось наблюдение за студентами СибГТУ и руководителями коммерческих организаций для выбора субъектов опытно-экспериментальной работы.

Второй этап (2004;2005 гг.) посвящен организации и проведению экспериментальной работы по выявлению и становлению ведущих качеств личности менеджера в процессе профессиональной подготовки. .

На третьем этапе (2005;2006 гг.) оформлялись результаты исследования и внедрялись в практику разработанные рекомендации.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Личность менеджера выступает как система, испытывающая разнообразные психологические воздействия и одновременно являющаяся активным субъектом управленческой деятельности. Формулировка перечня основных требований, которым должен удовлетворять менеджер, путем простого обобщения эмпирических данных о деятельности менеджера приводят к ограниченным результатам. Теоретический анализ личности менеджера не сводится к простому обобщению опыта работы отдельных менеджеров.

2. Разработана модель личности менеджера, которая представлена во взаимодействии трех уровней личности (организмический, индивидуальный, собственно-личностный) с всеобщими характеристиками процесса управления (коммуникативное пространство, коммуникативное время, энергия, информация, материально-вещественные факторы, конкретная управленческая ситуация). Классификация всего многообразия качеств личности менеджера представлена в виде трехуровневой структуры, с выделением ведущих (эмоциональная устойчивость на организмическом, доминантность на индивидуальном и интеллект на собственно-личностном уровнях).

3. Раскрыта сущность основных подсистем личности менеджера с всеобщими характеристиками процесса управления, необходимость взаимодействия которых обусловлена управленческой деятельностью и является основанием для становления качеств личности в процессе профессиональной подготовки. Организмический уровень обеспечивает энергетический потенциал личности, акцентируя внимание на показателях здоровья. Индивидуальный уровень влияет на мотивацию, определяет своеобразие стиля управления, налагает на него неповторимые черты творческой индивидуальности менеджера, его эмоциональную вовлеченность. Собственно-личностный уровень определяет все, что связано с волевыми качествами, влиянием, доминированием, умением управлять другими людьми, способностью самостоятельно делать ответственный выбор, принимать эффективные управленческие решения и нести за них ответственность.

4. Анализ корреляционных связей между уровнями личности и всеобщими характеристиками процесса управления показал, что имеются характерные условия становления качеств в процессе профессиональной подготовки.

Научная новизна исследования.

1. Уточнены понятия «управление» и «менеджмент». Управление выступает родовым понятием по отношению к менеджменту. Менеджмент рассматривается как вид управления, свойственный рыночным отношениям. Основная задача менеджмента состоит в решении задачи оптимизации информационных, энергетических и материально-вещественных затрат в реальном пространстве и времени.

2. Раскрыта сущность понятий, выражающих всеобщие характеристики процесса управления. Применительно к личности менеджера понятия коммуникативного пространства и коммуникативного времени означают комплекс свойств, направленных на учет условий профессиональной деятельности реально. Понятие информации характеризует набор вариантов состояния управляемой системы. Понятие энергии определяет энергетический потенциал личности менеджера, то есть способность совершать конкретное количество управленчески-значимых действий в единицу времени. Понятие материально-вещественных факторов управления отражает умение учитывать материальные возможности в процессе деятельности, где особая роль отводится конкретной управленческой ситуации.

3. Выявлены всеобщие характеристики личности менеджера, которые складываются, во-первых, из трех уровней личности: организмического, индивидуального и собственно-личностного. Во-вторых, они являются производными от всеобщих характеристик процесса управления, к числу которых относятся: коммуникативное пространство, коммуникативное время, информация, энергия, материально-вещественные факторы управления и конкретная ситуация.

4. Выявлены условия становления качеств личности менеджера соответствующие каждому личностному уровню в процессе профессиональной подготовки.

Теоретическая значимость исследования. Теоретически обосновано становление качеств личности менеджера в процессе профессиональной подготовки, что обогащает теории: психологии управления, психологии личности, профессионального образования.

Практическая значимость исследования заключается во всестороннем анализе и обосновании становления качеств личности менеджера в процессе профессиональной подготовки. Разработана и апробирована модель личности менеджера, включающая психологические уровни личности (организмический, индивидуальный и собственно-личностный), каждый из которых взаимодействует с всеобщими характеристиками процесса управления: коммуникативное пространство, коммуникативное время, информация, энергия, материально-вещественные факторы управления, конкретная ситуациявыделены ведущие качества (эмоциональная устойчивость, доминантность, интеллект). Результаты могут быть использованы при подготовке специалистов высшей школы, повышении квалификации, подготовке руководителей различных уровней управления.

