Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Эффективность использования государственной собственности в современной национальной экономике

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существенным условием обеспечения повышения эффективности использования государственной собственности является совершенствование институциональной среды, обеспечивающей наиболее рациональные правила функционирования объектов государственной собственности и их взаимосвязей в системе хозяйственных отношений. Однако, институциональная незавершенность разрешения вопросов о порядке применения способов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ
    • 1. 1. Содержание государственной собственности и формы ее проявления
    • 1. 2. Трансформация роли государственной собственности в социально-экономическом развитии общества
  • ГЛАВА 2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ
    • 2. 1. Особенности функционирования государственной собственности на современном этапе
    • 2. 2. Динамика субъектно-объектного развития государственной собственности
  • ГЛАВА 3. СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ
    • 3. 1. Направления повышения эффективности использования государственной собственности в социально-экономической сфере
    • 3. 2. Совершенствование институциональной среды как условие повышения эффективности функционирования государственной собственности

Эффективность использования государственной собственности в современной национальной экономике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена необходимостью формирования системы мер, направленной на повышение эффективности использования государственной собственности, которая играет важную роль в социально-экономическом развитии общества, выступает в качестве рычага воздействия на экономику в целом, средства обеспечения всей совокупности функций государства и составляет важнейшую область государственного управления. Вопрос об эффективности использования государственной собственности является одним из злободневных вопросов экономической политики, затрагивающим интересы всех слоев общества.

Особое значение приобретает функционирование государственной собственности в экстремальных ситуациях. Так, в условиях современного мирового финансово-экономического кризиса, захватившего и экономику России, государственная собственность играет стабилизирующую роль, способствует выходу из кризиса и может послужить импульсом в реализации современной инновационно ориентированной стратегии социально-экономического развития страны.

Значимость государственной собственности невозможно переоценить в развитии стратегически важных отраслей, обеспечивающих поддержание высокого уровня национальной безопасности и обороноспособности страны, включая экономическую и продовольственную безопасность, безопасность населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что актуализирует проблему повышения эффективности использования государственной собственности.

Более того, государственная собственность выражает высшую форму обобществления производства, в тех отраслях, в которых уровень развития производительных сил настолько высок, что их воспроизводство нуждается в использовании ресурсов государственной собственности. Это обусловлено тем весьма важным обстоятельством, что многие научные и технические проекты требуют для своего осуществления колоссальных средств, которые способно выделить лишь государство. Сюда следует отнести, например, исследования в области нанотехнологий, ядерной энергетики, строительства, эксплуатации соответствующих энергетических и оборонных объектов, отдельные (сегменты) отрасли аэрокосмической промышленности и другие.

В настоящее время в стране повышается значимость государственной интеллектуальной собственности, которая является мощным фактором повышения конкурентоспособности инновационной экономики и стимулом роста интеллектуального, культурного, экономического и оборонного потенциалов страны. Только при ее успешном развитии и рациональном использовании возможно повышение эффективности функционирования национальной экономики.

Однако в современных условиях использование государственной собственности, сложившееся «de facto», характеризуется недостаточной эффективностью: сокращение объема доходов федерального бюджета от использования государственного имущества (возобновляемые источники) — медленные темпы развития и реализации проектов государственно-частного партнерства и т. п. В связи с этим, представляется важной и актуальной разработка направлений, способствующих повышению эффективности использования государственной собственности и совершенствованию институциональной среды как условия роста результативности ее (государственной собственности) функционирования.

Степень научной разработанности проблемы. В теоретическом аспекте вопрос отношений государственной собственности всегда занимал особое место в истории экономической мысли. Проблемам государственной собственности в условиях трансформирующейся экономики и ее роли в социально-экономическом развитии общества посвящены труды отечественных и зарубежных ученых: Л. И. Абалкина, В. В. Авекова, В. Ю. Ануприенко, В. Н. Архангельского, А. А. Аузана, Г. Ф. Бигловой, Е. Т. Гайдара, М. А. Головцовой, Г. В. Гутмана, Г. В. Горланова,.

Н.Г. Дехановой, Г. Ю. Ивлевой, В. И. Кошкина, В. И. Кушлина, Ю. Н. Лапыгина, А. В. Мешкова, С. С. Носовой, О. Д. Рогожиной, Дж. Стиглица, В. Б. Студенцова, Э. В. Талапиной, В. Г. Холодкова, В. Н. Черковца, В. М. Шупыро, В. Н. Щербакова.

Существенный вклад в изучение динамики субъектно-объектного развития государственной собственности и особенностей ее функционирования на современном этапе внесли В. Г. Варнавский, А. Е. Городецкий, М. А. Дерябина, А. Г. Зельднер, М. В. Клинова, Г. Н. Мальгинов, П. Д. Половинкин, А. В. Савченко, С. Н. Сильвестров.

Анализ интеллектуальной государственной собственности нашел свое обобщение в работах И. А. Близнеца, Б. З. Мильнера, С. М. Миронова, К. И. Плетнева, В. П. Фетисова и других авторов.

Исследования различных вопросов совершенствования формальных и неформальных институтов, институциональной средыразвития объектов государственной собственности и направлений повышения эффективности их использования проводили А. Алчиан, О. А. Андрюшкевич, Е. В. Балацкий, Л. Г. Бокарева, Г. Демсец, A.M. Джумов, В. М. Ефимов, А. Ф. Звороно, Р. Коуз, Д. Норт, P.M. Нуреев, О. И. Опалева, B.C. Плескачевский, Л. И. Полищук, А. Д. Радыгин, Дж. Серл, М. М. Соловьев, О. С. Сухарев, В. Ф. Уколов,.

A.Н. Фоломьев, Ф. Р. Хананнов, С. Е. Хорзов, Дж. Ходжсон, В. А. Цветков,.

B.И. Чалов, Ю. В. Черенкова, А. Е. Шаститко, P.M. Энтов.

Однако современные мировые тенденции социально-экономического развития, в том числе и России, вызывают необходимость выявления возрастающей роли государственной собственности и исследования теоретико-методологических принципов ее эффективного использования.

Актуальность обозначенных вопросов, отсутствие структурированной теоретической и методологической базы их решения и недостаточная научная разработанность проблем эффективного использования государственной собственности особенно в новых условиях, характеризующихся мировым финансово-экономическим кризисом, определили выбор темы, цели и задач диссертационного исследования.

Цель диссертационного исследования заключается в теоретико-методологическом обосновании условий и тенденций развития государственной собственности, разработке способов повышения эффективности ее использования и функционирования в изменяющейся экономической среде как важного ресурса повышения качества национальной экономики, выражающегося в совершенствовании таких ее свойств как: динамическая устойчивость развития, эффективное функционирование национальной инновационной системы, рост благосостояния общества, конкурентоспособность.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующего комплекса задач: исследовать содержание государственной собственности и формы ее проявления в современных условияхпроследить эволюцию и трансформацию отношений государственной собственности в ходе системных преобразованийобосновать цели использования и роль государственной собственности в социально-экономическом развитии обществараскрыть особенности функционирования государственной собственности в национальном хозяйстве на современном этапевыявить современные тенденции субъектно-объектного развития государственной собственности в условиях происходящих трансформаций и мирового финансово-экономического кризисаопределить приоритетные направления, критерии и показатели эффективного использования государственной собственности в условиях реализации современной инновационно ориентированной стратегии социально-экономического развития Российской Федерацииразработать пути совершенствования институциональной среды как условия повышения эффективности использования государственной собственности.

