Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Совершенствование стратегического планирования выпуска отечественной высокотехнологичной продукции в условиях роста конкуренции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные результаты и выводы диссертационной работы отражены в публикациях в журналах, входящих в перечень ВАК российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук: Экономические стратегии (2008, 2009, 2010, 2013 г.), Экономика в промышленности (2012 г.), Гуманитарные, социальные… Читать ещё >

Содержание

  • 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ
    • 1. 1. Основные термины и определения
    • 1. 2. Факторы и инструменты функционирования высокотехнологичных отраслей промышленности в современных условиях
    • 1. 3. Экономические механизмы стратегического планирования выпуска промышленной продукции высокотехнологичных отраслей России
    • 1. 4. Инструменты кластеризации потребителей высокотехнологичной продукции
  • 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ
    • 2. 1. Циклическое развитие промышленных предприятий
    • 2. 2. Кластеризация потребителей высокотехнологичной продукции по динамическим корпоративным показателям
  • 3. РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ВЫПУСКА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ В УСЛОВИЯХ РОСТА КОНКУРЕНЦИИ
    • 3. 1. Использование кластеризации потребителей высокотехнологичной продукции для целей стратегического планирования выпуска высокотехнологичной продукции
    • 3. 2. Стратегическое планирование выпуска высокотехнологичной продукции
    • 3. 3. Применение эннеагарммы для стратегического планирования выпуска высокотехнологичной продукции
    • 3. 4. Преимущества метода кластеризации по динамическим корпоративным показателям для различных целей
  • 4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО
  • СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИНСТРУМЕНТОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ВЫПУСКА ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ РОССИИ
    • 4. 1. Механика исследования эффективности разработки на предприятиях отрасли
    • 4. 2. Разработка инструментов стратегического планирования для конкретных предприятий отрасли
    • 4. 3. Анализ эффективности использования авторских разработок на предприятиях отрасли

Совершенствование стратегического планирования выпуска отечественной высокотехнологичной продукции в условиях роста конкуренции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Высокотехнологичная продукция является приоритетом развития экономики России. Согласно долгосрочной государственной экономической политике РФ, долю продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП планируется увеличить в 1,3 раза за период 2011 — 2018 гг. (указ Президента РФ № 596 от 7 мая 2012 года). Важнейшую роль в высокотехнологичном развитии страны играют капиталоемкие отрасли: атомная, телекоммуникационная, космическая, биоинженерная и т. д. Особенностью данных отраслей являются длительный и дорогостоящий производственный цикл, высокие затраты на НИОКР, а также потребность в детальной проработке стратегического планирования выпуска высокотехнологичной продукции (товаров и услуг).

Экономические условия выпуска и реализации высокотехнологичной капиталоемкой продукции характеризуются, кроме того, постоянным ростом конкуренции, ограниченным количеством предприятий-поставщиков конкретных видов продукции, сильной зависимостью экономических условий от действий каждого из предприятий-поставщиков. Предприятиям необходимо не только завоевать прочную позицию в своей отрасли, но и предпринимать существенные усилия для ее сохранения и укрепления. Для решения этой задачи необходимо развитие экономических механизмов планирования выпуска высокотехнологичной продукции.

Процессы глобализации приводят к резкому усилению конкуренции вследствие увеличения количества поставщиков и дифференциации продукции. Вступление России в ВТО, пусть и на условиях плавного перехода к новым требованиям, ужесточает правила конкурентной борьбы. Экономические инструменты стратегического планирования отечественной высокотехнологичной продукции для ситуации членства России в ВТО находятся на начальном этапе развития, опыт их применения еще слишком невелик. Требуется разработка новых экономических инструментов, пригодных для использования в сложившейся конкурентной ситуации.

Достижение поставленных задач инновационного развития России подразумевает создание и внедрение технологических и управленческих инноваций. Иными словами, для достижения стратегических целей России необходимо совершенствование экономических механизмов стратегического планирования выпуска высокотехнологичной продукции (товаров и услуг) в современных условиях.

Степень научной проработки проблемы.

Основоположниками исследований экономических механизмов функционирования промышленных предприятий стали известные ученые А. Смит, Д. Рикардо, М. Вебер, К. Маркс, Дж. М. Кейнс, М. Портер, Ф. Котлер, И. Шумпетер, И. Ансофф. В современной науке исследования по данной тематике проводят иностранные авторы Э. Тоффлер, Дж. Р. Форрестер, Г. Менш, П. Дойль, Ф. Уэбстер и российские ученые Ю. В. Яковец, Б. Н. Кузык, С. Ю. Глазьев, А. Г. Аганбегян, О. Т. Богомолов, В. И. Ишаев, Н. Я. Петраков, В. В. Кулешов, Э. Е. Обминский, В. В. Окрепилов. Вклад указанных ученых в развитие исследуемой научной тематики чрезвычайно велик и является базисом для дальнейшего изучения данной проблематики. Новейшие условия развития инструментов стратегического планирования выпуска отечественной высокотехнологичной продукции (товаров и услуг) в России являются уникальными и требуют детальной проработки и учета при управлении предприятиями высокотехнологичным отраслей.

На уровне предприятия экономические механизмы стратегического планирования выпуска высокотехнологичной продукции представляют собой методы управления различными подсистемами предприятия, вопросы анализа внешней и внутренней среды, потребителей и конкурентов. Над этими вопросами в разное время работали иностранные исследователи И. Уайнд и Р. Картозо, М. Макдоналд и Я. Данбар, X. Хакансон, Й. Йохансон и Б. Вутц, Т.