Достоверность результатов обеспечивается логикой исходных методологических позиций автора, использованием совокупности апробированных методов, применением валидных и надежных диагностических средств, корректностью поэтапного психологического эксперимента, а также содержательным анализом результатов исследования с их математической обработкой, взаимозависимостью данных, экспериментальной апробацией разработанных положений.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы, и результаты диссертационного исследования опубликованы в 11 статьях (общий объем 5,65 п.л.), докладывались на международных, всероссийских и межрегиональных научно-практических конференциях: II Всероссийская научно-практическая конференция «Концептуальные аспекты управления персоналом: предмет, современное состояние, перспективы», (Санкт-Петербург, 2004) — IV Межрегиональная научно-практическая конференция (Красноярск, 2004) — «Профессиональная педагогика и психология: теория и практика» (Красноярск, 2004) — «Право. Личность. Культура» (Красноярск, 2005) — XLIII Международная научно-практическая конференция «Студент и научно-технический прогресс» (Новосибирск, 2005) — Всероссийская научная конференция молодых ученых «Наука. Технологии. Инновации» (Новосибирск,.

2005) — «Вестник Красноярского государственного университета» (Красноярск,.

2006).

Структура диссертации: введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения.

Выводы по второй главе.

Проблема изучения становления качеств личности менеджера связана с необходимостью создания специальной организации исследования, позволяющей рассмотреть личность менеджера в сфере профессиональной деятельности, которая представлена в исследовании системой взаимодействия и взаимосвязью уровней личности с всеобщими характеристиками процесса управления.

В связи с этим психологические аспекты профессионального становления личности менеджера представлены через реализацию социальных ролей. Понятие социальной роли подразумевает взаимосвязанную совокупность функций, которые выполняются личностью в процессе жизнедеятельности и отражаются управленческой ситуацией, то есть складываются из совокупности ситуаций, для которых существуют определенные нормы поведения, где особая роль связана с профессиональной деятельностью.

Рассматриваются изменения, «срастание», обогащение, односторонний характер, специализация личности при переходе от одной социальной роли к другой. Между характером социальной роли и особенностями личности существует не только функциональное, но и структурно-функциональное соответствие.

При подготовке менеджеров профессия существенным образом видоизменяет личность без изменения универсальных, конкретных характеристик, к которым относятся самостоятельный выбор, воля, решительность, модифицирующиеся в процессе деятельности.

Исследование личности менеджера не возможно провести только через социальные роли или простое обобщение опыта работы отдельных менеджеров. Организация исследования в соответствии с принципами системного подхода к личности менеджера позволила разработать структурно-функциональную модель воздействия личности менеджера на объект управления. Деловые качества рассматриваются через деятельность, а личностные — на основе взаимодействия субъектно-объектных отношений. С одной стороны этого взаимодействия выступает среда, а с другой — внутренние психологические ресурсы личности.

Экспериментально доказано, что в процессе профессиональной подготовки становление качеств личности менеджера происходит в результате сложного взаимодействия уровней его личности (организмического, индивидуального, собственно-личностного) с всеобщими характеристиками (условиями) процесса управления (коммуникативным пространством, коммуникативным временем, энергией, информацией, материально-вещественными факторами управления, конкретной управленческой ситуацией).

Заключение

.

Актуальность мировоззренческого осмысления гражданского образования обусловлена социальным развитием современной России, кардинальными изменениями в социально-экономической и общественной жизни страны. Процесс системной трансформации российского общества сопровождается общими, а иногда и противоречивыми тенденциями, что в свою очередь обусловливает необходимость поиска инновационных путей выхода. В сложившейся ситуации необходимо концептуальное обоснование приоритетных практико-ориентированных направлений в сфере образования детей и молодежи.

Россия вступила в XXI век в условиях кризиса в сфере образования, являющийся следствием системного кризиса всего общества, резкого ослабления государственной поддержки науки и образования. В настоящее время еще достаточно сложно оценить масштаб таких явлений в сфере образования, как Болонское соглашение, единый государственный экзамен (ЕГЭ), введение новых образовательных стандартов и др. Несомненно одноразвивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решение в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбы страны. В связи с этим и проявляется необходимость в создании малой академии юного менеджера (МАЮМ) и в организации дополнительных профессиональных программ, на базе которых и происходит становление качеств личности менеджера.

Диссертационное исследование по проблеме становления качеств личности менеджера в процессе профессиональной подготовки выявило, что в психологии существуют различные подходы к изучению личности руководителя и нет единства в определении ведущих качеств многоуровневой структуры личности руководителя.

