Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Городская среда Оренбурга XVIII — ХХ вв.: Архитектурно-художественные аспекты

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наряду с общностью стилевых тенденций Оренбурга были выявлены специфические черты местной художественной традиции, определяемые региональной принадлежностью Оренбурга как уральского центра. Это военно-крепостной характер многих ранних сооружений ХУШ в., влияние азиатской культуры на формы и декор ряда сооружений, широкое использование чугунного художественного литья и кованных изделий, особые… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Начальный этап формирования Оренбурга
    • 1. 1. Оренбург в системе городов Урала
    • 1. 2. Оренбург — крепость ХУШ века
  • Глава II. Развитие городской среды Оренбурга в XIX — начале XX веков
    • 2. 1. Расцвет архитектуры Оренбурга 1-й половины XIX века
      • 2. 2. 0. ренбург 2-й половины XIX века. Архитектура и монументальное искусство
    • 2. З.Оренбург рубежа XIХ-ХХ веков
      • 2. 4. Характеристика дореволюционного облика
  • Оренбурга
  • Глава III. Трансформация облика Оренбурга в советское время
    • 3. 1. Революционные перемены в городе 1920-х — начала 1930-х годов
    • 3. 2. Эволюция архитектурного облика Оренбурга в годы советской власти
  • З.З.Памятники и монументальная живопись
  • Оренбурга
  • Глава 1. У. На новом этапе — поиск дальнейших путей

Городская среда Оренбурга XVIII — ХХ вв.: Архитектурно-художественные аспекты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В процессе развития цивилизации человек создал для себя обширную и многосложную систему культуры — «вторую природу», сосуществующую с природной средой. Город можно рассматривать как существенный компонент этой рукотворной «второй природы». Он растет и обновляется, сохраняя при этом устойчивость основных компонентов. Именно это делает город произведением ряда исторических эпох.

При этом происходят продиктованные ходом времени и сменой политических курсов утраты и приобретения в архитектуре и монументальном искусстве, они составляют значимую часть эстетического и духовного содержания города.

В основу настоящего исследования положено историческое развитие города Оренбурга — одного из важнейших южноуральских центров страны.

Актуальность диссертации обусловлена как малоизученностью темы и отсутствием фундаментальных исследований по проблеме архитектурно-художественного облика Оренбурга и его градостроительной ситуации, так и необходимостью закрепления имеющегося опыта в реставрации и охране памятников городской застройки. Задача, поставленная в данной диссертации, представляется также весьма актуальной в контексте изучения истории искусства различных культурных очагов России.

Цель исследования. Показать и проанализировать процесс становления и трансформации архитектурно-художественного облика Оренбуга со времени его основания до наших дней.

Задачи исследования.

1. Охарактеризовать основные этапы сложения архитектурнохудожественного облика Оренбурга.

2.Выявить комплекс причин исторического и географического характера, определивших специфику архитектурно-планировочной структуры Оренбурга.

3. Охарактеризовать градообразующие особенности оренбургской архитектуры ХУШ-Х1Х вв.

4. Провести типологическую классификацию и анализ главных оренбургских памятников архитектуры и монументального искусства.

5. Изучить характер столичных, региональных и азиатских влияний на застройку и стилистику архитектуры Оренбурга.

6. На основе документальных и изобразительных материалов и стилистического анализа провести атрибуцию отдельных памятников.

7. Дать представление об оренбургском монументальном искусстве XX столетиярассмотреть произведения монументальной скульптуры и живописи Оренбурга в контексте городской среды.

Метод исследования. В основу работы положены комплексный и сравнительно-исторический методы исследования историко-архивного, иконографического и натурного материала, что позволило рассмотреть городскую среду Оренбурга как своеобразное явление местной художественной культуры.

Предмет исследования. В круг изучения вошли произведения архитектуры, скульптуры, монументальной живописи и декоративного искусства Оренбурга. Автор опирался на архивные источники и натурное исследование сохранившихся и новых сооружений и памятников. В процессе работы над диссертацией собран и систематизирован изобразительный материал, касающийся рассматриваемых в диссертации проблем. Хронологические границы исследования — П четверть ХУШконец XX вв.