Левитт, Д. Уилсон, X. Мэттьюс, Т. Суини, Ж. Ландреви, Ж. Леви, Д. Линдон, Й. Уинд, Ж.-М. Шоффрай и Г. Лильен, Р. Крапфел и Р. Шпекман, Дж. Андерсени российские ученые В. Л. Макаров, В. И. Маевский, В. А. Цветков, А. Г. Зибарев, А. В. Зозулев, А. И. Ковалев, Н. А. Нагапетьянц, И. Е. Полежаев, Д. Янкелович и другие. Научный опыт в области управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия важно учитывать в современных условиях развития наукоемких отраслей. Современный этап и цели экономического развития России требуют усовершенствования известных методов стратегического планирования выпуска отечественной высокотехнологичной продукции в направлении их адаптации к новым экономическим условиям.

Усовершенствование известных методик стратегического планирования выпуска продукции высокотехнологичных отраслей, разработанное в настоящей диссертации, основано на учете явления цикличности экономического развития предприятий-потребителей высокотехнологичной продукции. Явление цикличности экономического развития исследовано в работах иностранных ученых, среди которых Н. Черчилль и В. Льюис, И. К. Адизес, Э. Фламхольц и Й. Рендл, Р. МакМахон, Й. Гэлбрейт, Р. К. Казаньян, Д. Миллер и П. Фризен, Р. Куин и К. Камерон, Б. Скотт, Р. Брюс, К. Г. Смит, Т. Л. Митчел, С. Е. Суммер, Г. Л. Липпитт, В. X. Шмидт, Л. Е. Грейнер, В. Р. Торберт, Д. Кац и Р. Л. Канн, Й. Р. Кимберли и Р. X. Майлз, Д. Л. Лестер, Й. А. Парнелл, А. Каррагер, С. X. Хэнке, К. Дж Уотсон., Э. Янсен, Г. Н. Чанд-лер. Среди отечественных ученых, исследовавших данную проблему, необходимо отметить В. В. Ивантера, К. К. Вальтуха, И. И. Елисееву, а также Г. В. Широкову, Т. П. Козыреву, группу ученых под руководством A.A. Шамрая.

Целью диссертационного исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию экономических механизмов стратегического планирования выпуска отечественной высокотехнологичной продукции в условиях роста конкуренции.

Для достижения обозначенной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Исследовать научно-теоретические аспекты и проблемы развития высокотехнологичной промышленности, а также сущность понятия «экономические механизмы» функционирования высокотехнологичных предприятий в современных условиях.

2. Структурировать основные факторы развития и функционирования высокотехнологичных отраслей промышленности в условиях роста конкуренции и построить их классификатор.

3. Выявить основные тенденции развития потребителей высокотехнологичной продукции и на их основе разработать методические рекомендации по кластеризации потребителей высокотехнологичной продукции.

4. Разработать методические рекомендации по совершенствованию инструментов экономического анализа и стратегического планирования при управлении предприятиями высокотехнологичных отраслей промышленности в условиях роста конкуренции.

Объект исследования — экономические отношения, возникающие в процессе функционирования высокотехнологичных производственных комплексов в условиях роста конкуренции.

Предмет исследования — теоретические и практические проблемы развития экономических механизмов стратегического планирования выпуска отечественной высокотехнологичной продукции в условиях роста конкуренции.

Соответствие паспорту специальности.

Диссертационная работа соответствует следующим пунктам специальности ВАК 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексамипромышленность)»: п. 1.1.9. «Инструменты функционирования товарных рынков с ограниченной и развитой конкуренцией в условиях глобализации мировой экономики и свободной торговли».

Теоретико-методологическая основа исследования.

В качестве теоретической основы исследования использованы труды отечественных и зарубежных ученых, направленные на исследования и усовершенствование инструментов стратегического планирования выпуска и реализации высокотехнологичной продукции в условиях роста конкуренции.

Информационная база исследования — данные Федеральной службы государственной статистики РФ, результаты предшествующих исследований по смежным темам, общеэкономическая и специальная литература, отчетные данные промышленных предприятий РФ.

Программные продукты, использованные в ходе исследования: MS Office, пакет анализа STATISTICA 7, MIS CORE, SAS Enterprise Guide.

Эмпирическая база исследования представлена данными, полученными из официальных отчетных документов промышленных предприятий России, а также информацией, полученной автором в ходе разработки и использования инструментов стратегического планирования выпуска отечественной высокотехнологичной продукции в условиях роста конкуренции.

Методологическая база исследования: наблюдение и обобщение, системный анализ, статистические методы (спектральный анализ Фурье, автокорреляционный анализ, статистическая обработка наблюдений и другие методы), декомпозиция, сравнительный анализ, структурный анализ, синтез.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке и обосновании авторской методики построения инструментов стратегического планирования выпуска отечественной высокотехнологичной продукции в условиях роста конкуренции.

Научное исследование в рамках диссертационной работы привело к следующим новым научным результатам:

1. Предложен критерий, на основе которого произведено уточнение понятия «экономические механизмы» для развития выпуска продукции современной высокотехнологичной промышленности в условиях роста конкуренции.