Системный анализ процессов управления позволил выделить всеобщие условия: коммуникативное пространство, коммуникационное время, энергию, информацию, материально-вещественные факторы и конкретную управленческую ситуацию, которые выступают психологическими характеристиками субъектно-объектного взаимодействия, распространяя влияние личности менеджера на группу, коллектив, команду.

Разработанная модель личности менеджера, имеющая многоуровневую структуру (организамический, индивидуальный, собственно-личностный) подтвердила свою адекватность в экспериментальном исследовании. По всем ее конструируемым блокам (конкретной управленческой ситуации, материально-вещественным факторам, энергии, информации, коммуникативному времени и пространству), сгруппированным по факторам теста-опросника 16PF, показаны высокие значения именно у студентов-менеджеров и руководителей.

Образовательная и профессиональная менеджерская деятельность в сравнении со студентами других факультетов выявила статистические различия по t-критерию Стьюдента, которые наиболее значимы по блокам сконструированной нами модели, а именно, «информация» и «конкретная управленческая ситуация». Качества высокого интеллекта — понимание абстракции, быстрота мыслительных процессов, упорство и настойчивостьдают возможность более успешно анализировать и решать управленческие ситуации, так как основной вид профессиональной управленческой деятельности — это выработка управленческих решений. В свою очередь, этот блок взаимосвязан с блоком информационной модели, ибо он позволяет эффективно вести сбор информации и управление ею.

Статистический анализ по Спирмену выявил, что у групп студентов II курса гуманитарного факультета по специальности «Менеджмент организации» и IV курса факультета химических технологий по различным специальностям экспериментально отсутствуют взаимосвязи на собственно-личностном уровне. У группы студентов III курса гуманитарного факультета по специальности.

Менеджмент организации", студентов-менеджеров и руководителей выявлен целый комплекс корреляционных связей. При анализе взаимосвязей всеобщих характеристик процесса управления, согласно авторской модели, у студентов факультета химических технологий не обнаружены корреляционные связи управленческого процесса, за исключением конкретной управленческой ситуации. У студентов II и III курсов гуманитарного факультета по специальности «Менеджмент организации» наблюдается увеличение комплекса связей со сдвигом в область коммуникативного пространства и времени. Аналогичную картину мы видим у студентов-менеджеров и руководителей, что говорит об устойчивом' процессе по формированию группы, коллектива и команды с прямым и обратным воздействием на личность менеджера. Условия становления качеств личности менеджера были выявлены на основе того, что современное российское экономическое образование должно аккумулировать новые приоритеты и установки с лучшими отечественными традициями в формирующуюся социально-ценностную систему — открытую, духовно и культурно насыщенную, обеспечивающую становление гражданственности и патриотизма.

В исследовании нашло подтверждение изложенное в гипотезе положение: в процессе профессиональной подготовки становление качеств личности менеджера происходит в результате сложного взаимодействия уровней его личности (организмического, индивидуального, собственно-личностного) с всеобщими характеристиками процесса управления (коммуникативным пространством, коммуникативным временем, энергией, информацией, материально-вещественными факторами управления, конкретной управленческой ситуацией).