Объектом исследования диссертационной работы являются государственная собственность и способы повышения эффективности ее использования.

Предметом исследования являются социально-экономические отношения, возникающие в процессе эффективного использования государственной собственности в интересах общества в условиях рыночного хозяйства.

Теоретической и методологической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных экономистов, посвященные государственной собственности: особенностям функционирования и динамике ее субъектно-объектного развитияроли объектов государственной собственности в социально-экономическом развитии обществанаправлениям роста эффективности использования государственной собственности, а также совершенствованию институциональной среды как условия повышения результативности функционирования государственной собственности, основанные на теории воспроизводства, новой институциональной теории.

В диссертационном исследовании применялись методы системного и логического анализа, обобщения и классификации, индукции и дедукции, синтеза, сравнения, наблюдения, метод научной абстракции, а также причинно-следственный, экономико-статистический методы и другие.

Информационную базу исследования составили материалы Федеральной службы государственной статистики, Министерств экономического развития и финансов Российской Федерации, Федерального агентства по управлению государственным имуществом и других министерств и ведомствнаучно-прикладные разработки кафедры экономики и государственного регулирования рыночного хозяйства Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации" — публикации в российской и зарубежной экономической литературе, периодической печатинормативные правовые акты Российской Федерации, информационные ресурсы сети Интернетматериалы научно-практических конференций, семинаров и круглых столов.

Основным научным результатом исследования является теоретико-методологическое обоснование условий (использование объективных законов развития отношений собственностиформирование рациональной институциональной среды функционирования государственной собственностисовершенствование методов и форм ее эффективной реализации) и тенденций развития государственной собственности (повышение роли государственной собственности в социально-экономическом развитии общества на основе совершенствования ее качественных характеристикразвитие субъектов и объектов государственной собственности, изменение приоритетности их структурных элементовобострение противоречий в реализации закономерно обусловленной связи между субъектами присвоения и отчуждения), а также разработка приоритетных направлений повышения эффективности использования государственной собственности в современных условиях России.

Научная новизна проведенного исследования заключается в следующем.

1. На основе воспроизводственного подхода уточнено существующее в экономической литературе содержание общего закона отношений собственности, где подчеркнуто постоянное, устойчивое воспроизводство единства и объективно обусловленной противоречивой взаимосвязи присвоения и отчуждения на все более качественном уровне субъектно-объектных форм проявления.

2. В результате анализа значения государственной собственности в социально-экономическом развитии страны, особенностей ее влияния на выполнение государственных функций в современных условиях обоснован вывод об усилении ее объединяющей роли в обществе, проявляющейся в возрастающем воздействии на различные сферы жизнедеятельности, посредством существенного влияния на всю совокупность экономических, социальных и духовных отношений, на реализацию экономической и социальной политики, укрепление единого экономического пространства страны.

3. Выявлена трансформация приоритетности направлений использования государственной собственности в условиях мирового финансово-экономического кризиса и формирования экономики нового типа. Такими важнейшими направлениями становятся: активная роль государственной собственности в осуществлении антикризисных мероприятий в рамках макроэкономики, поддержке реального и банковского секторов, в поэтапном выводе национальной экономики на новые инновационные позиции, развитии научной и социальной сфер, в решении проблем охраны окружающей среды.

4. Предложена классификация объектов государственной собственности, отражающая ее элементный состав и функциональную структуру, с учетом последних модификаций законодательства Российской Федерации, изменений происходящих в стране и мире, и имеющая существенное значение для определения их роли, места и назначения, закрепления за тем или другим органом государственной власти, а, в конечном счете, выявления путей эффективного функционирования социально-экономической системы.

5. Разработаны направления, способствующие повышению эффективности использования государственной собственности, с учетом специфических особенностей функционирования таких важнейших ее объектов, как реальный сектор экономики (реструктуризация, модернизация, расширение системы государственного предпринимательства и контрактных отношений) и интеллектуальная собственность (развитие науки, инвестиции в.

НИОКР, коммерциализация научно-инновационных разработок) — а также совокупность критериев и показателей эффективности использования государственной собственности, которая, помимо известных, включает критерии и показатели социальной (степень удовлетворения потребностей населения в услугах, общественных благах, качество образования, улучшение условий труда), инновационной (структурные и затратные показатели, показатели обновляемости условий производства и его результатов) и экологической (улучшение среды обитания, проведение природоохранных мероприятий) эффективности.

6. Определена совокупность мер по совершенствованию институциональной среды как условия повышения эффективности функционирования государственной собственности, реализация которых, совместно с известными, будет способствовать повышению народнохозяйственной эффективности. В качестве таковых предложены: создание специального органа в составе Министерства экономического развития Российской Федерации, обеспечивающего внедрение интеллектуальной государственной собственности в хозяйственный оборотужесточение контроля за соблюдением и повышением ответственности за нарушение конкурсных условий приватизации, вплоть до аннулирования перехода прав собственностисовершенствование норм, направленных на активизацию частного капитала в государственно-частном партнерстве, содержащих право его владельцев в дальнейшем на преимущество в получении государственных заказов, более активного использования режима налоговых каникул.

Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности их применения как для решения методологических, так и практических задач при разработке стратегий и обосновании мероприятий, направленных на повышение эффективности использования государственной собственности, особенно в современных условиях, характеризующихся мировым финансово-экономическим кризисом.

Основные положения исследования могут представлять интерес для научных работников, преподавателей вузов и практиковприменяться в учебном процессе по специальностям экономическая теория и управление государственной собственностьюдля развития соответствующих курсов по эффективному использованию государственной собственности в вузах и при повышении квалификации и переподготовке государственных служащихпри разработке и совершенствовании законодательных актов, регулирующих использование государственной собственности и сконцентрированных на повышение эффективности ее функционирования в интересах государства и общества в целом.

Апробация основных положений и результатов диссертационной работы проводилась на научно-практических конференциях: VIII Международной научной конференции «Россия: ключевые проблемы и решения» (Москва, ИНИОН РАН, 2007 г.), междисциплинарной аспирантской конференции «Россия: ключевые проблемы и решения» (Москва, РАГС, 2007 г.), IX Международной научной конференции «Россия: ключевые проблемы и решения» (Москва, ИНИОН РАН, 2008 г.), междисциплинарной аспирантской конференции «Россия: ключевые проблемы и решения» (Москва, РАГС, 2008 г.), научно-практической кафедральной конференции «Экономический потенциал России: развитие и эффективное использование» (Москва, РАГС, 2008 г.), всероссийской научно-инновационной конференции «Современные твердофазные технологии: теория, практика и инновационный менеджмент» (Тамбов, ТГТУ, 2009 г.), научно-практической кафедральной конференции «Национальная экономическая система России: состояние и перспективы» (Москва, РАГС, 2009 г.), международной научно-практической конференции «От кризиса к росту: стратегия инновационного развития», где награждена грамотой за лучшее выступление в секции «Стратегия инновационного развития России и реализация приоритетных проектов» (Москва, РАГС, 2009 г.).