2. Введен и обоснован экономический классификатор факторов функционирования и развития выпуска продукции высокотехнологичных отраслей промышленности России в условиях роста конкуренции.

3. Доказано наличие среднесрочного корпоративного цикла развития в динамике основных показателей промышленных предприятий России и разработаны методические рекомендации по кластеризации потребителей высокотехнологичной продукции, основанные на учете явлений цикличности их экономического развития.

4. Разработаны методические рекомендации по совершенствованию системы экономического анализа для стратегического планирования выпуска продукции при управлении предприятиями высокотехнологичных отраслей промышленности в условиях роста конкуренции.

Практическая значимость результатов.

Практическая ценность исследования состоит в разработке и практическом использовании экономической методики стратегического планирования выпуска продукции на предприятиях высокотехнологичных отраслей с учетом факторов внешней среды и тенденций их развития. Предложенная методика может быть применена в различных инновационных отраслях отечественной промышленности для повышения эффективности коммерческой деятельности в условиях современной экономики, характеризующейся ростом уровня конкуренции и процессами глобализации.

Предложенная в диссертационной работе методика на основе кластеризации потребителей высокотехнологичной продукции по динамическим корпоративным показателям позволила повысить эффективность деятельности конкретной компании, наладить скоординированную работу различных структур и организационных единиц с положительным экономическим результатом.

Проведенное в диссертации статистическое исследование промышленных предприятий России показало, что промышленные предприятия развиваются циклически. Данный теоретический вывод на практике можно использовать для совершенствования системы экономического анализа при управлении предприятиями высокотехнологичных отраслей промышленности.

Результаты диссертационной работы могут быть использованы в рамках учебного процесса по направлению подготовки 80 000 «Экономика и управление».

Апробация результатов.

Основные результаты и выводы диссертационной работы отражены в публикациях в журналах, входящих в перечень ВАК российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук: Экономические стратегии (2008, 2009, 2010, 2013 г.), Экономика в промышленности (2012 г.), Гуманитарные, социальные и общественные науки (2012 г.), Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право (2012 г.), Сегодня и завтра российской экономики (2012 г.) — а также обсуждались на 14 международных и всероссийских конференциях в 2011;2013 годах, в числе которых: Научная сессия МИФИ 2011, 2012 и 2013 гг., (Россия, Москва), Международная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы экономики и менеджмента» (Украина, Харьков, 2012 г.), II Международная научно-практическая конференция «Современная наука: тенденции развития» (Россия, Краснодар, 2012 г.).

Структура и объем диссертационной работы.

Диссертация представлена в виде рукописи, состоящей из введения, 4 разделов, заключения и 4 приложений, содержит 47 рисунков, 15 таблиц и 7 формул.

Список литературы

включает в себя 125 источников.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, сформулированы цель и задачи, рассмотрены теоретические и методические основы исследования, научная новизна, практическая значимость, положения, выносимые на защиту, произведена оценка внедрения и апробации, приведены основные публикации и изложена структура диссертационной работы.

В первом разделе «Научно-теоретические аспекты функционирования высокотехнологичных отраслей промышленности в условиях современной экономики» приведены базовые понятия и термины исследования, уточнено понятие «экономические механизмы», исследованы научно-теоретические аспекты функционирования высокотехнологичных отраслей промышленности в условиях роста конкуренции, разработан их классификатор.

Во втором разделе «Исследование тенденций развития потребителей высокотехнологичной продукции» проведен анализ явления цикличности экономического развития потребителей высокотехнологичной продукции с применением инструментов математической статистики, автором разработаны методические рекомендации по кластеризации потребителей высокотехнологичной продукции по динамическим корпоративным показателям.

В третьем разделе «Развитие инструментов стратегического планирования выпуска отечественной высокотехнологичной продукции в условиях роста конкуренции» сформулированы предложения по совершенствованию экономических механизмов управления планированием и выпуском высокотехнологичной продукции в условиях роста конкуренции, предложена методика разработки системы управления высокотехнологичным предприятием, приведены рекомендации по ее модификации для целей конкретных промышленных предприятий.

В четвертом разделе «Использование предложений по совершенствованию инструментов стратегического планирования выпуска промышленной продукции на предприятиях высокотехнологичных отраслей России» проанализированы экономические результаты, полученные в ходе апробации авторской методики на высокотехнологичных промышленных предприятиях.

В заключении сформулированы основные результаты и выводы диссертационного исследования.

Публикации.

По теме диссертации опубликовано 22 научные работы (общим объемом 8,35 п.л., из них 5,9 авторских), в том числе 8 научных статей (общим объемом 6,35 п.л., из них авторских — 3,9 п.л.) в изданиях, включенных в перечень ВАК российских рецензируемых научных журналов.

Основные результаты диссертационной работы, выносимые на защиту.

1. Экономический классификатор факторов функционирования и развития высокотехнологичных отраслей промышленности в условиях роста конкуренции.

2. Авторское исследование явления циклического развития экономических показателей промышленных предприятий России с использованием методов математической статистикии предложенные на его основе методические рекомендации по кластеризации потребителей высокотехнологичной продукции.

3. Разработанные автором методические рекомендации по совершенствованию экономического анализа для стратегического планирования выпуска продукции при управлении предприятиями высокотехнологичных отраслей промышленности в условиях роста конкуренции.