Научная новизна исследования связана с проблематикой, заявленной в работе, и введением в научный оборот объема ранее не изученных архивных материалов и исследований, посвященных Оренбургу. Диссертантом было выявлено большое количество объектов архитектуры и монументального искусства города, которые анализируются и осмысливаются в данном исследовании впервые.

Апробация диссертации. Основные положения диссертации были представлены в виде докладов на конференциях в Российской Академии художеств (Десятые Алпатовские чтения), в Оренбургском государственном институте искусств. Отдельные темы были разработаны и опубликованы в виде статей в различных научных изданиях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, примечаний к тексту, а также приложения, содержащего обширный иллюстративный материал по теме исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертации на основе обширного фактического материала установлены этапы формирования и развития художественного облика Оренбурга, определена специфика его градостроительной структуры, проанализированы основные памятники, а также прослежен характер эволюции городской среды, естественный ход развития которой был прерван в 1917 году.

Изучение процесса становления архитектурного облика Оренбурга позволило сделать вывод о непрерывной «включенности» города в единый стилевой поток русского искусства.

Получив «образцовую» планировку в соответствии с новыми, выработанными петровской эпохой правилами регулярности, Оренбург был сформирован как военная крепость и центр меновой торговли с азиатами на южных рубежах Урала. Во второй половине ХУШ в. в его культовом зодчестве нашли отражение черты петровско-елизаветинского барокко. На протяжении первой половины XIX в. господствовал классицизм, у истоков которого в Оренбурге стоял М. П. Малахов — впоследствии глава архитектурной школы классицизма всего горного Урала, создавший в городе ряд интересных и значительных сооружений. Атрибуция некоторых построек Малахова уточняется автором. На фоне монополии классицизма в архитектуру Оренбурга были привнесены романтические тенденции, ярким выразителем которых стал построенный по проекту А. П. Брюллова уникальный архитектурный ансамбль Караван-сарая.

Во второй половине XIX в. широкое распространение получает «эклектика», особенно ее «промышленный» вариант — «кирпичный стиль», идеально подходящий дла сурового резко-континентального климата Оренбурга. Значительнейшим проявлением «исторической» ипостаси эклектики в городе явилось возведение грандиозного русско-византийского Казанского кафедрального собора, кардинально повлиявшего на облик Оренбурга, объединив в качестве центральной площади «старый» и новый" город. В создании образов иконостасов собора принимал участие В. Е. Маковский. Атрибуция икон и алтарных картин Маковского также уточняется автором.

1910;е годы отмечены в Оренбурге расцветом модерна, давшим немало ярких образцов стиля, а также отдельными проявлениями неоклассицизма.

Та же синхронность с общей линией развития архитектурно-художественных направлений прослеживается после 1917 года. Особое внимание в диссертации уделяется воссозданному по архивным источникам процессу уничтожения в городе храмов, в том числе Казанского собора, что проложило жесткий водораздел между прошлым и настоящим обликом Оренбурга.

В советское время в городе получают развитие различные виды и жанры монументального искусства: в соответствии с планом монументальной пропаганды появляются первые памятники и мемориалы, позже — мемориальные ансамбли, посвященные событиям Великой Отечественной войны, в 70−80-е годы складывается самобытная школа монументальной живописи.

В диссертации рассматривается также современный этап развития городской среды Оренбурга, отмечаются его основные пути и направления.

Наряду с общностью стилевых тенденций Оренбурга были выявлены специфические черты местной художественной традиции, определяемые региональной принадлежностью Оренбурга как уральского центра. Это военно-крепостной характер многих ранних сооружений ХУШ в., влияние азиатской культуры на формы и декор ряда сооружений, широкое использование чугунного художественного литья и кованных изделий, особые хронологические рамки и темпы развития архитектурных и художественных стилей. Сама эволюция архитектуры дореволюционного Оренбурга, проходя в общем русле развития русской архитектуры, испытывала, однако, и сильное влияние местных художественных приемов.