Основные научные и практические положения, выводы и результаты диссертационного исследования отражены в 10 публикациях автора общим объемом 3,1 п.л., в том числе в 3 статьях в изданиях, входящих в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованный Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации.

Структура работы. Структура диссертации определяется целью, задачами, а также логической последовательностью предпринятого научного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы из 209 источников и 4 приложений. Для обоснованности и наглядности сформулированных выводов, рекомендаций и предложений в тексте приведены 16 таблиц.

Выводы.

1. Содержание понятия «эффективное использование государственной собственности» должно рассматриваться как совокупность направлений, принципов, методов, форм и средств управленческого воздействия на эффективное обеспечение государством своих функций в целях преобразования экономики страны в социально ориентированную, динамично развивающуюся систему, обеспечивающую расширенное воспроизводство и улучшение условий жизнедеятельности населения Российской Федерации как наивысшей ценности общества и стратегического ресурса экономического роста государства. Отношения в сфере функционирования государственной собственности должны строиться с учетом интересов, как собственника, так и потенциального пользователя этой собственности.

2. Существенным условием обеспечения повышения эффективности использования государственной собственности является совершенствование институциональной среды, обеспечивающей наиболее рациональные правила функционирования объектов государственной собственности и их взаимосвязей в системе хозяйственных отношений. Однако, институциональная незавершенность разрешения вопросов о порядке применения способов экономического функционирования объектов государственной собственности, о создании структур и институтов, осуществляющих организационно-экономическую деятельность, ограничивает возможности формирования оптимального государственного сектора экономики и эффективное функционирование объектов государственной собственности. Автором предложены способы, а также направления совершенствования институциональной среды, внедрение которых будет способствовать повышению эффективности использования государственной собственности и, следовательно, развитию национальной экономики и общества в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В заключении диссертации на актуальную, особенно в условиях происходящих трансформаций и мирового финансово-экономического кризиса, захватившего и экономику Российской Федерации, тему «Эффективность использования государственной собственности в современной национальной экономике», в соответствии с поставленной целью и задачами, автором проанализированы основные результаты предпринятого исследования, сделаны выводы и сформулированы научно-практические предложения и рекомендации.

1. Исследовано содержание государственной собственности и формы ее проявления в условиях трансформирующейся экономики. Анализ теоретических основ исследования государственной собственности позволяет исходить из того, что с социально-экономической позиции государственная собственность — система экономических отношений между государством как субъектом хозяйствования и иными хозяйствующими субъектами национальной и мировой экономик (домохозяйствами, частными предприятиями /фирмами/) по поводу присвоения-отчуждения общенационального экономического потенциала в целях устойчивого экономического и социального развития данного государственного образования.

Аргументирован тезис о том, что именно диалектическая параприсвоение-отчуждение в своей сложной совокупности раскрывает содержание отношений собственности.

Так, присвоение — это возможность и процесс превращения того или иного экономического ресурса, блага, соответствующих полномочий в жизнедеятельность данного субъекта отношений. Отчуждение — полярное, симметрично парное присвоению явление, отражающее невозможность превращения того же экономического ресурса, блага и соответствующих полномочий в жизнедеятельность иного субъекта отношений.

Собственность — многомерное явление, заключающее в себе экономическую (субъектно-субъектные отношения по поводу присвоения-отчуждения жизненных благ, то есть того, что имеет для человека полезность или приносит ему удовлетворение в процессе воспроизводства) и правовую (субъектно-объектные отношения, то есть отношения субъекта права к данному благу) составляющие. Оба аспекта отношений собственности (экономический и правовой) не противостоят друг другу, а диалектически взаимосвязаны между собой и при определенных условиях переходят один в другой. Правовой и экономический аспекты отношений собственности соотносятся как форма и содержание. Экономическая деятельность наполняет содержанием отношения собственности. Однако сущностная составляющая отношений собственности без ее координирования с правовым оформлением не может быть полной.

Форма собственности есть субъектная характеристика отношений собственности в смысле субъектной принадлежности объектов присвоения-отчуждения. В результате исследования автор склонен придерживаться мнения тех ученых и исследователей, которые выделяют две базовые формы собственности: публичную (общественную) и частную формы собственности. Каждая из них предстает в многообразии форм своей реализации. Так, публичная собственность выступает в формах государственной (общенациональной и региональной) собственности и собственности муниципальных образований. Неправомерно включать муниципальную собственность в состав государственной собственности, хотя их целевая ориентированность и функциональность идентичны. Муниципальная собственность выступает как самостоятельная форма.

Различные формы собственности, существующие в национальной экономике на стадии ее трансформации, не могут функционировать изолированно друг от друга, поскольку, участвуя в процессе общественного воспроизводства, они неизбежно взаимодействуют и взаимодополняют друг друга.

2. Дано теоретико-методологическое обоснование возрастания стабилизирующей и объединяющей ролей государственной собственности в современной российской национальной экономике. Основными элементами такого обоснования служат: рост качественных характеристик государственной собственности, позволяющих активно участвовать в решении усложняющихся проблем обществаповышение степени зрелости российской экономической системыразвитие форм реализации основного закона отношений собственности, выражающееся в постоянном, устойчивом воспроизводстве единства и объективно обусловленной противоречивой взаимосвязи присвоения и отчуждения на все более качественном уровне субъектно-объектных форм проявления.

3. В соответствии с поставленной задачей прослежена эволюция и трансформация отношений государственной собственности в ходе системных преобразований, от момента их зарождения до настоящего времени, так как любое явление (процесс), его задачи, функции, место и роль' в национальной экономике и перспективы совершенствования носят отпечаток истории развития государства.

4. Обоснованы роль и место государственной собственности в социально-экономическом развитии общества, характеризующиеся набором конкретных показателей: количественных (стоимость или размер [в натуральном измерении] государственного имущества и его доля [в %] к общей доле или величине конкретного вида имущества странычисло предприятий, учреждений, организаций [в том числе смешанных государственно-частных] и их удельный вес в общем количестве предприятий и других структур Российской Федерациичисленность и доля [в %] работников, занятых на государственных предприятиях или обеспечивающих функционирование объектов государственной собственностиобъем продукции, товаров, работ, услуг, производимый предприятиями государственной формы собственности и его удельный вес [в %] к объему ВВП и другие) — качественных (эффективность и качество деятельности, продукции, работ, услуг, конкурентоспособность, уровень рентабельности, окупаемость капиталовложений и другие).

5. Аргументирован вывод об усилении объединяющей роли государственной собственности (помимо «системообразующей» разных форм собственности), которая проявляется в выполнении государственной собственностью публичных функций, способствующих реализации интересов всех слоев общества: решение приоритетных экономических и социальных проблем, вопросов по оздоровлению и поддержанию отраслей, которые обеспечивают наиболее общие условия производственно-хозяйственной деятельности, поддержание высокого уровня национальной безопасности и обороноспособности страны, включая экономическую и продовольственную безопасность, безопасность населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также функций ускорения научно-технического прогресса.

6. Определены верхние и нижние пределы целесообразного участия государственной собственности в общественном воспроизводстве. Минимально необходимым можно считать тот объем государственной собственности, который ограничивается рамками обеспечения полноценного функционирования государственного сектора экономики, национальной обороны и безопасности страны, образования, здравоохранения, науки, НИОКР, культуры, ЖКХ, социальной защитыпроизводства общественных благ надлежащего качества и в нужном количестве. А максимально допустимые пределы государственной собственности в экономике можно определить в таком объеме, который будет угрожать разрушению эффективно функционирующего экономического механизма.

