Городская среда Оренбурга XVIII — ХХ вв.: Архитектурно-художественные аспекты
Наряду с общностью стилевых тенденций Оренбурга были выявлены специфические черты местной художественной традиции, определяемые региональной принадлежностью Оренбурга как уральского центра. Это военно-крепостной характер многих ранних сооружений ХУШ в., влияние азиатской культуры на формы и декор ряда сооружений, широкое использование чугунного художественного литья и кованных изделий, особые… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Начальный этап формирования Оренбурга
- 1. 1. Оренбург в системе городов Урала
- 1. 2. Оренбург — крепость ХУШ века
- Глава II. Развитие городской среды Оренбурга в XIX — начале XX веков
- 2. 1. Расцвет архитектуры Оренбурга 1-й половины XIX века
- 2. 2. 0. ренбург 2-й половины XIX века. Архитектура и монументальное искусство
- 2. З.Оренбург рубежа XIХ-ХХ веков
- 2. 4. Характеристика дореволюционного облика
- 2. 1. Расцвет архитектуры Оренбурга 1-й половины XIX века
- 3. 1. Революционные перемены в городе 1920-х — начала 1930-х годов
- 3. 2. Эволюция архитектурного облика Оренбурга в годы советской власти
Городская среда Оренбурга XVIII — ХХ вв.: Архитектурно-художественные аспекты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В процессе развития цивилизации человек создал для себя обширную и многосложную систему культуры — «вторую природу», сосуществующую с природной средой. Город можно рассматривать как существенный компонент этой рукотворной «второй природы». Он растет и обновляется, сохраняя при этом устойчивость основных компонентов. Именно это делает город произведением ряда исторических эпох.
При этом происходят продиктованные ходом времени и сменой политических курсов утраты и приобретения в архитектуре и монументальном искусстве, они составляют значимую часть эстетического и духовного содержания города.
В основу настоящего исследования положено историческое развитие города Оренбурга — одного из важнейших южноуральских центров страны.
Актуальность диссертации обусловлена как малоизученностью темы и отсутствием фундаментальных исследований по проблеме архитектурно-художественного облика Оренбурга и его градостроительной ситуации, так и необходимостью закрепления имеющегося опыта в реставрации и охране памятников городской застройки. Задача, поставленная в данной диссертации, представляется также весьма актуальной в контексте изучения истории искусства различных культурных очагов России.
Цель исследования. Показать и проанализировать процесс становления и трансформации архитектурно-художественного облика Оренбуга со времени его основания до наших дней.
Задачи исследования.
1. Охарактеризовать основные этапы сложения архитектурнохудожественного облика Оренбурга.
2.Выявить комплекс причин исторического и географического характера, определивших специфику архитектурно-планировочной структуры Оренбурга.
3. Охарактеризовать градообразующие особенности оренбургской архитектуры ХУШ-Х1Х вв.
4. Провести типологическую классификацию и анализ главных оренбургских памятников архитектуры и монументального искусства.
5. Изучить характер столичных, региональных и азиатских влияний на застройку и стилистику архитектуры Оренбурга.
6. На основе документальных и изобразительных материалов и стилистического анализа провести атрибуцию отдельных памятников.
7. Дать представление об оренбургском монументальном искусстве XX столетиярассмотреть произведения монументальной скульптуры и живописи Оренбурга в контексте городской среды.
Метод исследования. В основу работы положены комплексный и сравнительно-исторический методы исследования историко-архивного, иконографического и натурного материала, что позволило рассмотреть городскую среду Оренбурга как своеобразное явление местной художественной культуры.
Предмет исследования. В круг изучения вошли произведения архитектуры, скульптуры, монументальной живописи и декоративного искусства Оренбурга. Автор опирался на архивные источники и натурное исследование сохранившихся и новых сооружений и памятников. В процессе работы над диссертацией собран и систематизирован изобразительный материал, касающийся рассматриваемых в диссертации проблем. Хронологические границы исследования — П четверть ХУШконец XX вв.