Эти выводы позволяют разделить все предприятия на группы в зависимости от стадии ЖЦ. Свойства цикла (измеримость, длина и т. д.) позволяют использовать его в качестве ДКП для дальнейшей кластеризации. Таким образом, в настоящей главе приведено обоснование нового метода кластеризации промышленных потребителей.

2.2. Кластеризация потребителей высокотехнологичной продукции по динамическим корпоративным показателям.

Переменная 1: размер предприятия потребителя.

В качестве первой переменой кластеризации используется размер предприятия потребителя: малый, средний, крупный. Включение в малый бизнес микропредприятий зависит от целей кластериазции. Размер бизнеса определяется в соответствии с ФЗ № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»: выделяются кластеры малого, среднего и крупного бизнеса. Критерии отнесения компании к тому или иному кластеру:

1. Организационно-правовая форма (ГУП, МУП могут относиться только к кластеру крупного бизнеса),.

2. Структура собственников бизнеса (доля государства, иностранных инвесторов, фондов и крупных компаний в субъектах малого и среднего предпринимательства не должна превышать 25%),.

3. Годовая выручка (Таблица 8),.

Заключение

.

Предпосылки исследования. Современная экономическая ситуация характеризуется рядом тенденций, среди которых: повышение роли высокотехнологичных рынков, глобализация мировой экономики, резкое усиление конкуренции во многих отраслях промышленности.

Высокотехнологичная продукция является приоритетом развития экономики России. Согласно долгосрочной государственной экономической политике РФ, долю продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП планируется увеличить в 1,3 раза за пери-од 2011 — 2018 гг. (указ Президента РФ № 596 от 7 мая 2012 года).

Высокотехнологичные отрасли промышленности Рынки функционируют в условиях, учет которых необходим для достижения поставленных целей, а именно: сильная и постоянно растущая конкуренция, ограниченное количество предприятий-поставщиков конкретных видов продукции, сильная зависимость конкурентной ситуации в отрасли от действий каждого из предприятий-поставщиков. Появление новых поставщиков в высокотехнологичных капиталоемких отраслях затруднено, так как производство инновационной продукции предполагает длительный и дорогостоящий подготовительный период, высокие затрат на НИОКР, а также детальную проработку инструментов стратегического планирования выпуска продукции. По структуре и механизмам функционирования многие высокотехнологичные отрасли промышленности можно отнести к олигополистическим. Олигополистиче-ский склад рынков выражается в том, что предприятиям необходимо не только завоевать позицию в отрасли, но и предпринимать существенные усилия для ее сохранения и укрепления.

В дополнение к собственным свойствам высокотехнологичных отраслей сильное влияние на них оказывает глобальная экономика. Процессы глобализации приводят к резкому усилению конкуренции вследствие увеличения количества поставщиков и дифференциации продукции. Вступление.

России в ВТО, пусть и на условиях плавного перехода к новым требованиям, ужесточает правила конкурентной борьбы. Экономические инструменты стратегического планирования выпуска высокотехнологичной промышленной продукции для ситуации членства России в ВТО находятся в зачаточном состоянии, так как опыт их использования еще слишком невелик.

Достижение поставленных задач инновационного развития России подразумевает совершенствование технологических и управленческих инструментов функционирования высокотехнологичных отраслей.

Научные результаты исследования. Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке и обосновании авторской методики построения инструментов стратегического планирования выпуска отечественной высокотехнологичной продукции в условиях роста конкуренции.

Научное исследование в рамках диссертационной работы привело к следующим новым научным результатам:

1. Предложен критерий, на основе которого произведено уточнение понятия «экономические механизмы» для развития выпуска продукции современной высокотехнологичной промышленности в условиях роста конкуренции.

2. Введен и обоснован экономический классификатор факторов функционирования и развития выпуска продукции высокотехнологичных отраслей промышленности России в условиях роста конкуренции.

3. Доказано наличие среднесрочного корпоративного цикла развития в динамике основных показателей промышленных предприятий России и разработаны методические рекомендации по кластеризации потребителей высокотехнологичной продукции, основанные на учете явлений цикличности их экономического развития.

4. Разработаны методические рекомендации по совершенствованию системы экономического анализа для стратегического планирования выпуска продукции при управлении предприятиями высокотехнологичных отраслей промышленности в условиях роста конкуренции.

Базовое понятие, введенное автором диссертации, — это кластеризация промышленных потребителей по динамическим корпоративным показателям (ДКП). Суть ДКП состоит в том, что они являются индикатором состояния спроса на продукцию высокотехнологичных отраслей. Кроме того, динамика ДКП должна быть условно-неизменной в течение нескольких лет, чтобы поставщик имел возможность работать с потребителем. В то же время раз в 3 -4 года значение ДКП должно меняться, чтобы соответствовать реальному состоянию потребителя.

В качестве ДКП в диссертации предлагается использовать 2 показателя, основанные на обобщенной модели жизненного цикла: этап жизненного цикла и размер предприятия. Значительная часть работы посвящена обоснованию выбора именно этих ДКП.

Размер предприятий-потребителей высокотехнологичной продукции исследован в достаточной степени. Статистические и исследовательские организации проводят расчет и обновление критериев отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства. Разделение предприятий на группы по размерности регламентировано федеральным законом № 209 и постановлением Правительства РФ № 556.

Этап жизненного цикла представляет большой интерес как экономическое явление и основание кластеризации предприятий. Жизненный цикл организации (ЖЦО) в современной науке представлен многочисленными, но довольно общими концепциями, большинство из которых носит качественный характер.