7. На основе сформированного в диссертационной работе подхода проведена систематизация объектов государственной собственности, которая позволила провести объективную оценку их роли в социально-экономическом развитии общества, и будет способствовать закреплению объектов государственной собственности за определенным органом государственной власти, ответственным за управление ими, а также формированию нормативных правовых актов, регулирующих их функционирование.

Автор посчитал необходимым акцентировать внимание на таких объектах государственной собственности, как: геополитическое пространство, частотные диапазоны, объекты воздушного пространства, эфира и ресурсов космических систем, государственная собственность, находящаяся за рубежом, поскольку отсутствие соответствующих юридических прав на данные объекты может привести к определенным экономическим и политическим трудностям и потерям на уровне мирового сообщества.

8. Уточнены и выделены два основных уровня функционирования и, соответственно, две группы функций государственной собственности: а) публичные (обеспечение национальной безопасности, создание благоприятных материальных условий для воспроизводства консолидированного общественного капитала [государственного и частного], функционирующего в национальной экономике, гарантирование своевременного выполнения международных договоров, соглашений международного залогового права, участниками которых являются и частные предпринимательские структуры, обеспечение функционирования капиталоемких отраслей, производств и сфер экономики, имеющих высокий уровень обобществления и требующих таких капиталовложений, которые не под силу частному капиталу, обеспечение высокого уровня экологической защиты населения, воспроизводства возобновляемых природных ресурсов) — б) социальные (создание условий для полноценного развития нации, реализации гражданами их конституционных прав на жилище, доступ к образованию, здравоохранению и культуре, поддержание населения в период испытываемых им временных трудностей, обеспечение благосостояния каждого человека и общества в целом).

9. Исследование тенденций развития государственной собственности, в период трансформационных преобразований российской экономики и развернувшегося мирового финансово-экономического кризиса, позволило раскрыть следующие приоритетные направления использования государственной собственности: участие в антикризисных мероприятиях, реализации дополнительных мер по усилению социальной ориентации экономики, реструктуризации и переводу хозяйства на инновационный путь развития и обеспечению преимущественного роста приоритетных отраслей, сбалансированности производства и потребления, спроса и предложения, доходов и расходов, интересов различных звеньев и уровней хозяйствования.

10. Выявлена динамика субъектно-объектного развития государственной собственности на современном этапе, характеризующаяся: а) Рационализацией и стимулированием государственно-частного партнерства (соглашения о разделе продукцииконцессииконтракты на выполнение работ и оказание общественных услуг, на управление, на поставку продукции для государственных нужд, контракты технической помощиинвестиционные контракты, государственно-частные (совместные) предприятия и другие). Привлекая частный бизнес к управлению своей собственностью, государство пополняет арсенал эффективных методов ведения хозяйства, перекладывая часть своих функций на частный сектор, который, в свою очередь, для получения дохода в виде прибыли пользуется государственными гарантиями, привносит в производство организационный опыт, знания, ноу-хау, осуществляет инвестиции, минимизирует риски предпринимательской деятельности. Реализация механизмов государственно-частного партнерства позволит сделать государство и государственную собственность эффективными, результативными, гибкими, способствуя повышению конкурентоспособности экономики, развитию каждого человека и общества в целом. б) Формированием стратегических акционерных обществ, контролируемых государством, в ряде случаев — крупных государственных корпораций. Однако, в результате исследования положительных и отрицательных сторон их (государственных корпораций) функционирования, автор привел доказательства того, что вместо разумного и эффективного использования государственной собственности, переданной государственным корпорациям в качестве имущественного взноса Российской Федерации, вместо субъектно-объектного развития государственной собственности, существует реальная угроза потери ее (государственной собственности) значительной части, находящейся в их собственности. Более того, автор аргументировал бесперспективность государственных корпораций, целесообразность ликвидации тех из них, которые имеют определенные законом временные рамки работы и преобразования в стратегические акционерные общества, контролируемые государством, те государственные корпорации, которые функционируют в рыночной, конкурентной среде.

11. В результате проведенного исследования автор полагает, что для достижения цели эффективного использования государственной собственности важно применять следующий принцип: эффективность использования государственной собственности должна быть обеспечена на протяжении всего жизненного цикла ее (государственной собственности) объектов, при различной мере их вовлеченности в решение приоритетных и стратегически важных задач государства и общества, более того, оптимальным является использование государственной собственности, обеспечивающее решение поставленных задач с наименьшими затратами финансовых, материальных и иных ресурсов, достижение цели за минимально возможное время.

12. Для оценки эффективности использования государственной собственности предложено использовать две Концепции:

1. Управление финансовыми потоками (cash flow), основанное на росте прибыли от использования государственной собственности.

2. Управление портфелем государственной собственности, основанное на рассмотрении интегральной совокупности элементов государственной собственности как портфеля государственной собственности (совокупности портфелей государственной собственности).

13. Уточнена система критериев и показателей эффективности использования государственной собственности. В российской практике такой оценки выделяют критерии эффективности коммерческого и некоммерческого использования государственного имущества. В первом случае имеют в виду, прежде всего, бюджетную эффективность, динамику уровня цены государственного имущества и пакета государственных акций.

Эти критерии являются основой системы показателей экономической эффективности использования государственной собственности, к числу которых относятся: балансовая и чистая прибыль, рентабельность — активов собственного капитала, основных средств, основной деятельности. Для акционерных обществ с государственным капиталом используются косвенные показатели эффективности: сумма начисленных и подлежащих перечислению в бюджет дивидендов, капитализация акций — обыкновенных и привилегированныхпоказатели деловой активности: фондоотдача, скорость оборота — активов, собственного капитала.

Большое значение имеют показатели финансовой рыночной устойчивости — коэффициенты обеспеченности собственными фондамисоотношение собственных и оборотных, мобильных и иммобильных средствманевренности, краткосрочной и долгосрочной задолженности и т. д.

Сформулирована система критериев и показателей эффективности использования государственной собственности, которая, помимо известных, включает критерии и показатели: социальной эффективности (степень удовлетворения потребностей населения в услугах, общественных благах, качество образования, улучшение условий труда):

• показатель общей социальной эффективности государственных вложений (факторная схема, базирующаяся на методологии «трех Е»: экономия, эффективность, продуктивность);

• коэффициент согласования (характеризует эффективность практических действий государства, при использовании государственной собственности, относительно проектируемых целевых установок) — инновационной эффективности:

• структурные показатели (состав и количество исследовательских, разрабатывающих и других научно-технических структурных подразделений [включая экспериментальные и испытательные комплексы]- состав и количество совместных предприятий, занятых использованием новой технологии и созданием новой продукциичисленность и структура сотрудников, занятых НИОКР);

• затратные показатели (удельные затраты на НИОКР в объеме продаж, которые характеризуют показатель наукоемкости продукции предприятияудельные затраты на приобретение лицензий, патентов, ноу-хаузатраты на приобретение инновационных фирмналичие фондов на развитие инициативных разработок);

• показатели обновляемости условий производства и его результатов (количество разработок или внедрений нововведений-продуктов и нововведений-процессовпоказатели динамики обновления портфеля продукции [удельный вес продукции, выпускаемой 2, 3, 5 и 10 лет]- количество приобретенных [переданных] новых технологий [технических достижений]- объем экспортируемой инновационной продукции, объем предоставляемых новых услуг) — экологической эффективности (улучшение среды обитания, проведение природоохранных мероприятий: экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду реализуемых государством проектов (программ), реконструкция и перепрофилирование промышленных государственных предприятий и экологически опасных производств, экологическое нормирование и стандартизация).