Это привело к тому, что облик сохранившейся застройки характеризуется сочетанием европейских и азиатских архитектурных традиций. Буквально в каждом стилистическом направлении /исключая разве что постройки классицизма и ампира/, можно отыскать мусульманские мотивы. Иногда они являются определяющими в композиции здания, но чаще присутствуют в элементах декоративного оформления фасадов. Это касается орнаментальных деталей /арок, пилястр, капителей и пр./, различных башенок, «шатров», куполов, шпилей, парапетных тумб с вазонами, металлических решеток и др.

Индустриализация строительства привела к значительному упрощению архитектурных форм, к исчезновению сложного декора, насыщенного эмоциональным и национальным содержанием, и — в конечном итоге — к обезличиванию и «обесчеловечеванию» городского пейзажа. Изучение богатого и разнообразного архитектурного и художественного наследия Оренбурга могло бы оказать практическую помощь архитекторам и художникам при создании композиций, отмеченных признаками «местного колорита».

Выявленное в исследовании большое количество памятников монументального искусства Оренбурга позволило восстановить значительную часть биографии оренбургского искусства XX столетия и осмыслить его духовное и художественное значение. Связь монументального со всей культурой и идеологией своего времени сказалась в претворении им значимых духовных закономерностей, определяющих облик ушедшей эпохи, придавая этой сфере творчества более объективный, по сравнению с другими видами искусства характер.