Научная новизна исследования связана с проблематикой, заявленной в работе, и введением в научный оборот объема ранее не изученных архивных материалов и исследований, посвященных Оренбургу. Диссертантом было выявлено большое количество объектов архитектуры и монументального искусства города, которые анализируются и осмысливаются в данном исследовании впервые.
Апробация диссертации. Основные положения диссертации были представлены в виде докладов на конференциях в Российской Академии художеств (Десятые Алпатовские чтения), в Оренбургском государственном институте искусств. Отдельные темы были разработаны и опубликованы в виде статей в различных научных изданиях.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, примечаний к тексту, а также приложения, содержащего обширный иллюстративный материал по теме исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В диссертации на основе обширного фактического материала установлены этапы формирования и развития художественного облика Оренбурга, определена специфика его градостроительной структуры, проанализированы основные памятники, а также прослежен характер эволюции городской среды, естественный ход развития которой был прерван в 1917 году.
Изучение процесса становления архитектурного облика Оренбурга позволило сделать вывод о непрерывной «включенности» города в единый стилевой поток русского искусства.
Получив «образцовую» планировку в соответствии с новыми, выработанными петровской эпохой правилами регулярности, Оренбург был сформирован как военная крепость и центр меновой торговли с азиатами на южных рубежах Урала. Во второй половине ХУШ в. в его культовом зодчестве нашли отражение черты петровско-елизаветинского барокко. На протяжении первой половины XIX в. господствовал классицизм, у истоков которого в Оренбурге стоял М. П. Малахов — впоследствии глава архитектурной школы классицизма всего горного Урала, создавший в городе ряд интересных и значительных сооружений. Атрибуция некоторых построек Малахова уточняется автором. На фоне монополии классицизма в архитектуру Оренбурга были привнесены романтические тенденции, ярким выразителем которых стал построенный по проекту А. П. Брюллова уникальный архитектурный ансамбль Караван-сарая.
Во второй половине XIX в. широкое распространение получает «эклектика», особенно ее «промышленный» вариант — «кирпичный стиль», идеально подходящий дла сурового резко-континентального климата Оренбурга. Значительнейшим проявлением «исторической» ипостаси эклектики в городе явилось возведение грандиозного русско-византийского Казанского кафедрального собора, кардинально повлиявшего на облик Оренбурга, объединив в качестве центральной площади «старый» и новый" город. В создании образов иконостасов собора принимал участие В. Е. Маковский. Атрибуция икон и алтарных картин Маковского также уточняется автором.
1910;е годы отмечены в Оренбурге расцветом модерна, давшим немало ярких образцов стиля, а также отдельными проявлениями неоклассицизма.
Та же синхронность с общей линией развития архитектурно-художественных направлений прослеживается после 1917 года. Особое внимание в диссертации уделяется воссозданному по архивным источникам процессу уничтожения в городе храмов, в том числе Казанского собора, что проложило жесткий водораздел между прошлым и настоящим обликом Оренбурга.
В советское время в городе получают развитие различные виды и жанры монументального искусства: в соответствии с планом монументальной пропаганды появляются первые памятники и мемориалы, позже — мемориальные ансамбли, посвященные событиям Великой Отечественной войны, в 70−80-е годы складывается самобытная школа монументальной живописи.
В диссертации рассматривается также современный этап развития городской среды Оренбурга, отмечаются его основные пути и направления.
Наряду с общностью стилевых тенденций Оренбурга были выявлены специфические черты местной художественной традиции, определяемые региональной принадлежностью Оренбурга как уральского центра. Это военно-крепостной характер многих ранних сооружений ХУШ в., влияние азиатской культуры на формы и декор ряда сооружений, широкое использование чугунного художественного литья и кованных изделий, особые хронологические рамки и темпы развития архитектурных и художественных стилей. Сама эволюция архитектуры дореволюционного Оренбурга, проходя в общем русле развития русской архитектуры, испытывала, однако, и сильное влияние местных художественных приемов.
Это привело к тому, что облик сохранившейся застройки характеризуется сочетанием европейских и азиатских архитектурных традиций. Буквально в каждом стилистическом направлении /исключая разве что постройки классицизма и ампира/, можно отыскать мусульманские мотивы. Иногда они являются определяющими в композиции здания, но чаще присутствуют в элементах декоративного оформления фасадов. Это касается орнаментальных деталей /арок, пилястр, капителей и пр./, различных башенок, «шатров», куполов, шпилей, парапетных тумб с вазонами, металлических решеток и др.