Формирование и использование целостной системы критериев и показателей оценки социальной, экономической, бюджетной, экологической и инновационной эффективности функционирования государственной собственности — одна из важнейших стратегических задач в современных кризисных условиях.

14. Разработана и аргументирована целостная совокупность направлений, способствующих повышению эффективности использования государственной собственности с учетом специфических особенностей функционирования отдельных ее объектов: > предприятий реального сектора:

• государственные унитарные предприятия: рационализация отраслевой структуры, широкая инвентаризация, создание системы классификации и учета, расширение и реализация способов функционирования государственных унитарных предприятий [лизинг, аренда, доверительное управление, концессия, соглашение о разделе продукции], сокращение функционирования института хозяйственного ведения;

• акционерные общества с государственным капиталом: коммерциализация научных разработок, передача функций использования государственной собственности от государства-собственника руководящему персоналу на контрактной основе, с уточнением ответственности и санкций за ненадлежащее выполнение возложенных обязанностейразработка эффективной системы дополнительных эмиссий акций и распространение их на конкурсной основе, а также механизма привлечения инвестицийинтеллектуальной собственности: государственная поддержка, направленная на развитие науки, инфраструктуры инновационного рынка и активизацию инновационных процессов во всех сферах национальной экономики, рост финансирования, повышение информационной обеспеченности участников рынка интеллектуальной собственности, нормативно-правовое урегулирование механизма закрепления за государством прав на объекты государственной интеллектуальной собственности и введение их в хозяйственный оборот, развитие системы научно-технической информации.

15. Определена совокупность мер по совершенствованию институциональной среды как условия повышения эффективности функционирования и использования государственной собственности: улучшение организации управления объектами государственной собственности:

• создание новых и внесение изменений в существующие экономические институты: налоговыегосударственной поддержки (государственно-частного партнерства, малого и среднего предпринимательства и других) — защиты прав собственности, как частной, так и государственной, в том числе, находящейся за рубежомстимулирования и мотивации эффективной деятельности (рыночной свободы, конкуренции) — рост результативности функционирования органов государственной властиразвитие рынка государственной интеллектуальной собственности.