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Р.Ф. Философия информационной цивилизации Текст. / Р. Ф. Абдеев. М.: ВЛАДОС, 1994. — 275 с.
  2. , Н.Т. Целостность и управление Текст. / Н. Т. Абрамова. -М: Наука, 1974.-364 с.
  3. , К.А. Время личности и время жизни Текст. / К. А. Абульханова, Т. Н. Березина. СПб.: Алетейя, 2001. — 301 с.
  4. , К.А. Категория деятельности в советской психологии Текст. / К. А. Абульханова // Психологический журнал. 1980. -№ 4. — С. 11−28
  5. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность в психологии личности Текст. / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 334 с.
  6. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни Текст. / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  7. , В. А. Менеджмент Текст./ В. А. Абчук СПб.: Союз, 2002. -462 с.
  8. , B.C. Проблема личности руководителя в отечественной психологии. М.: Изд-во Наука, 1998. — 120 с.
  9. , B.C. Я-концепция как интегративная основа личности и деятельности руководителя. М.:МОСУ, 2000. — 30 с.
  10. , B.C. Межгрупповое взаимодействие Текст. / B.C. Агеев. -М.: МГУ, 1990.-240 с.
  11. , Т.А. Теория организации Текст.: учеб. пособие для студентов вузов/ Т. А. Акимова. М.: ЮНИТИ, 2003. — 367 с.
  12. , Л.Ф. Психолого-педагогические основания инновационной подготовки преподавателей вузов / Л. Ф. Алексеева. Томск: STT, 2005. — 268 с.
  13. , Б.Г. Избранные психологические труды Текст./ Б. Г. Ананьев. М., 1980. — Т. 1−2.
  14. , А.П. Биология и нейрофизиология условного рефлекса Текст. / А. П. Анохин М.: Медицина, 1968. — 300 с.
  15. , П.К. Социальное и биологическое в природе человека Текст. / П. К. Анохин // Соотношение биологического и социального в человеке: материалы симпозиума. -М., 1975. С. 301−308.
  16. , Л.И. Личность с позиций динамического подхода Текст. / Л. И. Анцыферова // Психология личности в социалистическом обществе: Личность и ее жизненный путь. -М.: Наука, 1990. С. 3 — 19.
  17. , Л.И. Психология формирования и развития личности Текст. / Л. И. Анцыферова // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. — С. 207−213.
  18. , Е.Ю. Психологические методы описания профессии Текст. / Е. Ю. Артемьева, Ю. Г. Вяткин // Вопросы психологии. 1965. — № 3. -С. 127−133.
  19. , Н. И. Менеджмент (Управление персоналом). Часть 2 Текст.: Учебно-методический модуль / Н. И. Архипова, О. Л. Седова. М.: Издательство Ипполитова, 2003. — 360 с.
  20. , А.Г. Неодеятельностная парадигма в мышлении XXI в.: Деятельность как существование Текст. / А. Г. Асмолов // Мир психологии. -2003.-№ 2.-С. 155−158.
  21. , И .Я. Вас слушаю Текст. / И. Я. Атватер. М.: Экономика, 1988.-С.72.
  22. , В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977.
  23. Бадарч, Д.' Организационные основы субъект-субъектной технологии обучения Текст. / Д. Бадарч, Б. А. Сазонов // Материалы X международной конференции «Современные технологии обучения «СТО-2004». Том1. — 2004. — С.79−81.
  24. Баишева, М. И. Организация групповой самостоятельной работы как необходимое условие личностно-профессионального роста студентов
  25. Текст. / М. И. Баишева, И. Б. Багынанова // Материалы X международной конференции «Современные технологии обучения «СТ2 004». Том1. -2004.-С. 195−196.
  26. , В.А. Принцип системности в современной психологии Текст./В.А. Барабанщиков// Психология. Т. 1. — 2005. — № 3. -С. 6−7.
  27. , А.В. Темперамент и характер: психологическая диагностика Текст. / А. В. Батаршев М.: Изд-во ВЛАДО-ПРЕСС, 2001. — С. 101.
  28. , С.П. Профессиональная деформация личности Текст. / С. П. Безносов. СПб.: Речь, 2004. — 272 с.
  29. , Ю.Н. Активные методы обучения Текст. / Ю. Н. Белокопытов, Г. В. Панасенко // Высшее образование в России. 2004. -№ 4.-С. 167−169.
  30. , Ю.Н. История и культура менеджмента Текст.: учебник для учащихся средних школ, учебно-производственных центров, лицеев, школ менеджеров / Ю. Н. Белокопытов, Г. В. Панасенко. Красноярск: Кн. Изд-во, 1994−352 с.
  31. , Ю.Н. Синергетика фрактальных систем в процессе управления Текст.: монография / Ю. Н. Белокопытов. Красноярск: СибГТУ, 2001.-240 с.
  32. , Я.М. Деловые игры Текст. / Я. М. Бельчиков, М. М. Бирштейн. Рига: Авотс, 1989. — 304 с.