Индустриализация строительства привела к значительному упрощению архитектурных форм, к исчезновению сложного декора, насыщенного эмоциональным и национальным содержанием, и — в конечном итоге — к обезличиванию и «обесчеловечеванию» городского пейзажа. Изучение богатого и разнообразного архитектурного и художественного наследия Оренбурга могло бы оказать практическую помощь архитекторам и художникам при создании композиций, отмеченных признаками «местного колорита».
Выявленное в исследовании большое количество памятников монументального искусства Оренбурга позволило восстановить значительную часть биографии оренбургского искусства XX столетия и осмыслить его духовное и художественное значение. Связь монументального со всей культурой и идеологией своего времени сказалась в претворении им значимых духовных закономерностей, определяющих облик ушедшей эпохи, придавая этой сфере творчества более объективный, по сравнению с другими видами искусства характер.
Воссоздание целостной картины архитектурной и художественной жизни Оренбурга, охватывающей три столетия его существования, убеждает в разнообразии и ценности художественного наследия города, изучение и освоение которого помогают устранить диспропорцию в исследованиях об уральском искусстве.
Список литературы
- Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией, т. 1−5. Спб., 1841−1875.
- Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией. Дополнения, т. 1−12. Спб., 1846−1875.
- Государственный архив Оренбургской области /ГАОО/.
- Центр документации новейшей истории Оренбургской области /ЦДНИ ОО/.
- А лекторов А. История Оренбургской губернии. Оренбург, 1883.
- Алферов Н.С. Зодчие старого Урала. Свердловск, 1960.
- Алферов Н.С., Лотарева P.M. Пути развития архитектурно-планировочных структур городов Урала // Тр. Свердл. архитект. ин-та. Сб. 9.
- Арсеньев К.И. Статистические очерки России. Спб., 1848.
- Архитектура второй половины ХУШ начала XIX вв. // Всеобщая история архитектуры / Под общ. ред. Н. Я. Колли и др. Т. 6. М., 1968.
- Архитектурная энциклопедия под ред. П.Барановского. М., 1911.11 .Бартенев И. А. Русский интерьер ХУШ XIX вв. Л., 1977.
- Бартенев И.А., Батажкова В. Н. Русский интерьер XIX в. Л., 1984.
- Бархин М.Г. Город. Структура и композиция. М., 1986.
- Беккер А.Ю., Щенков A.C. Современная городская среда и архитектурное наследие. М., 1986.
- Берсенева A.A. Городские усадьбы Екатеринбурга // Урал. 1973. № 10.
- Бондаренко И.А. Идеальная композиция древнерусского города // Архитектура мира: Материалы научной конференции «Запад Восток: искусство композиции в истории архитектуры». Вып. 5. М., 1996.
- Бондаренко И.А. Иерархическая структура древнерусского города /в реализации идеи «вечной гармонии"/ // Город и искусство: субъекты социокультурного диалога / Сост. Т. В. Степугина. М., 1996.
- Бондаренко И.А. Образ памятника и дух времени. К вопросу о научных реконструкциях и творческих стилизациях. // Проблемы воссоздания утраченных памятников архитектуры. М., 1998.
- Борисова Е.А. Русская архитектура второй половины XIX века. М., 1979.
- Борисова Е.А. Русская архитектура в эпоху романтизма. Спб., 1997.
- Борисова Е.А., Каждан Т. П. Русская архитектура конца XIX начала XX века. М., 1971.
- Борисова Е.А., Стернин Г. Ю. Русский модерн. М., 1990.
- Бубнов E.H. Русское деревянное зодчество Урала. М., 1988.
- Бунин A.B., Саваренская Т. Ф. История градостроительного искусства. В 2-х т. М, 1979.
- Буторов A.B. Каким был Храм // Юный художник. 1996. № 6.
- Буторов A.B. Храм Христа Спасителя. История строительства и разрушения. М., 1992.