Внедрение предлагаемых мер в сфере повышения эффективности использования государственной собственности может быть осуществлено с помощью государственной экономической политики, стратегического планирования, реализации национальной инновационной системы и подготовки соответствующих кадров.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики. 1997. — № 6. — С. 4−12.
  2. Л. Роль государства и борьба с экономическими догмами // Экономист. 1998. — № 9. — С. 3−11.
  3. В. Управление государственным имуществом// Экономист. 2006. — № 10. — С. 38−46.
  4. .Н. Социальное государство и собственность // Государство и право. 2008. — № 1. — С. 5−13.
  5. С.С. Право собственности. Проблемы теории / С. С. Алексеев. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2008. — 240 с.
  6. Г. Н. О влиянии теорий собственности на ее конституционное регулирование // Журнал российского права. 2008. № 10.-С. 124−131.
  7. О.А. Формирование рыночных институтов в переходных экономиках // Экономическая наука современной России. -2008.-№ 3(42).-С. 22−37.
  8. В.Ю. Управление государственной собственностью в системе региональной экономики / В. Ю. Ануприенко. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. — 248 с.
  9. А., Брыкин А., Шумаев В. Модернизация государственного управления экономикой // Экономист. — 2008. № 2. — С. 3−14.
  10. В.Н. Методология оценки стратегических инвестиционных программ и проектов крупных производственных комплексов (корпораций): Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во РАГС, 2008.-90 с.
  11. А.А. Путь к социалистическому предпринимательству. -М.: Политиздат, 1990. 287 с.
  12. Е. Государственный сектор в системе макроэкономического регулирования // Проблемы теории и практики управления. 2001. — № 1. — С. 60−65.
  13. Е., Екимова Н. Селективная политика реструктуризации собственности // Общество и экономика. 2006. — № 10. -С. 173−193.
  14. Е.В. Проблемы оценки масштабов и эффективности государственного участия в экономике // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 1997. — № 6. — С. 22−44.
  15. В.В., Кузнецов В. Ю. Управление федеральной собственностью в условиях переходной экономики.- М.: «Наука и экономика», 1999.— 151 с.
  16. В. Активизация роли государственной собственности в инновационном развитии предприятий // Проблемы теории и практики управления. 2009. — № 5. — С. 26−32.
  17. И.В. Исследование экономической эволюции института власти-собственности: монография / И. В. Бережной, В. В. Вольчик. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. — 239 с.
  18. Т. Собственность и процветание / Том Бетелл- пер. с англ. Б. Пинскера. Москва: ИРИСЭН, 2008. 480 с.
  19. Г. Ф. Реализация отношений собственности: Монография. Уфа, 2007. — 128 с.
  20. И. Проблемы формирования оптимальной системы управления инновационным развитием страны // ИС. Промышленная собственность. 2006. — № 11. — С.4−10.
  21. JI. Федеральная собственность: вопросы теории и практики использования и администрирования доходов // Общество и экономика. 2007. — № 7. — С. 38−61.
  22. В.Е. Собственность и управление: Философско-экономические очерки / В. Е. Бугера. М.: Наука, 2003. — 345 с.
  23. А. Философия и социология собственности: российские реалии: Курс лекций. М.: ИИКЦ «Эльф-М», 2000. — 180 с.
  24. И., Решетников М. Государство и собственность: эффективная модель отношений // Государственная служба. 2008. — № 5. -С. 98−104.
  25. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 23 июня 2008 года. Официальный сайт Президента Российской Федерации // www.kremlin.ru
  26. Бюджетные ассигнования по источникам финансирования дефицита федерального бюджета по состоянию на 1 июля 2009 года. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации // www.minfm.ru
  27. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ.
  28. В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. М.: Наука, 2005. 315 с.
  29. В.Г. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления // Отечественные записки. 2004. — № 6. — С. 172−180.
  30. В., Завьялов А. Государственное управление недвижимым имуществом // Экономист. 2008. — № 3. — С. 92−96.
  31. З.В., Андреева И. А. Особенности методологии управления корпоративными структурами в современном обществе // Менеджмент в России и за рубежом. — 2008. № 6. — С. 10−17.
  32. А.В. Гражданско-правовая охрана социалистическойсобственности в СССР. Москва-Ленинград: Издательство Академии Наук СССР, 1954.-269 с.
  33. Е.Т. Долгое время. Россия в мире: очерки экономической истории. 2-е изд. — М.: Дело, 2005. — 656 с,
  34. M.A., Мешков А. В. Реформа отношений собственности и новые формы хозяйствования. — Л.: Знание, 1991. 20 с.
  35. А. О. совершенствовании защиты собственности в экономике // Экономист. 2009. — № 2. — С. 92−96.
  36. Г. В. и др. Социалистическая предприимчивость / Г. В. Горланов, В. В. Карпов, В. Т. Рязанов. -М.: Экономика, 1988. 255 с.
  37. Г. В. Методология и критериальная база определения эффективного собственника // Вестник СПбГУ. Серия 5. Экономика. 2000. Выпуск 2. С. 10−15.
  38. Г. В. Экономическое содержание общенародной собственности и механизм ее реализации // Вопросы экономики. 1988. -№ 3. — С. 34−41.
  39. Г. В., Деханова Н. Г. Эффективный собственник: вопросы теории и методологии // Управление собственностью. 2003 — № А — С. 9−16.
  40. Г. В., Деханова Н. Г. Эффективный собственник: вопросы теории и методологии // Управление собственностью. 2004. — № 1С. 23−33.
  41. А. Государство и корпорации в институциональной стратегии // Экономист. 1999. — № 6. — С. 28−36.
  42. А. Управление государственными предприятиями // Экономист. 1997. — № 10. — С. 17−26.
  43. Государственная собственность в экономике России и других стран. Вопросы истории и теории / Под ред. В. Н. Черковца. М.: ТЕИС, 2002. 593 с.
  44. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник. Изд. 3-е, доп. и перераб. / Под общ. ред. В. И. Кушлина. М.: Изд-во РАГС, 2008.-616 с.
  45. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1, 2, 3, 4.
  46. В.В. Собственность как экономическая основа формирования гражданского общества в России: Монография / Под ред. докт. юрид. наук, проф. Ю. А. Дмитриева. М.: ЮРКОМПАНИ, 2009. -272 с.
  47. Г., Лапыгин Ю. Собственность (сущность, формы, социальные последствия). Владимир.: ВГПУ, 1995. — 68 с.
  48. А., Маликов Р. Приватизация по-российски и проблема ее корректировки // Общество и экономика. 2008. — № 1. — С. 73−89.
  49. А. «Роснано» поможет государству деньгами // РБК daily. 2009. — 18 марта. // www.rbcdaily.ru
  50. М. Государственно-частное партнерство: теория и практика // Вопросы экономики. 2008. — № 8. — С. 61−77.
  51. Европа получит иски от России // Аргументы недели. 2007. -22 фев.
  52. М. Собственность и социально-трудовые отношения // Экономист. 2008. — № 8. — С. 78−81.
  53. М. Собственность и социально-трудовые отношения // Экономист. 2008. — № 8. — С. 78−81.
  54. В. Предмет и метод интерпретативной институциональной экономики // Вопросы экономики. 2007. — № 8.1. С. 49−67.
  55. М. Практика государственного стимулирования фондового рынка // Рынок ценных бумаг. 2000. — № 6. — С. 52−56.
  56. Закон о собственности в РСФСР от 24 декабря 1990 года № 443−1.
  57. Закон Верховного Совета СССР от 30 июня 1987 года. «О государственном предприятии (объединении)».
  58. А .Я. Экономическая реализация собственности. СПб., 2002.- 160 с.
  59. А.Ф. Основные тенденции преобразования имущественного комплекса государственных унитарных предприятий // Вестник московского университета. 2008. — № 3. — С. 52−63.
  60. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-Ф3.
  61. Г. Ю. Собственность и ее закономерности в контексте общественного развития. Оренбург: ОГУ, 2000. — 270 с.
  62. Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития: Учеб. Пособие / Под ред. В. М. Аныпина, А. А. Дагаева. 3-е изд., перераб., доп. — М.: Дело, 2007. -584 с.
  63. Инновационный тип развития экономики: Учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб. / Под общ. ред. А. Н. Фоломьева. М.: Изд-во РАГС, 2008. — 712 с.
  64. Институциональная среда и основные сферы жизнедеятельности общества. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2008. 80 с.
  65. Итоги выполнения первого пятилетнего плана развития народного хозяйства Союза ССР. М., 1934.
  66. Д.М. Экономические методы в управлении. 2-е изд., перераб. и доп. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1992. — 360 с.
  67. В.А., Патрикеев В.П. Собственность в XXI столетии
  68. В.А. Каменецкий, В. П. Патрикеев. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004.-315 с.
  69. В.А., Патрикеев В. П. Собственность в XXI столетии научный редактор д.э.н., профессор Н. Н. Гриценко. М.: Издательство Академии труда и социальных отношений, 2002. — 322 с.