  33. Бернштейн, Н. А. От рефлекса к модели будущего Текст./ Н. А. Берштейн // Вопросы психологии. 2002. — № 2 — С. 94−98.
  34. , А.А. Тектология: (Всеобщая организационная наука) Текст.: в 2-х кн. / А. А. Богданов. -М.: Экономика, 1989. Кн.1. С. 269 — 271.
  35. , Е.Н. Психология личности в конфликте Текст.: учеб. Пособие / Е. Н. Богданов. 2-е изд. — М.- СПб.- Н. Новгород: Питер, 2004. -221 с.
  36. , А.А. Общая психодиагностика Текст./ А. А. Бодалев, В. В. Столин. СПб.: Изд-во «Речь», 2002. — 440 с.
  37. , Е.И. Механизмы умственной деятельности Текст. / Е. И. Бойко. М.: Московкий психолого-социальный институт- Воронеж: МОДЭК, 2002. — 687 с.
  38. , Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект. Автореферат дисс.д.психзол.н. -М., 1988. 36 с.
  39. , Е.Н. Менеджмент персонала: учебное пособие для студентов вузов Текст. / Е. Н. Брянцева. Омск: ОмГТУ, 2003. — 48 с.
  40. , Л.Ф. Психология жизненных ситуаций Текст./ Л. Ф. Бурлачук, Е. Ю. Коржова. М.: Российское педагогическое агентство, 1998.-263 с.
  41. Вебер, Макс. Политика как призвание и профессия Текст.: В кн. Вебер М. Избранные произведения / М.Вебер. М.: Прогресс, 1990. С. 691.
  42. , В. Р. Основы менеджмента Текст.: учеб. / В. Р. Веснин. -4-е изд., испр. и доп. М.: ЭЛИТ, 2004. — 552 с.
  43. , X. Менеджмент в подразделениях фирмы: Предпринимательство и координация в децентрализ. компании Текст.: пер. с англ./ X. Виссема. М.: Инфра-М, 1996. — 288 с.
  44. , О.С., Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс Текст.: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. М.: МГУ, 2000. -563 с.
  45. , О.С. Менеджмент: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. направлениям и специальностям / О. С. Виханский. 3-е изд. — М.: Экономисте, 2004. — 528 с.
  46. , О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс Текст.: учеб. для вузов / О. С. Виханский, А. И. Наумов. М.: Изд-во МГУ, 1996.-416 с.
  47. , М. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя-практика / Пер. с англ. Текст. / М. Вудкок, Д. Фрэнсис. М.: Дело ЛТД, 1994. -320 с.
  48. , X. Г. Истина и метод Текст. / Х. Г. Гадамер. М.: Прогресс, 1988.-С. 55.
  49. , П.Я. Психология как объективная наука Текст. / П. Я. Гальперин. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: МОДЭК, 1998.-480 с.
  50. , В. А. Системные описания в психологии Текст. / В. А. Ганзен. Л.: ЛГУ, 1984.-С. 141.
  51. , В.М. О кибернетике как науке Текст. / В.М. Глушков// Кибернетика, мышление, жизнь. М., 1964. — С. 54.
  52. , Е.И. Психологическое время личности Текст. / Е. И. Головаха, А. А. Кроник Киев, 1984.
  53. , С.Ю. Словарь психолога-практика / С. Ю. Головин М.: Харвест, 2005. — С.256
  54. , В.В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении Текст. / В. В. Гончаров. М.: МНИИПУ, 1998. — 176 с.
  55. , Н.А. Треугольный человек Текст. / Н. А. Государев. -М.: Молодая гвардия, 1991. с. 243 — 247.
  56. Готвальд, Ф-Т. Помоги себе сам. Медитация Текст. / Ф-Т. Готвальд, В. Ховальд.- М.: СП «Интерэксперт», 1992. С. 92−93.
  57. , Дж.К. Американский менеджмент на пороге XXI века Текст.: пер с англ. / Дж.К. Грейсон, К. О’Делл, Б. З. Мильнер. М.: Экономика, 1991.-319с.
  58. , Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности Текст. / Л. П. Гримак. М.: Политиздат, 1991. — 320 с.
  59. , B.C. Управленческие решения: неопределенность, модели, интуиция Текст. / B.C. Диев. Новосибирск: НИИ МИОО НГУ, 1998. — С. 11.
  60. , Б. А. Социально-психологические и педагогические основы профсоюзной работы в трудовом коллективе Текст.: учеб. пособие / Б. А. Душков, Д. И. Купов М.: Профиздат, 1990. — С. 213
  61. , О.П. Практикум по психологии личности Текст./ О. П. Елисеев. СПб.: Питер, 2004. — С. 240
  62. , A.JI. Социально-психологические проблемы управления Текст. / A.JI. Журавлев // Прикладные проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1983.-С. 76.
  63. , JI. Ваше время в Ваших руках: (советы руководителям, как эффективно использовать рабочее время) Текст. / JI. Зайверт. — М.: Экономика, 1991.-232 с.
  64. , А. Н. Организационная психология Текст.: учеб. пособие для вузов/ А. Н. Занковский. 2-е изд. — М.: Флинта: МПСИ, 2002. -647 с.