- Валериус С.С. Скульптура нового мира. Проблемные очерки. М., 1970.
- Весновский В.А. Весь Екатеринбург: Справочник. Екатеринбург, 1903.
- Виноградов В.А. Смысл архитектурного наследия. // Проблемы воссоздания утраченных памятников архитектуры. М., 1998.
- Витевский В.Н. И.И.Неплюев и Оренбургский край в прежнем его составе до 1758 г. Т. 1 -5. Казань, 1887 1897.
- Власюк А.И. Архитектура второй половины ХУШ в. // История русской архитектуры. 2-е изд., 1956.
- Власюк А.И. Архитектура России. // Всеобщая история архитектуры, Т. 10, гл. 1.М., 1972.
- Власюк А.И. О своеобразии архитектуры русских провинциальных городов в 1840-е 1910-е годы // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. М., 1983.
- Власюк А.И., Харламова A.M. Архитектура второй половины ХУШ и начала XIX в. // Всеобщая история архитектуры / Под общ. ред. Н. Я. Колли и др. Т. 6, ч. 1. М., 1968.
- Воронов Н.В. Советская монументальная скульптура 1960−1980 годов. М., 1984.
- Выборный В.Н. Этика воссоздания «памятников» архитектуры. Градостроительный аспект. // Проблемы воссоздания утраченных памятников архитектуры. М., 1998.
- Геннин В.И. Описание уральских и сибирских заводов. М., 1937.
- Гераскин Н. Гостиные дворы в каменном зодчестве ХУШ в., в русском классицизме и ампире. М., б.г.
- Гидеон 3. Пространство, время, архитектура. М., 1960.
- Гинзбург М.Я. Стиль и эпоха. М., 1924.
- Глазычев В. 210 строк про самоценность // Декоративное искусство СССР. 1976. № п.
- Глазычев В Л. Поэтика городской среды // Эстетическая выразительность города. М., 1986.
- Глен В. По Уралу и его заводам. М.- JL, 1928.
- Горловский М.А. Города Урала в первой половине XIX в. // Вопросы экономической истории и экономической географии. Свердловск, 1964.
- Гостиный двор 2. Калуга, 1995.
- Гостиный двор 3. Калуга, 1995.
- Гостиный двор 4. Калуга, 1997.
- Гостиный двор 5. Калуга, 1997.
- Гостиный двор 6. Оренбург, 1999.
- Гостиный двор 7. Оренбург, 1999.
- Гостиный двор 8. Оренбург, 2000.
- Гостиный двор 9. Оренбург, 2000.
- Гостиный двор 10. Оренбург, 2001.
- Гостиный двор 11. Оренбург, 2001.
- Грабарь И.Э. Введение в историю русского искусства: Архитектура // История русского искусства. М., б.г. Т. 1.
- Грабар.ь И.Э., Бронштейн С. С., Гримм Г. Г. У истоков русского классицизма // История русского искусства / Под общ. ред. И. Э. Грабаря. Т. 8, кн. 1. М, 1963.
- Город и его художественный облик. М., 1975.
- Губернаторы Оренбургского края / Сост. Семенов В. Г., Семенова В. П. Оренбург, 1999.
- Гуляницкий Н.Ф. Русское градостроительное искусство. В 4-х т. М., 1993.61 .Гуляницкий Н. Ф. Черты преемственности в композиции центров русских городов, перепланированных в ХУШ в. // Архитектурное наследство. Вып. 29. М., 1981.
- Дебу И. Топографическое и статистическое описание Оренбургской губернии в нынешнем ее состоянии. М., 1837.
- Дмитриев A.A. Очерки из истории губернского города Перми. Пермь, 1889.
- Дмитриева Н. К вопросу о современном стиле в живописи // Творчество. 1958. № 6.
- Дмитриева Н. Станковизм и сонументальность // Декоративное искусство СССР. 1961, № 1.
- Доброхотов Ф.П. Урал Северный, Средний и Южный. Спб., 1917.
- Евсина H.A. Архитектурная теория в России второй половины ХУШ -начала XIX века. М., 1985.