  70. Р. Собственность без легитимности? // Вопросы экономики. 2008. — № 3. — С. 85−105.
  71. Р.И. Собственность без легитимности?: Препринт WP3/2008/03. М.: ГУ ВШЭ, 2008. — 40 с.
  72. М. Глобализация и инфраструктура: новые тенденции во взаимоотношениях государства и бизнеса // Вопросы экономики. 2008. -№ 8.-С. 78−90.
  73. Н. Новая роль государственной собственности в экономике России // Государственная служба. 2007. — № 6. — С. 150−155.
  74. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик. Утверждена Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 года.
  75. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик. Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 года.
  76. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик. Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 года (в редакции от 26 декабря 1990 года).
  77. Конституция Российской Федерации // constitution.kremlin.ru/
  78. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
  79. Р. Фирма, рынок и право / Коуз Рональд- Науч. ред. Р. Капелюшников- Пер. с англ. Б. Пинскера. М.: Дело, 1993. — 192 с.
  80. Ю. Экспансия государственных компаний и эффективность российской экономики // Общество и экономика. 2007. -№ 4.-С. 26−37.
  81. Л.И. Вопросы эффективности управления государственной имущественной собственностью // Менеджмент в России и за рубежом. 2009. — № 4. — С. 30- 35.
  82. Я.А. Очерки социально-экономического развития XX века. М.: Наука, 1992. — 240 с.
  83. В., Петров Н. Подходы к управлению национальным имуществом // Экономист. 2007. — № 8. — С. 70−74.
  84. Р. Проблемы конкурентоспособного развития // Экономист. 2007. — № 8. — С. 25−37.
  85. В. Государственное регулирование экономики: назревшие решения // Экономист. 2007. — № 11. — С. 3−12.
  86. В. Переход к новой модели экономического развития // Экономист. 2006. — № 10. — С. 3−10.
  87. Ю.Н. Новая экономическая теория новая классика: Революционный прорыв во всех представлениях о сущностях экономики. -М.: Издательство ЛКИ, 2008. — 104 с.
  88. В.И. Экономические и правовые отношения собственности / Серия «Учебники, учебные пособия» Ростов-на-Дону:1. Феникс, 2002. 192 с.
  89. Г. Государственный сектор в России: рост вширь и в глубь? // Общество и экономика. 2006. — № 11−12. — С. 48−56.
  90. Г. Участие государства в управлении корпоративными структурами в России // Вопросы экономики. 2000. -№ 9.-С. 18−34.
  91. А. Государственно-частное партнерство: региональный аспект // Экономист. 2008. — № 9. — С. 72−79.
  92. Материалы парламентских слушаний «О законодательных принципах управления федеральной собственностью» от 19 марта 2001 года.
  93. Д.А. Ежегодное Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года. Официальный сайт Президента Российской Федерации // www.kremlin.ru
  94. Д.А. Поручения по реализации Послания Президента Федеральному Собранию Российской Федерации. Официальный сайт Президента Российской Федерации // www.kremlin.ru
  95. С. Муниципальный менеджмент. Введение в корпоративный метод хозяйствования: преимущества и отличия от капиталистического и социалистического. — М.: МИКО «Коммерческий вестник», 1995. 48 с.
  96. П., Роберте Дж. Экономика, организация и менеджмент: В 2-х т. / Пер с англ. Под редакцией И. И. Елисеевой, B.JI. Тамбовцева. СПб.: Экономическая школа, 1999. Т. 1. 468 с.
  97. . Управление интеллектуальными ресурсами // Вопросы экономики. 2008. — № 7. — С. 129−140.
  98. С. Переход к инновационной экономике требует развития правовой базы коммерциализации интеллектуальной собственности // ИС. Промышленная собственность. 2008. — № 3. — С. 4−7.
  99. Народное хозяйство СССР в 1982 году. М., 1982.
  100. Народное хозяйство СССР в 1990 г.: Статистический ежегодник / Госкомстат СССР. — М.: Финансы и статистика, 1991. — 752 с.
  101. Л. Социалистическая собственность: проблемы исследования, перестройки, развития // Вопросы экономики. 1988. — № 3. -С. 22−34.
  102. И. Госкорпорации: что и следовало ожидать // Ведомости. — 2009. 11 ноября. // http://old.vedomosti.ru/blogs/list
  103. Т.Н., Яркин К. В. Механизмы преобразований собственности в банковском секторе в условиях финансового кризиса // Финансы и кредит. 2009. — № 3(339). — С. 10−19.
  104. С. Плюрализм форм собственности. Сб. «Отношения собственности и новые формы хозяйствования». — М.: РЭА им. Плеханова, 1992.-С. 3−8.
  105. Норт Дуглас Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Пер. с англ. А.Н. Нестеренко- предисл. и науч. ред. Б. З. Мильнера. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. -180 с.
  106. P.M. Россия: особенности институционального развития / Р. М. Нуреев. М.: Норма, 2009. — 448 с.
  107. Обновление производственных отношений и активизация человеческого фактора: Монография / Под редакцией члена-корреспондента АН РУз А. Х. Хикматова. Ташкент.: Издательство «Фан» Академии наук Республики Узбекистан, 1992. — 104 с.
  108. О., Чепуренко А. Развитие российского частного предпринимательства в межстрановом сопоставлении // Вопросы экономики. 2008. — № 8. — С. 91−107.
  109. Ю.Я. Влияние хозяйственных реформ в России и КНР на экономическую мысль Запада: Учеб. Пособие. М.: ИНФРА-М, 2009. -298 с.
  110. О.И., Черенкова Ю. В. Инновационный потенциал российского предпринимательства // Финансы и кредит. 2009. — № 3(340) -С. 57−67.
  111. Официальный сайт «Российской корпорации нанотехнологий «РОСНАНО» // www.rusnano.com
  112. Р. Собственность и свобода / Пайпс Ричард- пер. с англ. Васильева Демида. М.: Московская школа политических исследований, 2000.-416 с.
  113. Н.В., Рихтер К. К. Экономика природопользования и экологический менеджмент: Учебник для вузов. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1999. 488 с.
  114. Н. Укрепление прав собственности: трансформировать, не разрушая // Вопросы экономики. 2008. — № 3. — С. 64−67.
  115. B.C. Об основных направлениях повышения эффективности использования государственного имущества // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. 2008. -№ 9.-С. 3−12.
  116. К.И. Экономические аспекты интеллектуальной собственности: Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2005. — 56 с.
  117. К.И., Фетисов В. П. Экономические и правовые основы интеллектуальной собственности: Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2008.- 116 с.
  118. В.А. История экономических учений: учебнометодический комплекс. -М.: Изд-во РАГС, 2009. 168 с.
  119. JT. Нецелевое использование институтов: причины и следствия // Вопросы экономики. 2008. — № 8. — С. 28−44.
  120. П.Д., Савченко А. В. Основы управления государственной собственностью в России: проблемы теории и практики. -М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2000. 221 с.
  121. Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 432.
  122. А. Планирование и формы собственности // Экономист. -2007.-№ 6.-С. 30−38.
  123. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2002 года № 228 «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий».
  124. Постановление Правительства' Российской Федерации от 3 декабря 2004 года № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия».
  125. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2003 года № 311 «О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства».
  126. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля2007 года № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества».
  127. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июня 2003 года № 333 «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия».
  128. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня2008 года № 432 «О федеральном агентстве по управлению государственным имуществом».
  129. Преобразование собственности и маркетизация экономики / Препринт # WP/97/016 М.: ЦЭМИ РАН, 1997. — 79 с.
  130. Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2009 год и основные направления приватизации федерального имущества на 2010 и 2011 годы. Утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.09.08. № 1272-р.
  131. Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2008 год и основные направления приватизации федерального имущества на 2008−2010 годы. Утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.04.07. № 543-р.
  132. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год от 19 июня 2009 года. Официальный сайт
  133. Председателя Правительства Российской Федерации // www.premier.gov.ru
  134. П.Ж. Что такое собственность? Или Исследование о принципе права и власти- Бедность как экономический принцип- Порнократия, или Женщины в настоящее время / Подгот. текста и коммент.
  135. B.В. Сапова. -М.: Республика, 1998. 367 с.
  136. В.В. Выступление на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» от 8 февраля 2008 года. Официальный сайт Президента Российской Федерации // www.kremlin.ru