Предпосылками исследования явились предшествующие исследования циклического развития экономических показателей промышленных предприятий. В рамках проблематики настоящей диссертационной работы наибольший интерес представляют качественные и количественные исследования жизненного цикла предприятий А. А. Шамрая, Г. В. Широковой, С. X. Хэн-кса. На основе подробного анализа указанных предпосылок автором было сделано предположение, что промышленные предприятия развиваются циклически.

Для проверки этих предположений в рамках диссертационной работы проведено исследование выборки промышленных предприятий России объемом 50 штук. Предметом исследования стало явление цикличности в годовом обороте за период с 1998 по 2013 годы. Важно отметить, что указанный период времени является уникальным в истории России, т.к. только к настоящему времени накоплены эмпирические данные, достаточные для проведения количественного исследования среднесрочного корпоративного цикла.

В ходе исследования применялись следующие методы:

1. спектральный анализ Фурье — предназначен для определения скрытых периодичностей в рядах данных,.

2. автокорреляционный анализ — позволяет определить силу связи между различными значениями ряда с целью выявления периодических компонент,.

3. обобщающий статистический анализ результатов спектрального и автокорреляционного исследования.

Исследование по методу спектрального анализа Фурье проводилось на основе сопоставления периодограмм и графиков спектральной плотности. Зависимость между данными по методу автокорреляционного анализа оценивалась на основе значений автокорреляционной функции (Рисунок 3).

Доля промышленных предприятий, у которых наблюдаются циклы развития экономических показателей (на примере выручки), составляет более 90%. Длительность цикла подсчитана с точностью до 1−2 лет: 7,2 ± 0,9 лет по Фурье и 8,7 ± 0,8 лет по автокорреляционному методу.

Согласно выводам авторского исследования, в процессе жизнедеятельности предприятия — потребителя высокотехнологичной продукции можно выделить 3 повторяющихся периода: рост, стабильное развития и спад (кризис) — причем каждый из периодов может быть количественно определен через динамику годовой выручки.

В результате диссертационного исследования автору удалось предложить усовершенствование экономических инструментов стратегического планирования выпуска высокотехнологичной продукции.

Личный вклад автора состоит в глубокой аналитической работе по обобщению литературных источников (в том числе в смежным с темой областях), выявлению факторов развития инструментов стратегического планирования выпуска высокотехнологичной продукции, проведению исследования циклического развития показателей промышленных предприятий России с использованием методов математической статистики, разработке методических рекомендаций по кластеризации потребителей высокотехнологичной продукции и использованию предложенных разработок на практике.

Сведения о практическом использовании представлены в виде акта использования результатов диссертации в ОАО «МТС» при реализации стратегии управления выпуском высокотехнологичной продукции.

Результаты практического использования положительные: выпущенная продукция позволили нарастить количество потребителей по отдельным категориям на 24% (за 3 месяца), 50% (за 6 месяцев), доходы — на 100% (за 6 месяцев).

Рекомендации к использованию. Результаты диссертационного исследования могут быть рекомендованы к использованию на различных уровнях корпоративного и государственного управления.

В сфере корпоративного управления выводы настоящего исследования могут быть напрямую применены при экономическом анализе и стратегическом планировании выпуска высокотехнологичной продукции.

В сфере государственного управления выводы диссертационного исследования могут оказаться полезными, так как способствуют повышению конкурентоспособности высокотехнологичных предприятий России, в том числе и самых крупных.

Предложенная в диссертационной работе методика на основе кластеризации потребителей высокотехнологичной продукции по динамическим корпоративным показателям позволила повысить эффективность деятельности конкретной компании, наладить скоординированную работу различных структур и организационных единиц с положительным экономическим результатом.

Проведенное в диссертации статистическое исследование промышленных предприятий России показало, что промышленные пред-приятия развиваются циклически. Данный теоретический вывод на практике можно использовать для совершенствования системы экономического анализа при управлении предприятиями высокотехнологичных отраслей промышленности.