Воссоздание целостной картины архитектурной и художественной жизни Оренбурга, охватывающей три столетия его существования, убеждает в разнообразии и ценности художественного наследия города, изучение и освоение которого помогают устранить диспропорцию в исследованиях об уральском искусстве.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией, т. 1−5. Спб., 1841−1875.
  2. Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией. Дополнения, т. 1−12. Спб., 1846−1875.
  3. Государственный архив Оренбургской области /ГАОО/.
  4. Центр документации новейшей истории Оренбургской области /ЦДНИ ОО/.
  5. А лекторов А. История Оренбургской губернии. Оренбург, 1883.
  6. Н.С. Зодчие старого Урала. Свердловск, 1960.
  7. Н.С., Лотарева P.M. Пути развития архитектурно-планировочных структур городов Урала // Тр. Свердл. архитект. ин-та. Сб. 9.
  8. К.И. Статистические очерки России. Спб., 1848.
  9. Архитектура второй половины ХУШ начала XIX вв. // Всеобщая история архитектуры / Под общ. ред. Н. Я. Колли и др. Т. 6. М., 1968.
  10. Архитектурная энциклопедия под ред. П.Барановского. М., 1911.11 .Бартенев И. А. Русский интерьер ХУШ XIX вв. Л., 1977.
  11. И.А., Батажкова В. Н. Русский интерьер XIX в. Л., 1984.
  12. М.Г. Город. Структура и композиция. М., 1986.
  13. А.Ю., Щенков A.C. Современная городская среда и архитектурное наследие. М., 1986.
  14. A.A. Городские усадьбы Екатеринбурга // Урал. 1973. № 10.
  15. И.А. Идеальная композиция древнерусского города // Архитектура мира: Материалы научной конференции «Запад Восток: искусство композиции в истории архитектуры». Вып. 5. М., 1996.
  16. И.А. Иерархическая структура древнерусского города /в реализации идеи «вечной гармонии"/ // Город и искусство: субъекты социокультурного диалога / Сост. Т. В. Степугина. М., 1996.
  17. И.А. Образ памятника и дух времени. К вопросу о научных реконструкциях и творческих стилизациях. // Проблемы воссоздания утраченных памятников архитектуры. М., 1998.
  18. Е.А. Русская архитектура второй половины XIX века. М., 1979.
  19. Е.А. Русская архитектура в эпоху романтизма. Спб., 1997.
  20. Е.А., Каждан Т. П. Русская архитектура конца XIX начала XX века. М., 1971.
  21. Е.А., Стернин Г. Ю. Русский модерн. М., 1990.
  22. E.H. Русское деревянное зодчество Урала. М., 1988.
  23. A.B., Саваренская Т. Ф. История градостроительного искусства. В 2-х т. М, 1979.
  24. A.B. Каким был Храм // Юный художник. 1996. № 6.
  25. A.B. Храм Христа Спасителя. История строительства и разрушения. М., 1992.
  26. С.С. Скульптура нового мира. Проблемные очерки. М., 1970.
  27. В.А. Весь Екатеринбург: Справочник. Екатеринбург, 1903.
  28. В.А. Смысл архитектурного наследия. // Проблемы воссоздания утраченных памятников архитектуры. М., 1998.
  29. В.Н. И.И.Неплюев и Оренбургский край в прежнем его составе до 1758 г. Т. 1 -5. Казань, 1887 1897.
  30. А.И. Архитектура второй половины ХУШ в. // История русской архитектуры. 2-е изд., 1956.
  31. А.И. Архитектура России. // Всеобщая история архитектуры, Т. 10, гл. 1.М., 1972.
  32. А.И. О своеобразии архитектуры русских провинциальных городов в 1840-е 1910-е годы // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. М., 1983.
  33. А.И., Харламова A.M. Архитектура второй половины ХУШ и начала XIX в. // Всеобщая история архитектуры / Под общ. ред. Н. Я. Колли и др. Т. 6, ч. 1. М., 1968.
  34. Н.В. Советская монументальная скульптура 1960−1980 годов. М., 1984.
  35. В.Н. Этика воссоздания «памятников» архитектуры. Градостроительный аспект. // Проблемы воссоздания утраченных памятников архитектуры. М., 1998.
  36. В.И. Описание уральских и сибирских заводов. М., 1937.
  37. Н. Гостиные дворы в каменном зодчестве ХУШ в., в русском классицизме и ампире. М., б.г.
  38. Гидеон 3. Пространство, время, архитектура. М., 1960.
  39. М.Я. Стиль и эпоха. М., 1924.
  40. В. 210 строк про самоценность // Декоративное искусство СССР. 1976. № п.