  137. А. Эволюция форм интеграции и управленческих моделей: опыт крупных российских корпораций и групп // Российский журнал менеджмента. 2004. Т. 2. № 4. Октябрь-декабрь С. 35−58.
  138. А., Энтов Р. В поисках институциональных характеристик экономического роста (новые подходы на рубеже XX -XXI вв.) // Вопросы экономики. 2008. — № 8. — С. 4−27.
  139. А.Д. Реформа собственности в России: на пути прошлого в будущее. М.: Республика, 1994. — 159 с.
  140. О.Д. Управление государственной собственностью // Закон и право. 2006. — № 9. — С. 61−62.
  141. Г. А. Эволюция взглядов на отношения собственности: от «старой» к «новой» экономике // Вестник Московского университета. Серия 6 Экономика. 2006. — № 4. — С. 3−24.
  142. Российская экономика в 2007 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 29) М.: ИЭПП, 2007. — 657 с.
  143. Россия в цифрах. 2009: Крат.стат.сб./Росстат М., 2009. — 525 с.
  144. Ф.Ф. Российские экономические реформы: диалектика общего и особенного // Социально-гуманитарные знания. — 2008. № 3. —1. C. 238−245.
  145. А. Об эффективности управления государственной собственностью // Экономист. 2007. — № 6. — С. 3−12.
  146. Дж. Что такое институт? // Вопросы экономики. 2007. -№ 8. — С. 5−27.
  147. С.Н. зам. директора ИЭ РАН, Зельднер А. Г. зав. сектором ИЭ РАН. Государственные корпорации в экономическом развитии России (научный доклад). М.: Институт экономики РАН, 2009. — 33 с.
  148. К.И. Собственность в гражданском праве. 4-е изд., перераб., доп. М.: Статут, 2008. — 922 с.
  149. Слияния и поглощения в системе современной экономики: монография- под ред. А. Н. Фоломьева. М.: Изд-во РАГС, 2009. — 184 с.
  150. И. К., Смирнова О. И. Противоречия собственности: становление, разрешение, развитие. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004.160 с.
  151. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Т. 2. M.-JI.: Соцэкгиз., 1935. — 475 с.
  152. Собственность и бизнес в жизни и восприятии россиян / отв. ред. М. К. Горшков, Н. Е. Тихонова, А. Ю. Чепуренко.- Ин-т социологии РАН. — М.: Наука, 2006.-392 с.
  153. М., Кошкин JI. Собственность Союзного государства: проблемы управления и развития // Проблемы теории и практики управления. 2009. — № 6. — С. 25−35.
  154. М.М., Кошкин Л. И. Проблемы оценки эффективности управления государственной собственностью // Менеджмент в России и за рубежом. 2008. — № 4. — С. 32−47.
  155. Г. Н. История экономической мысли двадцатого столетия. Курс лекций. М.: Изд-во РАГС, 2000. — 296 с.
  156. Г. Н. Российская школа политической экономии в мировой экономической науке. Учебное пособие. — М.: Изд-во РАГС, 2000. 87 с.
  157. Стенографический отчёт о совместном заседании президиума Государственного совета Российской Федерации и президиума Совета при
  158. Президенте Российской Федерации по культуре и искусству от 18 сентября 2009 года. Официальный сайт Президента Российской Федерации // www.kremlin.ru
  159. В.Б. Государственное предпринимательство: теория и практика // Общество и экономика. 1997. — № 3−4. — С. 26−52.
  160. О.С. Институциональная экономика: теория и политика / О.С. Сухарев- Ин-т экономики РАН. М.: Наука, 2008. — 863 с.
  161. Э.В. Управление государственной собственностью. -СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2002. 455 с.
  162. М., Письменная Е. Сменят форму // Ведомости. 2009. -13 ноября. // www.vedomosti.rn
  163. Указ Президента Российской Федерации от 29 июня 1998 года № 733 «Об управлении федеральной собственностью, находящейся за границей».
  164. Управление государственной собственностью: Учебник / Под ред. д.э.н., профессора В. И. Кошкина, к.э.н., доцента В. М. Шупыро. М.: ИНФРА-М, 1997. — 496 с.
  165. Управление государственной собственностью: Учебник / Под ред. д.э.н. проф. В. И. Кошкина. Издание расшир. и доп. — М.: ЭКМОС, 2002. — 664 с.
  166. Управление государственной собственностью: Учебно-методическое пособие для государственных служащих / Отв. ред. В. Н. Щербаков. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2002. — 288 с.
  167. Управление собственностью. М.: Современная экономика и право, 1999.-96 с.
  168. Федеральный закон от 11 января 1995 года № 4-ФЗ «О счетной палате Российской Федерации».
  169. Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
  170. Федеральный закон от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
  171. Федеральный закон от 15 августа 1996 года № Ц5-ФЗ «О бюджетной, классификации Российской Федерации».
  172. Федеральный закон от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
  173. Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
  174. Федеральный закон от 24 ноября 2008 года «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».
  175. Федеральный закон от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
  176. Федеральный закон от 30 декабря 1995 года № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».
  177. Финансы России. 2008: Стат.сб./ Росстат М., 2008. — 453 с.
  178. А.Н. Об эффективности использования федеральной государственной собственности России // Эффективность хозяйствования в условиях экономической трансформации России. М., 2001. — С. 8−15.
  179. Ф.Р. Стратегические аспекты управления государственными имущественными комплексами // Менеджмент в России и за рубежом. 2008. — № 6. — С. 57−61.
  180. Дж. Что такое институты? // Вопросы экономики. -2007.-№ 8. -С. 28−48.
  181. В.Г. Эволюция форм собственности в России на рубеже веков // Вестник Московского университета. Серия 6 Экономика. -2007.-№ 1.-С. 54−69.
  182. В., Джумов А. Государственная собственность и эффективность экономики // Экономист. 2007. — № 4. — С. 27−36.
  183. Г. И. Общая теория собственности: Учеб. пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 263 с.
  184. Г. И. Общая теория собственности. Г. И. Черкасов. — 3-е изд., дораб. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009. 408 с.
  185. JI. Эффективность корпоративных систем в открытой экономике // Общество и экономика. 2008. — № 2. — С. 64−83.
  186. С.Б. Россия, собственность, идея. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. — 448 с.
  187. А.Е. Институциональная среда предпринимательской деятельности (Стимулы, ограничения, стратегии развития) // Общественные науки и современность. 2008. — № 2. — С. 24−35.
  188. В.М. Государственное регулирование отношений собственности и приватизация государственного имущества — основа экономических реформ в России // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 1998. — № 6. — С. 32−43.
  189. В.М. Преобразование государственной собственности в период экономических реформ. М., ВШПП, 1997. 248 с.
  190. Экономика и организация рыночного хозяйства: Учебник / Ред. кол.: Б. К. Злобин и др.- под общ. ред. Б. К. Злобина. — 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. — 510 с.
  191. Экономическая теория: основные понятия, тесты и задачи: Учебно-методический комплекс / Под общ. ред. В. И. Кушлина, Г. Ю. Ивлевой. М.: Изд-во РАГС, 2007. — 338 с.
  192. Экономическая теория: Учебное пособие / Под общ. ред. В. И. Кушлина. -М.: Изд-во РАГС, 2006. 672 с.
  193. Энциклопедический словарь. Современная рыночная экономика. Государственное регулирование экономических процессов / Общ. ред.: д.э.н., проф. Кушлин В. И., д.э.н., проф., член-корр. РАН Чичканов В. П. М.: Изд-во РАГС, 2004. — 744 с.
  194. Эффективность хозяйствования в условиях экономической трансформации России / Общ. ред. А.Н. Фоломьев- научн. ред. А. Ф. Румянцев. М.: Изд-во РАГС, 2001. — 227 с.
  195. Эффективный экономический рост: теория и практика: Учебное пособие для студентов экономических вузов / Под ред. Т. В. Чечелевой М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 320 с.
  196. Я.С. История экономических учений: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 480 с.
  197. Ю.В. Революция в экономике: ключевые проблемы, противоречия, перспективы перестройки. -М.: Экономика, 1990. — 191 с.
  198. Alchian A. et Demsetz Н. Production, information costs and economic organization. American Economic Review, vol. 62, № 4, 1972.
  199. Demsetz H. The Exchange and Enforcement of Property Right // Journal of Law and Economics. 1964. — № 7. — P. 11−26.
  200. Demsetz H. Toward a Theory of Property Rights // American Economic Rewiew. 1967. — v. 57. № 2. P. 347 — 359.
  201. Mol N.P. Performance Indicators in the Dutch Department of Defence // Financial Accountability and Management. 1996. 12(1).
  202. Pendleton Andrew. Ownership or competition? An evaluation of the effects of privatization on industrial relations institutions, processes and outcomes / Pendleton Andrew // Public Administration. Oxford, 1999. — Vol.77. № 4. — P. 769−791.
  203. Stiglitz J.E. On the Economic Role of the State. A. Heerje (ed.), The economic role of the State, Blackwell, Oxford, 1989.
Заполнить форму текущей работой