- Емельянов В., Лантратов П. Об архитектуре нашего города // Свердловск, 1946.
- Игнатьев Р.Г. Население города Оренбурга в 1797 г. // Справочнаякнига Оренбургской губернии. Оренбург, 1871.
- Иконников A.B. Искусство, среда, время: Эстетическая организация городской среды. М., 1985.
- Иконников A.B. Историзм в архитектуре. М., 1997.
- Иконников A.B. Реконструкция центров крупных городов. М., 1985.
- Иконников A.B. Функция, форма, образ в архитектуре. М., 1986.
- Ильин М.А. Архитектура русской усадьбы // История русского искусства / Под общ. ред. И. Э. Грабаря. Т. 6. М., 1961.
- Ильин М.А. Архитектура русской усадьбы // История русского искусства / Под общ. ред. И. Э. Грабаря. Т. 8, кн. 1. М., 1963.
- Ильин М. А. Воронихин А.Н. // История русского искусства / Под общ. ред. И. Э. Грабаря. Т. 8, кн. 1. М., 1963.
- Ильин М.А. М.Ф.Казаков и его школа // История русского искусства / Под общ. ред. И. Э. Грабаря. Т. 6. М., 1961.
- Иофа Л.В. Города Урала. Кн. 1. Феодальный период. 1472 1861. М., 1951.
- Исторические города СССР: новое и старое / Сост. Баранов Н. В. М., 1987.
- Исторический очерк Уральских горных заводов. Спб., 1896.
- Калимуллин Б.Г. Караван-Сарай в Оренбурге. М., 1966.
- Каптиков А.Ю. Каменное зодчество русского Севера, Вятки и Урала ХУШ в. Проблема региональных школ. Свердловск, 1990.
- Кафенгауз Б.Б. История хозяйства Демидовых в ХУШ XIX вв. М.- Л., 1949.
- Кафенгауз Б.Б. Уральские заводы П.Демидова в ХУШ столетии // Ученые записки Московского Государственного университета. В. 87, 1946.
- Кеппен А. Материалы для истории и статистики железной промышленности в России. Спб., 1896.
- Кириллов В.В. Архитектура русского модерна. М., 1979.
- Кириченко Е.И. Архитектурные теории XIX в. в России. М., 1986.
- Кириченко Е.И. Искусство и государь Николай Павлович // Архитектура мира: Материалы научной конференции «Запад Восток: личность в истории архитектуры». Вып. 4. М., 1995.
- Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830−1910-х годов. М., 1978.
- Кириченко Е.И. Храм Христа Спасителя в Москве. 2-е изд. М., 1997.
- Кириченко Е.И., Щербакова Русская провинция. М., 1997.
- Кожин Н. Русская провинциальная архитектура. Л., 1928.
- Колонизация Оренбургского края // Древняя и Новая Россия. Т. 2, 1876.
- Композиция в современной архитектуре. М., 1973.
- Корбюзье Ле. Архитектура XX века. М., 1979.
- ЮО.Короткина Е. Понятие «монументальное» в истории культуры // Советское монументальное искусство 5, 1987.
- Красильников. Оренбургская губерния с прилежащими к ней местами по ландкартам Красильникова и топографии Рычкова 1755 г. Атлас. Оренбург, 1880.
- Краткий очерк истории Челябинской области. Челябинск, 1965.
- Крашенинникова Н.Л. Принципы регулярной планировки городов-крепостей России ХУШ века на примере Оренбурга // Архитектурное наследство. 1973. № 21.
- Криворучко Ю.И. Архитектурно-планировочная структура и восприятие города: Автореф. дис.. канд. архит. М., 1988.
- Кудрявцев М.П. Использование рельефа местности в русском градостроительстве на примере Москвы ХУП в. // Архитектурное наследство. 1973. № 21.
- Курбатов Ю.И. Архитектурная форма и природный ландшафт: Автореф. дис.. д-ра архит. Л., 1986.
- Лавров В.А. Город и его общественный центр. М., 1964.
- Лавров В.А. Творческие уроки русского градостроительства // Архитектура и строительство. 1949. № 10.
- Лавров В.А. Развитие планировочной структуры исторически сложившихся городов. М., 1977.