  41. Глазычев В Л. Поэтика городской среды // Эстетическая выразительность города. М., 1986.
  42. В. По Уралу и его заводам. М.- JL, 1928.
  43. М.А. Города Урала в первой половине XIX в. // Вопросы экономической истории и экономической географии. Свердловск, 1964.
  44. Гостиный двор 2. Калуга, 1995.
  45. Гостиный двор 3. Калуга, 1995.
  46. Гостиный двор 4. Калуга, 1997.
  47. Гостиный двор 5. Калуга, 1997.
  48. Гостиный двор 6. Оренбург, 1999.
  49. Гостиный двор 7. Оренбург, 1999.
  50. Гостиный двор 8. Оренбург, 2000.
  51. Гостиный двор 9. Оренбург, 2000.
  52. Гостиный двор 10. Оренбург, 2001.
  53. Гостиный двор 11. Оренбург, 2001.
  54. И.Э. Введение в историю русского искусства: Архитектура // История русского искусства. М., б.г. Т. 1.
  55. Грабар.ь И.Э., Бронштейн С. С., Гримм Г. Г. У истоков русского классицизма // История русского искусства / Под общ. ред. И. Э. Грабаря. Т. 8, кн. 1. М, 1963.
  56. Город и его художественный облик. М., 1975.
  57. Губернаторы Оренбургского края / Сост. Семенов В. Г., Семенова В. П. Оренбург, 1999.
  58. Н.Ф. Русское градостроительное искусство. В 4-х т. М., 1993.61 .Гуляницкий Н. Ф. Черты преемственности в композиции центров русских городов, перепланированных в ХУШ в. // Архитектурное наследство. Вып. 29. М., 1981.
  59. И. Топографическое и статистическое описание Оренбургской губернии в нынешнем ее состоянии. М., 1837.
  60. A.A. Очерки из истории губернского города Перми. Пермь, 1889.
  61. Н. К вопросу о современном стиле в живописи // Творчество. 1958. № 6.
  62. Н. Станковизм и сонументальность // Декоративное искусство СССР. 1961, № 1.
  63. Ф.П. Урал Северный, Средний и Южный. Спб., 1917.
  64. H.A. Архитектурная теория в России второй половины ХУШ -начала XIX века. М., 1985.
  65. В., Лантратов П. Об архитектуре нашего города // Свердловск, 1946.
  66. Р.Г. Население города Оренбурга в 1797 г. // Справочнаякнига Оренбургской губернии. Оренбург, 1871.
  67. A.B. Искусство, среда, время: Эстетическая организация городской среды. М., 1985.
  68. A.B. Историзм в архитектуре. М., 1997.
  69. A.B. Реконструкция центров крупных городов. М., 1985.
  70. A.B. Функция, форма, образ в архитектуре. М., 1986.
  71. М.А. Архитектура русской усадьбы // История русского искусства / Под общ. ред. И. Э. Грабаря. Т. 6. М., 1961.
  72. М.А. Архитектура русской усадьбы // История русского искусства / Под общ. ред. И. Э. Грабаря. Т. 8, кн. 1. М., 1963.
  73. М. А. Воронихин А.Н. // История русского искусства / Под общ. ред. И. Э. Грабаря. Т. 8, кн. 1. М., 1963.
  74. М.А. М.Ф.Казаков и его школа // История русского искусства / Под общ. ред. И. Э. Грабаря. Т. 6. М., 1961.
  75. Л.В. Города Урала. Кн. 1. Феодальный период. 1472 1861. М., 1951.
  76. Исторические города СССР: новое и старое / Сост. Баранов Н. В. М., 1987.
  77. Исторический очерк Уральских горных заводов. Спб., 1896.
  78. .Г. Караван-Сарай в Оренбурге. М., 1966.
  79. А.Ю. Каменное зодчество русского Севера, Вятки и Урала ХУШ в. Проблема региональных школ. Свердловск, 1990.
  80. .Б. История хозяйства Демидовых в ХУШ XIX вв. М.- Л., 1949.
  81. .Б. Уральские заводы П.Демидова в ХУШ столетии // Ученые записки Московского Государственного университета. В. 87, 1946.
  82. А. Материалы для истории и статистики железной промышленности в России. Спб., 1896.
  83. В.В. Архитектура русского модерна. М., 1979.
  84. Е.И. Архитектурные теории XIX в. в России. М., 1986.
  85. Е.И. Искусство и государь Николай Павлович // Архитектура мира: Материалы научной конференции «Запад Восток: личность в истории архитектуры». Вып. 4. М., 1995.
  86. Е.И. Русская архитектура 1830−1910-х годов. М., 1978.
  87. Е.И. Храм Христа Спасителя в Москве. 2-е изд. М., 1997.
  88. Е.И., Щербакова Русская провинция. М., 1997.
  89. Н. Русская провинциальная архитектура. Л., 1928.