Результаты диссертационной работы могут быть использованы в рамках учебного процесса по направлению подготовки 80 000 «Экономика и управление».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации // «Собрание законодательства РФ», 29.01.1996, N 5, ст. 410.
  2. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 16.11.2011) «О некоммерческих организациях» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012) //"Собрание законодательства РФ", 15.01.1996, N 3, ст. 145.
  3. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 30.11.2011) «Об акционерных обществах» (с изм. и доп., вступающими в силу с0101.2012) // «Собрание законодательства РФ», 01.01.1996, N 1, ст. 1.
  4. О.У. Промышленный маркетинг теория и практика. Уч. Пос.-М.: 2004.-55 е.
  5. Российский статистический ежегодник 2011. Стат.сб./Росстат. -М.: 2011.-795 е.
  6. Развитие российского телеком-рынка обеспечат услуги передачи данных. IKSConsulting // URL: http://www.iksconsulting.ru/news/3 686 924.html (дата обращения: 14.01.2013).
  7. Топ-50 крупнейших мобильных операторов мира: итоги 2011 года // ТАССТелеком // URL: http://tasstelecom.ru/ratings/one/3016 (дата обращения: 14.01.2013).
  8. Российский телеком продолжит расти за счет мобильности и ШПД // Портал CNews // URL: http://www.cnews.ru/reviews/free/telecom2011/articles/articles 13. shtml (дата обращения: 13.01.2013).
  9. Число абонентов: Ericsson сообщает, что число пользователей мобильной связи в мире достигло 6 млрд // Мобильный форум // URL: http://www.mforum.ru/news/article/100 254.htm, (дата обращения: 14.01.2013).
  10. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 596 «О долгосрочной государственной экономи-ческой политике» // «Собрание законодательства РФ», 07.05.2012, N 19, ст. 2333.
  11. А. Ю. Конкуренция. Теория и практика: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Тандем, 2000.
  12. George S. D. Diagnosing the product portfolio. Journal of marketing, 41, 2 (April, 1977), pp. 29−38.
  13. Ф. Уэбстер, Основы промышленного маркетинга, Москва: ЗАО «Издательский дом Гребенникова», 2005.
  14. R. Т. Strategic Planning, работа цитирована в книге Ф. Уэбстер Основы промышленного маркетинга, ЗАО «Издательский Дом Гребенникова», М.: 2005, с. 394.
  15. Ф. Котлер, Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. 2-е изд., С. Г. Божук, Ред., СПб: Питер, 2006, р. 464.
  16. Друкер, Питер, Ф. Энциклопедия менеджмента.: Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2004. — 432 с.:.
  17. Wind Y., Cardoza R. Industrial Market Segmentation, Industrial Marketing Management, Vol. 3 (1974), pp. 153−166.
  18. M., Данбар Я. Сегментирование рынка: Практическое руководство / Пер. 2-го англ. издания- Предисловие к русскому изданию д.э.н., профессора Голубкова Е. П. — М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2002. — 288 е.
  19. Hakansson, Н., Johanson, J., Wootz, В. Influence tactics in buyer -seller processes, Industrial Marketing Management, 4(6), 1976, pp. 319- 332.
  20. Levitt T. Marketing Myopia, Harvard Business Review, July-August, 1960. 45−56 p.
  21. D. Т., Lee H. M., Sweeney T. Industrial Buyer Segmentation: A Psychographic Approach, in Conference Proceedings of American Marketing Association, Chicago, 1971, pp. 433−436.
  22. Bonoma Т. V., Benson P. S., Evaluating Market Segmentation Approaches. Industrial Marketing Management, 13, 1984, 257−268 pp.
  23. Yankelovich D. New Criteria for Market Segmentation, Harvard Business Review, Vol. 42 (1964), (March-April), pp. 83−90.
  24. Wind Y. Issues and Advances in Segmentation Research, Journal of Marketing Research, 15 (August), 1978, 317−337.
  25. Choffray, J, Lilien, G (1978), «A new approach to industrial market segmentation», Sloan Management Review, Vol. 19 pp. 17−29.
  26. R., Salmond D., Spekman R. 2A Strategic Approach to Managing Buyer-Seller Relationships, European Journal of Marketing, v. 25 no. 9, 1921, p. 22−37.
  27. Anderson, J. C., Dipak C. J., Dradeep К. C. Customer Value Assessment in Business Markets. Journal of Business-to-Business Marketing, 1,1, 1993, 3−29 pp.
  28. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 30.07.2007, N 31, ст. 4006.
  29. Wind Y., Cardozo R. N. Industrial Marketing Segmentation, Industrial Marketing Management, (March), 1974, pp. 153−165.
  30. К. Капитал. Критика политической экономии. Т. 1. Политиздат, 1983, 592 е.
  31. Wolff de S. Prosperitats und Depressionsperioden. Der lebendige Marxismus, Festgabe zum 70. Geburtstage von K. Kautsky. Vena, 1924.
  32. Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Гелиос АРВ, 2002. — 352 е.
  33. Н. Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения — избранные труды. — М., «Экономика», 2002.
  34. Н. Д., Опарин Д. И. Большие циклы конъюнктуры: Доклады и их обсуждения в Институте экономики. М., 1928.
  35. Э. Третья волна = The Third Wave, 1980. — М.: ACT, 2010. —784 е.
  36. Forrester J. W. New Perspectives on Economic Growth. Alternatives to Growth, A Search for Sustainable Futures / Ed. by D. L. Meadows. Cambridge, MA: Ballinger, 1977. P. 107—121.
  37. Forrester J. Innovation and economic change // Futures. 1981. Vol. 13.4.