- ПО.Лахтин В. Н. Система расселения и архитектурно-планировочная структура городов Урала. М., 1977.
- Ш. Лебедева В. Советское монументальное искусство 60-х годов. М., 1973.
- Левшин А.И. Описание Киргиз-казачьих или Киргиз-кайсацких орд и степей. Ч. 1−3. Спб., 1832.
- Лепехин И.И. Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства ч. 1−4. Спб., 1771−1805.
- Линч К. Образ города. М., 1982.
- Лобысевич Ф. Главные начальники Оренбургского края // Военный сборник. 1872. № 5.
- Лукомский Г. К. Мысли о художественности городов // Зодчий. 1910. № 3.
- Лукомский Г. К. Памятники старинной архитектуры России в типах художественного строительства. Пг., б. г. Ч. 1.
- Мамин-Сибиряк Д. Н. От Урала до Москвы. Путевые заметки /18 811 882/ // Статьи и очерки. Свердловск, 1947.
- Материалы по статистике, географии и истории Оренбургской губернии. Оренбург, 1877.
- Михайлова М.Б. «Пенсионеры» Академии художеств и классическое наследие // Проблемы развития архитектуры Удмуртии. Ижевск, 1979.
- Мочалова М.П. На полуденную сторону. О народных традициях в южноуральском зодчестве. Челябинск, 1978.
- Небольсин П.И. Рассказы проезжего о странствованиях по Заволжью, Уралу и по Волге // Отечественные записки. 1852, т. 85- 1853, т. 86−88.
- НеплюевИ.И. Записки. Спб., 1893.
- Никулина Е.Г. «Новодел» в современной архитектуре Москвы. // Проблемы воссоздания утраченных памятников архитектуры. М., 1998.
- Новиков В.А. Материалы для земледельческой статистики Оренбургской губернии. Оренбург, 1858.
- Образцовые проекты в жилой застройке русских городов ХУШ XIX вв. / Сост. Белецкая Е. А. М., 1961.
- Ожегов С.С. Типовое и повторное строительство в России в ХУШ -XIX вв. М., 1984.
- Оренбург 40-х гг. XIX столетия по описанию Ф. И. Базинера. // Труды
- Оренбургской ученой комиссии. Вып. XI. Оренбург, 1903.
- Оренбург / Сост. Футорянский Л. И. Челябинск, 1993.
- Оренбургские Епархиальные Ведомости. Оренбург, 1886. № 9.
- Оренбургские Епархиальные Ведомости. Оренбург, 1886. № 10.
- Оренбургские Епархиальные Ведомости. Оренбург, 1886. № 16.
- Оренбургские Епархиальные Ведомости. Оренбург, 1886. № 19.
- Оренбургские Епархиальные Ведомости. Оренбург, 1886. № 20.
- Оренбургские Епархиальные Ведомости. Оренбург, 1886. № 22.
- Оренбургские Епархиальные Ведомости. Оренбург, 1886. № 23.
- Оренбургские Епархиальные Ведомости. Оренбург, 1895. № 20.
- Оренбургские Епархиальные Ведомости. Оренбург, 1895. № 23.
- Оренбургские Епархиальные Ведомости. Оренбург, 1895. № 24.
- Оренбургские Епархиальные Ведомости. Оренбург, 1898. № 15.
- Оренбургские Епархиальные Ведомости. Оренбург, 1899. № 22.
- Оренбургские Епархиальные Ведомости. Оренбург, 1900. № 21.
- Оренбургский губернатор В. А. Перовский /Сост. Вертоусова Е. Г., Матвиевская Г. П., Прокофьева А. Г. Оренбург, 1999.
- Оренбургский край. Альманах оренбургского краеведческого музея. 1994−1995.
- Очерки истории Свердловска /Под ред. А. В. Бакунина. Свердловск, 1973.
- Павлова А.Л. Русский стиль в церковной архитектуре XIX века: храмы соборного типа: Автореф. дис.. канд. искус. М., 2002.
- Павловский Б.В. Искусство промышленного Урала 1700−1861: Автореф. дис.. докт. искус. М. Свердловск, 1965.
- Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российского государства, ч. 1−3 /5 кн./. Спб., 1773−1778.
- Памятники революционной России / Сост. Павлюченков. М., 1986.
- Памятная книжка Оренбургской губернии на 1865 г. Оренбург, 1864.
- Покровский И.М. Русские епархии в ХУ1-Х1Х веках, их открытие, состав и пределы. Т. 2 /ХУШ век/. Казань, 1913.
- Пронин Е.С. Формирование городских центров. М., 1983.
- Прянишников Н. Писатели-классики в Оренбургском крае. Чкалов, 1946.
- Радзивиллова E.H. Планировка и застройка центров промышленных городов Урала с основания до нашего времени: Автореф. дис.. канд. арх-ры. М., 1955.
- Райский П.Д. Путеводитель по городу Оренбургу. Оренбург, 1915.
- Раскин A.M. Архитектура классицизма на Урале. Свердловск, 1989.
- Раскин A.M. О периодизации и местных школах архитектуры классицизма на Урале // Из истории художественной культуры Урала. Свердловск, 1985.
- Рычков Н.П. Журнал или дневные записки по разным провинциям Российского государства, 1770 г. Спб., 1772.
- Рычков П.И. Топография Оренбургской губернии (1762). Оренбург,
- Рынков П.И. История Оренбургская (1730−1753). Оренбург, 1896.
- Славина Т.А. Константин Тон. JL, 1989.
- Современная советская скульптура. М., 1989.
- Стариков Ф. Историко-статистический очерк Оренбургского казачьего войска. Оренбург, 1891.
- Столпянский П.Н. Город Оренбург. Материалы к истории и топографии города. Оренбург, 1908.
- Стригалев А. Художник, время, среда. // Советское монументальное искусство, 73. М., 1975.
- Сытина Т.М. Архитектура русской провинции // История русского искусства / Под общ. ред. И. Э. Грабаря. Т. 6., М., 1961.
- Сытина Т.М. Архитектура русской провинции // История русского искусства / Под общ. ред. И. Э. Грабаря. Т. 8, кн. 1. М., 1963.
- Терехин A.C. Архитектура Прикамья ХУ1-Х1Х вв. Пермь, 1970.
- Терехин A.C. Пермь: Очерк архитектуры. Пермь, 1980.
- Толстой В.П. Искусство и общество. М., 1994.
- Толстой В.П. Монументальное искусство СССР. М., 1978.
- Толстой В.П. Советская монументальная живопись. М., 1958.
- Толстой В.П. У истоков советского монументального искусства 19 171 923 годов. М., 1983.
- Туманик А.Г. Русский православный кафедральный храм второй половины XIX века. Новосибирск, 2000.
- Фаворский В. О композиции // Искусство. 1933. № 1−2.
- Фаворский В. О монументальном искусстве // Московский художник. 1958. 15 апреля.
- Фаворский В. Первый опыт // Вопросы синтеза искусств. М., 1936.
- Фальк И.П. Записки путешествия академика Фалька. Спб., 1824−1825, 2 т./ Полное собрание ученых путешествий по России, т. 6−7.
- Фомин И.А. Архитектура классицизма // История русского искусства / Под общ. ред. И. Э. Грабаря. Т. 3. М., б. г.
- Ханыков Я. Географическое обозрение Оренбургского края // Материалы для статистики Российской империи, отд. П. Спб., 1839.
- Хомутецкий Н.Ф. Архитектура России с середины XIX в. по 1917 г. Новосибирск, 1960.
- Хомутецкий Н.Ф. Русские зодчие и строители в развитии строительной техники. Л., 1956.
- Челябинск. Градостроение вчера, сегодня, завтра. Челябинск, 1986.
- Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии. Уфа, 1859. 185. Чернавский Н. М. История Оренбургской Епархии в прошлом инастоящем. Оренбург, 1901.
- Чупин Н.К. В.Н.Татищев и его первое управление уральскими заводами // Сборник статей, касающихся Пермской губернии, в. 1. Пермь, 1882.
- Швидковский Д. О. Архитектура ближайшего будущего в контексте