  65. , Б.В. Очерки по психологии аномального развития личности Текст. / Б. В. Зейгарник, Б. С. Братусь. М.-.МГУ, 1980. — С. 23.
  66. Игры обучение, тренинг, досуг. Текст./ Под ред. В. В. Петрусинского // В четырех книгах. — М.: Новая школа, 1994. — 368 с.
  67. , Е.П. Психология физического воспитания Текст. / Е. П. Ильин. М.: Просвещение, 1987. — С. 82 — 83.
  68. , М.С. Система и структура Текст. / М. С. Каган // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1983 М.: Наука, 1983.-С. 104−105
  69. , Н.Т. Игровой инвариант культуры и культурная вариативность игры Текст. / Н. Т. Казакова // Философия образования. -2003.-№ 6.-С. 189−192.
  70. , А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кэттелла Текст. / А. Н. Капустина. СПб., 2001. — С. 54.
  71. , Г. А. Игровая деятельность как средство формирования профессиональной деятельности учителя Текст. / Г. А. Караханов // Материалы X международной конференции «Современные технологии обучения «СТО-2004». Том1. -2004. — С. 151−153
  72. , Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей Текст. / Д. Карнеги. М.: Прогресс, 1989. — 720 с.
  73. Карпичев, B.C. Личная тектология в канун XXI века Текст./ B.C. Кирпичев // Истоки российского менеджмента. М.: Луч, 1997. — С. 68.
  74. , А.В. Психология менеджмента Текст.: учеб. пособие / А. В. Карпов. М.: Гардарики, 2005. — 584 с.
  75. , А.Л. Управление персоналом организации Текст.: учебник / А. Я. Кибанов. М.: ИНФРА-М, 2002 — 638с.
  76. , А.И. Психология управления Текст. / А. И. Китов. М.: Академия МВД СССР, 1983. — 490 с.
  77. , А.И. Социально-психологическая концепция руководства Текст. / А. И. Китов // Социально-психологические проблемы руководства и управления коллективами. М.: Изд-во АПН СССР, 1984. — С. 127
  78. , Е.Н. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным Текст. / Е.Н.'Князева, С.П. Курдюмов// Вопросы философии. -1992.-№ 12.
  79. , М.Л. Ключ к самосозиданию Текст. / М. Л. Князева. М.: Молодая гвардия, 1990. — С. 55
  80. , Б.Б. Личность: Теория, диагностика и развитие Текст.: учебно-методическое пособие для высших учебных заведений / С. Ю. Головин. М.: Академический Проект, 2000. — С. 21
  81. , В.И. Структурные уровни живой материи Текст. / В. И. Кремянский. М.: Наука, 1969. — С. 151.
  82. , P.JI. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты Текст. / P.JI. Кричевский, Е. М. Дубовская. М.: МГУ, 1991.-С. 117−126.
  83. , P.JI. Если Вы руководитель. элементы психологии менеджмента в повседневной работе Текст. / P.JI. Кричевский. — М.: Дело, 1996.-384 с.
  84. , P.JI. Личностные характеристики руководителя как фактор эффективности его взаимодействия с коллективом Текст. / Р. Л. Кричесвкий, А. В. Маржине // Вопросы психологии межличностного познания и общения. Краснодар, 1985.
  85. , А.А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений Текст. / А. А Кроник, Е.А. Кроник- М.: Мысль, 1989. -270 с.
  86. Кун, Т. Структура научных революций Текст. / Т. Кун. М.: Прогресс, 1977. — 58 с.
  87. , А. Формирование системы управления персоналом Текст. / А. Лапин // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 5. — С.24−32.
  88. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст./ А. Н. Леонтьев. М., 1975.
  89. , Б.Ф. Научно-техническая революция и социальная обусловленность регуляции поведения личности Текст. / Б. Ф. Ломов // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976.-С. 32.
  90. , Б.Ф. Актуальные проблемы психологии управления Текст. / Б. Ф. Ломов, А. И. Китов, А. В. Филиппов. М.: Изд-во АПН СССР, 1977.
  91. , М.И. Современные персонал-технологии Текст./ М. И. Магура. М.: Интел-Синтез, 2001. — 376 с.
  92. Мадци Сальваторе, Р. Теории личности: сравнительный анализ Текст.: перевод с англ. / Р. Мадци Сальваторе. СПб.: Речь, 2002. — 539 с.
  93. , А.С. Педагогические сочинения Текст.: в 8-ми т./
  94. A.С. Макаренко.-М.: Педагогика, 1983. Т. 1.-С. 102−111.
  95. , И.С. Организатор и организаторская деятельность Текст. / И. С. Мангутов, Л. И. Уманский. Л.: ЛГУ, 1975. — 312 с.
  96. , Е.В. Управление персоналом предприятия Текст.: учебное пособие/ Е.В. Маслов- Под ред. П. В. Шеметова. М.: ИНФРА-М- Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. — 312с.