  38. Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогнозы. М.: Наука,. 1999.
  39. . (руководитель авт. коллектива) «Россия в пространстве и времени (история будущего)», М.: ИНЭС, 2004. — 336 е.
  40. .Н., Агеев А. И. Ритмы российской истории: опыт многофакторного исследования. М.: ИНЭС, 2003. 130 е.
  41. .Н., Яковец Ю. В. Цивилизации: теория, история, диалог, будущее / М.: Институт экономических стратегий. Т. VI: Перспективы становления интегральной цивилизации. — М.: Институт экономических стратегий, 2009. —576 е.
  42. .Н., Яковец Ю. В. Цивилизации. Теория, история, диалог, будущее, том 1. Институт экономических стратегий. 2006. 768 е.
  43. С.Ю. Экономическая теория технического развития 1990. Твердый переплет. 232 е.
  44. И. А. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
  45. Полищук Р.Ф.: Самоорганизующаяся критичность истории. Поле для дискуссий, сентябрь 2009, Российская академия наук.
  46. Juglar С. Des crises commerciales et de leur retour periodique en France, en Angleterre, et aux Etats-Unis, Guillaumin, 1862, 258 p.
  47. Kitchin J. Cycles and Trends in Economic Factors. Review of Economics and Statistics 5 (1), 1923, pp. 10−16.
  48. Kuznets S. Secular Movements in Production and Prices. Their Nature and their Bearing upon Cyclical Fluctuations. Boston: Houghton Mifflin, 1930.
  49. И.В. Теоретическое наследие С. Кузнеца и проблемы модернизации пост-социалистических стран // Социально-экономическая трансформация в России: Научные доклады / Под ред. Е. А. Киселевой. М.: МОНФ, 2001.
  50. Schumpeter J.A. Business Cycles. A Theoretical, Historical and Statistical Analysis of the Capitalist Process, 2vls., New York: Mc Graw-Hill, 1939.
  51. Churchill, N C, Lewis, V L. (1983) «The five stages of small business growth,» Harvard Business. Review, vol. 61, May June, pp. 30 — 50.
  52. И.К. Управление жизненным циклом корпорации. СПб: Питер, Год: 2007, 384с.
  53. , E.G., 1986, How to Make The Transition From an Entrepreneurship to a Professionally Managed.
  54. Falnholtz Eric G., Randle Y. Successful Organizational Developmentand Growing Pains. Published: March 2007 in Management Online REview.
  55. McMahon Richard G.P. Stage model of SME growth reconsidered/ School of commerce research paper series: 98−5.
  56. , J. 1982, 'The stages of growth', Journal of Business Strategy, vol. 3, no. 4, pp. 70−79.
  57. , R.K. 1988, 'Relation of dominant problems to stages of growth in technology-based new ventures', Academy of Management Journal, vol. 31, no. 2, pp. 257−279.
  58. , D. & Friesen, P.H. 1984a, 'A longitudinal study of the corporate life cycle', Management Science, vol. 30, no. 10, pp. 1161−1183.
  59. , R.E. & Cameron, K. 1983, 'Organizational life cycles and shifting criteria of effectiveness: some preliminary evidence', Management Science, vol. 29, no. 1, pp. 33−51.
  60. , B.R. 1971, Stages of Corporate Development Part 1, Case No. 9−371−294, Intercollegiate Case Clearing House, Boston, Massachusetts.
  61. , M. & Bruce, R. 1987, 'Five stages of growth in small business', Long Range Planning, vol. 20, no. 3, pp. 45−52.
  62. Smith, K.G., Mitchell, T.R. & Summer, C.E. 1985, 'Top level management priorities in different stages of the organizational life cycle', Academy of Management Journal, vol. 28, no. 4, pp. 799−820.
  63. , G.L. & Schmidt, W.H. 1967, 'Crises in a developing organization', Harvard Business Review, vol. 45, no. 6, pp. 102−112.
  64. , L.E. 1972, 'Evolution and revolution as organizations grow', Harvard Business Review, vol. 50, no. 4, pp. 37−46.
  65. , W.R. 1974, 'Pre-bureaucratic and post-bureaucratic stages of organization development', Interpersonal Development, vol. 5, no. 1, pp. 1−25.
  66. , D. & Kahn, R.L. 1978, The Social Psychology of Organizations, Wiley, New York, New York.
  67. , J.R. & Miles, R.H. 1980, 'Preface', in J.R. Kimberly, R.H. Miles & Associates eds The Organizational Life Cycle: Issues in the Creation, Transformation, and Decline of Organizations, Jossey-Bass, San Francisco, California, pp. ix-xiii.
  68. D. L., Parnell J. A., Carraher A. 2003. Organizational life cycle: A five stage empirical scale. The International Journal of Organizational Analysis 11 (4): 339−354.
  69. С. X., Уотсон К. Дж., Янсен Э., Чандлер Г. Н. Уточнение структуры жизненного цикла: таксономическое исследование конфигураций стадий роста в высокотехнологичных организациях. Российский журнал менеджмента, Т.5, № 3, 2007 г., с. 91 116.
  70. Chandler A. D., Jr. Strategy and Structure Chapters in the History of the American Industrial Enterprise, 1962.
  71. Mueller D.C. A Life Cycle Theory of the Firm // The Journal of Industrial Economics, vol. 20, no. 3 (July, 1972), pp. 199−219.
  72. А.А. Жизненный цикл малого предприятия / под общ. ред. А. А. Шамрая. М., 2010.
  73. Ю. Подсистемы и характеристики организации. // Электронный журнал «Управляем предприятием» № 11 (11), декабрь 2011. URL: http://consulting.lc.ru/author.jsp?id=92 (дата обращения: 19.10.2012).
  74. Г. В. Жизненный цикл организации: концепции и российская практика. СПб.: Издат. дом СПбГУ, 2007.