  90. Колонизация Оренбургского края // Древняя и Новая Россия. Т. 2, 1876.
  91. Композиция в современной архитектуре. М., 1973.
  92. Ле. Архитектура XX века. М., 1979.
  93. ЮО.Короткина Е. Понятие «монументальное» в истории культуры // Советское монументальное искусство 5, 1987.
  94. Красильников. Оренбургская губерния с прилежащими к ней местами по ландкартам Красильникова и топографии Рычкова 1755 г. Атлас. Оренбург, 1880.
  95. Краткий очерк истории Челябинской области. Челябинск, 1965.
  96. Н.Л. Принципы регулярной планировки городов-крепостей России ХУШ века на примере Оренбурга // Архитектурное наследство. 1973. № 21.
  97. Ю.И. Архитектурно-планировочная структура и восприятие города: Автореф. дис.. канд. архит. М., 1988.
  98. М.П. Использование рельефа местности в русском градостроительстве на примере Москвы ХУП в. // Архитектурное наследство. 1973. № 21.
  99. Ю.И. Архитектурная форма и природный ландшафт: Автореф. дис.. д-ра архит. Л., 1986.
  100. В.А. Город и его общественный центр. М., 1964.
  101. В.А. Творческие уроки русского градостроительства // Архитектура и строительство. 1949. № 10.
  102. В.А. Развитие планировочной структуры исторически сложившихся городов. М., 1977.
  103. ПО.Лахтин В. Н. Система расселения и архитектурно-планировочная структура городов Урала. М., 1977.
  104. Ш. Лебедева В. Советское монументальное искусство 60-х годов. М., 1973.
  105. А.И. Описание Киргиз-казачьих или Киргиз-кайсацких орд и степей. Ч. 1−3. Спб., 1832.
  106. И.И. Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства ч. 1−4. Спб., 1771−1805.
  107. К. Образ города. М., 1982.
  108. Ф. Главные начальники Оренбургского края // Военный сборник. 1872. № 5.
  109. Г. К. Мысли о художественности городов // Зодчий. 1910. № 3.
  110. Г. К. Памятники старинной архитектуры России в типах художественного строительства. Пг., б. г. Ч. 1.
  111. Мамин-Сибиряк Д. Н. От Урала до Москвы. Путевые заметки /18 811 882/ // Статьи и очерки. Свердловск, 1947.
  112. Материалы по статистике, географии и истории Оренбургской губернии. Оренбург, 1877.
  113. М.Б. «Пенсионеры» Академии художеств и классическое наследие // Проблемы развития архитектуры Удмуртии. Ижевск, 1979.
  114. М.П. На полуденную сторону. О народных традициях в южноуральском зодчестве. Челябинск, 1978.
  115. П.И. Рассказы проезжего о странствованиях по Заволжью, Уралу и по Волге // Отечественные записки. 1852, т. 85- 1853, т. 86−88.
  116. НеплюевИ.И. Записки. Спб., 1893.
  117. Е.Г. «Новодел» в современной архитектуре Москвы. // Проблемы воссоздания утраченных памятников архитектуры. М., 1998.
  118. В.А. Материалы для земледельческой статистики Оренбургской губернии. Оренбург, 1858.
  119. Образцовые проекты в жилой застройке русских городов ХУШ XIX вв. / Сост. Белецкая Е. А. М., 1961.
  120. С.С. Типовое и повторное строительство в России в ХУШ -XIX вв. М., 1984.
  121. Оренбург 40-х гг. XIX столетия по описанию Ф. И. Базинера. // Труды
  122. Оренбургской ученой комиссии. Вып. XI. Оренбург, 1903.
  123. Оренбург / Сост. Футорянский Л. И. Челябинск, 1993.
  124. Оренбургские Епархиальные Ведомости. Оренбург, 1886. № 9.
  125. Оренбургские Епархиальные Ведомости. Оренбург, 1886. № 10.
  126. Оренбургские Епархиальные Ведомости. Оренбург, 1886. № 16.
  127. Оренбургские Епархиальные Ведомости. Оренбург, 1886. № 19.
  128. Оренбургские Епархиальные Ведомости. Оренбург, 1886. № 20.
  129. Оренбургские Епархиальные Ведомости. Оренбург, 1886. № 22.
  130. Оренбургские Епархиальные Ведомости. Оренбург, 1886. № 23.
  131. Оренбургские Епархиальные Ведомости. Оренбург, 1895. № 20.
  132. Оренбургские Епархиальные Ведомости. Оренбург, 1895. № 23.
  133. Оренбургские Епархиальные Ведомости. Оренбург, 1895. № 24.
  134. Оренбургские Епархиальные Ведомости. Оренбург, 1898. № 15.
  135. Оренбургские Епархиальные Ведомости. Оренбург, 1899. № 22.