  97. Медовников,' Д. Энергия пустоты Текст. / Д. Медовников, Т. Оганесян // Эксперт. 1997. -N 46. — С. 26 — 27.
  98. , B.C. Очерки теории темперамента Текст. / B.C. Мерлин. -Пермь, 1973.
  99. , М.Х. Основы менеджмента Текст. / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. М.: Дело, 1992. — 702 с.
  100. Е.Г. Управление карьерой менеджера Текст. / Е. Г. Молл. -СПб.: Питер, 2003.-356 с.
  101. Монди, УэйнР. Управление персоналом Текст./ У. Р. Монди, М. Н. Роберт, Р.П. Шейн-пер. с англ. под ред. И. В. Андреевой, С. В. Кошелевой. -СПб.: Нева, 2004.-640 с.
  102. , С.К. Управление персоналом Текст.: современная российская практика: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Менеджмент» / С. К. Мордовии. СПб.: Питер, 2003. — 288 с.
  103. , В.В. Исследование систем управления Текст. /
  104. B.В. Мыльник, Б. П. Титаренко, В. А. Волочиенко. М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 352 с.
  105. , В.Д. Основные свойства нервной системы человекаТекст. / В. Д. Небылицын. М., 1966.
  106. , Р.С. Психология Текст.: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. — С. 389
  107. О единой системе непрерывного образования инженерных кадров Текст. // Материалы к Всероссийской научно-методической конференции «Роль вуза в перестройке народного образования». М.: Знание, 1989. — С. 9.
  108. , Н.Н. Психология работы с людьми. Советы руководителю Текст. / Н. Н. Обозов, Г. В. Щекин. Киев, 1990. — С. 141.
  109. , К. Психологическая теория и развития личности Текст. / К. Обуховский // Психология формирования и развития личности. -М.: Наука, 1981.-С. 47−48
  110. Общая психодиагностика Текст. М.: МГУ, 1987. — С. 113−114
  111. , С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. -22-е изд., стер. М.: Рус.яз., 1990. — 921 с.
  112. , A.M. Руководитель. Размышления о стиле управления Текст. / А. М. Омаров. М.: Политиздат, 1987.
  113. Организационная психология Текст./ Сост. и общая редакция Л. В. Винокурова, И. И. Скрипюка. СПб.: Питер, 2001. — 512с.
  114. , Г. В. Исследование личности менеджера: многоуровневый подход Текст. / Г. В. Панасенко, Ю. Н. Белокопытов // ЭКО. -2003.-№ 8.-С 98−111.
  115. , Г. В. Философия и психология менеджмента Текст.: монография / Г. В. Панасенко. Красноярск: КГТА, 1996. — 180 с.
  116. , Г. В. Личность менеджера как объект философского исследования: автореф. дис.. док. философ, наук: 09.00.11 / Г. В. Панасенко. -М., 1999.-С. 11
  117. , П.И. Технология игры в обучении и развитии Текст.: учебное пособие / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. М.: МПУ.
  118. Приходько, П. Т. Азбука исследовательского труда Текст./ П. Т. Приходько. Новосибирск: Наука, 1979. — 94 с.
  119. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред. Р. Корсини,
  120. А. Ауэрбаха. СПб.: Питер, 2006. — 1096 с.
  121. Психологический словарь/Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ООО «Издательство Астрель, 2004.-479 с.
  122. Психология и работа Текст. / Д. Шульц, С. Шульц. 8-е изд. -СПб.: Питер, 2003.-560 с.
  123. Психология' эмоций. Тексты/Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтор. М.: МГУ, 1984. — С. 186.
  124. Ретюиских, J1.T. Игровая методика как способ интенсификации познавательной активности студентов в процессе преподавания философии Текст. / J1.T. Ретюнских//Философия образования. 2003. — № 5. — С. 185 188.
  125. , Г. И. Методология научного исследования Текст. / Г. И. Рузавин. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. — 317 с.
  126. Руководство сотрудниками фирмы Текст.: учебное пособие для студентов, аспирантов И' преподавателей экономических вузов и факультетов / Т. А. Родионова, Ю. А. Цыпкин, Н. Д. Эриашвили. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.352 с.
  127. , В.М. Природные предпосылки и индивидуально-психологические особенности личности Текст. / В. М. Русалов / Психология личности в социалистическом обществе: Личность и ее жизненный путь. М.: Наука, 1990. — С. 28−29
  128. , М.Р. О вещественном пространстве Текст. / Человек, общение и жилая среда. Таллин: ТГПИ, 1986. — С. 104.
  129. , В.Н. Принцип системности, системный подход и общая теория систем / Системные исследования: Ежегодник, 1978. М.: Наука, 1978. -С. 7−25.