  75. Г., Козырева Т. Сравнительный анализ проблем на разных стадиях жизненного цикла организации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия «Менеджмент». -2006. -Вып.4.
  76. Г. В., Меркурьева И. С., Серова О. Ю. Особенности формирования жизненныхциклов российских компаний (эмпирический анализ) // Российский журнал менеджмента Том 4, № 3, 2006. С. 3−26.
  77. И. В. Жизненный цикл организации: взгляд финансиста. «Управление компанией». 2006. — № 11.- С.60−67.
  78. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. Спб., — 1997.
  79. Г. Технологический пат. Долговременные тенденции в капиталистическом производстве / Отв. ред. и сост. P.M. Энтов, H.A. Макашева. М., 1985.
  80. База данных «Компании» // Рейтинговое агентство «Эксперт РА». URL: http://www.raexpert.ru/database/companies/ (дата обращения сентябрь 2012).
  81. Г., Ватте Д. Спектральный анализ и его приложения. Часть 1. Мир. 1971.
  82. Т. А. Прогнозирование развития среды предприятия в условиях неопределенности. «Экономика и управление» #№ 1 2012, с. 24 -30.
  83. Ковалева Г. Д.,. Применение теории временных рядов в экономических исследованиях: Курс лекций / Новосибирск: Издательство НГУ, 2008. с. 56.
  84. С.А., Мхитарян B.C. Прикладная статистика и основы эконометрики: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1998. — 270 е.
  85. Халафян A.A. STATISTICA 6. Статистический анализ данных: Учебник. -М.: Бином, 2007. 512 е.
  86. Я. Р., Катышев П. К., Пересецкий А. А. Эконометрика. — М.: Дело, 2004. — 576 е.
  87. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 30.07.2007, N 31, ст. 4006.
  88. Постановление правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) длякаждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» // «Собрание законодательства РФ», 28.07.2008, N 30 (ч. 2.
  89. Россия в цифрах. 2011: Крат.стат.сб./Росстат- М., Р76 2011. 581е.
  90. Principales caracteristiques des entreprises par categorie en 2009 //r r1. stitut National de la Statistique et des Etudes Economiques. URL: http://www.insee.fr/fr/themes/tableau.asp?regid=0&refid=ESANE033 (дата обращения: 3.09.2012).
  91. А. В. Промышленный маркетинг: рыночная стратегия: Учеб. пособие. — К.: Центр учебной лите ра туры, 2010. — 576 е.
  92. И. Новая корпоративная стратегия. — СПб: Питер Ком, 1999.—416 с.—(Серия «Теория и практика менеджмента»).
  93. А.И. Промышленный маркетинг (Часть I). м.: ООО Фирма «Благовест-В», 2002 г. — 304 е.
  94. А.И. Промышленный маркетинг (Часть II). м.: ООО Фирма «Благовест-В», 2002 г. — 312 е.
  95. Е. Майкл. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов/ Майкл Е. Портер- Пер. с англ. — М.: Альпина
  96. Бизнес Букс, 2005. — 454 е.
  97. Дойль, Питер. Менеджмент: стратегия и тактика Текст.: учебник для вузов / П. Дойль. СПб: Питер, 1999. — 560 е.
  98. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учеб. пособие / Под ред. д-ра экон. наук, проф. НА. Нагапетьянца. — М.: Вузовский учебник, 2007. — 272 е.
  99. P.A. Стратегический маркетинг: Учебник. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. — 640 е.
  100. ., Леви Ж., Линдон Д. Меркатор. Теория и практика маркетинга / Пер. с франц.: В 2 т. Т. 1. — М.: МЦФЭР, 2006. — 664 е.
  101. ., Леви Ж., Линдон Д. Меркатор. Теория и практика маркетинга / Пер. с франц.: В 2 т. Т. 2. — М.: МЦФЭР, 2006. — 512 е.
  102. Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-Ф3 (ред. от 06.12.2011) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // «Собрание законодательства РФ», 25.07.2011, N 30 (ч. 1), ст. 4571.
  103. Ф. Основы маркетинга. Краткий курс: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2007. — 656 с. -Парал. тит. англ.
  104. Россия в цифрах. 2012: Крат.стат.сб./Росстат- М., 2012. 573 е.
  105. A.B. Введение в технологический маркетинг при использовании атомной энергии М.: Издательский дом «Руда и металлы», 2005.
  106. А. В. Введение в научно-технический маркетинг. М.: Руда и металлы, 2003.
  107. Коротко о МТС. Официальный сайт ОАО «МТС» // URL: http://www.company.mts.ru/comp/press-centre/briefly/ (дата обращения: 18.02.2013).
  108. Индексы тарифов на услуги связи для юридических и физических лиц // Росстат // URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/bl201/IssWWW.exe/Stg/d05/2−5-0.htm (дата обращения: 29.12.2013).
  109. Финансовая отчетность ОАО «МТС» // URL: http://www.company.mts.ru/comp/ir/report/2012-l 1−14−1 935 224/ (дата обращения: 18.02.2013).
  110. Аналитический отчет АС&М Consulting // Spbit.ru // URL: http://spbit.ru/news/n90421/ (дата обращения: 18.02.2013).
  111. Доходы операторов связи от допуслуг выросли на 24% // Технологии и средства связи // URL: http://www.tssonline.ru/newstext.php?newsid=88 600 (дата обращения: 18.02.2013).
  112. Циклы Кондратьева в экономике России: Монография. М.: Международный фонд Н. Д. Кондратьева, 2005. — 146 е.
  113. А. V., Tsirel S. V. А Spectral Analysis of World GDP Dynamics: Kondratieff Waves, Kuznets Swings, Juglar and Kitchin Cycles in Global Economic Development, and the 2008—2009 Economic Crisis. Structure and Dynamics. 2010. Vol.4. #1. p.3−57.
  114. F. С. Р. K. Baines Р., Marketing, OUP Oxford- 2 edition, 2010.
Заполнить форму текущей работой