  136. Оренбургские Епархиальные Ведомости. Оренбург, 1900. № 21.
  137. Оренбургский губернатор В. А. Перовский /Сост. Вертоусова Е. Г., Матвиевская Г. П., Прокофьева А. Г. Оренбург, 1999.
  138. Оренбургский край. Альманах оренбургского краеведческого музея. 1994−1995.
  139. Очерки истории Свердловска /Под ред. А. В. Бакунина. Свердловск, 1973.
  140. А.Л. Русский стиль в церковной архитектуре XIX века: храмы соборного типа: Автореф. дис.. канд. искус. М., 2002.
  141. .В. Искусство промышленного Урала 1700−1861: Автореф. дис.. докт. искус. М. Свердловск, 1965.
  142. П.С. Путешествие по разным провинциям Российского государства, ч. 1−3 /5 кн./. Спб., 1773−1778.
  143. Памятники революционной России / Сост. Павлюченков. М., 1986.
  144. Памятная книжка Оренбургской губернии на 1865 г. Оренбург, 1864.
  145. И.М. Русские епархии в ХУ1-Х1Х веках, их открытие, состав и пределы. Т. 2 /ХУШ век/. Казань, 1913.
  146. Е.С. Формирование городских центров. М., 1983.
  147. Н. Писатели-классики в Оренбургском крае. Чкалов, 1946.
  148. E.H. Планировка и застройка центров промышленных городов Урала с основания до нашего времени: Автореф. дис.. канд. арх-ры. М., 1955.
  149. П.Д. Путеводитель по городу Оренбургу. Оренбург, 1915.
  150. A.M. Архитектура классицизма на Урале. Свердловск, 1989.
  151. A.M. О периодизации и местных школах архитектуры классицизма на Урале // Из истории художественной культуры Урала. Свердловск, 1985.
  152. Н.П. Журнал или дневные записки по разным провинциям Российского государства, 1770 г. Спб., 1772.
  153. П.И. Топография Оренбургской губернии (1762). Оренбург,
  154. П.И. История Оренбургская (1730−1753). Оренбург, 1896.
  155. Т.А. Константин Тон. JL, 1989.
  156. Современная советская скульптура. М., 1989.
  157. Ф. Историко-статистический очерк Оренбургского казачьего войска. Оренбург, 1891.
  158. П.Н. Город Оренбург. Материалы к истории и топографии города. Оренбург, 1908.
  159. А. Художник, время, среда. // Советское монументальное искусство, 73. М., 1975.
  160. Т.М. Архитектура русской провинции // История русского искусства / Под общ. ред. И. Э. Грабаря. Т. 6., М., 1961.
  161. Т.М. Архитектура русской провинции // История русского искусства / Под общ. ред. И. Э. Грабаря. Т. 8, кн. 1. М., 1963.
  162. A.C. Архитектура Прикамья ХУ1-Х1Х вв. Пермь, 1970.
  163. A.C. Пермь: Очерк архитектуры. Пермь, 1980.
  164. В.П. Искусство и общество. М., 1994.
  165. В.П. Монументальное искусство СССР. М., 1978.
  166. В.П. Советская монументальная живопись. М., 1958.
  167. В.П. У истоков советского монументального искусства 19 171 923 годов. М., 1983.
  168. А.Г. Русский православный кафедральный храм второй половины XIX века. Новосибирск, 2000.
  169. В. О композиции // Искусство. 1933. № 1−2.
  170. В. О монументальном искусстве // Московский художник. 1958. 15 апреля.
  171. В. Первый опыт // Вопросы синтеза искусств. М., 1936.
  172. И.П. Записки путешествия академика Фалька. Спб., 1824−1825, 2 т./ Полное собрание ученых путешествий по России, т. 6−7.
  173. И.А. Архитектура классицизма // История русского искусства / Под общ. ред. И. Э. Грабаря. Т. 3. М., б. г.
  174. Я. Географическое обозрение Оренбургского края // Материалы для статистики Российской империи, отд. П. Спб., 1839.
  175. Н.Ф. Архитектура России с середины XIX в. по 1917 г. Новосибирск, 1960.
  176. Н.Ф. Русские зодчие и строители в развитии строительной техники. Л., 1956.
  177. Челябинск. Градостроение вчера, сегодня, завтра. Челябинск, 1986.
  178. В.М. Описание Оренбургской губернии. Уфа, 1859. 185. Чернавский Н. М. История Оренбургской Епархии в прошлом инастоящем. Оренбург, 1901.
  179. Н.К. В.Н.Татищев и его первое управление уральскими заводами // Сборник статей, касающихся Пермской губернии, в. 1. Пермь, 1882.
  180. Швидковский Д. О. Архитектура ближайшего будущего в контексте
Заполнить форму текущей работой