  130. , В.А. Практическая логика Текст. / В. А Светлов. СПб.: Слово, 1997.-С.311
  131. , Т.Д. Управление персоналом в малом бизнесе Текст.:учебное пособие для студентов вузов. Омск: ОмГУ, 2002. — 204 с.
  132. Словарь-справочник менеджера/ Под ред. М. Г. Лапусты. М.: ИНФРА-М., 1996.-С. 249.
  133. , A.M. Методы активного обучения Ретюнских: Науч.-метод. пособие / A.M. Смолкин -М.: Высш. шк., 1991. 176 с.
  134. Советский энциклопедический словарь / гл.ред. А. М. Прохоров. 4-е изд. М.: Сов. Энциклопедия, 1989. — 1632 с.
  135. Современный словарь иностранных слов: / Изд-во «Рус. яз.». ок. 20 000 слов. — М.: Рус.яз., 1993. — 740 с.
  136. , В. С. Сочинения в 2-х томах. Т. 2 Текст. / B.C. Соловьев. -М.: Мысль, 1990.-С.585.
  137. Социология: Практикум Текст. М.: Соц.-полит. журн., 1993. — С. 152−154.
  138. , В.А. Организационное поведение и управление персоналом Текст. / В. А. Спивак. СПб: Питер, 2000. — 416с.
  139. , В.В. Самосознание личности Текст. / В. В. Столин. М., 1983.
  140. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности Текст. М.: Бахрах, 1996.
  141. , А.Н. Технология освоения студентами управленческих специальностей структурных ролей в групповой работе Текст. / А.Н. Топузова/ / Материалы X международной конференции «Современные технологии обучения «СТО-2004». Том1. — 2004. — С.212−214
  142. , Д. Ролевые игры. Практическое руководство Текст. / Д. Турнер. СПб: Питер, 2002. — 352 с.
  143. , М. Индивидуальный опыт, культура и развитие личности Текст. / М. Тышкова // Психология личности в социалистическом обществе: Личность и ее жизненный путь. М.: Наука, 1990. — С. 70.
  144. Умеете ли вы организовать совещание? Текст. // Наука и жизнь. -1990.-N12.-С. 126.
  145. Управление персоналом: концепции, технологии, развитие Текст.: монография / Панасенко Г. В. [и др.]. Томск: Изд-во ТГУ, 2005. — 360 с.
  146. , А.В. Работа с кадрами: психологический аспект Текст. / А. В. Филиппов -М.: Экономика, 1990 167 с.
  147. Философский энциклопедический словарь Текст. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. — С. 541 — 542.
  148. Харви, М. К. Как уцелеть среди акул Текст. / М. К. Харви. М.: Экономика, 1991.
  149. Цуканов, Б. И. Фактор времени и природа темперамента Текст./ Б. И. Цуканов // Вопросы психологии. 1988. -N 4.
  150. , Ю. А. Управление персоналом Managing staff Текст.: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Ю. А. Цыпкин. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 446 с.
  151. , Э.С. Социально-психологические особенности профессиональной деятельности и проблемы творческой активности Текст. / Э. С. Чугунова // Психологический журнал.- 1985.- № 4.
  152. , Г. П. Проблемы построения системной теории сложного «популятивного» объекта Текст. / Г. П. Щедровицкий // Системные исследования.-М.: Наука, 1976.-С. 210−211.
  153. , JI. Карьера менеджера Текст.: пер. с англ./ JI. Якокка, У. Новак. Мн.: ООО «Попурри», 2002. — 416с.
  154. , С. • Overcoming Organizational Defenses Facilitating Organizational Learning / C. Argiris Needham, MA: Allyn & Bacon, 1990. — P. 44
  155. Arthur K. Yeurig and Douglas A. Ready. Developing Leadership Capabilities of Global Corporations: A Comparative Study in Eight Nations // Human Resource Management, Winter 1995, Vol. 34, Number 4, P. 529−547.
  156. Cattell, R.B. Handbook of the sixteen personality factor questionnaire (16 PF) / R.B. Cattell, H.W. Eber, M.M. Tatsuoka, Champaign: IPAT, 1970. — P. 9
  157. Cattell, R.B. The interpretation of Pavlov’s Typology? And the Arousal Concept, in Replicated Trait and State Factor. In: Biological Bases of Individual
  158. Behavior / R.B. Cattell New-York and London, 1972. — P. 141−164
  159. D’Epinay, L. Time space and socio-cultural identity: The ethos of proletariat, small owners a. peasantry in an aged population/ L. D’Epinay// Inern. social sciences j.- Paris, 1986.-Vol.38, N 1. P. 19−32.
  160. Jagues, E. The form of time / E. Jagues. N.Y.: Crane Russak- L.: Heinemann, 1982. -XV. P. 41−42.
  161. Piaget, J. Le structuralisme / J. Piaget. Presses Univ, 1968. — pp. 95−96
  162. Role Theory. Concepts and Research. Ed. By B. J. Biddl and E. J. Thomas.-Hundington, 1979.153
Заполнить форму текущей работой